Ремонт Стены Уход

Социальная среда как фактор. "воспитывающая среда как фактор становления и развития личности" доклад на семинар

3.3. Влияние среды на развитие личности

Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические и социальные, школьные и семейные. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среда социальное и домашнее. Первое относят к дальнему окружению, а второе - в ближайшее. Понятие социальная среда имеет такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни. Ближайшую среду - семья, родственники, друзья.

Большое влияние на развитие человека, особенно в детстве, обнаруживает домашнюю среду. В семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же, обеспечивает и условия для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Взаимодействие человека с обществом называется "социализация". Понятие о социализации как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого осуществляется ее приспособления, сформировалось в американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается с помощью понятия "адаптация".

Понятие адаптация, будучи ведущим понятием биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Оно было экстраполированы в обществоведение и стало означать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруп.

С помощью понятия адаптация, социализация трактуется как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психических и социальных факторов. Несколько иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются Г.Олпорт, а Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация - это процесс самоактуализации "Я-концепции", само реализации личностью своих потенциальных творческих способностей, преодоление негативных воздействий среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания. Эти два подхода не противоречат друг другу, а определяют двусторонний процесс социализации.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), Образцы поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Однако, в связи со своей природной активностью личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободы, формирования собственной позиции не повторной индивидуальности. Результатом выявления такой тенденции? развитие и преобразование не только самой личности, но и общества.

Таким образом, сущностное содержание социализации раскрывается в совокупности таких ЕЕ процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и саморегуляция. их диалектическое единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Социализация - это непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей жизни. Он состоит из этапов, каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, без решения которых следующий этап может не наступить, быть искаженным или заторможенным. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации считают, что она осуществляется более плодотворно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяют следующие ее стадии:

- К трудовой, содержащий весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельные периоды: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до его вступления в школу; юношеская социализация - обучение в школе, техникуме, вузе;

- Трудовая стадия охватывает период зрелости человека;

- Пислятрудова стадия, наступает в пожилом возрасте в связи с прекращением активной трудовой деятельности.

А.В.Петровський выделил три макрофазы социального развития личности на к трудовой стадии: детство - адаптация индивида, овладение нормами социальной жизни; отрочество - индивидуальная, что выражается в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности "быть личностью"; юность - интеграционная, что выражается в приобретении черт и свойств личности, которые отвечают необходимости и потребностям группового и личностного развития.

Какие же факторы социализации и формирования личности? Факторами социализации называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для осуществления процесса социализации. А.В.Мудрик выделил основные факторы специализации, объединив их в четыре группы:

- Мегафакторы (мега - очень большой, общий) - космос, планета, мир, которые в той или иной степени через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших труп людей, проживающих в отдельных странах;

- Макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос общество, государство, которые влияют на социализацию всех жителей, проживающих в определенных странах (это влияние опосредованное другими группами факторов)

- Мезофакторы (мезо - "средний, промежуточный») - условия социализации больших групп людей, выделяемых по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, поселок, город); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

- Микрофакторы - это те, которые непосредственно влияют на конкретного человека - семья и домашний очаг, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др.

Микрофакторы оказывающие влияние на развитие личности через так называемых агентов социализации, то есть лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми происходит ее жизни. На разных возрастных этапах состав агентов разный. Так, по отношению к детям и подросткам таковы родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости агентами также муж или жена, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом и члены их семей.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального положения, возраста человека. К ним относятся способы кормления младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт и др.). Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей проявить социализирующий влияние на личность. Однако, социальные группы неравнозначны по своим возможностям оказывать влияние на личность на разных этапах ее онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывает действенное влияние группа сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выдвигается социальное положение, трудовой и профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос. Сейчас все большее значение ученые придают макрофакторы социализации, в том числе И природно-географическим условиям, так как установлено, что они влияют на становление личности.

Факторы социализации - это развивающая среда, которое должно быть спроектировано, хорошо организованное и даже построено. Важнейшим требованием к развивающей среды является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста. Вместе с тем, нельзя переоценивать роль социальных факторов в формировании личности. Еще Аристотель писал, что душа "есть неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы свои письмена". Д.Локк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска (tabyla rasa), покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске все, что ему заблагорассудится. Социальная среда в этом случае трактовалось метафизически, как нечто неизменное, роковое, такое, что определяет судьбу человека, а человек трактовалась как пассивный объект воздействия среды.

Переоценка роли среды (Гельвеций, Дидро, Оуэн) позволила сделать вывод: чтобы изменить человека, нужно изменить среду. Но среда - это, в первую очередь, люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, нужно изменить людей. Однако, человек не пассивный продукт среды, она тоже влияет на среду. Изменяя среду, человек тем самым изменяет себя.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее становления выдвигает вопрос о целенаправленной активности, саморазвитие личности, то есть вопрос о непрерывную работу над собой, над собственным духовным развитием. Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подхода, формирования творческой индивидуальности школьника, осуществление коллективного воспитания и стимулирования личностью своего дальнейшего развития.

Характер развития личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависит преимущественно от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же условиях и испытывают на себе примерно одинаковые воспитательные воздействия.

Отечественная педагогика руководствуется положением о том, что свободный и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Конечно, при определенных условиях коллектив нивелирует личность. Однако, индивидуальность может развиваться и найти свое выражение в коллективе. Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательная, трудовая, художественно-эстетическая и др.) Способствует выявлению творческого потенциала личности. Коллектив с его общественным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор формирования общественного положительного опыта, а также социально значимых умений и навыков общественного поведения.

Как в теоретическом, так и в практическом плане интересное такой вопрос: что имеет большее влияние на развитие человека - среда или наследственность? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но, например, английский психолог Д. Шаттлеворт (И935) пришел к такому выводу по поводу влияния основных факторов на умственное развитие: 64% из факторов умственного развития приходится на наследственные влияния; 16% - на различия в уровне семейного среды; 3% - на различия в воспитании детей в семье; 17% - на совокупные факторы (взаимодействия наследственности со средой).

Развивается каждый человек индивидуально и "судьба" влияния наследственности и среды у каждого своя .

Человек характеризуется как:

- существо разумное;

- существо социальное: бытие человека связано с социальной организацией;

- существо созидающее. Активность человека реализуется через: труд, общение, познание, игру. В любом виде деятельности человек действует в соответствии с планом, который заранее возникает в его голове;

- существо, которое производит символы (наиболее важным символом является слово).

Личность - вершина человека. Человек как личность характеризуется:

- развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях, и ориентированным, прежде всего, на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;

- активностью - стремлением зайти за приделы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний; расширить сферу деятельности;

- наличием «Я-образа» - системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;

- способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность в выполнении определенной деятельности;

- характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обуславливающую типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.

- является носителем и выразителем социальных ценностей, опыта, норм, установок, культуры и ролей;

- субъект совместной деятельности и общения;

- цель, объект и субъект воспитания и самовоспитания.

Личность - вершина человека. Индивидуальность - это его глубина. Индивидуальность - это непохожесть, своеобразие и отличие одного человека от другого. Но это не только характеристика его неповторимости и уникальности, но и характеристика соотношения свойств, заданными природными и социальными условиями существования, и свойств, проявляющихся в результате актов свободного выбора и творчества самого человека, значит индивидуальность выделяется особыми чертами характера, темперамента, своеобразием творческой деятельности.

Можно говорить о физической, биохимической и соматической индивидуальности.

Физическая индивидуальность Биохимическая индивидуальность Соматическая индивидуальность

Рост, вес тела, прочность костей, сила и скорость сокращения мышц, давление крови, расположение центра тяжести, объем легких - эти характеристики взаимосвязаны друг с другом и изменение одних ведет к изменению других.

Эти параметры неизбежно влияют и на работу других уровней: · Большая масса тела, тесно связана с биохимическими сдвигами и изменениями в работе гормональной системы. Она может повлиять на привлекательность человека и, как следствие, привести к изменению его отношений с другими людьми, что, в свою очередь, может вызвать изменения характера и т.д.


Большой рост или размеры тела вызывают дополнительные расходы на питание, одежду, обувь, что требует больших заработков и может повлиять на выбор профессии, рабочего поста и т.д.

Существование особых закономерностей протекания биохимических процессов, неповторимой структуры белка в каждом организме, особенностей строения всех типов тканей давно доказано специальными биохимическими исследованиями.

Этот тип индивидуальности является весьма устойчивым и мало изменяется в течение жизни. Известно, что чужеродный белок отторгается организмом, а любой биохимический сдвиг, вызванный искусственно, ведет к многочисленным, часто весьма негативным последствиям.

Естественные изменения, например перестройка обменных процессов в периоды полового созревания, беременности, старения и т.п., протекают под контролем генетических факторов и неизбежно вызывают многочисленные последствия на всех уровнях интегральной индивидуальности, включая и такой устойчивый и мало изменяющийся под влиянием других уровней, как темперамент.

Этот уровень отвечает за взаимосвязанную работу отдельных органов и их интеграцию в целостный организм. Ясно, что гипофункция, например печени или легких, ведет к многочисленным изменениям в функционировании других органов даже при отсутствии выраженной патологии, т. е. соматического заболевания .

Наиболее тесно данный уровень индивидуальности связан с двумя предыдущими, но легко прослеживаются его связи и со всеми другими уровнями.

Например, физическое здоровье и красота человека могут влиять на развитие его личности, но не прямо, а через те отношения, в которые вступает или не может вступить человек с другими людьми, через те формы деятельности, которые могут быть доступны или недоступны ему.

Рассмотрим подробно, какие факторы влияют на развитие личности человека.

Роль наследственности в развитии личности человека.

Под наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями.

Наследственност - это генетическая программа человека, определяющая его генотип.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

1. Детерминированная часть наследственной программы обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления.

2. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.

3. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.

4. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет , некоторые эндокринные расстройства - карликовость.

5. К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.

6. По наследству передаются задатки к различным видам деятельности.

У каждого ребенка от природы имеются четыре группы задатков: интеллектуальные, художественные и социальные. Задатки являются природной предпосылкой развития способностей. Несколько слов необходимо сказать об интеллектуальных (познавательных, учебных) задатках. Все нормальные люди от природы получают высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил.

Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности, изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Но педагоги и психологи признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания.

Очень важен вопрос о наследовании моральных качеств и психики . Ведущим положением отечественной педагогики было утверждение, что все психические и моральные качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении.

В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.).

Последнее время позицию о генной обусловленности социального поведения начинают занимать и отечественные специалисты. Академики П.К. Анохин, Н.М. Амосов и др. высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения.

Влияние среды на развитие личности.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На развитие личности человека оказывает влияние природно-географическая среда, макросреда - общество, в совокупности всех его проявлений, микро - среда - ближайшее окружение человека. Абстрактной среды не бывает. Есть государство, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, что человек достигает более высокого уровня развития, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека в детстве оказывает домашняя среда.

Роль воспитания в развитии личности.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание - главная сила, способная дать обществу полноценную личность.

Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Каковы же виды влияния в воспитании и механизмы воздействия на ребенка?

Влияние в воспитании - форма осуществления функций педагога, деятельность воспитателя, в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо особенностей индивидуальности воспитанника, его поведения и сознания.

Механизмы воздействия на ребенка:

В процессе воспитания существует четыре основных механизма воздействия :

1. Убеждение - логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания учеников. Создание, усиление или изменение взглядов, оценок, установок.

2. Внушение - воздействие на сознание ученика.

3. Заражение - бессознательное подчинение группы воспитанников эмоциональному воздействию воспитателя.

Заражение осуществляется через передачу психологического настроя.

4. Пример - действия, которому подражают. Действие как пример чего-либо.

Нужно помнить, что слабость воспитания в том, что оно осуществляется на сознании человека и требует усилий с его стороны, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. В судьбы людей воспитание вносит различную лепту - от самой незначительной до максимально возможной.

Если воспитатель хочет воспитать ребенка, то он должен привлечь его к деятельности, которая совершенствует окружающую ребенка среду. Если к такой деятельности ребенок не будет привлечен, то и воспитания в положительном смысле этого слова не будет.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее развития ставит вопрос о целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над самим собой, над собственным духовным ростом. Личность из объекта воспитания должна перейти в статус субъекта.

Субъект - это личность, для деятельности которой характерны четыре качественные характеристики:

- самостоятельная;

- предметная;

- совместная;

- творческая.

Решая ту или иную педагогическую задачу, воспитатель побуждает воспитанников к определенной деятельности или предотвращает нежелательные действия. Для того, чтобы воспитанники начали проявлять собственную активность, это влияние должно быть ими осознано, превратиться во внутренний побудитель, в мотив деятельности.

На определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в развитии личности фактора человек сам становится воспитателем.

Самовоспитани - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.

Поэтому мировая педагогика все больше рассматривает воспитанника как от природы деятельное, внутренне активное существо, обеспеченное необходимыми задатками и стимулами для саморазвития, а воспитание - как объективно-субъективный процесс саморазвития и самовоспитания детской личности в системе организованных и стихийных взаимодействий и отношений. Речь идет о природной субъектной активности индивида, формирующегося под воздействием потребностей, инстинктов, влечений, желаний способностей, стремления к самопроявлению и самоутверждению.

Для педагогики имеет большое значение не то, что выделил или не выделил индивид себя сознательно из своего окружения, а выделен ли он окружением - системой воспитания прежде всего - из социального целого и признан ли в качестве субъекта - индивидуальности, наделенного активностью и способностями, которые с первых мгновений жизни ребенка нужно сохранят, развивать, а в случае необходимости исправлять при его активном участии, посредством его деятельности. Если педагогика этого не признает, если воспитание этим положением субъектности воспитанника не руководствуется, то это не педагогика, а наука о дрессировке и практическом натаскивании.

Деятельность как фактор развития личности.

Влияние на развитие наследственности, среды и воспита-ния дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором - деятельностью личности. Под этим понимается все многообра-зие занятий человека, все то, что он делает. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения: «Скажите мне, что и как делает ребенок, и я скажу вам, каким он вырастет»; «Ни один бездельник еще ничего не достиг»; «Сколько пота — столько успеха»; «Человек сам кузнец своего счастья»; «Кто рано вста-ет, тому Бог дает»; «По труду и честь»; «Творение указывает на творца» и т. п.

Словом, очевидна прямая связь между результа-тами развития и интенсивностью деятельности. Это еще одна общая закономерность развития, которую можно сформулировать так: чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области. Разумеется, пределы действия этой закономерности не безграничны, а оп-ределяются «сдерживающими» факторами — способностями, возрастом, интенсивностью и организацией самой деятельно-сти и другими.

В процессе деятельности происходит всестороннее и цело-стное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формиро-ванию запроектированного образа личности, ее нужно органи-зовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания. К сожалению, во многих случаях оно не может предоставить возможностей для развития; воспи-танники порой лишены самого необходимого — активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельно-сти, обречены на ее пассивное созерцание и затверждение го-товых истин.

Основные виды деятельности детей и подростков — игра, учение, труд. По направленности выделяется познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремес-ленническая, гедоническая (направленная на получение удоволь-ствия) деятельность. Особый вид деятельности — общение.

Деятельность может быть активной и пассивной. Даже са-мый маленький ребенок уже проявляет себя как активное су-щество. Он предъявляет требования к взрослым, сверстникам, выражает свое отношение к людям, предметам. В дальнейшем под влиянием среды и воспитания активность может как повы-шаться, так и снижаться. Можно привести сколько угодно примеров, когда человек занят, много работает, но действует без желания, без настроения, как говорится, спустя рукава. Ра-зумеется, такая деятельность к высоким результатам не ведет.

Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоцио-нально окрашенной деятельностью, в которую человек вклады-вает всю душу, в которой полностью реализует свои возмож-ности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовлетворение, становится источником энергии и вдохно-вения. Вот почему важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, в этой деятельности проявляю-щаяся.

Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей дей-ствительности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходи-мость применять полученные знания на практике. Трудовая ак-тивность стимулирует быстрое и успешное формирование ду-ховного и нравственного мира личности, определяет готов-ность много и успешно трудиться.

Все проявления активности имеют один и тот же постоян-ный источник — потребности. Многообразие человеческих по-требностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Показать растущему человеку полезные максимально ослабить ложные направления активности — по-стоянная и одновременно очень сложная задача воспитания. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в пе-риод интенсивного становления человека очень подвижны и пе-ременчивы. На различных возрастных ступенях должны опера-тивно меняться виды и характер деятельности. Массовое школьное воспитание не всегда успевает за этими переменами, а должно успевать, чтобы не допускать необратимых последствий.

Активность самого человека — непременное условие разви-тия его способностей и дарований, достижения успеха. Какие бы прекрасные воспитатели ни опекали ребенка, без собствен-ного труда он мало чего достигнет. К.Д. Ушинский отмечал, что ученик должен учиться сам, а педагог дает ему материал для учения, руководит учебным процессом. Следовательно, при правильном воспитании школьник не столько объект пе-дагогического воздействия, сколько субъект, т. е. активный участник собственного воспитания.

Активность личности, как и деятельность, имеет избира-тельный характер. Развитие личности происходит под воздей-ствием не любых, не всяких влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обра-щены к его личности, опираются на его собственное отноше-ние к действительности. «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, — писал С.Л. Рубинштейн , — чтобы тыся-чами нитей связать человека с жизнью — так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решении которых он включается.

Это важней всего потому, что главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в поведении — это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни", отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблю-дателями, готовыми на все махнуть рукой, — тогда им все ста-новится нипочем».

Активность личности не только предпосылка, но и резуль-тат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественно активную, инициативную, творчес-кую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьни-ка обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, воору-жать его такими способами деятельности, которые дают воз-можность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возмож-ности — таковы функции воспитателя, разумно направляюще-го процесс развития личности.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Академия экологии, морской биологии и биотехнологии

Отделение экологии

Кафедра общей экологии

Жук Александра Евгеньевна

ФАКТОР СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Владивосток

ГЛАВА I. ЛИЧНОСТЬ 3

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОД ВЛИЯНИЕМ

ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 5

ЛИТЕРАТУРА 11

ГЛАВА I

ЛИЧНОСТЬ

Личность - это устойчивая система социально значимых черт, которые характеризуют индивида, продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Свойства личности - это то, что сближает индивидов в силу общности исторически и социально обусловленных особенностей их жизнедеятельности. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т. е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества. Стремление к слиянию с социальной общностью (к идентификации с нею) и вместе с тем – к обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает личность и продуктом, и субъектом социальных отношений и социального развития одновременно. Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Богатство которых определяет богатство личности. Отчуждение тех или иных присущих целостному родовому человеку видов и форм деятельности (вследствие общественного разделения труда, закрепляемого в классово-антагонистическом обществе его социальной структурой) обусловливает формирование односторонне развитой личности, которая воспринимает собственную деятельность как несвободную, навязанную извне, чуждую. Напротив, присвоение всей целостности исторически сложившихся видов и форм деятельности каждым индивидом в обществе, лишенном классово-антагонистических противоречий, - непременная предпосылка всестороннего и гармонического развития личности. Помимо общественных, личность приобретает черты, вытекающие из специфики условий жизнедеятельности особых социальных общностей, членами которых являются индивиды, т. е. классовых, социально-профессиональных, национально-этнических, социально-территориальных и половозрастных. Освоение черт, присущих этим многообразным общностям, а также социальных ролей, выполняемых индивидами в групповой и коллективной деятельности, с одной стороны, выражается в социально-типических проявлениях поведения и сознания, а с другой стороны, придает личности неповторимую индивидуальность, так как эти социально обусловленные качества структурируются в устойчивую целостность на основе психофизических свойств субъекта. В качестве субъекта социальных отношений личность характеризует активная творческая деятельность, которая, однако, становится возможной и продуктивной благодаря овладению унаследованной от предшествующих поколений культурой. ГЛАВА II РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОД ВЛИЯНИЕМ ФАКТОРОВ СРЕДЫ

Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности (воспитание); к внутренним- биологические, наследственные факторы. Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс - означает превращение его из биологического индивида в социальное существо- личность.

Человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность, это содействует приобретению им особого социального опыта. Для нормального развития ребенка с самого его рождения, огромное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.

Развитие человека - это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.

Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти развития и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.

На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.

Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности - генетика - полагает наличие у людей сотни различных задатков - от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование, которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

На любом этапе своего развития человек является природным существом, а потому подчиняется биологическим закономерностям. Но если, биологическое, природное, есть и в человеке, и в животном, то в обоих случаях оно существенно разнится, поскольку биология человека неразрывно связана с социальными условиями, сложившимися в процессе развития человечества как результат общения между людьми. Среда человека имеет всегда социальный характер и оказывает наиболее влияние на растущий и развивающийся организм ребенка. Особенно активно можно воздействовать на организм ребенка с помощью таких социально управляемых факторов, как воспитание в семье и детском коллективе, соблюдение режима, рациональное питание, адекватные физические нагрузки, физкультура, закаливающие процедуры и так далее. Правильное использование перечисленных факторов может обеспечить физическое и духовное развитие ребенка и способствовать коррекции многих дефектов генетического характера.

Социальное и биологическое в человеке - не две параллельные независимые друг от друга составляющие. В каждой личности они настолько тесно переплетены и взаимообусловлены, что исследователи в основе развития ребенка выделяют два важнейших фактора - наследственность и среду, которые являются и источниками, и условиями развития.

В ходе эволюции человека, в процессе трудовой деятельности совершенствовалось не только его тело, но и прежде всего кора головного мозга и центральная нервная система в целом. Человеческие особенности головного мозга закреплялись в генетическом материале и передавались по наследству. Однако психическое развитие человека как личности и сейчас возможно лишь в процессе воспитания, путем повседневного привития ребенку чисто человеческих навыков. Если человеческое дитя даже с самыми “ лучшими” структурными особенностями мозга попадает в условия изоляции от человеческого общества, то развитие его как личности прекращается. Это многократно подтверждено в случаях, когда дети раннего возраста попадали в стаи диких животных или подвергались искусственной изоляции. Психическое развитие ребенка как человеческой личности возможно лишь в окружении других людей при активном и пассивном обучении поведенческим навыкам.

Развитие социального поведения ребенка происходит в процессе воспитания. В первые полгода жизни все новое он усваивает в полном смысле слова с молоком матери. Ибо пищевой безусловный рефлекс способствует закреплению первых условных рефлексов. Дети, вскармливаемые материнским молоком и имеющие непосредственный повседневный контакт с матерью в течение первого года жизни, растут более спокойными, уравновешенными, лучше усваивают все новое, в их характере преобладает доброта, сочувствие к другим людям. Во втором полугодии жизни ребенок все больше интересуется другими окружающими его людьми, сохраняя по-прежнему привязанность к матери.

Развитие социального поведения ребенка раннего возраста осуществляется не только с помощью целенаправленных мер воспитания. Чаще оно происходит на основе наблюдения ребенка за поведением взрослых людей и более старших детей. В связи с этим важная роль принадлежит окружающим условиям. Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, становится как правило, семейная микросреда - родители, бабушка, дедушка, братья, сестры. Не следует думать, что влияние микросреды вступает в силу, лишь, когда ребенок заговорит. Уже в самые первые месяцы характер заботы взрослых о детях в значительной степени определяет их психическое развитие. Упущенное в этот период трудно восполнимо в дальнейшем. Изоляция детей от родителей может привести при ограниченности, дефиците общения с окружающими к неблагоприятным изменениям в их развитии, к возникновению даже некоторых психопатических черт. Для формирования личностных качеств ребенка значима та семейная атмосфера, в которой живет ребенок: занимают ли родители по отношению к нему единую позицию или разную, проявляют ли они к нему преимущественно строгость и требовательность или же нежность и предупредительность носят ли в семье теплый, дружественный характер или в них преобладают официальность холодность и т.п. Замечено, что в тех семьях, где родители, не проявляя достаточного тепла к ребенку, часто подменяют его навязчивым контролированием, назидательностью и морализаторством, допускают оскорбления и унижения, высмеивание и физические наказания за промахи и неудачи, дети вырастают неуверенными в себе, мало инициативными, с заниженной самооценкой и притязаниями. Эти качества мешают полноценному развитию ребенка не только в дошкольные годы, но и в дальнейшей жизни.

Дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности и поддержки, имеют немало преимуществ - у них больше возможности для развития своей активности, они чаще проявляют творческий подход, оригинальность, дружеские чувства, обнаруживают больше эмоциональности в своих взаимоотношениях, нежели их сверстники, живущие в условиях излишней строгости, дефицита теплоты, ласки.

На здоровье ребенка и развитие у него личностных особенностей большое влияние оказывает структура семьи и характер внутрисемейных отношений. Гармоничному развитию личности часто мешают длительные конфликтные ситуации в семье, разводы родителей, воспитание “единственного” ребенка и др. В таких семьях дети часто страдают неврозами, хуже учатся, отстают в физическом развитии, часто болеют различными соматическими заболеваниями.

Если такой ребенок заболевает, происходит дальнейшая астенизация организма, ведущая к снижению физической и психической активности, к ослаблению его реактивности в отношении других неблагоприятных внешнесредовых факторов и предрасполагающая к новым заболеваниям.

В сложном процессе формирования личности участвуют многие физические, биологические и социальные факторы. Длительное отрицательное влияние этих факторов на растущий и развивающийся организм ребенка может привести к аномальному развитию личности и способствовать возникновению нервно-психических расстройств. Для воспитания гармоничной личности и предупреждения нервно-психических расстройств у детей огромное значение имеет социально - экономическая структура общества, система государственных и медицинских профилактических мероприятий. В процессе развития происходит формирование ребенка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

ЛИТЕРАТУРА

http://www.diadhilev.perm.ru/art/dokl/00010.htm

http://www.zachetka.ru/referat/preview.aspx?docid=4972&page=3, 2003г.

http://soc-breeding.boom.ru/

http://www.referat.com/catalog/?download=3898.zip.0

Образовательная среда как фактор развития личности

ФГОС определяет понятие «образовательная среда» как совокупность факторов, формируемую укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат.

Образовательная среда – это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая:

– определяется теми конкретными задачами, которые школа ставит и решает в своей деятельности;

– проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются (к средствам относятся выбираемые школой учебные программы, организация работы на уроках, тип взаимодействия педагогов с учащимися, качество оценок, стиль неформальных отношений между детьми, организация внеучебной школьной жизни, материально-техническое оснащение школы, оформление классов и коридоров и т.п.);

Принципы формирования образовательной среды:

  • деятельность-образование-личность;
  • открытость, целостность, системность, взаимосвязь;

и взаимозависимость всех элементов образовательной среды, имеющей единую методологическую основу;

  • избыточность ресурсов, обеспечивающая личностный выбор, развитие индивидуальности
  • функциональное разнообразие элементов среды, обеспечивающее освоение различных видов деятельности;
  • самоидентификация личности;

Одним из важнейших компонентов образовательной среды является комплекс учебного оборудования

Полное оснащение образовательного учреждения обеспечивают три взаимосвязанных комплекта:

Кабинет для внеурочной деятельности открыт в гимназии в этом учебном году. Несмотря на большую заполненность школы, администрация нашла возможность выделить самый просторный кабинет для этой цели.

Было продумано внешнее оформление, оборудование, наполняемость. Мы решили, что было бы неразумным распылять это огромное количество пособий и игр по кабинетам и решили собрать все в одном месте. В кабинете решили выделить несколько зон – для подвижных игр, для групповых занятий, для информационно-коммуникативного центра.

Таким образом, наш кабинет преследует несколько целей

  1. Это информационный и мультимедийный центр начальной школы.
  2. Этот кабинет может использоваться в качестве сенсорной комнаты и комнаты психологической разгрузки.
  3. Игровая комната.

Наш кабинет оборудован комплектом нетбуков с выходом в интернет, постепенно пополняется программное обеспечение – устанавливаются разнообразные тренажеры, системы тестирования, обучающие программы. Есть мультимедийный комплекс, позволяющий проводить разнообразные занятия. Есть цифровые микроскопы, электронный шагомер и другие современные приспособления, позволяющие детям разнообразить их познавательную деятельность. Интегрированная творческая среда на базе языка Лого для начального школьного и внешкольного образования. С помощью ПервоЛого 4.0 дети учатся писать, читать и считать, развивают свою речь и художественные способности, и, конечно, осваивают современные компьютерные технологии. В урочной деятельности ребята также активно осваивают ИКТ-технологии, работают с интерактивными комплексами и мобильными компьютерными классами

Подобранное оборудование развивает чувственное восприятие детей, помогает расслабиться в играх с песком, в подвижных играх. Дети через занятия с разнообразными пособиями развивают моторику, глазомер, координацию движений. Эти все задачи позволяет решать комплекс «Пертра», разработанный Марианной Фростиг. Этот комплекс позволяет проводить коррекционную работу с отстающими детьми, развивает творческие способности. Дети могут строить лабиринты, развивая пространственное мышление, координируя движения глаз и рук. Сортируя фигуры и бусины – учатся классифицировать предметы, выделять общие признаки и многое другое. Тактильные доски развивают тактильное восприятие, зрительно-моторную координацию. Н аборы для рисования на песке, тренажеры для физических разминок,

Дети и педагоги часто используют этот кабинет и для обучающих игр. Здесь собрано большое количество обучающих и развивающих игр, которые помогают усвоить и закрепить вычислительные навыки, расширить словарный запас и кругозор. Это знаменитые кубики Никитина, которые развивают логику, умение прогнозировать и планировать результаты своей деятельности, в комплектацию кабинета входят всевозможные детские игры, мозаики, конструкторы.

Игра СЕНСИНО: На вертикальной поверхности мольберта по кругу расположены 12 отверстий, в которые проходит рука. С обратной стороны к этим отверстиям прикреплены полотняные мешочки - "норки". Магнитные фишки ставятся на магниты рулетки, находящиеся в центре мольберта, а немагнитные раскладываются в «норки». Игрок должен на ощупь найти в норках пару к каждой магнитной фишке.

Наборы рукоделия. Есть кукольный театр. Для всех модулей, по которым организуется внеурочная деятельность с учащимися 1-3 классов, в этом кабинете достаточно оборудования

Малышева И. В. Среда как фактор развития ребенка// Концепт. –2015. –№04 (апрель).–ART15110. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15110.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART15110УДК 37.061

Малышева Ирина Владимировна,

старший преподаватель кафедры теоретической и прикладной психологииФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г.Тольятти[email protected]

Среда как фактор развития ребенка

Аннотация. Статья посвящена изучению жизненного пространства ребенка в аспекте его влияния на общее психическое развитие. Выделяются физические и социальные составляющие среды. Делается анализ поведенческих особенностей ребенка в среде, описываются типы создаваемых им построек и различных видов игрового взаимодействия с окружающим пространством. Дается обобщение принципов организации среды для детей.Ключевые слова: жизненное пространство, возрастное развитие, факторы среды, игра, активность, психомоторная сфера.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Обычно, когдаговорят о средовых условиях, в первую очередь имеют ввиду социальную ситуацию развития ребенка, особенности социального окружения, включенность в систему отношений, качество и содержание коммуникации. Но понятие среды –это еще и жизненное пространство, которое включает гораздо большее количество переменных, оказывающих влияние на специфику онтогенеза и формирование личностных особенностей. По мнению Х. Э. Штейнбах и В.И. Еленского,следует различать понятие «среда» и «средовой фактор»; среда –это все, что находится вокруг нас, включая предметы, явления, людей, пространство, события,его наполняющие, в том числе к ней относится и система построенных нами отношений с тем, что нас окружает . Безусловно, в онтогенезе первичным будет взаимодействие с физическим миром, который предстает перед маленьким ребенком в огромном количестве переменных, свойств, качеств, отношений. Предметный мир «ведет» и направляет развитие в первые годы жизни, он опосредует взаимодействие со взрослым; объект и действие с ним наполняют содержательную сторону речи и формируют нагляднодейственное мышление. Затем расширение практического опыта позволяет накапливать впечатления от взаимодействия с предметным миром, что служит основой обобщенных представлений и создает почву для новоговитка развития. То, что на какомто этапевзаимоотношения с окружающими людьми выходят на первый план, не снижает значение воздействия материального мира. Зона социализации не устраняет многообразия сложных связей человека с жизненным пространством, продолжающих играть огромную роль в его развитии.Окружающая ребенка жизненнаясреда и его активность неразрывно связаны между собой. Пространство выступает не только условием и активатором деятельности ребенка–мы можем говорить и о взаимодействии, и о взаимовлиянии их друг на друга. Наиболее подробно взаимоотношения ребенка со средой были изученыМ.В. Осориной, которая рассматривала овладение ребенком окружающиммиромв триаде «взрослый–пространство–ребенок» как становление жизненных функций последнего . Все это имеет свою специфику и определяется достаточно важными вещами. Ребенок выстраивает свои отношения с пространством по совершенно Малышева И. В. Среда как фактор развития ребенка// Концепт. –2015. –№04 (апрель).–ART15110. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15110.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 2

иным, отличающимся от взрослыхпринципам, поэтому и восприятие оной и потребности в отношении нее будут другими. Основная направленность активной деятельности ребенка –проникнуть, исследовать, овладеть. Ребенок вступает в сложную систему эмоциональных переживаний, связанных с разными местами, это позволяет ему реализовывать ряд очень важных потребностей, связанныхсо становлением его самосознания. База формирования личности закладывается в детской коммуникации, которая развивается через совместную деятельность в жизненной среде и проявляется в территориальном поведении. Совместная событийная деятельность выделяетсяЮ. А. Аксеновой как основа мировоззрения и образа мира, рождающихся из индивидуальной картины мира ребенка, которая выстраивается в системе координат опыта, полученного во взаимодействии с окружающим миром .Проанализировав самыеважные стороны средовых факторов, выделим наиболее существенные,на наш взгляд,переменные, связанные с жизненной средой человека:средовые воздействия, ее свойства, качества и метрические параметры;движения в среде, связанные с тоническиактивирующими импульсами, такими как интраэффект;экспансивное воздействие на среду как эсктраэффект;пространственные движения, связанные с осознанием своего «Я», в частности «Ятелесного»;взаимодействие со средой, устанавливающее аффективные связи с миром;движение как ресурсная тренировка функциональных систем организма;деятельностный компонент движения, в частности, например, продуктивная деятельность, когда движения приобретают характер влияния;акты коммуникаций и социального поведения;культурное осмысление среды;экзистенциальносмысловое переживания и проживание среды.Сторонники междисциплинарного подхода кисследованию средыполагают, что только серьезное научное понимание взаимодействия человека с его окружением приводитк созданию оптимальных средовых условий. Восприятие среды «встроено» в наш опыт, поэтому необходимо рассматривать опыт, приобретаемый человеком в среде, под двумя различными углами: первый –это деятельность, когда среда выступает объектом направленной активности, второй–поведение, причем здесь тоже можно выделить разные аспекты существования в среде. М. Черноушек сводит проблему поведения человека в среде к трем основным моментам: взаимосвязиповедения с познавательными структурами, избирательности воспринимающей системы человека, поощряющей или препятствующей роли среды во взаимодействии между людьми . Наше взаимодействие со средой сопровождается разнообразными контактами с другими людьми, связано с социальной активностью, поэтому интересы средовой психологии лежат ближе к социальной психологии, чем к психологии восприятия. Окружающее пространство очень часто определяет ролевое поведение человека через значение и атрибуты места,культурные регламенты и предписания. Оно задает тон настроения, порождает смыслы и сценарии проживания момента времени. Реакции на средовое воздействиескладываютсяиз аффективных импульсов, порождаемых материальной фактурой объектов, их организацией и символическим контекстом. Таким образом, отражением пространства в сознании является карта пространства, то есть система образных представлений о его структуре, эмоциональный отклик на качество и особенности среды и содержание поведенческих сценариев, связанных с конкретным местом.Малышева И. В. Среда как фактор развития ребенка// Концепт. –2015. –№04 (апрель).–ART15110. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15110.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 3

Говоря о задачах, формах и методах обучения,мы часто упоминаем активность ребенка и как конечную цель, и как необходимое условие развития. Активность всегдаопределяется наличием собственной цели. Рассматривая активность в отношении среды, мы рассматриваем две большие группы видов активности: приспособительное поведение и деятельность субъекта. Приспособительное поведениепо своему определению похоже на пассивное реагирование, но оно также может выражаться в интенсивных действиях, правда, они всегда ограничены ситуацией. Можно рассматривать приспособительное поведение как вариант адаптации к окружению, но полагаем, что здесь необходимо остановиться на следующем моменте: адаптация может иметь вид активной деятельности по изменению самой среды, фактически все, что создано человеческой культурой,можно рассматривать как вариант приспособления к условиям жизни. Другими словами, в данном контексте можно определять приспособительное поведение как реактивность в ответ на средовые стимулы, определяющую наиболее оптимальную позицию по отношению к последним. Построение деятельности субъекта по отношению к среде характеризуется наличием собственной цели,вынесенной за рамки существующей ситуации.Надситуативность часто является признаком активности и предполагает выход за пределы исходных целей, желание ставить цели избыточные с точки зрения заданной ситуации; она предполагает способность преодолевать установку, ограничение и барьеры заданной деятельности. Итак, в отличие от реактивности, когда действия человека обусловлены предшествующей ситуацией, активность выражается в производимых действиях,обусловленных внутренними состояниями субъекта. Активность всегда определяется наличием собственной цели. Приспособительное поведение также выражается в интенсивных действиях, но они всегда инициируются внешними требованиями.Хорошим примером может служить поисковая активность. Поисковая активность выражается в поведении,направленном на изменении ситуации или своего отношения к ней, которое протекает в условиях дефицита информации и невозможности осуществления прогнозирования результатов деятельности при постоянном учете степени ее эффективности. Рассматривая человека как субъекта деятельности, нужно выделить особую потребность в творческом преобразовании среды, которая часто не имеет утилитарных целей и является по сути своей чисто человеческой особенностью. Начиная с первобытных сообществ, когда человек оставлял следы своего присутствия в виде изображений на стенах пещеры, он проявлял себя как активный творец, который собственными усилиями и организацией общественного труда созидал новую реальность. Активное взаимодействие с окружающимпространством лежит в самой природе людей.Вернувшись к особым отношениям ребенка со средовым окружением, выделим их некоторые важные моменты. Вступая во взаимодействие с объектами среды, ребенок проявляетпрежде всего интерес к новому, требующему проникновения и понимания. Он должен осознать свое собственное положение и цель, организовать свою деятельность, включая в том числе действияна согласование и преодоление, поскольку среда задает огромное количество условий, игнорирование которых не позволяет получить предполагаемый результат. Исключение составляют ситуации, в которых ребенок экспериментирует с объектами пространства и отношениями, в данном случае любой получаемый эффект или его отсутствие можно рассматривать как достигнутую цель. Изучая через наблюдениеактивное взаимодействие детей с объектами пространства в нерегламентированной взрослым свободной деятельности, направленное на его преобразование, нам удалось установить следующее. Назначение искусМалышева И. В. Среда как фактор развития ребенка// Концепт. –2015. –№04 (апрель).–ART15110. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15110.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 4

ственных объектов окружающей среды–удовлетворять утилитарные потребности человека, направленные на его жизнеобеспечение. В случае с детьми мы сталкиваемся с особой ситуацией: ребенок преобразует среду с отличными от взрослого потребностями и характером восприятия ситуации. Даже если, например, детская постройказеркально отражает мир взрослых, то она выступает или игровым ролевым моделированием, или выполняет не соответствующую ей функцию. Типы построек, способы организации неоформленного или реорганизации оформленного пространства изучались в ходе наблюдений. Исследование проводилось в городе Тольятти на базе МБУ №192 и №116 в течение пяти лет, с 2005 по 2009 г. и в 2013 г., общая выборка составила более двухсот человек. Наблюдения проводились на группах сверстников детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Изучалось нерегламентированноесредовое поведение детей в следующих условиях: привычное бытовое окружение со стереотипно организованной средой, привычное окружение со свободными полифункциональными объектами, экспериментальное помещение, представляющее из себя свободное незаполненное пространство с набором базовых объектов, не имеющих закрепленного назначения. В ходе наблюдений удалось выделить следующие типы детских построек.Постройкиукрытия.Традиционные объекты, создаваемые детьми на протяжении многих поколений. Они представляют собойзамкнутое,изолированное от внешнего мира пространство, дающее возможность почувствовать себя вне социального окружения, создатьграницы,обеспечивающие безопасность.Постройки–наблюдательные пункты. Обычно это постройки, имеющие возвышения над плоскостью привычной жизнедеятельности, они могут служить наблюдательными пунктами, но в правильном варианте они оснащены еще и горизонтальной платформой, где ребенок может находиться неподвижно некоторое время и наблюдать за происходящим вокруг. Постройки,стимулирующие различные виды движения.К ним можно отнести все традиционные элементы, которые задают либо само движение, напримеркачели, либо направлены на постановку двигательной задачи, напримерприспособления для лазания, мишени и т.п.Часто такие постройки могут быть дополненыдинамическими, а не стационарными элементами, которые приходят в движение и своим эффектом стимулируют ребенка к повтору движения,с одной стороны, а с другой –дают возможность оценить прилагаемое усилие в отношении прочности конструкции. Постройки –поле экспериментирования. Это любые постройки,«вскрывающие» свойства объектов, причем объекты могут быть природными, напримерсоздание запруды и русла ручья. Помимо информационной стороны, ребенок устанавливает большое количество причинноследственных связей и совершенствует систему собственных представлений о мире.Постройкисюжеты. Они направлены на воссоздание игровых моделей пространства взрослой жизни, но не как атрибута для сюжетноролевой игры, а как самостоятельное завершенное действие, имеющее своим итогом прообраз рукотворного объекта. Постройки«голограммы». Их назначение –освоение трехмерности пространства. Обычно мы движемся линейно, неважно, по горизонтали или вертикали. Возможность трехмерного движения предоставляют, например, батут или плавание, но в привычных условиях мы лишены этого. Важным отличием таких построек от построекстимулов и построекэкспериментирований является то, что они направленыне на изучение свойств внешних объектов или постановку и поиск решениядвигательной задачи, а на изучение собственного тела и его биомеханики.Малышева И. В. Среда как фактор развития ребенка// Концепт. –2015. –№04 (апрель).–ART15110. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15110.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 5

Постройки для созерцания.Особый тип построек, имеющих специфическую функцию установления недеятельностных и неутилитарных связей с миром. Иногда нужно отойти от необходимости действовать и двигаться, поэтому дети любят находить и создавать красивые эстетические объекты, предназначенныедля любования ими. Постройки–сенсорные эффекты.Сенсорные впечатления важны не только в раннем возрасте, но и в зрелом и в старости, не говоря о дошкольном детстве. Сенсорная стимуляция способствует общему тонизированию организма. Это тот тип построек, иногда очень примитивных конструкций, которыйпозволяет ребенку просто насытиться впечатлениями, связанными с ощущениями какойлибо одной или нескольких сенсорных модальностей.Естественным продолжением активности ребенка в среде является следующая за окончанием постройки игроваядеятельность детей. Послетогокак постройка создана и выполнила свое первичное функциональное назначение, она начинает обыгрываться, то есть включаться в некую воображаемую, отличную от реально существующейситуацию и сопровождаться рядом условных действий. Основным достоинством игры можно считать то, что она является точкой приложения собственных усилий ребенка по собственному усмотрению. Это делает ее ценным инструментом развития, так какжелание действовать задается внутренней мотивацией. Интенсивность такого взаимодействия со средой и его объем определяются постоянно осознаваемой необходимостью «выйти» за границы уже достигнутого, потребностью постоянно модифицировать реальность. Включение пространства в игровую ситуацию создает дополнительный виток активности, поскольку идет принятие условия внутреннего соответствия ситуации, а избегание его делает вообще невозможным протекание игры,и это обеспечивает большую степень включенности в процесс.Совместная коммуникация во время игры в свободном пространстве позволяет ассимилироватьопыт других, включаются процессы стихийного научения и взаимообучения детей.Поле деятельности ребенка в окружающем мире всегда связано с миром людей, даже если это деятельность индивидуальная, поскольку она есть,по сути,социокультурное освоение мира. Обычно же требуется партнер, субъект взаимодействия, который наряду с пространством имеет самостоятельную ценность, что вызывает освоение правил коммуникации.Прежде всего, нужно научиться ориентироваться в социальных ситуациях через идентификацию внешних условий и определять свою позицию в них. Основой является типологизация ситуаций, которая приобретается в ходе освоения индивидом различных систем общения в различных видах деятельности. Ребенку требуется правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, что представляет собойформу информационной переработки специфического материала. Особую роль в этом играют широта приобретаемого практического опыта, личностные особенности индивида, умение ставить себя на место другого человека. Нужно научиться выбирать адекватные способы обращения с другими людьми и реализовать их в процессе взаимодействия. Подобные умения реализуются в протекающей во внешнем плане деятельности, включают ее организацию, прогнозирование результатов собственного поведения и выбранной позиции, анализи учет исходных условий и промежуточное оценивание возникающей ситуации. Они включают в себя также владение механизмами построения взаимодействия. Действия с предметами в ходе предметноорудийной деятельности на ранних стадиях уже позволили научиться согласовываться со свойствами вещи и учитывать ее особенности, перестраивая свое поведение. Но для овладения окружающим миМалышева И. В. Среда как фактор развития ребенка// Концепт. –2015. –№04 (апрель).–ART15110. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15110.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 6

ром необходимо овладеть и пространством совместной коммуникации. Взрослый может очень эффективно использовать ресурс пространства и для того, чтобы формировать личность ребенка, и для того, чтобы успешно его развивать. Игры и другие виды деятельности, применяемые в работе с детьми, могут быть весьма разнообразны по форме, функциям и решать различныезадачи. Развитие когнитивной сферы детей, традиционно включающее образование знаний, умений и навыков, а также развитие мышления и памяти, понятно и очевидно. Мы хотим обратить внимание на ряд других задач, которые также должны решаться взрослым. При этомв рамках анализа жизненного пространства и его влияния на развитие ребенка, памятуя о том, что взаимоотношения ребенка с пространством определяются его движениями и деятельностью, выделяем следующие, наиболее значимые,на наш взгляд,задачи.Развитие психомоторных качеств.Наиболее существенным здесь является выделение возможности приобретения разнообразного двигательного опыта с широким спектром вариативности и достаточными нагрузочными режимамидля повышения общей выносливости организма. Здесь есть два ключевых момента: первое –моторная сфера является интегративной в формировании высших психических функций, поэтому важно развитие сложных координаций движений, второе –адаптивность напрямую зависит от функционального состояния, поэтому повышение выносливости через двигательную деятельность в пространстве есть расширение адаптивных ресурсов. Кроме того, приспособление к миру идет в том числе и черезсогласование движений и действий с особенностями окружающего пространства. Тоническая стимуляция.Тоническаястимуляция особенно важна в раннем и младшем дошкольном возрасте. Физический контакт с объектами окружающего мира создает внутреннюю картину благополучия, существует даже особая разновидность потребности в прикосновениях, которые стимулируют органическое и психологическое здоровье. Сенсорночувственные впечатления. Есть целая группа действий и игр, которые кажутся взрослому совершенно бесполезными для развития ребенка: копание в луже и песке, хождение в темноте,с закрытыми глазами или задом наперед, висение вниз головой, ползание в пододеяльнике, закручивание в шторы и т.п.Требуется понимание, чтобы проникнуть в суть данного процесса:ребенок «копит» подобные впечатления, чтобы они привели в порядок его сенсорное восприятие, оно как бы уточняется и шлифуется. Изучение схемы тела. Изучение собственного тела и его двигательных возможностей становится к 3–4 годамобъектом самостоятельной исследовательской деятельности ребенка. К 5 годам первые представления об этом уже имеют оформленный вид. Взрослый можетиспользовать данную естественную потребность ребенка для развития у него первичной системы пространственных представлений и ориентации в системе координат. Важно научить его использовать свое тело в качестве ориентира по осям: я–центр, верх–низ, лево–право, вперед–назад –и связать эти представления с соответствующими речевыми понятиями. В фокус внимания при этом попадает и самосознание ребенка, точкой отсчета в формировании которого является восприятие собственного тела.Изучение свойств и параметров окружающего пространства.Эта задача не требует специальной работы, так как до 12 лет в ребенке «живет» особая потребность в изучении незнакомого пространства и его свойств. Как правило, оно протекает в стихийных и спонтанных движениях ребенка. Особоезатруднение представляет изучение качества трехмерности пространства –здесь каждый взрослый должен найти для себя и своего ребенка оптимальный баланс безопасности. Исключить Малышева И. В. Среда как фактор развития ребенка// Концепт. –2015. –№04 (апрель).–ART15110. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15110.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 7

движение по вертикали так или иначе невозможно, поэтому лучше дать ребенку этот опыт движения и понимание высоты и ее особенностей.Развитие пластичности и выразительности движений. Главным препятствием к гармоничному движению служит скованность. Если нет органических нарушений, то главной причиной скованности является недостаток разнообразного двигательного опыта. Как правило,«неуклюжими» являются те дети, которые мало двигаются. Лучший способразнообразить движения ребенка –отойти от однообразных бегания, катания на качелях и каруселях и т.п., даватьзадания на координациюсогласование и равновесиебалансировку. Они содержат в себе сложную двигательную задачу, которая наилучшим образом будет развивать тело ребенка.Овладение действиями с предметами.Предмет может быть использован в качестве объекта воздействия и в качестве орудия, в обоих случаях он значительно перестраиваетдействия ребенка и его понятийную сферу. Он не просто является стимулом или «партнером»–он скорее самдействует как двигательная задача, которая усложняет требования к выполнению движения, заставляя все время учитывать свойства предмета и подстраиваться под него. Бытовые орудийные действия (пользование ложкой, открывание крана, подметание и т.п.) тоже хороши для этой цели, но они быстро переходят в автоматизм. Развивает же движения, требующие постоянной подстройки, например, мяч –он круглый, упругий, скользкий, ондвижется по сложным траекториям, непредсказуем при отскоке и динамически активен, вотличие от других предметов. Меняющаяся, динамическая среда и ее объекты являются идеальным условием для решения данной задачи.Развитие мелкой моторики рук. В психологии есть специальный термин –«ручная умелость», который определяет уровень развития тонкой координации движений и степень овладения орудийными действиями, понятие «ручного интеллекта» соотносимо с нагляднодейственным мышлением. Общеизвестно также, что развитие речевых центров тесно связано с мелкой моторикой рук, поэтому развитиеручной моторики является отдельной задачей. Маленькие объекты среды –частьокружающего пространства. Они формируют свой сегмент, некое подобие замкнутой системы. Фокусировка на малом и близком переводит сознание в мир тонких дифференцировок, учит дозировке усилий и точности.Овладение собственным поведением.Следует помнить, что,организуя деятельность детей в средовом пространстве, мы имеем возможность решать непростую задачу –формирование регуляции поведения. Первые элементы саморегуляции ребенок проявляет в действиях с предметами, когда ребенок сдерживает аффективные всплески для достижения цели. Затем –в подвижной игре, когда возникают противоречия между желаниями и необходимостью, а ребенок делает выбор в сторону последнего. Тоже относится к любой совместной деятельности, игре с заранее проговоренными правилами, когда поведениетребует от ребенка регуляции своих состояний, ограничения действий, принятия позиции и прав другого. Исходя из вышеизложенного и говоря об оптимальной организации жизненного пространства ребенка, можно выделить несколько основных принципов. Среда должна иметь оптимальную стимульную интенсивность, чтобы не депривировать и не перенасыщать впечатлениями. Она должна,с одной стороны,создавать ощущение безопасности,быть знакомой и стабильной, но с другой–новой, вызывать познавательные интересы, побуждать к поведенческим и эмоциональным реакциям. В среде всегда следует разворачивать некоторую временную последовательность событий,значимых для ребенка, то есть среда должна проживаться. Основные возрастные и индивидуальные потребности следует реализовывать через деятельностьМалышева И. В. Среда как фактор развития ребенка// Концепт. –2015. –№04 (апрель).–ART15110. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15110.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 8

в виде получения практического средового опыта. Важно установить соответствие между процессами и средой. Требуется присутствие полифункциональных объектов среды без узкозакрепленных функций, позволяющих не только реорганизовывать материально пространственную структуру, но и перестраивать решаемые задачи при возникновении новых потребностей. Полифоничностькак характеристика средыспособствует побуждению к творчеству и активности. При этом нужно помнить, что окружающее физическое пространство является лишь местом,где разворачивается человеческая коммуникация,и следует формировать пространство так, чтобы оно способствовало развитию детских взаимоотношений.

Ссылки на источники1.ШтейнбахХ.Э.,Еленский В. И. Психология жизненного пространства. –СПб.: Речь, 2004. –239 с.2.ОсоринаС. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. –СПб.: Издво «Питер», 1999. –288 с.3.АксеноваЮ. А. Символы мироустройства в сознании детей. –Екатеринбург: Деловая книга, 2000.–272 с.4.ЧерноушекМ. Психология жизненной среды / пер. И. И. Попа.–М.: Мысль, 1989. –174 с.

Irina Malysheva, Senior lecturer at the chair of Theoretic and Applied Psychology, Togliatti State University, Togliatti [email protected] as the factor of child evolution Abstract. The paper deals with the study of the child living space in terms of itseffect on mental development. The author singles out physicsocial environmental elements and analyzes behavioral peculiaritiesin a certain environment and types of interactions with environment. The principles of the child environment organization are described. Key words:living space, developmental age, environment factors, play, activity, psychomotor sphere.References1.Shtejnbah,H. Je.&Elenskij,V. I. (2004) Psihologija zhiznennogo prostranstva,Rech", St. Peterburg,239 p.(in Russian).2.Osorina,S. V. (1999) Sekretnyj mir detej v prostranstve mira vzroslyh,Izdvo “Piter”, St. Peterburg,288p.(in Russian).3.Aksenova,Ju. A. (2000) Simvoly miroustrojstva v soznanii detej,Delovaja kniga, Ekaterinburg,272 p.(in Russian).4.Chernoushek,M. (1989) Psihologija zhiznennoj sredy/ per. I. I. Popa, Mysl", Moscow, 174 p.(in Russian).

ДенисовойЕ. А., кандидатом психологических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакциюReceived09.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review10.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication10.04.15ОпубликованаPublished11.04.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Малышева И. В., 2015www.ekoncept.ru