Ремонт Стены Уход

Парняков сидоров клиническая психология 1 том pdf. Сидоров П.И., Парняков А.В

Учебник содержит систематическое изложение основных разделов клинической психологии. Более полно, чем в других аналогичных руководствах, освещены психология лечебного процесса, психологические основы психотерапии, суицидальное поведение, психология умирания. Впервые комплекс медико-психологических знаний предлагается в органическом единстве с общей, возрастной и социальной психологией.

Учебник адресован студентам всех факультетов медицинских учебных заведений, а также врачам и психологам, специализирующимся по клинической психологии и психотерапии.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Клиническая психология - область, пограничная между клинической медициной и психологией. Это отражается как в самом названии, так и в ее содержании. Важность ее для медицины уже никто не оспаривает. Современная клиническая практика требует восстановления у больного не только соматического здоровья, но также оптимального психологического и социального функционирования; более того, психологическое состояние человека самым активным образом влияет на его здоровье, зачастую обуславливает быстроту и качество выздоровления при заболеваниях. Поэтому в подготовке врача существенно возрос объем необходимых знаний, умений и навыков. Ведь современному врачу знания и умения в области психологии так же необходимы, как знания и умения в области анатомии или физиологии. Кроме того, практическое здравоохранение уже требует привлечения к участию в лечебном процессе и специалистов гуманитарного профиля - клинических психологов, социальных работников. Психология необходима и каждому представителю новой профессии в медицине - менеджерам здравоохранения.

В учебник вошли традиционные, проверенные временем и прочно занявшие в отечественной клинической психологии свое место представления. Вместе с тем, современное фундаментальное образование в медицинском вузе трудно представить без экскурсов в смежные разделы психологии и психотерапии. С этой целью авторами представлены материалы по основам психологии и введению в психотерапию.

Учебник содержит систематическое изложение основных разделов клинической психологии. Более полно, чем в других аналогичных руководствах, освещены психология лечебного процесса, психологические основы психотерапии, суицидальное поведение, психология умирания.

Впервые комплекс медико-психологических знаний предлагается в органическом единстве с общей, возрастной и социальной психологией. Указатель, включающий предметный и именной, приближает издание к полноценному справочному руководству по всем основным разделам клинической психологии.

Учебник предназначен студентам всех факультетов медицинских учебных заведений, а также врачам, психологам и социальным работникам, специализирующимся по клинической психологии и психотерапии.

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

Исторические предпосылки возникновения понятия "психика"

Психика и нервная система

Социальная опосредованность психики человека

Предмет и объекты психологии, основные формы психических явлений

Задачи и отрасли психологической науки

Клиническая психология как отрасль психологической науки

Основные методы исследования в психологии

Дополнительные методы исследования в психологии

ГЛАВА 2. ПСИХИКА И МОЗГ

Клеточный уровень организации нервной системы

Структурная организация нервной системы

Центральная нервная система

Общая модель сенсорной и двигательной систем

Вегетативная нервная система

Основные функциональные блоки мозга

Теория системной локализации высших психических функций

РАЗДЕЛ 2. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ

ГЛАВА 3. ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Ощущения

Общие закономерности ощущений

Основные характеристики ощущений

Изменения чувствительности и процессы взаимодействия анализаторов

Мозговые основы ощущений

Расстройства ощущений

Восприятия

Основные свойства восприятий

Классификация восприятий

Расстройства восприятия

Исследование ощущений и восприятий

Психофизиология органов чувств

Зрительный анализатор

Слуховой анализатор

Анализаторы обоняния и вкуса

Общая (кожноBкинестетическая) чувствительность

Статическая чувствительность

Висцеральная чувствительность

ГЛАВА 4. МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Представления, законы ассоциаций

Основные мнемонические процессы

Типы памяти

Виды памяти

Формирование и развитие памяти

Теории памяти

Нарушения памяти

Методы исследования памяти

ГЛАВА 5. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ И РЕЧИ

Мышление

Операции процесса мышления

Виды мышления

Основные формы абстрактного мышления

Методы мышления

Типы мышления

Влияние эмоций на мышление

Функциональная асимметрия мозга и мышление

Стратегии мышления и решение проблемных ситуаций

Индивидуальные особенности мышления

Развитие мышления в онтогенезе

Исследование мышления

Законы логики и мышление

Нарушения мышления

Классификация нарушений мышления в патопсихологии

Клиническая классификация расстройств мышления

Вопросы для повторения

Воображение

Виды воображения

Ятрогении

Патологические формы воображения и их оценка

Вопросы для повторения

Речь и ее функции

Речь и общение

Жестовая речь

Соотношение мышления и речи

Теории развития речи

Нарушения речи

Расстройства фонационного оформления речи

Расстройства структурноBсемантического (внутреннего) оформления речи

Нарушения письменной речи

Исследование нарушений речи

ГЛАВА 6. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Определение и общая характеристика эмоций

Основные свойства эмоций

Функции эмоций

Классификация эмоций

Фундаментальные эмоции (Изард К., 1980)

Развитие эмоций в филогенезе и онтогенезе

Нейрофизиологический субстрат эмоций

Теории эмоций

ИндивидуальноBпсихологические особенности проявлений эмоций и чувств

Классификация страха и тревоги (по Х. Христозову, 1980)

Патология эмоциональной сферы

Исследование эмоций и чувств

Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изард, модификация -О.П. Елисеев, 1994)

ГЛАВА 7. ВОЛЯ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Понятие "воля"

Побудительная и тормозная функции воли

Волевая регуляция деятельности человека

Воля и потребности

Этапы волевого акта

Возрастные особенности волевой регуляции и формирование волевых свойств личности

Двигательная активность: психологическое строение движений, действий и навыков

Рабочие движения и работоспособность человека

Патология волевой и произвольной регуляции

Исследование воли

ГЛАВА 8. ВНИМАНИЕ

Определение и функции внимания

Формы и уровни внимания

Свойства внимания

Развитие внимания у детей

Нейрофизиологические механизмы внимания

Нарушения внимания

Методы исследования внимания

Таблицы Шульте

Стимульный материал

ГЛАВА 9. СОЗНАНИЕ

Общая характеристика и основные понятия

Формирование сознания в онтогенезе

Взаимодействие сознания и бессознательного

Бодрствование и сон - основные состояния сознания

Нарушения сознания

Состояния выключения сознания

Состояния помрачения сознания

Нарушения самосознания

Проблема измененных состояний сознания

Методы исследования сознания

РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

ГЛАВА. 10. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ

Личность, индивид, индивидуальность

Структура личности

Структурные личностные модели

СМОЛ (MiniBMult, Kincannon I., 1968)

Динамические личностные модели

СтруктурноBдинамические личностные модели в отечественной психологии

Мотивационная сфера личности

Понятие направленности личности

Определение направленности личности (ориентационная анкета)

"Я"Bконцепция и мотивация личности

Изучение "Я"Bконцепции и мотивации личности

Основные теории и модели описания мотивации

Способы удовлетворения потребностей высших уровней

(Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., 1992)

ГЛАВА 12. СПОСОБНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТ

Способности и задатки способностей

Умственные способности (интеллект)

Генетические и средовые факторы в развитии интеллекта

Оценка интеллекта

Нарушения интеллекта

ГЛАВА 13. ТЕМПЕРАМЕНТ

Гуморальные теории темперамента

Конституционные теории темперамента

Тип высшей нервной деятельности и темперамент

Диагностика темперамента

Опросник Я. Стреляу

ГЛАВА 14. ХАРАКТЕР

Определение характера

Соотношение социального и биологического в формировании характера

Структура характера

Типология характера

Характер и внешность человека

Акцентуальные теории характера

Тип акцентуированной личности, по K. Leonhard (1976)

Характерологический опросник Х. Шмишека (Schmischek H., 1970)

Тип акцентуации характера у подростков, по А.Е. Личко (1983)

РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

ГЛАВА 15. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Начала научной психологии: структурализм и функционализм

Кризис методологических основ психологии и его результаты

ГЛАВА 16. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Понятие личности с позиций психологии деятельности

Психология отношений

Теория установки

Общение и формирование личности

ГЛАВА 17. ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ

Зигмунд Фрейд (Freud S.): психодинамическая теория личности

Основные положения психоанализа

Структура личности

Развитие личности: психосексуальные стадии

Патологический аспект: концепция психической патологии (сексуальные неврозы)

Дальнейшее развитие психоанализа: последователи З. Фрейда

К. Юнг (Jung C.): аналитическая психология

А. Адлер (Adler A.): индивидуальная психология

К. Хорни (Horney K.): теория "базальной тревоги"

Г. Салливан (Sullivan H.S.): интерперсональная теория

Э. Фромм (Fromm E.): теория отчуждения

Э. Эриксон (Erikson E.H.): теория идентичности

ГЛАВА 18. ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ (БИХЕВИОРИЗМ)

Начало бихевиоризма, классический (радикальный) бихевиоризм

Необихевиоризм

Бихевиоризм и когнитивное движение в психологии

Концепция невроза и поведенческая психотерапия

ГЛАВА 19. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ

А. Маслоу (Maslow A.H.): теория самоактуализации

К. Роджерс (C. Rogers). Феноменологическая теория личности

РАЗДЕЛ 5. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ГЛАВА 20. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Предмет и методы возрастной психологии

Понятие возраста в психологии

Возрастная эволюция мозга и психики

Основные теории взросления

Отечественные концепции развития психики

Периодизация психического развития (по Д.Б. Эльконину)

Периодизации индивидуального развития в психиатрии

ГЛАВА 21. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ПОСТУПЛЕНИЯ В ШКОЛУ

Психическое развитие ребенка от рождения до конца первого года жизни

Новорожденный

Младенец

Дети, требующие специального ухода

Раннее детство (преддошкольный период)

Дошкольный период

Психологическая готовность к школьному обучению

ГЛАВА 22. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Основные медикоBпсихологические проблемы периода вхождения детей в школу

Адаптация ребенка к школе

ЛичностноBсоциальная готовность к школе

Интеллект и формирование учебной деятельности

Антидисциплинарное поведение (трудновоспитуемость)

Схема обследования ребенка при жалобах на трудности адаптации к школе

ГЛАВА 23. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Общая характеристика периода взросления

Психологическое развитие подростка и юноши

Физическое развитие и взросление

Сексуальное развитие и взросление

Интеллектуальное развитие и взросление

Социальное развитие и взросление

ГЛАВА 24. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ЗРЕЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Психология периода взрослости

Старение и психология старости

РАЗДЕЛ 6. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО: ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ГЛАВА 25. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Социальная психология как наука

Устойчивые большие социальные группы

Стихийные группы

Массовые социальные движения

ГЛАВА 26. ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ

Классификация малых групп

Структура и феноменология малой группы

Этапы и модели развития малой группы

Механизмы групповой динамики

Лидерство и руководство в малых группах

Эффективность деятельности группы

Групповая терапия

ГЛАВА 27. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ

Психологические и общественные отношения

Общение и его структура

Коммуникативная сторона общения

Интерактивная сторона общения

Перцептивная сторона общения

РАЗДЕЛ 7. ЛИЧНОСТЬ И БОЛЕЗНЬ

ГЛАВА 28. ПСИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Роль личности и психической травматизации при заболеваниях человека

Психогении и учение о психической травме

Фрустрация

Психологические (мотивационные) конфликты

Механизмы психологической защиты

Психогенные нервноBпсихические заболевания

Неврастения (нервная слабость, астенический невроз)

Истерия и истерический невроз (диссоциативноBконверсионные расстройства)

Психастения, невроз навязчивых состояний и тревожноBфобические расстройства

ГЛАВА 29. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Определение и вопросы классификации

История изучения проблемы психосоматических взаимосвязей

Психодинамические концепции и "гипотеза специфичности" психологических факторов в генезе психосоматозов

Стресс и "неспецифичность" роли психосоциальных факторов в генезе психосоматозов

Признаки стрессового напряжения (в свободной интерпретации, по Шефферу)

Причины стрессового напряжения (в свободной интерпретации, по Буту)

Психосоматический подход в медицине, психологические аспекты диагностики и терапии психосоматических заболеваний

ГЛАВА 30. СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ: ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА

Внутренняя картина здоровья и психология телесности

Влияние болезни на психику человека

Внутренняя картина болезни

Масштаб переживания болезни

Типы реакции на болезнь

МедикоBпсихологические классификации

Типы личностной реакции на заболевание (Якубов Б.А., 1982)

ПсихологоBпсихиатрические классификации

Тип отношения к болезни (Личко А.Е., Иванов Н.Я., 1980)

СоциальноBпсихологические классификации

Психосоциальные реакции на болезнь (Lipowski, 1983)

Переживание болезни во времени

Возрастные особенности внутренней картины болезни

ГЛАВА 31. ПСИХОЛОГИЯ УМИРАНИЯ

Поведение и субъективные переживания умирающих

Состояние сознания в момент смерти

Терминальный больной и качество его жизни

ГЛАВА 32. СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Психологические особенности личности суицидента

Диагностика суицидального поведения

Постсуицидальное состояние

Вопросы психотерапии и психопрофилактики суицидального

Поведения

РАЗДЕЛ 8. ВРАЧ И БОЛЬНОЙ: ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ГЛАВА 33. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВСЕДНЕВНОЙ ВРАЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Врач как личность и профессиональная пригодность к медицинской деятельности

Больной и его образ "идеального" врача

Личность больного и эффективность психологического контакта с ним

Методики установления психологического контакта

Техники активного слушания

Первое впечатление больного от встречи с врачом

Техники убеждения

Спор и конфликт

Беседа: общая структура

Познавательный аспект беседы

Эмоциональный аспект беседы и самоконтроль врача

Основные формы психологического взаимодействия между врачом и больным

Характер заболевания и тип контакта

Особенности контакта с больными в терапевтической клинике

Особенности контакта с больными в хирургической клинике

Особенности контакта с больными в акушерскоBгинекологической клинике

Особенности контакта с больными в педиатрической клинике

Особенности контакта с больными в психиатрической клинике

Особенности контакта с больными в клинике неврозов

Особенности контакта с больным в стоматологической клинике

Деятельность психолога в медицине

ГЛАВА 34. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ

Соотношение различных видов психологической помощи

Симптоматическая и патогенетическая психотерапия

Психодинамическое направление в психотерапии

Гуманистическое (экзистенциальноBгуманистическое, феноменологическое) направление в психотерапии

Поведенческое направление в психотерапии

ЛичностноBориентированная (реконструктивная) психотерапия

Шкала оценки эффективности психотерапии (Карвасарский Б.Д.)

Вопросы для повторения

ГЛАВА 35. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОГИГИЕНЫ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ

Основы психогигиены

Основные задачи психопрофилактики

Общая, социальная и возрастная психология

Клиническая (медицинская) психология

Психологические методы исследования

OCR: Ихтик (г.Уфа) ihtik.lib.ru, [email protected]

Номер страницы следует за страницей - (прим. сканировщика)

БИБЛИОТЕКА

ПСИХОЛОГИИ

ПСИХОАНАЛИЗА

ПСИХОТЕРАПИИ

Под редакцией профессора В.В.Макарова

П.И.Сидоров А.В.Парняков

ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ

Академический Проект Москва

Деловая книга Екатеринбург

УДК 159.9.07 ББК 56.14 С 34

Научный консультант серии - А.Б.Хавин

Сидоров П.И., Парняков А.В.

С 34 Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 416 с. - (Библиотека психологии, психоанализа, психотерапии)

ISBN 5-8291-0057-3 («Академический проект»)

ISBN 5-8291-0050-9 («Академический проект», т. I)

ISBN 5-88687-086-5 («Деловая книга»)

ISBN 5-88687-079-2 («Деловая книга», т. I)

Учебник содержит систематическое изложение основных разделов клинической психологии. Более полно, чем в других аналогичных руководствах, освещены психология лечебного процесса, психологические основы психотерапии, суицидальное поведение, психология умирания. Впервые комплекс медико-психологических знаний предлагается в органическом единстве с общей, возрастной и социальной психологией.

Учебник адресован студентам всех факультетов медицинских учебных заведений, а также врачам

и психологам, специализирующимся по клинической психологии и психотерапии.

© Сидоров П.И., Парняков А.В., 2000

© Академический Проект, оригинал-макет, оформление, 2000

© Деловая книга, 2000

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

Исторические предпосылки возникновения понятия "психика"

Психика и нервная система.................................................................

Социальная опосредованность психики человека.........................

Предмет и объекты психологии, основные формы психических

явлений...............................................................................................

Задачи и отрасли психологической науки........................................

Клиническая (медицинская) психология как отрасль психологической

науки......................................................................................

Основные методы исследования в психологии..............................

Дополнительные методы исследования в психологии..................

Глава 2 ПСИХИКА И МОЗГ

Клеточный уровень организации нервной системы.....................

Структурная организация нервной системы..................................

Основные функциональные блоки мозга........................................

Теория системной локализации высших психических функций 48

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 3 ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Ощущения................................................................................................

Восприятия...............................................................................................

Психофизиология органов чувств......................................................

Глава 4 МНЕМИЧЕСКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Представления......................................................................................

Основные мнемические процессы.................................................

Типы памяти.........................................................................................

Виды памяти.........................................................................................

Формирование и развитие памяти..................................................

Теории памяти.....................................................................................

Нарушения памяти.............................................................................

Методы исследования памяти..........................................................

Глава 5 ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ И РЕЧИ

Мышление............................................................................................

Нарушения мьшшения......................................................................

Воображение.......................................................................................

Речь и ее функции..............................................................................

Нарушения речи.................................................................................

Глава 6 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Определение и общая характеристика эмоций............................

Основные свойства эмоций..............................................................

Функции эмоций.................................................................................

Классификация эмоций.....................................................................

Развитие эмоций в филогенезе и онтогенезе................................

Нейрофизиологический субстрат эмоций....................................

Теории эмоций....................................................................................

Индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и

чувств..................................................................................

Патология эмоциональной сферы..................................................

"Исследование эмоций и чувств.......................................................

ВОЛЯ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Понятие воли.........................................................................................

Побудительная и тормозная функции воли...................................

Волевая регуляция деятельности человека.....................................

Воля и потребности.............................................................................

Этапы волевого акта............................................................................

Возрастные особенности волевой регуляции и формирование волевых свойств

личности............................................................

Двигательная активность: психологическое строение движений, действий и

навыков........................................................................

Рабочие движения и работоспособность человека.....................

Патология волевой и произвольной регуляции............................

Исследование воли...............................................................................

ВНИМАНИЕ

Определение и функции внимания..................................................

Формы и уровни внимания...............................................................

Свойства внимания..............................................................................

Развитие внимания у детей................................................................

Нейрофизиологические механизмы внимания............................

Нарушения внимания.........................................................................

Методы исследования внимания.....................................................

9 СОЗНАНИЕ

Общая характеристика и основные понятия.................................

Формирование сознания в онтогенезе..........................................

Взаимодействие сознания и бессознательного...........................

Бодрствование и сон - основные состояния сознания...........

Нарушения сознания.........................................................................

Проблема измененных состояний сознания................................

Методы исследования сознания......................................................

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ

Личность, индивид, индивидуальность..........................................

Структура личности............................................................................

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Мотивационная сфера личности....................................................

Понятие о направленности личности............................................

"Я"-концепция и мотивация личности..........................................

Изучение "Я"-концепции и мотивации личности......................

Основные теории и модели описания мотивации.....................

СПОСОБНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТ

Способности и задатки способностей............................................

Умственные способности (интеллект)............................................

Глава 13 ТЕМПЕРАМЕНТ

Гуморальные теории темперамента...............................................

Конституционные теории темперамента........................................

Тип высшей нервной деятельности и темперамент.....................

Диагностика темперамента................................................................

ХАРАКТЕР

Определение характера........................................................................

Соотношение социального и биологического в характере.........

Структура характера.............................................................................

Характер и внешность человека........................................................

Типология характера............................................................................

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ............................................................

ПРЕДИСЛОВИЕ

Клиническая психология - область, пограничная между клинической медициной и психологией. Это отражается как в самом названии, так и в ее содержании. Важность ее для медицины уже никто не

оспаривает. Современная клиническая практика требует восстановления у больного не тол соматического здоровья, но также оптимального психологического и социального функционирования; более того, психологическое состояние человека самым активным образом влияет на его здоровье, зачастую обуславливает быстроту и качество выздоровления при заболеваниях. Поэтому в подготовке врача существенно возрос объем необходимых знаний, умений и навыков. Ведь современному врачу знания и умения в области психологии так же необходимы, как знания и умения в области анатомии или физиологии. Кроме того, практическое здравоохранение уже требует привлечения к участию в лечебном процессе и специалистов гуманитарного профиля- клинических психологов, социальных работников. Психология необходима и каждому представителю новой профессии в медицине- менеджерам здравоохранения.

В учебник вошли традиционные, проверенные временем и прочно занявшие в отечественной клинической психологии свое место представления. Вместе с тем, современное фундаментальное образование в медицинском вузе трудно представить без экскурсов в смежные разделы психологии и психотерапии. С этой целью авторами представлены материалы по основам психологии и введению в

психотерапию.

Учебник содержит систематическое краткое изложение основных разделов общей, возрастной и социальной психологии. Первый раздел построен из вводных материалов, относящихся к предмету психологии и, в частности, клинической психологии. Второй раздел посвящен систематическому описанию основных психических процессов и состояний личности, их нарушениям и методам обследования. Третий и четвертый разделы вводят в круг проблем, изучаемых в персонологии, описывают основные теоретические направления и эмпирические исследования психологии личности. Пятый раздел посвящен психологии развития и возрастной клинической психологии. Шестой раздел знакомит студентов с основами социальной психологии, в частности с закономерностями межличностных отношений и общения, психологией групп и психологическими основами групповой терапии. Седьмой и восьмой разделы вводят студента в круг проблем по темам: "Личность и болезнь", "Врач и больной

психологического консультирования, психогигиены и психопрофилактики. Список рекомендуемой основной литературы для дополнительного углубленного изучения и предметный указатель облегчат пользователям работу с изданием.

Настоящий учебник написан для студентов медицинских высших учебных заведений и учитывает требования программ по психологии не только медицинских факультетов(лечебное дело, педиатрия, стоматология и другие), но и факультетов клинической психологии, медико-социальной работы и медицинских менеджеров. Эти обстоятельства повлияли на структуру учебника, потребовали введения материалов справочного характера, позволяющих студентам получить необходимую информацию без специального обращения к соответствующим курсам, не предусмотренным на каждом отдельном факультете.

Учебник отражает основные положения системы подготовки по клинической психологии смежным областям, разработанные авторами и апробированные в течение многих лет на разны

Материалы издания представлены в наиболее доступной для восприятия форме. Данный учебник будет, несомненно, полезен и для студентов, изучающих психологию не только в медицинских вузах, а также для всех специалистов, получающих профессиональную подготовку в области психиатрии и психотерапии.

Руководитель Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Министерства здравоохранения Российской Федерации

профессор Н.Н. Володин

Вице-президент Европейской Ассоциации Психотерапии, заведующий кафедрой психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования

профессор В.В. Макаров

РАЗДЕЛ 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Глава 1 ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

Исторические предпосылки возникновения понятия

Каждая конкретная наука имеет свои особенности, которые отличают ее от других дисциплин. Издавна явления, изучаемые психологией, выделялись и отграничивались от других проявлений жизни как особые явления. Их особый характер усматривался в принадлежности к внутреннему ми человека, который существенно отличается от внешней действительности, от того, что человека окружает. Эти явления группировались под названиями"восприятие", "память", "мышление", "воля", "эмоции" и другие, в совокупности образуя то, что именуется психикой, внутренним миром человека, его душевной жизнью. Психология - это наука о психике человека, т.е. его внутреннем, душевном мире.

Своим названием психология обязана греческой мифологии- мифу о любви простой смертной, земной женщины Психеи и Эрота, сына богини Афродиты. Психея обрела бессмертие и стала равной богам, стойко выдержав все испытания, которые навлекла на нее разгневанная Афродита. Для греков этот миф был образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея - смертный человек, обретший бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал. Однако само слово "психология" впервые появилось только вXVIII в. в работах немецкого философа Христиана Вольфа. Официальное оформление научная психология получила сравнительно недавно - в 1879 году, когда немецкий психолог. ВВундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Психология возникла на пересечении естественных наук и философии, поэтому до сих пор точно не определено, считать психологию естественной или гуманитарной наукой. Даже отрасли психологии иногда классифицируют в зависимости от того, тяготеют они к биологическим наукам (зоопсихология, психофизиология, нейропсихология) или общественным (этнопсихология, психолингвистика, социальная психология, психология искусства).

В целом психология относится к естественным наукам, хотя многие исследователи полагают, что психология занимает особое место в системе наук. Ей отводится особое место также и потому, что психика, как свойство самой высокоорганизованной материи- мозга, самое сложное, что пока известно человечеству. Кроме того, в психологии, в отличие от других наук, как бы сливаются объект и субъект познания. Те же психические функции и способности, которые служат нам для познания и освоения внешнего мира, обращаются на познание самого себя, своего "Я" и сами становятся предметом осознания и осмысления. Следует также отметить, что, исследуя самого себя, человек не только познает, но и изменяет себя. Можно даже сказать, что психология - это наука не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Этимологически термин "психология" происходит от греческих слов "psyche" - душа и "logos" - учение. Однако выяснение специфики явлений, которые изучает психология, весьма затруднено и их понимание зависит во многом от мировоззрения исследователей. По этим причинам исчерпывающего и всеми признанного определения психики до настоящего времени нет.

Мысль о независимости души от тела и ее нематериальном происхождении возникла в древние времена. Еще наши предки предполагали, что в теле человека заключено другое невидимое существо ("тень"), занятое расшифровкой того, что поступает в органы чувств. Эту "тень", или "душу", наделяли способностью выходить на волю и жить собственной жизнью во время сна, а также после смерти человека.

Прошлые цивилизации придумали себе богов и богинь, которые вмешиваются в жизнь людей, заставляя их влюбляться, злиться или быть смелыми. Душой наделялся и окружающий мир(анимизм, от лат. anima - душа). В шестом веке до.н.греческиеэ философы уже сознавали, что все эти представления основаны на мифах. Тем не менее, они были убеждены, что в каждом человеке есть нечто, позволяющее ему думать, волноваться...

В решении проблемы взаимосвязи материи и духа постепенно определялись три точки зрения: материалистическая, идеалистическая и дуалистическая.

Материалистические взгляды на психику восходят к античной философии. Так, Демокрит (460-370 гг. до н.э.) утверждал, что все существующее, в том числе и душа, состоит из атомов - мельчайших и неделимых частиц. Вслед за Эмпедоклом (V в. до н.э.) он фактически признавал реальным внутренний мир как состоящий из вещественных микродубликатов внешних объектов.

В наиболее завершенном виде атомистическое учение представлено Аристотелем(3 84-322 гг. до н.э.), но он отрицал взгляд на душу как на вещество и в то же время не считал возможным рассматривать ее в отрыве от живых (телматерии), как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию"энтелехия", которая означает существование чего-то. Поясняя свою мысль, Аристотель приводит такой пример: "Если бы глаз был существом живым, то душой его было бы зрение". Итак, душа является сущностью (энтелехией) живого существа, также как зрение является сущностью глаза как органа зрения.

Таким образом, Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к нему феномена. Правда, он считал центром души сердце, куда стекаются впечатления из органов чувств. Впечатления образуют источник идей, которые в результате рассудочного мышления и подчиняют себе поведение человека. По сути, он пытался совместить материалистические и идеалистические взгляды на природу и происхождение,душитак как был учеником Платона - наиболее яркого представителя философов-идеалистов. Тем не менее, в философских взглядах Аристотеля на первое место выдвигаются мышление, знание и мудрость, а его

естествознании психика признается одним из главных факторов эволюции животного мира.

Идеалистические взгляды на психику также восходят к античной философии. Их представители (Платон и его последователи) признают существование особого духовного начала, независимого от материи. Они рассматривают психическую деятельность как проявление нематериальной, бесплотной и бессмертной души.

Материя и все материальные вещи считаются здесь существующими только в наших ощущениях и представлениях как загадочное проявление"абсолютного духа" или "всеобщей идеи". Таким образом, идея объявляется в качестве первопричины всего существующего, а материальные вещи всего лишь ее воплощения. Иначе - здесь постулируется изначальное существование мира абстрактных идей - идей о сущностях предметов внешнего мира. Например, существует идея красоты, справедливости или добродетели, а то, что происходит на земле, в повседневной жизни людей, есть лишь отражение или "тень" этих всеобщих идей. Для приобщения к миру идей, душа должна освободиться от влияния тела и не доверять слепо органам чувств. Заботиться о здоровье души надо намного больше, чем о здоровье тела, так как после смерти душа уходит в иной мир - мир духовных сущностей.

Платон был учеником Сократа (470-399 гг. до н.э.), а последний проповедовал свои взгляды устно, в форме бесед. В последующем и все произведения Платона были написаны в форме диалогов, где главное действующее лицо - Сократ. В текстах Платона его собственные идеи органически связаны с взглядами Сократа.

Если посмотреть на учение Сократа и Платона с современных позиций и подойти к ним как к ярким и точным художественным метафорам, то можно обнаружить, как пишет Ю.Б. Гиппенрейтер (1996), что "мир идей", который противостоит индивидуальному сознанию конкретного человека, существует до его рождения и к которому каждый из нас приобщается с детства, - это мир духовной культуры человечества, зафиксированный в ее материальных носителях, прежде всего в языке, в научных и литературных текстах. Это есть мир человеческих ценностей и идеалов. Если ребенок развивается вне этого мира(а такие истории известны- это дети, вскормленные животными), то его психика не развивается и не становится человеческой.

Представления о душе как направляющем, нравственном начале жизни человека долгое время "экспериментальной психологией" не принимались. Только в последние десятилетия духовные аспекты жизни человека стали интенсивно обсуждаться в психологии в связи с такими понятиями, как зрелость личности, здоровье личности, личностный рост, а также и многое другое из, тогочт сейчас обнаруживается и перекликается с этическими следствиями учения о душе античных философов.

В эпоху Средневековья учение о душе полностью отошло во владение религии, которая наложила запрет на попытки научного исследования души человека. Душа объявлялась божественным началом, представляющим собой тайну для смертных, поэтому сущность человека должна постигаться не через разум, а через незнание и веру в догматы.

На протяжении 11 столетий интеллектуального средневековья возникало множество философских

одновременно и на богословии, и на доктрине Аристотеля. Они пытались таким образом объяснить мир с помощью разума, "озаренного верой". Роль ученого они видели в, чтобытом раскрыть упорядоченность и иерархическое устройство созданного Богом мира. Хотя, начиная со второго века до

н.э. уже считалось установленным, что душа помещается в мозге, но философы без конца вели умозрительные споры о ее природе и способе влияния на поведение человека.

времена, активно развивал французский философ, психолог и математик Рене Декарт (1596-1650).

Он считал, что человек состоит из нематериальной души и материального тела. Главный признак души - наличие сознания, сущностью которого является моральный выбор посредством мышления и воли. У животных нет души, так как у них нет сознания. Декарт считает тело машиной и в объяснении ее работы, т.е. физиологических процессов и простых поведенческих, актовон не находит необходимости привлечения "души разумной", которая наделена сознанием, волей и желаниями. Таким образом, Р. Декарт в области физиологии предвосхитил учение о рефлексах.

Любое знание, по мнению Декарта, должно выводиться методом логического рассуждения. Так что если задаться целью найти истину, все следует подвергать сомнению. Рассуждая таким образом, можно даже прийти к выводу, что на свете ничего не существует. Однако сомнение в этом все же остается. Значит, сомнение является верным признаком того, что мы мыслим. А если я "мыслю, следовательно, существую" ("cogitio ergo sum") и у меня есть сознание этого. Первое, что обнаруживает

в себе человек, - его собственное сознание. "Мыслить", по Декарту, значит не только понимать, но и желать, воображать, чувствовать. Психология конца XIX в., восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом изучение сознания, а основной задачей психологии объявлялось изучение состояний, свойств и содержаний сознания.

Р. Декарт считается родоначальником рационалистической философии, а в математике он ввел алгебраические обозначения, отрицательные числа. Латинский вариант его имени - Ренатус Картезиус, отсюда термины "картезианская философия", "картезианская интуиция" и т.п.

Психика и нервная система Несмотря на то, что знания в области анатомии и физиологии в последующие годы значительно

нервной системой. Это произошло под непосредственным влиянием достижений в физиологии мозга, возникновения конкретно-научного представления о структуре рефлекторной дуги.

Впервые рефлекторную трактовку основных психологических процессов и явлений предложил известный русский физиолог И.М. Сеченов. Все акты сознательной и бессознательной жизни человека Сеченов считал рефлексами по своим истокам, структуре и функционированию. Рефлекторность означает у него первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике.

Современное материалистическое понимание психики рассматривает ее как системное свойство высокоорганизованной материи, заключающейся в активном отражении субъектом окружающего мира и построении на этой основе его картины, а также саморегуляции поведения и деятельности.

Психика человека - субъективное отражение объективного мира, являющееся свойством высокоорганизованной материи (мозга).

Согласно диалектическому материализму, любая материя обладает уникальными отражательными свойствами. Однако что и как отражается зависит от уровня организации материи.

Физическое отражение свойственно неживой природе, примерами его являются отражение звука, света и т.д. Знание его закономерностей широко используется в технике- радиолокации, фотографии, ракетостроении.

Физиологическое отражение является свойством только живой природы, примерами его являются тропизмы, таксисы и многочисленные рефлекторные реакции.

Психическое отражение возникает при дальнейшем усложнении нервной системы и мозга как сложнейшей живой отражательной системы. Внешний мир порождает в структурах мозга некоторые процессы, отражающие свойства этого внешнего мира. Физиологические и психические мозговые процессы протекают параллельно друг другу и кажутся нам независимыми друг от друга, поскольку события, развивающиеся в нас самих(в мозге), мы не ощущаем, а свойства вещей, находящихся вне нас, - ощущаем. Особенности психики, связанные с тем, что физиологическая составляющая психических процессов в восприятии практически совершенно не представлена, являются, вероятно, следствием эволюции приспособительных свойств психики. Если бы мы ощущали физиологическую сторону своих психических процессов, то это искажало бы картину внешнего мира, мешало бы его правильному восприятию и пониманию. Причины возникновения высших психических функций лежат вне организма, и поэтому их характеристики выведению только из закономерностей функционирования мозга не поддаются.

В настоящее время вряд ли можно всерьез подвергать сомнению наличие связи

функционированием

мозга и психическими

процессами. Однако и в наши дни продолжа

дискутироваться одна проблема, которая получила название психофизической, а с концаXIX в. -

психофизиологической

проблемы. Формально

заключена

вопросе: как

соотносятся

физиологические и психические процессы? На

вопрос предлагалось

два основных

варианта

получило

название

принципа

психофизического взаимодейств(фи зиологическиея

процессы

непосредственно

психические

Процессыа психические -

физиологические), а второе - принципа психофизического параллелизма (физиологические процессы сопровождают психические или сопутствуют им, но они независимы).

В психических процессах физические изменения, разыгрывающиеся в ограниченном пространстве органов восприятия и мышления, предстают перед нами в идеальной форме как происходящие вне нас в неограниченном пространстве и времени. Психическое отражение внешнего мира очень индивидуально и зависит от опыта, возраста, воспитания человека как субъекта. Тем не менее субъективность психического отражения ни в коей мере не отрицает объективную возможность правильного отражения реального мира. Правильность отражения проверяется индивидуальной практикой и практикой всего человечества. Другой важной особенностью психического отражения является, что оно носит

опережающий характер. Опережающий характер психического отражения является результатом накопления и закрепления в памяти опыта. Как только существо попадает в ситуацию, аналогичную

- (от греч. klinike врачевание, kline постель, ложе) область медицинской психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий. Цель и задачи К. п.… … Большая психологическая энциклопедия

См. ПСИХОЛОГИЯ КЛИНИЧЕСКАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

- (от греч. kline постель, койка) раздел психологии, посвященный психологическим отклонениям и психологическим особенностям людей, включенных в лечебный процесс. Основными задачами клинической психологии являются: диагностика отклонений в… … Психологический словарь

Клинические психологи могут работать индивидуально со взрослыми или детьми, с семейными парами и целыми семьями, а также с группами, как показано на иллюстрации. Клиническая психология (не путать с медицинской, которая рассматривает область,… … Википедия

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - Область психологии, занимающаяся аберрантным, плохо адаптивным или патологическим поведением человека. Среди многочисленных проблем клинической практики – диагностика, оценка, классификация, лечение, профилактика и исследования. Хотя в последние… … Толковый словарь по психологии

Клиническая психология - (clinical psychology), область мед. психологии, изучающая психич. факторы происх. и течения болезни, влияние болезней на личность, психолог, аспекты целебных воздействий. Впервые термин К.п. был применен в 19 в. в отношении методов диагностики… … Народы и культуры

Клиническая психология - термин, предположительно, Л.Уитмера (1896), обозначает область психологии, занятой изучением, лечением и профилактикой аберрантного, плохо адаптивного или патологического поведения психиатрических пациентов, а также исследованием структуры и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Клиническая психология - (clinical psychology) изучение, оценка, лечение и предотвращение патологического поведения … Общая психология: глоссарий

До 40 х гг. официальная, систематическая подготовка специалистов в области клинической психологии в США не проводилась; стимул к развитию программ их подготовки появился после Второй мировой войны, когда очевидной стала потребность в большом… … Психологическая энциклопедия

П. к. п. это область исследовательской, практ. и образовательной деятельности, ориентированной на изучение и оптимизацию психол. функционирования людей на рабочем месте с учетом индивидуальных различий в эмоциональных, поведенческих, когнитивных… … Психологическая энциклопедия

- (англ. peace psychology) область исследований в психологии, связанная с изучением психических процессов и поведения, порождающих насилие, предотвращающих насилие и способствующих использованию ненасильственных методов, а также создание … Википедия

П.И. Сидоров А.В. Парняков

ВВЕДЕНИЕ ВКЛИНИЧЕСКУЮ

ПСИХОЛОГИЮ

И ЗДАНИЕ ВТОРОЕ (ДОПОЛНЕННОЕ)

Учебник содержит систематическое изложение основных разделов клинической психологии. Более полно, чем в других аналогичных руководствах, освещены психология лечебного процесса, психологические основы психотерапии, суицидальное поведение, психологияумирания.

Впервые комплекс медико-психологических знаний предлагается в органическом единстве с общей, возрастной и социальной психологией. Указатели предметный и персоналий приближают издание к полноценному справочному руководству по всем основнымразделамклиническойпсихологии.

Учебник адресован студентам всех факультетов медицинских учебных заведений, а также врачам, психологам и социальным работникам, специализирующимся по клиническойпсихологииипсихотерапии.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Клиническая психология - область пограничная между клинической медициной и психологией. Это отражается как в самом названии, так и ее содержании. Современная клиническая практика требует восстановления у больного не только соматического здоровья, но также оптимального психологического и социального функционирования; более того, психологическое состояние человека самым активным образом влияет на его здоровье, зачастую обуславливает быстроту и качество выздоровления при заболеваниях. Поэтому в подготовке врача существенно возрос объем необходимых знаний, умений и навыков. Ведь современному врачу знания и умения в области психологии так же необходимы, какзнанияиумениявобластианатомииилифизиологии.

Будущее современной отечественной медицины заключается в усилении в ней роли специалистов гуманитарного профиля. Это особо было подчеркнуто на совместном выездном совещании межведомственного координационного совета по клинической (медицинской) психологии при Минздраве России, проректоров по учебной работе и заведующих кафедрами клинической психологии, которое проходило в г. Архангельске в декабре 1999 года, и было посвящено вопросам преподавания психологии в медицинских Вузах. Практическое здравоохранение уже сегодня требует привлечения к участию в лечебном процессе клинических психологов, социальных работников. Психология необходима и каждому представителюновойпрофессиивмедицине- менеджерам здравоохранения.

Настоящий учебник написан для студентов медицинских высших учебных заведений и учитывает требования программ по психологии не только медицинских факультетов (лечебное дело, педиатрия, стоматология и другие), но и факультетов клинической психологии, медико-социальной работы и медицинских менеджеров. Учебник отражает основные положения системы подготовки по клинической психологии и смежным областям, разработанные авторами и апробированные в течение многих лет на факультетах Северного государственного медицинского университета, где, кроме традиционных медицинских, в 1995 году был открыт факультет медико-социальной работы, а с 1997 функционируют факультет медицинского менеджмента и первый в медицинских вузахРоссии, факультетклиническойпсихологии.

Учебник содержит систематическое краткое изложение основных разделов общей, возрастной и социальной психологии, особенностей использования этих знаний в медицинской практике. Первый раздел построен из вводных материалов, относящихся к предмету психологии и, в частности, клинической психологии. Второй раздел посвящен систематическому описанию основных психических процессов и состояний личности, их нарушениям и методам обследования. Третий и четвертый разделы вводят в круг проблем, изучаемых в персонологии, описывают основные теоретические направления и эмпирические

исследования психологии личности, концепции личностных расстройств. Пятый раздел посвящен психологии развития и возрастной клинической психологии. Шестой раздел знакомит студентов с основами социальной психологии, в частности закономерностями межличностных отношений и общения, психологией групп и психологическими основами групповой терапии. Седьмой и восьмой разделы вводят студента в круг проблем по темам: “Личность и болезнь”, “Врач и больной: психология лечебного процесса”. Сюда же включено описание психологии умирания, суицидального поведения, а также психологических основ психотерапии, психокоррекции, психологического консультирования, психогигиеныипсихопрофилактики.

Второе издание (первое вышло в двух томах в 2000 году) готовилось уже с учетом опыта использования учебника в Вузах. Все главы дополнительно снабжены разделом «Краткое содержание и выводы» с перечнем вопросов для повторения, а также включены новые данные и иллюстрации. Учитывая отсутствие специальных практикумов по дисциплине, ряд глав содержит материалы, которые могут использоваться преподавателем для организации практических занятий со студентами. Во втором издании также сохранен основной принцип построения учебника, - обеспечить возможность его использования студентами разных факультетов. С этой целью были расширены разделы, которые носят справочный характер, а также, кроме предметного указателя, введен иуказательперсоналий.

Материалы издания представлены в наиболее доступной для восприятия форме. Данный учебник будет, несомненно, полезен и для студентов, изучающих клиническую психологию не только в медицинских вузах, а также для всех специалистов, получающих профессиональную подготовку в области психиатрии, наркологииипсихотерапии.

Руководитель Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Министерства здравоохранения РоссийскойФедерации, член-корреспондентРАМН,

профессорН.Н. Володин

Президент Европейской Ассоциации психотерапии, президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, заведующийкафедройпсихотерапииимедицинскойпсихологииРМАПО,

профессорВ.В. Макаров

Вундт

Вильгельм

(1832–1910)

Раздел 1 Введение в психологию

ПРЕДМЕТПСИХОЛОГИИ, ЕЕЗАДАЧИИМЕТОДЫ

И СТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОНЯТИЯ “ ПСИХИКА”

Каждая конкретная наука имеет свои особенности, которые отличают ее от других дисциплин. Издавна явления, изучаемые психологией, выделялись и отграничивались от других проявлений жизни как особые явления. Их особый характер усматривался к принадлежности их к внутреннему миру человека, который существенно отличается от внешней действительности, от того, что человека окружает. Постепенно все эти явления группировались под названиями “восприятие”, “память”, “мышление”, “воля”, “эмоции” и множество других, в совокупности образуя то, что и именуется психикой , т.е. внутренним миром человека, его душевной жизнью. Изучение и описание закономерностей этого внутреннего мира человека и относится к ведению психологии как научной дисциплины. Психология - это наука о психике человека , т.е. наука о внутреннем, душевномегомире.

Официальное оформление научная психология получила сравнительно недавно - в 1879 году, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт (Wundt) открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии и стал выпускать специальный психологический журнал. До этого, а это почти 2,5 тысячи лет, психологические знания развивались в рамках философскихученийодуше.

Выдвинутое философами положение о возможности и необходимости изучать психику человека и животных, опираясь на методы естественных наук, не могло быть реализовано прежде, чем достигли определенного уровня развития производство, техника, а в связи с ними и естествознание. В частности, к середине XIX века

физиология развилась настолько, что ее отдельные разделы, а особенно физиология органов чувств и нервно-мышечная физиология, уже вплотную подошли к разработке проблем, которые издавна относились к психологии. Кроме успехов физиологии проникновению научно–экспериментальных методов в психологию способствовали и такие науки как физическая оптика, акустика, биология, психиатрия и даже астрономия. Именно эти разделы естествознания и медицины составили основные источники, из которых психология выросла как самостоятельная экспериментальная областьнаучныхзнаний.

Своим названием психология обязана греческой мифологии - мифу о любви простой смертной земной женщины Психеи и Эрота, сына богини Афродиты. Психея

обрела бессмертие и стала равной богам, стойко выдержав все испытания, которые навлекла на нее разгневанная Афродита. Для греков этот миф был образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея - смертный человек, обретший бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.

Строго говоря, термин “психея” впервые появился в работах философа из Эфеса Гераклита (530–470 гг. до н.э.), который полагал, что психеи это особые переходные состояния “огненного” первоначала в организме. Следует подчеркнуть, что введенное Гераклитом название для обозначения психической реальности было и первым собственно психологическим термином. На его основе в 1590 году Гоклкениусом будет предложен термин “психология”, который, начиная с работ немецкого философа Христиана Вольфа “Эмпирическая психология” (1732) и “Рациональная психология” (1734) станет общеупотребительным для обозначения науки, изучающей психику человека.

Психология возникла на пересечении естественных наук и философии, поэтому до сих пор точно не определено, считать психологию естественной или гуманитарной наукой. Даже отрасли психологии иногда классифицируют в зависимости от того, тяготеют они к биологическим наукам (зоопсихология, психофизиология, нейропсихология) или общественным (этнопсихология, психолингвистика, социальная психология, психология искусства). В целом психология относится к естественным наукам, хотя многие исследователи полагают, что психология должна занимать особое место в системе наук.

Ей отводится особое место также и потому, что психика, как свойство самой высокоорганизованной материи - мозга, самое сложное, что пока известно человечеству. Кроме того, в психологии, в отличие от других наук, как бы сливаются объект и субъект познания. Те же психические функции и способности, которые служат нам для познания и освоения внешнего мира, обращаются на познание самого себя, своего “Я” и сами они становятся предметом осознания и осмысления. Следует также отметить, что, исследуя самого себя, человек не только познает себя, но и изменяет себя. Можно даже сказать, что психология - это наука не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Этимологически термин “психология” происходит от греческого слова “psyche” - душа и “logos” - учение. Однако выяснение специфики явлений, которые изучает психология, весьма затруднено, а их понимание во многом зависит от мировоззрения исследователей. По этим причинам исчерпывающего и всеми признанногоопределенияпонятия“психика” донастоящеговременинет.

Мысль о независимости души от тела и ее нематериальном происхождении возникла в древние времена. Еще наши предки предполагали, что в теле человека заключено другое невидимое существо (“тень”), занятое расшифровкой того, что поступает в органы чувств. Эту “тень”, или “душу”, наделяли способностью выходить на волю и жить собственной жизнью во время сна, а также после смерти человека.

Прошлые цивилизации придумали себе богов и богинь, которые вмешиваются в жизнь людей, заставляя их влюбляться, злиться или быть смелыми. Душой наделялся и окружающий мир - анимизм (от лат. anima - “душа”). В шестом веке до н.э. греческие философы уже сознавали, что все эти представления основаны на мифах. Тем не менее, они были убеждены, что в каждом человеке есть нечто, позволяющееему думать, волноваться..

Анимизмом - вера в существование бесчисленных духовных сущностей, участвующих в человеческих делах и способных помогать или мешать человеку добиваться своих целей. Понятие “анимизм” обозначает не какую-то научную или религиозную доктрину, а рассматривается как определенный исторический тип мировоззрения. Он имел место в первобытном обществе и проявлялся в текущей практике древних людей, нашел отражение в их религиозных верованиях, а также в мифологии.

Анимистические представления о душе предшествовали первым научным взглядам на ее природу. В основном они сводились к пониманию души как к нечто

сверхъестественному, “как зверек в животном, как человек внутри человека…”. Смерть понималась людьми как отсутствие души, а защититься от нее можно, если закрыть выход души из тела. Если душа тело уже покинула, то надо постараться заставить ее вернуться обратно. Только душа позволяет телам растений, животных и человека жить и развиваться. Беззащитность человека перед природными явлениями вселяли уверенность в одухотворенность не только стихий, но и всего того, что окружало человека.

Начиная с эпохи великих географических открытий, информация о жизни “диких народов”, обнаруженных в Америке, Африке, Азии и Океании, стала проникать в христианскую Европу. Эти народы, как оказалось, веровали во всеобщую одухотворенность окружающего их мира. Некоторые миссионеры 19 века заинтересовались научной стороной этих “дикарских суеверий”. В последствии интерес к ним кристаллизовался в работе Тайлора “Первобытная культура”, где он выдвинул положение, что анимизм являлся первой формой религии. Сама же религия, как он полагает, “выросла из доктрины о душе”, а последняя, в свою очередь, сложилась на основе стихийных размышлений о смерти, снах и видениях. Являвшиеся во сне образы умерших предков воспринималось людьми как неоспоримое доказательство существования душ и их особой жизни после смерти тела.

Собственно научное представление о душе впервые возникает в древней философии. Научное представление, в отличие от верований, направлено на объяснение души и ее функций. Учение о душе древних философов античности является первой формой знаний, в системе которых начинаются и первые психологические представления. В философском решении проблемы взаимосвязи материи и духа постепенно определялись три точки зрения: материалистическая, идеалистическая идуалистическая.

Материалистические взгляды на психику. Материалистические взгляды на психику восходят к античной философии. Первыми ведущими центрами древнегреческой культуры и науки, наряду с другими, историки называют города Милет и Эфес. Обычно начало научного миросозерцания связывают с Милетской школой, существовавшей в 7–6 вв. до н.э. Ее представителями были Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Им первым принадлежит заслуга в выделении психики или “души” из материальных явлений. Они же выдвинули положение, что все многообразие мира, в том числе и душа, являются различными состояниями единого материального начала, первоосновы или первоматерии. Различие между ними состояло только в том, какой вид конкретной материи принимали они за первооснову миросоздания. Фалес первоосновой считал воду, Анаксимандр - “апейрон” (состояние первоматерии, которое не имеет качественной определенности), а Анаксимен - воздух. Философ из Эфеса Гераклит (530–470 гг. до н.э.) первоосновой мира признавал огонь. Душа по Гераклиту является особым переходным состоянием огненного начала в организме, названного им “психея”. Всех этих философов часто называют первыми натурфилософами , поскольку для них “натура”, т.е. природа лежит в основе всего в мире. Они также преодолевают анимизм древних, создавая принципиально новое учение - гилозоизм . Здесь душа также есть у всей материи, но душа представляется ими уже не независимым двойникомматерии, аявляетсянеотъемлемойчастьюее.

Среди современников древнегреческого врача Гиппократа (460–377 гг. до н.э.) из наиболее крупных философов античной эпохи особо выделяется Демокрит (460370 гг. до н.э.). Он утверждал, что все существующее, в том числе и душа, состоит из атомов , которые представлялись ему в виде мельчайших и неделимых частиц. Вслед за Эмпедоклом (V в. до н.э.) Демокрит фактически признавал реальным внутренний мир как состоящий из вещественных микродубликатов внешних объектов.

В наиболее завершенном виде атомистическое учение представлено Аристотелем (384-322 гг. до н.э.), но он отрицал взгляд на душу как на вещество. Одновременно он и не считал возможным рассматривать душу в отрыве от живых тел, т.е. материи, какэто делалифилософы–идеалисты. Психологическая концепция Аристотеля была тесно связана и вытекала из его общефилософского учения о материи и форме. Мир и его развитие понималось им как результат постоянного взаимопроникновения двух начал - пассивного (материи) и активного (формы). Аристотель полагал, что материя не может существовать не оформляясь. Формой живой материи и является душа. Душа - есть активное, деятельное начало в материальном теле, его форма, но не само вещество или тело. У человека центром души является сердце, куда стекаются впечатления из органов чувств. Впечатления образуют источник идей, которые в результате рассудочного мышления и подчиняютсебечеловеческое поведение.

Для объяснения природы души Аристотель использовал сложную философскую категорию, названную им “энтелехия”, которая означает существование чего-то, что имеет цель в самом себе. Поясняя свою мысль, он приводит такой пример: “Если бы глаз был существом живым, то душой его было бы зрение”. Итак, душа является сущностью (энтелехией) живого существа, так же какзрениеявляетсясущностьюглазакакорганазрения. Таким образом, Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к нему феномена. Эту точку зрения древнего философа уже нельзя считать последовательно материалистической. Здесь она уже дуалистична, поскольку, устанавливая единство души и тела, Аристотель в самом исходном пункте принимает их (душу и тело, форму и материю) как два совершенно самостоятельных начала.

По сути, Аристотель пытался совместить материалистические и идеалистические взгляды на природу и происхождение души. Вероятно, это не случайно, так как он был учеником Платона, наиболее яркого представителя философов–идеалистов. Однако здесь нам важно отметить то, что в философскопсихологических взглядах Аристотеля на первое место выдвигаются мышление, знание и мудрость, а его мысль, что главной функцией души является реализация биологического существования организма, в последствии закрепилась за понятием “психика”. И в современном материалистическом естествознании психика признаетсяоднимизглавныхфакторовэволюцииживотногомира.

Идеалистические взгляды напсихику. Идеалистические взгляды напсихику также восходят к античной философии. Их представители (Сократ, Платон) признают существование особого духовного начала, не зависимого от материи. Они рассматривают психическую деятельность как проявление нематериальной, бесплотнойибессмертной души.

Основное положение Платона (427–347 гг. до н.э.) заключается в признании в качестве истинного бытия не материальный мир, а мир идей. К этому выводу философ пришел при выяснении сущности ряда этических и эстетических категорий. Например, он задается вопросом о том, что такое красота. Все единичные красивые вещи старятся, теряя свою красоту, а им на смену приходят новые. Но что делает все эти вещи красивыми? Стало быть должно существовать нечто такое, что объединяет между собой все эти единичные вещи. Их всех объединяет не материальная, а духовная сущность - это идея красоты. Существует нечто подобное для всего видимого в мире. Это нечто и названо Платоном идеей , которая представляет собой идеальную общезначимую форму того или иного тела. Эти общие идеи противопоставлены философом материальному миру и

превращены в самостоятельную сущность, независимую как от материальных объектов, такиотсамогочеловека.

Таким образом, именно идея объявляется первопричиной всего существующего, а материальные вещи всего лишь ее воплощения. Все, что мы вокруг себя видим, существует только в наших ощущениях и представлениях как своеобразное и загадочное проявление “абсолютного духа” или главной, “всеобщей идеи ”. Иначе - здесь постулируется изначальное существование идеального мира, т.е. мира идей о сущностях предметов внешнего мира. Например, существует всеобщая идея красоты, справедливости или добродетели, а то, что происходит на земле, в повседневной жизни людей, есть лишь отражение или “тень” этих всеобщих идей. Для приобщения к миру идей, душа человека должна освободится от влияния бренного тела и не доверять слепо органам чувств. Заботиться о здоровье души надо намного больше, чем о здоровье тела, так как после смерти душауходитвиноймир- мирдуховных, идеальныхсущностей.

Платон, в свою очередь, был учеником Сократа (469-399 гг. до н.э.), а последний проповедовал свои взгляды устно, в форме бесед. В последующем и все произведения Платона были написаны в форме диалогов, где главное действующее лицо Сократ. В текстах Платона его собственная философская концепция органическисвязана свзглядамиегоучителя- Сократа.

Сократ родился в столице Греции - Афинах. Он принимал активное участие в культурной и политической жизни Афин, где в тот период популярной философской школой была школа софистов, с представителями которой он вел полемику. В народном собрании города Сократ не всегда соглашался с мнением большинства, что требовало немалого мужества, особенно в период правления “тридцати тиранов”. В 399 г. до н.э. его обвинили в том, что “он не чтит богов и развращает юношество”, за что и приговорили к смерти. Он мужественно принял приговор, выпив яд. Поведение Сократа на процессе, так же как и его смерть, способствовали широкому распространению его взглядов, так как доказывали, что жизнь Сократа неотделима от его теоретических этических воззрений.

Одним из важнейших положений Сократа была идея о том, что существует абсолютное знание или абсолютная истина, которую человек может открыть сам в себе, познать только в своем размышлении. Доказывая, что такое абсолютное знание не только существует, но и может передаваться одним человеком другому, Сократ обращается к речи, утверждая, что истина зафиксирована в общих понятиях, в словах. В таком виде истины и передаются от поколения к поколению. Он здесь впервые связал мыслительный процесс со словом. Позднее это положение развил его ученик Платон, отождествивший мышление и внутреннюю речь.

Сократ - автор знаменитого метода сократической беседы . В основе ее лежит способ так называемых “наводящих размышлений”. Здесь важно не давать готовое знание собеседнику, а подвести его к самостоятельному открытию истины. Сократ заставлял собеседника размышлять, задавая специально подобранные наводящие вопросы. Вводя понятие гипотезы, он показывал ему, что неправильное допущение приводит к противоречиям. Это требовало выдвижения другой гипотезы. Таким путем беседа приводила собеседника Сократа к постепенному и самостоятельному открытию истины. Фактически сократический диалог был первой попыткой разработки технологии проблемного обучения. Метод сократической беседы также широко применяется и в современной психотерапевтической практике.

Если посмотреть на учение Сократа и Платона с современных позиций и подойти к ним как к ярким и точным художественным метафорам, то можно обнаружить, как пишет Ю.Б. Гиппенрейтер (1996), что “мир идей”, который противостоит индивидуальному сознанию конкретного человека, существует до его рождения и к которому каждый из нас приобщается с детства - это мир духовной культуры человечества, зафиксированный в ее материальных носителях, прежде всего в языке, в научных и литературных текстах. Это есть мир человеческих

ценностей и идеалов. Если ребенок развивается вне этого мира (а такие истории известны - это дети, вскормленные животными), то его психика не развивается и нестановитсячеловеческой.

Представления о душе как направляющем, нравственном начале жизни человека долгое время “экспериментальной психологией” не принимались. Только последние десятилетия духовные аспекты жизни человека стали интенсивно обсуждаться в психологии в связи с такими понятиями, как зрелость личности, здоровье личности, личностный рост, а также и многое другое из того, что сейчас обнаруживается и перекликается с этическими следствиями учения о душе античныхфилософов.

Средневековье. 1–2 вв. новой эры - начало разложения рабовладельческого общества. Политические столкновения, восстания рабов, гражданские войны, т.е. все то, чем сопровождался распад римской империи, не могли не вызвать существенные сдвиги в сознании людей. Трудности жизни и невозможность изменить условия побуждали человека замыкаться в своем внутреннем мире, искать утешение в себе. Зарождающаяся церковь не замедлила воспользоваться этими настроениями. Оказывая императорам поддержку в подавлении масс, церковь укрепляла свои позиции и усиливала свое влияние в Риме. Как известно, в 1 в. христианство признается государственной религией, а к 4 в. границы влияния церкви выходят далеко за пределы Рима.

В эпоху средневековья учение о душе полностью отошло во владение религии, которая наложила запрет на попытки научного исследования души человека. Душа объявлялась божественным началом, представляющим собой тайну для смертных, поэтому сущность человека должна постигается не через разум, а через незнание и веру в догматы. На протяжении 11 столетий интеллектуального средневековья возникало множество философских школ, которые активно поддерживали богословие, считая естественные науки ограничением божественной власти, стоящей над человеческим разумом.

Христианская религия проповедовала отрешенность от внешнего мира, призывала к смирению и покорности, уединению с погружением в собственный внутренний мир. Эта общая установка и ориентации человека на свой внутренний личный мир и получила богословскую, теологическую интерпретацию в философско-психологических взглядах идеолога раннего христианства Плотина (205-270 гг.). Он полагал, что деятельность души заключается не только в обращении к богу; но и в обращении к своему чувственному миру; в обращении к самой себе. Благодаря внутреннему взору душа располагает знаниями о всех своих прошлых и нестоящих действиях. Мимо внутреннего ока не может пройти ни одно состояние души, будет ли оно из познавательной или побудительной сферы. Это учение о существовании универсальной способности души к самонаблюдению знаменовало собой первую поступь интроспективной психологии (Якунин В.А., 1998).

Следующий шаг в развитии интроспективного направления в психологии был сделан Августином (354-430). Новым в его психологии является признание воли как универсального принципа, организующего деятельность души. Однако волюнтаризм в его учении носил богословский характер. Он полагал, что все поступки человека предопределяются богом. Поэтому всякое выступление против веры в него и есть выступление против этого божественного предопределения, что ведет за собой вечные загробные муки. Для частичного освобождения отступников от будущих мучений в загробном мире, Августин предлагает ввести на земле смертную казнь через сожжение. Так в учении Августина засветились первые искры, из которых вырастут будущие костры инквизиции и непревзойденной жестокости средневековой церкви

Взгляды Плотина и Августина на протяжении многих столетий станут путеводной звездой для средневековой схоластики. Следы их идей можно заметить и в Новое время. Достаточно сказать, что учение о душе Плотина и Августина стало отправным для Р. Декарта, который, выступив со своей теорией сознания, окончательно оформит и утвердит интроспективное направление в европейской психологии XVII-XIX вв.

Из других философских учений того времени наиболее известным являлось схоластическое учение. Своего расцвета оно достигло в 13 веке благодаря Фоме (Томосу) Аквинскому (1228-1274 гг.). Он был первым, кто попытался и наиболее тонко сумел внедрить в богословскую догматику учение Аристотеля. Теологическое учение, выдвину-