Ремонт Стены Уход

Организация коллективных творческих дел - организация воспитательной работы - сидоров сергей владимирович. Коллективное творческое дело, его организация

В современном развитом мире действует принцип - индивидуального успеха и конкуренции, хотя при этом предполагается социальное и психологическое взаимодействие людей. На Западе в рамках социологии и социальной психологии глубоко разработана теория и практика межличностных отношений, внутригруппового взаимодействия. В России в связи с изменяющимися социальными условиями может измениться коллективистская концепция в педагогике. До сих пор коллективизм вызывал споры и взаимную критику социалистического и западного мира. В новых условиях отечественная теория коллективистского воспитания должна отражать социально-педагогическую реальность. Воспитание следует разрабатывать не столько на принципе коллективизма, в основе которого лежит социалистическая идеология, сколько на принципе межличностного и межгруппового взаимодействия, опираясь на данные социальной психологии.

Коллектив - высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство и пр. Педагогика понимает воспитательный коллектив как объединение воспитанников, жизнь и деятельность которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а межличностные отношения являются коллективистскими, т.е. определяются через отношение к общему делу.

В этом определении есть четыре признака коллектива воспитанников, указанные еще А.Макаренко: наличие социально значимых целей и деятельности, органов самоуправления и коллективистские отношения. В психологии группы различаются по разными признакам. Для педагогики имеет значение деление групп по уровню развития: диффузные группы, ассоциации, корпорации, коллективы, - и по размеру: большие, малые. А.Макаренко выделял первичные коллективы 10-15 человек, находящихся в непосредственном контакте, и общешкольные коллективы. В теории групп важно знать понятие "группообразование", его вариант "коллективообразование", превращение группы в коллектив, а также "коллективистское самоопределение" - отношение к группе через групповые идеалы, нормы, ценности. Явления и процессы в малой группе по-своему отражены в педагогической теории коллектива А.Макаренко.

На всех этапах работы с коллективом, где представлены разные национальности, независимо от возраста учащихся классному руководителю необходимо продумать практические меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего ученического коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям.

Поскольку основной формой функционирования педагогического процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации коллективной творческой деятельности.

Коллективная творческая деятельность - это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям- вот что сплачивает воспитателей и воспитанников. Педагог Джойс Эпштейн пишет: “Когда родители, учителя, ученики и все-все видят друг друга как партнеров,создается заботливое сообщество, и оно начинает работать.”

И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет “по ходу”, в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов, и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших.

Коллективная творческая деятельность - это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) методики.

Коллективная творческая деятельность по И.П. Иванову - это практическая забота о жизни, о самых разных ее сторонах, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога.

Коллективная творческая деятельность - это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела (и цели) самих ребят, вернее, коллектива, членом которого становится и взрослый.

Коллективная творческая деятельность - это эффективный метод воспитания, обучения и развития учащихся, основанный на позитивной деятельностной активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом коллективном творческом деле решается целый "веер" (А.С.Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. Коллективное творческое дело, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Существует несколько видов коллективных творческих дел:

Трудовые коллективные творческие дела. Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, "Снежная сказка", трудовой сюрприз, фабрика, мастерская).

Познавательные коллективные творческие дела. Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные Коллективные творческие дела обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс-конференция, рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал).

Художественные коллективные творческие дела. Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (концовка песен, концерт-"молния", кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий).

Спортивные коллективные творческие дела. Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (веселая спартакиада, "Космонавты и метеоры", спартакиада народных игр, сюита туристских игр, "Тайна", "Следопыт").

Общественно-политические коллективные творческие дела. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).

Организаторские коллективные творческие дела. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной -организаторской деятельности (газета-"молния", день рождения коллектива, "живая газета", журнал-эстафета, коллективное планирование, общий сбор, гайдаровская разведка, сбор-рождение коллектива, смотр дружбы, эстафета дружбы)

Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.

Организационными постулатами и методическими идеями технологии коллективных творческих дел являются:

· сочетание индивидуального и коллективного творчества;

· коллективная организация единого дела, добровольное участие в нем, свобода выбора видов и форм деятельности;

· ответственность каждого за результат общего дела;

· творческое содружество взрослых и детей, обеспечивающее генерацию новых идей;

· самосовершенствование личности в развивающемся коллективе и развитие коллектива под влиянием творческих и одаренных лидеров;

Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое коллективное творческое дело неповторимо, но можно назвать некоторые приемы, которые используются почти на всех стадиях коллективных творческих дел. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. А для того, чтобы она была предложена школьниками, нужно создание специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна детям. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.

Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, -- это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида коллективных творческих дел формирование групп может идти с учетом пожеланий, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки, жребия).

Другим необходимым приемом этой методики является «мозговая атака», когда школьники в группах через обмен индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных идей решения проблемы или задачи.

Часто используется еще один прием -- отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием.

Когда выбор осуществить сложно, используется еще один прием -- защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив защищает свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей коллективного творческого дела, педагогу необходимо соблюдать определенные условия.

Во-первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого коллективного творческого дела, допускать изменения позиции, роли, которая определена педагогу как старшему товарищу.

Во-вторых, подготовка и проведение любого коллективного творческого дела требует того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел.

В-третьих, необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе; ранее используемые формы.

Коллективное творческое дело -- это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Как педагогическая технология коллективная творческая деятельность или отдельные ее элементы могут быть использованы педагогами и учащимися при подготовке и проведении различных форм работы.

В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и ее практической реализацией:

· доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности;

· выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, исходя из личностных интересов и потребностей;

· определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;

· создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;

· от личности к делу, а не от дела к личности; не отбор предложений и идей при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;

· создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения;

· оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности.

Формой коллективной творческой деятельности могут стать сюжетно-ролевые игры, если идеи, содержание и способы организации, правила игры разрабатываются в ходе коллективного творчества.

Технология коллективного творческого воспитания - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действительно стала важнейшим воспитывающим фактором, силами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе превентивные, упреждающие (отсюда мероприятие), корректирующие и направляющие течение педагогического процесса.

Коллективное творчество - наиболее распространенная форма занятий с учащимися. Но для того, чтобы оно было продуктивным и успешным, должны быть поставлены четкие цели и задачи, а содержание направлено на усвоение культурных ценностей, достижение идеала во взаимоотношениях в процессе деятельности, обеспечивающей развитие ребенка как личности.

Цель любого мероприятия с позиций педагогов - формирование того или иного отношения личности (к труду, обществу, учению и т.п.).

При проведении коллективно-творческой деятельности решаются следующие задачи:

· создание необходимых условий для развития творческих способностей детей;

· организация деятельности на пользу и радость окружающим и обсуждение ее хода и результатов таким образом, чтобы развивались все стороны личности ребенка;

· укрепление в процессе работы единого воспитательного коллектива;

· привлечение родителей и общественности к работе с детьми.

Методика коллективно-творческой деятельности - деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы». Ее можно назвать «педагогика социального творчества» или рассматривать как ее сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела - это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех каждого, рыцарское служение добру, творческий подъём, демократизм, товарищество и дух свободы. [Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел [Текст]/И.П Иванов.-Москва, 1989. -С.115. - 95 с.]

Главные принципы методики коллективно-творческой деятельности таковы:

· воспитывать в совместной развивающей деятельности детей и взрослых, предоставляя детям максимально возможную самостоятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных, групповых дел, создавать вместе с ними, а не вместо них;

· обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию способностей, характера, умений школьника;

Управленческие действия на этапе подготовки творческого дела

· ориентация на интеграцию индивидуального и общественного, формирование в ходе социального взаимодействия единых правил, норм и принципов;

· разнообразие форм творческой и сознательной деятельности; формирование личностных целей, идеалов и интересов в высококультурном и эмоциональном пространстве коллективного дела;

· формирование потребности в личностном росте.

Для достижения оптимального результата эти идеи должны сопровождать каждый этап подготовки и организации коллективных творческих дел.

Главные особенности планирования коллективных творческих дел:

· высокая мотивация и активность каждого участника;

· осуществление планирования на основе проектов и идей, как отдельных участников, так и различных микрогрупп;

· возможность разработки вариативных проектов для альтернативных или последующих творческих дел по единой тематике;

· учет своих возможностей и способностей, реальности осуществления;

· поступательное усложнение содержания.

Технология коллективной творческой деятельности - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действительно стала важнейшим воспитывающим фактором, силами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе превентивные, упреждающие (отсюда - мероприятие), корректирующие и направляющие течение педагогического процесса. [Щукина, Г. И. Активизация коллективной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст]/Г.И.Щукина.- Москва, 1979. -510 с.]

В технологии коллективного творческого воспитания такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и "огоньки", коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий педагогов и воспитанников. Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий:

1 стадия - предварительная работа коллектива (намечаются исходные действия, проводятся воспитательные занятия /беседы, экскурсии и т.д./, готовятся к коллективному планированию.)

2 стадия - коллективное планирование. Начинается в (микро)коллективах. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение (микро)коллектива. На сборе-старте выступают представители каждого (микро)коллектива. Принимается коллективное решение.

3 стадия - коллективная подготовка коллективного творческого дела. Для подготовки и проведение выбранного коллективного творческого дела создается совет дела, в который входят представители от каждого (микро)коллектива. Проект КТД уточняется сначала советом дела, затем - в (микро)коллективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

4 стадия - проведение коллективного творческого дела.

5 стадия - коллективное проведение итогов коллективного творческого дела. Происходит на общем сборе: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?

6 стадия - стадия ближайшего последействия коллективного творческого дела. Реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

Технологическая цепочка управленческих действий на этапе подготовки коллективных творческих дел предполагает:

· консультацию по проекту с организаторами творческого дела, уточнение позиции;

· актуализацию поставленных целей и определение управленческих задач подготовки и организации коллективного творческого дела;

· отбор специальной литературы, информации для конструирования

· конструирование модели системы подготовки и организации коллективного творческого дела;

· определение состава творческих групп, определение лидеров с предварительной диагностикой их профессиональной, творческой и управленческой компетентности;

· осознание своей управленческой деятельности как функции развития коллектива и личности;

· определение условий для оптимальной реализации проекта;

· составление программы управленческой деятельности, алгоритмов действий творческих коллективов и их лидеров;

· конструирование моделей возможных проблемных ситуаций, определение педагогической позиции и способов выхода из кризиса;

· прогнозирование конечного результата, сравнение его с поставленной целью;

· выработку четкой позиции на целевое управление.

Подготовка мероприятия по коллективно-творческой деятельности предполагает на своем завершающем этапе строгое распределение ролей на период его осуществления (кто за что отвечает, что делает каждый), определение места и времени его проведения.

Алгоритм проектирования творческого дела:

1. Формирование "образа желаемого результата".

2. Соотнесение его с реальной ситуацией.

3. Определение способов достижения этого образа.

4. Поиск ресурсов, необходимых для приближения к конечной цели.

5. Сравнение полученных результатов со своим замыслом и проектным заданием.

6. Внесение необходимых корректив.

Само же проведение мероприятия можно разделить три этапа: начало, основную часть и окончание [Иванов, И.П. Воспитывать коллективистов[Текст]/И.П Иванов.-Москва, 1982. -С.248.,с. 123]

Начало мероприятия как организационный момент (по аналогии с уроком) должно вызвать определенный психологический настрой воспитанников. В качестве средств, здесь могут выступать песня, вступительное слово педагога или ведущего.

Основная часть мероприятия отдается осуществлению запланированной предметной деятельности, объем которой должен соответствовать возрасту воспитанников и поставленным задачам.

Окончание, так же как и начало мероприятия, - обязательный этап в его проведении. Здесь могут использоваться те же средства. Главное, чтобы они упрочили вызванное основной частью чувство удовлетворенности фактом причастности к коллективу, а также личностной значимости переживаний.

Технологию коллективной творческой деятельности, в которой аккумулирована технология коллективного требования к личности, нельзя абсолютизировать, тем более уповать на нее как на универсальное средство, когда коллектив еще не сформирован. Если большие мероприятия могут быть 3 - 4 раза в году, то ежедневно педагог проводит те или иные малые мероприятия, решает множество более или менее сложных педагогических задач, выражая в той или иной форме требования общества к личности. Каждый из этапов организации коллективного творческого дела оснащен своими методическими приемами. "Финишная" рефлексия - коллективный анализ свершенного - тоже имеет свое методическое обеспечение. По И.П.Иванову на общем сборе обсуждаются три основных вопроса:

1. Что было хорошего, что удалось и почему?

2. Что не получилось и почему?

3. Что предлагаем на будущее?

Принципиальное значение имеет также их последовательность.

Методика рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с "негатива", а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем.

Когда коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, когда "финишная" рефлексия становится "стартовой", у людей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать.

Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты.

Коллективная творческая деятельность будет проходить успешнее тогда, когда ее девизами будут: «Наша цель - счастье людей!» и «Все - творчески, иначе - зачем!» [Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел[Текст]/И.П Иванов.-Москва, 1989. -С.115]

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Воспитание гуманных отношений, скромности, взаимности уважения, чуткости, сердечности, доброжелательности должно быть предметом постоянной заботы педагогического коллектива и общественных организации. Это способствует осознанию учащимися того, что главным в личности товарища является не его национальная принадлежность, а человеческие, гражданские качества (верность в дружбе, товарищеская взаимопомощь, мужество, патриотизм, интернационализм, непримиримость к фальши, трусости, обману).

Культура общения между представителями различных наций требует чуткости, такта, уважения к национальным чувствам и достоинству, учета особенностей национальной психологии, что выступает необходимым условием предотвращения явлений националистического характера. И наоборот, грубость, бестактность, бездушие, сами по себе не всегда связанные с национальными отношениями, могут быть поводом к националистической реакции. Дело в том, что для части людей национальная принадлежность является существенным критерием оценки личности. Любой неблаговидный поступок, особенно должностного лица, может быть рассмотрен на всю нацию, к которой принадлежит данное лицо, - и тогда реакция на всю нацию, к которой принадлежит лицо, служит поводом для националистических настроений.

В процессе массового общения возникают большие психологические перегрузки людей, конфликтные ситуации. Степень таких перегрузок неодинакова в различных населенных пунктах (крупные и средние города, районы, проживания ряда национальностей, национальных групп, национальных меньшинств или этнографических групп).

Следует учить детей правильно строить свои отношения не только со сверстниками, но и всеми окружающими людьми, необходимо прививать им навыки межнационального общения, формировать умение преодолевать мелкие неурядицы, конфликтные ситуации.

При этом педагогу следует проявлять деликатность и осторожность, учитывать специфику и особенности национального состава детей (язык, традиции, культурные ценности, трактовка исторических событий и др.)

Как можно убедиться из вышеизложенного, в многонациональном коллективе (где сложилась положительная морально- психологическая атмосфера) у детей формируется позитивный опыт общения с людьми разных наций. Культура межнационального общения формируется в активной и разнообразной деятельности, которую учащиеся принимают душой и сердцем, потому что она создает богатый и разнообразный мир деятельностных отношений. Чем разнообразнее дела и отношения, тем разностороннее в конечном итоге ребенок.

Каждый день, каждый час жизни удивителен и неповторим. Организовывая свою жизнь, свою деятельность, учащиеся становятся богаче умом, щедрее сердцем, сильнее и лучше. Коллективные творческие дела, если они подобранны интересно, современно, соответствующие возрасту, полу, потребностям и притязаниям ребят гарантируют формирование культуры межнационального общения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарный институт

Кафедра педагогики и психологии

Контрольная работа

По дисциплине: Теория и методика воспитания

Тема: Коллективная творческая деятельность

Выполнил: Ивашев Т.В.

Группа: Зб-3541

Проверил: Шабалина С.Д.

Ханты-Мансийск - 2016 год

Введение

Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от исполнительского - до творческого, созидательного.

Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.

Для того чтобы происходило расширение диапазона нужны специальные педагогические действия. Такие условия классному руководителю и его воспитанникам предоставляет методика коллективного творческого воспитания, технологическим ядром которой является коллективное творческое дело (КТД).

Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания и позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.

КТД - это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива.

Понятие «Коллективное творческое дело» было введено в середине 60-х годов. Продолжил педагогическое наследие А.С. Макаренко и стал его последователем И.П. Иванов. Педагоги считают академика И.П. Иванова изобретателем методики КТД, создателем «педагогики сотрудничества».

По мнению Т.А. Стефановской обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Поэтому я считаю данную тему актуальной. Необходимо серьезное внимание педагога к ребенку, создание условий для проявления им собственной активности во взаимодействии с другими сверстниками и взрослыми.

Приступая к работе, мы определили её параметры:

Объект - воспитательный процесс.

Предмет - коллективная творческая деятельность.

Цель - раскрыть понятие коллективной творческой деятельности, углубиться в историю коллективной творческой деятельности, познакомиться с технологией коллективной творческой деятельности.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме, с целью её теоретического обоснования.

коллективный творческий познавательный художественный

1. Коллективная творческая деятельность

Каждый день работы педагога должен возвышать детей духовно и нравственно, развивать всесторонне и гармонично. Для этого педагогу важно использовать разные формы воспитательной работы с детским коллективом.

Одной из таких форм является КТД - коллективно-творческие дела. Это не новая форма работы педагога, так как методика проведения КТД была разработана И.П. Ивановым ещё в прошлом веке.

Коллективные творческие дела - это полнокровная жизнь старших и младших, воспитанников и воспитателей и в то же время их общая борьба за улучшение окружающей жизни. Это постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своём коллективе, об окружающих людях, о далёких друзьях, поиск лучших средств этой заботы. Это более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость всему коллективу и другим людям, то, что сплачивает воспитателя и воспитанников.

Суть каждого КТД:

Прежде всего -- это общественно-важное дело, социальнозначимое. Первейшее его назначение -- забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу. Оно -- творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. И оно не может превратиться в догму, делаться по шаблону, ведь оно, прежде всего, частица жизни. Оно -- коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по гражданской заботе.

2. Основные признаки коллективной творческой деятельности

Особенности коллективного творческого дела:

*практическая направленность;

*коллективная организация;

*творческий характер;

*забота детей друг о друге;

*о своем коллективе;

*об окружающих людях;

*о далеких друзьях;

*поиск лучших средств этой заботы;

*все более четкая организация своей жизни;

*разнообразных дел на пользу и радость;

*способствует сплочению воспитателей и воспитанников.

Именно эти особенности коллективного творческого дела, характеризуют их практическую сторону, определяют отличительные черты обучающей, развивающей и воспитательных задач. Эти задачи в процессе коллективного творческого дела становятся и решаются воспитателями преимущественно незаметно для воспитанников, как бы “по ходу”, в глубине решения жизненно-практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной сте?ени - при обсуждении результатов.

Этим коллективные творческие дела принципиально отличаются от мероприятий: бесед, экскурсий, работы кружков и т.п. для которых, напротив, характерна открытая постановка?еред воспитанниками и открытое осуществление образовательных, развивающих и воспитательных задач.

В отличие от коллективных дел здесь на?ервый план выступает не создание воспитанниками вместе с воспитателями и под их руководством нового жизненно - важного опыта, а применение в практических целях ранее усвоенных знаний и умений, навыков, которые должны быть?ереданы учащимися к учебной работе.

Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. В связи с этим в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое разнообразие содержания, нестандартные варианты.

Изучение и использование коллективных творческих дел невозможно без знания их общих воспитательных, обучающих и развивающих возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде.

Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные.

Основной отличительный признак вида - общая практическая забота, которая выступает на?ервый план.

3. История коллективной творческой деятельности

Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60-х годов. Прежде всего многолетняя работа по творческому использованию и пропаганде педагогического наследия А.С.Макаренко привела к необходимости вычленить такое звено в этом наследии, в котором, как в клеточке, в наиболее осязаемом и вместе с тем в глубокой форме выражалось бы главное в педагогике будущего, существенное отличие ее от традиций чрезмерной опеки, авторитаризма и “свободного воспитания”. Это основное звено современной методики воспитания, создавшейся трудами всех поколений передовых педагогов, назвали - “Коллективные творческие дела”.

Продолжил педагогическое наследие А.С.Макаренко и стал его последователем обаятельный, остроумный, неутомимый и неугомонный Игорь Петрович Иванов. Педагоги считают академика И.П.Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, называют ее “коллективное творческое воспитание”, “воспитание по Иванову”.

И.П.Иванова считают инициатором и создателем социально-педагогического движения. В 1956 в Ленинграде он создал творческую группу педагогов - Союз энтузиастов, 1959 году - Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) - школу районного актива старшеклассников, в 1963 году - Коммуну им. А.С.Макаренко - содружество студентов, увлеченных идеями великого педагога. По примеру ленинградцев коммунарские отряды, подростковые, студенческие и педагогические клубы стали возникать по всей стране. В создании привлекательного для подростков образа жизни и творчества детей и взрослых во Всероссийском лагере “Орленок” принимал участие десант из сорока членов КЮФ. “Орленок” и “Комсомольская правда” сыграли важную роль в распространении идей и методов И.П.Иванова.

Когда вышла в свет книга "Коллективные творческие дела Коммуны имени Макаренко" (ЛГПИ им. А.И.Герцена,1970), являющаяся предшественницей "Энциклопедии КТД", Игорь Петрович с горестью заметил: "Какую вредную книжку мы сделали". Он испугался слепого копирования, бездумного воспроизведения, слепого заимствования.

В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П.Иванова. "Энциклопедия коллективных творческих дел" известна широким кругам педагогической общественности. Ребята и педагоги на протяжении второй половины двадцатого века с увлечением "играют" в защиту фантастических проектов, фабрики, ЧТП (чередование традиционных поручений) и многое другое. С увлечением играют потому, что все это делается не по указанию со стороны, не под диктовку, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям.

Многие ученики и соратники И.П.Иванова (Л.Г.Борисова, профессор, доктор философских наук; Е.В.Титова, кандидат педагогических наук; И.Д.Аванесян, кандидат педагогических наук; С.А.Шмаков, профессор; и др) продолжают внедрять идеи "коммунарской методики" в жизнь.

В 1998 году в Санкт-Петербурге к началу Всероссийского съезда последователей академика И.П.Иванова "Воспитание и школа на рубеже XXI века" вышла в свет книга Л.А.Ивановой "Будущее в настоящем - жизнь и творчество Игоря Петровича Иванова".

4. Технология коллективной творческой деятельности

Коллективное творческое дело (КТД) -- коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.

Коллективное -- потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.

Творческое -- потому, что его надо делать не по шаблону, а по-новому, лучше, чем было. «Всё творчески, иначе зачем?»

Дело -- потому, что его результат -- общая польза и радость. «Дело, а не мероприятие!»

Проводятся КТД различной направленности -- трудовые, познавательные, художественно-творческие, спортивные, общественно-политические.

В организации КТД, выделяют шесть стадий:

Первая стадия -- предварительная работа коллектива, целью которой является создание настроя на предстоящее дело, формирование мотивации. Проводится стартовая беседа. Ее ведет педагог, показывающий школьникам привлекательность предстоящего дела или ставящий проблему, для решения которой нужно провести определенное дело. Идет коллективное обсуждение по вопросам: что будем проводить? зачем (для кого)? когда? с кем вместе? кто будет участвовать? кому быть организатором? (Вопрос «Как?» при этом не ставится).

Вторая стадия -- коллективное планирование, разработка проекта КТД. На этом этапе детский коллектив разбивается на микрогруппы (команды, звенья), каждая из которых разрабатывает свой вариант проведения предстоящего дела. Затем каждая микрогруппа защищает свой вариант проведения КТД перед всем коллективом. В результате коллективного обсуждения разных вариантов рождается проект КТД. Выбирается «совет дела» -- временный орган, который будет руководить проведением КТД; в него входят представители всех микрогрупп.

Третья стадия -- коллективная подготовка КТД. Совет дела уточняет совместно выработанный проект КТД, разрабатывает и распределяет по микрогруппам поручения по подготовке к предстоящему делу. Поручения обсуждаются в микрогруппах, которые планируют и начинают работу по воплощению отдельных частей общего замысла, учитывая высказанные ранее пожелания и предложения. На этой стадии микрогруппы готовят свои «кусочки» предстоящего дела, творческие сюрпризы, элементы оформления, награды. Совет дела координирует деятельность микрогрупп.

Четвертая стадия -- стадия проведения КТД. Это и есть собственно коллективное творческое дело, итог работы, проделанной при его подготовке. При проведении КТД допускаются отступления от первоначального проекта (сценария) за счет сюрпризов микрогрупп, экспромтов, импровизаций.

Позиция педагога во время проведения КТД может варьироваться от открытого руководства делом до тех или иных способов косвенного или опосредованного влияния (участие в жюри, проведение части КТД.). При этом чем больше у ребят опыта организации совместной деятельности, тем больше педагог отходит от позиции руководства и обращается к более мягким вариантам педагогической помощи в форме регулирования настроения, взаимоотношений, позиций.

Пятая стадия -- коллективное подведение итогов, коллективный анализ проведенного дела. Обсуждаются следующие вопросы:

а) Что понравилось и почему? Кому скажем «спасибо»?;

б) Что не получилось и почему?;

в) Что предлагаем на будущее? Что тебе дало участие в общем деле? Какие вызвало чувства? Какие мысли? Что тебе показалось важным? Что показалось неожиданным, удивительным? Помогло ли КТД что-то понять в себе?

Шестая стадия -- ближайшее последействие. На этой стадии руководитель коллектива организует использование воспитанниками в учебной и внеучебной деятельности того опыта, который был накоплен при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД. Это может быть работа в микрогруппах на уроке, подготовка сюрприза для малышей, оформление летописи коллектива.

Коллективная творческая деятельность -- это деятельность позволяющая ребенку приобрести не только практические, организаторские, коммуникативные и другие навыки, но также выявить и реализовать свои способности, приобрести опыт диалогического взаимодействия и гуманных отношений, освоить принятые в обществе способы и формы реализации ценностных отношений к окружающему миру и другим людям.

Заключение

Следовательно, коллективно творческое дело - это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни. Как педагогическая технология групповая деятельность или её отдельные элементы могут быть использованы при подготовке и проведении различных форм работы.

Надеюсь, что в своей работе, я в полной мере ответил на заданные мне вопросы, раскрыл сущность КТД, показал как необходима данная методика в современном обществе.

В завершение своей мысли хочу подчеркнуть, что многие идеи, методические рекомендации по организации групповой деятельности успешно используются практиками и сегодня.

Список использованной литературы

1.Афонина Г. М. - Курс лекций и семинарские занятия -Ростов н/Д. - 2002

2.Дубровина И.В. Практическая психология образования / учебное пособие для вузов / - СПб.; М.; Харьков - 2007.

3.Подласый И.П. Педагогика - М. - 2013.

4.Сейфи С. Т. Коллективное творчество в формировании "школьного социума" и жизненных установок подростка - М. - 2008.

5.Смирнов Н.К. Здоровье - сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М. - 2005.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    План-сетка на лагерную смену. Анализ организационного периода. Выполнение поставленных перед сменой задач. Коллективное творческое дело. Способы мотивации детей на участие в совместной деятельности. Основные игровые задачи. Задания для детей на выбор.

    отчет по практике , добавлен 18.08.2010

    Особенности и средства художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте. Творческая деятельность детей как средство художественно-эстетического воспитания: эстетическая сущность и дидактическая организация средствами ручного творчества.

    дипломная работа , добавлен 04.08.2008

    Художественно-творческая деятельность как способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Формирование эстетического сознания посредством общения с произведениями искусства, отражающими действительность и сферу человеческих чувств.

    реферат , добавлен 13.09.2010

    Коллективное творческое дело: структура, виды, особенности поведения. Методики диагностики уровня развития коммуникативных умений у младших школьников. Рекомендации по использованию коллективно-творческой деятельности для развития умений учащихся.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2014

    Эмоциональное развитие в работах отечественных ученых. Коллективная творческая деятельность как средство эмоционального развития дошкольников. Повышение уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников средствами коллективной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2011

    Идея, сущность, функции и эффективность праздников. Художественно-педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника. Сравнительный анализ технологий его подготовки и проведения в форме конкурса в различных городах России.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2013

    Методология педагогической деятельности, ее ценностно-смысловое самоопределение. Технологии решения педагогических задач. Индивидуальное и коллективное творчество, формы взаимодействия субъектов. Информационное сопровождение образовательного процесса.

    лекция , добавлен 26.03.2014

    Структура организаторской деятельности, ее особенности, специфика и функции. Классификация развивающих видов деятельности. Психолого-педагогические условия организации учебно-познавательной деятельности школьников. Коллективная творческая деятельность.

    контрольная работа , добавлен 01.07.2011

    Генезис идей воспитания гуманности в философской и психолого-педагогической литературе. Специфика воспитания гуманности в младшем школьном возрасте в коллективной творческой деятельности. Понятие и этапы организации коллективного творческого дела.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2011

    Эстетическое воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема. Его характерные черты и функций, формы и методы (беседа, информационный час, экскурсии, путешествия, праздники, игры, коллективное дело, убеждение, разъяснение, поощрение).


Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

(ННГУ)

Арзамасский филиал

Реферат

на тему: Коллективное творческое дело, его организация.

Выполнила:

Студентка 3 курса

Григорьева Е.В.
Арзамас, 2018г.

Понятие «Коллективное Творческое Дело» (КТД) было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым , как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

В коллективной творческой деятельности дошкольников легко и незаметно формируется умения взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной действительности.

Особенности коллективного творческого дела:


    практическая направленность;

    коллективная организация;

    творческий характер;

    дети заботятся друг о друге;

    о своем коллективе;

    поиск лучших средств этой заботы;

    все более четкая организация своей жизни;

    разнообразных дел на пользу и радость;

    это сплачивает воспитателей и воспитанников.

Именно эти особенности коллективного творческого дела, характеризуют их практическую сторону, определяют отличительные черты обучающей, развивающей и воспитательной задач. Эти задачи в процессе коллективного творческого дела становятся и решаются воспитателями по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы “по ходу”, в глубине решения жизненно-практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной стеᴨȇни - при обсуждении результатов.

Этим коллективные творческие дела принципиально отличаются от мероприятий: бесед, экскурсий, работы кружков и т.п. для котоҏыҳ, напротив, характерна открытая постановка ᴨȇред воспитанниками и открытое осуществление образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. В связи с этим в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое разнообразие содержание, нестандартные варианты.

Изучение и использование коллективных творческих дел невозможно без знания их общих воспитательных, обучающих и развивающих возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде.

Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные.

Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественно ценного опыта.

1.Общественно-политические коллективные творческие дела проникнуты романтикой исторических свершений, картинами трудовых и боевых подвигов народа, совершаемых во имя Родины. Содержание таких образных панорам составляет нравственно-социальный опыт, развивающий у воспитанников гражданское отношение к общественным событиям, к прошлому и настоящему Отечества.

2. Трудовые коллективные творческие дела развивают у воспитанников знания об окружающей жизни, взгляды на трудовую деятельность как основной источник радостной жизни людей, стремление вносить свой вклад в улучшение окружающей жизни, умение и привычку осуществлять заботу о людях близких и далеких, трудиться самостоятельно и творчески на их пользу и радость.

3. Познавательные коллективные творческие дела определяются сᴨȇцификой их сущности: познавательным содержанием, “открытием мира” на пользу другим, на ᴨȇрвый план выступает развитие у воспитанников интерес к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн и загадок, то есть к познавательной деятельности, различным ее средствам, к учению.

4.Художественно-эстетические коллективные творческие дела имеют особые воспитательные возможности. Главная из них - развитие эстетической стороны жизни нашего общества, народов других стран, к искусству, как составной части духовной культуре, к себе как младшим товарищам взрослых по сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир. Именно художественно-эстетические дела позволяют целенаправленно развивать у воспитанников художественно-эстетические взгляды и убеждения, действенный интерес к различным видам искусства, умениям и навыкам художественного творчества, эстетическую восприимчивость и отзывчивость, благородство души.

5. Спортивно-оздоровительные коллективные творческие дела. Важнейшая из воспитательных возможностей спортивно-оздоровительных коллективного творческого дела заключается в развитии у воспитанников положительного отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни общества, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам нашего общества. Спортивно-оздоровительные коллективные творческие дела дают возможность формировать убеждение в важности, красоте физической культуре.

6. Организаторские коллективные творческие дела. К ним относятся такие дела, как организация дня рождения коллектива, коллективное планирование, общий сбор, разведка дел и многое другое.

Следует помнить, что любое практическое дело становится коллективным и творческим, только в такой совместной организаторской деятельности, которая развивает у ее участников организаторские способности и формирует навыки коллективной деятельности.

Воспитательные возможности коллективного творческого дела реализуются тем полнее и глубже, чем органичнее эти дела подкрепляются остальными основными средствами воспитательной работы и воспитательными мероприятиями.

Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются, прежде всего, характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В воспитательном мероприятии ᴨȇдагог открыто ставит задачу ᴨȇред детьми, ᴨȇредает им готовый опыт. К формам коллективной творческой деятельности относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

Усᴨȇшное использование системы коллективных творческих дел, реализация воспитательных возможностей обесᴨȇчиваются соблюдением трех основных условий.


    Первое условие - всемерное развитие отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников.

    Второе условие - всемерное развитие отношений творческого развития между воспитанниками старших и младших поколений.

    Третье условие - всемерное развитие отношений творческого содружества между самими воспитателями.

Совместная практическая деятельность по воплощению в жизнь коллективного творческого дела , также способствует развитию отношений, развитию эмоциональной сферы, творческому развитию.

Участвуя в дружеском общении, воспитанники удовлетворяют и углубляют познавательные интересы, расширяют кругозор, наблюдательность, зоркость, внимательность, общительность, отзывчивость, душевная щедрость и тактичность, осуществляется эмоциональное развитие.

Осуществление системы коллективных творческих дел возможно на разных уровнях.

Главной методической особенностью коллективного творческого дела является субъектная позиция личности. Коллективные творческие дела направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и сᴨȇцифичные особенности. Оценивание результатов творчества: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение званий.

Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела, организация котоҏыҳ предусматривает шесть этапов.


    Первый этап - предварительная работа. Педагоги, взрослые устанавливают место предстоящего коллективного творческого дела в воспитательной работе , планируемой на новый ᴨȇриод с данным коллективом. Определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть предложены на выбор детям, продумывают способы проведения своих замыслов, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь ᴨȇрсᴨȇктивой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника.

    Второй этап - коллективное планирование. Теᴨȇрь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микро коллективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Усᴨȇх его во многом обесᴨȇчивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные “задачи на размышление”. Завершает поиск выбором совета дела.

    Третий этап - Коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения коллективного творческого дела , затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам. Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, что в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают к делу, так как не приобрели еще умения преодолевать трудности. В связи с этим велика роль взрослого, старшего товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла . В некотоҏыҳ случаях ᴨȇдагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска.

    Четвертый этап - проведение коллективного творческого дела, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения коллективного творческого дела из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для котоҏыҳ оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.

    Пятый этап - коллективное подведение итогов коллективного творческого дела. Это может быть общий сбор коллектива , посвященный итогам коллективного творческого дела, или по группам. Каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения коллективного творческого дела. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении о проведенном коллективном творческом деле, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи - вопросы.

    Шестой этап - ближайшее последствие коллективного творческого дела. На общем сборе в анкете дети и взрослые высказывают предложения, делятся своими вᴨȇчатлениями ᴨȇреживаниями..

С учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста целесообразнее использовать упрощенную технологию проведения, а в некотоҏыҳ случаях только элементы коллективной творческой деятельности, используется своеобразный тип коллективного творческого дела - ситуативный.

В дошкольном образовательном учреждении можно использовать такие формы коллективной творческой деятельности чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

Воспитательные возможности коллективного творческого дела реализуются тем полнее и глубже, когда эти дела сочетаются с основными средствами воспитательной работы и воспитательными мероприятиями.

Дошкольники еще не умеют вместе со старшими думать и действовать на радость и пользу друг другу и окружающим людям. Но они могут научиться этому, привыкнуть к участию в общей творческом деле , овладеть навыками коллективной деятельности на собственном опыте.

Совместное участие в коллективном творческом деле заставляет младших подтягиваться к старшим, воздействуя друг на друга и сам на себя. Старшие стремятся не уронить уровень своего достоинства ᴨȇред младшими стремятся быть знающими, умелыми, дружными, смелыми. происходит положительное взаимное влияние младших и старших. В старшей групᴨȇ во второй половине учебного года воспитатель может ᴨȇреходить к заданиям, требующим распределения работы между несколькими детьми, объединенными в одну подгруппу, коллективные обсуждения влияют на развитие творчества, дети приобретают опыт сотрудничества. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель ставит задачи, но делает это незаметно . Дошкольники, как бы сами “открывают” эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, принимают ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для котоҏыҳ оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.

Совместная практическая деятельность по воплощению в жизнь коллективного творческого дела, способствует развитию отношений, развитию эмоциональной сферы, творческому развитию.

При этом условии для каждого ребенка важным становится его личный вклад в общую работу, стремление к качественному выполнению индивидуального задания, являющегося частью общего, желание оказывать помощь сверстникам, проявлять к ним внимание как к участникам общего дела.

Объединяя детей для выполнения ими совместных заданий, воспитателю немаловажно учитывать уровень умений каждого ребенка, наличие у него творчества , самостоятельности, характера взаимоотношений, сложившихся у него со сверстниками.

Значительное влияние на детей оказывает и обсуждение с ними результатов работы, в процессе которого воспитатель особо подчеркивает их выдумку, творчество, рассказывает о примерах совместного обсуждения , о проявлении доброжелательности, умении выйти из спорных ситуаций без спора. Вместе с воспитанниками ᴨȇдагог оценивает предложения детей, учит внимательно слушать друг друга, разъясняет, как следует выражать несогласие, не прибегая к некорректным формам выражения, учит отстаивать свое мнение, доказывая его направленность на улучшение будущего дела

Немаловажное значение имеет и создание на занятии положительной эмоциональной обстановки, которая обесᴨȇчивается доброжелательным общением ᴨȇдагога с детьми, его умением поддерживать их активность, удивляться их «открытиям».

Обесᴨечение коллективного творческого характера дела на занятиях достигается путем объединения детей общими эмоциональными ᴨереживаниями, также при подведении итогов, радость от полученных результатов. Обесᴨечивая, таким образом, развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Развитие эмоциональной сферы проявляется в нескольких различных формах :

· в форме выразительных движений;

· в форме эмоциональных действий;

· в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях;

· в форме определенного отношения к окружающему.

Именно на развитие этих функций направлена работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами коллективного творческого дела. Работу по развитию эмоциональной сферы необходимо начинать с детства. Этому способствует организация учебно-воспитательной работы по развитию эмоциональной сферы средствами коллективного творческого дела..

Переживание общей радости объединяет детей, влияет на воспитание доброжелательных взаимоотношений, что способствует развитию эмоциональной сферы. Положительное влияние оказывает коллективное творческое дело на формирование у дошкольников умения согласовывать свои действия, мнения, учит быть внимательным к чувствам и эмоциям других людей, т.е. способствует развитию эмпатии.

При этом немаловажно порой предусматривать такие объединения детей, которые как раз способствовали бы проявлению эмоционального соᴨȇреживания. После выполнения совместных заданий целесообразно предлагать детям рассказать о том, как они работали вместе, чтобы, опираясь на их высказывания, подчеркивать значение дружеских взаимоотношений, умения понимать эмоциональное состояние другого, адекватно выражать и регулировать свое.

Робот извещает Вас о том, что у этой страницы на сайте нашлись похожие материалы.

Работа может быть коллективной и творческой, только если она конструируется, осуществляется и анализируется самими участниками деятельности, т.е. когда воспитанники могут с полным основанием сказать: «Сами планируем! Сами действуем! Сами анализируем!» (И.П. Иванов).

Формы коллективной творческой деятельности отличаются от других форм воспитания, прежде всего, характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащихся. Организуя коллективную творческую деятельность, педагог ставит задачи так, чтобы воспитанники сами «открывали» их и учились на своём опыте. Если задача поставлена педагогом, необходимо, чтобы дети приняли её как «свою», т. е. чтобы она была привлекательна и понятна для них, чтобы она отражала их опыт, интересы и стремления. К формам коллективной творческой деятельности относятся коллективные творческие дела (КТД), различные формы самоуправления, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и др. Среди форм коллективной деятельности, пожалуй, наиболее распространена в школьной практике форма КТД, разработанная И. П. Ивановым.

Организация КТД включает шесть стадий (основных технологических этапов).

I. Предварительная работа

Определите место предстоящего КТД в системе воспитательной работы, его воспитательные задачи. Продумайте способы реализации своих замыслов. Наметьте действия, которые должны настроить воспитанников на предстоящую работу, увлечь привлекательной перспективой (для этого решите, в какой форме пройдёт коллективное планирование, найдите или придумайте образные, но краткие и доходчивые формулировки, выберите интересные и полезные виды практической деятельности, а также всё, что ещё Вам понадобится для вовлечения детей в коллективную деятельность).

II. Коллективное планирование

Коллективное планирование осуществляется на общем сборе коллектива (его часто называют «сбор-старт», так как с него начинается коллективное творческое дело). При коллективном планировании Вы вместе с воспитанниками должны решить следующие задачи:

Выбрать направление деятельности;

Детально определить содержание деятельности;

Распределить обязанности между участниками деятельности (не только что и кем, но и каким способом должно быть сделано);

Установить сроки выполнения деятельности;

Решить, когда (в конце коллективной деятельности, поэтапно, в конце деятельности отдельных участников дела или микрогрупп и т.д.) и как будут подводиться итоги деятельности (критерии, по которым можно определить, насколько удалось дело – хотя бы ориентировочно).

Фактически перечисленные задачи решаются «дважды»: вначале педагогом на предварительном этапе, а потом воспитанниками при коллективном планировании дела. Однако это не является бессмысленной тратой времени. Если провести аналогию с процессом обучения, то коллективное планирование можно сравнить с самостоятельной работой школьников на уроке. Как хороший учитель математики даёт ученикам для самостоятельной работы только те задачи, решение которых ему уже известно, так и хороший воспитатель при коллективном планировании должен «знать ответы», чтобы прийти на помощь в случае затруднений, заметить ценные мысли и помочь их сформулировать.

Успех коллективного планирования во многом зависит от того, насколько школьники почувствовали, что составление плана – очень ответственное занятие, и ответственность лежит на них самих. Поэтому решение задач планирования должно исходить преимущественно от воспитанников, даже если они решены не самым оптимальным способом (ведь и математическую задачу можно решить разными способами, а нерациональный способ всё же лучше, чем никакой).

Коллективное планирование завершается выбором руководящего органа (совета дела), который отвечает за подготовку и проведение КТД.

III. Коллективная подготовка дела

Совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, организует его выполнение, побуждая к действию и поощряя инициативу каждого участника коллективной деятельности. Подготовка может идти по группам: каждая группа отвечает за определённую часть общей работы.

Подготовка дела – обычно самая продолжительная стадия КТД. Чаще всего именно в процессе подготовки некоторые ученики, вначале увлечённые работой, охладевают к ней, столкнувшись с затруднениями. Бывает, что ученики слабо включаются (или вовсе не включаются) в подготовительную работу. Возможна ситуация, когда совет дела не справляется с руководством подготовкой дела. На этой стадии Ваша роль – это роль старшего товарища, который, не допуская открытого давления на детей, побуждает их к целенаправленной, творческой, самостоятельной работе.

IV. Проведение КТД

На этой стадии осуществляется план, составленный (или уточнённый) советом дела. Проведение КТД – это ещё и подведение итогов подготовки к нему: школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный ими в процессе планирования и подготовки. Отклонения от первоначальных замыслов при проведении КТД – ещё не признак его неуспеха, а ошибки участников – не катастрофа. Не забывайте, что участники КТД – всего лишь ученики. Неудивительно, если они не смогут провести дело лучше Вас (во всяком случае, в плане его организации). Вполне может быть, что они допустят ошибки, которые были бы непростительны для профессионала. Главная ценность КТД – в усвоении опыта коллективной творческой деятельности, опыта сотрудничества и сотворчества. Однако с каждым делом коллективная деятельность должна совершенствоваться: возрастать организационная чёткость и качество полученных результатов. Ваша задача сделать так, чтобы на ошибках дети учились, а удачам – радовались. Старайтесь направлять их, помочь сгладить неудачу и пережить радость успеха.

V. Коллективное подведение итогов

Это снова может быть общий сбор коллектива (чтобы не путать со стартовым сбором, его часто называют итоговым сбором или сбором-финишем). Сразу перед всеми участниками дела или сначала внутри групп каждый высказывает своё мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД, удачные находки и просчёты в планировании, которые выявились при подготовке и проведении. В обсуждении на равных участвуют как дети, так и взрослые. Общий сбор обязателен, однако по разным причинам на сборе могут высказаться не все воспитанники (или не все искренне). Поэтому кроме общего сбора участие каждого в оценке проведённого дела может осуществляться путём опроса, анкетирования, творческих отчётов, через стенгазету и т. д., а иногда и анонимно. При коллективном подведении итогов главное, чтобы все участники КТД размышляли о приобретённом опыте (как собственном, так и опыте своих товарищей), учились анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее.

VI. Последействие

Стадия последействия заключается в том, чтобы использовать накопленный в ходе КТД, обобщённый и пережитый на финишном сборе коллективный опыт в дальнейшей работе: закреплять положительный опыт и изживать негативный). Это значит:

Как можно быстрей, пока опыт не забылся, приступать к коллективной реализации предложений, которые были высказаны при подведении итогов;

Учитывать в новом КТД ошибки и недочёты предыдущего;

В следующем КТД включать в более активную работу тех, кто мало потрудился в предыдущем;

От дела к делу добиваться роста самостоятельности воспитанников и качества результатов КТД.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать главные правила:

1) не нарушать последовательности стадий КТД и не форсировать их (не «перескакивать» через какую-либо стадию, не сокращать её, выполняя за воспитанников то, что они, пусть не так быстро и качественно, но способны выполнить сами; не выходить из отведённой ему в КТД роли старшего товарища);

2) опираться на опыт предшествующих дел, а также знания и опыт, полученные в школе и вне школы;

3) реализовывать в КТД идею заботы о себе, членах коллектива, родителях, о других людях, об окружающем мире природы и рукотворных вещей.

Коллективное творческое дело является таковым, только если педагоги и воспитанники становятся членами одного коллектива. Лидерство педагога в КТД должно проявляться не в активной управленческой деятельности, а в формулировании коллективных задач, в знании способов решения, в создании мотивации и эмоционального фона в коллективе.

Жёстко «взять ситуацию в свои руки» – крайняя мера, сравнимая со смертным приговором или безоговорочной капитуляцией: педагог убивает КТД и расписывается в собственной профессиональной беспомощности.

Для решения организационных задач на разных этапах КТД существуют приёмы, учитывающие специфику коллективной творческой деятельности. Вот некоторые из этих приёмов, получившие широкое распространение в практике воспитания и входящие сегодня во многие воспитательные технологии.

1. Приём создания микрогрупп применяется на разных стадиях КТД для решения конкретной творческой задачи или выполнения задания. В зависимости от содержания деятельности и характера отношений в коллективе группы могут формироваться с учётом желаний, интересов, способностей учащихся или по воле случая (с помощью жребия, разрезанной открытки, считалки и т.д.).

2. «Мозговой штурм». Воспитанники, обмениваясь индивидуальными мнениями, ищут наилучшие варианты решения задачи. В книге С.П. Афанасьева «Последний звонок» (Кострома, 2000) приводится стенограмма «мозгового штурма» в 11 классе, показывающая, какое обилие идей можно создать за короткое время, если коллективно задуматься над задачей. При «мозговом штурме» важно фиксировать идеи, создавать «банк идей» (т.е. пакет возможных решений какой-либо проблемы или задачи). Фиксирование (на бумаге или магнитной ленте) позволяет сохранить те идеи, осуществление которых невозможно прямо сейчас, но вполне возможно в будущем.

3. Отбор идей , когда из множества вариантов надо выбрать наилучшую (наилучшие). До выбора коллективу должна быть ясна суть каждой идеи. Идеи могут выбираться обычным голосованием или каким-нибудь игровым способом.

4. Защита идей . До выбора идей каждый автор идеи или микрогруппа, создавшая идею, защищает свой вариант решения задачи: аргументирует её ценность, обращаясь к разуму и эмоциям товарищей.

5. Дискуссия . Выступления авторов, защищающих свои идеи, могут вызвать у других ребят возражения, вопросы, шутливые замечания. В этом случае возникает дискуссия, в конце которой вырабатывается окончательное решение: выбирается лучшая идея, или на основе нескольких идей создаётся новая.

Коллективное управление авторскими правами и смежными правами предназначено для более эффективного осуществления и защиты интеллектуальных прав. Это достигается за счет наделения специально созданных организаций полномочиями выдавать лицензии, собирать вознаграждение и предъявлять иски в интересах авторов, которые в свою очередь могут сосредоточиться на творчестве. В этой статье разберемся с вами в сущности коллективного управления, особенностях работы этой системы в России, ее преимуществах и недостатках, а также причинах критики организаций коллективного управления авторскими и смежными правами.

1. Коллективное управление авторскими правами: понятие.

Идея объединения усилий в целях эффективной защиты авторских прав восходит к XIX в., когда стали появляться союзы авторов, направленные на отстаивание их законных интересов, а не только в целях творческого общения. Из истории известен случай во Франции, когда несколько авторов отказались заплатить в ресторане, в котором исполнялись их музыкальные произведения без выплаты авторского вознаграждения. Однако первые союзы авторов XIX в. имеют мало общего с современными организациями по коллективному управлению авторскими правами, так как бремя защиты и осуществления в них все равно лежало на самих авторах.

Коллективное управление авторскими и в современном понимании появляется только тогда, когда между разными лицами происходит разделение функций по созданию произведений и по осуществлению и защите прав на них. Первое - задача авторов и исполнителей, второе - задача специально создаваемых организаций, которые, по существу, выступают в качестве профессиональных посредников между авторами и пользователями (организаторами концертов, владельцами кафе, ресторанов, клубов, торговых центров и т.д.). Можно дать следующее определение:

Это осуществление и защита авторских и смежных прав специально созданными организациями, уполномоченными выступать в интересах авторов и правообладателей в отношениях с третьими лицами - пользователями. Главные функции этого института интеллектуальной собственности:

  • преодоление трудностей индивидуальной защиты интеллектуальных прав за счет наделения соответствующими полномочиями профессиональной организации;
  • облегчение возможности правомерного использования и авторских прав за счет их сосредоточения в руках крупных организаций, что облегчает пользователям поиск лица, уполномоченного предоставить лицензию на использование таких объектов;
  • возможность допустить в законодательстве использование произведений, исполнений и фонограмм без разрешения правообладателей, но с выплатой им вознаграждения и эффективно организовать сбор такого вознаграждения.

Ниже представлена общая схема того, как работает коллективное управление авторскими и смежными правами.

Таким образом, основная цель коллективного управления - оптимальным образом соединить правообладателей и пользователей и сократить их правовые и административные издержки в процессе использования интеллектуальной собственности .


В соответствии с п.1 ст.1242 ГК РФ, организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами могут быть только основанные на членстве (корпоративные) некоммерческие юридические лица. Как правило, такие организации создаются в правовой форме общественной организации, хотя не исключен и вариант с ассоциациями (союзами), включая некоммерческие партнерства. При этом активно обсуждаются изменения в законодательство, которые позволят создавать организации в форме коммерческих юридических лиц.

Наиболее известные российские организации коллективного управления авторскими правами: Профессиональный союз деятелей культуры "Российское Авторское Общество" (РАО), Общество по коллективному управлению смежными правами "Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности" (ВОИС) и "Российский Союз Правообладателей" (РСП).

В деятельности организаций по коллективному управлению можно выделить 3 главных стадии:

А) Приобретение полномочий по управлению авторскими и смежными правами . Полномочия могут быть приобретены на основании договора с правообладателем и на основании государственной аккредитации. При этом договор о передаче полномочий по управлению является обязательным для заключения организацией вне зависимости от того, является ли правообладатель её членом. Договор о передаче полномочий в соответствии с практикой Суда по интеллектуальным правам не является видом договора доверительного управления имуществом. Государственная аккредитация позволяет осуществлять коллективное управление авторскими и смежными правами даже теми объектами, которые не переданы правообладателями, причем в каждой из 6 сфер, перечисленных в п.1 ст.1244 ГК РФ, государственную аккредитацию может получить только одна организация коллективного управления авторскими правами.

Б) Осуществление и защита авторских и смежных прав . Осуществление интеллектуальных прав, переданных в коллективное управление, предполагает заключение договоров с пользователями и сбор с них вознаграждения. В зависимости от объекта авторских прав и способа использования организации коллективного управления авторскими правами заключают либо о предоставлении простой (неисключительной) лицензии, либо непоименованные в Гражданском кодексе договоры о выплате вознаграждения. Второй вариант распространяется только на случаи, когда использование интеллектуальной собственности допускается без разрешения правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения (например, п.1 ст.1326 ГК позволяет публично исполнять фонограммы, опубликованные в коммерческих целях).

В тех случаях, когда третье лицо использовало управляемое произведение без заключения лицензионного договора, возможно путем предъявления организацией по управлению правами на коллективной основе в суд иска от своего имени или от имени правообладателя. При этом в любом случае такой иск предъявляется в интересах правообладателя, поэтому он при желании может вступить в процесс.

В) Выплата вознаграждения авторам и правообладателям . Собранные с пользователей суммы подлежат перечислению авторам и правообладателям за вычетом расходов организации коллективного управления авторскими правами (своего рода комиссии) Размер такой комиссии регулируется локальными документами организации и, как правило, ни пользователи, ни правообладатели на него повлиять не могут. Кроме того, на практике организации не всегда могут достоверно установить правообладателя и выплатить ему вознаграждение, что особенно часто происходит с иностранными правообладателями. Из-за этого основанное на государственной аккредитации коллективное управление авторскими правами подвергается серьезной критике .

3. Международно-правовое регулирование коллективного управления.

На сегодняшний день отсутствуют универсальные международные договоры, регулирующие коллективное управление авторскими правами и смежными правами. затрагивает более общие вопросы защиты интеллектуальной собственности и главным образом устанавливает минимальные требования к сроку действия авторских и смежных прав и перечню охраняемых объектов.

Однако для России важное положение закреплено в Протоколе о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. Одним из условий присоединения России к ВТО являлась отмена бездоговорного коллективного управления, то есть управления на основании государственной аккредитации без получения полномочий непосредственно от правообладателя. Требование об отмене должно было быть выполнено до 1 января 2013 года, однако по настоящий момент бездоговорное управление авторскими правами действует .

4. Недостатки коллективного управления авторскими правами.

Деятельность организаций по коллективному управлению авторскими правами, особенно тех, которые имеют государственную аккредитацию, часто подвергается критике. Каковы основные претензии?

Во-первых, порядок распределения авторского вознаграждения между правообладателями. П.5 ст.1244 Гражданского кодекса возлагает на аккредитованные организации обязанность принимать лишь разумные и достаточные меры по установлению лиц, имеющих право на вознаграждение. Фактически найти правообладателя, пока он сам не заявит о себе, сложнее, чем собрать вознаграждение с пользователей, в результате чего разница между собранным и распределенным вознаграждением можем составлять сотни миллионов рублей, которые остаются на счетах организаций коллективного управления. Кстати, отчеты о результатах распределения вознаграждения доступны на официальных сайтах организаций.

Во-вторых, неравенство переговорных возможностей между крупными организациями коллективного управления авторскими и смежными правами и авторами и пользователями. В результате авторы фактически не могут влиять на размер комиссии организаций, а пользователи - на ставки вознаграждения за использование . Получается интересная ситуация, когда посредник диктует условия лицам, в интересах которых он действует.

В-третьих, государственная аккредитация приводит к появлению легальной монополии, т.к. в каждой из сфер управления может существовать только одна аккредитованная организация. Конечно, другие организации можно создавать, но составить серьезную конкуренцию аккредитованным они не могут, т.к. вынуждены бороться за каждого правообладателя, когда как аккредитованная организация управляет интеллектуальными правами по умолчанию.

В-четвертых, деятельность ведущий активистов организаций не всегда создает положительную репутацию коллективному управлению авторскими правами. Достаточно вспомнить законопроект о , главной целью которого было создание новой сферы государственной аккредитации, но противоречие которого основным положениям авторского права, в т.ч. международного авторского права, было очевидно.

На мой взгляд, коллективное управление авторскими правами в России нуждается в реформировании путем полного исключения государственной аккредитации и бездоговорного управления. Исторически бездоговорное управление сыграло положительную роль в защите авторских и смежных прав, но сейчас его недостатки создают плодородную почву для злоупотреблений и неосновательного обогащения.