Ремонт Стены Уход

Все о окружающем мире. “Окружающий мир” как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы

С первого класса дети изучают «окружающий мир».

Многообразие затронутых тем, многообразие учебных пособий разных авторов не смогли упростить жизнь детей и родителей. И к сожалению, данный предмет является до сих пор одним из самых спорных и неоднозначных.

Поделки и опыты делают родители, они же создают проекты, помогают детям рисовать звон крыльев комара или традиционные костюмы, а в интернете огромное количество фотографий страниц учебников, высмеивающих сегодняшнюю систему изучения окружающего мира:

Глобально ведущие цели изучения предмета «Окружающий мир» следующие:

  • формирование систематизированных знаний о многообразии природы и условиях ее жизни;
  • развитие положительного отношения к природе, элементов экологической культуры;
  • формирование навыков бережного, созидательного отношения к природе.
  • воспитание начал высших нравственных чувств (отношения к Родине, ее культуре и истории), толерантности, и др.;
  • воспитание культуры поведения и взаимоотношений;
  • развитие умения сопереживать, проявлять внимание, оказывать помощь и др.
  • формирование общей культуры и эрудиции школьников;
  • развитие ценностных отношений к окружающему миру, нравственных и эстетических чувств;
  • осознание себя как части природы и члена общества.

И вроде бы идея понятна: надо познакомить детей с многообразием окружающего мира и дать базовые знания о науках, которые далее будут изучаться отдельными предметами.

Но по факту мы имеем сложные запутанные тексты, отсутствие единого стандарта учебника. Изучаемые темы в разных программах очень сильно отличаются. А главное, что задания в рабочих тетрадях, проекты и многое другое дети не могут выполнить без помощи родителей.

Найти в тексте основную мысль, выделить суть порой сложно даже родителям.

На тренинге «33 техники эффективного обучения» мы разбирали параграф окружающего мира:

Родители трижды прочитали текст, прежде чем удалось добраться до сути и подготовить помогатор «Гамбургер» для пересказа текста.

При этом, мы, взрослые люди, обладаем навыком работы с информацией и можем обрабатывать ее в несколько раз быстрее, чем дети. На ходу отделяя важное от неважного, актуальное от «воды».

В результате получается, что информация, представленная в учебниках требует особого подхода к проработке.

Мы решили помочь родителям и детям научиться изучать окружающий мир так, чтобы сэкономить силы, нервы и время.

Поскольку изучение окружающего мира — один из самых спорных вопросов как у родителей школьников, так и на семейном обучении, мы собрали весь опыт и объединили его в тренинг:

«Окружающий мир. Все что нужно знать»

Тренинг продет в это воскресенье, 4 марта. Начало тренинга в 10:00 по мск. Участие в прямом эфире бесплатное

Вы получите готовые инструменты для изучения предмета, обзор и анализ литературы и учебников и ответите на вопрос «Как правильно изучать предмет Окружающий мир с ребенком»

Вы узнаете:

  1. Для чего мы изучаем Окружающий мир.
  2. С какими проблемами дети сталкиваются при изучении.
  3. Как сделать изучение Окружающего мира простым, понятным и интересным.
  4. В прямом эфире полностью разберете Окружающий мир за 3 класс.

Вы получите подробный разбор предмета, а так же универсальный алгоритм, с помощью которого, сможете разобрать за 1 день учебник за любой класс по окружающему миру и подготовить ребенка к успешной аттестации.

В материалах тренинга Премиум-версии Вы получите:

1. Запись тренинга, которую можно смотреть в любое удобное время
2. Презентации и материалы, используемые в тренинге.
3. Интеллект карту по Окружающему миру за 3 и 4 класс (обзор учебников)
4. Интеллект карту по учебникам программы Школа России с 1 по 4 класс.
5. Помогаторы для изучения предмета

Тренинг проводят: Рената Кирилина и эксперт эффективного обучения Марина Барабошкина.

Ричард МЕЙБИ

Какое дерево росло в райском саду?

"Ботаника" - это скучно? Набившие оскомину пестики и тычинки, пыльные гербарии и невзрачные музейные стенды, рядом с которыми останавливаются лишь энтузиасты? Откройте эту книгу, и вы будете поражены! А от школьной скуки не останется и следа.

Вместе с блестящим ученым-натуралистом Ричадом Мейби вы исследуете истоки человеческой цивилизации и, двигаясь сквозь столетия, увидите, как растительный мир наравне с людьми создавал историю, культуру и искусство. Перед вами один из самых увлекательных приключенческих романов о живой природе.

Вы найдете "древо жизни", росшее в райских садах, разгадаете секреты вечной молодости тисов, примете участие в поисках таинственной амазонской лилии, проникнете в тайны государственных гербов. Вас ждут мифы и легенды, занимательные и курьезные факты, невероятные научные открытия и тайны, которые до сих пор будоражат умы ученых. Никогда еще ботаника не была столь увлекательной!

Анатолий Зверев

Экология: наблюдаем и изучаем

Эта книга познакомит детей с живой и неживой природой, покажет их взаимодействие и влияние друг на друга, объяснит происходящие в природе явления, расскажет о представителях растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу.

Теоретический материал дополняется практическими занятиями, наблюдениями, экспериментами, проводимыми во время экскурсий.

"Экология" является первой ступенью в системе непрерывного экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, соответствует авторской программе "Экология".

Мария Пономаренко

"Тайны глобуса Блау"

В одном из залов Исторического музея есть экспонат, всегда привлекающий внимание, - блестящий рукописный глобус-гигант в массивной резной раме. Он такой большой, что в нем может поместиться взрослый! Именно этот глобус и станет отправной точкой занятного географического путешествия. Читатель узнает историю самого глобуса и собратьев, а также значимых географических открытий.

Новые земли постепенно появлялись на картах. Вот на знакомом нам глобусе Европа выглядит почти как сейчас. Зато отсутствуют полуостров Камчатка и Аляска, остров Сахалин, а Корея и Калифорния изображены как острова... Еще нет Антарктиды: ее, как известно, откроют лишь в XIX веке...

Глобусы, подобные нашему, делали парами: небесный и земной. Где брат нашего - загадка. Зато на поверхность нашего нанесены легенды, большая часть из них с датами. Значит, можно определить примерный возраст глобуса. Самая поздняя дата в легенде - 1644-й. Выходит, он не мог быть сделан позднее. Тут же ученые сделали открытие: такие карты могли быть в то время лишь у одной фирмы - "Блау". В этой голландской компании работала целая семья. Более 70 специалистов трудились в ней над роскошными картами. Карты тогда печатались на бумаге с водяными знаками! Кстати, вы замечали, что внутри глобуса что-то шумит? Что? Книжка и на этот вопрос даст исчерпывающий ответ.

Дэниел Франклин

Мир в 2050 году

Наш мир постоянно меняется, и в последние десятилетия - быстрее, чем когда бы то ни было. Стремительное развитие технологий, море информации, ее доступность - все это оказывает влияние на состояние государств и гражданского общества.

Каким станет мир к 2050 году? В книге - попытка экспертов легендарного The Economist ответить на этот вопрос. Они выявили и исследовали основные тенденции, оказывающие решающее воздействие на мир в различных сферах жизни - от здравоохранения до экономики.

Они детально, доступным языком описали их и подкрепили большим количеством фактов, благодаря чему книга превратилась в ценный справочный инструмент.

Лена ШЁБЕРГ

"Трогательные факты. Сердце"

Шведка Лена Шёберг известна в родной стране как автор волшебных историй. А за рубежом, напротив, стали популярными ее научно-познавательные книги: "Горячие факты про лед", "Крутые факты о яйцах" и, наконец, "Трогательные факты. Сердце".

Лена собрала самые любопытные сведения о сердце.

И это не только медицинские факты вроде тех, почему мы слышим удары сердца, почему оно не устает, какие именно продукты защитят от инфаркта.

Целая глава отведена сердцам других существ. Оказывается, сердце насекомых длинное и расположено вдоль тела. У голубя сердце бьется с частотой 200 ударов в минуту, а у колибри - 1200! Сердце голубого кита весит 900 кг. У некоторых же ракообразных сердца нет вовсе.

Петр СОХА, Войцех Грайковский

"Пчелы"

Если ваш ребенок в душе энтомолог, это издание будет для него сокровищем. Все-все, что он хотел знать, под обложкой. Мимо книги не пройти. Она огромная. Она красивая и интересная! Вам больше не придется ломать голову над вопросами от самых невинных: кого больше на земле - пчел или людей и как жили эти насекомые во времена динозавров, до вполне себе щекотливых: как пчелы размножаются, кто такой трутень и почему его выгоняют из улья... Автор книги - ученый-биолог. И он рассказал не только о самих пчелах, но и об экосистеме, частью которой они являются.

На мой взгляд, понятие «окружающий мир» достаточно многогранно , и каждый представляет его по-разному. Что касается меня, то мир, что нас окружает, считаю интересным и удивительным, и счастлив, что в нем живу.

Мир, что нас окружает

Что такое окружающий мир? Для одного человека это будет пространство , что непосредственно его окружает, а для другого - Вселенная . Если выражаться простым языком, это все то, что находится вокруг нас:

Однако мир не просто удивителен, он более удивителен, чем мы можем представить . Существует огромное число животных, явлений и растений, о существовании которых большинство людей даже не подозревает.

Удивительное в окружающем мире

На Мадагаскаре живет совершенно удивительный примат - руконожка . Из-за ее немного странного вида, местные жители относятся к ней очень настороженно. Их поверья связывают это животное со злыми духами и нечистью . Существует примета, что если встретить это животное, то смерть неизбежно настигнет в течение года.


Одно из самых загадочных явлений - ползущие камни , обнаруженные на дне пересохшего озера в США. Перемещение камней без посторонней помощи не подлежит сомнению, однако как это происходит никто не видел - они перемещаются один раз в несколько лет . Ученые предполагают, что подобное возможно из-за изменения температурного режима.


Кокосовый краб по праву считается самым большим представителем ракообразных - его длина нередко достигает 35 сантиметров. Он живет на суше, в норах , где устраивает для себя мягкую «перину» из листьев кокосовых пальм.


Самое удивительное дерево на планете - баобаб . Уникальная способность этого дерева - живучесть: если снять кору, то в кратчайшие сроки нарастет новая. Толщина ствола нередко достигает 10 метров , а древесина подобно губке впитывает влагу. Считается, что дерево способно жить тысячи лет, однако фактически подтвердить это невозможно - отсутствуют годовые кольца .


Муравей-Панда абсолютно не имеет ничего общего с пятнистым медведем, кроме внешнего вида. На самом деле, это даже не муравей , а оса-немка, иногда называемая «бархатным муравьем» благодаря множеству волос, что покрывают ее тело. Как и любая другая оса, этот «муравей» вполне может ужалить , а неприятные ощущения сохранятся несколько часов.

В данной статье представлен материал для учащихся 3 класса, окружающий мир для которых предоставлен в виде упрощенных моделей экосистемы. Также рассмотрено понятие общества людей, его структура и значение в жизни каждого человека. На простых примерах идет процесс объяснения окружающего мира. Это главная задача данного материала.

Понятие экосистем

Для того чтобы школьнику 3 класса лучше понять, что представляет собой планета Земля, необходимо наглядно продемонстрировать модель глобуса. Наша планета имеет наружную оболочку, которая называется атмосферой. Все живые организмы на Земле дышат атмосферным воздухом. Атмосфера защищает Землю от перегрева, от излучений космических лучей.

Земля имеет водную оболочку - это гидросфера. Гидросферу образуют подводные воды, реки, моря, океаны земного шара.

Литосфера образует твердую оболочку Земли. Суша, горы, земля относят к литосфере.

Все живые организмы, обитающие на Земле, живут в биосфере. Биосфера находится на границе всех других трех сфер.

Все живые организмы на Земле живут в воздушной, водной и наземной среде. Для того чтобы круговорот веществ в природе не прекращался, все живые организмы не могут обходиться друг без друга. Все организмы по функциям (или ещё можно сравнить функции организмов с профессиями) делятся на производителей, потребителей и разрушителей. Производители - это растения и деревья, потребители - это в основном все животные, а вот к разрушителям относят бактерии, грибы и червей. Производители, потребители и разрушители не могут жить на Земле без воздуха, воды, почвы и горных пород. Следовательно, все выше перечисленные элементы можем разделить на две большие группы: живая и неживая природа. Таким образом, можно представить окружающий мир - это живая и неживая природа.

Понятие общества. Его структура

Для ученика 3 класса для определения понятия общества следует привести в пример его собственную семью, которая (в основной массе) состоит из членов: отец, мать, бабушка, дедушка, братья, сестры. Семья (группа людей) является элементарной или основной ячейкой общества. Все члены общества взаимодействуют между собой. Таким образом, также и общество - это окружающий мир. Всё общество держится на четырех составляющих. Этими составляющими являются парламент, больница, церковь, тюрьма. Окружающий мир - это определенная структура, которая была сформирована еще в древние времена, и её основа сохранена и на сегодняшний день.

Понятие экономики

Давайте выделим те вещи, которые необходимы человеку для жизни. Такие вещи называются потребностями. Что мы можем отнести к потребностям человека? Это потребность в еде, в отдыхе, в одежде, в работе, в сохранении здоровья, в транспорте, в безопасности. Этот список можно еще долго продолжать. Потребности у человечества различны по цели и смыслу.

Потребности могут быть познавательными (театр, книги, телевидение), физиологическими (голод, сон), материальными (квартира, компьютер, машина, дача). Многое нам дает природа - это тепло солнца, воздух, вода, урожай земли. А любовь, общение, дружба - это все мы получаем, общаясь друг с другом. А все материальные блага - это то, чего не может быть в природе (дома, машины, одежду) - дает нам экономика. В переводе с греческого языка - "ведение домашнего хозяйства". Вот в таком простом объяснении для учеников 3 класса окружающий мир будет выглядеть просто и понятно.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что, несмотря на масштабность и сложность, окружающий мир - это довольно хрупкая структура, ценить, а главное, беречь его для будущих поколений является главной задачей взрослых перед детьми. Но при этом на этапе обучения у подрастающего поколения необходимо сформировать соответствующую систему ценностей.

Окружающий мир 1 класс.

Что такое окружающий мир.

Урок №1.

Тема: Что такое окружающий мир.

Форма организации занятий (вид урока): урок с элементами исследования и игровой деятельности.

Тип урока: вводный урок, урок знакомства с новым учебным предметом.

Цели урока:

    Усвоение первоначальных представлений об учебном предмете «Окружающем мир», об объектах живой и неживой природы.

    Создание условий для становления и развития психических функций, способностей, мотивационных установок, творческого исследовательского мышления через вовлечение в активную учебно-исследовательскую деятельность

    Формирование морально-волевых качеств, умения контролировать свое поведение в учебных ситуациях.

Основные понятия: окружающий мир: мир природы, мир вещей, мир людей.

Метапредметные связи: окружающий мир, изо.

Ресурсы: рабочие тетради обучающихся, учебники, цветные карандаши, 3 картинки города, подводного мира и девочки у пруда; вагончики и предметы природы, вещей, людей.

Планируемый результат обучения, в т.ч. формирование УУД:

    Иметь представления об окружающем мире, об объектах живой и неживой природы, давать примерные ответы на вопрос: «Для чего нужно изучать окружающий мир?»,

    Знать отличительные черты объектов живой и неживой природы.

    Уметь вести простые наблюдения, проводить сравнение объектов живой и неживой природы, давать ответы в виде небольшого предложения на несложные вопросы учителя или сказочного персонажа, уметь выполнять инструкции учителя.

    Уметь сотрудничать с товарищами в простейших ролевых играх и вести простые диалоги.

1.Личностные УУД: формирование интереса к новому предмету, определение необходимости изучения мира, в котором ты живёшь;

2.Регулятивные УУД: организация рабочего места по инструкции учителя; по возможности оценивать свою работу и работу товарища; определять план выполнения задания под руководством учителя.

3.Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике и рабочей тетради; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; воспроизводить прослушанное, определять тему урока; делать выводы под руководством учителя.

4.Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, формулировать вопрос по интересующему вопросу; слушать и понимать речь других.

7.Рефлексия. Личностные УУД

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент

Коммуникативные УУД

Учитель приветствует детей, с улыбкой принимает их приветствия и с помощью небольшого дыхательного упражнения снимает возможное напряжение. Готовит детей

УЧИТЕЛЬ. Доброе утро, дети! Давайте с Вами вместе приготовимся к уроку – поднимем руки вверх, сделаем при этом глубокий вдох, подержим руки несколько секунд вверху, а потом резко опустим их вниз, сделаем при этом небольшой наклон вперед и глубокий выдох. А теперь каждый сядет так, как ему удобно будет работать на уроке.

Дети радостно приветствуют учителя, делают дыхательное упражнение и рассаживаются по своим рабочим местам. При этом занимают удобную, но приемлемую для учебы позу

2.Актуализация опорных знаний.

Личностные УУД

Речевая разминка. Учитель вовлекает обучающихся в диалог.

-Как вы думаете, кто для вас будет помощником на уроке?

Загадка-подсказка.

Вот помощник самый первый:
Он и умный, он и верный
На урок на парту ляжет
Полистай, он все расскажет!

-Как называется наш учебник?

Вот так называется и предмет, который мы будем изучать.

Знакомство с рабочей тетрадью.
.

Учитель, товарищ, дома,мама.

Это же учебник!

Окружающий мир.

Дети берут её в руки, рассматривают обложку.

3.Целеполагание и мотивация.

Регулятивные УУД

-Давайте проговорим, о чём пойдёт речь на нашем первом уроке окружающего мира.

-Что такое окружающий мир?

-Для чего вдруг его надо изучать?

4.Открытие нового знания детьми

Познавательные УУД

Личностные УУД

УЧИТЕЛЬ. А теперь, давайте воспользуемся нашим первым помощником – откроем учебник на странице. Внимательно рассмотрим иллюстрацию.
Учитель зачитывает стихотворение.
УЧИТЕЛЬ.
Оглянись вокруг, дружок!
Видишь реку, лес, лужок,
Птичьи стаи, самолет,
Что отправился в полет.
Небо, ветер, облака,
Снова речка, луг река!
УЧИТЕЛЬ. Мы с вами начинаем изучать новый учебный предмет – «Окружающий мир». Рассмотрите картинку еще раз, посмотрите в окно, по сторонам, подумайте и скажите, что такое окружающий мир? Что и кто является частью окружающего мира?

УЧАЩИЕСЯ. Окружающий мир – это то, что нас окружает, что вокруг нас. Это – разные существа и предметы, животные, небо, тучи, деревья, дома, люди.
УЧИТЕЛЬ. Хорошо, ребятки! Молодцы! И мне хочется, чтобы вы научились наблюдать за окружающим миром, изучать и исследовать его.

На уроке окружающего мира мы узнаем почему день сменяет ночь? Сколько дней в году? Почему происходит смена времён года? Как разнообразен растительный и животный мир Земли? Почему для человека очень важно жить в семье? Какие чудеса могут творить человеческие руки?

Игра – путешествие.

1ряд отправляется в лес.

2ряд отправляется в подводный мир.

3 ряд на прогулку по нашему городу.

-Перечислите предметы природы, которые там увидели?

-Раз, два, три – вернулись из путешествия. Вы, ребята, оказались очень наблюдательными, поэтому назвали много предметов окружающего мира.

Подводим первый итог.

-Что изучает предмет «Окружающий мир»?

Ученики открывают учебники и рассматривают картинки.

Окружающий мир – это то, что нас окружает, что вокруг нас. Это – разные существа и предметы, животные, небо, тучи, деревья, дома, люди

Ученики могут перечислить несколько предметов вокруг себя.

1ряд: девочка, пруд, утка с утятами, деревья, трава.

2ряд: морские звёзды, растительность, кораллы, дно, воду.

3ряд:здание, площадь, цветы, деревья.

Предмет окружающий мир изучает мир природы, мир вещей, мир людей.

5.Первичное закрепление.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

РАБОТА по учебнику на с. 5З

Задание: раздели рисунки на две группы. Объясни своё решение. Можно использовать подсказку.

-Перечислите предметы на картинке.

-На какие две группы разделите их? Почему?

-Попытаемся проговорить полный ответ на вопрос: Что такое окружающий мир?

1 вариант ответов: живая и неживая природа.

2вариант: мир природы, мир людей, мир вещей.

По учебнику: окружающий мир – это то, что находится вокруг нас: природа, люди и всё, что создано человеком.

Оцениваются ответы детей, которые смогут более точно воспроизвести данное определение.

6.Самостоятельная работа.

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

РАБОТА в рабочих тетрадях на с.4-5

Задание 1 на с.4.

-Раскрась то, что относится к живой природе.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для глаз и для кистей рук.
УЧИТЕЛЬ. Мы с Вами хорошо поработали и ваши глазки и кисти рук заслужили небольшой отдых. Встали со своих рабочих мест, вышли из-за парт, поднимаем ручки вверх, опускаем. Повторяем три раза. Теперь попробуем выполнить вращения руками: вперед, назад. Вытянули руки в сторону, согнули в локтях и вращаем: вперед-назад, теперь развели руки в стороны и вращаем кистями рук: вперед-назад. Теперь опустили руки вниз и немножко потрясем кистями рук. Закройте глазки, представьте, что Вы на берегу ласкового теплого моря, опустили руки в теплую воду, вынули кисти из воды и пытаетесь стряхнуть капли. Молодцы! Теперь давайте внимательно посмотрим в окно на большое дерево во дворе школы, останавливаем взгляд на дереве, считаем до 10 вслух. Хорошо! Теперь закроем глазки и опять сосчитаем до 10.

Дети выполняют инструкции учителя: вращают руками, вращают руками, согнутыми в локтях, вращают и потряхивают кистями, закрывают глаза.

РАБОТА на с.5. тетради.

-Объедини рисунки в две группы. Объясни свой выбор.

ИГРА «Прицепи к паровозикам вагончики».

Живая и неживая природа.

Вызываю к доске двух учеников-паровозиков. Дети с места показывают свою картинку, паровозики собирают вагончики.

УЧИТЕЛЬ. Молодцы ребята! Верно, все предметы, встречающиеся в природе, мы можем разделить на две большие группы – предметы живой природы и предметы неживой природы.

Цветы, бабочка, ель, грибы.

Работа в парах: «Посоветуйся с соседом».

Посуда – неживая природа, остальные предметы живой природы.

Ведут активную самостоятельную деятельность.

Контролируют себя и товарищей во время игры.

Контроль по образцу на доске.

Коммуникативные УУД -Что нового узнали на уроке?

Кому было трудно? Интересно? Оценка своей работы.