Ремонт Стены Уход

Материал (старшая группа) на тему: игры с предметами. «похож – не похож

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче.

Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других – только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое. Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.

В настоящее время в области компьютерного моделирования получил широкое распространение так называемый объектно-ориентированный подход. Для успешного обучения информатике в процессе игры необходимо применять не только модели изучаемого материала, но и предметы, окружающие школьника.

Психологи установили, что усвоение ребенком знаний начинается с материального действия с предметами или их моделями, рисунками, схемами, При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия, которые дети осуществляют с предметами или их моделями, переносятся в план представлений. Практические действия дети описывают словесно. Это процесс отражает взаимодействие ученика с познаваемым материалом. Таким образом осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действия и активизируется учебная деятельность ребенка. Учебная задача – ключевой компонент учебной деятельности. При постановке учебной – дидактической задачи необходимо выполнение следующих требований: 1. Дидактическая задача должна ориентировать школьника на поиск нового способа действия, мотивировать их познавательную деятельность. 2. В процессе ее решения учащиеся должны осознать необходимость и рациональность нового знания. Перед проведением дидактической игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми Учитель должен обратить на нее внимание.

В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью используются средства обратной связи с учеником. В большинство игр надо вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. В конце урока учитель вместе с детьми, подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу команды, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатление от игры. При помощи проведения дидактических игр в начальной школе достигается оптимальная реализация познавательного потенциала ученика.

Методической основой для разработки данных уроков послужил курс информатики в начальной школе, разработанный под руководством А.В. Горячева (“Информатика в играх и задачах”, 3-й класс, часть 1). Уроки формируют отношение к компьютеру как к средству решения различных задач, развивают у школьников навыки решения задач с применением следующих подходов к решению - системный подход (рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей), объектно-ориентированный подход (постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием). Уроки посвящены повторению темы “Свойства объектов” и используют компьютерные технологии для повышения уровня усвоения учениками теоретического материала. В ходе уроков подобраны игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. Урок 2 проходит в виде соревнования, где каждый ученик, выполняя самостоятельно задание, тем самым помогает своей команде достичь заранее поставленной цели.

Урок 1

Дидактическая цель урока: закрепление темы “Свойства объектов”. Изучение приемов создания одного документа из нескольких.

Образовательные:

  • закрепление ранее пройденного материала по теме “Свойства объектов”;
  • изучение и освоение способов копирования, вставки объектов в одном документе и из одного документа в другой.

Воспитательные:

  • повышение мотивации учащихся путем игрового изложения материала;
  • способствовать установлению уважительных межличностных отношений.

Развивающие:

  • представлять общий итог работы.

Тип урока: урок закрепления материала по указанной теме, овладение новыми знаниями.

Оборудование: тестовый редактор MS Word.

Ход урока

  1. Учитель. Сегодня, используя знания о свойствах объектов, мы с вами сочиним новогоднюю историю, предварительно заполнив схемы состава и свойств некоторых объектов при помощи тетради и компьютера.
  • Закрепление пройденного материала.
  • Учитель. Разминка: я называю какой-нибудь объект, а вы, ребята, показываете его отличительную особенность жестами. Например: осел - (уши), Буратино - (нос), лиса - (хвост), слон - (хобот).
  • А теперь выполните некоторые задания (раздаточный материал - см. в приложении). За каждое правильно выполненное задание вы получаете один жетон красного цвета, если в задании есть одна или две ошибки, то вы получаете жетон желтого цвета. Выполните задание № 1. Названия зверей впишите в верхнюю часть таблиц 1, 2 и 3 (см. Приложение). Их общие признаки занесите в таблицу № 4, а все отличия - в таблицу № 5. (Все задания выполняются при помощи карандаша на предложенных карточках).
  • Выполните задание № 2 и 3 самостоятельно. Примеры заданий можно найти в Приложении 1 .
  • Объяснение нового материала. Работа на компьютере.
  • Физкультминутка
  • Выделив объект, используя один из способов выделения, этот объект можно вставить не только в нужном месте данного документа, но и в другой документ. Для этого нужно использовать пункт меню Правка/Копировать и Правка/Вставить. Найдите в меню соответствующие этим операциям сочетания клавиш на клавиатуре (ученики делают записи в рабочих тетрадях).
  • Откройте документ Word “Упражнение” и выполните задания № 1 и 2, используя полученные знания. Заполните таблицу в упражнение № 3.
  • Операционная среда Windows (что в переводе с английского - окна), позволяет работать сразу с несколькими открытыми документами. В этом вы убедитесь, если, не закрыв, а просто свернув на панель задач документ “Упражнение” (выбрав значок - в правом верхнем углу окна), откроете документ “Новогодняя история”. Выполните задание № 4, используя при этом свои выполненные задания №1, 2, 3 из документа “Упражнение”. При этом по очереди разворачивайте документы с панели задач с помощью мышки.
  • Подведение итогов урока.
  • Объявление итогов урока: оценку “5” получает тот, у кого в результате оказалось 5 или 6 красных жетонов, оценку “4” получает тот, кто накопил не меньше 3 красных или 7 желтых жетонов (т.е. каждое задание выполнено, но в нем есть отдельные недочеты).
  • Объявление и объяснение домашнего задания.
  • Урок 2

    Тема: свойства объектов, создание одного документа из нескольких.

    Дидактическая цель урока: закрепление приемов создания одного документа из нескольких.

    Задачи урока:

    Образовательные:

    • закрепление ранее пройденного материала по теме “Свойства объектов. Создание одного документа из нескольких”;
    • формирование инвариантного стиля мышления;
    • закрепление умений применения на практике способов копирования, вставки объектов из одного документа в другой.

    Воспитательные:

    • воспитание чувства ответственности, аккуратности;
    • способствовать установлению уважительных межличностных отношений посредством сочетания индивидуальной работы с коллективной.

    Развивающие:

    • развивать умение концентрировать внимание на основном;
    • научить учащихся корректно представлять результаты своей работы.

    Тип урока: урок систематизации изученного материала с игровыми элементами.

    Оборудование: тестовый редактор MS Word, 2 дискеты 3,5.

    Ход урока

    1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.
    2. Учитель: На прошлом уроке каждый из вас сочинил новогоднюю историю, а сегодня мы будем сочинять новогоднюю сказку, но не каждый самостоятельно, а объединившись в 2 группы. Знания о свойствах объектов помогут справиться вам с этой задачей. Сколько сказок мы с вами должны сегодня написать? (2)

    Учитель делит класс на 2 группы (можно поставить на компьютеры таблички с цифрами 1 или 2). Желательно, чтобы в одной группе были объединены дети за рядом стоящими компьютерами. За каждое правильно выполненное задание команда получает один жетон красного цвета. Побеждает команда, накопившая больше жетонов.

  • Разминка.
  • Физкультминутка.
  • Учитель: В качестве разминки я предлагаю вам разгадать кроссворд. Команда, первая назвавшая ключевое слово, получает право выбора задания.
  • Проверка практических умений и навыков.
  • Физкультминутка.
  • Учитель: а теперь представители команд получают задание.
  • Представитель выигравшей команды выбирает задание для своей команды. В конверте для команды 8 (по числу человек в команде - на каждого по два вопроса) карточек, которые немедленно раздаются членам команды, и одна дискета с новым документом Word - “Сказка1” и “Сказка2” соответственно. На конверте - задание для всей команды: “Разделите задания между участниками, когда все задания будут выполнены, соберите ответы в правильном порядке на дискете в документ “Сказка”, пользуясь командами меню “Правка”/ копировать / вставить ”. Примеры заданий можно найти в Приложении 2 .

  • Подведение итогов урока.
  • Учитель: сохраните результат своей работы.
  • Учитель предлагает каждому прочитать получившуюся новогоднюю историю, при помощи таблицы №9.
  • Объявление итогов урока: оценку “5” получает тот, у кого в результате оказалось 10, 9 или 8 красных жетонов. Оценку “4” получает тот, кто накопил не меньше 6 красных жетонов (т.е. оценивается каждое задание, выполненное каждым членом команды). Все оценки должны быть подтверждены комментарием: на каком основании выставлена та или иная оценка.
  • Что можно получить в результате проведения игры?

    • Понимание и усвоение материала;
    • Развитие умений и навыков работы в команде, наблюдения и принятия решения, способностей контактировать и слушать других, лидерских качеств;
    • развитие продуктивного мышления, наблюдательности, памяти, творческих способностей, организаторских способностей;
    • развитее отношения к компьютеру как к инструменту, средству достижения цели.

    Дидактические ценности игры:

    • это активная форма работы;
    • участники учатся слушать и слышать друг друга;
    • учителю легко поддержать трудного ребенка, обратив внимание на его идею.

    Литература

    1. Горячев А.В., Горина К.И. Информатика в играх и задачах 3 класс: методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2004
    2. Жикалкина Т.К. Игровые задания по математике. М.: Просвещение, 1989
    3. Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математики в начальных классах. М.: Воронеж, 1996

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

    Кто из нас лечит?

    Цель. Рассказать детям о том, какую помощь оказывает больному в аптеке, поликлинике, больнице; что делают врач, медсестра, санитарка. Воспитывать у них умение сотрудничать (на примере названых профессий), благодарить за внимание и заботу.

    Игровое задание. Вылечить больного.

    Правила игры. Подражать медицинским работникам. Сочувственно относиться к больным.

    Материал. Сюжетные картинки, изображающие медицинских работников в аптеке, поликлинике, больнице, на "скорой помощи". Доктор Айболит, куклы, зверюшки, предметы для лечения больных и ухода за ними.

    Игра. На столах одних детей - аптека, других - поликлиника, третьих - больница, четвертых - "скорая помощь".

    Короткой сценкой "Доктор Айболит лечит больных" вызовите интерес детей к игре. Оказывается, на прием к нему стремятся все заболевшие зверюшки, куклы и даже поломанные машины. Айболит не успевает помочь всем, обращается к детям. Дети с удовольствием откликаются: ведут больного в поликлинику, по назначению Айболита покупают в аптеке лекарства, везут тяжелобольного в больницу. Другие выступают в роли врачей, медсестер, фармацевтов и оказывают больным необходимую помощь. Айболит дает советы, помогает, утешает больных, радуется старательности, сочувствию детей к больным. Наконец, все выздоровели, радуются, благодарят заботливых детей. Естественно, используйте стихи К. Чуковского "Доктор Айболит".

    Вариант. Воспользуйтесь фрагментами из стихотворения А. Кардашевой "Наш доктор", в которой рассказывается о заболевшей Маше. Но не только она, а все ее игрушки заболели. Дети определяют, чем они больны и как их лечить.

    Дидактическая игра «Соедини части разных животных»

    (приложение№13).

    ЦЕЛЬ: сконструировать новое несуществующее животное с необычными новыми свойствами.

    Сначала его надо придумать, затем нарисовать, и уже потом дать этому животному название. Все эти 3 этапа требуют творчества.

    ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ: создать необычное животное, создать живое существо для освоения космоса, для защитно-караульной службы на море; предложить сконструировать технический объект, предмет мебели или посуды.

    Другой способ творческого воображения – аналогия. Разнообразные предметы: облака, падающие тени, пятна краски.

    Дидактическая игра: «На что похожи облака?»

    ЦЕЛЬ: Развитие творческого мышления.

    Предложить нарисовать облака так, чтобы они сохранили свои особенности и в тоже время напоминали необычное, увиденное детьми сходство с какими-либо объектами. В качестве материала для подобных занятий в дальнейшем могут служить разные предметы и явления6тени, формы кустов, деревьев, корней, паутина, узоры на ковре.

    Дидактическая игра «Расскажи на что похоже».

    Карточки, на которых изображены сложные по цвету и форме фигуры. Карточки можно поворачивать как угодно. Найти одновременно несколько изображений. Сочинить рассказ о том, что произошло с этим героем.

    Преувеличение и преуменьшение выступают, как приемы творческого воображения.

    Творческое задание - нарисовать карикатуру на героя мультфильма.

    Дидактическая игра «Угадай, что здесь изображено».

    Техника монотипия.

    Дидактическая игра «Образ и силуэт»,

    «Узнай по профилю» Цель: Определить персонажей по силуэтному профилю.

    "Дидактические игры детей дошкольного возраста"

    Дидактическая задача. Закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

    Материал. Карточки прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой из них изображен элемент узора.; варианты отличаются цветом, деталями.

    Игровые привила. Игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого-либо элемента точно соответствовало тому же изображению другой карточки. Выигрывает тот кто первым выложит все свои карточки

    Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Все карточки выкладывают в центр стола рисунками вниз – это "базар". Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры. Первым делает ход тот у кого есть карточка-дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же элементом и кладет ее к первой. Если нет нужной игрок пользуется "базаром". Если "базар" пуст – пропускает ход. Выигрывает тот кто раньше других освободится от карточек.

    Вариант.Игрок делает ход и называет элемент росписи. Если название не верное, ход пропускается.

    Дидактическая задача. Та же, что и в " Домино",

    Материалы. Большие карты с изображением предметов, украшенных какой-либо росписью. По краям карт до шести клеток с изображением элементов донной росписи. Карточки с вариантами элементов узора, отличающихся цветом, деталями.

    Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Внимательно следят за ходом игры, не пропуская элементы на своей карте.

    Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому по одной большой карте, маленькие перемешивает. Затем, вынимая по одной карточке, ведущий спрашивает, что за элемент на ней изображен и кому нужна такая карточка.

    Вариант. Игру можно проводить в форме соревнования команд. При этом каждой команде выдается сразу несколько карт для одновременного заполнения.

    "Найди пару".

    Дидактическая задача. Та же, что и в "Домино".

    Материал. Прямоугольные карточки, разделенные на две клеточки: одна с элементами узора, другая – пустая. Карточки с вариантами элементов узора, образующие пары к рисункам на полосках.

    Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберет пары всех элементов на своих карточках.

    Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому одинаковое количество двойных карт, маленькие перемешиваются в центре стола. По команде ведущего играющие подбирают пару элементам на своих карточках.

    Варианты.

    После выполнения задания игрок называет все элементы росписи. Если название дано не верно, карточка не засчитывается.

    Игроки по очереди берут карточки из стопки. Если карточка не подходит, игрок кладет ее вниз колоды и пропускает ход.

    Из числа играющих составляют две команды; одна получает двойные карточки, другая – парные картинки. По команде игрок одной группы должен найти участника из другой группы с такой же карточкой, чтобы образовать пару. Парами игроки подходят к воспитателю, который проверяет правильность выбора. Образует "ручеек".

    "Передай по кругу" - у игроков по три большие карточки, маленькие перемешаны и разложены на столе изображением вниз. Взяв маленькую карточку, играющий закрывает ею свободную клетку; если элемент подходит – пара найдена Кроме того, он получает право взять следующую карточку из колоды; если карточка не подходит, передает ее дальше, т.е. пропускает ход.

    Занятие №1

    Тема: "Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада".

    Цель: Систематизировать и углубить знания педагогов об основных функциях, видах, структуре дидактической игры.

    Основные функции дидактической игры.

    Виды дидактических игр.

    Структура дидактической игры.

    Занятие №2:

    "Методика организации и руководство дидактическими играми".

    Цель: Совершенствовать знания и навыки педагогов по методике организации и руководству дидактическими играми.

    Методика организации дидактических игр.

    Руководство дидактическими играми.

    "Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив не играющий не будет детским коллективом…Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем".

    Макаренко А.С.

    2.Методика организации дидактических игр.

    Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дид. игры, её проведение и анализ.(Задание на микрогруппы: написать основные компоненты каждого этапа дид.игры).

    В подготовку к проведению дидактической игры входят: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;

    установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

    определение наиболее удобного времени проведения дид.игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

    выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

    определение кол-ва играющих(вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

    подготовка необходимого дид-го материала для выбранной игры(игрушки, разные предметы, картинки…);

    подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;

    подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

    Проведение дидиктических игр включает:

    ознакомление детей с содержанием игры, с дид-им материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

    объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;

    показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

    определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дид-ой задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

    подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

    В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня. Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

    3.Руководство дидактическими играми.

    Успешное руководство дид-ми играми прежде всего предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

    Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки),вновь составить и т.п.Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень. Например, дидактическая задача "научить детей различать кольца по величине" реализуется через игровое задание "собери башенку правильно".У детей возникает желание узнать, как правильно. Показ способа действий содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Выбирая колечко за колечком и надевая на стержень, воспитатель даёт наглядный образец игрового действия. Он проводит рукой по надетым колечкам и обращает внимание детей на то, что башенка становится красивой, ровной, что она собрана правильно. Тем самым педагог наглядно показывает новое игровое действие- проверить правильность собирания башенки- предлагает детям самим это сделать.

    Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (4-6лет) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деят-ть дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

    Воспитатель намечает последовательность игр,усложняющихся по содержанию,дид-им задачам,игровым действиям и правилам.Отдельные изолированные игры могут быть очень интересными,но,используя их вне системы,нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.

    Для детей раннего возраста дид.игра является наиболее подходящей формой обучения.Однако уже на втором,а особенно на третьем году жизни малышей привлекают многие предметы и явления окружающей действительности,происходит интенсивное усвоение родного языка.Удовлетворение познавательных интересов детей третьего года жизни,развитие их речи требуют сочетание дид игр с целенаправленным обучением на занятиях,осуществляемым в соответствии с определённой программой знаний,умений,навыков.На занятиях более успешно,чем в игре формируются и способы учения:произвольное внимание,умение наблюдать,смотреть и видеть,слушать и слышать указания воспитателя и выполнять их.

    Следует учитывать,что в дид. игре необходимо правильное сочетание наглядности,слова воспитателя и действий самих детей с игрушками,игровыми пособиями,предметами и т.д. К наглядности относятся:1)предметы,которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры;2)картинки,изображающие предметы и действия с ними,отчётливо выделяющие назначение,основные признаки предметов,свойства материалов;3) наглядный показ,пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил.

    Созданы специальные типы дид. игр:с парными картинками,типа картинного лото,домино с тематическими сериями картинок и др.Начальный показ игровых действий воспитателем,пробный ход поощрительно-контрольные значки,фишки - всё это также входит в фонд наглядных средств,которые используются для организации игр и руководства ими.

    При помощи словесных пояснений,указаний воспитатель направляет внимание детей,упорядочивает,уточняет их представления,расширяет опыт.Речь его способствует обогащению словаря дошкольников,овладению разнообразными формами обучения,способствует совершенствованию игровых действий.

    Руководя играми,воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников.Например,выступая в качестве участника игры,он незаметно для них направляет игру,поддерживает их инициативу,сопереживает с ними радость игры.Иногда педагог рассказывает о каком-либо событии,создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры.Он может и не включаться в игру,но как умелый и чуткий режиссёр,сохраняя и уберегая её самодеятельный характер,руководит развитием игровых действий,выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату.Поддерживая и пробуждая детскую деятельность,педагог делает это чаще всего не прямо,а косвенно:выражает удивление,шутит,использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.

    Надо помнить,с одной стороны об опасности,чрезмерно усиливая обучающие моменты,ослабить игровое начало,придать дид.игре характер занятия,а,с другой, увлёкшись занимательностью,уйти от задачи обучения.

    Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей,большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий,уровнем усвоения правил,их эмоциональными переживаниями,степенью увлечённости.В период усвоения нового содержания,новых игровых действий,правил и начала игры,темп её,естественно,более замедленный.В дальнейшем,когда игра развёртывается и дети увлекаются,темп её убыстряется.К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется.Не следует допускать излишней медлительности и ненужного убыстрения темпа игры:убыстрённый темп вызывает иногда растерянность детей,неуверенность,несвоевременное выполнение игровых действий,нарушение правил.Дошкольники не успевают втянуться в игру,перевозбуждаются. Замедленный темп игры возникает тогда,когда даются чересчур подробные объяснения,делается много мелких замечаний.Это приводит к тому,что игровые действия как бы отдаляются,правила вводятся несвоевременно,и дети не могут руководствоваться ими,допускают нарушения,ошибаются.Они быстрее утомляются,однообразие снижает эмоциональный подъём.

    В дид.игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой,вопросами,предложениями.Умение удержать игру в пределах установленного времени-большое искусство.Воспитатель уплотняет время прежде всего за счёт сокращения своих объяснений.Ясность,краткость описаний,рассказов,реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

    Заканчивая игру педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению,создать радостную перспективу.Обычно он говорит: "Новая игра будет ещё интереснее".Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создаёт новые- полезные и увлекательные.

    Своё выступление мне хочется закончить словами Н.К.Крупской: "Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение:игра для них-учёба,игра для них-труд,игра для них-серьёзная форма воспитания".

    Педагогическая ценность дидактических игр.

    (Как Вы думаете, в чём заключается пед.ценность дид.игр?)

    В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи,решение которых требует сосредоточенности,внимания, умственного усилия,умения осмыслить правила,последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий,формированию представлений,усвоению знаний Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач.В этом их развивающая роль.

    Необходимо добиваться того,чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений,но и способствовала бы общему развитию ребёнка,служила формированию его способностей.

    Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания,развитию у детей общительности.Воспитатель ставит детей в такие условия,которые требуют от них умения играть вместе,регулировать своё поведение,быть справедливым и честным,уступчивым и требовательным.

    Занятие №3:

    Планирование дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе.

    Составить циклограмму различных типов дидактических игр для планирования в работе с детьми.

    Результаты тематической проверки: "Дидактическая игра в педагогическом процессе".

    Создание циклограммы по использованию дидактических игр в работе с детьми в воспитательно-образовательном процессе.

    1.Результаты тематической проверки: "Дидактическая игра в педагогическом процессе д/с":

    не всегда используют дидактические игры в соответствии с возрастом детей;

    нет системы в планировании дидактических игр;

    не используется полностью время,отведённое на игровую деятельность;

    недостаточно используются в воспитательно-образовательной работе с детьми настольно-печатные,музыкально-дидактические игры, словесно-дидактические игры.

    2.При планировании необходимо:

    Создавать требуемые условия для организации игр в помещении и на участке;оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.

    Соблюдать время,отведённое для игр в режиме дня;способствовать тому,чтобы их организация обеспечила детям интересную,содержательную жизнь.

    В процессе совместной игровой деятельности воспитывать настойчивость,выдержку,формировать положительные взаимоотношения между детьми: дружелюбие,взаимопомощь,умение выполнять правила.

    Систематически формировать у детей игровые умения,способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность,поощрять проявление инициативы.

    Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми.Являясь эффективным средством обучения,они могут быть составной частью занятия,а в группе раннего возраста-основной формой организации учебного процесса.Кроме того,в часы,отведённые для игр,д/игры планируются и организуются как в совместной,так и в самостоятельной деятельности детей,где они могут играть по своему желанию как всем коллективом,небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.

    Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания,уровень их умственного развития,особенности поведения.Это может подсказать педагогу,какие игры полезны для детей,в чём они сильны,в чём отстают.

    Дидактические игры кратковременны (10-20мин);

    Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей,стараться чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих,не падал интерес к поставленной задаче.

    Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня:утром до завтрака,между завтраком и занятием,в перерывах между занятиями,на прогулке,во второй половине дня.Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого,радостного настроения на весь день.Каждый может заняться любимыми играми,по желанию объединиться с друзьями.Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями,продолжают начатую накануне игру.Если завтрак прервал игру,необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака,в перерыве между занятиями.При этом следует учитывать характер предстоящего занятия.Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры,а если занятие требует однообразного положения,желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом.Необходимо чтобы время,отведенное для игр,было полностью отдано игре.Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени-время игры сокращается.Этого нельзя допускать!

    Планируя дидактические игры,педагогам необходимо заботиться об усложнения игр,расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).

    На занятиях используются те д/игры,которые можно проводить фронтально,со всеми детьми.Они используются в качестве метода закрепления,систематизации знаний детей.

    При планировании д/игр в воспитательно образовательном процессе необходимо,чтобы новые игры,взятые на занятии,затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности,являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью,требующей приложения умственных усилий.

    Д/игры в большинстве случаев проводятся тогда,когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки,иначе будет достаточно трудно осуществить игру.

    Например,ребенок только на основе знаний может на ощупь определить предмет в "волшебном мешочке"и назвать его или найти сходные или различные качества изображаемых на картинках предметов.Эти игры опираются на способность детей сознательно запоминать и воспроизводить то,что они воспринимали.Необходимо,чтобы в д/играх определенных результатов достигали все дети,а не только те,которые проявляют себя наиболее активно.

    Д/игры можно использовать и для проверки знаний и умений детей.Важным показателем результатов обучения является усвоением пройденного на занятиях всеми детьми.

    Чаще всего это проверяется д/игрой,в процессе которой,педагог устанавливает,на сколько правильно поняли и усвоили содержание зянятия не только способные,но средние и слабые дети.Выявив уровень знаний и умений детей,необходимо наметить дальнейшую работу по усранению недостатков.

    Д/игра-это практическая деятельность,с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно,или поверхностно и умеют ли они их применить,когда это нужно.Дети усваивают знания тем полнее,чем шире их можно применить на практике в различных условиях.Достаточно часто бывает,когда ребенок усваивает на занятии определенные знания,но не умеет использовать их в измененных условиях.

    В связи с тем,что д/игра является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей,необходимо планировать использования д/игр в индивидуальной работе с детьми.Как часто и много?По мере необходимости,очень индивидуально,в зависимости от потребностей и уровня развития детей.Индивидуальная работа с детьми с использованием д/игр может планироваться по всем видам и типам игр.Индивидуальные д/игры,которые организует воспитатель,создают благоприятные условия для непосредственного контакта с ребенком,помогают глубже выяснить причины отставания ребенка,способствуют более активному упражнению в учебном материале.

    В д/игре применяются знания,полученные на занятии,обощаются сведения,полученные посредством личного опыта,активизируются познавательные процессы и повышается уровень умственного развития отстающих детей.

    Д/игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что безусловно увеличивает их значение.

    А.М.Горький, защищая право ребенка на игры, писал: "Ребенок до 10-летнего возраста требует игр,забав и требование его биологически оправданно и законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир прежде всего, и легче всего в игре, игрой".

    Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше, чем ребенок придет в школу.

    Педагоги детского сада № 221 ОАО «Российские железные дороги» г. Иркутска провели внутрисадовский смотр-конкурс на создание дидактических зонтиков и прислали в редакцию фотографии своей новой коллекции.
    К каждому зонтику прилагается «инструкция по методическому применению».
    Добро пожаловать на зонтичный вернисаж!

    Краеведческий зонтик «Родной город»

    Модель педагогов Ирины Ларионовой и Елены Ильиной

    С помощью этого зонтика можно познакомить детей с самыми главными достопримечательностями города, с его архитектурными памятниками.

    Зонтик украшен открытками с видами родного города. Иркутску очень много лет, и многие красивые здания города построены очень-очень давно. Старые мастера старались, чтобы их здания выглядели красивыми. И вот уже много лет люди следят за тем, чтобы эта красота не пропала: дома ремонтируют, красят, обновляют.

    Логопедический зонтик

    Модель педагога Татьяны Коносовой

    С помощью этого зонтика можно играть в логопедические игры.

    Дидактическая игра «Подбери по смыслу»

    Детям предлагаются карточки с картинками, к которым надо подобрать парные карточки. Изображения на парных карточках должны быть по смыслу связаны с изображением на исходных карточках. Например, на первой карточке изображены цветы. Парной карточкой к ней может служить карточка с изображением вазы. А рисунку с грибами соответствует рисунок корзины.

    На карточках изображены геометрические фигуры. В комплекте существуют карточки с изображениями предметов, форма которых напоминает эти фигуры, - по три карточки к каждой фигуре. Дети подбирают карточки с предметами и помещают их под карточки с фигурами.

    Дидактическая игра «Что из чего?»

    В наборе карточки подобраны по темам: продукты из молока; изделия из резины; изделия из пластмассы; изделия из металла; изделия из льна, хлопка; продукты из ржи, пшеницы; изделия из дерева; изделия из шерсти. Из всего обилия карточек дети должны подобрать те, что соответствуют одной из тем.

    Зонтик здоровья

    Этот зонтик помогает знакомить детей с правилами личной гигиены и учит бережному отношению к своему здоровью.
    Картинки можно использовать для таких дидактических игр.
    Педагог или другой ведущий указывает на какую-нибудь картинку и просит детей сказать, хорошо это или плохо с точки зрения здоровья человека. Можно играть без лишних слов: ведущий показывает картинку, дети поднимают зеленую карточку, если согласны с действиями персонажа на картинке, и красную, если так поступать не следует.
    Дети могут отвечать на безмолвный вопрос ведущего движениями. Например, прыгать, если картинка им нравится. Если же картинка вызывает негативное отношение, дети садятся на пол.

    Экологический зонтик

    Модель педагогов Татьяны Широбоковой и Людмилы Марковой

    Этот зонтик раскрывается на занятиях по экологии. Это сигнал: наступило время экологической викторины.

    Зонтик-матрешка

    Модель педагогов Любови Чесаковой и Валентины Шабалиной

    Это зонтик для самых маленьких. Он помогает закрепить представления детей о временах года, сезонных явлениях и сезонной одежде.

    В кармашках на куполе зонтика сложены картинки с бумажной одеждой для мальчика и девочки. Зонтик также украшен пуговицами и застежками для развития мелкой моторики рук и по смыслу напоминает сенсорный коврик, только в объеме.

    Зонтик времен года

    Модель воспитателей Оксаны Макаровой и Светланы Протасовой

    Этот зонтик помогает закрепить знания детей о временах года; учить соотносить иллюстрации, описание природы в стихах и прозе с определенным временем года, а также умение детей ориентироваться в спортивных и подвижных играх по сезонам.Купол зонтика разделен на четыре цветных сектора:

      красный - лето,

      зеленый - весна,

      желтый - осень,

      белый - зима.

    К нему прилагается конверт с картинками, изображающими различные сезонные изменения.

    Дидактическая игра «Угадай, какое время года»

    Один из детей встает спиной к воспитателю или к другому ведущему. Ведущий вращает зонт. В определенный момент ребенок говорит: «Стоп!». Зонтик застывает в руках ведущего. Ребенок поворачивается и смотрит, какая цветная часть зонта «смотрит» на него. Ребенок перечисляет приметы этого времени года и нанизывает соответствующие иллюстрации на зонт.
    Возможен и другой вариант: ребенок рассказывает стихотворение или сочиняет рассказ об этом времени года.

    Зонтик сказочных воспоминаний

    Модель педагога Елены Никоновой

    К куполу зонтика на тонких и прочных нитках крепятся сказочные персонажи. Дети читают стихотворение, произносят закличку или считалку. Педагог в это время крутит зонтик за ручку. С последним словом зонтик замирает. Дети должны назвать персонажа, который оказался перед ними, описать его, вспомнить эпизод из сказки.

    Можно играть в загадки: ведущий (или дети) загадывает «зонтичного» персонажа и предлагает водящему его описание. Водящий по описанию должен определить, кто задуман.

    Зонтик кукольной моды

    Модель дефектолога Ольги Вдовенко и педагогов Нины Балашовой и Марины Черепиной

    Под купол зонтика подвешивают кукольные платья. Зонтик можно использовать для ролевой игры, а также для дидактических игр. В этом случае требуется выставлять в ателье сезонную одежду, одежду для мальчиков или для девочек.

    Веселый зонтик для самых маленьких

    Модель педагогов Светланы Прядкиной и Светланы Москвиной

    С его помощью можно учить малышей узнавать знакомые предметы и называть их признаки, учить различать геометрические фигуры, называть виды транспорта, названия животных; развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, зрительное внимание.

    К зонтику прилагаются:

      набор геометрических фигур (объемные подвески);

      набор предметных картинок (насекомые, животные, птицы, транспорт);

      набор «Фрукты - ягоды» (застежки);

      явления природы (подвески: солнце, облако, туча, дождик, месяц, звездочка, снежинка).

    Астрономический зонтик

    Модель дефектолога Инны Багодеровой и педагогов Натальи Утюговой и Галины Зиновьевой

    Зонтик помогает знакомить детей со звездами, планетами, другими небесными телами.

    Зонтик-цветок

    Модель педагогов Екатерины Азаренко и Екатерины Малашкиной

    Зонтик-цветок - модификация сенсорного коврика для малышей.

    Его купол обтянут синтепоном и украшен различного рода шнуровками, застежками, липучками, пуговицами, замочками, завязками и т.п.

    Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.

    • Разложи подарки по коробкам. Дидактическая игра

      Дидактическая игра для детей дошкольников, в которой требуется разложить подарки по коробкам в соответствии с силуэтами на упаковках.

    • Собираемся на прогулку, одеваемся по сезону. Дидактическая игра

      Чтобы не простудиться и не перегреться, нужно правильно одеться. Одеться по погоде. Конечно же, одевая своего малыша на прогулку, вы говорите, какое время года на улице, какая погода и что нужно надеть. А чтобы закрепить эти знания, можно поиграть в такую игру.

    • Уборка в комнате: расставь по полочкам. Дидактическая игра

      Фактически, это та же дидактическая игра "Назови одним словом", но в несколько усложненном ее варианте. От ребенка требуется не только назвать группу похожих предметов (прежде всего по назначению), но самому из картинок собрать разрозненные предметы в группу и расставить их по нужным полочкам.

    • Цель: Дифференциация и автоматизация звуков в словах.

      Материал: сюжетная картинка, на которой нарисованы 2 ежа, держащие ручки от зонтиков (без верха); верх от зонтиков с картинками на дифференцируемые звуки.

      Ход игры: ребенку предлагается: одному ежику отобрать зонтики с одним звуком, а другому - с другим (зонтики разложены вперемешку на столе).

    • Прочитай по первым буквам - очень веселая и занимательная, и при этом развивающая навыки чтения игра для детей 5-6 лет. Это самые простые ребусы. Даны ряды картинок. Каждую картинку называем, выделяем, с какой буквы начинается название, и собираем из этих букв слово, ставя их по порядку слева направо.

    • Игра "Он, она, оно" для детей

      Игра «ОН – ОНА – ОНО» - является полезным примером дидактических игр по развитию речи, способствующих улучшению звуковой культуры речи, развитию мелкой моторики рук, а также развитию логического мышления и способности к формированию объяснения своего сделанного выбора. Правила игры заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых, должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами. Карточки размещаются на специальном поле, отдельным для каждого рода. После окончания сортирования карточек по родам, дети должны пояснить сделанный выбор.

    • Игра поможет развить зрительную память детей. Распечатайте карточки, на каждой из которых нарисовано несколько контуров разных предметов. Предложите ребенку проследить глазками по контурам и определить, какие предметы изображены на картинке.

    • Лото для детей "Веселые повара"

      Детское лото на тему приготовления пищи отлично подойдет в качестве развивающей игры для детей дошкольного возраста. Играем, как в обычное лото, а ребенок в это время сам того не подозревая, развивает в себе внимание и усваивает новые знания о том, как называются те или иные ингредиенты, блюда. А может быть ваш ребенок заинтересуется, как готовить такие блюда и станет в будущем великим шеф-поваром:)

    • Трудовое воспитание - это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности детей, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов. Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и детском саду элементарных представлений о трудовых обязанностях. А начинаем мы формировать у ребенка эти представления, конечно же, через игру. Именно такие дидактические игры мы и представляем вам на этой страничке.

    • Дидактическая игра для детей "Кого мы видим в окошках"

      Играя, ребенок не только познает мир, но и учится правильно говорить. А учить этому поможет взрослый. Цель игры: Дифференциация и автоматизация звуков в словах Материал: многоэтажный дом из картона с вырезанными окошками; карточки картона по величине окошек с предметными картинками на одной стороне и раскрашенные в синий цвет с другой.

    • Игра "Чего не хватает?" (карточки)

      При поступлении в школу психолог обязательно даст ребенку такое задание - найти недостающий предмет на картинке и определить его в пустую клетку, то есть найти, чего в этой пустой клетке не хватает. Задание простое, даже проще, чем игра "Найди лишнее", в которой нужно знать обобщающие названия групп предметов (имена нарицательные), если понять логику. В каждом ряду или столбце должна прослеживаться некая последовательность картинок. Следующим ставится рисунок в соответствии с этой последовательностью. Но самые простые карточки к игре "Чего не хватает?" сделаны по принципу того, что в каждом ряду есть определенный набор вещей, а в последнем не хватает какой-то одной из них. Поиграем с детьми?

    • Расскажи сказку по картинкам. Мнемотаблицы для детей дошкольников

      Важно своевременно уделить внимание развитию речи ребенка, в частности научить его рассказывать о чем-то, то есть составлять связный рассказ. Начать лучше с чего-то знакомого, к примеру, со сказок, которые ребенку ни раз читали родители и, может быть, малыш даже знает их наизусть. Мы предлагаем вашему вниманию карточки с иллюстрациями к популярным детским сказкам, по которым с ребенком можно поиграть. В 3 года ребенку можно распечатать эти карточки или просто показывать на экране. Разрезать не нужно. Рассказать сказку, обязательно показывая пальчиком все события на рисунках.

    • Про диких животных для детей + карточки мнемотаблицы кто где живет и чем питается

      Что должен знать дошкольник про животных? Во-первых, дикое это животное или домашнее, животное леса, севера или Африки, то есть место обитания. Во-вторых, в каком "домике" живет животное, если оно дикое: это может быть нора, берлога, дупло или животное совсем не делает себе домика. В-третьих, чем это животное питается. Увлекательный рассказ - то, что нужно. И обязательно сопроводить этот рассказ о животных картинками, ведь мы же знаем, что зрительная память очень помогает в обучении дошкольника. Поговорим с ребенком о диких животных и покажем карточки, так малыши лучше заинтересуются темой и запомнят все подробности.

    • Игра "Четвертый лишний. Скоро в школу"

      Дети в старшей группе детского сада уже отлично понимают, что такое школа и что им предстоит научиться в ней писать и читать. Но, к сожалению, не все школьные принадлежности деткам знакомы. Игра четвертый лишний поможет не только познакомить ребят с различными школьными принадлежностями, но и развить логическое мышление и внимательность. Чтобы играть, нужно распечатать изображения. Каждый лист разрезаем на 4 карточки. Спрашиваем у ребенка:"Что лишнее в ряду? Почему? А для чего другие предметы? Как они называются?" Надеемся, игра окажется вам полезной.

    • Игра "Мой, моя, моё, мои"

      Забавно слышать от малышей, когда они говорят "моя папа" или "моё мяч", но это перестает быть забавным уже годам к четырем-пяти, когда ребенок должен уяснить, с какими словами употреблять моя, а с какими моё. Научить этому дошкольника поможет дидактическая игра. Нужно распечатать карточки. Разрезные картинки, соответственно, нарезать. Ребенок будет брать квадратики с предметами и складывать на соответствующую карточку в квадратное белое окошечко. Обязательно при этом проговаривать, к примеру: "рыбка моя".

    • Чтобы ребенок рос внимательным и чтобы в школе не обнаружились нарушения, связанные с вниманием и умением его концентрировать, с ребенком необходимо заниматься уже с малявочного возраста, а не дожидаться, когда ему стукнет 3-5 лет. Уже в год можно предложить ребенку такую игру: найти на картинках всех птичек или всех зайчиков. Игра улучшает концентрацию внимания у игрока, поскольку нужно не только отыскать все нужные предметы, но и запомнить, какие малыш уже показал, а какие еще нет.

    • Цель этих дидактических игр - помочь взрослым - родителям или воспитателю - подготовить малыша к школьному обучению, развить у него память, внимание, мышление. На каждой страничке малышу предлагается выполнить задание, задания рассчитаны на детей 4,5,6 летнего возраста (дошкольников). Мы надеемся, что эти занимательные задачки для ума помогут вашему малышу стать более внимательным и сообразительным.

    • Что перепутал художник? Дидактическая игра для детей

      Одно из важных умений человека, идущих через всю его жизнь и помогающих во многих жизненных ситуациях - умение логически мыслить и делать выводы. Вот такое умение, а еще наблюдательность и речь, мы и будем развивать у ребенка дошкольника в игре "Что перепутал художник?". Занимаясь, ребенок разовьет зрительное восприятие, память, связную речь. Игра состоит из карточек с картинками - небылицами.

    • Для начала расскажите ребенку, что же такое тень и когда она бывает. Когда любой не прозрачный предмет находится под источником света, он отбрасывает тень. Покажите на примере: включите лампу и поместите под нее любую игрушку. Почему это происходит? Предмет загораживает собой свет и поэтому за ним темно, это и есть тень. Затем распечатайте и разрежьте карточки, чтобы играть с ребенком. К каждой цветной картинке нужно подобрать ее пару - тень с тем же силуэтом.

    • Если родитель вовремя сам не расскажет ребенку, из чего сделано то-то и то-то, ребенок рано или поздно сам начнет задавать им этот вопрос. Это отлично! Есть повод обсудить, что из чего сделано. Вокруг нас так много веществ и такое многообразие материалов, что так сразу взрослый может и растеряться в объяснениях. Мы вам поможем.

    • Не каждый взрослый разбирается в спорте и хорошо знает все виды спорта, может назвать олимпийские, знает фамилии знаменитых спортсменов. А что уж говорить о детях. Будем исправлять это досадное недоразумение. Вашему вниманию предлагаются картинки с разными видами спорта, карточки эти - сочетание мультяшного героя и фотографии, как все это происходит в жизни. Картинки яркие и красивые, ребенку не должны они наскучить.

    • Детям предлагается поиграть в дидактическую игру "логические цепочки". Нужно составить карточки в правильной последовательности действий. Карточки разрезные, их нужно скачать, распечатать, разрезать по пунктиру и играть с ребенком. С малышами 2-3 лет можно играть онлайн, тогда ребенок будет просто показывать на экране пальчиком, а вы объяснять, почему эта картинка первая, вторая за ней и так далее.

    • Игра "Поиск предметов на картинке" для детей. Развиваем память

      Продолжаем развивать память наших малышей в игре. На этот раз вашему вниманию представляем игру по поиску предметов. Вам предлагается распечатать и разрезать карточки. На большом рисунке ребенок будет искать те предметы, которые изображены на маленьких карточках, и укладывать их на место, как в лото. Если нет возможности распечатать, можно поиграть в эту игру и онлайн, малыш будет просто находить необходимые предметы и показывать вам на экране пальчиком.

    • Игра "Найди отличия" для самых маленьких, в картинках

      Внимательность, порой, подводит многих ребятишек и даже взрослых людей, поэтому развивать ее нужно с раннего детства. Уже в 2 года малыш должен иметь осознавать понятия РАЗНЫЕ и ОДИНАКОВЫЕ, уметь находить отличия на картинках и называть их. 10 мелких отличий малыш, конечно, не найдет, да и не должен! Достаточно одного крупного различия. Учимся понятиям разный - одинаковый по картинкам, они разработаны специально для малышей и содержат только по одному отличию, которое ребенок должен заметить хотя бы в течение 10 секунд. А потом будет еще быстрее, вот увидите, как малыш с радостью тычет пальчиком в картинку сразу после вашей просьбы найти отличия.

    • Развивающие карточки для детей "Где чьи малыши?" (учим названия детенышей животных)

      Даже самым простым вещам малышу приходится учиться, многое нужно понять и запомнить, а родители и воспитатели обязаны помочь ребенку в этом нелегком процессе, обучая его в игровой форме. Тема сегодняшней нашей игры: "Где чьи малыши?". Нужно распечатать карточки с изображением животных, мам и их малышей. Карточки разрезаются по пунктирным линиям. Цель игры - подобрать по картинке к взрослому животному его малыша и малышей. Ребенок подбирает, а взрослый озвучивает название животного и его малыша.

    • В жизни все имеет свою противоположность: лето сменяется зимой, жара - морозом, день - ночью, радость переходит в печаль и наоборот. Чтобы ребенку было легче выразить словами то, что он думает, что видит и что чувствует, поможем ему разобраться в этих противоположностях. Карточки с картинками нам в этом помогут. Их можно скачать, распечатать и повесить на стенд или играть с ними, чтобы обучение прошло весело и без затруднений.

    • В обучении дошколят очень часто используются карточки с картинками, и математика не исключение. Как правило, цифра на них сопровождается изображениями предметов в том же количестве. Так ребенку проще запомнить саму цифру - он посчитает картинки и будет ассоциировать их количество с ней. На этой странице вы сможете скачать и распечатать красивые карточки с цифрами и числами от 0 до 10-ти.

    • Чем раньше вы начнете с ребенком заниматься умными играми, тем успешнее будет его обучение в коле, тем шире будет кругозор и понимание всех вещей и событий. Вроде бы, зачем маленькому ребенку учить названия фигур? А затем, что они нас окружают практически везде. Взгляните на домик - он квадратный, а крыша - треугольник. Круглое солнышко и круглая луна - наши верные спутники изо дня в день. Пирамидка похожа на треугольник, а яйцо на завтрак немного напоминает овал. Изучение с малышом фигур расширяет его кругозор. А в помощь маме и воспитателю - наши дидактические материалы, карточки, картинки.

    • Учим цвета: развивающие игры для самых маленьких

      Ребенок воспринимает разные цвета, уже впервые открыв глаза, и видит мир в красках. Вот только как же называются все эти краски? Их так много и создается впечатление, что все названия и не запомнить... Как научить ребенка различать цвета и выучить их названия? Об этом подробно в нашей статье.

    • Одним из довольно сложных на первый взгляд заданием для четырех- или пятилетнего ребенка является задачка на поиск недостающей фигуры в какой-либо закономерности. Но если немного потренироваться, закономерность ребенок сможет выявить легко, а, следовательно, с легкостью подберет и недостающую фигуру. Шестилетний ребенок с таким заданием должен справляться за несколько секунд.

    • Очень важно для успешного образования ребенка дать ему на ранних этапах обобщающие понятия, другими словами "как назвать группу предметов одним словом". Важно не столько для самого ребенка - он уяснит эти понятия с жизненным опытом, сколько для его поступления в школу - эти знания тщательно проверяются психологом и по их наличию или отсутствию преподаватели судят о развитии вашего чада. Так что не ударим в грязь лицом и выучим все эти понятия.

    • Танграм своими руками (схемы игры, фигуры)

      Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".

      При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
      Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)

    Конспект дидактической игры в старшей группе «Похож – не похож»

    Дидактическая задача: учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, величине, форме, материалу. Развивать любознательность, мышление, речь.

    Игровые правила: Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

    Игровое действие: Поиск похожих предметов.

    Ход игры:

    Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их по комнате.

    Воспитатель напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем непохожих.

    Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожи по цвету, форме, величине, материалу. Послушайте правила игры. Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, в чём их сходство.

    Дети должны доказать правильность своего выбора. Играя таким образом, дошкольники учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

    Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

    Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

    Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного дидактического материала для интеллектуального развития дошкольников

    Подборка игр для интеллектуального развития дошкольников (Воскобович, Никитин и т.д.)...

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с.)

    С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...