Ремонт Стены Уход

Цели и основные функции государственной службы. Функции государственной и муниципальной службы

В системе категорий теории государственного управления понятие «функции» синонимично понятиям «задачи», «прерогативы», «круг ведения». Все они употребляются для обозначения деятельности любых административных учреждений независимо от их стратегических целей. Анализ функций государственной службы имеет первостепенное значение для понимания работы государственного аппарата: он поназывает, насколько многочисленны, сложны и разнообразны задачи, осуществляемые современной администрацией.

Думается, что исчерпывающей классификации функций государственной службы не существует. Все зависит от используемого метода анализа: каждая функция в процессе все более детального рассмотрения может быть расчленена на несколько подфункций, каждая из которых в свою очередь, разбивается на более узкие задачи и т.д. Поэтому ограничимся характеристикой наиболее важных функций государственного управления.

Политические функции на государственной службе выполняет узкий круг политических чиновников, они имеют стратегическое значение. Разработка политической стратегии (политического курса) - это общее направление деятельности государства, определение целей, задач и принципов общественного развития. Именно политика определяет основные структурные рамки деятельности профессиональной государственной службы. В России политические ориентиры государственного управления определяются в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию. В составе Администрации Президента РФ существует Экспертное управление. Оно осуществляет экспертноаналитическое обеспечение реализации конституционных полномочий Президента, готовит экспертные заключения, аналитические доклады и иные необходимые Президенту и руководителю Администрации Президента экспертные и аналитические материалы, обеспечивает экспертно-аналитические работы по финансированию деятельности Президента и его Администрации.

Приоритет политического управления над административным на государственной службе является важным системообразующим принципом регулирования государственного управления в целом.

Основная задача института государственной службы - претворять политические решения в жизнь. Ученые выделяют семь основных направлений деятельности государственной службы: 1) исполнение решений; 2) обслуживание; 3) регулирование; 4) лицензирование; 5) сбор информации; 6) дискреционная деятельность, т.е. наличие у государственных органов и должностных лиц особых полномочий действовать по собственному усмотрению в пределах закона; 7) экспертиза 1 . Государственная бюрократия на любом уровне выполняет по меньшей мере две из этих базисных функций (хотя, разумеется, есть бюро, которые специализируются только на одной функции или выполняют несколько функций).

Первичная функция большинства государственных организаций может быть определена как исполнение и проведение в жизнь принятых законов и политики, провозглашаемой исполнительной властью, - это и есть собственно администрирование. Например, США проводят политику перекачки федеральных фондов штатам, чтобы оплатить стоимость разнообразных программ благосостояния. Департамент здравоохранения осуществляет эту политику, решая, сколько денег предназначается каждому штату, и надзирая за тем, чтобы деньги были использованы по назначению. В Великобритании служба национального здравоохранения осуществляет политику свободного медицинского обеспечения граждан, контролируя медицинскую подготовку, выдавая патенты докторам, управляя госпиталями др.

В России Министерство здравоохранения РФ следит за распределением средств по отдельным регионам и областям, контролирует медицинскую подготовку, осуществляет надзор за деятельностью учреждений здравоохранения.

Администрация есть воплощение общественной политики, и поскольку она выполняет политические решения, в число ее функции входит и разработка принципов управления. Наряду со своими административными обязанностями департаменты часто создают компании по рекламированию своей работы и убеждению общественности в выгодах относительно цели какой-либо программы. Во многих странах имеются постоянные программы по просвещению в таких сферах, как пожарная профилактика, безопасность движения, охрана природных богатств.

В Великобритании исполнительные власти и администраторы надзирают за повседневными действиями своих департаментов. Высокие административно-должностные лица помогают своим министрам отвечать на вопросы членов парламента, разрабатывать предлагаемые законопроекты. Поскольку Великобритания (подобно Франции) частично сохранила государственный сектор в экономике, то такие важные объекты, как сталелитейные заводы, шахты, железные дороги, телеграфные и телефонные линии, управляются правительственно-контролируемыми корпорациями, которые выполняют политические решения (обычно сохраняемые за частным сектором в США и Великобритании).

Что касается функции обслуживания - другой функции правительственной бюрократии, то многие правительственные агентства специально созданы для обслуживания населения (или специфических групп населения). Например, бюро погоды в любой стране является лучшим примером обслуживающего агентства. В Великобритании и в России большая часть здравоохранения финансируется правительством. В Швеции и ФРГ правительство оказывает расширенную помощь в трудоустройстве граждан. В России правительство обеспечивает бесплатное образование на всех уровнях для тех, кто может и желает учиться.

Регулирующие функции государственного управления направлены на поддержание благосостояния населения. Например, в США Комиссия по безопасности биржевой деятельности защищает вкладчиков, устанавливая определенный порядок для регистрации новых эмиссий наряду с покупкой акций и облигаций, а Департамент труда надзирает за выборами в профсоюзы, чтобы гарантировать их правомерное проведение. В России действует Федеральная служба по труду и занятости - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров . Указанная Служба находится в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ.

В Германии контроль за выполнением федерального законодательства правительствами земель осуществляется бундесратом - высшей палатой национальной законодательной власти, а федеральные административные суды имеют право заставить земельные правительства подчиняться национальным законам.

Во всех этих примерах регулирующие функции власти поддерживаются потенциалом силы. В США, например, агентства, занимающиеся вопросами регулирования, могут издавать приказы типа «приостановить действие» или «прекратить действие». И хотя правонарушители могут опротестовать эти приказы в суде, большинство предпочитают добровольно подчиниться.

Лицензионная деятельность администрации тесно связана с регулированием. Она позволяет правительству установить стандарты и минимальные ограничения в определенных областях. Например, если вы хотите заниматься частной практикой, получить права на вождение автомобиля, продавать недвижимость, преподавать в общественных школах или работать парикмахером, вы должны удовлетворять определенным государственным стандартам. В США и других федеральных странах эти стандарты обычно устанавливаются каждым штатом или какой-либо отдельной федеративной единицей. В таких странах, как Франция и Великобритания, стандарты и критерии устанавливаются национальными правительствами. И даже в США некоторые лицензии выдаются федеральным правительством, например лицензия на радио- или телевещание.

Сбор информации - еще одна важная функция государственной администрации. Информация нужна для двух главных целей: определить, был ли нарушен закон, и принять политическое решение, что является целесообразным и основывается на фактическом свидетельстве. Например, если гражданин США жалуется, что нарушены его гражданские права, то прежде чем будут предприняты какие-либо действия, должно быть проведено расследование (обычно его проводит отдел гражданских прав при Департаменте юстиции). В России существует Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ, куда можно обратиться в случае нарушения гражданских прав.

Агентство по защите окружающей среды должно знать реальное состояние загрязнения воздуха и воды, прежде чем оно сможет издавать распоряжения, касающиеся нарушений. В России подобного рода расследования осуществляются Министерством природных ресурсов и экологии. Во Франции Агентство по защите окружающей среды провело обширное исследование национальных потребностей в энергии прежде чем приступило к программе массированного использования ядерной энергии.

Некоторые агентства действуют при наличии жалоб; другие, такие как Управление продовольствием и медикаментами в США, постоянно проводят различные исследования по своей собственной инициативе. В частности, они не допускают появления, например, лекарственных препаратов на рынке независимо от того, поступали жалобы или нет, пока не убедятся, что лекарство или продукт питания безопасен и эффективен. В России аналогичной деятельностью занимается Министерство здравоохранения и подведомственные ему службы.

Иногда возникает проблема посягательства на права личности. Это случается, когда организации, например такие, как Федеральное бюро расследований (ФБР) в США, расследуют подрывную деятельность и опрашивают друзей, соседей и членов семей подозреваемых лиц. Грань между расследованием, необходимым для обеспечения защиты общественных интересов, и посягательством на личность достаточно тонкая, и часто трудно сказать, где кончается одно и начинается другое.

Помимо перечисленных базисных функций в понятие «государственное администрирование» сегодня входит и экспертиза. По мнению политологов, растущая сложность современной жизни привела к тому, что законодательная и исполнительная власти все более полагаются на техническую экспертизу бюрократов. Например, парламент может принять решение о закрытии небезопасных угольных шахт лишь после того, как эксперты точно сформулируют, какие именно условия делают шахту небезопасной. В России в системе Министерства природных ресурсов и экологии действует Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), которая осуществляет надзор и контроль в указанных областях.

Но экспертиза касается не только опасных промышленных объектов. Многие законы также требуют административной интерпретации. Например, парламент может запретить рекламу, направленную на обман потребителя, но определение, что является обманом, выносит соответствующая экспертная комиссия.

Бюрократы обычно не стремятся убедить законодателей принять их советы: члены парламента, как правило, с радостью принимают техническую помощь специалистов. Сегодня это важнейший канал влияния бюрократии на общественную политику. Разумеется, иногда возникают конфликты. Типичным примером может быть конфликт между функционерами министерства и экспертами по поводу увеличения затрат на производство какой-либо продукции.

Совещательная роль бюрократии - неотъемлемая черта государственного администрирования всех современных высокоразвитых государств. Так, во Франции законы и президентские указы вырабатываются и издаются с активной помощью бюрократии (особенно Государственного совета) и профессиональные исполнители таким образом имеют возможность формировать политику. Бюрократы играют важную роль в структуре законодательной власти Германии. Эксперты и консультанты часто добиваются значительных успехов в убеждении своих политических руководителей принять их образ мышления по возникающему вопросу.

Еще одной важной функцией современной государственной бюрократии является дискреционная деятельность, т.е. возможность выносить решения в рамках своих полномочий в соответствии с законом. Если закон принят, бюрократия должна его выполнять. В том случае, когда закон является точным и определенным, все относительно просто, однако обычно так не бывает. Например, парламент издает закон, требующий, чтобы токсичные мусорные площадки были очищены. Закон позволяет комитету по защите окружающей среды принять решения, необходимые для достижения этой цели. Комитет принимает целый ряд решений, так как каждая свалка, вызывающая определенные экологические, экономические и политические проблемы, не может быть очищена моментально. Решение, как достичь главной цели, становится ответственностью данного комитета.

Одним из примеров установления правил государственной бюрократией в США стала борьба с производителями сигарет, которым вменялось в обязанность помещать на коробках с сигаретами и включать в рекламу предупредительные надписи относительно вреда курения для здоровья. В течение нескольких лет на этом настаивала федеральная торговая комиссия. Она опубликовала доклад главного национального врача США (высшая должность в службе социального здравоохранения) о том, что курение увеличивает опасность заболевания раком легких и значительно сокращает человеческую жизнь. Доклад взбудоражил общественность, давление на конгресс усилилось, и от производителей сигарет потребовали печатать на всех упаковках предостережение об опасности курения. Однако комиссия продолжила борьбу за еще более строгое антитабачное законодательство. Она разработала закон, запрещающий сигаретную рекламу по радио и телевидению и требующий, чтобы все сигаретные компании печатали предостережение о вреде курения в своих рекламных материалах. Под давлением общественности президент Ричард Никсон подписал этот закон.

На основании анализа данного прецедента хорошо видно, что правительственные агентства обладают сегодня не только представительной, но и политической властью. Сигаретно-этикеточное противостояние является очевидным примером того, как государственные агентства могут влиять на общественную политику и даже определять ее.

Итак, мы видим, что государственная бюрократия в начале XXI в. стала огромной властной политической силой, весьма далекой от «идеальной модели», созданной когда-то Максом Вебером. Одна из причин этого - усложнение функций современного государственного управления, когда наряду с традиционными задачами исполнения решений, обслуживания, регулирования, лицензирования и т.п. появляются принципиально новые задачи, связанные с принятием решений.

Действительно, сегодня государственное управление достигло очень высокого уровня специализации, поэтому служащие государственной администрации должны действовать преимущественно самостоятельно в своей узкой области управления, когда им даны лишь самые общие политические решения от президента или парламента.

Многие из принимаемых ими решений должны быть сделаны на основе такого детального знания своей области государственного администрирования, которого нет у политических лидеров. На первое место в государственном администрировании сегодня выходят экспертиза и дискреционная деятельность, возможность разрабатывать государственные программы и играть совещательную роль при принятии важных политических решений.

Завершая анализ основных функций государственного управления в современном обществе, следует подчеркнуть, что все они тесно взаимосвязаны. Разработка государственной политики, сбор информации, экспертиза, дискреционная деятельность, исполнение решений, обслуживание, регулирование, лицензирование и т.д. - на практике трудно провести четкую грань между этими видами государственной деятельности. Изолированное существование каждой из этих функций в отдельности возможно лишь в процессе научного анализа, но не в практической деятельности. Поэтому современная наука не предлагает универсальной схемы, по которой можно было бы во всех отношениях рационально разбить и сгруппировать различные виды государственной деятельности по их общим признакам. Нет абсолютного критерия, который позволил бы четко распределить компетенцию между министерствами или другими государственными институтами. Все это открывает широкое поле деятельности для неутомимых реформаторов во всех странах мира.

  • См.: Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 «Об утвержденииположения о Федеральной службе по труду и занятости».

России.

К основным задачам государственной службы можно отнести:

Охрана конституционного строя РФ, создание условий для развития гражданского общества, производства, обеспечение свободной жизнедеятельности личности, защита прав, свобод и законных интересов граждан;

Формирование общественно-политических и государственно-правовых условий для практического осуществления функций государственных органов;

Обеспечение эффективной работы государственных органов в соответствии с их компетенцией;

Совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих;

Обеспечение действия принципа открытости в деятельности государственных служащих и государственных органов;

Создание и поддержание в государственных органах благоприятных межличностных отношений, которые обеспечивали бы развитие положительных личных качеств работников.

К специальным функциям государственной службы можно отнести:

разработку и введение нормативов численности материальных, финансовых и трудовых затрат органов государственной власти;

обоснование финансовых и иных материальных затрат на содержание персонала органа;

выработки критериев оценки эффективности деятельности государственных служащих;

разработку нормативных правовых актов, которые определяют государственно-служебные отношения или другие правоотношения в органах государственной власти со специальным статусом.

Основными задачами муниципальной службы являются :

Обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

Обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;

Подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;

Защита прав и законных интересов муниципального образования.

Функции муниципальной службы:

· Прежде всего это финансовая сфера, то есть разработка проекта местного бюджета, отчет об его исполнении, а так же непосредственное обеспечение местного бюджета.

· разработка и организация социально-экономических программ развития территории и обеспечение их реализации; разработка нормативно-правовых актов по вопросам местного значения; управление и распоряжение муниципальной собственностью.

· руководство муниципальным здравоохранением, эксплуатация муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства и другими муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями.

· важнейшая функция: осуществление полномочий органов государственной власти, переданные федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Понятие государственного служащего

Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Правовой статус (правовое положение) государственных служащих – это содержание (сущность) государственно-служебных правоотношений. Правовой статус служащих раскрывается через установление их прав, обязанностей, ответственности.

Правовой статус государственных служащих представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности служащих, установленных законодательством и гарантированных государством.

Понятие муниципального служащего.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы.

Требования к знаниям, умениям, навыкам государственных и

Муниципальных служащих.

Государственные служащие, исполняющие свои обязанности, должны иметь четкое представление о своей деятельности: ее социальную значимость; ее организованность; ее материально-техническую и информационную обеспеченность; определенную форму действий в аппарате; компетентность руководства государственной деятельностью. Совокупность этих представлений выступает как осознанная база социально необходимого способа деятельности.

Важной составляющей деятельности государственных управленцев является социальная ответственность.

Сердцевиной ее проблем являются личные ценности управленцев. Этическая поведение государственных служащих значительно влияет на доверие простых людей к действиям правительства и их социальной ответственности. Государственный служащий в общении с гражданами должен постоянно ощущать себя представителем власти, иметь свой имидж, который базируется на таких качествах, как профессионализм, государственная позиция, интересы. Личные качества (темперамент, ответственность, дисциплинированность), биография, круг общения, ораторское искусство, внешний вид, мимика, стиль мышления - все это составляет понятие имиджа.

26. Система подготовки государственных и муниципальных служащих

в РФ. Проблемы и перспективы развития подготовки.

особенности профессиональной подготовки государственных служащих. Все имеющиеся формы обучения, можно разделить на две основных группы: на рабочем месте и вне рабочего места. Если используется какая-либо форма «вне рабочего места», то должны быть обязательно выполнены два условия

Планомерность «отрыва» и заблаговременность подготовки замены служащего;

Компенсационная основа замены, например, последовательное отвлечение служащего с взаимозаменяемостью или материальная компенсация повышенной нагрузки.

Известно несколько форм образования «на рабочем месте». Причем все эти формы должны рассматриваться в единстве и образовывать непрерывный цикл. К этим формам относятся:

Введение дополнительных, планомерных заданий и указаний, направленных на овладение новыми приемами работы под руководством и контролем наставника или куратора;

Смена рабочих мест (ротация) -- планомерное изменение на определенное время профессионального и социального окружения;

Передача ограниченной ответственности за выполнение определенных задач более высокого уровня иерархии: особенно подходит данная форма при предлагаемом служебном продвижении работника;

Выдача особых заданий, участие в работе проектных целевых групп;

Участие в работе совещаний, комиссий более высокого иерархического уровня;

Подготовка аналитических обзоров информационных источников по определенной проблеме.

«специальность».

Семинар (от лат. seminarium - рассадник, переносное - школа), один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей. С. используются и как самостоятельная форма тематических учебных занятий, не связанных с лекционными курсами.

Факультет, м. (нем. Fakultut от латин. facultas - возможность, способность). Отделение высшего учебного заведения, обнимающее науки, относящиеся к одной какой-н. отрасли знаний

Высшее учебное заведение - учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование

Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах.

Виды высших учебных заведений

В настоящее время высшие учебные заведения в Российской Федерации подразделяются на три вида:

Университет - многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания.

Академия - готовит широкий круг специалистов какого-либо направления человеческой деятельности (сельское хозяйство, здравоохранение, искусство, туризм, экономика, финансы и т. п.).

Институт - занимается подготовкой специалистов для работы в определённой области профессиональной деятельности.

Специальность (от лат. specialis - особый, особенный, species - род, вид), комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии

Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, осуществляемая на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя). Федеральный закон Российской Федерации от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ (в ред. от 04. 03.2014 г.) «О муниципальной службе в Российской Федерации»

Так же как и государственная гражданская служба, муниципальная служба ведет свою деятельность на основе принципов, которые установлены в федеральном и региональном законодательстве о муниципальных служащих.

Принципы муниципальной службы - это основные идеи, отображающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций органов местного самоуправления, полномочий муниципальных служащих, действующие в системе публичной власти.

Принципы муниципальной службы должны выражать сущность муниципальной службы, ее особенности; они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности муниципальных служащих и закрепляют их в нормативно-правовых актах. Принципы муниципальной службы устанавливают закономерности в системе организации и функционирования муниципальной службы. Они выражают значимость, законность, социальную ценность отношений, возникающих в системе муниципальной службы.

Основными принципами муниципальной службы являются:

  • 1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
  • 3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
  • 4) стабильность муниципальной службы;
  • 5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
  • 6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  • 7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
  • 8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
  • 9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
  • 10) внепартийность муниципальной службы. Федеральный закон Российской Федерации от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ (в ред. от 04. 03.2014 г.) «О муниципальной службе в Российской Федерации»

Рассмотрим подробно каждый их этих принципов:

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина.

Данный принцип закреплен в ст.2 Конституции РФ, которая гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Исходя из содержания ст.18 Конституции РФ, именно права и свободы человека и гражданина должны определять деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Из этого следует, что данный принцип имеет значение не только для муниципальной службы, но и для всей системы публичной службы Российской Федерации. Можно отметить, что принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязательности их признания, соблюдения и защиты закреплен и в Федеральном законе "О системе государственной службы Российской Федерации" в качестве принципа построения и функционирования системы государственной службы (ст.3) и в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации" как принцип гражданской службы (ст.4).

Данный принцип находит выражение в отдельных статьях Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Так, в соответствии с п.3 ч.1 ст.12 закона муниципальный служащий обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.

С учетом всего вышеизложенного при отборе кандидатов на должности муниципальной службы особое внимание должно уделяться их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан. Серьезным нарушением приоритета прав и свобод следует считать случаи, когда сами муниципальные служащие не соблюдают права человека, защита которых является сущностью их деятельности.

Принцип равного доступа граждан к муниципальной службе. Этот принцип основывается на конституционных положениях о равноправии граждан: граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления.

Ограничения права равного доступа к муниципальной службе могут устанавливаться только федеральным законом.

Принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих. Муниципальная служба - это профессиональная деятельность, требующая для своего осуществления специальных знаний и навыков. Осуществление принципа профессионализма и компетентности муниципальных служащих должен способствовать созданию стабильной и эффективной муниципальной службы, решающей вопросы местного значения, исходящих из интересов населения. Для осуществления этого принципа необходимы законодательно закрепленные квалификационные требования для лиц, претендующих на занятие должности муниципальной службы. Принцип профессионализма и компетентности служащих устанавливает содержание и функционирование системы государственной службы.

Принцип стабильности муниципальной службы. Данный принцип означает сведению к минимуму текучести кадров при стабильном штатном составе. Гарантией стабильности службы муниципальных служащих является трудовой договор, который предусматривает правила изменений трудового договора и его расторжения.

Принцип доступности информации о деятельности муниципальных служащих. Этот принцип закреплен в ч.2 ст.24 Конституции Российской Федерации: "Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом".

Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами. Данный принцип означает, что муниципальная служба взаимодействует с гражданским обществом. Местное самоуправление это публичная власть, приближенная к населению. В основе местного самоуправления лежит реализация в решении вопросов местного значения самостоятельно и под свою ответственность. Ответственное самоуправление предполагает, что в случае ненадлежащего осуществления гражданами своих прав вытекающие отсюда неблагоприятные социально-экономические, политические, т.п. последствия ложатся на население и могут государством не компенсироваться.

Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами осуществляется в различных иных формах. Такими формы являются публичные слушания, конференции, сход граждан и другие формы.

Принцип единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций. Отражение особенности правового регулирования муниципальной службы, осуществляемого как на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ, так и на уровне муниципальных образований является основой данного принципа.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.12), также предопределяет организационное отделение муниципальной службы от государственной; в ст.72 устанавливается, что установление общих принципов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в силу чего законодательное регулирование муниципальной службы осуществляется на двух уровнях; статьи 130-133 Конституции в общем виде регулируют вопросы организации местного самоуправления.

Указанные нормативные акты и закрепляют единые основные требования, предъявляемые к муниципальной службе и муниципальным служащим.

Общие положения о муниципальной службе обычно содержатся в уставах муниципальных образований. Иные вопросы организации муниципальной службы в муниципальном образовании могут регулироваться решениями представительного органа, постановлениями и распоряжениями главы муниципального образования и главы местной администрации и другими муниципальными правовыми актами.

Именно на уровне муниципальных образований в наибольшей степени проявляется учет исторических и национальных традиций в организации муниципальной службы.

Принцип правовой и социальной защищенности муниципальных служащих. Указанный принцип призван обеспечить стабильность кадров в органах местного самоуправления, а также защитить муниципальных служащих от политической конъюнктуры, от произвола руководителя, гарантировать муниципальному служащему необходимые условия работы, ежемесячное денежное содержание, пенсионное обеспечение, помощь семье муниципального служащего в случае его смерти, связанной с исполнением им должностных обязанностей, и т.п.

Принцип ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Ответственность является необходимым условием функционирования любого публичного института, которым, как было указано выше, является и муниципальная служба.

Применительно к муниципальным служащим позитивная ответственность выражается в осознании их личной ответственности за порученное дело. Однако указанный выше принцип говорит об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Следовательно, в данном случае речь идет о негативной ответственности.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей является дисциплинарным проступком и влечет применение к нему мер дисциплинарной ответственности (ст. 27 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Принцип внепартийности муниципальной службы. Данный принцип является заключительным в перечне, приведенном в ст. 4 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Суть его заключается в том, что муниципальная служба, как публичная организация, должна быть свободна от контроля отдельных политических организаций и движений.

Задачи, выполняемые муниципальными служащими, требуют от них проявления нейтральности, компетентности, беспристрастности. Служащие обязаны руководствоваться в своей деятельности исключительно законодательством и не должны быть связаны решениями партий, политических движений и иных общественных объединений.

Муниципальным служащим запрещено использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего (п.12 ч.1 ст.14 закона), а также создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур (п.13 ч.1 ст.14 закона).

В то же время принцип "политической нейтральности" муниципальных служащих неправильно трактуется. Законом не ограничивается свобода совести, мысли и слова. Каждый муниципальный служащий имеет право придерживаться любых взглядов, быть членом политической партии, но не использовать статус служащего внеслужебных целях. Таким образом, запрет имеет целью обеспечить объективность и нейтральность профессиональной муниципальной службы в отношении всех граждан, независимо от их политических взглядов и убеждений.

Основные цели муниципальной службы:

  • 1. Муниципальная служба должна стать эффективной структурой социального обслуживания, ответственной перед государством и подотчетной населению.
  • 2. Муниципальная служба может успешно функционировать на нижних уровнях управления, не дожидаясь команд с "верхних этажей", в соответствии с принципом оперативности управления.
  • 3. Муниципальная служба способна эффективнее разрабатывать природные, экономические, человеческие ресурсы муниципального образования посредством самоорганизации местных коллективов и профессионального управления.

Основными задачами муниципальной службы являются:

обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;

подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;

защита прав и законных интересов муниципального образования.

Более того, с точки зрения задач, муниципальная служба представлена:

  • 1) в социальном аспекте: это профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами;
  • 2) в политическом: как деятельность по реализации государственной политики, достижение целей и задач в обществе и государстве, то есть от ее стабильности и эффективности зависит устойчивость общественных отношений;
  • 3) в правовом: юридическое установление служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих.

Вообще, если говорить о функциях, то исполнительная и распорядительная деятельность направлена на все сферы муниципального образования.

Прежде всего это финансовая сфера, то есть разработка проекта местного бюджета, отчет об его исполнении, а так же непосредственное обеспечение местного бюджета.

Далее, разработка и организация социально-экономических программ развития территории и обеспечение их реализации; разработка нормативно-правовых актов по вопросам местного значения; управление и распоряжение муниципальной собственностью.

Не менее важная функция - это руководство муниципальным здравоохранением, эксплуатация муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства и другими муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями.

Наконец, важнейшая функция: осуществление полномочий органов государственной власти, переданные федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Итак, под функциями муниципальной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению муниципальной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.

Каждый подинститут муниципальной службы, выполняет наряду с общими также специфические функции. Например, для подинститута аттестации муниципальных служащих характерны функции оценки, контроля, информирования и т.д. Главная функция права муниципальной службы состоит прежде всего в том, что бы обеспечить детальное, точное и определенное нормативное регулирование муниципально-служебных отношений.

Таким образом, муниципальная служба содержит десять принципов, которые устанавливают закономерности в системе организации и функционирования муниципальной службы, выражают значимость, законность, социальную ценность отношений между служащими. Так же муниципальная служба имеет свои цели, задачи и функции, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению своей социальной роли и государственно-правового назначения.

Цели и задачи государственной службы вызывают много споров. Вопрос методики постановки целей в управлении сложен и практически не разработан, поэтому целями государственной службы будем считать форму отражения социально важных проблем в нормативных актах.

В связи с тем, что в современной России нет определенной иерархии целей и теоретических разъяснений немного, то те, которые есть часто противоречивы.

По мнению Ю. Старилова, основная цель государственной службы заключается в практическом выполнении функций государства, решение его задач, сохранении благополучия граждан, удовлетворении общественных интересов в соответствии с Конституцией РФ и нормативными актами.

А.Ф. Ноздрачев, напротив же, описывает цели государственной службы следующим образом:

  • управление работой государственного аппарата;
  • формирование требований к государственным должностям;
  • определение уровня подготовки государственных служащих;
  • проведение анализа и оценки эффективности работы государственного аппарата;
  • предоставление гарантий обеспечения государственных служащих.
Замечание 1

В данном подходе к определению целей госслужбы сделан акцент на аппаратных потребностях чиновников, а потребности и интересы людей не учтены.

Обобщая изученное, можно выделить несколько признаков целей государственной службы для их классификации:

  • по уровню приоритета:
    • стратегические;
    • тактические;
  • по итогам:
    • окончательные;
    • предварительные;
  • по срокам:
    • длительные;
    • средние;
    • короткие;
  • по области общественной жизни:
    • экономические;
    • политические;
    • социальные;
    • духовные.

Задачи государственной службы

В связи с тем, что государственные служащие принимают участие в подготовке проектов нормативных документов, планов управления, вносят инициативы по изменениям в составе государственных органов, оказывают государственные услуги, то среди основных задач государственной службы можно выделить следующие:

  • выполнение задач, поставленных Конституцией РФ;
  • разработка стратегии развития страны;
  • поиск кадров, способных реализовать план развития страны;
  • образование состава государственной власти;
  • принятие решений по важным текущим вопросам жизни страны;
  • охрана прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение правильного развития человеческой личности;
  • создание необходимых условий для выполнении функций государственных органов.

В. Д. Граждан считает, что государственная служба в системе государственного управления выполняет две задачи одновременно. Первая задача решает вопрос поддержки политического руководства в административной (аппаратной) работе; а вторая – в исследовании трудностей, возникающих в управлении и представлении интересов всех слоев населения.

Замечание 2

Таким образом, задачи для каждого вида государственной службы закреплены в нормативных правовых актах.

Функции государственной службы

Понятие «функции государственной службы» и их виды также не изучены и не сформулированы в нормативных правовых актах.

Некоторые исследователи к функциям государственной службы относят самостоятельные и отдельные виды служебной деятельности. Другие говорят о практическом соблюдении правовых норм.

Но в общем смысле можно сказать, что к функциям госслужбы относятся основные направления влияния государственных служащих на общественные отношения для достижения целей и задач государства.

Исходя из того, что органы государственной власти и государственного управления принадлежат государственной службе, то и их функции совпадают. Данное положение основано на том, что полномочия органов государственной власти согласно законодательству Российской Федерации обеспечены силами государственная служба.

Функции, выполняемые государственными служащими, можно разделить на общие и специальные.

К общим функциям государственной службы можно отнести:

  • руководство делами в общем смысле;
  • определение правильной модели развития государства и общества, ее реализация;
  • анализ характера развития общества и прогнозирование изменений;
  • анализ принятых решений и предвидение результатов от этих решений в плане темпов, показателей и процессов развития общества;
  • организация правильной работы государственных органов при оказании государственных услуг;
  • соблюдение соответствия фактических показателей развития общества и государства с запланированными;
  • учет этих показателей;
  • согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государства;
  • сбор, получение, обработка, анализ информации, необходимой для осуществления государственной деятельности.

В последнее время государственная служба воспринимается обществом как орган, оказывающий государственные социальные услуги, в частности это касается сферы образования, здравоохранения, безопасности и т.д. В связи с этим можно учитывать и такую функцию государственной службы, как производство государственных услуг.

Исходя из того, что государственная служба формирует в обществе уважительное отношение к человеческой личности, органам государства и права, то при динамичном развитии общества госслужба должна выполнять воспитательную функцию.

Госслужащие участвуют в разработке программ, законов и принятии политических решений, уравновешивают отношения между разными социальными слоями населения во всех областях жизни общества. Поэтому одной из функций является регулятивная.

К специальным функциям государственной службы относятся:

  • создание законопроектов, т.к. госслужащие участвуют в этом процессе;
  • применение законов в обществе;
  • защита закона. Для выполнения этой функции созданы органы контроля и надзора, применяются методы принуждения.

В положениях о структурных подразделениях всех органов власти и должностных инструкциях государственных служащих уточняются функции и конкретизируются задачи.

Замечание 3

Применение правовых, экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических методов позволяют выполнять функции государственной службы.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Функции муниципальной службы - это основные направления ее деятельности, которые формируются и определяются в соответствии с ее задачами. Более того, функции - это метод и способ решения задач, достижения целей.

Основными функциями муниципальной службы являются:

1. Планирование:

В основе планирования - разработка программ, планов деятельности муниципальной службы по решению стоящих перед местным самоуправлением задач. Планирование заключается в формулировании условии?, необходимых для решения того или иного вопроса, установлении последовательности создания или обеспечения этих условии?; определении порядка, а также сроков выполнения конкретных действии?, указании на то, какими должны быть результаты деятельности.

Деятельность административных структур муниципальной службы осуществляется в соответствии с перспективными и текущими планами. Перспективное планирование работы реализуется путем принятия плана действий определенных структурных подразделении? органа местного самоуправления, группы муниципальных служащих, отвечающих за конкретные участки работы, на долгосрочную перспективу (как правило, более двух лет). Текущее планирование представляет собой составление планов работы на месяц, квартал, год.

2. Регулирование (от лат. regulare - устанавливать, упорядочивать).

Применительно к муниципальной службе регулирование означает упорядочение общественных отношении?, возникающих в сфере местного самоуправления, налаживание связей между субъектами этих отношении?, приведение системы управления делами муниципального образования в состояние, которое обеспечит эффективную работу всех элементов местного самоуправления.

3. Распорядительство.

Распорядительные функции выражаются в даче конкретных указании? исполнителям работы - совершить некие действия в определенном порядке и в определённые? срок. Однако они проявляются и в непосредственных действиях муниципальных служащих. Например, в отношении финансовых средств распорядительные функции будут выражаться в принятии уполномоченным лицом решения о выделении определенных сумм на осуществление тои? или иной задачи. В отношении муниципального имущества распорядительные функции проявляются в принятии решении? о совершении юридических действий, касающихся этого имущества (продать, передать в хозяйственное ведение, возвратить из оперативного управления и т.д.). Поскольку распорядительные функции обычно совпадают с исполнительными, их часто объединяют и формулируют как исполнительно - распорядительные.

4. Координация (от лат. совместно и ordinatio - упорядочение).

Она представляет собой? установление взаимосвязей? между органами местного самоуправления и различными внешними (граждане, организации, органы местного самоуправления иных муниципальных образовании?, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральные органы государственной власти) и внутренними (структурные подразделения органа местного самоуправления, муниципальные служащие) субъектами. Взаимосвязи необходимы для слаженной и четкой деятельности различных субъектов правовых отношении? по решению конкретных задач.

5. Контроль.

Применительно к функциям государственной службы - это установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственной службы и ее структуры требуемому (определенному) стандарту и уровню; изучение и оценка результатов общего функционирования государственной службы, а также конкретных деи?ствий государственных служащих; установление соотношения намеченного и сделанного в системе государственного управления и государственной службы.

Как функция муниципальной службы контроль представляет собой проверку качества, полноты и своевременности выполнения субъектами правовых отношении? поставленных перед ними задач и целей. Он может включать в себя проверку исполнения принятых решении? или обязанно-стеи?, возложенных на того или иного субъекта.

6. Учет и информационное обеспечение.

В муниципальной службе учет представляет собой регулярный сбор сведении?, информации о результатах деятельности органов местного самоуправления, о движении финансовых и материальных ресурсов муниципальной службы, об объектах муниципальной собственности и т.д. Основная форма учета - регистрация фактов. Под информационным обеспечением понимается сбор, обработка, накопление, хранение, поиск, анализ и представление требуемых органом местного самоуправления, должностным лицам, муниципальным служащим, населением сведении? о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах.

Непосредственные, специальные функции, которые выполняют структурные подразделения органов местного самоуправления, муниципальные служащие, конкретизируются в соответствии с задачами, поставленными перед органом самоуправления или служащим.

8. Сравнительный анализ государственной службы в России и США

В США президент и правящая элита подчинены конституции равно, как и все остальные служащие. Для сравнения, хочу представить несколько принципов этики поведения должностных лиц и служащих госаппарата США, принятых в 1990г. Будет любопытно сравнение нашего «не в праве», хотя бы с одним принципом, который было бы полезно воспроизвести целиком: государственная служба есть «служба общественного доверия», что требует от служащего ставить лояльность Конституции, закону и этическим принципам выше личных и частных интересов. Служащий госучреждения не должен вымогать или принимать любой подарок или другие виды вознаграждения, имеющего денежную стоимость, от любого лица или организации, желающей получить содействие в том или ином вопросе и т.д.

Конечно же, Закон о госслужбе в РФ содержит также ряд позитивных норм, действительно способствующих формированию общественно необходимого статуса государственной службы: введение квалификационных экзаменов, аттестаций и конкурсов на замещение вакантных должностей, ограничения, связанные со статусом государственного служащего. Но в целом все же существует распространенное мнение о том, что Закон, созданный элитой для себя, исходя из сиюминутных интересов и без учета долговременных задач построения правового государства на руинах командно-административной системы, лишь оформляет на бумаге желание создать режим воспроизводства и защиты чиновничьей касты.

Системы государственной службы, существующие в мире, можно разделить на два типа - кадровую и контрактную. Кадровая госслужба предусматривает длительное (вплоть до пожизненного) нахождение на ней, правовой статус госслужащих значительно отличается от статуса прочих наемных работников. Госслужащие отличаются меньшей мобильностью, попасть в их число часто непросто. Соответственно рынок трудовых ресурсов обычных работников существует несколько изолированно. По крайней мере основной поток идет в одну сторону - люди попадают отсюда на госслужбу, но обратное происходит гораздо реже.

Контрактная система, в наиболее развитом виде существующая в США, по своему характеру приближена к обычному пониманию трудоустройства и работы. Государственные служащие являются, по сути, менеджерами, чьим "боссом" является государство, причем не как таковое (это характерно для кадровой системы), а в лице своего вполне определенного органа, который обладает широкими полномочиями в решении всех вопросов взаимоотношений со служащими. Правовое положение госслужащих по многим параметрам не отличается от работников частных компаний (совершенно другой статус имеют, естественно, военнослужащие и некоторые другие специфические категории, рассмотрение которых выходит за рамки этой статьи). Характерное для США смешение частной и публичной сферы приводит к парадоксальным явлениям. Например, в штате Калифорния существует понятие "нанятого судьи". Таким термином обозначается лицо, не являющееся обычным судьей и решающее дела частным образом, но с соблюдением всех процедур, установленных для государственных судов (не стоит путать это с системой третейских судов, существующих в России и США).

Деятельность нанятых судей оплачивается сторонами по спору.

Складывающаяся в настоящее время в России система государственной службы несколько эклектична. Существует некоторая разница между практикой и теорией, закрепленной в законодательстве, которое также порой весьма спорно. В соответствии с законом "Об основах государственной службы" в России создается типичная кадровая система с присущими ей иерархией чиновничества, государственных должностей, институтом рангов. Правовой статус российских чиновников, как и везде, имеет свою специфику - они, к примеру, не имеют права заниматься другой оплачиваемой деятельностью (за некоторыми исключениями).

Госслужащие разделяются в зависимости от уровня органа власти на федеральных государственных служащих и на служащих субъектов Федерации. Последние имеют большие возможности по организации государственной службы в органах, находящихся под их юрисдикцией. Порой это приводит к нарушениям закона.

Комплектация органов государственной власти служащими сталкивается со многими проблемами. Основная - слишком низкие оклады. В результате часто приходится ориентироваться на выпускников вузов, которые не имеют больших возможностей по выбору работы в коммерческих структурах, где одним из основных требований является опыт работы. Некоторые лица вполне осознанно поступают на госслужбу (например, в налоговые органы) с целью получения опыта и связей, которые могут быть использованы в дальнейшем в частных компаниях. При этом по новому месту работы такие сотрудники часто выполняют прямо противоположные задачи - например, вместо сбора налогов занимаются укрыванием обязательных платежей.

По российскому законодательству, имеется два основных способа занятия государственных должностей - из резерва и по конкурсу.

В заключение отметим, что опыт стран Запада по работе с высшим административным персоналом может быть полезен для России, где сегодня в этой важной области делается крайне мало. Самое главное здесь -- правильно выбрать стратегию развития и определить характер службы высших руководителей. Возможно использование нескольких концепций: стратегии на основе концепции элиты, предполагающей формирование

обособленной группы высших администраторов, обладающих определенными качествами и университетским образованием; модели на базе политической ответственности, когда назначение и деятельность высших служащих проходит под строгим политическим контролем; концепции менеджмента, ориентированной на формирование группы государственных менеджеров, способных эффективно управлять программами и работой госслужб страны. После формирования общей концепции развития необходимо, на наш взгляд, провести работу по следующим направлениям:

  • * выделить группу высших госслужащих и разработать особый механизм управления ими;
  • *найти рациональное соотношение между политическими и карьерными служащими;
  • * повысить роль высших чиновников в политическом планировании и государственной кадровой политике;
  • * создать специальные программы по их обучению, профессиональному развитию и мобильности;
  • * организовать отдельную структуру, отвечающую за работу с высшими кадрами;
  • * разработать отдельные программы профессионального развития в каждом министерстве и ведомстве.

Все эти меры призваны повысить эффективность государственного правления в России.