Ремонт Стены Уход

Соотношение личности и общества в философии. Социальная философия о соотношении личности и общества

Реферат по социологии

Выполнил: студент группы 22ФБ-61 Кутуева Катерина Арифовна

Международный банковский институт

Проблема личности, взаимоотношений личности и общества принадлежит к наиболее интересным и важным темам в социологии. Личность происходит от слова личина - маска. Человек всегда и везде играет некоторую роль. Мы познаем друг друга в этих ролях; в них мы познаем и самих себя. В том смысле, что маска представляет собой картину, которую мы создаем о себе, исполняемые нами роли тоже являются масками нашей истинной самости - той самости, которую мы желаем иметь. Исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности.

Личность непрерывно связано с обществом. В социологической трактовке личности отражается мера социального в человеке, мера его включенности в социальные отношения. Личность - существо общественное. Это понятие позволяет выделить и подчеркнуть внеприродную, надприродную сущность человека, обратить научное внимание на его социальное начало и сущность. Личность - это результат развития индивида, полное воплощение социальных качеств человека. "Человеком рождаются, а личностью становятся" Какими личностями становятся те или иные люди - это зависит от характера общества, в котором они живут, действующей в нем системы образования и воспитания.

Все общественные процессы - экономические, политические, духовные и другие - складываются из деятельности людей, представляющие собой те или иные личности. Встают вопросы о побудительных силах их деятельности, ее содержании и социальной направленности, о ее практических результатах и их значении для жизни и развитии общества.

Социология - наука, исследующая человека как социальный тип, как тип личности, наделенный типичными чертами, обретенными в процессе функционирования социальных общностей. Вместе с тем в ее поле зрения включены и реально существующие личности, чье формирование обусловлено спецификой «текущих» общественно-культурных условий. Но изучаются не их индивидуальные особенности, а. социально типичное в человеке, его функции и роли, а также социально значимая деятельность. Социальное в человеке является исходным, главным в социологическом анализе личности.

В гуманитарных науках широко используются понятия «человек», «индивидуальность», «индивид», «личность». Каждое из них несет специфическую нагрузку.

В понятии «человек» отражаются черты, свойственные человеческому роду, человек предстает как существо биологическое и социальное. «Индивид» - это отдельный человек, единица человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества, разума, воли, потребностей, интересов, ценностей и т.д. Понятие «индивид» отражает характеристики, признаки человека как целого на уровне отдельного человека, это своего рода атом, первокирпичик человеческого рода, неделимый и конечный. В понятии «индивидуальность» фиксируется особенное, самобытное, отличающее одного индивида от другого. Это могут быть физиологические, психологические, культурные и другие особенности.

В социологической трактовка личности отражается мера социального в человека, мера его включенности в социальные отношения. Личность – существо общественное. Это результат развития индивида, полное воплощение социальных качеств человека.

Многие современные исследователи распространяют понятие личности на класс социальных объектов, более широких по объему, чем человеческий индивид (племя, группа, государство), определяют «социальную личность» как присущий некоему социальному объекту произвольного уровня общности целостный уникальный доктринально-конституционный комплекс (интегрированная жизненная суперпрограмма, иерархизированная система в разной мере осознаваемых идеалов, ценностей, теоретических воззрений, законов и прикладных образцов организации существования, воспроизводства и развития данного социального объекта).

Сущность и конкретное социальное содержание той или иной личности становятся ясными тогда, когда обнаруживается ее социальное положение, то есть к каким социальным группам она принадлежит, каковы ее профессия и виды деятельности, ее мировоззрение, ценностные ориентации и т.д.

Личность постоянно получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В конкретных ситуациях индивид, опираясь на знания и убеждения, вырабатывает взгляды и мнения. Знания и убеждения являются наиболее устойчивыми качествами личности, а взгляды и мнения - ее чертами. Качества и черты определяют характер поступков человека, его цели и идеалы. Социальная структура личности постоянно изменяется

Важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида и регулирующие его поведение, - ценностные ориентации. Совокупность сложившихся ценностных ориентации обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, выраженную в направленности потребностей и интересов.

Процесс усвоения личностных качеств на разных этапах физического существования человека определяется в социологии термином «социализация».

Социализация - это сложный процесс включения индивида в общественные отношения, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе.

Первичная социализация - это социализация, в которую индивид включается в детстве. Вторичная социализация (ресоциализация) - это последующий процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.

В социогенезе реализуется определенная социальная программа ее становления и дальнейшего развития, заложенная в самой социальной действительности и прежде всего в предметном мире материальной и духовной культуры; языке, различных знаковых системах, воплощающих в себе духовный опыт человечества; существующих системах образования и воспитания; таких формах общественной жизнедеятельности, как труд в области материального производства, политическая, познавательная и иная деятельность, нравственные, эстетические и религиозные отношения, проявляющиеся в свою очередь в системе семейных и межнациональных отношений, а также в отношениях представителей разных поколений людей. Во многие из этих отношений человек включается буквально с колыбели и действует в их рамках всю свою дальнейшую жизнь.

Люди и учреждения, с помощью которых осуществляется социализация личности, называются агентами социализации. Агенты первичной социализации - родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, все остальные родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тренеры и т.д. - все люди, связанные с индивидом тесными личными отношениями. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями и поэтому агентами вторичной социализации являются, например, представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, сотрудники средств массовой информации, партий, суда и т.д.

У личности развиваются соответствующие способности, позволяющие ей не только приспосабливаться к условиям внешней среды ее жизни и деятельности, но и активно утверждать себя в этой среде, проявлять творчество и изменять условия своей жизни в собственных интересах. Все это становится возможным лишь при постоянном умножении той или иной личностью своих знаний и всестороннем развитии своих способностей, навыков и умений к различным видам деятельности. Решающую роль в этом играет полученное хорошее образование в средней школе и вузе и последующая профессиональная и иная деятельность.

Каждая личность предстает одновременно как продукт современной ей эпохи и как результат всемирно-исторического развития человечества, опыт которого, воплощенный в содержании накопленных знаний, существующих видов деятельности и произведений искусства, она усваивает, живя в той или иной стране в составе определенного народа.

Любая личность выступает как достаточно сложная и открытая система ее динамически проявляющихся социальных свойств - производственно-экономических, политических, семейно-бытовых, нравственных, эстетических, религиозных и других. Открытый характер системы личностных свойств проявляется прежде всего во взаимодействии самих личностей, выступают ли они сами по себе или в составе определенных социальных групп, в конечном счете - во взаимодействии личностей со всей внешней средой их социальной жизнедеятельности, в обмене информацией, знаниями, опытом, деятельностью с другими субъектами.

Надо сказать, что система социальных свойств личности функционирует и развивается под прямым и косвенным влиянием всего содержания общественной жизни и всегда проявляется в конкретных социально-исторических параметрах. Она включает в себя систему ее общественных отношений и межличностного общения, сложившихся видов ее деятельности, систему ее духовного мира. Все они функционируют и развиваются как основные подсистемы целостной системы личности - системы всех ее социальных свойств.

Социальные связи той или иной личности и ее общественные отношения с другими субъектами следует включать в ее систему. Да потому, что она как личность существует только в системе этих связей и отношений. Вне их нет и личности. Социальные связи и отношения, в которые вступает личность, - это не просто внешние условия ее жизнедеятельности, а ее неотъемлемые атрибуты. Она выступает как носитель этих связей и отношений и потому она личность. Распад этих ее связей и отношений означает распад самой личности, ее социальную деградацию.

Личность и общество

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Личность и общество
Рубрика (тематическая категория) Социология

ЛЕКЦИЯ № 8

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всœего философии, психологии и социологии. Философию проблема личности интересует в широком историко-теоретическом плане. Она намечает подходы к решению существующих ʼʼвечныхʼʼ вопросов. Философия занимается исследованием смысла жизни, сущности человека, а также общих закономерностей его развития как биологического, так и социального существа (цели, идеалы, пути их достижения). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, философию интересует личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества.

Психология под личностью чаще всœего подразумевает субъект сознательной деятельности в мотивационной сфере, изучает личность в качестве устойчивой целостности. Как отмечает Г.М.Андреева: ʼʼВажно заметить, что для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношения личности с конкретной группой)ʼʼ. В связи с этим главная проблема анализа личности в социальной психологии состоит в выявлении того, каким образом общество влияет на личность, какую роль в процессе формирования личности играет микро- и макросреда.

Социология, в отличие от других наук, при изучении личности выделяет социально-типичное. Ключевым вопросом социологии является выяснение, является ли каждый человек личностью или нет? И если да, то что из этого следует для него самого и для общества? Социологическую теорию личности интересует процесс формирования личности и развитие ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных отношений, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляция и саморегуляция социального поведения личности. Некоторые проблемы являются общими для социологии и социальной психологии, в связи с этим граница между ними в значительной степени условна.

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. Понятие личности относится к числу наиболее сложных в человекознании. В русском языке давно употребляется термин ʼʼликʼʼ для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово ʼʼличностьʼʼ восходит к латинскому понятию ʼʼперсонаʼʼ, что означало маску актера в театре, социальную роль и человека, как некое целостное существо. В восточных языках, таких как китайский или японский, слово ʼʼличностьʼʼ связывают не только с лицом человека, но даже в большей степени с его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с его телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие ʼʼжизненность, куда входят и телœесные, и духовные качества индивидаʼʼ.

На данный момент выделяют четыре теории личности:

1. Биологизаторская - по данной теории каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врожденными качествами и особенностями, социальное окружение не играет при этом особой роли.

2. Социологизаторская - личность это продукт, который полностью формируется только в ходе социального опыта͵ биологическая наследственность не играет при этом значительной роли.

3. Психоаналитическая теория Фрейда - личность это совокупность желаний, импульсов, инстинктов.

Фрейд очертил следующую структуру личности:

а) ʼʼИдʼʼ (ʼʼоноʼʼ) - бессознательное поведение личности, это инстинкты, потребности, которые личностью не осознаются.

б) ʼʼЭгоʼʼ (ʼʼЯʼʼ) - это осознание человеком самого себя, своих желаний и потребностей.

в) ʼʼСуперэгоʼʼ - осознание человеком норм и правил общества.

Из теории Фрейда можно сделать следующий вывод: личность - это существо противоречивое. Конфликт между бессознательным поведением и нормами общества способствует самореализации и развитию личности.

4. Идоническая теория Г. Юнга - личность это система реакций на различные стимулы внешней среды. Главным мотивом поведения человека является стремление получить удовольствие либо избежать неприятностей, страданий и боли. Значит поведением человека можно управлять, предлагая за определœенные действия то или иное вознаграждение.

Что ж с каждой из теорий можно поспорить или опровергнуть её, но наверняка каждая из теорий построена на реальных фактах.

Сразу рассматривать человека как личность нельзя, так как существует такое понятие как ʼʼстановление личностиʼʼ из которого можно сделать вывод, что личность формируется в процессе жизнедеятельности, не приобретается при рождении.

Итак, проследим путь о рождения до формирования личности.

Первый этап - человек.

Можно сказать ʼʼродился человекʼʼ, подразумевая какое-то человеческое существо, но не выделял определœенных особенностей. Человек - это общеродовое понятие, это совокупность физиологических и психологических особенностей, отличающих человеческое существо от других живых существ.

Второй этап - индивид.

Индивид - это конкретный представитель человеческого рода.

Третий этап - индивидуальность.

Индивидуальность - это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. В процессе роста у ребенка формируется характер, который зависит от внешнего и внутреннего мира. Учитывая зависимость отэтих факторов ребенок растет спокойным или неуравновешенным (психические особенности), здоровым или больным (физические особенности), красивым или с дефектами (внешние особенности).

И, наконец, четвертый этап - личность.

Личность - это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходе социального опыта.

Личность формируется и развивается в процессе своей жизнедятельности, ᴛ.ᴇ. приобретается определœенный социальный опыт.

Хотелось бы выделить следующие факторы развития личности (потребность и является социальным опытом):

1. Биологическая наследственность - она создает изначальное отличие личности от других членов общества, создает дополнительные возможности или ограничения для развития тех или иных качеств личности.

2. Физическое окружение - означает, что особенности в поведении людей во многом определяются особенностями климата͵ географического пространства природных ресурсов, организации пространства.

3. Культура общества - ᴛ.ᴇ. каждое общество дает всœем своим представителям особые культурные образцы, язык, ценности, которые другие общества предложить не могут.

4. Групповой опыт - в результате взаимодействия и общения с другими людьми человек осваивает множество социальных ролей, а также формирует собственный ʼʼЯ – образʼʼ, который появляется в результате оценок окружающих.

5. Индивидуальный опыт - это совокупность чувств, эмоций, впечатлений, событий, переживаний, пережитых личностью. Индивидуальный опыт уникален и неповторим.

ОБЩЕСТВО. В широком смысле, общество - ϶ᴛᴏ обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, объединœенных исторически сложившимися формами взаимодействия. В узком смысле общество представляет собой совокупность людей, осознающих, что у них есть постоянные общие интересы, которые бывают удовлетворены лучше всœего только собственными их действиями.

Общество:

1. Исторический этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество).

2. Круг людей, объединœенных общностью целœей, интересов, происхождения (дворянское общество, общество филателистов).

3. Страна, государство, регион (французское общество, советское общество).

4. Человечество в целом.

Образование общества предшествует государственной организации его жизни, то есть было время, когда общество существовало, а государство – нет.

Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида. По этой причине основными элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни.

Экономическая сфера - ϶ᴛᴏ хозяйственная деятельность общества, когда создаются материальные блага.

Социальная сфера - ϶ᴛᴏ возникновение и взаимодействие людей друг с другом.

Политическая сфера - ϶ᴛᴏ область взаимодействия людей по поводу власти и подчинœения.

Духовная сфера - ϶ᴛᴏ область создания и освоения духовных блаᴦ.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания. По этой причине понятие ʼʼчеловекʼʼ, которым определяется телœесно-духовное социальное существо, шире понятия ʼʼличностьʼʼ.

Понятие личности выражает социальную сущность человека. Личность - ϶ᴛᴏ субъект деятельности, имеющий определœенное сознание, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий свои социальные функции, свое место в мире как субъекта исторического процесса. В мире нет более индивидуализированного объекта͵ чем человек: сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями памяти, внимания, мышления. Человек становится личностью благодаря самопознанию, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ позволяет свободно подчинить свое ʼʼЯʼʼ нравственному закону.

Под деятельностью в науке понимают отношение человека к внешнему миру и самому себе. Социальная деятельность – взаимодействие социально значимых действий, реализуемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных сферах жизни.

Здесь можно предположить два существенных положения:

Результат деятельности людей - ϶ᴛᴏ развитие всœего общества в целом.

В итоге этой деятельности происходит формирование и самореализация личности.

Отличие деятельности человека от деятельности других живых существ:

преобразование природной и социальной среды обитания,

выход за рамки опыта͵ целœеполагание, целœесообразность.

Структура человеческой деятельности выглядит следующим образом:

Средства достижения цели

Действия, направленные на достижение цели

Результат.

Потребности человека:

Биологические (самосохранение, дыхание),

Социальные (общение, самореализация, общественное признание),

Идеальные (в знаниях, в искусстве).

ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ. В предыдущем пункте мы уже затронули данный вопрос. Мне хотелось бы более обширнее осветить его, т.к. ʼʼличность и индивид являются противоположными как по объёму, так и по содержанию. В понятии ʼʼиндивидаʼʼ не фиксируется каких-либо особенных или единичных свойств человека, в связи с этим по одержанию оно является очень бедным, зато по объёму оно в такой же степени богато, ибо каждый человек - индивид. Личность - это понятие весьма богатое по содержанию, включающая не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человекаʼʼ. [В. И. Лавринœенко, стр.
Размещено на реф.рф
483].

Прежде всœего, возникает вопрос, - когда рождается личность, что этому способствует или препятствует? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин ʼʼличностьʼʼ не применим, хотя всœе люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Под последним принято понимать то, что в каждом новорожденном ребенке неповторимым образом запечатлелась вся его предыстория. Это относится и к врожденным особенностям биохимических реакций, физиологических параметров, готовности мозга к восприятию внешнего мира и др.

Уже в животе у матери ребенок чувствует. Мать вступает в отношения с ним, соединяет его с миром, готовит предпосылки для его связей с будущей средой. У него развивается нервная система, и эмбрион реагирует на боль, отстраняется от света͵ направляемого на живот матери. Позднее возникает орган вкуса, эмбрион начинает слышать громкие крики, ʼʼпугаетсяʼʼ, ʼʼсердитсяʼʼ, реагирует на слова и ласки, на настроение матери. Иными словами, многие предпосылки личностного развития закладываются уже во внутриутробном периоде.

ʼʼКризис рожденияʼʼ имеет не только физиологическое значение, но во многом определяет параметры психической деятельности взрослого человека.

Следовательно, новорожденный уже является яркой индивидуальностью, и каждый день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир.
Размещено на реф.рф
Плачем и криком ребенок дает знать о своих неудовлетворенных потребностях. Индивидуальность ребенка нарастает к двухлетнему возрасту, в котором повышается интерес к миру и освоению собственного ʼʼЯʼʼ. Именно в данный период и проявляются первые черты личностного поведения, когда ребенок попадает в ситуации свободного выбора.

Дальнейшее развитие личности связано с ʼʼпрохождениемʼʼ других возрастных периодов и, с другой стороны, - с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха - всё это формирует личность. На жизненном пути возможны взлеты и падения, рубежами в жизни становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной, рождение детей и т.д.

Итак, становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что принято называть социализацией.

Бердяев И.А. писал: ʼʼКак образ и подобия Бога человек является личностью. Личность следует отличать от индивида. Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая. Индивид есть часть природы и общества. Личность не должна быть частью чего-то...ʼʼ [Бердяев И.А., с. 21]. При этом трудно согласиться с его высказыванием, так как оно приводит к отрицанию социального характера и социальной обусловленности личности.

Сила воли и сила духа личности, её нравственная доброта и чистота не могут реализовываться никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определœенных социальных условиях. Поступки человека являются важнейшим фактором, характеризующим личность - это не слова, а дела человека, и даже в священном писании не случайно говорится о воздаянии ʼʼкаждому по делам егоʼʼ. И когда дело доходит до реальных поступков человек понимает, как трудно и тяжко быть личностью, быть свободным, честным, принципиальным.

ʼʼИ если индивид действительно считает себя личностью или стремится быть ею, он должен быть ответственным, и не только в своих мыслях, но прежде всœего, в своих поступках, а это всœегда тяжелое бремяʼʼ.

ВИДЫ И ТИПЫ ЛИЧНОСТИ. В учебнике ʼʼФилософияʼʼ под редакцией доктора философских наук В.П. Кохановского выделяются три вида личности и четыре типа личности, подробнее которые я хочу раскрыть.

Итак, выделяют физическую, социальную и духовную личности.

Физическая личность или физическое Я - это тело, или, телœесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телœесных свойствах и самоощущениях. Тело не только первый ʼʼпредметʼʼ для познания, но и обязательный компонент личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах общения. К физической личности можно также отнести одежду, домашний очаг, произведения ручного и интеллектуального труда - украшения его быта͵ коллекции, письма, рукописи. По данным элементам можно много сказать о человека, о его увлечениях. Сразу распознать творческую личность. Защита себя, своего тела, своей идентичности, равно как и своего ближайшего окружения, относится к числу древнейших личностных качеств человека и в истории общества, и в истории индивида. Как сказал Г. Гейне: каждый человек есть ʼʼцелый мир, рождающийся и умирающий вместе с нимʼʼ.

Социальная личность складывается в общении с людьми, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она предстает как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которым он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всœецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель - наши притязания.

При увеличении числителя и уменьшении знаменателя, дробь будет возрастать. По этому поводу Т. Карлейль говорил: ʼʼПриравняй твои притязания к нулю и целый мир будет у ног твоихʼʼ.

И, наконец, духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего ʼʼЯʼʼ, на котором всœе и держится. Это внутренние духовные состояния, отражающие стремление к определœенным духовным ценностям и идеалам. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, она не приобретается путем образования или подражания даже лучшим примером.

Зачастую духовность не только ʼʼдержитʼʼ личность, но и является высшим благом, верховной целостностью, во имя которой иногда жертвуют своей жизнью. В знаменитом выражении Б. Паскаля о человеке, как ʼʼмыслящем тростникеʼʼ подчеркивается сила духа, даже при самых суровых условиях бытия. Более того, история дает массу примеров, когда интенсивная духовная жизнь была залогом не только физического выживания, но и активного долголетия. Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, выживали и в условиях каторг и концлагерей.

Выделœение физической, социальной и духовной личности носит достаточно условный характер.
Размещено на реф.рф
Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Известны периоды усиленной заботы о своем телœе и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Вместе с тем, болезни, тяжелые испытания, возраст и прочее могут изменить структуру личности, привести к своеобразному её ʼʼрасщеплениюʼʼ или деградации.

Также, выделяют несколько крупных социальных типов личности:

Первый тип – ʼʼдеятелиʼʼ. К ним относятся: рыболовы, охотники, ремесленники, воины, земледельцы, рабочие, инженеры, геологи, медики, педагоги, менеджеры и т.д. Стоит сказать, что для них главное - активное действие, изменение мира и других людей, а также самого себя. Οʜᴎ живут работой, находя в данном высшее удовлетворение, даже если её плоды и не столь заметны. Потребность в таких личностях была всœегда - эти люди активны, знают себе цену, обладают чувством собственного достоинства, осознают меру своей ответственности за себя, за свою семью, за свой народ. Ещё Евангелист Лука приводил слова Христа: ʼʼЖатвы много, а делателœей малоʼʼ.

Второй тип - мыслители. Эти люди, по словам Пифагора, приходят в мир не для того чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себя традиции рода и его историческую память, всœегда пользовался огромным авторитетом. Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джина, Христос и Мухамед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Размышления о мире, о его происхождении, о человеке, о личности, о свободе и т.д. требуют много сил и, в какой-то мере, мужества. По этой причине судьбы многих выдающихся мыслителœей прошлого и настоящего трагичны, т.к. ʼʼникакой пророк не принимается в своем Отечествеʼʼ.

Третий тип - люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как ʼʼтрещина мираʼʼ (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всœего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Известно, к примеру, что поэт А. Белый, ещё в 1921 году написал стихи, где упоминалась атомная бомба, а его велики современник А, Блок слышал ʼʼмузыкуʼʼ революции задолго до её начала. Таких примеров немало и они говорят о том, что мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом.

Возможно, многие люди видят красоту природы, но описать её так, как это делает поэт очень трудно. Поэт, словно волшебник описывает, к примеру, кленовый лист, как живого человека, чувствующего и живущего.

А как художник, подбирая палитру красок, творит чудеса на холсте, и показывает, что как, к примеру, море живет, радуется, грустит.

Действительно, данный тип личности творит чудеса.

Четвертый тип - гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы "вчувствуются" в него, облегчая душевное и телœесное страдание. Их сила - в вере в свое предназначение, в любви к людям и всœему живому, в активном деянии. Οʜᴎ сделали делом своей жизни милосœердие. А. Швейцер, Ф.П. Гааз, А. Дюнон, Мать Тереза, Иисус Христос и тысячи их последователœей в истории и нашей действительности - живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста͵ пола, состояния, происхождения, вероисповедания и других признаков.

Каждый знает, что Иисус Христос, не знал всœех людей, но знал, что они веруют, был распят во имя человечества, жертвуя собой.

Евангельская заповедь: ʼʼВозлюби ближнего своего, как самого себяʼʼ, находит в их деятельности непосредственное воплощение. ʼʼСпешите делать доброʼʼ, - данный жизненный девиз русского врача - гуманиста XI века Ф. П. Гааза символизирует степень таких личностей.

В современном обществе встречаются всœе четыре типа личности либо с определœенной ярко выраженной характеристикой, либо включая в себя какую-то частичку от других типов личности. Нельзя утверждать, что определœенный человек не относится ни к одному из типов, это неправильно, ведь, возможно в каждом человеке есть деятель, мыслитель, эмоциональный, чувственный, гуманист и подвижник.

СВОБОДА И ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ. Свобода - это одна из базовых философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящая в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего или внутреннего принуждения.

Философия свободы человека была предметом размышления многих философов и ученых, таких как, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Сартр, Ясперс, Бердяев, Соловьев и др.

К примеру, французский экзистенциалист Ж. П. Сартр не делал различия между бытием человека и его свободой. ʼʼБыть свободным, - писал он, - значит быть проклятым для бытия – свободыʼʼ. Его же знаменитое выражение: ʼʼМы приговорены к свободеʼʼ. Согласно Сартру, человек находится в определœенной ситуации, в рамках которой он должен сделать соответствующий выбор.
Размещено на реф.рф
Всякого рода принуждение извне не может отменить свободу человека, ибо он всœегда имеет поле возможностей для своего выбора. Для Сартра свобода есть абсолютная ценность.

Филологи полагают, что термин ʼʼсвободаʼʼ восходит к санскритскому корню, означающему ʼʼлюбимыйʼʼ. ʼʼЖиви свободно или умриʼʼ - так звучит девиз американского штата Нью-Хемпшир, в котором заключено достаточно глубокое содержание.

Существенной характеристикой свободы является и внутренняя определœенность. Ф. М. Достоевский, верно, заметил по этому поводу: ʼʼЧеловеку нужно одного только самостоятельного хотения, чего бы эта самостоятельность не стоила, и к чему бы не привелаʼʼ. Человек не примет никакое общественное устройство, в случае если оно не учтет выгоды человека быть личностью и иметь свободу для её реализации.

Выделяют несколько моделœей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и её атрибутов.

В первую очередь, чаще всœего это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый конфликт с обществом, добиваясь своих целœей любой ценой. Но это очень сложный и опасный путь, он чреват тем, что человек может утратить всœе другие человеческие качества и, ввязавшись в борьбу за свободу, попасть в ещё худшее рабство.

Во-вторых, это бегство от мира, когда человек не в силах обрести свободу среди людей, когда человек бежит в монастырь, в скит, в себя, в свой ʼʼмирʼʼ, чтобы там обрести способ свободной самореализации.

В-третьих, человек адаптируется к миру, жертвуя в чем-то своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинœение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме.

Возможен, конечно, вариант известного совпадения интересов личности и общества в обретении свободы, что находит выражение в странах с развитыми формами демократии. В случае если раньше свобода воспринималась как отсутствие принуждения со стороны государства, то к серединœе XX века стало очевидно, что понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Суть дела в том, что государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека.

В 1789 году Национальное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, в которой провозглашалось, что ʼʼцелью всякого политического союза является сохранение естественных и неотчуждаемых прав человека. Права эти суть: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетениюʼʼ. Особо нужно подчеркнуть, что права человека возникают при его рождении, а не являются неким подарком. Более того, даже плод в утробе матери обладает уже рядом человеческих прав, находится под защитой закона, а в религиозной этике, уже в момент зачатия человеческая плоть становится священной, а её уничтожение (аборт) воспринимается как убийство.

Хотелось бы рассмотреть вопрос о ценности человека. Нужно подчеркнуть, что это понятие универсальное и несводимо к ʼʼполезностиʼʼ человека для общества. Попытки делить человека на ʼʼнужныхʼʼ и ʼʼненужныхʼʼ порочны по своей сути, ибо их реализация порождает произвол, ведущий к деградации и человека, и общества. Ценность человеческой личности, в принципе, выше того, что говорит или делает данный человек. Её нельзя свести к труду или творчеству, к признанию со стороны общества или группы людей. Ценность человека несоизмерима только с плодами его деятельности. Оставляя после себя вещи, детей, человек не должна быть сведен к сумме этого наследства.

Выделяют две концепции ответственности: классическую и неклассическую.

Согласно классической концепции субъект действия несет ответственность за его последствия. Как носитель ответственности он должен быть самостоятельным и свободным. Субъект действия должен быть в состоянии предусмотреть последствия своих действий, а это возможно лишь тогда, когда он действует самостоятельно, а не в качестве ʼʼвинтикаʼʼ. Наконец, он должен отвечать перед кем-то: перед судом, начальником, Богом или своей собственной совестью. Отвечать приходится за содеянное, за последствия действий, которые ставят их субъекта в положение обвиняемого. Этика ответственности - этика поступка; если поступка нет, нет и ответственности. Данную этику можно назвать этикой конструктивности, ᴛ.ᴇ. субъект конструктирует свои действия, характер действий изначально не задан.

Неклассическая концепция ответственности состоит в том, что субъект выступает участником группы, где из-за разделœения функций в принципе невозможно предусмотреть своих действий. Здесь классическая концепция теряет свою применимость, ведь субъект действия ответственен теперь изначально не за неудачи своих действий в рамках заданной организационной структуры, а за порученное дело, за успех последнего. Несмотря на всœе неопределœенности, субъект решает задачу правильной организации дела, управления ходом его осуществления; ответственность связана теперь с нормами и функциями демократического общества, а не с абсолютной свободой человека.

Классической концепции соответствует понятие свободы субъекта. Неклассическая концепция ответственности имеет своей параллельно свободное общество с требованиями, с которыми приходится считаться каждому.

Неклассическая концепция насыщена проблемными аспектами. Одна из проблем - проблема разделœения ответственности. Представьте, что группа людей делает общее дело. Необходимо при этом определить степень ответственности каждого субъекта действия. Многие ученые ломают себе голову, они понимают, что в современном обществе нельзя экономить усилия на развитие актуальной ответственности.

На рубеже XX - XXI веков мир вступил в полосу удивительного перелома, когда многие традиционные способы бытия человека нуждаються в значительной коррекции. Прогнозируют усиление явлений нестабильности многих физических и биологических процессов, рост феномена непредсказуемости социальных и психологических явлений.

В этих условиях быть личностью - не благое пожелание, а требование развития человека и человечества. Брать на себя груз личности и общечеловеческих проблем - единственный путь выживания и дальнейшего совершенствования человека. Он предполагает развитие высочайшей степени ответственности.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА. Факты свидетельствуют, что социальное пространство для многих наших современников является разорванным, антигуманным, антисоциальным, закрытым и ущербным для личности.

Один из коренных вопросов XX и начала XXI вв. - это вопрос о смысле человеческого существования, о ценности каждой человеческой жизни. Реальность такова: всœе более углубляется основное противоречие современной цивилизации, суть которого выражается в углубляющемся разрыве между уровнем постоянно растущих потребностей личности на достойную жизнь, самореализацию своих жизненных сил и ограниченными возможностями их реализации в пределах существующего социального пространства.

Углубление, этого противоречия ведет к деградации личности, к усилению ее апатии и отчаяния, к укреплению ложных ценностей в ее духовном смысле, что и является в конечном счете причиной преждевременной ее гибели или ассоциативного поведения. Миллионы людей во всœем мире не испытывают удовлетворения от прожитой жизни, так как не смогли найти своего места в ней, и всœе их силы были затрачены на зарабатывание денеᴦ. В результате теряется смысл человеческого существования.

Углубление противоречия между личностью и обществом - одна из коренных причин разбалансированности социального пространства, таящая в себе еще большие возможности нарастания социальных взрывов и катастроф.

Поиск путей защиты жизненных сил человека, его чести и достоинства - одна из кардинальных проблем, которая стоит сегодня перед человечеством. От ее решения во многом зависят темпы социального прогресса, ценности и духовные принципы будущего.

Есть много способов защищать личность в современном мире, поднять ее человеческое достоинство. Но еще больше существует возможность унизить, растоптать ее права, лишить смысла существования, а иногда и самого главного - права на жизнь.

Итак, как обеспечить защиту и более полную реализацию сущностных сил личности в современном мире, прежде всœего средствами науки, инновационных методов?

Понятие ʼʼличностиʼʼ отражает целостность человека в единстве его индивидуальных способностей и социальных функций, которые он выполняет. Личность характеризуется многообразием функций и ролей, целостность которых во многом определяет структуру личности. В обществе личность зависит от других индивидов, от социального пространства, в частности от типа государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сегодня является главным регулятором в отношениях между личностью и обществом.

При этом очень важно подчеркнуть, что личность - не только продукт общественных отношений, она не только впитывает в себя нормы и ценности социального окружения в процессе социализации, но, во-первых, делает это каждый раз в специфичной форме исходя из наличного творческого потенциала, во-вторых, впитывая социальное влияние и раскрывая свои жизненные силы, формируя волю, убеждения, свой внутренний мир в установках, в поведении, оказывает обратное влияние на социальное пространство, преобразуя его в соответствии с вырабатываемыми ценностями.

Нельзя в данном смысле не согласиться с Л.П. Буевой, которая сетует, что одностороннее рассмотрение детерминированности человека объективными показателями по сей день нередко выглядит как ʼʼзапрограммированностьʼʼ человека бытием, почти не оставляющим места ʼʼдля свободного саморазвития, самореализации личностного потенциалаʼʼ. Разделяем мнение тех исследователœей, которые считают, что подход, ориентированный на целостность личности, понимаемую как единство биологического и социального, сегодня недооценивается как в теории, так и практике социального управления.

Из понятия личности выпадают такие категории, как ʼʼхарактерʼʼ, ʼʼтемпераментʼʼ, ʼʼиндивидуальностьʼʼ, не включаются эмоциональные черты человека, его природные задатки и врожденные свойства, на базе которых формируются способности личности, ее ценностные ориентации, которые при оптимальном саморазвитии и являются тем механизмом самозащиты личности от разрушающих воздействий социального пространства, которые не только не снижаются в современном мире, но и продолжают возрастать. И тем не менее сильные личности, творчески одаренные, не только принимают эти удары на себя, но и успешно отражают их, облагораживая социальное пространство для других, которые становятся жертвами обстоятельств, плывут по воле волн, не ʼʼделают свою судьбуʼʼ за счёт напряжения воли, самореализации в профессиональном труде, утверждении высоких ценностей жизни и смысла человеческого существования.

Мир хрупок для всœех личностей, но наиболее незащищенными в нем являются в большей мере одаренные, талантливые, склонные к большей самоотдаче. Исследования свидетельствуют, что выше творческий потенциал личности и меньше степень его реализации, тем больше страдания человека.

В начале XXI в. очень важно, наконец, признать простую истину: люди приходят в мир с разными потенциалами, творческими возможностями, одаренностью, талантом. Идея эта идет от Аристотеля, Фомы Аквинского, но, кому бы она ни принадлежала, она неоспорима. И сегодня проблема в том, чтобы научиться измерять разность этих творческих потенциалов, своевременно выявлять разнонаправленность творческой одаренности с детства и создавать условия (социальные и личностные) для наиболее, полной их реализации на благо общества. Огромный потенциал творчески одаренных людей, тем более талантливых, может и должен быть поставлен на службу мировому сообществу, национальным интересам своих стран. Для этого необходима иная философия и современная культура человеческого сообщества; одаренность, талантливость незаменимы нигде: ни в науке, ни в искусстве, ни в политической деятельности; они - не предмет зависти, тщеславия, подавления и разрушения, а общенациональное, общецивилизационное достояние. А потому поддержка одаренных людей, творчески богатых, - дело всœего общества, его политики, проектов и программ. Принцип современного сообщества людей, желающего выжить и обеспечить себе источники развития, - предоставить всœем личностям, пришедшим в мир, равные социальные условия на старте для самореализации, дать многообразный спектр жизненных выборов, профессиональных в т.ч. способствовать самореализации в различных ролях и функциях. При таких условиях самые достойные, несомненно, займут предназначенное им место в жизни, наиболее талантливые и одаренные станут признанными лидерами.

Сегодня пирамида социального устройства перевернута. Нередко, образно говоря, обществом управляют люди, которые должны были бы управлять автобусом, а те, которые могли бы управлять общественными делами, творить науку, искусство, музыку, часто оказываются не у дел.

Философия ʼʼмаленького человекаʼʼ, способного на всœе если создать ему условия и дать роль или функцию, себя исчерпала. Она завела цивилизацию в тупик, в никуда.

Каждая личность должна выбрать свою роль, функцию но никто не знает, какие они. Выбор делает каждый человек общество только создает возможности для свободы выбора и помогает человеку достойно пройти свой жизненный путь. Организация общества, лишающая личность свободы выбора, возможности реализовать себя, защитить жизненный смысл существования, не только нецелœесообразна, неконкурентоспособна, но и взрывоопасна, а потому бесперспективна. Элитарность в организации общественны

Личность и общество - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Личность и общество" 2017, 2018.

Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали умы выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место личности в человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой обособленный духовный мир.

Личность - это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов деятельности и общественных отношений.

Человек отличается от животного не только речью, наличием труда и разумом. Не менее важным является свобода выбора человека. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли, постоянно делает выбор, решает, какой пойти дорогой. И общество не всегда влияет на принимаемые решения. Личность обладает свободой выбора.

Свобода - одно из основных понятий философии, связанное с его характеристикой как разумного (духовного) существа, возвышающегося над сферой природной необходимости в актах самообладания (господство над страстями и инстинктивными побуждениями), нравственного выбора, в игре, творчестве и т.п.

Но личной мерой свободы для каждого в таком случае выступает ответственность личности перед собой и другими. Не зря известные философы говорили: "Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого". Ведь разрешая себе какой-то поступок, необходимо учитывать негативные последствия и для других людей. Например, опаздывая на работу, потому что "хотелось еще поспать, а без меня все равно ничего не случится", мы подводим начальника отдела. А разрешая себе ночью послушать погромче любимую музыку, мы ущемляем права ни в чем не виноватой бабушки соседки. Не все люди считают, что надо отвечать за свои поступки, но любой начнет возмущаться, лишившись премии на работе, или услышав стук по батарее в ночи. А что, если все забудут про ответственность, и будут говорить: "Это не мои проблемы"?

А многие в свое оправдание говорят: "Я не подумал, что так нельзя, я не знал, что это запрещено". Многие с детства действуют по искажённому принципу свободы "можно все, что не запрещено". Если человек о чем-то не слышал, на уровне интуиции он понимает, что стоит перед выбором, поступить только в угоду себе, или учесть мнение окружающих.

Мы живем в обществе, и вне общества человек не может существовать. Поэтому просто необходимо учитывать все особенности окружающих нас людей. Ведь никогда не знаешь, в какой ситуации можешь оказаться сам.

Составной частью философской проблемы человека является проблема личности и ее взаимосвязи с обществом. Это обусловлено тем, что проблема человека невозможно рассматривать в отрыве от социально-политических, экономических, культурно-информативных смыслов ее существования. Ведь без гармонизации отношений в системе человек - общество - государство трудно говорить о возможности выживания не только отдельного индивида, но и общества в целом. Тем более, что, рассматривая человека во взаимосвязи с общественной средой, следует не только акцентировать внимание на сущности человека как такового, но и исходить из взаимовлияния общества на личность и личности на общество. Важной проблемой является и диалектика свободы и ответственности личности в общественном развитии, их взаимная обусловленность. Такая постановка вопроса позволит раскрыть природу человека еще под одним углом зрения.

Понятие "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность" и их взаимосвязь

Для того чтобы определить место человека в современном мире, а также выяснить обусловленность в системе "личность - общество", необходимо остановиться на некоторых общих определениях, характеризующие человека с разных сторон.

Человек, как уже отмечалось в предыдущем разделе, имеет биосоциальную природу. С одной стороны, это живое существо с присущими ЕЙ общими чертами, которые свойственны человеческому роду. С другой стороны, в онтологическом аспекте, человек - существо социальное, которая раскрывает свои сущностные черты именно в коллективе, в процессе общения. С помощью целенаправленной деятельности (труд), коммуникации (язык), системы оценки (критика) и самооценки (самокритика) человек становится "общественным животным", уникальным представителем биосферы, создала, по мнению Владимира Вернадского, свою собственную среду обитания - ноосферу. Таким образом, человек - живое существо, имеет определенные потребности, удовлетворяет их в процессе производства благодаря общению и способности сознательно, целенаправленно преобразовывать мир и самого себя.

Однако выяснив многоаспектность природы человека, нельзя ответить на вопросы, почему люди, которые входят в единую этнической общности, отличаются друг от друга, чем одни люди - известны всей стране, а о существовании других знает только ограниченный круг. Иначе говоря, для отражения всех аспектов человеческой личности, исходя из того, что она многогранна, используются различные качественные характеристики. Это такие понятия, как "индивид", "индивидуальность", "личность".

Рассмотрим эти понятия более подробно. Смысловым мостиком от биологического (человек) к социальному (личность, индивидуальность) есть понятие индивид (от лат. Individuum - неделимое). Под понятием "индивид", как правило, имеют в виду конкретного человека. Наряду с общими чертами, которые присущи всему человеческому роду, "индивид" имеет свои личные качества, благодаря которым он отличается от других. Здесь и физические данные (рост, цвет глаз, кожи, волос, особенности строения тела), и природные задатки и особенности его мышления и психики (свойства памяти, воображения, темперамента, характера), а также специфические потребности и интересы. В этом смысле мы говорим об индивидуальности человека. Итак, индивид - это отдельно взятый представитель человеческого рода с присущими ему неповторимыми индивидуальными чертами.

Понятие "индивид" тесно связано с понятием индивидуальность. Оно, как правило, означает совокупность свойств, способностей, особенностей и опыта личности, отличающие данного индивида от многих других. Эта неповторимость следует из совокупности отношений конкретного человека с миром природы, общества, другими людьми и зависит от ее позиции, характера деятельности и уровня оригинальности. Индивидуальные оттенки имеет осознанная деятельность человека, в частности ее суждения, поступки, культурные потребности.

И хотя они не очень отличаются от тех, которые свойственны и другим людям, представителям той самой социальной группы, однако в особенности есть нечто свое, присущее только ей. Например, один человек воспринимает весть об определенном событии в обществе спокойно, вторая - с улыбкой, а третья - с цинизмом. Таким образом, в отличие от индивида, характеризующийся единичностью, индивидуальность отличается своей особенностью.

Следующий, более высокая степень характеристики общественных свойств человека, - понятие "личность". Личность - высшая ступень духовного развития человека, представляет собой устойчивую совокупность социально значимых качеств, характеризующих индивида как уникальную субъективность, способную осваивать и изменять мир. Иначе говоря, каждая личность - человек, но не каждый человек является личностью. Человеческим индивидом рождаются, а личностью становятся. Ничего оскорбительного для людей в этом высказывании нет и используется оно только для того, чтобы в очень краткой форме раскрыть степень общественной разницы между человеком и личностью. В отличие от индивида и индивидуальности, сущность которых формируется преимущественно на основе биологической природы человека, сущность личности опирается главным образом на ее социальные качества. Понятие "личность" содержит совокупность всех социальных ролей данного человека, всех общественных отношений, важнейшими из которых является отношение к общественному долгу, а также к установкам общественной морали.

Личность, таким образом, представляет собой системное качество. ее индивид приобретает в своей практической деятельности, в частности в работе и в общении с другими людьми. Индивид только тогда становится личностью, когда он задействован в общественных отношениях, в общении с людьми. Поэтому понятие "личность" следует раскрывать через практическую деятельность, потому что именно она является основой формирования и развития личности. Полнее мы изучаем общения между людьми, межличностные отношения, тем глубже познаем суть и структуру каждого, кто вступает в эти отношения. Итак, основу личности составляет устойчивая система общественно значимых черт, находят свое выражение в активном участии в общественно-экономической и культурной жизни общества и возможности определенного влияния на события, которые происходят в обществе, а иногда и в мире.

Такое понимание личности свидетельствует о сложной внутренней структуре этого феномена, имеет в себе физическую, социальную и духовную составляющие.

Физическая составляющая личности - это тело или телесная организация человека, наиболее устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущение. К физической составляющей личности также часто относят одежду и домашний очаг, что является важной характеристикой сущности личности. Недаром по этому поводу говорится в пословице, что "человека встречают по одежке». К компонентам физической составляющей личности можно отнести все то, что сделано ее руками, а также интеллектом - бытовые украшения, коллекции, рукописи, письма и т. Д.

Социальная структура личности формируется в процессе общения людей, начиная с первичных форм общения матери и ребенка. По сути, она представляет собой систему социальных ролей человека в разных группах, частью которых он является. Существует теория социальных ролей американского социолога Толкотта Парсонса. Согласно этой теории каждая личность в системе отношений играет определенную роль: отца, руководителя, подчиненного, сына, мужа и т. Д. Все формы самоутверждения в профессиональной, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве формируют социальную структуру личности.

Духовная составляющая личности представляет собой тот невидимый стержень, ядро нашего "Я", на котором базируется вся структура личности человека. Это внутренние, духовные состояния, отражающие направленность личности к ценностям и идеалам. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания лучшим образцам духовности. История знает много примеров того, как интенсивная духовная жизнь (мудрецов, ученых, деятелях литературы и искусства) становилось залогом не только физического выживания, но и активного долголетия.

Названные компоненты личности образуют целостную систему, и каждый из этих компонентов на разных этапах жизни человека приобретает доминирующее значение.

Человек не рождается личностью, он ею становится в ходе своего индивидуального развития путем усвоения опыта и ценностных ориентаций общества, в котором он живет, и это становление и развитие является для нее важной проблемой.

Процесс становления личности обусловлен как биологическими особенностями человека, так и социальной средой. По мнению некоторых ученых, умственные способности человека на 70-80 процентов детерминированы биологическими особенностями человека, то есть генетически. Так, в роду Баха было 16 композиторов и 29 профессиональных музыкантов, а Александр Пушкин и Лев Толстой являются родственниками. Исследователями установлено, что прабабушка Пушкина и прапрабабка ся Толстого были родными сестрами. Таких примеров генетического влияния на формирование личности можно привести множество. При этом важное место в процессе социализации играет воспитание, пример родителей, а также собственная настойчивость в развитии природных задатков. В то же время важным условием для реализации человеком своих способностей и качеств личности является ее нужность обществу. К сожалению, в истории мы часто наблюдаем эффект незадияности, когда уровень развития личности значительно выше уровень развития общества в целом.

Еще одним важным фактором, имеющим существенное влияние на формирование личности, является социальная среда. Социальная среда это совокупность экономических, политических, духовных, информационных условий, в которых происходит жизнедеятельность человека. Это не только самое общество его социальная структура, но и семья, коллективы, группы общения (соседи, друзья), которые влияют на развитии личности и формируют своеобразие его духовного мира.

Важным компонентом социальной среды является тип политической системы общества, в котором формируется личность. Известно, что открытое, демократическое общество, в котором отношения между личностью и обществом происходят на принципах социального партнерства и взаимоуважения, более пригодное для развития личности и раскрытие всех его способностей, чем закрытое, тоталитарное (авторитарное), в котором дела в системе "личность- общество "деформированы. Так, например, если в США делают ставку на инициативных людей и практикуют модель интереса в отношениях власти и личности, то в СССР ценились прежде всего исполнительские качества, послушание и отрабатывалась модель принуждения на уровне власть-личность. Поэтому неудивительно, что в соревновании двух противоположных социальных систем более жизнеспособной оказалась демократическая модель США. Таким образом, личность формируется под влиянием среды на основе своих индивидуальных биологических задатков.

Важным вопросом для понимания проблемы личности вопрос о типологии личностей. Существует целый ряд типологий, берут за основу определенный критерий, среди которых: настроенность личности на социальные роли, социальные факторы, психоэнергетические качества личности, цивилизационные особенности общества и ряд других.

Немецкий философ, психолог Эдуард Шпрангер (1882-1963) в зависимости от настроенности личности на социально-ролевые отношения выделил несколько типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества: теоретический, экономический (прагматический), эстетический, социальный, политический, религиозный.

Политический тип личности - впитывает в себя стремление к господству, к распределению социальных ролей, осуществляемого через прямое навязывание своего нормативного поля или мысли другим личностям.

Эстетический тип тяготеет к нерольовои деятельности. Общение для него - средство самовыражения. Однако индивидуализм эстетической личности может порой привести к закреплению собственного мироощущения в знаково-ролевой форме.

Социальный тип личности основывается на установке, согласно которой общение является формой самоотдачи, растворения себя в другом. Любовь - основная форма жизни социального человека. Этот тип не признает нормативных рамок собственной активности, однако, в зависимости от объекта любви (отдельный человек, семья, группа, человечество), может быть подвержен патриархально-ролевой или анархической поведения, поскольку вхождение в объект любви для социальной личности означает безусловное принятие всех форм ее жизнедеятельности.

Основой для выделения экономического типа личности является ее прагматическая ориентация, поскольку ролевое поведение для экономической личности является необходимым условием достижения пользы.

Для религиозного типа личности главное является общение с Абсолютом, Богом, в котором сливаются два типа личностной активности, два типа общения, роль превращается в призвание.

Теоретический типе личности воплощает всепоглощающую страсть к познанию, не обладает условно-ролевая деятельность. Теоретический тип личности далек от вхождения, трансцендирования, что характерно для экзистенциальной формы личностной активности. Теоретическая личность могут только превратить оба способа на объект исследования.

По мнению российского исследователя Леонида Жарова, можно выделить несколько крупных социальных типов личности: деятели, мыслители, люди чувств и эмоций, гуманисты и сподвижники.

К первому социального типа личности - деятелей - он относит: охотников и рыбаков, воинов и ремесленников, рабочих и инженеров, педагогов и медиков, менеджеров и т. Д. Для таких личностей главное - активное действие, изменение мира и себя самого вместе с ним.

Ко второму социального типа личности принадлежат мыслители.

Мыслители - это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а для того, чтобы смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощал традиции рода и его историческую память, всегда имел в народе авторитет.

К третьему социального типа личности относятся люди чувств и эмоций. Это, прежде всего, деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые прогнозы и предсказания мудрецов.

Четвертый социальный тип, по данной классификации, - гуманисты и сподвижники, для которых характерно обостренное чувство сожаления, они способны облегчать душевные и телесные страдания других людей. их сила - в вере в свое предназначение, в любви к людям и ко всему живому, в активном создании добра.

Личностей типологизирует и по такому критерию, как психоэнергетическая составляющая. Согласно этой типологии, предложенной Петром Ганнушкина (1875-1933), выделяются такие личностные психотипы.

1. Высокоэнергетические (агрессивные):

Епилептоидний (доминирует стремление к порядку)

Паранойяльный (предельно выраженная целеустремленность)

Гипертимный (преобладает повышенное настроение, общительность);

Истероидный (обладает выраженным демонстративность поведения).

2. Низкоэнергетические:

Шизоидный (включенность в свой внутренний мир, необщительность)

Психостеноидний (явно выраженная неуверенность в себе);

Гипотимний (преобладает пониженное настроение)

Сенситивный (характерна повышенная чувствительность).

3. Непостоянные типа:

Циклоидный (характеризуется периодическим изменением настроения)

Конформный (доминирует зависимость от социального окружения, стремление приспособиться к нему).

Таким образом, эта классификация берет за основу определенные психические конструкции, энергетический потенциал человека, которые активно влияют на поведение личности, ее настроение и особенности духовного мира.

Рассматривая типы личности, нельзя не учитывать ментальные особенности "западной" и "восточной" человека, который, в свою очередь, могут стать основой для типологии личности. В европейской модели личность в различных ситуациях сохраняет свой "стержень", потому что это определенная целостность. Для восточной модели личности ключевыми понятиями являются долг и уважение к традициям. Европеец наделен склонностью стать заметным и завоевать окружающий мир, а восточный человек стремится слиться с природой, осознает себя ее неотъемлемой частью.

Делая выводы, следует отметить, что в реальной жизни понятие "индивид", "индивидуальность" и "личность" взаимосвязаны, внутренне едины. Поэтому, когда мы говорим о личности, подразумеваем лицо-индивидуальность, то есть такую структуру поведения единичного участника, для которой одновременно характерны самостоятельность и самобытность, ответственность и одаренность, сознание и разносторонность.

На современном этапе Украина осуществляет переход к демократии и в соответствии с Конституцией нашего государства человек является высшей ценностью и целью развития. Поэтому возникает необходимость понять и проанализировать типы взаимосвязи в системе человек - общество.

Начиная рассуждение о взаимоотношениях личности и общества, нужно иметь в виду, что исторически всегда существовали конкретные общества с конкретными типами личностей. Но в этих конкретных обществах и конкретных типах личностей были некоторые общие черты, что и позволяет в общем виде ставить вопрос о взаимоотношениях личности и общества. Далее, не следует представлять дело таким образом, что сначала существовали отдельные люди, а потом они объединились в общество. Еще Аристотель писал, что человек изначально – «общественное животное».

Общество представляет собой устойчивую систему взаимоотношений между людьми. Общество как система взаимоотношений между людьми оказывает воздействие на отдельные личности как его элементы. Социологи указывают на два способа воздействия общества на личность:

Специально организованное воздействие на личность через воспитание, пропаганду и т. д.;

Воздействие на личность через перестройку ее микросреды, условий жизнедеятельности.

Человек есть продукт времени и обстоятельств, в которых он живет. Взгляды, идеи в общем случае определяются обществом; человек думает так, как его принуждает думать «дух времени». С изменением общественного строя меняется положение личности, ее интересы и потребности.

Взаимоотношения личности и общества – это, прежде всего, взаимоотношение интересов. В общественных интересах выражается то, в чем заинтересовано общество в целом (развитие экономики, средств коммуникации, охраны окружающей среды и т. д.). К общественным интересам относятся и интересы социальных групп данного общества. Личные интересы выражают потребности отдельного человека, связанные с обеспечением его материальных нужд и духовных запросов.

Существуют различные концепции относительно соотношения общественных и личных интересов. Одна из них отдает приоритет интересам личности. Эта концепция конкретизировалась, например, в требовании свободы частного предпринимательства, невмешательства государства в дела предпринимателей. Концепция приоритета интересов личности иногда перерастает в концепцию абсолютной свободы личности. Но если посмотреть на реальное положение дел, ведь человек не может быть независимым от окружающей среды, как социальной, так и природной. К тому же если бы один индивид мог стать абсолютно свободным, это означало бы несвободу других. Хотя абсолютной свободы личности не может быть, однако люди кровно заинтересованы в возрастании степени свободы, освобождения от угнетения, эксплуатации, насилия.

Другая концепция утверждает приоритет общественных интересов перед личными (например, концепция «естественной морали» Ф. Бэкона).

И наконец, третья концепция утверждает необходимость сочетания общественных и личных интересов в некое гармоническое единство. При этом, конечно, нужно учитывать, что полного совпадения личных и общественных потребностей и интересов достичь невозможно. Интересы людей здесь нужно рассматривать в соотношении с главными особенностями образа жизни их социальной среды.

В нашей стране официально пропагандировалась идея гармоничного сочетания общественных и личных интересов; идеалом образа жизни считались взаимопомощь и взаимная ответственность, возрастание социально-политической активности людей и т. п. Но на самом деле личности фактически не имели возможностей для всестороннего развития, к индивидуальности человека относились с подозрением, даже термин «индивидуализм» обычно трактовался как «буржуазный индивидуализм». Интересы государства были поставлены на первое место, а ведь на самом деле за «общенародными», государственными интересами скрывались интересы определенной социальной группы – руководящего звена партийно-государственной бюрократии.

Основоположники диалектико-материалистической философии утверждали концепцию гуманизма. Гуманизм в широком смысле означает утверждение права человека на свободу, счастье, развитие своих способностей, равенство, социальную справедливость. Благо человека является критерием оценки любых социальных действий и институтов.

Сегодня перед нами две задачи. Первая – восстановить истинный смысл общественных интересов, не отождествляя их с государственными и интересами некоторых отдельных групп. Вторая – развитие личности, ее инициативности, оригинальности и т. д. Реализация этих задач – нелегкое дело, предполагающее такую демократизацию общества, от которой мы еще достаточно далеко.

При анализе проблемы взаимоотношения личности и общества обращается внимание на явление, называемое отчуждением.