Ремонт Стены Уход

Психологический мониторинг и его технология. Психологический мониторинг – инструмент развития образования

Сущность и задачи социально-психологического мониторинга. Эффективное предупреждение преступности может осуществляться лишь на основе адекватной прогностической оценки тенденций изменения ее состояния и причинного комплекса. В современной криминологической литературе прогнозирование преступности определяется как основанное на анализе и данных расчета вероятное суждение о вариантах будущего состояния преступности с учетом осуществления предполагаемых мер борьбы с ней и профилактики преступлений. Необходим комплексный прогноз в сфере борьбы с преступностью, который должен охватывать тенденции: а) социальных процессов, непосредственно влияющих на преступность; б) борьбы с преступностью; в) самой преступности как явления, способного к самоизменению.

В современной литературе сформирован комплекс исходных оснований криминологического прогнозирования:

Преступность рассматривается как явление, вторичное по отношению к другим социальным явлениям, которые могут выступать как ее причинами, так и факторами, снижающими ее уровень;

Прогноз преступности - это прежде всего оценка тенденций, которая всегда носит вероятностный характер. Необходимое условие этой оценки (и в то же время ограничение) - допущение об устойчивости проявившейся в прошлом тенденции в динамике и структуре преступности;

Между преступностью и ее факторами нет линейной причинно-следственной связи и возможно запаздывание изменений в преступности при произошедших изменениях социальных условий, выступающих факторами ее роста или снижения. Это связано с инертностью социальных процессов - накоплением потенциала для изменений.

Криминологическое прогнозирование, основанное на этих положениях, может осуществляться при относительно высокой стабильности условий жизни общества или тенденций их изменения, а также при наличии необходимой информационной базы, включающей данные о широком спектре социальных явлений. При отсутствии этих условий прогнозирование преступности на определенный срок становится практически невозможным. На современном этапе необходимо постоянное слежение за ситуацией с преступностью - мониторинг.

Для разработки методики мониторинга основополагающим является положение о том, что факторы преступности различаются по степени непосредственности и интенсивности своего причинного влияния на преступность. Среди них есть внутренние причины, которые представляют собой явления индивидуального и общественного сознания, т.е. духовной сущности общества и отдельного человека.

Внутренние факторы формируются, изменяют свое содержание и интенсивность под влиянием условий социального бытия. Эти условия можно рассматривать как внешние факторы преступности, влияющие на изменение внутренних.

Среди них можно выделить факторы первого и второго порядков. Внешние факторы первого порядка более непосредственны в своем влиянии на внутренние (духовные). К их числу относится информационный поток, создаваемый средствами массовой информации, организуемый через просвещение, воспитание или складывающийся стихийно. Этот поток формирует ценностно-нормативную сферу сознания членов общества, опосредует восприятие и оценку ими событий социальной жизни. Примером факторов второго порядка может служить применение уголовно-правовых мер борьбы с преступностью. Эти меры обеспечивают непосредственно лишь частное предупреждение, в то время как общее предупреждение - опосредованно доходящей до членов общества информацией об изобличении и наказаниях преступников.

Методологически важен учет того факта, что детерминанты преступности могут изменяться под влиянием собственных движущих сил. Похоже, что преступность, достигая некоторого относительно высокого уровня, несет в себе механизм «расширенного воспроизводства» и способна сохранять тенденцию роста за счет внутренних факторов при отсутствии существенных изменений внешних. Явление самодетерминации обусловлено:

Расширяющимся криминогенным влиянием лиц, совершающих преступления, на остальную часть общества;

Формированием правонарушающих традиций среди определенных социальных групп;

Возникновением организованных преступных общностей, осуществляющих поддержку противозаконной деятельности и противодействие правоохранительной деятельности государства;

Снижением показателей обеспечения неотвратимости ответственности.

Криминологический мониторинг должен осуществляться как систематическое изучение и оценка внутренних - социально-психологических предпосылок преступности и тенденций их изменения в соотнесенности с анализом социальных условий, выступающих наиболее существенными внешними факторами и влияющих на формирование внутренних предпосылок преступности.

Порядок проведения социально-психологического мониторинга. Схема социально-психологического мониторинга преступности по логике его задач и возможностей включает следующие составляющие.

Первоначально изучаются те свойства общественного сознания и правовой психологии, которые выступают внутренними факторами появления и

развития тенденций ухудшения состояния правопорядка. По результатам их анализа делаются выводы о внутренних предпосылках изменений преступности в обществе (в конкретном регионе, общности людей) в текущее время.

Далее проводится криминогенетический анализ социально-психологических предпосылок преступности, направленный на выявление условий социального бытия и социальных воздействий, которые обусловливают криминогенно значимые изменения общественного сознания и правовой психологии. Установление этих факторов выступает основанием для принятия мер по их устранению или нейтрализации их негативного влияния.

Социально-психологический мониторинг ориентируется на разные социальные субъекты (территориальные общности населения, коллективы организаций, социальные группы) и по отношению к различным сферам юридически значимого поведения, соотносимого с уголовно-правовым запретом. К основным из этих сфер необходимо отнести: 1) сферу обеспечения удовлетворения материальных потребностей человека (эта сфера охватывает корыстные преступления); 2) сферу взаимодействия человека с другими людьми в связи с удовлетворением своих потребностей и интересов (данная сфера охватывает насильственные преступные деяния). Другие сферы юридически значимого поведения определяют специфические направления мониторинга. К ним относятся, например, сфера взаимодействия граждан с государством и его органами, сфера выполнения воинского долга, сфера досуга и потребления и др.

Социально-психологический мониторинг в отношении общества или определенных общностей людей предполагает изучение общественного правосознания и распределение индивидуальных правовых позиций членов общества, их представлений о приемлемости в обществе совершения противоправных деяний, субъективного восприятия влияния общества на его членов: криминогенного («общество поддерживает преступное поведение»), антикриминогенного («общество препятствует преступным посягательствам») и противоречивого («общество и способствует, и препятствует преступным деяниям»). Необходимо различение видов позиций по их разным психологическим особенностям.

Первая особенность - отношение к преступному деянию как способу удовлетворения потребности (разрешения проблемной ситуации):

1) решимость вести преступный образ жизни и готовность осуществлять поиск или создание возможностей для его ресоциализации;

2) приемлемость преступлений лишь при возникающих благоприятных возможностях для этого либо в составе референтной группы (склоняющего влияния значимых лиц) при отсутствии собственного стремления к инициативному поиску или созданию таких возможностей;

3) допустимость преступлений лишь при невозможности обеспечить правомерно удовлетворение жизненно значимой потребности (разрешение острой проблемной ситуации);

4) полная неприемлемость для себя использования преступлений даже при вынуждающем характере обстоятельств.

Вторая особенность индивидуальной правовой позиции, значимая для криминологического мониторинга, выражает степень принятия личностью правомерного способа удовлетворения потребности или разрешения проблемной ситуации:

1) безусловное принятие только правомерного способа и решимость его постоянно использовать;

2) приемлемость правомерного способа и решимость его использовать сочетаются с неудовлетворенностью его результативностью;

3) противоречивое отношение к правомерному способу и отсутствие решимости его использовать наряду с отсутствием решимости отказа от него;

4) определенное неприятие правомерного способа с решимостью отказа от его использования.

Третья особенность правовой позиции личности проявляется по отношению к выполнению общественного долга участия в борьбе с преступностью. Она основывается на отношении личности к использованию другими людьми противозаконного способа действий, которое может быть: солидарным (оправдывающим, лояльным); противоречивым (содержащим элементы и оправдания, и осуждения) в зависимости от мотивов совершения противозаконных действий, объекта посягательства и т.д.; индифферентным (неопределенным, неясным, несформированным); умеренно отрицательным (выражающим сожаление в связи с тем, что люди совершают преступные деяния); обостренно отрицательным (осуждающим противозаконные действия).

Позиции личности по отношению к участию в борьбе с преступностью, выполнению общественного и гражданского долга в этой деятельности могут быть дифференцированы следующим образом:

1) позиция принципиального неучастия;

2) позиция участия при затрагивании личных интересов или интересов близких людей;

3) позиция избирательного участия в зависимости от того, кто является потерпевшим (заслуживает ли он сочувствия) или преступником (существует ли угроза мести со стороны преступника и т.д.);

4) позиция обязательного участия в любом случае.

Приведенная дифференциация основных сторон правовой позиции личности может быть использована в качестве основы для разработки методики изучения их распределения в обществе (общности) при осуществлении социально-психологического мониторинга предпосылок преступности.

Психологическое исследование отражения в индивидуальном и общественном сознании социальной приемлемости совершения противоправного деяния показало наибольшую значимость следующих социальных представлений:

О распределении в обществе, референтном социальном окружении или среди представителей социальной группы, к которой относит себя субъект, правовых позиций, указанных в приведенной выше их типологии;

О благоприятности либо неблагоприятности последствий для тех, кто использует противоправный способ удовлетворения потребностей (разрешения проблемных ситуаций);

О социальном реагировании на совершение определенного рода противоправных деяний и вероятности наступления отрицательных последствий (юридических или не юридических);

О возможности и благоприятности использования правомерного способа для обеспечения удовлетворения потребностей или разрешения проблемных ситуаций;

О социальном реагировании (отношении ближайшего окружения) на использование субъектом исключительно правомерного способа действий для удовлетворения потребности (разрешения проблемной ситуации), т.е. на принципиальное неиспользование противоправного способа


Психологический практикум (к части I)


Слово «мониторинг » (от латинского « monitor »)

в переводе означает

напоминающий или предостерегающий.


Понятие « мониторинг »

может рассматриваться

  • и как способ исследования реальности , используемый в различных науках,
  • и как способ обеспечения управляющего звена своевременной и качественной информацией о состоянии системы и происходящих в ней процессах.

Психологический мониторинг

представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося (ребенка), создания банка психологических данных на каждого учащегося (ребенка), проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося (ребенка).


Работа психологической службы ОУ в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям

  • Психологическая диагностика – анализ результатов – рекомендации, консультация – коррекционные мероприятия – психологическая диагностика – анализ результатов – рекомендации, консультация – коррекционные мероприятия и т.д.

Психологический мониторинг реализует следующие задачи:

  • получение максимально полной психологической информации, характеризующей образовательный процесс в школе;
  • предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;
  • структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:

  • познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;
  • мотивационная сфера и динамика ее развития;
  • эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;
  • личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.


Психологический мониторинг это

  • комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.

Формы использования результатов психологической диагностики могут быть следующие

  • 1. Составление рекомендаций учителям и представление их на педагогических советах
  • 2. Индивидуальные собеседования психолога с педагогами
  • 3. Индивидуальная и групповая работа с учениками
  • 4. Индивидуальные собеседования с родителями
  • 5. Групповая работа с родителями
  • 6. Подготовка анализа актуальной ситуации для администрации образовательного учреждения.

Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга дает возможность:

  • определить относительное место учащегося в классе и параллели;
  • провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру;
  • выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями;
  • отследить динамику изменений результатов от года к году;
  • провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам.

Сущность и задачи социально-психологического мониторинга. Эффективное предупреждение преступности может осуществляться лишь на основе адекватной прогностической оценки тенденций изменения ее состояния и причинного комплекса. В современной криминологической литературе прогнозирование преступности определяется как основанное на анализе и данных расчета вероятное суждение о вариантах будущего состояния преступности с учетом осуществления предполагаемых мер борьбы с ней и профилактики преступлений. Необходим комплексный прогноз в сфере борьбы с преступностью, который должен охватывать тенденции: а) социальных процессов, непосредственно влияющих на преступность; б) борьбы с преступностью; в) самой преступности как явления, способного к самоизменению.

В современной литературе сформирован комплекс исходных оснований криминологического прогнозирования:

Преступность рассматривается как явление, вторичное по отношению к другим социальным явлениям, которые могут выступать как ее причинами, так и факторами, снижающими ее уровень;

Прогноз преступности - это прежде всего оценка тенденций, которая всегда носит вероятностный характер. Необходимое условие этой оценки (и в то же время ограничение) - допущение об устойчивости проявившейся в прошлом тенденции в динамике и структуре преступности;

Между преступностью и ее факторами нет линейной причинно-следственной связи и возможно запаздывание изменений в преступности при произошедших изменениях социальных условий, выступающих факторами ее роста или снижения. Это связано с инертностью социальных процессов - накоплением потенциала для изменений.

Криминологическое прогнозирование, основанное на этих положениях, может осуществляться при относительно высокой стабильности условий жизни общества или тенденций их изменения, а также при наличии необходимой информационной базы, включающей данные о широком спектре социальных явлений. При отсутствии этих условий прогнозирование преступности на определенный срок становится практически невозможным. На современном этапе необходимо постоянное слежение за ситуацией с преступностью - мониторинг.

Для разработки методики мониторинга основополагающим является положение о том, что факторы преступности различаются по степени непосредственности и интенсивности своего причинного влияния на преступность. Среди них есть внутренние причины, которые представляют собой явления индивидуального и общественного сознания, т.е. духовной сущности общества и отдельного человека.

Внутренние факторы формируются, изменяют свое содержание и интенсивность под влиянием условий социального бытия. Эти условия можно рассматривать как внешние факторы преступности, влияющие на изменение внутренних.


Среди них можно выделить факторы первого и второго порядков. Внешние факторы первого порядка более непосредственны в своем влиянии на внутренние (духовные). К их числу относится информационный поток, создаваемый средствами массовой информации, организуемый через просвещение, воспитание или складывающийся стихийно. Этот поток формирует ценностно-нормативную сферу сознания членов общества, опосредует восприятие и оценку ими событий социальной жизни. Примером факторов второго порядка может служить применение уголовно-правовых мер борьбы с преступностью. Эти меры обеспечивают непосредственно лишь частное предупреждение, в то время как общее предупреждение - опосредованно доходящей до членов общества информацией об изобличении и наказаниях преступников.

Методологически важен учет того факта, что детерминанты преступности могут изменяться под влиянием собственных движущих сил. Похоже, что преступность, достигая некоторого относительно высокого уровня, несет в себе механизм «расширенного воспроизводства» и способна сохранять тенденцию роста за счет внутренних факторов при отсутствии существенных изменений внешних. Явление самодетерминации обусловлено:

Расширяющимся криминогенным влиянием лиц, совершающих преступления, на остальную часть общества;

Формированием правонарушающих традиций среди определенных социальных групп;

Возникновением организованных преступных общностей, осуществляющих поддержку противозаконной деятельности и противодействие правоохранительной деятельности государства;

Снижением показателей обеспечения неотвратимости ответственности.

Криминологический мониторинг должен осуществляться как систематическое изучение и оценка внутренних - социально-психологических предпосылок преступности и тенденций их изменения в соотнесенности с анализом социальных условий, выступающих наиболее существенными внешними факторами и влияющих на формирование внутренних предпосылок преступности.

Порядок проведения социально-психологического мониторинга. Схема социально-психологического мониторинга преступности по логике его задач и возможностей включает следующие составляющие.

Первоначально изучаются те свойства общественного сознания и правовой психологии, которые выступают внутренними факторами появления и

развития тенденций ухудшения состояния правопорядка. По результатам их анализа делаются выводы о внутренних предпосылках изменений преступности в обществе (в конкретном регионе, общности людей) в текущее время.

Далее проводится криминогенетический анализ социально-психологических предпосылок преступности, направленный на выявление условий социального бытия и социальных воздействий, которые обусловливают криминогенно значимые изменения общественного сознания и правовой психологии. Установление этих факторов выступает основанием для принятия мер по их устранению или нейтрализации их негативного влияния.

Социально-психологический мониторинг ориентируется на разные социальные субъекты (территориальные общности населения, коллективы организаций, социальные группы) и по отношению к различным сферам юридически значимого поведения, соотносимого с уголовно-правовым запретом. К основным из этих сфер необходимо отнести: 1) сферу обеспечения удовлетворения материальных потребностей человека (эта сфера охватывает корыстные преступления); 2) сферу взаимодействия человека с другими людьми в связи с удовлетворением своих потребностей и интересов (данная сфера охватывает насильственные преступные деяния). Другие сферы юридически значимого поведения определяют специфические направления мониторинга. К ним относятся, например, сфера взаимодействия граждан с государством и его органами, сфера выполнения воинского долга, сфера досуга и потребления и др.

Социально-психологический мониторинг в отношении общества или определенных общностей людей предполагает изучение общественного правосознания и распределение индивидуальных правовых позиций членов общества, их представлений о приемлемости в обществе совершения противоправных деяний, субъективного восприятия влияния общества на его членов: криминогенного («общество поддерживает преступное поведение»), антикриминогенного («общество препятствует преступным посягательствам») и противоречивого («общество и способствует, и препятствует преступным деяниям»). Необходимо различение видов позиций по их разным психологическим особенностям.

Первая особенность - отношение к преступному деянию как способу удовлетворения потребности (разрешения проблемной ситуации):

1) решимость вести преступный образ жизни и готовность осуществлять поиск или создание возможностей для его ресоциализации;

2) приемлемость преступлений лишь при возникающих благоприятных возможностях для этого либо в составе референтной группы (склоняющего влияния значимых лиц) при отсутствии собственного стремления к инициативному поиску или созданию таких возможностей;

3) допустимость преступлений лишь при невозможности обеспечить правомерно удовлетворение жизненно значимой потребности (разрешение острой проблемной ситуации);

4) полная неприемлемость для себя использования преступлений даже при вынуждающем характере обстоятельств.

Вторая особенность индивидуальной правовой позиции, значимая для криминологического мониторинга, выражает степень принятия личностью правомерного способа удовлетворения потребности или разрешения проблемной ситуации:

1) безусловное принятие только правомерного способа и решимость его постоянно использовать;

2) приемлемость правомерного способа и решимость его использовать сочетаются с неудовлетворенностью его результативностью;

3) противоречивое отношение к правомерному способу и отсутствие решимости его использовать наряду с отсутствием решимости отказа от него;

4) определенное неприятие правомерного способа с решимостью отказа от его использования.

Третья особенность правовой позиции личности проявляется по отношению к выполнению общественного долга участия в борьбе с преступностью. Она основывается на отношении личности к использованию другими людьми противозаконного способа действий, которое может быть: солидарным (оправдывающим, лояльным); противоречивым (содержащим элементы и оправдания, и осуждения) в зависимости от мотивов совершения противозаконных действий, объекта посягательства и т.д.; индифферентным (неопределенным, неясным, несформированным); умеренно отрицательным (выражающим сожаление в связи с тем, что люди совершают преступные деяния); обостренно отрицательным (осуждающим противозаконные действия).

Позиции личности по отношению к участию в борьбе с преступностью, выполнению общественного и гражданского долга в этой деятельности могут быть дифференцированы следующим образом:

1) позиция принципиального неучастия;

2) позиция участия при затрагивании личных интересов или интересов близких людей;

3) позиция избирательного участия в зависимости от того, кто является потерпевшим (заслуживает ли он сочувствия) или преступником (существует ли угроза мести со стороны преступника и т.д.);

4) позиция обязательного участия в любом случае.

Приведенная дифференциация основных сторон правовой позиции личности может быть использована в качестве основы для разработки методики изучения их распределения в обществе (общности) при осуществлении социально-психологического мониторинга предпосылок преступности.

Психологическое исследование отражения в индивидуальном и общественном сознании социальной приемлемости совершения противоправного деяния показало наибольшую значимость следующих социальных представлений:

О распределении в обществе, референтном социальном окружении или среди представителей социальной группы, к которой относит себя субъект, правовых позиций, указанных в приведенной выше их типологии;

О благоприятности либо неблагоприятности последствий для тех, кто использует противоправный способ удовлетворения потребностей (разрешения проблемных ситуаций);

О социальном реагировании на совершение определенного рода противоправных деяний и вероятности наступления отрицательных последствий (юридических или не юридических);

О возможности и благоприятности использования правомерного способа для обеспечения удовлетворения потребностей или разрешения проблемных ситуаций;

О социальном реагировании (отношении ближайшего окружения) на использование субъектом исключительно правомерного способа действий для удовлетворения потребности (разрешения проблемной ситуации), т.е. на принципиальное неиспользование противоправного способа

Слово «мониторинг» произошло от латинского слова «monitor» - в переводе означает напоминающий или предостерегающий. Понятие «мониторинг» может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения управляющего звена своевременной и качественной информацией о состоянии системы и происходящих в ней процессах .

В научной литературе 80-ых годов XX века, понятие мониторинга наиболее общим образом обозначает различную «деятельность по наблюдению», «систему повторных, целенаправленных наблюдений» или «методику и систему наблюдений». Во всех определениях ключевым словом является слово «наблюдение». Позже, в более поздний период наблюдение сменяется на «контроль с периодическим слежением» или «процесс отслеживания информации по изучаемой системе». На сегодняшний момент представляется наиболее точным и универсальным следующее определение мониторинга:

Мониторинг - это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития. Мониторинг может быть рассмотрен как информационная, диагностическая, научная, прогностическая система, реализация которой осуществляется в рамках управленческой деятельности. Информация, собираемая в процессе мониторинга, служит целям управления и повышению эффективности управленческих решений. При всем разнообразии можно выделить единый компонент мониторинга - это его нацеленность на управленческие решения. Анализ теоретико-методологических основ модернизации образования, в особенности такой его важнейшей характеристики, как управление, в значительной степени базируется на современном понимании мониторинга образования, его сущности и содержании. С научно-педагогической точки зрения одной из сторон деятельности является гностическая деятельность, то есть проверка и оценка результатов педагогического процесса, анализ его хода и эффективности, в связи с которой в последнее время стали использовать понятие “педагогический мониторинг” .

Педагогический мониторинг - это диагностика, оценка и прогнозирование педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития. Педагогический мониторинг имеет специфический объект изучения и обеспечивает педагогов, руководителей образовательного учреждения и органы управления качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Частью педагогического мониторинга развития и обучения в образовательном учреждении является психологической мониторинг.

Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося (ребенка), создания банка психологических данных на каждого учащегося (ребенка), проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося (ребенка).

Использование мониторинга в психологии началось сравнительно недавно. По определению А.А. Орлова, психологический мониторинг выявляет тенденции и закономерности психологического развития определенных групп людей. Предметом психологического мониторинга, например, могут быть психологическая готовность детей к школьному обучению, динамика профессионального и личностного самоопределения, динамика изменений определенной возрастной или профессиональной группы, функционирование и развитие психических процессов и др. .

Психологический мониторинг - особый вид мониторинга. Важно рассматривать предметом мониторинга не само психологическое развитие ребёнка, а образовательные условия, которые определяют развивающий характер образования, или социально-психологические риски, существующие в образовательной среде. Представляется маловероятной ситуация, когда управленческое решение может оказывать целенаправленное воздействие на психику человека. Психологический мониторинг развития представляет собой комплексную программу, позволяющую оперативно предоставлять информацию о психологическом состоянии детей школьного возраста, актуальных и потенциальных проблемах их развития в целях прогноза, коррекции и управления в рамках определенной образовательной системы (например, школы или другого образовательного учреждения).

С помощью мониторинга делаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделение факторов, влияющих на обучение, доказательство зависимости квалификации педагога и результатов обучения учащихся и другие. Вместе с тем, необходимо отметить ряд существенных недостатков в подготовке и проведении мониторинговых исследований, в частности, некорректное использование психологического инструментария, преувеличение значения компьютерного варианта тестирования, недостаточная оценка социальных факторов, отсутствие стандартов и нормативно-правовой базы.

Психологический мониторинг реализует следующие задачи:

Получение максимально полной психологической информации, характеризующей образовательный процесс в школе;

Предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;

Структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

Работа психологической службы общеобразовательного учреждения в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям: психологическая диагностика, анализ результатов, рекомендации, консультация, коррекционные мероприятия, психологическая диагностика, анализ результатов, рекомендации, консультация, коррекционные мероприятия и т.д. Психологический мониторинг - комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.

При помощи психологического мониторинга оценивается процессуальная сторона обучения и прежде всего качественные характеристики восприятия и усвоения знаний учащимися. Следовательно, в качестве показателя результативности следует рассматривать динамику психологического развития ребенка (то есть возникновение и развитие психических новообразований - познавательной мотивации, расширения зоны ближайшего развития, субъективной позиции в деятельности, произвольности и др.).

Педагогическая и психологическая трактовки образовательного процесса и результатов обучения при существенных различиях тесно взаимосвязаны. Нельзя изменить уровень развития ребенка, не расширяя при этом его осведомленность и круг практических умений. Невозможно формировать полноценные знания и умения, не изменяя при этом уровень психического развития. Поэтому показатели результативности образовательного процесса являются по своей сути психолого-педагогическими.

При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:

Познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;

Мотивационная сфера и динамика ее развития;

Эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;

Личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.

При проведении психологического мониторинга необходимо четко представлять порядок разработки и проведения такого сложного исследования. Планирование и проведение мониторинга предполагает несколько этапов, каждый из которых отвечает конкретной задаче.

1 этап - подготовительный. Уточнение потребностей органов управления образованием в информации, формулирование проблемы, определение объекта и предмета исследования, постановка целей и задач мониторингового исследования, обоснование выборки и деление её на определенные группы, выделение и научное обоснование показателей мониторинга, подбор и научное обоснование применяемых методов и методик, уточнение процедуры проведения и разработка инструкции проведения мониторинга, создание компьютерной методики для обработки результатов, согласование сроков и графиков работ.

2 этап - пилотное проведение мониторинга. Проведение пилотного исследования на небольшой выборке, обработка и анализ данных, корректировка содержания анкет, методик и инструкций.

3 этап - полевая стадия исследования. Проведение масштабного мониторинга, сбор первичной эмпирической информации по всей выборке.

4 этап - обработка и анализ информации. Обработка информационного материала, обсуждение полученных результатов, создание аналитической справки для органов управления по результатам мониторинга.

Таким образом, мониторинг является неотъемлемой частью в образовании и других сферах деятельности. Мониторинг предполагает систему организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных её элементах. Психологический мониторинг позволяет отследить результативность учебной деятельности, ее динамику, личностные особенности обучающихся. Это позволяет наметить пути образовательного процесса, индивидуальную работу с учащимися, позволяет выявлять трудности при внедрении личностно-ориентированного обучения.

Выступление на августовском совещании педагогов-психологов: «Формирование системы мониторинга работы психологической службы.»

Дата проведения: 27.08.2013 г. Педагог-психолог МАОУДОД ЦДТ «Радуга»: Гринева И.Ф.

Слово «мониторинг» произошло от латинского слова «monitor» - в переводе означает напоминающий или предостерегающий.

В настоящее время слово «мониторинг» применительно к образовательному процессу стало общеупотребительным, но, к сожалению не однозначным. С одной стороны, потребность в аналитической информации о системе образования очень высока и органы управления образованием крайне заинтересованы в получении объективной картины, т. к. это дает возможность принимать более эффективные управленческие решения. С другой стороны, сегодня отсутствует единое понимание того, что такое психологический мониторинг в системе образования: мониторинговыми исследованиями сегодня называют все что угодно – начиная с выстраивания рейтинга учеников, фронтальной срезовой диагностики развития психических функций, заканчивая подсчетом количества психологов в общеобразовательных учреждениях. Мониторинг может быть рассмотрен как информационная, диагностическая, научная, прогностическая система, реализация которой осуществляется в рамках управленческой деятельности. Информация, собираемая в процессе мониторинга, служит целям управления и повышению эффективности управленческих решений. При всем разнообразии можно выделить единый компонент мониторинга - это его нацеленность на управленческие решения.

Психологическое обеспечение развивающего характера образования на уровне работы с системой предполагает мониторинг, проектирование и экспертизу психологических составляющих образования как системы развивающих возможностей.

Мониторинг как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза, позволяет принимать управленческие решения и распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных. Психологическая служба, не претендуя на проведение мониторинга системы образования в целом, способна на постоянной основе отслеживать информацию об объектах, явлениях и процессах, находящихся в сфере ее компетенции: динамику развития обучающихся, изменение их восприятия и отношения к определенным объектам и социальным явлениям и т.д. На основе данных, полученных с помощью психологического мониторинга, руководитель может оценить, в какой степени реализуются в подведомственной ему образовательной структуре принципы развивающего образования.

В компетенцию и обязанности школьного психолога входит выявление особенностей психического развития обучающихся школы, сформированности у них определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и др. Поэтому именно мониторинг в психологическом сопровождении обучающихся, применяемый по выявлению психологических причин тех или иных проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных учащихся, особенностей развития их интересов и способностей имеет большое значение в работе школьной психологи ческой службы.

Задача психологического мониторинга, как системы информационного сопровождения учебного процесса состоит в сборе информации об индивидуально психических особенностях обучающихся. Психологический мониторинг должен обеспечивать педагогический коллектив знаниями об особенностях учащихся – их личностной сферы, мотивации, познавательной активности, самооценки, межличностных отношений.

Мониторинг в психологической деятельности понимается двояко:

В широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств;

В узком смысле, более распространенном - измерение индивидуально - психодиагностических свойств личности. В психологическом сопровождении обучающихся школы мониторинг играет большую роль, его данные обеспечивают контроль за динамикой психического развития обучающихся.

Психологический мониторинг в системе психологической службы школы имеет свои принципиальные особенности. Психологический мониторинг – особый вид мониторинга. Важно рассматривать предметом мониторинга не само психологическое развитие ребёнка, а образовательные условия, которые определяют развивающий характер образования, или социально-психологические риски, существующие в образовательной среде. Представляется маловероятной ситуация, когда управленческое решение может оказывать целенаправленное воздействие на психику человека. Психологический мониторинг развития представляет собой комплексную программу, позволяющую оперативно предоставлять информацию о психологическом состоянии детей школьного возраста, актуальных и потенциальных проблемах их развития в целях прогноза, коррекции и управления в рамках определенной образовательной системы (например, школы или другого образовательного учреждения).

С помощью мониторинга делаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделение факторов, влияющих на обучение, доказательство зависимости квалификации педагога и результатов обучения учащихся и другие. Вместе с тем, необходимо отметить ряд существенных недостатков в подготовке и проведении мониторинговых исследований, в частности, некорректное использование психологического инструментария, преувеличение значения компьютерного варианта тестирования, недостаточная оценка социальных факторов, отсутствие стандартов и нормативно-правовой базы.

В зависимости от тех оснований, которые могут быть использованы для сравнения, выделяют различные виды мониторинга: динамический, сравнительный, комплексный, информационный, проблемный, базовый и др.

При проведении психологического мониторинга необходимо четко представлять порядок разработки и проведения такого сложного исследования. Планирование и проведение мониторинга предполагает несколько этапов, каждый из которых отвечает конкретной задаче.

1 этап – подготовительный. Уточнение потребностей органов управления образованием в информации, формулирование проблемы, определение объекта и предмета исследования, постановка целей и задач мониторингового исследования, обоснование выборки и деление её на определенные группы, выделение и научное обоснование показателей мониторинга, подбор и научное обоснование применяемых методов и методик, уточнение процедуры проведения и разработка инструкции проведения мониторинга, создание компьютерной методики для обработки результатов, согласование сроков и графиков работ.

2 этап – пилотное проведение мониторинга. Проведение пилотного исследования на небольшой выборке, обработка и анализ данных, корректировка содержания анкет, методик и инструкций.

3 этап – полевая стадия исследования. Проведение масштабного мониторинга, сбор первичной эмпирической информации по всей выборке.

4 этап – обработка и анализ информации. Обработка информационного материала, обсуждение полученных результатов, создание аналитической справки для органов управления по результатам мониторинга.

Процедура мониторинговой деятельности в психологическом сопровождении обучающихся сложна, объемна, ответственна. При составлении психологического мониторинга необходимо четко понимать:

    выявляем цель, проблему, для чего мы это делаем;

    выбираем методы исследования, которые мы будет применять в своей работе (опросники, тренинги, анкетирования, тесты и др.);

    применяем методы исследования;

    формируем психологический диагноз;

    составляем мониторинг;

При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:

познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;

мотивационная сфера и динамика ее развития;

эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;

личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.

Рассмотрим методы мониторинговой деятельности. Они делятся на:

    наблюдение;

    опросные методы (это опросники, интервью, анкетирования);

    психодиагностические методики (рисуночные, физиологические: например, если мы делаем мониторинг по психическим заболеваниям; выполнение практических действий: например при определении леворукости: применяется наблюдение, а если оно не позволяет определить, то применяются методики, основанные на практических действиях ученика: нужно предложить взять предмет со стола, бросить мяч, обращается внимание на то, какая рука преобладает в действиях у ребенка);

    тестирование (личностные, интеллектуальные, межличностные).

В работе психологической службы школы применяются различные методики. Остановимся более подробно на некоторых из них. Это мониторинг мотивации воспитанников, их удовлетворенности работой в объединении, уровень креативности, изучение личностных характеристик (тест «Я-патриот», воспитанность), мониторинг развития психических процессов у воспитанников ШРР «Надежда».

Главное назначение мониторинговой деятельности в школьной психологической службе - не сравнение обучающихся друг с другом (хотя это тоже очень важно), а глубокое проникновение во внутренний мир конкретного ребенка, отслеживание психического развития каждого ученика. Таким образом, мониторинг является неотъемлемой частью в образовании и других сферах деятельности. Мониторинг предполагает систему организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных её элементах. Психологический мониторинг позволяет отследить результативность учебной деятельности, ее динамику, личностные особенности обучающихся. Это позволяет наметить пути образовательного процесса, индивидуальную работу с учащимися, позволяет выявлять трудности при внедрении личностно-ориентированного обучения.