Ремонт Стены Уход

Структурные элементы и механизмы функционирования политических систем. Политическая система

В современной политологии наиболее полно и последовательно анализирует функции политической системы Г. Алмонд. Он доказывает, что все системы выполняют два базовых набора функций -- функции «ввода» и функции «вывода». Более подробно они рассмотрены в его модели политической системы.

Алмонд рассматривает функционирование политической системы на трех уровнях, что позволяет сравнивать различные типы политических систем.

Первый уровень -- возможности системы. Возможности он понимал как власть правительства над обществом, степень влияния на умы и поведение людей в интересах достижения правительственных целей. По его мнению, существует пять различных типов возможностей, вероятность использования которых зависит от направленности решаемых задач, состояния социально-экономической структуры, типа политического режима, уровня легитимности и т. д. Эти возможности могут быть весьма велики в одних случаях и чрезвычайно малы в других.

  • 1. Экстраактивная (мобилизационная) -- это способность системы черпать человеческие и материальные ресурсы (таланты людей, поддержка, деньги и т. д.) в определенных целях.
  • 2. Регулирующая возможность -- это способность контролировать поведение отдельных людей и групп в обществе, регулировать деятельность общества.
  • 3. Распределительная возможность -- это способность создавать, размещать и распределять материальные и нематериальные ценности в обществе.
  • 4. Реагирующая возможность -- это способность системы реагировать на требования «подачей на выход» соответствующей политики, отвечать на многообразные требования, исходящие от различных групп.
  • 5. Символизирующая возможность связана с потребностью в легитимности и поддержке, со способностью системы развивать популярные убеждения, взгляды, мифы, создавая яркие и доходчивые символы и лозунги, манипулировать ими с целью поддержания необходимой легитимности для осуществления своих целей.

На данном уровне анализа выявляются соответствие политической системы обществу, характер активности политической системы по отношению к другим системам.

Многие политические системы, в основном, регулятивные и экстрактивные по характеру. Тоталитарные же системы подавляют требования общества и не реагируют на требования, исходящие из внешней среды. Известно, что коммунистический тоталитаризм отличался от фашистского сильной распределительной способностью.

Символизирующая возможность в тоталитарных системах также велика.

В демократических системах на «выводы» регулирования, экстракции и распределения влияют «вводы» требований групп. Поэтому можно сказать, что демократии имеют более высокую реагирующую способность. С возможностями системы, безусловно, связана эффективность системы, то есть ее общая способность давать результат, создавать и размещать ценности.

Второй уровень функционирования системы отражает то, что происходит в ней самой, т.е. имеется в виду конверсивный процесс. Конверсивные процессы (или функции) -- это способы превращения входящих факторов в исходящие. Конверсивный процесс одной политической системы можно анализировать и сравнивать с процессом другой системы согласно схеме Алмонда, где приводятся шесть основных функций:

  • 1) как формируются требования (артикуляция интересов);
  • 2) как происходит комплектование требований в альтернативные программы действий (агрегирование интересов);
  • 3) как формируются нормы (нормотворчество);
  • 4) как эти нормы претворяются в жизнь (реализация норм);
  • 5) как они контролируются и регулируются (контроль над нормами);
  • 6) как все эти разнообразные действия соотносятся друг с другом внутри данной системы, а также при взаимодействии системы с окружающей средой.

Третий уровень -- функции поддержания модели и адаптации (процессы социализации и политического рекрутирования). Здесь важным моментом является обеспечение соответствия политических акций и политического развития базовым принципам, постоянное воспроизводство нормативного поведения и образцов его мотивации. Оптимальный уровень достигается обеспечением устойчивой реакции граждан по отношению к властям и постоянной поддержке.

Политическая система, функционирующая в условиях постоянного изменения баланса сил и интересов, решает проблему обеспечения общественной динамики в рамках устойчивости и законности, поддержания порядка и политической стабильности.

Политические системы

Определение политических систем

Структура и функции

Теневые субъекты, мафия, криминал

1. Понятие политической системы общества

Любое классовое общество политически оформлено, оно имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой. Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет вычленить политическую жизнь из жизни общества в целом, которую можно считать «окружающей средой», и установить наличие связей между ними.

Политическая система общества – это целостная совокупность политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений. Свое обоснование и распространение понятие «политическая система» получило в середине ХХ в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций.

Основы теории политических систем были заложены американским политологом Д. Истоном. Им был разработан взгляд на политическую систему как на саморегулирующийся и развивающийся организм. Согласно его точке зрения, у системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований. Требования могут возникать как в окружающей среде, так и внутри самой системы. Они отражают ожидания, мотивы поведения и интересы людей. Д. Истон разделял требования на распределительные (о зарплате и рабочем времени, об условиях получения образования, об услугах); регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком и т.п.); коммуникативные (о предоставлении политической информации, о демонстрации политической силы и др.).

Требования могут возникать и внутри политической системы. Их поддержка со стороны общества может выражаться в различных действиях: в выплате налогов, военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании. Требования и поддержка становятся частью политической системы и должны учитываться ею в соответствующих структурах при соблюдении определенных процедур. Например, требование индексировать заработную плату учителей учитывается в ходе коллективных переговоров. Выход информации – результат функционирования политической системы – осуществляется в виде решений и политических действий. Они влияют на окружающую среду. Поддержка, оказываемая системе, усиливается, если данные решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев и групп населения (в этом случае в системе усилятся стабилизирующие процессы). В случае несоответствия ожиданиям политические решения могут иметь негативные последствия, породить новые требования, что может привести к кризису политической системы (в этом случае в обществе множатся дестабилизирующие процессы).

Д. Истон подчеркивал, что политическая система является открытой, она подвержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды. Если такое воздействие слабое, то политическая система не имеет достаточной информации для принятия стабилизирующих общество решений. В случае если воздействие является сильным, но односторонним, система может принимать решение в интересах какого-либо одного слоя населения, а это способствует дестабилизации ситуации. Однако воздействие может быть настолько сильным, что происходит перенасыщение информацией, а это, в свою очередь, может привести к ошибочным решениям.

Другой основатель теории политической системы – американский политолог Г. Алмонд – рассматривал политическую систему как множество взаимодействий, поведений (как государственных, так и негосударственных). Модель Г. Алмонда больше учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы, поступающие как от населения, так и от правящей элиты. В этой модели основное внимание уделено множественности различных интересов внутри системы, их столкновению и объединению, учету этих интересов системой.

Существуют и другие варианты теории политической системы. Выделяется, например, теория политической системы Д. Трумэна, исходящая из постулатов теории «групп давления», теория Г. Пауэлла и М. Каплана, представляющая собой попытку перенесения основных положений концепции Д. Истона из сферы внутриполитической жизни конкретной страны в сферу внешних отношений. Существует теория функциональной политической системы, построенная на основных постулатах социальной системы Т. Парсонса, теория политической системы как специфической, активной структуры и др.

Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В связи с этим различаются пространства влияния тех или иных ассоциаций, действия политических институтов, границы политического и экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни человека и т.д. Определение границ различного рода функциональных пространств политической системы – ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в конституции, законе). Эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и других элементов политической системы, а также отношения между ними, включая такие существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной власти и децентрализованной и т.д.

При всем разнообразии вариантов теории политической системы все они, в общем и целом, играют одну и ту же фундаментальную (методологическую) и прикладную роль.

В чем заключается методологическая важность концепции политической системы (и соответственно ее социальная значимость)? Следует иметь в виду, что пока политологи и социологи не выработали какого-либо однозначного ответа. Все зависит от развиваемых взглядов. Одни из них усматривают методологическую значимость теории политической системы в том, что она является идеальной моделью для широкого применения и раскрытия всех потенциальных возможностей функционализма. Другие видят ее методологическую ценность в том, что она выступает в качестве своеобразной опоры и средства дальнейшего укрепления концепции «групп давления» и доктрины политического плюрализма. Третьи указывают на то, что, будучи универсальной концепцией, она в ряде случаев служит основой для выработки и развития других концепций и теоретических моделей. Авторы обращают внимание на то, что методологический аспект теории политической системы проявляется, помимо всего прочего, в том, что данная теория помогает глубже изучить различные стороны политической жизни того или иного общества и предвидеть перспективы развития той или иной страны.

Помимо методологического аспекта теории политической системы особое место в ее содержании и социальном назначении занимает сугубо практический аспект. Суть его сводится к тому, что при создании и развитии реальной, конкретной политической системы теория дает возможность применения научных знаний при выборе средств решения назревших в области политики практических проблем. Стремясь подчеркнуть не только академический, но и сугубо практический характер теории политической системы, политологи именуют ее иногда «проблеморазрешающей концепцией» и рассматривают как составную часть процесса взаимодействия политической теории и практики.

Какие практические задачи призвана решать теория политической системы?

1. Она призвана способствовать выработке рекомендаций по совершенствованию структуры политической системы, а также по принятию мер, направленных на повышение ее способности адаптироваться к окружающей среде и усиление социальной эффективности. Если профессиональные политики не сумеют заранее предусмотреть все те изменения в структуре политической системы, которые могут произойти под влиянием социально-политических факторов, и своевременно выработать соответствующие меры для ее защиты, то такую политическую систему будут ждать серьезные социальные потрясения.

2. Теория политической системы призвана способствовать дальнейшему расширению и укреплению экономических, политических и социальных основ реально существующей, но постепенно теряющей свою опору в массах политической системы. Кроме того, с теорией политической системы связываются надежды многих политологов и социологов на сохранение в будущем социального равновесия между определенной политической системой и непосредственно окружающей ее социальной средой.

Являясь самостоятельным организмом, политическая система обладает своими возможностями, или условно говоря, способностями. Американские политологи Д. Истон, Г. Алмонд называют четыре главные способности:

1) регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т. д.);

2) экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;

3) дистрибутивная - способность распределять и перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее;

4) реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям. П.Шарон вполне обоснованно добавляет еще пятую, не менее существенную, а возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость.

Способности реализуются в функциях политической системы, или иначе, в главных ее видах деятельности. Последние же определяются той ролью, которую объективно призвана играть политическая система в обществе. А именно: обеспечивать существование данного общества как единого самоуправляемого социального организма.
Функциональный подход в анализе политической системы включает три уровня: рассмотрение взаимодействия системы с обществом в целом" в ее внутреннем функционировании и в ее сохранении и адаптации. Разумеется" они взаимосвязаны, более того, взаимопроникают и в реальной жизни скорее представляют аспекты (стороны) различных видов деятельности политических институтов.

Функции политической системы, обращенные в большей степени к другим подсистемам общества:

Первое . Обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества, страны. Политическая система есть институциональная (упорядоченная, закрепленная нормами) форма бытия власти. Через институты, образующие политическую систему, осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, - это легитимная, поддерживающая порядок или трансформирующая система в обществе.



Политической системой устанавливаются и осуществляются определенные формы и методы властвования: насильственные и ненасильственные, демократические и авторитарные. Применяется та или иная субординация и координация политических институтов.

Институционализация политической системы осуществляется через Конституцию - свод утвержденных в правовом порядке образцов институтов, законов и политико-правовой практики.

Второе. Политическая система - управляющая система. Она регулирует общественные отношения, управляет различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения. Объем управленческих функций, масштабы, формы и методы управленческой деятельности политических институтов зависят от типа общественных систем. Так, сфера влияния политических институтов в современных развитых капиталистических странах на экономику значительно уже, чем в странах социалистической ориентации.

Такая особенность объясняется двумя обстоятельствами. В позитивном плане: социализм в идеале предполагает, сознательное творчество масс. Политика как форма организации массовой деятельности призвана здесь стать важнейшим фактором исторического прогресса, В действительности негативная роль политики и ее институтов в странах, сделавших социалистический выбор, стала чрезмерной, деформированной. Политические институты в значительной мере поглотили общество, так как его социальные организации не были развиты в достаточной степени и уступили свои роли государственным структурам.

Действие политической системы как управляющей включает постановку целей и разработку на их основе политических проектов деятельности социальных институтов. Данную функцию, называемую политическим целеполаганием, нельзя абсолютизировать. Процесс общественной жизни при всех исторических условиях и системах не бывает глобально целенаправленным. Сознательное всегда сочетается со стихийным. Драматические страницы развития нашей страны опровергают стереотипную, пропагандировавшуюся многие годы характеристику советской истории лишь как практического воплощения научной теории марксизма-ленинизма.

Третье . Политическая система выполняет интегративную функцию в обществе: обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения, поскольку это необходимо для сохранения статус-кво общества. Она объединяет эти социальные группы и слои вокруг общих социально-политических целей и ценностей, что дает возможность реализовать как интересы системы в целом, так и интересы отдельных групп. Политическая система, пишет П. Шаран, есть система взаимодействия, встречающаяся во всех независимых обществах, которая выполняет функцию их интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного принуждения.

Четвертое. Одна из важнейших функций политической системы - создание необходимых политических условий для функционирования и прогресса экономики (правовое закрепление форм собственности на средства производства, обеспечение единого экономического пространства, проведение налоговой политики, регулирование финансовой системы и т. п.).

Пятое - защита данного общества, ее членов от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) воздействий. Речь идет о защите от деструктивных элементов, включая криминальные группы, приобретающие в наше время международный характер, от внешних агрессий (военной, экономической, идеологической, информационной), наконец, от экологической катастрофы.

Словом, политическая система реализует функцию целеполагания и целедостижения, обеспечивает порядок в обществе, держит под контролем процессы социальной напряженности в отношениях между людьми, обеспечивает его единство, создает условия для безопасности (физической, правовой, профессиональной и другой), распределяет материальные и духовные ценности (прямо или косвенно) между членами общества, мобилизует ресурсы для удовлетворения социальных потребностей.

Переход на следующий - внутренний уровень функционального анализа системы - представляет собою рассмотрение видов ее деятельности, сопряженных с осуществлением отмеченных функций. Р. Алмонд и вместе с ним Р.-Ж. Щварценберг и П. Шаран объединяют их в группу функций конверсии (преобразующих). Речь идет о тех преобразовательных действиях, которые осуществляют институты на "входе" и "выходе" системы:

а) артикуляция и агрегация интересов, что означает процесс предъявления, выражения и обобщения социальных интересов при выработке политических решений;

б) нормотворчество (выработка норм и правил);

в) применение норм и правил;

г) контроль за соблюдением норм и правил;

д) политическая коммуникация.

Три последние функции - сфера деятельности институтов государственной власти. Функция "д" в значительной мере реализуется негосударственными организациями, в том числе партиями.

Что касается функционального уровня сохранения и адаптации системы, то сюда относят деятельности:

а) по подготовке и отбору персонала, по формированию элиты, призванных выполнять главные политические роли;

б) по осуществлению политической социализации, т. е. процесса внедрения политической культуры в сознание и поведение индивидов и масс.

План

Тема 4. Политическая жизнь

Библиографический список

1. Арон Р. Избранное: Измерения исторического сознания. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.

2. Белл Д. Современная политика и власть. // Пер. с англ. Мокрецова А.В. – М.: Терра, 2004.

3. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. – М.: Междунар. отношения, 2003.

4. Бирюков Н.И., Сергеев В.М. Становление институтов представительной власти в современной России. – М.: Агенство «Издательский сервис», 2004.

5. Вебер М. Типы истинного порядка: условность и право // М. Вебер. Избранные произведения. М., Прогресс, 1990.

6. Даль Р. Демократия и ее критики / Пер. с анг. Под ред. М.В. Ильина.- М.: Российская политическая энциклопедия. (РОССПЭН), 2003.

7. Джарон Б. Мангейм, Ричард К. Рич. Политология. Методы исследования / Пер. с англ. А.К. Соколова.- М.: Изд-во «Весь мир», 1997.

8. Кожинов В.В. Победы и беды России.- М.: Изд=во Эксмо-Пресс, 2002.

9. Луман Н. Власть.- М.: Праксис, 2001.

10. Люкс Леонид. Третий Рим? Третий Рейх? Третий путь? Исторические очерки о России, Германии и Западе.- М.: Московский философский фонд, 2002.

11. Назаров М.В. Вождю Третьего Рима.- М.: Русская идея, 2004.

12. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире.- М.: Изд-во: Эксмо, 2003.

13. Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера.- М.: Изд-во МГУ, 1992.

14. Тощенко Ж.Т. Этнократия: история и современность. Социологические очерки.- М.: Российская политическая энциклопедия. (РОССПЭН), 2003.

15. Философия власти / Под ред. В.В. Ильина.- М.: Изд-во: МГУ, 1993.

16. Халипов В.Ф. Власть. Основы кратологии.- М.: Луч, 1995.

1. Понятие «политическая жизнь».

2. Основные виды и уровни функционирования политической жизни.

1. Понятие «политическая жизнь»

Политическая жизнь является очень широким понятием и употребляется как в научной литературе, так и в языке повседневной практики. Однако, исследовано, оно на наш взгляд, недостаточно. Об этом свидетельствует, во-первых, относительно небольшое количество публикаций, а, во-вторых, слишком большой разброс мнений, касающихся определения этого феномена.

Например, А.А. Борисенков характеризует политическую жизнь как процесс производства (воспроизводства) политических связей между людьми . В позиции автора отражены философские аспекты изучения политической жизни. Исходя из диалектики общего и отдельного, А.А. Борисенков считает политическую жизнь одним из проявлений более общего, родового понятия «общественная жизнь» Далее анализируются основные формы политических связей между людьми, к которым относятся политические отношения, политические объединения, политическую структуру и политическую систему общества. Эти формы политических связей, возникающих в процессе политической деятельности, обусловленной политическими интересами людей и составляют основное содержание политической жизни общества.



Такой подход имеет слишком общий характер и отражает, скорее всего, структурные элементы политической реальности, мира политического, что, конечно, очень важно с методологической стороны, но не дает более или менее четких контуров исследуемого явления. В этом отношении дополняет и конкретизирует представление о политической жизни позиция
И. М. Чудиновой, которую разделяют и авторы данного учебного пособия.

Очевидно, что под политической жизнью следует понимать все многообразные изменения, события, процессы, происходящие в политической сфере (избирательные кампании, выборы, встречи и дискуссии лидеров, митинги, демонстрации, законодательная деятельность парламента, взаимоотношения различных ветвей власти, встречи делегаций и т.п.

Политическая жизнь охватывает все формы жизнедеятельности политических субъектов. Основу политической жизни составляют многообразные потребности и интересы людей. Их удовлетворение в обществе всегда зависит от власти, поэтому приобретает политической характер.

Ядром политической жизни выступают политическая деятельность и политическая отклонения. В нее так же включаются политическое поведение, политический процесс, политические конфликты и ситуации.

Если говорить от оптимальной модели политической жизни, то следует иметь в виду, что все ее компоненты их взаимосвязи и взаимодействия должны быть направлены на достижение баланса интересов и политической стабильности общества.

Дается такое определение политической жизни: «политическая жизнь – это реальный процесс воспроизводства политической деятельности и политических отношений, обусловленный общественными и личными потребностями и интересами, удовлетворение которых зависит от механизма функционирования политической власти и реализуемой ею политики .

Политическая жизнь включает в себя способ политической жизнедеятельности общества, связанный с производством и распространением политического сознания, с определенным уровнем политической культуры людей и удовлетворением их потребностей.

Политическая жизнь предполагает политическое осознание потребностей и интересов, а также готовность субъектов политики вступать в диалог с властью.

Если субъекты (люди) не способны осознавать свои политические интересы, то они, как правило, превращаются в заложников правящих элит, либо в простых объектов манипулирования, в средства достижения целей другими политическими субъектами.

Политическое осознание интересов выражается в разработке собственных целей и средств использования государственной власти (или давления на нее) в определении норм взаимоотношений с возможными союзниками и оппонентами для реализации своих потребностей и интересов.

От характера осознания политических интересов зависят границы политического вмешательства в сферу общества.

В политическую жизнь постоянно включаются новые субъекты политической деятельности со своими потребностями и интересами. Этот процесс сопровождается появлением новых политических движений, партий и т.д. Все это может при определенных обстоятельствах порождать политические конфликты, приводить к кризисам.

Политическая жизнь имеет две главные связанные между собой, но не тождественные сферы – внутреннюю и внешнюю. Отсюда – внутренняя политическая жизнь и внешняя (международная) политическая жизнь.

Внутренняя политическая жизнь – собирательное понятие, охватывающее все действия субъектов внутренней политики, и вырастающие из этого политические события, отношения и связи. Первостепенное значение здесь имеет характер интересов, доминирующих внутри страны, что проявляется в расстановке общественно-политических сил страны, распределении в обществе политической власти и собственности, охватывает имеющиеся в обществе политические партии, лидеров этих партий, их авторитет, влияние, прочность позиций. Вся совокупность отношений, связей, взаимодействий этих субъектов внутренней политики и составляет внутреннюю политическую жизнь.

«Международная политическая жизнь» - собирательное понятие, охватывающее все действия субъектов международной политики в их взаимодействии с зарубежными субъектами международной политики.

Политическая жизнь функционирует на трех уровнях: 1) институциональном; 2) представительном и 3) индивидуальном.

1. Институциональный уровень – это государственно-правовая сфера политической жизни. Здесь осуществляется профессиональная политическая деятельность и складываются политические отношения в рамках государственного механизма. На этом уровне политическая деятельность сосредоточивается на утверждении и распространении политических ценностей (национальная безопасность, экономическое развитие, права и свободы граждан, конституционный порядок), на выработке политической стратегии и тактики, закрепление их в соответствующих законах.

Главная цель политической деятельности в рамках этого уровня – достижение политической стабильности, которая включает в себя гражданский мир, легитимность, эффективность и прочность власти.

Политическая стабильность – состояние общества, характеризующееся относительным согласием основных социальных и политических сил по поводу целей и методов общественного развития. Она основывается на балансе совпадающих и противостоящих интересов действующих социальных сил, на разрешении возникающих противоречий и конфликтов в результате консенсуса. К условиям, обеспечивающим политическую стабильность, относят: экономический рост, увеличение численности среднего класса, высокий уровень политической культуры, наличие демократических традиций, уважительное отношение к закону и лояльность к политическим институтам. Отсутствие стабильности порождает стремление обиженных нажать на государственные органы с целью получения материальных преимуществ.

Политическая стабильность – предмет особой заботы правящей политической элиты. Для этого она использует следующие меры:

1) Социально-политическое маневрирование. Наиболее распространенным средством социального маневрирования выступает перераспределение общественного богатства с учетом интересов «обиженных» групп;

2) Политическое манипулирование. Это массированное воздействие через СМИ с целью формирования общественного мнения нужной направленности;

3) Введение оппозиционных сил в политическую систему и постепенная их адаптация и интеграция;

4) Применение силы (наименее эффективна).

2. Представительный уровень. Субъектами политической жизни в рамках внегосударственных институтов и организаций являются группы по интересам, политические партии, профсоюзы, корпоративные объединения и др. На этом уровне формируются групповые интересы и потребности. Группы по интересам пытаются оказывать влияние на тех, кто управляет и добиться принятия соответствующих решений.

Адекватное представление правительства об актуальных интересах населения и своевременная ответная реакция на них предотвращают социальные взрывы и обеспечивают поддержку населением правящей элиты. Группы по интересам со временем могут оформиться в политические партии.

На представительном уровне осознанные интересы преобразуются в альтернативные политические программы. По отношению к правительству, активизируется деятельность по их реализации на государственном уровне.

В представительной системе корпоративизма политика вырабатывается посредством взаимодействия между государственным аппаратом и ограниченным кругом влиятельных организаций (бизнеса, профсоюзов). Корпоративные организации получают монопольное право на представительство своих интересов в обмен на их подчинение определенным ограничениям со стороны государства. Складывается своеобразное партнерство бизнеса, профсоюзов и государства на основе объединения узкогрупповых и общегосударственных интересов.

Таким образом, представительные институты являются необходимым инструментом реализации политического процесса, через них происходит своеобразное проникновение групповых интересов в государственную политику.

Итак, если на институциональном уровне формируется общая политическая воля и приоритетным является государственный интерес на представительном – групповой, то на индивидуальном – частный.

3. Субъектами политической жизни на этом уровне выступают независимые граждане, способные объединяться в массовые движения.

Особенностью политической жизни на индивидуальном уровне является спонтанность и стихийность ее проявления – свободное формирование и изложение интересов, воли неорганизованных людей.

Одной из форм спонтанного движения является гражданское неповиновение. Это символическое нарушение некоего правила, ультимативное средство обращения к большинству с тем, чтобы оно еще раз оценило свое решение и по возможности пересмотрело его. Широко распространены массовые протесты, связанные с ухудшением жизненного уровня, отравлением окружающей среды и т.д.

Спонтанное движение может приводить как к позитивным, так и негативным результатам. Возможно проникновение в это движение деструктивных, эгоистических интересов, в результате чего спонтанный процесс может быть направлен в разрушительное русло.

Отсюда следует, что спонтанное движение нуждается в саморегуляции и самозащите. Для неорганизованной политической жизни характерно самодеятельное политическое творчество (производство новых идей, концепций). Спонтанное движение подпитывает официальную политическую жизнь нововведениями, приближает власть к насущным потребностям той части населения, которая не поддается целенаправленному воздействию, обеспечивает динамизм политической жизни.

Для спонтанного развития политической жизни необходима свобода, во-первых, у государства нет возможности рационально оценить все то, что происходит в общественной жизни; во-вторых, порядок, организуемый сверху не может предусмотреть все правила управления обществом; в-третьих, через спонтанную жизнь осуществляется «вхождение» в политику требований снизу и обеспечивается учет естественных потребностей людей.

Существует два способа регулирования взаимодействия и развития социально-политических интересов: конфликтный и консенсусный.

Конфликтный – преодоление или даже ликвидация определенной группы интересов. При таком способе исключается совместный поиск истины, сотрудничество невозможно, единственное средство – насилие. Не эффективный способ.

Консенсусный способ основан на признании разнообразных интересов их носителей естественным состоянием общества. Сторонники этого пути исходят из необходимости согласованности интересов.

Политическая жизнь имеет свои закономерности развития, выступающие как тенденции. К ним относят: 1) постоянное воспроизводство и развитие политических потребностей и интересов; 2) соблюдение преемственности в функционировании и развитии; 3) взаимодействие субъектов политической жизни в осознании и реализации политических интересов, в формировании общественного мнения; 4) расширение сферы общенационального согласия на основе приоритета общечеловеческих ценностей; 5) сближение субъектов профессиональной политической деятельности с неорганизованными носителями политических интересов; 6) расширение взаимосвязи с экономической и духовной сферами жизни общества.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте основные виды и уровни функционирования политической жизни.

2. Какова роль политических потребностей и интересов в политической жизни?

3. Что такое политическая стабильность?

4. Назовите основные закономерности политической жизни.

5. Выявите особенности политической жизни современной России.

Надо признать заслугу Алмонда в осмыслении политической системы. Её результатом является и выделение трёх уровней, одинаково присущих всем политическим системам:

Первый уровень. Он и представляют возможности системы. Они отражают власть правительства над населением, силу влияния, на чувства, сознание, волю и активность людей в интересах ориентации на цели правительства. К ним относится:

Экстрактивная возможность как способность политической системы извлекать и использовать ресурсы в выбранных целях. Они определяют людские, трудовые и материальные ресурсы, включая: активность и способность людей, организационную и моральную поддержку людей, финансовые источники и деньги.
- регулирующая возможность как использование контроля за поведением интересующих людей и их групп, регулирование деятельности организаций;
- распределительная возможность как способность вести воспроизводственный процесс и регулировать распределение материальных и нематериальных ценностей.
- реагирующая возможность как способность системы отвечать на "входные требования" формирование удовлетворяющей политики, признаваемой влиятельными группами интересов.
- символизирующая возможность как способность системы подхватывать и развивать популярные и символичные убеждения, взгляды, мифы, развивать и создавать из них яркие, доходчивые образы, призывы и лозунги, а на этой основе манипулировать населением с целью обеспечения необходимого уровня легитимности власти.

Большинство политических систем имеет регулятивный и экстрактивный характер. Тоталитарные системы действуют методом подавления требований общества, отказываются от реагирования на них., требования внешней среды не признают, однако хорошо развивают свои символизирующие возможности.

Практика политической деятельности подвела демократические системы к формированию "выводов" регулирования, экстракции и распределения, основанных от состава и сущности требований групп при "вводе". Такой порядок раскрывает демократию как более высокую реагирующую способность, что по утверждению политологов, создаёт большую эффективность системы - её способность формировать результат: создавать и размещать ценности.

На втором уровне функционирования раскрывается то, что происходит в нутри системы и имеет конверсивный процесс как способ превращения входящих факторов в исходящие. Конверсивный процесс разных политических систем анализируются и сравниваются по шести основным функциям схемы Алмонда. Это:

Формирование требований (артикуляция интересов);
- процедура установления и комплектования требований в альтернативные программы действий (агрегирование интересов);
- формирование норм (нормотворчество);
- претворение норм в практику (реализация норм);
- контроль и регулирование (контроль над нормами);
- соотношение регулирующих действий внутри системы и при взаимодействии системы с окружающей средой (коммуникация).

На третьем уровне расположились модели и адаптации: процесс социализации и рекрутирования - появление новых ролей и вход неизвестных роанее людей в политическую жизнь.
- - - - - - - -
Одна сторона -теория, другая - жизнь, вместе - проверка политической жизни через теорию. Одна сторона - генерирование абстрактных требований входа, другая формирование группы интересов, третья - ощущение последствий в действиях «вывода» системных решений. Каждый участник политического поля всегда генерирует определённые требования. В своей массе они основаны на некоторых потребностях и связанных с ними интересами. Многим они позволяют подключить себя к составу участников одного из политических действий или к какой-то группе интересов. Получить через него политические, экономически или правовые преференции и использовать их по своему усмотрению. Кому удаётся доказать свою верность политическим установкам группы или партии, тот может встать на ключевой пост в иерархии доступных должностей. Значительно реже новому участнику удаётся стать организатором политической деятельности отдельной партии, хотя Российская история знает достаточно примеров, большая часть которых не смогла оставить за собой какой-либо истории кроме намерения или факта регистрации в Минюсте. Это тоже большее достижение, но оно как правило может представлять значение для личной истории. При реагировании на такую активность на входе система может принять только кадровые решения: привлечь инициатора к какой-либо деятельности, допустить в в политический состав, или же закрыть свой вход.
Совершенно другой план политической деятельности даёт представление новых идей и ввод их смыслов в политическую жизнь. Сделать серьёзный вид, сымитировать такую деятельность невозможно: отторжение произойдет мгновенное и болезненное для инициатора, но это будет воля всего политического поля. Другой случай появление неизвестных ранее идей. Железное правило обращения с ними - окружение молчанием. Как-то понять - требуется время. Обычно политическое поле ждёт авторитетного мнения, далее, как правило разделяется на жёсткую критику и некоторую солидарную поддержку Это всё вознаграждение за многолетние терзания и собственные испытания. Это перспектива новатора на политическом поле. здесь не политических субсидий. Такое состояние даёт новатору политического процесса право и возможность идти своим путём и утверждать новые представления, правила и расстановку сил для политического поля. И только он может принять такое решение, как и взять на себя груз тяжелейшей работы. Она продолжается.