Ремонт Стены Уход

О концепции учебного предмета «Биология. Презентация на тему «Биологические науки Что изучает общая биология презентация

План 1.Биология как система наук 2.Значение биологии среди других наук 3.Краткая история развития биологии 4.Методы исследования в биологии 5.Определение понятия «жизнь» 6.Свойства живого 7.Уровни организации живой материи 8.Разнообразие живых организмов


Биология как система наук Биология наука о жизни (от греч. биос жизнь, логос наука) система наук о живых организмах, их строении, процессах жизнедеятельности, взаимосвязи между собой и средой обитания, происхождении, разнообразии, закономерностях развития изучает закономерности жизни и развития живых существ относится к естественным наукам


Биология - Это совокупность наук о живой природе От греч. «bios» – «жизнь», «logos» – «наука Предмет ее исследований Многообразие проявлений жизни: Строение и функции живых организмов, природных сообществ; Их происхождение и распространение; Связи друг с другом и неживой природой. Многообразие проявлений жизни: Строение и функции живых организмов, природных сообществ; Их происхождение и распространение; Связи друг с другом и неживой природой.











3. Появление древних государств (Греция, Рим) Систематизация знаний о человеке, растениях, животных АристотельТеофраст Гален Описал около 500 видов животных. Создал первую систему их классификации. Заложил основы сравнительной анатомии. Считал, что живая материя возникла из неживой «Отец» ботаники. Описал разные органы растений. Заложил основы классификации растений. Считал, что живая материя возникла из неживой Выдающийся римский врач. «Отец» медицины. Описал органы человека. Заложил основы анатомии человека Основа для развития европейской биологической науки, не менялась до VIII в. н.э.


Аристотель (384–322 гг. до н.э.) Гален (гг. н.э.) Теофраст (372–287 гг. до н.э.) Выдающиеся ученые Др.Греции


4. Период Средневековья (V–XV ст. н. э.) Торможение развития биологии, преобладание религиозных взглядов о создании материи Богом Биология развивалась преимущественно как описательная наука. Накопленные факты часто были искаженными. Развитие получила алхимия.


5. Период Возрождения (ХVІ–XVІІІ ст. н. э.) Развитие биологической науки, изучение строения и функций различных биологических объектов Роберт Гук (1635–1703) Изобретение микроскопа, введение термина «клетка» Антони ван Левенгук (1632–1723) Наблюдал одноклеточные организмы, клетки крови, сперматозоиды Карл Линней (1707–1778) Ввел термин «вид» Основал современную систематику Создал собственную классификацию растений и животных Ввел латинские названия видов, родов (бинарная номенклатура) Описал свыше 7500 видов растений и около 4000 видов животных


6. Создание клеточной теории и развитие эволюционных идей (ХІХ ст. н. э.) Резкий всплеск развития биологии, борьба материалистических и идеалистических взглядов о возникновении материи Теодор Шванн (1810– 1882) Один из авторов клеточной теории (Шлейден и Вирхов) Жан- Батист Ламарк (1744–1829) Автор первого эво- люционного учения Чарльз Дарвин (1809–1882) Автор первой эволюцион- ной теории Эрнст Геккель (1834–1919) Ввел термин «экология». Заложил основы филогении


7. «Генетический» период (с 1900 года) Преобладание материалистических взглядов, открытие закономерностей наследственности и изменчивости Гуго де Фриз (1848–1935) Термин «мутация» Карл Корренс (1864–1933) Вторично открыл и подтвердил законы Менделя Уильям Бетсон (1861–1926) Термин «генетика» (1908) Томас Хант Морган Хромосомная теория наследственности Уотсон и Крик Структура ДНК (1953) Грегор Мендель (1822–1884)






Определение понятия «жизнь» ЖИЗНЬ Аристотель: «Питание, рост и старение» Тревиранус: «Однообразие процессов с отличием внешних воздействий» Современное понимание: «Особый способ существования организмов, важными факторами которого является обмен веществ с окружающей средой и самовоспроизведение» …это процесс размножения и эволюции, происходящий благодаря способности запоминать благоприобретенные признаки Современное определение: «Это особая форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая и химическая формы, элементарная форма существования вида и единица эволюции» …это живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся системы, построенные из биополимеров белков и нуклеиновых кислот. Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел…» Павлов: «Сложный химический процесс»


Свойства живого Единство химического состава. Клеточное строение. Дискретность и целостность. Единый принцип структурной организации. Питание, дыхание, выделение Обмен веществ и энергии. Самовоспроизведение. Самообновление. Саморегуляция Наследственность и изменчивость. Рост и развитие. Раздражимость и движение. Адаптивность Ритмичность


Уровни организации живой материи МолекулярныйКлеточныйОрганизменныйПопуляционно-видовойБиогеоценотическийБиосферный Граница между живым и неживым (молекулы, атомы) Клетка – структурная единица живого Уровень целого организма Вид – единица эволюции Система «живые организмы+абиотические факторы» Все живые организмы планеты и их среда обитания


  • Актуализировать биологические знания.
  • Рассмотреть методы науки.
  • Выявить значение общей биологии и ее место в системе биологических знаний.


СИНКВЕЙН ПОНЯТИЯ «БИОЛОГИЯ»

  • Понятие (слово)
  • Прилагательное
  • Биология.
  • Интересная, значимая.
  • Открывает, изучает, экспериментирует.
  • Помогает понять живую природу.
  • Наука.

(2 слова)

3. Глаголы (3 слова)

4. Предложение

(4 слова)

  • Существительное

(1 слово)



Живое на Земле представлено необычайным разнообразием форм, множеством видов живых существ. В настоящее время уже известно около 600 тыс. видов растений, более 2,5 млн. видов животных, большое количество видов грибов и прокариот, населяющих нашу планету. Ученые постоянно обнаруживают и описывают новые виды, как существующие в современных условиях, так и вымершие в минувшие геологические эпохи.

Ричард Оуэн со скелетом Моа


Раскрытие общих свойств живых организмов и объяснение причин их многообразия, выявление связей между строением и условиями окружающей среды относятся к основным задачам биологии. Важное место в этой науке занимают вопросы возникновения и законы развития жизни на Земле - эволюционное учение. Понимание этих законов является основой научного мировоззрения и необходимо для решения практических задач.


КАКИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ВАМ ИЗВЕСТНЫ?


БИОЛОГИЮ ПОДРАЗДЕЛЯЮТ НА ОТДЕЛЬНЫЕ НАУКИ ПО ПРЕДМЕТУ ИЗУЧЕНИЯ.

Так, микробиология изучает мир бактерий;

Бледная спирохета


Ботаника исследует строение и жизнедеятельность представителей царства растений;

Вереск обыкновенный

Василёк луговой


Зоология - царства животных и т. д.

Белка обыкновенная


Вместе с тем развиваются области биологии, изучающие общие свойства живых организмов:

генетика - закономерности наследования признаков

Мендель, Грегор Иоганн

1865. Открыты законы наследственности.


Биохимия - пути превращения органических молекул, экология -взаимоотношения популяций с окружающей средой. Функции живых организмов изучает физиология .

Биохимия Краткий курс.

  • http://health.sumy.ua/11758-biokhimija-kratkijj-kurs.-e.s.-severin.html

Физиология человека

  • http://mednik.com.ua/node/2236

В соответствии с уровнем организации живой материи выделились такие научные дисциплины, как молекулярная биология, цитология - учение о клетке, гистология - учение о тканях и т. д.

В молекуле ДНК важна любая мелочь


ЧТО ОТЛИЧАЕТ ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ ОТ ДРУГИХ НАУК?

  • Эксперимент- один из методов биологии.
  • Метод – способ практического и теоретического действия, направленного на овладение объектом.

Какие еще методы биологии вы знаете?


Биология использует самые различные методы. Один из важнейших - исторический, служащий основой осмысления получаемых фактов. К традиционным относится описательный метод; широко используются инструментальные методы: микроскопия (светооптическая и электронная), электрография, радиолокация и др.

Дарвиновский музей.

Микроскоп Р. Гука.


МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ :

  • Наблюдения
  • Описательный
  • Сравнительный
  • Экспериментальный
  • Исторический
  • Моделирования

ПОДУМАЙТЕ И НАПИШИТЕ О КАКОМ МЕТОДЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕТ РЕЧЬ:

Характеристика метода

Название метода


Характеристика метода

Название метода

1. Собирание и описание фактов

Описательный

2. Целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющие воспроизводить и наблюдать эти явления

Экспериментальный

3. Изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели; метод позволяет воспроизвести такие экспериментальные условия, которые в реальности воссоздать порой невозможно

Моделирования

4. Сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различия

Сравнительный

5. Выяснение закономерностей появления и развития организмов

Исторический

6. Преднамеренное целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств

Наблюдения


АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

  • Постановка проблемы, формулирование темы, целей и задач исследования.
  • Выдвижение гипотез.
  • Планирование хода исследования, выбор методики.
  • Проведение практической части исследования, регистрация данных.
  • Обработка полученных результатов.
  • Анализ полученных результатов.
  • Формулирование выводов.
  • Определение комплекса нерешенных вопросов.
  • Оформление итогов исследования.




Достижения биологии последнего времени привели к возникновению принципиально новых направлений в науке, ставших самостоятельными разделами в комплексе биологических дисциплин. Так, раскрытие молекулярного строения структурных единиц наследственности (генов) послужило основой для создания генной инженерии.

Американские биологи предложили использовать методы генной инженерии для борьбы с глобальным потеплением. По их мнению, стоимость проведения генетических исследований уменьшилась настолько, что создание специальных сортов просо для переработки в топливо стало реальностью.



На основе изучения взаимоотношений между организмами созданы биологические методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур, многие приспособления живых организмов послужили моделями для конструирования эффективных искусственных сооружений и механизмов.

Конструкция пчелиных сот легла в основу для изготовления «сотовых панелей» для строительства











ЛИТЕРАТУРА

Захаров В. Б. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2004.

Ресурсы сети ИНТЕРНЕТ.

Биосфера (от др.-греч. ???? - жизнь И?????? - сфера, шар) - оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни»; глобальная экосистема Земли. Биосфера - оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими. Биосфера сформировалась 500 млн лет назад, когда на нашей планете стали зарождаться первые организмы. Она проникает во всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы, то есть населяет экосферу. Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. В ней обитает более 3.000.000 видов растений, животных, грибов, бактерий и насекомых. Человек тоже является частью биосферы, его деятельность превосходит многие природные процессы и, как сказал В. И. Вернадский-«человек становится могучей геологической силой». Термин «биосфера» был введён в биологии Жаном-Батистом Ламарком в начале XIX в. Целостное учение о биосфере создал биогеохимик и философ В. И. Вернадский. Он впервые отвёл живым организмам роль главнейшей преобразующей силы планеты Земля, учитывая их деятельность не только в настоящее время, но и в прошлом. Существует и другое, более широкое определение: Биосфера - область распространения жизни на космическом теле.

О концепции учебного предмета «Биология»

Суматохин С.В. – зав.кафедрой МГПУ, гл.редактор журнала
«Биология в школе», д.п.н., профессор

2

http://минобрнауки.рф/пресс-центр
3

Анализ документов

Проект приказа Минобрнауки России «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования в новой редакции»
http://regulation.gov.ru/projects;
Проект научно-обоснованной концепции модернизации
содержания и технологий преподавания предметной области
«Естественнонаучные
предметы.
Биология»
http://predmetconcept.ru/subject-form/biologija;
Примерная основная образовательная программа основного
общего образования http://fgosreestr.ru;
Примерная основная образовательная программа среднего
общего образования http://fgosreestr.ru.
Проект примерной программы учебного предмета
«Биология» основного общего образования.
4

Концепция учебного предмета «Биология»

Введение;
Цель и задачи учебного предмета
«Биология»;
Структура учебного предмета
«Биология»;
Содержание учебного предмета
«Биология»;
Заключение.
5

Введение – актуальность

Какова роль науки о жизни?
Почему биологическое образование
приоритетно?
В каких классах обучать биологии?
Сколько часов необходимо на
преподавание учебного предмета
«Биология»?
6

Создана
компанией
Science-Metrix
7

Сгенерирована
наукометрическим
порталом SCImago Journal
& Country Rank на основе
базы данных Scopus
Флагман
мировой
науки –
США
Генетика,
молекулярная
биология и
биохимия в
центре. Они
связаны с большим
кластером
исследований в
области
медицины.
8

Сгенерирована
наукометрическим
порталом SCImago Journal
& Country Rank на основе
базы данных Scopus
Карта
достижений
России
характерна
для
прошлого
века.
Физика – 1 место.
Химия – 2 место.
Биология – 3 место.
Медицина – одна
из второстепенных
наук.
9

Введение – актуальность

Биология – лидер мировой науки.
Огромные успехи в генетике,
молекулярной биологии, биохимии,
биомедицине, биотехнологии.
Ведущее место науки о жизни
определяет приоритет учебного
предмета «Биология».
10

Введение

«Биология» – обязательный
учебный предмет в V-XI классах.
На преподавание учебного
предмета «Биология» ежегодно
необходимо предусмотреть не менее
2 ч в неделю.
11

Цель биологического образования

подготовка биологически и
экологически грамотной личности,
которая:
понимает значение жизни как наивысшей
ценности;
обладает высоким уровнем экологической
культуры;
свободно ориентируется в биологической
области научной картины мира …
12

Задачи биологического образования

формирование научного мировоззрения;
овладение методами познания живой
природы и умениями использовать их в
практической деятельности;
обеспечение понимания места жизни в
научной картине мира;
усвоение основных биологических идей,
принципов, понятий и теорий, взаимосвязи
идей и фактов, становления, развития и смены
теорий и концепций …
13

Структура учебного предмета «Биология»

I-IV классы - пропедевтическая
подготовка;
V-XI классы - единый систематический
курс учебного предмета «Биология»;
в X-XI классах учебный предмет
«Биология» в представлен на базовом и
углубленном уровнях.
14

15

Разделы учебного предмета «Биология»

I. Введение в биологию.
II. Биология растений, бактерий,
грибов.
III. Биология простейших,
животных.
IV. Биология человека.
V. Общая биология.
16

Раздел I. Введение в биологию.
Биология – наука о жизни.
Методы изучения живой природы.
Клеточное строение живых организмов.
Организм и окружающая среда.
Человек и живая природа.
17

Содержание учебного предмета «Биология»

Раздел II. Биология растений, бактерий, грибов
Биология растений.
Общая характеристика покрытосеменных растений.
Общая характеристика водорослей.
Общая характеристика мхов.
Общая характеристика плаунов, хвощей, папоротников.
Общая характеристика голосеменных растений.
Развитие растительного мира на Земле.
Растительное сообщество.
Человек и растения.
Общая характеристика бактерий.
Общая характеристика грибов.
Вирусы – неклеточные формы.
18

Содержание учебного предмета «Биология»

Раздел III. Биология простейших, животных
Простейшие (протисты).
Общие сведения о животном мире.
Многоклеточные животные.
Общая характеристика кишечнополостных.
Общая характеристика червей.
Общая характеристика моллюсков.
Общая характеристика членистоногих.
Общая характеристика хордовых.
Историческое развитие животного мира.
Животные в природных сообществах.
Животные и человек.
19

Содержание учебного предмета «Биология»

Раздел IV. Биология человека
Организм человека – биологическая система.
Опора и движение.
Кровообращение и лимфообращение.
Дыхание.
Питание и пищеварение.
Обмен веществ и превращение энергии.
Выделение продуктов обмена.
Покровы тела человека.
Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности.
Психика и поведение человека.
Размножение и развитие человека.
Здоровый образ жизни.
20

Содержание учебного предмета «Биология»

Раздел V. Общая биология
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Биология в системе наук.
Клетка.
Организм.
Вид.
Экосистемы.
УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ
Биология – комплексная наука.
Клетка.
Организм.
Вид.
Экосистемы.
21

Уровни проектирования содержания учебного предмета «Биология»

I. Концепция учебного
предмета «Биология»
II. ФГОС
ООО и СОО
III. Примерные программы
ООО и СОО
теоретическое представление о структуре и содержании
учебного предмета
предметные результаты для 9 и 11 кл; по годам
обучения распределены разделы, из тематических
блоков с дидактическими единицами
планируемые предметные результаты для 5, 6, 7, 8, 9,
10, 11 кл; содержание разделов распределено на
предметные темы с указанием лабораторных и
практических работ; приведен список средств обучения
IV. Авторские и рабочие
программы
содержание предметных тем конкретизировано и
представлено в соответствии с авторскими
концепциями
V. Учебно-методические
комплекты
раскрыто содержание всех дидактических единиц,
подлежащих усвоению обучающимися