Ремонт Стены Уход

Задание на нахождение однокоренных слов. «Формирование умение образовывать родственные слова»

Работа над родственными словами.

Учитель-логопед Лукашева Н.А. ЦРР- д/с «Родничок» г. Беломорск.

Игра – упражнение «Семья – слов родственников»

Цель: показать детям, что от существительных (слов, обозначающих предметы) могут образовываться глаголы (слова, обозначающие действия) и другие существительные. (авт. Е.А. Левчук)

Материал: рассказ «Обещание», стихотворение «Оркестр», мяч.

Ход: Логопед читает рассказ «Обещание»:

Петя попросил папу: - Подари мне, пожалуйста, барабан и трубу». - Я бы подарил, сынок, да боюсь, что ты будешь то трубить, то барабанить и мешать мне работать. -Честное слово, папочка, я буду барабанщиком, когда ты отдыхаешь, а трубачом, когда ты спишь» (по Ф.Рау)

Вопросы к ребенку:

Что Петя просил подарить? (барабан и трубу)

Чего боялся папа? (папа боялся, что Петя будет трубить и барабанить)

Что обещал Петя? (Петя обещал, что он будет барабанщиком, когда папа отдыхает, а трубачом, когда он спит)

Задание: «Назови слова, похожие на слово «барабан» (барабанить, барабанщик); на слово «труба» (трубить, трубач)» Логопед объясняет ребенку, что есть слова-родственники. Они похожи, словно из одной семьи, поэтому так и называются – родственные.

Упражнение для пальчиков (имитируя игру на музыкальных инструментах)

Оркестр:

«Я играю на гитаре,

Друг мой Вася – на баяне,

Таня может на трубе

Поиграть готов тебе.

Ты, я слышал, пианист.

Поиграем вместе твист».

Игра в мяч

Перекидывая мяч, логопед (воспитатель) играют с ребенком в слова.

Кто играет на баяне? – баянист.

На пианино – пианист.

На гитаре – гитарист.

На контрабасе – контрабасист.

На флейте – флейтист.

На органе – органист.

На трубе – трубач.

На скрипке – скрипач.

На барабане – барабанщик.

На балалайке – балалаечник.

На арфе – арфист.

Предложить пересказать рассказ «Обещание», используя родственные слова: труба, трубить, трубач; барабан, барабанщик, барабанит.

На закрепление материала использовать игру «Лото » (музыкальные инструменты, музыканты оркестра - кому что нужно).

Игровое упражнение «Назови родственные слова»

Цель: продолжить знакомство со словами – родственниками (родственными) по теме «Зима» (авт. Ткаченко Т.А.).

Ход: Логопед рассказывает детям сказку, и одновременно выставляет на доску картинки, названия предметов на которых, являются родственными словами.

«Давным-давно потеряли люди слово «снег», забыли о нем. а слово попало в землю и стало расти – в нем появились ростки – было слово «снег», появилось слово «снегурочка», за ним – «снеговик», «снежок», «снежинка». Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи, родные. И назвали люди эти слова…(как?) родственными. Назовите общую часть, повторяющуюся в каждом слове (снег, снеж). Дети вместе с логопедом проговаривают слова, логопед одновременно под каждой картинкой выставляет схемы – полоски одной длины и цвета: часть «снег», «снеж» и приставляет прямоугольники разного цвета к каждому следующему слову, акцентируя внимание на повторяющуюся главную часть слова и на меняющуюся часть новых слов, после чего поясняет смысловую общность названных слов. Аналогично разбираются слова – родственники ЛЕД – ЛЕДЫШКА – ЛЕДЯНКИ – ЛЕДНИК. Логопед тщательно анализирует получившуюся цепочку слов, уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность.

В заключении, чтобы закрепить понятие «родственные слова», логопед читает стихотворение:

«Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить и в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

они об одном говорят».

Игра «Собери семейку слов»

Цель: подбор однокоренных слов.

Ход игры. Логопед предлагает ребенку: «Посмотри на картинку. Какое время года на ней нарисовано? (Зима). А теперь подбери слова – «родственники» к слову «зима».

Каким словом можно ласково назвать зиму? (зимушка).

А как можно назвать день зимой? (зимний).

Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие).

А как по-другому можно сказать «живут зимой»? (зимуют).

Вот, оказывается, сколько слов - «родственников» у слова «зима».

«Еще раз посмотри на картинку и сам скажи, что здесь можно назвать зимним». (Зимний лес, зимняя дорога, зимнее солнце, зимнее небо, зимняя стужа, зимняя пора, зимняя погода).

«А сейчас постарайся сам подобрать семейку слов к слову «снег». Смотри на картинку – она тебе поможет». (Снег, снежинка, снежок, снеговик, снежный, подснежник…).

Логопед: «Подбери родственные слова к слову «лес». (Лес, лесок, лесной, лесник).

Так же подбираются «семейки» к словам:

гора – горка, гористый, горный, пригорок, горняк;

гриб – грибок, грибник, грибной;

вода – водный, водяной, водолаз, наводнение;

лист – листик, листок, листочек, листва, лиственница, лиственный;

ёж – ёжик, ежиха, ежонок, ежата, ежовый;

весна – весенний, веснянка, веснушка;

сахар – сахарный, сахарница, сахарок.

Игра «Найди общее»

Цель: выделение корня в родственных словах.

Логопед предлагает: «Назови общую часть слов –«родственников» (называя слова, интонационно выделяет голосом корневую часть слова в случае затруднений у ребенка в выделении корня).

зимушка, зимовать, зимний (зим);

животное, живет, живой (жив);

пастух, пасти, пастушка (пас);

двор, дворник, дворовый (двор);

сорить, мусор, насорить (сор);

позвонить, звонок, звонкий (звон).

Упражнение «Найди родственные слова»

Цель: выделение родственных слов к слову медведь.

Ход упражнения: Логопед предлагает выполнить задания от медведя – Потапа. Он просит найти и назвать слова, похожие на слово медведь. На каждое правильное слово ребенок получает фишку.

1. Медпункт, медвежонок, медведица, медвежий, медленно.

2. Медуза, медведушка, медведка, медведица, медаль.

3. Медный, медведик, медвежатник, мед, медицина.

Логопед уточняет у детей, почему не подходят слова медпункт, медленно, медуза, медаль, медный, мед, медицина (слова имеют другое значение).

Еще раз вспоминают родственные слова к слову медведь. Медвежонок, медведица, медвежий, медведушка, медведка, медведище, медведик, медвежатник.

Игровое упражнение «Выбери родственные слова из стихотворения».

Цель: упражнять в нахождении из текста родственных слов.

Материал: тексты стихотворений.

Ход: Логопед читает стихотворение.

1. Мыло душистое, белое, мылкое .

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою. Пенится.

Если б грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло его, наконец, бы отмыло .

Вопрос к детям: «Какие слова в стихотворении повторяются и похожи?»

После того, как дети отыскивают родственные слова, аналогичные картинки выставляются логопедом:

Мыло в мыльнице - мыло пенистое - чистый мальчик.

МЫЛО- МЫЛКОЕ- ОТМЫЛО.

Анализируется цепочка слов-родственников. Отыскивается общая часть, которая повторяется в других словах и имеет общий смысл.

2. Упражнение предложено авт. Т.Ткаченко:

«У рыбаков небывалый улов.

Рыбу поймал и старик-рыболов.

Мы рыболовную сеть соберем,

Рыбного супа в тарелки нальем».

Отбор родственных слов. Выставляются картинки, анализируется цепочка родственных слов.

Упражнение «Лишнее слово».

Цель: выделение однокоренных слов среди группы слов. сходных по звучанию.

Задание: «Найди среди этих слов лишнее – слово не из этой «семейки». Вот послушай пример: лес, лесовик, лестница (-).

Слова «лес», «лесник» и «лесовик» - родственники, они все из одной семьи, все они произошли от слова «лес». А вот слово «лестница» не имеет к лесу никакого отношения – оно здесь лишнее.

Задание: «Теперь попробуй сам(а) найти лишнее слово».

Боль, болеть, больница, большой (-).

Вода, водить (-), водный. водяной.

Морщины (-), море, морской, мореплаватель.

Гора, горный, горе (-), горняк.

Соседка (-), беседа, беседка, собеседник.

Игровое упражнение «Найди неродственное слово».

Цель: упражнять в различении родственных и неродственных слов.

Материал: картинки в соответствии с речевым материалом.

Ход игрового упражнения: Логопед напоминает, что родственные слова имеют похожее звучание и что-то общее в значении. Далее говорит: «Сейчас я буду называть слова, но среди них не все слова будут родственниками. Найдите среди слов, которые я назову слово, которое не будет родственным другим словам». (1) На доску выставляются картинки: конь, конюх, конюшня, жеребенок, конница.

Анализируются смысл и звучание слов, отыскивается общая часть слова, сходная по звучанию с каждым из названных слов. Выбирается неродственное слово «жеребенок».

(2) Выставляются и называются картинки: лев, львенок, львица, львы, клевать.

Аналогично анализируется смысл и звучание слов, выбирается неродственное слово.

Прочитай.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Светлана Гладышева
«Формирование умение образовывать родственные слова». Тренинг детей дошкольного возраста

Пояснительная записка

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР имеют недостаточно развитый словарный запас . Они не до конца понимают, а иногда и не знают значения многих слов , часто не могут правильно употребить слова , т. е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития.

Многообразие семантики слов и их сложность в структурно-грамматическом отношении являются причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам , по произношению, но нормативному ударению. Ограниченность активного словарного запаса детей , неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова , наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания, порождают многочисленные речевые ошибки. Эти упущения дошкольного возраста в дальнейшем могут вызвать сложности в овладении русским языком. Школьники, как правило, с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии, который требует умения быстро и безошибочно подбирать однокоренное (родственное ) проверочное слово . Устранить эти речевые недочеты можно только при систематической и планомерной работе по обогащению, уточнению и активизации их словаря . Огромную роль в развитии словаря , в его обогащении, в осмыслении семантических связей между словами играют упражнения с родственными словами .

Целью предлагаемого тренинга научить образовывать родственные слова , обогащать у детей словарный запас . Учить детей устанавливать родственные связи между однокоренными словами . Использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее. Тем самым закладывается основа для грамотного письма.

Структура тренинга представлена тремя этапами.

1 этап. Подготовительный

Задачи :

Учить сравнивать предметы;

- формировать умения

Классифицировать предметы по признакам.

2 этап. Формирование умения

Задачи :

- формировать понимание того , что многие слова могут иметь «родственников » , которые не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу;

- сформировать родственных слов ;

3 этап. Применение умения

Упражнять самостоятельно, , отвечающих на вопрос КАК?

Тренинг предназначен для работы с детьми дошкольного возраста , имеющими ОНР, может быть реализован в условиях индивидуальных и/или подгрупповых занятий, а также как честь занятий по предупреждению или коррекции дисграфии, дислексии. Освоение учебного материала предполагает использование традиционных методов : наглядных, словесных , практических, а также опору на различные анализаторы.

Программа тренинга

I. Подготовительный

1. Учить сравнивать предметы;

рассматривание картинок;

изображение частей предметов .

Иллюстрации, картинки с изображением предметов и сами предметы, игрушки, игры с мячом.

Диагностика

Игра «Не ошибись» .

Цель : упражнять детей в различении предметов по материалу закрепить знания о таких свойствах предмета, как твердый, мягкий, плоский, шероховатый, гладкий, блестящий, матовый.

Игра «Похож – не похож» .

Цель : учить сравнивать предмет замечать признак сходства по цвету, форме , величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

2. Формировать умения выделять признаки или свойства одного объекта и различия между признаками 2-х и более объектов;

рассматривание карточек с предметами;

рассматривание предметов и анализ.

Иллюстрации, картинки с изображением предметов и сами предметы.

Диагностика

Игра «Отгадай-ка» .

Цель : учить детей описывать предмет , не глядя на него; выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Игра «Магазин игрушек» .

Цель : учить детей описывать предмет , находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок.

Знакомство со способами применения или использования предметов.

3. Классифицировать предметы по признакам.

Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.

Настольные игры, картинки, предметы, игрушки.

Диагностика

Игра «Назови три предмета» .

Цель : упражнять детей в классификации предметов.

Игра «Четвертый лишний»

Цель : Упражнять детей в классификации предметов.

Игра «Птицы (звери, рыбы) ».

Цель : закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Игра «Кому что нужно?» .

Цель : упражнять детей в классификации предметов, умения называть предмет , необходимые людям определенной профессии.

II Формирование умения

1. Формировать понимание того , что многие слова могут иметь «родственников » , которые не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Подбор к одному – «главному» слову родственников по словесному описанию , загадкам или читают стихотворение и просят выделить родственные слова из него с опорой на картинку.

Картинки, иллюстрации, стихи, загадки.

Диагностика Вода (водоём, водяной, водолаз, водичка, водопад, водица, водовоз, водопой)

Водолаз из водоёма

Водоросли достаёт.

Воду доставляет к дому

По трубе водопровод.

И в деревню водовоз

Водичку чистую привёз.

В наводненье Водяной

Заливает все водой,

И приходят торопливо

Звери все на водопой.

Цветок (цветочек, цветик, цветник, цветовод, цветочница, цветные, цветы)

Утром весь в росе цветок,

Днём прикроет глазки.

Видит он цветные сны из волшебной сказки.

Цветоводство по душе нашей тёте Даше.

У неё всегда цветёт не один цветочек.

В мае будет вся сирень белая, цветущая,

Ну а тётушка у нас - цветочница поющая.

Снег (снежинки, снеговою, снежок)

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые… (снежинки)

Кружатся над головою

Каруселью… (снеговою)

На полянки, на лужок

Всё снижается… (снежок)

Гриб (грибок, грибочек, грибник, грибной, грибница)

Как – то раннею порой вдруг полился дождь… грибной

И из дома в тот же миг в лес отправился… грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал …грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь, в земле - грибница.

Человек собрал их много и отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп…грибной.

Много он собрал грибов , и грибочков и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадется и …грибок.

Игра «Отгадай слово »

Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка)

Огромная рыбина? (Рыбища)

Рыбная ловля. (Рыбалка)

Ловить рыбу. (Рыбачить)

Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбак)

Назови его ласковою (рыбачок)

Что такое уха (рыбный суп)

Игра «Что это?»

Лес – это … (место, где растет очень много деревьев) .

Лесок- это … (маленький лес) .

Лесной – это … (то, что находится в лесу) .

Лесник – это… (человек, который охраняет лес) .

Лесовик – это … (сказочный герой, который живет в лесу) .

2. Сформировать алгоритм обучения по модели подбора родственных слов .

модель подбора родственных слов ;

отличия похожих слов с опорой на картинки.

Схема подбора родственных слов .

Диагностика

Игра «Игралочка»

Образование уменьшительно ласкательных суффиксов и пренебрежительно- увеличительных суффиксов.

Пример :

Образование слов отвечающие на вопрос КАКОЙ?

III Применение умения

1. Упражнять самостоятельно, образовывать однокоренные слова обозначающие предметы, признаки предметов и действия предметов. Образование однокоренных слов , отвечающих на вопрос КАК?

За основу любой модели берется главное слово .

Демонстрационные модели : в виде солнышка, пирамидки, тучки, снежинок, цветика – семицветика.

Диагностика

Упражнение №1.

Подберите к данным словам однокоренные слова , обозначающие предметы.

Грибной - гриб. Садовый - Мясной -

Степной - Тенистый - Зеленый -

Звериный - Лесной -

Часовой - Дворовый -

Упражнение №2.

Замените в словосочетаниях слова -действия однокоренными словами-предметами .

Продавать билеты - продажа билетов.

Подарить другу -

Защищать Родину -

Примирять шляпу -

Проверять тетради -

Посадить дерево -

Упражнение №3.

От слов , обозначающих названия предметов, образуйте однокоренные слова , обозначающие признаки предметов и действия предметов. Составьте с ними предложения.

Какой? Что делает?

Двор - дворовый Дым - дымит

Зуб - Гудок -

Зима - Игра -

Мороз - Коса -

Лень - Пила -

Дождь - Ход -

Грязь - Шум –

Упражнение №5.

Отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?

б) мороз –

Упражнение №6.

Образуй от данных слов однокоренные слова , отвечающие на вопрос КАК?

а)прямой –

громкий –

быстрый –

б) смелый –

короткий –

кривой –

Упражнение №7.

Употребления уменьшительно -ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов соревнование двух команд : Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря :

Мальчик-с-пальчик Иван-богатырь

рубашечка рубашища

сапожки сапожища

кармашек карманище

ремешок ремнище

топорик топорище

сабелька саблища

ножка ножища

рука ручища

глазик глазище

Конспект урока русского языка в 5 классе школы VIII вида

Тема: «Повторение пройденного. Подбор родственных слов».

Цель: закрепление умения находить в родственных словах общую часть (корень слова), формирование умения правильно подбирать родственные слова для обогащения речи учащихся и повышения их орфографической грамотности (через повышение продуктивности проверки учащимися орфограмм в корне слова).

Закрепить умение находить однокоренные слова в предложении, выделять общую часть родственных слов, научить правильно подбирать родственные слова, различать родственные слова и разные формы одного и того же слова, дать представление об омонимичных корнях;

Развивать операцию сравнения, орфографическую зоркость;

Воспитывать любовь к родному языку, обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: индивидуальные таблицы оценивания работы на уроке, пословица на доске (Ум да разум надоумят сразу), предложения и слова на доске (1.Я потерял ключ от дома. 2.В овраге бьёт ключ из-под земли. 3.Ключевая вода очень полезна. Ключи, клюв, родник, ключик, включить), деревья для групповой работы, листочки с родственными словами, мяч, корни -ход-, -бег- на закрытой доске, дифференцированные по объёму карточки с заданиями, слова для проверки задания 1 с карточки на закрытой доске (мороз, водитель, гусеница, печень, лисичка), карточки с домашним заданием.

Ход урока:

Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать. (Выдача таблиц оценивания, подписывание числа в тетрадях).

2.Минутка чистописания .

Запись на доске:

Ум да разум надоумят сразу.

Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

3. Воспроизведение и коррекция знаний и умений учащихся .

Найдите в этой пословице однокоренные слова и выделите в них корень.

Взаимообмен тетрадями и таблицами, 1 человек выходит к доске и выделяет корни. Обсуждение классом, выводы: - Как вы определили, что эти слова являются однокоренными? (Они близки по смыслу и имеют одинаковую часть - корень). Как по-другому называются однокоренные слова?

Учитель озвучивает критерии оценивания:

1 балл в первую графу таблицы (Качество чистописания) - пословица списана аккуратно, без помарок и зачёркиваний, 0 б. - списано грязно или допущена хотя бы одна ошибка.

1 балл во вторую графу (Умение находить однокоренные слова в предложении) - найдено 2 или 3 слова с корнем -ум-; 0 б. -однокоренные слова найдены ошибочно или вообще не найдены; слова найдены, но корень выделен неверно.

Оценивают друг друга, обратный обмен.

4.Мотивация учебной деятельности .

Чтение учащимися предложений на доске:

а)Я потерял ключ от дома.

б)В овраге бьёт ключ из-под земли.

в)Ключевая вода очень полезна.

Назовите слова, имеющие одинаковый корень. Назовите этот корень. (Выделить корень на доске).

А теперь подумайте и скажите, в каком предложении слово «ключ» не является родственным по отношению к остальным двум словам? (- В первом предложении). Почему вы так считаете? (- Это слово отличается по значению от остальных). - Можно вычеркнуть предложение на доске.

Прочитайте слова под предложениями. (Ключи, клюв, родник, ключик, включить). Какие из них не являются родственными к словам «ключ» и «ключевая» и почему? (По очереди называют лишние слова, объясняют, вычёркивают). Запишите в тетрадь только родственные слова, выделите корень (ключ, ключевая, ключик).

Как выяснилось, не так-то легко бывает отличить чужака от родственника. Сегодня на уроке вы будете учиться сами правильно подбирать родственные слова. Для чего это нужно уметь делать?

Для того, чтобы правильно писать слова с орфограммами в корне (только изменением формы слова не всегда можно проверить сомнительную букву, например: ложка - ложки - ложечка); для того, чтобы грамотно говорить (например, нельзя сказать «листовое дерево», нужно говорить «лиственное»); наконец, для того, чтобы сделать свою речь более выразительной (не просто кот, а котище; не дом, а домишко).

5.Применение знаний и умений учащихся в новой ситуации .

Работа в группах: учащиеся делятся на группы (по возможности, равные), каждой группе выдаётся бумажный ствол дерева с записанным на нём словом и листья с возможными вариантами однокоренных слов. Дети должны, совместно приняв решение, отсеять лишние «листья», а слова, являющиеся однокоренными написанному на стволе слову, приставить к стволу так, чтобы получилось дерево.

Эталон выполнения задания:

Ствол 1: ворон. Листья: вороний, проворонил, ворона, воронёнок, вороной. Лишние листья: вор, воробей.

Ствол 2: рыба. Листья: рыбак, рыбёшка, рыбный, рыбка, рыбалка. Лишние листья: рыбу, работа.

Тематическая физминутка : встают, придумывают и называют слова с корнями, записанными на закрытой доске (-ход-, -бег-), передавая друг другу мяч по цепочке.

6. Обобщение и систематизация знаний учащихся .

Выдача дифференцированных по объёму карточек с заданиями.

1)Инструктаж по выполнению задания 1: Записать ряды родственных слов, исключив в каждой строке одно лишнее слово.

Самостоятельная работа учащихся.

Проверка задания: демонстрирую слова на закрытой доске (- Проверьте, этих слов не должно быть в вашей тетради). Критерии самооценивания в таблице (столбец 3- Умение находить лишнее слово в ряду однокоренных): 1 б. - нет ошибок или 1-2 ошибки; 0 б. - не меньше 3ёх ошибок.

2)Инструктаж по выполнению задания 2: В каждое предложение нужно вставить подходящее по смыслу слово, являющееся родственным для подчёркнутого слова.

Работают самостоятельно, после завершения работы комментируют предложения вслух по очереди, оценивают себя в таблице по критериям предыдущего задания (столбец 4 - Умение подбирать родственные слова).

7.Подведение итогов урока .

Чему мы учились на уроке? Как правильно подобрать к слову родственные слова? Зачем мы этому учились?

Рефлексия: самостоятельно оценивают аккуратность своей работы в тетради в последней графе таблицы, озвучивают оценки за урок.

8.Домашнее задание : выдача карточек, инструктаж, запись задания в дневники.

И н с т р у к т а ж:

Чтение слов на карточке: Гора, горы, холм, пригорок, городок, горный, горит.

Было задание подобрать к подчёркнутому слову родственные. Вы должны проверить, правильно ли выполнено это задание и исключить все лишние слова, записав только ряд родственных слов.

*Возможные дополнительные задания:

1)Отгадывают загадки, по очереди придумывают родственные слова к слову-отгадке.

а) Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь,

Этот зверь лесной -…..(медведь).

б) На овчарку он похож,

Что ни зуб - то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

в)Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
нападает на клубки,
прячет в лапки коготки! (Кошка)

г)Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки.

На меня они глядят,

Так же как и у кустов,

Корень есть у разных слов.

Будь внимателен к словам

И проверь-ка ты все сам:

Все ль слова родные - однокоренные?

Белка, беленький, белить,

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисенок,

Горный, горка, городок,

Пес, песочный, песок,

Моряки, морской, моржи,

Корень, корневой, коржи.

Родственные слова (практический материал) - включает в себя вступительную часть (пеерчень УУД, ввеедение в тему), основная практическая часть (карточки задания от простого к сложному), итоговая часть (проверочная работа).

Может быть использована для учащихся с 2-4 классы (задания могут быть использованы дозированно и избирательно, с учётом знаний и возможностей учащихся).

Скачать:


Предварительный просмотр:

PAGE 13 из NUMPAGES 13

РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

(практические задания)

г. Екатеринбург 2016 г

Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; проводить анализ учебного материала; проводить сравнение.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли.

Введение в тему:

Грибы – дружный народ. Часто их можно увидеть большими семейками и стайками. Недаром говорят грибники: где один грибок, там и весь кузовок. Если дождь был грибной - солнышко с дождём, то жди много грибов. Собрал грибочки, почистил каждый гриб и сварил вкуснейшую грибницу.

Проблема:

1. Какие слова называются родственными?

2. Что такое корень слова?

3. Какие слова называются однокоренными?

Новые знания:

1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.

2. Корень – общая часть родственных слов.

3. Родственные слова иначе называются однокоренными.

  • Практические материалы:
  1. Чистякова ОВ. 30 заняний по русскому языку для предупреждения дисграфии. 3-4 классы. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010
  2. Журжина ШВ, Костромина НВ. Дидактический материал по русскому языку: 3 кл., М.: Просвещение, 1990

По изучению данной темы предусмотрена проверочная работа (состоящая из актуальных заданий и обобщающих заданий).

1) Прочитай слова. Определи, какое слово лишнее. Почему?

а- борьба, борец, бороться, воевать;

б - весельчак, весёлый, радостный, веселье;

в - вражда, враг, противник, вражеский;

г - дорога, путь, подорожник, дорожный;

д - крупа, крупеник, крупный, крупяной, крупинка;

е - слеза, слезинка, слезать, слезливый, слезиться.

2) Назови слово, которое не является родственным к остальным словам:

Щука, щучий, щепочка, щучка, щурёнок.

Крошка, окрошка, крошить, закрашивать.

Ель, еловый, елочки, съел, ельник.

Трава, травушка, отрава, травяной.

Головка, головастик, головной, голодный, трёхголовый.

Грачонок, грачиные, граница, грачевник.

Конный, конюшня, конфетка, конезавод.

Глупый, глубокий, глупыш, поглупеть.

Мороз, мороженое, морс, заморозки.

3) Какое слово не является родственным?

а) Листопад, лист, лиственный, листочек, лисичка, листва, листок.

б) Мороженое, морозить, мороз, морозная, замораживать, заморозки, мокрый.

в) Игрушки, игра, игровой, проигрывать, игрушечный, икра, выигрыш.

г) Лес, лесник, лесной, лесочек, лев.

д) Овощ, осень, овощной, овощерезка.

е) Рыбный, рыбак, рыба, рыбёшка, рысь, рыболовный, рыбак.

ж) Гриб, грибной, грива, грибочек, грибник.

з) Гора, горный, горка, горе, пригорок.

к) Боль, большой, больница, больной, болеть.

л) Море, моряк, морской, морщины, мореплаватель, морячка.

м) Сахар, сахарница, сахарный, сухари, сахарок.

н) Беседа, беседка, беседовать, соседка, беседующий, собеседник.

4) Прочитай однокоренные слова. Напиши их в порядке указанных значений:

Повар, вареник, поварёшка, варево, варенье.

… - ягоды, плоды, свареные в сахаре.

… - горячее жидкое кушание.

… - маленький варёный пирожок.

… - мастер по приготовлению пищи.

… - большая ложка для разливания жидкой пищи.

5) Прочитай однокоренные слова. Напиши их в порядке указанных значений:

Зимовщик, зимовка, озимь, зимник, зимовать.

… - проводить где-нибудь зиму.

… - место, где зимуют.

… - человек, который находится на зимовке.

… - дорога, которая проложена по снегу.

… - всходы ржи, пшеницы, посеянные осенью, под зиму.

6) Прочитай однокоренные слова. Напиши их в порядке указанных значений:

Лесник, лесина, подлесок, пересёлок.

… - срубленное дерево, идущее на постройку.

… - лесной сторож.

… - кусты, мелкие деревья, которые растут под ветвями больших деревьев леса.

… - редкий лес.

7) Прочитай. Сколько групп однокоренных слов под каждым номером:

8) Выбор главного слова в предложенном списке родственных слов

г) Жареный, пожар, пожарный, жарить, жара, жар, жарища, жар-птица, жаропонижающее.

д) Зверюшка, зверье, зверинец, звериный, зверюга, озвереть, зверь, зверек, звереныш, зверолов, звероферма.

е) Звонкий, звонок, перезвон, звонарь, звонко, звон, дозвониться, звоночек.

ж) Земляника, земляной, земной, приземлиться, подземный, земля, землекоп, землетрясение, подземелье.

9) Назови главное слово

а) Голодание, голодный, голодать, голод, проголодаться, голодающий, голодовка.

б) Грачонок, грачата, грачиха, грач, грачиные, грачовник.

в) Дворец, дворник, дворняжка, двор, дворик, дворцовый, дворовый.

г) Доброта, подобреть, добрый, добро, доброжелательный, добряк, задобрить.

д) Звездопад, звездолёт, звздное, созвездие, звезда, звёздочка.

е) Домик, домище, домовой, домишко, домашний, бездомный, дом, домработница, домохозяйка.

10) Прочитай. Сколько групп однокоренных слов под каждым номером:

1 - вода, водица, водитель, водник, паводок, наводнение, проводы, проводница, водянистый, поводырь, выпроводить, водяной;

2 - лепет, лепить, лепной, липучка, лепщик, пролепетать, вылепить, липкий, прилипнуть;

3 - седой, усидчивый, седина, сиденье, сиделка, поседеть, посидеть, седоватый, засидеться.

11) Выбор главного слова в предложенном списке родственных слов

а) Птичка, птичий, птица, птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.

б) Хвостик, хвостище, хвостатый, хвостатенький, хвост, хвостишко, бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый.

в) Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий, заяц, зайчатина.

12) Подбери и напиши однокоренные слова с указанным словом. Выдели его в однокоренных словах.

гриб - тот, кто любит собирать грибы.

Маленький гриб.

Часть гриба над землёй.

час - мастер по починке часов.

Солдат, стоящий на посту.

вал - дорога через горный хребет.

Остановка в пути.

Снежный глыбы, которые обрушиваются с гор.

барабан - тот, кто играет на барабане.

Бить, стучать в барабан.

Маленький барабан.

13) Выбор главного слова в предложенном списке родственных слов

а) Птичка, птичий, птица, птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.

б) Хвостик, хвостище, хвостатый, хвостатенький, хвост, хвостишко, бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый.

в) Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий, заяц, зайчатина.

14) Измените выделенные слова по образцу. Напишите пары словосочетаний. Выделите корень в родственных словах:

Образец: медвежья берлога- берлога медведя.

Воронье гнездо-... , морская форма-... , коровье молоко-... , летная форма-… , школьная форма-... , ребячьи голоса-... , Московская улица-... , карандашная фабрика-... .

15) К выделенным словам подберите и напишите родственные слова с ударной гласной в корне. Выделите общую часть этих слов:

Гористая местность-… , волнистая линия-... , лесистый край-... ,

домашний халат-… , земляной вал-... , дождливый день-... , столовая посуда-… , пятнистый олень-…. .

16) Подберите к подчеркнутым словам однокоренные слова по образцу.

Запиши словосочетания. Обозначь корень.

Образец: ветер с севера- северный ветер.

Парк в городе-... ,

шишка с кедра-... ,

сок из клюквы-... ,

судно для моря-... ,

шапка из шерсти-… ,

крыша из соломы-… ,

сок из помидор-… ,

каша из овса-… ,

гвоздь из металла-… ,

лист клёна-… ,

нора крота-… .

17) Напишите однокоренные слова в три столбика: в первый, отвечающие на вопросы кто? что?, во второй- какой?, в третий- что делать?. Выделите общую часть во всех словах.

Чистота, чистить, чистый; дарить, подарить, подарочный; шум, шуметь, шумный; сторожевой, сторожить, сторожка; победить, победа, победный.

18) Прочитайте. Спишите, приписывая к данным словам по одному

однокоренному слову.

Образец: мыло- мыльница; аист- аистенок.

Сахар-… , гусь-... ,

суп-... , утка-... ,

соус-… , лиса-... ,

хлеб-... , тигр-… ,

соль-… , перец-… ,

Скажи, что обозначают слова, которые ты образовал.

19) Измените слова по образцу. Выделите корень в однокоренных словах.

Образец: вишневый кисель- кисель из вишен.

Золотое кольцо-… , деревянный дом-... ,

мясные котлеты-… , малиновое варенье-… , берёзовый сок-… , осиновое полено-… , деревянный стол-… , берёзовая роща-… , слоновая кость-… ,

20) Спишите, рядом приписывая однокоренное слово. Устно подберите еще по несколько родственных слов.

Каменщик-… , связист-… ,

летчик-… , пианист-… ,

тракторист-… , учитель-… ,

танкист-… , водитель-… ,

повар-… , лесоруб-… ,

21) Спишите. Рядом напишите слово, которым можно заменить

словосочетание. Выделите корень в однокоренных словах

Образец: сделать замену- заменить.

Сделать подарок-… , одержать победу-… ,

быть гостем-… , сделать запись-… ,

найти решение-… , покрыть краской-… ,

положить соль-… , оказать помощь-… .

22) Спишите однокоренные слова в таком порядке: сначала с ударной гласной в корне, затем с безударной.

1) Ледник, лед, ледниковый, ледяной, подледный (лов), наледь, заледенеть.

2) Белить, белок, белизна, побелка, белила, белый, белеть.

3) Тишина, тихий, затишье, тихоня, тихо, потихоньку, исподтишка.

23) Спиши, вставляя нужное по смыслу однокоренное слово с корнем снег .

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые … . Тёплым одеялом укроет … землю. … метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить … , строить крепости.

24) Прочитайте, спишите. Выделите корень в однокоренных словах.

Объясните значение слов: рыбак, рыбный (завод), рыбник.

Рыбаки наловили много рыбы. Часть рыбы сдали на рыбный завод. А бабушка испекла рыбник- пирог с рыбой.

25) Выбор из стихотворного отрывка родственных слов к заданному слову - петух.

Только жив ли петушок,

Золотой наш гребешок?

Вижу гребень петушиный

На пригорке под осиной.

Что ты, Петя, не встаешь?

Что ты песен не поешь?

Петушатина - хорошая еда.

Где ворота? Подавайте их сюда.

Разошелся наш петух,

Распушил атласный пух.

А пока он петушится,

Из кустов ползет лисица.

С. Маршак

26) Называние в стихотворном отрывке слов-родственников:

У щуки щучья чешуя

И щучьи плавники.

Плывет щуренок, как и я,

Вдоль берега реки.

В день ветреный всегда бывает ветер.

Ветровку я давно себе приметил.

Когда же дует легкий ветерок,

То можно отправляться на каток.

Все рыбы и рыбки живут лишь в воде

И плавают вольно везде.

Рыбачить приходят порой рыбаки,

Чтоб рыбной покушать ухи.

27) Подобрать к одному – «главному» слову родственников по словесному описанию, загадкам.

1группа: Гриб

Как – то раннею порой вдруг полился дождь…

И из дома в тот же миг в лес отправился….

Чтобы принести улов, взял корзину для…

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал …

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький…

И обрадовался вмиг наш удачливый…

Как ему не веселиться, если здесь, в земле- …

Человек собрал их много и отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп…

Много он собрал грибов, и грибочков и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадется и …

подсказки: грибной, грибник, грибов, грибную, грибочек, грибник, грибница, грибной, грибище

28) Прочитайте стихотворение и выделите родственные слова

Дождь осенний задождил,

Всю листву дождем умыл.

Мы по лужам дождевым

Скачем по дорожке,

На плечах- дождевики,

На ногах- сапожки.

День дождливый, ну и пусть!

Не страшны тоска и грусть!

Мы дождинки на лету

Соберем в ладошки,

Пусть осенний дождик льёт,

Пляшут наши ножки… .

29) Прочитайте стихотворение и выделите родственные слова

Водолаз из водоёма

Водоросли достаёт.

Воду доставляет к дому

По трубе водопровод.

И в деревню водовоз

Водичку чистую привёз.

В наводненье Водяной

Заливает все водой,

И приходят торопливо

Звери все на водопой.

32) Прочитайте стихотворение и выделите родственные слова

В Подмосковье у реки

Ловят рыбу рыбаки.

Здесь рыбачка, там- рыбак,

На крючке сидит червяк.

Ну, а юный рыбачок

Сажает муху на крючок.

На рыбалке не кричат,

А рыбачат и молчат.

А самый главный рыболов

33) Прочитайте стихотворение и выделите родственные слова

Утром весь в росе цветок,

Днём прикроет глазки.

Видит он цветные сны из волшебной сказки.

Цветоводство по душе нашей тёте Даше.

У неё всегда цветёт не один цветочек.

В мае будет вся сирень белая, цветущая,

Ну а тётушка у нас -цветочница поющая.

34) Прочитайте. Спишите. Подчеркните однокоренные слова, поставьте ударение:

* В нашем совхозе много тракторов. Мой отец работает в тракторной бригаде. Я тоже буду трактористом.

* Начался футбольный сезон. Юные футболисты готовятся к матчу. Футбол-популярная спортивная игра.

* По берегу Белого моря живут люди, которые называют себя поморы. Поморы всегда были хорошими моряками. Они смело бороздили морские просторы.

35) Прочитайте стихотворение и выделите родственные слова

В Подмосковье у реки

Ловят рыбу рыбаки.

Здесь рыбачка, там- рыбак,

На крючке сидит червяк.

Ну, а юный рыбачок

Сажает муху на крючок.

На рыбалке не кричат,

А рыбачат и молчат.

Ты ловись, рыбёшка, рыбка, не зевай!

Червячков, личинок, блёсны- всё хватай!

Будут рыбу жарить, парить и солить,

Будут вкусный рыбный суп-уху варить.

А самый главный рыболов

36) Прочитайте. Спишите. Подчеркните однокоренные слова, поставьте ударение:

* Грибы.

Как опытные грибники собирают грибы? Они аккуратно срезают их ножичком под корешок, чтобы не повредить нежных нитей грибницы. На них снова могут вырасти грибочки.

* Начинается новый трудовой день. Ты идешь в школу. Твой главный труд- учеба. Помни: никакие трудности не страшны, если научишься хорошо работать, трудиться.

* Славин папа - моряк. Он плавает на большом морском теплоходе. Папа бывал во многих заморских странах. Слава живет в Приморском крае. Его называют еще Приморьем. Славин дом стоит на берегу моря.

37) Сколько групп однокоренных слов в этом тексте? Напишите каждую группу этих слов с новой строчки. Выделите корень.

* Чистики- небольшие птицы. Они живут в открытом море. Только на время гнездования выходят на берег. Чистики гнездятся на каменных островах. Среди камней строят они свои гнезда. Гнездовья морских птиц надежно защищены от врагов.

Проверочная работа по теме «Родственные слова»

Фамилия и имя_________________________________________________

Класс _________________

Дата __________________

  1. Что такое родственные слова? __________________________________

________________________________________________________________

2. Укажи строчку, в которой записаны родственные (однокоренные слова):

а) конь, конкурс, коньки;

б) лес, лесенка, лесник;

в) двор, дворник, дворовый.

3.Подобрать однокоренные слова, выделить в них корень.

Соль - ________________________________________________________

Звон - ________________________________________________________

Цвет - ________________________________________________________

4.Подчеркнуть в каждой строке «лишнее» слово.

Гусь, гусиный, густой, гусыня.

Слеза, прослезился, слезинка, слезла.

Лев, левша, левый, налево.

Луг, луговой, лужа, лужок.

5. Записать от каких слов образованы данные слова. Выделить корень.

Сосняк - _____________________

грибник - ____________________

тракторист - __________________

моряк - ______________________

росинка - ____________________

6. Исправь в тексте ошибки.

наступила асень. Дити идут гулять впарк. Рядом с ними бижит жучка. Трова на лужайке ещё зелёная. Под кустом шуршит ёжык. Белка грызёт шышки. Стучат пёстрые дятлы. Харашо в парке!