Ремонт Стены Уход

Занятость населения человеческий капитал. Трудовые ресурсы

Рабочая сила и связанные с ней понятия

В результате длительного процесса развития представлений о человеке как субъекте экономической жизни возник ряд понятий: «рабочая сила», «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы», «человеческий фактор», «трудовой потенциал», «человеческий капитал». Эти понятия, зачастую близкие по своему содержанию, несут собственную смысловую нагрузку и отражают постепенное осознание обществом возрастающей роли человека в экономической и общественной жизни (рис. 4.1).


Рис. 4.1. Система понятий, характеризующих ресурсы для труда

Понятие «рабочая сила» в социально-экономической литературе и в практической жизни используется в двух значениях. Во-первых, как совокупность физических, духовных и интеллектуальных способностей человека, которые он может использовать для производства материальных и духовных благ, услуг, т. е. для осуществления трудовой деятельности. Во-вторых, как совокупность носителей способностей к труду – тех людей, которые обладают указанными способностями. Другими словами, рабочая сила как способность к труду идентифицируется с носителями этой способности – людьми.

Следует отметить, что во втором своём значении понятие «рабочая сила» применяется довольно широко и границы его недостаточно определённы. Официальная статистика называет рабочей силой экономически активное население , т. е. тех людей, которые уже фактически работают или предлагают себя на рынке труда в качестве потенциальных работников.

Если производство материальных благ и услуг рассматривать с позиций ресурсного подхода, то очевидным будет вывод о том, что наряду с материальными, энергетическими, финансовыми ресурсами важнейшим фактором экономического развития являются человеческие ресурсы, т. е. люди с их профессиональными знаниями и навыками. Своеобразие человеческих ресурсов заключается в том, что это одновременно и ресурсы экономики, и люди – потребители материальных благ и услуг.

В качестве одной из форм выражения человеческих ресурсов выступают трудовые ресурсы , в состав которых включается трудоспособное население в трудоспособном возрасте и фактически работающие подростки и пенсионеры. Понятие «трудовые ресурсы» родилось и утвердилось в СССР и других странах бывшего Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), практиковавших централизованное планирование в качестве основного метода государственного воздействия на экономику. В этих условиях человек выступал как пассивный объект внешнего управления, как планово-учётная единица трудовых ресурсов. Вместе с тем, как показала практика, понятие «трудовые ресурсы» вполне вписывается в систему рыночных категорий и в силу его широкой информативности может использоваться как эффективный инструмент государственного регулирования рынка труда.

Понятие «трудовые ресурсы» даёт количественную характеристику той части населения, которая обладает способностями к труду. Но оно не учитывает различия трудовых способностей и возможностей людей. Поэтому в научный оборот с начала 80-х годов прошлого столетия было введено понятие «трудовой потенциал », которое в самом общем виде можно определить как трудовые ресурсы в качественном измерении , т. е. с учётом пола, возраста, образования, состояния здоровья, сознательности и активности, определяющих «отдачу» трудовых ресурсов как ресурса экономики. Понятие трудового потенциала основано на представлении о человеке не как о пассивном объекте внешнего управления, а как о субъекте со своими возможностями, потребностями и интересами в сфере труда.

С конца минувшего века в теории и практике управления широкое распространение получил взгляд на человека как на главный, решающий фактор производства и общественного развития. Приоритетным стало понимание того, что в конечном итоге не технический уровень производства определяет экономический потенциал предприятий, организаций, общества в целом, а человеческий фактор , воплощающий способность творить, изобретать, продуцировать новые знания.

Человеческий фактор рассматривается как проявление всей совокупности личностных качеств человека, которые влияют на его трудовую активность. Человеческий фактор производства характеризуется не только показателями численности, демографической, отраслевой, профессиональной и квалификационной структур работников, но и показателями отношения к труду, инициативы, предприимчивости, интересов, потребностей, ценностей, способов поведения в различных ситуациях.

Человеческий фактор – экономико-политический термин, предмет интересов современной общей теории систем, психологии труда, эргономики и социологии. Внимание к человеческому фактору непосредственно связано с необходимостью социально-экономического развития, которое невозможно обеспечить, используя авторитарные, административно-бюрократические методы управления. Активизация человеческого фактора представляет собой многогранную проблему, к которой относятся сложные процессы формирования нравственных ценностей, проблемы семьи, школьного и домашнего воспитания, физического здоровья общества, сохранения культурных традиций, кадровой и социальной политики, образования и др.

Ещё одно понятие, получившее распространение в последнее время, - человеческий капитал – основано на представлении о человеке как объекте эффективных вложений и субъекте, преобразующем эти вложения в совокупность знаний, умений с целью их последующей реализации. Человеческий капитал представляет собой сформированный в результате инвестиций запас знаний, умений, навыков и мотиваций, отражающий совокупность физических, интеллектуальных и психологических качеств и способностей личности. Приобретая форму капитала в связи с непрерывностью процесса его накопления, он содействует росту производительности труда и влияет на рост доходов человека и экономики в целом.

Затраты отдельного человека, связанные с вложениями капитала в образование и профессиональную подготовку, могут включать в себя три составляющие:

Прямые затраты (плата за обучение, расходы на приобретение учебников, смену места жительства и проезд и др.);

Упущенные возможности (упущенный заработок) за время учёбы и в связи с вероятной сменой профессии, места работы;

Моральный ущерб, вызванный нервным напряжением в связи с получением образования, поиском работы, вероятной сменой среды обитания.

4.5. Теория человеческого капитала

Проблема сущности человеческого капитала и его роли в производстве всегда интересовала экономистов. Первую попытку оценить человеческий капитал осуществил один из основателей западной политэкономии У. Пети в работе «Политическая арифметика» (1690). Приблизительно через 200 лет к этому вопросу обратились немецкий статистик Э. Энгель и английский экономист Дж. Николсон, а позже - основатель кембриджской школы политэкономии А. Маршалл.

Рост значения человеческого фактора в производстве в условиях научно-технической революции способствовал появлению и расширению на рубеже 60-х годов ХХ в. теории человеческого капитала.

Теория человеческого капитала - теория, которая объединяет разные взгляды, идеи, положения о процессе формирования, использования знаний, навыков, способностей человека как источника будущих доходов и присвоения экономических благ.
Разработали ее сторонники свободной конкуренции и ценообразования в западной политической экономии американские экономисты Т.-В. Шульц и Г.-С. Беккер. Позднее этими проблемами занимались Дж. Кендрик, Ц. Грилихес, Э. Денисон и др.
Шульц (Schultz) Теодор-Уильям (1902-1998) - американский экономист, лауреат Нобелевской премии (1979). Родился недалеко от г. Арлингтона (штат Южная Дакота, США). Учился в колледже, аспирантуре Висконсинского университета, где в 1930 г. получил ученую степень доктора наук по специальности «экономика сельского хозяйства».
Преподавательскую деятельность начал в колледже штата Айова. Через четыре года возглавил кафедру экономической социологии. С 1943 г. и на протяжении почти сорока лет он - профессор экономики Чикагского университета. Деятельность преподавателя соединял с активной научно-исследовательской работой. В 1945 г. подготовил сборник с материалами конференции «Продовольствие для мира», в котором особенное внимание уделено факторам поставки продуктов питания, вопросам структуры и миграции сельскохозяйственной рабочей силы, профессиональной квалификации фермеров, технологии сельскохозяйственного производства и направлению инвестиций в фермерское хозяйство. В работе «Сельское хозяйство в нестабильной экономике» (1945) он выступил против неграмотного использования земли, поскольку это приводит к эрозии грунтов и другим негативным последствиям для аграрной экономики.
В 1949-1967 гг. Т.-В. Шульц - член совета директоров Национального бюро экономических исследований США, затем - экономический консультант Международного банка реконструкции и развития, Продовольственной и сельскохозяйственной организаций ООН (ФАО), нескольких государственных ведомств и организаций.
Среди его наиболее известных работ - «Производство и благополучие сельского хозяйства», «Преобразование традиционного сельского хозяйства» (1964), «Инвестиции в людей: экономика качества населения» (1981) и др.



Американская экономическая ассоциация наградила Т.-В. Шульца медалью имени Ф. Волкера. Он - почетный профессор Чикагского университета; ему присвоены почетные ученые степени Иллинойским, Висконсинским, Дижонским, Мичиганским, Северо-Каролинским университетами и Чилийским католическим университетом.
Согласно теории человеческого капитала в производстве взаимодействуют два фактора - физический капитал (средства производства) и человеческий капитал (приобретенные знания, навыки, энергия, которые могут быть использованы в производстве товаров и услуг). Люди затрачивают средства не только на мимолетные удовольствия, но и на денежные и неденежные доходы в будущем. В человеческий капитал направляются инвестиции. Это издержки на поддержание здоровья, на получение образования, издержки, связанные с поиском работы, получением необходимой информации, миграцией, профессиональной подготовкой на производстве. Величина человеческого капитала оценивается потенциальным доходом, который он способен дать.

Т.-В. Шульц утверждал, что человеческий капитал - это форма капитала, поскольку служит источником будущих заработков или будущих удовлетворений, или то и другое вместе взятое. А человеческим он становится потому, что он - составляющая часть человека.

По мнению ученого, человеческие ресурсы подобны, с одной стороны, природным ресурсам, а с другой - вещественному капиталу. Сразу после рождения человек, как и природные ресурсы, не приносит эффекта. Только после соответствующей «обработки» человек приобретает качества капитала. То есть с ростом издержек на улучшение качественного состояния рабочей силы труд как первичный фактор постепенно преобразуется в человеческий капитал. Т.-В. Шульц убежден, что с учетом вклада труда в выпуск продукции производственные возможности человека выше всех других форм богатства вместе взятых. Особенность этого капитала, по мнениию ученого, заключается в том, что независимо от источников формирования (собственных, государственных или частных) его использование контролируется самими собственниками.
Микроэкономический фундамент теории человеческого капитала был заложен Г.-С. Беккером.

Беккер (Becker) Гарри-Стэнли (род 1930) - американский экономист, лауреат Нобелевской премии (1992). Родился в г. Потсвил (Пенсильвания, США). В 1948 учился в Высшей школе Дж. Мэдисона в Нью-Йорке. В 1951 г. окончил Принстонский университет. Его научная карьера связана с Колумбийским (1957-1969) и Чикагским университетами. В 1957 г. защитил докторскую диссертацию и стал профессором.
С 1970 г. Г.-С. Беккер работал заведующим кафедрой общественных наук и социологии в Чикагском университете. Преподавал в Гуверовском институте Стэнфордского университета. Сотрудничал с еженедельником «Business Week».

Он - активный сторонник рыночной экономики. В его наследии немало трудов: «Экономическая теория дискриминации» (1957), «Трактат о семье» (1985), «Теория рациональных ожиданий» (1988), «Человеческий капитал» (1990), «Рациональные ожидания и эффект цены потребления» (1991), «Фертильность и экономика» (1992), «Обучение, труд, качество рабочей силы и экономика» (1992) и др.
Сквозная идея трудов ученого заключается в том, что, принимая решения в своей повседневной жизни, человек руководствуется экономическими рассуждениями, хотя не всегда это осознает. Он утверждает, что рынок идей и мотивов функционирует по тем же закономерностям, что и рынок товаров: спрос и предложение, конкуренция. Это относится и к таким вопросам, как венчание, создание семьи, обучение, выбор профессии. Экономической оценке и измерению, по его мнению, поддаются и многие психологические явления, как, например, удовлетворенность-неудовлетворенность материальным положением, проявление зависти, альтруизма, эгоизма и др.
Оппоненты Г.-С. Беккера утверждают, что, акцентируя внимание на экономических расчетах, он приуменьшает значение моральных факторов. Однако на это у ученого есть ответ: моральные ценности у разных людей разные, и пройдет немало времени, пока они станут одинаковыми, если такое когда-либо будет возможным. Личную же экономическую выгоду стремится получить человек с любой моралью и интеллектуальным уровнем.

В 1987 г. Г.-С. Беккер был избран президентом Американской экономической ассоциации. Он - член Американской академии наук и искусств, Национальной академии наук США, Национальной академии образования США, национальных и международных обществ, редактор экономических журналов, а также почетный доктор Стэнфордского, Чикагского, Иллинойского, Еврейского университетов.

Отправным пунктом для Г.-С. Беккера было представление, что при вложении средств в профподготовку и образование ученики и их родители действуют рационально, учитывая все выгоды и издержки. Подобно «обычным» предпринимателям, они сравнивают ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами на банковских вкладах, дивидендами от ценных бумаг). В зависимости от того, что экономически целесообразнее, они принимают решение: продолжать образование или прекратить его. Нормы отдачи являются регулятором распределения инвестиций между разными типами и уровнями обучения, а также между системой образования и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, низкие - о переинвестировании.

Г.-С. Беккер осуществил практический расчет экономической эффективности образования. Например, доход от высшего образования определяется как разность в пожизненных заработках между теми, кто закончил колледж, и теми, кто не пошел дальше средней школы. Среди издержек на обучение главным элементом были признаны «утраченные заработки», то есть заработки, недополученные студентами за годы обучения. (По сути, утраченные заработки измеряют ценность времени студентов, затраченного на формирование ими своего человеческого капитала). Сопоставление выгод и издержек на образование дало возможность определить рентабельность вложений в человека.

Ученый настаивает на отличии между специальными и общими инвестициями в человека (и шире - между общими и специфическими ресурсами вообще). Специальная подготовка дает работнику знания и навыки, которые повышают будущую производительность ее получателя только в фирме, его обучающей (разные формы ротационных программ, ознакомление новичков со структурой и внутренним распорядком предприятия). В процессе общей подготовки работник приобретает знания и навыки, которые повышают производительность ее получателя независимо от фирмы, на которой он работает (обучение работе на персональном компьютере).

Как утверждает Г.-С. Беккер, общая подготовка определенным образом оплачивается самими работниками. Стремясь повысить свою квалификацию, они соглашаются на более низкую в период обучения заработную плату, а позже имеют доход от общей подготовки. Ведь если бы обучение финансировали фирмы, то каждый раз при увольнении таких работников они избавлялись бы от своих вложений в них. И наоборот, специальная подготовка оплачивается фирмами, и они же получают доход от нее. При увольнении по инициативе фирмы издержки несли бы работники. В итоге общий человеческий капитал, как правило, вырабатывают особенные «фирмы» (школы, колледжи), а специальный - формируется непосредственно на рабочих местах.
Термин «специальный человеческий капитал» помог понять, почему работники с большим стажем работы на одном месте реже меняют место работы, и почему заполнение вакансий происходит в фирмах преимущественно путем внутренних передвижений по службе, а не путем найма на внешнем рынке.

Есть у теории человеческого капитала и оппоненты. В частности, украинский ученый С. Мочерный основными недостатками ее считает аморфное толкование сущности капитала, к которому относят не только все, что окружает человека, но и отдельные черты самого человека; игнорирование того факта, что издержки на развитие образования, приобретение квалификации формируют лишь способность к труду, рабочую силу соответствующего качества, а не сам капитал; ошибочность мнения, что такой капитал - неотделим от самого человека; не взвешен ряд положений теории о структуре человеческого капитала, в частности не корректно отнесение к элементам этой категории поиск необходимой информации о величине цен и доходов, поскольку такой поиск не всегда успешен, о чем свидетельствует значительная безработица в большинстве стран; положение, что для преобразования приобретенных знаний, опыта, творческих способностей и других элементов человека-работника в будущие доходы и присвоение экономических благ наемный работник должен постоянно работать, значит, источником таких доходов является не сам по себе уровень образования, квалификации, а труд человека. Самый большой недочет теории человеческого капитала, по мнению оппонентов, - ее идеологическая направленность.

В то же время изменение характера современного производства и новые требования к знаниям и квалификации обуславливают определение того, что высокая образованность - это необходимая база для достижения лучших показателей производственной деятельности.

Более того, Г.-С. Беккер считал, что низкоквалифицированный работник становится капиталистом не вследствие диффузии (распыления) собственности на акции корпораций (хотя такая точка зрения популярна). Происходит это путем приобретения знаний и квалификации, которые имеют экономическую ценность. Ученый был убежден, что необразованность - самый серьезный фактор, который сдерживает экономический рост.

Несмотря на то, что в течение длительного времени многие ученые и даже сторонники теории человеческого капитала рассматривали ее как непригодную для практического использования, в последние годы ученые и управленцы во многих странах делают попытки внедрить ее положения. Этому способствуют несколько аспектов:

1. Г.-С. Беккер получил количественные оценки рентабельности вложений в человека и сопоставил их с фактической рентабельностью большинства фирм США, что помогло конкретизировать и расширить представление об экономической эффективности инвестиций в человеческий капитал. Появление большого числа частных учебных заведений, активизация деятельности консультационных фирм, проводящих краткосрочные семинары и специализированные курсы, свидетельствуют о том, что рентабельность в частном секторе просветительской деятельности вовсе не ниже, чем в других сферах предпринимательства. Например, в США в 60-е годы ХХ в. рентабельность просветительской деятельности на 10-15 % превышала рентабельность других видов коммерческой деятельности.

2. Теория человеческого капитала объяснила структуру распределения личных доходов, вековую динамику заработков, неравность в оплате мужского и женского труда. Благодаря ей, изменилось и отношение политиков к издержкам на образование. Образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста, такой же важный, как «обычные» капиталовложения.

Более широкую трактовку приобретает понятие национального богатства. Оно охватывает сегодня вместе с вещественными элементами капитала (ценностные оценки земли, строений, сооружений, оборудования, товарно-материальных ценностей) финансовые активы и материализованные знания и способности людей к производительному труду. Накопленные научные знания, в частности, материализованные в новые технологи, вложения в здоровье человека начали учитываться в макроэкономической статистике как элементы национального богатства, имеющие невещественную форму.

Новое толкование «человеческих» инвестиций в обеспечение социально-экономического развития и общественного прогресса признали международные организации. Положение в сферах образования, здравоохранения и другие факторы, характеризующие уровень развития человеческих ресурсов и качество жизни населения, стали главными объектами внимания международной статистики. В качестве интегральных индикаторов социального развития общества и состояния человеческих ресурсов используют, в частности, индекс развития человеческого потенциала (индекс социального развития); индекс интеллектуального потенциала общества; показатель величины человеческого капитала в расчете на душу населения; коэффициент жизнеспособности населения и др.

Начиная с 1995 г., в Украине готовятся отчеты человеческого развития. Так отчеты за 1995-1999 гг., опубликованные Программой развития ООН (ПРООН), стали основой для обоснования человеческого развития как средства и цели национального развития. На основе этих отчетов Национальная академия наук Украины рассмотрела и приняла разработанный ПРООН индекс человеческого развития. Сегодня этот индекс стал важным показателем развития человеческого потенциала, мониторинг которого осуществляется Государственным комитетом статистики на регулярной основе.
3. Теория Г.-С. Беккера обосновала экономическую необходимость осуществления больших капиталовложений (государственных и частных) именно в «человеческий фактор». Такой подход реализуется на практике. В частности, индекс человеческого капитала на душу населения (выражает уровень издержек государства, фирм и граждан на образование, охрану здоровья и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения), использующийся Бюро статистики труда США, увеличивался в послевоенные годы на 0,25 % в год. В 60-е годы рост приостановился, что было связано прежде всего с демографическими особенностями периода, а в 80-е ускорился - почти на 0,5 % ежегодно.
По мнению Г.-С. Беккера, вложения в образование граждан, в медицинское обслуживание, в частности в детское, в социальные программы, направленные на сохранение, поддержку, пополнение кадров, равнозначны инвестированию в создание или приобретение новой техники или технологий, что в будущем возвращается такими же прибылями. Значит, согласно его теории, поддержка предпринимателями школ и вузов - не благотворительность, а забота о будущем государства.

Теория человеческого капитала создала единую аналитическую структуру для изучения средств, вложенных в образование и профподготовку, а также пояснила отличия между странами, заключающиеся в структуре занятых в экономике. Ведь отличия в предложении человеческого капитала в разных странах существеннее, чем отличия в предложении реального капитала. Среди проблем, при решении которых может быть целесообразной теория человеческого капитала Т.-В. Шульц назвал явление, когда страны, богатые капиталом, в частности созданными материальными фондами, экспортируют преимущественно трудоемкие, а не капиталоемкие продукты.
Исследовав проблемы человеческого капитала, Г.-С. Беккер стал одним из основателей новых разделов экономической теории - экономики дискриминации, экономики внешнего хозяйствования, экономики преступления и др. Он перекинул «мостик» от экономики к социологии, демографии, криминалистике; первым внедрил принцип рационального и оптимального поведения в тех отраслях, где, как считали раньше исследователи, господствовали привычки и иррациональность.

Основной социальный вывод теории человеческого капитала заключается в том, что в современных условиях повышение качества рабочей силы имеет большее значение, чем рост фондообеспечения труда. Контроль над производством переходит из рук собственников монополий на материальный капитал в руки тех, кто владеет знаниями. Эта теория открывает возможности оценки вклада в экономический рост образовательного фонда (по аналогии с оценкой вклада основных имущественных фондов), а также возможность управления процессами инвестирования на основе сопоставления отдачи от вложений в имущественные фонды и образовательный фонд.

С точки зрения общественной формы занятость - это определенная совокупность социально-экономических отношений между людьми по поводу обеспечения трудоспособного населения рабочими местами, формирования, распределения и перераспределения трудовых ресурсов с целью их участия в общественно полезном труде и обеспечения расширенного воспроизводства рабочей силы. Эта совокупность социально-экономических отношений находит свое выражение в таких экономических категориях, как индивидуальная (семейная) и коллективная трудовая деятельность, процесс труда, интенсивность и производительность, мобильность рабочей силы, общеобразовательная и профессиональная подготовка кадров, заработная плата и др.
Различают три основных вида занятости: полную, рациональную и эффективную. Полная занятость - это предоставление обществом всему трудоспособному населению возможности заниматься общественно полезным трудом, на основании которой осуществляется индивидуальное (в рамках семьи) и коллективное (при участии фирм, компаний и государства) воспроизводство рабочей силы и удовлетворение всей совокупности потребностей. Рациональная занятость - занятость, которая имеет место в обществе с учетом целесообразности перераспределения и использования трудовых ресурсов, их половозрастной и образовательной структуры. Этот видзанятости не всегда бывает эффективным, поскольку осуществляется с целью улучшения половозрастной структуры занятости, привлечения к трудовой деятельности трудоспособного населения отдельных отсталых регионов и др. Эффективная занятость - этозанятость, которая осуществляется в соответствии с требованиями интенсивного типа воспроизводства, критериями экономической целесообразности и социальной результативности, ориентирована на сокращение ручного, непрестижного и тяжелого физического труда.
Трудовая деятельность в зависимости от формы собственности осуществляется на государственных, коллективных и частных предприятиях. Частные, в свою очередь, делятся на индивидуальные (семейные), трудовые и частнокапиталистические. Преобладающее большинство трудоспособного населения в развитых странах мира работает в частном секторе. С точки зрения структуры народного хозяйства большая часть трудоспособного населения занята в сфере нематериального производства (около 2/3 общей численности, а в США - более 70%). В сельском хозяйстве занято от 2,5 до 5 % общего количества рабочей силы.

Различают основную и специальную формы занятости. Основная форма регулируется трудовым законодательством и типовыми правилами внутреннего распорядка в отношении разных категорий работников. Специальные, или нетрадиционные формы занятости (работа на дому, по совместительству, индивидуальная и коллективная трудовая деятельность и др.) используются в соответствии со специальными правовыми нормами. В США и Англии нетрадиционными формами занятости охвачено более 30 % рабочей силы.

В странах бывшего СССР доминирует тип занятости, который отвечает технологическому способу производства, основывающемуся на ручном и механизированном труде. В структурезанятости преобладает промышленная и сельскохозяйственная деятельность с широким применением простого физического труда (более 40 % от общей численности работающих). Развитые страны мира прошли этот этап в 40-50-е гг. Сегодня там преобладает информационный тип занятости, связанный со сбором, обработкой и предоставлением информации в сфере производства и обращения и Др. Растут расходы на подготовку качественной рабочей силы в высокотсхнических отраслях промышленности. В США, например, проходят переподготовку 75-85 % руководителей, специалистов, работников. В частном секторе ежегодно обучается почти треть работающих.

В современных условиях осуществляется активное регулирование рынка рабочей силы. Государство влияет на се спрос через развитие государственного предпринимательства, создание и реализацию программ общественных работ, предоставление премий предпринимателям за создание рабочих мест в экономически отсталых районах, подготовку и переподготовку кадров и др. Регулирование государством предложения рабочей силы осуществляется через сокращение продолжительности рабочего дня, развитие образования, здравоохранения, предоставление помощи безработным, их переквалификацию, создание бирж труда и др.
Сущность и причины безработицы.

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти работу, становится относительно избыточной, пополняя резервную армию труда. По определению Международной организации труда, безработный - лицо, которое хочет и может работать, но не имеет рабочего места.
Безработица впервые возникла в Великобритании в начале XIX в., но до конца столетия она не носила массового характера, а увеличивалась только в периоды экономических кризисов. Так, в США в 1920-1929 гг. среднее количество безработных составляло 2,2 млн чел., а в 30-х гг. - уже около 20 %.

Первую попытку выяснить сущность и причины безработицы предпринял Т. Мальтус. Он объяснял ее появление слишком быстрым ростом населения, который опережал увеличение количества средств производства. Причину он видел в вечном биологическом законе. Эта теория с определенными модификациями существует и сегодня. Средствами преодолениябезработицы Мальтус и неомальтусианцы считают войны, эпидемии, сознательное ограничение рождаемости и др. Основными недостатками этой теории являются, во-первых, рассмотрение человека только как биологического существа, игнорирование его социальной сущности. Во-вторых, Мальтус и его последователи игнорировали (или существенно недооценивали) роль НТП, возможность обеспечения опережающего роста производства предметов потребления в результате использования достижений науки и техники. Выводы данной теории не подтвердила практика.
В середине 50-х гг. возникла технологическая теория безработицы, согласно которой ее причиной является прогресс техники, технические изменения в производстве, особенно случайные. Бороться с безработицей, по мнению ее авторов, следует через ограничение технологического прогресса, его замедление.

Наиболее распространена в наше время кейнсианская теория безработицы, согласно которой причина заключается в недостаточном спросе на товары, обусловленном склонностью людей к сбережению и недостаточными стимулами к инвестициям. Кейнсианцы доказывали, что ликвидировать безработицу можно через стимулирование государством спроса и инвестиций. Особая роль в увеличении инвестиций отводилась снижению процента за кредит. Средством борьбы с безработицей Дж.Кейнс считал увеличение инвестиций, которые могли идти на расширение общественных работ и даже на военные расходы.
По одной из концепций, безработица обусловлена высоким уровнем заработной платы, следовательно, чтобы снизить безработицу, необходимо уменьшить заработную плату. Неоклассическая школа считает безработицу естественным явлением.
Марксистская теория объясняет безработицу закономерностями капиталистического способа производства, прежде всего, законами конкурентной борьбы, вынуждающей капиталистов увеличивать инвестиции, совершенствовать технику, что ведет к относительному увеличению расходов на средства производства в сравнении с расходами на рабочую силу, росту органического строения капитала. Последнее также связано с циклическими процессами накопления капитала и особенностями воспроизводства. В марксистской теории это получило название всеобщего закона капиталистического накопления. Его сущность состоит в растущей поляризации капиталистического общества, наличии внутренне необходимых, устойчивых и сущностных связей между увеличением объемов функционирующего капитала, общественного богатства, производительной силы труда пролетариата, с одной стороны, и ростом относительной промышленной резервной армии, перенаселением, нищетой, официальным пауперизмом - с другой. Составной элемент данного закона - закон накопления, к основным формам проявления которого относятся абсолютное и относительное обнищание.
Всеобщий закон накопления позволяет выявить диалектическое единство причин, связанных как с технологическим способом производства, так и с его общественной формой. В первом случае такой причиной выступает прогресс техники, который обусловливает опережающий рост спроса на средства производства в сравнении со спросом на рабочую силу. Этим объяснением ограничивается технологическая теория безработицы. Однако подобного объяснения недостаточно, поскольку в условиях гуманистического общества преодолениебезработицы не составляло бы особой проблемы: высвобожденным работникам предоставлялась бы возможность трудоустройства в других сферах и отраслях, для занятых сокращался бы рабочий день, не было бы занятости на двух и более работах, исключались бы сверхурочные работы и т.д. К сожалению, такая картина не отвечает действительности. Поэтому поиск причин безработицы с необходимостью должен быть дополнен анализом общественной формы - условий конкурентной борьбы, особенностей капиталистического накопления, которые делают безработицу неизбежной, так как"она является основным резервом для удовлетворения дополнительного спроса на рабочую силу в период подъема.

При этом она выступает и в качестве важного фактора давления на работников при снижении заработной платы.

Наряду с отмеченными системными причинами, безработица может быть также вызвана комплексом иных причины, связанных со структурными изменениями в экономике, неравномерностью развития производительных сил в народном хозяйстве и отдельных регионах, с постоянным прогрессом техники, особенно его революционной формой - НТР, диспропорциональностью развития экономики, ограниченностью спроса на товары и услуги, наконец, с элементарным поиском работниками новых рабочих мест, где выше заработная плата, более содержательная работа и т. д. В зависимости от условий данные причины безработицы могут выступать в качестве основных, поскольку закон капиталистического накопления не носит всеобщего характера, так как действует не во всех общественно-экономических формациях и даже не на протяжении всего периода существования капитализма.

Различают текущую, аграрную, застойную безработицу. Текущую - порождают структурные, технологические изменения в экономике, кризисы пере- и недопроизводства и т. п. К данной категории безработных относятся лица, которые имеют необходимую общеобразовательную и профессиональную подготовку, физически и психически здоровы. Непосредственной причиной их безработицы является превышение предложения рабочей силы над ее спросом вследствие неравномерного и диспропорционального развития производительных сил в разных сферах, отраслях и районах народного хозяйства. Чаще всего текущее перенаселение - это кратко- и среднесрочная безработица. Аграрное перенаселение обусловлено отсутствием достаточного количества рабочих мест в городах, что вынуждает сельских тружеников оставаться в селе, подрабатывая в городе, поскольку доходов от труда на земле недостаточно для нормального существования. Застойное перенаселение характеризуется нерегулярностью занятости отдельных категорий населения (сезонные работы, надомный труд). Нижний слой этой категории безработных - пауперы (нетрудоспособные и те, кто продолжительное время не могут найти работу).

В соответствии с производными причинами (относительно основной) выделяют безработицу технологическую, возникающую в результате вытеснения работников вследствие внедрения новой, как правило, автоматизированной техники; фрикционную - связанную с текучестью рабочей силы вследствие ее профессиональных, возрастных и региональных перемещений; структурную, обусловленную структурными изменениями, вызывающими несоответствие структуры рабочих мест и профессиональное несоответствие; циклическую, связанную с экономическими циклами и, прежде всего, кризисами; конверсионную, вызванную окончанием военных действий, значительным сокращением производства военной продукции; региональную, институционалную, скрытую. В развитых странах мира около 50 % прироста безработных обусловлено структурной формой безработицы. В зависимости от возраста выделяют молодежную безработицу, безработицу среди людей старшего возраста и т. д.
Безработица наносит значительный экономический ущерб государству. Согласно закону А. Оуэна, ее увеличение на 1 % приводит к потере годовой продукции более чем на 2 %, а ежегодный прирост ВНП в объеме 2,7 % удерживает долю безработных на постоянном уровне. На самих безработных отсутствие работы оказывает значительное психологическое давление, увеличивает количество сердечных заболеваний, трагических случаев. Потеря рабочего места в развитых странах по своему психологическому воздействию равнозначна смерти близкого родственника.

В западной экономической литературе широкое распространение получила концепция А.Филипса, в которой обосновывается обратная зависимость между темпами инфляции и уровнембезработицы на непродолжительном отрезке времени. В течение более длительного времени, согласно выводам современных экономистов, такая зависимость не проявляется.

Численность официально зарегистрированных безработных в развитых странах мира выросла с 11,7 млн чел. в 1965 г. до более 50 млн в середине 90-х гг. Если в США под полнойзанятостью в 1946 г. понимали ограничение безработицы 4%-м уровнем, то в начале 90-х гг. - уже 7%-м.

Приведенные данные свидетельствуют о действии закона народонаселения, сущность которого, по утверждению К. Маркса, заключается в росте промышленной резервной армии труда.

Человеческий капитал, трудовые ресурсы и экономически активное население

Важным понятием, тесно связанным с трудовыми ресурсами, считается человеческий капитал. В экономической теории под ним понимается совокупность знаний и навыков работников. В расширенной трактовке к человеческому капиталу относят состояние здоровья работников, их личностные характеристики, культурный уровень, состояние трудовой морали, систему мотивации. Для оценки человеческого капитала в него включается накопленная стоимость всех расходов на образование, подготовку и переподготовку рабочей силы (расходы на здравоохранение и культуру, если речь идет о широком значении человеческого капитала).

Впервые термин человеческий капитал был предложен американским экономистом Джейкобом Минсером (1922– 2006) в 1958 г. в статье "Инвестиции в человеческий капитал и распределение личных доходов". Однако наибольший вклад в разработку теории человеческого капитала сделали американские экономисты – лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц (1902–1998) и Гэри Беккер (р. 1930). Свою лепту внесли и другие известные экономисты – Саймон Кузнец, Эдвард Денисон, Джон Кендрик, Роберт Солоу, Роберт Лукас и др.

В отличие от доминировавших ранее представлений, что расходы на образование, подготовку и переподготовку рабочей силы относятся лишь к издержкам, в теории человеческого капитала они рассматриваются как инвестиции в экономический рост, т.е. инвестиции в человеческий капитал – это аналог инвестиций в основной капитал. Как считают приверженцы теории человеческого капитала, именно рост человеческого капитала отражается в росте заработной платы.

К трудовым ресурсам относят население, способное работать. Это прежде всего люди в трудоспособном возрасте, а также работающие пенсионеры, подростки, иммигранты.

Однако статистические органы предпочитают термин экономически активное население, который охватывает занятых и безработных (как синоним часто употребляется понятие рабочая сила ). В свою очередь, занятые подразделяются на работающих полную и неполную рабочую неделю. По международной статистике, к первой категории относятся лица, проработавшие 35 ч и более в течение недели, а ко второй – от 1 до 34 ч в неделю. Исходя из этого применяются различные показатели занятости: общая численность занятых, численность занятых в пересчете на полный рабочий день.

В экономически активном населении выделяют также наемных и самозанятых (работающих на себя) работников. В развитых странах первая категория составляет в среднем 85–90% экономически активного населения, в менее развитых она намного меньше, прежде всего из-за большого числа мелких хозяйств в первичном секторе, работающих больше на себя, чем на рынок. Самозанятые составляют основу неформальной экономики.

Масштабы и динамика трудовых ресурсов и занятости в России

В последние годы численность экономически активного населения в России составляла 75–76 млн чел., в том числе занятых в экономике – 70–71 млн чел.

Как и в остальных странах, в России предложение рабочей силы определяется в первую очередь естественным приростом населения и масштабами внешней миграции. В свою очередь, естественный прирост определяется соотношением рождаемости и смертности, и хотя в современной России эти показатели улучшаются, однако последствия демографической катастрофы 1990-х гг. не изжиты – естественный прирост восстановился лишь в 2012 г. Он компенсируется положительным сальдо внешней миграции: за 1993–2011 гг. в Россию на постоянное жительство въехало более 7,6 млн чел. (в основном из бывших советских республик), а выехало 2,9 млн. К тому же на предложение рабочей силы значительное влияние оказывает временная трудовая миграция: по оценкам, число временных трудовых иммигрантов, включая незарегистрированных, достигает 5–7 млн чел.

Со стороны спроса главным фактором, оказывающим влияние на динамику занятости в России, остается экономическая динамика. Так, в 2009 г., т.е. в разгар последнего кризиса, численность экономически активного населения сократилась на 1,6 млн чел., так как временные мигранты не столько приезжали, сколько уезжали.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Трудовой потенциал Развитие хозяйства любой страны зависит от её человеческого потенциала. Однако для экономики важна не просто общая численность населения, а количество людей, находящихся в трудоспособном возрасте. В нашей стране трудоспособными считаются мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55 лет. Трудовой потенциал. Развитие хозяйства любой страны зависит от её человеческого потенциала. Однако для экономики важна не просто общая численность населения, а количество людей, находящихся в трудоспособном возрасте. В нашей стране трудоспособными считаются мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55 лет.

3 слайд

Описание слайда:

Трудовые ресурсы Трудовые ресурсы - часть населения страны, способная работать в хозяйстве страны. В состав трудовых ресурсов входят: всё трудоспособное население, часть нетрудоспособного населения (работающие инвалиды и льготные пенсионеры, вышедшие на пенсию в относительно молодом возрасте), работающие подростки в возрасте 14–16 лет, значительная часть населения в возрасте старше трудоспособного, которые продолжают работать. Трудовые ресурсы - часть населения страны, способная работать в хозяйстве страны. В состав трудовых ресурсов входят: всё трудоспособное население, часть нетрудоспособного населения (работающие инвалиды и льготные пенсионеры, вышедшие на пенсию в относительно молодом возрасте), работающие подростки в возрасте 14–16 лет, значительная часть населения в возрасте старше трудоспособного, которые продолжают работать

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Экономически активное население В условиях перехода России к рыночным отношениям правильнее применять термин «экономически активное население». Экономически активное население включает лиц, занятых в экономике (работающих по найму или имеющих собственный бизнес), и безработных.

6 слайд

Описание слайда:

Безработица В категорию безработных включают людей, которые обычно хотят работать, заняты поиском работы, но не могут пока найти подходящее место. Число безработных в России составляет 7,5 % экономически активного населения. Средний возраст российских безработных - 34,9 года. В категорию безработных включают людей, которые обычно хотят работать, заняты поиском работы, но не могут пока найти подходящее место. Официально в службах занятости зарегистрировано меньше безработных, чем существует на самом деле (такое явление получило название «скрытая безработица»). Число безработных в России составляет 7,5 % экономически активного населения. Средний возраст российских безработных - 34,9 года. То есть это люди, находящиеся в самом расцвете физических и интеллектуальных сил.

7 слайд

Описание слайда:

Скрытая безработица Скрытая безработица, характерная для кризисной экономики, была широко распространена в начале 1990-х гг., когда на предприятиях уменьшали число рабочих дней и часов, задерживали зарплату, люди были заняты лишь частично, но числились работающими. При этом многие подрабатывали частными перевозками, торговлей и пр. Численность российских безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости в 2004 г., составляла всего около 2 млн чел. Скрытая безработица, характерная для кризисной экономики, была широко распространена в начале 1990-х гг., когда на предприятиях уменьшали число рабочих дней и часов, задерживали зарплату, люди были заняты лишь частично, но числились работающими. При этом многие подрабатывали частными перевозками, торговлей и пр. Численность российских безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости в 2004 г., составляла всего около 2 млн чел.

8 слайд

Описание слайда:

Причины безработицы Главная причина – кризисное состояние экономики страны (сокращение производства предприятий и отраслей). Структурная перестройка хозяйства страны (изменение спроса на некоторые профессии, появление новых профессий). Низкие темпы создания новых рабочих мест, не поспевающие за естественным приростом населения. Безработица зависит от соотношения спроса и предложения на рабочую силу. Но причины, определяющие это соотношение, могут быть разными. Главная причина безработицы в России - кризисное состояние экономики страны, которое проявляется в резком сокращении производства отдельных предприятий и целых отраслей (машиностроения, лёгкой промышленности, сельского хозяйства и т. д.). По этой причине в наиболее сложном положении оказалось население территорий, где сконцентрированы предприятия и отрасли, переживающие спад производства. Ещё одной причиной безработицы является структурная перестройка хозяйства страны, при которой меняется спрос на некоторые профессии, сокращаются рабочие места в одних отраслях хозяйства и увеличиваются в других. Структурная безработица охватывает несколько процентов экономически активного населения страны и является объективным процессом развития хозяйства страны. Так, структурная безработица характерна для Ивановской области, где расположено много предприятий текстильной промышленности. Районы с широким набором отраслей специализации, крупные города со множеством предприятий производственной и непроизводственной сферы находятся в относительно благоприятных условиях. Уровень занятости населения здесь намного выше, а уровень безработицы ниже, чем в регионах с узкой специализацией хозяйства. Примером такого региона может служить Европейский Центр. Наблюдающееся в последние десятилетия снижение естественного прироста населения России создаёт проблему «старения населения». В результате этого процесса растёт число россиян в возрасте старше трудоспособного, а доля населения в детском возрасте и трудоспособном возрасте сокращается. Однако для некоторых территорий России сохраняется высокий естественный прирост населения. В трудоспособный возраст ежегодно вступает большое количество молодых людей, которые нуждаются в новых рабочих местах. Скорость роста трудоспособного населения в таких регионах больше, чем скорость создания рабочих мест, соответственно, растёт уровень безработицы. Такая причина безработицы характерна для республик Северного Кавказа. Её результат - трудовые миграции населения, в основном в центральные районы России.

9 слайд

Описание слайда:

Человеческий капитал Национальный человеческий капитал - это наиболее образованная, созидательная, инициативная, профессиональная и здоровая часть трудовых ресурсов, интенсивный производительный фактор экономического развития страны.. Для формирования и эффективного функционирования человеческого капитала необходимы значительные затраты государства для создания среды, обеспечивающей высокое качество жизни населения. К основным формам «инвестиций в человека» относятся инвестиции в образование, здравоохранение и социальное обеспечение. Люди - главное богатство страны. Однако, характеризуя население страны, недостаточно учитывать только его численность, демографические показатели, долю людей трудоспособного возраста. В современном обществе всё большее значение играют показатели, характеризующие качество населения: уровень интеллектуального развития, образования, культуры, квалификации, здоровья и пр. Человек образованный, сознательный, обладающий хорошим здоровьем и высоким уровнем профессионализма не только возвращает государству затраченные на него средства, но и многократно их преумножает, создавая материальные, духовные, интеллектуальные ценности. Таким образом, национальный человеческий капитал - это наиболее образованная, созидательная, инициативная, профессиональная и здоровая часть трудовых ресурсов, интенсивный производительный фактор экономического развития страны. Для формирования и эффективного функционирования человеческого капитала необходимы значительные затраты государства для создания среды, обеспечивающей высокое качество жизни населения. К основным формам «инвестиций в человека» относятся инвестиции в образование, здравоохранение и социальное обеспечение. В экономически развитых странах в последние полвека инвестиции в человеческий капитал значительно опережают инвестиции в производственный (физический) капитал. Так, в США «инвестиции в человека», т. е. социальные расходы на образование, здравоохранение и социальное обеспечение, в 1970 г. составляли 194 % по отношению к производственным инвестициям, а в 2010 г. - уже 420 %.

10 слайд

Описание слайда:

«Утечка мозгов» Из России в 1990–1995 гг. в связи с кризисным состоянием научной отрасли около 50 тыс. российских учёных уехали работать за рубеж. Многолетний процесс «утечки мозгов» привёл к тому, что основная часть мирового человеческого капитала сосредоточилась в развитых странах мира. В условиях плохого качества жизни, низкой безопасности, агрессивной или угнетающей среды проживания и работы лучшие специалисты уезжают туда, где им удобнее жить, комфортнее и безопаснее работать. За рубежом это явление получило название «утечка мозгов». Так, из России в 1990–1995 гг. в связи с кризисным состоянием научной отрасли около 50 тыс. российских учёных уехали работать за рубеж. Многолетний процесс «утечки мозгов» привёл к тому, что основная часть мирового человеческого капитала сосредоточилась в развитых странах мира.

11 слайд

Описание слайда:

Формирование человеческого капитала Человеческий капитал является частью национального богатства страны наряду с природным, производственным, финансовым и интеллектуальным капиталом. Человеческий капитал является частью национального богатства страны наряду с природным, производственным, финансовым и интеллектуальным капиталом. По подсчётам специалистов, стоимость мирового человеческого капитала составляет 365 трлн долл. США, или 66 % мирового богатства. В большинстве экономически развитых стран мира человеческий капитал составляет 70–80 % накопленного национального богатства. В России человеческий капитал значительно ниже (около 50 %) как за счёт высокой стоимости природных ресурсов, так и за счёт низких инвестиций на социальные нужды. В настоящее время на формирование человеческого капитала направлены национальные проекты в области образования и здравоохранения, инициированные Президентом РФ. Однако человеческий капитал невозможно изменить в короткие сроки, так как его величина и качество зависят не только от образования, знаний и здоровья населения, но и от менталитета, который формируется десятилетиями. Например, попустительское отношение части населения к своему образу жизни (курение, употребление спиртных напитков и пр.) делает инвестиции государства в здравоохранение малоэффективными. В то же время наличие национальной идеи, объединяющей граждан, высокая культура основной массы населения служат фундаментом для формирования человеческого капитала страны, что подтверждают примеры Финляндии, Японии, Южной Кореи, Китая и ряда других стран.

Занятость населения - это степень участия способных к созидательной деятельности граждан страны. Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть способных к творчески-трудовой деятельности граждан не занята в процессе создания товаров и услуг. Таким образом, количественно человеческий капитал исчисляется как сумма всех занятых. Незанятые члены общества, или безработные относятся к разряду человеческих ресурсов. Безработными следует считать лиц, не имеющих работы, ищущих работу и в установленном порядке получивших официальный статус безработных в органах государственной службы занятости. Различные формы безработицы можно объединить в два основных вида - естественную и вынужденную безработицу.

Естественная безработица - это безработица, соответствующая условиям полной занятости человеческого капитала. Она адекватна наилучшему для экономики резерву человеческого капитала, обеспечивающему устойчивые и прогнозируемые темпы хозяйственного развития. Реальный объем производства при естественном уровне безработицы называется естественным потенциалом экономики.

Основными формами естественной безработицы являются фрикционная, структурная и институциональная безработица.

Фрикционная безработица - это ситуация, в которой работники, покинувшие прежнее место работы, находятся в движении: ищут или ожидают новую работу. Данная безработица не является продолжительной, а из ее определения следует, что она может рассматриваться как неизбежная и даже желательная. “Естественность” фрикционной безработицы обусловлена естественной динамикой человеческого капитала: переходом рабочих и специалистов на высокооплачиваемую работу, что, в свою очередь, способствует оптимизации использования ограниченных факторов производства.

Структурная безработица - это безработица, естественно возникающая в процессе функционирования рыночного механизма, который реагирует на изменения в структуре спроса и предложения. Такие изменения приводят к тому, что спрос на отдельные виды человеческого капитала уменьшается или вовсе прекращается, и в итоге возникает безработица. Очень часто структурную безработицу объясняют изменениями не только в спросе, но и в технологии производства. Технологические усовершенствования - естественный результат действия такого динамического фактора экономического развития, как научно-технический прогресс. Развитие науки и техники, интеллектуализация и информатизация общества приводят к структурным изменениям в экономике и, следовательно, к структурной безработице.

Институциональная безработица - безработица, порождаемая действием формальных норм и неформальных ограничений, определяющих устройство и динамику рынка человеческого капитала. Данная форма безработицы возникает прежде всего в результате функционирования институтов государства, тем или иным образом воздействующих на спрос и предложение человеческого капитала.

Часто институциональная безработица обусловливается чрезмерными выплатами государства определенным категориям граждан по линии социального бюджета. И чем больше объем пособия, тем продолжительнее время поиска нового рабочего места. Институциональная безработица часто возникает вследствие определенной налоговой политики государства. Чрезмерно высокие налоговые ставки сокращают объем дохода, остающегося в распоряжении работников. И чем меньше разница между оставшейся у людей частью их дохода и суммами выплат по социальным программам, тем сильнее действуют механизмы, ограничивающие предложение человеческого капитала и удлиняющие сроки безработицы. Институциональной является и та безработица, которая возникает из-за несовершенства информации о наличии вакантных рабочих мест.

Таким образом, естественная безработица обусловливается строением самого рынка человеческого капитала, а потому и регулируется его механизмами. Естественная безработица - это редкий случай для экономики; чаще наблюдается вынужденная безработица.

Вынужденная безработица - это безработица в ситуации неполной занятости человеческого капитала, то есть превышающая свой естественный уровень. При вынужденной безработице реальный объем производства ниже, чем в условиях естественной безработицы. Основными формами вынужденной безработицы считаются циклическая, региональная и скрытая безработица.

Циклическая безработица - это безработица, вызванная спадом производства, т. е. той фазой экономического цикла, в которой недостаточен объем общих расходов или спроса. В том случае, если спрос на товары и услуги падает, то занятость сокращается и безработица растет. В недалеком прошлом данную безработицу можно было бы отнести к естественной, поскольку циклический характер хозяйственной динамики присущ самой экономике. Однако усиление роли государства в современном рыночном хозяйстве делает все более естественным не циклический, а поступательный характер экономического развития. Поэтому все более “неестественным” становится спад производства как фаза бизнес-цикла.

Региональная безработица - безработица, возникающая в том или ином регионе страны в результате действия ряда географических, демографических, социально-психологических и иных факторов. Поэтому решать проблему следует не только с помощью экономических мер. Требуется разработка и принятие долгосрочных целевых программ регулирования занятости с точки зрения особенностей функционирования национально-региональных рынков человеческого капитала.

Скрытая безработица - одна из форм вынужденной безработицы, возникающая в условиях деформации рыночного механизма, а также утраты стимулов человека к созидательной деятельности. Речь в данном случае идет о людях, которым приходится трудиться в течение неполного рабочего дня или рабочей недели. В режиме скрытой безработицы находятся также граждане, которые отчаялись найти работу, утратили право на получение пособий и отказались регистрироваться на бирже человеческого капитала. Особенно велики масштабы скрытой безработицы в условиях административной системы управления экономикой, т. е. при деформациях рыночного механизма.

Вопросы, связанные с безработицей, являются предметом пристального внимания государства, которое оказывает влияние на уровень и продолжительность безработицы и определяет меры по социальной защите безработных. Уровень и продолжительность безработицы являются ее важнейшими показателями.

Уровень безработицы - это доля официально зарегистрированных безработных в численности трудоспособного населения. Продолжительность безработицы - количество времени, в течение которого люди пребывают в качестве безработных. Следует заметить, что оба показателя дополняют друг друга и дают достаточно полную картину занятости.

Если государство будет стремиться к обеспечению стопроцентной занятости, то экономика перестанет гибко реагировать на внешние динамические факторы хозяйственного развития вследствие дефицита человеческого капитала. Это неизбежно приведет к инфляции, снижению темпов экономического развития, бюджетному дефициту и т. д. Рынок человеческого капитала сам всегда стремится к установлению естественной нормы безработицы. И если занятость превышает эту норму, то государству следует ослабить воздействие на рынок человеческого капитала, с тем чтобы он сам пришел в естественно-равновесное состояние.

Воздействие государства на рынок человеческого капитала необходимо в условиях вынужденной безработицы. Здесь государство использует весь свой регулирующий потенциал, добиваясь увеличения занятости вплоть до естественного уровня. Но государство может пускать в ход далеко не всякие регулирующие методы воздействия, а лишь те из них, которые менее всего содержат в себе угрозу дестабилизации экономики.

В арсенале государства есть немало методов регулирования рынка человеческого капитала. К их числу можно отнести совершенствование системы информации о наличии свободных рабочих мест, что помогает безработным сократить время поиска работы. Государство создает сеть переподготовки и переквалификации граждан, оставшихся временно без работы, принимает участие в организации работы бирж человеческого капитала. К числу прогрессивных методов регулирования занятости относится и деятельность государства по стимулированию разработки новых технологий, созданию благоприятных условий развития малого бизнеса, дающего работу большой группе собственников человеческого капитала.

Что касается деятельности государства по социальной защите пострадавших от безработицы, то ему следует прежде всего, позаботиться о тех, кто стал вынужденно безработным. Понятно, что человек, добровольно ставший безработным, не может претендовать на такое же участие государства в своей судьбе, как, например, оставшийся без работы в результате циклической безработицы. Кроме того, желание государства социально защитить своих граждан должно непременно соизмеряться с реальными возможностями экономики страны. В противном случае такая “помощь” может обернуться ростом институциональной безработицы, а стимулирующая роль заработной платы при этом может существенно подорваться, чего допускать ни в коем случае нельзя.