Ремонт Стены Уход

Научная электронная библиотека. Человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности

Примеры.

Найдем "l по собственному вектору:

т.е. y 1 (x ) = C 1 e 3x + C 2 e x , y 2 (x ) = C 1 e 3x C 2 e x .

В истории экономической мысли последних десятилетий одной из важнейших событий стало создание теории человеческого капитала. Значительное влияние этой теории на все дальнейшее развитие экономической науки иногда сравнивают с революцией в экономической мысли.

Понятие «человеческий капитал» вошло в науку в начале 60-х годов ХХ века в западной экономической литературе. Можно выделить две основные причины возникновения интереса к данному понятию. Во-первых , концентрация внимания ученых на исследовании проблем человека. Во-вторых , это признание того факта, что активизация творческих потенций человека, развитие высококвалифицированной рабочей силы является самым эффективным способом достижения экономического роста. Человеческий капитал признан самым ценным ресурсом, намного важнее, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не материальные средства производства, является определяющим фактором конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.

В теоретическом аспекте следует различать понятия «человеческий капитал» по трем уровням:

- На личностном уровне человеческим капиталом называются знания и навыки, которые человек получил путем образования, профессиональной подготовки, практического опыта и благодаря которым он может предоставлять ценные производственные услуги другим людям. На этом уровне человеческий капитал можно сравнить с другими видами личной собственности, которая приносит доходы, и мы называем его личным, или частным человеческим капиталом;

- На микроэкономическом уровне человеческий капитал представляет собой совокупную квалификацию и профессиональные способности всех работников предприятия , а также достижения предприятия в деле эффективной организации труда и развития персонала. На этом уровне человеческий капитал ассоциируется с производственным и коммерческим капиталом предприятия, потому что прибыль получается от эффективного использования всех видов капитала;

- На макроэкономическом уровне человеческий капитал включает накопленные вложения в такие области деятельности, как образование, профессиональная подготовка и переподготовка, служба профориентации и трудоустройства, оздоровления и т.д., является существенной частью национального богатства страны, и мы называем его национальным человеческим капиталом. Этот уровень включает всю сумму человеческого капитала всех предприятий и всех граждан , как и национальное богатство включает богатство всех граждан и всех юридических лиц.



Итак, человеческий капитал это сформированный и развитый в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, целенаправленно используется в той или иной сфере экономической деятельности, способствует росту производительности труда и благодаря этому влияет на рост доходов своего владельца, прибыли предприятия и национального дохода.

Следует обратить внимание на несколько принципиальных моментов, вытекающих из этого определения:

Сформированный или развитый в результате инвестиций и накопленный определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций;

Это такой запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, который целесообразно используется для получения полезного результата и способствует росту производительности труда, т.е. это реализованная, активная часть трудового потенциала;

Использование человеческого капитала закономерно приводит к росту заработков его владельца;

Такой рост доходов стимулирует дальнейшие инвестиции в человеческий капитал, что приводит к дальнейшему росту заработков.

Оценка инвестиций в человеческий капитал и доходов от его использования обычно производится в денежной форме. Но следует отметить, что далеко не все инвестиции и не все доходы можно выразить в денежной форме. Кроме денежных расходов на обучение, укрепления здоровья и другие действия, направленные на наращивание человеческого капитала, требуется как минимум еще и нелегкий труд самого человека. Кроме денежных доходов человек, обладающий большим человеческим капиталом, получает моральное удовлетворение, экономию времени, высокий социальный престиж и многие другие услуги. В результате наращивания человеческого капитала получается интегральный социальный эффект, от которого выиграет не только конкретный человек, но и предприятие, на котором он работает, и общество в целом.

Аналитическое единство вещественного и человеческого капитала заключается в следующем:

1. Оба вида капитала являются неотъемлемыми факторами экономического роста. Однако, как показывают исследования западных ученых, в последние десятилетия доля и роль человеческого капитала постоянно увеличивается, в результате чего он превращается в главный фактор экономического роста на всех уровнях.

2. Человеческий капитал, как и физический, создается и накапливается благодаря капиталовложениям, что требует от инвестора значительных затрат.

3. Оба вида капитала приносят прибыль своим владельцам.

4. Человеческий капитал в виде знаний, навыков и способностей, как и физический, является определенным запасом, т.е. может накапливаться.

5. Экономическая мотивация инвестиций в человеческий и вещественный капитал принципиально одинакова. Т.е. принятие решения относительно инвестирования в любой из видов капитала и их результаты анализируются одинаково.

Конечно, между вещественным и человеческим капиталом есть значительные отличия . Существенные из них:

1. Создание физического капитала и его функционирование возможно без участия и присутствия его владельца. А для формирования способностей человека одних материальных средств недостаточно: для развития человеческого капитала является абсолютно необходимым непосредственный труд будущего владельца этих способностей, так как процессы их производства невозможны без прямого участия самого человека. Т.е. наращивание человеческого капитала связано с уменьшением одного из важнейших человеческих благ – свободного времени.

2. Независимо от источников инвестирования, наращивание и использование человеческого капитала в значительной степени контролируется самим человеком. Поэтому такой элемент человеческого капитала, как мотивация является очень важным и необходимым для того, чтобы процесс воспроизводства человеческого капитала имел окончательно завершенный характер.

3. Человеческий капитал отличается от физического по степени ликвидности, ведь человек и его человеческий капитал неразделимы, следовательно, права собственности на человеческий капитал никому не могут быть переданы.

4. Определенные особенности характеризуют и инвестиции в человеческий капитал по сравнению с инвестициями в другие формы капитала.

Таким образом, физический и человеческий капитал отличаются по своей политэкономической сути, однако оба вида капитала подобны, учитывая технико-экономические аспекты: и человеческий, и физический капитал требуют отвлечения значительных средств за счет текущего потребления, от обоих зависит уровень экономического развития в будущем, оба типа капиталовложений дают длительный по своему характеру производственный эффект, могут приносить доход своим владельцам и анализируются принципиально одинаково.

Сущность и содержание категории «человеческий капитал»

Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда. Наибольшее значение имели:

  • 1) выделение «капитальных», инвестиционных аспектов в поведении рыночных агентов;
  • 2) переход от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл работников (таким, как пожизненные заработки);
  • 3) признание человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса.

Теория человеческого капитала предложила единую аналитическую рамку для объяснения таких, казалось бы, разнопорядковых явлений, как вклад образования в экономический рост, спрос на образовательные и медицинские услуги, возрастная динамика заработков, различия в оплате мужского и женского труда, передача экономического неравенства из поколения в поколение и многое другое.

Формирование современной теории человеческого капитала и ее выделение в качестве самостоятельного течения мировой экономической мысли происходило в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Возникновение и формирование концепции человеческого капитала в ее современном виде стало возможным благодаря работам Т. Шульца и Г. Беккера. У истоков формирования и разработки теории человеческого капитала в ее современном виде также стояли известные американские и английские экономисты Б. Вейсброд, Дж. Минцер, Л. Туроу, У. Боуэн, М. Фишер, Дж. Вейзи. Позднее в разработку данной концепции значительный вклад внесли М. Блауг, С. Боулс, И. Бен-Поэгрт, М. Вудхолл, Э. Денисон, С. Дейзи, Дж. Кендрик, Б. Кикер, Р. Лэйард, Ф. Махлуп, г. Псахаропулос, Ф. Уэлч, Б. Чизвик и др.

Основные положения современной теории человеческого капитала были обоснованы в работах известных американских экономистов Т. Шульца и Г. Беккера. В 1960 г. в Journal of Political Economy была опубликована статья Т. Шульца «Образование как источник формирования капитала», а в 1961 г. - «Инвестиции в человеческий капитал». Г. Беккер в 1962 г. опубликовал статью «Инвестиции в человеческий капитал», а два года спустя, был издан его фундаментальный труд «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ». Сформулированные подходы послужили теоретической базой для всех последующих исследований в этой области.

В теории доказано, что система образования есть такая сфера деятельности, где финансовый капитал превращается в человеческий, т.е. финансовые затраты на образование превращаются в такие последствия развития интеллекта, культуры человека, которые являются определенным вознаграждением, прибылью как для самого человека, так и всего общества. Более того, финансирование образования является самым выгодным вложением капитала.

Важной предпосылкой возникновения теории человеческого капитала в ее современной форме стало общее признание расширения традиционно узкого понятия капитала. Исходным явилось положение о том, что все элементы общественного богатства, которые накапливаются, используются в производстве и приносят доход, рассматриваются как капитал. Это, в свою очередь, по мнению Т. Шульца, «... позволяет приступить к последовательному делению целого на две части, а именно: на человеческий капитал и нечеловеческий капитал». Как человеческий капитал был обозначен дополнительный источник доходов, зависящий от знаний, навыков и способностей человека.

За Т. Шульцем традиционно признается первенство в разработке концепции человеческого капитала. Его первой публикацией на тему человеческого капитала была работа «Высшее образование и его роль в экономическом развитии», опубликованная в сборнике «Школа в новой эре» в 1958 г. Т. Шульц определял человеческий капитал как все то, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, или того и другого вместе; любой актив - материальный или человеческий, обладающий способностью генерировать поток будущих доходов. Одним из первых Т. Шульц рассчитал размеры совокупного человеческого капитала в США в начале 1960-х гг., умножая стоимость года обучения каждого уровня (с учетом индивидуальных заработков) на число человеко-лет образования, накопленных населением к тому или иному времени. Т. Шульц получил Премию памяти Нобеля по экономике за 1979 г. совместно с У. А. Льюисом «за новаторские исследования экономического развития... в приложении к проблемам развивающихся стран».

Человеческий капитал - явление сложное, многообразное, изменяющееся. Исследователи человеческого капитала акцентируют внимание на разных его аспектах, что обусловливает разницу подходов в определении его сущности и содержания.

Человеческий капитал - способность производить предметы и услуги (Л. Туроу).

Человеческий капитал - сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в процессе труда, содействуя росту его производительности и заработка (А. Н. Добрынин и С. А. Дятлов) .

Человеческий капитал - набор определенных устойчивых качеств индивида, позволяющий ему продуцировать новые знания, эффективно внедрять их в практической деятельности, реализуя на практике собственный потенциал (В. А. Поздняков) .

  • 1) потоковый, накопительный запас способностей человека по фазам жизнедеятельности;
  • 2) целесообразность использования запаса способностей, что ведет к росту производительности труда;
  • 3) прирост производительности труда закономерно приводит к росту заработков работника;
  • 4) увеличение доходов мотивирует работника делать дополнительные вложения в свой человеческий капитал, кумулятивно его накапливать.

Основные элементы индивидуального человеческого капитала:

  • знания , представляющие собой целесообразную форму информации, используемую в экономической деятельности, что позволяет повысить ее эффективность;
  • способности - умение успешно выполнять какую-либо деятельность. Различают следующие уровни развития способностей: отсутствие способности (нулевой уровень), частичные способности, средние способности, талант, гений;
  • опыт или навыки действия , мастерство выполнения конкретных трудовых операций длительное время;
  • культура - принципы и стереотипы поведения в рамках существующих в обществе знаний, правил, традиций, морали;
  • мотивация - направленность деятельности, ее интенсивность, удовлетворенность процессом и результатами.

Именно данные качества личности выступают основой для базовой классификации видов индивидуального человеческого капитала, включая капитал здоровья, культурно-нравственный капитал, трудовой капитал, организационно-предпринимательский капитал, интеллектуальный капитал.

М. М. Критский выделяет три основных вида человеческого капитала:

  • 1) производственный (7);
  • 2) потребительский (Р);
  • 3) интеллектуальный (S).

Структура человеческого капитала (Поздняков В. А.). Технологическая составляющая, мотивационная составляющая, профессиональное образование, здоровье, природные задатки и способности, общая культура, знания.

К профессиональным качествам личности отнесем следующие индикаторы:

  • когнитивный потенциал. Личность на постоянной основе совершенствует свои познания в конкретной предметной области либо посредством обучения, либо используя самоподготовку. При этом фактор рефлексивности актуален, что вызывает противоречие между уровнем достигнутых знаний и их недостаточностью для достижения определенного результата. Противоречие будет возникать время от времени, так как для индивида с творческим потенциалом свойственен путь исканий. Вектор накопления личностью когнитивного потенциала, естественно, восходящий;
  • высокая мотивированность. При решении задач перед индивидом не стоит вопрос «Зачем?», а все усилия направлены на результат. Он и является целью деятельности, которая в данном случае должна приносить удовлетворенность, а человек пытается оптимизировать каждый свой шаг, для того чтобы получить наиболее эффективное решение и по временным, и по физическим затратам;
  • комплекс эффективно работающих паттернов. Подразумевается, что индивид знаком с наработками коллег и готов реализовывать их идеи на практике. При таком подходе зарождаются коллаборативные решения и осознание того, что работа в команде может привнести в деятельность значимый позитив;
  • нестандартность мышления. Если личность способна абстрагироваться от принятой логики размышления, то она становится способной инициировать ноу-хау, всевозможные оригинальные идеи и т.п.;
  • практике-ориентированность знаний. Заметим, что лишь при использовании полученной информации в эмпирике мы получаем «настоящие» знания.

Менеджерские качества - характеристики личности индивида, способствующие эффективной организации трудового коллектива, нацеленного на достижение высоких результатов в своей деятельности.

Характеристика мотивационных качеств личности может быть произведена с помощью следующих индикаторов (схема): интересы, склонности, убеждения, идеалы, притязания, ожидания.

Качества, входящие в структуру категории «человеческий капитал», взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их формирование и развитие происходит в процессе становления личности как профессионала, т.е. детерминантой должна выступать сфера профессионального образования.

Классификация видов человеческого капитала по уровням и собственности (Смирнов В. Т., Сошников И. В., Романчин В. И., Скоблякова И. В.): индивидуальный человеческий капитал, человеческий капитал организации, национальный человеческий капитал (рис. 2.3).

Рис. 2.3.

Виды человеческого капитала:

  • здоровья;
  • трудовой;
  • интеллектуальный;
  • организационно-предпринимательский;
  • культурно-нравственный;
  • социальный;
  • бренд-капитал;
  • структурный;
  • организационный и др.

Капитал здоровья - неотъемлемая часть человеческого капитала, инвестиции в который выражаются в сохранении работоспособности за счет уменьшения заболеваемости и увеличения продуктивного периода жизни. Уровень здоровья во многом зависит от качества услуг здравоохранения, которое сопровождает человека с самого рождения до его пенсионного возраста. Инвестиции в здоровье обеспечивают нормальный оборот рабочей силы в производстве. Снижение здоровья, заболеваемость, инвалидность выражаются в нетрудоспособности. Безусловно, чем меньше болезней, тем выше уровень здоровья населения страны и отдача от капиталовложений в здравоохранение. В последнее время в России особую тревогу вызывает состояние психического здоровья населения страны, так как с ним непосредственно связаны интеллектуальный потенциал страны, нации, развитие производительных сил и трудовых ресурсов, обороноспособность. Удельный вес больных такого рода возрастает. Многие психические болезни равнозначны смерти человека.

Трудовой капитал формируется всю жизнь по мере накопления опыта, трудовых навыков, умений и, самое главное, образования. Образование служит главным способом в воспроизводстве квалифицированных работников. Оценку трудового потенциала работники традиционно осуществляют по разрядам квалификации. Используется шести-, восьми- и двенадцатиразрядные тарифные сетки. В ходе производственной аттестации рабочих учитывают сложность и качество выполняемых работ, опыт (стаж), ответственность за оборудование и других рабочих (бригадиры).

Интеллектуальный капитал специалиста разделяется на две части:

1) воплощенные в людях и используемые в бизнесе знания; 2) объекты интеллектуальной собственности или авторских прав.

Предпринимательские привилегии - владение огромными ресурсами, ноу-хау, коммерческими секретами позволяют превратить их в особый вид человеческого капитала - организационно-предпринимательский капитал. Уровень предпринимательских способностей воплощается в величине собственного и контролируемого капитала, что позволяет выделить малый, средний и крупный бизнес. Качество предпринимательских способностей оценивается по эффективности использования капитала и устойчивости прогрессивного развития бизнеса. Интервалы прибыльности вложений капитала и темпы экономического роста компаний свидетельствует о реальной капитализации организационно-предпринимательских способностей.

Категория культурно-нравственного капитала в рамках социологических наук обозначает совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивида или индивидов, которые используются в процессе осуществления социальной деятельности и при этом узаконивают обладание статусом и властью. Культурный капитал - языковая и культурная компетенция человека, богатство в форме знания или идей, которые легитимируют статусы и власть, поддерживают установленный социальный порядок, существующую в обществе иерархию. Культурный капитал индивида характеризуется следующими показателями: интеллектуальная культура (интеллектуальный капитал), образовательная культура (образовательный капитал), морально-нравственная культура (морально-нравственный капитал), символическая культура (символический капитал), социальная культура (социальный капитал). Шкала оценки уровня культуры и социального поведения работника может включать пять уровней: отличная, хорошая, удовлетворительная, неустойчивая и недопустимая. Методики оценок культурно-нравственного капитала разрабатываются в социальной психологии, в теории мотивации трудовой деятельности.

Социальный капитал связан с тем, что каждый экономический субъект тем или иным способом включен, интегрирован в систему социальный отношений. Это капитал общения, сотрудничества, взаимодействия, взаимного доверия и взаимопомощи, формируемого в пространстве межличностных (интерперсональных) экономических отношений. Диалог, открытость позволяют людям учиться друг у друга. Данный процесс может быть охарактеризован как социальное обучение. Практически все наши интеллектуальные преимущества состоят в знании, которое передается обществом и приобретается в процессе социализации, интеграции в систему общественных отношений. Знания характеризуют социальную квалификацию. Социальный капитал определяется как характерные черты социальной жизни - взаимодействие, нормы и доверие, - которые позволяют участникам эффективнее действовать вместе для достижения общих целей.

Социальный капитал - знания, которые передаются и развиваются через взаимоотношения между работниками, партнерами, поставщиками и покупателями.

Отчуждаемым видом человеческого капитала можно считать клиентский, или бренд-капитал. Примером эффективного использования клиентского капитала служит, например, то, что операционная система Windows установлена на большинстве компьютеров, поэтому программисты стремятся разрабатывать прикладные программы, прежде всего, для этой системы, а затем уже для менее распространенной системы OS/2. В свою очередь обилие новых прикладных программ повышает привлекательность Windows в глазах покупателей компьютеров, благодаря чему возникает эффект нарастающей положительной обратной связи. Нарушить эту связь не удается даже более совершенному продукту, если он вышел на рынок слишком поздно. Вместе с тем эту связь можно усилить, увеличив тем или иным способом объем продаж.

Структурный капитал - способность фирмы управлять своей организационной структурой, приспосабливаясь к меняющейся конъюнктуре рынка и одновременно изменяя ее в выгодном для фирмы направлении.

Такой капитал тем больше, чем значительнее свободы сотрудников фирмы - носителей человеческого капитала. И тем ценнее, чем выше неопределенность и конкурентоспособность среды, в которой действует фирма. Эффективный структурный капитал фирмы может возникнуть только там, где идеи ценятся выше, чем положение по иерархической лестнице.

Организационный капитал включает в себя:

  • - капитал инновации, к которому относят защищенные коммерческие права, интеллектуальную собственность и другие нематериальные активы и ценности, обеспечивающие способность компании к обновлению;
  • - капитал процессов, который может быть представлен, например, системами производства, сбыта, послепродажного сервиса и др., в процессе их деятельности формируется стоимость продукта. Организационный капитал составляет знания организации, а не ее отдельных работников.

Индекс развития человеческого потенциала. Распространенным способом оценки средних значений индивидуального человеческого капитала являются оценки по странам мира индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), осуществляемые ООН.

Методика расчета ИРЧП предполагает построение комплексного показателя как среднеарифметической величины трех показателей, оцениваемых экспертами по данным национальной статистики и отчетам в ООН:

  • 1) ожидаемой продолжительности жизни на конкретную дату по шкале от 25 до 85 лет;
  • 2) доступностью образования как средней величины грамотности взрослых (0-100%) и доли учащихся всех уровней образования в соответствующей возрастной группе (0-100%);
  • 3) уровнем благосостояния, измеряемым по соотношению реального ВВП на душу населения, исчисляемому по паритету покупательной способности национальной валюты в долларах США.

Расчет ИРЧП учитывает индекс ожидаемой продолжительности жизни; индекс доступности образования; индекс реального внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения.

При расчете каждого индекса используется фиксированные шкалы минимального и максимального значения показателей, с которыми сравниваются фактические значения индексов конкретной страны, и определяется ее рейтинг (положение) по группе стран.

В 2000 г. Россия по оценке комитета по развитию человеческих ресурсов ООН (ПРООН) занимала только 71-е место. Такой низкий рейтинг обусловлен низким экономическим доходом, в 5 раз ниже среднего в странах с высоким уровнем развития, и низким индексом ожидаемой продолжительности жизни, на 0,13 ниже высокоразвитых стран. По уровню и доступности образования индекс России даже превосходит показатель развитых стран (0,92 и 0,91), что позволяет надеяться на будущий общий рост национального человеческого капитала.

Таким образом, человеческий капитал представляет собой накопленный запас здоровья, знаний, способностей, культуры, опыта, целесообразно используемых в производстве продукции и услуг, обеспечивая рост доходов человека, предприятия, государства. Превращение способностей человека в капитал происходит в условиях рыночной экономики при наличии разделения труда на физический, квалифицированный, интеллектуальный (творческий), управленческий, предпринимательский. Инвестиции в прирост производительных сил и способностей человека создают новую производительную силу как капитал, что увеличивает производительность труда и доходы владельца человеческого капитала.

Росстатом разработана система показателей, отражающих возможности оценки уровня жизни на современном этапе и дающих возможность сопоставить уровень жизни населения России с другими странами. Эти показатели могут быть объединены в следующие разделы:

  • интегральные индикаторы уровня жизни (макроэкономические показатели, демографические показатели, показатели экономической активности, показатели пенсионного обеспечения);
  • показатели материальной обеспеченности населения (доходы домашних хозяйств и неравенство в распределении доходов между отдельными группами населения);
  • показатели личного потребления и питания населения (стоимость минимальной потребительской корзины, величина прожиточного минимума, структура и динамика потребительских расходов домашних хозяйств в текущих и сопоставимых ценах, доля затрат на питание в располагаемых ресурсах и потребительских расходах домашних хозяйств, среднедушевое потребление основных продуктов питания, энергетическая ценность пищевого рациона, содержание в продуктах питания животных белков в расчете на душу населения);
  • жилищные условия населения (обеспеченность жильем (общая и жилая площадь в расчете на одного человека); доля расходов на оплату жилья в потребительских расходах населения; число семей, состоящих на учете на получение жилья);
  • показатели образования (число государственных дневных образовательных учреждений и численность учащихся в них; число государственных высших учебных заведений; численность студентов государственных высших учебных заведений на 10000 населения; число государственных средних специальных учебных заведений и численность студентов в них в расчете на 10000 населения);
  • показатели здравоохранения ;
  • показатели культуры , туризма и отдыха (число посещений театров и музеев на 1000 человек; количество изданных книг, бронпор и журналов на душу населения, а также число лечившихся и отдыхавших в санаторно- курортных учреждениях, численность российских граждан, выезжавших за границу в туристические поездки);
  • индикаторы общественного порядка (число зарегистрированных преступлений, раскрываемость преступлений и коэффициенты смертности в результате убийств, в том числе по полу и в группировке на городское и сельское население).

Приведенная система показателей имеет структуру, позволяющую согласовать ее с общей системой социально-экономических показателей, и может быть использована для более детальной оценки уровня жизни отдельных групп населения внутри страны, а также для международных сопоставлений уровня жизни населения.

Последний вариант системы показателей ООН был принят в 1978 г. В 1989 г. в связи с возрастающим интересом статистических служб стран был издан справочник по социальным показателям, давший возможность построить системы показателей уровня жизни в соответствии с национальными особенностями и потребностями международных сопоставлений уровня жизни. Система эта, разработанная ООН, включает 12 разделов:

  • 1) демографические характеристики населения;
  • 2) санитарно-гигиенические условия жизни;
  • 3) потребление продуктов питания;
  • 4) жилищные условия населения;
  • 5) образование и культура;
  • 6) занятость и условия труда;
  • 7) доходы и расходы населения;
  • 8) стоимость жизни и потребительские цены;
  • 9) транспортные средства;
  • 10) организация отдыха;
  • 11) социальное обеспечение;
  • 12) свобода человека.

В качестве обобщающей характеристики уровня жизни и человеческого развития используется индекс развития человеческого потенциала. Он был введен вместо ранее применявшегося в этих целях показателя валового национального продукта (ВНП) в расчете на душу населения .

  • См.: Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование: монография / В. Т. Смирнов, И. В. Сошников, В. И. Романчин, И. В. Скоблякова; под ред. проф.В. Т. Смирнова. М.: Машиностроение-1 ; Орел: ОрслГТУ, 2005.
  • См.: Поздняков В. А. Сущность и содержание категории «человеческий капитал» //Фундаментальные исследования. Педагогические науки. 2012. № 11 (ч. 3). С. 572-575.
  • См.: Кузнецова II. В. Сравнительный анализ уровня жизни населения России и Японии // Известия восточного института. 2007. № 14. С. 39-40.

Социально-экономическое развитие во второй половине прошлого века и начале нынешнего характеризуется возрастающей ролью человеческого фактора. В экономике современного мира человеческий

Человеческий капитал Клиентский капитал

Рис. 2.4. Модель структуры и взаимодействия организационного капитала FiMIAM Источник". Rodov /., Leliaert Ph. FiMIAM: financial method of intangible assets measurement //Journal of Intellectual Capital. 2002. № 3. P. 323-336

Рис. 2.5.

«интеллектуальная собственность»

Условные обозначения : Д1 - некодифицированное знание (интеллектуальные и деловые качества работников, их квалификация и способность к труду; научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, результаты которых не внедрены в производство, и т.п.); А2 - управленческие навыки и лидерские качества (не могут быть отчуждены от своих носителей - персонала организации и стать объектом исключительных прав имущественного характера, а время использования этих нематериальных активов определяется временем работы конкретного сотрудника в организации); технологии и методы работы, не подлежащие патентованию и лицензированию; торговая марка, созданная компанией, и т.п.

капитал играет определяющую роль в достижении конкурентных преимуществ и обеспечении качественных параметров экономического роста. Перспективы этого развития в XXI в. связывают именно с человеческим капиталом как носителем знания.

К середине XX в. возникло достаточно предпосылок к разработке теории человеческого капитала. Методологические основы и главные направления теории человеческого капитала были сформулированы такими экономистами, как Г. Беккер, У. Боуэн, Э. Дженисон, Т. Шульц и др. К концу XX в. теория человеческого капитала получает свое признание - нобелевские премии по экономике были присуждены Теодору В. Шульцу (1979) и Гэри Беккеру (1992). В наиболее последовательной форме концепция человеческого капитала изложена в трудах Г. Беккера. Впервые после А. Смита и К. Маркса в экономическую науку приходит осознание, что не машины, а люди представляют движущую силу экономического роста и развития. В эпоху научно-технической революции и преобразований в структуре производительных сил фактором экономического роста становится непосредственно сам работник. Эффективность использования основных ресурсов все больше зависит от того, насколько работники морально и материально заинтересованы в достижении высоких конечных результатов.

В основе современной теории человеческого капитала лежит экономический подход к человеческому поведению, нашедший выражение в следующей логической схеме Г. Беккера:

  • способности, знания, профессиональные навыки, мотивация становятся капиталом в момент купли-продажи рабочей силы, найма на работу или получения вознаграждения исполнителем работы;
  • рост человеческого капитала должен способствовать росту производительности труда и производства;
  • целесообразное использование капитала должно вести к росту доходов работников;
  • рост доходов стимулирует работника делать вложения в здоровье, образование для повышения запаса знаний и навыков, чтобы затем эффективно применить их .

В своей работе «Человеческий капитал» Г. Беккер вводит понятие «специального человеческого капитала», под которым понимаются только те навыки, которые представляют интерес для какого-либо одного предприятия, какого-либо одного вида деятельности .

По мнению Т. Стоунера, человеческий капитал представляет собой важнейший ресурс постиндустриального общества, является формой выражения производительных сил человека на постиндустриальной стадии развития общества с социально ориентированной экономикой рыночного типа. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалифицированная рабочая сила способна управлять высокотехнологическим процессом. Кроме этого, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночных возможностей, способов их практического применения, но и в этом случае необходимы знания человека, его «капитал», используемый в процессе производства для создания богатства общества.

Человеческий капитал «состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг», утверждает У. Боуэн .

Эдвин Дж. Долан под человеческим капиталом понимает «капитал в виде умственных способностей, полученный через формальное обучение или образование либо через практический опыт» .

О. Тоффлер наиболее существенным шагом в экономическом развитии нашей эпохи считает возникновение новой системы получения богатства, использующей не физическую силу человека, а его умственные способности. Ученый вводит понятие «символического капитала» - знания, который в отличие от традиционных форм капитала неисчерпаем и одновременно доступен бесконечному числу пользователей без ограничений .

Возникновение теории человеческого капитала связано также с расширенной трактовкой понятия национального богатства. Суть теории человеческого капитала состоит в том, что «одной из главных форм богатства являются материализованные в человеке знания, общие и специальные, его способность к производительному труду». Дж. Кендрик к нематериальным формам богатства относит накопленные научные знания, которые материализуются в новой технологии .

Большое внимание анализу производства человеческого капитала уделил Л. Туроу. Он считал, что у каждого индивидуума имеются особенные возможности для производства своего интеллектуального капитала. «Процессы производства человеческого капитала различны для различных индивидуумов». Туроу признает, что «производительность уже имеющегося человеческого капитала может в весьма большой степени зависеть от экономической способности индивидуума». Для своей модели производства человеческого капитала он использует производственную функцию Кобба - Дугласа. В его представлении модель производства человеческого капитала имеет следующий вид :

НС =/(К, НСх, Р, ЕЛ), (2.1)

где НС - произведенный человеческий капитал; К - физический капитал; НСх - вложения человеческого капитала; Р - природные ресурсы; ЕА - экономическая способность.

Й. Бен-Порэт считает, что запас человеческого капитала производит услуги в стандартных единицах и, таким образом, тождествен машинам в структуре вещественного капитала :

0/ = Вс (ЗУ х К1) /), (2.2)

где 0 - объем произведенного человеческого капитала; У - определенный отрезок времени; Вс - коэффициент способности увеличивать человеческий капитал; 5 - часть имеющегося запаса человеческого капитала, включенная в производство этого капитала; К - общий запас человеческого капитала; /) - покупаемые вложения.

Й. Бен-Порэт предлагает определить издержки, получаемые при производстве человеческого капитала:

/ = + Ра /)Г, (2.3)

где / - издержки производства; а 0 - потерянный заработок, или стоимость производительных услуг человеческого капитала, изъятых с рынка; / - определенный отрезок времени; ? - часть запаса человеческого капитала, включенная в производство этого капитала; К- общий запас человеческого капитала; Ра - цены покупаемых вложений; /)Г - покупаемые вложения.

Рассматривая экономическую основу формирования человеческого капитала , нужно отметить, что человек, отделенный от средств производства, продает свою способность к труду, свои производительные силы как принадлежащий ему капитал. Предприниматель покупает их, как покупал бы и другой актив, необходимый для успешной работы своего предприятия. Для работника его индивидуальные способности выступают как товар, а для капиталиста-предпринимателя - это капитализированная величина авансированной стоимости капитала, затраченной на наем работника (прибыль). По мнению Т. Стоунера, богатство создается людьми. Техника, созданная обществом, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. Предприятие должно иметь не только квалифицированный аппарат менеджеров разного ранга, но и квалифицированную рабочую силу, обладающую хорошим здоровьем и культурой общения, иначе самая совершенная техника не даст желаемого эффекта.

Многие исследователи при определении понятия «человеческий капитал» учитывают следующие особенности:

  • 1. Человеческий капитал является главной ценностью современного общества, а также основополагающим фактором экономического роста.
  • 2. Формирование человеческого капитала требует значительных затрат как от самого индивидуума, так и от общества в целом.
  • 3. Человеческий капитал может быть накоплен, а именно, индивидуум может приобретать определенные навыки, способности, улучшить свое здоровье.
  • 4. Человеческий капитал на протяжении своей жизни не только прирастает знаниями, но и изнашивается как физически, так и морально. Устаревают знания индивидуума, т.е. экономически изменяется стоимость человеческого капитала в процессе бытия, человеческий капитал амортизируется.
  • 5. Инвестиции в человеческий капитал дают своему обладателю, как правило, в будущем более высокий доход.
  • 6. Инвестиции в человеческий капитал носят довольно длительный характер. Это касается как инвестиций в человеческий капитал образования, так и в капитал здоровья.
  • 7. Человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности. Человеческий капитал неотделим от его носителя - живой человеческой личности.
  • 8. Прямые доходы, получаемые человеком, контролируются им самим независимо от источника инвестиций.
  • 9. От решения человека, его волеизъявления зависит функционирование человеческого капитала. Степень отдачи от применения человеческого капитала зависит от индивидуальных интересов человека, его предпочтений, его материальной и моральной заинтересованности, мировоззрений, общего уровня культуры .

Итак, обобщая вышесказанное, можно отметить, что под человеческим капиталом в экономике понимается имеющийся у человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, которые используются индивидом для получения дохода. Причем это не просто совокупность знаний, способностей, которыми обладает человек. Понятие «человеческий капитал» значительно шире и включает в себя:

  • 1) приобретенный запас знаний, умений, навыков;
  • 2) возможность целесообразного использования этого запаса в той или иной сфере общественной деятельности, что способствует росту производительности труда и производства;
  • 3) увеличение доходов, способствующее заинтересованности работника, что приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал;
  • 5) человеческие способности, талант, и т.д., являющиеся неотъемлемой частью каждого человека;
  • 6) мотивацию как необходимый элемент для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала носил полностью завершенный характер .

Таким образом, принимая во внимание нематериальный характер и многомерность человеческого капитала, различные авторы свободно формулируют понятие человеческого капитала и делают неоднозначный упор на его отдельные составные элементы: одни склонны акцентировать внимание на функциональной стороне человеческого капитала, т.е. на его способности приносить доход, другие дают его сущностную характеристику - как форму личного фактора производства. Практически во всех определениях после 1960-х гг. соблюдается принцип расширительной трактовки человеческого капитала: не только реализуемые знания, навыки и способности, но и потенциальные (в том числе и возможность их приобретения); не только внешнее стимулирование, но и внутренняя мотивация работника, что, в сущности, не меняет экономического содержания человеческого капитала.

Наиболее полно человеческий капитал можно охарактеризовать следующим образом.

Человеческий капитал - это совокупность таких составляющих, как врожденные способности, здоровье, мотивы деятельности, творческий и культурный потенциал, накопленные и усовершенствованные в результате инвестиций знания и профессиональный опыт, которые необходимы для профессиональной деятельности, содействуют росту производительности труда и приносят доход их обладателю.

Таким образом, человеческий капитал включает в себя: квалифицированную рабочую силу; совокупность знаний, квалификации, практических навыков, способностей к нововведениям каждого из сотрудников предприятия; систему ценностей, культуру труда, философию организации, которые не могут быть скопированы или воспроизведены на другом предприятии.

С учетом вышесказанного структура человеческого капитала может быть представлена как на рис. 2.6.

Человеческий капитал классифицируется по формам, в которых он воплощен:

  • живой капитал включает в себя знания, здоровье, воплощенное в человеке;
  • неживой капитал создается, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;
  • институциональный капитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала.

Человеческий капитал можно описать как комбинацию следующих элементов: а) качества, которые человек привносит в свою работу (ум, энергия, позитивность, надежность, преданность); б) способность человека учиться (одаренность, воображение, творческий характер личности, смекалка); в) побуждения человека де-


Рис. 2.В. Структура человеческого капитала

литься информацией и знаниями (командный дух и ориентация на цели).

В зависимости от степени обобщенности человеческого капитала в его структуре можно обозначить следующие виды: индивидуальный, коллективный и общественный . Данная классификация видов человеческого капитала позволяет рассматривать и оценивать человеческий капитал на уровне отдельного человека (микроуровень - индивидуальный человеческий капитал), отдельного предприятия или группы предприятий (мезоуровень - человеческий капитал организации) и государства в целом (макроуровень - национальный человеческий капитал).

Структуру видов человеческого капитала можно представить в виде рис. 2.7.

В структуре индивидуального человеческого капитала можно выделить: капитал образования, здоровья, трудовой, организационно-предпринимательский, интеллектуальный и культурно-нравственный капиталы (организационного, структурного, клиентского и социального). В структуре коллективного капитала (капитала организации), кроме указанных на рис. 2.7, особую роль играют признанные активы индивидуального человеческого капитала (патенты, авторские свидетельства, ноу-хау и др.), фирменные нематериальные активы (товарные марки, товарные знаки коммерческие секреты и т.п.). Общественный (национальный) человеческий капитал включает капиталы здоровья, жизнеспособности, образования нации, кадрово-ценностный, нравственный капиталы нации, инновационный, идеологический и интеллектуальный капиталы нации.

Рассмотрим некоторые виды человеческого капитала более подробно.

Рис. 2.7.

Организационно-предпринимательский капитал - один из наиболее перспективных и важных видов человеческого капитала, поэтому при оценке стоимости бизнеса необходимо обращать внимание на то, в какой степени обладают предпринимательскими способностями сотрудники предприятия. Качество предпринимательских способностей оценивается по эффективности использования капитала и устойчивости прогрессивного развития бизнеса.

Культурно-нравственный капитал обозначает совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивида или индивидов, которые используются в социальной деятельности и при этом узаконивают обладание статусом и властью.

Высокая культура и нравственность человека сегодня так же необходимы в производстве, как квалификация и интеллект. Репутация работника, имидж предприятия столь же важны для привлечения клиентов и инвестиций, сколь важны чисто деловые показатели бизнеса. Деловая честь, совесть, порядочность, ответственность ценятся высоко в цивилизованных деловых отношениях. Поэтому культурнонравственный капитал необходимо учитывать как особый вид человеческого капитала во всех отраслях деятельности.

Социальный капитал может быть определен как некоторый набор общественных отношений, который минимизирует операционные затраты информации в пределах всей экономики. Это капитал общения, сотрудничества, взаимодействия, взаимного доверия и взаимопомощи, формируемого в пространстве межличностных экономических отношений.

В западной литературе социальный капитал определяется как характерные черты социальной жизни - взаимодействие, нормы и доверие, которые позволяют участникам эффективнее действовать вместе для достижения общих целей. Мировой банк дает следующее определение: «Социальный капитал относится к социальным институтам, взаимоотношениям и нормам, которые формируют качество и количество взаимодействий между людьми в обществе... Социальный капитал - это не просто сумма этих институтов, которые являются фундаментом общества, это тот клей, который удерживает их вместе» [ 108]. Мировой банк также отмечает, что социальный капитал можно представить как совокупность горизонтальных связей между людьми. Они включают в себя социально-трудовые контакты и связанные с ними нормы, которые влияют на общество, производительность и благосостояние.

Социальный капитал - это знания, которые передаются и развиваются через взаимоотношения между работниками, партнерами, поставщиками и покупателями. Он создается благодаря обмену знаниями, а это требует существования общей организационной среды, в которой мог бы свободно и непрерывно осуществляться подобный обмен. Социальный капитал - это человеческий капитал, способный реализовать свой потенциал . В связи с этим при оценке человеческого капитала необходимо обращать особое внимание на социальный капитал как капитал сотрудничества и взаимодействия.

Социальный капитал имеет ряд специфических черт. Во-первых, это всегда продукт организованного взаимодействия, поэтому он имеет общественную, а не индивидуальную природу. А. Портере отмечает, что экономический капитал находится на народных банковских счетах, человеческий капитал - в головах людей, социальный капитал присущ структуре их отношений . Во-вторых, социальный капитал как элемент функционирования социально организованной общественной системы не может находиться в частной собственности, т.е. является общественным благом. Несмотря на то что социальный капитал не является собственностью отдельной организации, он входит в структуру активов и используется каждым предприятием по мере возможности.

Отчуждаемым видом человеческого капитала можно считать клиентский, или бренд-капитал. Деятельность предприятия, обладающего клиентским капиталом, становится социально-экономической деятельностью, а само предприятие можно назвать «метапредприятием», вовлекающим пользователя в «совместное создание и усовершенствование потребительских ценностей, ибо покупатель выступает судьей в последней инстанции всех созданных предприятием продуктов и услуг» .

Еще в 1993 г. Э. Гроув сформулировал одно из необходимых условий выживания несовершенного конкурента в сильно конкурентной среде. Ведущие корпорации, а вслед за ними и остальные, в условиях несовершенной конкуренции вынуждены производить не просто конкретные товары и услуги, а сложные социальные комплексы типа «материальные продукты и услуги, их потребители, их предпочтения», позволяющие увеличивать спрос по принципу положительной обратной связи, когда рост спроса увеличивает спрос . После того как определенный продукт завоевал значительную часть рынка, у населения появляется сильная побудительная причина продолжать покупать его модификации.

Существование клиентского капитала особенно наглядно проявляется для страховых компаний и других финансовых предприятий, где основой деятельности является портфель договоров с клиентами, определяющий масштабы, структуру и динамику деятельности. Клиентский капитал на сегодняшний день не учитывается среди активов российских предприятий, несмотря на очевидность того, что налаженные связи и хорошие отношения с постоянными клиентами стоят многого, и ради их получения стоит вкладывать средства. Сотрудники, имеющие опыт выстраивания клиентских отношений, повышают ценность предприятия, что необходимо учитывать при оценке бизнеса. Кроме того, необходимо обеспечивать благоприятные условия для их деятельности, не допуская их ухода из предприятий, который может привести к потере налаженных каналов связи.

Структурный капитал - это способность предприятия управлять своей организационной структурой, приспосабливаясь к меняющейся конъюнктуре рынка и одновременно изменяя ее в выгодном для предприятия направлении. Эффективный структурный капитал предприятия может возникнуть только там, где «идеи ценятся выше, чем положение на иерархической лестнице» . Примером предприятия, обладающего большим структурным капиталом, может служить мировой лидер по производству микропроцессоров компания Intel.

Еще одной формой отчуждаемого человеческого капитала можно считать организационный капитал. По своей сути это систематизированная и формализованная компетентность предприятия плюс системы, усиливающие его творческую эффективность, а также организационные возможности, направленные на создание продукта и стоимости. Организационный капитал включает в себя: капитал инноваций, включая защищенные коммерческие права, интеллектуальную собственность и другие нематериальные активы и ценности, обеспечивающие способность предприятия к обновлению; капитал процессов, включающий, например, системы производства, сбыта, послепродажного сервиса и др., в процессе деятельности которых формируется стоимость продукта. Организационный капитал составляют знания всего предприятия, а не его отдельных работников. Его можно описать как внедренные знания или институциализированные знания, которые можно хранить с помощью информационных технологий в доступных и легко расширяемых базах данных .

Подводя итоги, следует отметить, во-первых, что среди составляющих человеческого капитала наибольшее значение имеют компоненты образования, здоровья и труда. Основу человеческого капитала составляют знания, которыми владеют работники предприятия, составляющие ценность для предприятия, т.е. это прежде всего практические, профессиональные, интеллектуальные знания.

Особенностью человеческого капитала является то, что он не может быть собственностью предприятия, поэтому с утратой человеческого капитала автоматически теряется ценность как структурного, так и организационного и клиентского капиталов.

Во-вторых, в составе национального человеческого капитала необходимо особо выделить такие компоненты, как капитал жизнеспособности нации, кадрово-ценностный капитал нации, т.е. образовательный и квалификационный уровень людей в стране, наличие творческих и предпринимательских талантов, культурный уровень нации в целом, инновационный, идеологический, интеллектуальный капитал - все то, что составляет главное достояние каждой нации и обеспечивает ее конкурентные преимущества.

Следует подчеркнуть, что национальный человеческий капитал не является результатом механического суммирования коллективного и индивидуального человеческого капитала, а формируется и развивается на основе их неразрывного взаимодействия и взаимодополнения. При успешном развитии каждого из видов человеческого капитала может быть получен значительный синергетический эффект, выраженный в росте человеческого капитала как нации в целом, так и отдельных экономических субъектов.

В связи с тем что стратегия развития России до 2020 г. - это стратегия прорыва, который должно осуществить общество с обновленным человеческим капиталом, позволяющим выстроить качественно иную стратегию экономического развития, особая роль принадлежит инновационному (способность человека производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка) и интеллектуальному капиталам.

В данной связи человеческий капитал на сегодняшний день является важнейшим производительным и социальным фактором развития, который неразрывно связан с человеком, его интеллектом, формируется за счет инвестиций в повышение интеллектуального уровня, технологической, научной и информационной оснащенности труда, уровня и качества жизни населения, в том числе в воспитание, образование, здоровье, предпринимательскую способность, информационное обеспечение, а также в науку и культуру. В то же время отдельные элементы человеческого капитала, являющегося фактором, увеличивающим или снижающим стоимость предприятия, не оцениваются. Кроме того, в условиях перехода от физического труда к интеллектуальному требуются другие подходы к его оценке. Способность организации обеспечить устойчивое положение на рынке определяется в первую очередь качеством ее человеческого капитала, который необходимо не только формировать, но и регулярно оценивать, поддерживать и развивать в соответствии со стратегическими целями организации. В связи с этим особую актуальность приобретает совершенствование системы исследований путем дополнения ее методологией оценки стоимости человеческого капитала предприятий.

Социальная сущность человеческого капитала
(к теории вопроса)

Активное исследование человеческого капитала началось во второй половине ХХ в., когда американские ученые Гэри Беккер и Теодор Шульц опубликовали первые работы о нем, рассмотрев социально-экономическую значимость человеческого капитала для роста благосостояния общества и отдельного индивида. Ими фактически создана теоретико-методологическая основа теории человеческого капитала.

Ведущим теоретиком и наиболее последовательным проводник концепций теории человеческого капитала в экономической теории по праву считается Г. Беккер. Круг своих научных интересов он определил как «экономический подход к социальным вопросам». Именно в экономическом подходе к социальным вопросам Г. Беккер усматривает метатеорию, способную вобрать в себя в качестве частных отраслей сопредельные социальные дисциплины. По его убеждению, никакая другая наука не в состоянии справиться с этой задачей. По мнению Г. Беккера, экономический подход уникален по своей мощи, потому что он способен интегрировать для изучения множество разнообразных форм человеческого поведения.

Возможности «экономического подхода к социальным вопросам», связанного с человеческим капиталом, Г. Беккер продемонстрировал на примере таких внерыночных форм общественных отношений, как дискриминация, образование, преступность, брачно-семейные отношения, планирование семьи, a также при объяснении иррационального и альтернативного поведения, казалось бы, вовсе уже чуждых «человеку экономическому» .

Теория Г. Беккера базируется на том, что люди как потребители заинтересованы в максимизации своих доходов в течение всей жизни, a не только в отдельные краткосрочные ее периоды. Сущностью человеческого капитала, в соответствии с концепцией Г. Беккера, являются знания, образованность и профессионализм. Важнейшей характеристикой, отличающей человеческий капитал от физического, является то, что он (человеческий капитал), по определению, воплощается, или материализуется, в личности самого человека . Это значит, что человеческий капитал – это личностно-индивидуальная собственность каждого человека и что он, и только он (человек) волен распоряжаться ею по своему усмотрению.

За исследования влияния человеческого капитала на темпы экономического роста в долгосрочном плане Г. Беккер в 1992 году удостоен Нобелевской премии по экономике.

Дальнейшее развитие концепция человеческого капитала получила в работах экономиста Т. Шульца. Анализируя трудное экономическое положение слаборазвитых стран, он пришел к выводу о том, что улучшение благосостояния бедных людей зависит не столько от земли, техники или человеческих усилий, сколько от знаний, которыми владеют люди. Этот качественный аспект экономики Т. Шульц назвал человеческим капиталом, дав ему следующее определение: «Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным набором генов, определяющим его врожденные способности. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом».

Теория человеческого капитала исходит из того, что он (человеческий капитал) является важнейшим ресурсом постиндустриального общества. Он представляет собой некоторый запас благ, который, накапливаясь, приносит доход благодаря инвестициям. Следовательно, теория человеческого капитала предполагает определенную взаимосвязь между уровнем образования, физическим здоровьем, качеством обучения, объемом производственного опыта и заработной платой.

С позиций социально-экономической сущности теорию человеческого капитала разрабатывали такие зарубежные экономисты 50–90-х годов ХХ в., как П. Ротер, Р. Лукас, М. Вебер, Б. Вейсборд, Дж. Минцер, Л. Хансен, Н. Блауг, С. Боулс, Ф. Уэли и др. Их исследования в основном были связаны с изучением человеческого капитала и его влияния на темпы экономического роста стран и благосостояния населения.

Человеческий капитал, также как производственный и финансовый, способен приносить доход. Существует четкая зависимость между уровнем образования работника и оплатой его труда в течение всей трудовой деятельности, что отражает причинно-следственную связь между образованием, уровнем профессионального мастерства и навыков, производительностью труда и доходом субъекта трудовой деятельности. Означенные факторы объясняют наличие мотивации для повышения профессионально-образовательного уровня индивидуума.

Человеческий капитал «… есть форма капитала, потому что является источником будущих заработков, или будущих удовлетворений потребностей, или того и другого вместе. Он человеческий, потому что является составной частью человека» .

Экономическая сущность человеческого капитала
(к теории вопроса)

В экономической науке человеческий капитал рассматривается как способность субъекта к трудовой деятельности, к участию в производстве. При этом, однако, часто не учитывается такой человеческий аспект профессиональной деятельности, как отношение субъекта трудовой деятельности и к своим обязанностям, нравственное и духовное здоровье индивида, творческий потенциал, компетентность субъекта трудовой деятельности и др.

С 1970-х гг. все больше ученых приходят к убеждению, что определяющим фактором в росте конкурентоспособности экономики становится человеческий капитал как один из важнейших источников экономического роста. Поэтому инвестиции в человеческий капитал экономически выгодны. По имеющимся оценкам, каждый доллар, вложенный, например, в среду образования, приносит от 2 до 10 долларов США прибыли . Но сам по себе человеческий капитал прибыли не приносит.

Основоположник классической политэкономии Адам Смит писал: «Приобретение способностей, считая также содержание их обладателя, в течение его воспитания, обучения или ученичества, всегда требует дополнительных издержек, которые представляют собой основной капитал, как бы реализующийся в его личности .

Американский экономист Альфред Маршалл, используя понятие «личный капитал», отмечал, что «… мотивы, побуждающие человека накапливать личный капитал как вложения в образование его сына, схожи с теми, которым подчиняется накопление вещественного капитала для его сына» . Дж. Милль пишет, что само человеческое существо... не является капиталом. Человек служит целью, ради которой богатство существует. Но приобретенные способности, выступающие только как средство и реализующиеся только посредством труда, с полным основанием можно отнести к категории капитала.

Ирвинг Фишер американский экономист, представитель неоклассического направления в экономической науке, в 1927 году отмечал: «Искусство механика не является дополнительным богатством по отношению к самому человеку: “искусный механик” как таковой представляет собой богатство» .

Профессиональное искусство у человека накапливается постепенно. Процесс накопления профессионализма условно разделяют на два периода:

– первоначальный (период формирования общего человеческого капитала), включающий накопление навыков экономического мышления, обучение и усвоение мотивации взаимодействия со средствами и предметами простого домохозяйственного труда, усвоение основ социально-трудовых отношений в семье и т.д.;

– развивающий (формирование специфического человеческого капитала) – встреча со своей профессией и накопление специфических знаний, навыков и мотиваций, которые позволяют человеку быть деятельным, социализированным, морально и материально обеспеченным.

С точки зрения социально-экономической сущностия, человеческий капитал представляет собой не только свойственный человеку запас знаний и производственных качеств, но и способность, и предоставляемую ему государством или фирмой возможность непрерывно учиться и совершенствоваться в той или иной профессиональной деятельности.

Реальной движущей силой экономического прогресса является человек. Люди – единственный элемент, способный производить стоимость. Все остальное – деньги, сырье, заводы, оборудование, энергия – являются только факторами производства. Они ничего
не прибавляют и не могут добавить, пока человек любой квалификации (самой низкой или самой высокой) не использует свой потенциал в производственной деятельности. Люди производят прибавочную стоимость путем применения своих врожденных качеств (гуманности, степени мотивированности к деятельности), приобретенных знаний, компетенций и способности к управлению орудиями труда.

Иллюстрацию роли человеческого капитала в повседневной жизнедеятельности представляет такой пример. «Крупная российская трубная компания установила у себя новую немецкую линию, которая должна была обеспечить качество труб, соответствующее мировым требованиям. Потраченные на ее установку деньги должны были окупиться за счет резкого снижения брака (характеристики линии предусматривали не более 1 % брака). Однако линия была запущена, a брак оказался на уровне 20 %. Немецкие специалисты месяц разбирались в причинах такого сбоя. Оказалось, что на одной из промежуточных стадий, где по норме необходимо сделать восемь замеров, измеритель делал всего два. Причем, когда началось разбирательство, он искренне недоумевал, в чем его обвиняют, – “зачем восемь, когда двух достаточно”» .

Человеческий капитал, таким образом, является важным фактором экономической производственной деятельности. Уровень развития общества в рамках того или иного государства, как известно, определяется господствующими типами хозяйства, установившейся иерархией ценностей и интересов, характеристиками населения (так называемым «человеческим капиталом»).

Итак, человек и его способности к какому-либо профессиональному занятию являются капиталом. Рабочая сила – это способность человека к труду (физическому и/или интеллектуальному). Свои способности человек может продать за определенную плату. Поэтому рабочая сила является товаром. Но несмотря на это какая-то часть рабочей силы все-таки ни при каких условиях не продается, a остается с самим человеком и является его собственным капиталом.

Карл Маркс по этому поводу отмечает: «… рабочий не может обратить в звонкую монету капитальную стоимость своей рабочей силы путем ее передачи другому» . Человеческий капитал К. Маркс определяет как совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и личность человека и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости. Марксистская политэкономия дала определение «человеческому капиталу» как «капитальной стоимости рабочей силы», которая не отчуждается от человека – носителя этой стоимости.

Возможно, по этой причине в условиях социализма в СССР при коллективных формах собственности на средства производства не удалось управлять человеческим капиталом. Коллективный человеческий капитал не является собственностью работодателя (фирмы), a значит, так же, как и индивидуальный человеческий капитал, не может быть объектом купли-продажи . Максимально возможное использование человеческого капитала для экономического развития общества возможно только в условиях капитализма (рыночной экономики).

Дальнейшее развитие теоретических основ человеческого капитала показало необходимость и важность этой экономической категории для углубленного понимания социальной сущности человеческого капитала, направленной на повышение качеств трудовой жизни.

Социальная сущность человеческого капитала заключается в том, что в наиболее развитых странах мира удалось создать в 1960–1970 годы новые формы и методы повышения качества трудовой жизни человека. Главными принципами, обусловливающими реализацию этой направленности, являются творческий и осмысленный подход к выполняемой работе, непрерывное повышение квалификации и образования субъекта трудовой деятельности, участие субъекта трудовой деятельности в принятии производственных решений, взаимопомощь и взаимовыручка членов коллектива, установление гармоничной связи между работой и социальной средой (работа должна быть социально полезной), привитие субъекту трудовой деятельности уверенности в своем будущем: не испытывать постоянную опасность увольнения, видеть перспективу в своей работе и не только в смысле продвижения по службе, соблюдение условий безопасности труда .

Современный этап развития российского общества характеризуется сменой политического курса страны. Вынесение оценки пройденным этапам свойственно практически всем сферам человеческого бытия. Экономика, являясь одной из центральных наук о развитии общества, также определяет стратегию и перспективу экономического развития страны, в том числе стратегию и перспективу развития человеческого капитала.

Известные российские экономисты Л. Абалкин, Ю. Андреев, В. Бобков, Н. Волгин, Б. Генкин, А. Добрынин, С. Дятлов, А. Жуков, С. Карташев, Р. Моисеев, А. Подберезкин, С. Собянин, Е. Цыренова, Е. Ясин и др. обращают внимание на то, что человеческий капитал должен иметь способность воспроизводиться. С позиций экономики, это значит, что затраченные на развитие человеческого капитала расходы должны окупаться, принося еще большие доходы.

Так, С. Собянин, выступая на Ярославском экономическом форуме в 2009 году, отметил: «… когда мы говорим именно о развивающейся социальной политике, о развитии человеческого капитала, то мы должны понимать, что есть определенные установки, определенные границы и должная динамика развития человеческого капитала. Она должна быть таковой, чтобы государство и граждане этого государства были конкурентны не только внутри себя, но и вовне. Это важнейший фактор любой реформы. И, собственно, во все времена требования к развитию человеческого капитала, требования к социальной политике – это требования к выживанию общества, к выживанию государства» .

Проблемы формирования и развития человеческого капитала в настоящее время занимают одно из первых мест в политике российского государства. Это обусловлено тем, что формирование и реализация экономической политики социально-ориентированного государства требуют обеспечения условий для осуществления плавных и постепенных переходных процессов общественной жизнедеятельности к рыночной экономике, чему в немалой степени может способствовать развитие человеческого капитала.

Социально-экономическая сущность человеческого капитала в его взаимосвязи с государственной политикой схематически может быть представлена следующим образом на рис. 1: Социальная задача государства и взаимосвязь человеческого капитала и качественной трудовой жизни.

Рис. 1. Социальная задача государства
и взаимосвязь человеческого капитала и качественной трудовой жизни

Вопросы и задания

1. Кто и когда впервые стал заниматься вопросами человеческого капитала? Как связывается понятие человеческий капитал с экономическим подходом к социальным вопросам?

2. Как понятие «человеческий капитал» определяется в работах экономиста Т. Шульца? Почему человеческий капитал является ресурсом экономики постиндустриального общества?

3. Покажите взаимосвязь человеческого капитала и уровня образования, здоровья субъекта трудовой деятельности. Приведите примеры, отражающие причинно-следственную связь между ними (А. Смитт, А. Маршал, Дж. Милль, И. Фишер).

4. Назовите движущую силу экономического прогресса общества. Приведите примеры.

5. Как определяется понятие «человеческий капитал» в работах К. Маркса. Сформулируйте, по К. Марксу, определение человеческого капитала.

6. В чем заключается социальная сущность человеческого капитала? Сформулируйте принципы, влияющие на повышение качества трудовой жизни.

7. Подготовьте дискуссию на тему: «Взаимосвязь качеств личности и роста производительности труда».

8. Охарактеризуйте взаимосвязь социально-экономической сущности человеческого капитала с государственной политикой.

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В современном мире разработка и развитие высоких технологий, внедрение компьютерной и информационной техники во все сферы хозяйственной жизни требуют наличия человеческих ресурсов новаторского типа, предполагают включение в производственный процесс творческих работников, способных быстро принимать адекватные решения в условиях интенсивных научно-технических преобразований.

В период становления нового технологического базиса, формирования постиндустриального общества не передовая технология является решающим фактором производства, а высокоразвитая инициативная рабочая сила. Главным ресурсом быстрого конкурентного развития современной экономики являются новые технологические идеи, прежде всего высокая квалификация и творческая активность людей, способных эти идеи воплощать в жизнь. Кардинальные изменения, которые произошли в ходе научно- технической революции (НТР) и особенно на ее втором этапе (с 1970-х гг.), повлекли за собой разработку многих теорий, в том числе и теорию человеческого капитала. Последняя получила широкое общественное признание мировой экономической мысли, а основоположники данной теории (Г. Беккер, Т. Шульц) удостоены Нобелевской премии.

В экономической литературе существуют различные определения человеческого капитала. Так, основоположник человеческого капитала Т. Шульц считал, что человеческим его называют потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений, либо будущих заработков, либо того и другого .

Э. Долан под человеческим капиталом понимает капитал в виде умственных способностей, полученных через формальное обучение или образование либо через практический опыт.

С. Дятлов, А. Добрынин и др. определяют человеческий капитал как "совокупность всех атрибутивных качеств и свойств, производительных способностей и сил, функциональных ролей и форм, рассматриваемых с позиций системной целостности и адекватных современному состоянию общества эпохи научно-технической и социально-информационной революции, включенных в систему рыночных отношений в качестве ведущего фактора общественного производства" .

М. Критский трактует человеческий капитал "как всеобщую форму экономической жизнедеятельности – итог исторического движения человеческого общества к современному состоянию" .

В "Экономической энциклопедии" человеческий капитал определяется как "особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие производственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт" .

Итак, человеческий капитал – это совокупность физических, умственных предпринимательских способностей человека, его знания, умения, навыки, профессионализм, опыт, используемые в производстве товаров и услуг и обеспечивающие получение дохода в будущем.

Соответственно, человеческий капитал не является простой совокупностью или запасом различных способностей, знаний, умения, опыта, которыми обладает человек. Важно отметить, что такая совокупность, во-первых, должна использоваться человеком в процессе производства товаров и услуг и, во-вторых, способствовать росту доходов работника. Кроме того, носителям человеческого капитала для получения более высоких доходов требуется осуществлять определенные вложения в отдельные составляющие элементы этого капитала. В связи с этим функционирование человеческого капитала сопряжено с его формированием, накоплением, использованием.

В неоклассическом подходе к человеческому капиталу исходят из трактовки капитала американским экономистом И. Фишером. Он полагал, что к капиталу относится все то, что может генерировать поток доходов в течение определенного периода времени. Поэтому запас благ, который накапливается и используется в производстве не единовременно, а в течение длительного времени и обеспечивает прирост дохода, рассматривается как капитал. В соответствии с этим способности человека, его знания, умение, опыт, навыки признаются специфической формой капитала, ибо они:

  • неотделимы от своего носителя;
  • требуют для своего формирования затрат как от самого человека, так и его семьи, предприятия, где трудится индивид, и общества в целом;
  • имеют свойство накапливаться;
  • обладают способностью "изнашиваться", устаревать;
  • способны обеспечить получение более высокого дохода в будущем в процессе производительного использования.

Человеческий капитал имеет общие и отличительные черты но отношению к физическому, вещественному капиталу.

Общие черты:

  • 1) он представляет собой совокупность определенных свойств, способностей, которые используются в течение длительного времени;
  • 2) для его формирования, сохранения и роста требуются значительные инвестиционные затраты;
  • 3) человеческий капитал может физически и морально изнашиваться, изменять свою стоимость.

Отличительные черты:

  • 1) человеческий капитал неотделим от его носителя – живой человеческой личности;
  • 2) человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;
  • 3) использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируются самим человеком;
  • 4) человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности;
  • 5) функционирование человеческого капитала обусловлено индивидуальными интересами и предпочтениями индивида, его материальной и моральной заинтересованностью, ответственностью, мировоззрением и общим уровнем культуры;
  • 6) вложения в человеческий капитал обеспечивают социальный эффект;
  • 7) инвестиционный период у человеческого капитала значительно длиннее, чем у физического;
  • 8) человеческий капитал более мобилен.

Оценка человеческого капитала. Человеческий капитал, являясь сложной экономической категорией, характеризуется как качественной, так и количественной определенностью. Многие экономисты в разные периоды времени разрабатывали методы оценки человеческого капитала и вводили соответствующие понятия (ценность человека, стоимость труда, стоимость рабочей силы, стоимость человеческого капитала, стоимость жизни, стоимость образовательного фонда и т.п.).

При определении величины человеческого капитала используются натуральные (временные) и стоимостные методы измерения человеческого капитала. Временные методы предполагают оценку человеческого капитала в человеко-годах обучения (чем выше уровень образования, тем бо́льшим объемом человеческого капитала обладает индивид).

Среди стоимостных методов известны такие подходы, как капитализация заработка, цена производства, комбинированный метод и др.

Теория человеческого капитала отражает новый подход к проблемам заработной платы. Сторонники данной концепции показывают, что в основе заработной платы лежат также затраты на образование, медицинские услуги, мобильность, поиск информации о рабочих местах. В рамках данной концепции обосновывается необходимость увеличения инвестиций в систему подготовки и переподготовки кадров, здравоохранение, экологию, культуру в целях обеспечения роста и повышения качества человеческого капитала. Последнее предопределяет инновационный характер развития экономики. В последнее время делается акцент на исследование интеллектуального капитала (Т. Стюарт, Н. Бонтис, Л. Эдвинсон, К. Свейби, А. Брукинг и др.), его воздействие на формирование конкурентных преимуществ организации.

  • Shultz Т. Capital Formation by Education // The Journal of Political Economy. 1967. Vol. 68. P. 571.
  • Добрынин Л. И. и др. Производительные силы человека: структура и формы проявления. СПб.: УЭФ, 1993. С. 4.
  • Критский Μ. М. Человеческий капитал. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. С. 15.
  • Экономическая энциклопедия. М., 1999. С. 275.