Ремонт Стены Уход

Методы социальной психологии в сфере образования. Еремеев Б

Введение

Психология и поведение каждого индивида существенно зависят от его социального окружения, или среды. Социальная среда является сложно устроенным обществом, состоящим из многочисленных, разнообразных, более или менее устойчивых объединений людей, называемых группами.

Существуют группы, различные по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности, т.е. эти характеристики непостоянны. Общие правила поведения, которых обязаны придерживаться все члены группы, называются групповыми нормами. Все данные характеристики являются основными параметрами, по которым выделяют, разделяют и изучают группы в социальной психологии.

Специфика социально-психологического подхода

Люди, имеющие общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, объединяются в группы. Проблема групп в социологии и социальной психологии является важнейшим вопросом.

В человеческом обществе возникает множество различного рода объединений, и поэтому принципиальный вопрос социологического анализа - это вопрос о том, по какому критерию из них надо вычленять группы. В социальных науках понятие «группа» может быть использовано по-разному. В демографическом анализе или статистике, например, имеются ввиду группы условные.

Условные группы - произвольные объединения людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа.

Т. е. группой считается несколько людей, имеющих какой-либо общий признак, давших определенные показатели и т.д.

В других науках же под группой подразумевается реально существующее образование. В такой группе люди объединены каким-либо общим признаком, видом совместной деятельности, либо помещены в какие либо идентичные условия, обстоятельства в процессе жизнедеятельности. При этом люди осознанно относят себя к данной группе (в разной степени).

Социальная психология имеет дело преимущественно с реально существующими группами. В этом плане ее подход и отличается от социологического. Главная проблема социологического подхода - найти объективный критерий различения групп. Эти различия могут быть в религиозных, политических, этнических характеристиках. С точки зрения какого-либо объективного критерия, принятого в качестве основного для каждой системы социологического знания, социология анализирует каждую социальную группу, ее отношения с обществом и межличностные отношения ее членов.

В процессе своей жизнедеятельности человек выполняет различные социальные функции, и может являться членом различных социальных групп. Поэтому социально-психологический подход рассматривает человека как точку пересечения различных групповых влияний. Т. е. человек формируется в пересечении этих групп. Это определяет место личности в системе социальной деятельности, а также сказывается на формировании сознания личности. Личность включена в систему взглядов, ценностей, представлений, норм различных групп, в которых он состоит. Важно определить равнодействующую всех групповых влияний. А для этого необходимо установить значение группы для человека в психологическом плане, какие именно характеристики важны для данного члена группы. Здесь в социальной психологии необходимо соотнесение социологического подхода и психологического.

Если социологический подход характеризуется поиском объективных критериев для различения реально существующих социальных групп, то для психологического характерно преимущественно рассмотрение самого факта наличия множества лиц, в условиях которого и протекает деятельность личности. В таком случае интерес акцентируется не на содержательной деятельности группы, а на форме действий данного человека в условиях присутствия других людей и взаимодействия с ними. Вопрос ставился так в социально-психологических исследованиях на ранних этапах развития социальной психологии. Группа здесь не считается реальной социальной ячейкой общества, микросредой формирования личности. Однако для некоторых целей необходим именно такой подход, особенно в рамках общепсихологического анализа. Вопрос в том, является ли достаточным для социальной психологии данный подход. Определение группы как простого множества, элементом которого является человек, или как взаимодействия людей, отличающихся общностью социальных норм, ценностей и находящихся в определенных отношениях друг к другу, является лишь констатацией наличия многих людей, действующих рядом или совместно. Это определение никак не характеризует группу, а в анализе нет содержательной стороны этого множества лиц. Слова о наличии внутри группы определенных отношений также мало о чем говорят: важно наличие отношений в каком-либо объединении, однако без описания характера данных отношений это дополнение является несущественным. Когда отношения являются характеристикой социальной группы, включенной в некоторую систему общественной деятельности, тогда можно определить значимость этих отношений для личности.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что для социальной психологии недостаточна простая констатация множества людей или даже наличия внутри него каких-то отношений. Стоит задача объединить социологический и (будем называть его так) «общепсихологический» подход к группе. Если признать, что социальная психология, прежде всего, исследует закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в реальные социальные группы, то надо признать и то, что фокус анализа -- именно содержательная характеристика таких групп, выявление специфики воздействия на личность конкретной социальной группы, а не просто анализ «механизма» такого воздействия. Такая постановка логична с точки зрения общих методологических принципов теории деятельности. Значимость группы для личности, прежде всего в том, что группа -- это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда и потому сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений.

Для того чтобы обеспечить такого рода анализ, социальной психологии необходимо опереться на результаты социологического анализа групп, т.е. обратиться к тем реальным социальным группам, которые выделены по социологическим критериям в каждом данном типе общества, а потом уже на этой основе осуществить описание психологических характеристик каждой группы, их значимости для каждого отдельного члена группы. Важной составной частью такого анализа является, конечно, и механизм образования психологических характеристик группы.

Если принять предложенную интерпретацию группы как субъекта социальной деятельности, то, очевидно, можно выделить некоторые черты, свойственные ей именно как субъекту деятельности. Общность содержания деятельности группы порождает и общность психологических характеристик группы, будем ли мы называть их «групповое сознание» или каким-либо иным термином. К психологическим характеристикам группы должны быть отнесены такие групповые образования, как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели. И хотя современный уровень развития социальной психологии не располагает ни традицией, ни необходимым методическим оснащением для анализа всех этих образований, крайне важно поставить вопрос о «законности» такого анализа, ибо именно по этим характеристикам каждая группа в психологическом плане отличается от другой. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой. Можно сказать, что «граница» группы воспринимается как граница этой психической общности. При анализе развития групп и их роли в истории человеческого общества, было установлено, что главной, чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства». Это означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования «мы» в отличие от другого образования -- «они». «Мы-чувство» выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности личности к некоторой группе, т.е. социальной идентичности. Констатация принадлежности личности к группе представляет для социальной психологии значительный интерес, позволяя рассмотреть психологическую общность как своеобразный психологический «срез» реальной социальной группы. Специфика социально-психологического анализа группы именно здесь и проявляется: рассматриваются выделенные средствами социологии реальные социальные группы, но в них, далее, определяются те их черты, которые в совокупности делают группу психологической общностью, т.е. позволяют каждому ее члену идентифицировать себя с группой.

При такой трактовке фиксируются психологические характеристики группы, а сама группа может быть определена как «общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия». Степень подробности, с которой в дальнейшем анализе можно раскрыть характеристики такой общности, зависит от конкретного уровня разработки проблемы. Так, например, некоторые авторы не ограничиваются только исследованием названных групповых характеристик, но и предлагают усмотреть в группе, по аналогии с индивидом, такие показатели, как групповая память, групповая воля, групповое мышление и т.д. В настоящее время, однако, нет достаточно убедительных теоретических и экспериментальных доказательств того, что данный подход продуктивен.

В то время как последние из приведенных характеристик вызывают спор с точки зрения того, относятся ли они к психологическому описанию группы, другие, как, например, групповые нормы или групповые ценности, групповые решения исследуются в социальной психологии именно как принадлежащие к особым групповым образованиям. Интерес к этим образованиям не случаен: только их знание поможет более конкретно раскрыть механизм связи личности и общества. Общество воздействует на личность именно через группу, и чрезвычайно важно понять, каким образом групповые влияния выступают посредником между личностью и обществом. Но для того, чтобы выполнить эту задачу, и нужно рассмотреть группу не просто как «множество», а как реальную ячейку общества, включенную в широкий контекст социальной деятельности, выступающей основным интегрирующим фактором и главным признаком социальной группы. Общее участие членов группы в совместной групповой деятельности обусловливает формирование психологической общности между ними и, таким образом, при этом условии группа действительно становится социально-психологическим феноменом, т.е. объектом исследования в социальной психологии.

Большое внимание в истории социальной психологии уделялось исследованиям характеристик групп, их воздействия на индивида. Есть несколько характерных черт таких исследований.

1. Групповой подход рассматривается как один из вариантов социально-психологического подхода. В американской психологии существует также и индивидуальный подход. Оба эти подхода - следствие двух источников происхождения социальной психологии: социологии и психологии. Сторонники и группового, и индивидуального подхода находят причины социального поведения людей. Но для сторонников индивидуального подхода характерен поиск только ближайших причин такого поведения. Группа важна дял них лишь как факт наличия многих людей, но вне широкой социальной системы, в которую она включена. Здесь - чисто формальное понимание группы.

Групповой же подход проникает преимущественно за пределы группы, где данная личность черпает нормы и ценности, в социальные характеристики общественных отношений. В европейской социальной психологии такой подход распространен. В ней обоснована идея необходимости социального контекста в любом исследовании. Здесь критикуется такое исследование групп, когда все групповые процессы делятся на различные фрагменты, при этом утрачивается значение содержательной деятельности группы.

2. Многие авторы, дающие определение группе, разъединяют два основных блока социально-психологических исследований. Первый блок характеризуется изучением процессов, которые характеризуют общение и взаимодействие человека - коммуникации, интеракции, аттракции, перцепции и т.д. Подразумевается, что все эти процессы происходят в группе, однако в исследованиях не представлена такая переменная как групповая деятельность. Второй блок исследований связан с изучением самих групп. Он изучает размер группы, ее композицию, структуру. Упоминаются и групповые процессы, изученные в первом блоке, но вне связи с совместной групповой деятельностью. Следовательно описание процессов получается изолированным, исключаются существенные параметры группы при изучении ее внутренних процессов.

3. Все внимание в традиционной социальной психологии уделяется только определенному типу групп - малым группам. В большей степени в них изучаются складывающиеся межличностные отношения, но не выясняется, как они зависят от характера групповой деятельности и как связаны с общественными отношениями.

Необходима четкая формулировка требований нового подхода к исследованию группы. Главная задача - более конкретно рассмотреть закономерности человеческого общения и взаимодействия в реальных общественных ячейках, т.е. там, где они проявляются. Для выполнения этой задачи, кроме принятых определенных методологических принципов, следует и задать концептуальный аппарат. В его рамках может быть исследована группа и описаны ее основные характеристики. Такая понятийная схема необходима, чтобы можно было сравнить группы между собой, а также получать сопоставимые результаты в экспериментальных исследованиях.

социальный группа психологический индивид

Образование в социальном контексте понимается как целенаправленная и организованная педагогика, как коммуникация культуры. Научный подход предполагает теоретическую опосредствованность деятельности, которая уменьшает количество «проб и ошибок». Инструментальная роль науки зависит от определённости её предмета , или от определённости имеющейся системы знаний о действительности. Актуальные теоретические конструкты становятся средствами для анализа и синтеза действительности, для программирования и планирования деятельности, для её контроля и регулирования.

Специфика социально-психологического подхода номинативно раскрывается как учёт субъективных аспектов социальной реальности , в нашем случае - как учёт субъективных аспектов образования. То, каковы эти аспекты, раскрывается в базовых определениях, а именно: в определении объекта науки, в формулировке её проблем и принципов (в пределе - её аксиом), в характеристике её методов.

Объект для социальной психологии - это социальная психика. Её определение раскрывается через специализацию общего определения психики. Социальная психика рассматривается как идеальный атрибут общественного существа, как субъективное отражение общественной действительности и как инструмент общественной же ориентации в среде.

Социальное, или общественное существо («субстрат») - это отдельность на разных уровнях обобщения: человек, группа, социальный институт... В образовании это учащие и учащиеся, это методисты и руководители, это технический и управленческий персонал, это учёные и публицисты... И это также образовательные учреждения различных форм и разных уровней - от прогулочных групп для дошкольников, организуемых родителями, до министерства образования (и науки) на государственном уровне.

Базовые формы атрибутивности - это устойчивость (качественная определенность) и изменчивость, или движение, - в самом общем, философском смысле слова. В разном масштабе устойчивости различаются свойства и состояния, в разном масштабе изменчивости различаются функции и процессы. При понимании идеальности на теоретическом уровне обобщения речь идет о том, что противоположно материальности как «вещественности». При понимании в пределах эмпирического обобщения идеальность выступает как определённая информация, или значение. И тогда уже приходится говорить о формах информации, в частности, - о знаковых системах и об их использовании (см. далее).

Актуальный идеальный атрибут у всех, кто вовлечён в образовательный процесс, - это, прежде всего, их образованность . Причём образованность тех, кто учит, является эталоном для тех, кто учится.

Социальная действительность - это мир, включенный в человеческую практику. Отражение в общем понимается как изменение одного объекта под воздействием другого объекта и сохранение этого изменения, что оказывает влияние на последующее взаимодействие с действительностью изменившегося объекта. Субъективность, в отличие от субъективизма как предвзятости, понимается как сравнительная активность при отражении, выделяющая носителей этой активности среди других объектов действительности.

Разные уровни и различные виды образования предусматривают свои предметные области, и это раскрывается в содержании образовательных планов и программ, или в их «учебных предметах».

Социальная среда рассматривается как актуальная область социальной действительности, в пределах которой существует общественный организм. Инструмент - орудие, универсальное и/или специализированное, расширяющее возможности носителя активности в его отношениях с действительностью. Ориентация в исходном значении слова - это определение положения на местности (в пространстве). Затем значение слова расширилось до определения положения на местности и во времени, а ещё позже - до определения положения в социальной действительности со всей её культурной многомерностью. В частности, сложилось особое научное понятие - «ценностные ориентации», - которое учитывает то, как отрефлексирована содержательная определённость общественных потребностей.

В образовании это обозначено понятием «стандарт ». В оптимальном случае образовательный стандарт рефлексируется в форме особых ожиданий-требований к выпускнику соответствующего учреждения. Они конкретизируются с трёх сторон: в плане наличия знаний, умений и субъективных отношений («качеств личности»).

Фундаментальные проблемы социальной психологии вытекают из соотнесения её объекта - социальной психики - с условиями порождения этого объекта. Так, есть проблемы, вытекающие из отношений между социальной психикой и другими атрибутами её носителя, имеющими, опять-таки, социальную природу. Эти проблемы группируются как культурологические проблемы социальной психологии. Исследования этого направления обеспечивают выявление и характеристику социально-психологических свойств и состояний, функций и процессов - как атрибутов различных социальных субъектов. В частности, рассматривается образованность всех, кто причастен к образованию, в связи с другими их личностными характеристиками.

Проблемы, вытекающие из отношений между социальной психикой и её источником, социальной действительностью, группируются в русле экологических проблем социальной психологии. Именно в этом ключе проводятся исследования по психологии социальной среды во всём многообразии её актуальных компонентов и/или аспектов. В частности, это и проблемы содержания образования.

Проблемы, вытекающие из отношений между социальной психикой и практикой, объединяющей социальный организм с действительностью, группируются в русле проблем деятельности в социальной психологии. Причем деятельность понимается широко - и в её исходных, базовых формах (труд, познание, общение, ценностные ориентации), и в её частных, сложных формах, производных от основных. В том числе и в сфере образования - как психологические проблемы деятельности учителя, учащегося, руководителя, методиста, автора учебника, контролёра...

Проблемы вытекают и из отношений между социальной психикой, с одной стороны, и пытающимся её познавать субъектом-исследователем - с другой стороны. Это проблемы познания социальной психики, или методологические проблемы социальной психологии. Здесь, с одной стороны, актуальна объективность (знаковость) осуществления и существования социальной психики. С другой стороны актуальны инструментальные возможности исследователя. Именно здесь, в разрешении этой дилеммы нужно искать и находить ответы на вопросы о реальном содержании образования при наличных условиях, о реальных ситуативных образовательных стандартах и об измерении (а не оценивании!) образованности у всех участников педагогического взаимодействия.

В контексте сказанного нельзя согласиться с огульным отрицанием базовых принципов отечественной психологии, даже если иметь в виду, что они наработаны в условиях идеологического давления. В рамках любой идеологии, когда речь идёт о научном познании, приходится признавать, что всё существующее взаимосвязано (принцип детерминизма); что всё возникшее изменяется и, в конечном счете, исчезает (принцип развития); что сознание и деятельность едины, и единство это обнаруживает себя с разных сторон и в разном масштабе исследований; что действительность в любом её отдельном проявлении конкретна, то есть имеет множество граней и/или компонентов; что эмпирическое описание стремится возможно более полно охватить свой объект, а теоретическое объяснение стремится свести всё множество возможных причин происходящего к минимуму, в пределе - к одной причине...

Общие принципы отечественной психологии «работают» и в социальной психологии, и никакая критика здесь не может поколебать реальное положение дел. К особенным социально-психологическим принципам, с нашей точки зрения, относятся принципы общности, опосредствованности и семиотичности.

Общность есть объединяющее начало и существования чего бы то ни было, и его распознавания. Любая отдельность характеризуется единством общего, особенного и единичного. Для социальной психологии актуально признание общности законов существования и развития социальной психики во всех её формах. В этом плане образование есть формирование культурной общности между носителями культуры и теми, кто в неё вовлекается.

Собственно человеческой является социальная психика, или сознание. Сознание понимается как опосредствованное отражение действительности, или отражение её через призму культурного опыта, аккумулированного в системах значений, которые воплощены в различных знаковых системах и, прежде всего, в языке. В этом плане образованность - это владение языком определённой предметной области.

Семиотичность понимается как принципиальная трехаспектность социальной психики: в единстве знаковой формы её проявления (экстериоризации), её внутреннего содержания - как значения (интериоризации) и их существования - как постоянного использования (функционирования) и преобразования (развития). В этом плане образованность - это включённость в познавательную деятельность .

В социальной психологии специфика общенаучных методов (наблюдения, эксперимента, моделирования) определяется культурной означенностью тех реалий, с которыми имеют дело исследователи. Приходится учитывать не только типичность, но и специфику ситуации порождения социальной психики и ситуации (социального контекста) её рассмотрения. Приходится действовать, используя ситуативно-функциональный подход, при котором именно взятая ситуация диктует исследователю нужный, подходящий (а не только сохраняющийся про запас) инструментарий. Именно это имеет особое значение для образования, для рационального подхода к осмыслению и практическому разрешению его постоянно возникающих проблем.

Цель модернизации – формирование инновационных механизмов развития образования и управления инновационными процессами. Проблемы, вызвавшие модернизацию: малоэффективное содержание всех ступеней образования, неэффективное управление образованием, устаревшая система социально-экономического обеспечения и подготовки педагогических кадров.

Задачи модернизации:

Создать эффективную систему образования;

Сформировать эффективную систему управления образованием;

Развивать устойчивые механизмы развития и обновления (инновационные процессы).

Направлениями обновления содержания образования (принятие стандартов, обновление содержания с ориентацией на потребности личности, стадии развития профильного образования, введение общественно-государственной оценки знаний, ЕГЭ).

Усиление социальной направленности в модернизации образовании (борьба с беспризорностью, ассоциативным поведением детей, социальным сиротством, оказание адресной помощи малообеспеченным семьям, детям-инвалидам, сиротам, оставшимся без попечения родителей, расширение доступности дошкольного образования, обеспечение равного доступа к качественному образованию, поддержка сельских и поселковых школ).

Институциональная перестройка профессионального образования (поддержка ведущих вузов и научных школ, создание многоуровневого многопрофильного профессионального образования, развитие системы образования и непрерывного образования).

Создание системы прогнозирования в профессиональных науках. Повышение статуса и государственной поддержки работников образования: (введение надбавок, интенсивная переподготовка).

Модернизация научно-методического обеспечения образования (перестройка педагогической науки, поддержка инноваций). Обновление нормативно-правовой базы. Закон «Об образовании» (2012г.).

Социологический и социально-психологический подходы в исследовании проблем образования.

Понятие подхода в педагогической науке. Социологический подход – это исследование и определение места и роли образования в обществе. Специфика социального подхода (взаимосвязь образования с эстетическими, политическими, социальными и культурными структурами общества). Образование как социальный институт, социальная система, социальный процесс. Образование как образ жизни людей: влияние жизни, труда, ценностных ориентаций. Выявление удовлетворенности образованием различных групп людей, развитие системы непрерывного образования. Личностно-групповой подход. Социальный подход в исследовании системы допрофессионального, профессионального и внепрофессионального образования.

Социально-психологический подход – исследования общественных групп людей, объединенных совместной деятельностью. Специфика социально-психологического подхода – влияние группы на сознание людей, понятие группы в психологическом плане, отношения людей через поведение и воздействие на личность конкретной социальной группой, исследование группы, ее психологические характеристики, группа как субъект социальной деятельности: интересы, потребности, нормы, ценности, мнения, цели. Идентификация личности с группой. Группа – посредник между личностью и обществом. Межличностные отношения в группе – как отражение общественных отношений, стилей общения, социального статуса членов группы.


Методы социального и социально-психологического исследования в образовании.

Развитие теории научно-исследовательской деятельности преподавателя педагогического вуза в контексте непрерывного педагогического образования.

Актуальность исследовательского аспекта педагогической деятельности. Классификация педагогов по участию в исследовательском процессе по В. Остводу (выдающиеся исследователи в педагогике, педагоги, но не исследователи, выдающиеся исследователи и выдающиеся педагоги, исследователи, но не педагоги). Соотношение научной и педагогической деятельности. Зависимость качества преподавания от исследовательской деятельности. Инновационная педагогическая деятельность как проявление научного уровня педагога. Образовательная деятельность как объект исследования педагога в системах обучения, воспитания, развития. Научное обоснование педагогического опыта. Гностические способности педагога, критическое мышление, исследовательские компетенции как основа исследовательской деятельности педагога вуза. Продукты научно-исследовательской деятельности: статьи, доклады, учебные пособия, монографии и др.

Развитие научного потенциала педагога вуза (развитие абстрактного мышления, научной интуиции, умение оперировать научным аппаратом педагогики, многомерность мышления, умение проводить экспериментальное моделирование) в системе непрерывного образования –стажирование, участие в конференциях, обмен опытом, вебинары, курсы повышения квалификации и др.

Исследовательская деятельность педагога как индивидуальная форма творчества. Ведущие способы организации: рефлексия, концентрация на проблеме, саморегуляция. Научные школы и научные направления в системе развития научно-исследовательского потенциала педагогов вуза: научная новизна, глубина, аргументированность и доказательность теоретических и эмпирических данных, фундаментальность, практическая востребованность результатов исследований, культура исследовательской работы, внедрение результатов исследования в учебный процесс.

Любая научная дисциплина имеет свой предмет исследования. Однако выделить его бывает непросто. Так, например, отмечая тенденцию выхода в свет учебников и учебных пособий по социальной психологии образования, М.Ю. Кондратьев выражает сомнение в том, всегда ли идет в них речь о заявленной проблематике, или же они посвящены скорее социально-психологическим проблемам, с которыми сталкивается социальный психолог в рамках образовательного учреждения [Кондратьев, 2008, с. 9]. В последнем случае корректно говорить о социальной психологии в образовании и рассматривать ресурсы профессиональной деятельности психолога, обеспеченные средствами социально-психологической науки. Именно эти ресурсы могут быть полезными для решения исследовательских и психологопрактических задач, с которыми в рамках образовательного учреждения не всегда достаточно эффективно справляются средства возрастной и педагогической психологии. В то же время многие задачи системы образования, требующие социально-психологических подходов к их решению, выходят за рамки отдельных образовательных учреждений. Это, например, вопросы, связанные с внедрением компетентностного подхода в обучении, проблемы отношения учащихся и их родителей к таким актуальным аспектам образования, как ЕГЭ, профильное обучение, школьное или студенческое самоуправление. Без учета социально-психологических закономерностей сложно было бы построить и государственную систему образования.

Если же речь идет об оформлении новой отрасли социальной психологии, то эта задача предполагает разработку концептуального подхода, включающего обоснование ее необходимости, выделение предмета и методического обеспечения, построение структурного содержания, конкретизацию ее отношений с другими направлениями социальной психологии.

Выделение новой отрасли знания - процесс, требующий длительного периода научных дискуссий и многолетних усилий специалистов разных профессий. В данном случае следует вспомнить историю становления самой социальной психологии. Ее «рождение» условно относят к 1908 году, в котором вышли в свет две первые социально-психологические книги: «Введение в социальную психологию» английского психолога В. Макдугалла и «Социальная психология» американского социолога Э. Росса. Однако наука не возникает в одночасье, и первые формы социально-психологического знания (психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения) сложились еще в XIX столетии. В отечественной же науке дискуссия о предмете социальной психологии велась несколько десятилетий в XX столетии. Развитие в это время зарубежной социальной психологии как экспериментальной области знания привело к методологическому кризису 1960-1970-х годов и глобальному пересмотру ее теоретической базы.

Знакомство с историей становления социальной психологии позволяет предположить, что и ее «дочерняя отрасль» - социальная психология образования - продолжительное время будет развиваться, с одной стороны, достраивая свой концептуальный исследовательский аппарат и стремясь к целостности научного знания, а с другой - решая всё новые задачи, возникающие в связи с переменами в обществе и образовательном пространстве. Следовательно, о предмете социальной психологии образования сейчас можно говорить только в дискуссионном плане, обсуждая различные предложения по его форме и содержанию.

Каков же предмет социальной психологии образования? Какую проблемную область она должна рассматривать?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к предпосылкам формирования социальной психологии образования, а именно к новейшей истории применения социально-психологических знаний в образовании и соответствующим научным исследованиям.

В отечественной науке накоплен значительный опыт исследования социально-психологических проблем образования (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.И. Донцов, А.С. Залужный, И.И. Ильясов,

М.Ю. Кондратьев, А.С. Макаренко, А.В. Петровский, В.А. Петровский,

В.В. Рубцов, Д.И. Фельдштейн и др.). В течение многих десятилетий разрабатываются проблемы общения и взаимодействия учащихся и педагогов в образовательных учреждениях разного типа (дошкольные, школа, средне-специальные, высшие, учреждения дополнительного образования) как «по горизонтали» (отношения в системах «ученик - ученик», «студент - студент», «учитель - учитель» и др.), так и «по вертикали» («ученик - учитель», «учитель - представитель администрации» и др.). В частности, изучались социально-психологические функции управления педагогическим коллективом (Р.Х. Шакуров), среди которых были выделены целевая ориентация педагогического коллектива, его сплочение и организация, развитие самоуправления, активизация и совершенствование его деятельности. Рассматривались вопросы влияния личности воспитателя на процесс формирования личности ребенка ю

(Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, М.Ю. Кондратьев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн и др.). Затрагивались важные аспекты психологического обеспечения воспитания коллектива (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). Поднимались социально-психологические проблемы организации учебно-воспитательного процесса (Л.М. Фридман и др.). Многие педагоги и психологи обращались к проблемам формирования эффективной групповой учебной деятельности (Ш.А. Амонашвили, Х.И. Лийметс, И.Б. Первин, М.Д. Виноградова, В.В. Рубцов, М.П. Щетинин и др.), а также организации деятельности ученического «актива» (Л. И. Божович,

A. В. Киричук, Т.Е. Конникова и др.). Разрабатывается проблема синергетической самоорганизации учебных и профессиональных групп (А.Б. Купрейченко, С.В. Петрушин). Исследуется профессиональная адаптация личности к педагогической деятельности (А.В. Морозов), предложена новая концепция образования и технологического обеспечения инновационного образовательного процесса (В.М. Минияров), изучается социализация личности в этнокультурном образовательном пространстве (А.В. Сухарев).

Проблеме выявления путей эффективного общения и взаимодействия участников образовательного процесса посвящены работы М.Ю. Кондратьева, Г.С. Кожухарь, В.А. Орлова, Н.А. Хаймовской, О.Е. Хухлаева и др. Проблемы «значимого другого», статусно-ролевых отношений учащихся, а также авторитета, лидерства и руководства в образовательных учреждениях анализировались в работах И.Г. Дубова, М.Ю. Кондратьева, Ю.М. Кондратьева, А.В. Петровского,

B. А. Петровского, О.Б. Крушельницкой, М.Е. Сачковой и других исследователей. Широкий круг отношений учащихся к социально значимым явлениям (в том числе к экологическим проблемам, целям школьного образования и т.д.) представлен в исследованиях Н.В. Кочеткова, И.Н. Логиновой и др. Многие актуальные практико-ориентированные проблемы социальной психологии образования разрабатываются сотрудниками факультета социальной психологии МГППУ. Среди них особое внимание уделяется вопросам социально-психологических ресурсов повышения учебной мотивации школьников и студентов, закономерностей статусно-ролевых отношений учащихся (Ю.М. Кондратьев, О.Б. Крушельницкая, М.Е. Сачкова, М.Н. Расходчикова и др.), диагностики и коррекции системы межличностных отношений в закрытых образовательных учреждениях (М.Ю. Кондратьев), динамики взаимоотношений между студентами и преподавателями вуза (Ю.М. Кондратьев), путей гармонизации внутришкольного общения и взаимодействия субъектов образовательного процесса (В.А. Орлов), особенностей становления профессиональной идентичности личности (В.А. Ильин) и т.д.

Среди актуальных тем зарубежных социально-психологических исследований в образовании, представленных в публикациях журналов «Educational Research Review», «Journal of School Psychology», «Procedia - Social and Behavioral Sciences», «Aggression and Violent Behavior» и ряде других периодических изданий, - межэтнические проблемы взаимодействия школьных учителей с учениками и их родителями , повышение успеваемости студентов за счет организации качественной обратной связи от сверстников , влияние инклюзивного образования на детей с особыми учебными потребностями и без таковых ]Ruijs, Peetsma], влияние ученического состава класса на психологический комфорт и академическую самооценку учащихся , проблемы взаимоотношений учителя со школьниками с различными академическими результатами и мотивацией учения , влияние особенностей взаимодействия в системе «учитель - ученик» на отношения в системе «ученик - ученик» и на качество обучения , проблемы безопасности школьной среды , взаимосвязь агрессивности и популярности ученика в школьном классе и т.д.

Нередко, при видимом сходстве обозначений научных проблем, их содержание существенно различается в отечественной и зарубежной психологии. Порой различно даже значение терминов, применяемых исследователями. Так, например, подавляющее большинство зарубежных исследований девиантного поведения учащихся посвящено исключительно проблеме употребления психоактивных веществ, что сужает принятое в отечественной науке понимание девиантности. Групповая сплоченность зачастую рассматривается через характеристики отдельно взятых членов группы (агрессивность, тревожность, гендерная принадлежность, социальная идентичность, особенности самокатегоризации, демонстрация отношения к групповым нормам, мотивы конформности и т.д.). В зарубежных исследованиях не уделяется свойственного отечественной науке значительного внимания референтной группе и системе значимых отношений учащихся, а рассматривается, как правило, лишь группа сверстников или ровесников (peer group), а также их взаимоотношения (peer relations). Почти не представлена традиционная для отечественной социальной психологии тематика отношений межличностной значимости субъектов образовательного процесса. Зачастую зарубежные авторы не акцентируют внимание на различиях между понятием группы в общей психологии и социально-психологическим пониманием этого термина; в результате их исследования ограничиваются рассмотрением особенностей отдельно взятых людей, занятых индивидуальной, а не совместной деятельностью и не ощущающих себя единой группой. Многие зарубежные разработки имеют бихевиористский характер и посвящены изучению отдельных значимых для системы образования явлений, но не претендуют на поиск масштабных и устойчивых закономерностей; хотя, безусловно, уважения и внимания заслуживает сосредоточенность ученых на частных исследованиях, результаты которых могут послужить импульсом для рождения новых идей. Что же касается психологического мониторинга в системе образования, то работ, посвященных ему, в зарубежной литературе не много, а их наполнение не содержит существенных отличий от отечественного подхода к созданию мониторинговых систем в образовании.

Многие зарубежные работы выполнены в русле психологии социального познания (social cognition). Примером здесь могут служить исследования распределения оценочной информации в социальной среде (соотношение количества положительных и отрицательных взаимооценок членов малой группы, актов дружественного и недружественного поведения, хорошего и плохого настроения и т.д.). Измеренные таким образом акты внутригрупповых отношений рассматриваются затем с позиции теории социального познания (изучаются особенности атрибутивных процессов, формирования первого впечатления о человеке и т.д.) (J. Bruner, W. Doise, Н. Kelley, Н. Tajfel,

J. Turner, P. Oakes).

Также исследуются групповые нормы проявления креативности в специально созданных ситуациях с различными уровнями социальной идентификации. Сравнивается продуктивность реальных и условных групп на различных стадиях продуцирования идей в процессе выработки группового решения. Изучается влияние структуры группы на интеллектуальную успешность ее членов. Рассматриваются социально-психологические условия различного рода смещений группового решения. Распространены исследования эмоционального интеллекта, конформизма, эмпатии, социальной тревожности, коммуникативных качеств личности, формирования моральных суждений, рискованного поведения, связи детско-родительских отношений с проявлением девиантного поведения подростков и т.д. (I. Adarves-Yorno, Т. Postmes, S.A. Haslam, Т.М. Amabile, Н. Choi, L. Thompson и др.)

В этих и других публикациях зарубежных журналов практически не представлены исследования, в которых всесторонне изучался бы социально-психологический портрет малой группы участников образовательного процесса с помощью выявления специфических для контактного сообщества факторов. Кроме того, в представленных исследованиях отсутствует деятельностный подход, на котором основано понимание психологических и социально-психологических явлений в отечественной науке: в основном рассматриваются непосредственные межиндивидуальные контакты между людьми вне зависимости от их реальной деятельности.

Таким образом, несмотря на большой объем социально-психологических исследований проблем образования, зарубежная наука, видимо, не претендует на создание модели новой сферы знания, имеющей свою специфику, а также четко обозначенный круг рассматриваемых вопросов и методический арсенал.

Задача оформления новой отрасли социальной психологии предполагает разработку концептуального подхода, включающего обоснование ее необходимости, выделение предмета и методического обеспечения, построение структурного содержания, конкретизацию ее отношений с другими направлениями социальной психологии.

Анализируя опыт отечественных исследований, Г.В. Акопов определяет социальную психологию образования как новую предметную область научного знания на стыке социальной, возрастной и педагогической психологии [Акопов]. В качестве основного объекта исследования в рамках социальной психологии образования выступает, по его мнению, групповое сознание учащихся. Соответственно наиболее актуальными вопросами для исследования в этой предметной области Г. В. Акопов считает образовательные и профессиональные установки учащихся, закономерности их формирования и развития. Однако накопленный массив исследовательских данных, которые можно отнести к области социальной психологии образования, а также запрос на новые психолого-педагогические средства исследования образовательного пространства с целью оказания психологической помощи по повышению эффективности образовательного процесса и гармонизации взаимоотношений его участников требуют более широкого взгляда на предмет новой области знания.

Становление социальной психологии образования в нашей стране тесно связано с развитием других разделов социальной психологии, которые также в свою очередь являются междисциплинарными. Так, по мнению Я.Л. Коломинского, в науке можно выделить особую социально-психологическую дисциплину - возрастную социальную психологию, которая исследует «...возрастные закономерности формирования личности в коллективе и взаимодействия между ними, а также психологические особенности групп и коллективов на основных стадиях онтогенеза» [Коллектив и личность, с. 128]. Исследователь подчеркивает, что всесторонняя разработка данных проблем необходима для того, чтобы дать педагогам и психологам методы диагностики и управления при работе с учебными группами. Кроме того, сочетание социальнопсихологических знаний и информации о возрастных особенностях учащихся помогает также воплотить программы по оптимизации учебно-воспитательного процесса в целом.

Другой ветвью социально-психологической науки, активно разрабатываемой в последние десятилетия, стала социальная психология развития (В.А. Ильин, М.Ю. Кондратьев, Н.Н. Толстых и др.). Исследователи, работающие в рамках представленного направления, одну из главных задач данной научной области видят в разработке новых теоретических и методологических принципов, позволяющих 14

вскрыть особую взаимосвязь между личностью и группой, личностью и обществом, представляющими собой интегрированную систему взаимодетерминированных развивающихся субъектов [Ильин]. Таким образом, несмотря на то что все перечисленные специализированные разделы науки направлены в целом на решение одних и тех же проблем, что их делает, несомненно, близкими друг к другу, ракурс и аспекты рассмотрения социально-психологических феноменов, пути решения, способы и подходы к диагностике, консультационной и коррекционно-развивающей работе в образовательных учреждениях в рамках трех научных областей различаются.

Широта и объем социально-психологических и психолого-педагогических исследований в сфере образования позволяют вплотную подойти к разработке концепции новой отрасли знания. Это значит, что настал момент формирования предмета социальной психологии образования, круга рассматриваемых ею проблем, а также используемых для их решения методов и методик.

Таким образом, социальная психология образования изучает социально-психологические особенности людей, их поведения и деятельности, а также социальных групп, включенных в образовательное пространство, детерминирующие эффективность учебно-воспитательного процесса. Или можно сказать, что она изучает социально-психологические закономерности проявления личностного как группового, а группового - как личностного в контексте системы образования. Возможны и другие формулировки.

Понятно, что данное определение предмета социальной психологии образования не является единственно возможным и неизменным. Определение предмета новой научной области - это, как правило, время непростых дискуссий, в которых вероятно пересечение мнений и позиций специалистов разных профессий.

На наш взгляд, цель новой научной дисциплины - создание социально-психологическими средствами условий гармоничного и эффективного взаимодействия субъектов образовательного пространства. Предстоит обозначить и обсудить также задачи и круг проблем, решаемых средствами социальной психологии образования.

Многие из этих задач уже сейчас поставлены перед социальными психологами практикой образования. Так, например, в последние годы наиболее частыми запросами школьных педагогов, администрации, учащихся и их родителей становятся формирование гармоничной образовательной среды и развитие навыков эффективного общения [Личность и группа в образовательном пространстве, 2007-2009]. Запрашиваются также социально-психологические средства коррекции нежелательного поведения учащихся. Осознание того факта, что ведущей целью педагогического процесса является развитие личности в образовательном процессе, заставляет учителей искать профессиональные средства влияния на учащихся, которые помогли бы им получить не только знания, навыки, но и необходимые компетенции и средства эффективной социальной адаптации. Возможно, поэтому педагоги всё чаще адресуют психологам запрос на формирование «ученического коллектива», подразумевая под ним группу, направленную на учебную деятельность, сплоченную вокруг целей и ценностей образования. Поднимается вопрос о совершенствовании социально-психологического климата в ученических группах. Еще одной важной проблемой современного школьного образования является создание условий для повышения эффективности взаимодействия ученика и учителя.

Ученическое сообщество - это особый тип социальной контактной группы, в которой личность (ученик) находится в течение длительного периода своей жизни, по крайней мере на этапе своего взросления. В связи с этим знание и понимание социально-психологических закономерностей формирования и генезиса ученической группы, ее влияния на развитие личности становится необходимым условием реализации тех социальных, учебных, воспитательных, психологических задач, которые стоят перед современной школой или вузом. Если деятельность других групп направлена зачастую за пределы них самих, то есть в данном случае группы, скорее, выполняют инструментальную функцию (такое происходит, например, в спортивной команде или рабочем коллективе в организации), то в ученической группе деятельность направлена на самих ее членов. Кроме того, ученическая группа является частью большого учебно-воспитательного коллектива, куда также входят педагоги, администрация учебного заведения. Педагог при этом выступает не просто членом, а руководителем такой группы, регулирующим ее структуру и задающим нормы межличностных отношений.

Неформальная структура отношений учащихся может оказать серьезное влияние на весь учебно-воспитательный процесс [Сачкова]. Например, В.Н. Антошкин и А.А. Ахмадеев утверждают, что в ряду ведущих факторов эффективности учебного заведения помимо содержания и методов обучения, мастерства педагогов, отношения к учебе учащихся особое место занимают межчеловеческие отношения [Антошкин, Ахмадеев]. Отношения авторы рассматривают через систему взаимодействия социально-психологических функций, ролей, качеств и статусов учеников. Исследователи подчеркивают, что учащиеся имеют два источника информации - процесс обучения и процесс общения, поэтому ученики, занимающие благоприятное положение в структуре межличностных отношений, получают возможность лучше сориентироваться и в процессе обучения. Вот почему как психологам, так и учителям необходимо особое внимание уделять процессу оптимизации межличностных взаимосвязей в рамках ученических объединений. Таким образом, особенности межличностных отношений, складывающиеся в системах «ученик - ученик» и «ученик - учитель», 16

являются непосредственной «визитной карточкой» образовательной среды конкретного учебного заведения, а также выступают одним из наиболее значимых факторов становления и развития личности каждого учащегося.

Проблемное поле социальной психологии образования включает достаточно широкий круг вопросов и связанных с ними задач. Среди них - психологические проблемы социальных институтов системы образования (семья, образовательные учреждения разного типа; социальная психология общего, профессионального, дополнительного и непрерывного образования). Важнейшими объектами исследования являются общение и другие виды деятельности в образовательном процессе, социализация личности учащегося в образовательном процессе, педагог и педагогический коллектив как субъекты образовательного процесса (профессиональная идентичность и профессиональная мотивация педагога, система отношения; личностное и профессиональное развитие), ученические группы (статусно-ролевые отношения, группообразование, неформальные внутигрупповые и межгрупповые отношения, влияние группы на учебную мотивацию и поведение учащихся), социально-психологическое сопровождение образовательного процесса (социально-психологическая компетенция психолога образования, индивидуальные и групповые социально-психологические методы работы, мониторинг системы отношений в образовательном учреждении, социально-психологические проблемы профессионального выгорания педагога и психолога), методы социально-психологического исследования личности и группы в образовательном процессе, социально-психологические средства инновационного образовательного процесса и т.д.

Необходимо изучение особенностей развития личности и группы в условиях становления обновленного российского образования. С этой целью следует изучать проблемы совершенствования системы психологического сопровождения образовательного процесса на всех уровнях образования и в различных типах учреждений как условия формирования и развития человеческого ресурса, подготовки кадров для системы образования и социальной сферы.

Актуальны исследование проблем, возникающих в связи с инновационными процессами в образовании и включающих готовность субъектов образовательного процесса к инновациям, поиск социально-психологических средств обеспечения эффективного внедрения инновационных технологий, повышение качества обучения за счет гармонизации и оптимизации общения и взаимодействия и т.д. Многие положения, высказанные отечественными и зарубежными исследователями, уже вошли в перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник магистратуры, освоивший программу психолого-педагогического образования. Ряд компетенций относится непосредственно к области социальной психологии, и именно ее средствами предстоит их формировать. В частности, это такие требования к личности, как адаптивность, умение гибко реагировать на перемены в трансформирующемся мире, критически мыслить, эффективно работать с информацией, быть общительным, обладать социальной креативностью, проявлять способность к самосовершенствованию.

Еще одной масштабной задачей и сферой практического приложения социальной психологии образования должна стать научно выверенная система психологического сопровождения образовательных учреждений в период их модернизации, включая средства междисциплинарного и межведомственного взаимодействия психологов образования. Социальная психология образования может и должна обеспечивать прикладные разработки технологий оптимизации процессов образования, в частности реализации субъект-субъектного взаимодействия педагога и учащихся.

Вопрос о методах социальной психологии образования представляется наиболее разработанным. В связи с тем что социальная психология образования возникла на базе сложившихся психологических наук, ее арсенал может включать методические средства, свойственные социальной, педагогической и возрастной психологии, успешно апробированные в многочисленных исследованиях, направленных на изучение процессов общения и взаимодействия участников образовательного процесса, повышение эффективности обучения и воспитания школьников и студентов, а также системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

В исследовательской практике социальная психология образования базируется на общефилософских принципах системности, деятельностного подхода, развития, единства внешнего и внутреннего в развитии психологических явлений, гуманизма, детерминизма. Среди методологических оснований отечественных исследований в данной предметной области следует в первую очередь упомянуть культурно-историческую теорию (Л.С. Выготский), деятельностный подход в психологии (А.Н. Леонтьев), теорию отношений личности (В.Н. Мясищев), концепции стадиальности психического развития (Д.Б. Эльконин и др.), концепции стадиальности личностного развития (А.В. Петровский, Э. Эриксон и др.), теорию деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах разного типа и трехфакторную модель «значимого другого» (А.В. Петровский), концепцию персонализации (В.А. Петровский). Теоретическими основами исследований в области социальной психологии образования также выступают представления о формировании и развитии личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.Ю. Кондратьев,

А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

На уровне конкретных исследовательских методов и методик средствами социальной психологии образования являются такие традиционные инструменты, как наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ документов, статистическая обработка данных и др. Среди них можно выделить методы сбора информации (наблюдение, изучение документов, опрос, тестирование, эксперимент и т.д.), методы обработки полученных данных, а также методы воздействия (социально-психологический тренинг, деловая игра, групповая дискуссия и т.д.). Другой классификацией методических средств социальной психологии образования, на наш взгляд, может быть предложенная А.Л. Свенцицким схема из трех составляющих: методы эмпирического исследования, методы моделирования, управленческо-воспитательные методы.

По мере разработки данной проблематики понятие стиля саморегуляции было предложено О.А. Конопкиным и его сотрудниками для изучения индивидуальных особенностей регуляторных процессов, устойчиво проявляющихся в разнообразных видах и формах деятельности личности.

К индивидуально-типическим, или стилевым, особенностям саморегуляции вслед за В.И. Моросановой мы относим, во-первых, индивидуальные особенности основных регуляторных процессов, а именно: планирование (выдвижение целей), моделирование условий, программирование действий, оценивание и коррекцию результатов; во-вторых, стилевые особенности, которые характеризуют функционирование целостной системы всех звеньев саморегулирования, являются одновременно субъектно-личностными свойствами (например, самостоятельность, надежность, гибкость).

Таким образом, креативность является важнейшим свойством личности, обеспечивающим социально-психологическую адаптацию и эффективность профессиональной деятельности. Важно корректировать низкие уровни выраженности этого свойства посредством социально-психологического тренинга.

К. В. Лосев, В. Г. Казанская

Социально-психологический подход к образованию учебной группы

В связи с развитием политического сознания у населения необходимо знать зарождение и распространение мнения о тех или иных политических группах или политических деятелях. Причем целесообразно обсуждать, мнение одного оппозиционно настроенного лидера. Мы имеем в виду убийство оппозиционно настроенного лидера Б.Е. Немцова, открыто критиковавшего главу государства и не всегда справедливо и корректно. Сразу отметим, что точку зрения Б.Е. Немцова мы не разделяем, да и за время существования демократии в России это первый случай использования его мнения в проведении политических кампаний на Болотной площади, несмотря на то, что можно выступать корректно и не оскорблять других людей.

В чем суть закономерностей поведения толпы? Обычно под толпой понимают большое количество людей, которые одновременно находятся рядом. Сравним ее поведение с групповым. Обычно толпа - это скопление людей, имеющих одинаковые цели. О толпе и групповом поведении имеется немало исследований (А.Г. Асмолов, В.М. Бехтерев, В. Вундт, Г. Лебон, А.А. Максимов, С. Московичи,

Е.Б. Шестопал). Поведение людей в толпе для политической психологии имеет значение, так как его понимание позволит прогнозировать, а затем и управлять им ради созидания нового и блага других людей. У. Черчилль раскрыл суть политического мастерства: уметь заранее предсказывать, когда, что и как это произойдет, а впоследствии убедительно объяснять, почему этого не случилось. В декабре 1995 г. большинство мест в Думе получили коммунисты, которых травили по телевидению, газетах. Очень часто все происходит наоборот: поведение толпы может быть иррациональным. Приведем пример - выборы президента Б.Н. Ельцина в 1991 г. Странные итоги массовых пропагандистских кампаний, когда радио, пресса, телевидение обрушились на Б.Н. Ельцина в конце восьмидесятых годов. Вопреки логике он стал национальным героем и выиграл выборы. Далее он выиграл выборы в 1996 г., что объяснили огромным конформизмом населения.

Опыт России демонстрировал миру наличие прямой зависимости между частотой повторения тезиса и силой его влияния на общественное мнение. Французские и итальянские ученые изучали стихийное массовое поведение, механизмы заражения и подражания, неосознаваемые мотивы социальных действий. Но потом (2030-е гг.) такие исследования были запрещены. Политическая активность, тем не менее, всегда характеризует психологию толпы, если, конечно, она направлена на политическую общность, о чем вначале было сказано.

Для того чтобы толпа стала группой, необходимо единство трех элементов: места, времени и действия. При этом действие должно быть совместным в том, что людей объединяет. Тогда они считают себя членами данной группы.

С точки зрения А.И. Донцова, есть ряд характеристик малых групп, что и отличает их от толпы. Они сводятся к следующему:

Относительно регулярный и продолжительный контакт на минимальной дистанции, без посредников;

Общие цели, реализация которых позволяет удовлетворить индивидуальные потребности и интересы;

Участие в общей системе распределения функций и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает кооперативную взаимозависимость участников;

Общие нормы и правила внутри и межгрупповом поведения;

Чувство солидарности членов группы друг с другом и признательности группе;

Ясное и дифференцированное (индивидуализированное) представление членов группы друг о друге;

Достаточно определенные и стабильные эмоциональные отношения, связывающие членов группы;

Люди, взаимодействующие в группе, представляют себя как членов одной и той же группы и аналогично воспринимаются со стороны.

Зададимся вопросом: а какие тенденции в группообразовании имеются у студентов? Если иметь в виду развитие малой группы, следует указать на стадии ее формирования. Перечислим их все: диффузная группа, ассоциация, корпоративная группа, коллектив. Л.И. Уманский вычленяет шесть уровней: конгломерат, номинальная группа, ассоциация, кооператив, автономия и коллектив. В этих подходах много общего. Развитие группы начинается с низшего уровня - аморфное образование, а заканчивается высшим - коллектив. Возьмем за основу классификацию Л.И. Уманского как наиболее разработанную. Опишем уровни развития группы, опираясь на три главных критерия: общность целей совместной деятельности; четкость структуры группы и динамика групповых процессов. На основе этих критериев можно охарактеризовать социальнопсихологическую зрелость группы.

Конгломерат (лат. conglomerates - собранный, скопившийся) -это группа незнакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. Структуры у группы также нет либо она крайне примитивна. Примерами такой группы могут служить небольшая толпа, очередь, пассажиры вагона поезда, автобуса, салона самолета и пр. Общение здесь кратковременно, поверхностно и ситуативно. Люди, как правило, не знакомятся друг с другом. Такая группа легко распадается, когда каждый участник решил свои индивидуальные проблемы. Примером такой группы может служить объединение молодых людей для сдачи вступительных экзаменов, но тогда, когда абитуриенты сдают общие для всех экзамены, без выяснения отношений друг к другу.

Номинальная группа (лат. nominalis - именной, существующий только по названию) - это группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, наименование. Например, поступившие в вуз абитуриенты собираются в первый день занятий и получают наименование группы первокурсников. Такое наименование группы необходимо не только для того, чтобы она получила официальный статус, но и для того, чтобы определить цели и виды ее деятельности, режим работы, взаимоотношения с другими группами, а также с преподавателями. Например, студентам разных групп предлагается оформить аудиторию к Новому году. Их деятельность будет сервисной, предлагающей другому курсу или группе продолжить начинания первой. Номинальная группа может остаться группой -конгломератом, если собравшиеся вместе студенты не примут предложенных им условий деятельности, официальных целей в

учебной деятельности вуза и не вступят в межличностное общение. В таком случае номинальная группа распадается. Но если цели и условия понятны и люди с ними согласны, то номинальная группа приступает к началу деятельности и поднимается на следующий уровень развития. Поэтому номинальная группа - это всегда кратковременный этап группообразования. Характерным для нее является то, что для того чтобы группа стала номинальной, необходим организатор - один человек или целая организация, которые собрали бы людей вместе и предложили бы им цели совместной деятельности. Основное, чем занимаются члены номинальной группы, - это общение, т. е. знакомство друг с другом и с целями, способами и условиями предстоящей деятельности. Как только люди приступят к совместной работе, группа переходит на другой уровень развития.

Ассоциация (лат. associatio - соединение) - это группа людей, объединенных совместной деятельностью. На этом уровне начинает формироваться групповая структура и развиваться групповая динамика. Для ассоциации характерно появление общих интересов группы с учетом интересов каждого. Совместная деятельность стимулирует групповую динамику, которая начинается с выработки требований к элементарным нормам поведения. Эти элементарные нормы чаще всего бывают дисциплинарными и определяют режим работы. На уровне ассоциации происходит развитие неформальной структуры на основе симпатий и антипатий. Появляются первые попытки лидерства (пробное лидерство), поскольку некоторые члены группы претендуют на роль лидера - делового или популярного.

Характерной особенностью группы - ассоциации является такой групповой процесс, как консолидация. Именно на этом уровне развития возможно достижение таких состояний, как подготовленность к совместной деятельности и направленность на решение задачи. К примеру, куратор проводит собрание студентов для выяснения направленности и мотивации получения образования. Попутно необходимо выяснить трудности, появляющиеся у студентов, например, неуспевание при записывании лекций. В этом случае необходимо выяснить у преподавателей, ведущих занятия, возможности изменения методики чтения лекции или увеличения комментариев по излагаемому материалу.

Высшим уровнем развития является коллектив, когда есть выбранные члены ядра группы, остальные им добровольно подчиняются и совместно решают общие задачи. Группа состоит из трех слоев (страт), каждый из которых включает в себя людей. В первом слое реализуются, прежде всего, непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем, названном ядром

группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми её членами единых целей групповой деятельности.

Остановимся на том, какое значение имеют знания о различных группах, их структуре и месте, занимаемом личностью. В двух группах студентов первого курса (назовем их группа А и группа В) в первом семестре была проведена социометрия. По этическим соображениям номера групп и факультеты не указываются. Оказалось, первоначально студенты вели себя малоактивно. Выбор члена группы в ответе на вопросы, с кем бы Вы хотели поехать в путешествие, с кем бы Вы хотели выполнять работу по информатике, делали осторожно. Однако после завершения эксперимента при подсчете количества выборов оказалось, что большая свобода наблюдалась при выборе сокурсника по приятному проведению времени и выполнению учебного задания.

Что показала социометрия на первом курсе? Прежде всего, оказалось, что не всегда формальные выборы способствовали сплочению студентов и успешности обучения из-за неумения руководить (беседы с прогульщиками с повышенной интонацией и оскорблениями не изменяли поведение, а усугубляли конфронтацию между студентами, а пропуски продолжались).

Таким образом, начиная с первого курса преподавателям необходимо учитывать взаимодействие студентов друг с другом, в чем поможет социограмма - выбор предпочитаемых друг другом студентов. В этом случае использование социометрии будет способствовать сплочению студентов, в результате чего появится общая ответственность за результаты учебной деятельности, студенческая группа из неорганизованной толпы станет коллективом.

А. Н. Лукьянов

Информационный синтез в эволюции психики

Вопрос о возникновении и развитии психики остается открытым уже многие десятилетия. Существует несколько концепций, объясняющих природу психики и устанавливающих эволюционный период ее возникновения. Среди них наиболее научно обоснованной является концепция нейропсихизма, связывающая эволюцию нервной системы с возникновением психических функций. Согласно этой концепции психика в форме ощущений появилась у живых существ с высокоразвитой нервной системой. Вместе с тем психикой (сенсорной) наделили и одноклеточных - инфузорий, у которых ощущение не обнаружено. В связи с такими противоречиями непонятно, на каком же эволюционном этапе развития живых существ и на основе каких процессов возникла психика.