Ремонт Стены Уход

Виды воздействий общества на природу. Влияние человека на природу

Виды и степень воздействия человека на природу

Антропогенные воздействия деятельность человека, связанная с реализацией экономических, военных, рекреаци­онных, культурных и других его интересов, вносящая физиче­ские, химические, биологические и другие изменения в при­родную среду.

Воздействие человека на природу можно классифицировать различным образом. Например, разделить на разрушительное, стабилизирующее и конструктивное; прямое и косвенное; пред­намеренное и непреднамеренное; длительное и кратковремен­ное; статическое и динамическое; площадное и точечное; глу­бинное и приповерхностное; глобальное, региональное и ло­кальное; механическое, физическое, химическое и биологи­ческое и т.д.

Разрушительное (деструктивное) воздействие человечес­кая деятельность, ведущая к утрате природной средой своих полезных человеку качеств. Например, сведение дождевых ле­сов под пастбища или плантации, в результате чего нарушается биогеохимический круговорот веществ, и почва за два-три года теряет свое плодородие.

Стабилизирующее воздействие человеческая деятельность, направленная на замедление деструкции (разрушения) природ­ной среды в результате как хозяйственной деятельности чело­века, так и природных процессов. Например, почвозащитные мероприятия, направленные на уменьшение эрозии почв.

Конструктивное воздействие человеческая деятельность, направленная на восстановление природной среды, нарушен­ной в результате хозяйственной деятельности человека или при­родных процессов. Например, рекультивация ландшафтов, вос­становление численности редких видов животных и растений и т. д. Разрушительное воздействие можно назвать отрицатель­ным (негативным), а стабилизирующее и конструктивное – положительным (позитивным).

Прямое (непосредственное) воздействие изменение при­роды в результате прямого воздействия хозяйственной дея­тельности человека на природные объекты и явления.Косвен­ное (опосредованное) воздействие – изменение природы в ре­зультате цепных реакций или вторичных явлений, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

Непреднамеренное воздействие является неосознанным, когда человек не предполагает последствий своей деятельности.

Преднамеренное воздействие является осознанным, когда че­ловек ожидает определенные результаты своей деятельности.

Расширяющееся использование природных ресурсов вслед­ствие роста населения и развития научно-технического прогрес­са приводит к их истощению и увеличению загрязнения при­родной среды отходами производства и отбросами потребле­ния. То есть ухудшение природной среды происходит по двум причинам: 1) сокращение природных ресурсов; 2) загрязнение при­родной среды.


Вырубка леса в бассейне реки (отмечено крестами) приводит к усыханию малых рек – притоков, снижению уровня грунтовых вод, уменьшению влажности почвы, снижению уровня воды в реке и озере. Это вместе с другими факторами ведет к недостатку воды в городе, гибели рыбы, развитию цианей (сине-зеленых водорослей и других водных организмов) в связи с усиливающейся эвтрофикацией во­доемов. Строительство плотины и ирригационной системы в целях накопления воды в реке и нормального режима увлажнения на полях не решает проблемы поддержания уровня грунтовых вод и прекращения усыхания озера. Напротив, расход воды на испарение в оросительных системах и с поверхности водохранилища усугубляет недостаток речного стока в озе­ро, задерживает твердый сток, а подпор вод плотиной вызывает подтопление местности, в том числе по городам, ее заболачивание. Ирригация вызывает дополнительное засоление почв, требующих промывки, а зна­чит, большего расхода поливных вод, с которыми в водоем смываются органика и удобрения, что усиливает эвтрофикацию.

Следует сразу обратить внимание на то, что чем выше уро­вень использования извлеченных природных ресурсов, тем ниже уровень загрязнения природной среды. Следовательно, решая проблему рационального использования природных ресурсов, общество, во-первых, сохраняет природные ресурсы от исто­щения, а во-вторых, снижает загрязнение природной среды.

Степень воздействия человека на природу. Глубина экологи­ческих последствий воздействия человека на природу зависит от нескольких переменных: численности населения, стиля жизни и экологического сознания. Эту связь можно описать формулой:

Численность населения х Стиль жизни

Экологические последствия = –––––––––––––––––––––––

Уровень экологического сознания

Чем больше численность населения и выше стиль жизни, тем сильнее истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. И, наоборот, чем выше экологическое сознание населения, тем менее выражены эти негативные про­цессы.

При отсутствии экологического сознания даже простой, «близкий к природе» стиль жизни не ведет сам по себе к от­сутствию вредного воздействия на природу. Пример тому – вырубка леса под посевы и ради заготовки дров.

Таким образом, важнейшее условие дальнейшего прогрес­са человечества – прекращение роста его численности, изме­нение стиля жизни и повышение экологического сознания. Только добившись популяционного равновесия, можно и даль­ше развивать культуру, технологию, цивилизацию в целом.

примеры влияния общества на природу и природы на общество

  1. Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы на общество и общества на природу. Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т. д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т. п. Роль природы как источника средств существования и как источника средств труда наполняется конкретным содержанием в каждую историческую эпоху применительно к каждой социальной общности.

    Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы все это существенно влияет на жизнь общества. Достаточно сравнить развитие народов севера и юга. Географическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Так, если в условиях тундры население занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых.
    Как многопланово воздействие природы на общество, так многогранно и воздействие общества на внешнюю природу. Прежде всего, общество в определенной мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Из земных недр извлекаются природные ресурсы, вырубаются леса, перегораживаются плотинами реки, так или иначе сокращается, уничтожается определенная часть животного и растительного мира и т. д. Все эти вторжения человеческого общества в природу, продиктованные интересами его жизнедеятельности, необходимостью удовлетворения потребностей людей, в определенной мере деформируют природный мир, весьма существенно меняют естественное течение присущих ему процессов.

    Общество в ходе своей деятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и созидает. Вместо выкорчевывания лесов создаются пашни и пастбища, засеянные культурными растениями, приспособленные для выращивания домашних животных, вместо неупорядоченного движения рек создаются новые контуры рек, перегороженные плотинами, на твердь земную наносятся социальные морщины ирригационных систем, транспортных коммуникаций, на месте природных территорий создаются города, деревни, поселки и т. д. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью.
    Общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Например, процессу извлечения каменного угля человечество обязано не только животворной энергией, но и терриконами отработанной породы. Гербициды и другие химические средства воздействия в сельскохозяйственном производстве не только облегчают труд, повышают урожайность сельскохозяйственных структур, но и отравляют природную сферу. При этом, с ростом масштабов производственной деятельности человека, по мере роста самого человечества разрушительное воздействие на природу этих отходов человеческой цивилизации резко возрастает.

  2. 1. С какими животными сравнивается Герасим? Почему?
    (Сравнивается с быком, пойманным зверем, степенным гусаком, медведем, глухарм, львом. Сравнения подчркивают независимость характера, чувство собственного достоинства, физическую силу, физические особенности Герасима и его особое положение среди дворовых крестьян.)
    2. Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето А что сшили ему на зиму? (Тулуп.)
    3. С чьими руками сравнивает руку Герасима Капитон? Как это сравнение характеризует глухонемого?
    (У него просто Минина и Пожарского рука. Сравнение подчркивает силу Герасима, которую он может применить, отстаивая справедливость.)
    4. Какой недостаток в людях более всего не любил Герасим? Как это определило его судьбу?
    (Пьянство. По этой причине он расстался с Татьяной.)
    1. Герасим считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Что это значит?
    (Тягло государственная повинность крестьян. Герасим е исправно выполнял.)
    2. Почему Герасим, полюбивший Татьяну, должен был явиться к барыне? Почему он откладывал это дело? Как это характеризует его?
    (Он только ждал нового кафтана, обещанного ему дворецким, чтоб в приличном виде явиться перед барыней Герасим любил Татьяну, придавал большое значение важному для него событию сватовству.)
    3. Какое сравнение использует И. С. Тургенев, чтобы показать любовь Герасима к Муму?
    (Ни одна мать так не ухаживает за своим ребнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.)
    1. Каким показан Герасим на иллюстрации к повести и кто является автором иллюстрации?
    (На иллюстрации И. Пчлко изображн в момент прощания с Муму. Он горячо обнимает е, переживает, страдает.)
    2. Да такого необыкновенного леща мне поднс, признался Степан. Какого леща и за что поднс Герасим Степану?
    (Удар. За подлый поступок, совершнный Степаном.)
    перечислить должности, занимаемые крепостными крестьянами при дворе барыни.
    (Дворник, прачка, шорник, дворецкий, ключник, столяр, швея, портные, кастелянша, форейтор.)
    1. Что вы узнали о членах семьи барыни?
    (Сыновья е служили в Петербурге, дочери вышли замуж.)
    2. Любила барыня гадать. В тот день она как-то счастливо встала; на картах ей вышло четыре валета Почему это гадание способствовало хорошему настроению героини? Как это характеризует е?
    (Четыре валета обозначают исполнение желаний. Зависимость настроения барыни от выпавших при гадании карт характеризует е как капризного, эгоистичного человека.)
    3. Что любила, пребывая в капризном состоянии духа, делать барыня? Каким человеком она являлась в действительности?
    (Она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей. В действительности была жестокой крепостницей.)
    4. Как лекарь Харитон лечил барыню? Как это лечение характеризует героиню?
    (Потчевал барыню лавровишнвыми каплями, курил жжными перьями.)
    1. Чем полюбилась Герасиму Татьяна?
    (Кротким ли выражением лица, робостью ли движений)
    2. Степан о Герасиме говорил: Он на это не то, что наш брат. Что же объединяет многих дворовых?
    (В отличие от многих дворовых, Герасим не был пьяницей.)
    3. Кого из героев называют забубнным человеком и почему?
    (Капитона, так как он был пьяницей. Бубновый туз нашивался на спину каторжника.)
    1. Судьба-то, судьба-то моя, подумаешь! В младых летах был я бит через немца хозяина; в лучший состав жизни моей бивал своего же брата Кто из героев признатся в таком факте своей биографии? Кем был немец хозяин по роду занятий?
    (Башмачник Капитон. Учился у немца-башмачника.)
    2. Какую роль играла в доме барыни приживалка?
    (Исполняла прихоти своей барыни.)
    1. Какое время нашло отражение в повести И. С. Тургенева?
    (Эпоха крепостного права.)
    3. Кто такой форейтор?
    (Слуга, сопровождавший господ при выездах, сидел на одной и

Прочитаем информацию.

Природа - естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами.

Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Отличия общества от природы :

  • творит культуру
  • развивается под влиянием деятельности людей

Отличия природы от общества :

  • способна развиваться независимо от человека
  • обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека

Сходство общества и природы – являются динамическими системами.

Основные формы взаимодействия общества и природы :

  • природопользование – использование природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека.
  • охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов природы.
  • обеспечение экобезопасности – защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:

1. воздействие (влияние) природы на общество:

  • способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития
  • способность природно-климатических условий влиять на такие стороны общества, как экономика, политика, социальный строй
  • способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метеозависимость и т.д.)
  • способность дарить вдохновение творческим людям
  • разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха и т.д.)

2. воздействие общества на природу:

  • истощение недр
  • загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами
  • уничтожение растительного и животного мира
  • вырубка лесов
  • применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы

Рассмотрим примеры.

Взаимодействие общества и природы

Влияние природы на общество

Организация ирригационных работ в масштабах всей страны способствовала формированию деспотических режимов, могущественных монархий.

Возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек.

Производство меди и никеля в Норильске полностью зависит от близлежащих газовых месторождений. Иссякнут они – и цена добытых металлов станет дороже.

Ремесла и торговля, развитие частной инициативы индивидуальных производителей привели к установлению в Греции республиканского правления.

Природа является источником вдохновения для людей, особенно творческих.

1.Художники-пейзажисты и их произведения: Иван Шишкин «Дождь в дубовом лесу», Валентин Серов «Открытое окно. Сирень», Исаак Левитан «Озеро. Русь», Илья Репин «Какой простор», Казимир Малевич «Пейзаж. Зима»

2.Луис Кастаньеда – известный современный кубинский фотограф в своих работах отображает гармонию окружающей его природы.

3.Русские писатели-натуралисты:

Виталий Бианки – черпал вдохновение из природных красот его дачи в Лебяжьем под Петербургом («Анютина утка», «Зеленый пруд», «Кто чем поет?», «Лесные домишки», «Хвосты», «Чей нос лучше» и др.)

Михаил Пришвин – рассказы, поэмы, романы и дневники писателя были результатом впечатлений от путешествий по природным местам России и зарубежных стран («В краю непуганых птиц» («Очерки Выговского края» - 1907 г., «У стен града невидимого» -1908 г.).

Влияние общества на природу

Почти повсеместно ухудшается качество вод и особенно в реках Западной Сибири, Оби и Иртыше, где нефтепродукты в 20 раз больше допустимой нормы.
Резко ухудшается вода в Волге, Днепре, Доне, Урале, Куре, Амуре, Сырдарье, Амударье и во многих других реках.

В далеком прошлом, примерно 8 тысяч лет назад, леса, растущие на
планете, занимали 6,2 миллиарда гектаров. Это были леса, созданные самой природой и еще не знавшие руки человека от этих лесов ныне осталось менее четверти – 1,3 миллиарда гектаров.

29 сентября 1957 г. на ПО «Маяк» произошла утечка радиоактивных отходов. Загрязнение атмосферы произошло в результате разноса ветром радиоактивной пыли с берегов и обнажившегося после засухи дна озера.

Выполним онлайн-задания.


Тесты по теме " "

Приглашаем к интеллектуально-игровой деятельности.

Интеллектуальные игры на форуме "Познай общество"

Интеллектуальные игры "Обществознание"

Используемая литература:

1.Обществознание: Учебник для 10 класса. Ч.1 – 3-е изд. / А.И.Кравченко. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.

2.Обществознание: Учебник для 11 класса. – 5-е изд. / А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004.

3.ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. – М. : Эксмо, 2008.

4.Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М. : АСТ: Астрель, 2008.

5.ЕГЭ 2010. Обществознание: репетитор / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, М.Ю.Брандт и др. – М. : Эксмо, 2010.

6. Обществознание. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010: учебно-методическое пособие / О.А.Чернышёва, Р.П.Пазин. – Ростов н/Д: Легион, 2009.

7. Обществознание. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тестовые задания. 8 класс / С.В.Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

8.Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.

9.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007.

Человек, общество — это часть материального мира. Как часть единого целого, природа и общество имеют некоторые общие особенности, но в то же время и отличаются друг от друга. Давайте в этом и попробуем разобраться: что общего и в чём различия природы и общества.

Сначала дадим определение, что такое «природа»

Определение понятия «природа»

Природа в широком смысле – это вся Вселенная. Конечно, в курсе обществознания мы изучаем особенности не этой Вселенной, а той её части, где живёт человек.

Природа в узком смысл е окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.

Выделяют:

  • Естественную среду — то есть естественные условия жизнедеятельности человека.
  • Искусственную среду — то есть созданную людьми, его культуру

(материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой .

Сходства и различия природы и общества

ПРИРОДА ОБЩЕСТВО
Сходство:
  • являются системами
  • являются динамическими системами
Различия
Может развиваться независимо от человека. Природа существовала, когда человека вообще ещё не было на Земле. Тесно связано с природой, не может без неё существовать.
Развивается по независящим от воли и желания людей законам. Развивается по законам, созданным самим обществом, под влиянием деятельности людей.
Не способно творить культуру. Творит культуру.

Природа и общество взаимодействуют друг на друга, причём в двух аспектах: положительном и отрицательном.

Взаимодействие общества и природы

ПРИРОДА ОБЩЕСТВО
Положительное влияние
1.Является средой, где живёт человек.

2. Природа — это источник средств жизни(тепло, продукты, одежда и т.д.)

3.Источник средств производства

(металл, уголь, нефть и т.д.)

4.Природа стимулирует развитие общества: осваивая природу, общество совершенствуется, развивается

(теория «вызова-ответа» Тойнби).

1.Охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, истощения, разрушения природы.

2.Обеспечение экологической безопасности – защищённость личности, предприятий, территории, региона и т.п. от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

3.Создание

энергосберегающих технологий, очистных сооружений и т.д.

4. Охрана животного и растительного мира (« Красная книга»)

Отрицательное влияние
1.Способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития.

2.Способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метезависимость и т.д.)

3.Разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха)

1.Истощение недр

2.Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами

3.Уничтожение растительного и животного мира,вырубка лесов

4.Применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы

Влияние человека на природу — это единство созидания и разрушения .

Некоторые ТЕРМИНЫ:

Биосфера — земная оболочка,охваченная жизнью.

Ноосфера — сфера разума, область существования разумных существ.

Ойкумена — заселённая человеком часть земного шара (от греч. обитаю, населяю).

Правовая защита природы

1.На международном уровне

  1. ООН . Всемирная хартия защиты природы(1982г).
  2. ЮНЕСКО . Программа «Человек и биосфера».1970г.
  3. Римский клуб . Международная общественная организация, создана в 1968г. Входит около 100 учёных, общественных деятелей, руководителей фондов.

Цель : исследование развития человека в эпоху НТР. Выступают за разрядку международной напряжённости.

  1. «Гринпис ». Неправительственная организация.

Цель : обеспечение экологической безопасности человечества. Входит в неё более ста государств. Создана в 1971г, Россия вступила в 1989г.

  1. МАГАТЭ — международное агентство по атомной энергетике.

Цель : обеспечить ядерную безопасность и защиту окружающей среды.

  1. ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения. Одна из задач — борьба с загрязнением воздуха.
  1. На государственном уровне:

1.Конституция РФ . Статьи 42,58(см. Конституцию РФ).

2.Закон « Об охране окружающей среды » , 2002г.

  1. Водный кодекс. 1995г.

4.Лесной кодекс. 1997г.и др.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

1.2 Общество и природа.

Представление об обществе как об отделившейся от природы части

материального мира, не потерявшей, однако, связи с природой;

формы и направления взаимодействия природы и общества.

Говоря о соотношении общества и природы, следует подчеркнуть, что общество – это обособившаяся от природы часть мира. Под природой в данном случае понимается совокупность естественных условий существования человека. В чем проявляется обособленность общества от природы?

1) В отличие от стихийных природных сил, в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, не зависимым от человека и общества законам. (Под природой подразумевается совокупность естественных условий существования человека.)

2) В отличие от природы, общество имеет пространственно-временные границы и подчиняется в своем развитии, наряду с общими, особенным и специфическим законам.

3) Общество является организованной системой. В нем присутствуют различные формы общественных отношений, развита социальная структура, налажено материальное производство, действуют социальные и политические организации и институты.

4) Общество выступает в качестве творца, преобразователя культуры. Культура – это сотворенная человеком «вторая» искусственная природа, которая как бы надстроена над природой естественной.

Все это порождает отношение к природе как к чему-то более низкому, чем культура, ставит человека в позицию завоевателя. Экологические проблемы сегодня – это расплата человечества за свое невежество. Однако общество неотделимо от природы. Человек, а значит, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Природа была и остается фундаментом, на котором основывается общество. Так, природно-географические условия способны ускорять или замедлять темпы общественного развития, влиять на такие стороны жизни общества, как экономика, политика, социальный строй.

Влияние человека на окружающую природную среду изменяет самого человека. Характер этого влияния зависит от уровня развития орудий труда, производственных технологий и т. п., от уровня развития самого человека и общества. Казалось бы, что современный уровень развития производства, науки и общества дают человеку власть над природой и защищают его от различных природных катаклизмов. Однако, природа «сопротивляется» и сама влияет на изменение человека, общества. Необдуманное, потребительское отношение общества к природе обернулось для человека экологическим кризисом (исчезновение некоторых биологических видов, загрязнение биосферы и т. п.), техногенными катастрофами (авария на Чернобыльской АЭС и т. п.), появлением ранее неизвестных болезней (СПИД, атипичная пневмония и т. п.).

Природа – это бесконечная во всех проявлениях среда (космосфера, геосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера и т. д.), окружающая человеческое общество, не созданная им, но выступающая обязательным условием его существования.

Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях: во-первых, воздействие природы на общество, во-вторых, воздействие общества на природу. В первом случае, природа выступает источником средств жизни (пища, вода, тепло и т. п.) и источником средств производства (металл, уголь, электроэнергия и т. п.). Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Климат, растительный и животный мир, географический ландшафт – все это первоначально влияет на жизнедеятельность общества. Кроме этого, природа в своем многообразии стимулирует развитие общества, поскольку освоение ее богатств (запасы нефти, плодородные почвы, обилие рыбы) способствует общественному совершенствованию. Во втором случае, общество выступает условием изменения сложившихся естественно-природных комплексов (извлечение из земных недр природных ресурсов, вырубание лесов, уничтожение части животного и растительного мира) и созидания новых (создание сельскохозяйственных угодий, выведение новых пород скота, строительство ирригационных систем). Воздействие общества на природу представляет собой единство разрушения и созидания.

Использование окружающей природной среды часто приводит к негативному воздействию на природу, которое проявляется:

    в загрязнении атмосферы, воды, почвы; в истощении окружающей природной среды, т. е. потере тех природных ресурсов, которые служат для человека источником его экономической деятельности (например, заканчиваются запасы нефти в месторождениях); в разрушении окружающей природной среды (примером может служить постепенное разрушение озонового слоя Земли).

Каковы же причины негативного воздействия на окружающую природную среду?

    Человеческая деятельность ограничена рамками одной планеты. Производство в природе носит безотходный характер, а в результате человеческой деятельности образуются отходы. Природа может перерабатывать только часть отходов, производимых человеком в результате его деятельности, и поэтому природа не может полностью самоочищаться. Познание и использование человеком законов развития природы. Недостатки организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды . Недостатки экологического воспитания и образования.

Взаимодействие природы и общества противоречиво. Противоречия зависят как от особенностей природы и характера ее преобразования, так и от особенностей общества и характера его воздействия на природу. Качественно новый этап взаимодействия общества и природы привел к появлению экологического кризиса. Защита природы сегодня является мировой проблемой и решается на уровне ООН («Всемирная хартия защиты природы», 1982 г.), ЮНЕСКО (программа «Человек и биосфера», 1970 г.) и других международных организаций. Во многих странах охрана природы стала государственным делом и обеспечивается силой закона. В России принят Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (10 января 2002 г.).

Зная причины, которые приводят к загрязнению, истощению и разрушению природы, мы можем определить пути решения проблем, стоящих перед человечеством:

    экологизация технологии и производства, т. е. создание таких технологий и оборудования, которые наносили бы минимальный вред природе либо не наносили его вообще; административно-правовое воздействие: совершенствование законов и деятельности государственных органов в области охраны природы; экологическое просвещение, например, издание специальной литературы, подготовка теле - и радиопрограмм, посвященных проблемам охраны окружающей природной среды, преподавание курса экологических дисциплин в школах и ВУЗах; международно-правовая охрана окружающей среды: подготовка, заключение и контроль за выполнением международных соглашений, направленных на решение задач охраны природы.

Тесты ЕГЭ по теме: « Общество и природа».

Часть А.

А1. Примером взаимодействия общества и природы является:

А2. Отношения общества и природы характеризуются тем, что:

1) общество оказывает преимущественно отрицательное влияние на природу;

2) природа полностью определяет развитие общества;

3) общество не оказывает существенного влияния на природу;

4) природа и общество воздействуют друг на друга.

А3.

1) возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек;

2) создание древнейшего памятника писаного права – законов Хаммурапи;

3) строительство пирамид в Древнем Египте;

4) распад империи Карла Великого.

А4. Создание сети ирригационных сооружений в Древнем Египте служит примером взаимосвязи:

1) цивилизации и религии;

2) общества и природы;

4) экономики и политики.

А5. Примером влияния природных факторов на развитие общества является:

1) создание памятника древнерусского права – «Русской правды»;

2) совпадение территории расселения различных восточнославянских племен с бассейнами крупных рек;

3) введение «уроков» и «погостов» княгиней Ольгой;

4) деление дружины на старшую и младшую.

А6. Утверждение о том, что общество обособилось от природы, означает, что оно:

1) не зависит от природы;

2) не оказывает влияния на природу;

3) отличается от природы, обладает качественной спецификой;

4) отделено от природы.

А7. Примером отрицательного воздействия общества на природу является:

2) заболачивание почв в результате вырубки лесов;

3) расширение посевных площадей в результате строительства дамб и плотин;

А8.

А. Исторически общество «старше» природы.

Б. Общество выступает творцом культуры, своего рода «второй природы», как бы надстроенной над природой естественной.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

А9. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и общества?

А. Развитие общества никак не связано с природным миром, поскольку общество обособилось от природы.

Б. Природа оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие общества.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

А10. Отношения общества и природы характеризуются:

1) полным доминированием общества над природой;

2) неизменностью степени влияния общества на природу в процессе истории;

3) зависимостью общественных процессов от природной среды;

4) поглощением природой общественных отношений.

А11. Как соотносятся между собой природа и общество:

1) и в природе, и в обществе действуют объективные законы развития;

2) общество на современном этапе полностью подчинило себе природу;

3) общество и человек совершенно беспомощны перед природными силами;

4) общество развивается, а природа неизменна, статична.

А12. Общество, в отличие от природы:

1) является развивающейся системой;

2) подчиняется объективным законам развития;

3) обладает способностью к самопознанию;

4) выступает в качестве естественной среды обитания людей.

А13. Верны ли следующие суждения?

А. Природная среда оказывает значительное воздействие на современное общественное развитие.

Б. Общество влияет на естественную среду обитания человека.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

А14. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Развитие ресурсосберегающих технологий уменьшает вредные выбросы в атмосферу.

Б. Ежегодные разливы Нила способствовали образованию илистых плодородных почв.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

А15. Верны ли следующие суждения?

А. История различных стран и народов показывает, что общество активно влияет на естественную среду обитания, преобразовывает ее.

Б. История различных стран и народов показывает, что природные факторы оказывают на общественное развитие значительное влияние.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

А16. Какой из приведенных примеров отражает взаимосвязь общества и природы:

1) изменение климата под воздействием вулканической деятельности;

2) влияние солнечной активности на физическое состояние человека;

3) рост производительности труда в результате усовершенствования средств производства;

4) улучшение агротехнических приемов возделывания почвы.

А17. Сфера взаимодействия природы и общества, в которой люди на основе познанных законов направляют и контролируют ход природных процессов в соответствии со своими потребностями и возможностями природы – это:

1) биосфера;

2) ноосфера;

3) религия;

4) экономика.

Часть В.

В1. Соотнесите понятия и их характерные признаки.

Признаки

Понятия

1) подчиняется только объективным законам развития;

А) общество;

2) является формой совместной жизнедеятельности людей;

Б) природа.

3) является естественной средой обитания людей;

4) является первичной по времени возникновения частью материального мира.

В2. Выберите позиции, характеризующие отношения между природой и обществом:

1) общество, обособившись от природы, утратило зависимость от нее;

2) природа и общество оказывают воздействие друг на друга;

3) в процессе своего развития человеческое общество преобразует часть природы, ставя ее на службу себе;

4) природные катаклизмы в современном мире серьезно угрожают человечеству;

5) общество в своем развитии создает угрозу окружающей среде;

6) общество и природа никак не связаны между собой.

Часть С.

С1. Известный публицист заметил, что отношение общества к природе – зеркало отношения к отдельному человеку. Согласны ли вы с этим наблюдением? Подтвердите свой вывод тремя примерами.

Ответы к тестам ЕГЭ