Ремонт Стены Уход

Требования к руководителю детского сада. Должностная инструкция руководителя детского сада

Тема: Роль руководителя в управлении ГДОУ!

Старинная мудрость гласит:
Если человек загадывает на год - он сеет хлеб.
Если человек загадывает на десятилетие - он сажает деревья.
Если человек загадывает на века - он воспитывает детей.

« Кто-то сказал: «Человек, который знает «как», всегда найдет работу, а человек, который знает «почему», будет его начальником».

Проблема управления ДОУ является одной из самых давних и сложных в

теории и практике образования. С утверждением Национальной доктрины

образования Российской Федерации возникла потребность в создании эффективного инструментария управления образовательным учреждением, что продиктовано жизнью, ростом требований общества к качеству образовательных услуг, коммерциализацией образования.

Основными факторами, определяющими в настоящее время направления функционирования и развития ДОУ, являются общественно-экономические преобразования в стране, формирование рынка образовательных услуг и интеллектуального труда. Сегодня мы уже не можем строить управление традиционными способами. Работа в режиме развития заставляет переосмысливать и по-новому строить систему управления.

Важнейшими нормативными документами, используемыми в делопроизводстве дошкольных образовательных учреждений, являются:

 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993года (с последними изменениями от 21.07.2007г.)

 Закон "Об образовании" 10 июля 1992 года №3266-1 (с последними изменениями от 21.07.2007г.)

 "Конвенция ООН о правах ребенка" (1989 г.)

 Федеральный Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (1998 г.)

 Типовое Положение о Дошкольном образовательном учреждении

 "Санитарно - эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений" (СанПиН 2.4.1.2660-10 от 01 октября 2010 года)

 Устав детского сада

 Договор между ДОУ и родителями

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений"

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утв. приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 № 869 (ред. от 03.03.2010).

Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с Законом РФ «Об образовании» получили широкие права в самостоятельном осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности.

Современное дошкольное образовательное учреждение - сложная

развивающая система, которая требует грамотного управления.

Социально-экономические и политические процессы, происходящие в нашей стране, кардинально изменили содержание управленческой деятельности в ДОУ: возросла самостоятельность, а, следовательно, и ответственность руководителей за результаты.

Управление предполагает умелое использование существующих закономерностей, создание хорошо продуманной системы взаимосвязей и требует, чтобы процессы, зависящие от руководителя, не протекали без его вмешательства. Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в области воспитания детей дошкольного возраста.

Сегодня можно с уверенностью сказать о выходе большинства ДОУ в

режим поиска, являющийся промежуточным этапом на пути к режиму

развития.

А.А. Майер считает, что к признакам деятельности в режиме развития

можно отнести:

  1. актуальность поиска решения проблемы, имеющей существенное

значение для дошкольного образования;

  1. участие в работе большинства педагогов, инновационный потенциал

коллектива, удовлетворенность каждого результатами деятельности;

  1. характеристики результатов развития: эффективность (определяется по

соотношению идеального и реального итогов), оптимальность (устанавливается при сравнении затрат и полученных результатов);

  1. показатели инновационного развития: устойчивость и воспроизводимость, повторяемость и стабильность высоких, качественно

отличных от прежних результатов;

  1. улучшение всей системы ДОУ в целом и каждого ее элемента в

отдельности (структуры, содержания, условий существования и управления)

В современных условиях особая роль уделяется управленческому

мастерству. Основные аспекты этой деятельности руководителя основываются на позициях классического менеджмента.

Менеджмент особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий – функций управления.

Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем:

«Управлять, - писал он, - значит предвидеть, планировать, организовывать,

распоряжаться, координировать и контролировать». Следует отметить, что особая отрасль менеджмента – педагогический менеджмент имеет свою специфику и свойственные только ему закономерности.

Педагогический менеджмент – организация совместной деятельности ДОУ с культурно-образовательными учреждениями в целях удовлетворения

запросов детей и их родителей; обеспечение полноценного развития детей с

учетом современных требований общества к личности.

Нам представляется, что педагогический менеджмент в дошкольном

образовательном учреждении – управление людьми и педагогическим

процессом с целью создания благоприятной среды для выполнения целей и

задач.

Руководитель в своей деятельности основывается на федеральных законах, указах, распоряжениях.

Целью развития нашего дошкольного учреждения в контексте управления качеством образования является создание условий, обеспечивающих всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, подготовка к обучению в школе, развитие и совершенствование образовательного процесса, осуществление дополнительных мер социальной поддержки воспитанников и работников учреждения.

Работа с кадрами направлена на формирование творческого коллектива единомышленников. Концептуальные идеи, заложенные в программе развития, требуют от педагогического коллектива высокого уровня профессионального мастерства.

В связи с этим организована следующая работа: совместное обсуждение и определение генеральных линий развития дошкольного учреждения; создание рабочих групп, разрабатывающих отдельные аспекты совершенствования педагогического процесса; изучение, обобщение, обоснование, распространение и внедрение передового педагогического опыта; использование широкого спектра действенных форм повышения квалификации педагогического персонала, организация практических форм работы, предполагающих самообразование и совершенствование технологий педагогического процесса.

Принятые руководителем решения фиксируются в определенном порядке и конкретных формах документов. Управление дошкольным образовательным учреждением должно быть документально обеспечено, и от качества документационного обеспечения управления зависит качество управленческой деятельности. Таким образом, все документы, образующиеся в деятельности дошкольного учреждения, можно разделить на две группы:

Организационные:

распорядительные

Устав

приказы, распоряжения, указания

ОД, К, Д, АХД

Договора:

Свидетельство о государственной регистрации

лицензия

Должностные инструкции

Штатное расписание

Документы по личному составу

положения

Структура управления детским садом:

Руководитель ДОУ

завхоз

врач

методист

Помощник воспитателя

повар

Учитель - логопед

Педагог-психолог

Медицинская сестра

Прочий медицинский персонал

Муз. рук.

Кухонный рабочий

кастелянша

Машинист по стирке белья

Рабочий по к/о здания

дворник

Инструктор по физ. воспит.

Педагоги

Доу

Основные функции управления в деятельности заведующей:

Одной из важных категорий управления являются функции. К основным функциям управления можно отнести: выработку и принятие решений, включая планирование; организацию; учет и контроль; регулирование. Все эти функции характерны для системы управления дошкольным учреждением, но каждая из них имеет свои особенности, вытекающие из специфики содержания работы данного учреждения. Управление воспитательно-образовательным процессом в дошкольном учреждении в связи с повышением требований к организации педагогического процесса, увеличением контингента детей значительно усложнилось. Успех в этой работе во многом зависит от уровня руководства дошкольным учреждением со стороны, заведующей детским садом, умения правильно реализовывать функции управления.

Рассмотрим некоторые из них:

Выработка и принятие решений является одной из основных функций управления; процесс управления часто определяют как процесс принятия и реализации решений. Решение представляет собой формулировку цели воздействия, как бы идеальный образ результатов, которые намечается получить; оно предопределяет направленность остальных функций.

Процесс принятия решения проходит 4 этапа. Прежде всего, это тщательная подготовка решения, которая включает всестороннее обдумывание и изучение условий, в которых оно дается. Далее следует выработка и принятие самого решения, организация исполнения. Заключительным этапом в данном процессе является проверка исполнения, педагогическая оценка результатов.
Прежде чем приступить к выработке решения, заведующий должен правильно и точно сформулировать цель работы, выявить степень ее необходимости, затем определить силы, средства, возможности для выполнения принимаемых решений. Например, намечая ввести в дошкольном учреждении обливание тела ребенка как средства закаливания, заведующему необходимо установить возможности реализации данного решения при имеющихся условиях, уровне квалификации педагогического персонала и т.д.
После постановки цели необходимо подготовить возможные варианты решения, проанализировать их, выяснить недостатки и достоинства каждого и выбрать оптимальный вариант.


10. По своему характеру и содержанию решения делятся на несколько видов :


1. Оперативно-распорядительные решения принимаются в тех случаях, когда в ходе воспитательно-образовательного процесса обнаруживаются те или иные отклонения от нормы. Примером подобных решений служат приказы заведующего дошкольным учреждением, касающиеся содержания работы воспитателей или других сотрудников.
2. Нормативно-организационные решения связаны с регламентацией всего распорядка дошкольного учреждения. Они носят постоянный характер, действуют длительное время и меняются в связи с изменением условий работы учреждения. К ним относятся правила внутреннего трудового распорядка, режим дня, графики работы сотрудников и т.д.
3. Хозяйственно-руководящие решения касаются финансово-хозяйственных вопросов. Как и оперативно-распорядительные, они носят разовый характер. Это акты списания, приказы по итогам ревизии, касающиеся содержания здания дошкольного учреждения, его участка и т.д.
4. Решения перспективного характера определяют деятельность педагогического коллектива на данный период. К ним Относятся годовые планы работы детского сада, решения педсовета, производственных совещании. Этому виду решений принадлежит главная роль, так как на их основе принимаются решения, касающиеся остальных аспектов работы учреждения.
Решения могут носить единоличный и коллективный характер.
В современных условиях к управленческому решению предъявляется ряд требований: научная обоснованность, целенаправленность, своевременность, компетентность, четкость и конкретность, правомерность, последовательность. Независимо от формы, в которой оно принимается, решение должно отражать в формулировке сущность вопроса.
По степени категоричности передачи или оформления решения выделяют приказ, распоряжение, постановление, рекомендацию, указание и совет. Приказ – наиболее частый вид решения в дошкольном учреждении. В нем четко определяются задачи и способы их реализации. Приказ обычно что-то требует или запрещает, касаясь важных сторон деятельности коллектива, и обязывает к точному исполнению предписания.
Этот вид решения должен быть точным, конкретным, четко и ясно сформулированным. При его составлении следует учитывать силы и средства тех, кому он адресован. Сроки исполнения приказа должны соответствовать объему установленного задания; также необходимо указать, на кого возложен контроль за его исполнением.
В распоряжениях проявляется меньшая степень регламентации. Чаще они используются при необходимости побудить сотрудников выполнить задание, имеющее важное значение для деятельности всего коллектива. Исполнителям предоставляется свобода в выборе сроков и способов решения вопросов. За отказ выполнить распоряжение сотрудник должен наказываться.
Очень важно правильно отдать распоряжение. Любые распоряжения должны быть объективно необходимыми, вытекающими из существующего положения дел, а не из стремления распоряжаться. Распоряжение должно быть преподнесено в такой форме, чтобы казалось очевидным, что оно является логическим следствием объективно существующей ситуации. Получивший задание должен быть убежден, что если бы сам оказался на месте заведующего, то при данных обстоятельствах отдал бы такое же распоряжение, какое получил сам.
Распоряжение должно учитывать индивидуальные особенности его исполнителей: квалификацию, активность, личные качества, опыт и возраст. Распоряжения отдаются различными способами в зависимости от конкретных условий, а также от того, кому они адресуются. Форма их может быть самой решительной, если ситуация требует оперативных действий и руководитель полностью несет за это ответственность.
Распоряжение, отданное в вежливой форме, приводит к лучшему результату, ибо человек всегда внутренне протестует против резкости. Даже в случае некорректного отношения со стороны сотрудника руководителю нужно быть терпеливым и доброжелательным.
Решение может быть доведено до сведения работников дошкольного учреждения также в форме постановления, указания-инструкции, рекомендации.
Решения или постановление характерно для коллективных органов руководства (педсовета, совещания). Следует помнить, что при обсуждении решения или постановлении нужна коллегиальность, а при исполнении персональная ответственность. Так же как и приказ, оно требует немедленного начала выполнения. Чтобы совещание было эффективным, его тщательно готовит. Любое совещание, собрание проходит в оперативном рабочем темпе.
Рекомендация является одним из способов принятия и доведения решения до сведения исполнителей. Она используется, когда необходимо подчеркнуть уважение к самостоятельности в работе исполнителя. Рекомендация не обязывает, она служит советом, пожеланием с целью дать нужное направление в работе, в выполнении задания. В практике управления учебно-воспитательным процессом в дошкольном учреждении заведующий часто использует эту форму в виде памяток, вопросников, помогающих воспитателям в организации различных видов работы с детьми (например, «Памятка по организации воспитательной работы с детьми в весенний период времени», «Рекомендации по организации игр с песком и водой в летнее время в младших группах» и др.).
Указание и инструкция содержат данные о том, что надо сделать, кому и когда. Адресуясь к сознанию исполнителя, они не ограничивают его в выборе средств и методов в выполнении поставленной задачи. Исполнителям предоставляется большая самостоятельность и возможность проявить творчество.
Наименее регламентированным является совет, так как при использовании этой формы окончательное решение остается за исполнителем.
Заведующему необходимо осуществлять общий и персональный контроль и проверку реализации решений. В дошкольном учреждении введено такое правило, что исполнитель докладывает тому, кто дал задание, о состоянии дел, о возникших затруднениях, необходимой помощи и о выполнении задания. Заведующий оценивает работу сотрудников на основе анализа их деятельности, подводит общий итог с учетом упущений, промахов, ошибок.

11. Планирование
Планирование является важным этапом в управлении дошкольным учреждением. Это один из видов управленческого решения. Оно позволяет осуществить совокупность мер по реализации задач, стоящих перед коллективом.
Планирование начинается со всестороннего и глубокого анализа состояния работы в детском саду с целью выявления сильных и слабых ее сторон и постановки актуальных задач на предстоящий период.
При планировании необходимо учитывать перспективы развития народного образования и дошкольного воспитания в стране, городе, районе, а также перспективы развития своего учреждения на несколько лет вперед, на пятилетку или на более отдаленный срок.

В плане определяются главные, наиболее важные задачи работы дошкольного учреждения, на решение которых будет направлена деятельность коллектива, и определяются основные пути и способы их решения: целесообразная расстановка людей и распределение обязанностей, координация действий членов коллектива, меры их стимулирования (через организацию инструктажа, контроля, соревнования), создание благоприятного психологического климата в коллективе, укрепление материальной базы учреждения. Действенность плана заключается в ясности и четкости целей, задач, в конкретности и перспективности, в учете объективных особенностей планируемого.
План составляется в виде координированной системы решений, рассчитанной на обеспечение эффективной деятельности учреждения в течение недели, месяца, года или более длительного срока.
Различные аспекты деятельности детского сада находят отражение в годовом плане работы, в планах работы родительского комитета, в перспективном плане повышения квалификации педагогического коллектива и др.
В составлении и утверждении плана работы на год участвует весь коллектив. В его основу должны быть положены следующие принципы: научность, перспективность и конкретность выражается в научности, предполагает организацию всей вопитательно-образовательной, административно – хозяйственной и общественной работы детского сада на основе достижений науки и передового педагогического опыта. Перспективность может быть обеспечена определением общих задач, исходя из того, что детский должен формировать основы материалистического мировоззрения, закладывать базу для воспитания социально активной личности, давать начальные знания, создавать предпосылки для успешного обучения детей в школе и, прежде всего, укреплять их здоровье.

Конкретность проявляется в определении точных сроков исполнения намеченных мероприятий, в четкости назначения ответственных за их выполнение, в систематическом, всестороннем контроле.
Годовой план составляется на учебный год.
Руководитель, планируя работу дошкольного учреждения исходит, прежде всего, из анализа результатов деятельности детского сада за истекший учебный год. Отчеты воспитателей, обсуждение их работы на итоговом педагогическом совете, который проводится в мае – июне, а также анализ деятельности других сотрудников – все это позволяет выявить не только достижения, но и нерешенные проблемы, определить задачи на будущий учебный год. Заведующий должен тщательно подготовить заключительный педагогический совет, дать возможность каждому его члену высказать свои предложения по вопросам воспитания детей, улучшения материальной базы учреждения, питания, педагогической пропаганды.

Коллективное, деловое обсуждение позволит руководителю составить проект годового плана на будущий год.
План должен быть компактным. Для этого его вводную часть нужно сокращать до минимума (во многих планах она выглядит как отчет о проделанной работе). Описание достигнутых результатов за прошедший год можно отнести в материалы итогового педагогического совета. План – это руководство к действию. В нем отражаются основные задачи, которые поставлены перед дошкольным учреждением в новом учебном году. Главная цель намеченной в плане работы – поднять на более высокую ступень качество и эффективность воспитания и обучения детей. Поэтому очень важно при составлении плана продумать реальность его выполнения, учесть возможности всего коллектива.
Руководитель выбирает форму ведения записи мероприятий в годовом плане по своему усмотрению. Отделы образования могут рекомендовать свои варианты. Но какой бы ни была форма плана, важно его содержание.
Для более четкой реализации годового плана составляется график, в котором определяется вид и содержание контроля, время (месяц) его проведения, темы, указывается, кто его осуществляет, где подводятся итоги с последующим их обсуждением. Кроме перечисленных видов планирования, каждый заведующий дошкольным учреждением должен иметь план своей собственной работы по руководству коллективом.
Планированию труда заведующего предшествует разделение функций между воспитателем-методистом, завхозом, кладовщиком, врачом и медицинской сестрой, определение персональной ответственности каждого за свой участок работы.
Необходимо четко определить цели работы на планируемый период, предвидеть предполагаемые результаты, создать условия, способствующие выполнению плана.
Организация
Организация – это деятельность по реализации плана работы обеспечивается правильным подбором и расстановкой кадров, четким определением обязанностей каждого члена коллектива, строгой дисциплиной.
Выполнение организационной функции управления строится на основе Устава детского сада, Правил внутреннего трудового распорядка для работников детских садов, «Квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений», «Санитарных правил устройства и содержания детских дошкольных учреждений» и других инструктивных документов.
В организации работы дошкольного учреждения большая роль принадлежит заведующему. Он должен продумать весь объем предстоящей работы в соответствии с директивными документами и задачами, намеченными в годовом плане, выделить главное.
Заведующий распределяет работу соответственно обязанностям, опыту и индивидуальным качествам каждого члена коллектива. Перед началом учебного года, когда уже намечены задачи работы дошкольного учреждения, он своевременно распределяет обязанности между воспитателем-методистом, завхозом, врачом, наделяет их правами для самостоятельного решения вопросов, закрепляет воспитателей и нянь за определенными группами. Очень важно направить работу каждого сотрудника так, чтобы он был не только техническим исполнителем, но и сам проявлял инициативу. Четкое разделение обязанностей помогает избежать параллелизма в работе, устанавливает личную ответственность каждого сотрудника за конкретное дело, облегчает контроль и оценку работы.
Руководитель должен строго выполнять то, что запланировано, и учить этому своих помощников. Нечеткость в организации работы дошкольного учреждения обусловлена рядом причин: формализмом планирования, параллелизмом в работе, невыполнением принятых решений.
Контроль
Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении требует, чтобы им управляли. А это возможно только в том случае, если заведующий хорошо знает состояние дел в управляемом дошкольном учреждении, если ему известны возможности своих помощников, если он знает все особенности воспитательно-образовательного процесса. Условием для этого является четко организованный поток оперативной информации.
Соблюдение норм взаимоотношений между сотрудниками, определенный ритм работы учреждения, способствующий выполнению плана, обеспечивает контроль.
Контроль в дошкольном учреждении – это система наблюдений и проверок соответствия воспитательно-образовательного процесса планам, приказам, а также «Программе воспитания в детском саду».
Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в его осуществлении. Устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, заведующий теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им.
Контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнение своих обязанностей . Он позволяет также установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с принятым решением, выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недостатков. При отсутствии контроля за исполнением ранее принятых решений все остальные виды его малоэффективны. Таким образом, контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.
Контроль заведующего должен быть предметным и конкретным, его осуществление – соответствовать составленному плану-графику на неделю или месяц. Выбор форм контроля во многом зависит от времени его проведения.
Например, посещая в начале гола занятия в разных возрастных группах, заведующий придает особое значение контролю за тем, как воспитатель знает программу; какие пособия и атрибуты приготовил, какой дидактический материал подобрал; какой дополнительной методической и детской литературой располагает; какие темы и разделы программы считает более трудными для усвоения; посетили ли воспитатели вновь поступивших детей на дому; все ли сведения о родителях собраны и др.
Формы контроля могут быть разнообразными: изучение документации и календарных планов, беседы с воспитателями и последующее посещение группы, проверка наличия и исправности оборудования.
От того, какие требования в начале учебного года предъявит руководитель к воспитателям и другим сотрудникам детского сада, во многом будут зависеть дальнейшие успехи в работе учреждения.
Существует несколько видов контроля: предупредительный, тематический, фронтальный, сравнительный, обзорный.

Цель предупредительного , или предварительного, контроля заключается в том, чтобы предупредить возможные ошибки в работе воспитателя. Он применяется в основном по отношению к начинающим или вновь поступившим сотрудникам. Заведующий анализирует календарный план, наблюдает за работой воспитателя в течение дня, проверяет его готовность к работе (наличие наглядных пособий, оборудование педагогического процесса).
Тематический контроль имеет целью привлечь внимание коллектива к определенным задачам дидактического, методического, воспитательного характера, которые в данном детском саду решаются недостаточно успешно. Это самый распространенный вид контроля в дошкольных учреждениях. Он проводится также с целью проверки выполнения разделов программы отдельными воспитателями.
В ходе проверки устанавливается, владеет ли воспитатель методикой проведения занятий по данному разделу программы, правильно ли оборудован педагогический процесс при выполнении программы по данному разделу, какой уровень знаний детей, какие умения и навыки сформированы у них в данном виде деятельности, соответствует ли это требованиям программы, насколько самостоятельны дети и др. В результате тематической проверки у руководителя должно быть полное представление о том, как проводится в группе работа по данному разделу программы. Такой контроль требует от проверяющего знания различных методик дошкольного воспитания, современных исследований, новинок методической литературы.
Фронтальный контроль предусматривает всестороннюю, глубокую проверку работы воспитателя. Такой контроль предполагает посещение группы в течение нескольких дней. Лучше, когда фронтальной проверке подвергаются оба воспитателя, работающие в одной и той же возрастной группе. В этом случае можно установить преемственность методов педагогического воздействия, согласованность в работе педагогов между собой, с детьми, нянями и родителями, выявить сильные и слабые стороны в работе каждого, помочь им скоординировать работу.
В процессе фронтального контроля изучаются календарные планы, документация группы, работа с родителями, педагогической квалификации, участие в общественной жизни коллектива.
Сравнительный контроль необходим для сопоставления результатов работы воспитателей по выполнению различных разделов программы. Такой контроль позволяет выявить разницу в работе воспитателей параллельных групп. Например, заведующий, просматривая детские рисунки двух подготовительных к школе групп, замечает, что они очень отличаются и по технике исполнения, и по сюжетам. Чтобы выяснить, почему это так, он проверяет, как ведется работа по обучению детей рисованию, каково влияние педагога на развитие изобразительного творчества детей в параллельных группах. В результате проверки устанавливает, что один воспитатель слабо владеет методикой обучения детей изобразительной деятельности, к тому же в эту группу попали дети, не посещавшие ранее детский сад. В соответствии с этими причинами, вызывающими отставание детей в рисовании, заведующий вырабатывает предложения, которые должны исправлять существующее положение. В данном случае – это изучение опыта коллег, успешно работающих рядом, более активное привлечение детей к рисованию в свободное время, посещение семинара по овладению практическими навыками рисования и др. Сравнительный контроль используется и с целью сравнения работы двух воспитателей из одной группы.
Обзорный контроль следует рассматривать как разновидность тематического контроля. Он дает представление о работе педагогического коллектива на каком-то определенном этапе, в какой-то момент. Например, может быть проверена готовность всех воспитателей к рабочему дню или к первым дням работы с детьми в новом учебном году; выявлены наиболее успешные методы в работе каждого воспитателя к концу учебного года.
Заведующий должен заботиться о создании условий для строго выполнения режима дня
Итогом обзорного контроля может быть собеседование, запись предложений в специально тетради, где анализируется работа педагогов.
Проверка работы воспитателей требует от руководителя тщательной подготовки. Прежде всего, необходимо установить цель проверки, которая должна определяться основными задачами, поставленными перед коллективом на текущий учебный год, а также необходимостью, выявившейся в процессе работы. Проверка пройдет целенаправленно, если будет разработан ее план.
Процесс подготовки включает и планирование всех видов контроля в годовом плане работы дошкольного учреждения. Воспитатели уже в начале учебного года знают, чья работа и что именно в ней будет проверяться в течение года. Знание темы и сроков проверки мобилизует их на самостоятельное выявление своих недостатков, на поиск путей их преодоления.
Заведующий, предупреждает воспитателя о проверке заранее, но это не исключает контроля и без предупреждения. Заведующий имеет право в любое время контролировать работу воспитателя, соблюдая правило: не делать ему замечаний по поводу работы в присутствии детей, родителей, посторонних.
Методы контроля – это, прежде всего, наблюдение за деятельностью воспитателя и детей, ознакомление с календарным планом и с записями учета работы воспитателя, Изучение детских работ, беседы с воспитателями и детьми.
Наблюдение за деятельностью педагога и детей является основным методом контроля. В процессе наблюдения фиксируются и оцениваются приемы и методы работы воспитателя, реакция детей, ведется хронометраж.
Одна из задач контроля – проверка исполнения инструктивно – методических документов, предложений инструктирующих лиц, а также выполнение решений педсоветов по итогам предыдущих проверок. Важной задачей является изучение кругозора педагога, его духовных интересов, выяснение того, чем он живет, что читает, как следит за достижениями науки, культуры, какое место в его духовной жизни занимает искусство и т.д.
Регулирование
Регулирование направлено на постоянное поддержание необходимого уровня организованности в дошкольном учреждении. Регулирование проявляется при согласовании планов, сроков проведения мероприятий, назначении ответственных исполнителей, что помогает избежать дублирования.
В процессе выполнения принятых решений регулирование способствует поддержанию порядка в реализации намеченных мер.
Регулирование, основанное на результатах контроля, помогает устранению отклонений от первоначальной цели. На этом этапе важно выявлять и закреплять положительные моменты деятельности и развивать их.
Регулирование требует от руководителя управленческих знаний, оперативности и большого искусства во взаимодействии с людьми. Регулирование нередко связано с перестановкой воспитателей и обслуживающего персонала, перераспределением поручений, что ведет к перестройке отношений с исполнителями. Исполнители не всегда понимают необходимость этих действий, и заведующий проявляет большую выдержку и тактичность, чтобы их убедить.
Регулирование осуществляется через беседы, оперативные совещания и в связи с принятием управленческих решений по частным вопросам.

сравнительный

обзорный

фронтальный

Функции управления

Выработка и принятие решения

Планирование

Организация

контроль

Регулирование

Оперативно-распорядительные

Нормативно-организационные

Хозяйственно-руководящие

Решения перспективного характера

Программа развития

Годовой план

Устав

Правила внутреннего трудового распорядка

Должностные инструкции

Сан Пин

Административно-хозяйственный

педагогический

предупредительный

тематический

Оперативное (текущее) управление осуществляется руководителем детского сада. Управление дошкольным учреждением означает осуществление разнообразных видов деятельности: административной, хозяйственной, организационной, правовой, педагогической.

В настоящее время руководитель должен быть экспертом и стратегом в области управления деятельностью дошкольного учреждения, способным обеспечить постановку, прогнозирование и оценку степени соответствия целей и результатов образования ребенка, деятельности сотрудников и всего ДОУ как социальной единицы, то есть управлять качеством образовательного процесса.

12. «Идеальный руководитель детсада умеет расположить к себе, выслушать, принять правильное решение в любой ситуации, быть тактичным и внимательным по отношению к людям. Это хороший хозяйственник, добросовестно относящийся к своей работе, не терпящий тунеядства и лени. И кроме всего прочего, идеальный руководитель детсада – оптимист по жизни!»

13. «Современная заведующая - это центр образовательного учреждения, и все в ней должно привлекать: и интеллект, и профессионализм, и внешность, и культура.»

«Заведующая - это прежде всего человек, который тебя понимает, понимает твои проблемы и в любой момент может тебя поддержать. Если заведующая такими качествами обладает, тебе приятно идти на работу. Ведь ты знаешь, что тебя там всегда ждут, хорошо к тебе относятся».

«Что за человек современная заведующая? Женщина с деловой хваткой, твердая, решительная, все, что нужно, выбьет, из-под земли достанет»

14. «Я думаю, заведующая похожа на дизайнера. От нее требуется так «расставить» людей, чтобы каждый сотрудник - тот, что на первый взгляд казался невзрачным, стереотипным, вдруг раскрылся с интересной стороны. Уметь это найти, эту позу, что ли, эту роль - вот что главное для заведующей.
В этом проявляются и страстность к своей работе, и сдержанность: ведь руководитель порой должен уйти в тень, чтобы педагог высветился. Мне кажется, главное - умение работать с людьми, с нашими воспитателями.»

15. «Я хотела бы найти образ, который мог бы выразить это слово - «заведующая». И вот мне пришло в голову, что в заведующей живет множество разных животных. Она и кошка, потому что должна быть гибкой; и лиса, потому что частенько ей приходится хитрить; и слон, потому что тянет на себе огромный груз. Порой в ней просыпается тигр. А порой, кроме как коровой, ее и не назовешь: все-то из нее тянут - и подчиненные, и родители, и проверяющий. А начинающая заведующая напоминает корову на льду. Но это проходит быстро, потому что настоящий руководитель должен чувствовать себя в своем детском саду как дома. Или как рыба в воде…»

Содержание образовательного процесса определяется программой дошкольного образования. Учреждения самостоятельно в выборе программ из комплекса вариативных программ, рекомендованных органами управления образованием, внесении изменений в них, а также разработке собственных программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.


На сайт приходят часто вопросы, связанные с заведующей детского сада. Все права и обязанности заведующей закреплены в должностной инструкции.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЗАВЕДУЮЩЕЙ ДЕТСКОГО САДА

Утверждаю
_______________________________________________________________________
(организационно-правовая форма, (подпись) (Ф.И.О., должность руководителя наименование организации, или иного должностного лица, предприятия) уполномоченного утверждать должностную инструкцию)

«___» ____________ 20__г.
М.П.

_________________________________________________
(наименование организации, предприятия)

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора с заведующим детским садом, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Заведующий детским садом относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется ____________________________________________.
(наименование должности руководителя)
1.2. На должность заведующего детским садом принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (педагогическое) образование и стаж работы _________________________________________________________________.
1.3. Заведующий детским садом принимается и увольняется с работы приказом __________________________________________________­_____________.
(должность руководителя организации)
1.4. Заведующий детским садом должен знать:

  • Конституцию Российской Федерации;
  • законы Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по вопросам образования и дошкольного воспитания;
  • постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нормативные документы вышестоящих органов и администрации, касающиеся деятельности детского сада;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • программу воспитания в детском саду;
  • дошкольную педагогику и психологию;
  • основы социологии, физиологии и гигиены;
  • методы административно-хозяйственной деятельности;
  • правила охраны жизни и здоровья детей;
  • действующие нормативные документы по оплате труда;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • основы экономики, организации труда и управления;
  • законодательство о труде и охране труда Российской Федерации;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.5. Профессионально важные качества: ____________________________.
(перечислить качества)

2. Должностные обязанности работника

На заведующего детским садом возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществляет руководство всеми видами деятельности детского сада.
2.2. Направляет и контролирует работу воспитателей.
2.3. Осуществляет контроль за выполнением программы воспитания, реализацией педагогических экспериментов.
2.4. Организует работу коллектива педагогических работников, направленную на достижение высокой эффективности воспитательной работы с детьми.
2.5. Формирует контингент детского сада, обеспечивает создание надлежащих условий для укрепления здоровья детей, их воспитания и обучения в соответствии с требованиями педагогики и гигиены.
2.6. Организует работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье.
2.7. Организует рациональное питание детей и оздоровительные мероприятия.
2.8. Принимает меры по укомплектованию детского сада квалифицированными работниками, созданию в коллективе здорового морально-психологического климата и благоприятных условий труда.
2.9. Проводит работу по воспитанию кадров, укреплению трудовой и производственной дисциплины.
2.10. Определяет круг полномочий и распределение должностных обязанностей педагогических работников и персонала.
2.11. Осуществляет административно-хозяйственную деятельность в пределах предоставленных прав.
2.12. Обеспечивает развитие и укрепление материальной базы детского сада, сохранность имущества, оборудования и инвентаря, рациональное использование денежных средств, ведение учета и составление установленной отчетности.
2.13. Осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима, правил техники безопасности.
2.14. Решает в пределах предоставленных прав вопросы приема на работу, увольнения и поощрения работников, а также наложения дисциплинарных взысканий на нарушителей трудовой и производственной
дисциплины.

3. Права работника

Заведующий детским садом имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы детского сада вышестоящему руководству.
3.3. Представлять интересы организации во внешних взаимоотношениях, отношениях с органами государственной власти.
3.4. Требовать от вышестоящего руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.5. Знакомиться с проектами решений вышестоящего руководства, касающимися его деятельности.
3.6. Запрашивать документы, материалы, инструменты и т.п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.7. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность работника

Заведующий детским садом несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
4.2. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Руководитель структурного подразделения
_________________________
(инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)
«__» _____________ 20__г.

Согласовано:
Начальник юридического отдела
_________________________
(инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)
«__» ________________ 20__г.

С инструкцией ознакомлен:
_________________________
(инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)
«__» _____________ 20__г.

_________________

НА ЗАМЕТКУ заведующей детским садом — Специализированный магазин для детских садов «ДЕТСКИЙ САД» — detsad-shop.ru Закупка игрушек для нужд детского сада по ФГОС. Работа с аукционами, котировками и другие способы закупок. Обращайтесь на электронную почту — [email protected]

1. Общие положения.

1.1. Данная должностная инструкция заведующего детским садом (ДОУ) разработана и утверждена с учетом требований ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155; на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования », утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010г в редакции от 31.05.2011 г.; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012 г. «» в редакции от 6 марта 2019 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. На должность заведующего ДОУ принимается лицо, которое имеет высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление ", "Менеджмент ", "Управление персоналом " и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет; или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

1.3. Заведующему детским садом не разрешается совмещение должности с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне дошкольного образовательного учреждения. Должностные обязанности заведующего детским садом не могут исполняться по совместительству.

1.4. Заведующий дошкольным образовательным учреждением назначается на должность и освобождается от нее приказом начальника департамента управления образования.

1.5. В своей профессиональной деятельности заведующий ДОУ должен руководствоваться:

  • действующим законодательством Российской Федерации;
  • Конституцией Российской Федерации;
  • Гражданским кодексом России;
  • Указами Президента Российской Федерации;
  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • Федеральным законом от 24.07.98г № 124-ФЗ в редакции от 29.06.2013г "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации ";
  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации » с изменениями и дополнениями;
  • коллективным договором;
  • порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;
  • Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года;
  • муниципальными правовыми актами, Уставом и локальными правовыми актами дошкольного образовательного учреждения;
  • законодательными и нормативными документами, регламентирующими производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность дошкольного образовательного учреждения;
  • трудовым договором (контрактом);
  • методическими материалами, касающимися деятельности государственного образовательного учреждения;
  • правилами внутреннего трудового распорядка.

1.6. Заведующая дошкольным образовательным учреждением обязана руководствоваться и строго соблюдать свою должностную инструкцию заведующего ДОУ с учетом требований ФГОС ДО, а также требования охраны труда и пожарной безопасности.

1.7. Заведующий дошкольным образовательным учреждением должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и другие нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную и физкультурно-спортивную деятельность в РФ;
  • требования ФГОС дошкольного образования;
  • достижения современной психолого-педагогической науки и практики;
  • программу воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении;
  • дошкольную педагогику и психологию;
  • основы физиологии, гигиены;
  • основы организации труда и действующее трудовое законодательство Российской Федерации;
  • теорию и методы управления образовательными системами;
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентного подхода, развивающего обучение;
  • способы убеждения, аргументации своей позиции, установки контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (законными представителями), коллегами; по работе;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основы работы с текстовыми редакторами, презентациями, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, персональным компьютером и мультимедийным оборудованием;
  • основы экономики и социологии;
  • способы организации финансово-хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения;
  • гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в тех частях, которые касаются регулирования деятельности дошкольных образовательных организаций и органов управления образованием различных уровней;
  • основы менеджмента, управления персоналом;
  • профиль и особенности структуры детского сада;
  • перспективы технического, экономического и социального развития дошкольного образовательного учреждения;
  • правила эксплуатации помещений детского сада;
  • основы управления проектами;
  • правила внутреннего трудового распорядка ДОУ;
  • основы делопроизводства;
  • инструкцию по охране труда для заведующего ДОУ;
  • должностную инструкцию заведующего ДОУ по пожарной безопасности;
  • правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности;
  • порядок действий в чрезвычайных ситуациях.

1.8. Заведующий дошкольным образовательным учреждением должен организовать обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

2. Должностные обязанности

Заведующий детским садом имеет следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществление руководства дошкольным образовательным учреждением в соответствии с законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом.

2.2. Обеспечение системной воспитательно-образовательной и административно-хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

2.3. Обеспечение реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), Федеральных государственных требований.

2.4. Формирование контингента детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья во время воспитательно-образовательного процесса, соблюдение прав и свобод детей и работников дошкольного образовательного учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

2.5. Определение стратегии, цели и задачи развития дошкольного образовательного учреждения, принятие решений о программном планировании его работы, участии ДОУ в различных программах и проектах, обеспечение соблюдения требований, предъявляемых к условиям воспитательно-образовательного процесса, образовательным программам, результатам учреждения и к качеству воспитания и образования, непрерывное повышение качества воспитания и образования. Обеспечивает объективность оценки качества образования воспитанников в детском саду.

2.6. Осуществление разработки, утверждения и реализации программ развития дошкольного образовательного учреждения, образовательной программы, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка совместно с Советом ДОУ и общественными организациями.

2.7. Создание условий для внедрения инноваций, обеспечения формирования и реализации инициатив сотрудников детского сада, направленных на улучшение работы учреждения и повышение качества воспитания и образования.

2.8. Распоряжение бюджетными средствами в пределах своих полномочий, обеспечение результативности и эффективности их использования. Формирование фонда оплаты труда в пределах установленных средств, с разделением его на базовую и стимулирующую часть.

2.9. Обеспечение рационального использования средств, поступающих из других источников, составление отчетов об использовании привлечённых средств для родительской общественности.

2.10. Утверждение структуры и штатного расписания дошкольного образовательного учреждения.

2.11. Решение кадровых, административных, финансовых, хозяйственных, учебно-методических и иных вопросов в соответствии с уставом ДОУ.

2.12. Осуществление приёма на работу, подбор и расстановка кадров в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации и квалификационными характеристиками работников.

2.13. Создание условий для непрерывного повышения квалификации сотрудников детского сада, поддержания благоприятного морально-психологического климата непосредственно в коллективе.

2.14. Обеспечение установления заработной платы сотрудникам дошкольного образовательного учреждения, в том числе стимулирующей части (надбавок, доплат к должностным окладам и ставкам заработной платы), выплату в полном размере заработной платы работникам в сроки, установленные Коллективным договором ДОУ, Правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

2.15. Принятие мер по обеспечению дошкольного образовательного учреждения квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей в детском саду.

2.16. Создание условий, обеспечивающих участие сотрудников в управлении дошкольным образовательным учреждением.

2.17. Принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе по вопросам установления системы оплаты труда с учетом мнения представительного органа сотрудников ДОУ.

2.18. Планирование, координация и контроль деятельности структурных подразделений, педагогических и других сотрудников дошкольного образовательного учреждения.

2.19. Обеспечение системного контроля своевременного прохождения медицинских осмотров сотрудниками детского сада.

2.20. Обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества с органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью, родителями (законными представителями) воспитанников детского сада, гражданами.

2.21. Представление ДОУ в государственных, муниципальных, общественных и других органах, учреждениях, иных организациях.

2.22. Содействие деятельности педагогических, психологических организаций и методических объединений, общественных организаций.

2.23. Обеспечение государственной регистрации, лицензирования образовательной деятельности, государственной аттестации и аккредитации детского сада.

2.24. Соблюдение требования о неразглашении персональных данных сотрудников дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Положением о защите персональных данных работников.

2.25. Обеспечение безопасной эксплуатации инженерно-технических коммуникаций и оборудования; своевременная организация осмотров и ремонта зданий и помещений дошкольного образовательного учреждения.

2.26. Обеспечение учёта, сохранности и пополнения учебно-материальной базы, учёта и хранения документации, привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом детского сада дополнительных источников финансовых и материальных средств.

2.27. Представление учредителю ежегодного отчета о поступлении, расходовании финансовых и материальных средств и публичного отчета о деятельности ДОУ в целом.

2.28. Осуществление реализации антикоррупционного законодательства в дошкольном образовательном учреждении.

2.29. Обеспечение соблюдения правил санитарно-гигиенического режима, охраны труда и пожарной безопасности в детском саду, соблюдение требований должностной инструкции заведующего в ДОУ.

2.30. Создание надлежащих условий для укрепления здоровья, принятие мер по улучшению медицинского обслуживания и оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

2.31. Обеспечение соответствующих условий для осуществления коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.

2.32. Принятие мер совместно с профсоюзным комитетом и родительской общественностью по улучшению организации питания в детском саду, ассортимента продуктов, созданию условий для качественного приготовления пищи на пищеблоке.

2.33. Экстренное информирование органов Управления образования обо всех чрезвычайных происшествиях в дошкольном образовательном учреждении, связанных с жизнью и здоровьем воспитанников и сотрудников.

3. Права сотрудника

Заведующий детским садом имеет право в пределах своей компетенции:

3.1. Представлять интересы дошкольного образовательного учреждения во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, с государственными и муниципальными органами власти и управления.

3.2. Издавать приказы, обязательные распоряжения и другие локальные акты дошкольного образовательного учреждения.

3.3. Поощрять, а также привлекать к дисциплинарной ответственности сотрудников в порядке, установленном Уставом школы и Правилами о поощрениях и взысканиях по согласованию с профсоюзным комитетом ДОУ.

3.4. Совместно с Советом трудового коллектива определять размер доплат и надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера.

3.5. Представлять сотрудников детского сада к награждению и присвоению почетных званий при утверждении их представлений педагогическим советом.

3.6. Открывать и закрывать счета в казначейских учреждениях и банках.

3.7. Определять штатное расписание ДОУ и вносить в него изменения в соответствии с нуждами дошкольного образовательного учреждения.

3.8. Заключать:

  • трудовые договора с сотрудниками детского сада;
  • соглашения с трудовым коллективом по охране труда и технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников детского сада;
  • договора с родителями (законными представителями) воспитанников по оказанию платных образовательных услуг в ДОУ на основании лицензии.

3.9. На защиту профессиональной чести и достоинства, на социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, на ежегодный оплачиваемый отпуск.

3.10. Определять объем и порядок защиты сведений, составляющих конфиденциальную информацию, в установленных законодательством РФ пределах.

3.11. Присутствовать на любых занятиях и мероприятиях которые проводятся с детьми (без права делать замечания педагогу в течение занятий).

3.12. Требовать от сотрудников детского сада соблюдения технологий воспитательной, образовательной и хозяйственной деятельности, норм и требований профессиональной этики, выполнения принятых планов и программ, носящих обязательный характер.

3.13. Своевременно повышать уровень своей квалификации, проходить аттестацию на добровольной основе.

3.14. Вносить в необходимых случаях временные изменений в расписание занятий, отмены занятий, временного объединения групп для проведения совместных занятий.

3.15. Осуществлять запрет на проведение воспитательно-образовательного процесса при наличии опасных условий для жизни и здоровья воспитанников и сотрудников дошкольного образовательного учреждения.

4. Ответственность

4.1. Заведующий детским садом несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке:

  • за уровень квалификации дошкольного образовательного учреждения;
  • за реализацию образовательных программ в ДОУ, соответствие ФГОС ДО;
  • за жизнь и здоровье, соблюдение прав ребёнка и сотрудников дошкольного образовательного учреждения во время воспитательно-образовательного процесса;
  • за нарушение или незаконное ограничение прав на образование.

4.2. Заведующий дошкольным образовательным учреждением несёт дисциплинарную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации, за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин:

  • Устава, правил внутреннего трудового распорядка и других локальных нормативных актов дошкольного образовательного учреждения;
  • законных распоряжений органов управления образованием;
  • за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией заведующего детским садом, в том числе за неиспользование предоставленных ему прав.

За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

4.3. За применение (в том числе однократное) таких методов воспитания, которые связаны с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребёнка или сотрудника детского сада, а также за совершение любого другого аморального проступка заведующий ДОУ может быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации ».

4.4. За нецелевое использование бюджетных средств, нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации заведующий ДОУ несет административную или уголовную ответственность в соответствии со статьей в Кодексе РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ или в Уголовном кодексе РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ - "нецелевое расходование бюджетных средств ".

4.5. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации воспитательно-образовательного процесса заведующий ДОУ несет административную ответственность в порядке и случаях, установленных административным законодательством Российской Федерации.

4.6. За причинение детскому саду или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) должностных обязанностей, указанных в должностной инструкции заведующего ДОУ, несёт материальную ответственность в порядке и пределах, определенных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Взаимоотношения. Связи по должности

Заведующий детским садом:

5.1. Осуществляет свою деятельность в режиме ненормированного рабочего дня по графику, который составлен исходя из сорокачасовой рабочей недели.

5.2. Самостоятельно планирует свою работу в дошкольном образовательном учреждении на каждый год с учётом плана работы вышестоящего органа управления образованием.

5.3. Своевременно предоставляет в органы управления образования необходимую отчётную документацию.

5.4. Согласовывает вопросы распоряжения имуществом дошкольного образовательного учреждения с учредителем.

5.5. Получает от органов управления образованием информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомиться с соответствующими документами.

5.6. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию с заместителями, педагогами и воспитателями дошкольного образовательного учреждения.

6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции

6.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.

6.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.

Любым учреждением, в том числе и детским садом, предполагают обеспечение стабильной работы коллектива сотрудников как в период присутствия заведующего на рабочем месте, так и в период его отсутствия. Отсутствие может быть кратковременным, когда не требуется назначение другого человека для того, чтобы исполнять обязанности руководителя (отъезд в вышестоящую организацию, на встречу с учредителем или для по снабжению детского учреждения продуктами питания, игрушками либо медицинскими препаратами). А может быть и долговременным, когда приказом заведующего назначается исполняющий обязанности руководителя на срок его отсутствия (на время командировки, болезни или стажировки).

На свое место заведующий обычно назначает старшего воспитателя, методиста или заместителя заведующего по В современных детских садах это все - наименования одной и той же должности, но имеющие разные возможности в период исполнения обязанностей руководителя детским садом. Если исполняющий обязанности заведующего ранее был старшим воспитателем, то переход его на новую должность будет ему материально невыгоден, т. к. его квалификационная категория распространяется только на исполнение им должности воспитателя в детском саду. При исполнении им функции заведующего оплата производится без учета квалификационной категории, если только старший воспитатель не прошел аттестацию по двум должностям в данном учреждении: воспитателя и управленца. Наиболее выгодный вариант - если временно исполняющий обязанности заведующего будет выполнять его работу без освобождения от выполнения работы по основной должности, т. е. будет оформлено внутреннее совместительство. Такой вариант является более распространенным, т. к. статья 151 ТК РФ устанавливает в этом случае неограниченные сроки исполнения обязанностей, тогда как при полной замене в должности такое исполнение возможно сроком не более одного месяца. Это выгодно для работников образования, т. к. длительность их отпуска - как минимум 36 рабочих дней.

Для лица в должности заместителя заведующего детским садом таких проблем нет. Он, как правило, имеет квалификационную категорию управленца, и в его функциональных обязанностях заложена строка о том, что на время отпуска руководителя именно он - исполняющий обязанности, со всеми правами и обязанностями своего начальника. Он может быть на этот же срок отстранен от выполнения своих непосредственных обязанностей по воспитательной работе.

Если же заместитель заведующей работает в по совместительству, тогда для того, чтобы вступить в должность заведующего, он должен взять отпуск по основному месту работу на такой же срок (ст. 347 ТК РФ). Ограничения в его деятельности определены ст. 345 ТК, которая регламентирует работу совместителей, работающих только половину времени по указанной должности. Таким образом, совместитель - это работник, который исполняет обязанности руководителя только наполовину.

Если по каким-то причинам заместители не смогли выполнять работу заведующего во время его отпуска, тогда исполняющий обязанности директора назначается учредителем из числа внутренних работников, имеющих опыт работы в данной должности, или на этот срок принимается человек со стороны. У данных работников отсутствует право подписи документов материального характера, если на то не составлена отдельная доверенность от заведующего учреждением. При отсутствии такой доверенности, но необходимости заключать договора, исполняющий обязанности заведующего имеет право известить отсутствующего работника о совершении сделки. Тот же, в свою очередь, должен явиться в назначенное время для подписания документов на свое рабочее место.

Заведующего во время отсутствия руководителя имеет возможность продемонстрировать учредителю свой потенциал в сфере управления, что может стать стимулом и причиной для предоставления ему вакантной должности заведующего в другом дошкольном учреждении.

альфия гайнуллина
Каким должен быть руководитель дошкольного образовательного учреждения

В словаре живого великорусского языка В. И. Даля указывается, что слово «управление» произошло от глагола править, справляться и означает «давать ход, направление, заставлять идти правильным, нужным путем, распоряжаться, заведовать, делать что – то хорошее, исправно, ладно».

В деятельности руководителя - создание благоприятного социально-психологического климата в учреждении , развитие коллектива, его сплоченности, организованности, координация деятельности педагогов при достижении цели, создание, внедрение и распространение новшеств, обеспечивающих качественно новые результаты в решении задач воспитания и образования детей .

Я понимаю, что управление ДОУ – это целостная система механизмов воздействия на коллектив, что управлять инновационной деятельностью ДОУ - значит постоянно познавать и выявлять прогрессивные тенденции в образовательном процессе , направлять данный процесс в соответствии с этими тенденциями с учетом объективных возможностей своего педагогического коллектива.

Главная задача руководителя развиваться самому , помогать развиваться другим, научить их открывать новое, радоваться интеллектуальной деятельности. И на первом этапе ответить на вопросы : что мы имеем, каких результатов достигли? что нас не удовлетворяет? что мы хотим изменить в соответствии с новыми требованиями? Восточная мудрость гласит «для того, кто никуда не плывет, не бывает попутного ветра» . Современность требует от руководителя мобильности , гибкости, конкурентоспособности, умение выбрать правильное направление своей деятельности и достаточно четко представлять ее результат. Все нововведения, происходящие в области образования , являются для коллектива отправной точкой для создания и внедрения новых проектов.

Результатом требовательности нашего руководителя управленческой деятельности я считаю то, что наши педагоги стали заниматься исследовательской деятельностью : разработаны авторские программы, дидактические пособия, игры на развитие правильной речи и по музыкальному воспитанию. Педагоги, имевшие среднее специальное образование изъявили желание получить высшее образование , все это позволило повысить профессиональный уровень педагогов; повысить качество образовательного процесса ; и самое главное повысить конкурентоспособность нашего ДОУ. Для меня все это стало как подтверждением того, что выбранное направление работы верно и приносит свои результаты.

И анализируя результаты управленческих действий, механизмы управления я пришла к выводу, что при работе ДОУ в инновационном режиме : педагоги развивают свои профессиональные и личные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме.

Руководитель не имеет права ныть и раскисать. Мой любимый писатель-психолог Николай Козлов выразил мысль, с которой я абсолютно согласна : «На работе психологии быть не должно . Это значит, что когда я прихожу на работу никого не должно волновать мое плохое настроение, мои личные проблемы, мое здоровье, мои симпатии и антипатии – дело прежде всего! И я давно определила значимые для меня качества, которыми должен обладать руководитель :

1. Быть универсалом . В детских садах сегодня руководитель – это менеджер и психолог, юрист и экономист, прораб и завхоз, методист и делопроизводитель – все «в одном флаконе» !

2. Постоянное самообразование . А учитывая пункт первый, простор для этого – огромный.

3. Стрессоустойчивость и уравновешенность. Умение сохранять самообладание и не впадать в панику в критических ситуациях, способность решать несколько проблем одновременно, брать на себя ответственность и принимать решения.

4. Чувство юмора и оптимизм. Иногда только они и спасают. «Мир выжил, потому что смеялся» . Необходимо развивать в себе умение находить положительное там, где другие видят только трагедию.

5. Организованность и собранность . Время – самый дефицитный ресурс. Тайм-менеджмент – обязательно! Иначе ничего не успеешь, погрязнешь под ворохом бумаг. Успех – от слова «успеть» !

А успеть нужно еще очень многое! Что же еще не сделано?

Генри Форд сказал : «Когда я работаю по 16 часов в сутки, мне начинает удивительно везти!» . Видимо для успеха по-другому нельзя. Ну что же, отлично! Засучиваем рукава и - вперед!

Я прихожу в детский сад каждый день. Это мой детский сад, это большая часть моей жизни. А от жизни не берут выходных. Жизнь может быть нелегка , но от нее нельзя уставать. Я иду в детский сад с чувством, что там меня ждут единомышленники и рада, что для них также как и для меня познание и развитие стало неотъемлемой частью их жизни и интересов.