Ремонт Стены Уход

Межличностные отношения практикум. Практикум для воспитателей «Исследование межличностных отношений в группе детского сада

Ирина Михайлова
Практикум для воспитателей «Исследование межличностных отношений в группе детского сада»

I. Предварительная работа

II. Теоретическая часть. Выступление старшего воспитателя .

III. Практическая часть .

IV. Используемая литература.

V. Раздаточный материал.

I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

1. Памятки для воспитателей .

При подготовке к практикуму «Исследование межличностных отношений детей » проанализируйте микроклимат в группе по следующим вопросам.

А. Обстановка в группе :

Какова атмосфера в моей группе ;

Какие аспекты в моей группе я оцениваю как положительные;

Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные.

Б. Взаимоотношения между детьми :

Между какими детьми существуют хорошие отношения ;

Чем это вызвано;

Какие дети часто ссорятся между собой;

Почему это происходит;

Каких детей часто обижают;

Как это объяснить.

2. Изучение взаимоотношений детей в старшей , подготовительной группах (по диагностической карте Г. А. Урунтаевой «Практикум по дошкольной психологии» ). Коэффициент взаимности, уровень благополучия отношений , индекс изолированности, предпочитаемые, принятые, не принятые, изолированные.

Ход ПРАКТИКУМА.

II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Вопросы для воспитателей :

1. Что такое межличностные отношения ?

2. Что такое общение?

Выступление методиста.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни общественной формации – в группе детского сада , – во многом зависят последующий путь его личностного и социального развития, его дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь, то можно надеяться, что и в дальнейшем он будет нормально чувствовать себя среди окружающих его людей.

Очень серьезная роль в формировании детских межличностных отношений принадлежит педагогам, работающим в ДОУ.

В средней, старшей группах детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения . Если в младшем возрасте это не чувствуется – дети просто выделяют сверстников из всех окружающих людей, – то в старшем и среднем дошкольном возрасте это ощущается. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников : одни становятся более предпочитаемыми, другие – менее. С одними хотят играть большинство, других в игру не принимают. Вот здесь можно выделить социальные статусы детей : лидеры, предпочитаемые, пренебрегаемые, отверженные. Психологи считают, что в детском саду не очень уместен термин «лидер» . Поэтому мы будем говорить о таких типах – предпочитаемые, принятые, не принятые, изолированные.

группе «заразиться» звездной болезнью.

воспитатель

отношению

детский сад .

Как можно выявить социальный статус ребенка, определить, какое место он занимает в группе сверстников ?

Положение ребенка в группе и отношение к нему сверстников обычно выясняются социометрическими методами, адаптированными для дошкольного возраста. В этих методиках в различных воображаемых ситуациях дети осуществляют свой выбор предпочитаемых и не предпочитаемых членов своей группы .

Предлагаем несколько примеров таких методик.

«Два дома» . Ребенку предлагается рисунок двух домиков, один из которых красивый, большой светлый, а другой – маленький, черный и невзрачный. Его просят представить, что красивый дом принадлежит ему и что туда можно приглашать друзей и всех, кого захочешь. «Подумай, кого из ребят твоей группы ты бы пригласил к себе пожить, а кого бы поселил подальше, в черный дом».

«Капитан корабля» . «Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты бы взял в помощники, когда отправился в дальнее путешествие? Кого бы ты не взял с собой в плаванье, кого бы оставил на берегу?»

«Три открытки» . «Подари эти три картинки тем детям, кому хочешь. Если бы у тебя было много таких картинок, и ты бы раздал всем детям в группе , но кому-то троим, не хватило бы – кому бы ты не дал?»

«Выбор партнеров для общения» . «С кем бы ты хотел рисовать (играть, читать и т. д. ?»

Дети, которые получают наибольшее число отрицательных выборов и которых избегают и отвергают сверстники, должны стать объектом пристального внимания и практической работы педагога .

В этом случае главная работа воспитателя заключается в том , чтобы помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам , увидеть в них не противников и конкурентов, а близких и связанных с ним людей. Такая задача может решаться не в лабораторных условиях и не через интерпретацию художественных произведений или проективных ситуаций, а в реальной практике детских отношений в конкретной группе детского сада . Для решения этой задачи служат специальные коррекционные игры и занятия.

Схема группе »

Фамилия, имя ребенка ___

№ п/п Показатели О Ч И Р Н

1 Играет в одиночестве

5 Не отходит от воспитателя , избегает других детей в группе

9 Жалуется воспитателю

10 Намеренно мешает детям

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для того чтобы преодолеть отчужденную позицию в отношениях со сверстниками , разрушить у ребенка страх, что его отвергают, необходимо проводить игры, в которых дети должны говорить ласковые имена, видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, стараться сделать друг для друга приятное. Такое внимание помогает проблемным детям осознать свое агрессивное поведение, снять негатив от общения со сверстниками. Попробуем и мы сегодня в них поиграть, чтобы потом включить их в работу с детьми.

«Добрые волшебники» сказку :

Из желающих детей воспитатель ему :

«Кто сможет стать добрым волшебником? Чтобы расколдовать Васю, надо называть его ласковыми, добрыми именами». Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками.

«Волшебные очки» . Взрослый объявляет :

«Комплименты»

«Подарки» . Перед игрой воспитатель мелочи группе объявляется праздник, а на праздник всегда дарят подарки.

«Давайте сделаем так

«Конкурс хвастунов» объявляет :

VI. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Приложение 1.

Социальные статусы детей.

Предпочитаемые – эти дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние, за способность быстро реагировать в разных ситуациях и быть лояльным, за уверенность в себе, за способность, не колеблясь брать на себя ответственность, не боятся риска и пр. Однако дети с особенно высокой популярностью могут «заразиться» звездной болезнью.

Принятые – эти дети особенно не выделяются, не имеют никаких замечаний, это дети с доброй душой, им доверяют, с ними советуются сверстники, с ними хотят играть, хотя воспитатель иногда не видит в них ничего примечательного.

Пренебрегаемые, не принятые – эти дети часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их неприязнь. Не принятые дети чаще всего драчуны, забияки, с ними не хотят играть именно из-за этого.

Изолированные – это обычно тихони, их не видно, не слышно, они не участвуют в общих делах и играх, отказываются от всего, что им предлагают. Такого ребенка могут даже не заметить, если он не пришел в детский сад .

Приложение 2.

Схема «Оценка неблагополучия ребенка в группе »

Фамилия, имя ребенка ___

Возраст ___ Дата проведения наблюдения ___

№ п/п Показатели О Ч И Р Н

1 Играет в одиночестве

2 Сидит в стороне и наблюдает за другими детьми

3 Его попытки установить контакт с другими детьми терпят неудачу

4 Играет только с одним и тем же партнером

5 Не отходит от воспитателя , избегает других детей в группе

6 Вступает в конфликт с другими детьми

7 Ссорится, обижает других детей

9 Жалуется воспитателю

10 Намеренно мешает детям (ломает постройки, прячет или разбрасывает предметы для игр, пр.)

О – очень часто, Ч – часто, И – иногда, Р – редко, Н – никогда.

Приложение 3.

«Добрые волшебники» . Дети садятся в круг, и взрослый рассказывает им сказку :

«В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Если у нас есть такие дети, давайте попробуем их расколдовать».

Из желающих детей воспитатель выбирает непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь ему : «Кто сможет стать добрым волшебником? Чтобы расколдовать Васю, надо называть его ласковыми, добрыми именами». Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками.

«Волшебные очки» . Взрослый объявляет :

«Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки. … Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!»

Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство.

«А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть, вы заметите то, что раньше не замечали».

Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.

«Комплименты» . Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько слов, похвалить за что-то, пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.

«Подарки» . Перед игрой воспитатель готовит различные привлекательные для детей мелочи : маленькие игрушки, ленточки, значки, коробочки и т. д., которые детям приятно было бы получить в подарок. В группе объявляется праздник, а на праздник всегда дарят подарки. «Давайте сделаем так : пусть каждый из вас выберет то, что ему понравится, положит в коробку и потом подарит, кому захочет», – говорит педагог.

По очереди дети с подарками подходят к тем, кому хотят подарить. Звучат слова благодарности.

«Конкурс хвастунов» . Дети садятся в круг в случайном порядке, а взрослый объявляет :

«Сегодня мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается, но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно – иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие хорошие поступки он совершил, чем он может понравится. Не забывайте, что это конкурс и что выиграет тот, кто найдет в своем соседе больше достоинств».

Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и явное желание найти у него как можно больше достоинств.

V. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Боршевецкая Л. А. Мотивация педагогов : средства, направленные на развитие личности. // Директор школы, № 10, 2005, с. 25 – 30.

2. Васильева А. И., Бахтурина Л. А., Кобитина И. И. Старший воспитатель детского сада . – М.: «Просвещение» , 1990.

3. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами . – М.: «Сфера» , 2004.

4. Ильина Т. Н. Активные методы обучения педагогов в ДОУ. //Управление ДОУ, № 1, 2008, с. 75 – 77.

5. Копытова Н. Н. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС , 2008. – 96 с.

Любовь как разновидность межличностных отношений.

Виды любви.

Стадии развития межличностных отношений.

Любовь и другие виды аттракций: симпатия, влюбленность, привязанность.

Факторы межличностной привлекательности.

Влияние привлекательности на любовь и брак.

Лицо и телосложение, как факторы привлекательности.

Психология популярности личности, психология симпатий и антипатий.

Методы исследования любви и любовных отношений.

Понятие «гендерные отношения».

Дружеские и сексуальные гендерные отношения.

Межличностный сексуальный сценарий.

Гендерные отношения в семье.

Партнерская и доминантно-зависимая модели гендерных отношений

Патриархальная и эгалитарная картины мира.

Дружба и любовь: сходства и различия.

Дружба как разновидность неформальных отношений (общая характеристика).

Психология дружбы: объективные предпосылки, «кодекс дружбы».

Развитие дружеских отношений, самораскрытие.

Отличительные особенности юношеской дружбы.

Специфика дружбы взрослых.

Гендерный аспект дружеских отношений.

Практика:

1. Привести пример развития отношений на примере художественного фильма либо книги, проследить стадии развития.

(Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.; Питер, 2001).

(Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.; Питер, 2001.

Майерс Д. Социальная психология)

3. Лабораторная работа – гендерный анализ фильма «Во власти женщины» (Норвегия)

Основная литература

Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., 2005.

Иоффе Е.В. Социально-психологические факторы формирования сексуального сценария личности. 19.00.05: Дис... канд. психол. наук / СПб. 2005.

Клецина И. С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. – СПб.: Алетейя, 2004.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.; Питер, 2001.

Лабораторная работа. Анализ художественного фильма «Во власти женщины»

1. В чем проявляется гендерно-типичное (в частности, маскулинность) и гендерно нетипичное поведение главного героя? Слова, действия, внешность, манера поведения, образ жизни, отношения с окружающими.

2. В чем проявляется гендерно-типичное (в частности, феминность) и гендерно нетипичное поведение главной героини? Слова, действия, внешность, манера поведения, образ жизни, отношения с окружающими.



3. Каким образом у главного героя проявляются составляющие мужской гендерной идентичности: ориентация на профессиональную самореализацию, потребность отличаться от женщин, Установка на эмоционально сдержанное поведение, установка на то, что мужчина должен зарабатывать и обеспечивать.

4. Каким образом у главной героини проявляются составляющие женской гендерной идентичности? Установка на материнство, стремление быть хорошей хозяйкой, ориентация на сферу межличностных отношений, привлекательная внешность.

Задание выполняется письменно, индивидуально.

Оценивается количество индикаторов, наблюдений, указывающих на гендерно типичное/нетипичное поведение героев и их гендерную идентичность. Учитывается полнота и корректность ответов на 4 вопроса.


Тема: "Конфликты в межличностных отношениях".
Класс: 6.
Тип: урок-практикум с использованием мультимедийной презентации.
Цели:
1. Способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.
2. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.
3. Содействовать развитию культуры отношений в группе.
Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, раздаточный материал для индивидуальной работы, учебники, тетради.
Ход урока:
1. Вводное слово учителя.
Ребята, мы продолжаем с вами работать с темой "Конфликты в межличностных отношения"(слайд №1). Мы узнали что может послужить причиной конфликта, на какие стадии делится конфликт и пути решения конфликтной ситуации, а сегодня мы научимся разбирать конфликтные ситуации и определять к чему приводит конфликт в межличностных отношениях.
Для того чтобы реанимировать ваши знания, давайте посмотрим фильм на тему нашего сегодняшнего урока - Конфликты в межличностных отношениях.(Слайд №2).
И так, о чем вам рассказал фильм? (об этапах конфликта, о разновидностях, о путях выходов из конфликтной ситуации).

2. Актуализация опорных знаний учащихся.
Как вы понимаете,что такое конфликт?(разногласия между людьми) (Слайд №3)
Напишите 5 синонимов к этому понятию (столкновение, противоречие, разлад, размолвка, ссора, спор, стычка, разногласие, раздор)
А теперь восстановив знания, давайте решим проверочный тест.
Вариант №1.
Ответ: А1. - 4, А2-1, А3-2, А4-2, В1- 3,5,6.









1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны




4) дайте волю своим эмоциям


Вариант№2.
Ответ: А1. - 1, А2-3, А3-1, А4-1, В1- 6.



2) дружеский розыгрыш
3) обсуждение фильма
4) спортивное состязание



1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны

1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны



3. Изучение нового материала.
Написали? Хорошо. Ребята, скажите, а конфликт это всегда плохо? Я предлагаю заполнить следующую таблицу "Плюсы и минусы конфликта",свои записи нужно объяснить. (слайд №4)
(Слайд №5)
Плюсы Минусы
не дает окостенеть системе отношений, толкает к развитию, стороны лучше узнают друг друга, выявляются ранее скрытые достоинства и недостатки, стимулирует активность людей, растет чувство ответственности и значимости, снимает напряженность, дает выход пару, сплочение единомышленников, выдвижение и формирование лидеров, диагностика и прояснение ситуации.
материальные и эмоциональные затраты, дух конфронтации, ухудшение отношений, снижение производительности труда.
А теперь давайте проанализируем конфликтные ситуации на примере всем вам известных сказок. Вам на дом было задано прочитать сказку К.И.Чуковского "Федорино горе" (Слайд №6)
(Слайд №7)
Кто является участником конфликта?(посуда, домашняя утварь и Федора)
Объект притязаний (из - за чего произошел конфликт) ? (Из-за неряшливости Федоры) (Слайд №8)
Внешняя позиция участников (как объясняют окружающим и самим себе причины конфликта) ? (Посуда заявляет о своем тяжелом положении.. И ответила посуда, было нам у бабы худо...с.10 , а Федора в свою очередь, осознавая, вероятно, последствия конфликта пытается вернуть посуду "Ой -ой - ой! Воротитеся домой) (Слайд №9-10)
Внутренняя позиция участников (чего опасаются, какие истинные причины стоят за конфликтом)? (Федора боится остаться одна, посуда боится своего тяжелого положения, боится совсем исчезнуть) (Слайд №11)
Изменения в процессе развития отношений (появились ли новые участники, возникли ли конфликты в лагерях единомышленников, изменилось ли понимание конфликта)? (первоначально в конфликт вмешиваются кошки Федоры "Эй, вы глупые тарелки, что вы скачите как белки, вам ли бегать за воротами с воробьями желторотыми...с. 9, позже возникает конфликт уже с тане посуды...с. 6 ", Федора осознает всю тяжесть конфликта с.11-12.) (Слайд №12-13)
Выбранный способ разрешения конфликта (чем все закончилось)?(Мир. Способ разрешения конфликта - интеграция- т.е. стороны осознали причину конфликта и пришли к общему решению с. 13-14.) (Слайд №14-15)
Ваше отношение к способу разрешения конфликта.
Хорошо, давайте обратим наше внимание к сказке А.С. Пушкина "О рыбаке и рыбке"(Слайд №16)
Есть ли конфликт в этой сказке?
В чем он состоит?
Кто в нем участвует?
В сказке налицо межличностный конфликт, потому что он возник между отдельными личностями – стариком и старухой.
Чем вызван конфликт т.е. Причина: (Слайд №17)
… Воротился старик ко старухе,Рассказал ей великое чудо…Я сегодня поймал, было рыбку, Золотую рыбку, непростую…Не посмел я взять с неё выкуп,Так пустил ее в синее море.Старика старуха забранила:“Дурачина, ты, простофиля, Не сумел ты взять выкупа с рыбки…”(эмоциональное состояние)
Стратегия поведения в конфликтной ситуации Поведение: (Слайд №18)
“…Вот пошел старик к синему морю…Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила:“Чего тебе надобно, старче?” “…Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня старуха,Надобно ей новое корыто…”(поведение– приспособление).
Конфликт развивается поэтапно. На примере «Сказки о рыбаке и рыбке» заметны следующие стадии развития конфликта
I – Старуха требует новое корыто;
II – Старуха требует новую избу;
III – Старуха требует повышения социального статуса с «черной крестьянки» до «столбовой дворянки»;
IV – Старуха требует повышения социального статуса со «столбовой дворянки» до «вольной царицы»;
V – Старуха, добившаяся статуса «вольной царицы», требует повышения статуса до «владычицы морской». Пик конфликта.
VI- Разрешение конфликтной ситуации. Лишение всего, возврат к разбитому корыту. (Слайд №19)
Сказка "Заюшкина избушка" (Слайд №20)
Чем вызван конфликт т.е. Причина: (Слайд №21)
… Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избенки и выгнала…”
(Различия, связанные с положением в обществе)
Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта. (ПОВЕДЕНИЕ) (Слайд №22)
“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака. – Что, зайчик, плачешь?– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!Подошли они к избенке, и собака залаяла. – Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!А лиса им отвечает с печи.– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!Собака испугалась и убежала.
(Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).
4. Закрепление изученного материала:
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА (Слайд № 23)
Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие
“Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс)
“С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта)
“Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)
5. Подведение итогов урока. Оценка знаний и умений учащихся.
Вывод: в современном обществе невозможно избежать конфликтов, и они нужны, потому что именно в споре рождается истина.
Ребята, о каком явлении нашей жизни мы сегодня говорили? (о конфликте),
Когда случается конфликт? Каковые его причины? (когда есть разногласия, противоречия и столкновения между людьми).
Для разрешения конфликта нужно учитывать интересы и поведение другого человека по общению.
6. Домашнее задание: (Слайд №24)
§9 - повторить, Составить план на тему "Способы конструктивного поведения в конфликтной ситуации".
Конфликты в межличностных отношениях. Вариант №1.
А1. Способность обеих сторон идти на уступки для урегулирования разногласий:
1) сотрудничество, 2) избегание, 3)приспособление, 4) компромисс
А2. Случай, происшествие, недоразумение:
1) инцидент, 2) конфликт, 3) аргумент, 4) поведение
А3. Верно ли, что: а) наиболее острые конфликты происходят из-за моральных барьеров, б) несправедливость высказывания может привести к конфликту?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
А4. Верны ли суждения о поведении участников в конфликтной ситуации: а) стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем, - это компромисс; б) непогашенный конфликт может вспыхнуть вновь с еще большей силой?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
В1. Найдите в приведенном ниже списке примеры советов, помогающих разрешить конфликтную ситуацию:
1) Проявляйте упорство в разрешении конфликта
2) Уступка - признак слабости, избегайте уступок
3) Обратитесь за объективной оценкой конфликта к нейтральному человеку
4) дайте волю своим эмоциям
5) Попытайтесь посмотреть на конфликт с точки зрения другой стороны
6) Умейте прощать слабости других людей.

_____________________________________________________________________________________
Конфликты в межличностных отношениях. Вариант №2.
А1. Что из перечисленного относится к понятию "конфликт"?
1) столкновение противоположных интересов
2) дружеский розыгрыш
3) обсуждение фильма
4) спортивное состязание
А2. Переход конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие:
1) причина 2) осознание 3) инцидент 4) посредничество
А3. Верны ли суждения о ступенях конфликта: а) углублению конфликта будут способствовать оскорбления и грубость: б) прерывание конфликта может способствовать его разрешению?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
А4. Верны ли суждения о способах разрешения конфликта: а) разрешая конфликт, надо быть готовым пойти на уступки, б) лучшим способом разрешения конфликта, является подчинение?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
В1.Ниже приведен перечень терминов, все они за исключением одного характеризуют понятие самообладание" . Укажите термин относящийся к другому понятию.
1. Выдержка 2. Спокойствие 3. Невозмутимость
4. Сдержанность 5. Хладнокровие 6. Раздражение.


Приложенные файлы