Ремонт Стены Уход

Представление как познавательный процесс. Представление в психологии — это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений

Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Однако человек может спустя длительное время после того, как он воспринимал какой-либо предмет, вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».

Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд, этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении человек отображает то, что никогда не видел, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности . При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения – они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Представления имеют свои характеристики . Прежде всего представления характеризуются наглядностью. Представления – это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее.

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность . Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи – вообще отсутствуют. Например, когда представляют себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводят только отдельные черты, те, на которых, как правило, фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство . Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или человек, исчезнет из поля сознания, как бы человек ни старался его удержать. И ему придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы.

Сигнальная функция состоит в выработке сигналов, относящихся к тем свойствам представляемого образа, которые в последующем могут быть использованы человеком в своей деятельности.

Образ представления несет в себе различные сведения об объекте, его признаках и способах практического использования. По мнению И.П. Павлова, представления возникают по схеме, аналогичной выработке условных рефлексов: одно лишь представление о кислом лимоне может вызвать у человека гримасу отторжения.

Регулирующая функция связана с отбором тех свойств представляемого объекта, которые необходимы в данный момент для выполнения каких-либо действий. Эта функция представления часто используется в аутотренинге для снятия психической напряженности или даже болевых ощущений. Образы будущего, возникающие в представлении, могут через подсознание управлять самочувствием и поведением человека.

Настроечная функция предполагает формирование программы действий, заданной параметрами текущей или предстоящей ситуации. Сама мысль о конкретном действии или движении может сопровождаться едва заметным реальным движением рук, глаз или головы.

Различают следующие виды представлений.

По ведущему анализатору:

– зрительные (образ человека, предмета, пейзаж);

– слуховые (представления музыкальной мелодии);

– обонятельные (представление запаха эфира);

– осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее);

– двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др.;

По степени обобщенности:

– единичные представления – это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета;

– общие представления – представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.

По степени проявления волевых усилий:

– непроизвольные представления – это представления, возникающие спонт

– произвольные представления – это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.

По продолжительности:

– оперативные представления – представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности;

– кратковременные представления – это представления очень непродолжительные по времени;

– долговременные представления – это представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто.

По степени обобщенности:

– единичные – образы отдельных конкретных предметов, явлений;

– общие – образы обобщенных предметов, явлений.

Роль и место представлений в психологической структуре личности определяются тем, что они являются своеобразным звеном в переходе от ощущений и восприятий к мышлению.

Воображением называется деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые, не имевшиеся у него ранее представления, мысленные ситуации, идеи, опираясь на образы, которые сохранились в его памяти от прошлого чувственного опыта, преобразуя и изменяя их.

В связи с особенностями и причинами возникновения различают: 1) непроизвольное и 2) произвольное воображение; в связи с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задач, которые ставятся перед произвольным воображением, различают: 3) воссоздающее, 4) творческое воображение и 5) мечты человека.

Непроизвольное, или пассивное, воображение . Оно является самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Непроизвольное воображение часто наблюдается у детей младшего возраста. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно (персеверация), текут, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Непреднамеренное воображение имеет место и в состоянии бодрствования. Не следует думать, что те или иные новые образы всегда возникают в результате сознательной целеустремленной деятельности человека. Отличительной особенностью представлений является их изменчивость вследствие неустойчивости следовых возбуждений в клетках мозга и того, что они легко вступают в связь с остаточными процессами возбуждения в соседних центрах. Траектория этого возбуждения не является, как говорил Павлов, твердо зафиксированной ни в своей величине, ни в своей форме. Отсюда легкость воображения, наблюдаемая, например, у детей дошкольного возраста, которые часто отличаются чрезмерным фантазированием и отсутствием критического отношения к создаваемым образам. Лишь жизненная проверка практикой постепенно упорядочивает эту широкую и непреднамеренную деятельность воображения у детей и подчиняет ее руководству сознания, в результате чего воображение приобретает преднамеренный активный характер.

Произвольное, или активное, воображение. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли (летчика, машиниста поезда, доктора и т. д.). Необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения. Дальнейшее развитие активного воображения происходит в процессе труда, особенно когда он требует самостоятельных, инициативных действий и творческих усилий: труд требует деятельности воображения, отчетливых представлений того предмета, который должен быть сделан, и тех операций, которые при этом должны быть выполнены.

Произвольное воображение , хотя и в несколько иной форме, имеет место в творческой деятельности. Здесь человек также ставит перед собой задачу, которая является исходным моментом для деятельности его воображения, но, поскольку продуктом этой деятельности являются предметы того или другого искусства, воображение подчиняется требованиям, вытекающим из характера и особенностей данного вида искусства.

Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями.

Качество воссоздания того, что заложено в знаковой системе, зависит от:

1) исходной информации, на основе которой развертывается воссоздание;

2) суммы и качества знаний человека. Обширность знаний, сочетающаяся с их точностью, богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную информацию и видеть за знаками то, что вложил в них автор;

3) наличия установки. Сильные эмоциональные состояния отрицательной и положительной направленности мешают их воссозданию, и тогда человек не в состоянии собраться с мыслями, сосредоточиться, ясно и отчетливо воссоздать содержание, заключенное в тексте, графических знаках.

Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованном, ни в идеальном виде. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое – новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.

Творческое воображение протекает как анализ и синтез накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. Результат творческого воображения может быть материализован, т. е. на его основе трудом человека создается вещь, предмет, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку его реализовать на практике невозможно.

Приемы творческого воображения:

    агглютинация – состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются так, что получается образ нового предмета;

    аналогия – состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие;

    акцентирование – в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается;

    преувеличение (преуменьшение) – распространяется на весь объект, на всю ситуацию.

Мыслительный образ

Выделяют три вида мыслительных образов или форм проявления воображения:

Понятие - это форма мышления, которая отражает в сознании человека общие и индивидуальные свойства предмета или явления. Понятие выступает высшей степенью отражения мира, проявляясь, и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. Понятие как обобщенное знание возникает на чувственной основе, но не имеет наглядной формы. Для того, чтобы сформировать понятие человек должен познакомиться с целой группой единичных предметов и явлений. Формирование понятия возможно только на основе обобщения существенных и отвлечения от несущественных признаков. Конкретизация понятия формирует представление. Понятие возникает на основе новых открытий в науке, технике, искусстве. Оно является продуктом длительного общественно-исторического развития народа. С развитием общества происходит образование новых понятий, преобразование старых. Новые понятия включаются в общественный опыт и могут использоваться любым человеком. Для усвоения понятия необходимо не только запоминание слова, но и использование понятия по назначению.

Понятия разделяются на:

общие и единичные понятия;

эмпирические и теоретические понятия;

конкретные и абстрактные понятия.

Суждение - основная форма мышления, в которой отражаются связи между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Они выражаются в устной или письменной форме, вслух или про себя. Основной целью суждения является установление связи между явлениями. Суждение представляет собой высказывание человеком своего мнения о каком-либо предмете или явлении, обозначение установленных им связей между предметами и явлениями. Логическое обоснование суждений с приведением проверенных фактов и доказательств называется рассуждением. Суждения разделяются на:

истинные и ложные;

общие, частные и единичные;

непосредственные и опосредованные.

Умозаключение - это вывод из одного или нескольких суждений нового суждения. Суждения, которые служат исходными и из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Умозаключение может быть:

индуктивным - рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу;

дедуктивным - рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу;

аналогией - вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Умозаключение может приводить человека как к истинным, так и к ложным выводам, в связи с чем оно нуждается в постоянном контроле и критической оценке со стороны практики и разнообразных сопоставлений, найденного решения с другими известными фактами.

Творческое мышление

Проблема природы творческого мышления волновала еще древних греков, так Платон помимо понятия интеллекта как исконно человеческой, земной сущности, выделял еще божественный творческий разум, который он назвал - нус. Это разделение получило свое продолжение в работах немецких философов Кантаи Гегеля. Творческую составляющую интеллекта стали называть разумом, другую ее часть рассудком. М. Вертгеймер среди наиболее важных особенностей творческого мышления выделял такие его свойства, как адаптивность, т. е. улучшение ситуации и структурность, которую он видел в том, что в. процессе решения происходит анализ особенностей проблемной ситуации и изменение функциональных значений отдельных элементов ситуации в рамках целостной структуры. Он также обратил внимание на то, что стимуляция творческого мышления возможна только «нетипичными», необычными для человека заданиями, в результате чего ему приходится взглянуть на ситуацию по-новому, использовать скрытые свойства объектов и непривычные связи.

Концепция творческого мышления Дж. Гилфорда основана на связи творческого мышления с четырьмя особенностями человека, к которым он относил:

оригинальность высказываемых идей их необычность, доходящая до смехотворности;

способность видеть объект под новым углом зрения, которую называют семантической гибкостью;

способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны - образная адаптивная гибкость;

способность продуцировать разнообразные идеи даже в ситуации, которая не предполагает творческого мышления - семантическая спонтанная гибкость.

В настоящее время доказано, что творческое мышление можно и нужно развивать, причем установлено, что коллективное решение проблемы стимулирует творческое мышление. Примером развития творческого мышления является метода «мозгового штурма», в основе которого лежит разделение процесса выдвижения гипотез от их оценки. Данный метод включает фазу разминки, когда людям предлагаются шуточные задания, фазу генерации идей, когда всячески поощряется любые идеи для решения проблемы и фазу оценки выдвинутых идей.

Экспериментальное изучение позволило установить условия, влияющие на проявление творческого мышления:

Испытанный успешный способ решения задачи обычно применяется в первую очередь при встрече с новой задачей;

Чем больше усилий затрачено на поиск нового решения, тем выше вероятность, что он будет применен вновь;

Защитные реакции организма, вызванные страхом неудачи, тормозят творческое мышление;

Чем большим багажом знаний обладает человек, тем больше вариантов решения задачи он может предложить;

Стереотипы мышления препятствуют творчеству.

Кроме описанных условий на развитие творческого мышления оказывают влияние и особенности личности:

Склонность к конформизму - желание быть похожим на других, страх выделиться, который чаще всего связан с психологической травмирующей ситуацией, перенесенной в детстве.

Ригидность мышления, его плохая переключаемость с одной стереотипной точки зрения на другую;

Повышенная тревожность, неуверенность в собственных силах;

Высокая внутренняя критичность собственных идей;

Безынициативность, связанная со страхом показаться смешным, нелепым;

Нежелание критиковать других людей, которая может быть связана как со страхом показаться невежливым, нетактичным, так и со страхом возмездия, увольнения, осуждения со стороны других людей;

Завышение значимости своих идей, проявляющееся в виде своеобразного эгоизма - нежелания делиться своими идеями с другими людьми.

Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Однако человек может спустя длительное время после того, как он воспринимал какой-либо предмет, вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».

Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти , т. е. представления, которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, этопредставления воображения . На первый взгляд, этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении человек отображает то, что никогда не видел, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения – они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Представления имеют свои характеристики. Прежде всего представления характеризуются наглядностью . Представления – это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее.

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность . Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи – вообще отсутствуют. Например, когда представляют себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводят только отдельные черты, те, на которых, как правило, фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость инепостоянство . Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или человек, исчезнет из поля сознания, как бы человек ни старался его удержать. И ему придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида (например, у музыкантов – способность к формированию слуховых представлений, у художников – зрительных), эти представления могут быть достаточно устойчивыми и постоянными.

Следует отметить, что представления – это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы . В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый предмет человек видит не один раз, и каждый раз у него формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда он вызывает в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер.

Представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями .

Необходимо также подчеркнуть следующую очень важную особенность представлений. С одной стороны, представления наглядны, и в этом они сходны с сенсорными и перцептивными образами. С другой стороны, общие представления содержат в себе значительную степень обобщения и в этом отношении они сходны с понятиями. Следовательно, представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям.

Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяют три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.

Следующая функция представлений – настроечная . Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды и обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма деятельности.

Воспроизведение образа предмета

Представление - воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. Поэтому понятие "представление" тесно связано с понятием "восприятие":

Восприятие дает нам непосредственный образ предмета в режиме реального времени и в присутствии предмета,

Представление также дает нам образ предмета, но не в режиме реального времени и - как правило - в отсутствии предмета.

В первом случае источник образа предмета кроется в самом предмете и работе сенсоров. Во втором случае источник образа кроется в нашей памяти и особенностях текущей деятельности. Тем не менее, с некоторой натяжкой, можно сказать, что представление это отложенное во времени восприятие.

Наглядность

Как и восприятия, представления, даже общие, наглядны. По сравнению с восприятием представления обычно отличаются меньшей яркостью, хотя степень яркости представления бывает очень различной. Представляемый предмет нагляден:

Он предстает в существенных своих свойствах,

Обладает качеством модели, то есть его можно использовать для моделирования тех или иных отношений, ситуаций.

Фрагментарность

Разные представления имеют разную - то большую, то меньшую - фрагментарность. При внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены.

С одной стороны, это может показаться недостатком представления. Мы, например, можем довольно четко представить себе табличку на двери магазина с указанными часами работы, можем представить ее цвет, стиль оформления, даже шрифт цифр, но сами цифры - часы работы - в этот образ не попали. А ведь может быть так, что для нас эта информация очень важна, и оформление таблички не будет иметь вообще никакого значения, а содержание - наоборот.

С другой стороны, это одна из функций представления: максимально упрощать образ предмета, оставляя лишь самые существенные его характеристики. Упрощение может достигать уровня абстракции, и тогда этот образ включается в уровень абстрактно-логического мышления.

Да, работа этого механизма иногда может давать сбои (как в примере с табличкой), но надо понимать, что структура представления сильно зависит от особенностей восприятия. Если нас сильно поразил дизайн таблички, и при этом мы не придали большого внимания содержанию оной, то потом в представлении может доминировать именно оформление таблички.

Обобщенность

Удивительной и очень важной особенностью представления является обобщенность образов.

Предположим, мы прочитали пять лет назад какую-нибудь книгу, например "Анну Каренину". По прошествии времени мы уже не можем вспомнить, как выглядели все страницы книги, не помним подробного содержания описываемых сцен, может забыться даже очередность сцен. Остался однако образ всего произведения в целом. Сохранились образы наиболее запоминающихся сцен. Если книга была оформлена иллюстрациями, то можем вспомнить некоторые из них. Могут всплыть в памяти какие-то малозначительные детали (например, что в каком-то месте встретилась смешная опечатка).

Поэтому можно говорить о том, что представления дают нам такие образы, которые не были полностью, разом в нашем восприятии, а были составлены и обобщены из цепочки образов восприятия. Сложность этого процесса (обобщения) можно понять еще в том, что образ той же "Анны Карениной" более-менее целостен, но саму книгу мы могли читать продолжительное время (неделю, месяц, три месяца), перебивая это занятие другими делами.

Моделирование предмета

Восприятие дает образы (и весьма детальные) насущной ситуации. Уже в восприятии заложено выделении из фона отдельных предметов, однако в восприятии предметы все равно тесно связаны с фоном, то есть с ситуацией. В образе, который дает восприятие, стул стоит рядом со столом, позади одного человека стоит другой, на человеке синее платье, в руках у него коробка с карандашами и т.д.

В образе же, который дает представление, присутствуют обычно модели. Если надо, одна модель может быть связана с другой, если надо, то рассматривается только она одна: рядом со стулом нет никакого стола и вообще ничего, человек тоже один, на нем надето что-то женское , а в руках что-то канцелярское .

Моделирование свойств предмета

Можно представить "зеленый цвет", можно представить "ярко-зеленый цвет" и т.д. Можно представить "что-то низкое", а можно - "что-то высокое". Интересно, что в последнем случае человек обычно мысленно запрокидывает голову наверх, и в таких случаях можно даже экспериментально отметить кратковременное напряжение мышц шеи.

Подвижность

Один из очевидных "недостатков" представлений - их чрезвычайная нестабильность, подвижность, динамичность. Без специальной тренировки очень сложно держать в своем сознании хотя бы одну минуту одно и то же представление: оно будет меняться само по себе, будет вызывать ассоциированные образы-представления.

Например, представление романа "Анна Каренина" очень быстро перетечет в представление какой-нибудь сцены из этого романа, образ сцены может вызвать представление об одном из участников сцены, данный образ вызовет представление о - например - "типичном мужчине", этот образ породит представление о реальном мужчине из жизни. И так далее.

Такая подвижность диктуется самим способом моделирования, то есть представлением в динамике.

Моделирование родо-видовых отношений

Можно представить конкретного человека (например коллегу-мужчину). Можно представить какую-то социальную группу и типичного члена этой группы (например все коллеги-мужчины). Можно двигаться и далее вверх по иерархии: все мужчины, все люди, все животные. Можно двигаться вниз по иерархии: животное - люди - плохие люди - плохие люди-начальники - мой начальник.

Моделирование фантастического

Основной "пищей" для представления служит память. Однако могут быть такие сложные проявления работы нашей памяти и представления, как:

Память о памяти,

Память о представлении,

Представление о памяти,

Представление о представлении.

Такая сложная рефлексия позволяет психике работать не только с представлениями о реальных предметах, но и генерировать фантастические образы-представления. Этот процесс называется воображением . Сложно переоценить значение воображения для эволюции человечества. Все новое, что появилось в обиходе человека разумного, пришло из вымышленного пространства: каменный топор, ткань, колесо, компьютер...

Наглядная основа мыслительной деятельности

Любое мышление - наглядное или абстрактно-логическое оперирует представлениями. В первом случае представления более детальны, наглядны (связаны с особенностями трехмерного пространства). Во втором случае представления схематичны и сильно абстрактны.

Известный композитор Людвиг ван Бетховен, как известно, в зрелом возрасте потерял слух (оглох), но не перестал творить. Представления стали для него единственной наглядной основой в его профессиональной деятельности.

Познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с миром. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира.

Так как в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на базе классификаций видов .

Основные свойства представлений:
фрагментарность – в представляемом образе часто отсутствуют какие-либо его черты, стороны, части;
неустойчивость (или непостоянство) – представление любого образа рано или поздно исчезает из поля сознания человека;
изменчивость – при обогащении человека новым опытом и знаниями происходит изменение представлений об объектах окружающего мира.

Анализируя природу творчества, Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон попытались выяснить, что мешает проявлению творческих способностей у человека. Они обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и наличие определенных личностных черт, например:
– склонность к конформизму, т. е. стремление быть похожим на других, не отличаться от большинства окружающих людей;
– боязнь показаться глупым или смешным;
– боязнь или нежелание критиковать других из-за сформированного с детства представления о критике как о чем-то негативном и оскорбительном;
– излишнее самомнение, т. е. полная удовлетворенность по поводу своей личности;
– преобладающее критическое мышление, т. е. направленное только на выявление недостатков, а не на поиск путей их искоренения.

Интеллект – это совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи. В 1937 г. Д. Векслер (США) разработал тесты для измерения интеллекта. По Векслеру, интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Л. Терстоун в 1938 г., исследуя интеллект, выделил его первичные составляющие:
счетная способность – способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
вербальная (словесная) гибкость – способность находить нужные слова для объяснения чего-либо;
вербальное восприятие – способность понимать устную и письменную речь;
пространственная ориентация – способность представлять себе различные предметы в пространстве;
;
способность к рассуждению;
быстрота восприятия сходств и различий между объектами.

Что определяет развитие интеллекта? На интеллект воздействуют как наследственные факторы, так и состояние окружающей среды. На развитие интеллекта оказывают влияние:
генетическая обусловленность – влияние наследственной информации, полученной от родителей;
физическое и психическое состояния матери в период беременности;
хромосомные аномалии;
экологические условия проживания;
особенности питания ребенка;
социальный статус семьи и др.

Попытки создать единую систему «измерения» человеческого интеллекта наталкиваются на многие препятствия, так как интеллект включает в себя способность к совершенно разнокачественным умственным операциям. Наибольшей популярностью пользуется так называемый коэффициент интеллектуальности (сокращенно IQ), позволяющий соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями его возрастной и профессиональной групп.

Среди ученых отсутствует единое мнение о возможности получения реальной оценки интеллекта с помощью тестов, так как многие из них измеряют не столько врожденные интеллектуальные способности, сколько знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения.

Непроизвольное внимание – наиболее простой вид внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека.
Произвольное внимание управляется сознательной целью, связано с волей человека. Его еще называют волевым, активным или преднамеренным.

Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем сама деятельность становится настолько интересной, что практически не требует от человека волевых усилий для поддержания внимания.

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным обычно относят следующие:
концентрированность – это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним; концентрированность внимания предполагает образование временного центра (фокуса) всей психологической активности человека;
интенсивность – характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом;
устойчивость – способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания; определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека;
объем – количественный показатель объектов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека – от 4 до 6, у ребенка – не более 1–3); объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида, имеют также значение характеристики воспринимаемых объектов и профессиональные навыки самого субъекта;
распределение – способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно; при этом формируется несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания;
переключение – способность к более или менее легкому и достаточно быстрому переходу от одного вида деятельности к другому и сосредоточению на последнем.