Ремонт Стены Уход

Методология педагогики. Теоретические методы педагогического исследования

Метод исследования - это способ, который позволяет решить задачи и достичь цели исследования. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете. Каждая наука использует свои методы, которые отражают особенности изучаемых явлений.

Спектр методов, используемых при выполнении педагогического исследования достаточно широк. Традиционно методы педагогического исследования делятся на две группы: теоретические и эмпирические.

Теоретические методы (анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, моделирование и др.) связаны с мысленным проникновением в сущность изучаемого педагогического явления или процесса, построением моделей их идеальных состояний. Теоретические методы предполагают глубокий анализ фактов, раскрытие существенных закономерностей, образование мысленных моделей, использование гипотез и др.

Методы эмпирического исследования (наблюдение, опросные методы, эксперимент и др.) основаны на опыте, практике. Суть эмпирических методов состоит в фиксации и описании явлений, фактов, видимых связей между ними.

Для решения конкретных задач применяется множество исследовательских методов.

Т.П.Сальникова обращает внимание, что выбор методов выполнения педагогического исследования обусловлен системой правил и норм и основывается на следующих принципах:

· совокупности (комплекса) методов исследования;

· их адекватности существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается получить, возможностям исследователя;

· запрета экспериментов и использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способных нанести вред испытуемым.

Выбранные адекватно задачам, методы и способы поисковой деятельности позволяют воплотить идею и замысел, проверить гипотезы, разрешить поставленные проблемы.

Эмпирические, теоретические методы педагогического исследования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Теоретические методы предполагают проникновение в сущность изучаемого процесса или явления и состоят в их объяснении, в построении идеального конструкта решения педагогической проблемы. А эмпирические методы позволяют описывать состояние решения педагогической проблемы в современной образовательной практике; обусловливают возможность практической проверки спроектированного теоретического конструкта решения педагогической проблемы.



Рассмотрим основные характеристики и особенности методов педагогического исследования.

Теоретические методы педагогического исследования

Анализ - это мысленное выделение отдельных частей, связей на основе расчленения целого. Например, изучая своеобразие организации педагогического процесса в классах развивающего образования, можно для анализа вычленить отдельно его цели, содержание, принципы, методы, формы, средство, контроль. После выполнения аналитической работы возникает необходимость синтеза, объединения результатов анализа в общей системе исследования. На основе синтеза предмет воссоздается как система связей и взаимодействий с выделением наиболее существенных из них.

В.И.Загвязинский обращает внимание, что с анализом и синтезом теснейшим образом связаны методы абстрагирования и конкретизации . Под абстрагированием понимают мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей для более глубокого изучения. Предельным случаем абстракции является идеализация, в результате которой создаются понятия об идеализированных, реально не существующих объектах. Однако именно эти идеализированные объекты служат моделями, позволяющими гораздо глубже и полнее выявить некоторые связи и закономерности, проявляющиеся во многих реальных объектах. В педагогике тоже возможно создание идеализированных объектов, скажем «идеальный воспитанник» (лишенный всяких недостатков), «идеальный педагог», «идеальная школа» и др. Метод конкретизации по своей логической природе противоположен абстрагированию. Он заключается в учете специфики, своеобразия решения исследуемой педагогической проблемы с конкретным ребенком, с конкретной группой учащихся.

Метод моделирования служит также задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов, ищет их новые сочетания, делает их мысленную перекомпоновку, т.е. моделирует требующееся состояние изучаемой системы. Создаются модели-гипотезы и на этой основе строятся рекомендации и выводы, проверяемые затем на практике. Таковы, в частности, и проектируемые модели новых типов образовательных заведений, например, школы с разноуровневым обучением; и проектируемые модели организации учебно-воспитательных процессов, например, учебно-воспитательный процесс в гимназическом историко-правовом профильном классе.

Эмпирические методы педагогического исследования

1). Наблюдение - один из самых распространенных методов педагогического исследования. Под наблюдением понимается целенаправленное, согласно заранее разработанному плану, фиксирование тех проявлений личности или деятельности, которые интересуют исследователя.

Наблюдение может быть включенным и невключенным. Включенное наблюдение предполагает, что исследователь на определенное время сам становится членом той группы детей, которая стала объектом изучения. Если вы станете признанным детьми членом их сообщества, то сумеете узнать о них так много, как никакой другой метод не позволит этого сделать. Невключенное наблюдение предполагает наблюдение "со стороны". Так же различают открытое наблюдение, когда дети знают, что они являются объектами изучения, и скрытое, при котором школьники не подозревают, что за их поведением и деятельностью ведется наблюдение.

К числу преимуществ наблюдения как метода исследования можно отнести то, что оно позволяет фиксировать событие в момент его протекания и получить информацию о реальном поведении детей (при скрытом наблюдении). К недостаткам наблюдения можно отнести следующие:

Влияние субъективного фактора на интерпретацию результатов наблюдения (личностные особенности исследователя, его установки, предшествующий опыт, эмоциональное состояние),

При использовании открытого наблюдения на результат влияет факт знания детьми, что за нами ведется наблюдение, срабатывает установка на "одобряемое" поведение;

Наблюдение требует значительных затрат времени;

Не все явления можно изучить с помощью этого метода исследования, сфера наблюдения ограничена.

Обязательными условиями осуществления наблюдения являются наличие цели (что вы наблюдаете и для чего?), плана наблюдения и фиксирования его результатов в дневнике, таблицах, матрицах, в которых ведется учет. Например, вы ведете наблюдение за ребенком, которого не принимают в коллективе. Одной из возможных причин этого может быть повышенная тревожность ребенка, которая осложняет его жизнь и становится серьезным эмоциональным барьером в его общении со сверстниками. В данном случае цель наблюдения может быть следующая: определить уровень тревожности ребенка. В качестве плана наблюдения можно использовать признаки, в которых выражаются формы "тревожно­го" поведения:

· "играет героя" , особенно когда ему делают замечания;

· не может удержаться, чтобы не "играть роль" перед окружающими;

· склонен "прикидываться дурачком";

· слишком смел, рискует без надобности;

· заботиться о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством;

· навязывается другим, им легко управлять;

· любит быть в центре внимания;

· играет с детьми старше себя;

· хвастает перед детьми;

· паясничает (строит из себя шута)

· шумно ведет себя, когда педагога нет рядом;

· подражает хулиганским выходкам других.

· Фиксировать данные наблюдения можно в составленной таблице.

2). Опросные методы

Метод опроса становится все более популярным в практике педагогических исследований. Опрос может быть непосредственным (беседа, интервью) и опосредованным (анкетирование). Различают так же групповой и индивидуальный опрос, очный и заочный, устный и письменный.

Беседа - это метод получения информации на основе диалога исследователя и исследуемого. Главное условие успеха беседы - установление личностных контактов с ребенком, создание дружеской атмосферы, доверительности. Когда ребенок видит человека заинтересованного, который стремиться понять его и помочь, не критикует, не осуждает, не навязывает свою точку зрения, а может просто выслушать или дать дельный совет, тогда можно рассчитывать на искренность школьника. Беседа требует особой гибкости и чуткости, знания индивидуальных особенностей ребят, умения слушать и разбираться в эмоциональном состоянии.

Беседа может быть индивидуальной, групповой или коллективной. В любом случае она требует серьезной подготовки. Необходимо продумать цель беседы, определить предмет разговора, составить план ее проведения, сформулировать вопросы, подобрать проблемные ситуации, противоречивые точки зрения к обсуждаемой проблеме и т.п. При постановке цели беседы нельзя ограничиваться только задачами своего исследования. Для школьников она должна носить познавательный характер. Например, в ходе беседы на тему "Как мы проводим свое свободное время?" студентка вместе с ребятами ответила на вопросы "Какое время можно считать свободным?», "Много ли у нас свободного времени?", "Чем можно заняться в свободное время?", "Куда можно пойти в свободное время в нашем городе?" и др. Данные, полученные в беседе с детьми, фиксируются и сопоставляются с данными, полученными с помощью других методов исследования.

Беседаносит характер взаимного обмена информацией. В случае, когда исследователь только задает вопросы, не высказывая своего мнения, мы имеем дело с интервьюированием.

Если опрос проводится письменно, мы говорим об анкетировании. Большим плюсом анкетирования является то, что исследованием может быть охвачено любое количество учащихся, полученные данные достаточно легко обрабатываются. Однако следует иметь в виду, что составление анкет - это сложный процесс, требующий профессиональных знаний, поэтому лучше воспользоваться готовыми анкетами.

По форме анкеты могут быть разделены на открытые, когда ответ на поставленный вопрос формулируют сами учащиеся, и закрытые, когда предлагается перечень возможных вариантов ответа.

Например, открытые вопросы анкеты:

Что будет, если сделать обучение необязательным для подростков?

Что значит, по – твоему, быть счастливым?

Как ты думаешь, что такое гармоничный человек?

Закрытые вопросы:

1. Доволен ли ты своими школьными достижениями?

а) очень доволен,

б) доволен,

в) не совсем доволен,

г) не доволен,

д) совсем не доволен.

2. Сравнивая себя с другими, вы находите что:

а) вас недооценивают,

б) вы не хуже остальных,

г) вы годитесь в лидеры.

Используется вариант полузакрытых вопросов, в которых перечень вариантов ответа заканчивается словом "другое". Например:

В свободное время я чаще всего

б) общаюсь с друзьями,

в) читаю книги,

г) смотрю телевизор,

е) другое

Часто в анкетах используется дихотомическая форма ответов, когда ребенок выбирает один из двух взаимоисключающих друг друга ответов, например,

1. Меня раздражают учителя, которые не могут понять меня

б) неверно.

2. Мне бывает трудно в незнакомой компании

В случае, если вы сами составляете анкету, следует придерживаться следующих правил:

1. Вопросы анкеты должны соответствовать той проблеме, которую вы изучаете, и цели вашего опроса.

2. Формулировка вопросов должна быть четкой, ясной и понятной ребенку, соответствовать его уровню знаний и жизненному опыту.

3. Предложенные вопросы должны обеспечить искренность и правдивость ответов.

4. В анкету включаются наиболее существенные вопросы, ответы на которые можно получить только путем анкетирования.

3). Исследователя всегда интересует - не внешняя сторона деятельности (поступок), а внутренняя ее суть (мотив поступка, интересы, взгляды, оценки). Отношения выявляют себя только в ситуации выбора, которую создает экспериментатор с помощью различных диагностических методик. С их помощью изучаются групповые и личностные установки, отношения к друзьям, к самому себе, к будущему и т. д.

Рассмотрим некоторые методики:

Незаконченное предложение:

У меня всякий раз возникает желание поспорить, когда...

Для меня школа - это...

Настоящий учитель - это тот, кто...

На уроке я стремлюсь к тому, чтобы...

Метод недописанного рассказа:

"Возвращаясь из школы домой, я увидел около своего подъезда бездомную дворнягу с пораненной лапой... "

Составление списка приоритетов: Расставьте предложенные понятия по степени важности для вас: Внешность. Честность. Успех. Образование. Семья. Престиж. Свобода. Законопослушность. Собственность. Власть. Здоровье. Равенство. Деньги. Творчество.

Выбор жизненного девиза: Какой из жизненных девизов ты бы выбрал в качестве руководящей идеи?

· Бороться, искать, найти и не сдаваться.

· Жить как все.

· Красота спасет мир.

· Береги честь смолоду.

· Ты делаешь себя в этой жизни только сам.

· Все достигается путем тренировки.

· Другой девиз (напишите)

Выбор образца для подражания: «Кто в твоей жизни является образцом для подражания?

· исторические личности,

· литературные герои.

· современники».

Составление характеристики на самого себя:

· Напиши три слова, которые, по твоему мнению, точнее всего характеризуют тебя.

· Напиши на себя характеристику, которую ты бы хотел подучить от окружавших.

· Представь, что тебе уже 40 лет и тебе нужно написать свою автобиографию. Что бы ты написал в ней?

Фантастический выбор:

· Мы едем на необитаемый остров навсегда, что мы возьмем с собой?

· Если бы ты был волшебником, что бы ты сделал в первую очередь?

· Если бы наш класс был корабль, то какой, на твой взгляд, он бы был?

Ассоциативный тест:

С каким цветом (животным, историческим периодом, родом войск, бытовым прибором, растением, частью квартиры и т.п.) ассоциируется твоя школа?

Цветограмма: Положите на стол красные карточки, если вам понравился наш разговор, дело понравилось, синие, если не очень, белые, если совсем не понравилось.

Такие методы дают возможность в течение сравнительно короткого отрезка времени узнать ребенка, проследить динамику его развития. Нужно отметить, что приведенные методики - это не только инструмент исследователя, но и методы самопознания ребятами самих себя. Ребенок, который задумался над тем, кто он, какой он, сделал большой шаг в своем развитии.

4) Тестирование – это исследовательский метод, использующий стандартизованные вопросы и задачи – тесты, которые позволяют с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида знаний, умений, навыков, личностных характеристик, а также определить их соответствие определенным нормам или сравнить с развитием исследуемого качества у испытуемого в более ранний период.

Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет определенную деятельность: это может быть решение задач, рисование, рассказ по картинке и прочее - в зависимости от используемой методики; происходит определенное испытание, на основании результатов которого исследователь делает выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных свойств.

Различают следующие основные виды тестов:

Тесты достижений - тесты, служащие для выявления учебных или профессиональных знаний, умений и навыков, включающие в себя решение задач, имеющих учебное или профессиональное содержание. В качестве примера могут служить все случае тестовых экзаменационных испытаний, например, единый государственный экзамен.

Тесты способностей представляют собой специально подобранный стандартизованный набор заданий, служащий для оценки потенциальной способности человека решать различные задачи. Тесты способностей предназначены для измерения уровня развития определенных способностей (памяти, мышления, интеллекта, профессиональных и пр.). Любая разновидность тестов интеллекта также может рассматриваться как тест способностей. Так, тест Станфорда – Бине, шкалы Векслера и разнообразные групповые тесты интеллекта применяются в образовательных учреждениях всех уровней в качестве тестов академических способностей, поскольку признано, что с их помощью можно предсказать академическую успеваемость. Для выявления специфических способностей, например к науке или языкам, разрабатываются специальные тесты.

Личностные тесты - тесты, с помощью которых измеряются различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения.

При этом используются опросники или проективные тесты. Опросники личностные - разновидность опросников, направленных на измерение различных особенностей личности. Личностные опросники делятся на: а) опросники черт личности; б) опросники типологические; в) опросники мотивов; г) опросники интересов; д) опросники ценностей; е) опросники установок.

Проективный - один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций особенностей личности испытуемого в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Метод обеспечивается совокупностью проективных методик (проективных тестов), среди которых различают: а) ассоциативные (например, тест Роршаха, тест незаконченных предложений и др.); б) интерпретационные (например, тематический апперцептивный тест тот, в котором требуется истолковать социальные ситуации, изображенные на картинках); в) экспрессивные (психодрама, рисунок человека или несуществующего животного и др.).

Таким образом, тест всегда связан с измерением проявления того или иного психологического свойства личности и оценкой уровня его развития или сформированности.

При проведении тестирований необходимо придерживаться ряда правил.

5). Изучение продуктов деятельности - метод исследования, при котором используют систему процедур, направленных на сбор, систематизацию, анализ и толкование продуктов деятельности человека, этот метод позволяет опосредованно изучать сформированности знаний, умений, навыков, интересов, способностей человека, не вступая с ним в контакт.

Анализ личных документов (фотографий, дневников, автобиографий, личных дел, тетрадей, творческих работ) дает материал для исследования жизненного пути личности, ее отношения к учебе, уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков.

В педагогическом исследовании в качестве материализованных продуктов деятельности воспитанников могут быть рассмотрены такие, как сочинения, творческие, проверочные работы учащихся, их рисунки, поделки.

Изучение продуктов деятельности позволяет судить о готовности человека к участию в определенном виде деятельности, о достигнутом уровне деятельности и о самом процессе выполнения деятельности, об отношении человека к деятельности и ее результатам.

6). Контeнт-анализ . Нередко интерес представляют размышления самого испытуемого о том, какие изменения произошли в нем самом в процессе и в результате включения его в некоторую систему взаимодействий, взаимоотношений. В данном случае речь идет об использовании такого метода педагогического исследования как контeнт-анализ.

Контeнт-анализ (англ. contents - содержание) - научный метод выявления и оценки характеристик текстов и речевых сообщений.

Порядок применения метода контeнт-анализ предполагает: сбор текстов, составленных испытуемыми; определение значимых для исследования единиц анализа текстового материала; интерпретация тестовых сообщений испытуемых с позиции выбранных единиц.

6). Изучение и обобщение педагогического опыта

Любое педагогическое исследование обращается к опыту практических работников: учителей, воспитателей, методистов. Часть ученых под педагогическим опытом понимает практическую педагогическую деятельность и результат этой деятельности, т. е. рассматривает педагогический опыт в широком смысле слова. В более узком под педагогическим опытом понимается мастерство педагога. Часто говорят о передовом педагогическом опыте, под которым имеется в виду "опыт работы того или иного учителя, школы, районо и т.п., достигающий таких результатов, которые наиболее отвечают предъявляемым требованиям на том или ином этапе развития" (М. В Зверева).

Какими критериями можно руководствоваться при определении передового опыта? Перечислим некоторые из них:

· Более высокая результативность в учебной или воспитательной работе, чем у других.

· Научная обоснованность работы.

· Достаточно продолжительное функционирование (минимум в течение года).

· Творческая новизна.

· Актуальность.

· Сокращение затрат времени на достижение высоких результатов (по сравнению с типичными).

По степени творчества передовой опыт может быть:

· модификационным, т.е. чей-то опыт используется в новых условиях,

· комбинаторный, в котором сочетаются подходы и приемы, использованные разными педагогами,

· новаторский, предполагающий создание принципиально новых методов,

· исследовательский опыт.

Способы изучения опыта:

· Анализ публикаций.

· Анализ документации педагога (доклады, отчеты, планы и т. п.).

· Наблюдение за деятельностью учителя или воспитателя.

· Анализ работ учащихся (тетради, сочинения, поделки, рисунки и др.).

· Изучение уровня обученности и воспитанности учащихся.

· Беседа с учителем, учащимися, родителями, коллегами.

· Обобщение и описание опыта

Работа по изучению педагогического опыта проходит в несколько этапов:

1. Сбор фактов, с помощью перечисленных выше способов.

2. Классификация собранной информации по проблемам.

3. Структурирование деятельности педагога по собранному материалу; представление его опыта как целостной системы.

4. Роль творчества в исследовательской деятельности

Теоретические методы педагогического исследования

К теоретическим методам исследования относятся изучение литературных источников , теоретический анализ , методылогических обобщений и моделирования .

Изучение литературных источников в педагогическом исследовании позволяет находить и отбирать необходимую информацию. Предметами изучения при использовании этого метода являются научно-методическая литература, нормативно-правовые акты в сфере образования, образовательные стандарты, типовые учебные планы и программы, а также разнообразные электронные документы. В реализации этого метода используются традиционные приёмы работы с литературой: конспектирование, реферирование, составление библиографии, аннотирование, цитирование, составление логических схем текста. Кроме того, при изучении электронных документов возможно полное копирование и сохранение источника на доступном носителе, сжатие и архивация документа, распечатка всего документа либо его фрагмента (например, оглавления, электронного адреса или прилагаемой аннотации), поиск данных по ключевым словам и т.д.

Теоретический анализ как метод познания предполагает осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой.

При теоретическом анализе полученные эмпирическим путём данные могут:

Сопоставляться с научно обоснованными и многократно подтверждёнными на практике фактами;

Сравниваться с данными того же класса, полученными ранее в этой же или подобной системе;

Соотноситься с целями и задачами управляемого процесса;

Осмысливаться как конечные или промежуточные результаты некоторой деятельности;

Обобщаться в виде кратких выводов.

Результатами теоретического анализа могут быть:

Установление степени достоверности полученных данных;

Выявление сходств и отличий, соответствий и несоответствий в анализируемой информации;

Выявление тенденций;

Прогнозирование дальнейшего развития управляемого объекта;

Определение наиболее эффективных методов познания и преобразования тех или иных объектов управления, частей управляемого процесса;

Обоснование существующих противоречий, проблем и возможных путей их разрешения.

Рис. 2.5. Пример использования теоретического анализа

Прокомментируем рис. 2.5. Факт 1 подтверждается всеми тремя методами, значит, он проявляется устойчиво, а информация, свидетельствующая о его наличии, наиболее достоверна. Факты 2 и 3 установлены двумя методами из трёх, что значительно снижает вероятность ошибки в получении и обработке данных, однако достоверность этих сведений не столь высока, как у предыдущего факта. Факты 4 и 5 зафиксированы лишь одним методом из трёх. Достоверность этих данных требует уточнения: возможно, что эти факты единичны и в целом не влияют на общую картину состояния управляемого объекта, но может оказаться, что некоторый факт достоверно установлен лишь одним из нескольких применённых методов потому, что остальные методы просто не рассчитаны на выявление подобных фактов. В каждом из этих случаев недостаточно просто зафиксировать факт, необходимо ещё и теоретически осмыслить связи, которые позволили его обнаружить.

Индукция и дедукция являются методами логических обобщений . Индукция как путь от частного к общему предполагает выявление общих свойств и зависимостей на основе известных частных фактов. При дедукции логика обратная: менеджер, зная общие свойства и зависимости объектов данного класса, делает вывод о наличии этих свойств и зависимостей в частных случаях явлений и процессов того же класса. Индукция и дедукция применяются и для построения рассуждений при анализе полученных данных. При индукции рассуждение строится от частных фактов к общим умозаключениям; при дедукции – от общих, заранее известных исследователю принципов, закономерностей к выявлению и объяснению частных фактов.

Педагогическое моделирование – это метод создания и изучения научно-педагогических моделей. Научно-педагогическая модель – мысленно представленная или материально реализованная система, адекватно отображающих исследуемый предмет педагогической действительности.

Признаки научной модели:

1) идеальная система, оптимизированная для изучения;

3) способна замещать моделируемый объект;

4) изучение модели даёт новую информацию о предмете исследования.

Главным преимуществом модели является целостность представленной информации, дающая возможность осуществлять синтетический подход в познании данного объекта. Педагогическое моделирование помогает осмыслить предмет исследования в различных условиях.

Например, в некоторой педагогической системе требуется определить, какими свойствами должен обладать определённый компонент, чтобы значительно улучшились показатели другого компонента, который формируется в результате довольно сложного процесса (рис.2.6).

Рис. 2.6. Создание научной модели предмета исследования

Вся система в целом – объект исследования, а связь выделенных компонентов – предмет исследования. Для исследования нужен именно предмет, и чтобы корректно выделить его из объекта, не упустив ничего важного, создаётся модель, в которой можно изменять компоненты системы или изменять её внутреннюю структуру, осмысливая, как те или иные изменения повлияют на предмет исследования.

Итак, моделирование позволяет выделить в объекте исследования наиболее существенное – то, что относится к исследуемому предмету. Создав модель, в дальнейшем можно сосредоточиться на её изучении, теоретически разработать оптимальную систему – и только после этого проверять её в реальных условиях педагогического процесса.

Методы исследования………………………………………..……...3

1.1. Эмпирические методы……………………………………..…….3

2.Опросные методы……………………………………………….…..6

2.1. Анкетирование……………………………………………….…...7

2.2. Метод педагогического консилиума……………………….……8

2.3. Метод диагностирующих контрольных работ………………....8

2.4. Метод педагогического эксперимента………………………….10

4. Теоретические методы педагогического исследования………….14

5.Польза и универсальность моделирования………………………...17

5.1. Другие теоретические методы……………………………………19

6. Количественные и качественные методы………………………….20

Выводы………………………………………………………...……….23 Литература………………………………………………...……………24

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Методы педагогического исследования (теоретические, эмпирические, методы качественного и количественного анализа)»

Выполнила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №201»

Казянина Алена Александровна

Нижний Новгород 2016

1.Методы исследования………………………………………..……...3

1.1. Эмпирические методы……………………………………..…….3

2.Опросные методы……………………………………………….…..6

2.1. Анкетирование……………………………………………….…...7

2.2. Метод педагогического консилиума……………………….……8

2.3. Метод диагностирующих контрольных работ………………....8

2.4. Метод педагогического эксперимента………………………….10

4. Теоретические методы педагогического исследования………….14

5.Польза и универсальность моделирования………………………...17

5.1. Другие теоретические методы……………………………………19

6. Количественные и качественные методы………………………….20

Выводы………………………………………………………...……….23 Литература………………………………………………...……………24

1 . МЕТОД ы исследования.

Метод - нормативная модель исследовательской деятельности.

Она направлена на выполнение определенной научной задачи и реализуется в совокупности приемов и процедур. Чем богаче арсенал методов той или иной науки, тем успешнее деятельность ученых. По мере возрастания сложности научных задач повышается зависимость полученных результатов от степени разработанности исследовательского инструментария.

Прежде чем обратиться к характеристике методов педагогической науки, необходимо упомянуть два основных принципа выбора их для решения конкретных исследовательских задач. Первый из них - принцип множества методов исследования означает, что для решения любой научной проблемы используется не один, а несколько методов. При этом сами методы реконструируются ученым в расчете на согласование их с природой исследуемого явления. Второй - принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и продукту, который должен быть получен.

Рассмотрим основные методы педагогических исследований. Их принято подразделять на эмпирические и теоретические.

  1. Эмпирические методы.

Едва ли не самым распространенным из них является метод наблюдения. Это - непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений, процессов. Наряду с непосредственным прослеживанием хода наблюдаемых процессов практикуется и опосредованное, когда сам процесс скрыт, а его реальная картина может фиксироваться по каким-либо показателям. Например, ведутся наблюдения за результатами эксперимента по стимулированию познавательной активности учащихся. В этом случае одним из показателей сдвигов служит успеваемость школьников, зафиксированная в формах оценок, темпов освоения учебной информации, объемов освоенного материала, фактов личной инициативы учащихся в добывании знаний. Как видим, сама познавательная активность учащихся поддается регистрации не прямо, а опосредованно.

Различаются несколько видов наблюдений. Прежде всего, это наблюдение непосредственное и опосредованное, где действуют сам исследователь или его ассистенты или же факты фиксируются по нескольким косвенным показателям. Выделяются далее сплошные или дискретные наблюдения. Первыми охватываются процессы в целостном виде - от их начала до завершения. Вторые представляют собой пунктирное, выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов. Например, при исследовании трудоемкости учительской и ученической работы на уроке наблюдается весь цикл обучения от его старта в начале урока до конца.

Наблюдение может быть проведено с одной из трех позиций: нейтральной, с позиции руководителя педагогического процесса и при включении исследователя в реальную естественную деятельность. Например, ученый ведет наблюдение за спадом и подъемом интеллектуальной инициативы учащихся во время уроков по гуманитарным и негуманитарным школьным дисциплинам. В этом случае он располагается в классе так, чтобы держать в поле зрения всех, но самому быть незаметным. Наблюдение же со второй позиции предполагает, что исследователь сам ведет урок, сочетая практические задачи с исследовательскими. Наконец, третья позиция предполагает включение исследователя в структуру действия испытуемых в качестве рядового исполнителя всех познавательных операций вместе с учащимися.

К разновидностям научных наблюдений в педагогике относят и такие, как открытое и скрытое наблюдение. Первое означает, что испытуемым известно, что за ними наблюдают, и они сами наблюдают, как работает исследователь. Скрытое наблюдение предполагает, что наблюдатель остается незамеченным. Разница между первым и вторым состоит в сопоставлении данных о ходе педагогических процессов и поведении участников образовательно-воспитательного взаимодействия в условиях ощущения поднадзорное™ и свободы от глаз посторонних.

В методологическом арсенале существуют и такие виды наблюдения, как лонгитюдное (продолжительное) и ретроспективное (обращенное к прошлому). Предположим, изучаются условия развития математических способностей школьника с первого до одиннадцатого класса. При лонгитюдном наблюдении исследователь стоит перед необходимостью анализа условий и их влияния на школьника в течение 11 лет. При ретронаблюдении движение к получению фактов идет в обратном направлении. Исследователь использует биографические данные студента или специалиста, чтобы вместе с ними или с их школьными учителями выявить то, что оказало решающее влияние на прогресс математических способностей испытуемых в школьные годы.

Материалы наблюдения фиксируются с помощью таких средств, как протокольные, дневниковые записи, видео- и кинорегистрации, фонографические записи и др. В заключение заметим, что метод наблюдения при всех его возможностях ограничен: он позволяет обнаруживать лишь внешние проявления педагогических фактов, внутренние же процессы остаются для наблюдений недоступными.

Слабым моментом организации наблюдения подчас является недостаточная продуманность системы признаков, по которым можно фиксировать проявление того или иного факта, отсутствие единства требований в применении этих признаков всеми участниками наблюдений.

2. Опросные методы.

Методы этой группы сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого спектра. Они применяются в социологии, демографии, политологии, в других науках. К опросным методам науки примыкает практика работы государственных служб изучения общественного мнения, переписей населения, сбора информации для принятия управленческих решений. Опросы различных групп населения лежат в основе государственной статистики.

В педагогике используются три общеизвестные разновидности опросных методов: беседа, анкетирование, интервьюирование. Беседа - диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. К общим правилам использования беседы относятся: выбор компетентных респондентов (т. е. тех, кто отвечает на вопросы); обоснование и сообщение мотивов исследования, соответствующих интересам испытуемых; формулировка вариаций вопросов, включающих вопросы «в лоб», вопросы со скрытым смыслом, вопросы, проверяющие искренность ответов, и другие. Практикуются открытые и скрытые фонограммы исследовательской беседы.

Близок к методу исследовательской беседы метод интервью. Здесь исследователь как бы задает тему для выяснения точки зрения и оценок испытуемого по изучаемому вопросу. Правила интервьюирования включают создание условий, располагающих испытуемых к искренности. Как беседа, так и интервью более продуктивны в обстановке неофициальных контактов, симпатий, вызываемых исследователем у испытуемых. Лучше, если ответы опрашиваемого не записывают у него на глазах, а воспроизводят позже по памяти. Нельзя допускать, чтобы опрос был похож на допрос.

2.1.Анкетирование .

как письменный опрос более продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации. Существует несколько видов анкетирования. Контактное анкетирование осуществляется при раздаче, заполнении и сборе исследователем заполненных анкет при непосредственном его общении с испытуемыми. Заочное анкетирование организуется посредством корреспондентских связей. Анкеты с инструкциями рассылаются по почте, возвращаются таким же способом в адрес исследовательской организации. Прессовое анкетирование реализуется через анкету, размещенную в газете. После заполнения таких анкет читателями редакция оперирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса.

Известны три типа анкет. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого. Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответы. Наконец, смешанная анкета содержит элементы и той и другой. В ней часть ответов предлагается на выбор, в то же время оставляются свободные стро-

ки с предложением сформулировать ответ, выходящий за пределы предложенных вопросов.

Существует ряд конкретных требований к применению этого метода:

  • подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление и дающих надежную информацию;
  • исключение подсказок в формулировках вопросов;
  • предупреждение двойственного понимания смысла вопросов;
  • использование как закрытых анкет с ограничением вариантов ответов, подобранных преподавателем, так и открытых, позволяющих опрашиваемому высказать свое собственное мнение;
  • использование предварительной проверки степени понимания вопросов анкеты на небольшом числе испытуемых и внесение корректив в содержание анкеты.

Должна быть обеспечена репрезентативность выборки (т. е. представительность числа анкетируемых), позволяющая считать полученную информацию типичной для современных условий.

2.2 . Метод педагогического консилиума

Предполагает обсуждение результатов изучения воспитанности школьников по определенной программе и по единым признакам, совместное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений в сформированности каких-либо черт личности, а также совместную выработку средств преодоления недостатков.

2.3. Метод диагностирующих контрольных работ.

Такие работы могут носить письменный или лабораторно-практический характер. Их эффективность обусловливается рядом требований.

1. Проверка должна:

А) давать информацию обо всех основных элементах подготовленности учащихся: фактических знаниях, специальных умениях, навыках учебного труда и познавательной деятельности; б) представлять достаточно полный объем информации, чтобы можно было сделать объективные выводы о той или иной стороне подготовленности учащихся; в) обеспечивать валидность информации, даваемой каждым приемом контроля.

2. Используемые методы должны давать информацию как можно более оперативно с оптимальной частотой и желательно в те моменты, когда еще можно регулировать процесс обучения.

3. Задания, включаемые в содержание контрольных работ, должны удовлетворять следующим требованиям: а) содержать вопросы наиболее сложные и трудные для усвоения, а также актуальные для дальнейших этапов обучения; б) выполнение совокупности заданий должно дать материалы для построения целостного представления об особенностях умственной деятельности ученика; в) выполнение должно отражать сформированность наиболее универсальных и интегрированных приемов учебного труда, сложных для овладения и актуальных для основных этапов обучения.

Диагностирующие работы могут классифицироваться: по цели - комплексные, проверяющие весь путь основных параметров учебных возможностей, а также локальные, проверяющие отдельные параметры;

по месту в учебном процессе - тематические, четвертные и годовые;

по форме организации - контрольная письменная, текущая письменная, экспериментальная работа; дошкольные упражнения;

по объему и структуре содержания - работы по одной теме, по ряду тем, программированного типа, непрограммированного типа;

по оформлению ответов - работы с описанием хода рассуждений, с лаконичными ответами, с решениями без описания хода рассуждений;

по расположению заданий - работы с нарастанием сложности задания и убыванием их сложности, с разнообразным чередованием заданий по их сложности.

Применение комплекса приемов по определению уровня знаний и умений у школьников позволяет:

выявить характер и степень пробелов в знаниях и умениях; определить причины этих пробелов и обстоятельства, мешающие их преодолению;

осуществить меры по нейтрализации факторов, вызывающих новые пробелы в знаниях;

организовать систему мер по восполнению недостающих знаний с одновременным овладением новым учебным материалом.

2.4. Метод педагогического эксперимента.

Относят к основным для педагогической науки. Определяется он в обобщенном смысле как опытная проверка гипотезы. По масштабу эксперименты бывают глобальные, охватывающие значительное число испытуемых, локальные и микроэксперименты - с минимальным охватом участников. Сложились определенные правила организации педагогических экспериментов. К ним относят такие, как недопустимость риска для здоровья и развития испытуемых, гарантии от нанесения вреда для их самочувствия, от ущерба для жизнедеятельности в настоящем и будущем. В организации эксперимента действуют методологические предписания, среди которых - поиск экспериментальной базы по правилам репрезентативной выборки, пред- экспериментальная разработка показателей, критериев и измерителей для оценки эффективности влияния на результаты обучения, воспитания, составление гипотетических разработок, которые проходят опытную проверку.

Педагогический эксперимент является методом комплексного характера, так как предполагает совместное использование методов наблюдений, бесед, интервью, анкетных опросов, диагностирующих работ, создание специальных ситуаций и др. Этот метод служит для решения следующих задач исследования:

  • установление зависимости между определенным педагогическим воздействием (или их системой) и достигаемыми при этом результатами в обучении, воспитании, развитии школьников;
  • выявление зависимости между определенным условием (системой условий) и достигаемыми педагогическими результатами;
  • определение зависимости между системой педагогических мер или условий и затратами времени и усилий педагогов и учащихся на достижение определенных результатов;
  • сравнение эффективности двух или нескольких вариантов педагогических воздействий или условий и выбора для них оптимального варианта с точки зрения какого-то критерия (эффективность, время, усилия, средства и т.д.);
  • доказательство рациональности определенной системы мер по ряду критериев одновременно при соответствующих условиях;
  • обнаружение причинных связей.

Сущность эксперимента состоит в том, что он ставит изучаемые явления в определенные условия, создает планомерно организуемые ситуации, выявляет факты, на основе которых устанавливается неслучайная зависимость между экспериментальными воздействиями и их объективными результатами.

В отличие от изучения педагогического явления в естественных условиях путем непосредственного наблюдения эксперимент позволяет:

  • искусственно отделять изучаемое явление от других;
  • целенаправленно изменять условия педагогического воздействия на испытуемых;
  • повторять отдельные изучаемые педагогические явления примерно в тех же условиях.

Педагогический эксперимент - это своеобразный комплекс методов исследования, предназначенный для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез. Он позволяет глубже, чем другие методы, установить характер связи между различными компонентами педагогического процесса, между факторами, условиями и результатами педагогического воздействия; проверить эффективность тех или иных педагогических нововведений; сравнить эффективность различных факторов или изменений в структуре процесса и выбрать наилучшее их сочетание для данных условий; выявить необходимые условия для реализации определенного комплекса задач известными средствами; обнаружить особенности протекания процесса в новых условиях и т.д. Эксперимент позволяет установить закономерные связи между явлениями не только в качественной, но и в количественной форме.

Наиболее важные условия эффективности эксперимента:

  • предварительный тщательный теоретический анализ явления, его исторический обзор, изучение массовой практики с целью максимального изучения поля эксперимента и его задач;
  • конкретизация гипотезы, т.е. необходимость экспериментального доказательства ввиду новизны, необычности, несовпадения с существующими мнениями. В этом смысле гипотеза не просто постулирует, что данное средство улучшит результаты процесса (порой это очевидно и без доказательства), а высказывает предположение, что это средство из ряда возможных окажется наилучшим для определенных условий.

Эффективность эксперимента зависит от умения четко сформулировать его задачи, разработать признаки и критерии, по которым будут изучаться явления, средства, оцениваться результат и пр. Целесообразно внести в структуру научного исследования специальную процедуру доказательства доступности делаемых из эксперимента выводов и рекомендаций. Без такого доказательства выводы часто оказываются недоступными с точки зрения расходов времени и усилий учителей и учащихся для применения в условиях массовой школы.

  1. Методы рейтинга и самооценки.
  • компетентность;
  • креативность - способность решать творческие задачи;
  • положительное отношение к экспертизе;
  • отсутствие склонности к конформизму, т. е. чрезмерному следованию авторитету в науке, научная объективность;
  • аналитичность и широта мышления;
  • конструктивность мышления;
  • свойство коллективизма;
  • самокритичность.

Самооценка осуществляется по программе, предполагающей указание степени затруднений, которые испытывают учителя в том или ином виде деятельности. Эта программа должна охватывать все основные звенья управления процессом обучения и воспитания - планирование, организацию, стимулирование, контроль и учет.

Метод «педагогического консилиума» является разновидностью метода рейтинга. Он предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности школьников по определенной программе и по единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, а также совместную выработку средств преодоления обнаруживаемых недостатков.

Обобщение педагогического опыта на этапе эмпирического описания может оказаться полезным, если исследователь ясно представляет себе, что это лишь первый шаг в исследовании проблемы, а не самодостаточная процедура (о чем здесь уже говорилось). Обобщение опыта начинается с его описания на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов. Далее проводятся классификация наблюдаемых явлений, их истолкование, подведение под известные определения и правила. Более высокий уровень анализа предполагает установление причинно-следственных связей, механизма взаимодействия различных сторон учебного процесса, выявление внутренних закономерностей достижения успеха в образовательной деятельности. Особое внимание следует уделять таким связям между явлениями, которые не укладываются в рамки существующих теоретических представлений. Их анализ может привести к выявлению новых закономерностей.

Научная экспедиция - этот общенаучный метод позволяет получить информацию для глубокого и всестороннего изучения учебно-воспитательной работы с учащимися на местах - в массовой школе, в условиях, максимально приближающихся к реальности. Экспедиция дает возможность за короткий срок собрать большой и разносторонний материал, а также оказать непосредственную помощь школе. Как правило, в экспедиции участвуют специалисты по разным отраслям педагогики, что дает возможность всесторонне и целостно изучить учебно-воспитательный процесс.

4.Теоретические методы педагогического исследования.

Методы теоретического характера опосредованно и непосредственно применяют с целью анализа реальных педагогических процессов, имея в виду выявление их причин, источников развития, системы условий, обеспечивающих эффективное функционирование.

К ним прежде всего относится моделирование, построение идеализированных объектов (идеализация). В предыдущем разделе в связи с логикой педагогического исследования упоминались модели - теоретическая и нормативная. Ввиду исключительной важности метода моделирования, который фактически в явном, а чаще в неявном виде применяется в любой исследовательской работе, остановимся на нем подробнее.

Моделирование - это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Второй из объектов называют моделью первого. В наиболее общем виде модель определяют как систему элементов, воспроизводящую некоторые стороны, связи, функции объекта исследования. В основе моделирования лежит определенное соответствие (но не тождество!) между исследуемым объектом (оригиналом) и его моделью. Например, модель фюзеляжа самолета может использоваться для изучения потоков воздуха, обтекающих реальный самолет в настоящем полете.

На этом примере можно показать главные характеристики моделирования. Объект-оригинал, т. е. реальный самолет, разумеется, не нужно, да и невозможно строить только для определения лучшей формы фюзеляжа. Создается минимальное по размерам его подобие, оснащается электронными датчиками и помещается в аэродинамическую трубу. Это и есть модель самолета, воспроизводящая объект-оригинал - настоящий самолет - лишь по контуру, по внешним очертаниям. Разумеется, нет необходимости в это крошечное подобие самолета встраивать пассажирские кресла, двигатели и т. п. Модель похожа на моделируемый объект, но не тождественна ему, поскольку отражает только то его свойство или свойства, которые мы сами выбираем. Она похожа на ракету- носитель: ее используют как познавательное средство для решения определенной исследовательской задачи, а потом с ней можно расстаться.

Наши примеры относятся к моделям материальным (или вещественным, физическим). Но есть еще модели мысленные, которые называют идеализированными. В таком наименовании отображен способ их конструирования. Идеализированная модель - средство познания, существующее столь же давно, сколь и сама наука. В сущности, любое теоретическое представление, сложившееся в результате наблюдений и экспериментов, может выступать как модель, однако при том условии, что такое представление не изолировано от процесса научного познания, а включено в этот процесс, служит средством познания. Теоретическое представление выступает как модель при сопоставлении с объектом- оригиналом. В этом мысленная модель ничем не отличается от модели материальной. В нашем примере мы взяли самолет только в одном отношении, отвлекаясь от многих жизненно важных для реального самолета «подробностей», таких, как, допустим, двигатели. Так же и теория отражает объект действительности в определенном отношении, выделяет что-то одно, отвлекаясь от другого. Из многих свойств объектов (ими могут быть стакан чая, крыша, нагретая солнцем, человеческое тело) она выделяет только одно - теплоту или молекулярную структуру. Именно идеализированная модель позволила Ньютону усмотреть родство между падением яблока и движением небесных светил.

Есть наука, изучающая только идеальные, не существующие в действительности объекты. Это геометрия. В природе нет ни геометрической линии, ни точки. Никаким, самым тонким приспособлением нельзя провести ни на бумаге, ни на другом материале геометрическую линию, ибо она по определению не имеет ширины. Точка - воображаемая область воображаемого пространства, не имеющая ни длины, ни ширины, ни толщины. Ее просто нельзя измерить. Кстати, эта особенность геометрии не мешает ей быть, как теперь говорят, «практико-ориентированной». Без нее нельзя обойтись ни при разработке архитектурных проектов, ни в создании любых индустриальных конструкций.

Теоретическая модель (модельное представление), как и материальная, подобна действительности лишь в определенном отношении. Она не может быть пассивным, «прикрепленным» к своему объекту, его зеркальным отпечатком. Теоретическое представление становится моделью именно вследствие того, что отношение адекватности заменяется отношением подобия. Благодаря относительной самостоятельности представления человек может соотносить его с предметами, которые в нем непосредственно не отражены.

5. Польза и универсальность моделирования.

Можно утверждать, что эта процедура научного познания является для педагогики особенно трудной и в то же время насущно необходимой. Течение педагогического процесса определяется сложными, множественными и разнонаправленными факторами, что затрудняет обнаружение в нем закономерных связей. И как раз нереальность создания условий, в которых школьник, класс или школа в целом не испытывали бы влияния множества не поддающихся учету факторов, вызывает необходимость построения теоретических моделей, дающих мысленное, «идеальное» представление об изучаемых объектах. Особенно это важно в экспериментальном исследовании, где сочетаются несколько методов.

Проведение педагогического исследования на должном научно-теоретическом уровне невозможно без построения теоретических моделей-представлений. Главным признаком модели сущего - теоретической модели - является то, что она представляет четкую фиксированную связь элементов, предполагает определенную структуру, отражающую внутренние, существенные отношения реальности. Можно рассматривать метод обучения как модель должного, т.е. нормативную модель, воплощающую общее представление о системе методических приемов, а содержание образования как педагогическую модель социального опыта.

Мысленное конструирование «чистого» образа (идеализированной модели) школьника или класса, не испытывающего никаких других влияний, кроме допущенных или введенных самим исследователем, позволило бы, сопоставляя такой образ с действительностью, выявлять и в дальнейшем исследовать те самые факторы, от которых в данном случае отвлекся ученый.

«Идеальный» в этом смысле ученик рассматривается лишь в одном отношении: не как реальный, живой человек, ребенок, а лишь как весьма упрощенная абстракция, которую только в таком нарочито обедненном виде и можно «вписать» в систему теоретического отражения обучения. В этой системе ученик будет определен в качестве идеализированной модели реального ученика лишь с одной стороны: как объект преподавания и субъект учения. Зато он по определению учится «идеально», усваивает ровно столько материала, сколько положено, не больше и не меньше. Он не ест, не спит, а только учится. Разумеется, при сопоставлении этого неживого образа с настоящим учеником обнаружива ются расхождения между идеальным и реальным положением дел. Следующей задачей становится исследование причин расхождения и, если понадобится, способов их преодоления. Возможно, учебник оказался слишком сложным, поэтому реальный ученик не может усвоить этот материал. Причиной может оказаться неэффективная организация процесса обучения. Значит, нужно заняться разработкой другого содержания и форм организации процесса обучения. Моделирование, таким образом, позволяет выявить то самое несоответствие результатов целям, о котором уже говорилось как об одном из факторов, обусловливающих обновление цикла связи науки и практики (см. разд. 2.3). После этого искусственная конструкция - «идеализированный ученик» - будет отброшена подобно ракете-носителю, выполнившей свое предназначение.

Общее представление о том, что должно быть сделано, чтобы изменить педагогическую действительность, максимально приблизить ее к теоретически обоснованному, а значит - к мысленно конкретному представлению о ней, содержатся в модели должного, нормативной модели. Такая модель, как и модель теоретическая, является идеализированной и обобщенной. Она не составляет непосредственного проекта, «сценария» педагогической деятельности, а выступает как прообраз таких проектов, дает ответ на вопрос: что должно быть сделано для достижения лучших результатов?

Наконец, это общее представление находит свою конкретизацию в проекте педагогической деятельности. Как уже говорилось, проект содержит конкретные нормы такой деятельности, адресованные практике.

Таким образом, моделирование - общий метод познания на всех этапах педагогического исследования.

5.1. Другие теоретические методы.

В педагогической литературе можно найти примеры применения таких методов, как сравнительно-исторический анализ, без которого исследователь рискует повториться, «открыть» давно открытое. Обращение к истории обогащает научную работу ранее неизвестными фактами, стимулирует исследовательскую мысль, позволяет избежать ошибок прошлого. Иногда в качестве специального метода выделяют причинно-следственный анализ, необходимость которого очевидна. Анализ причинных связей дополняется анализом их генезиса, истории их возникновения и развития, т. е. анализом генетических связей.

Некоторые авторы описывают такой подход или метод в исследовании педагогических явлений и процессов, построении теоретических выводов, когда в качестве основного объекта выступает целостная, относительно самостоятельная педагогическая система, которая рассматривается в едином логико-монологическом плане и отличается выраженной теоретической направленностью. Такой метод называют монографическим.

Этот метод характеризуется: сосредоточенностью на изучении отдельных проблем; целостностью рассмотрения анализируемых фактов; единством (монолитностью) структуры исследовательской деятельности и изложения, посвященного описанию ее результатов; фундаментальностью и обобщенностью, теоретической направленностью содержания. Результаты такой работы изложены, например, в трудах: Теоретические основы содержания общего среднего образования. Здесь были описаны не все возможные методы. На самом деле число их велико и в принципе может возрастать за счет общенаучных методов, потребность в использовании которых заранее нельзя предусмотреть. Выбор и набор методов исследования должны определяться не формальным стремлением «придать научность» получаемым результатам и не их количеством - чем больше, тем лучше, а спецификой темы и задач данного исследования, его логикой и объективной необходимостью. Для правильного выбора нужно знать общие и частные возможности метода, его место в системе исследовательских процедур в соответствии с особенностями изучаемого материала и уровнем изучения педагогической действительности.

6. Количественные и качественные методы.

Выше уже говорилось о недостаточности количественного подхода в педагогике и о необходимости построения качественной теории педагогических процессов, прежде чем станет возможным и полезным применение математических методов. Вообще применение «жестких» методов в педагогике ограничено спецификой гуманитарной сферы научного познания, делающей во многих (но не во всех!) случаях недостижимой полную количественную определенность получаемых результатов. В сфере гуманитарного познания в последнее время все большее распространение получают качественные методы исследования. Это отмечают такие известные специалисты в области методологии социологии, как В.А.Ядов, В.В.Семенова. Эти методы позволяют отразить взаимодействие объективных и субъективных факторов, действующих в данной сфере. При качественном подходе, характерном для гуманитарного познания, исследователь, как говорилось в первой главе, занимает особую позицию. Устанавливаются доверительные отношения с участниками образовательного процесса на равных.

Выделим некоторые, наиболее характерные особенности качественных методов.

Если в рамках количественного подхода инструменты измерения разрабатываются и проверяются заранее, обычно формализуются, то в качественном исследовании они формулируются уже в ходе самой научной работы, часто являются специфическими,

отражают индивидуальный исследовательский подход. Исследовательские процедуры при количественном подходе стандартизированы, предполагается их дублирование, а на качественном уровне они дублируются редко. В первом случае анализ осуществляется статистическими методами, во втором он производится путем обобщения идей из собранных эмпирических данных; организация данных направлена на получение целостной картины.

Однако, как уже отмечалось в главе 1, учитывая специфику педагогики как одной из научных дисциплин гуманитарного цикла, исследователь не должен забывать, что он остается ученым и поэтому обязан следовать определенной логике и придерживаться правил научного подхода.

Соблюдение баланса между количественным и качественным в конкретном исследовании - дело самого исследователя, его таланта и интуиции. Не всё в научной работе можно предусмотреть и предписать заранее, особенно в таком тонком деле, как педагогическое. Иногда, как говорят (правда, по другому поводу), «наука бессильна».

Выводы.

Методы исследования - это способы получения достоверного знания, достижения конкретных научных результатов, это приемы, процедуры научного познания. Имеются методы собственно педагогические, общенаучные и методы других наук, используемые педагогикой. В зависимости от уровня исследования, его целей и этапов выделены три группы методов: эмпирические, теоретические и математические. Эмпирические методы служат сбору данных о состоянии объекта исследования, получению и фиксированию научных фактов. Они же служат изучению и обобщению педагогического опыта, анализу состояния практики воспитания, выявлению проблем. К ним относятся наблюдение, изучение продуктов деятельности, литературы, документов, опросные методы (анкеты, беседа, интервью), социометрия, метод независимых характеристик и др.

Теоретические методы используются в основном в фундаментальных исследованиях и на этапе осмысления, обобщения фактов, служат интерпретации эмпирических данных, для обоснования научных положений и построения теорий. К теоретическим методам относятся анализ и синтез, абстракция и конкретизация, классификация, сравнение, реферирование, мысленный эксперимент, моделирование, мозговая атака, операции с научной терминологией и пр.

Литература.

Е.В. Бережнова В.В. Краевский « Основы Учебно-исследовательской деятельности студентов»….……2005 год.


Имеются методы собственно педагогические, общенаучные и методы других наук, используемые педагогикой. В зависимости от уровня исследования, его целей и этапов выделены три группы методов: эмпирические, теоретические и математические.

Эффективность каждого из перечисленных методов исследования зависит от задач педагогического исследования и конкретных ситуаций, в которых они применяются. Любой метод имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому в практике педагогического исследования используется не один, а комплекс методов, что гарантирует получение наиболее достоверных результатов.

Эмпирические методы служат сбору данных о состоянии объекта исследования, получению и фиксированию научных фактов. Они же служат изучению и обобщению педагогического опыта, анализу состояния практики воспитания, выявлению проблем. К ним относятся наблюдение, изучение продуктов деятельности, литературы, документов, опросные методы (анкеты, беседа, интервью), социометрия, метод независимых характеристик и др.

Теоретические методы используются в основном в фундаментальных исследованиях и на этапе осмысления, обобщения фактов, служат интерпретации эмпирических данных, для обоснования научных положений и построения теорий. К теоретическим методам относятся анализ и синтез, абстракция и конкретизация, классификация, сравнение, реферирование, мысленный эксперимент, моделирование, мозговая атака, операции с научной терминологией и пр.

Математические методы служат установлению количественных зависимостей между явлениями. К ним относятся регистрация, ранжирование, шкалирование и пр. Педагогика стремится использовать математический язык для описания своих теорий.

Традиционными принято называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци; применяются они в науке и поныне. К традиционным методам педагогических исследований относятся: наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы.

Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следующие: 1. Определяются задачи, выделяются объекты. 2. результаты обязательно фиксируются; 3. Полученные данные обрабатываются.

Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Так, наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений. При использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях. Поэтому рассматриваемый метод нередко называют еще историческим. Тесно смыкается с другим методом - изучением первоисточников, называемым также архивным. Тщательному научному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы конференций. Изучаются также учебные и воспитательные программы, учебные книги, расписания занятий - словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.

В современном, несколько суженном смысле под изучением опыта обычно понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей. Можно привести множество примеров передового опыта, которые заставили критически отнестись к господствующим в педагогической науке и практике взглядам и по-новому подойти к решению кажущихся бесспорными вопросов. Достаточно в этой связи вспомнить, как всколыхнули педагогическую мысль и школьную практику оригинальные методические находки донецкого учителя В.Ф.Шаталова. Его система обучения включает сотни педагогических приемов. Многие из которых действовали вопреки методическим рекомендациям и устоявшейся практике. Результаты, достигнутые Шаталовым, подтолкнули педагогов к размышлениям, совершенствованию технологии обучения.

Изучение опыта будет плодотворным только при соблюдении ряда важных требований. Особое внимание обращается на факты, противоречащие господствующим теориям, устоявшимся канонам. Важно также во всех тонкостях раскрыть механизм достижения высоких результатов обучения и воспитания. Чем глубже и разностороннее анализ опыта, тем больше ценных идей извлекают исследователи.

Научно-педагогические исследования не проходят без анализа школьной документации, характеризующей учебно-воспитательный процесс. Источники информации - классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т.п. В этих документах содержится масса объективных данных, помогающих устанавливать причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями. Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью, тем, как составлено расписание и работоспособностью учеников. Изучение школьной документации обязательно сочетается с другими методами.

Процессы воспитания, обучения носят коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения - массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко используются также шкалирование и социометрические методики, сравнительные исследования. Поскольку эти методы были заимствованы педагогикой у социологии их часто называют социологическими.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы.

Педагогов же анкетирование привлекает возможностью быстрых массовых опросов учеников (учителей, родителей), дешевизной исследования и возможностью автоматизированной обработки полученных данных.

Широко используется в педагогике и метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод), позволяющий анализировать внутриколлективные отношения.

В результате применения данной методики появляется возможность объективно судить о месте, роли, статусе, позиции каждого члена коллектива, выявлять внутриколлективные группировки, их лидеров. Одним из преимуществ данного метода является возможность представить полученные данные в наглядной форме с помощью так называемых матриц и социограмм, а также количественная обработка результатов.

Качественное и количественное в явлениях окружающего мира неразрывно связаны; поэтому качественные и количественные характеристики педагогических явлений надо изучать в единстве.

Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое - обработка результатов наблюдений и экспериментов для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса. Методы первой группы хорошо известны и достаточно широко применяются. Особенно широко распространен статистический метод. В его пределах используются следующие конкретные методики:

Регистрация - выявление определенного качества у учащихся данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества.

Ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности, определение места в этом других изучаемых объектов.

Все более мощным преобразующим средством педагогического исследования становится моделирование. Научная модель - это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирование - это метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования - целостность представленной информации. Моделирование основывается на синтетическом подходе: вычленяет целостные системы и исследует их функционирование.

Подавляющее большинство созданных ныне педагогических моделей относятся к дидактическим моделям.

Теоретические методы педагогического исследования

Теоретические методы необходимы для определения проблемы научного педагогического исследования, формулирование гипотез и оценки собранных фактов. Теоретические методы прежде всего связанные с изучением научной литературы работ классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике и психологии; историко-педагогических работ и документов; периодических педагогических изданий; художественной литературы о школе, воспитание, учителей; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежных наук. Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже хорошо изучено в области педагогики, из которых ведутся научные дискуссии, устарело, а какие вопросы еще не решены. Кроме того, это дает возможность выяснить, что наиболее существенного была создана по исследуемой проблеме на сегодня, поскольку это важно для сбора идей и определения тезауруса, то есть источников, на основе которых и будут строиться все гипотезы, модели, проекты будущей работы исследователя.

С целью накопления научных фактов целесообразно использовать метод изучения нормативных и инструктивно-методических дока ментов по исследуемой проблеме, анализа школьной (вузовской), учительской и ученической документации (планов, аналитических докладов, тетрадей учеников, личных дел учащихся, медицинских карт, журналов, ученических дневников, протоколов общих собраний, методических заседаний, педагогических советов и т.п.), "вооружает" исследователя определенными объективными данными, которые характеризуют реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии - перечня источников, отобранных для работы по исследуемой проблеме; реферирования - краткое изложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирования - ведения более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений публикации; аннотирования - краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование - дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

К теоретическим методам исследования относятся историко-генетический метод, метод моделирования, а также различные умственные процедуры логического мышления: анализ (расчленение на части), синтез, классификация, типологизация, абстрагирование, сравнение, обобщение и др. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Сравнение. Речь идет о сопоставлении полученных результатов с целями, намечались. Любая оценка всегда сравнением с идеальным или оптимальным. Но важно сопоставлять не только с тем, как должно быть, но и с тем, как было раньше, что

позволяет увидеть положительные и отрицательные сдвиги, то есть динамику процесса. Сравнение как умственная процедура очень продуктивное при анализе информации о любом человеке, включенную в педагогический процесс: говорят о ней разные люди (учителя, сверстники, родители, друзья и др.).

Классификация. Сущность этой умственной процедуры при анализе информации заключается в логическом распределении фактов, данных, явлений и т.п. по какой-либо одной признаком, присущим для этой группы.

Анализируя меры, собранные факты, работу в целом, исследователь использует и обобщения. Обобщение предполагает логический переход от единичного к общему, от менее общего к более общему суждения, знания, оценки. Обобщенное суждение, будучи более глубоким отражением действительности, позволяет проникнуть в сущность мероприятий, явлений и таким образом оценить деятельность педагогов с принципиальных позиций. Но обобщения - это не суммирования. Чаще всего обобщения информации при анализе целесообразно сочетать с выделением главного, существенного. Например, в ходе проведения психолого-педагогического консилиума экспертами были названы много причин неуспеваемости деятельности одного из очень "тяжелых" испытуемых. Суммирование этих причин ничего не дало бы для принятия оптимальных управленческих решений. Однако, если, выделив все причины (так называемое поле причинам), путем обобщения определить доминирующие, выявить из них главные и первопричины, то можно быстро определить обоснованные эффективные меры. Ведь причины неуспеваемости взаимосвязаны, каждая порождает другие, следовательно, и все они зависят от первопричины, от доминирующих причин.

Большую помощь педагогу-исследователю может оказать и абстрагирования - процесс мыслительного "отвлечения" исследователя от каких-либо признаков или качеств предмета от самого предмета, чтобы глубже изучить его, изолировать от других предметов, признаков. Речь идет о первоначальном отвлечения от конкретных фактов и поиск научно обоснованного алгоритма деятельности (ведь любые алгоритмы предполагают моделирования, имитации, то есть абстрагирование от конкретных форм проявления сущности). Затем информацию выстраивают в соответствии с найденного алгоритма, модели

(вспомним систему мер по оптимизации управления, процесса обучения, различные достопримечательности и т. д.). Предельным случаем абстрагирования является идеализация, в результате которой создается понятие о идеализированный объект (идеальный педагог, идеальная школа).

Конкретизация - логическая форма, противоположная абстракции. Это мыслительный процесс преобразования предмета из выделенных ранее абстракций. Во время конкретизации понятия обогащаются новыми признаками, так как она направлена на освещение развития предмета как целостной системы. Конкретным здесь называют единство многообразного, сочетание многих признаков, качеств предмета. Абстрактным, наоборот, называют односторонней, изолированную от других моментов признак предмета.

Теоретический анализ - это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы обнаруживаем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность исследуемых педагогических явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы - это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли исследователя от отдельных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.

В поиске оптимального решения в экспериментальной работе полезны и такие процедуры, как аналогия, интегрирования, систематизация и др. Причем при анализе информации ни одна из названных аналитических процедур не производится в чистом виде, все они взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом и выделенные нами по доминантному признаку.

Моделирования. Широко применяют в теоретических исследованиях прием сравнения и особенно аналогию - специфический вид сравнения, дает возможность устанавливать сходство явлений. Аналогия дает основание для выводов об эквивалентности в определенных отношениях одного объекта относительно другого. Тогда более простой по структуре и доступен для изучения объект

стал моделью более сложного объекта, именуемого прототипом (оригиналом). Появляется возможность переноса информации по аналогии от модели к прототипу. В этом сущность одного из специфических методов теоретического уровня - моделирование. При этом возможно полное освобождение субъекта от эмпирических ссылок выводу, когда сами умозаключения от модели к прототипу приобретают форму математических соответствий (изоморфизма, гомоморфизма, изофункционализму), а мышление начинает оперировать реальными, а воображаемыми моделями, воплощаются затем в форме схематических знаковых моделей (графиков, схем, формул и т.д.).

Изоморфизм - отношение между объектами, имеющими разный состав, но тождественную или подобную структуру, когда каждому элементу одного объекта соответствует один элемент другого. Гомоморфизм - структурное сходство двух объектов, когда каждому элементу одного может соответствовать группа элементов другое. Изофункционализм - сходство функций или действий объектов.

Модель - вспомогательный объект, выбранный или притворной человеком в познавательных целях, дает новую информацию об основном объекте. В дидактике начало попытки создать пока на качественном уровне, модель учебного процесса в целом. В то же время модельное представление отдельных сторон или структур обучения практикуют уже достаточно широко (например, сделана попытка представить содержание образования как многоуровневую педагогическую модель социального заказа, есть исследования, в которых математически моделируются отдельные стороны обучения).

Моделирование в теоретическом исследовании служит также задаче конструирования нового, того, чего нет еще в практике. Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов и тенденций развития их, ищет на основании ключевой идеи новые сообщения их, мысленно компонует, то есть моделирует нужное состояние исследуемой системы. Создают модели гипотезы, раскрывающих механизмы связи между компонентами обучения (например, связи между овладением знаниями, способами деятельности и психическим развитием личности), на основании которых строят рекомендации и выводы, проверяются эмпирически. Проверенные модели-гипотезы превращаются в научные теории, во многом сохраняя свой модельный характер. Необходимо только помнить, что любая модель всегда "беднее" за прототип, отражая только его отдельные стороны и связи, поскольку теоретическое моделирование всегда включает идеализацию.

Особым видом моделирования, основанной на идеализации, можно считать мысленный эксперимент. В таком эксперименте исследователь на основании теоретических знаний об объективном мире и эмпирические данные создает идеальные объекты, соотносит их в определенной динамической модели, имитируя мнением движение и ситуации, возможные в реальном экспериментировании. При этом идеальные объекты и модели обнаруживают в "чистом" виде наиболее важные для исследователя существенные связи и отношения.

Существенно, что метод моделирования реальных педагогических процессов сочетает эмпирические и теоретические методы научного педагогического исследования. Он заключается в создании идеальной, с точки зрения научных данных, модели организации и условий функционирования любой части целостного педагогического процесса. Моделирование возможно в процессе изучения и экспериментирования отдельных педагогических форм, методов работы, их взаимосвязи. Его применяют и в организации крупномасштабных исследований. Разрабатывают и устраивают новые модели для экспериментирования учебного плана, типа учебного заведения, системы самоуправления, программы действия учебно-воспитательных комплексов, организации учебной или производительного труда, программы воспитания и режима для тех, кто учится или воспитывается.

Математические и статистические методы в педагогике

Математические и статистические методы в педагогике применяют для обработки данных, полученных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между исследуемыми явлениями. Эти методы помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, является регистрация, ранжирование, шкалирование. С помощью статистических методов определяют средние величины полученных показателей: среднее арифметическое (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспериментальной групп); медиана - показатель середины ряда (например, при наличии 12 учеников в группе медианой будет оценка шестого ученика в списке, в котором все ученики распределены по рангу их оценок); степень рассеяния - дисперсия или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др. Все чаще в педагогических исследованиях используют различные формы

математического анализа (факторного, регрессионного, корреляционного и т.д.). Для проведения этих расчетов используют соответствующие математические формулы, применяют справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью методов математической статистики, позволяют установить количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

В педагогической науке еще много невыявленных связей и зависимостей, дают простор для научных поисков молодых исследователей. Важнейшим условием успешного развития педагогики является сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, овладевая основными методами педагогического исследования, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе проверять собственные педагогические находки и открытия.

На сегодня в педагогических исследованиях в основном применяют комплексные методики, требующие участия ученых разных специальностей: педагогов, философов, социологов, психологов, физиологов, медиков. Комплексность добавляет научно-педагогическим исследованием коллективный характер и обеспечивает возможность получения убедительных результатов. Опытно-экспериментальные исследования требуют широкого привлечения в исследовательский процесс передовых учителей и педагогов-Нова-торов. Поэтому такие исследования выполняют как индивидуально, так и коллективно.