Ремонт Стены Уход

Рогов е и общая психология курс лекций. Психология общения


Пособие "Становление профессионала" является шестой книгой в серии "Азбука психологии", предназначенной для всех, кто интересуется психологией. В ней автор знакомит читателя с основами выбора профессии, с вхождением молодого человека в трудовой коллектив. Но главное внимание уделено эволюции человека в процессе профессиональной деятельности.

Пособие затрагивает и проблемы профессионального общения, знакомя с его видами, приемами, способами измерения и управления чувствами. В книгу включены также психологические упражнения и опыты по самосовершенствованию, саморегуляции психических состояний, которые помогут читателю лучше понять, что происходит с человеком, его личностью во время приобретения профессионального мастерства.

Как стать взрослым

Предлагаемая вниманию читателей книга «Как стать взрослым» является продолжением книг серии «Азбука психологии» для школьников.

Проблемы физических и психических изменений, отношения с противоположным полом, трудности учения и отношения с учителями, попытки выбора профессии и первые шаги к карьере — вот вопросы, затрагиваемые в книге, которая может быть полезна как тем, кто вступает во взрослую жизнь, так и тем, кто взаимодействует с подростками.

В книгу включены также психологические тесты и упражнения по совершенствованию навыков самопознания, общения и саморегуляции психических состояний, которые помогут читателю лучше понять закономерности его развития и вхождения во взрослую жизнь.

Классическая социальная психология

Учебное пособие содержит широкий круг проблем социально-психологического характера, немало исторической психологической информации, несомненно полезной для общей и профессиональной эрудиции студентов. Практический интерес представляют дидактические материалы: подобраны интересные контрольные задания, тесты, темы рефератов, составлены списки рекомендованной литературы для самостоятельного изучения студентам.

Пособие адресовано студентам и педагогам высших учебных заведений.

Настольная книга практического психолога. Книга 2

Вторая книга учебного пособия содержит диагностические методики, которыми наиболее часто пользуются отечественные психологи при работе со взрослыми - педагогами и родителями.

Книга включает также набор коррекционных приемов и упражнений, необходимых в работе психолога в образовательной сфере.

Общая психология. Курс лекций

Книга в доступной форме знакомит читателя с важнейшими психологическими процессами и явлениями.

Она представляет собой результат длительного сотрудничества преподавателей Ростовского педуниверситета и Ремонтненского районного отдела образования, где в течение нескольких лет данный курс читался с целью повышения психологической грамотности различных педагогических коллективов. Только благодаря усилиям заведующего районным отделом образования Г.М.Нестеренко работа пришла к своему логическому...

В первом учебном пособии дана система диагностических и коррекционных методик, которые стали классическими в образовательной сфере и используются большинством отечественных школьных психологов при работе с детьми и подростками.

Вторая книга учебного пособия содержит диагностические методики, которыми наиболее часто пользуются отечественные психологи при работе со взрослыми — педагогами и родителями. Книга включает также набор коррекционных приемов и упражнений, необходимых в работе психолога в образовательной сфере.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время традиционным в деятельности детских психологов стал структурный подход, в рамках которого рассматриваются личностные и индивидуальные параметры, батареи методов исследования, межличностные отношения и т.д. Попытки же рассмотреть психические свойства как материально-структурные, более характерные для вульгарно-материалистического подхода не увенчались успехом, так как внутренний мир личности не доступен прямому наблюдению и может быть раскрыт только путем научного анализа тех систем, к которым принадлежит человек. Поэтому вполне уместно рассмотреть работу школьных психологов через призму системного подхода.

Можно выделить два основных признака системности воззрений: системная терминология, в которой воплощены системные конструкции мысли, и содержательная полнота отображения объекта как системы в рамках данного направления исследования. Системная терминология — система, элемент, структура, связь и т.д. — обеспечивает известную четкость и единообразие формы описания, организуя соответственно мысль исследователя. Однако это еще не гарантирует системы работы. В связи с этим необходимо введение содержательного признака системности — содержательной полноты отображения изучаемого объекта в качестве системы. Как отмечал СЛ. Рубинштейн, человеческому бытию присущи многоплановость и многослойность; чтобы раскрыть все богатство внутреннего мира человека и определить особенности его психики, необходимо рассмотреть совокупность систем, образующих бытие человека и являющихся основаниями его качеств.

Согласно системному подходу, подчеркнул Б.Ф.Ломов, любое явление возникает и существует в рамках некоторой (достаточно большой) системы явлений. При этом важно, что связи между явлениями, которые относятся к данной системе, выступают не как эпизодические и случайные взаимодействия, а являются существенными условиями возникновения, существования и развития каждого из них, а вместе с тем и системы в целом. Принадлежность человека к различным системам так или иначе проявляется в его психологических качествах. Множественность оснований этих качеств порождает их многообразие и многосторонность.

Так как деятельность психолога в большей мере направлена на решение конкретных проблем, с которыми к нему обращаются учащиеся, их родители или учителя, то основной целью психологической службы в целом можно считать содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности социализирующейся личности, коррекцию разного рода затруднений в ее развитии. Системность работы психолога обеспечивается следующим образом. Во-первых, психолог рассматривает личность ученика как сложную систему, имеющую разную направленность проявлений (от собственной внутренней активности индивида, до участия в различных группах, оказывающих на него определенное влияние). Во-вторых, используемый работниками психологической службы методический инструментарий также подчиняется логике системного подхода и нацелен на выявление всех сторон и качеств ученика с тем, чтобы помочь его развитию.

В самом общем виде диагностическую, консультативную и коррекционную работу с учащимися необходимо вести на пяти важнейших уровнях.

  1. Психофизиологический уровень показывает сформированность компонентов, составляющих внутреннюю физиологическую и психофизиологическую основу всех систем развивающегося субъекта.
  2. Индивидуально-психологический уровень определяет развитие основных психологических систем (познавательной, эмоциональной и т.д.) субъекта.
  3. Личностный уровень выражает специфические особенности самого субъекта как целостной системы, его отличие от аналогичных субъектов, находящихся на данном этапе развития.
  4. Микрогрупповой уровень показывает особенности взаимодействия развивающегося субъекта как целостной системы с другими субъектами и их объединениями.
  5. Социальный уровень определяет формы взаимодействия субъекта с более широкими социальными объединениями и обществом в целом.

Кроме того, в систему работы психологической службы должны быть включены различные виды работ с персоналом учреждений образования (совместные комплексные исследования, консультации, семинары и т.д.), направленные не только на повышение психологической компетентности педагогов, но и на преодоление оторванности школы от реальной жизни. Необходимость этой формы работы вызвана также тем, чтобы избежать превращения психологической службы в «скорую помощь» или «стол заказов», выполняющий только порученные задания, чтобы психолог мог владеть психологической ситуацией в школе, сам определял перспективы своего развития, стратегию и тактику взаимодействия с различными группами учащихся и индивидами.

  • Глава 3 особенности психологической работы с детьми младшего школьного возраста
  • 3. 1. Использование графических приемов в работе практических психологов
  • 3. 2. Оценка внимания младшего школьника
  • 3. 2. 1. Оценка устойчивости внимания
  • Шкала перевода показателей свойств внимания в сопоставимые шкаль­ные оценки
  • 3. 2, 2. Оценка объема динамического внимания
  • Протокол исследования оценки объема внимания
  • 3. 2. 3. Оценка переключения внимания
  • Протокол исследования оценки переключения внимания
  • Балльная оценка переключения внимания
  • Балльная оценка ошибок переключения внимания
  • 3. 3. Оценка кратковременной памяти
  • Шкальные оценки объема кратковременной памяти
  • 3. 4. Оценка мышления младшего школьника
  • 3. 4. 1. Оценка вербально-логического мышления
  • Протокол исследования
  • Поправка на время выполнения задания
  • Шкальные оценки показателей мышления
  • 3. 4. 2. Оценка образного мышления
  • 3. 5. Исследование личностных особенностей младшего школьника
  • 3) Стеновые нормы: мальчики 11-12 лет (в 141)
  • 3. 6. Самооценка и уровень притязаний младшего школьника
  • 3. 7. Использование метода наблюдения для определения психологических особенностей школьника
  • 7. Беседа с классным руководителем
  • 2 Беседа со школьником
  • 3. Беседа о школьнике с учителями
  • 6. Беседа со старостой класса о школьнике
  • Глава 4 работа психолога с подростками
  • 4. 1. Исследование познавательной сферы подростка
  • 4. 1. 1. Оценка внимания (по методике Мюнстенберга)
  • 4. 1. 2. Диагностика уровня интеллекта
  • Время на проведение субтестов
  • 4. 2. Выявление уровня тревожности у подростков
  • 4. 3. Выявление типа темперамента
  • 4. 4. Определение акцентуаций характера у подростков
  • 4. 4. 1. Патохарактерологический диагностический опросник (пдо)
  • Текст пдо и усовершенствованный код шкалы объективной оценки
  • Опросный лист основного исследования №
  • 4. 4. 2. Выявление акцентуаций у подростка с помощью теста-опросника Шмишека
  • 4. 5. Диагностика состояния агрессии у подростков
  • 4. 6. Построение личностного профиля (16-факторный опросник)
  • Глава 5 система работы психолога с лицами юношеского возраста
  • 5. 1. Оценка личностных особенностей
  • 5. 1. 1. Методика «Несуществующее животное»
  • 5. 1. 2. Методика «Автопортрет»
  • Обработка теста «Автопортрет»
  • Соотношение выделяемых признаков изображения в тесте «Автопортрет» (из 500 человек в %).
  • Соотношение индивидуально-типологических особенностей по тесту «Автопортрет» (из 500 человек, в %)
  • 5. 2. Приемы определения акцентуации у старшеклассников Методика аутоидентификации акцентуаций характера э. Г. Эйдемиллера
  • 5. 3. Выявление мотивов поведения у старших школьников
  • 5. 3. 1. Измерение мотивации достижения
  • 5. 3. 2. Измерение мотивации аффиляции
  • 5. 3. 3. Исследование мотивационной сферы с помощью теста юмористических фраз
  • 5. 4. Определение локализации контроля
  • 5. 5. Оценка нервно-психического напряжения, астении, сниженного настроения
  • 5. 5. 1. Характеристика типа нервной деятельности
  • Оценка психического состояния
  • 5. 5. 3. Измерение степени выраженности астенического состояния.
  • 5. 5. 4. Измерение степени выраженности сниженного настроения - субдепрессии.
  • 5. 5. 5. Определение уровня тревожности
  • 5. 6. Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации
  • Раздел второй работа со взрослыми
  • Глава 1 работа психолрга с педагогом
  • 1. 1. Оценка профессиональной деятельности педагога
  • 1. 2. Выявление типологических особенностей личности общепсихологическая типология личности (по юнгу)
  • 1. 3. Оценка профессиональной направленности личности учителя
  • 1. 4. Оценка агрессивности педагога (а. Ассингер)
  • 1. Тигра или леопарда. 2. Домашнюю кошку. 3. Медведя.
  • 1. 5. Способность педагога к эмпатии
  • 1. 6. Оценка уровня общительности учителя
  • 1. 7. Оценка способов реагирования в конфликте
  • 1. 8. Шкала самооценки мотивации одобрения
  • 1. 9. Изучение личности с помощью психогеометрического теста
  • Система индивидуально-психологических различий, выявленных ори выполнении конструктивных рисунков на основе предпочтения геометри­ческих фигур
  • 1. 10. Барьеры педагогической деятельности
  • 1. 11. Способность педагога к хозяйственной деятельности
  • 1. 12. Оценка психологического климата в педагогическом коллективе
  • Глава 2 школьный психолог и родители учащихся
  • 2. 1. Работа психолога с родителями дошкольника
  • 2. 2. Тест-опросник родительского отношения (а. Я. Варга, в. В. Столин)
  • 2. 3. Методика измерения родительских установок и реакций
  • Шкалы, составляющие фактор 2
  • Шкалы, составляющие фактор 3
  • 2. 4. Тест «дом-дерево-человек»
  • 2. 5. Определение психологической атмосферы в семье
  • Раздел третий коррекционные приемы и упражнения
  • Часть I
  • 1. 1. Основные принципы и направления работы
  • 1. 2. Нарушения личностного развития в детском возрасте
  • 1. 3. Замкнутость и ее коррекция
  • 1. 3. 1. Коррекционная работа с замкнутым ребенком
  • 1. 3. 2. Работа с родителями замкнутого ребенка
  • 1. 4. Страхи
  • 1. 4. 1. Методы коррекции страхов, не связанных с нарушениями личностных отношений
  • 1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка
  • 2. Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха в игре
  • 6. Эмоциональный конфликт
  • 7. Деятельностная терапия
  • 1. 4. 2. Страхи, связанные с нарушением личностных отношений
  • 1. 5. Агрессивность
  • 1. 5. 1. Работа с родителями агрессивного ребенка
  • 1. 5. 2. Коррекционная работа с агрессивным ребенком
  • 1. 6. Социальная дезадаптация ребенка дошкольного возраста
  • Часть 11 коррекция нарушений в школьном возрасте
  • Глава 1 приемы развития внимания
  • Глава 3 приемы развития мыслительной деятельности
  • IV. Изменение привычных связей преобразования действий:
  • Глава 4
  • Глава 5 приемы развития воображения
  • Упражнение 9. Задачи на развитие воображения
  • Глава 6 коррекция тревожности и застенчивости
  • Глава 7 методы регуляции психического состояния
  • 7. 1. Кабинеты психологической разгрузки как одно из основных средств профилактики нервно-психического здоровья
  • 7. 2. Аутогенная тренировка
  • 7. 3. Саморегуляция психических состояний учителя с помощью нейролингвистического программирования
  • 7. 4. Использование музыкальных средств в целях реабилитации школьников
  • 7. 5. Использование цвета в работе психолога
  • Литература
  • Рогов Евгений Иванович Настольная книга практического психолога в образовании
  • 117571 Москва, просп. Вернадского, 88. Московский педагогический государственный университет комн. 452, тел /факс 437 99 98, тел 437-34-53
  • Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образов Учебное пособие. - М. ; ВЛАДОС, 1995. - 529 с.

    ВВЕДЕНИЕ

    РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. СИСТЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

    Глава 1. Использование системного подхода в работе школьной психологической службы.

    Глава 2. Психодиагностическая работа с детьми дошкольного возраста.

    2. 1. Общая характеристика возраста

    2. 2. Основные принципы психодиагностической работы с дошкольниками.

    2-3. Депривация и пути ее выявления.

    2. 4. Исследование познавательной сферы дошкольника

    2. 4. 1. Исследование памяти

    2. 4. 2. Исследование мышления.

    2. 5. Диагностика эмоционально-аффективной сферы.

    2. 6. Исследование межличностных отношений ребенка с родителями

    2. 7. Определение психологической готовности детей к школьному обучению

    Глава 3. Особенности психологической работы с детьми младшего школьного возраста

    3. 1. Использование графических приемов в работе практических психологов

    3. 2. Оценка внимания младшего школьника

    3. 2. 1. Оценка устойчивости внимания.

    3. 2. 2. Оценка объема динамического внимания

    3. 2. 3. Оценка переключения внимания

    3. 3. Оценка кратковременной памяти

    3. 4. Оценка мышления младшего школьника.

    3. 4. 1. Оценка вербально-логического мышления

    3. 4. 2. Оценка образного мышления.

    3. 5. Исследование личностных особенностей младшего школьника

    3. 6. Самооценка и уровень притязаний младшего школьника.

    3. 7. Использование метода наблюдения для определения психологических особенностей школьника

    Глава 4. Работа психолога с подростками.

    4. 1. Исследование познавательной сферы подростка

    4. 1. 1. Оценка внимания (по методике Мюнстенберга)

    4. 1. 2. Диагностика уровня интеллекта

    4. 2. Выявление уровня тревожности у подростков

    4. 3. Выявление типа темперамента

    4. 4. Определение акцентуаций характера у подростков.

    4. 4. 1. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)

    4. 4. 2. Выявление акцентуаций у подростков с помощью теста-опросника Шмишека.

    4. 5. Диагностика состояния агрессии у подростков.

    4. 6. Построение личностного профиля (16-факторный опросник)

    Глава 5. Работа психолога с лицами юношеского возраста.

    5. 1. Оценка личностных особенностей.

    15. 1. 1. Методика "Несуществующее животное"

    5. 1. 2. Методика "Автопортрет"

    5. 2. Приемы определения акцентуации у старшеклассников. (Методика аугоидентификации акцентуаций характера Э. Г. Эйдемиллера)

    5. 3. Выявление мотивов поведения у старших школьников

    5. 3. 1. Измерение мотивации достижения

    5. 3. 2. Измерение мотивации аффиляции

    5. 3. 3. Исследование мотивационной сферы с помощью теста юмористических фраз

    5. 4. Определение локализации контроля.

    5. 5. Оценка нервно-психического напряжения, астении, снижения настроения

    5. 5. 1. Характеристика типа нервной деятельности

    5. 5. 2. Оценка нервно-психического напряжения

    5. 5. 3. Измерение степени выраженности астенического состояния.

    5. 5. 4. Измерение степени выраженности сниженного настроения - субдепрессии.

    5. 5. 5. Определение уровня тревожности

    5. 6. Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации

    5. 7. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации

    РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. РАБОТА СО ВЗРОСЛЫМИ.

    Глава 1- Работа психолога с педагогом

    1. 1. Оценка профессиональной Деятельности педагога

    1. 2. Выявление типологических особенностей личности

    1. 3. Оценка профессиональной направленности личности учителя

    1. 4. Оценка агрессивности педагога.

    1. 5. Способность педагога к эмпатии.

    1. 6. Оценка уровня общительности учителя

    1. 7. Оценка способов реагирования в конфликте

    1. 8. Шкала самооценки мотивации одобрения

    1. 9. Изучение личности с помощью психогеометрического теста.

    1. 10. Барьеры педагогической деятельности

    1. 11. Способность педагога к хозяйственной деятельности.

    1. 12. Оценка психологического климата в педагогическом коллективе

    Глава 2. Школьный психолог и родители учащихся.

    2. 1. Работа психолога с родителями дошкольника

    \ 2. 2. Тест-опросник родительского отношения

    2. 3. Методика измерения родительских установок и реакций

    ^ 2. 4. Тест "Дом -дерево-человек"

    2. 5. Определение психологической атмосферы в семье

    РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ И УПРАЖНЕНИЯ

    ЧАСТЬ 1. Психологическая коррекция личностных нарушений в дошкольном возрасте

    1. 1. Основные принципы и направления работы

    1. 2. Нарушения личностного развития в детском возрасте

    1. 3. Замкнутость и ее коррекция.

    1. 3. 1. Коррекционная работа с замкнутым ребенком.

    1. 3. 2. Работа с родителями замкнутого ребенка

    1. 4. Страхи.

    1. 4. 1. Методы коррекции страхов, не связанных с нарушениями личностных отношений -

    1. 4. 2. Страхи, связанные с нарушением личностных отношений.

    1. 5. Агрессивность

    1. 5. 2. Коррекционная работа с агрессивным ребенком

    1. 6. Социальная дезадаптация ребенка дошкольного возраста.

    ЧАСТЬ II. Коррекция нарушений в школьном возрасте

    Глава 1. Приемы развития внимания

    Упражнение 1. "Кто быстрее?" .

    Упражнение 2. "Наблюдательность"

    Упражнение 3. "Корректура"

    Упражнение 4. "Пальцы"

    Упражнение 5. "Муха"

    Упражнение 6. "Селектор" .

    Упражнение 7. "Сверхвнимание" .

    Глава 2. Приемы развития памяти.

    Упражнение 1. "Трудное - запомни!"

    Упражнение 2. "Заблудившийся рассказчик"

    Упражнение 3. "Бег ассоциаций"

    Упражнение 4. "Домино"

    Упражнение 5. "Тахистоскоп"

    Упражнение 6. "Разведчик"

    Глава 3. Приемы развития мыслительной деятельности

    Упражнение 1. "Логичность"

    Упражнение 2. "Выявление общих понятий"

    Упражнение 3. "Исключение понятий".

    Упражнение 4. "Анализ отношений понятий".

    Упражнение 5. "Сложные ассоциации"

    Упражнение 6. "Количественные отношения"

    Упражнение 7. "Вопрошайка"

    Упражнение 8. "Ключ к неизвестному"

    Упражнение 9. "Сходство и различие"

    Упражнение 10. "Что нового?" .

    Упражнение 11. "Ошибающийся учитель".

    Упражнение 12. "Опечатка".

    Упражнение 13. "Составление предложений"

    Упражнение 14. "Поиск аналогов".

    Упражнение 15. "Поиск противоположных предметов" .

    Упражнение 16. "Поиск предметов по заданным признакам" .

    Упражнение 17. "Поиск соединительных звеньев"

    Упражнение 18. "Исключение лишнего слова"

    Упражнение 19. "Способы применения предмета"

    Упражнение 20. "Формулирование определений"

    Упражнение 21. "Выражение мысли другими словами"

    Упражнение 22. "Перечень возможных причин"

    Упражнение 23. "Построение системы причин"

    Упражнение 24. "Перечень заглавий к рассказу"

    Упражнение 25. "Сокращение рассказа"

    Упражнение 26. "Построение сообщения по алгоритму"

    Упражнение 27. "Развитие гибкости мышления"

    Глава 4. Коррекционная программа по результатам тестирования штур

    Глава 5. Приемы развития воображения

    Упражнение 1. "Не может быть"

    Упражнение 2. "Что было бы, если бы"

    Упражнение 3. "Волшебный карандаш"

    Упражнение 4. "Термоментр"

    Упражнение 5. "Антивремя"

    Упражнение 6. "Чудеса техники"

    Упражнение 7. "Перевоплощения"

    Упражнение 8. "Групповая картина"

    Упражнение 9. "Задачи на развитие воображения"

    Упражнение 10. "Поручения по прямоугольникам"

    Глава б. Коррекция тревожности и застенчивости

    Глава 7. Методы регуляции психического состояния

    7. 1. Кабинеты психологической разгрузки как одно из основных средств профилактики нервно-психического здоровья

    7. 2. Аутогенная тренировка

    7. 3. Саморегуляция психических состояний учителя с помощью нейролингвистического программирования

    7. 4. Использование музыкальных средств в целях реабилитации школьников

    7. 5. Использование цвета в работе психолога

    ЛИТЕРАТУРА.

    Е. И. Рогов Настольная книга практического психолога в образовании

    Учебное пособие

    Москва «ВЛАДОС» 1995

    © «ВЛАДОС"

    ББК 88. 5 Р59

    Консультант: М. Ю. Кондратьев, докт. психол. наук

    Рецензенты: А. О. Прохоров, докт. психол. наук А. Д. Алферов, докт. пед. наук.

    Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образов Учебное пособие. - М. ; ВЛАДОС, 1995. - 529 с. ISBN 5-87065-045-3.

    Предлагаемая вниманию читателя книга является учебником в широком понимании этого слова. Цель ее - ознакомить психологов и всех, кто глубоко интересуется их деятельностью, с системой диагностических коррекционных методик, которыми пользуются большинство отечественных психологов и которые практически стали классикой в образовательной сфере.

    0303040000-28 р-----------Без объявл .

    14К(03)-95 ISBN 5-87065-045-3

    Введение

    Демократизация образования остро поставила вопросы разви­тия активности, нравственности, способностей ее граждан. Успеш­ность решения этих задач во многом обусловлена тем, как отразятся происходящие перемены в школьной жизни. Одной из проблем, стоящих на их пути, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности - обучение и воспитание не опираются в должной степени на имеющиеся психологические зна­ния о развитии ребенка и формировании его личности.

    Каждый школьник обладает только одному ему присущими осо­бенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, каждый требует индивидуального подхода, кото­рый учитель, в силу разных причин, не всегда имеет возможность осуществить. Даже в том случае, когда педагог снабжается специ­ально разработанными психологическими рекомендациями, их действие оказывается неэффективным из-за существующих профес­сиональных барьеров и низкого качества профессиональной психо­логической подготовки учителей.

    Результатом такого отношения стало проведение аттестации школ и учителей без учета психологических характеристик школь­ников, уровня их психического развития.

    С другой стороны, практическая психология образования про­должает развиваться и, несмотря ни на что, в последнее время от­мечается определенный бум в ее развитии. В различных учреждениях возникают психологические службы, которые с оптимизмом берут­ся за решение самых сложных проблем.

    Появление психолога в школе позволяет компенсировать име­ющиеся пробелы, более основательно вникнуть в школьную жизнь, максимально содействуя развитию подрастающей личности. Однако этот процесс идет отнюдь не гладко. Не все школы смогли ввести в свой штат психолога в силу экономических причин. Множество проблем накопилось и в самих структурах, призванных ликвидиро­вать «психологические пробелы» в школе. Так, многочисленные фа­культеты, ускоренные курсы по подготовке и переподготовке детских психологов, давая лишь общие теоретические сведения, не форми­руют психологического мышления у бывших учителей. Поэтому в практической деятельности детские психологи после усвоения абстрактно-обобщенных понятий и методик испытывают большие труд-

    ности в их применении в реальном учреждении, в сложившемся коллективе, в отношении к конкретной личности.

    Кроме того, после получения диплома или свидетельства о прошедшей переподготовке новоиспеченный психолог нередко полностью утрачивает связь со своей alma mater. Оказавшись предо­ставленными самим себе, особенно работая на периферии, люди, решившие посвятить себя психологическому взаимодействию с деть­ми, со стороны напоминают жалкое зрелище бойца на поле брани без командира и без оружия.

    Слабое методическое оснащение психологов связано с суще­ствованием, давно ставшего анахронизмом, утверждения о недопус­тимости распространения методик без особых на то распоряжений. Основным аргументом данного утверждения является предположе­ние, что если методики попадут в руки непрофессионалам, то это дискредитирует науку, нанесет ей непоправимый вред. Этот аргу­мент вряд ли можно назвать серьезным, и при ближайшем рассмот­рении он, конечно, не выдерживает никакой критики. Если говорить об ущербе, то он касается прежде всего того «специалиста» или, лучше, дилетанта, который не смог его адекватно реализовать. Ведь никто уже давно не призывает закрыть аптеки, где продаются опас­ные при таком подходе лекарства.

    Одновременно остро ощущается потребность в координации деятельности школьных психологов, их методическом оснащении консультации в сложных случаях. Такими координационными цен­трами выступают сейчас центры психологической помощи детям и подросткам при городских отделах образования.

    Поэтому необходимо помочь практику осуществить подбор ин­струментария, адекватного стоящим перед ним задачам. Именно над этой проблемой работает отдел практической психологии НИИ СППО ЮО РАО, на это нацелен новый журнал «Детский психо­лог», выпускаемый данным отделом и этому посвящена эта книга. Автор чрезвычайно признателен коллегам, которые своими замеча­ниями, рекомендациями и непосредственным участием помогли ему подойти к решению этой задачи, и прежде всего И. Г. Антиповой, Э. К. Тульянц, А. К. Белоусовой, А. А. Осиновой, Т. П. Скрипкиной.

    Рецензенты:

    А. О. Прохоров, доктор психологических наук (Казанский государственный педагогический университет);

    А. Д. Алферов, доктор педагогических наук (Ростовский государственный педагогический университет)

    В учебном пособии дана система диагностических и коррекционных методик, которые стали «классическими» в образовательной сфере и используются большинством отечественных школьных психологов при работе с детьми и подростками.

    Пособие предназначено для психологов, социальных педагогов, психиатров и тех, кто интересуется их деятельностью.

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Социальная активность, нравственность, реализация способностей личности - главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпов реформ школьной жизни. Одной из проблем, стоящих перед педагогами, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности - обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

    Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, каждый требует индивидуального подхода, который учитель, в силу разных причин, не всегда может осуществить. Даже специально разработанные психологические рекомендации оказываются неэффективными из-за существующих профессиональных барьеров и низкого качества профессиональной психологической подготовки учителей. Результатом такого положения стало проведение аттестации школ и учителей без учета психологических характеристик школьников, уровня их психического развития.

    Тем не менее, практическая психология образования, несмотря ни на что, продолжает развиваться. В различных учреждениях возникают психологические службы, которые с оптимизмом берутся за решение самых сложных проблем.

    Деятельность психолога в школе позволяет более основательно вникнуть в школьную жизнь, максимально содействовать развитию подрастающей личности. Однако этот процесс идет отнюдь не гладко. Не все школы смогли ввести в свой штат психолога в силу экономических причин. Множество проблем накопилось и в структурах, призванных ликвидировать «психологические пробелы» в школе. Так, многочисленные факультеты, ускоренные курсы по подготовке и переподготовке детских психологов, давая лишь общие теоретические сведения, не формируют психологического мышления у бывших учителей. Поэтому в практической деятельности детские психологи, усвоив абстрактно-обобщенные понятия и методики, испытывают большие трудности при их применении в реальном учреждении, в сложившемся коллективе, в отношении к конкретной личности.

    Е.И. Рогов

    НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

    Учебное пособие

    В двух книгах

    Книга 1

    Система работы психолога с детьми разного возраста

    2-е издание, переработанное и дополненное

    Москва

    ВЛАДОС

    Рецензенты:

    А.О. Прохоров, доктор психологических наук (Казанский государственный педагогический университет);

    АД. Алферов, доктор педагогических наук (Ростовский государственный педагогический университет)

    Рогов Е.И.

    Р59 Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384с: ил.

    ISBN 5-691-00180-9. ISBN 5-691-00181-7(1).

    В учебном пособии дана система диагностических и коррекционных методик, которые стали «классическими» в образовательной сфере и используются большинством отечественных школьных психологов при работе с детьми и подростками.

    Пособие предназначено для психологов, социальных педагогов, психиатров и тех, кто интересуется их деятельностью.

    ISBN 5-691-00180-9 ISBN 5-691-00181-7(1)

    Рогов Е.И., 1998

    Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1998

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Социальная активность, нравственность, реализация способностей личности - главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпов реформ школьной жизни. Одной из проблем, стоящих перед педагогами, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности - обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

    Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, каждый требует индивидуального подхода, который учитель, в силу разных причин, не всегда может осуществить. Даже специально разработанные психологические рекомендации оказываются неэффективными из-за существующих профессиональных барьеров и низкого качества профессиональной психологической подготовки учителей. Результатом такого положения стало проведение аттестации школ и учителей без учета психологических характеристик школьников, уровня их психического развития.

    Тем не менее практическая психология образования, несмотря ни на что, продолжает развиваться. В различных учреждениях возникают психологические службы, которые с оптимизмом берутся за решение самых сложных проблем.

    Деятельность психолога в школе позволяет более основательно вникнуть в школьную жизнь, максимально содействовать развитию подрастающей личности. Однако этот процесс идет отнюдь не гладко. Не все школы смогли ввести в свой штат психолога в силу экономических причин. Множество проблем накопилось и в структурах, призванных ликвидировать «психологические пробелы» в школе. Так, многочисленные факультеты, ускоренные курсы по подготовке и переподготовке детских психологов, давая лишь общие теоретические сведения, не формируют психо-