Ремонт Стены Уход

Иллюзии восприятия в психологии примеры. Иллюзии зрительного восприятия

Понедельник, 16 Ноября 2015 г. 00:47 + в цитатник

Чемпионами по странным прозвищам своих правителей являются, безусловно, древние скандинавы. Суровые викинги давали друг другу клички, которые «прилипали» на всю жизнь и служили своеобразной меткой, по которой узнавали человека. Интересно, что такая традиция касалась и правителей.

Взять, к примеру, хотя бы Рагнара Лотброка , известного многим по телевизионному сериалу «Викинги». «Лотброк» переводится как «волосатые штаны», что намекает на предмет одежды, который Рагнар всегда надевал перед битвой «на счастье». Штаны эти были сделаны из грубой шерсти, поэтому выглядели весьма косматыми. Правда, есть мнение, что «Лотброк» правильнее переводить как «волосатая задница», однако вряд ли бы даже среди храбрецов-викингов нашелся безумец, рискнувший бы так назвать свирепого конунга.

Сыновья Рагнара носили не менее любопытные прозвища: Сигурд Змей-в-глазу (прозван так за свой пронзительный «змеиный» взгляд), Бьорн Железнобокий (получил прозвище за нечувствительность к боли и добротную кольчугу, которую он носил) и Ивар Бескостный (отличался невероятной гибкостью и ловкостью).

Норвежский конунг Эльвир Детолюб получил свое прозвище не за свои извращенные пристрастия, как можно подумать, а за невероятный по меркам викингов акт гуманизма: он запретил своим воинам… нанизывать детей на копья для развлечения!

Харальд I, король Дании и Норвегии, был прозван своими подданными «Синезубым». Такое странное прозвище он получил за то, что любил лакомиться черникой. Однако более правдоподобно звучит версия, что Харальда прозвали не Blatand («Синезубый»), а Bletand («Чернявый»). С Харальдом Синезубым связан очень интересный факт: именно в его честь названа технология Bluetooth, созданная как раз датско-норвежской группой разработчиков.

Роллон Пешеход - викинг Хрольф, который умудрился завоевать часть Франции и сделаться родоначальником династии герцогов Нормандии. Прозвище «Пешеход» получил, так как был настолько высок и тяжел, что ни одна лошадь не могла долго выдерживать его в качестве седока. Вот и приходилось Роллону ходить пешком.

Конунг Норвегии Эрик I Кровавая Секира заработал такую устрашающую приставку к своему имени за то, что последовательно вырезал своих родственников, которые могли стать его соперниками в борьбе за престол. Интересно, что Эрик все-таки не смог добраться до одного из своих братьев, Хакона, который его и сверг. Очевидно, по сравнению с Эриком даже суровый Хакон выглядел настоящим обаяшкой и по контрасту получил прозвище «Добрый».

Мало кто знает следующийинтересный факт: английского короля Вильгельма I при жизни чаще звали Вильгельмом Ублюдком (за глаза, естественно), чем Завоевателем (как пишут в школьных учебниках). Дело в том, что он был незаконнорожденным сыном нормандского герцога Роберта. Кстати, папаша Вильгельма тоже носил весьма красноречивое прозвище - Дьявол. О Роберте Дьяволе ходили слухи, что еще до рождения его душа было обещана Сатане.

Византийский император Константин V носил весьма неблагозвучное прозвище «Копроним» («Дермоназванный») за то, что, будучи младенцем, во время своего крещения нагадил прямо в купель.

Император Византии, Василий II , в 1014 разбил болгарское войско в битве при Стримоне. В плен попало 15 тысяч болгар, у которых по приказу византийского правителя были выколоты глаза. На каждую сотню ослепленных был оставлен единственный «везунчик»-поводырь (ему выкалывали только один глаз).За свою садистскую жестокость по отношению к пленным Василий II получил кличку «Болгаробойца».

Великий князь владимирский Всеволод заработал прозвище «Большое Гнездо» за то, что являлся отцом 12 детей: 8 сыновей и 4 дочек.

Король Англии Иоанн (Джон) Плантагенет из-за своей недальновидной политики лишился всех своих владений во Франции и авторитета среди английского рыцарства. За это ему дали издевательскую кличку - «Безземельный». Также из-за постоянных поражений короля дразнили “Softsword” - «Мягкий Меч». Интересно, что так в средневековой Англии называли импотентов. Однако в случае Иоанна Безземельного подобная трактовка клички лишена оснований - у короля было 2 законных сына и 9 бастардов, а также 6 дочерей - 3 законных и 3 внебрачных. Злые языки поговаривали, что делание детей - единственное, что хорошо получается у монарха. Авторитет Иоанна был настолько низок, что ни один английский правитель больше не называл своих наследников этим именем.

Король Чехии и Венгрии Ладислав получил прозвище «Погробок» за то, что родился спустя 4 месяца после внезапной смерти своего отца от дизентерии.

В к. XVII-нач. XVIII века правителем Японии был Токугава Цунаеси , прозванный в народе «Собачьим сегуном». Цунаеси запретил убивать бродячих собак и приказал кормить их за государственный счет. Интересно, что рацион собаки при этом сегуне был намного богаче, чем рацион крестьянина. По указу правителя обращаться к уличным псам полагалось исключительно «благородный господин», нарушителей били палками. Правда, после смерти сегуна его «собачье лобби» действовать перестало.

Французский король Луи-Филипп Орлеанский получил кличку «Груша» за то, что его фигура с годами стала напоминать именно этот фрукт. Кроме того, у французского слова “lapoire” («груша») есть и второе значение - «придурок». В общем, несложно догадаться, насколько французы любили этого своего короля.

Что мы знаем о именах, которые давали викинги своим детям?

Имена защитников у скандинавов

Частенько родители давали имя новорожденному, которое олицетворяло бы собой те качества, которые бы они хотели видеть, когда ребёнок вырастет и повзрослеет. Например, имена мужские для мальчиков, которые должны были стать защитниками семьи, рода и общины:

  • Beinir — Бейнир (помощник),
  • Skúli — Скули (защитник),
  • Högni — Хёгни (защитник),
  • Birgir — Биргир (помощник),
  • Jöðurr — Ёдур (защитник),
  • Uni — Уни (друг, довольный).
  • Eiðr — Эйд (клятва),
  • Leifr — Лейв (наследник),
  • Tryggvi — Трюггви (верный, надёжный),
  • Óblauðr — Облауд (смелый и храбрый),
  • Ófeigr — Офейг (не обреченный на смерть, можно сказать счастливый),
  • Trausti — Траусти (тот, кто заслуживает доверия, надёжный),
  • Þráinn — Траин (упорный),

Женские имена для девочек, которые также олицетворяли будущих защитниц и помощниц семье и всему роду:

  • Bót — Бот (помощь, подмога),
  • Erna — Эрна (умелая),
  • Björg — Бьёрг (спасение, защита),
  • Una — Уна (подруга, довольная).

Конечно же, популярными именами для мальчиков были имена, которые означали физическую и духовную силу, мужество, крепость духа, выносливость, то есть качества настоящего мужчины, настоящего воина. А владелец такого имени должен подтвердить его и обладать тем же качеством, что и означало его имя.

Мужские имена:

  • Gnúpr — Гнуп (крутая гора),
  • Halli — Халли (камень, камешек),
  • Kleppr — Клепп (гора, скала),
  • Steinn — Стейн (камень),
  • Múli — Мули (мыс),
  • Knjúkr — Кньюк (вершина),
  • Tindr — Тинд (вершина),
  • Knútr — Кнут (узел).

Женское имя: Hallótta — Халлотта (скалистая). Ведь девушки могли быть также не только умелыми хозяйками, но и прекрасными воительницами.

При подборе, придумывании имени малышу родители руководствовались различными принципами и желаниями будущих характерных черт своего чада, его судьбы. Например, желая ребёнку любви и удачи, высокого положения в обществе, они соответственно и называли своего малыша или малышку. Например, счастливые родители могли назвать дочурку так:

  • Ljót — Льот (яркая и светлая),
  • Birta — Бирта (яркая),
  • Dalla — Далла (яркость),
  • Fríðr — Фрид (прекрасная и любимая),
  • Fríða — Фрида (прекрасная),
  • Ósk — Оск (желание, желанная),
  • Ölvör — Эльвёр (счастливая),
  • Heiðr — Хейд (слава).

Мальчиков называли:

  • Dagr — Даг (день),
  • Teitr — Тейт (весёлый),
  • Dýri — Дюри (дорогой и любимый),
  • Ölvir — Эльвир (счастливый),
  • Harri — Харри (правитель),
  • Sindri — Синдри (искра),
  • Bjartr — Бьярт (яркий).

Такие имена были не просто так, желая счастья своему ребёнку и давая ему соответственное имя, родители как бы направляли чадо на путь счастья и удачи, а счастливая жизнь даже одного представителя семейного клана могла обещать удачу и целому роду в целом.

Время в эпоху Викингов в странах Скандинавии было непростым, практически каждый мужчина становился, хотел он того или нет, настоящим воином, дабы защитить свою семью, свой род, клан, общину от посягателей на родные земли чужаков. Плодородных земель в Норвегии было мало, а она была нужна всем, поэтому между кланами периодически возникали конфликты и войны.

Каждый мальчик с ранних лет обучался воинскому ремеслу, чтобы иметь возможность защитить себя и своих близких, свою землю, поэтому и имена мальчикам (да и девочкам тоже, ведь некоторые из них могли стать прекрасными воительницами) частенько давали такие, которые будут характеризовать его как славного воина.

К тому же, проводя набеги, викинги обогащались, привозили с набега в семью рабов и золото, после нескольких набегов можно стать торговцем и значительно улучшить положение дел всей семьи, ведь деньги нужны были во все времена, а серебряных арабских монет дирхемов на территории Скандинавии нашли довольно много. Поэтом война была не только оборонительной. К тому же во все времена мужчин ассоциировали с защитой, оружием. Мужчина — воин! Воинственный характер и боевой дх для мальчика, а потом и для мужчины не были негативными характеристиками в то тяжёлое время.

Имена воинов и воительниц викингов

Например, были такие мужские имена на тематику сильного и мужественного, славного воина:

  • Hróðgeirr — Хродгейр (копьё славы),
  • Hróðketill — Хродкетиль (шлем славы),
  • Bogi — Боги (лук),
  • Hróðmarr — Хродмар (известность славы),
  • Hróðný — Хродню (юность славы),
  • Hróðolfr — Хродольв (волк славы, может, славный волк),
  • Hróðgerðr — Хродгерд (ограда славы),
  • Brandr — Бранд (меч),
  • Hróðvaldr — Хродвальд (власть славы),
  • Geirr — Гейр (копье),
  • Eiríkr — Эйрик (очень могучий и сильный),
  • Darri — Дарри (метательное копье),
  • Broddi — Бродди (остриё),
  • Egill — Эгиль (лезвие),
  • Gellir — Геллир (громкий или меч),
  • Gyrðir — Гюрдир (опоясанный мечом),
  • Klœngr — Клёнг (коготь),
  • Naddr — Надд (остриё или копьё),
  • Oddi — Одди (остриё) или Oddr — Одд (также остриё),
  • Vígi — Виги (боец),
  • Óspakr — Оспак (не мирный, воинственный),
  • Vigfúss — Вигфус (воинственный, стремящийся сражаться и убивать),
  • Ósvífr — Освивр (безжалостный),
  • Styrmir - Стюрмир (грозный, даже бурный),
  • Sörli — Сёрли (в броне),
  • Þiðrandi — Тидранди (смотрящий, наблюдающий),
  • Styrr — Стюр (битва),
  • Ulf — Ульф или Вульф (волк)
  • Uggi — Угги (страшный),
  • Agnarr — Агнар (прилежный или грозный воин),
  • Einarr — Эйнар (одинокий воин, который воюет всегда в одиночку).
  • Öndóttr — Андотт (ужасный).
  • Hildr — Хильд (женское имя, означает битва). Частенько Хильд было составной частью различных женских имён.

Имена, которые символизировали защиту:

  • Hjalmr — Хьяльм (шлем),
  • Ketill — Кетиль (шлем),
  • Hjalti — Хьяльти (рукоять меча),
  • Skapti — Скафти (рукоять оружия),
  • Skjöldr — Скьёльд (щит), Ørlygr — Эрлюг (щит),
  • Hlíf — Хлив (женское имя, означало щит),
  • Brynja — Брюнья (женское имя, означало кольчуга).

Sig— и Sigr — означали победа или битва. С этой составной частью было довольно много составных имён, как мужских, так и женских:

  • Sigarr - Сигар (воин победы или битвы, боя),
  • Sigbjörn — Сигбьёрн (медведь битвы),
  • Sigfúss — Сигфус (пылкая яркая битва),
  • Sigfinnr — Сигфинн (финн битвы, воинственный финн),
  • Sigvaldi — Сигвальди (правитель или властитель победы),
  • Siggeirr — Сиггейр (копьё победы),
  • Sigsteinn - Сигстейн (камень победы),
  • Sigtryggr — Сигтрюгг (победа верная),
  • Sighvatr — Сигват (победа храброго),
  • Sigurðr — Сигурд (страж победы, может быть, страж битвы),
  • Sigmundr — Сигмунд (рука победы),
  • Signý — Сигню (женское имя, означало новая победа),
  • Sigrfljóð — Сигрфльод (женское имя, значение: девочка победы),
  • Sigþrúðr - Сигтруда (тоже женское имя, значение: сила битвы),
  • Sigrún - Сигрун (имя женское, значение: руна или тайна битвы или победы).


Имя — оберег

Очень часто и в Скандинавии эпохи викингов, и в Киевской Руси называли детей именами-оберегами, дабы оградить ребёнка от злых сил. Довольно многочисленны в те мложные времена были имена, обозначающие тех или иных животных и птиц. Некоторые называли деток в честь животного, чтобы от него ребёнку перешло его свойство, например, быстрота реакции, ловкость, грация и другие. В данном случае это животное, птица даже становилось талисманом и оберегом ребёнка от злых сил и поворотов судьбы на всю жизнь. Языческие верования говорили о тесной связи человека и всего живого, живая природа была в гармонии с человеком очень долго, люди черпали силы от растений и животных. Была такая вот символическая связь человека с животным, чьё имя он носит.

Мужские имена-обереги животных:

  • Ari - Ари или Örn — Эрн (орёл),
  • Birnir и Björn — Бирнир и Бьёрн (медведь),
  • Bjarki — Бьярки (медвежонок),
  • Ormr — Орм (змей),
  • Gaukr — Гаук (кукушка),
  • Brúsi — Бруси (козёл),
  • Hjörtr — Хьёрт (олень),
  • Hreinn — Хрейн (северный олень),
  • Haukr — Хаук (ястреб),
  • Hrútr — Хрут (баран),
  • Mörðr — Мёрд (куница),
  • Hrafn — Храфн, Хравн (ворон),
  • Ígull — Игуль (ёж),
  • Svanr — Сван (лебедь),
  • Ulf — Ульф или Вульф (волк)
  • Refr — Рэв (лисица),
  • Hundi — Хунди (собака),
  • Starri — Старри (скворец),
  • Valr — Валь (сокол),
  • Uxi — Укси (бык),
  • Ýr — Ир (турица).

Женские имена-обереги животных:

  • Bera или Birna — Бера или Бирна (медведица),
  • Rjúpa — Рьюпа (скалистая куропатка),
  • Erla — Эрла (трясогузка),
  • Mæva — Мэва (морская чайка),
  • Hrefna — Хревна (ворона),
  • Svana — Свана (лебедь).

Также сильным именем-оберегом считается дерево берёза, поэтому и мужчин и женщин называли именем березы: Birkir или Björk — Биркир или Бьёрк (берёза). И в русских поверьях тоже считалось, что берёза может быть не только женского пола, но был и мужской пол: березун.

Имена-обереги ещё были и такие:

  • Heimir — Хеймир (у кого есть дом),
  • Ófeigr — Офейг (который не обречённый на смерть).

Имена-прозвища у викингов

Не всегда имя, данное ребёнку при рождении, оставалось у него на всю жизнь. Очень часто викинги получали более подходящие для них имена и прозвища, которые более соответствовали им уже во взрослом состоянии. Такие прозвища могли дополнять имя, а могли и полностью заменять его. Прозвища во взрослом возрасте могли быть даны викингу в соответствии с его характером, родом его занятия, по его внешности (по волосам или глазам могли дать имя и при рождении ребёнка также), по его социальному положению и даже проихсождению.

Имена-прозвища, которые могли быть даны родителями при рождении или же знакомыми, друзьями или соплеменниками уже во взрослом возрасте:

  • Atli — Атли (грубый),
  • Kjötvi — Кьётви (мясистый),
  • Flóki — Флоки (кудрявый, кучерявый),
  • Kolli — Колли (лысый),
  • Fróði — Фроди (мудрый, ученый),
  • Greipr — Грейп (тот, у которого большие и крепкие руки),
  • Forni — Форни (древний, старый),
  • Hödd — Хёдд (женщина с очень красивыми волосами),
  • Grani — Грани (усатый),
  • Höskuldr — Хёскульд (седовласый),
  • Hösvir — Хёсвир (седой),
  • Kára — Кара (кудрявая),
  • Barði — Барди (бородатый),
  • Narfi — Нарви (худой и даже тощий),
  • Krumr — Крум (сутулый),
  • Skeggi — Скегги (бородач),
  • Loðinn — Лодин (мохнатый),
  • Hrappr или Hvati — Храпп или Хвати (быстрый, пылкий),
  • Rauðr — Рауд (рыжий),
  • Reistr — Рейст (прямой и высокий),
  • Lúta — Лута (сутулая),
  • Skarfr — Скарв (жадина),
  • Gestr — Гест (гость),
  • Sölvi — Сёльви (бледный),
  • Glum — Глум (темноглазый),
  • Hörðr — Хёрд (человек из Хёрдаланда в Норвегии),
  • Snerrir — Снеррир (трудный, сложный),
  • Sturla — Стурла (нетерпеливый, эмоциональный, беспокойный).
  • Gauti или Gautr — Гаути или Гаут (гаут, швед),
  • Hálfdan — Хальвдан (полудан),
  • Höðr — Хёд (человек из Хадаланда в Норвегии),
  • Smiðr — Смид (кузнец),
  • Skíði — Скиди (лыжник),
  • Sveinn — Свейн (юноша, парень, мальчик, слуга),
  • Gríma — Грима (маска, шлем, ночь, возможно имя для ведьмы, колдуньи или знахарки),
  • Gróa (Gró) — Гро (растительница, знахарка, лекарь, женщина, которая занималась травами),
  • Huld, Hulda — Хульд, Хульда (тайна, покрывало или даже эльфийская дева).

Имена колдунам, магам, ведьмам также давали своеобразные, исходя из рода их занятий.

  • Kol — в переводе означает чёрный и даже угольный.
  • Finna или finnr — в переводе означает финка или финн (в древности они считались хорошими магами, колдунами, ведьмами и ведунами).
  • Gríma — в переводе означает маска, ночь.

В древности викинги тем, кто занимался колдовством и магией, давали имена и прозвища, которые разным образом объединяли в себе вышеупомянутые части, например, женские имена: Kolfinna и Kolgríma— Кольфинна и Кольгрима или имена мужские: Kolfinnr или Kolgrímr — Кольфинн или Кольгрим.

Имена викингов в честь богов

Викинги придерживались древней языческой веры Асатру (верность асам), согласно которой был пантеон богов, которые были обычными людьми, но стали богами за свой героизм и стойкость, благодаря силе физической и духовной. Викинги, древние скандинавы брали в пример богов и хотели быть похожими на них, такими же смелыми, сильными, красивыми, поэтому и имена были зачастую связаны с богами, с именами главных богов. Детей в эпоху викингов, в те далёкие языческие времена называли именами, которые были связаны связанными с тем или иным богом, вверяя тем самым ему судьбу своего ребёнка.

Богу Ингви - Фрейру были посвящены такие женские имена:

  • Inga — Инга,
  • Freydís — Фрейдис (диса Фрейра или Фрейи),
  • Ingunn — Ингунн (довольная, подруга Ингви),
  • Ingileif — Ингилейв (наследница Ингви),
  • Ingigerðr — Ингигерд (защита Ингви),
  • Ingvör (Yngvör) — Ингвёр (ведающая Ингви),
  • Yngvildr — Ингвильд (битва Ингви).

Мужские имена в честь богов:

  • Ingi - Инги,
  • Ingimundr — Ингимунд (рука Ингви),
  • Freysteinn — Фрейстейн (камень Фрейра),
  • Ingimarr — Ингимар (славный Ингви — в творительном падеже),
  • Ingjaldr — Ингьяльд (правитель с помощью Ингви),
  • Ingolfr — Ингольв (волк Ингви),
  • Ingvarr (Yngvarr) — Ингвар (воин Ингви).

В Исландии, да и в скандинавских странах (Дании, Норвегии, Швеции) чаще всего своих детей посвящали богу Тору.

Мужские имена в честь бога Тора:

  • Торов — Торир (мужское имя, в честь Тора),
  • Þóralfr (Þórolfr) — Торальв или Торольв (волк Тора),
  • Þorbrandr — Торбранд (меч Тора),
  • Þorbergr — Торберг (скала бога Тора),
  • Þorbjörn — Торбьёрн (медведь Тора),
  • Þorkell — Торкель (шлем Тора),
  • Þorfinnr — Торфинн (Торов финн),
  • Þórðr — Торд (защищённый Тором),
  • Þórhaddr — Торхадд (волосы бога Тора),
  • Þorgeirr — Торгейр (копье Тора),
  • Þórarinn — Торарин (очаг бога Тора),
  • Þorleifr — Торлейв (наследник Тора),
  • Þorsteinn — Торстейн (камень Тора),
  • Þóroddr — Тородд (острие Тора),
  • Þormóðr — Тормод (храбрость бога Тора),
  • Þorviðr — Торвид (дерево Тора),
  • Þórormr — Торорм (змей бога Тора),
  • Þorvarðr — Торвард (страж Торов).

Женские имена в честь Тора:

  • Торова - Тора (женское имя, в честь Тора),
  • Þorleif — Торлейв (наследница Тора),
  • Þordís, Þórdís — Тордис (диса бога Тора),
  • Þórodda — Тородда (остриё Тора),
  • Þórarna — Торарна (орлица бога Тора),
  • Þórhildr — Торхильд (битва Тора),
  • Þórný — Торню (юная, посвященная Тору),
  • Þórey — Торей (удача бога Тора),
  • Þorljót — Торльот (свет Тора),
  • Þorvé, Þórvé — Торве (священная ограда Тора),
  • Þórunn — Торунн (любимица Тора),
  • Þórelfr — Торельв (река бога Тора),
  • Þorvör — Торвёр (ведающая (силу) Тора).

Дети также могли быть посвящены всем богам в целом. Например, Ragn в переводе означал могущество, боги. Vé — значение в переводе было следующим: языческое святилище, священный. Образованы от этих слов были и мужские, и женские имена:

  • Ragnarr — Рагнар (мужское имя, значение: войско богов),
  • Ragn(h)eiðr — Рагнейд (женское имя, значение: честь богов),
  • Végeirr — Вегейр (священное остриё),
  • Véleifr — Велейв (наследник священного места),
  • Végestr — Вегест (священный гость),
  • Ragnhildr — Рагнхильд (женское имя, значение: битва богов),
  • Vébjörn — Вебьёрн (священный медведь или святилище медведя),
  • Reginleif — Регинлейв (женское имя, значение: наследница богов),
  • Vésteinn — Вестейн (священный камень),
  • Vébrandr — Вебранд (святилище меча),
  • Védís — Ведис (женское имя: священная диса),
  • Véfríðr — Вефрид (женское имя: священная защита),
  • Véný — Веню (женское имя: священная и юная).


Имя в честь славных предков

Были также и родовые имена, можно сказать, предшественники фамилий. Дети нередко получали имена в честь своих умерших предков, дух которого переродился в новом члене своего же рода, с этим именем и входил ребёнок в мир своего рода, своей семьи, своего клана и племени. Скандинавы верили в переселение душ, но происходить это могло лишь внутри одного рода, среди кровных родственников и потомков. Имя давали только тех родственников, которые уже умерли, иначе можно навлечь беду. Называть ребёнка именем существующего, живого родственника было строжайше запрещено.

Рубрики:

Процитировано
Понравилось: 3 пользователям

Оборотни… Почти у все это слово сразу же ассоциируется с каким-либо страшным зверем. Волком или медведем. Возможно, когда-то это и было именно так. Только если и было, то очень давно и к тому же, скорее всего это были простые выдумки людей. Много веков назад, начали зарождаться легенды про оборотней, вампиров и прочей нечисти. Но тогда в основном все эти странные явления приписывали всяким разным ведьмам и колдунам. Но существенная разница между тем временем и временем, в котором живем мы, заключается в том, что сейчас у людей не хватает времени на то, чтобы вновь придумывать каких-либо странных и злых существ. Сейчас в это уже никто не верит. Ну, или почти никто… Изо дня в день они живут обычной человеческий жизнью – как ты или твой друг (ну если вы, конечно, люди). И нет таких основных и выдающихся признаков, по которым можно было бы как-то выделить их среди всех других людей… Во всяком случае большинство из них не имеет никаких внешних признаков, и можно всю жизнь прожить рядом с ними, даже не догадываясь о том, что в ночь полнолуния, и не только они изменяют свой облик и перестают быть людьми в какой-то доле. Оборотни вовсе не суеверия. Они существуют среди Нас, да и существовали всегда. Далеко не каждый оборотень – это существо, которое превращается в волка. Оборотень он на то и оборотень, чтобы превращаться в кого угодно. Конечно это все можно и рассмотреть и с немного другой точки зрения. Вот что получится. Потенциально каждый человек является оборотнем. Под воздействием эмоционального стресса качества цивилизованного человека регрессируют до основных животных инстинктов и могут достичь порогапотенциальных физических изменений. Но хочу Вам сразу сказать, что оборотни и ликантропы разные создания. Ликантропия – это психическое состояние, при котором человек (ликантроп) считает себя оборотнем. При этом он не меняет своей физической формы, однако является в равной степени опасным, как и настоящий оборотень. В большинстве случаев нападений оборотней именно ликантропы являлись виновниками произошедшего. Но из ликанропа можно вполне осознанно стать самым настоящим оборотнем. А оборотень – это “человек”, который может физически превращаться в животное. Это может происходить как по желанию, так и непроизвольно. Настоящий оборотень может физически превращаться в волка (или других животных). Это изменение может произойти как пожеланию оборотня, так и непроизвольно, вызванное, например, определенными лунными циклами или звуками (вой). Оборотни не подвержены старению и физическим заболеваниям благодаря постоянной регенерации тканей. Поэтому они практически бессмертны. Хотя по своей сущности оборотень является волком, находясь в волчьей форме, он, тем не менее, сохраняет человеческие способности и знания, которые помогают ему убивать. Такие вещи, как определенный выбор жертв, обход ловушек и человеческая хитрость становятся очевидными при расследовании дел, связанных с оборотнями. Только высший человек может осуществить метаморфоз, так как его эго позволит пройти ему весь путь до конца. Он знает, что осмотрителен и осторожен большую часть своей жизни. Поэтому переход к животному состоянию может быть осуществлен без сожаления. Доказательств этого феномена более чем достаточно. Самые утонченные личности деградируют больше всего, лишь только представляется подходящая возможность.

Немного истории.

В Средние века считалось, что у оборотней обязательно должны быть волосатые и заостренные к верху уши, что у них срастаются брови и на ладонях растут волосы. Не знаю, может, в те времена это и были какими-то признаками, во что мне верится с трудом, то сейчас это просто глупые предрассудки. На разных континентах воображение облекало человека в шкуры различных зверей: леопарда, ягуара, лисы… Но самое распространенное представление об оборотне связано с волком. С человеком, превратившимся в волка или в существо с явными “волчьими” признаками. Иногда становятся хищником по своей воле, но чаще в волка превращают злые посторонние силы. Превращение происходит с помощью подсобных средств: притираний, мазей, пояса или одеяния из волчьей шкуры. Оборотень крупнее и сильнее обыкновенного волка, а главное- преступно любит человечину.Почему волк? На протяжении многих столетий он оставался существом вполне фантастическим – даром что охотники и крестьяне немало знали о его повадках (еще в XX веке волки изредка забегали на улицы, скажем, Парижа). Своеобразие средневековой психологии в том и состояло, что будничные наблюдения нисколько не подрубали крылья фантазии. Бестиарий, верно, подмечали прожорливость и силу волка, умение бесшумно подкрасться к овчарне – и тут же добавляли: от голода волк жрет землю, шея у него “негнучая” – поворачивается он только всем телом; ежели человек завидит волка в лесу первым, тот его не тронет, потеряв всю свирепость от человеческого взгляда; но уж если первым заметит путника волк – пиши пропало, человек теряет дар речи. От древних римлян пришла поговорка о молчуне: “Ты что, волка увидел?” В незапамятные времена многие животные перебывали тотемами. Ни в какого хищника охотники и воины не перевоплощались столь самозабвенно и истово, как в волка: свирепость, выносливость, удачливость зверя восхищали первобытное сознание. Не могло это кончиться добром. Первая массовая истерия- выявление и преследование оборотней (в том числе оборотней собак и кошек!) – прокатилась по Европе в XIV веке. Два столетия спустя оборотомания достигла нового пика. Следующая (последняя) массовая вспышка длилась во Франции с 1570 до 1610 года и сопровождалась небывалой “теоретической дискуссией”. Покуда крестьяне забивали кольями всех подозрительных прохожих, а суды приговаривали к сожжению “таких” оборотней, ученые мужи писали трактаты, магистерские диссертации и памфлеты на тему оборотничества. Наверняка, что каждый из вас смотрел очень много фильмов-ужастиков. И практически во всех рассказывается о событиях, которые происходили несколько веков назад. И во всех оборотни – отрицательные герои, ужасные, оскверненные существа, просто язык не поворачивается назвать их оборотнями. Просто жуть какая-то!

Существует две классификации видов восприятия. В основании первой, лежит тот орган чувств, который принимает информацию. По такой классификации обычно выделяют три вида восприятия. Это осязание , зрительное восприятие и слуховое восприятие. Вторая классификация основывается на информации, которая отражается через восприятие. В таком случае мы говорим о восприятии пространства, восприятии времени и об особом чисто человеческом виде восприятия – восприятии человека человеком .

Осязание. Осязание играет основную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук. Осязание является одним из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов.

В основе этого вида восприятия лежат тактильные, температурные и кинестетические ощущения. Но органом данного специфического вида восприятия является рука, причем активная, ведущая роль принадлежит большому пальцу. Рука движется по предмету, позволяя человеку создавать целостный образ при последовательно поступающей информации об отдельных признаках предмета. Ощупывая, она воспроизводит форму предмета, как бы создает его слепок.

Исследователи выделили два вида ощупывающих движений: мелкие перемещения пальцев, которые мы используем, останавливаясь на наиболее информативных точках предмета; и крупные движения , позволяющие объединить отдельные признаки предмета, а также, выполняющие функцию проверки возникших предположений. В дальнейшем, при повторной работе с ранее исследованным предметом происходит процесс свертыва-
ния – остановка только на информативных точках.

Зрительное восприятие обычно определяется как процесс построения видимого образа окружающей действительности. Рабочим органом зрительного восприятия является глаз.

Движение глаз при рассматривании предмета скачкообразно. Во время остановки происходит процесс зрительного восприятия, во время движения – обработка полученной информации. Очень часто глаз действует под влияние ранее выработанного стереотипа. Так, привыкнув «пробегать» текст, читатель с большим трудом справляемся с задачей глубинной проработки материала. Он опускает большие абзацы текста, даже не замечая этого, а позднее абсолютно искренне говорит, что данного материала в книге не было. Читатель другого типа, наоборот, прорабатывает каждый текст дотошно. Его глаз «отказывается» перепрыгнуть через строчку или абзац, и читающий тонет в деталях, которые в данный момент можно было бы опустить.



Слуховое восприятие. Слуховое восприятие коренным образом отличается от предыдущих видов. Если осязательное и зрительное восприятие отражают мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени.

В отличие от животных, у человека в слуховом восприятии решающую роль играют две объективные системы, которые имеют не биологическое, а социальное происхождение:

· фонематическая (или система звуковых кодов языка);

· ритмико-мелодическая (или система музыкальных кодов).

Решающая роль этих факторов приводит к тому, что, если ухо животного иногда обладает более тонкой звуковой чувствительностью, чем ухо человека, слух человека характеризуется гораздо большей сложностью, большим богатством и большей подвижностью звуковых кодов.

Слуховое восприятие, как и другие виды восприятия, представляет собой активный процесс, включающий в свой состав моторный компонент. Но в слуховом восприятии двигательный компонент отделен от слуховой системы, выделен в особую систему. Это пропевание голосом для музыкального слуха и проговаривание для речевого слуха.

Восприятие пространства. Восприятие пространства включает в себя восприятие расстояния , или отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направления , в котором они находятся, величины и формы предмета.

В восприятии отражаются следующие характеристики пространства:

· Рельефность (трехмерность, стереоскопичность). Это оказалось возможным благодаря тому, что работают в восприятии парные органы: два глаза, две руки, два уха;

· Форма предмета . Через восприятие, в отличие от ощущения, мы отражаем в предмете формообразующие свойства (угол или круг, впадина или выпуклость);

· Величина (размер) . Перцептивный образ обладает возможностью воспроизводить натуральную величину объекта. Только в зрении и в осязании существует феномен воспроизведения в образе натуральной величины объекта безотносительно к размерам воспроизводящего этот образ органа чувств. Ограничения вытекают только из разрешающей способности органа: дотянется ли рука, впишется ли воспринимаемый предмет в границы поля зрения;



· Симультанность . В образе воспринимаемого предмета отражается его форма и размеры одновременно, хотя орган чувств получает информацию постепенно.

Восприятие времени. Оно представляет собой отражение в мозгу объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Человек не так давно заинтересовался тем, как он воспринимает время, тогда как особенности восприятия предметов изучались с незапамятных времен. Трудно назвать причину. Но точность времени была мало актуальна даже в 17 веке. Пример тому – часы. Во дворце Меньшикова в Санкт-Петербурге находятся лучшие по тем временам часы английских мастеров, но у них есть только часовая стрелка. Минуты в те времена не считали. Сейчас же в очень многих видах деятельности и даже в быту человеку нужно знать не только секунды, но доли секунд.

Есть ли у человека «чувство времени», можно ли его развивать? Как подготовить себя к ведению совещаний, переговоров, чтобы «уложиться во времени»? Как распределить во времени свои силы, когда бежишь стометровку? Мишель Сифр , известный французский ученый, спелеолог, в своей книге «В безднах земли», описывает несколько экспериментов по проверке наличия у человека «внутренних часов», когда ритмы внешнего мира перестают влиять на нас. В результате им и его коллегами было открыто явление, которое они назвали двухсуточным ритмом, то есть продолжительностью около 48 часов. Хотя последующие эксперименты показали, что некоторые испытуемые сохраняют почти привычный ритм жизни (в пределах 28 часов). Однако все отмечали, что время бежит быстрее, чем они предполагали.

Таким образом, можно говорить о наличии у каждого человека своих внутренних часов, которые не всегда совпадают с суточным ритмом Земли, и для восприятия этого ритма человек пользуется дополнительными внешними признаками и, соответственно, разными анализаторами.

Иллюзии восприятия – это искаженные восприятия реальных объектов. Они могут происходить в разных модальностях, но наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии (обман зрения) чрезвычайно многочисленны и разнообразны.

Подавляющее большинство иллюзий возникает не из-за несовершенства органа чувств, а из-за ложного суждения о воспринимаемом объекте, поэтому можно сказать, что обман возникает при осмысливании образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, при выполнении сравнительных измерений, при исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию. Есть иллюзии, возникающие из-за особых условий наблюдения (например, наблюдение одним глазом, или при неподвижных осях глаз). Они также исчезают при устранении необычных условий наблюдения. Наконец, известен ряд иллюзий, обусловленных несовершенством органа чувств.

Чаще всего выделяют следующие виды иллюзий :

1. Иллюзии, связанные, так или иначе, с особенностями строения глаза . Из житейского опыта мы знаем, что светлые предметы кажутся больше в сравнении с равными им темными (черными) предметами. Эта иллюзия – результат эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке глаза;

2. Иллюзии, обусловленные контрастом . Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны. Кружки одинакового размера кажутся разными, в зависимости от окружения: кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших. Каждый из нас был в подобной ситуации, когда среди маленьких детей мы казались себе великанами, а, попав в группу людей значительно выше себя по росту, испытывали чувство, что мы уменьшились в росте;

3. Переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными линиями при их действительном равенстве . Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного. Причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удаляется больше, чем расстояние, заполненное продольными линиями;

4. Иллюзии, связанные с перенесение свойств целой фигуры на отдельные части , которые ведут к ошибочным зрительным образам. Это самый большой класс иллюзий;

5. Иллюзии, обусловленные отношениями «фигуры» и «фона» . Рассматривая рисунок, мы видим то одну фигуру, то другую. Это могут быть лестницы, идущие вверх или вниз, или два профиля, сменяющиеся на рисунок вазы и др.;

6. Портретные иллюзии . Многим приходилось видеть «загадочные» портреты, которые всегда смотрят на нас, следят за нами, обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Отходя, мы видим все лицо в том же положении, и нам кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.

англ. illusion; от лат. illudere - обманывать) - искаженные восприятия реальных предметов. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Особенно многочисленны зрительные иллюзии ("обманы зрения"), возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, формы) и движения. Можно выделить след. их виды.

1. Иллюзии, связанные со строением глаза. Примером служат иллюзии, являющиеся результатом эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке и выражающиеся в том, что светлые предметы кажутся нам большими по сравнению с равными им темными (так, белый квадрат на черном фоне кажется больше одинакового с ним черного квадрата на светлом фоне - см. рис. 3 а). (Ср. Ауберта феномен.)

2. Переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве. Высота фигуры на рис. 3 б, кажется большей, чем ее ширина, хотя в действительности фигура имеет форму квадрата. При равенстве длин перпендикуляра и его горизонтального основания первый воспринимается большим по длине. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного, причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удлиняется больше, чем заполненное продольными линиями.

3. Иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны (рис. 3 в). Один и тот же кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков (иллюзия Эббингауза).

4. Перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части. Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную часть ее не изолированно, а всегда в известном целом. В иллюзии Мюллера-Лайера прямые линии, заканчивающиеся различно направленными углами, кажутся неодинаковыми по длине (рис. 3 г).

Возможны и обратные случаи зрительных иллюзий, когда из-за большего различия 2 соседних частей возникает впечатление побочного различия фигур в целом. Изображенные на рис. д фигуры одинаковы, хотя верхняя кажется меньше нижней, поскольку нижняя сторона верхней фигуры явно меньше соседней с ней верхней стороны нижней фигуры (иллюзия Ястрова).

5. Кажущееся искажение направления линий за счет штриховки, пересечений с др. линиями. Параллельные линии кажутся изогнутыми под влиянием пересекающих их др. линий (иллюзия Цельнера; рис. 3 е). Известна иллюзия неколлинеарности, или излома прямой (рис. ж): отрезки прямой, пересекающие 2 вертикальных прямоугольника, воспринимаются не принадлежащими 1 прямой, а отдельными отрезками, расположенными на разных уровнях (иллюзия Поггендорфа).

6. Известен ряд И. в., в основе которых лежит переоценка величин острых углов. На рис. 3 з приведены параллельные линии, составляющие с другими линиями острые углы. В силу иллюзорного преувеличения последних параллельные линии не кажутся таковыми. По этой же причине круг кажется как бы втянутым у углов вписанного в него квадрата (рис. 3 ж).

Причины, вызывающие И. в., многообразны и недостаточно ясны. Одни теории объясняют зрительные иллюзии действием периферических факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т. д.), др. - влиянием некоторых центральных факторов. Иногда иллюзии появляются вследствие действия особых условий наблюдения (напр., одним глазом или при неподвижных осях глаз). Ряд иллюзий обусловлен оптикой глаза. Большое значение в возникновении зрительных И. в. имеет системное действие сложившихся в прошлом опыте временных связей, чем, напр., и объясняется иллюзия уподобления части целому: обычно если целое больше, то больше и его части (по сравнению с аналогичными частями другого, меньшего целого), и, наоборот, если к.-л. из этих частей меньше, то и целое меньше. Иллюзии контраста м. б. объяснены индукционными отношениями возбуждения и торможения в коре головного мозга. Зрительные И. в. широко используются в живописи и архитектуре.

И. в. можно наблюдать не только в области зрения, но и в др. областях восприятия. Так, хорошо известна иллюзия тяжести А. Шарпантье: если поднимать 2 одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по размеру воспринимается как более тяжелый (и наоборот). В основе этой иллюзии лежит связь, образовавшаяся в жизни между весом (объемом) и величиной предметов: чем больше величина, объем, тем больше и вес. А когда это ожидание не соответствует действительности, возникает контрастная иллюзия.

В области осязания известна иллюзия Аристотеля. Если мы скрестим указательный и средний пальцы и одновременно прикоснемся ими к шарику или горошине (покатаем их), то будем воспринимать не 1 шарик, а 2.

Иллюзии также могут возникать под влиянием непосредственно предшествующих восприятий. Таковы, напр., контрастные иллюзии, наблюдающиеся при выработке "установки" по методу Д. Н. Узнадзе. После многократного восприятия сильно различающихся предметов (по весу, величине, объему и т. п.) равные в том же отношении предметы воспринимаются человеком как неравные: большим кажется предмет, находящийся на месте ранее воспринимаемого меньшего предмета, и т. д. Контрастные иллюзии часто наблюдаются также в области температурных и вкусовых ощущений: после холодового раздражителя тепловой раздражитель кажется горячим; после ощущения кислого или соленого усиливается чувствительность к сладкому и т. п. См. Безориентпирное поле (автокинетическая иллюзия), Иллюзия Луны, Индуцированное движение, Индуцированные (фехне-ровские) цвета, Кажущееся движение, Маха полосы, Окулогравическая иллюзия, Оптико-геометрические иллюзии, Пульфриха стереоэффект.

Иллюзии восприятия

Словообразование. Происходит от лат. illusere - обманывать.

Виды. Наиболее многочисленны пространственные зрительные иллюзии. Принято выделять следующие виды зрительных иллюзий:

Иллюзии, основанные на физиологических явлениях, таких как иррадиация возбуждения в сетчатке, за счет действия которой обусловлено восприятие светлых предметов на черном фоне как более крупных, чем объективно равных с ними черных предметов на светлом фоне;

Длина вертикальных линий воспринимается как большая по сравнению с горизонтальными, объективно равными им;

Иллюзия контраста (иллюзия Г.Эббингауза), при которой один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньшее среди больших фоновых предметов;

Распространение признаков целой фигуры на ее части, как например, в иллюзии Мюллера - Лайера, в которой одинаковые прямые воспринимаются как неодинаковые, в зависимости от их завершения;

Иллюзии, обусловленные применением штриховки, когда параллельные линии воспринимаются изогнутыми (иллюзия Цельнера);

Иллюзии, основанные на переоценке величин острых углов.

ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ

от греч. illusio - ошибка.) - искаженные восприятия реальных объектов. И. в. могут происходить в разных модальностях. Наиболее часто они происходят в области зрения. Зрительные И. в. (обманы зрения) - ошибки восприятия, возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами) и движения. Иллюзии в области зрения весьма разнообразны. Можно выделить следующие виды зрительных И. в. 1. И. в., связанные с особенностями строения глаза. Примером могут служить И. в., являющиеся результатом эффекта иррадиации - возбуждения в сетчатке и выражающиеся в том, что светлые предметы кажутся нам большими по сравнению с равными им темными предметами. Так, белый квадрат на черном фоне кажется больше одинакового с ним черного квадрата на светлом фоне (рис. 3 а). 2. Переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве между собой. Высота фигуры (рис. 3 б) кажется большей, чем ее ширина, хотя в действительности фигура имеет форму квадрата. Точно также перпендикуляр воспринимается большим по длине, чем его горизонтальное основание, хотя в действительности они равны. 3. Иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны (рис. Зв). Кружки одинакового размера кажутся разыми в зависимости от окружения. Кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших. 4. Перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части. Человек воспринимает видимую фигуру, каждую ее часть не изолированно, а всегда в известном целом. Например, прямые линии, заканчивающиеся углами, различно направленными, кажутся неодинаковыми по длине (рис. 3 г). Возможны и обратные случаи зрительных И. в. 5. Кажущееся искажение направления линий влиянием других линий. Параллельные линии кажутся изогнутыми под влиянием пересекающих их других линий. Известна также иллюзия излома прямой: отрезки прямой, пересекающие два вертикальных прямоугольника, не воспринимаются отрезками одной и той же прямой, а кажутся сниженными по сравнению с тем, как они должны были бы идти (рис. 3 д -ж). 6. Имеется ряд И. в., в основе которых лежит переоценка величины острых углов. На рис. 3 з приведены параллельные линии, составляющие с другими линиями острые углы. В силу иллюзорного преувеличения последних параллельные линии не кажутся параллельными. По этой же причине круг кажется как бы втянутым у углов вписанного в него квадрата. Рассмотренные иллюзии называются также оптико-геометрическими И. в. Они широко используются в живописи, архитектуре, их учет необходим также при отображении графической и знаковой информации. Здесь важно не допустить возникновения у оператора тех или иных И. в. при восприятии информации с индикаторов. И. в. могут возникать не только в области зрения, но и при других видах восприятия. Например, из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее. Известны т. н. контрастные И. в., заключающиеся в том, что после многократного восприятия сильно различающихся предметов (по весу, объему, величине, объему и т. д.) равные в том же отношении предметы воспринимаются человеком как неравные: большим кажется предмет, находящийся на месте ранее воспринимаемого меньшего предмета и т. д. Контрастные И. в. часто наблюдаются также в области температурных и вкусовых ощущений: после холодного раздражителя теплый раздражитель кажется горячим; после ощущения кислого или соленого усиливается чувствительность к сладкому и т. п. Причины возникновения И. в. пока еще недостаточно ясны.