Консультация для родителей: "Если в вашей семье ребенок с ограниченными возможностями". Советы для родителей детей с овз
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района Грушевская основная общеобразовательная школа
Сценарий беседы и план консультаций для родителей детей с ОВЗ.
Подготовила
учитель русского языка и литературы
МБОУ Грушевской ООШ
Аксайского района Ростовской области
Черскова Татьяна Александровна
ст. Грушевская
Сценарий беседы «Мы - дружная семья»
Введение
Организационный момент, приветствие участников беседы.
Начало беседы с участниками о проблемах, возникающих в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, начиная с общих трудностей. Он
Выявление наиболее актуальных и острых проблем, интересующих конкретно данных родителей.
Среди подобного рода проблем могут быть названы:
- характер взаимоотношений в семье;
- отношение родителей к больному ребенку;
- отвержение больного ребенка отцом (матерью);
- развод как фактор, усугубляющий психологическое состояние ребенка и внутрисемейную атмосферу.
Основная часть
Участники группы знакомятся с целями и задачами данного этапа:
- гармонизация внутрисемейных отношений;
- оптимизация супружеских отношений;
- установление взаимопонимания и адекватных взаимоотношений в семейном треугольнике: мать - отец - ребенок;
- формирование в родительском сознании установки на преодоление отторжения больного ребенка отцом или матерью.
В конце обсуждения, подводя итог, психолог обозначает в качестве главного направления работы группы следующую проблему: «Гармонизация внутрисемейных отношений - мама, папа, я - дружная семья».
Проведение Социограммы «Моя семья»
Для выявления особенностей взаимоотношений, возникающих в семье, раскрытия тех характеристик семьи, которые участники группы в предварительной беседе намеренно или случайно не обозначили, используется социограмма «Моя семья». Социограмма представляет собой краткий тест, заимствованный из методического пособия Э.Г. Эйдемиллера «Методы семейной диагностики и психотерапии» (М. - СПб., 1996), позволяющий визуализировать отношения, существующие в семье между ее членами. Участникам группы раздаются специально подготовленные бланки с изображенным в центре листа кругом и помещенной в верхней части листа инструкцией.
После завершения работы полученные результаты обсуждаются всей группой. Следует отметить, что использование теста направлено на то, чтобы помочь родителям понять связи, которые существуют в их семьях.
Заключение
Итог встречи
Подводя итоги встречи, психолог интересуется у участников, что полезного они узнали, что для них было важным, благодарит всех участников группы за совместную работу.
План консультаций для родителей детей с ОВЗ
Введение
Для эффективного учебно-воспитательного процесса в школе необходимо организовать качественное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также создать особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.
Общая цель консультаций для родителей обучающихся с ОВЗ – повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям в адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели поставлены задачи: информировать родителей о психофизических особенностях ребёнка, особенностях воспитания; дать необходимые знания и умения в области педагогики и психологии развития; формировать позитивную самооценку родителей, оказать помощь в умении снять тревожность.
Принцип работы с родителями – закрепление сотрудничества между родителями и школой; разъяснение родителям об их ответственности за воспитание детей; взаимное доверие всех участников коррекционно-развивающего процесса.
План консультаций:
Сентябрь
1. Использование оборудования для дистанционного обучения.
2. Навыки работы на компьютере, в Интернет–сети.
Октябрь
4. Изучение ФГОС для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
6. Участие семьи в воспитании и обучении ребенка школьного возраста с особыми образовательными потребностями.
Ноябрь
7. Методы и приемы работы по сенсорному развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях семьи.
8. Особенности речевого развития школьника с ОВЗ, работа по устранению
недостатков в речевом развитии.
Декабрь
9. Игровая деятельность ребенка с ОВЗ, роль взрослых в ее организации.
10. Здоровье – как жизненная ценность. Неврозы.
Январь
11. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
12. Плохая память ребенка. Как ее развить?
Февраль - март
14. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании. Наказания детей. Какими им быть?
15. Тревожность детей. К чему она может привести?
Апрель-май
16. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
17. Грубость и непонимание в семье. Талантливый ребенок в семье. Организация отдыха ребенка.
Заключение
Ожидаемые результаты: гармонизация детско-родительских отношений, коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей, формирование у родителей представлений о развитии детей, методах воздействия на это развитие и демонстрацию успехов ребёнка.
Список литературы
1. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5‒14.
2. Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. М. ‒ Владимир: Транзит – ИКС, 2009. - 48 с.
3. Акимова О.И. Инклюзия как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональный аспект. Сборник: Исследование различных направлений современной науки. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 73-79.
4. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
- Важно сосредоточивать внимание на самом ребенке, а не на его болезни. Если проявлять беспокойство по каждому поводу, ограничивать самостоятельность ребенка, то малыш непременно будет чрезмерно беспокоен и тревожен.
- Усталость от переживаний за ребенка-инвалида, порой накладывает соответствующий отпечаток на внешний облик его родителей. Они выглядят несчастными. Но ведь любому малышу нужны счастливые родители, способные отдавать любовь и тепло, а не свои больные нервы. Только оптимистичный взгляд на жизнь может помочь в борьбе с коварным недугом.
- Правильное отношение к ребенку можно выразить формулой: «Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже».
- Нередко погоня за новыми специалистами и методами лечения заставляет нас упускать из вида личность самого малыша. А ведь попытка взглянуть на болезнь «изнутри», т. е. глазами больного ребенка, и является лучшей возможностью помочь ему в преодолении душевных и физических страданий. Не стоит упускать из виду отношение к болезни самого ребенка. Недавние исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7–8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения. В это время особенно важной является психологическая поддержка ребенка со стороны семьи.
- Необходимо как можно чаще прибегать к помощи специалистов. Например, переживания ребенка по поводу своей внешности неплохо корректируются в работе с детским психологом.
- Важно корректировать режим дня во избежание нарушений сна, дающего полноценный отдых больному организму. Необходимо создать для ребенка спокойную обстановку, отказаться от чрезмерно активных и шумных игр перед сном, ограничить просмотр телевизора.
- Чтобы у ребенка сформировалось правильное восприятие себя и окружающих, важно отказаться от излишней опеки по отношению к нему. Родители должны воспринимать свое чадо не как безнадежного инвалида, а как человека, пусть в чем-то не похожего на других, но вполне могущего преодолеть свой недуг и ведущего активный образ жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»ограниченными возможностями здоровья»...
рекомендации родителям воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Материал посвящен теме "Сущность обучения и воспитания ребенка с ОВЗ". Рекомендации для родителей по организации процесса воспитания и обучения....
Программа работы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним, т.е. повышение педагогической компетентности родителей....
Программа просветительской и профилактической работы с родителями, воспитывающие ребенка с ОВЗ
Именно в условиях партнерских отношений между участниками образовательного процесса и родителями можно определить правильный маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными возм...
В последние годы все большее значение в системе образования России занимают вопросы инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзивного обучения не только отражает тенденции современного времени, но и способствует реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на образование. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей правильно организованное обучение в условиях инклюзии дает каждому ребенку возможность удовлетворить потребность в получении образования, адекватного уровню его развития .
Успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ, от готовности педагогов и родителей к совместному взаимодействию. Для эффективного учебно-воспитательного процесса в школе необходимо организовать качественное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также создать особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах. В инклюзивной школе очень важно то, что и дети, и родители, и специалисты школы - это прежде всего партнеры. Необходимость осуществления работы с родителями в данном случае неопровержима.
В рамках работы с родителями используются самые разнообразные традиционные и не традиционные формы, такие, как родительские собрания, общешкольные конференции, индивидуальные и групповые консультации педагога, посещения на дому, родительские тренинги и многие другие.
«Тематика консультаций для родителей обучающихся с ОВЗ»
Консультации являются одной из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями.
Консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения; моральные ценности семьи .
Общая цель консультаций для родителей обучающихся с ОВЗ – повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям в адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели поставлены задачи: информировать родителей о психофизических особенностях ребёнка, особенностях воспитания; дать необходимые знания и умения в области педагогики и психологии развития; формировать позитивную самооценку родителей, оказать помощь в умении снять тревожность.
Принцип работы с родителями – закрепление сотрудничества между родителями и школой; разъяснение родителям об их ответственности за воспитание детей; взаимное доверие всех участников коррекционно-развивающего процесса.
Темы консультаций:
1. Использование оборудования для дистанционного обучения.
2. Навыки работы на компьютере, в Интернет–сети.
3. Использование оборудования кабинета «Доступная среда» на индивидуальных занятиях.
4. Изучение ФГОС для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
5. Особенности детей с ОВЗ и перспективы их развития.
6. Участие семьи в воспитании и обучении ребенка школьного возраста с особыми образовательными потребностями.
7. Методы и приемы работы по сенсорному развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях семьи.
8. Особенности речевого развития школьника с ОВЗ, работа по устранению
недостатков в речевом развитии.
9. Игровая деятельность ребенка с ОВЗ, роль взрослых в ее организации.
10. Здоровье – как жизненная ценность. Неврозы.
11. Признаки психоэмоционального напряжения у ребёнка.
12. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
13. Плохая память ребенка. Как ее развить?
14. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
15. Наказания детей. Какими им быть?
16. Тревожность детей. К чему она может привести?
17. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
18. Грубость и непонимание в семье.
19. Талантливый ребенок в семье.
20. Друзья детей – друзья или враги?
Ожидаемые результаты: гармонизация детско-родительских отношений, коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей, формирование у родителей представлений о развитии детей, методах воздействия на это развитие и демонстрацию успехов ребёнка.
Заключение
Положительные результаты в большей степени зависят от активного участия родителей в образовательном процессе, в основе которого должно быть организованное сотрудничество специалиста и родителей.
Поэтому просвещение родителей занимает важное место в работе школы. Оно осуществляется через участие родителей в родительских собраниях, индивидуальных и групповых консультациях, оформлении стендов. Эти формы педагогического просвещения помогают формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ, правильно организовать общение с ними. Одновременно, просвещение родителей учащихся с ОВЗ проходит также через индивидуальное и групповое консультирование, родительские собрания и др.
Цели данной работы возможно реализовать посредством повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых заданий, а также посредством общения с другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.
Соответственно, при организации работы школы с семьей необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс в качестве активных участников через их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной деятельности; содействовать изменению родительской позиции и вооружению родителей позитивными способами коммуникации; способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности посредством обогащения их педагогических и дефектологических знаний; создавать условия для взаимодействия родителей друг с другом с целью расширения социального пространства семей.
Список литературы
1. Екжанова, Е.А. От интеграции к инклюзии / Е.А. Екжанова; беседовала О. Решетникова // Школьный психолог. 2010. № 16. 16‒31 августа. С. 34‒37.
2. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5‒14.
3. Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. М. ‒ Владимир: Транзит – ИКС, 2009. - 48 с.
4. Акимова О.И. Инклюзия как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональный аспект. Сборник: Исследование различных направлений современной науки. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 73-79.
5. Исследование отношения педагогов и родителей к инклюзии в дошкольной образовательной организации Еронько Ж.В. Глушак Е.В. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.
6. Азлецкая Е. Н. Мониторинг готовности образовательных организаций к реализации инклюзивного образования как фактор его развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95639.htm.
Акимова О.И. Инклюзия как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональный аспект. Сборник: Исследование различных направлений современной науки. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 73-79.
Екжанова, Е.А. От интеграции к инклюзии / Е.А. Екжанова; беседовала О. Решетникова // Школьный психолог. 2010. № 16. 16‒31 августа. С. 34‒37.
Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. М. ‒ Владимир: Транзит – ИКС, 2009. - 48 с.