Ремонт Стены Уход

Нынешняя система образования. Cовременная система образования

Образовательная система современной России включает:

- дошкольные образовательные учреждения (детский сад, ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.), которые создаются для воспитания детей от одного года до шести лет, развития их способностей и при необходимости – коррекции недостатков развития;

-общеобразовательные учреждения (общеобразовательные школы – в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи);

-профессиональные образовательные учреждения (техникумы, училища, колледжи, ВУЗы);

-специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии;

-учреждения дополнительного образования (учр.повышения квалификации, курсы, центры профориентации, музыкальные и художественные школы, дома детского творчества и др.);

-учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Образовательные учреждения всех уровней могут быть как государственными, так и частными.

Многообразие образовательных учреждений, концепций, программ и методов обучения в них делает особенно острой проблему взаимопонимания в обществе, взаимодействия людей с разным миропониманием, разными позициями и точками зрения.

Все образовательные учреждения по направленности и содержанию работы можно подразделить на несколько типов.

По организационно-правовым формам выделяют:

1) государственные;

2) негосударственные (частные, общественные, религиозные);

3) муниципальные образовательные учреждения.

В России существуют следующие типы образовательных учреждений :

1) дошкольные;

2) массовые, общедоступные школы (начального, основного и среднего образования);

3) учреждения профессионального образования (среднего и высшего звена);

4) школы-интернаты;

5) специализированные школы для детей с отклонениями в развитии и т. д.

К дошкольным образовательным учреждениям относятся:

1) детские сады;

2) детские ясли;

3) развивающие центры и т. д.

Они занимаются укреплением, развитием и необходимой коррекцией умственных, психических, физических способностей детей в возрасте от 1 года до 6 лет.

Общеобразовательные учреждения представлены:

1) школами;

2) гимназиями;

3) лицеями.

В них учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего продолжения образования, овладевают основами культурного и здорового образа жизни и т. д.

В структуру общеобразовательной школы входят:

1) начальная;

2) средняя;

3) старшая школы.

Лицеи и гимназии отличаются от обычных школ более серьезным подходом к изучению разнообразных предметов.

Учреждения профессионального образования подразделяются на следующие виды:

1) учреждения начального профессионального образования – подготавливают специалистов по отдельным профессиям на базе среднего общего образования;

2) учреждения среднего профессионального образования – подготавливают специалистов среднего звена на базе общего или начального профессионального образования;

3) учреждения высшего профессионального образования – готовят различных специалистов на базе среднего и среднего профессионального образования;

4) учреждения послевузовского профессионального образования – готовят специалистов научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья.

Лица с ограниченными возможностями здоровья – это лица, имеющие физические и психические недостатки, которые препятствуют усвоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

1) дети с нарушением слуха;

2) с нарушением зрения;

3) с нарушением речи;

4) с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

5) с умственной отсталостью;

6) с задержкой психического развития;

7) с нарушением поведения и общения (психопатоподобные формы, с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, ранний детский аутизм);

8) с комплексными нарушениями психофизического развития.

Для таких учащихся разработаны специальные условия обучения, воспитания, образовательные программы, методы обучения, индивидуальные технические средства обучения, медицинские и социальные услуги.

1. Стандартизированная иерархия предметов. На первом месте в общей системе предметов всегда стоят математика ( и геометрия) и русский язык, причем изучение математики в школах чаще всего происходит на высшем уровне и те ученики, чей склад ума гуманитарный, зачастую неуспевают в этой сфере, получая низкие отметки по предмету. Это, безусловно, неправильно, что абсолютно все дети должны изучать математику на одном уровне, уже давно следовало бы, начиная со средних классов, разделить предмет на базовый и профильный, ведь далеко не у всех школьников технический склад ума. В целом, ученик школы с определенного класса, основываясь на своих интересах и предпочтениях, должен самостоятельно выстраивать свой график предметов, это бы вызвало больший интерес к учебе. К сожалению, высшие государственные органы пока не осознали необходимости данных перемен.


2. Минимальное количество или полное отсутствие творческих направлений. В школьном образовании очень мало предметов, развивающих творческие наклонности личности. Зачастую это традиционный труд (технология), который нередко вызывает отвращение у детей, ведь в современном обществе не все девочки хотели бы заниматься шитьем и кройкой, а мальчики в большей степени хотели бы увлекаться строительством более технологичных вещей, а не производством скалок и досок для кухни. Было бы намного увлекательнее, если бы учили домашнему хозяйству в современном темпе жизни, а мальчиков - изобретению современных продуктов труда. Также, как показывает практика, в школах очень мало часов уделяется музыке и искусству, а танцы вообще отстутствуют в большинстве школ.


3. Стереотипное воспитание личности. Нередко детей учат отличать понятия " " и "зло", и внушают то, что богатство - это плохо, ведь человек склонен портиться от чрезмерного накопительства. Поэтому у большинства современных людей плохое мнение о богатых мира сего, хотя стоит понять, что некоторые из них действительно талантливые и интересные личности. Необходимо научить ребенка смотреть на жизнь с разных сторон, и пусть он выберет сам, что ему по душе.


4. Навязывание субъективного мнения. Учителя часто навызявают ученикам собственное мнение по многим вопросам: вероисповедания, национального достояния, политических режимов. Это вырабатывает в несформированном сознании ребенка некий стереотип, которому он может следовать все свою жизнь, никак не пытаясь исправить ситуацию. Преподавателям стоит понять, что школьнику необходимо самостоятельно дойти до рассмотрения этих вопросов и принять нужный курс.


5. Строгая система оценивания. Начиная с самых первых классов ребенок попадает во Вселенную отметок. Любое отклонение от высшего балла является для школьников настоящей проблемой, из-за этого у них часто пропадает мотивация для дальнейшего образования. Поэтому существует такая : если ученик начинает получать плохие оценки с ранних ступеней образования, то вряд ли он сможет когда-либо исправиться. Для того, чтобы как можно больше детей учились хорошо, необходимо придумать новую мотивацию для учебы, исключая отметки.


Подводя итог, можно отметить, что современная система образования подстраивает детей под определенные морально-этические рамки, заставляя их следовать путями, созданными теми людьми, которые находятся в выигрыше от сложившейся ситуации. В нашем мире необходимы люди, мыслящие одинаково, приверженные тем же законам, что и все остальные. Любое проявление креативности или самостоятельности зачастую считается отклонением от нормы и негативно воспринимается учителями и родителями. Чтобы решить данную проблему, необходим коренной переворот в системе образования, но добиться его крайне сложно, поэтому современному школьнику или студенту необходимо научиться принимать самостоятельные решения и определять, каким тенденциям образования стоит следовать, а каких лучше избегать во имя развития собственной личности.

Современное образование находится в кризисе, поскольку традиционные задачи всеобщего просвещения к середине XX века были решены, а новые задачи простой сменой названия c «просвещение» на «образование» решены быть не могут. Более того, множественность смыслов слова «образование» мешает чётко сформулировать задачи нового этапа. Без чёткой формулировки целей и задач система образования с неизбежностью возвращается в логику системы просвещения.

Проблемы образования связаны не с доброй или злой волей реформаторов системы, а с недооценкой масштабов необходимых изменений: устаревшую систему последовательными локальными изменениями пытались привести в соответствие с новыми реалиями.

В результате старую систему сломали, но удовлетворяющую новым запросам систему не построили.

Особенностью современного образования является смена субъектности участников. Новая субъектность диктует множество новых индивидуальных запросов, которые нужно осознать и формализовать. Удовлетворение разных запросов требует согласования интересов всех участвующих в образовательном процессе субъектов. Управление множественными запросами требует соответствующей реструктуризации системы образования и, прежде всего, структур управления системой, оставшихся практически неизменными. Опыт реформ показал, что даже демократичный закон об образовании не может ограничить их привычный авторитаризм и навязчивый бюрократизм.

В этом документе мы декларируем общие принципы реструктуризации. Детали и подробные правила взаимодействия обновленных субъектов требуют отдельного рассмотрения.

Новые субъектности в системе образования

Новая субъектность ученика

Просвещение предполагает активное целенаправленное воздействие образованного субъекта учителя на пассивный объект обучения - ученика. В просвещенческой постановке задачи образования учитель знает, чему учить, а ученик знает, что он должен учиться и что предложенное учителем обучение ему во благо. Эта постановка задачи опиралась на ограниченность доступа к информации.

Сегодня нет дефицита информации и учитель не является единственным и лучшим его источником. Информация доступна в любом количестве, направленности и форме любому желающему. Ученик из пассивного объекта обучения становится самостоятельным субъектом.

В этих условиях насильственное обучение по внешнему выбору стало предельно неэффективно. Важнее умение создать условия для повышения мотивации ученика к обучению.

Новая субъектность ученика требует индивидуальной образовательной программы. В то же время, не все готовы к активному самостоятельному выбору, что маскирует новую субъектность на фоне массовой потери мотивации к обучению. Ставка на поддержку активных учеников требует постепенного продвижения новых образовательных отношений на фоне сохранения традиционных, но под ответственность самих учеников и их родителей, а не в рамках всеобщей единой для всех программы.

Новая субъектность учителя

В связи с изменением отношений учителя с учеником и необходимостью формирования индивидуальных образовательных траекторий, требуются новые компетенции и даже расслоение традиционной единой профессии учителя на несколько различных видов деятельности, в частности:

  • ведение разных по формам и содержанию вариантов учебных курсов, позволяющих заинтересовать и активизировать познавательную деятельность ученика (педагог, игропрактик) ,
  • подбор оптимальной комбинации учебных (развивающих) курсов из доступных ученику по различным критериям с учетом его интеллектуального, эмоционального, психологического, физиологического развития, помощь в выборе направления развития и в решении образовательных проблем (тьютор) ,
  • разработка учебных материалов и программ, предусматривающих различные активные стратегии освоения, в том числе игровые (методист, образовательный технолог, игротехник) ,
  • разработка и реализация методик оценки освоенных знаний и компетенций, органично сочетающихся с активными формами освоения знаний, в том числе игровых (тестолог) .

Реализации новых субъектностей мешает традиционная организация образовательного процесса, в которой целью обучения является сдача единых формализованных экзаменов. Это удерживает логику ведения единых программ обучения.

Новая субъектность заказчика образования

Когда-то государство являлось заказчиком образования и определяло потребности в специалистах. Постепенно, по мере насыщения острых кадровых потребностей и повышения уровня образованности общества, государство перестало справляться с этой функцией. Без явно выраженного заказчика образования невозможно сформировать обоснованные критерии оценки качества образования. Мода на различные рейтинги и оценки на основании надуманных параметров полезны только для формального сравнения между собой и с кем-то извне. Необходимо институциализировать все возможные типы заказчиков образования и дать им возможность формировать свой заказ.

Заказчиком образования может выступать:

  • сам ученик (родитель) на основании своих образовательных потребностей, в том числе на основании оценки рынка труда,
  • государство в лице конкретных ведомств и территорий, с учетом различия интересов на разных уровнях и местных особенностей,
  • бизнес, с учетом различий его по масштабам и динамике развития,
  • образовательные организации, имеющие устойчивый спрос или внешние связи.

Государство, как ответственный управляющий, дающий конституционные гарантии, может выступать в качестве регулятора спроса и предложения. Оно может дополнительно стимулировать те образовательные организации, которые обеспечивают наиболее востребованные образовательные запросы.

Важным субъектом образования могли бы стать независимые центры тестирования и квалификации (НЦТК)

НЦТК могут проводить оценку любых стандартизованных компетенций в любое время по желанию ученика. Тогда школа освобождается от функции контроля обученности - в ней остаётся только оценка как органичная обратная связь в процессе мотивированного обучения. В таких условиях школа и/или учитель могут отвечать за свои обязанности непосредственно перед заказчиком, в частности перед учеником (родителем). Если заказчиков обучения становится много, запросы к требуемым компетенциям множатся, - это ставит задачу оценки разных компетенций на новый непростой уровень.

Если подтверждение компетенций проводится в НЦТК, значимыми становятся именно их документы, а традиционные документы об образовании превращаются в памятные сувениры. Вместо пачки сертификатов НЦТК для подтверждения компетенций на этапе приемных испытаний и собеседований была бы удобнее «карта знаний». Разработка такой стандартизованной на государственном или ведомственном уровне «карты знаний» позволит сделать наглядным процесс собеседований: достаточно иметь опубликованный профиль «карты знаний» для требуемой компетенции и сопоставить его с заполненной «картой знаний» соискателя.

При наличии современных централизованных информационных систем такие карты могут строиться и сопоставляться в электронном виде с достаточной надежностью электронной подписи. Электронный подход одновременно обеспечит прозрачность компетенций для всех партнеров и клиентов любого специалиста.

Новая субъектность выпускника

Традиционная субъектность выпускника опирается на документ об образовании. Пока состав подтверждённых знаний был сравнительно невелик, наличие стандартных экзаменов, проверяющих освоение этого набора знаний, были абсолютно логичными процедурами. Они определяли требуемую субъектность выпускника: годность его к следующему этапу деловой или учебной карьеры и даже уровень его амбиций (по бренду выпускающей организации).

В условиях существенного расширения диапазона знаний по широте, глубине, срокам (переход на модель обучения на протяжении всей жизни) привычные границы квалификации потеряли смысл. Попытки их удержать оборачиваются скандалами и существенными издержками. Индивидуальная образовательная траектория может приводить каждого субъекта к своим образовательным и профессиональным целям собственным путем и традиционные документы об образовании слабо помогают разобраться в его реальных компетенциях.

Настало время отказаться от единых по времени и содержанию экзаменов, а также этапов обучения: каждый может двигаться к своим образовательным и профессиональным целям в своем графике.

Если школьная программа в традиционном изучении требует 11 лет, а при мотивированном может быть пройдена за 2-4 года, значит, за те же 11 лет содержание образования по индивидуальным планам может быть существенно расширено и/или углублено.

Важно переоценить и аспект воспитания, о котором снова заговорили в последнее время. В ситуации, когда учитель был уникальным источником знаний и образцом для подражания, можно было обосновано говорить о том, что школа обучает и воспитывает. Если под воспитанием понимать целенаправленное формирование внутренне принятых воспитуемым правил поведения и отношения к различным жизненным ситуациям, то на это способен только сам субъект воспитания: он наблюдает за поведением значимых для себя людей и решает, какие из них взять за образец. Поскольку учитель потерял ту значимость, которая была раньше, призывы «вернуть воспитание в школу» носят нереалистичный характер. Моральный образ учителя важен, но:

  • во-первых, среди учителей как массовой профессии есть самые разные люди и гарантировать в отношении всех образцовую моральность нереально,
  • во-вторых, гораздо важнее обеспечить соответствующий уровень культуры в обществе в целом - именно повседневная культура поведения вокруг обучающихся окажет несопоставимо более значимое влияние, чем дежурные воспитательные мероприятия в школе.

В школе важнее обеспечить разнообразные формы деятельности, в которых поощряются желательные формы поведения и подавляются нежелательные. Должны быть предусмотрены форматы коллективного обсуждения важных событий и личностных позиций, в том числе тех, с которыми ученики могут столкнуться в жизни, но подготовиться к ним могут только умозрительно.

Новая субъектность школы

Традиционная субъектность школы направлена на трансляцию стандартных образовательных программ. Новая субъектность требует от школы активной позиции, направленной на удовлетворение различных образовательных потребностей, нестандартных образовательных траекторий. Это возможно только при наличии свободы выбора образовательной стратегии, декларированной в законе, но необеспеченной на практике.

Формальным условием подавления самостоятельности школы является подчинённость директора как физического лица органу власти как работодателю. На психологическом уровне авторитарные отношения поддерживает совмещённость в единой структуре управления двух разных функций - обучения и обеспечения жизнедеятельности: отношения жёсткого контроля в вопросах жизнедеятельности переносятся на отношения в вопросах обучения.

Раздел школы на независимые юридические лица позволит разрешить эти противоречия и обеспечить каждую часть более простыми и понятными критериями качества:

  • все задачи, кроме обучения, можно оставить под контролем одного юридического лица, которое может функционировать в традиционной логике директора школы - назовем его комендантом,
  • за обучение отвечает другое юридическое лицо.
  • за обеспечение учебным оборудованием может быть выделено третье юридическое лицо, обслуживающее группу школ.

Главным критерием оценки работы коменданта и его структуры являются качество и надежность всех сервисов жизнедеятельности, безопасность и здоровье детей. Стимулирующим критерием становится количество проведенных ученико-часов. Сервисы нормируются, а за учебное содержание часов комендант не отвечает.

Это открывает перспективы свободного сосуществования как минимум трёх моделей:

  • в одном здании одна образовательная модель (внешне неотличимо от описанной в законе школы)
  • в одном здании несколько образовательных моделей, программ (образовательный «бизнес-центр»)
  • в нескольких зданиях реализуется одна образовательная модель («образовательная сеть»)

Последняя в списке модель в традиционной реализации внешне неотличима от советской школы с единым образовательным пространством по единой программе по всей стране. В современной реализации может иметь разные формы от органичных комплексов типа центров образования, до независимых школ, работающих по общей идеологии, например, «развивающего обучения», Монтессори, Международного Бакалавриата и т. п.

Простое деление традиционной школы по функциональному признаку обеспечивает мирную логику достижения гораздо более широкого спектра задач, чем обосновывали объединение школ Москвы, которое вызвало столько конфликтов. Становится прозрачным различие частных и государственных школ - по владению зданием. Появляется множество вариантов формирования критериев выбора независимой образовательной организации - по заказчикам образования.

Согласование независимости обучающей организации и её ответственности за качество обучения обеспечивается срочным (например, на 5 лет) гражданско-правовым договором, формируемым на конкурсной основе. При выделении функции обеспечения учебным оборудованием в отдельное юридическое лицо удобно выстраивать арендные отношения. При наличии конкуренции между подобными организациями это обеспечит гибкость и квалифицированное обслуживание оборудования.

В логике конкурсного отбора лежит выбор образовательной программы, предъявляемой образовательной организацией. Победа на конкурсе означает ответственность победителя за реализацию именно этой программы перед своим заказчиком. Это строго соответствует закону и защищает образовательную организацию и заказчика от любых иных вмешательств. Единственная возможность оспорить победившую программу - аргументированное заключение Обрнадзора о несоответствии её ФГОС.

Взаимосвязь и взаимозависимость активных участников образовательных отношений являются ключевыми принципами идеи разделения школы, позволяющими каждому участнику отвечать за реализацию своих интересов по понятным критериям оценки качества. Это создает условия для саморегулирования и, тем самым, резко снижает потребность во внешних проверках. Но для эффективного саморегулирования правила этих отношений не должны провоцировать выхолащивание содержательных смыслов под давлением формальных критериев. В частности, комендант не должен иметь голос в образовательных конкурсах, но будет их инициатором, если остаётся неиспользованный резерв ресурсов. Содержание правил не является предметом данного документа.

Новая субъектность могла бы появиться у куратора класса (расширенный статус классного руководителя)

Куратор в лице специалиста-тьютора при условии найма по договору с родителями мог бы представлять интересы родителей, находясь с подопечными в школе и контролируя как систему жизнеобеспечения (зона ответственности коменданта), так и образовательные программы. В его обязанности должны входить надзор за детьми в рамках образовательного процесса и использования бытовых условий, оказание им помощи, разрешение конфликтных ситуаций, информирование родителей и согласование с ними всех значимых аспектов жизни детей в школе. Прежде всего, тьютор должен осуществлять экспертные функции по оценке соответствия всех условий потребностям каждого подопечного. Для этого он должен обладать набором компетенций по психологии, медицине, педагогике, юриспруденции в отношении тех вопросов, с которыми может столкнуться в рамках образовательных отношений ребенок соответствующего возраста или его родитель.

Новая субъектность вузов

Традиционный вуз ориентирован на устаревшую модель подготовки по фиксированным профессиям, которых практически уже нет. То, что раньше было профессией, сегодня является направлением обучения. Иногда разные направления имеют минимальные содержательные отличия. Реальная профессиональная деятельность часто существенно отличается от названия профессии в дипломе. В результате, выпускники не готовы сразу приступить к работе и им требуется доквалификация на конкретном месте работы. Относительно успешно могут работать сразу после выпуска только те, кто успел поработать в реальных условиях параллельно с обучением в вузе.

Когда-то университеты были местом встречи мотивированных студентов с лучшими и воодушевленными специалистами. Постепенно, по мере индустриализации образования, логика традиционного обучения в вузе стала слабо отличаться от школьной модели обучения:

  • Несколько первых лет обучения в вузе охватывают примерно одинаковый состав учебных дисциплин у большого числа студентов;
  • Наиболее типичной остается лекционная форма работы, которая давно признана одной из самых неэффективных;
  • Многие семинарские занятия также включают значительные лекционные фрагменты;
  • Семинарские занятия часто являются тренинговыми по решению стандартных задач;
  • Большинство преподавателей вуза по организации образовательного процесса принципиально не отличается от школьных, и отличаются подчас в худшую сторону.

Таким образом, академическая часть обучения в вузе принципиально от школы не отличается, поэтому всю академическую часть программы вуза можно проводить в школьной логике независимо от вуза и сроков обучения с независимой квалификацией в вышеописанных центрах тестирования. Такая открытая профильная школа может быть составной частью школы в предложенном выше понимании - свободном формировании индивидуальной образовательной траектории. Если заказчики образования заинтересованы в квалифицированных специалистах, они будут трепетно следить за траекториями тех, кто отвечает их потребностям.

Профессиональная компетентность может формироваться только в реальной деятельности на реальных ошибках в живом общении с реальными работниками-специалистами в прикладной сфере. Без внесения в процесс обучения заинтересованного профессионального общения невозможно обеспечить требуемое качество и необходимую эффективность.

Новая субъектность вуза, освобождённого от академической части программы, могла бы вернуться к истокам заинтересованного общения студентов с квалифицированными специалистами. В отличие от старых университетов, учитывая иную плотность современных знаний, вуз мог бы ориентировать студентов на узкоспециальные курсы и профессиональные практики, желательно на реальных предприятиях и в учреждениях. Именно вузы могут стать лучшими кадровыми агентствами, если смогут обеспечить эффективную логистику нужных специалистов. Широту знаний можно поддерживать, стимулируя специалистов на освоение дополнительных модулей.

Наиболее близко такому подходу обучение врачей на этапе ординатуры, когда студенты теоретически почти всё знают, но не умеют применять академические знания. Сам вуз при этом является координирующей структурой и ценен умением выстраивать образовательные программы, набирать и организовывать студентов, согласовывать графики работы, вести необходимый документооборот.

Новая возможная субъектность лабораторных центров и мастерских

Большую роль в обучении играют практические навыки, без которых академические знания носят схоластический характер. При формальном исполнении практических работ эффект от них крайне низкий. В традиционном обучении запланированные лабораторные работы часто проводятся формально.

Изложенная ранее логика гибкого формирования индивидуальной образовательной траектории позволяет в аналогичной логике создавать отдельные центры, в которых были бы сконцентрированы лабораторные комплексы. Это позволило бы поддерживать их в работоспособном состоянии и комплектовать мотивированными сотрудниками. Такие лабораторные комплексы есть во многих вузах. В предложенной логике вычленения типовых оргструктур, лабораторные комплексы могут быть самостоятельными и обладать компетенцией подтверждения приобретенных навыков в виде справки для заполнения образовательной траектории обучающегося. Аналогично могут формироваться учебные мастерские. На начальном этапе существующие при вузах лаборатории и мастерские могли бы предлагать свои ресурсы для внешних обучающихся, если их сертификат будет признаваться за рамками вуза. Стоит учесть позитивный и негативный опыт межшкольных учебных комбинатов.

Превращение независимых лабораторных центров и мастерских в исследовательские и творческие центры для разных групп мотивированных обучающихся могло бы повысить качество приобретаемых навыков. Эти центры могли бы стать точкой концентрации исследовательских и проектных групп, способствующих прикладной профориентации в логике дворцов творчества.

Новая субъектность развивающих активностей

Традиционное место развивающих активностей очевидно по факту терминологического деления образования на основное и дополнительное. По оценкам социологов, более 2/3 имеющихся компетентностей люди приобретают вне основного образования, в дополнительных развивающих активностях. При создании системы образования, адаптивной к индивидуальным потребностям, может быть стёрта грань между видами образования. Это позволит любую развивающую и интересующую учеников активность рассматривать как полноправное образование наравне с привычно важными «предметами».

Театры, музеи, галереи, кружки, студии, ансамбли, музыкальные школы, спортивные секции, тематические выездные лагеря и фестивали - всё это и многое другое, подтверждающее полезные обществу компетенции, встанет в единый ряд системы образования.

Новая субъектность органов власти

Органы власти не справились с возникшим после 90-х годов ростом разнообразия школьных моделей и начали его подавлять в логике управления системой просвещения. Такое управление входит в конфликт с конституционной логикой ответственности за обучение, которая возложена на родителей. Критерии оценки качества выбираются умозрительно, влияние реальных потребителей на них практически отсутствует. Новая субъектность органов власти должна учитывать новые субъектности в системе образования и согласовываться с ними.

При разделе школы на независимые структуры обучения и жизнедеятельности, система жизнедеятельности видится намного логичнее под контролем министерства по строительству и ЖКХ, чем под Минобрнауки. Достаточно вычленить для образовательных зданий формальные стандарты соответствия по возрастам, которые должны быть обеспечены. Превышение возможностей над требованиями стандартов могло бы быть конкурентным преимуществом здания или предметом договора, местных стандартов.

Поскольку каждое ведомство в изложенной логике становится заказчиком образования, в нём полезно возложить на структуры, ответственные за кадровую работу, дополнительный спектр образовательных задач от планирования потребностей до профориентации и ведомственных мероприятий по мониторингу, разработку (заказ) образовательных программ.

Если образовательные организации становятся независимыми и отвечают непосредственно перед заказчиками, нет смысла в отдельном ведомстве - Минобрнауки. Мониторинг результатов образовательной деятельности в стране, научную проработку планов и результатов логичнее производить в экспертных структурах под контролем межведомственного комитета по координации системы образования.

Межведомственный комитет должен отвечать:

  • за статистику и её анализ,
  • за нормативное обеспечение образовательной деятельности,
  • за координацию образовательных подразделений в ведомствах,
  • за формирование согласованной образовательной политики государства,
  • за подготовку бюджета всей системы образования.

Важным новым элементом могло бы быть включение в учет анализа мероприятий и их результатов, связанных с участием в образовательных процессах учреждений культуры, науки и спорта.

Межведомственный комитет был бы логичен в составе министерства экономического развития в качестве расширения деятельности по управленческим кадрам.

  • Нормированные требования к качеству независимого тестирования обеспечат контур государственного контроля для всех участников на всех этапах обучения, независимо от сроков проведения каждым участником.
  • Обрнадзор должен продолжить нормативный контроль за образовательным процессом и за деятельностью НЦТК.
  • Описанное изменение субъектности всех участников образовательного процесса, приводящее к широкому разнообразию и независимости образовательных услуг, влечёт за собой изменение формы гарантий бесплатности образования.

Под конституционной гарантией бесплатности образования подразумевается погашение стоимости затрат на обучение для родителя ученика или самостоятельного ученика. Способ погашения сегодня реализуется путем перераспределения выделяемых на образование средств государственного бюджета по иерархической модели под контролем органов власти. В условиях разнообразия и множественности выбора иерархические модели становятся непомерно сложными и их нужно исключить с учетом уже принятой логики подушевого финансирования.

Поскольку образовательные здания существуют независимо под управлением местных органов власти, государство остается в этом аспекте в традиционной роли. Логика финансирования мероприятий по обеспечению жизнедеятельности здания без учета затрат на образовательный процесс принципиально не меняется.

Для оплаты работы образовательных организаций предлагается обеспечить каждого ученика спецсчетом на обучение («образовательным ваучером») с ежегодным начислением из федерального бюджета в зависимости от его возраста, результатов независимого тестирования и творческих мероприятий (олимпиад, конкурсов, конференций).

Этот счёт должен обеспечить гибкое расходование средств на усмотрение ученика (родителя) между разными образовательными услугами c дробностью до одного учебного часа. Для согласования гарантий и гибкости в использовании этого счета можно вести его в учебных часах, достаточных для предусмотренного государством уровня образования. Стоимость учебного часа может пересчитываться либо в единой логике и меняться год от года, либо носить гибкий характер в зависимости от различных критериев. Соотношение оплаты образовательных услуг через спецсчет и живыми деньгами в государственной школе может регламентироваться органами власти.

Перенос акцента конституционных гарантий со сквозного регулирования всех аспектов образования на непосредственное погашение утвержденной стоимости образования создает реальные условия для формирования активных и ответственных граждан, воспитанных в ситуации мотивированного ответственного выбора собственной образовательной программы. Это повышает их готовность к пожизненному образованию, востребованному современным общественным прогрессом. Перенос ответственности за оплату обучения и смежных образовательных услуг на ученика (родителя) освобождает государство от необходимости решать вопросы оценки качества и оплаты непосредственно образовательных организаций, переориентирует организации на основного заказчика обучения и вынуждает конкурировать друг с другом на стандартных и давно отработанных рыночных принципах. Государственная поддержка конкретных организаций может осуществляться целевым образом по отдельным программам поддержки и стимулирования.

Существует риск госбюджетного недофинансирования реального образования с переносом акцента на гражданское финансирование, но лучше открытая ситуация для гражданского диалога с властью, чем демагогическая профанация реальных условий образования.

Новая субъектность системы образования

Традиционная система образования построена по принципу стандартных для всех крупных модулей, успешное освоение которых проверяется общими одновременными испытаниями и подтверждается стандартным документом. Эта логика хорошо работает на едином образовательном конвейере при небольшом разнообразии образовательных программ. Однако, чем более дискретные единицы, тем менее сложную картину из них можно составить. Современное состояние цивилизации и резко возросшая скорость развития технологий требуют существенно большей гибкости системы образования.

Новая субъектность системы должна быть направлена на обеспечение возможности построения каждым гражданином страны своей образовательной траектории, наиболее оптимальной для индивидуального сочетания возможностей и предпочтений, причем в течение всей его жизни. Это позволит максимально эффективно развиваться мотивированным обучающимся, отслеживать их прогресс и обеспечивать им возможность эффективно встраиваться в решение профессиональных задач страны.

Учитывая инертность системы образования в лице всех участников (педагогов, администраторов, родителей и, как следствие, учеников), необходимо обеспечить условия для продолжения функционирования традиционной и привычной им модели организации обучения, но по собственному выбору.

  • Каждый родитель должен самостоятельно обсудить со своим ребенком предлагаемые возможности и сделать выбор: обучаться по традиционной модели или пробовать новые формы.
  • Каждая образовательная организация должна выбрать свое место на образовательном поле в виде предлагаемой образовательной программы и отвечать перед заказчиком за ее реализацию.
  • Критерием результативности продукта (образовательной программы в исполнении конкретной образовательной организации) могут служить разные параметры, но результаты независимого тестирования займут в них важное место.
  • Чтобы облегчить задачи построения гибкой траектории и оценки ее прохождения, необходимо привычные крупные блоки знаний разбить на более мелкие («гранулы»), классифицируемые по уровням.

Самой важной особенностью новой субъектности системы образования должна стать новая субъектность заказчика образования. Наличие разных заказчиков и разных заказов с разными критериями оценки качества создают выбор возможностей. Это позволит без видимых революций сохранить традиционные формы обучения и дать возможность развитию новых форм. Отсутствие жестких требований к содержанию образования, формирование реального выбора в виде конкурса образовательных программ, наличие инструмента выбора в виде индивидуальных образовательных счетов– все это позволяет изменить модель управления образованием с сохранением конституционных гарантий (часть 2 статьи 43 Конституции) и реальным переносом ответственности на родителей (часть 2 статьи 63 Конституции). Соотношение явно декларированных заказов и предложений обеспечит динамические условия саморегуляции при развитии системы.

Наиболее заметным изменением станет отсутствие границ между видами и уровнями образования, т. к. каждый сможет двигаться по «карте знаний» собственным образом, а любой новый шаг будет определяться его собственным заполнением «карты знаний». Это, помимо создания условий для мотивированного обучения, обеспечивает гибкость освоения новейших видов деятельности, т. к. они обычно определяются небольшими новыми блоками знаний на традиционном фундаменте знаний. Любой имеющий карту на уровне этого фундамента может войти в новую деятельность, освоив новые блоки знаний.

Контроль за содержанием образования выходит на общедоступный контур независимого тестирования и постоянно развиваемую «карту знаний». Это позволяет обеспечить независимый мониторинг состояния образованности всей страны с детализацией до населенных пунктов.

Выделение подушевых средств на обучение из федерального бюджета будет стимулировать финансирование местных условий для обучения, т.к. лучшие образовательные программы, особенно при развитии дистанционных форм обучения, будут способствовать притоку обучающихся из менее успешных в образовательном смысле регионов. С другой стороны, могут быть разные стратегии развития регионов: кто-то будет успешен в организации условий для обучения, а кто-то сумеет более заботливо обеспечить в своем регионе заказ и трудоустройство специалистов.

Этапность реализации системы (на 5 лет)

  1. Корректировка нормативной базы для возможности раздельного лицензирования и независимого функционирования образовательных зданий и образовательных организаций без собственной учебной базы, раздельные требования стандартов
  2. Разделение школы на 2 юридических лица: обучение и жизнеобеспечение
  3. Развитие центров независимого тестирования и квалификации
  4. Подготовка и переквалификация кураторов-тьюторов
  5. Переподчинение структур органов власти в сфере образования, связанных с жизнеобеспечением, в структуры МинстройЖКХ
  6. Формирование в ведомствах структур развития кадров (HR), разработка «карт знаний»
  7. Переформирование оставшихся структур Минобрнауки, ответственных за обучение, в межведомственный комитет по координации системы образования.

Параллельно должна вестись разработка правил взаимодействия всех участников, включая условия оборота образовательных ваучеров и наличных денег, проведения конкурсов и заключения срочных договоров с образовательными компаниями, расчет и запуск ваучерной модели компенсации стоимости обучения. На подготовительном этапе, пока указанные выше этапы не реализованы, эти механизмы не актуальны. Подробнее о модели реструктуризации системы образования можно прочитать .

Нынешняя система образования основана на обучении навыкам, дающим возможность комфортного существования в относительно статичном мире. Традиционные этические принципы, проверенные формулы, устоявшиеся факты.

2) Какая цель должна реализовываться в новой системе образования? Какую старую и новую функцию она должна выполнять?

Новая система образования должна быть построена на обучении навыкам, дающим возможность комфортного существования в динамичном мире. Старая функция образования - передача через поколения традиций, устоявшейся культуры остаётся. Но она дополняется новой функцией - обучения изменению культуры, прогнозированию... с целью увеличения полезных и уменьшения вредных последствий...

В содержание образование должны прийти время и метод. Сегодня ученик получает знания вне контекста времени и без понимания, каким образом они были получены... Вместо заучивания фактов - умение работать с информацией. Ещё точнее: умение работать с информацией в условиях её недостатка, а также избытка некачественной информации. Умение видеть информацию в системе и формулировать в противоречиях.

Сегодня ученик получает знания вне контекста времени и без понимания, каким образом они были получены... Вместо заучивания фактов - умение работать с информацией. Ещё точнее: умение работать с информацией в условиях её недостатка, а также избытка некачественной информации. Умение видеть информацию в системе и формулировать в противоречиях.

Автор считает важным методом новой системы образования работу с информацией, потому что ученики в наше время получают готовую информацию для заучивания, следовательно, не умеют искать и обрабатывать информацию сами, а это очень важно в современном динамичном мире. Кроме того, с возникновением Интернета, где находится неисчислимое кол-во информации, человеку необходим навык ее фильтрования и умения работать с информацией, представленной в различных форматах.

4) Приведи пример ситуации,
а) недостатка информации:
Бабушка хочет выбрать себе новый телефон, чтобы звонить детям (предположим, что они в другом городе), но она не разбирается в функциях/характеристиках телефонов, следовательно, ей тяжело выбрать из-за нехватки информации.

б) избытка некачественной информации: Девушке понравился какой-то мальчик и она решает разузнать о нем у подруг/знакомых. Одни ей говорят одну информацию, другие - другую, в итоге ни те, ни другие ничего дельного не сказали, из-за большого кол-ва некачественной информации она так ничего и не узнала.

Образование на сегодняшний день является одной из основных и важных сфер жизни человека и общества. Это самостоятельная отрасль социальной и экономической сферы. Система образования в нашей стране неоднократно подвергалась изменениям.

Понятие образования

Как правило, образование относится в основном к педагогической сфере, и в рамках этого направления науки понятие его заключается в следующем: это процесс, направленный на воспитание и обучение в интересах члена общества, в течение которого он овладевает совокупностью знаний. Таким образом, процесс образования можно охарактеризовать по нескольким признакам: целенаправленность, организованность, управляемость, завершенность и соответствие требованиям качества, устанавливаемых государством.

Зарождение образования на Руси

Образование и грамотность всегда были распространены в России, о чем говорят найденные берестяные грамоты, относящиеся еще к I тысячелетию.

Начало повсеместному образованию на Руси положил князь Владимир, когда издал указ о том, чтобы брать детей из лучших семей и учить их «книжному научению», что воспринималось древними русичами как дикость и вызывала страх. Родители совершенно не хотели отдавать детей учиться, поэтому учеников в школы зачисляли насильно.

Первое большое училище появилось в 1028 году усилиями Ярослава Мудрого, который смог собрать 300 детей и издал повеление «учить их книгам». С тех пор число школ начало возрастать. Открывали их в основном при монастырях и церквях, и не только в городах, но и сельских поселениях.

Стоит отметить, что князья Древней Руси были людьми образованными, поэтому уделяли обучению детей и книгам повышенное внимание.

Образование и его уровень росли вплоть до монголо-татарского нашествия в XIII веке, которое имело катастрофическое значение для русской культуры, поскольку были уничтожены практически все очаги грамотности и книги.

И только в середине XVI века правители задумались о грамотности и образовании вновь, и уже в XVIII веке образование стало занимать особе место в истории России. Именно тогда была совершена попытка создания государственной системы образования. Открывались школы и приглашались специалисты по разным наукам из-за рубежа или российских подростков отправляли обучаться заграницу.

Лишь при Петре I образование и просвещение, а также их развитие, открытие школ различных специализаций (математическая, географическая) стало важной государственной задачей. Благодаря этому в России возникла система профессионального образования.

Со смертью Петра I российское образование пришло в упадок, поскольку его преемники не уделяли должного внимания наукам.

Но если ранее к обучению допускались только дети дворян и других знатных родов и семей, то со второй половины XVIII века все изменилось кардинальным образом. Екатерина II заложила в понятие "образование" совсем другой смысл – воспитание народа.

Министерство народного просвещения впервые было создано в 1802 году по указу царя Александра I, установились типы образовательных учреждений: приходские и уездные училища, гимназии и университеты. Установилась преемственность между этими заведениями, количество ступеней классов увеличилось до 7, а в университет можно было поступить только после окончания гимназии.

В конце XIX и начале XX веков стали подниматься вопросы о реформе школьного образования, которые очень скоро оказались в центре общественного внимания. В этот период российская школа, несмотря на различные сложности и противоречия, пережила период подъема: выросло количество учебных заведений, число учащихся в них, появилось разнообразие форм и типов обучения, а также его содержание.

История развития образования в XX веке

Разрушение существовавшей на тот момент системы образования началось после революции 1917 года. Была уничтожена структура школьного управления, закрыты частные и духовные учреждения образования, начался отсев "неблагонадежных" наук и учителей.

Идея советской школы заключалась в единой системе бесплатного и совместного общего образования. Преимущества на зачисление в классы отдавалось крестьянам и рабочим, развивалась система социалистического воспитания, и школы были отделены от церквей.

Законы, принятые в 40-х годах об образовании в России, фактически сохранились и до сих пор: обучение детей в школе начиная с 7 лет, введение пятибалльной оценочной системы, выпускные экзамены по окончании школы и награждение отличников медалями (серебряными и золотыми).

Реформа российского образования

В современной истории Российской Федерации реформа образования началась в 2010 году с подписания законопроекта о комплексе мероприятий по модернизации системы образования. Официальный старт был дан в 2011 году 1 января.

К основным мерам, предпринятым по реформированию образования, относятся:

  • Введение единого государственного экзамена (ЕЭГ) взамен «несправедливой», по мнению законодателей, экзаменационной системы действовавшей в России долгие десятилетия.
  • Внедрение и дальнейшее развитие высшего образования нескольких уровней – бакалавриата и магистратуры, направленных на сближение российского образования с европейским. Некоторые ВУЗы сохранили пятилетнее обучение по некоторым специальностям, но их на сегодняшний день осталось совсем немного.
  • Постепенное сокращение численности учителей и педагогов.
  • Сокращение числа высших учебных заведений путем их полного закрытия или реорганизации, в результате которой они присоединяться к более сильным ВУЗам. Такую оценку им дала специальная комиссия, созданная Министерством образования.

Итоги реформы еще будут подведены нескоро, но мнения уже разделились. Одни говорят о том, что вследствие этих изменений развалилась одна их самых качественных и фундаментальных образовательных систем в мире. Поскольку государственных дотаций стало гораздо меньше, все свелось к коммерциализации образования во всех уровнях учебных заведений. Другие же говорят о том, что благодаря европейской стандартизации российские студенты получили шанс работать за границей, а в школах снизилась количество подтасовок результатов экзаменов.

Структура

Система образования в России состоит из нескольких компонентов:

  • Государственные требования и стандарты образования, разрабатываемые на федеральном уровне.
  • Программы образования, состоящие из разных видов, направлений и уровней.
  • Учреждения в сфере образования, а также педагогический состав, непосредственно сами ученики и их законные представители.
  • Органы управления образованием (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях) и созданные при них органы совещательного или консультативного характера.
  • Организации, призванные обеспечивать образовательную деятельность и проводить оценку ее качества.
  • Различные объединения, работающие в образовательной сфере (юридические лица, работодатели, общественные структуры).

Законодательство и правовое регулирование образования

Право на получение образование гражданам нашей страны гарантировано Конституцией Российской Федерации (ст. 43), а все вопросы, связанные с этим, находятся в ведении государства и его субъектов.

Основным документом, регулирующим систему образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно документу, указы, распоряжения, постановления и прочие документы в образовательной сфере могут приниматься не только на федеральном, но также и на региональном и муниципальном уровнях, как дополнения к основным общегосударственным законам.

Стандарты и государственные требования к образованию

Все стандарты по обучению принимаются на федеральном уровне и призваны обеспечивать:

  • Единый образовательный процесс на всей территории РФ.
  • Преемственность основных программ.
  • Разнообразие содержания программ на соответствующем уровне, формирование программ различной направленности и сложности, принимающих во внимание потребности и способности учащихся.
  • Гарантированный уровень и система качества образования в рамках единых обязательных требований образовательных программ – по условиям и результатам их изучения.

Помимо этого, они являются основой, исходя из которой оценивается качество образования учащихся, а также устанавливаются сроки обучения того или иного вида образования.

Исполнение стандартов и требований является обязательным условием при реализации основных программ образования в дошкольных и в других организациях, ведущих образовательную деятельность.

Государственные стандарты включают в себя, в том числе, и требования к основным образовательным программам:

Для учеников с ограниченными возможностями предусмотрены специальные требования и стандарты, которые имеются и на уровне профессионального образования.

Управление образованием в России

Управление системой образования происходит в рамках нескольких уровней: федеральном, региональном и муниципальном.

На федеральном уровне управление осуществляется Министерством образования и науки РФ, в функции которого входят выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в образовательной сфере. Документы принимаются на уровне Президента и Правительства РФ.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) занимается лицензированием, аттестацией учреждений образования, аттестацией научных работников и педагогов ВУЗов, аттестацией выпускников, подтверждением документов об образовании.

Управление образованием на региональном уровне находится в ведении министерств, департаментов образования, образованных в субъектах РФ. Контролирует исполнение федерального и регионального законодательств в сфере образования Рособрнадзор.

На муниципальном уровне управлением образованием, а также исполнением федеральных, региональных и муниципальных законов и требований занимаются департаменты, управления и отделы образования, находящихся на территории муниципальных образований.

Виды систем образования и формы обучения

Современная система образования в России подразделяется на несколько видов.

  • Система дошкольного образования (ясли, детский сад).
  • Начального (детский сад, школа).
  • Основного (школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса).
  • Среднего (школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса) .

Профессиональное:

  • Система среднего специального образования (профессиональные училища, колледжи, техникумы);
  • Система высшего образования – бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации (ВУЗы, академии).

Дополнительное подразумевает:

  • Специализированное обучение для взрослых и детей (дворцы детского творчества, школы искусств для взрослых и детей).
  • Профессиональное образование (институты повышения квалификации). Осуществляется, как правило, научными организациями, учреждениями.

Образование подразделяется на 3 основные формы обучения: очная, или дневная форма; очно-заочная (вечерняя) и заочная.

Помимо этого, образование возможно получить по форме экстерната, то есть самообучения и самообразования, и семейного образования. Эти формы также дают право обучающимся на прохождение итоговых аттестаций в учреждениях образования.

К новым формам обучения, появившимся вследствие реформ, относятся: сетевая система образования (получение образования с помощью сразу нескольких учебных заведений), электронное и дистанционное обучение, которое возможно с использованием удаленного доступа к учебным материалам и прохождению итоговых аттестаций.

Образование и его учебно-методическое обеспечение

Информационная база является основным инструментом организации образовательного процесса. Она отражает не только способы выстраивания учебного процесса, но дает полное представление об объеме содержания обучения, которое подлежит усвоению.

Основная преследуемая цель – это реализация требований государственных образовательных стандартов по предоставлению всем учащимся полного комплекта учебных и методических материалов для всех форм образования.

Вопросы учебно-методического обеспечения процесса образования курирует Минобрнауки РФ. Оно же утверждает федеральный перечень учебников, их содержание. Согласно приказу ведомства, все школьные учебники должны также иметь и электронную версию с содержанием мультимедийных и интерактивных элементов.

Хорошо налаженное учебно-методическое обеспечение позволяет систематизировать методические, нормативные материалы; проанализировать и повысить эффективность и качество учебных занятий; выстроить объективную систему оценок знаний обучающихся и выпускников.

Расходы на образование

В последние годы система общего образования в России, ее обновление и улучшение является одной из самых приоритетных задач государства, несмотря на экономические сложности. В связи с этим дотационные средства, выделяемые Правительством, растут от года к году.

Так, например, если в 2000 году на развитие образования было направлено более 36 млрд. руб., то уже в 2010 году - 386 млрд. руб. бюджетных вливаний. По итогам 2015 года бюджет расходов на образование исполнен на сумму 615 493 млн. руб.

Развитие системы образования

Концепция изложена Правительством РФ в Постановлении от 23.05.15 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы».

Программа направлена на формирование ряда условий для эффективного развития образования в России, направленных на обеспечение доступного качественного образования, которое будет отвечать современным требованиям социально ориентированного общества в целом.

Задачами для достижения поставленной цели являются:

  • Формирование и интеграция инноваций структурного и технологического характера в среднем профессиональном и высшем образовании.
  • Разработка и внедрение комплекса мер по развитию эффективной и привлекательной системы дополнительного обучения детей, научной и творческой среды в образовательных заведениях.
  • Формирование такой инфраструктуры, которая бы обеспечила условия для подготовки высококвалифицированных кадров в условиях современного рынка.
  • Формирование востребованной системы оценки качества самого образования и его образовательных результатов.

Реализация Программы разбита на 2 этапа:

  • 2016-2017 – апробация и внедрение мер, начатых с момента старта Федеральной реформы образования.
  • 2018-2020 – изменение структур образования, распространение новых образовательных программ, внедрение новых технологий и многое другое.

Последствия реформы и проблемы развития образования в России

Российское образование, которое было недофинансировано в 90-х годах и подвергается принципиальным изменениям с 2010, по оценкам многих экспертов, начало сильно терять в качестве. Здесь можно выделить ряд проблем, из-за которых образование не только не развивается, но скатывается вниз.

Во-первых, снизился социальный статус учителей, преподавателей. Это относится не только к степени уважения к подобному труду, но и к уровню оплаты и социальных государственных гарантий.

Во-вторых, мощная бюрократическая система, не дающая молодым и талантливым ученым получать научных степеней и званий.

В-третьих, ликвидация образовательных критериев и стандартов, выстраиваемых десятилетиями, и от того ставших прозрачными и доступными для понимания всем интересующимся.

В-четвертых, введение ЕЭГ как экзамена, сводящегося всего лишь к оценке памяти обучающегося по тем или иным предметам, но никак не способствующего развитию логики, творческого мышления.

В-пятых, внедрение новых видов систем обучения: бакалавриата (4 года) и магистратуры (6 лет). Уход от программ обучения по специалитету (5 лет) привел к тому, что теперь рассчитанные на 5 лет программы урезаны до минимума, а программы магистратуры изобилуют дополнительными и зачастую совсем не нужными предметами для обучения будущего магистранта.