Ремонт Стены Уход

Парыгин социальная психология как наука. Социально-психологическая теория Б

Борис Дмитриевич Парыгин (19 июня 1930, Ленинград — 9 апреля 2012, Санкт-Петербург) — советский и российский философ и психолог, основоположник научной социальной психологии. Доктор философских наук, профессор. Специалист в области философско-социологических проблем социальной психологии — её истории, методологии, теории и праксиологии. Заслуженный деятель науки Российской Федерации.

После школы Б.Д. Парыгин поступил на философский факультет Ленинградского государственного университета (1948-1953, диплом с отличием). В 1961 защитил кандидатскую диссертацию по проблеме общественного настроения, в 1967 — докторскую диссертацию «Социальная психология как наука (вопросы истории, методологии и теории)».

После окончания вуза преподавал и исполнял обязанности заместителя заведующего кафедрой философии и замдекана по научной работе философского факультета ЛГУ (1953-1960), преподавал философию в Педиатрическом медицинском институте (1957-1962).

С 1968 Парыгин возглавлял кафедру философии в ЛГПИ им. Герцена (1968-1976), где создал лабораторию «Социально-психологических исследований» и первый в СССР факультет социальной психологии.

В 1971 вышел главный труд Б.Д. Парыгина «Основы социально-психологической теории» (тир. 20000 экз.), в котором была представлена концепция узловых проблем социальной психологии и прежде всего личности и человеческого общения.

Эта книга имела большой резонанс в научной среде СССР и за рубежом, что нашло отражение в опубликованных рецензиях. Официально монография переиздавалась в Японии (Токио, 1977) и четыре раза в Германии (Кёльн, 1975, 1982, Берлин, 1975, 1976). Однако на совещании в ЦК КПСС с идеологическим активом (1972) Б. Д. Парыгин был квалифицирован лидером международного ревизионизма в марксизме за попытку трактовки последнего, смягченную психологическим подходом. Чуть позже и в институте Б. Д. Парыгину было предъявлено обвинение в намерении подменить марксистскую философию философией человека. Это привело к переходу Парыгина в 1976 из ЛГПИ им. А. И. Герцена в Институт социально-экономических проблем РАН (1976-1992), где он организовал и возглавил сектор социально-психологических проблем трудовых коллективов, а затем и регионального управления.

В 1992 году основал и возглавил кафедру социальной психологии в СПб ГУП. Нацелив её коллектив на разработку и внедрение новейших исследовательских и учебно-методических разработок, в частности, первого экспериментального социально-психологического тренинга, направленного на оптимизацию климата в масштабах целого факультета (юридического) и обеспечения перехода к новой роли кафедры, выпускающей специалистов-психологов.

Вел большую научно-педагогическую работу. 57 его учеников стали кандидатами наук, 10 — докторами наук. За прошедшие годы он читал курс лекций по социальной психологии в университетах и институтах многих городов страны, а также в странах как ближнего, так и дальнего зарубежья. Действительный член ряда академий: Международной академии психологических наук, Петровской академии наук и искусств, Академии гуманитарных наук, Национальной академии Ювенологии, Нью-Йоркская академия наук и других.

ПАРЫГИН Б.Д.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА (вопросы истории, методологии и теории)

Социальная психология является сравнительно молодой, но очень перспективной отраслью знания, интенсивно развивающейся под влиянием запросов социальной практики и многообразных потребностей самой науки. Одним из корней, питающих социальную психологию как отрасль науки, является закономерный и все возрастающий интерес человечества к самому человеку, его внутреннему миру и поведению. Объясняется это как сознанием того, что человек есть главная социальная ценность, а его развитие - важнейший показатель социального прогресса, так и ростом творческой активности личности, особенно теми широкими горизонтами для проявления ее таланта, интересов, увлечений, воли, разума и энергии, которые открываются социализмом и коммунизмом.

Ни сам человек, ни его будущее не может быть понято без учета и анализа всей системы социальных, в том числе и социально-психологических отношений между людьми. Общественная психология как определенная направленность психических свойств, процессов и состояний, характеризующих как отдельную личность, так и различные социальные группы и возникающих в известной мере стихийно, подвлиянием всех социальных отношений, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на всю совокупность экономических, правовых, политических и идеологических факторов социальной жизни. Уже этим определяется значимость социально-психологических исследований.

По мере возрастания активности масс в историческом процессе все большее значение приобретает задача изучения тех механизмов, которые определяют отражение в сознании людей, как в идеологии, так и в психологии всей системы общественных отношений. Знание законов социально-психологического отражения действительности и способов психологического взаимовлияния людей друг на друга откроет перед обществом новые возможности научно обоснованного влияния на поведение человека, совершенствования его образа жизни, повышения эффективности его деятельности во всех сферах социальных отношений. Особенно широки возможности применения социальной психологии в практике формирования нового человека.

Отсюда понятна та активизация усилий в области социальной психологии, которая наблюдается в марксистской литературе за последние несколько лет. В работах философов ставится вопрос о месте психического в структуре общественного сознания (В.Н. Алексеев, А.В. Баранов, Г. М. Гак, А.И. Горячева, В. В. Журавлев, В.Ж. Келле, М. Я. Ковальзон, В.П. Тугаринов, А.К. Уледов, В.А. Ядов и др.). Обсуждается вопрос о предмете социальной психологии и ее месте в ряду других наук (Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, В.Н. Колбановский, Е. С. Кузьмин, Н. С. Мансуров, В. Н. Мясищев, Б. Ф. Поршнев, В. П. Рожин, Д.М. Угринович, Д. И. Чесноков, П. М. Якобсон и др.). В ряде работ дается критический анализ зарубежной социальной психологии (А. Н. Леонтьев, М.Ш. Бахитов, Ю.А. Замошкин, И. С. Кон, Н. С. Мансуров, Н. В. Новиков, Г. В. Осипов, И. П. Попова, С. И. Черкасов, Я. Яноушек, М.Г. Ярошевский и др.). Ведутся эмпирические и экспериментальные исследования (А.А. Бодалев, Ф. Д. Горбов, Е. С. Кузьмин, Н. С. Мансуров, О. И. Зотова, К. К. Платонов, Г. Хибш и М. Форверг (ГДР), А. Юровский (ЧССР) и др.).

Вместе с тем, несмотря на большой интерес научной общественности к проблемам социальной психологии, положение самой этой науки в ложившейся системе знаний до сих" пор остается предметом дискуссий.

С одной стороны, и сейчас интерес к социальной психологии нередко расценивается отдельными авторами как дань зарубежной моде, уступка буржуазной идеологии. Подвергается сомнению сама возможность построения социальной психологии на марксистской основе.

С другой стороны, и среди тех, кто активно участвует в разработке вопросов социальной психологии, пока нет достаточной договоренности в понимании ее предмета, системы, места в ряду других наук и путей её развития.

Не меняет положения дел и многочисленная монографическая литература, посвященная проблемам социальной психологии и широко представленная за рубежом. В исследованиях зарубежных авторов - немарксистов, как правило, дается односторонняя и тенденциозная характеристика социальной психологии как науки - её истории, задач, соотношения идеологических, методологических, теоретических и прикладных функций - игнорируется материалистическая традиция в развитии данной науки, культивируется мысль о недооценке и даже отрицании роли психологического фактора в истории марксизмом, философским и методологическим вопросам социальной психологии противопоставляются вопросы методики, процедуры и техники исследования и т. д.

В немногочисленных же пока исследованиях психологов и социологов - марксистов, посвященных характеристике социальной психологии как науки в целом, основное внимание сосредоточено на критическом обзоре работ зарубежных авторов и обобщении собственного опыта эмпирических и экспериментальных исследований ".

Между тем, потребности дальнейшего развития социальной психологии делают крайне необходимой развернутую характеристику узловых и принципиальных вопросов истории, методологии и теории социальной психологии как науки, в которой бы в равной мере был обобщен опыт развития как марксистской, так и немарксистской социальной психологии, очерчены - предмет и основные теоретические проблемы социальной психологии, её система (принципы, законы, категории) и место в ряду других наук о человеке.

Все сказанное выше и определило выбор, в качестве объекта настоящего исследования, социальной психологии как науки в целом.

Диссертация состоит из введения, трех разделов, включающих девять глав и заключения.

Раздел первый:

ВОПРОСЫ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В первом разделе рассматриваются узловые вопросы истории социальной психологии: идейно-теоретические и эмпирические предпосылки, а также теоретические истоки и конкретные условия возникновения данной науки, основные черты и особенности как немарксистской, так и марксистской социальной психологии применительно к различным конкретно-историческим условиям их развития.

Глава III . Структура и продукты групповой психологии

Наряду с личностью другим важным феноменом социальной психологии являются психологические особенности групповой деятельности. В данной главе рассматриваются как" общие черты групповой психологии, характеризующие особенности поведения индивида в группе и специфику совокупной групповой, коллективной и массовой деятельности людей, так и специфические черты психологии различных и довольно устойчивых социальных общностей (этнических, классовых, профессиональных и др.)

Диапазон отклонений, характеризующий поведение индивида в группе в отличие от его поведения наедине с самим, собой, достаточно велик и колеблется в зависимости от конкретных особенностей той ситуации и тех групповых отношений, в которых осуществляется поведение данного индивида.

Социально-психологические исследования, проведенные в 20-30 годы немецким психологом В. Медэ, В.М. Бехтеревым и М.В. Ланге показали, сколь многообразным по своему значению может быть влияние коллектива на личность. Эти исследования позволили установить прежде всего положительно тонизирующее влияние совместной групповой деятельности на психические свойства и способности индивида. Об этом же свидетельствуют и экспериментальные данные, полученные советским психологом Ф. Д. Горбовым.

Однако все сказанное относительно положительного влияния коллектива на психику индивида не снимает вопроса о месте и роли в структуре внутригрупповых отношений и тех социально-психологических механизмов, которые способны оказывать негативное влияние на личность. Коллектив при определенных условиях может подавлять инициативу личности. Как правило в таких случаях сказывается механизм конформистского поведения, состоящий в некритической податливости индивида групповому давлению.

Этот эффект был установлен и описан в экспериментах американского социального психолога Соломона Аша. В исследованиях советских социальных психологов этому механизму за последнее время также уделяется внимание (М. Гомелаури, А.П. Сопиков, Н.В. Голубева, М.И. Иванюк и др.).

Однако было бы неверно связывать эффект конформизма лишь с фактами некритической податливости групповому давлению. Следует различать конформистский стереотип поведения на два вида - устойчивый выступающий в форме доминирующей ценностной ориентации личности и чаще всего носящий некритический характер, и конформизм, выступающий в качестве ситуативной, избирательно функционирующей формы поведения личности, подчиненный другим ценностным ориентациям человека.

Наряду с общими механизмами и особенностями поведения индивида в группе в главе рассматриваются и социально-психологические продукты групповой деятельности людей - наиболее массовидные формы общественной психологии (язык, мифы, обычаи, нравы, традиции, общественное мнение и социальное настроение и т. д.).

Одна из важнейших особенностей общественной психологии состоит в самом факте общения людей друг с другом. Общение представляет собой не только необходимый, но и самый существенный аспект групповой деятельности.

Проблема общения ставится разрабатывается в работах советских психологов - ВН. Мясищева, А.Г. Ковалева, А.А. Бодалева, Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского и др. Ряд проблем социально-психологического общения, связанных с характеристикой его механизмов поставлен советским историком Б. Ф. Поршневым 7 .

В диссертации показано значение социально-психологического общения, его место и роль в жизни общества, в поведении людей и формировании их психики, характеризуются средства и способы межличностного взаимовлияния людей.

В процессе общения различаются три основных структурных момента: 1. Способы влияния, 2. Способы взаимодействия, 3. Способы отражения влияний и взаимовлияний в процессе общения.

В зависимости от степени давления на психику человека различаются три основных вида словесной информации: 1. Сообщение, 2. Убеждение, 3. Внушение; характеризуется их соотношение и взаимодействие.

В диссертации также подробно рассматриваются такие массовидные формы и способы социально-психологического взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга как подражание заражение, идентификация, мода и др.

Наряду с общими в диссертации подробно определены и специфические черты психологии различных конкретных социальных групп (психологии малых и больших социальных групп - семьи, учебного и производственного коллектива, классов, наций народов и даже целых эпох). Особенно тщательно рассматриваются психологические особенности различных социальных слоев и классов (пролетариат и буржуазия, буржуазия мелкая и крупная и т. д.). Специально рассматриваются в диссертации и такие социально-психологические явления как психология народа и дух времени.

Глава IV . Место психического в структуре социальных отношений.

В главе отмечается, что одним из наиболее стойких и распространенных проявлений негативистского отношения к социальной психологии является ее игнорирование при рассмотрении социальных отношений, в которых объективируется деятельность человека.

Между тем вопрос о месте психического в структуре социальных отношений представляет собой исключительно актуальную как в теоретическом, так и в практическом отношениях проблему социальной психологии.

Если при характеристике общественного сознания ссылка на психологический аспект становится все более общепринятой, то представление о психологических сторонах системы общественных отношений в целом до сих пор часто ассоциируется с немарксистским подходом к проблемам социальной психологии.

В диссертации рассматривается соотношение социального и психологического и указывается на наличие двух тенденций в трактовке их соотношения.

В немарксистской социологии и социальной психологии имеет место тенденция к абсолютизации, преувеличению значения и роли психического в системе социальных отношений. Между тем, как в нашей философской и социологической литературе после периода 20-30 годов часто наблюдается другая крайность, состоящая в недооценке, а нередко и просто игнорировании психологического момента при рассмотрении социальных явлений, процессов и отношений.

Определяя место психического в жизни общества нельзя ни абсолютизировать, ни игнорировать его. С одной стороны общественная психология является продуктом не только биологического, но и социальных отношений, но с другой, она, в свою очередь, оказывает обратное, активное воздействие на всю совокупность социальных отношений, входит во все поры социальных явлений и процессов.

Нет такого явления в социальной структуре общества, которое бы не включало в себя момент социально-психологического. В сфере производства существенно значение навыков, умения, настроения и опыта человека. Потребности и запросы стимулируют рост производства. А в системе распределения и обмена важную роль играют не только растущие потребности людей, но и их вкусы, которые определяются и материальной необходимостью и законами социальной психологии.

Политическая и духовная жизнь общества также имеют свою психологическую сторону, учет которой важен для понимания" не только движущих сил истории, но и того, как сделать более совершенными и эффективными все социальные отношения.

В диссертации подробно, на значительном фактическом материале характеризуется место психического фактора в системе экономических отношений общества, как в условиях капитализма, так и в условиях социалистического общества. Диссертант раскрывает в этой связи социальную, теоретическую и идеологическую сущность так называемой системы «человеческих отношений» в американской промышленности и показывает особенности функционирования психического, человеческого фактора в условиях социалистического общества.

Здесь анализируются под углом социальной психологии данные эмипирических исследований, проведенных за последние годы в этой области советскими социологами (В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов и др.) и психологами (О.И. Зотова, Е.С. Кузьмин, Н.С. Мансуров, К.К. Платонов и др.). Диссертант подчеркивает значение таких факторов для создания оптимальной психологической атмосферы на производстве как организация труда, быта, досуга трудящихся, стиль руководства первичными коллективами и предприятиями, атмосфера внутригрупповых отношений.

В диссертации рассматривается место психологического фактора в быту: в системе обслуживания населения, в организации досуга и развлечений, в характере всего образа жизни современного человека, в сфере межличностных, семейных и межполовых отношений. Здесь же подчеркивается значение фактора психологической подготовленности человека ко всем формам социальной, в том числе и бытовой деятельности (в частности к браку), отмечается необходимость разработки мер по снятию психического перенапряжения, способствующего проявлению различных отрицательных явлений в быту, а также вредно влияющего на здоровье и эффективность производственной деятельности людей. В этой связи отмечается значение системы бытового обслуживания и средств психической разрядки (организация свободного времени, досуга и развлечений).

Наряду с другими вопросами в главе рассматривается и вопрос о месте психического фактора политической жизни общества, как в политической организации общества так и в процессах, характеризующих изменение этой организации (войны, революции, реформы и т. д.). Основным в этой части главы является исторический материал. Здесь отмечается диалектика взаимовлияния социально-политического и социально-психологического факторов друг на друга.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования и формулируются обобщающие выводы по всей теме в целом, в частности подчеркивается то обстоятельство, что развитие социально-психологической мысли будет тем более успешным, чем более полно она будет опираться на достижения всего комплекса общественных и естественных наук. В свою очередь и гуманитарные науки заинтересованы в развитии социальной психологии, в развертывании социально-психологических исследований.

Но успехи в развитии социальной психологии как и любой другой науки во многом зависят и от уровня организации научных учреждений, от наличия отряда высококвалифицированных, творческих и эффективно работающих кадров специалистов. «Дальнейшее совершенствование организации науки, ее планирования, выдвижение и поддержка молодых способных ученых, творческий научный поиск и научные обсуждения -необходимые условия ускоренного развития науки» .

Основные положения диссертации были опубликованы в. следующих работах :

Отдельные издания:

1. Что такое социальная психология. Л. «Знание»,1965. 2 п. л.

2. Социальнаяпсихологиякак наука. Изд. ЛГУ. 1965. 13 п. л.

3. Общественное настроение. М. Изд. «Мысль». 1966. 14,5 п. л.

4. Формированиекоммунистическойпсихологии (всоавторстве с В. П. Рожиным). 2 п. л. М. 1965.

Статьи:

5. В. И. Ленин о социальной психологии масс как важнейшем элементе надстройки. Труды ЛПМИ, Л., 1958 (тезисы).

6 В. И. Ленин об общественных настроениях. «Вестник ЛГУ» 1959, № 17.

7. О психологическом направлении в современной буржуазной социологии и о социальной психологии (рец.). «Вестник ЛГУ» 1959, № 23.

8. К вопросу о предмете социальной психологии. «Вопросы психологии», 1962, № 5.

9. Общественное настроение как социологическая категория. «Вестник ЛГУ» 1963, № 5.

19. Общественное настроение как объект социально-психологического исследования. «Тезисы докладов на II съезде Общества психологов». Вып. 5. Симпозиум по социальной психологии. Л. 1963.

11. Совещание по проблемам социальной психологии. «Вопросы психологии» 1963, № 5.

12. О некоторых особенностях формирования коммунистической общественной психологии. «Уч. записки кафедр общественных наук вузов г. Ленинграда». Вып. VI . Философия, 1965.

13. Общественная психология как социальное явление. «Философские науки» 1964, № 6.

14. К. Маркс и Ф. Энгельс об общественной психологии. В сб. «Проблемы общественной психологии». М. 1965.

15. Вопросы социальной психологии в работах Г. В. Плеханова. Там же.

16. Общественное настроение, его природа и динамика. Там же.

17. Формирование коммунистической общественной психологии (в соавт. с В. П. Рожиным). Глава III в коллективном труде «Социализм и коммунизм», т. III . «Строительство коммунизма и духовный мир человека». М. 1966.

18. К итогам Иенского симпозиума по проблемам социальной психологии «Вопросы психологии» 1966. (в соавт. с А.А. Крундышевым).

19. Об измерении ориентации личности в условиях принятия оперативного решения (в соавторстве с А. В. Барановым). «Количественные методы в социальных исследованиях». Материалы симпозиума. Сухуми. 1967.

Существует большое разнообразие теорий личности, в которых принцип структурности занимает большое место. При этом на передний план выдвигаются различные аспекты структуры, рассматриваются ее разные стороны. В ряде теорий решающее значение придается одному какому-либо фактору объединения разных сторон, элементов в единое образование. Для социальной психологии большое значение имеют взгляды социальных психологов - А. Г. Ковалева, К. К. Платонова, Б. Д. Парыгина - на структуру личности.

В этих концепциях заложены основания для целостного понимания личности в ее специфическом качестве как предмета социальной психологии, определяются социально-психологические качества личности.

А. Г. Ковалев предложил различать в личности три образования: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Эти образования динамичны и взаимосвязанны. Чрезвычайно динамичны психические процессы, менее динамичны состояния, устойчивы психические свойства личности. Психические процессы составляют фундамент личности. Они формируют состояния. Из психических процессов образуются психические свойства. Свойства характеризуют устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействиям извне.

В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями к деятельности Образуются их сложные структуры, к которым относятся темперамент (структура природных свойств), направленность (система потребностей, интересов, идеалов), способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). Синтез структур образует своеобразный облик или характер. Образование структур, а особенно их системы, обеспечивает относительную независимость поведения от случайных воздействий, ситуаций. В них выражается степень зрелости и определенности личности, умственной и практической ее самостоятельности (Ковалев, 1970, с. 39).

Более детальная и развернутая характеристика структуры личности содержится в трудах К. К. Платонова . Свою концепцию он называет психологической концепцией динамической функциональной структуры личности . Центральными в этой концепции являются понятия: личность, психологическая структура, динамическая структура, элементы структуры, подструктуры, иерархия подструктур, свойства личности, сознание, деятельность. Платонов выделил в личности четыре подструктуры. Основанием для этого разделения послужил ряд критериев:

  • отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;
  • внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них, выделение в них своих подструктур;
  • особый для каждой из подструктур вид ее формирования;
  • объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур.

На основании этих критериев, учитывая историю развития отечественной психологии личности, Платонов дает целостную картину личности. Она складывается из описания ее подструктур, структурирования самих подструктур, соотношения биологического и социального, связей подструктуры с отражением, сознанием, потребностями, активностью Обозначаются виды формирования каждой из этих подструктур. В этой картине первая подструктура - это направленность личности . Она включает убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания Формируется эта подструктура в процессе воспитания. Вторая подструктура - опыт . Его составляющие - привычки, умения, навыки, знания. В ней значительно больше социального, чем биологического. Формируется она в процессе обучения. Третья подструктура - индивидуальные особенности отдельных психических процессов, ставших свойствами личности. Сюда относятся: воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память. В ней чаще больше социального. Формируется эта подструктура упражнениями. Четвертая подструктура - биопснхические свойства . В нее входят: темперамент, половые, возрастные свойства. В этой подструктуре социального почти нет. Формируется она путем тренировки (Платонов, 1986, с. 138). Как видно из этого, доля социального снижается от первой к четвертой подструктуре. Соответственно, от четвертой к первой подструктуре возрастает значимость социальных и социально-психологических свойств личности. Первая подструктура - это преимущественно социально-психологическая подструктура личности и составляет основной предмет социально-психологического анализа. При всей детальности структурирования психического содержания личности, некоторой формально-логической привязанности разных процессов, свойств и состояний к структурам и их подструктурам важной представляется мысль Платонова о том, что эти подструктуры нерядоположны, что они сами постоянно развиваются, также изменяется соотношение между ними в процессе исторического развития человека и индивидуального развития личности. В структурно-динамической концепции Платонова имплицитно содержится определение специфики предмета социальной психологии личности в отличие от общепсихологического и дифференциально-психологического. Последнее преимущественно анализирует третью подструктуру, общепсихологический анализ касается третьей и второй подструктур. Социальная психология изучает преимущественно первую подструктуру.

Существенное продвижение структурно-динамического подхода к изучению личности содержится в концепции Б. Д. Парыгина . Он поставил своей задачей проанализировать социально-психологическую структуру личности . Новым в его представлениях является выделение двух качественно различных моделей структуры личности; статической и динамической. Особую роль в структуре личности он отводит эмоциональному фактору. Вводится новое понятие - психический настрой. Под статической структурой Парыгин понимает «предельно отвлеченную от реально функционирующей личности абстрактную модель, характеризующую основные аспекты, пласты или компоненты психики индивида» (Парыгин, 1999, с. 132). В динамической структуре личности фиксируются основные компоненты в психике индивида в непосредственном контексте человеческой деятельности. «Под динамической структурой личности мы подразумеваем ту одномоментную фотографию или модель психического состояния и поведения человека, которая позволяет понять механизмы взаимосвязи и взаимодействия между собой всех компонентов и структурных пластов в психике индивида» (там же, с. 133). В характеристике модели социально-психологической структуры личности выдвигаются два параметра:

  • тот, который связан с характером самом модели (статической или динамической);
  • тот, который связан с определением инструментального подхода (способа исследования) (аналитический или интегральный).

В концепции Парыгина представлена развернутая характеристика элементов той или иной структуры. В статической структуре по параметру различия всех компонентов психики человека, по степени их распространенности в структуре личности выделяются: свойства всеобщие, т. е. единые для всех людей; социально-специфические, т. е. присущие тем или иным группам людей или общностям; индивидуально-неповторимые, т. е. характеризующие индивидуально-типологические особенности, свойственные той или иной личности. Центральным в характеристике социальной психологии личности выступает социально-специфический опыт. Осуществление этого опыта зависит от проявления специальных социально-психологических феноменов: социальных ролей, социальных норм, ценностных ориентации, символов, социальных значений, степени интернализации этого опыта, позиции личности, ее самосознания. Все эти категории - категории социально-психологические. Через раскрытие их содержания познается социально-психологическая сущность личности. В динамической структуре личности Парыгин выделяет два основных аспекта: внутренний, интроспективный, и внешний, поведенческий. Модификациями динамической структуры выступают: структура вербального поведения; структура невербального поведения; структура внутреннего состояния; структура невербального психического состояния.

«В качестве эквивалентов различных моделей динамической структуры личности выступают: психический настрой личности и стереотип социального поведения. Психический настрой личности представлен, с одной стороны, неосознанным эмоциональным фоном, что соответствует невербальному психическому поведению, а с другой - умонастроением, осознанным переживанием, системой мотивации и планов поведения, что соответствует вербальному психическому поведению» (Парыгин, 1999, с. 147).

Динамическая и статическая структуры личности могут находиться в противоречии, противоречивыми могут оказаться разные составляющие (элементы) этих структур. Характеристики слаженности структур личности, противоречивость их в разных жизненных обстоятельствах привели Парыгина к необходимости специально исследовать два интегрирующих социально-психологических феномена -духовный потенциал личности и социально-психологические ее барьеры. Анализом этих феноменов существенно дополняется структурно-динамическое представление о личности.


Похожая информация.


Введение 3

1. Социально-психологическая теория Б. Д. Парыгина 5

2. Понятие ценностей и ценностных ориентаций и их место в структуре личности 7

3. Процесс формирования ценностей 13

Заключение 24

Литература 26

Введение

Выявление движущих сил поведения человека – одна из центральных проблем наук о человеке. В психологии эта проблема рассматривается с точки зрения анализа мотивации человеческого поведения. В наиболее общем смысле мотивация понимается как общее побуждение активности в определенном направлении. Основные составляющие внутреннего мира индивида – это устойчивые ценности и ценностные ориентации, вытекающие из его уникального личностного опыта и потому присущие только ему. Они являются важными мотивационными факторами и источниками поведения. Ценностные ориентации образуют фундамент внутреннего мира человека, выступают важнейшим источником его целеобразования, активизатором мотивационной сферы личности, фактором, обусловливающим определенную направленность познавательной и деятельности и поведения личности.

Проблема ценностной сферы личности в психологии в том или ином аспекте затрагивается представителями различных зарубежных школ и направлений (А. Адлер, Д. Бьюдженталь, К. Левин, С. Мадди, К. Роджерс, Э. Толмен, В. Франкл, Э. Фромм и др.). В отечественной психологической науке различные аспекты проблемы ценностной сферы личности отражены в работах Б. Г. Ананьева, Б. С. Братуся, А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, К. Муздыбаева, Б. Д. Парыгина и др.

Так, в концепции Б. Д. Парыгина ценности представляют собой одну из разновидностей элементов социально-специфичес­кого опыта личности, выполняющих опре­деленные функции, санкционируя, регламентируя, регулируя и направляя поведение индивида.

Работа опубликована

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.