Ремонт Стены Уход

Фгос: изменения в деятельности участников образовательного процесса. Требования фгос ооо к организации учебного процесса

В связи с этим педагогические коллективы ДОУ имеют возможность подготовиться к изменениям заблаговременно. Введение данного профстандарта уже несколько раз переносилось по причине его совершенствования на этапе рассмотрения.

Важность реализации профстандарта «Педагог» связана с тем, что он оказывает непосредственное влияние на то, смогут ли воспитатели освоить компетенции, необходимые для реализации ФГОС ДО. Ведь образовательный стандарт предусматривает развитие образовательного процесса в направлении инклюзивности. Это значит, что в одной группе могут воспитываться дети, различающиеся по степени развития: дети здоровые и с ограниченными возможностями здоровья, девиантные и те дети, чей родной язык не является русским.

В таких группах можно использовать и старые образовательные технологии, но уже доказано, что они будут недостаточно эффективными. По этой причине педагогам нужно будет внедрять в свою деятельность новые технологии. Двигательная, продуктивная, игровая, коммуникативная, трудовая деятельность — все они будут требовать нововведений. Изменения коснутся всех аспектов образовательного процесса. Перед педагогами детских садов, таким образом, стоит весьма непростая задача.

Чтобы подготовить заведующих детскими садами к изменениям, мы провели вебинар «Перспективы развития образовательного процесса в современном детском саду в условиях реализации профессионального стандарта».

Право диктует правила

Существуют нормативные документы , которые определяют перспективы развития образования дошкольников. Не трудно догадаться, что под развитием образовательного процесса по ФГОС в ДОУ понимается его модификация в лучшую сторону в зависимости от изменения требований, условий и особенностей правовой базы. На данный момент основные требования сводятся к наличию:

  • образовательных и информационных ресурсов;
  • сетевого взаимодействия;
  • дистанционных и электронных технологий;
  • условий введения экспериментальной и инновационной деятельности;
  • образовательной программы.

Сотрудничество с родителями

По ФГОС ДО образовательный процесс осуществляется детскими садами, индивидуальными предпринимателями, а также родителями или законными представителями детей (получение семейного дошкольного образования). Как мы все помним, родители по закону имеют преимущества в обучении своих детей перед всеми другими лицами. Довольно часто у ДОУ возникают проблемы сотрудничества с родителями. Распространённые преграды в сотрудничестве:

  1. Проблемы родителей:
  • беспокойство, незнание того, что происходит в детском саду;
  • недоверие к детскому саду (программы устарели, разве чему-то научат?);
  • боязнь родителей за детей в детском саду (какое общение?);
  • беспокойство за будущее ребёнка и др.
  1. Со стороны воспитателей проблемы выглядят так:
  • индивидуализм родителей;
  • отсутствие их толерантности к другим детям;
  • самоуверенность в поступках;
  • чрезмерная занятость;
  • нежелание менять образ жизни;
  • недоверие к детскому саду;
  • незнание возрастных психолого-педагогических особенностей детей и т.п.

Чтобы решить проблемы взаимодействия ДОУ с семьёй, необходимо

  • Изучать семьи воспитанников: их интересы, мнения и образовательные запросы;
  • Создавать особую творческую атмосферу для взаимодействия взрослых;
  • Обеспечить оптимальные условия для освоения социальной роли «родитель»;
  • И некоторыми другими способами, о которых узнали участники вебинара.

Также были предоставлены чёткие направления повышения ответственности родителей , такие как:

  • формирование у родителей восприятия феномена воспитания в семье и ДОУ как социального, психологического и педагогического явления;
  • содействие выработке у родителей представлений о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и ДОУ.
  • и ещё 4 направления.

Психолого-педагогические условия реализации программы

ДОУ должно создавать условия для предоставления информации об образовательной программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности. Администрация детского сада должна позаботиться и о том, чтобы родителям были предоставлены материалы, обеспечивающие реализацию программы и позволяющие организовать обсуждение с родителями вопросов обучения и воспитания детей.

Готовность воспитателя ДОУ к работе в условиях ФГОС

Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые знания и умения для выполнения работником трудовых функций. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учёт этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством.

Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижает издержки работодателей на рынке труда. По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профстандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задаёт планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

Преемственность детского сада и школы

Нашим экспертом на вебинаре выступала Ольга Евгеньевна Веннецкая (кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Российской академии образования, Почётный работник СПО, участник разработки программ «Миры детства» (2015), Примерной образовательной программы подготовки ребёнка к школе (2008), руководитель инновационных площадок РАО). Рассматривая принципы анализа, построения, реализации и обновления рабочей программы образовательного процесса с учётом условий ФГОС в ДОУ, Ольга Евгеньевна уделила большую долю внимания такой теме, как преемственность детского сада и школы.

«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться».

Л.А. Венгер

Противоречия, возникающие в процессе подготовки дошкольников к школе:

  • изоляция уровней образования (дошкольного и начального);
  • отсутствие единой системы требований к организации
  • деятельности детей и её оценке;
  • отсутствие механизмов преемственности, ориентированных на условия развития ребёнка;
  • отсутствие механизмов управления вопросами преемственности детского сада и школы;
  • отсутствие технологий организации преемственности;
  • запрос родителей на подготовку к школе;

Традиционные подходы к преемственности:

  • подготовка детей;
  • организация совместной деятельности педагогов и воспитателей;
  • совместная деятельность детей дошкольного и начального образования;
  • формирование компетентности семьи в вопросах подготовки ребёнка к школе.

Формирование психологической готовности к школе (Профессиональный стандарт педагога)

  • Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
  • Задачи преемственности детского сада и школы в создании условий для развития детей, их позитивной социализации.
  • Сетевое взаимодействие (Закон «Об образовании в РФ», ст.15) - ресурс преемственности.

Приняв участие в вебинаре на данную тему, руководители дошкольных образовательных организаций, их заместители и сами педагоги узнали об изменениях в образовательном процессе, которые так необходимы при введении в работу профстандарта, получили рекомендации по модернизации образовательного процесса.

О нововведениях в сфере дошкольного образования, Вы сможете узнать на Всероссийской научно-практической конференции

Педагогическая технология (от др.-греч. Τέχνη - искусство, мастерство, умение;λόγος- слово, учение) - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения

П едагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

    по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции),

    по целям и задачам (усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие (совершенствование) природных личностных качеств), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты),

    по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями),

    по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д.

Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ .

Существует несколько видов классификаций педагогических технологий. По своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам существующие педагогические технологии имеют сходство, но отличаются по различным параметрам.

По своему определению «педагогическая технология» - это взаимосвязанная деятельность педагога и ученика при обеспечении образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями; диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, инструментарий измерения результатов деятельности

ПАРАМЕТРЫ КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ

По уровню применения технологии бывают :

Общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).

Частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).

Локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса).

По организационным формам технологии бывают :

Классно-урочные;

Альтернативные;

Академические;

Клубные;

Индивидуальные;

Групповые;

Коллективных способов обучения;

Дифференцированного обучения.

По типу управления познавательной деятельностью :

Традиционные (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);

Дифференцированное (система малых групп, система « репетитор»);

Программированное (компьютерное, программное, система «консультант»).

По подходу к ребенку технологии подразделяются на:

Авторитарные (педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик только объект. Эти технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения);

Сотрудничества (это демократизм. равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учение, находясь в соавторстве вырабатывают общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки);

Свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности);

Личностно-ориентированные (они ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития);

Гуманно-личностные (отличаются психотерапевтической педагогикой, направленной на поддержку личности. на помощь ей.);

Массовая (традиционная) технология (школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика);

Технология продвинутого образования (углубленное изучение предметов и типична для гимназического, лицейского, специального образования);

Технология компенсирующего обучения (используется для педагогической коррекции, поддержки. выравнивания, компенсации).

По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:

Информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);

Операционные (обеспечивают формирование умственных действий);

Технологии саморазвития (направлены на формирование способов умственных действий);

Эвристические (развивают творческие способности учащихся);

Прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).

По характеру содержания и структуры технологии бывают:

Обучающие;

Воспитательные;

Светские;

Религиозные;

Общеобразовательные;

Профессиональные;

Гуманистические;

Технократические;

Моно- и политехнологии;

Проникающие.

В педагогике насчитывается более сотни технологий. Большинство из перечисленных в этой лекции подходят для реализации в обучении иностранному языку. Конечно, многое зависит от педагога, от его компетентности и желания работать.

Современные педагогические технологии по ФГОС

И нтегрированного обучения

Суть. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков.

Чему способствует технология интегрированных обучения?

    1.Повышению мотивации обучающегося, формированию познавательного интереса к целостной картине мира и рассмотрению явления с разных сторон;

    2.Развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы;

    3.Углубляет представление о предмете, расширяет кругозор, формирует разносторонне развитую личность;

    4.Нахождения новых связей между фактами.

    6.Работа объединяется основной мыслью;

    7.Деятельность составляет единое целое, этапы работы являются фрагменты целого;

    8.все составляющие находятся в логико-структурной зависимости;

    9.Дидактический материал соответствует замыслу, последовательность
    информации подаётся как «предъявленное» и «новое».

Проектная технология

Суть. Проектная технология - это практические творческие задания, требующие от учащихся применение знаний для решения проблемных заданий.

Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.

Что даёт обучающемуся. Какие УУД формирует

    Рефлексивные умения:

    умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

    умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной
    задачи?

    Поисковые (исследовательские) умения:

    умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия,
    привлекая знания из различных областей;

    умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

    умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта,
    специалиста);

    умение находить несколько вариантов решения проблемы;

    умение выдвигать гипотезы;

    умение устанавливать причинно-следственные связи.

    Навыки оценочной самостоятельности.

    Умения и навыки работы в сотрудничестве:

    умение коллективного планирования;

    умение взаимодействовать с любым партнером;

    умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

    навыки делового партнерского общения;

    умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

    Коммуникативные умения:

    умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог,
    задавать вопросы и т.д.;

    умение вести дискуссию;

    умение отстаивать свою точку зрения;

    умение находить компромисс;

    навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

    Презентационные умения и навыки:

    навыки монологической речи;

    умение уверенно держать себя во время выступления;

    артистические умения;

    умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

    умение отвечать на незапланированные вопросы.

Здоровьесберегающие технологии

Суть. Здоровьесберегаюшая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка па всех этапах его обучения и развития.

Применение здоровьесберегающих технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников, предупреждение переутомления учащихся на уроках, улучшение психологического климата в детских коллективах, приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников, повышение концентрации внимания, снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

    соблюдение санитарно-гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

    рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

    четкая организация учебного труда;

    строгая дозировка учебной нагрузки;

    смена видов деятельности;

    обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

    место и длительность применения ТСО;

    включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

    построение урока с учетом работоспособности учащихся;

    индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

    формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

    благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

    профилактика стрессов: работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более«слабый» ученик чувствует поддержку товарища;

    стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить
    неправильный ответ;

    проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

    целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.

    Технология активных методов обучения

    Суть . Технология активных методов обучения - это упорядоченная система активных методов обучения, обеспечивающая активность и разнообразие мыслительной, практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.

Активные методы строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Характеризуются высоким уровнем активности учащихся.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач:

    формирование положительной учебной мотивации;

    повышение познавательной активности учащихся;

    активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

    стимулирование самостоятельной деятельности;

    развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

    эффективное усвоение большого объема учебной информации;

    развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

    развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности об-ся

    раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

    развитие навыков самостоятельного умственного труда;

    развитие универсальных навыков: способность принимать решения и умение решать
    проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать
    сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание
    разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение
    работать в команде и др.
    Технология опережающего обучения

Суть. Технология опережающего обучения - технология, при которой краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе.

Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации.

Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия.

Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.

Технология опережающего обучения - технология, при которой краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.

Усвоение материала происходит в три этапа:

первый этап - перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. На этом этапе идёт активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы с комментируемым управлением. При ответах учитывается желание детей. Активны на этом этапе, как правило, сильные ученики;

второй этап -уточнение понятий и обобщение материала. Школьники уже сознательно ориентируются в схеме-обобщении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома. Именно на этом этапе задаётся домашнее задание по трудной теме на достаточно подготовленном материале. Именно на этом этапе происходят моменты опережения, так как в перспективный период многие задания на страницах учебника уже выполнены;

третий этап - использование сэкономленного времени (создавшегося опережения). Схемы уходят, формируется навык быстрого действия. Именно на этом этапе рождается новая перспектива, не сталкиваясь уже ни с какими трудностями.

Особенности технологии: управление с комментариями, опорные схемы. С помощью комментированного управления:

средний и слабый тянутся за сильным учеником;

развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;

ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.

Проект стандарта разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования. Руководители разработки проекта: Кезина.//.//.. академик РАО; Кондаков А.М.. научный руководитель //(ИПО РАО. член-корреспондент РАО.

Структура ФГОС. ФГОС – это комплекс трёх федеральных государственных образовательных стандартов:

    для начального среднего образования;

    для основного среднего образования;

    для полного среднего образования.

Каждый стандарт включает в себя требования:

    к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования;

    к структуре основной образовательной программы среднего общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, к соотношению обязательной части основной образовательной программы и ча­сти, формируемой участниками образовательного процесса;

    к условиям реализации основной образовательной программы среднего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования в различных стандартах – для начального, основного, полного среднего образования однородны по форме (по составу требований), но различны по содержанию с учетом учебной подготовки, имеющейся предметной компетентности, возрастных особенностей и возможностей учащихся. При этом ставится задача обеспечения преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования.

При внимательном прочтении последнего пункта вышеуказанных требований можно сразу обратить внимание, что это требование к условиям образования, к реализации образовательного процесса, следовательно, к образовательной среде. То есть определяется непосредственная взаимосвязь между ФГОС и образовательной средой. Более того, эта взаимосвязь реализуется в виде комплекса прямой и обратной связи:

    условия образовательного процесса, выраженные в образовательной среде, влияют на его реализацию и достигаемые результаты;

    достижение требуемых результатов, указанных в Стандарте, предполагает наличие требований к условиям этого достижения.

Следовательно, новый Стандарт и образовательная среда должны находиться в сбалансированном сочетании. Это значит, что их исследование, изучение также взаимосвязано: исследование образовательной среды лежит на пути изучения содержания, особенностей и новых возможностей ФГОС (Рис.1.2.).

Рис.1.2. Взаимосвязь требований общества и образования

Необходимо отметить, что ФГОС – часть образовательной среды. Это правовой документ, выражающий заказ общества, порядок и условия его реализации. При этом он регламентирует не только осуществление и развитие образования, но и развитие образовательной среды – непосредственно и опосредованно. В этих аспектах мы и будем его рассматривать в дальнейшем изложении.

Первая и главная особенность ФГОС – это возвращение в общее образование функции воспитания, выраженной в требованиях и предполагаемых результатах:

    в общих положениях Стандарта, где указывается ориентирование «на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»)»;

    в результатах предметного обучения, в том числе, общеобразовательных результатах;

    в результатах личностного развития.

Воспитание ученика названо одной из целей, на обеспечение которой направлен данный стандарт (ФГОС).

Достижение цели воспитания ученика предполагает значительное усиление требований к образовательной среде.

Вторая особенность ФГОС. В новом образовательном стандарте вводится новая педагогическая категория, – результаты освоения основной образовательной программы начального, основного или полного среднего образования (образовательные результаты, результаты обучения). Понятие результатов образования и обучения присутствовало в педагогической среде и ранее. Но эти результаты воспринимались как выражение достижения целей образования и предметного обучения, т.е. являлись производными от содержания целей, отражением целенаправленности.

По новому стандарту образовательные результаты становятся самостоятельным понятием педагогики и элементом образовательной сферы. В качестве понятийной категории они применимы к предметным системам обучения - к образовательным предметам, рассматриваясь здесь как результаты обучения. В этом качестве они становятся предметом методического исследования и составляют самостоятельный компонент методической системы предметного обучения «Результаты обучения».

Содержание результатов и цели обучения не должны дублировать (повторять) друг друга. Цели должны быть концептуальными, определять стратегию обучения, его общую направленность. Тогда как результаты предметного обучения должны быть более конкретными, выражая его цели и концепцию образовательных результатов ФГОС - составлять множество конкретных образовательных достижений, планируемых в методической системе этого обучения.

Компонент «Результаты обучения» в предметной методической системе, программе, УМК позволяет моделировать обучение, сформулировать его в виде информационной модели через определение взаимосвязей между содержанием результатов, с одной стороны, и целями, методами, содержанием, средствами и формами обучения, с другой стороны. То есть результаты обучения являются объединяющим, систематизирующим элементом в обучении образовательному предмету и в его методике.

Третья особенность ФГОС – результаты обучения структурированы с выделением трех основных типов результатов – личностные, метапредметные и предметные. Каждый из этих типов предполагает наличие определенной направленности образования в целом и предметного обучения, в частности, а также наличие определенного множества требований к учебно-образовательной подготовке учащихся.

Во главу угла в новом Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС, Стандарте) ставятся личностные и метапредметные результаты обучения в системе среднего образования:

«Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и це­ленаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межлич­ностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и граж­данские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентич­ности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.» (ФГОС).

Предметные результаты обучения нужны не менее чем личностные и метапредметные:

Во-первых, эти знания и умения раскрывают специфику изучаемого предмета и специализацию в предметной области, позволяют достичь необходимого уровня компетентности в этой области. Они не универсальны и более конкретны, но, имея самое непосредственное отношение к данному предмету, создают необходимую базу формирования других знаний и умений, для развития личности обучаемого.

Во-вторых, предметные знания и умения необходимы как данные для описания знаний, элементарные знания для формирования знаний более высокого порядка: без предметных знаний невозможно рассчитывать на полноценное восприятие обучающимся метапредметных знаний.

Особая роль в Стандарте отводится предметным результатам на интегрированном (общеобразовательном) уровне:

«Предметные результаты на интегрированном (общеобразовательном) уровне должны быть ориентированы на формирование общей культуры и реализацию преимущественно мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, а также задач социализации обучающихся» (ФГОС).

То есть предметные результаты на интегрированном (общеобразовательном) уровне призваны создавать необходимую базу для достижения личностных результатов, повышая его возможности к адаптации в социально-информационной среде, самопознанию, самоорганизации, саморегулированию, самосовершенстваванию.

Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся названы в Стандарте в числе основных направлений среднего образования, которые им обеспечиваются.

Согласно Стандарту каждый образовательный предмет должен вносить свой вклад в формирование общеобразовательных предметных результатов, развивать, формировать культуру и мировоззрение учащихся своими специфическими средствами и выражать их на уровне свойственных ему форм.

Это совпадает с требованиями самого образования, передовой педагогической среды - учителей, методистов и т.д. То есть это условие образования, идущее из недр самого образования, выстраданное им. Без сомнения, это должно отразиться на развитии образо­вательной среды, ее качественном преобразовании.

Тем не менее, приоритет в Стандарте отдается личностным и метапредметным результатам обучения. Предметные результаты – это необходимая база, на которой формируются другие – личностные и метапредметные. Но эта база не должна быть самодостаточной – она должна обеспечивать развитие.

Метапредметные результаты. Современное познание требует не только фундаментализации, но и универсализации, вернее, сбалансированного сочетания фундаментализации и универсализации. Фундаментальность знаний и профессиональной компетентности нужна специалисту, деятельность которого сосредоточена на достаточно узком направлении.

Безусловно, фундаментализация обучения необходима в ВУЗе. Однако современный беспрерывно расширяющийся мир знаний требует их обобщения, получения на их основе знаний боле высокого уровня. Следовательно, в ВУЗе необходима и универсализация в обучении.

Ученик – это формируемая личностная система, познавательные интересы которой еще не окончательно определены. Поэтому ему в большей мере необходимы универсальные (метапредметные) знания и умения. Определенную степень фундаментализации предполагает профильное обучение. Тем не менее, наличие у субъекта обучения универ­сальных знаний всегда дает ему дополнительные возможности и выводит его на новый, более высокий, уровень познания. Он лучше ориентируется в образовательной области, адаптируется в образовательной сфере, имеет большие способности к получению и добыванию знаний, к личностному развитию и саморазвитию. Он имеет сравнительно большие возможности продуктивного познания мира, в том числе, самопознания.

Метапредметные результаты в Стандарте – это, прежде всего:

    межпредметные понятия, которые используются в различных предметах, специфически в них выражаясь, и по сути представляют собой понятийную категорию;

    универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникационные, также имеющие широкую (межпредметную) сферу применения;

    способность к самоорганизации и учебному взаимодействию (сотрудничеству);

    способность к применению своих знаний и умений.

Особая роль в формировании метапредметных результатов отводится образовательным предметам, содержание, методы которых имеют общеобразовательное значение - логика, язык (разговорный и формальный), информационные процессы и информационное взаимодействие, коммуникация (на уровне языка и информационных технологий). Эти предметы (математика, информатика, язык) становятся метапредметами, источниками межпредметных знаний и умений и занимают по ФГОС центральное место в образовании (обязательны для обучения).

Например . Общеобразовательные филологические (языковые) знания находят применение в информатике при изучении тем «Обозначение и кодирование информации», «Языки программирования» и др. При этом сами эти знания выводятся на новый метапредметный уровень - реализация прямой и обратной связи.

Замечание . Понятие метапредметности имеет и другое (не менее важное) значение: как описание области данного предмета, общее толкование его содержания. Это тоже необходимо: достижение метапредметных результатов предполагает наличие метапредметного описания и толкования. Иначе не смогут возникнуть метапредметные связи. В этом отношении математику, информатику, родной язык можно рассматривать как универсальные метаязыковые средства, одноименные предметы – как средства реализации их метаязыковых средств в других образовательных предметах.

Как видим, представление о метапредметности, выраженное в Стандарте, также концептуально совпадает с представлениями о ней в педагогической (научно-методической) среде. Реализация этих представлений позволит систематизировать образовательный процесс и его результаты (в единую систему результатов обучения), значительно увеличить потенциал межпредметной и метапредметной связи.

При этой реализации значительно возрастает роль образовательной среды, как области межсистемных (межпредметных) отношений, посредника, а значит, и активного участника этих отношений.

Личностные результаты. Обучение предлагается осуществлять в аспекте следующего:

формирование готовности ученика к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования.

Поэтому личностные результаты предполагают наличие сочетания социальных, духовных, интеллектуальных качеств:

    сформированность «гражданской идентичности, патриотизма», любви и готовности служить Отечеству, осознанной гражданско-правовой позиции, ответственности, активной позиции субъекта, «осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности»;

    сформированность мировоззрения в аспекте диалога культур, форм морали, искусства, религии; восприятие нравственных ценностей общества;

    «готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, коммуникативной и др.), образованию и самообразованию в течение всей жизни».

Мы не стали воспроизводить здесь все требования ФГОС к личностным результатом обучения (они обширны – знак особого внимания к этим результатам):

    во-первых, они многоуровневые (для трёх ступеней образования);

    во-вторых, работа с первоисточниками всегда более ценная, чем с их изложением. Мы ограничились лишь отражением позиции ФГОС по данной проблеме, которая, как и предыдущие (по предметным и метапредметным результатам), выражает требования и тенденции развития современного образования, позицию передовой педагогики.

Непрерывность образования личности означает наличие ее способности к самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию. Соответственно, главная задача обучения – научить учиться, сформировать основы культуры знания, познания, социальных и правовых отношений.

Готовность к самообразованию и самообучению, в свою очередь, означает наличие способности:

    к самоорганизации, самоуправлению, самоопределению, саморегулированию, к саморазвитию ;

    к самопознанию как духовной и интеллектуальной личности, идентификации своих интересов и потребностей, способностей и возможностей (потенциала).

Задача образовательной среды, ИОС – наполнить все эти требования и позиции содержанием, обеспечивающим:

    идентификацию и понятийное (семантическое, социокультурное, аспектное) толкование используемых терминов;

    формирование знаний и представлений о содержании соответствующих понятий;

    личное восприятие и «присвоение» учащимися основных общественных и общечеловеческих ценностей;

    формирование мотивированности и потребности учащихся к действию и взаимодействию в соответствии с этими ценностями.

Знания, умения, компетентности субъекта образования могут и, собственно, должны формироваться в предметном обучении как его результаты, в том числе, общеобразовательные. Что же касается субкультуры, личного саморазвития, то они формируются, развиваются, проявляются, главным образом, в процессах самостоятельного взаимодействия в среде и со средой, с образовательной средой, ИОС.

Четвертая особенность ФГОС. В Стандарте вводятся новые понятия «обязательные предметы», «предметы по выбор», «необязательные предметы»:

    «обязательные» – изучение в обязательном порядке;

    «по выбору» – выбор из определенного множества до определенного количества;

    «необязательные» – возможен выбор на основе «образовательных услуг». Термин «образовательные услуги» тоже новшество ФГОС, хотя такие услуги уже существуют в сфере образования, и в них имеется потребность.

В определенной мере новшество Стандарта позволяет разгрузить программу обучения (совокупное содержание изучаемых предметов) для каждого конкретного ученика при условии определения им (с помощью родителей и педагогов) оптимальную учебную нагрузку в парадигме предметы обязательные - предметы по выбору. Но он может переоценить свои силы, пойдя по линии «образовательных услуг». Может возникнуть проблема личной информационной безопасности ученика – перегрузка учебной деятельностью и информацией.

Очевидно, что, поскольку речь идёт о безопасности личной образовательной среды, то и проблема её безопасности относится к образовательной среде (от общей до личной). Выбор изучаемых предметов может быть личным делом. Однако безопасность личности - дело общественное.

Пятая особенность ФГОС заключается в достижении логической замкнутости требований. Условия образования многообразны, и достичь полной логической замкнутости требований к нему достаточно трудно. Однако в Стандарте делается серьезная попытка к достижению сбалансированности учебно-образовательных, информационных и учебно-методических требований, требований к ИОС, инфраструктуре, финансово-экономических, кадровых.

Согласно ФГОС каждое образовательное учреждение создает в соответствии с указанными в нем требованиями и структурой собственную Образовательную программу, содержащую целевой, содержательный и организационный разделы, систему оценки результатов.

    программу развития универсальных учебных действий (УУД);

    программу учебных предметов и курсов;

    программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

Организационный раздел содержит учебный план и систему условий.

Очевидно, что система условий - это, прежде всего, условия образовательной среды, ИОС данного (каждого конкретного) образовательного учреждения, требования к их определению, организации, созданию, функционированию. Это же относится к каждому образовательному предмету.

Таким образом, каждое образовательное учреждение (школа), каждое предметное обучение согласно ФГОС, каждый учебный курс в данном учреждении должны разработать систематизированное описание, информационную модель, проект соответствующей ИОС в аспекте активного взаимодействия с ней, опоры на нее при достижении планируемых результатов.

Особенности построения образовательного процесса в МОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Цель : СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭТО - СТАНДАРТ поддержки разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать»
Чем это сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем завтра?..
Ради завтра пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, сердит, занимает ребенка сегодня. Ради завтра, которое ребенок не понимает и не испытывает потребности понять, расхищаются годы и годы жизни».
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
2. Индивидуализация дошкольного образования
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником и активным субъектом образовательных отношений.
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Сотрудничество Организации с семьёй.
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, Общества и государства.
7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
8.Соответствие условий, требований, методов возрасту
и особенностям развития детей (возрастная адекватность)
9. Учёт этнокультурной ситуации развития детей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:
1.Социально – коммуникативное развитие
2.Познавательное развитие
3.Речевое развитие
4.Художественно – эстетическое развитие
5.Физическое развитие.
КАЖДАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ РАЗРАБОТАНА ПО СЛЕДУЮЩЕМУ АЛГОРИТМУ:
Федеральные задачи;
Программные задачи;
Формы работы с детьми по реализации образовательной области:
непосредственная образовательная деятельность; образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность.
Примерные виды интеграции;
Программно-методическое обеспечение;
Предметно-развивающая среда.
ТРИ ОСНОВНЫ ПРИНЦИПА ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
-УЧЕБНЫЙ - обучение - ведущий образовательный процесс дошкольников (в буквальном смысле слова «ведущий» за собой воспитание и развитие); специально организованные занятия - основная форма процесса обучения. Использование форм учебной деятельности (занятие – основная форма): - достаточно жесткая регламентированность, - превалирование активности и инициативности взрослого, - открытая постановка цели обучения, - отсутствие необходимой мотивации, - вопросно-ответное «общение», прямое воздействие на ребенка.
-ПРЕДМЕТНО – СРЕДОВОЙ
Главной составляющей предметно-средовой модели является дидактический материал действие, с которым автоматически развивает ребенка. Взрослому отводится роль второстепенная, опосредованная созданием указанного дидактического материала.
Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори.
Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.
Вывод: особенности этих моделей–прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Возможно использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно- средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.
-КОМПЛЕСНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ
В основе идея комплексного подхода, обеспечивающего развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
ТРИ МОДЕЛИ ОРГАНИАЦИИ ОБРАОВАТЕЛЬНОО ПРОЦЕССА В ДО
Учебная МОДЕЛЬ
Принцип – раздельных учебных методик.
Позиция взрослого – учительская.
Образовательная среда – методики.
Предметная среда – «учебные пособия».
Образовательный процесс – школьно-урочная форма.
«+» – разработано много конспектов.
«+» – технологична для воспитателя.
Комлексно – тематическая МОДЕЛЬ
Принцип – тематического планирования.
Позиция взрослого – приближенная к партнерской.
Образовательная среда – более творческая.
Образовательный процесс – реализация темы в разных видах детской деятельности.
«-» - тематическая узость.
«-» – поглощение темой всего ОП, заслонение других значимых явлений.
«-» - скорее расширение представлений ребенка об окружающим мире, чем его развитие.
Предметно - средовая модель
Принцип – предметности.
Позиция взрослого – организатор предметных сред; подбирает развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка.
Образовательная среда – ограничение только предметным материалом.
Образовательный процесс – ставка на саморазвитие ребенка.
«-» – утрата систематичности ОП.
«-» – сужение культурных горизонтов дошкольника.
«+» - технологична.
«+» - не требует творческих усилий от педагога.
Модель организации ОП
(до введения ФГОС)


Основная форма –


Модель организации ОП
(до введения ФГОС)

Учебный блок Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей
Основная форма –
проведение занятий (в соответствии с расписанием, на которых решались образовательные задачи, сформулированные в комплексных программах по разделам - методикам) Режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач и формирование у детей навыков и умений в ходе режимных моментов в рамках совместной деятельности взрослого и детей (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.) Предметно-развивающую и игровую среду создает педагог (уголки, зоны и др.);
закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуальной работе и самостоятель¬ной деятельности.
Требования к определению содержания ФГОС
ФГОС ДО: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс»
ФГТ ООП ДО: «обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста»
ФГТ ООП ДО «…построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра
ФГОС ДО - «возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)»; «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры»
ФГТ ООП ДО: «… с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей»
ФГОС ДО: «…комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях…»
ФГТ ООП ДО: «виды детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение)»
ФГОС ДО: «ряд видов деятельности, таких как игровая.., коммуникативная…, познавательно-исследовательская…, восприятие художественной литературы и фольклора…, самообслуживание и элементарный бытовой труд…, конструирование…, изобразительная…, музыкальная … и двигательная …формы активности ребенка

ФГТ ООП ДО: «предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования»
Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО
Исключение учебного блока (но не процесса обучения!);
Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность;
Изменение содержания понятия “совместная деятельность взрослого и детей” с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;
Изменение объема и содержания понятия “непосредственно образовательная деятельность”.
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДО
В образовательном процессе включено два основных составляющих блока: совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей.
Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет). Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом “усвоения” содержания в видах деятельности (Д.Б. Эльконин.)
Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С. Выготского такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.
Согласно СанПиН СанПиН 2.4.1.3049-13 термин «занятие» понимается как непрерывная непосредственно образовательная деятельность (пункты 11.9, 11.10, 11.12, 11.13).
Останутся ли ЗАНЯТИЯ в системе дошкольного образования?
Занятие – занимательное дело, основанное на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей).
ЗАНЯТИЕ как дидактическая форма учебной деятельности возможно только в старшем дошкольном возрасте. В чем отличие «занятий» от «непосредственно образовательной деятельности»? Прежде всего в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его индивидуализации, изменении позиции воспитателя (взрослого) по отношению к детям.

С 1 сентября 2015 федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования введён в штатном режиме во всех дошкольных образовательных учреждениях вида.

В 2014 году наше учреждение приняло участие в региональном эксперименте (он перед вами) «Апробация ФГОС дошкольного образования как механизм обеспечения качества и развития вариативности системы услуг дошкольного образования в образовательных учреждениях Ленинградской области» в качестве пилотной площадки.

Воспитательно-образовательный процесс рассматривается нами сегодня как системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Что же изменилось в реализации образовательного процесса в связи с введением ФГОС ДО?

1. Хотелось бы начать с Планирования.

Планирование - организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. Мы чётко понимаем, что от качества планирования педагогом работы с детьми зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.

Наша практика работы показывает, что наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста является комплексно-тематическое планирование. Такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса мы предлагаем ребёнку для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Таким образом, ТРАДИЦИОННЫЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МЕНЯЕТСЯ С «ПРЕДМЕТНОГО» НА «СМЫСЛОВОЙ» /«СОБЫТИЙНЫЙ». И для нас критерием того, что данный принцип заработал, является живое, активное, заинтересованное участие ребенка в той или иной проектной деятельности, а не цепочка действий по указанию взрослого.

2. Изменились с способы организации детских видов деятельности.

Изменилась позиция участников образовательных отношений: «НЕ РУКОВОДСТВО ВЗРОСЛОГО», А «СОВМЕСТНАЯ (ПАРТНЕРСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА».

Если раньше воспитатель должен был быть главным: руководить и управлять ребенком, то теперь ребенок и взрослый оба являются субъектами взаимодействия, равными по значимости. И сегодня педагогу необходимо иметь в своём «арсенале» множество педагогических практик, чтобы быть интересным ребёнку, вызывать желания взаимодействовать с ним.

Если раньше активность взрослого (в том числе и речевая, когда взрослый «много» говорит) была выше, чем активность ребенка, то теперь активность ребенка должна быть по крайней мере не меньше, чем активность взрослого. Но для этого сам педагог должен грамотно владеть речью, речевыми формулами и речевыми мотиваторами, чтобы поощрять активность детей.

ТРАДИЦИОННЫЙ ПРИНЦИП «АКТИВНЫЙ ВЗРОСЛЫЙ» МЕНЯЕТСЯ НА «АКТИВНЫ: И ВЗРОСЛЫЙ, И РЕБЕНОК - КАК УЧАСТНИКИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

2. Конечно невозможно недооценивать роль педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития ребёнка в успешности реализации образовательного процесса. Ведь именно данные мониторинга позволяют нам корректировать и направлять этот процесс.

На сегодняшний день не изданы методические рекомендации по проведению Педагогического мониторинга по программе «От рождения до школы» в разрезе по всем возрастам. Однако оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка. Мы проводим такую оценку в ходе регулярных наблюдений за детьми в процессе их повседневной жизни. Такая оценка позволяет выделить детей которые нуждаются в особом внимании педагога. И, что немаловажно, выявить общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий педагогов группы на разных ступенях образовательного процесса.

ХОТЕЛОСЬ БЫ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, ЧТО НЕОБХОДИМО ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ТРАДИЦИОННОГО ПРИНЦИПА ОРИЕНТАЦИИ НА «СРЕДНЕГО» РЕБЁНКА И ПЕРЕЙТИ НА ОРИЕНТАЦИЮ «ЛИЧНОСТНАЯ, УЧИТЫВАЮЩАЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАЖДОГО РЕБЕНКА».

3. Изменилось понятие «занятие».

В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие» , но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Процесс обучения остается.

В нашей практике понятие «занятие» мы рассматриваем как занимательное дело без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление определенной информации об окружающем мире.

ТАКИМ ОБРАЗОМ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЛЯ НАС СТАНОВИТСЯ НЕ УЧЕБНАЯ, А СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

4. Сегодня изменилась обязательность участия детей в разных видах деятельности. Если раньше у них не было выбора и каждый ребёнок обязан был «заниматься на занятии», то сегодня мы стараемся, чтобы у ребёнка была возможность участвовать в совместной со взрослым деятельности или заниматься другим делом. Тем более, что сегодня так действовать нам помогает развивающая предметно-пространственная среда, созданная в группах.

Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе! А соответственно ЖЕЛАТЕЛЬНО, чтобы он принял участие в запланированных видах деятельности. Следовательно сегодняшнему педагогу необходимо профессиональное владение методами речевых мотиваций и технологиями моделирования образовательных ситуаций с учётом требований ФГОС ДО для умелого вовлечения ребёнка в тот или иной вид деятельности.

НЕОБХОДИМО ПЕРЕСМОТРЕТЬ ТРАДИЦИОННЫЕ МОТИВЫ УЧАСТИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УЙТИ ОТ «АВТОРИТЕТА ВЗРОСЛОГО» К «ИНТЕРЕСУ И УДИВЛЕНИЮ РЕБЁНКА».

5. Ну и главная особенность: Игра во главе угла.

Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места - ПОЛОЖИТЕЛЕН, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства игра уходит.

Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире.

Таким образом, хочется выделить главную особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - ЭТО УХОД ОТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСА ИГРЫ, КАК ОСНОВНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

6. И конечно невозможно говорить об организации полноценного образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО без активного участия родителей: родители должны участвовать в реализации программы, должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

И здесь роль педагога я вижу в обеспечении вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. СЕГОДНЯ МЫ ПЕРЕСМОТРЕЛИ ТРАДИЦИОННЫЕ МОТИВЫ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УШЛИ ОТ «РОДИТЕЛЬ - НАБЛЮДАТЕЛЬ» К «РОДИТЕЛЬ – АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК».

Заканчивая своё выступление хотелось бы отметить, что введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей-дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

Т.е. обучение чтению и счёту не является целью дошкольного образования. Дошкольное учреждение призвано помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования, эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка, сформировать способности и желание учиться в школе.

А это зависит от того, кто работает с детьми – от нас с вами! Так давайте все вместе поможем нашим детям стать успешными в жизни! Хорошего всем учебного года!