Ремонт Стены Уход

Познание. Психические явления как отражение действительности


Познание

1. Субъекты и объекты познания

ПОЗНАНИЕ - это общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека, «вечное, бесконечное приближение мышления к объекту. Вопрос о сущности познания неразрывно связан с решением основного вопроса философии. Идеализм абсолютизирует отдельные моменты процесса познания, отрывает его от объекта, превращает развитие знания в нечто самостоятельное, а некоторые идеалисты видят в нем причину и источник развития предмета. Материализм рассматривает познание, как процесс приблизительно верного отражения действительности в сознании человека. Однако домарксистский материализм не увидел сложности познания, с его точки зрения познание- это не процесс, не деятельность, а мертвое, зеркальное отражение, пассивное созерцание (Созерцательность).

Познание проходит путь от анализа явления к анализу сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка, от изучения предмета к исследованию системы взаимоотношений между предметами. Раскрывая законы действительности, познание воссоздает в идеальной форме предметы природы в их всестороннем богатстве и многообразии. Это оказывается возможным лишь потому, что познавательная деятельность человека основывается на его предметно-чувственной, материальной, практической деятельности.

Предметы внешнего мира становятся объектами познания, поскольку они вовлекаются в орбиту человеческой деятельности, подвергаются активному воздействию со стороны человека; лишь благодаря этому обнаруживаются, раскрываются их свойства.

Следовательно потребности практической деятельности определяют направление развития познания, ставят перед ним актуальные проблемы, которые необходимо разрешить, обусловливают темпы развития тех или иных наук. Материальное производство предоставляет технические инструменты, научную аппаратуру для решения познавательных проблем. В свою очередь познавательная деятельность, воплощаясь в технике, становится непосредственной производительной силой. В своем развитии познание проходит ряд ступеней, которые отличаются друг от друга по степени отражения объективного мира.

Диалектика свойственна всему человеческому познанию, диалектика, логика и теория познания находятся в неразрывном единстве. Основой этого единства является верное отражение диалектики объективного мира в логике мышления и в познании. Теория познания по своему происхождению и содержанию имеет особые объекты и области исследования. Диалектика как наука охватывает развитие объективного мира и процесса мышления в целом. Применительно к законам и формам мышления, диалектика выступает как логика, а применительно к познанию мира, диалектика выступает как теория познания. С логикой и с теорией познания совпадает лишь так называемая субъективная диалектика, то есть диалектика мышления и диалектика процесса познания, отражения мира в сознании человека.

В процессе чувственного познания большую роль играют ощущения. Ощущение дают нам знания об отдельных свойствах и сторонах предметов и явлений.Ощущения являются образами движущейся материи, субъективными образами объективного мира. Ощущения объективны по своему происхождению, по содержанию, но субъективны по форме. Они существуют в сознании человека, в голове субъекта. Субъективная форма отражения вещей проявляется в том, что разные люди по-разному ощущают эти вещи. Ощущения никогда не отражают полностью самого объекта, т. к. число связей и отношений объекта бесконечно, а характер и полнота чувственного отражения ограничена Степень полноты отражения разными людьми бывает различная, что зависят от практической деятельности людей, от их профессии, образования, степени внимания, состояния здоровья и т. д. Будучи копиями вещей, ощущения не совпадают с самими вещами. О тождестве вещей и ощущений говорят лишь субъективные идеалисты. С их точки зрения вещи как бы растворяются в ощущениях, превращаясь в комбинации ощущений. Абсурдность философии субъективных идеалистов в том и состоит, что люди как комплексы ощущений с помощью комплексов ощущений (органов чувств и мозга) должна познавать другие комплексы ощущений, т. е. предметы.

Наши ощущения нельзя ни отождествлять с вещами, ни метафизически разрывать их, как это делают сторонники теории символов Образы, копии вещей нельзя рассматривать как условные знаки, символы или иероглифы, которые якобы ничего общего не имеют с самими вещами. Создателем теории символов или иероглифов был немецкий ученый Гельмгольц, считавший, что ощущение и представление не являются изображениями вещей и процессов природы, а есть лишь символы, знаки.

Но ощущения не порождаются органами чувств, как думали «физиологические» идеалисты, а представляют собой отражение копии внешнего мира. Ощущения представляют собою, как известно, превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Теория символов ведет к отступлению от материализма в теории познания, внося недоверие к показаниям наших органов чувств. Изображение никогда не может сравняться с моделью, но и не тождественно условному знаку. «Изображение, - писал Ульянов(Ленин), заметный русский философ, - необходимо и неизбежно предполагает объективную реальность того, что «отображается». «Условный знак», символ, иероглиф суть понятия, вносящие совершенно ненужный элемент агностицизма».

Похожие работы:

  • Реферат >>

    Анализировали проблемы теории познания . Познание как предмет философского... в понимании познания : 1) созерцательность - рассмотрение познания как пассивного... взаимопроникновении, переходах эмпирического и теоретического в познании , теории и практики и др. ...

  • Статья >>

    Познавательных возможностей присуща и обыденному, и научному познанию : сколько экономических, социологических, политических теорий... . Сила и слабость «специализированного» и «наивного» познания Субъектами «чистого» идеологического сознания являются...

  • Реферат >>

    Предпосылки математического и естественнонаучного познания . При всей противоречивости пифагореизма... формой научного, достоверного познания . Математическими образами и... периодом наиболее плодотворного развития познания природы, математики и астрономии...

  • Реферат >>

    Огня, вторая называлась “О принципах метафизического познания ”, а третья, профессорская, “О физической монадологии”). Однако... рассмотреть саму возможность теоретического познания , рассмотреть мыслительный инструментарий познания , а не полученные с его...

  • Реферат >>

    И в результате многовекового процесса познания законов мироздания человек сейчас, несомненно... . Однако сам исторический процесс познания приобретает особый, так сказать... бессмысленным. Тогда весь процесс познания мира представится восхождением – приближением...

  • Какое из приведенных суждений соответствует материалистическому пониманию процесса познания?
    Познание - это:
    а) процесс погружения «ума» в действительность;
    б) воспоминание души о том, что она созерцала в мире идей;
    в) упорядочивание сигналов внешнего мира с помощью априорных форм чувственности и рассудка;
    г) созерцание в своем сознании сущности своего бытия;
    д) отражение объективной действительности в сознании человека;
    е) комбинирование врожденных идей под влиянием эмпирических фактов.
    Представителями каких философских направлений сделаны следующие заявления?
    а) «...Чувства дают нам верные изображения вещей, мы знаем самые эти вещи, ...внешний мир воздействует на наши органы чувств».
    б) «...возможно, что мы в состоянии правильно воспри-нять свойство вещи, но самой вещи мы никаким, ни чувственным, ни мыслительным, процессом постичь не можем. Эта "вещь в себе" находится по ту сторону нашего познания».
    в) «...не знаю, есть ли объективная реальность, отражаемая нашими ощущениями, объявляю невозможным знать это».
    г) «Знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства: все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума».
    Проанализируйте следующие суждения и определите, к какому философскому направлению их можно отнести?
    Ощущение - это:
    а) условный знак, которым наше сознание обозначает воздействие извне;
    б) элементарный субъективный чувственный образ объективного мира;
    в) чувственное отражение отдельных свойств предметов объективного мира;
    г) непосредственная связь человеческого сознания с внешним миром;
    д) элементарный результат воздействия внешнего мира на органы чувств;
    е) единственный информационный канал, доставляющий человеку сведения о внешнем мире;
    ж) превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.
    Дайте философскую оценку следующему высказыванию французского физика и математика А. Пуанкаре: «Может вызвать удивление обращение к чувствам, когда речь идет о математических доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом. Но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел и форм, геометрической выразительности. Это настоящее эстетическое чувство, знакомое всем настоящим математикам. Воистину, здесь налицо чувство!».
    «...Все научные (правильные, серьезные, невздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 152). Объясните, почему на основе понятийного мышления достигается большая глубина знаний по сравнению с чувственным познанием? Приведите также примеры «вздорных» абстракций, подумайте над их гносеологическими истоками.
    Почему отражение человеком действительности является приблизительным?
    Древнегреческий философ Парменид (ок. 540 - ок. 470 до н. э.) утверждал: «Одно и то же мысль о предмете и предмет мысли». Согласны ли Вы с таким утверждением?
    Мир бесконечен и мы никогда не сможем познать его до конца. Следует ли отсюда, что мир непознаваем?
    На вопрос: «Смог бы человек познать больше, если бы у него было больше органов чувств?» - есть такой ответ: «Нет, у человека столько органов чувств, сколько ему необходимо для познания». Согласны ли Вы с таким ответом?
    Л. Фейербах писал о том, что он не имеет ничего общего с теми философами, которые закрывают глаза, чтобы легче было думать. Против какой тенденции в философии направлены эти слова?
    Если чайную ложку опустить в стакан с водой, то она окажется (покажется) нам сломанной. Означает ли это, что наше зрение и органы чувств вообще обманывают нас и им нельзя доверять? Представители какого направления в философии не доверяют показаниям органов чувств?
    Почему абстрактное мышление - это качественно высшая ступень познания по отношению к чувственному отражению?
    Назовите (из приведенных ниже) философское направление, которое рассматривает истину как «плод» соглашения.
    а) Эклектика;
    б) конвенционализм;
    в) софистика;
    г) диалектика;
    д) догматизм.
    «Вопрос о существовании внеземной жизни...подобен любой другой научной проблеме. Его решение зависит от единодушия: если большинство авторитетных ученых признают свидетельства о внеземной жизни достаточными, то ее существование станет научным фактом». То «...же случилось с устаревшей теорией флогистона, или светового эфира» (Корлисс У.
    Загадки Вселенной. М., 1970. С. 218 - 219). Как Вы относитесь к такому суждению?
    «Абсолютная истина - это не вечная истина, переходящая в неизменном виде от одной ступени знания к другой, а свойство объективно-истинного знания, состоящее в том, что такое знание никогда не отбрасывается. Такого рода знание всегда выступает предпосылкой более глубоких и фундаментальных истин. Более того, оно содержится в них в снятом виде. Абсолютная истина проявляется в росте знания» (Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977. С. 49-50).
    Согласны ли Вы с автором этого положения?
    «Если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. С. 174). Проанализируйте подмеченную связь науки и техники. Укажите важнейшие технические потребности, которые обусловили бурное развитие ведущих областей современной науки. Приведите примеры из области своей будущей специальности.
    Исходя из основных функций практики, обсудите про-блемные ситуации:
    а) Практика - основа познания, но она сама опирается на определенное знание. Как правильно совместить эти положения?
    б) Что означает первичность практики, если она всегда представляет целеполагаюшую деятельность?
    в) Не противоречит ли положению об определяющей роли практики тот факт, что в условиях современной НТР наука опережает развитие производства?
    г) Если в научно-исследовательской деятельности все большую роль играют эмпирические методы и материально-технические средства исследования, то не значит ли это, что стирается различие между основой познания и самим познанием?
    «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, вовсе не вопрос теории, а практический вопрос» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 1). В этой связи ответьте на вопросы:
    а) Почему нельзя установить истинность знания без выхода в общественную практику?
    б) Можно ли чисто теоретическим путем доказать объективную истинность знания?
    в) Проверяются ли на практике истины математики?
    г) Если практика служит критерием объективной истины, то какую роль в науке играют формальные критерии истинности знания, например, такие, как непротиворечивость и полнота дедуктивной теории?
    д) Можно ли оценивать теории с точки зрения удобства оперировать ими?
    е) Могут ли две различные теории привести к одним и тем же результатам?
    «...Не надо забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 146). Чем обусловлена отмеченная особенность практики?
    Какие из приведенных высказываний соответствуют диалектико-материалистическому пониманию истины?
    а) Интуитивно ясное и самоочевидное положение.
    б) Идея, руководство которой приводит к успеху.
    в) Знание, которое соответствует показаниям органов чувств.
    г) Совпадение человеческой мысли с идеальными формами мирового духа.
    д) Мнение большинства.
    е) Мнение, закрепленное авторитетом и временем.
    ж) То, что соответствует цели человека.
    з) Соответствие знаний ощущениям субъекта.
    и) Знание, которое является адекватным отражением объективного мира.
    Выберите правильное предложение:
    а) Нет истинных и нет ложных мыслей, «истинно» или «ложно» - это лишь названия или оценки.
    б) Все мысли только истинны, ложных мыслей нет.
    в) Есть мысли истиннъе вообще и есть мысли совершенно ложные.
    г) Каждое высказывание истинно либо ложно лишь в строго определенном отношении.
    «Признавать объективную, т. е. не зависящую от человека и от человечества истину, - значит так или иначе признавать абсолютную истину» (Ленин). Как соотносятся друг с другом объективная и абсолютная истины?
    «Человеческие представления о пространстве и времени относительны, но из этих относительных представлений складывается абсолютная истина, эти относительные представления, развиваясь, идут по линии абсолютной истины, приближаются к ней» (Ленин). В каком отношении друг к другу находятся относительная и абсолютная истины?
    Проиллюстрируйте положение: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна».
    «...Для разыскания истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить все под сомнение» (Р. Декарт). Дайте оценку «принципу сомнения». При каких условиях этот принцип приводит к агностицизму?
    Найдите «зерна» абсолютных истин и моменты, которые в дальнейшем подверглись уточнению или замене, в следующих положениях:
    а) Весь мир состоит из атомов - мельчайших, неделимых частичек вещества.
    б) Атом представляет собой положительно заряженную среду, в которую вкраплены отрицательно заряженные частицы - электроны.
    в) Атом состоит из положительно заряженного ядра, вокруг которого вращаются электроны. Атом подобен Солнечной си-стеме в миниатюре.
    Поставив себе целью изучить, оказывает ли электричество какое-либо воздействие на магнитную стрелку вблизи провода с током, Ампер обнаружил, что она поворачивается. Исходя из этого открытия, он высказал мысль, что магнетизм Земли вызван токами, обтекающими Землю в направлении с запада на восток. Далее он пришел к общему мнению, что магнит-
    ные свойства любого тела определяются замкнутыми электрическими токами внутри него. В каких формах шло движение мысли ученых-физиков?
    «Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса безусловно включает в себя релятивизм, но не сводится к нему, т. е. признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18 С. 139). В этой связи ответьте на вопросы:
    а) Какую трактовку получает в релятивизме относительность человеческого знания?
    б) Можно ли считать правильными с точки зрения диалектического материализма высказывания типа: «Это было верно в свое время, сейчас оно не верно и "устарело"»?
    в) Чем отличается диалектико-материалистическое понимание относительности человеческого знания от релятивизма?
    г) Можно ли относить заблуждение к числу элементов истинного знания?
    Всякая ли человеческая деятельность относится к практике? Рассмотрите с этой точки зрения следующие виды деятельности: воспитание, изобретательство, идеологическая борьба, художественная самодеятельность, художественное творчество, научный поиск, война, религиозные обряды, обучение.
    Известный афоризм гласит: «Практика без теории слепа, а теория без практики - это просто интеллектуальная игра». Дайте философскую интерпретацию этому афоризму.
    В чем специфика социально-исторической практики? Обоснуйте каждый из ответов.
    а) Она более субъективна, чем материальное производство.
    б) Ей в большей мере присущ творческий характер.
    в) Она направлена на преобразование общественных отношений.
    г) В ней находят непосредственное отражение классовые интересы людей.
    д) В ней через деятельность людей проявляются объективные законы.
    В чем состоит важнейшая особенность познания обще-ственных явлений?
    Перечислите общее, что присуще познанию как природных, так и социальных явлений.
    О какой специфической особенности социального познания писал философ-материалист Гоббс: «Я не сомневаюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-то праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, то учение геометрии было бы если не оспариваемо, то путем сожжения всех книг по геометрии вытеснено» (Гоббс. Левиафан. М., 1936. С. 101)?
    В чем специфика фактического, эмпирического материала в общественных науках по сравнению с естествознанием?
    Чем эксперимент в социальном познании отличается от эксперимента в естественных науках?
    В чем состоят особенности предвидения социальных явлений в отличие от предвидения явлений природы?
    Почему исторический метод имеет особенное значение в познании именно общественных явлений?
    В чем состоит предвидение в философии? Приведите примеры предвидения в философии.

    Способность отражения окружающего мира наиболее ярко про­является у живых существ. Однако современная наука пришла к выводу, что это свойство живой материи имеет более глубокую основу. На диалектико-материалистической основе этот вопрос был поставлен В. И. Лениным. В своем труде «Материализм и эмпирио­критицизм» Ленин высказал мысль, что всей материи присуще род­ственное ощущению свойство отражения .<13>

    Отражение усматривается в любом акте взаимодействия. Когда сталкиваются, скажем, два абсолютно упругих шара, то один шар, ударяющий с определенной силой другой шар, передает последнему какое-то количество энергии и выражает свое состояние через из­менение энергии и направление движения второго шара. Получив определенное количество энергии, второй шар отражает состояние воздействовавшего на него предмета, состояние первого шара . Однако на уровне механики отражение крайне просто и элементарно. Любое воздействие, испытываемое телом, выражается в нем в механических характеристиках: массе, скорости, силе, инерции, направлении и т. д. Оно носит эпизодический и случай­ный характер, результат взаимодействия - отраженное изменение, «след» или информация - не закрепляется и бесследно исчезает через некоторый промежуток времени. Отражение в этих случаях не локализовано и диффузно .

    Более сложной является так называемая физическая форма от­ражения. В каждом акте физического взаимодействия тело участ­вует как органическое целое и в то же время как совокупность боль­шого числа молекул. Внешнее воздействие дробится на отдельные элементарные отраженные изменения, которые одновременно объе­диняются в целостные изменения тела. В соответствии со структур­ным характером субстрата отражения «след» приобретает расчле­ненный, дифференцированный структурный вид. На уровне фи­зической формы движения отражение становится локализован­ным.

    Вместе с тем физическая форма отражения имеет также огра­ниченный характер. В процессе реакции происходит переделка внешнего воздействия в соответствии с собственной природой те­ла. Адекватно воспроизводятся те стороны воздействующего объ­екта, которые присущи субстрату отражения. Напротив, когда взаимодействуют качественно разнородные объекты, происходит пе­реход одной формы в другую - например, теплоты в электричест­во, - вследствие чего внутреннее сходство отражения и оригинала становится отдаленным . Еще большее качественное многообразие приобретает отражение на уровне химической формы движения. В химическом элементе заложена способность изме­няться под влиянием воздействующего вещества и в соответствии с его природой. В процессе химической реакции возникает новое качество. Поэтому сохранение и накопление отраженных изме­нений происходит посредством закрепления этих изменений но­вым качеством .



    Наличие отражательной способности у тел неживой природы подготовляет таким образом появление раздражимости и ощуще­ния, которые возникают у живой материи.

    Отражение внешнего мира у животных и человека происходит на базе живой материи, вследствие чего оно приобретает особые специфические черты, которые состоят в следующем:<14>

    1) Отражение приобретает особенно развитый вид, поскольку живое вещество обладает очень богатыми и сложными свойствами.

    2) В неживой природе отражение слито с общим процессом вза­имодействия предмета со средой. У живого вещества обособляется и специализируется особый вид отражения, отличный от ассимиля­ции и диссимиляции. Основной и специальной функцией этого вида отражения является сигнализация об изменениях внешней среды.

    3) Отражение организмами внешних условий не имеет самодо­влеющего значения и выполняет функции средства приспособ­ления к среде .

    4) С образованием живого белка возникает качественно новая форма отражения - раздражимость, из которой в ходе развития живых организмов выходят еще более высокие формы - ощуще­ние, восприятие, представление, мышление.

    Формы отражения, наблюдающиеся в области неживой природы, отличаются поразительным однообразием и постоянством, напри­мер, взаимодействие двух сталкивающихся между собой твердых тел или взаимодействие вступающих в соединение химических эле­ментов на протяжении огромных промежутков времени остаются в сущности одними и теми же. Здесь нет таких явлений, как взаимо­действие тела и окружающей среды, приспособление тела к окру­жающей среде и т.п. Совершенно иные взаимоотношения сущест­вуют в области живой природы. В качестве основного закона раз­вития органической природы выступает закон единства организма и условий его существования. Внешняя среда является самым важ­ным фактором, определяющим природу живого организма. При­способленность животного организма к условиям его существова­ния является здесь выражением соответствия функций и строения организма и всех его органов данным условиям внешней среды. Изменение условий существования с необходимостью вызывает изменение функций организма, появление новых по своей сути ре­акций приспособления.

    Таким образом, стремление существовать, борьба за самосохра­нение, наблюдаемые в области органической природы, превраща­ются в мощный стимул, вызывающий необходимость приспособле­ния к окружающей среде.

    В свою очередь, изменение окружающей среды выступает часто как причина появления у организма новых свойств и качеств. Стрем­ление приспособиться к окружающей среде часто ведет к появле­нию более совершенных форм живых организмов. Поясним это положение на некоторых конкретных примерах.

    На самой низшей ступени животного царства, замечает И. М. Сеченов, чувствительность является равномерно разлитой по всему телу, без всяких признаков расчленения и обособления в органы . Так, например, у та­ких низших организмов, как медузы, нервные клетки обладают примитив­ной универсальностью. Одни и те же нервные клетки способны различать химические, температурные и механические раздражители. Там, где чувст<15>вительность равномерно разлита по всему телу, она может служить послед­нему только в том случае, когда влияние из внешнего мира действует на чув­ствующее тело непосредственным соприкосновением.

    На каком-то этапе развития, который современная биологическая наука не может указать с точностью, раздражимость, т. е. элементарное физиоло­гическое средство приспособления организма к внешней среде, становится недостаточной, поскольку организм попадает в какие-то иные условия суще­ствования.

    Эта слитная форма начинает все более и более расчленяться в отдельные организованные системы движения и чувствования: место сократительной протоплазмы занимает теперь мышечная ткань, а равномерно разлитая раз­дражительность уступает место определенной локализации чувствительности, идущей рядом с развитием нервной системы. Еще далее чувствительность специализируется, так сказать, качественно - появляется распадение ее на так называемые системные чувства (чувство голода, жажды, половое, дыха­тельное и пр.) и на деятельность высших органов чувств (зрение, осязание, слух и пр.) .

    В процессе развития живых существ ощущение обычно возни­кает тогда, когда организм стал способным дифференцировать раздражители не только по интенсивности, но и по качеству. «Даль­нейший шаг в эволюции чувствования,- замечает И. М. Сеченов,- можно определить как сочетанную или координированную дея­тельность специальных форм чувствования между собою и с двига­тельными реакциями тела. Если предшествующая фаза состояла из группировки в разных направлениях единиц чувствования и движения, то последующая заключается в группировке (конечно, еще более разнообразной) между собой этих самых групп. Вооружен­ное специфически различными орудиями чувствительности, жи­вотное по необходимости должно получать до крайности разнооб­разные группы одновременных или ряды последовательных впе­чатлений, а между тем и на этой степени развития чувствование, как целое, должно остаться для животного орудием ориентирования в пространстве и во времени, притом ориентирования, очевидно, более детального, чем то, на которое способны менее одаренные животные формы. Значит, необходимо или согласование между собой тех отдельных элементов, из которых составляется чувст­венная группа или ряд, или расчленение ее на элементы - ина­че чувствование должно было остаться хаотической случайной смесью» . «Среда, в которой существует животное, и здесь оказывается фактором, определяющим организацию. При равномерно разлитой чувствительности тела, исключающей воз­можность перемещения его в пространстве, жизнь сохраняется только при условии, когда животное непосредственно окружено средой, способной поддерживать его существование. Район жизни здесь по необходимости крайне узок. Наоборот, чем выше чувст­венная организация, при посредстве которой животное ориенти­руется во времени и в пространстве, тем шире сфера возможных жизненных встреч, тем разнообразнее самая среда, действующая на организацию, и способы возможных приспособлений» .<16>

    Расчлененное и координированное чувство развивается в кон­це концов в инстинкт и разум. «Усложнение и совершенствование способности отражения у живых организмов происходит на основе появления и развития специального субстрата отражения: перво­начально особого чувствительного вещества, затем - чувствитель­ных клеток, нервных клеток и нервной системы, достигающей выс­шей ступени развития у человека. В связи с появлением специаль­ного субстрата отражения - нервной системы - возникают осо­бые состояния, обусловленные внешними воздействиями - нерв­ное возбуждение и торможение, специальные формы отражатель­ной деятельности - условные и безусловные рефлексы, специфи­ческие закономерности отражательной деятельности - иррадиа­ция и концентрация, взаимная индукция и т. д.» .

    Таким образом, способность отражения у живых организ­мов проходит в своем развитии три основные ступени. Первой сту­пенью является раздражимость, т. е. способность тел отвечать реакцией на внешние воздействия, которая опосредствуется состо­янием возбуждения ткани, затем на основе раздражимости возни­кает ощущение, с которого ведет начало эволюция психики, как более высокой, по сравнению с раздражимостью, формы отражения. С переходом к трудовой деятельности и появлением человека воз­никает и развивается высшая форма психической деятельности - сознание .

    Способность к отражению окружающего материального мира яв­ляется одной из самых важных предпосылок возникновения чело­веческого языка, поскольку в основе актов коммуникации, как будет показано в дальнейшем, лежит отражение человеком окру­жающей действительности. Вместе с тем следует заметить, что осу­ществление этих процессов отражения оказалось бы невозможным, если бы человек не обладал целым рядом особых свойств, проявле­ние которых обеспечивает способность отражения.

    Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Многочисленные предметы и явления действительности воздействуют на его органы чувств и, отражаясь его мозгом в виде ощущений, представлений, мыслей, чувств, стремлений, вызывают ответную реакцию - те или иные действия человека. Это отражение действительности человеческим мозгом в виде различных психических явлений есть субъективный мир человека, представляющий собой отражение, образ объективного мира, существующего вне нас и независимо от нашего сознания. «Вне нас существуют вещи, - писал В. И. Ленин. - Наши восприятия и представления - образы их».

    Образы вещей - это как бы копия их, изображение предметов, сходное с отображаемыми предметами и явлениями, но не самые предметы или явления.

    Начальным моментом отражения действительности являются ощущения . Они представляют собой отражение отдельных свойств, предметов и явлений материального мира, действующих непосредственно на органы чувств (ощущение цвета, звука, запаха й т. д.). В восприятии предметы и явления отражаются уже в многообразии своих свойств. Рассматривая предмет, мы видим не просто его цвет, форму и величину отдельно друг от друга, а воспринимаем его как целое (дом, стол, карандаш и т. д.).

    Образы предметов и явлений могут воспроизводиться после действия раздражителей в виде представлений, т. е. образов ранее воспринятых предметов или явлений.

    Ощущения, восприятия и представления являются наглядными образами предметов. Это чувственное отражение действительности. Оно дает знание о внешних, непосредственно воспринимаемых свойствах предметов и об их внешних связях друг с другом.

    Далеко не все свойства предметов и не все предметы непосредственно воспринимаются. Мы, например, не видим непосредственно атомы, не слышим ультразвуки, хотя их существование достоверно известно. В этих случаях знания достигаются опосредствованно - путем сравнений, обобщений, умозаключений, выполняя которые, человек исходит, однако, из того, что дано ему непосредственно в ощущениях и восприятиях. Такое опосредствованное и обобщенное отражение действительности называется мышлением.

    Мышление неразрывно связано с языком и осуществляется при помощи языка. Слово, язык - это звуковая, материальная оболочка мысли, вне которой мысль вообще не существует.

    Ощущение и мышление - неразрывные звенья единого процесса отражения действительности. Исходным является чувственное, наглядное познание предметов и явлений действительности. Но, ощущая, воспринимая или наглядно представляя что-либо, человек всегда так или иначе анализирует, объединяет, обобщает, т. е. мыслит то, что дано в ощущениях и восприятиях.

    Ощущения, восприятия, представления, мысли - все это познавательные процессы, познавательная сторона отражения действительности.

    Отражение действительности мозгом не исчерпывается только познавательной деятельностью людей.Внешний мир отражается в голове человека не только в виде наглядных образов предметов или мыслей о них, но и в виде того или иного отношения к предметам и явлениям действительности . Мы всегда так или иначе относимся к тому, что воздействует на нас, и то или иное наше отношение к нему определяется как особенностями самих воздействующих предметов и явлений, так и всем нашим предшествующим опытом, особенностями нашей личности. В зависимости от особенностей того, что воздействует на нас, и особенностей нашей личности, сложившихся под влиянием прежних воздействий предметов и явлений действительности, мы испытываем те или иные потребности и интересы, чувства и желания, осуществляем волевые действия. Все это опять-таки различные формы отражения предметов и явлений действительности. Все это ответные реакции на действие предметов и явлений объективного мира, на те особенности, которые характерны для них.

    Отражением действительности являются и все черты личности, прежде всего способности и характер человека, формирующиеся под воздействием условий жизни, в зависимости от тех обстоятельств, в которых протекает деятельность человека.

    Все эти различные формы отражения реального мира неразрывно связаны между собой. Чувства и желания всегда зависят от того, что познается в предметах и явлениях, какие качества, свойства, особенности их выделяются нами. Вместе с тем познание объективной реальности в свою очередь само зависит от наших потребностей и интересов, от чувств и желаний, испытываемых нами, от волевых действий, от черт характера, которые сложились у нас, от всех особенностей личности.

    Отражение действительности происходит в процессе деятельности людей : человек отражает мир, воздействуя на него, выполняя те или иные действия, оперируя вещами. Практика, деятельность людей - источник познания предметов и явлений действительности и того или иного отношения к ним. Человек не пассивно отражает действительность, он - активный деятель в окружающем мире. В процессе труда, осуществляя практическую деятельность, он изменяет и преобразует среду в интересах удовлетворения постоянно растущих общественных и личных потребностей. В процессе труда, указывает Маркс, человек не только «изменяет форму того, что дано природой: в том, что дано природой, он осуществляет в то же время и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять
    СВОЮ ВОЛЮ».

    Наличие у человека как активного деятеля сознательных целей играет важнейшую роль в отражении объективной действительности, делает ее отражение целенаправленным, сознательно избирательным. Из всего многообразия того, что его окружает, из всех обстоятельств жизни человек прежде всего выделяет то, что имеет для него особенное значение, то, что отвечает сознательным целям и задачам деятельности, осознанным им потребностям общественной жизни и его личным потребностям.

    Практическая деятельность, оперирование вещами, значительно расширяет познавательные возможности человека, уточняет его знания, обогащает их. Вместе с тем практика является и критерием правильности или ошибочности отражения действительности. Действуя в соответствии с возникающими у нас образами, мы проверяем, правильны ли они или ошибочны.

    Являясь активным деятелем, человек в процессе деятельности накапливает жизненный опыт , и это играет важную роль в отражении им объективной реальности. Опыт людей различен; он зависит от природных и общественных условий, в которых живет человек, от условий воспитания и обучения, профессиональной деятельности, от влияния окружающих людей, от всех многообразных общественных воздействий, которым человек подвергается. Все это существенно влияет на отражение им объективной действительности.

    Являясь активным деятелем общественно-исторического развития, человек в процессе деятельности изменяет не только внешнюю, природную и общественную, среду, но и свою собственную физическую и духовную природу, психический склад своей личности. В процессе деятельности не только делаются все более’ тонкими и точными ощущения и восприятия человека, развивается наблюдательность, мышление, воображение, но и формируются его чувства, волевые качества, навыки и привычки, развиваются’ способности, возникает музыкальный слух, художественный вкус, пробуждаются интересы, склонности, складывается характер.

    Таким образом, объективные, внешние воздействия, являясь исходными и определяющими в отражении человеком реального’ мира, детерминируют, причинно обусловливают всю психическую деятельность человека, все черты личности, но не прямо, не автоматически, а через взаимодействие человека с объективной действительностью в процессе деятельности , направленной на изменение среды, и в зависимости от того, какое место те или иные условия среды занимают в его жизни и деятельности. Именно этим и объясняется, что одни и те же общие внешние условия, одна и та же внешняя среда оказывают разное влияние на разных людей, равно как и на одного и того же человека в разные периоды его жизни. Из-этого следует также, что внешние условия жизни никогда не предопределяют роковым образом, фатально, дальнейшего психического развития человека.

    Отражение человеком действительности является неразрывным единством объективного и субъективного . Оно объективно по содержанию, так как является отражением внешних вещей и явлений и детерминируется внешними воздействиями. Оно объективно и потому, что является реальным нервным процессом и выражается в различных внешних действиях и поведении человека. Но оно субъективно потому, что всегда является отражением реального мира определенным человеком, субъектом, всегда преломляется через накопленный им личный опыт, через все особенности личности.

    Из всего сказанного очевидна огромная жизненная роль психической деятельности человека. Как отражение объективной действительности, она является необходимым условием воздействия человека на мир, изменения им действительности. Ориентируя людей в объективном мире, психическая деятельность дает им возможность переделывать воздействующую на них среду. Человек изменяет действительность в соответствии с тем, как он ее отражает. Вне отражения действительности не может быть и деятельности человека. «Даже за еду и питье, - говорит Энгельс, человек принимается под влиянием отразившихся в
    его голове ощущений голода и жажды, а перестает есть и пить потому, что в его голове отражается ощущение сытости»

    Эта жизненно важная роль психической деятельности обусловлена тем, что психика есть верное отражение объективной действительности. Она правильно ориентирует человека в окружающем мире, и именно благодаря этому возникает наука, создаются искусство и техника как орудие высшей ориентировки человека в окружающей действительности и преобразования ее в интересах человечества.

    Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Многочисленные предметы и явления действительности воздействуют на его органы чувств и, отражаясь его мозгом в виде ощущений, представлений, мыслей, чувств, стремлений, вызывают ответную реакцию — те или иные действия человека. Это отражение действительности человеческим мозгом в виде различных психических явлений есть субъективный мир человека, представляющий собой отражение, образ объективного мира, существующего вне нас и независимо от нашего сознания.

    Сознание - это отражение объективной реальности в ее различных проявлениях, в значительной степени оно присуще живой природе, но самый высокий уровень развития и организации сознания имеет человек.

    Человеческое сознание это высшая форма отражения, пропуская через себя материальную действительность, сознание отражает ее через осмысление полученного опыта. Создавая идеи и концепции, сознание видоизменяет реальность, преобразуя материю в идею, сознание воплощает ее в новых видах материи, которые рождают новые идеи, и этот процесс бесконечен, сознание отражает то, что само создает.

    Между материей и сознанием нет, и не может быть четкой границы, это не более чем разные состояния единой субстанции. Подобно тому, как лед при нагревании превращается в воду, а вода - в пар, так и сознание, сгущаясь, становится веществом, а утончаясь - духом.

    На более высоком уровне организации, материя переходит в другое качество, обретая вид и свойства энергии, но по своей сути, они тождественны, одно неотделимо от другого. Человеческое тело, как одна из самых сложных форм организации материи, выступает очень наглядным примером преобразования материи в сознание, а сознания в материю в процессе их взаимного отражения.

    Механизмы сознания.
    Сознание неразрывно связано с телом, а его материальным инструментом для восприятия, отражения и трансформации реальности является человеческий мозг. Это сеть, состоящая из примерно 100 миллиардов нейронов. Сенсорная система органов чувств постоянно собирает информацию об условиях внешней среды и передает ее для обработки в соответствующие отделы головного мозга.

    В общем виде процесс информационного обмена с окружающим миром можно описать следующим образом: информация через каналы восприятия поступает к анализаторам, после преобразования сигналов, возникают соответствующие зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые стимулы, вызывая различные биохимические процессы в теле и ответные реакции на них.

    Синхронная работа разных отделов мозга происходит посредством передачи электрических импульсов, каждый нейрон обладает электрическим зарядом, когда напряжение достигает определенного уровня, нейрон разряжается и, передавая по цепочке электрохимический сигнал в другие клетки, приводит его в исполнение, этот механизм называется «Стимул - Реакция».

    В зависимости от частоты повторения стимула, связи между нейронами могут укрепляться, либо ослабевать, это называется нейропластичностью, чем сильнее стимул, тем быстрее происходит ответная реакция на него, часто повторяющиеся ситуации формируют устойчивые соединения между группами нейронов. Устойчивые нейрохимические связи группируются в паттерны мышления, своеобразные шаблоны передачи нервного импульса между нейронами, которые выражаются в автоматических, стереотипных реакциях в ответ на похожие стимулы. В результате этого работа нашего мозга сводится к простому распознаванию стимула, для того чтобы подобрать соответствующую ему реакцию, этот режим автоматического реагирования характеризуется полным отсутствием осознанности.

    Тонкий механизм.
    Но существует другой механизм, более тонкий и совершенный, итальянские ученые обнаружили наличие особой группы нервных клеток, расположенных в лобной и теменной долях головного мозга, так называемых зеркальных нейронов. Они работают по совершенно другому механизму, который происходит еще до того, как срабатывает механизм «Стимул-Реакция».

    Реакция зеркальных нейронов происходит непосредственно во время сенсорной стимуляции, передача нервного импульса и разрядка нейрона, начинается еще при виде выполняемого действия, так же, как если бы оно на самом деле выполнялось в этот момент. Пока мы просто смотрим на какое-то действие, в нашем мозге формируется моторный план его выполнения, нейроны активизируются и передают электрический заряд по траектории, соответствующей непосредственному выполнению этого действия. Зеркальные нейроны объединяют восприятие и действие в единый мозговой процесс, полностью имитирующий увиденное на нейронном уровне.

    Каждый нейрон может отдавать электрический потенциал, то есть разряжаться, кодируя либо сенсорное событие - восприятие действия, либо побуждение к действию и моторный план его выполнения, либо ментальный процесс - запоминание действия. Зеркальные нейроны кодируют два из возможных потенциалов действия, тем самым стирая границы между действием и восприятием, они не просто составляют нейронную схему, устанавливающую соответствие между выполняемым и наблюдаемым действием, они также выполняют более тонкое кодирование чужих действий, используя полученную информацию.

    Декодер намерения.
    Мозговые клетки, которые активируются при реализации наших собственных намерений, активируются и в том случае, когда мы распознаем намерения, соотносимые с действиями других людей, начальным действием активируется цепь зеркальных нейронов, в результате чего эти клетки симулируют целую последовательность действий, связанную с конечным результатом. Эта группа зеркальных нейронов получила название «логически связующие», они не просто кодируют действия, а соотносят их логически с предшествующими ему событиями.

    Например, если мы смотрим на человека, берущего в руку чашку, наши зеркальные нейроны кодируют его последующие действия, в зависимости от окружающей обстановки. То есть, если мы смотрим на человека, который берет чашку в начале завтрака, то вероятнее всего, он делает это для того, чтобы выпить, то, что в ней находится. В этот момент между нашими нейронами пройдет цепочка нервных импульсов, соответствующая процессу глотания жидкости и возможно нам тоже захочется чего-то выпить. Если же мы увидим, как человек берет чашку в конце завтрака, то логически это соотносится с намерением убрать ее со стола или вымыть и подобные действия будут сымитированы на уровне нашей собственной нейронной активности. То есть мы проделаем это же действие в своем уме, на уровне сознания мы с абсолютной точностью отзеркалим то, что увидели.

    Базовое свойство зеркальных нейронов, срабатывать и при действии и при его наблюдении, говорит о том, что они участвуют в очень точном распознавании поведения других людей. Причем характер выполняемого действия не имеет значения, важна его цель, то есть намерение, на которое собственно и срабатывают зеркальные нейроны. Через отражение тонкого внутреннего состояния других людей, мы имитируем эти состояния на нейронном уровне у себя в мозге, тем самым распознавая мотивацию, стоящую за действием.

    Сознание - зеркало.
    Сознание, в прямом смысле этого слова, является отражением объективной реальности, и оно происходит благодаря работе зеркальных нейронов. Наш мозг способен зеркально воспроизводить глубочайшие аспекты чужого внутреннего намерения на тонкоструктурном нейронном уровне. Идеомоторная функция зеркальных нейронов заключается в том, что исходным побуждающим фактором для их активации является не сенсорное раздражение, не стимул, а мотивация, то есть - намерение.

    Для нейронного зеркального воспроизведения необходимо не само действие, а образ того, что должно быть с его помощью достигнуто. Если с этим образом не вступает в конфликт любая противоречащая ему идея из системы убеждений личности, сформированных ранее, образ соответствующий намерению способен напрямую активизировать само действие.

    Кроме того, зеркальные нейроны срабатывают во время нашего восприятия движений не только скелетных, но и мимических мышц. Наблюдая выражение лица других людей, происходит особая форма коммуникации, зеркальное нейронное копирование, которое очень быстро и точно передает невербальные сообщения о психоэмоциональном состоянии человека, с которым происходит контакт.

    Зеркальные нейроны разряжаются при виде человека, выражающего свои эмоции, в результате мы можем распознать и почувствовать на уровне собственных эмоций то, что переживают другие. Это понимание состояния других людей называется эмпатия - способность сопереживать и чувствовать других так же, как себя. Просто наблюдая за бессознательными движениями, которые совершает человек, можно понять какие действия он выполнит в следующий момент и какие чувства им при этом движут

    Но самое уникальное в работе зеркальных нейронов то, что после восприятия стимула и их разрядки не происходит реакции, этот процесс полностью является внутренней активностью мозга, и именно он лежит в основе осознавания.

    Работа зеркальных нейронов выражается в информационном считывании, которое позволяет через имитацию нейронной активности распознать и вывести на сознательный уровень полученную информацию прежде, чем последует рефлекторное действие в ответ на нее. Это в свою очередь дает нам возможность самоанализа, самоанализ очень сильно влияет на то, как в дальнейшем поведет себя мозг. Когда мы осознаем то, что происходит, активизируются мозговые области саморегуляции, они позволяют нам четко контролировать собственные мысли, чувства и поведение, если вместо рефлекторного реагирования присутствует контроль, наша эмоциональная стабильность возрастает.