Ремонт Стены Уход

Юрьев владислав михайлович. Юрьев Владислав Михайлович (Vladislav M

размер шрифта

СИСТЕМА РАЗРАБОТКИ И ПОСТАНОВКИ ПРОДУКЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВО- ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ- ГОСТ 15-101-98... Актуально в 2018 году

5. Порядок выполнения и приемки этапов НИР и НИР в целом

5.1 Выполнение требований ТЗ, в том числе по обеспечению безопасности для жизни и здоровья людей и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости при изготовлении и испытаниях макетов и при реализации НИР осуществляют:

На этапе выбора направлений исследований - путем проработки вопросов безопасности и экологии, формирования необходимых требований и разработки мероприятий по их выполнению;

На этапе теоретических и экспериментальных исследований - путем уточнения и экспериментальной проверки этих требований при изготовлении и испытаниях макетов;

На этапе обобщения и оценки результатов исследований - путем включения уточненных требований в ОНТД.

Эффективность и достаточность разработанных требований и принятых мер по их реализации оценивают при приемке этапов НИР и НИР в целом и отражают в актах приемки и протоколах испытаний макетов.

5.2 Разработку и реализацию требований по стандартизации и унификации создаваемых образцов продукции осуществляют в соответствии с требованиями национальной системы стандартизации и ТЗ.

5.2.1 При разработке предложений по унификации должны быть учтены возможности использования в конструкции образца продукции заимствованных составных частей, блочно-модульного принципа конструирования, использования образца продукции и его составных частей в качестве базовых для создания их модификации, а также разработаны предложения по созданию параметрических и типоразмерных рядов составных частей, по использованию в конструкции изделия унифицированных конструктивных элементов, комплектующих изделий, материалов и сырья, по применению типовых конструктивно-технологических решений и прогрессивных технологий.

5.2.2 Работы по метрологическому обеспечению осуществляются в соответствии с требованиями межгосударственных стандартов обеспечения единства измерений.

5.3 Требования по ограничению номенклатуры применяемых материалов и комплектующих изделий разрабатывают с целью предотвращения применения в создаваемом образце продукции устаревших, неперспективных или не соответствующих по своим техническим характеристикам требованиям к создаваемому образцу продукции материалов и комплектующих изделий.

5.4 Макеты изготавливают, как правило, по эскизным конструкторским документам. Допускается изготовление макетов по рабочей конструкторской документации.

Испытания макетов проводят по утвержденным программам и методикам исполнителя НИР, согласованным с заказчиком по его решению.

Результаты испытаний макетов оформляют протоколом (актом) испытаний.

5.5 Патентные исследования проводят на всех этапах НИР. Содержание и объем патентных исследований устанавливают в ТЗ и контракте.

5.6 Для оказания методической помощи при выполнении работ по 5.1-5.5, для участия при выполнении НИР в рассмотрении ее результатов или ее этапов, для оценки научно-технического уровня НИР, рассмотрения ОНТД и выдачи заключений на нее, для участия в контроле и приемке НИР и ее этапов могут по контракту с исполнителем НИР привлекаться головные НИИ по виду техники или другие специализированные организации, в том числе по технологии и материаловедению.

5.7 Приемка этапов НИР

5.7.1 После завершения этапа НИР его результаты и разработанная ОНТД должны быть рассмотрены на научно-техническом (ученом) совете (далее - НТС) организации-исполнителя НИР или на секции НТС с участием заказчика, головного НИИ по виду техники или других заинтересованных организаций по решению исполнителя НИР и заказчика.

Результаты рассмотрения этапа НИР оформляют протоколом.

5.7.2 ОНТД на этапе НИР перед рассмотрением на НТС может быть направлена на рецензию. Необходимость рецензирования и организация-рецензент устанавливаются в ТЗ и контракте на выполнение НИР.

5.7.3 Откорректированную по результатам рассмотрения на НТС (секции НТС) ОНТД утверждает руководство исполнителя НИР.

5.7.4 Приемка этапа НИР заключается в рассмотрении и оценке результатов выполненных работ, качества предъявленной ОНТД и других материалов по этапу в соответствии с требованиями ТЗ и контракта, а также в подтверждении результатов исследований проведением испытаний макетов, если это указано в ТЗ или контракте.

5.7.5 К приемке этапа предъявляют: утвержденную ОНТД завершенного этапа, проект программы приемки этапа (если она разрабатывалась), протокол о рассмотрении этапа НИР на НТС (секции НТС), а также другие технические материалы, предусмотренные ТЗ и контрактом.

Этап НИР принимает комиссия, необходимость создания которой, ее состав и сроки работы устанавливает руководство исполнителя НИР по согласованию с заказчиком.

Результаты приемки оформляют актом приемки этапа НИР, утверждаемым руководством исполнителя НИР. Утвержденный акт является основанием для того, чтобы считать этап НИР завершенным.

5.8 Приемка НИР в целом

5.8.1 После приемки этапов НИР исполнитель НИР оформляет ОНТД и другие материалы по НИР в целом, которые должны быть рассмотрены на НТС (секции НТС) в соответствии с требованиями 5.7.1-5.7.3.

5.8.2 Приемку НИР осуществляют постоянно действующей или специально создаваемой комиссией.

Основанием для приемки НИР является приказ (распоряжение) руководства исполнителя НИР и (или) заказчика о приемке НИР.

В приказе указывают наименование НИР, состав комиссии, цели и задачи комиссии, место и сроки проведения работ по приемке НИР.

5.8.3 При необходимости исполнителем НИР может быть разработана программа приемки НИР, утверждаемая руководством исполнителя НИР. В программе указывают наименование работы, конкретный перечень предъявляемых к приемке технических материалов и документов, объем, содержание и последовательность работ при проведении приемки НИР.

5.8.4 На приемку НИР исполнитель НИР предъявляет:

Утвержденное ТЗ;

Утвержденные акты приемки завершенных этапов НИР;

Утвержденный научно-технический отчет по НИР и другую ОНТД по НИР, предусмотренную ТЗ и контрактом;

Макеты, программы и методики испытаний макетов, если это предусмотрено ТЗ и контрактом;

Другие материалы по предложениям инстанций, утвердивших ТЗ или программу приемки НИР.

5.8.5 Приемка НИР заключается в рассмотрении и проверке результатов выполненных работ на соответствие ТЗ, анализе качества принятых технических решений, а при необходимости и в подтверждении результатов исследований проведением испытаний макетов.

При приемке НИР оценивают научно-технический уровень исследований, обоснованность предлагаемых решений и рекомендаций по реализации и использованию результатов НИР для создания конкурентоспособной продукции и услуг.

5.8.6 По результатам приемки НИР комиссия оформляет акт приемки НИР, подписанный председателем и всеми членами комиссии и утверждаемый руководством исполнителя НИР или заказчиком.

Датой окончания НИР считают дату утверждения акта приемки НИР.

5.8.7 Результаты законченной НИР реализуют в соответствии с рекомендациями, изложенными в акте приемки НИР.

Законченную НИР считают реализованной, если в соответствии с целями, поставленными в НИР, ее результаты использованы при разработке:

Основных направлений или федеральных (региональных, межгосударственных) целевых программ развития техники;

Новых (модернизации существующих) образцов продукции или их составных частей;

Технических заданий, по которым разрабатывают новые (модернизируют существующие) образцы продукции;

Решения о коренном изменении направлений отдельных научно-исследовательских, опытно-конструкторских или опытно-технологических работ;

Технических заданий на другие НИР;

Нормативных, технических и организационно-методических документов (стандартов, положений, методик, инструкций, руководств), используемых при разработке, производстве, эксплуатации и ремонте продукции;

Программ и методик испытаний новых (модернизированных) образцов продукции.

5.8.8 Права владения, распоряжения и использования объектов промышленной и интеллектуальной собственности, созданных в НИР, определяются действующим законодательством и контрактом.

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стан-дартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России
ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 13—98 от 28 мая 1998 г.)

3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 3 сентября 1999 г. № 286-ст межгосударствен-ный стандарт ГОСТ 15.101—98 введен в действие непосредственно в качестве го-сударственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2000 г.

4 ВЗАМЕН ГОСТ 15.101-80

Введение

Необходимость разработки настоящего стандарта обусловлена:
дальнейшим развитием комплекса стандартов Системы разработки и постановки продукции на производство с учетом проведения экономических реформ, изменения сложившихся механизмов хозяйствования и структур управления в странах СНГ;
повышения требований к эффективности исследований и разработок, их техни-ческому уровню, качеству и конкурентособности;
изменением законодательных основ в области создания и заказов продукции.

Дата введения 2000—07—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации и выполне-нию научно-исследовательских работ (НИР); порядок выполнения и приемки НИР; этапы выполнения НИР, правила их выполнения и приемки; порядок разработки, со-гласования и утверждения документов в процессе организации и выполнения НИР; порядок реализации результатов НИР.

Положения настоящего стандарта подлежат выполнению техническими комите-тами по стандартизации, организациями, предприятиями, объединениями, ассоциа-циями, концернами, акционерными обществами и другими субъектами хозяйственной деятельности независимо от организационно-правовой формы собственности и под-чинения, а также органами государственного управления, имеющими непосредствен-ное отношение к разработке, производству, эксплуатации и ремонту продукции.

Стандарт распространяется на НИР, предшествующие разработке народнохозяй-ственной продукции.

Стандарт устанавливает основные положения, которые при необходимости мо-гут быть конкретизированы в других стандартах и нормативных документах по стан-дартизации.

2 Нормативные ссылки

3 Определения

В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 научно-исследовательская работа (НИР): Комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных ис-ходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции.

3.2 народнохозяйственная продукция (НХП): Продукция, разрабатываемая и применяемая для удовлетворения потребностей народного хозяйства, населения и
экспорта.

Примечание— Продукция, разрабатываемая и изготовляемая для нужд обороны страны, к НХП не относится.

3.3 техническое задание на научно-исследовательскую работу (ТЗ): Исход-ный технический документ для проведения НИР, устанавливающий требования к со-держанию, объемам и срокам выполнения этих работ.

3.4 контракт: Коммерческий документ, которым оформляются сделки (в том числе внешнеторговые) по купле-продаже продукции или услуг, включая оказание экономического и технического содействия зарубежным странам.

3.5 заказчик: Предприятие (организация, объединение или другой субъект хо-зяйственной деятельности), по заявке или контракту с которым производится созда-ние и (или) поставка продукции (в том числе научно-технической).

3.6 исполнитель НИР: Предприятие (организация, объединение или другой субъект хозяйственной деятельности), выполняющее НИР.

3.7 патентные исследования: Исследование технического уровня и тенденций развития продукции, ее патентоспособности, патентной чистоты и конкурентоспо-собности.

3.8 отчетная научно-техническая документация (ОНТД): Комплект докумен-тов, отражающих объективную информацию о содержании и результатах НИР (эта-пов НИР), а также содержащих рекомендации по ее использованию.

3.9 этап НИР: Часть НИР, являющаяся объектом планирования и финансирова-ния.

3.10 макет: Упрощенное воспроизведение в определенном масштабе изделия или его части, на котором исследуются отдельные характеристики изделия, а также оценивается правильность принятых технических и художественных решений.

3.11 модель: Изделие, воспроизводящее или имитирующее конкретные свойства заданного изделия и изготовленное для проверки принципа его действия и определе-ния характеристик.

3.12 экспериментальный образец: Образец продукции, обладающий основны-ми признаками намечаемой к разработке продукции, изготовляемый с целью провер-ки предполагаемых решений и уточнения отдельных характеристик для использова-ния при разработке этой продукции.

Примечание— Экспериментальный образец всегда выполняется в нату-ральную величину и представляет собой законченное в функциональном отношении изделие, пригодное для исследовательских испытаний.

3.13 испытания: Определение одной или нескольких характеристик продукции в соответствии с установленной процедурой.
3-14 программа испытаний: Документ, предназначенный для организации и выполнения работ, обеспечивающих проведение испытаний конкретного объекта.

3.15 методика испытаний: Документ или его часть, устанавливающие правила реализации методов испытаний.

4 Общие положения

4.1 Основанием для выполнения НИР служит техническое задание (ТЗ)* на вы-

* ТЗ разрабатывают в соответствии с требованиями комплекса стандартов СРПП. Утверждает ТЗ заказчик (в случаях договорных НИР) или руководитель предприятия-исполнителя (в случаях инициативных НИР).
полнение НИР и (или) контракт (договор) с заказчиком* — в случае наличия-заказчика.

4.2 В процессе выполнения НИР должно быть обеспечено соблюдение требова-ний ТЗ, в том числе разработаны и реализованы требования:

По обеспечению безопасности для жизни и здоровья людей и охраны окру-жающей среды, совместимости и взаимозаменяемости;
- по стандартизации, унификации и метрологическому обеспечению;
- по ограничению номенклатуры применяемых материалов и комплектующих изделий;
- по экономическому и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов при создании и эксплуатации создаваемой продукции;
- по обеспечению конкурентоспособности продукции, намечаемой к созданию.

4.3 Для решения отдельных самостоятельных вопросов НИР могут быть выделе-ны составные части НИР, выполняемые соисполнителями (сторонними организация-ми) по контракту с исполнителем НИР. В этих случаях исполнитель НИР выполняет функции заказчика по отношению к исполнителям составных частей НИР, координи-рует их работу и несет ответственность за качество и научно-технический уровень НИР в целом.

4.4 Процесс выполнения НИР в общем случае состоит из следующих этапов:

Выбор направления исследований; проводят с целью определения оптимально-го варианта направления исследований на основе анализа состояния исследуемой проблемы, в том числе результатов патентных исследований, и сравнительной оценки вариантов возможных решений с учетом результатов прогнозных исследований, про-водившихся по аналогичным проблемам;

Теоретические и экспериментальные исследования; проводят с целью получе-ния достаточных теоретических и достоверных экспериментальных результатов ис-следований для решения поставленных перед НИР задач;

Обобщение и оценка результатов исследований, выпуск отчетной научно-технической документации (далее в тексте — ОНТД) по НИР; проводят с целью оценки эффективности полученных результатов в сравнении с современным научно-техническим уровнем (в том числе оценки создания конкурентоспособной продукции и услуг);

Предъявления работы к приемке и ее приемка.

Этапы конкретной НИР, а также необходимость их приемки должны быть опре-делены в ТЗ и контракте** на ее выполнение.

Этапы допускается разделять на самостоятельные отчетные подэтапы, что также должно быть оговорено в ТЗ и контракте.

4.5 Для экспериментальной проверки возможности создания образца продукции и определения его технических характеристик, проверки правильности результатов теоретических исследований и выбора оптимального технического и конструкторско-технологического решения и в процессе выполнения НИР при необходимости созда-ют макеты, модели, экспериментальные образцы (далее — макеты).

Необходимость разработки, изготовления и испытаний макетов устанавливают в ТЗ на НИР и контракте на ее выполнение.

* Заказчиком может являться как государственный заказчик, так и любой другой субъект хозяй-ственной деятельности в соответствии с разделом 1 настоящего стандарта.

4.6. Для обеспечения своевременного выполнения НИР и ее этапов, осуществле-ния оперативного контроля за выполнением работ и составлением ОНТД* исполни-тель НИР при необходимости разрабатывает, согласовывает с заказчиком** и утвер-ждает план совместных работ на выполнение НИР*** (план-график, сетевой план-график или другой планирующий документ), содержащий последовательность и сро-ки выполнения этапов НИР, состав исполнителей, номенклатуру и сроки составления ОНТД по этапам НИР и НИР в целом, сроки приемки этапов и НИР в целом.

Согласованный и утвержденный план совместных работ на выполнение НИР яв-ляется обязательным для всех участников НИР.

В процессе выполнения работ исполнитель НИР по согласованию с заказчиком может уточнять и корректировать план совместных работ в пределах условий ТЗ и контракта на выполнение НИР.

4.7 При выявлении в процессе НИР нецелесообразности продолжения работ ис-полнитель НИР представляет заказчику обоснованное заключение о прекращении ра-бот. Основанием для прекращения НИР является совместное решение исполнителя НИР и заказчика либо решение руководства исполнителя НИР (при отсутствии заказ-чика).

Прекращение НИР по инициативе заказчика оформляют также совместным ре-шением исполнителя НИР и заказчика.

5 Порядок выполнения и приемки этапов НИР и НИР в целом

5.1 Выполнение требований ТЗ, в том числе по обеспечению безопасности для жизни и здоровья людей и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаме-няемости при изготовлении и испытаниях макетов и при реализации НИР осуществ-ляют:

На этапе выбора направлений исследований — путем проработки вопросов безопасности и экологии, формирования необходимых требований и разработки ме-роприятий по их выполнению;

На этапе теоретических и экспериментальных исследований — путем уточне-ния и экспериментальной проверки этих требований при изготовлении и испытаниях макетов;

На этапе обобщения и оценки результатов исследований — путем включения уточненных требований в ОНТД.

Эффективность и достаточность разработанных требований и принятых мер по их реализации оценивают при приемке этапов НИР и НИР в целом и отражают в ак-тах приемки и протоколах испытаний макетов.

5.2 Разработку и реализацию требований по стандартизации и унификации соз-даваемых образцов продукции осуществляют в соответствии с требованиями нацио-нальной системы стандартизации и ТЗ.

5.2.1 При разработке предложений по унификации должны быть учтены воз-можности использования в конструкции образца продукции заимствованных состав-ных частей, блочно-модульного принципа конструирования, использования образца продукции и его составных частей в качестве базовых для создания их модификации, а также разработаны предложения по созданию параметрических и типоразмерных

* Отчет о НИР — в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32.

*** План совместных работ разрабатывают при выполнении НИР по созданию сложных изделии с участием нескольких соисполнителей.
рядов составных частей, по использованию в конструкции изделия унифицированных конструктивных элементов, комплектующих изделий, материалов и сырья, по приме-нению типовых конструктивно-технологических решений и прогрессивных техноло-гий.

5.2.2 Работы по метрологическому обеспечению осуществляются в соответствии с требованиями межгосударственных стандартов обеспечения единства измерений.

5.3 Требования по ограничению номенклатуры применяемых материалов и ком-плектующих изделий разрабатывают с целью предотвращения применения в созда-ваемом образце продукции устаревших, неперспективных или не соответствующих по своим техническим характеристикам требованиям к создаваемому образцу про-дукции материалов и комплектующих изделий.

5.4 Макеты изготавливают, как правило, по эскизным конструкторским доку-ментам. Допускается изготовление макетов по рабочей конструкторской документа-ции.

Испытания макетов проводят по утвержденным программам и методикам ис-полнителя НИР, согласованным с заказчиком по его решению.

Результаты испытаний макетов оформляют протоколом (актом) испытаний.

5.5 Патентные исследования проводят на всех этапах НИР. Содержание и объем патентных исследований устанавливают в ТЗ и контракте.

5.6 Для оказания методической помощи при выполнении работ по 5.1—5.5, для участия при выполнении НИР в рассмотрении ее результатов или ее этапов, для оцен-ки научно-технического уровня НИР, рассмотрения ОНТД и выдачи заключений на нее, для участия в контроле и приемке НИР и ее этапов могут по контракту с испол-нителем НИР привлекаться головные НИИ по виду техники или другие специализи-рованные организации, в том числе по технологии и материаловедению.

5.7 Приемка этапов НИР

5.7.1 После завершения этапа НИР его результаты и разработанная ОНТД долж-ны быть рассмотрены на научно-техническом (ученом) совете (далее — НТС) орга-низации—исполнителя НИР или на секции НТС с участием заказчика, головного НИИ по виду техники или других заинтересованных организаций по решению испол-нителя НИР и заказчика.

Результаты рассмотрения этапа НИР оформляют протоколом.

5.7.2 ОНТД на этапе НИР перед рассмотрением на НТС может быть направлена на рецензию. Необходимость рецензирования и организация-рецензент устанавлива-ются в ТЗ и контракте на выполнение НИР.

5.7.3 Откорректированную по результатам рассмотрения на НТС (секции НТС) ОНТД утверждает руководство исполнителя НИР.

5.7.4 Приемка этапа НИР заключается в рассмотрении и оценке результатов вы-полненных работ, качества предъявленной ОНТД и других материалов по этапу в со-ответствии с требованиями ТЗ и контракта, а также в подтверждении результатов ис-следований проведением испытаний макетов, если это указано в ТЗ или контракте.

5.7.5 К приемке этапа предъявляют: утвержденную ОНТД завершенного этапа, проект программы приемки этапа (если она разрабатывалась), протокол о рассмотре-нии этапа НИР на НТС (секции НТС), а также другие технические материалы, преду-смотренные ТЗ и контрактом.

Этап НИР принимает комиссия, необходимость создания которой, ее состав и сроки работы устанавливает руководство исполнителя НИР по согласованию с заказ-чиком.

Результаты приемки оформляют актом приемки этапа НИР, утверждаемым ру-
ководством исполнителя НИР. Утвержденный акт является основанием для того, что-бы считать этап НИР завершенным.

5.8 Приемка НИР в целом

5.8.1 После приемки этапов НИР исполнитель НИР оформляет ОНТД и другие материалы по НИР в целом, которые должны быть рассмотрены на НТС (секции НТС) в соответствии с требованиями 5.7.1—5.7.3.

5.8.2 Приемку НИР осуществляют постоянно действующей или специально соз-даваемой комиссией.

Основанием для приемки НИР является приказ (распоряжение) руководства ис-полнителя НИР и (или) заказчика о приемке НИР.

В приказе указывают наименование НИР, состав комиссии, цели и задачи ко-миссии, место и сроки проведения работ по приемке НИР.

5.8.3 При необходимости исполнителем НИР может быть разработана програм-ма приемки НИР, утверждаемая руководством исполнителя НИР. В программе ука-зывают наименование работы, конкретный перечень предъявляемых к приемке тех-нических материалов и документов, объем, содержание и последовательность работ при проведении приемки НИР.

5.8.4 На приемку НИР исполнитель НИР предъявляет:

Утвержденное ТЗ;
- утвержденные акты приемки завершенных этапов НИР;
- утвержденный научно-технический отчет по НИР и другую ОНТД по НИР, предусмотренную ТЗ и контрактом;
- макеты, программы и методики испытаний макетов, если это предусмотрено ТЗ и контрактом;
- рекомендации и предложения по реализации и использованию результатов НИР;
- другие материалы по предложениям инстанций, утвердивших ТЗ или програм-му приемки НИР.

5.8.5 Приемка НИР заключается в рассмотрении и проверке результатов выпол-ненных работ на соответствие ТЗ, анализе качества принятых технических решений, а при необходимости и в подтверждении результатов исследований проведением испы-таний макетов.

При приемке НИР оценивают научно-технический уровень исследований, обос-нованность предлагаемых решений и рекомендаций по реализации и использованию результатов НИР для создания конкурентоспособной продукции и услуг.

5.8.6 По результатам приемки НИР комиссия оформляет акт приемки НИР, под-писанный председателем и всеми членами комиссии и утверждаемый руководством исполнителя НИР или заказчиком.

Датой окончания НИР считают дату утверждения акта приемки НИР.

5.8.7 Результаты законченной НИР реализуют в соответствии с рекомендациями, изложенными в акте приемки НИР.

Законченную НИР считают реализованной, если в соответствии с целями, по-ставленными в НИР, ее результаты использованы при разработке:

Основных направлений или федеральных (региональных, межгосударствен-ных) целевых программ развития техники;
- новых (модернизации существующих) образцов продукции или их составных частей;
- технических заданий, по которым разрабатывают новые (модернизируют су-ществующие) образцы продукции;
- решения о коренном изменении направлений отдельных научно-исследовательских, опытно-конструкторских или опытно-технологических работ;
- технических заданий на другие НИР;
- нормативных, технических и организационно-методических документов (стандартов, положений, методик, инструкций, руководств), используемых при разра-ботке, производстве, эксплуатации и ремонте продукции;
- программ и методик испытаний новых (модернизированных) образцов про-дукции.

5.8.8 Права владения, распоряжения и использования объектов промышленной и интеллектуальной собственности, созданных в НИР, определяются действующим за-конодательством и контрактом.

Этапы НИР Состав работ
Разработка технического задания (ТЗ) на проведение научно-исследовательских работ (НИР). Выбор направления исследования Теоретические и экспериментальные исследования Обобщение и оценка результатов исследований. Обоснование цели, исходных данных и этапов для проведения работ. Основные требования к выполнению НИР. Способ реализации результатов НИР. Порядок рассмотрения и приемки НИР. Сбор и изучение научно-технической литературы, нормативно-технической документации об аналогах и других материалах, относящихся к разрабатываемой теме. Проведение патентных исследований. Составление аналитического обзора. Формулирование возможных направлений решения задач, поставленных в ТЗ НИР, и их сравнительная оценка. Выбор и обоснование принятого направления исследований и способов решения поставленных задач. Сопоставление ожидаемых показателей новой продукции после внедрения НИР с существующими и оценка ориентировочной экономической эффективности. Разработка общей методики проведения исследований (программы работ, план-графика). Составление промежуточного отчета и его рассмотрение (при необходимости). Разработка рабочих гипотез, построение моделей исследований, обоснование допущений. Выявление необходимости проведения экспериментов для подтверждения отдельных положений теоретических исследований. Разработка методики экспериментальных исследований. Проведение экспериментов, обработка полученных данных. Сопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями. Корректировка теоретических моделей объекта и проведение по необходимости дополнительных экспериментов. Проведение технико-экономических исследований эффективности внедрения объекта исследования и составление, при необходимости, промежуточного отчета. Обобщение результатов предыдущих этапов работ. Оценка полноты решения задач. Проведение при необходимости дополнительных исследований, в том числе патентных. Разработка рекомендаций по использованию результатов проведения НИР. Формулирование технических требований для технического задания на разработку продукции. Составление и оформление отчета. Рассмотрение результатов проведенных НИР и приемка работы в целом.

Каждый этап НИР должен решать конкретные задачи, необходимые для успешного проведения последующего этапа и уточнения содержания и направления НИР в целом.

Для студенческих научных исследований по бухгалтерскому учету этапы могут быть укрупнены следующим образом: определение проблемы, подготовка, исследование, создание новой информации, заключительный этап. Схема этапов служит основой для составления рабочего плана.



Основными стадиями подготовительного этапа являются: подготовка условий, необходимых для исследования и составление библиографии по теме. На данном этапе целесообразно предусмотреть использование ЭВМ, провести предварительное обследование намеченных к исследованию объектов, позаботиться о сроке и программе предполагаемых командировок, получить, если это необходимо, консультации у специалистов. Исследователю предварительно рекомендуется ознакомиться с новейшей литературой по теме и общеметодическими дисциплинами (моделирование, прогнозирование, теория подобий и др.), подумав, нельзя ли их применить в данном исследовании. Важно обратить внимание на смежные науки, так как при этом возможно широкое заимствование методов и приемов смежной дисциплины, применение выводов по аналогии.

При сборе информации необходимо соблюдать меру, знакомясь с ней в обратно-хронологическом порядке. Следует отбирать и внимательно изучать как материал, подтверждающий концепцию исследователя, так и материал, противоречащей ей. Во избежание неточностей и ошибок первостепенное внимание исследователя должно обращаться на первоисточники.

После изучения основной литературы обращаются к сбору и изучению практического материала. Бухгалтерский учет – прикладная экономическая наука и знание практики имеет важное значение в исследовании. «Бухгалтерия – это искусство. Профессия, требующая таланта и терпения. Особый дар видеть за цифрами сложный мир в его взаимосвязях и гармонии…». Поэтому на предприятиях необходимо знакомиться с постановкой бухгалтерского учета и экономического анализа, планами, справками проверок, отчетами, объяснительными записками, анализами хозяйственной деятельности, текущей перепиской, приказами, инструкциями и методическими указаниями. В необходимых случаях также могут проводиться анкетные или устные опросы, например, при исследовании рабочего времени работников бухгалтерского учета.

При сборе данных важно определить источник и разработать методику получения информации, которая может систематизироваться в свободных накопительных таблицах по отдельным разделам исследования.

Форма таблиц в каждом отдельном случае определяются объектом исследования, и периодом времени за который берется материал. Отбор цифровых данных следует производить за ряд лет в сопоставимых показателях, чтобы можно было выявить их динамику, установить определенные закономерности и тенденции.

Необходимо проверять взаимосвязь цифр в отдельных таблицах, учитывать возможность сопоставимости показателей за ряд лет, а также построение графиков и диаграмм на основе полученных данных.

При большом объеме информации возникает необходимость в ее автоматизированной обработке , в связи с этим целесообразно в анкетах или других документах производить ее предварительную шифровку. Следует отметить, что научная деятельность в современных условиях предполагает широкое применение вычислительной техники для выполнения расчетов, организации и планирования экспериментальных исследований, для обработки результатов различных испытаний. Начинающий исследователь должен знать способы программирования, уметь выбрать тип ЭВМ, пригодный для решения соответствующей задачи, составить программу на одном из алгоритмических языков, провести ее отладку и проанализировать результаты расчета на ЭВМ. На старших курсах при изучении специальных дисциплин студенты применяют ЭВМ для расчетов при выполнении лабораторных работ, курсовом и дипломном проектировании. Средства вычислительной техники (ВТ) используются как инструмент различных исследований практически во всех областях экономики (моделирование, расчет относительных величин, группировки, корреляция, дисперсионный анализ и т.д.).

Непременным условием рационального сбора информации является продуманный план (программа) исследования. Он обеспечивает четкое размежевание функций между участниками исследования, внутреннюю согласованность и синхронность их работы. Составление плана обычно предшествует разработка гипотезы и методики исследования. Рабочий план – костяк всей работы и представляет собой разработанный проект выполнения исследования. В нем определяются: уточненная формулировка темы; общие и частные задачи работы; этапы работы с указанием их объема, содержания, методики, объектов и сроков каждого этапа; исполнители с указанием видов, одержания и объема работы каждого из них; форма представления результатов (отчет, статья, доклад); смета расходов по теме. От программы исследования план отличается большой конкретностью. При разработке рабочего плана следует осуществлять принцип самоограничения. Если в работе планируется эксперимент, то он предусматривается в плане отдельной стадией. Следует учитывать, что план не самоцель, а средство достижения цели, поэтому в него могут вноситься необходимые уточнения.

Одновременно с планом составляют объяснительную записку к нему, которая содержит обоснование темы, краткую информацию о ее современном состоянии, развернутую характеристику целей и задач, изложение выдвигаемой исследователем рабочей гипотезы, мотивировку выбора методов и объектов исследования. Такая записка углубляет содержание плана.

В процессе исследования отобранные материалы подвергаются обработке. Этот этап исследования разделяется на несколько стадий:

· систематизация материала;

· оценка материала;

· предварительные выводы;

· сопоставление данных;

· создание новой информации;

· окончательные выводы.

Систематизация материала позволяет собранные факты превратить в стройную систему, создать на их основе группы с общими признаками, отразить наиболее существенное в изучаемой совокупности. Систематизация фактов может осуществляться различными методами, например, посредством группировок. При обработке данных рекомендуется использовать современные персональные компьютеры, которые позволяют решать системы линейных и нелинейных уравнений, дифференциальные уравнения, задачи оптимизации и минимизации и т.д.

При исследовании полученной информации составляются таблицы, графики, диаграммы, т.е. создается новая информация. Она подлежит предварительной оценке , с точки зрения пригодности, полноты, достоверности. При этом исследователь устанавливает все ли аспекты и стороны освещены, дает ли новая информация полную картину явлений. Новую информацию также сопоставляют с ранее собранной первичной информацией и выдвинутой рабочей гипотезой. В случае необходимости принимают решение о дополнительном сборе и отборе материала. Новая информация может создаваться следующими методами: логическим анализом, синтезом, методом абстрагирования, наблюдением, экспериментированием, моделированием, классификацией и т.д.

Важное место в получении новой информации и выработке выводов также принадлежит экономическому анализу. Он позволяет выявить степень выполнения планов, динамику развития хозяйства и причины отклонений от плановых заданий, вскрыть резервы повышения эффективности.

Получив результаты исследований, приступают к наиболее сложному этапу – формулировке выводов и предложений . Прежде чем делать выводы необходимо еще раз проверить завершенность каждой отдельной части работы и доказательность аргументации в масштабе всей работы в целом. Не рекомендуется перегружать выводы цифровыми материалами и частностями. Их обоснование должно содержаться в предшествующем изложении. Предложения по практическому применению выводов должны учитывать не только характер исследования, но и перспективу развития. Выдвигая те или иные предложения, необходимо определить их эффект. В том случае, когда есть несколько конкурирующих предложений, производится сравнительный расчет эффекта и затрат по каждому варианту и выбирается тот, который имеет наилучшие показатели. При этом следует учитывать, что наряду с прямым эффектом возможен косвенный или внеэкономический, который, например, выражается через повышение психологического, социального, физиологического, эстетического и другого эффекта.

В связи с тем, что учетные дисциплины носят прикладной характер, рекомендации в большинстве случаев носят организационно-методический характер. Например, в области организации бухгалтерского учета могут быть внесены предложения, направленные на внедрение прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета, комплексную автоматизацию учета на базе использования современных средств вычислительной техники, осуществление научной организации труда учетного аппарата предприятий и др.

По анализу хозяйственной деятельности вносят предложения, предусматривающие вскрытие резервов повышения эффективности. В частности, наиболее распространенными резервами считают ускорение оборачиваемости, эффективное использование трудовых, материальных и денежных ресурсов, эффективное управление активами, увеличение объемов продаж, повышение суммы доходов от различных видов деятельности.

В области аудита часто вносят предложения, связанные с внедрением НОТ в аудиторскую работу и совершенствованием приемов аудита, разработкой организационно-технологических схем и процедур проведения аудита, автоматизацией аудиторской деятельности, применением экономического анализа в процессе аудита.

Предложенные рекомендации требуют претворения в жизнь, поэтому в работе следует предусматривать затраты на их внедрение и последовательность осуществления мероприятий. Необходимо отметить, что предложения без разработки механизма реализации выглядят голословными. Они должны доводиться до уровня конкретных методик, рекомендаций, до разработки форм документов, формулировок в нормативно- правовые акты.

ГОСТ 15.101-98

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Система разработки и постановки продукции

на производство

Издание официальное

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 13-98 от 28 мая 1998 г.)

3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 3 сентября 1999 г. № 286-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 15.101-98 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2000 г.

4 ВЗАМЕН ГОСТ 15.101-80

© ИПК Издательство стандартов, 1999

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Госстандарта России

1 Область применения........................................................1

3 Определения..............................................................1

4 Общие положения..........................................................2

5 Порядок выполнения и приемки этапов НИР и НИР в целом.........................3

Введение

Необходимость разработки настоящего стандарта обусловлена:

дальнейшим развитием комплекса стандартов Системы разработки и постановки продукции на производство с учетом проведения экономических реформ, изменения сложившихся механизмов хозяйствования и структур управления в странах СНГ;

повышения требований к эффективности исследований и разработок, их техническому уровню, качеству и конкурентоспособности;

изменением законодательных основ в области создания и заказов продукции.

ГОСТ 15.101-98

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Система разработки и постановки продукции на производство

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

System of product development and launching into manufacture. Procedure of scientific researches and development

Дата введения 2000-07-01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации и выполнению научно-исследовательских работ (НИР); порядок выполнения и приемки НИР; этапы выполнения НИР, правила их выполнения и приемки; порядок разработки, согласования и утверждения документов в процессе организации и выполнения НИР; порядок реализации результатов НИР.

Положения настоящего стандарта подлежат выполнению техническими комитетами по стандартизации, организациями, предприятиями, объединениями, ассоциациями, концернами, акционерными обществами и другими субъектами хозяйственной деятельности независимо от организационно-правовой формы собственности и подчинения, а также органами государственного управления, имеющими непосредственное отношение к разработке, производству, эксплуатации и ремонту продукции.

Стандарт распространяется на НИР, предшествующие разработке народнохозяйственной продукции.

Стандарт устанавливает основные положения, которые при необходимости могут быть конкретизированы в других стандартах и нормативных документах по стандартизации.

2 Нормативные ссылки

ГОСТ 7.32-91 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления

3 Определения

В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 научно-исследовательская работа (НИР): Комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции.

3.2 народнохозяйственная продукция (НХП): Продукция, разрабатываемая и применяемая для удовлетворения потребностей народного хозяйства, населения и экспорта.

Примечание - Продукция, разрабатываемая и изготовляемая для нужд обороны страны, к НХП не относится.

3.3 техническое задание на научно-исследовательскую работу (ТЗ): Исходный технический документ для проведения НИР, устанавливающий требования к содержанию, объемам и срокам выполнения этих работ.

3.4 контракт: Коммерческий документ, которым оформляются сделки (в том числе внешнеторговые) по купле-продаже продукции или услуг, включая оказание экономического и технического содействия зарубежным странам.

Издание официальное

3.5 заказчик: Предприятие (организация, объединение или другой субъект хозяйственной деятельности), по заявке или контракту с которым производится создание и (или) поставка продукции (в том числе научно-технической).

3.6 исполнитель НИР: Предприятие (организация, объединение или другой субъект хозяйственной деятельности), выполняющее НИР.

3.7 патентные исследования: Исследование технического уровня и тенденций развития продукции, ее патентоспособности, патентной чистоты и конкурентоспособности.

3.8 отчетная научно-техническая документация (ОНТД): Комплект документов, отражающих объективную информацию о содержании и результатах НИР (этапов НИР), а также содержащих рекомендации по ее использованию.

3.9 этап НИР: Часть НИР, являющаяся объектом планирования и финансирования.

3.10 макет: Упрощенное воспроизведение в определенном масштабе изделия или его части, на котором исследуются отдельные характеристики изделия, а также оценивается правильность принятых технических и художественных решений.

3.11 модель: Изделие, воспроизводящее или имитирующее конкретные свойства заданного изделия и изготовленное для проверки принципа его действия и определения характеристик.

3.12 экспериментальный образец: Образец продукции, обладающий основными признаками намечаемой к разработке продукции, изготовляемый с целью проверки предполагаемых решений и уточнения отдельных характеристик для использования при разработке этой продукции.

Примечание - Экспериментальный образец всегда выполняется в натуральную величину и представляет собой законченное в функциональном отношении изделие, пригодное для исследовательских испытаний.

3.13 испытания: Определение одной или нескольких характеристик продукции в соответствии с установленной процедурой.

3.14 программа испытаний: Документ, предназначенный для организации и выполнения работ, обеспечивающих проведение испытаний конкретного объекта.

3.15 методика испытаний: Документ или его часть, устанавливающие правила реализации методов испытаний.

4 Общие положения

4.1 Основанием для выполнения НИР служит техническое задание (Т3)*> на выполнение НИР и (или) контракт (договор) с заказчиком **> - в случае наличия заказчика.

4.2 В процессе выполнения НИР должно быть обеспечено соблюдение требований ТЗ, в том числе разработаны и реализованы требования:

По обеспечению безопасности для жизни и здоровья людей и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости;

По стандартизации, унификации и метрологическому обеспечению;

По ограничению номенклатуры применяемых материалов и комплектующих изделий;

По экономическому и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов при создании и эксплуатации создаваемой продукции;

По обеспечению конкурентоспособности продукции, намечаемой к созданию.

4.3 Для решения отдельных самостоятельных вопросов НИР могут быть выделены составные части НИР, выполняемые соисполнителями (сторонними организациями) по контракту с исполнителем НИР. В этих случаях исполнитель НИР выполняет функции заказчика по отношению к исполнителям составных частей НИР, координирует их работу и несет ответственность за качество и научно-технический уровень НИР в целом.

4.4 Процесс выполнения НИР в общем случае состоит из следующих этапов:

Выбор направления исследований; проводят с целью определения оптимального варианта направления исследований на основе анализа состояния исследуемой проблемы, в том числе результатов патентных исследований, и сравнительной оценки вариантов возможных решений с учетом результатов прогнозных исследований, проводившихся по аналогичным проблемам;

ТЗ разрабатывают в соответствии с требованиями комплекса стандартов СРПП. Утверждает ТЗ заказчик (в случаях договорных НИР) или руководитель предприятия-исполнителя (в случаях инициативных НИР).

**) Заказчиком может являться как государственный заказчик, так и любой другой субъект хозяйственной деятельности в соответствии с разделом 1 настоящего стандарта.

Теоретические и экспериментальные исследования; проводят с целью получения достаточных теоретических и достоверных экспериментальных результатов исследований для решения поставленных перед НИР задач;

Обобщение и оценка результатов исследований, выпуск отчетной научно-технической документации (далее в тексте - ОНТД) по НИР; проводят с целью оценки эффективности полученных результатов в сравнении с современным научно-техническим уровнем (в том числе оценки создания конкурентоспособной продукции и услуг);

Предъявления работы к приемке и ее приемка.

Этапы конкретной НИР, а также необходимость их приемки должны быть определены в ТЗ и контракте*) на ее выполнение.

Этапы допускается разделять на самостоятельные отчетные подэтапы, что также должно быть оговорено в ТЗ и контракте.

4.5 Для экспериментальной проверки возможности создания образца продукции и определения его технических характеристик, проверки правильности результатов теоретических исследований и выбора оптимального технического и конструкторско-технологического решения и в процессе выполнения НИР при необходимости создают макеты, модели, экспериментальные образцы (далее - макеты).

Необходимость разработки, изготовления и испытаний макетов устанавливают в ТЗ на НИР и контракте на ее выполнение.

4.6. Для обеспечения своевременного выполнения НИР и ее этапов, осуществления оперативного контроля за выполнением работ и составлением ОНТД**) исполнитель НИР при необходимости разрабатывает, согласовывает с заказчиком***) и утверждает план совместных работ на выполнение НИР* 4) (план-график, сетевой план-график или другой планирующий документ), содержащий последовательность и сроки выполнения этапов НИР, состав исполнителей, номенклатуру и сроки составления ОНТД по этапам НИР и НИР в целом, сроки приемки этапов и НИР в целом.

Согласованный и утвержденный план совместных работ на выполнение НИР является обязательным для всех участников НИР.

В процессе выполнения работ исполнитель НИР по согласованию с заказчиком может уточнять и корректировать план совместных работ в пределах условий ТЗ и контракта на выполнение НИР.

4.7 При выявлении в процессе НИР нецелесообразности продолжения работ исполнитель НИР представляет заказчику обоснованное заключение о прекращении работ. Основанием для прекращения НИР является совместное решение исполнителя НИР и заказчика либо решение руководства исполнителя НИР (при отсутствии заказчика).

Прекращение НИР по инициативе заказчика оформляют также совместным решением исполнителя НИР и заказчика.

5 Порядок выполнения и приемки этапов НИР и НИР в целом

5.1 Выполнение требований ТЗ, в том числе по обеспечению безопасности для жизни и здоровья людей и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости при изготовлении и испытаниях макетов и при реализации НИР осуществляют:

На этапе выбора направлений исследований - путем проработки вопросов безопасности и экологии, формирования необходимых требований и разработки мероприятий по их выполнению;

На этапе теоретических и экспериментальных исследований - путем уточнения и экспериментальной проверки этих требований при изготовлении и испытаниях макетов;

На этапе обобщения и оценки результатов исследований - путем включения уточненных требований в ОНТД.

Эффективность и достаточность разработанных требований и принятых мер по их реализации оценивают при приемке этапов НИР и НИР в целом и отражают в актах приемки и протоколах испытаний макетов.

**) Отчет о НИР в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32.

* 4) План совместных работ разрабатывают при выполнении НИР по созданию сложных изделий с участием нескольких соисполнителей.

5.2 Разработку и реализацию требований по стандартизации и унификации создаваемых образцов продукции осуществляют в соответствии с требованиями национальной системы стандартизации и ТЗ.

5.2.1 При разработке предложений по унификации должны быть учтены возможности использования в конструкции образца продукции заимствованных составных частей, блочномодульного принципа конструирования, использования образца продукции и его составных частей в качестве базовых для создания их модификации, а также разработаны предложения по созданию параметрических и типоразмерных рядов составных частей, по использованию в конструкции изделия унифицированных конструктивных элементов, комплектующих изделий, материалов и сырья, по применению типовых конструктивно-технологических решений и прогрессивных технологий.

5.2.2 Работы по метрологическому обеспечению осуществляются в соответствии с требованиями межгосударственных стандартов обеспечения единства измерений.

5.3 Требования по ограничению номенклатуры применяемых материалов и комплектующих изделий разрабатывают с целью предотвращения применения в создаваемом образце продукции устаревших, неперспективных или не соответствующих по своим техническим характеристикам требованиям к создаваемому образцу продукции материалов и комплектующих изделий.

5.4 Макеты изготавливают, как правило, по эскизным конструкторским документам. Допускается изготовление макетов по рабочей конструкторской документации.

Испытания макетов проводят по утвержденным программам и методикам исполнителя НИР, согласованным с заказчиком по его решению.

Результаты испытаний макетов оформляют протоколом (актом) испытаний.

5.5 Патентные исследования проводят на всех этапах НИР. Содержание и объем патентных исследований устанавливают в ТЗ и контракте.

5.6 Для оказания методической помощи при выполнении работ по 5.1-5.5, для участия при выполнении НИР в рассмотрении ее результатов или ее этапов, для оценки научно-технического уровня НИР, рассмотрения ОНТД и выдачи заключений на нее, для участия в контроле и приемке НИР и ее этапов могут по контракту с исполнителем НИР привлекаться головные НИИ по виду техники или другие специализированные организации, в том числе по технологии и материаловедению.

5.7 Приемка этапов НИР

5.7.1 После завершения этапа НИР его результаты и разработанная ОНТД должны быть рассмотрены на научно-техническом (ученом) совете (далее - НТС) организации-исполнителя НИР или на секции НТС с участием заказчика, головного НИИ по виду техники или других заинтересованных организаций по решению исполнителя НИР и заказчика.

Результаты рассмотрения этапа НИР оформляют протоколом.

5.7.2 ОНТД на этапе НИР перед рассмотрением на НТС может быть направлена на рецензию. Необходимость рецензирования и организация-рецензент устанавливаются в ТЗ и контракте на выполнение НИР.

5.7.3 Откорректированную по результатам рассмотрения на НТС (секции НТС) ОНТД утверждает руководство исполнителя НИР.

5.7.4 Приемка этапа НИР заключается в рассмотрении и оценке результатов выполненных работ, качества предъявленной ОНТД и других материалов по этапу в соответствии с требованиями ТЗ и контракта, а также в подтверждении результатов исследований проведением испытаний макетов, если это указано в ТЗ или контракте.

5.7.5 К приемке этапа предъявляют: утвержденную ОНТД завершенного этапа, проект программы приемки этапа (если она разрабатывалась), протокол о рассмотрении этапа НИР на НТС (секции НТС), а также другие технические материалы, предусмотренные ТЗ и контрактом.

Этап НИР принимает комиссия, необходимость создания которой, ее состав и сроки работы устанавливает руководство исполнителя НИР по согласованию с заказчиком.

Результаты приемки оформляют актом приемки этапа НИР, утверждаемым руководством исполнителя НИР. Утвержденный акт является основанием для того, чтобы считать этап НИР завершенным.

5.8 Приемка НИР в целом

5.8.1 После приемки этапов НИР исполнитель НИР оформляет ОНТД и другие материалы по НИР в целом, которые должны быть рассмотрены на НТС (секции НТС) в соответствии с требованиями 5.7.1-5.7.3.

5.8.2 Приемку НИР осуществляют постоянно действующей или специально создаваемой комиссией.

Основанием для приемки НИР является приказ (распоряжение) руководства исполнителя НИР и (или) заказчика о приемке НИР.

В приказе указывают наименование НИР, состав комиссии, цели и задачи комиссии, место и сроки проведения работ по приемке НИР.

5.8.3 При необходимости исполнителем НИР может быть разработана программа приемки НИР, утверждаемая руководством исполнителя НИР. В программе указывают наименование работы, конкретный перечень предъявляемых к приемке технических материалов и документов, объем, содержание и последовательность работ при проведении приемки НИР.

5.8.4 На приемку НИР исполнитель НИР предъявляет:

Утвержденное ТЗ;

Утвержденные акты приемки завершенных этапов НИР;

Утвержденный научно-технический отчет по НИР и другую ОНТД по НИР, предусмотренную ТЗ и контрактом;

Макеты, программы и методики испытаний макетов, если это предусмотрено ТЗ и контрактом;

Другие материалы по предложениям инстанций, утвердивших ТЗ или программу приемки

5.8.5 Приемка НИР заключается в рассмотрении и проверке результатов выполненных работ на соответствие ТЗ, анализе качества принятых технических решений, а при необходимости и в подтверждении результатов исследований проведением испытаний макетов.

При приемке НИР оценивают научно-технический уровень исследований, обоснованность предлагаемых решений и рекомендаций по реализации и использованию результатов НИР для создания конкурентоспособной продукции и услуг.

5.8.6 По результатам приемки НИР комиссия оформляет акт приемки НИР, подписанный председателем и всеми членами комиссии и утверждаемый руководством исполнителя НИР или заказчиком.

Датой окончания НИР считают дату утверждения акта приемки НИР.

5.8.7 Результаты законченной НИР реализуют в соответствии с рекомендациями, изложенными в акте приемки НИР.

Законченную НИР считают реализованной, если в соответствии с целями, поставленными в НИР, ее результаты использованы при разработке:

Основных направлений или федеральных (региональных, межгосударственных) целевых программ развития техники;

Новых (модернизации существующих) образцов продукции или их составных частей;

Технических заданий, по которым разрабатывают новые (модернизируют существующие) образцы продукции;

Решения о коренном изменении направлений отдельных научно-исследовательских, опытно-конструкторских или опытно-технологических работ;

Технических заданий на другие НИР;

Нормативных, технических и организационно-методических документов (стандартов, положений, методик, инструкций, руководств), используемых при разработке, производстве, эксплуатации и ремонте продукции;

Программ и методик испытаний новых (модернизированных) образцов продукции.

5.8.8 Права владения, распоряжения и использования объектов промышленной и интеллектуальной собственности, созданных в НИР, определяются действующим законодательством и контрактом.

УДК 658.51.012:006.354 МКС 01.120 Т51 ОКСТУ0015

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, техническое задание, исполнитель, заказчик, контракт

Редактор Т.С. Шеко Технический редактор О.Н. Власова Корректор Н.Л. Шнайдер Компьютерная верстка В. И. Грищенко

Изд. лиц. N° 021007 от 10.08.95. Сдано в набор 09.09.99. Подписано в печать 05.10.99. Уел. печ. л. 1,40.

Уч.-изд. л. 0,85. Тираж 677 экз. С3768. Зак. 833.

ИПК Издательство стандартов, 107076, Москва, Колодезный пер., 14.

Набрано в Издательстве на ПЭВМ

Филиал ИПК Издательство стандартов - тип. “Московский печатник”, Москва, Лялин пер., 6.

Плр N° 080102

  • ГОСТ 1.2-2009 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены
  • ГОСТ 1.2-97 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены
  • ГОСТ 1.20-85 Государственная система стандартизации. Порядок внедрения стандартов
  • ГОСТ 1.3-2002 Межгосударственная система стандартизации. Правила и методы принятия международных и региональных стандартов в качестве межгосударственных стандартов
  • ГОСТ 1.3-2008 Межгосударственная система стандартизации. Правила и методы принятия международных и региональных стандартов в качестве межгосударственных стандартов
  • ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
  • ГОСТ 15.101-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ
  • ГОСТ 20519-75 Система стандартизации экспортной продукции. Экспонаты для ярмарок и выставок. Основные требования
  • ГОСТ 22352-77 Гарантии изготовителя. Установление и исчисление гарантийных сроков в стандартах и технических условиях. Общие положения
  • ГОСТ 26265-84 Стандартизация в бытовом обслуживании населения. Основные положения
  • ГОСТ 31270-2004 Техника авиационная гражданская. Порядок выпуска сервисных бюллетеней и выполнения по ним работ
  • ГОСТ 6.10.3-83 Унифицированные системы документации. Запись информации унифицированных документов в коммуникативном формате
  • ГОСТ Р 33.1.02-2008 Единый российский страховой фонд документации. Страховые копии кинодокументов и фотодокументов. Общие технические условия
  • ГОСТ Р 33.3.02-2008 Единый российский страховой фонд документации. Страховые копии документации, являющейся национальным научным, культурным и историческим наследием. Общие требования к условиям хранения
  • ГОСТ 1.3-2014 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе международных и региональных стандартов
  • ГОСТ Р 1.1-2013 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности
  • ГОСТ Р 1.2-2014 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
  • ГОСТ Р 1.6-2013 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы
  • ГОСТ Р 1.7-2014 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов
  • ГОСТ Р 55901-2013 Руководящие указания по обоснованию и разработке стандартов на системы менеджмента для инновационных сфер деятельности
  • ГОСТ Р 56078-2014 Системы менеджмента качества предприятий авиационно-космической промышленности. Руководство по менеджменту риска в цепи поставок
  • ГОСТ Р 56173-2014 Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Требования к контролю первого изделия продукции авиационно-космического назначения
  • ГОСТ Р 56261-2014 Инновационный менеджмент. Инновации. Основные положения
  • ГОСТ Р 55418-2013 Техника авиационная. Классификация параметров объектов стандартизации. Общие требования
  • ГОСТ Р 56570-2015 Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонной промышленности. Требования к проведению аудита
  • ГОСТ 1.0-2015 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения
  • ГОСТ 1.2-2015 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены
  • ГОСТ 1.4-2015 Межгосударственная система стандартизации. Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности
  • ГОСТ Р 1.17-2015 Стандартизация в Российской Федерации. Эксперт по стандартизации. Общие требования
  • ГОСТ 30630.1.6-2013 Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания электрических выводов, патрубков и других присоединительных деталей на воздействие изгиба, крутящего момента, растягивающей и сжимающей сил
  • ГОСТ 30630.1.7-2013 Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие ударов при свободном падении, при падении вследствие опрокидывания; на воздействие качки и длительных наклонов
  • ГОСТ 30630.2.1-2013 Методы испытаний на стойкость к климатическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на устойчивость к воздействию температуры
  • ГОСТ 30630.2.5-2013 Методы испытаний на стойкость к климатическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие соляного тумана
  • ГОСТ 30630.2.7-2013 Методы испытаний на стойкость к климатическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытаний на воздействие пыли (песка)
  • ГОСТ 30630.3.2-2013 Методы определения стойкости полимерных электроизоляционных материалов и систем путем ускоренных испытаний в агрессивных газообразных средах. Общие требования. Испытания материалов и систем изоляции для низковольтных электротехнических изделий
  • ГОСТ Р 55899-2013 Руководство по обоснованию применимости и разработке стандартов на системы кризисного менеджмента
  • ГОСТ Р 55900-2013 Руководство по обоснованию применимости и разработке стандартов на системы менеджмента для инновационной деятельности малых и средних предприятий
  • ГОСТ Р 55902-2013 Надлежащая практика регулирования. Руководство по качеству регулирования
  • ГОСТ Р 56018-2014 Инструкции по применению потребительской продукции
  • ГОСТ Р 56861-2016 Система управления жизненным циклом. Разработка концепции изделия и технологий. Общие положения
  • ГОСТ Р 1.0-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения
  • ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
  • ГОСТ Р 1.16-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены
  • ГОСТ Р 54937-2012 Руководящие указания для разработчиков стандартов, направленные на удовлетворение потребностей пожилых людей и инвалидов
  • ГОСТ Р 1.14-2009 Стандартизация в Российской Федерации. Программа разработки национальных стандартов. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией
  • ГОСТ Р 1.15-2009 Стандартизация в Российской Федерации. Службы стандартизации в организациях. Правила создания и функционирования
  • ГОСТ Р 57190-2016 Заземлители и заземляющие устройства различного назначения. Термины и определения
  • ГОСТ Р 51740-2016 Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению
  • ГОСТ Р 57317-2016 Системы промышленной автоматизации и интеграция. Термины и определения
  • ГОСТ Р 57325-2016 Менеджмент знаний. Руководство по включению в стандарты требований по учету потребностей микро-, малых и средних предприятий
  • ГОСТ IEC 60050-901-2016 Международный электротехнический словарь. Глава 901. Стандартизация
  • ГОСТ IEC 62542-2016 Стандартизация окружающей среды для электрических и электронных изделий и систем. Словарь специальных терминов
  • ГОСТ Р 57564-2017 Организация и проведение работ по международной стандартизации в Российской Федерации
  • ГОСТ Р 1.14-2017 Стандартизация в Российской Федерации. Программа национальной стандартизации. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией
  • ГОСТ Р 1.15-2017 Стандартизация в Российской Федерации. Службы стандартизации в организациях. Правила создания и функционирования
  • ГОСТ Р 1.17-2017 Стандартизация в Российской Федерации. Эксперт по стандартизации. Общие требования
  • ГОСТ Р 7.0.101-2018 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Системы управления документами. Требования
  • ГОСТ Р 56569-2015 Системы менеджмента качества. Требования к организациям авиационной, космической и оборонной промышленности. Поставляемое программное обеспечение
  • ГОСТ Р 54937-2018 Руководящие указания для разработчиков стандартов, рассматривающих вопросы создания доступной среды
  • ГОСТ Р 58207-2018 Аспекты безопасности. Руководящие указания по вопросам безопасности детей, рассматриваемым в стандартах и технических условиях
  • ГОСТ Р 1.3-2018 Стандартизация в Российской Федерации. Технические условия на продукцию. Общие требования к содержанию, оформлению, обозначению и обновлению
  • ГОСТ Р 58307-2018 Часовое дело. Технико-коммерческие определения
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 37-2002 Потребительские товары. Инструкции по применению. Общие требования
  • ГОСТ Р 58344-2019 Заземлители и заземляющие устройства различного назначения. Общие технические требования к анодным заземлениям установок электрохимической защиты от коррозии
  • ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения
  • ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения
  • ГОСТ Р 1.1-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности
  • ГОСТ Р 1.10-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены
  • ГОСТ Р 1.11-99 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов
  • ГОСТ Р 1.13-2001 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок подготовки уведомлений о проектах нормативных документов
  • ГОСТ Р 1.13-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования
  • ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
  • ГОСТ Р 1.2-2016 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены
  • ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов
  • ГОСТ Р 1.3-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий
  • ГОСТ Р 1.4-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения
  • ГОСТ Р 1.4-93 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения
  • ГОСТ Р 1.5-2002 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
  • ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
  • ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов

Порядок выполнения и приемки этапов НИР и НИР в целом регламентируется ГОСТ 15.101-98.

Выполнение НИР

В процессе выполнения НИР должно быть обеспечено соблюдение требований ТЗ, в том числе разработаны и реализованы требования:

По обеспечению безопасности для жизни и здоровья людей и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости;

По стандартизации, унификации и метрологическому обеспечению;

По ограничению номенклатуры применяемых материалов и комплектующих изделий;

По экономическому и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов при создании и эксплуатации создаваемой продукции.

Реализация требований по обеспечению безопасности для жизни и здоровья людей и охране окружающей среды должна включать выявление опасных и вредных объектов, факторов воздействия, формирование необходимых требований по исключению влияния этих факторов на здоровье людей и окружающую среду и разработку соответствующих мероприятий.

Разработку и реализацию требований по стандартизации и унификации создаваемых образцов продукции осуществляют в соответствии с требованиями национальной системы стандартизации и ТЗ.

При разработке предложений по унификации должны быть учтены возможности использования в конструкции образца продукции заимствованных составных частей, блочно-модульного принципа конструирования, использования образца продукции и его составных частей в качестве базовых для создания их модификации, а также разработаны предложения по созданию параметрических и типоразмерных рядов составных частей, по использованию в конструкции изделия унифицированных конструктивных элементов, комплектующих изделий, материалов и сырья, по применению типовых конструктивно-технологических решений и прогрессивных технологий.

Работы по метрологическому обеспечению осуществляются в соответствии с требованиями межгосударственных стандартов обеспечения единства измерений.

Требования по ограничению номенклатуры применяемых материалов и комплектующих изделий разрабатывают с целью предотвращения применения в создаваемом образце продукции устаревших, неперспективных или не соответствующих по своим техническим характеристикам требованиям к создаваемому образцу продукции материалов и комплектующих изделий.

Патентные исследования проводят на всех этапах НИР. Содержание и объем патентных исследований устанавливают в ТЗ и контракте.

Для оказания методической помощи при выполнении работ по вышеизложенным пунктам, для участия при выполнении НИР в рассмотрении ее результатов или ее этапов, для оценки научно- технического уровня НИР, рассмотрения ОНТД и выдачи заключений на нее, для участия в контроле и приемке НИР и ее этапов могут по контракту с исполнителем НИР привлекаться головные НИИ по виду техники или другие специализированные организации, в том числе по технологии и материаловедению.

Выполнение требований ТЗ осуществляют:

- на этапе выбора направлений исследований - путем проработки вопросов безопасности и экологии, формирования необходимых требований и разработки мероприятий по их выполнению;

- на этапе теоретических и экспериментальных исследований - путем уточнения и экспериментальной проверки этих требований при изготовлении и испытаниях макетов;

- на этапе обобщения и оценки результатов исследований - путем включения уточненных требований в ОНТД.

Эффективность и достаточность разработанных требований и принятых мер по их реализации оценивают при приемке этапов НИР и НИР в целом и отражают в актах приемки и протоколах испытаний макетов.

Для экспериментальной проверки возможности создания образца продукции и определения его технических характеристик, проверки правильности результатов теоретических исследований и выбора оптимального технического и конструкторско-технологического решения и в процессе выполнения НИР при необходимости создают макеты, модели, экспериментальные образцы (далее - макеты).

Необходимость разработки, изготовления и испытаний макетов устанавливают в ТЗ на НИР и контракте на ее выполнение.

Макеты изготавливают, как правило, по эскизным конструкторским документам. Допускается изготовление макетов по рабочей конструкторской документации.

Испытания макетов проводят по утвержденным программам и методикам исполнителя НИР, согласованным с заказчиком по его решению.

Результаты испытаний макетов оформляют протоколом (актом) испытаний.

Планирование и управление выполнением НИР

Назначение авторского коллектива НИР . По каждой принятой к разработке теме НИР приказом по организации-исполнителю назначается (как правило, из числа научно-исследовательских подразделений) авторский коллектив в составе научного руководителя, ответственного исполнителя и исполнителей. Непосредственными организаторами исследований по НИР являются научный руководитель и ответственный исполнитель.

Научный руководитель НИР назначается из числа руководителей организации-исполнителя, руководителей научно-исследовательских подразделений, их заместителей и наиболее подготовленных сотрудников, имеющих ученую степень, опыт руководства авторским коллективом и хорошие организаторские способности. Он организует и лично участвует в проведении исследований, отвечает за качество, полноту и своевременность разработки исследуемой проблемы, формирование отчетной документации, новизну, научный уровень, практическую значимость, обоснованность и достоверность полученных результатов, организацию и методическое обеспечение исследования.

Ответственный исполнитель НИР, как правило, назначается из числа начальников отделов, их заместителей и наиболее опытных главных научных и ведущих научных сотрудников. Он проводит исследования в соответствии с утвержденной рабочей программой и отвечает за организацию и качество разработки плановой, учетной и отчетной документации по НИР, подготовку совещаний (семинаров) по теме, обеспечение соблюдения требований режима секретности при выполнении и оформлении документации, а также за научную обоснованность, качество и своевременность выдачи научных результатов.

Разработка рабочей программы выполнения НИР . Головной (ответственный) исполнитель совместно с научным руководителем, руководствуясь ТЗ и договором, разрабатывает рабочую программу выполнения НИР. Подписывает ее научный руководитель, а утверждает руководитель организации.

Рабочая программа, по существу, сама является продуктом научной деятельности. Основой для ее составления служит полученная в ходе предварительной проработки запланированной темы информация об объекте исследования, целях, задачах НИР и возможностях по их достижению и решению. Рабочая программа организует групповой исследовательский процесс на всем его протяжении. Обычно она включает в себя:

−обоснование и изложение целей, задач и направлений исследования;

− методологию предстоящей работы и последовательность выполнения исследований по конкретным вопросам, обобщения и анализа полученных данных;

− укрупненный расчет распределения членов авторского коллектива по исследуемым вопросам и задачам;

− определение сроков выполнения работ, трудозатрат выходных результатов;

− предложения о внедрении (реализации) прогнозируемых результатов НИР.

В рабочей программе должно быть определено не только то, что надо сделать, но и то, как сделать, то есть по каждому вопросу указываются методы исследования. При организации работы по запланированной теме исследования авторскому коллективу, прежде всего, необходимо особое внимание направить на определение (выбор или самостоятельную разработку) методики исследования, то есть совокупность методов и приемов его проведения. При выборе методики используется не только личный опыт, но и опыт авторских коллективов. К разработке рабочей программы необходимо привлекать высококвалифицированных специалистов различного профиля и отводить на это достаточно времени. Вне всякого сомнения, научными коллективами при проведении исследований широко будут применяться общенаучные методы – интуитивно-логические, логические, исторические, эвристические, экстраполяции, системного анализа, моделирования, эмпирический.