Ремонт Стены Уход

План познание процесс духовного освоения человеком. Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира

Задания С8.

Тема: Познание и знание.

С8 Уровни познания ».

  1. Две стороны познания.
  2. Основные формы чувственного познания:

а) ощущение;

б) восприятие;

в) представление

3. Формы рационального познания:

а) понятие;

б) суждение;

в) умозаключение;

4. Вопрос о месте чувственного и рационального познания в жизни человека:

а) эмпиризм;

б) рационализм;

в) внутреннее единство чувственного и рационального начал в познании.

С8 . Подготовьте развернутый ответ по теме « Научное познание ».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

  1. Научное познание как процесс получения истинного знания.
  2. Задачи научного познания:

а) описание;

б) объяснение;

в) предсказание процессов и явлений действительности.

3. Специфика данного вида познания.

4. Уровни познания:

а) эмпирический;

б) теоретический;

в) взаимодействие теоретического и эмпирического уровней;

5. Научное познание на современном этапе развития общества.

С8 . Подготовьте развернутый ответ по теме « Познание и истина ».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

  1. Истина как процесс адекватного отражения действительности.
  2. Аспекты истины:

а) объективный;

б) абсолютный;

в) относительный;

3. Критерии истины:

А) соответствие законам логики;

Б) следование ранее открытым законам той или иной науки;

В) практика;

4. Влияние развития науки на истину.

С8 . Подготовьте развернутый ответ по теме « Многообразие видов познания ».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

  1. Познание как базовая потребность человека.
  2. Виды познания:

а) житейское;

б) научное;

в) художественное;

г) практическое знание;

3. Особенности социального познания:

а) совпадение субъекта и объекта;

б) влияние личностных оценок на оценку общественных явлений;

в) ограниченность возможностей наблюдения и социального эксперимента;

4. Влияние различных видов познания на жизнь современного человека

С8 . Подготовьте развернутый ответ по теме « Методы научного познания ».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

  1. Способы, приемы решения познавательных задач.
  2. Область теоретического знания - методология.
  3. Дифференциация методов данного вида познания:

а) всеобщий;

б) общенаучный;

в) частный;

4. Характеристика общенаучных методов:

а) анализ;

б) синтез;

в) индукция;

г) дедукция;

д) аналогия;

5. Моделирование. Виды моделирования:

а) материальный (предметный)

б) идеальный (логический)

6. Влияние состояния экономики страны на возможности использования метода моделирования.

С8 . Подготовьте развернутый ответ по теме « Место истории в познании человека и общества ».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

  1. Многообразие теорий и концепций исторического развития.
  2. Противоречивость обыденного и научного восприятия прошлого.
  3. Место истории в жизни человечества:

а) история и современность;

б) историческое прошлое;

в) история как коллективная память людей;

4. История и прогресс:

а) зарождение веры в прогресс;

б) сомнения в неизбежности исторического прогресса;

в) представления о кризисе цивилизации и угрозе жизни человечества (экологический кризис, мировые войны XX века)

5. Необходимость сохранения истории как науки.

С8 . Подготовьте развернутый ответ по теме « Знание и вера ».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

  1. Знание как адекватное отражение действительности.
  2. Особенности знания:

А) воспроизведение объективных закономерных связей реального мира;

Б) стремление к отбрасыванию ложной информации;

В) опора на факты, доказательства.

3. Вера:

А) основное понятие религии;

Б) важный компонент духовного мира человека;

В) элемент познавательной деятельности;

4. Совпадение веры с понятием «религия».

5. Взаимоотношения знания и веры.

6. Вера в составе познавательного процесса как стимул научного творчества.

С8 . Подготовьте развернутый ответ по теме « Познание мира ».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

  1. Познание как процесс деятельности.
  2. Стороны процесса познания:

а) субъект

б) объект

в) результат.

3. Философские школы о возможности познания мира:

а) агностицизм;

б) скептицизм;

в) оптимизм.

4. Виды познания:

а) обыденное;

б) социальное;

в) научное;

г) религиозное;

д) мифологическое;

е) художественное.

5. Взаимосвязь видов познания.

С8 . Подготовьте развернутый ответ по теме « Функции практики в процессе познания ».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

  1. Роль практических потребностей в становлении науки.
  2. Практика- основа познания:

а) наблюдение за окружающим миром;

б) преобразование мира в результате практической деятельности;

в) инструменты, приборы, оборудование, необходимые для реализации возможностей практического познания.

3. Зачем человек познает законы развития мира?

4. Критерий истины – практика.

5. Основополагающие компоненты практики:

а) материальное производство;

б) накопленный опыт;

в) эксперимент

С8 . Подготовьте развернутый ответ по теме « Социальное познание ».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

  1. Познание общества.
  2. Сложности процесса познания общества:

а) многообразие явлений и событий;

б) противоречивость духовных отношений;

в) совпадение объекта и субъекта познания.

3. Методы социального познания:

а) включенное наблюдение;

б) невключенное наблюдение;

в) социальный эксперимент.

4. Особенности социального эксперимента:

а) конкретно-исторический характер;

б) меньшая степень изоляции объекта;

в) крайняя нежелательность ошибок.

5. Методы социального познания:

а) исторический

б) моделирование

в) научное предвидение.

С8. Подготовьте развернутый ответ по теме « Роль интуиции в познании ».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

  1. Специфика интуиции как познавательного процесса.
  2. Распространенность интуиции.
  3. Характерные черты интуитивных способностей человека:

а) неожиданность решения поставленной задачи;

б) неосознанность путей и средств её разрешения;

в) непосредственный характер постижения истины.

4. Индивидуальный характер интуиции:

А) разная степень удаленности от сознания;

Б) специфичность содержания;

В) глубина проникновения в сущность явления или процесса.

5. Взаимодополнение чувственного, рационального познания и интуиции.

С8 . Подготовьте развернутый ответ по теме « Истина и заблуждение ».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

  1. Многообразие подходов к понятию «истина».
  2. Объективная и субъективная стороны истины.
  3. Абсолютная и относительная истина.
  4. Виды истин:

а) обыденная;

б) научная;

в) нравственная;

г) художественная.

5. Практика как критерий истины.

6. Роль заблуждений в познании:

а) помеха познанию;

б) содействие в создании проблемных ситуаций;

в) стимулирование дальнейшего изучения действительности.

7. Истина – постоянно развивающийся процесс.

С8 . Подготовьте развернутый ответ по теме « Научное познание ».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

  1. Наука как одна из основных форм человеческого познания.
  2. Отличие научного познания от обыденного:

а) стремление к максимальной объективности;

б) наличие особого (научного) языка

в) специфика способов обоснования истинности полученных знаний

3. Уровни научного познания.

4. Основные методы:

а) наблюдение;

б) эмпирическое описание;

в) эксперимент;

г) гипотеза (объяснительная и экзистенциальная)

д) формулирование научной теории.

5. Научная теория и её функции.


Задание № 1960

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Научное познание». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Пояснение

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие научное познание.

2. Отличительные признаки научного знания:

а) объективность;

б) рационализм;

в) системность и упорядоченность;

г) проверяемость (верифицируемость);

д) особый язык.

3. Современная классификация наук:

а) гуманитарные;

б) естественные;

в) социальные и т.д.

4. Функции научного познания:

а) познавательно-объяснительная;

б) мировоззренческая;

в) производственно-преобразующая;

г) прогностическая.

5. Уровни научного познания:

а) эмпирический;

б) теоретический.

6. Методы научного познания:

а) научное наблюдение;

б) описание;

в) классификация;

г) научный эксперимент;

д)научное моделирование и др.

Наличие любых двух из 2-6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Баллы
28.1 Раскрытие темы по существу 3

3

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

2

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

1
0
Указания по оцениванию:

28.2 1
1

Все иные ситуации

0
Максимальный балл 4

Пример 1.

Пример 2.

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

План не раскрывает указанной темы (в том числе содержит набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы).

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы).

Оцените это решение в баллах:

Критерий Балл Комментарий
28.1 2
28.2 1
28.3 0 Оглавление п. 3.1 - некорректное употребление слова «критерии»;

Формулировка п 3.1 представлена как исчерпывающий перечень характеристик /признаков научного познания.

Оцените это решение в баллах:

Оцените это решение в баллах:

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы)

Критерий Балл Комментарий
28.1 2 План содержит два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Один из этих пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть его по существу.
28.2 1 Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы).
28.3 0 Оглавление п. 3. - некорректное употребление слова «виды»;

Формулировка п. 2 представлена как исчерпывающий перечень характеристик /признаков научного познания.

Оцените это решение в баллах:

Задание № 2465

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экологический кризис как глобальная проблема современности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Пояснение

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

1. Понятие глобальные проблемы, их виды:

а) экологическая;

б) проблема Севера и Юга;

в) международный терроризм.

2.Сущность глобального экологического кризиса:

а) исчезновение биологических видов;

б) загрязнение атмосферы, почвы, мирового океана;

г) глобальное потепление и т.д.

3. Причины глобальной экологической проблемы:

а) Рост масштабов хозяйственной деятельности людей.

б) Потребительское отношение к природе;

в) неразвитость экологического сознания общества.

4. Признаки глобальной экологической проблемы:

а) затрагивает интересы всех стран и народов;

б) требует немедленного решения;

в) требует объединения усилий всего человечества и т.д.

5. Пути преодоления экологического кризиса:

а) изменение отношения людей к природе;

б) наука на службе экологии;

в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Критерии оценивания ответа на задание 28 Баллы
28.1 Раскрытие темы по существу 3

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

3

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по

существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта

2

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)

0
Указания по оцениванию:

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

2. 1 балл по критерию 28.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 28.1 выставлено 3 балла

28.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана 1

Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей

1

Все иные ситуации

0
Максимальный балл 4

Пример 1.

В со­от­вет­ствии с кри­те­ри­я­ми проверки оце­ни­ва­ния приведенный ответ дол­жен быть оце­нен 3 баллами.

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

Оцените это решение в баллах:

Пример 5.

Оцените это решение в баллах:

Задание № 8601

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Конкуренция и её функции в рыночной экономике». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Пояснение

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

1. Понятие рыночной конкуренции.

2. Усло­вия возникновения конкуренции.

3. Функ­ции конкуренции в рыночной экономике:

а) регулирующая;

б) стимулирующая;

в) санирующая.

4. Виды несовершенной конкуренции:

а) чи­стая монополия;

б) мо­но­по­ли­сти­че­ская конкуренция;

в) олигополия.

5. Совершенная конкуренция и ее признаки:

а) большое количество фирм на рынке;

б) продажа товаров по свободным ценам;

в) беспрепятственное вхождение на рынок любой новой фирмы;

г) доступность для всех экономической информации и т.д.

6. Последствия монополизации экономики.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 3-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Критерии оценивания ответа на задание 28 Баллы
28.1 Раскрытие темы по существу 3

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

3

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по

существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта

2

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)

0
Указания по оцениванию:

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

2. 1 балл по критерию 28.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 28.1 выставлено 3 балла

28.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана 1

Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей

1

Все иные ситуации

0
Максимальный балл 4

Пример 1.

План состоит из пяти пунктов, три из которых детализированы в подпунктах. В плане два пункта, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу. Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу.

Оцените это решение в баллах:

Истина и ее критерии.

Самопознание и формирование «Я» - концепции».

Научное познание и его основные признаки.

5. Социальное познание и его специфика .

Мировоззрение и его формы.


С8.4.1.

«Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира».

Баллы
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о познании./ Познание – процесс постижения человеком предметов и явлений материального мира. 2) Цели познания: а) постижение истины; б) практическая польза. 3) Структура процесса познания: а) чувственное познание (ощущение, восприятие, представление); б) логическое познание (понятие, суждение, умозаключение). 4) Взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта в процессе познания. 5) Знание как результат познания. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Максимальный балл 2

С8.4.2.



Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Истина и ее критерии». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие об истине./ Истина – идеальная цель познавательной деятельности. 2) Виды истины: а) абсолютная истина (полное, исчерпывающее достоверное знание о мире); б) неполное, ограниченное знание о предметах и явлениях материального мира. 3) Знание истинное и знание ложное. 4) Критерии истины: а) практика; б) система теоретических доказательств; в) очевидность, соответствие здравому смыслу; г) компетентное мнение экспертного сообщества ученых. 5) Специфика постижения научной истины на современном этапе. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы
Максимальный балл 2

С8.4.3.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Самопознание и формирование «Я» - концепции». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о самопознании./ Самопознание – познание человеком самого себя. 2) Основные методы самопознания: а) самонаблюдение; б) самоисследование. 3) Формирование самооценки личности: а) адекватная самооценка; б) заниженная самооценка; в) завышенная самоооценка. 4) «Я»-концепция и процесс ее формирования. 5) Специфика объектов самопознания: а) собственные потребности; б) собственные возможности; в) смысл собственного бытия; г) отличия себя от других людей. 6) Неразрывность связи между познанием человеком самого себя и материального мира. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы
Максимальный балл 2

С8.4.4.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Научное познание и его основные признаки». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о научном познании./ Научное познание – постижение сущности природных и социальных объектов и явлений. 2) Основные признаки научного познания: а) объективность; б) доказательность; в) логичность; г) рациональность. 3) Уровни научного познания: а) эмпирический; б) теоретический. 4) Методы научного познания: а) эмпирические (наблюдение, описание, эксперимент); б) теоретические (гипотеза, систематизация, обобщение, моделирование). 5) Специфика социального познания. 6) Особенности научного познания в информационную эпоху. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы
Максимальный балл 2

С8.4.5.

Социальное познание и его специфика

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Социальное познание – познание общества и человека. 2) Специфика социального познания: а) совпадение познающего субъекта и познаваемого объекта; б) ограниченность сферы применения эксперимента. 3) Основные методы социального познания: а) исторический (рассмотрение социальных объектов в развитии); б) сравнительный (рассмотрение социальных объектов в сравнении, сопоставлении с подобными); в) системно-аналитический (рассмотрение социальных объектов в целостности и взаимодействии друг с другом). 4) Функции социального познания: а) выявление причин и следствий социальных процессов; б) осмысление качественных характеристик социальных объектов; в) использование результатов при осуществлении социального управления; г) согласование общественных интересов, оптимизация социальных процессов. 5) Социальное познание как необходимое условие совершенствования и развития общества. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы
Максимальный балл 2

С8.4.6.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Мировоззрение и его формы ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о мировоззрении./ Мировоззрение - совокупность взглядов человека на мир и свое место в этом мире. 2) Структурные элементы мировоззрения: а) знания; б) убеждения; в) установки и жизненные принципы; г) духовные ценности, идеи и идеалы. 3) Субъекты мировоззрения: а) человек; б) группы людей; в) общество в целом. 4) Основные формы мировоззрения: а) обыденное мировоззрение; б) мифологическое; в) религиозное мировоззрение; г) научное мировоззрение. 5) Факторы, влияющие на формирование мировоззрения людей: а) социальная среда; б) жизненный опыт; в) образование; г) профессиональная деятельность. 6) Мировоззрение и его влияние на человеческую деятельность. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы
Максимальный балл 2

Раздел «Экономика»


Темы планов по разделу «Экономика»

Задания С8 (обществознание).

Тема – познание.

Задания С8 по теме « Познание».

Уровни познания ».

    Две стороны познания.

    Основные формы чувственного познания:

а) ощущение;

б) восприятие;

в) представление

3. Формы рационального познания:

а) понятие;

б) суждение;

в) умозаключение;

4. Вопрос о месте чувственного и рационального познания в жизни человека:

а) эмпиризм;

б) рационализм;

в) внутреннее единство чувственного и рационального начал в познании.

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме « Научное познание ».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Научное познание как процесс получения истинного знания.

    Задачи научного познания:

а) описание;

б) объяснение;

в) предсказание процессов и явлений действительности.

3. Специфика данного вида познания.

4. Уровни познания:

а) эмпирический;

б) теоретический;

в) взаимодействие теоретического и эмпирического уровней;

5. Научное познание на современном этапе развития общества.

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме « Познание и истина ».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Истина как процесс адекватного отражения действительности.

    Аспекты истины:

а) объективный;

б) абсолютный;

в) относительный;

3. Критерии истины:

А) соответствие законам логики;

Б) следование ранее открытым законам той или иной науки;

В) практика;

4. Влияние развития науки на истину.

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме « Многообразие видов познания ».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Познание как базовая потребность человека.

    Виды познания:

а) житейское;

б) научное;

в) художественное;

г) практическое знание;

3. Особенности социального познания:

а) совпадение субъекта и объекта;

б) влияние личностных оценок на оценку общественных явлений;

в) ограниченность возможностей наблюдения и социального эксперимента;

4. Влияние различных видов познания на жизнь современного человека.

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме « Методы научного познания ».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Способы, приемы решения познавательных задач.

    Область теоретического знания - методология.

    Дифференциация методов данного вида познания:

а) всеобщий;

б) общенаучный;

в) частный;

4. Характеристика общенаучных методов:

а) анализ;

б) синтез;

в) индукция;

г) дедукция;

д) аналогия;

5. Моделирование. Виды моделирования:

а) материальный (предметный)

б) идеальный (логический)

6. Влияние состояния экономики страны на возможности использования метода моделирования.

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме « Место истории в познании человека и общества ».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Многообразие теорий и концепций исторического развития.

    Противоречивость обыденного и научного восприятия прошлого.

    Место истории в жизни человечества:

а) история и современность;

б) историческое прошлое;

в) история как коллективная память людей;

4. История и прогресс:

а) зарождение веры в прогресс;

б) сомнения в неизбежности исторического прогресса;

в) представления о кризисе цивилизации и угрозе жизни человечества (экологический кризис, мировые войны XX века)

5. Необходимость сохранения истории как науки.

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме « Знание и вера ».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Знание как адекватное отражение действительности.

    Особенности знания:

А) воспроизведение объективных закономерных связей реального мира;

Б) стремление к отбрасыванию ложной информации;

В) опора на факты, доказательства.

А) основное понятие религии;

Б) важный компонент духовного мира человека;

В) элемент познавательной деятельности;

4. Совпадение веры с понятием «религия».

5. Взаимоотношения знания и веры.

6. Вера в составе познавательного процесса как стимул научного творчества.

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме « Познание мира ».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Познание как процесс деятельности.

    Стороны процесса познания:

а) субъект

б) объект

в) результат.

3. Философские школы о возможности познания мира:

а) агностицизм;

б) скептицизм;

в) оптимизм.

4. Виды познания:

а) обыденное;

б) социальное;

в) научное;

г) религиозное;

д) мифологическое;

е) художественное.

5. Взаимосвязь видов познания.

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме « Функции практики в процессе познания ».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Роль практических потребностей в становлении науки.

    Практика- основа познания:

а) наблюдение за окружающим миром;

б) преобразование мира в результате практической деятельности;

в) инструменты, приборы, оборудование, необходимые для реализации возможностей практического познания.

3. Зачем человек познает законы развития мира?

4. Критерий истины – практика.

5. Основополагающие компоненты практики:

а) материальное производство;

б) накопленный опыт;

в) эксперимент

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме « Социальное познание ».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Познание общества.

    Сложности процесса познания общества:

а) многообразие явлений и событий;

б) противоречивость духовных отношений;

в) совпадение объекта и субъекта познания.

3. Методы социального познания:

а) включенное наблюдение;

б) невключенное наблюдение;

в) социальный эксперимент.

4. Особенности социального эксперимента:

а) конкретно-исторический характер;

б) меньшая степень изоляции объекта;

в) крайняя нежелательность ошибок.

5. Методы социального познания:

а) исторический

б) моделирование

в) научное предвидение.

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме « Роль интуиции в познании ».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Специфика интуиции как познавательного процесса.

    Распространенность интуиции.

    Характерные черты интуитивных способностей человека:

а) неожиданность решения поставленной задачи;

б) неосознанность путей и средств её разрешения;

в) непосредственный характер постижения истины.

4. Индивидуальный характер интуиции:

А) разная степень удаленности от сознания;

Б) специфичность содержания;

В) глубина проникновения в сущность явления или процесса.

5. Взаимодополнение чувственного, рационального познания и интуиции.

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Истина и заблуждение ».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Многообразие подходов к понятию «истина».

    Объективная и субъективная стороны истины.

    Абсолютная и относительная истина.

    Виды истин:

а) обыденная;

б) научная;

в) нравственная;

г) художественная.

5. Практика как критерий истины.

6. Роль заблуждений в познании:

а) помеха познанию;

б) содействие в создании проблемных ситуаций;

в) стимулирование дальнейшего изучения действительности.

7. Истина – постоянно развивающийся процесс.

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме « Научное познание ».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Наука как одна из основных форм человеческого познания.

    Отличие научного познания от обыденного:

а) стремление к максимальной объективности;

б) наличие особого (научного) языка

в) специфика способов обоснования истинности полученных знаний

3. Уровни научного познания.

4. Основные методы:

а) наблюдение;

б) эмпирическое описание;

в) эксперимент;

г) гипотеза (объяснительная и экзистенциальная)

д) формулирование научной теории.

5. Научная теория и её функции.

Урок: Познание как вид деятельности

1. Введение

Здравствуйте. Сегодня мы начинаем разговор о познании. Тема нашего урока – «Познание как вид деятельности».

Познанием принято называть процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

Результаты познания передаются из поколения в поколение при помощи материальных носителей информации. Это не только книга, но также миф, сказка, кино, телевидение и даже устная речь.

Вопрос о познании, его возможностях и границах является одним из основных вопросов философии. Им занимается специальный раздел философии – гносеология (это слово происходит от греческого «гнозис» - «знание»). Ее также называют эпистемологией.

Главный вопрос гносеологии – «Познаваем ли мир?» В общественной мысли существует три варианта ответа на этот вопрос. Люди, которые отвечают «Да», называются гностиками, сомневающиеся в возможности человека и общества познавать мир называются скептиками, наконец, люди, отрицающие принципиальную возможность познания мира, зовутся агностиками (рис. 1).

Рис. 1. Гносеологические позиции

Давайте рассмотрим эти гносеологические позиции подробнее.

С точки зрения гностицизма, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Если мы чего-то не знаем, это объясняется несовершенством наших методов познания. К примеру, мы не знаем, что находится в центре нашей Галактики, но можем предположить, что это черная дыра.

С точки зрения скептиков, мы вынуждены опираться на данные наших органов чувств и не можем сказать, насколько эти данные истинны. Один из наиболее известных представителей скептицизма Дэвид Юм, считал, что человек оперирует только своими ощущениями, не может выйти за их границы и поэтому не знает даже, существует внешний мир или нет. Отсюда очень недалеко до солипсизма. Солипсизм (субъективный идеализм) – философская концепция, представители которой считают, что существует лишь одно сознание, а весь материальный мир – его кажущееся порождение.

Нельзя сказать, что скептики совершенно неправы. Цвет. Температура.

Скептик не знает, какой характер носит полученная им от органов чувств информация, – истинный или ложный. Представитель агностицизма уверен, что чувства нам лгут. Основоположник этой концепции Иммануил Кант считал, что органы чувств фиксируют лишь внешние свойства вещей, но не в состоянии дать информацию о их сущности.

С точки зрения Канта, все вещи в этом мире имеют две формы – «вещь-в-себе» и «вещь-для-нас».

Неудивительно, что подавляющее большинство ученых и философов – гностики. Ведь если мы отрицаем реальность воспринимаемых нами вещей, процессов и явлений, то изучать их невозможно, а значит, не может быть ни науки, ни философии.

Познаваемость материального мира является одним из принципов гносеологии. Еще одним важным принципом является диалектика. Это слово происходит от греческого «диалегомай» – «спорю» и означает подход к объектам с точки зрения их развития. Диалектика как принцип познания мира гласит, что вещи не остаются неизменными. Они постоянно трансформируются под воздействием многочисленных факторов.

Главным способом познания в современной философии считается практика. Знания, полученные практическим способом, являются наиболее прочными. Практика у студентов.

Как мы с вами уже сказали на прошлом уроке, познание является одним из основных видов деятельности. Структура познания абсолютно идентична структуре деятельности: здесь тоже есть мотив, потребности, убеждения, социальные установки и, разумеется, активность. Если сознание не требует активности человека, но познание невозможно без целеполагания и осуществления конкретных действий.

Вспомните эпизод из рассказов о Конан Дойле. Шерлок Холмс спрашивает Ватсона, сколько ступенек насчитывает лестница в их доме.

Почему Ватсон не может это вспомнить? Ведь он видел эту лестницу много раз. Она отражалась в его сознании, но никогда не была предметом познания. Вспомните сейчас, сколько окон в вашем доме, или ступенек в подъезде.

Точно так же, как и в других видах деятельности, в познании также существует субъект и объект познания, а значит, и три типа их взаимодействия. Познание тоже может быть субъектно-объектным, субъектно-субъектным и обратным (его мы называем самопознанием).

Но есть и отличие познания от других видов деятельности. Познание всегда носит творческий характер. Возьмите две книги, написанные разными людьми на одну и ту же тему, и вы увидите, как различаются их позиции. Именно поэтому, когда вы сдаете идентичные рефераты и уж тем более сочинения на одну и ту же тему, учителя не верят, что это простое совпадение. Творческий характер познания проявляется и в отборе материала, и в выборе методов, и, конечно, в ваших выводах.

Чтобы проиллюстрировать творческий характер познания, немецкий философ Людвиг Витгенштейн придумал и нарисовал «уткокролика» (рис. 2). Уткокролик

Что вы видите в этом рисунке?

Такие картинки-перевертыши очень популярны. Психоаналитики, к примеру, используют их, чтобы увидеть психологическую установку своих пациентов.

Целью познания является истина – адекватное и идентичное отражение объекта субъектом познания. Противоположность истины называется заблуждением.

Истиной мы называем такое знание человека о явлениях природы, общества и сознания, которое соответствует объективной действительности и которое поддается проверке при помощи человеческой практической деятельности и определенных методов.

Понятия «правда» и «истина» используются постоянно. Очень часто их смешивают, не видят между ними особой разницы. Различие, тем не менее, есть. Если спросить обычного человека, чем правда отличается от истины, скорее всего, вам скажут, что правда у каждого своя, а вот истина – всегда одна. Истиной называют соответствие реального положения вещей и наших мыслей о нем; правда описывает оценочное знание. То, что Ленин родился в 1870 году, – истина, так как эти данные можно проверить. А вот то, что Ленин был хороший человек или, наоборот, плохой, – это оценочное знание, а значит, для одних людей является правдой, а для других – ложью.

В философии принято говорить об абсолютной и относительной истине. Абсолютной истиной называется полное, завершенное знание, которое невозможно даже уточнить. Относительная истина тоже носит объективный характер, но ее можно уточнять и развивать. И абсолютная, и относительная истины объективны и различаются лишь по степени точности и полноты отражения действительности.

Неудивительно, что абсолютная истина воспринимается нами как недостижимая. Есть, конечно, некое элементарное знание, которое невозможно опровергнуть (например, Российская Федерация является республикой), но его также можно развивать.

Несмотря на то, что целью познания для всех является истина, пути познания могут быть разными. В современной гносеологии существует несколько теорий познания, представители которых используют разные методы для изучения мира и человека. С этими теориями мы познакомимся в следующий раз. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Младшие братья и познание

В сказке Ершова «Конек-Горбунок» младший сын не отличался особыми умственными способностями: «Младший вовсе был дурак». Не хочется обижать младших детей в семье, но психологи уверены: у тех, кто родился раньше, больше возможностей для интеллектуального развития.

В конце 1960-х – начале 1970-х гг. в Нидерландах проводилось исследование влияния недостаточного питания на интеллектуальные способности детей, родившихся в конце Второй мировой войны; как часть этого исследования проводился тест Равена на интеллектуальное развитие (тест выполнили более 350 000 голландских мужчин в возрасте 19 лет), и он показал, что результаты теста были тем ниже, чем больше был у них «порядковый номер» рождения.

На протяжении нескольких лет этот парадокс никто не мог объяснить. Лишь в 1975 году психологи Роберт Зайонц и Грегори Маркус доказали, что старшие братья и сестры зачастую играют по отношению к младшим роль учителей. Ведь если у младшего брата не выходит решение задачи, он обращается к старшим. Старшие тем самым повторяют уже изученный материал.

Есть анекдот об учителе, который сам уже понял излагаемый им материал, а дети все не понимают.

Впрочем, у младших братьев и сестер есть выход. Можно объяснять материал собаке или даже воображаемому ученику. Ведь это обратная деятельность: ее результатом станет совершенствование интеллекта того, кто объясняет.

Врет, как очевидец

В одном из юридических вузов профессор проделывал такой опыт. В начале лекции он как бы совершенно случайно доставал из своего портфеля разные предметы, выкладывал их на стол и через некоторое время убирал. В конце лекции он просил студентов на листочке перечислить, какие предметы находились на столе.

Результаты были ошеломляющими. Все студенты видели эти предметы, но практически никто не делал их предметом своего познания. Все предметы перечислить не смог никто; большинство студентов могло назвать меньше половины, а многие называли даже такие предметы, которых на столе не было.

Профессор таким образом демонстрировал студентам избирательность человеческого познания и возможность формирования ложных знаний. Среди юристов есть даже выражение «врет, как очевидец»: свидетели одного и того же события могут описывать его совершенно по-разному.

Какое брюхо к ученью глухо?

В русском языке, да и в некоторых других языках, существуют взаимоисключающие выражения типа «сытое брюхо к ученью глухо» или «голодное брюхо к ученью глухо». Так каким же должен быть познающий субъект, чтобы процесс познания шел наиболее успешно.

В психологии существует понятие «когнитивные карты», которое описывает объем пространства, в котором свободно ориентируется человек. Эдвард Толмен (1948) провел опыты с крысами в лабиринте и установил, что крысы также обладают когнитивными картами, то есть представляют себе все пространство, а не только его видимый кусок (обладают пространственной ориентацией). Кроме того, крысы, получавшие награду (еду), гораздо быстрее изучали лабиринт, чем не получавшие подкрепления. Однако чем крысы голоднее, тем больше они стремятся только к цели и тем уже их когнитивные карты.