Ремонт Стены Уход

Квалиметрия - наука о количественной оценке качества. Квалиметрия как наука: история становления, объект, предмет и структура

Лекция 1. Введение в социальную квалиметрию 1

1. Квалиметрия как наука и ее место в системе других наук 1

1.Практические задачи изучения квалиметрии в социальной сфере 3

1.Оценка качества 15

Лекция 5. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ КВАЛИМЕТРИИ 19

1.Выявление оцениваемых показателей 19

2. Правила построения дерева свойств 21

3.Выбор показателя для каждого свойства, находящегося на последнем ярусе 25

1. Квалиметрия как наука и ее место в системе других наук

КВАЛИМЕТРИЯ - наука об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов, т.е. объектов реального мира(любые объекты - создаваемые, используемые, влияющие на субъекта).

Объектом квалиметрии может быть все, что представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано.

Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном его выражении, т.е. предмет квалиметрии - как количественные так и неколичественные методы оценивания качества.(вкусно - невкусно, более, менее приятный запах и т.д.).

Квалиметрия понимается как составная часть науки о качестве (квалитологии), взаимодействующей с другими составными частями – теорией качества и теорией управления качеством.

Теория качества – это область науки, предметом которой является исследование природы качества, изучение экономических, социологических, информационных аспектов качества продукции на этапах ее создания и применения.

Теория управления качеством – это область науки, занимающаяся разработкой научных основ и методов обеспечения и управления качеством.

Метроло́гия (от греч. μέτρον - мера, + др.-греч. λόγος - мысль, причина) - наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

К
валиметрия
как наука выступает в виде взаимосвязанной системы теорий, различающихся степенью общности, средствами и методами измерения и оценивания, предметной областью оценивания. К таким теориям могут быть отнесены:

    Общая квалиметрия: рассматриваются проблемы и вопросы, а также методы измерения и оценивания качеств

    1. теория сравнения и логика оценок;

      теория квалиметрических шкал;

      теория свертывания показателей и оценок;

      теория алгоритмов оценки;

      классификации показателей качества;

      общие принципы и аксиоматика квалиметрии

    специальная квалиметрия: больших группировок объектов, например, квалиметрии продукции, процессов,услуг ,социального обеспечения , среды обитания и т.д. вплоть до качества жизни людей.

    1. экспертная квалиметрия

      1. индексная квалиметрия;

        таксономическая квалиметрия

    2. вероятностно-статистическая квалиметрия

      1. нечеткая квалиметрия;

        тестовая квалиметрия;

        цикловая-динамическая квалиметрия;

        теория оценивания эффективности как меры качества систем и процессов

    предметная квалиметрия: оценкаотдельных видов продукции, процессов и услуг, такие как квалиметрия труда, образования, социального обслуживания пожилых людей, профилактики девиантного поведения подростков и т.д.

      1. квалиметрия продукции и техники

        квалиметрия труда и деятельности

        квалиметрия решений и проектов

        квалиметрия процессов

        субъективная квалиметрия (персонала)

        квалимтерия спроса

        квалимтерия информации

Качество, в широком смысле этого понятия,- объективная и наиболее обобщенная характеристика любого объекта.

Качество объекта потребления - это совокупная характеристика его свойств, с помощью которых могут быть удовлетворены и обычно удовлетворяются соответствующие потребности людей. Такое представление о качестве носит прикладной характер и поэтому является более узким и специфичным. Существуют и ограниченные представления о качестве, когда оно оценивается не по всем, а по одному или по нескольким важнейшим для людей характеристикам объекта. Следует отметить, что понятие о качестве объекта потребления включены как объективные свойства, так и субъективные оценки полезности объекта, предназначенного для потребления или уже потребляемого людьми.

Социальная квалиметрия - теория оценки качества социальных объектов и услуг.

Понятие «квалиметрия»

Определение 1

Термин «квалиметрия» происходит от двух слов: латинского qualitas, или качество, и греческого melreo - измеряю. Включает в свое понятие теорию, а так же методы и средства по оценки качества создаваемого или используемого объекта человеком. В наше время квалиметрия широко используется в управлении, а свое развитие она получила в середине шестидесятых годов прошлого века, когда стали применять количественные методы для оценки качества, используя при обосновании решений по управлению качеством.

Выделяют следующие виды квалиметрии:

  • общая квалиметрия – разрабатывает понятия, измерения, шкалу квалиметрическую;
  • специальная квалиметрия, классифицируется по методам оценки качества, например: индексная, экспертная, таксономическая, вероятностно-статистическая;
  • предметная квалиметрии, дифференцируется по видам объектов оценивания. Например: продукции – изделий, технических устройств, услуг, процессов. Выделяют ее новые виды: педагогическая, социологическая, логистическая и так далее.

Статусы квалиметрии:

  1. Экономический статус, определяется экономическим содержанием качества, и его взаимодействием с потребительной стоимостью. Возможно использование методов эконометрии для оценки экономических свойств объектов.
  2. Технический статус определяется взаимосвязью технического качества с количественными, а так же качественными изменениями определенных технических свойств у измеряемых объектов.
  3. Технико-экономический: обусловлен комплексным измерением качества оцениваемых объектов: технических и экономических свойств.
  4. Общенаучный статус – это взаимодействие философского аспекта категории качества с другими аспектами.
  5. Системный статус квалиметрии предполагает системный подход при обеспечении качества.
  6. Социологический и правовой статус.

Качество и квалиметрия

Для квалиметрии важным вопросом остается объективное определение уровня качества. Например, для продукции - данная характеристика имеет относительный характер, основанная на сравнении показателей ее качества и базовых показателей. В управлении качеством квалиметрия играет важную роль, ей постоянно приходиться решать большое количество задач:

  1. прогнозирование потребностей, качества и технического уровня
  2. разработка методов, с помощью которых можно определить численные значения показателей качества
  3. разработка методов для оценки качества
  4. выбор оптимальной продукции для разработки и производства
  5. определение оптимальных параметров качества, разработка стандартов, ТУ на новую продукцию
  6. расчет конкурентоспособной цены продукции
  7. определение рынка сбыта, расчет целесообразности на него
  8. планирование разработки, освоения новой продукции
  9. определение рациональных путей повышения качества
  10. оценка качества труда подразделений, исполнителей
  11. расчет коммерческой перспективности продукции, а так же обоснование модернизации или снятия ее с производства
  12. планирование улучшения качества продукции
  13. планирование технического уровня
  14. проведение испытаний
  15. расчет целесообразности проведения капитального ремонта и определение его качества
  16. аттестация производства
  17. выбор приобретаемой продукции
  18. создание необходимых условий для хранения и транспортирования продукции
  19. подведение итогов деятельности подразделений и всего предприятия в целом.

Методология квалиметрии

Квалиметрия прикладная наука с комплексом методик и методологическими принципами:

  • Квалиметрия обязана предоставить методы достоверной количественной оценки качества. В случае товарной продукции сложность состоит в том, что производитель стремиться продавать товар сниженного качества по высокой цене, а потребитель хочет получить качественный недорогой продукт. Квалиметрия стремиться разработать такие методы, что бы учитывать интересы обоих сторон. При этом выбор наиболее значимых показателей для оценки качества на стороне потребителей.
  • При проведении квалиметрической оценки необходим эталон для сравнения. Это относительная величина.
  • Для использования метода комплексной оценки качества, все показатели свойств необходимо привести к одной размерности, или выразить в безразмерных единицах. Показатели отдельных свойств нужно скорректировать коэффициентом весомости. Сумма коэффициентов весомостей показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение.
  • Качество составных частей обуславливает качество объекта в целом.
  • При количественной оценки нельзя использовать дублирующие показатели одного и того же свойства.
  • Чаще оценивается качество полезной продукции.

Эти методы основополагающие при решении вопросов при оценки качества объектов.

Задачи и цели квалиметрии

К основным задачам квалиметрии можно отнести:

  • Квалиметрия позволяет оценить качественно и количественно любой объект на любой стадии производства.
  • Оценка качества – это динамическая категория, качество может меняться в зависимости от конъектуры рынка, опыта эксплуатации, совершенствования производства.
  • Квалиметрия развивает не только теоритические аспекты оценки качества, но и способы применения их на практике.
  • Объект оценки - качество готовой продукции, или исполнения требований потребителя.

Целями квалиметрии являются:

  1. Стадия маркетинговых исследований: установить соответствие качества продукции потребностям, учитывая ее рыночную новизну, систематизируя возможные области применения.
  2. Стадия разработки: определения конкурентоспособности, технического уровня, анализируя его свойства, степень использования новейших технических достижений в его производстве.
  3. Стадия производства: определение уровня качества выпускаемой продукции, с учетом ее производственной новизны.
  4. Стадия эксплуатации: эксплуатации: определение качества реализуемой продукции с учетом меняющегося рынка, меры по поддержанию показателей качества, обеспечения технического обслуживания.

Задачами оценки являются:

  • оценка производственной новизны
  • уровень безопасности продукции
  • в какой мере стабильно качество продукции
  • сохраняется ли качество обновляемой продукции
  • на сколько продукция экологична.

Замечание 1

Оценку качества необходимо производить с учетом того, что производить нужно конкурентоспособную продукцию, поддержать высокий уровень выпускаемой продукции.

Квалиметрия – наука, изучающая теоретические и прикладные проблемы оценки качества продукции.

Роль квалиметрии :1. Прогнозирование потребителей технического уровня и качества продукции;2. Разработка методов определения и оценки качества продукции; 3 . определение оптимальных вариантов показателей качества; 4. определение научно- технического уровня НТД; 5 .утсановление рынков сбыта и целесообразности выхода на рынок новой продукции; 6 .определение наиболее рациональных путей повышения и обеспечения качества продукции.

В настоящее время формируется отрасль исследовательской деятельности, имеющая широкое практическое приложение к самым разнообразным продуктам труда. Эта отрасль имеет специфический объект исследований (общие принципы и методы оценки качества), свой специфический предмет исследования (совокупность свойств продуктов человеческого труда), свой специфический математический аппарат , свои специфические проблемы, имеющие математический, физиологический и социологический характер.

В квалиметрии употребляются два термина – измерение и оценка. Если в метрологии измерение рассматривается как частный случай оценок, то в квалиметрии они характеризуют два не соподчиненных понятия. Под количественной оценкой в квалиметрии понимается некоторая функция отношения (выраженная чаще всего в процентах) показателя качества рассматриваемой продукции показателю качества продукции, принятой за эталон.

Задачи квалиметрии в н. в:

Прогнозирование потребностей, технологического уровня и качества продукции;

Разработка методов определения числа показателей качества;

Определение и разработка принципов и методов оценки качества;

Определение оптимальных вариантов показателей качества, их нормирования, разработку технологических условий, ЮСТов на новую продукцию;

Определение научно-технического уровня НТД;

Расчет и принятие конкурентоспособной цены продукции;

Уст рынков сбыта и целесообразности выхода на рынок продукции;

Планирование и разработка новых видов продукции;

Оценка качества тр исполнителей, а также всех подразделений, участвующих в выпуске продукции;

Проведение контроля и испытаний;

Выбор схемы сертификации продукции;

Проведение внутренних оценок своих систем качества;

Сертификация систем качества;

Изучение динамики качества и конкурентоспособности продукции

Квалиметрия подразделяется на:

Общую (система терминов, понятий, категорий; теория шкалирования; теория оценивания; аксиомы и следствия);

Специальную (экспертная; вероятностно статистическая; индексная квалиметрия);

Предметную (квалиметрия процессов и действий; спроса; решений и проектов; персонала; информации).

Общая квалиметрия ® Специальная квалиметрия ® Предметная квалиметрия

Методы квалиметрии :

1. Инструментальный (измерительный) (осуществляется на основе технич. средств измерений; с помощью этого метода определяются значения таких показателей качества как масса изделия, сила тока, скорость автомобиля и др.);

2. Расчетный (расчеты показателей качества на основе использования теоретич. или эмпирич. зависимостей показателей качества продукции от ее параметров; метод служит для определения значений массы изделия, показателей его производительности, мощности, прочности);

3. Статистический (основан на использовании правил математич. статистики);

4. Органолептический (осуществляется на основе анализа восприятий органов чувств; применяется для определения пок-телей качества напитков, кондитерских, табачных, парфюмерных изделий);

5. Экспертный (осуществляется на основе решения, принимаемого экспертами);

6. Социологический (осуществляется на основе сбора и анализа мнений фактических или возможных потребителей продукции посредством опросов, маркетинговых исследований, конференций, выставок, дегустаций);

7. Комбинированный (использование нескольких методов).

8. дифференцированный (сравнение единичных показателей качества оцениваемой продукции с показателями качества базового образца);

В настоящее время квалиметрия начинает объединять не только методы оценки качества различных видов продукции, но и методы оценки качества предметов, не являющихся продукцией, и также различных процессов.

При окончательно систематизации можно указать такие области науки о качестве продукции:

Исследование природы качества продукции;

Изучение комплекса вопросов, связанных с управлением качества продукции;

Разработка теоретических основ и практических методов измерения и количественной оценки качества продукции;

Изучение информационных аспектов производства и потребления продукции отдельного качества;

Исследование экономических проблем связанных с изменением качества продукции;

Изучение социологических аспектов проблемы качества продукции.

Из всех перечисленных областей в настоящее время одной из важных представляется та, которая связана с измерением и количественной оценки качества продукции. Это дает исследователю необходимый инструмент, с помощью которого можно плодотворно решать все остальные проблемы качества продукции.

Эти оценки являются неразрывным элементом любой системы управления качеством, так как для того, чтобы управлять каким-либо процессом надо, прежде всего, уметь измерять его параметры. Без количественных оценок качества нельзя обойтись и при изучении информационных аспектов проблемы качества продукции. И наконец, сама природа экономической проблематики изменения качества продукции – предопределяет необходимость использования количественных методов описания качества.

Показатели качества – это количественно или косвенно установленные требования, характером или свойствам объекта, дающие возможность их реализации и проверки.

Показатели качества:

1. единичные – относятся только к одному свойству:

1.1. базовые - показатель качества, принятый за эталон при сравнительных оценках качества.

1.2. Относительные – отношение показателя качества оцениваемого объекта к базовому показателю качества, выраженное в относительных единицах.

2. Комплексные – несколько свойств (средне арифметическое):

2.1. Интегральные – отношение суммарного полезного эффекта от использования объекта по назначению к затратам на создание и использование.

2.2. Обобщающие – оценивает качество в целом.

Номенклатура показателей качества – это совокупность показателей качества продукции по характеризуемым свойствам, нормативно принятая для оценки уровня ее качества. К классификации показателей качества можно подходить с разных точек зрения (ГОСТ 22851-77, ГОСТ 15467-79):

1. По количеству хар-мых свойств: единичные; комплексные.

2. По стадии определения: проектные; производственные; эксплуатационные.

3. По методу определения: расчетные; экспертные; экспериментальные.

4. По степени размерности (по способу выражения): размерные; безразмерные.

5. По характеру использования: базовые; относительные.

В ГОСТ 22851-77 перечислены 11 осн. групп показателей качества продукции :

1. Показатели назначения (хар-ют полезный эффект от эксплуатации и использования продукции и обслуживают область ее применения – показатели состава, структуры, функциональной и технич. эффективности);

2. Показатели транспортабельности (хар-ют возм-сти продукции к перемещению в пространстве без эксплуатации или потребления с помощью разл. видов транспорта - допустимая температура, влажность, давление при транспортировании, время транспортировки, величина затрат на единицу продукции при транспортировании, габаритные размеры изделия);

3. Показатели безопасности (хар-ют особенности продукции, связанные с обеспечением безопасных условий ее производства, обращения, потребления (эксплуатации) и восстановления (ремонта) – вероятность возникновения аварийной ситуации, время срабатывания защитных устройств, кол-во степеней защиты от подделок и т.д.);

4. Показатели технологичности (хар-ют эффективность конструкторско-технологичес- ких решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции – трудоемкость изготовления, технологич. себестоимость и т.д.);

5. Показатели надежности (хар-ют св-во продукции выполнять заданные функции, сохраняя во времени значение эксплуатационных показателей – показатели долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости);

6. Показатели стандартизации и унификации (хар-ют степень использования в конкретном изделии стандартизированных деталей, сборочных единиц, блоков и др. составных элементов, а также уровень унификации составных частей изделия – коэффициент применяемости по типоразмерам, по составным частям изделия, коэф-ты повторяемости и применяемости);

7. Эстетические показатели (хар-ют разнообразные эстетические свойства продукции: выразительность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю, колористическое оформление и др. – пок-тели рациональности формы, информационной выразительности, целостной композиции, совершенства производственного исполнения);

8. Экономические показатели (отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию (потребление) продукции, а также экономическую эффективность ее эксплуатации – себ-сть продукции, ее цена, приведенные затраты на единицу продукции, относительный экономический показатель качества продукции);

9. Эргономические показатели (хар-ют систему «человек-изделие-среда» и учитывают комплекс гигиенических, психологических, антропометрических, физиологических, психофизиологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах – гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические показатели);

10. Патентно-правовые показатели (хар-ют степень патентной защиты изделия в РФ и за рубежом, уровень патентной чистоты изделия – патентная защита и патентная чистота);

11. Экологические показатели (хар-ют уровень вредного воздействия на окр. среду производимой и потребляемой продукции – вероятность вредных выбросов в окр. среду, концентрация вредных примесей, выбрасываемых в окр. среду, уровень радиационного излучения и т.д.).

Обязательные требования к качеству продукции включены в гос-ные стандарты РФ – стандарты на продукцию.

Показатели качества услуг можно разделить на две большие группы:

1. Количественные: - время ожидания и предоставления услуги;

Надежность оказания услуги;

Точность исполнения;

Полнота оказания услуги;

Уровень автоматизации и механизации;

Безопасность и др.

2. Качественные:

Вежливость, доступность, чуткость и компетентность персонала;

Уровень профессионального мастерства;

Эффективность контактов исполнителей и клиентов.

По итогам квалиметрических оценок производят: 1) оптимизацию показателей свойств и качества в целом;2) прогнозирование качества продукции;3) определение уровня и запаса конкурентоспособности как совокупной оценки уровней качества и цены продукции или услуги и многое другое.

Квалиметрия как относительно новая и фундаментальная наука является, во-первых, актуальной и базисной для других сопряженных наук, направленных на решение проблем управления качеством. Во-вторых, квалиметрия все еще нуждается в развитии и использовании при принятии управленческих решений в отношении качества чего-либо.

Анализ качества продукции включает:

1) Характер качества по уст показателям и планам динамики (по срочности, по категориям качества, по соответствии продукции установленным ГОСТ и ТУ, по удельному весу продукции высокого качества в общем объеме, по специфическим показателям качества для отдельных производств и отраслей).

2) Изучение основных факторов, влияющих на качество (в соответствии от конструкции продукции рыночным требованиям, уровень квалификации работников, занятых организацией и изготовлением данной продукции, качество сырья и материалов, материальное и моральное стимулирование, организация контроля за качеством продукции, специфические условия отдельных отраслей и организационной структуры).

3) Расчет влияния качества на объем продукции в денежном выражении (исходя из параметров качества, из роста уровня качества в динамике, на основании балльной оценки качества продукции на рынке).


Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Международный институт экономики и лингвистики
Кафедра товароведения и экспертизы товаров

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управление качеством»

КВАЛИМЕТРИЯ – НАУКА ОБ ИЗМЕРЕНИИ
КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Иркутск 2011
АННОТАЦИЯ
Курсовая работа на тему: «Квалиметрия – наука об измерении качества продукции» состоит из 2 глав. Объем работы составляет 41 страница. В работе имеется 1 таблица, 4 схемы. Список литературы представляет 15 наименований.
Первая глава «Квалиметрия - наука об измерении качества продукции», приводится основные определения, понятия и классификация направлений квалиметрии, показатели качества и методы квалиметрии, используемые в оценке качества.
Вторая глава «Методы определения качества пищевого сырья в квалиметрии». Рассмотрены использование квалиметрических методов при оценке качества сыров.
В конце работы сделано заключение.

Введение………………………………………………………… ……………….4
Глава 1. Квалиметрия - наука об измерении качества продукции………….5
1.1. Общее представление о квалиметрии …………………………………….. 9
1.2. Принципы и задачи квалиметрии………………………………………….14
1.3. Классификация квалиметрии…………………………………………….. ..16
1.4. Статусы квалиметрии, как науки…………………………………………..19
1.5. Методология определения и оценивания качеств………………………...20
1.6.Показатели качества………………………………………………………. ...22
1.7. Методы квалиметрии, используемые для оценки качества……………...24
Глава 2. Методы определения качества пищевого сырья в квалиметрии…..32
2.1. Использование квалиметрических методов при оценке качества сыров……………………… ……………………………………………………..36
Заключение…………………………………………………… …………………40
Список используемой литературы…………………………………………….. 41

ВВЕДЕНИЕ
За последние годы произошел ряд серьезных изменений в отношении общества к проблеме качества, в целом, и отдельным его направлениям, в частности. Так, на рубеже двух тысячелетий, были приняты основополагающие документы МС ИСО 9000:2000 и на их основе разработан российский ГОСТ Р ИСО 9000:2001. Эти стандарты, внесли ряд принципиальных изменений в осознание проблемы качества. Недаром, во многих российских вузах открылась новая техническая специальность 340100 «Управление качеством», а в рамках магистерской подготовки менеджеров появились специализации по менеджменту качества.
Квалиметрия является одним из направлений теории качества (квалитологии), находящей все больше применений в различных сферах человеческой деятельности. До сих пор не существует единой точки зрения на место квалиметрии в ряду научных дисциплин. Некоторые авторы считают квалиметрию областью прикладной метрологии, некоторые – базисной теорией технического проектирования. Истина, как это чаще бывает, лежит по середине, поэтому в работе рассмотрены основные идеи квалиметрии. В квалиметрию, как в любую техническую дисциплину, активно внедряются методы информационных технологий, в связи этим в пособии рассмотрена возможность применения к известным теоретическим методам квалиметрии методов информационных технологий .
Цель курсовой работы – оценка роли и значения квалиметрии в теории и практике управления качеством.

Глава 1. КВАЛИМЕТРИЯ - НАУКА ОБ ИЗМЕРЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Во всех передовых в техническом отношении странах мира большое внимание уделяется проблемам повышения качества выпускаемой продукции. Это относится к потребительским товарам, к средствам производства, к сельскохозяйственной продукции, к строительным сооружениям и вообще ко всем продуктам труда человека.
Социалистическая экономика создавала условия для оптимального планирования и управления народным хозяйством. Составным, важнейшим элементом этой эффективной организации общественного производства должна была стать система планирования и управления качеством продукции, которая предполагает умение измерять как его отдельные составные элементы (например, надежность, долговечность, функциональность, стоимость), так и качество в целом, с учетом всех формирующих его потребительских и стоимостных свойств.
Значение измерения и оценки качества продукции возрастало также в связи с проводимой экономической реформой и развитием прямых хозяйственно-договорных связей между предприятиями. Поэтому неудивительно, что у нас в стране появляется все больше теоретических исследований и практических рекомендаций, цель которых - разработать методологию и найти пути количественного измерения качества тех или иных видов продукции, помогать решать стоящие перед народным хозяйством задачи целеустремленного планирования и управления качеством продукции.
При всей внешней разнице предлагаемых различными авторами подходов к измерению качества продукции в их основе, лежат три принципиальные посылки.
1. Подход к качеству как единому динамическому сочетанию отдельных свойств, каждое из которых в силу своего характера и взаимосвязей с другими свойствами (с учетом их весомости и важности) оказывает влияние на формирование иерархической структуры качества продукции.
2. Теоретическое признание практической возможности (если не в настоящее время, то в будущем) измерения в количественной форме, как любых отдельных свойств, так и их сочетаний, в том числе комплексного или интегрального качества.
3. Признание практической необходимости методов количественной оценки качества продукции для решения задач его планирования и контроля на различных уровнях управления народным хозяйством.
Первая посылка вытекает из требований системного подхода к оценке и измерению качества продукции в совокупности ее потребительских и стоимостных свойств. Практический опыт по планированию, оценке и аттестации качества продукции показывает, что использование случайных показателей, взятых в простом механическом перечислении, еще не решает поставленной задачи. Случайные перечни показателей не дают возможности сделать объективные выводы о качестве изделия, так как при этом не учитываются их единство, взаимное влияние и значение.
Отсутствие единой научно обоснованной методологии измерения свойств качества существенно затрудняет, а в ряде случаев не позволяет совсем решать задачи планирования и управления качеством продукции. В тех случаях, когда имеется хорошо отработанный инструментарий количественного измерения свойств качества, планирование качества и его оценка приобретают конкретный характер и становятся неотъемлемым элементом хозяйственной практики.
Жизненность второй посылки подтверждается все большим распространением приемов и методов количественной оценки качества продукции и накапливаемым в этой области опытом в самых различных отраслях народного хозяйства. Например, методы количественной оценки используются в системе государственной аттестации качества продукции, как отраслей машиностроения, так и легкой и пищевой промышленности.
Что касается третьей посылки, то следует отметить, что идея о целесообразности количественной оценки качества продукции в последнее время завоевывает все большее число сторонников.
Можно констатировать, что в настоящее время практическая и исследовательская работа в нашей стране направлена на установление принципов и закономерностей измерения качества продуктов труда вообще и на разработку конкретных методик такого измерения применительно к отдельным видам продукции.
Все это свидетельствует о формировании самостоятельной отрасли науки о качестве, занимающейся разработкой теоретических основ и практических методов измерения качества продуктов труда.
И в то же время это направление исследований и практических работ, получающее с каждым годом все более широкое развитие, еще не имеет краткого наименования или термина, который бы объединил весь круг рассмотренных проблем в единое целое.
Необходимость в формулировании такого названия для любой науки в определенный момент времени становится совершенно необходимым условием ее дальнейшего развития. Так, введение в научный лексикон таких терминов, как кибернетика, бионика, эвристика, семиотика и др., несомненно способствовало привлечению к ним внимания специалистов разного профиля, их объединению, повышению интенсивности исследований и достижению новых важных обобщающих результатов.
Точно так же формирующаяся, быстро развивающаяся сейчас наука об измерении качества нуждается в своем специальном термине, который бы коротко, одним словом определял ее содержание.
С точки зрения легкости и удобства образования новых, в том числе удобных и для международного употребления научных терминов, наиболее пригодными считаются древнегреческий и латинский языки. Вместе с тем, учитывая, что искомый термин должен обозначать науку межотраслевую по самому своему характеру и содержанию, желательно также, чтобы этот термин был достаточно понятен широким кругам специалистов разных профилей. Это означает, что при его построении нужно брать такие латинские или древнегреческие языковые корни, которые бы были достаточно точны и общепонятны в международном и научно-техническом лексиконе всех отраслей знания.
Наиболее подходящим для первой части искомого термина мы считаем латинский корень «квали» от слова qualitas - «качество», «свойство», «характер», а также от слова qualis - «какой», «какого качества». Действительно, слова «квалификация», «квалифицировать» и т.д. стали неотъемлемой частью русского словаря, а многочисленные производные слова от этого же корня во многих европейских языках также означают «качество». Для второй части искомого термина представляется целесообразным выбрать всем известный и ставший уже давно привычным корень «метрия». Сам термин в целом выливается в слово «квалиметрия».
Учитывая сказанное, можно предположить, что термин «квалиметрия» наиболее подходит для однозначного обозначения науки об измерении качества продукции. Действительно, этот термин достаточно точно передает содержание понятия «измерение качества», составные части его понятны для людей, говорящих на различных языках мира.
Термин достаточно лаконичен, на его основе легко можно образовывать необходимые производные слова. Например, ученый, исследователь или инженер, занимающийся квалиметрией, т.е. измерением качества продукции, может быть назван квалиметрологом, количественный подход к изучению какого-либо предмета с точки зрения измерения его качества - квалиметрический подход и т.д.
Среди направлений науки квалиметрии, интенсивно развивающихся в последние годы, могут быть названы исследования по измерению, как отдельных свойств промышленных изделий, так и совокупностей свойств. Это, прежде всего, относится к теории надежности, метрологии с ее методами и средствами измерений, теории экономической эффективности повышения качества продукции. Принципы квалиметрии используются и в теории стандартизации.
Учитывая важное значение развития методов и практики измерения качества продуктов труда в системе экономического планирования и управления народным хозяйством, следует ожидать, что в ближайшее время квалиметрия, формируя общие принципы измерения качества продукции, расширяя и совершенствуя инструментарий для измерения, как отдельных свойств качества, так и интегрального качества в целом, будет быстро развиваться и оформится в самостоятельную отрасль научных знаний.
Возможно, что подход к формулированию термина «квалиметрия» окажется приемлемым и удобным для обозначения работ и исследований, связанных с количественным измерением свойств и состояний предметов и явлений в других областях знаний, например, в физике, астрономии, биологии, социологии и т.д. .

      . Общее представление о квалиметрии
На зарождение квалиметрии, как науки, повлияло два фактора:
- Появление в 50-е гг. XX в. многочисленных эмпирических методик количественной оценки качества продукции.
- Необходимость теоретического обоснования этих методик и повышение корректности этих методов.
Появление квалиметрии в России (первое упоминание в 1986г. в журнале «Стандарты и Качество №1») привело к нескольким следствиям:
- Русские ученые привыкли считать научное направление дееспособным, если оно пришло с Запада и признано на Западе. Хотя, в настоящее время, западные специалисты широко используют результаты русских ученых без ссылки на источники.
- У специалистов возникает вопрос, чем квалиметрия отличается от других научных дисциплин, схожих по методам исследования (исследование операций, анализ иерархий, теория полезности). В качестве возражения отметили, что монография Т. Саати по теории исследования иерархии вышла через 8 лет после появления в СССР первых публикаций по квалиметрии и практически является частным случаем теории квалиметрии. Теория полезности и квалиметрия – две разные науки, это убедительно доказано Г.Г. Азгальдовым .
- Ставится под сомнение принципиальная возможность выражать одним комплексным показателем многообразие, различных по физическим характеристикам, свойств продукции. Это утверждение также является несостоятельным .
Тем не менее, квалиметрия является междисциплинарным инструментом исследования. В СССР проводилась большая работа по внедрению квалиметрических оценок, было подготовлено постановление правительства о широком внедрении методов квалиметрии, но наступил 1991г., и все рухнуло. В настоящее время внедрение методов квалиметрии идет крайне медленно.
Отметим основные причины, сдерживающие развитие квалиметрии:
- Отсутствует научно- организационная структура.
- Нет печатного органа.
- Количество практических методик оценки качества крайне ограничено и явно отстает от потребностей производства из-за неосведомленности специалистов или отторжение со стороны управленцев.
- Сами методики не учитывают специфики разрабатываемых изделий и не могут претендовать на роль объективного судьи. В квалиметрических задачах надо решать задачи ранжировки и оценивания, с первой – методики справляются, а со второй – не очень.
Рассмотрим кратко потенциальные возможности методов квалиметрии:
1. Уточнение социально-экономической информации.
Любой процесс оценивается количеством единиц продукции, полными затратами на единицу продукции, качеством одной единицы. Первая компонента учитывалась всегда, методики оценки второй постоянно совершенствуются, третья компонента практически не учитывается. Учет количественных характеристик качества позволит уменьшить погрешность расчетов при принятии решения в задачах:
- совершенствование механизма ценообразования, влияющего на величину национального дохода, объема валового национального продукта, темпов изменения роста народного хозяйства и т.д.
- определение уровня развития отдельных отраслей по сравнению с мировыми достижениями.
- количественного выражения уровня и качества жизни населения.
2. Повышение эффективности управленческих решений.
Качество принимаемого решения зависит от числа рассмотренных вариантов и способности выбрать из них лучший. В этом направлении прекрасным помощником являются средства информационных технологий, в частности, метод имитационных испытаний.
3. Повышение эффективности работы.
Методы квалиметрии могут быть применены для оценки качества труда по регламентированной системе показателей: повышение темпов роста производства, обеспечение принципа постоянного улучшения .
При использовании квалиметрии для решения многоаспектных задач всегда возникает два вопроса:
- Нужно ли проводить в конкретном случае квалиметрическую оценку?
- Можно ли провести эту оценку?
Первые случаи оценки качества известны с давнего времени, так гончары острова Крит (XVв. до н.э.) маркировали свои изделия специальном знаком. Древнейшим примером экспертизы является дегустация вин. Уже в 1549г. в Падуанском университете появилась первая кафедра товароведения. В конце XIX в. Появилась оценка продукции с помощью баллов. Впервые в России аналитический метод конструкции предложил известный кораблестроитель – академик А.Н. Крылов. В 1979г. ГОСТ 15467 «Управление качеством продукции» ввел термин «Квалиметрия» - отрасль науки, изучающая методы измерения и количественной оценки показателей.
Во введении уже было отмечено, что спор о первичности метрологии и квалиметрии до сих пор не привел к каким-то четким выводам и напоминает старую схоластическую задачу о том, что раньше появилось курица или яйцо. Рассмотрим более подробно этимологию этих двух понятий.
Метрология – наука об измерениях, методах достижения их единства и точности (metron – мера, logos- учение), речь идет о количественных измерениях. Еще до нашей эры египтяне и китайцы для измерений пользовались подручными средствами: карат – семя боба, горошина; гран – зерно; пядь – расстояние между большим и указательным пальцами, и естественными мерами: мина – скорость вытекания 500г. воды из сосуда; время – кратное периоду смены времен года и т.д.
Квалиметрия – наука о количественных измерениях характеристик качества (quails – какой по качеству, metreo - измеряю). Речь идет об альтернативных характеристиках, большинство из которых не могут быть измерены непосредственно, а определяются сравнением (хуже – лучше, больше - меньше). Первоначально эти науки существовали раздельно. Процесс познания всегда объединял оценку окружающей нас действительности (материальное начало) и трансформацию этой оценки в умах исследователя в интересах общества или отдельных групп (субъективное – идеальное начал). В философии материальное и идеальное рассматривается как реальности, находящиеся в диалектическом единстве, взаимодействии и взаимопроникновении.
В настоящее время сфера идеального представляет собой информационное поле, а точнее, взаимодействие полей. Сложность объекта познания приводит к понятию системности всего сущего и необходимости системного подхода . Информационное поле состоит из различных потоков информации, создающих не только само поле, но и информационный образ объекта, а именно:
- Поток внешней информации в виде книг, баз данных, результатов в фундаментальных исследований и т.д.
- Поток внутренней информации в виде расчетов, результатов компьютерного моделирования, экспериментов, опыта и навыков исследователей и т.д.
- Поток сигналов управления в виде маркетинговой и таргетинговой информации, управляющих воздействий менеджмента (анализ, выработка и принятие решений, реализация решений и контроль).
Интеграция этих потоков создает информационный образ объекта, существующих в условиях противодействия среды. Сама среда состоит из множества сфер: физической, биологический, психологической, технической, экономической, социально-политической и информационной. В табл. 1 приведены без комментариев упомянутые сферы:
Таблица 1
Компоненты базиса и сфер
Наименование сферы Компоненты базиса Компоненты сферы
Физическая (физиоценоз) Составляющие материи: движение, энергия, информация Физические объекты: частицы, атомы, тела, вакуум
Биосфера (биоценоз) Атмосфера, почва, гидросфера Животные, растения, микроорганизмы
Психическая (психоценоз) Физические ощущения (сенсоры), действия (эффекты), нервная система Подсознание, сознание, сверхсознание
Техническая (техноценоз) Физические, интеллектуальные, биологические ресурсы Сельское хозяйство, промышленное производство
Экономическая (экоценоз) Потребляемые ресурсы, средства производства, продукция Рынок труда, товаров, капитала
Социально-политическая (социоценоз) Общественное сознание, экономические, демографические ресурсы Граждане, их объединения, органы власти
Информационная (информоценоз) Технологические, экономические, интеллектуальные ресурсы Наука, искусство, религия

Все эти сферы взаимосвязаны, более того, проникают друг в друга и взаимообусловлены. Все это приводит к необходимости проводить квалиметрические оценки и принимать решения в условиях нечеткости и размытости, как исходных данных, так и целевых посылок. Сами сферы содержат многие компоненты и основываются на определенном базисе.
Объекты познания, независимо от того принадлежат они к материальному и идеальному миру, всегда достаточно сложны. Сам процесс познания бесконечен, достаточно вспомнить парадокс Аристотеля: о расширении границы незнаемого, по мере увеличения области познанного, или высказывание Платона: - «я знаю, что ничего не знаю». При познании объекта создается его модель, вначале грубая, потом более совершенная.

1.2. Принципы и задачи квалиметрии
Так как определение качества объектов реального мира есть, по существу, познание их важнейших свойств и по сути, то, следовательно, квалиметрия является методологией с комплексом различных методик, относящихся к гносеологии – теории познания. Квалиметрия считается прикладной теорией познания качества всевозможных объектов исследования.
Итак, у квалиметрии, как и у всякой научной дисциплины, есть свои методологические принципы, содержание которых состоит в нижеследующем.
1. Квалиметрия обязана давать практике хозяйственной деятельности людей (т.е. экономике) общественно полезные методы достоверной квалифицированной и количественной оценки качества различных объектов исследования.
В отношении оценки качества товарной продукции проблема состоит в том, что у потребителей и производителей продукции существенно разные интересы. Производитель не всегда заинтересован и часто не может создавать качественные товары, а продавать их он стремится по наиболее высокой цене. Потребитель же заинтересован в дешевой, но качественной продукции. Поэтому соответствующие методы оценки качества продукции могут быть разными. Задача квалиметрии – разрабатывать такие методы, приемы и средства оценивания качества продукции, которые учитывают интересы, как производителей, так и потребителей.
2. Приоритет в выборе определяющих показателей для оценки качества продукции всегда на стороне потребителей.
Дело в том, что количественная оценка качества, как правило, осуществляется не по всем возможным показателям, характеризующим свойства продукции, а по нескольким наиболее значимым, определяющим показателям. В силу того, что полезный эффект от продукции достигается при ее эксплуатации или потреблении, то при оценивании качества продукции преимущественно используются те показатели, которые характеризуют способность продукции «удовлетворять определенные потребности с ее назначением». Продукция создается для сферы потребления, поэтому в квалиметрии отдается предпочтение показателям потребительских свойств.
3. Следующий принцип можно сформулировать так: квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получена без наличия эталона для сравнения – без базовых значений показателей определяющих свойств и качества в целом.
Абсолютные значения отдельных показателей качества еще не характеризуют качество, не являются оценочными. Для количественной оценки качества необходимо знать значения аналогичных показателей качества других или другого аналогичного образца. Конечным результатом оценки качества исследуемого образца продукции, является относительная величина знаний обобщенного показателя его качества и такого е показателя базового, эталонного образца.

    Показатель любого обобщения, кроме самого нижнего (исходного) уровня, предопределяется соответствующими показателями предшествующего иерархического уровня.
Под самым низким иерархическим уровнем показателей следует принимать единичные показатели простейших свойств, формирующих качество. Показателем качества высшего иерархического уровня является интегральный показатель.
5. При использовании метода комплексной оценки качества продукции все разноразмерные показатели свойств должны быть преобразованы и приведены к одной размерности или выражены в безразмерных единицах измерения.
6. При определении комплексного показателя качества каждый показатель отдельного свойства должен быть скорректирован коэффициентом его весомости.
7. Сумма численных значений коэффициентов весомостей всех показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение.
8. Качество целого объекта обусловлено качеством его составных частей.
9. При количественной оценке качества, особенно по комплексному показателю, недопустимо использование взаимообусловленных и, следовательно, дублирующих показателей одного и того же свойства.
10. Обычно оценивается качество продукции, которая способна выполнять полезные функции в соответствии с ее назначением.
Выше перечисленные методологические принципы квалиметрии не исчерпывают всех концептуальных положений этой области науки. Однако они являются основополагающими при решении общих и частных вопросов, связанных с методами оценки качества объектов реальности и технической продукции в частности .
      Классификация квалиметрии
Уточним, что понятие квалиметрия включает в себя теорию, методы и средства измерения и оценки качества любых создаваемых или используемых человеком объектов и процессов, являясь в то же время разделом квалитологии (науки о качестве). Укрупненная структура разделов квалитологии показана на рис. 1.
            разделы: разделы:

Рис.1 Структура квалитологии
Квалиметрия – выступает взаимосвязанной системой теории различной степени общности. К числу теории можно отнести :
1) Общая квалиметрия , в ней разрабатываются общетеоретические проблемы:
а) систему понятий; (терминология)
б) теория оценивания; (законы и методы)
в) аксиоматика квалиметрии; (аксиомы и правила)
г) теория квалиметрического шкалирования; (в т.ч. ранжирование, весомость)
2) Специальные квалиметрии (методы и модели оценок), в них рассматриваются модели и алгоритмы оценки, точность и достоверность оценкок:
а) экспертная квалиметрия, где оценки даются экспертами или автоматизированными экспертными системами;
б) вероятностно-статистическая квалиметрия, использующая методы теории вероятностей и математической статистики, оценивая однородность генеральной совокупности и выборок, совпадения законов распределения, эргодичность, марковость и тому подобное;
в) индексная квалиметрия, использующая меры качества, полученные при нормировке на базе индексации (сравнения);
г) квалиметрическая таксономия (таксономия - от греч. taxis - расположение, строй, порядок; homos - закон), основывающаяся на классах качества (квалитаксонах) объекта, при этом рассматриваются вид, сорт, и т.д. объекта и такие же характеристики классифицирующей системы:
3) Предметную квалиметрию - по предмету (объекта) оценивания.
Квалиметрия - как отрасль науки выступает в виде взаимосвязанной системы теории (рис. 2).




Разрабатываемые проблемы:








Рис.2 Структура квалиметрии.

В свете сказанного можно сужать область применения квалиметрии до оценивания показателей отдельных свойств или расширять до количественно неизмеримых объектов, пытаясь дать комплексную оценку.
В настоящее время уже появились такие названия, как социологическая квалиметрия, географическая квалиметрия и так далее .

1.4. Статус квалиметрии, как науки
СТАТУС (лат.) - положение, состояние, не путать со СТАТУТОМ - устав, собрание правил (например: название законодательных актов общенормативного характера - за рубежом)
1) Экономический статус - обусловлен политэкономическим содержанием категории качества в ее взаимодействии с потребительной стоимостью и ценой.
Квалиметрия включает в себя методы эконометрии как теории измерения экономических свойств объектов и процессов (иначе - называют экономическая квалиметрия)
2) Технико-экономический статус - отражает ее направленность на комплексные оценки экономических и технических свойств объектов и процессов.
Здесь - "результатно-затратная мера эффективности" (интегральные, технико- экономические показатели, технико-экономические уровни и т.д.)
3) Общенаучный статус - определяется - философско-методологической и общенаучной функциями категории качество. Поэтому - предметные квалиметрии (продукции, техники, труда, решений, проектов, процессов).
4) Систематический статус - определяет ее как системологическую теорию.
Это связано с тем, что категория качество имеет аспекты:
- структурности;
- динамичности;
- определенности;
- упорядоченности;
Следовательно, все основные признаки системы. Значит, здесь возможен системный подход - и к оценке, и к анализу, и к управлению.

1.5. Методология определения и оценивания качеств
Так как качество объекта проявляется в первую очередь через его свойства, т.е. через объективные особенности объекта, то считается, что для оценки качества необходимо:

    во-первых, определить перечень тех свойств, совокупность которых в достаточно полной мере характеризует качество;
    во-вторых, измерить свойства, т.е. определить их численные значения;
    в-третьих, аналитически сопоставить полученные данные с подобными характеристиками другого объекта, принимаемого за образец или эталон качества. Полученный результат будет с достаточной степенью достоверности характеризовать качество исследуемого объекта.
На этапе метрологического измерения свойств (скорости, веса и т.д.) получают объективные сведения о них. Однако уже следующий квалиметрический этап в исследовании качества объекта носит во многом субъективный характер. Субъективность заключается в самом выборе эталона качества или «базового образца», с данными о котором сопоставляются сведения о свойствах исследуемого объекта. Кроме того, субъективность итоговой характеристики уровня качества кроется в использовании таких методик квалиметрической обработки данных о свойствах сопоставляемых объектов, которые больше соответствуют интересам и задачам исследователя.
Исходя из современных представлений о качестве как о единстве внутренней или внешней определенности объекта, следует, что при оценке его качества необходимо учитывать не только отдельные свойства в их совокупности, но и признаки, а также характеристики внутренней определенности, например уровень внутренней структурированности, устойчивости структуры и ее элементов или же их приспособляемости к изменяющимся условиям функционирования и т.п. Однако с метрологической и, в частности, с квалиметрической позиции достаточно учесть только внешние проявления качества, только «качествообразующие» свойства. Такой подход к измерению качества приводит к не вполне адекватному результату. Такой результат измерения качества не ошибочен, он не полон и поэтому имеет большую погрешность.
Измерение и обобщение показателей внешних свойств и характеристик внутренней сущности объекта исследования, дают, очевидно, возможность получения более точной численной характеристики уровня качества, т.е. более правильной оценки качества.
Полученный квалиметрический результат, т.е. численный показатель уровня качества исследованного объекта по отношению к качеству эталона, - это еще не окончательная оценка качества, а только основа для этого. Оценка качества – это ответ на вопрос, в какой мере полученный уровень качества исследованного объекта соответствует интересам или потребностям оценивающего объекта, группы людей или общества в целом.
При оценивании качества иногда рекомендуют использовать образ «идеального», необходимого полезного качества, которому редко когда соответствует выбранный эталон. Даже идеальный эталон качества не может всех удовлетворить, т.к. интересы, потребности, взгляды на ценности у всех людей разные. Поэтому любые оценки качества субъективны с объективной их основой в виде численных показателей уровней качеств. Это свидетельствует о единстве и очевидном противоречии объективного и субъективного в оценках качества реальных объектов, интересующих людей. Здесь в полной мере проявляется диалектика объективного и субъективного в позиции любого качества.
Оценка качества, выражающая ценность или степень полезности объекта, является предметом изучения многих специальных наук, в том числе и аксиологии – теории ценностей. В этой теории раскрываются содержания основных категорий, которые выражают ту или иную ценность для человека. К таким категориям относятся, например, духовные ценности, материальные ценности (свойства товаров и услуг, безопасность техники). Понятийный аппарат аксиологии помогает при рассмотрении многих вопросов, связанных с качеством, прежде всего продукции, производственных процессов, услуг, окружающей среды и других объектов, изучаемых квалитологией и оцениваемых квалитометрией.
Итак, оценка качества (Qоц) есть результат взаимодействия четырех компонентов, а именно:
Qоц =< О, С, Б, Ал >,
где О – оцениваемый объект;
С – оценивающий объект;
Б – база оценки (эталон качества);
Ал – алгоритм (логика и приемы) оценивания.

1.6. Показатели качества
В квалиметрии применяется ряд специфических терминов, требующих однозначного толкования. Поэтому - ГОСТ 15467-79 "Качество продукции. Термины" .
1) Качество продукции (услуги) - совокупность свойств продукции (услуги), обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
2) Свойство продукции (услуги) - объективная особенность продукции (услуги) , проявляющаяся при ее создании, эксплуатации, использовании по назначению или потреблении (оказание услуги). Например: точность, надежность, своевременная поставка и т.д.
3) Показатель качества - количественная характеристика свойства объекта, входящего в состав его качества и рассматриваемая применительно к определенным условиям жизненного цикла объекта.
- Для продукции - к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.
- Для услуги - к определенным условиям ее разработки и оказания.
- Для процесса - к определенным условиям его подготовки и проведения и т.д.
Показатели качества (объектов) по количеству характеризуемых свойств могут быть (рис. 3):
- единичными;
- комплексными.

Рис. 3. Показатели качества объекта

4) Единичный показатель качества - показатель качества, относящийся только к одному из свойств объекта. (Например: коэффициент нелинейных искажений - характеризует линейность; вероятность безотказной работы или безотказность; средний срок хранения - сохраняемость и т.д.). При любом измерении нужен эталон сравнения (метр, килограмм и т.д.)
и т.д.................

квалиметрия качество шкалирование стандартизация

История развития квалиметрии

Качество - важнейшая характеристика объектов

Качество - одна из важнейших характеристик объектов и их свойств. Это комплексное понятие и оно объединяет в себя все стороны человеческой деятельности. В настоящее время нам все чаще и чаще приходится сталкиваться с такими уже привычными словосочетаниями как качество жизни, качество продукции, качество производства.

Термин «качество» существует около 2500 лет. Со времен Аристотеля этот термин изменяется и сегодня известно несколько его трактовок:

качество - это существенная определенность объекта, в силу которой он является данным, а не другим объектом, то есть эта та самая определенность, которая отличает лошадь от стола. Эта трактовка была основной вплоть до ХХ века;

качество - это один из существенных признаков, свойств, особенностей, характеризующих данный объект, например, теплота и холодность, тяжесть и легкость. В этом смысле качество может быть выражено с помощью методов метрологии, товароведения, гравитометрии, калориметрии и других наук.

качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.

Исторические сведения об оценке качества

Уже в XV в. до н.э. были предприняты первые попытки оценки качества. Тогда гончары о. Крит маркировали свои изделия специальным знаком с информацией об изготовителе и высоком качестве продукции.

Позднее, при дегустации вин использовался способ «коллективной мудрости», который, по сути, явился прототипом широко применяемого в настоящее время при оценке качества экспертного способа.

Развитие международной торговли и появление новых товаров привело к возникновению товароведения. Это специальная научная дисциплина с успехом преподавалась на кафедре товароведения в 1549 г. в Италии при Падуанском университете. В рамках этой науки уже тогда были предприняты первые попытки классификации различных товаров, оценки их качества и стоимости, определения соответствия требованиям потребителей.

В конце XIX - начале XX в.в. широко используются методы оценки качества продукции с помощью баллов. Это было обусловлено необходимостью количественно оценить отдельные качественные категории товаров, а также дать количественную оценку всем потребительским свойствам в совокупности.

В 1907 г. российский академик А.М. Крылов с целью восстановления русского флота после русско-японской войны впервые обосновал и применил аналитический метод оценки качества боевых кораблей. С помощью соответствующих коэффициентов, учитывающих степень выраженности каждого свойства корабля и их неравнозначности, он оценивал качество предлагаемых проектов строительства кораблей. Сведение этих коэффициентов в единую систему (карту) позволяло количественно оценить качество рассматриваемых проектов.

В 20-ых годах прошлого столетия в СССР в связи с развитием технического прогресса начали применяться разновидности экспертного метода (оценка качества работы типографии). В 1922 г. П. Бриджмен предложил способ сведения к одному показателю нескольких количественных оценок различных параметров, характеризующих качество. В 1928 г. эту же проблему решил М. Аранович. В то же время П. Флоренский предложил новые способы обработки данных при количественной оценке качества продукции.

30-е годы XX в. можно назвать одним из важнейших этапов развития квалиметрии как науки, поскольку методы экспертных оценок качества вошли в некоторые отраслевые стандарты и ведомственные инструкции (оценка пищевых продуктов, промышленных товаров народного потребления, продукции производственного назначения - тракторов и других сельскохозяйственных машин).

В 50-х годах число методик оценивания качества возросло в различных сферах деятельности. Складывалась ситуация накопления большого эмпирического материала, носящего, в основном, прикладной характер. Аналогичная ситуация наблюдалась в это время и за рубежом, так как во всех промышленно развитых странах появилась потребность в научном обосновании методов количественного оценивания качества производственной деятельности и ее результатов. К середине шестидесятых годов накопился значительный опыт применения количественных оценок качества продукции.

Возникновение квалиметрии

Квалиметрия как самостоятельная наука сформировалась в конце 60-х годов XX столетия. В 1967 г. в Москве состоялась научная конференция с участием советских специалистов, занимавшихся решением различных специальных проблем, связанных с количественной оценкой качества. Рождению квалиметрии как самостоятельной научной дисциплины способствовали такие видные ученые как военный инженер-строитель Г.Г. Азгальдов, инженеры-машиностроители З.Н. Крапивенский, Ю.П. Кураченко и Д.М. Шпекторов, экономисты в области авиастроения А.В. Гличев и В.П. Панов и архитектор М.В. Федоров. В 1968 г. в журнале «Стандарты и качество» была опубликована статья «Квалиметрия - наука об измерении качества» авторов Г.Г. Азгальдова и А.В. Гличева. В этой статье были рассмотрены вопросы измерения качества и предприняты попытки объединить существующие разнообразные способы количественных оценок качеств разных объектов, а также доказывалась принципиальная возможность выражать качество объекта одним количественным показателем, объединяющим множественные различные свойства и признаки. Таким образом, методологические подходы позволяют оценивать качество объектов любой природы: материальных и нематериальны (социальных, идеальных, духовных, эмоциональных и т.п.), одушевленных и неодушевленных, предметов и процессов, продуктов труда и продуктов природы и т.д.

Развитие квалиметрии в России

В 1971 г. в нашей стране издана первая «Методика оценки уровня качества промышленной продукции». В том же году на 15-й Международной конференции европейской организации по контролю качества (ЕОКК) одна из пяти секций была посвящена вопросам квалиметрии. С основными докладами выступали наши авторы. В 1972 г. была проведена в Таллинне первая всесоюзная научная конференция по квалиметрии.

1979 г. - Госстандарт СССР издает Руководящий документ РД 50-149-79 под названием «Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции».

Начиная с 1979 г. термин «квалиметрия» является стандартизованным в ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». ЕОКК на своих международных конференциях с 1971 г. регулярно обсуждает вопросы квалиметрии.

Вклад российских ученых в квалиметрию

Квалиметрия, зародившаяся и активно развивающаяся в нашей стране, теперь признается и осваивается специалистами зарубежных стран. Так, например, известно, что в США в октябре 1997 г. состоялся международный семинар по обучению менеджеров использованию методологии и способов квалиметрии. При этом преподавались в основном российские наработки по теории квалиметрии, начиная с понятийного аппарата и вплоть до алгоритмов проведения оцениваний качеств.

Итак, к настоящему времени квалиметрия представляет собой относительно новую, но вполне сформировавшуюся науку и учебную дисциплину, знания, которых необходимы практическим работникам, занимающимся оценкой и последующим управлением качеством различных объектов.

Большой вклад в теорию квалиметрии и практику ее использования внесли наши соотечественники, в частности: Ю.П. Адлер, Г.Г. Азгальдов, В.Г. Велик, Г.Н. Бобровников, А.В. Гличев, В.В. Кочетов, Г.Н. Солод, А.И. Субетто, А.Г. Суслов, М.В. Федоров, И.Ф. Шишкин и многие другие ученые и специалисты.