Ремонт Стены Уход

Либеральные реформы 60 70 годов таблица самоуправления. Реформа системы государственных финансов

Александр II - один из самых знаменитых русских императоров, представитель династии Романовых, освободивший крестьян от крепостного права. Александр II воспитывался видными деятелями искусства, а за его обучение отвечал Жуковский, прививший будущему монарху либерально-демократические стандарты мышления.

В будущем Александру Николаевичу удалось воплотить все те реформы и проекты, которые не удались его предшественнику, отцу монарха Николаю I.

Характеристика реформы Результаты

Плюсы

Минусы

Земская реформа 1864г.

Реформа городского самоуправления 1870г.

  • земские органы становились всесословными.
  • в ведении земств находились вопросы местного хозяйства, торговли, промышленности, распределение государственных податей, назначение местных налоговых сборов, здравоохранение, народное образование, устройство благотворительных учреждений.
  • впоследствии земские учреждения стали центрами либеральной оппозиции правительству.
  • в соответствии с новым «Городовым положением» создавались всесословные органы общественного самоуправления – городские Думы.
  • реформа способствовала развитию городского хозяйства, промышленности и торговли.
  • запрещались межгубернские объединения земств.
  • для содержания земских учреждений, а также их служащих был введен специальный налог – земский сбор.

Стабилизация финансовой системы

  • 1860г. – основание Государственного банка.
  • В.А. Татаринов настоял на гласности бюджета, осуществил «единство кассы», что означало проведение всех государственных выплат и поступлений через одну структуру – Министерство финансов.
  • с 1863г. вместо откупной системы вводилась акцизная, что означало продажу вина при условии выплаты акцизного сбора.
  • централизация финансовой и бюджетной сферы, установление гласности бюджета и финансового контроля, прогрессивные изменения налоговой системы.

народные волнения – «трезвенное движение» 1858-1859 гг.

Судебная реформа 1864г.

  • бессословность суда, равенство всех подданных перед законом.
  • независимость суда от администрации.
  • создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверенных (адвокатов).
  • создавался институт нотариусов.

Меры, направленные на ограничение судебной реформы:

  • следствие по делам о государственных преступлениях передается жандармским органам (1871г.).
  • учреждается особое присутствие Правительствующего сената (1872) для рассмотрения этой категории дел

Военные преобразования 1860-1870-х гг.

  • в 1862-1864гг. было образовано 15 военных округов.
  • была устранена излишняя централизация управления, военное министерство освобождалось от рассмотрения военно-административных вопросов местного уровня и характера → возросла оперативность в управлении войсками.
  • 1867г. – создание постоянных военно-судебных органов.
  • реформа военно-учебных заведений.
  • поступление на вооружение русской армии нарезного оружия.
  • введение с января 1874г. всеобщей воинской повинности, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20 лет, срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках, 7 лет на флоте.

Реформа системы народного образования

  • 16 июня 1863г. утвержден новый Университетский устав (университет образовывали 4 факультета).
  • среднее образование стало открытым для всех сословий.
  • Женщины могли получить высшее образование на частных курсах
  • открытие прогимназий.
  • устав лишал студентов права создавать различного рода объединения.
  • установленная за обучение в гимназиях плата делала недоступным обучение в них детей несостоятельных родителей.

Цензурная реформа

1865г.

  • отменялась предварительная цензура для изданий объемом более 10 печатных листов.
  • от цензуры были освобождены правительственные и научные издания.

Император Александр II вошёл в историю под именем Освободителя, что связано не только с освобождением крестьян от крепостного гнёта, но и с проведением ряда либеральных реформ, нацеленных на устранение внутриполитических проблем в стране.

Реформы Александра II не ограничивались отменой крепостного права. За 20 лет своего нахождения у власти, правитель смог провести довольно грамотную финансовую и военную реформу, изменить положение судебных инстанций. Работая над новыми реформами, Александр II использовал международный опыт, но не забывал и исторические особенности развития страны. Как и многие великие монархи, Александр II не был понят современниками, и в итоге был застрелен в 1881 году. Однако проведенные им либеральные реформы оказали существенное влияние на облик России в будущем.

Цели урока:

  1. Изучить основные положения судебной, военной реформ и реформы в области просвещения 60-70-х гг. XIX в., сформировать представление об их значении в истории России.
  2. Закрепить навыки работы с текстом учебника, обобщения исторических фактов, умение делать выводы, решать проблемную ситуация и аргументировать свою точку зрения. Формировать умение работать с текстом исторических источников.
  3. Способствовать формированию чувства гордости историческим прошлым своей страны.

Учебно-методическое обеспечение урока:

  1. Данилова А.А. История России, XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2009
  2. Презентация “Либеральные реформы 60–70-х гг. XIX в.” (Приложение 1)
  3. Документы:
    Положение о начальных народных училищах (1864 г.).
    Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения (1864 г.).
    Основные положения Университетского устава 1863 г. (Приложение 2)

План-конспект урока.

I. Этап актуализации знаний и мотивации познавательной деятельности.

Учитель: сегодня на уроке мы завершаем изучение реформ Александра II. Наша задача познакомиться с содержанием судебной, военной реформ и реформы в области просвещения и оценить историческое значение всех реформ 60–70-х гг. XIX в. (Слайд 2)

О каких реформах Александра II вы уже знаете, почему он вошел в историю как царь-освободитель?

Ученики: крестьянская (1861 г.), освободившая крестьян от крепостной зависимости, земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы (Слайд 3).

Учитель: Почему эти реформы были необходимы в России второй половины XIX века?

Ученики: отставание России, низкая эффективность крепостного труда, массовые выступления крестьян, Крымская война показала отставание армии.

Учитель: либеральные реформы 60–70-х гг. XIX в. активно изучались и изучаются историками. Историки XIX – начала XX в. оценили эти реформы как великие, а советские историки считали их незавершенными и половинчатыми (Слайд 4) . Ваша задача – дать в конце урока свою оценку реформам. Поможет вам в этом заполнение таблицы, начало которой вы сделали дома (Слайд 5) :

Реформы Их значение Их недостатки
Крестьянская (1861 г.)
Земская (1864 г.)
Городская (1870 г.)
Судебная (1864 г.)
Военная (1874 г.)
В области просвещения

(1863-1864 гг.)

Проверка домашнего задания: ученики зачитывают значение и недостатки крестьянской, земской, городской реформ; объясняют понятия “гражданское общество” и “правовое государство” (Слайд 6) .

Реформы Их значение Их недостатки
Крестьянская (1861 г.)
Земская (1864 г.)
Городская (1870 г.)

II. Изучение нового материала

Учитель: Продолжим изучение реформ Александра II и заполнение таблицы.

1. Судебная реформа 1864 г. (Работа с текстом учебника: стр.147–148.)

Прочитайте в учебнике о содержании судебной реформы и расскажите о ней по плану (Слайд 7) :

  1. принципы нового суда
  2. мировые суды
  3. общие суды:
    а) окружные суды
    б) судебные палаты
  4. роль Сената
  5. значение реформы
  6. недостатки реформы

Ответ учеников:

  1. принципы нового суда: равенство всех сословий перед законом, гласность суда, независимость судей, состязательность обвинения и защиты, выборность некоторых судебных органов (Слайд 8) ;
  2. мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела, мировые судьи выбирались земскими собраниями и городскими думами из лиц не моложе 25 лет, существовал высокий образовательный и имущественный ценз;
  3. общие суды: а) окружные суды назначались императором, рассматривали уголовные и сложные гражданские дела, первые – с участием 12 присяжных заседателей, которые выносили вердикт;
    б) судебные палаты назначались императором, рассматривали апелляции, рассматривали дела о должностных преступлениях чиновников;
  4. роль Сената: высшая судебная инстанция (Слайд 9) ;
  5. значение реформы: в России создавалась самая передовая судебная система;
  6. и недостатки реформы: сохранение особых судов для крестьян, духовенства, военных и высших чиновников (Слайд 10) .

Записываем в таблицу значение и недостатки реформы.

2. Военная реформа 1874 г.

Учитель: Крымская война показала отсталость русской армии. Как она комплектовалась? Что такое рекрутская повинность? Был ли у армии запас?

Ученики: русская армия со времен Петра I комплектовалась на основе рекрутской повинности – выставления определенного числа рекрутов от общины. Служба длилась 25 лет, поэтому отслуживший уже не считался военнообязанным и запаса у армии не было.

Учитель: Послушаем сообщение о военной реформе. Ваша задача – назвать основные направления реформы, ее значение (Слайд 11) .

Сообщение ученика о военной реформе.

Учитель: назовите основные направления реформы, направления изменений в армии. Для этого обобщите услышанные вами факты.

А) факты: численность русской армии в 1864 г. – 1 млн. 132 тыс. человек, в 1867 г. – 742 тыс. человек (Слайд 12) .

Ученики называют направление: сокращение численности армии.

Б) факты: создание военных гимназий и училищ для дворян, юнкерских училищ для всех сословий, открытие Военно-юридической академии (1867 г.), Морской академии (1877 г.) (Слайд 31) .

Ученики: развитие системы военного образования.

В) факты: отмена рекрутских наборов, введение всесословной воинской повинности с 20 лет (Слайд 14) .

Ученики: изменение порядка комплектования армии.

Г) факты: гладкоствольное оружие заменялось нарезным, чугунные орудия заменялись на стальные, принята на вооружение русской армии винтовка Х. Бердана (берданка), началось строительство парового флота (Слайд 15) .

Ученики: перевооружение армии и флота.

Д) факты: по новым уставам ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне (стрельба, рассыпной строй, саперное дело), сокращено время на строевую подготовку, запрещались телесные наказания (Слайд 16) .

Ученики : совершенствование боевой подготовки.

Ученики (Слайд 17) . Ответы записываются в таблицу.

3. Реформы в области просвещения (1863–1864 гг.)

Учитель: уже в первой половине сформировались три ступени образования: начальная, средняя, высшая. Реформы затронули каждый из них (Слайд 18) .

Поработаем по рядам с документами, выясним, что изменилось в каждом уровне образования.

1-й ряд. Работает с Положением о начальных народных училищах (1864 г.) (Слайд 19).

Отвечает на вопросы:

1. Какие учебные заведения создавались данным Положением?
2. Что изучалось в народных училищах?
3. Кто принимался в народные училища?
4. Как решался вопрос об оплате за обучение?

2-й ряд. Работает с Уставом гимназий и прогимназий Министерства Народного Просвещения (1864 г.) (Слайд 20) .

Отвечает на вопросы:

1. Какие виды гимназий создавал Устав? Чем они различались?
2. Кто и сколько лет мог обучаться в гимназиях?
3. Было ли обучение в гимназиях доступно для всех?

3-й ряд. Работает с Основными положениями Университетского устава 1863 г. (слайд 21).

Отвечает на вопросы:

1. Кто осуществлял управление университетом?
2. Как назначались деканы факультетов и ректор университета?
3. Как формировался Университетский суд? Каковы его функции?
4. Кто мог стать студентом университета?
5. Каковы преимущества университетов?

Учитель: возможность университетов решать многие вопросы самим означала их автономию, т.е. самостоятельность.

Реформы создали условия для развития женского образования: появились женские гимназии, открывались высшие женские курсы (Бестужевские курсы в Петербурге), женщины стали допускаться в университеты как вольнослушатели, т. е. не получали дипломов о высшем образовании.

Ученики отвечают на вопрос учителя о значении и недостатках реформы (Слайд 22) . Ответы заносятся в таблицу и ее заполнение завершается (Слайд 23):

Реформы Их значение Их недостатки
Крестьянская (1861 г.) Переломный момент, грань между двумя эпохами – феодализмом и капитализмом, создала условия для утверждения капиталистического уклада в качестве господствующего. Сохранила крепостнические пережитки (помещичье землевладение, повинности временнообязанных крестьян); крестьяне не получили землю в полную собственность, должны были платить выкуп, потеряли часть земли (отрезки)
Земская (1864 г.) Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Деятельность была направлена на улучшение положения народных масс. Сословность выборов; ограничен круг вопросов, решаемых земствами.
Городская (1870 г.) Как и земская реформа, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общество и правового государства. Деятельность городского самоуправления контролировалась государством.
Судебная (1864 г.) Самая передовая в тогдашнем мире судебная система. Сохраняла ряд пережитков прошлого (особые суды).
Военная (1874 г.) Создание массовой армии современного типа, поднят авторитет воинской службы, удар по сословному строю. Просчеты в системе организации и вооружения войска.
В области просвещения

(1863-1864 гг.)

Расширение и совершенствование образования всех уровней. Недоступность среднего и высшего образования для всех слоев населения.

III. Заключительный этап урока

Ученики, глядя на обобщающую таблицу, формулируют свои оценки и объясняют их, отмечают значительную роль реформ для России и незавершенность некоторых из них.

Подведение итогов урока.

Запись домашнего задания (Слайд 24) :
подготовиться к самостоятельной работе,
повторить содержание и значение реформ Александра II по п.20, стр. 144–150,
проверить свои знания можно с помощью практикума на сайте: http://fcior.edu.ru/card/9397/velikie-reformy.html

1864 г. – земская реформа

1870 г. – городская реформа

1864 г. – судебная реформа

1863-1874 гг. – военные реформы

1864-1865 гг. – реформы просвещения и печати


Шитова О. Г.

МОУ «Лицей № 86»

г. Ярославль

Либеральные реформы 60 -70-х гг. XIX века

История России


Дворянское или Благородное собрание - орган дворянского самоуправления в Российской империи, существовавший в период с 1766 по 1917 годы.

Было учреждено в 1785 году Жалованной грамотой дворянству Екатерины II.

Участниками собрания являлись представители дворянского общества определенной территории (губерния, уезд). Глава дворянского собрания имел звание предводителя (выборная должность).

Дворянские собрания занимались решением локальных общественных вопросов, при этом им запрещалось обсуждение вопросов государственного устройства.



  • После отмены крепостного права помещики утратили административную и судебную власть над крестьянами
  • Государство не могло осуществлять всё местное управление руками чиновников: для этого не хватало ни кадров, ни финансовых средств
  • Дворянство требовало повысить его роль в местном управлении в качестве компенсации за утрату власти над крестьянами

Земская реформа 1864 г.

Разработчики проекта реформы – комиссия

во главе с Н.А. Милютиным

Суть: создание в уездах и губерниях выборных

органов местного самоуправления ( земств )

Принципы:

Отделение от

Хозяйственно-

Выборность,

административной

всесословность

финансовая

самостоятельность


Земские органы

РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ


Вопросы местного

хозяйственного значения:

Строительство школ, больниц, дорог

  • развитие местной промышленности

Губернская земская управа

Губернское земское собрания

Уездная земская управа

Уездное земское собрания

Уездный съезд

выборщиков

землевладельцев

Курия городских

избирателей

Волостные сходы

6 тыс. руб.

Сельские сходы

Курия выборных от

крестьянских обществ

ИЗБИРАТЕЛИ


  • Земства не имели политической силы и находились под контролем губернаторов.
  • Земства были созданы в губерниях, где преобладало русское дворянство
  • Избирательная система обеспечивала в них большинство дворян (выборы были многоступенчатыми и неравными).

Городская реформа 187 0 г.

Функции

  • Благоустройство города
  • Попечение о местной торговле и

промышленности

  • Здравоохранение
  • Образование
  • Санитарные и противопожарные

Городской голова

Городская управа

Городская дума – 4 года

налогоплательщики

налогоплательщики

налогоплательщики

Имущественный ценз


Домашнее задание

Параграф 21-22 (Стр. 144-147)

Вопросы 1-2 – устно

Задания к документам 1 - письменно


Судебная реформа 1864 г.

Сенат

ОБЩИЙ СУД

Судебная палата

МИРОВОЙ СУД

Мелкие уголовные и

апелляция

гражданские дела

  • мировой судья

Окружной суд

Суд присяжных,

прокурор, адвокат

Мировой судья

(образовательный и

имущественный ценз,

Сложные уголовные и

гражданские дела


Наиболее последовательная и прогрессивная

Судебная реформа 1864 г.

  • Равенство граждан перед законом.
  • Несменяемость судей и независимость их от администрации.
  • Гласность судопроизводства.
  • Состязательность судопроизводства (обвинение – защита); учреждена адвокатура (присяжные поверенные).
  • Институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел.
  • Институт следователей
  • Но! Сохранились сословные суды (для крестьян, духовенства, военных и высших чиновников).

Военная реформа 1863 - 1874 гг.

Д.А. Милютин – военный министр

1863-1864 гг.

  • реформирование военно-учебных заведений

(военные гимназии, военные училища, юнкерские училища, Военно-юридическая академия (1867), Морская академия (1877)),

  • образование военных округов

1874 г. – «Устав о воинской повинности»

  • введение всеобщей воинской повинности с 20 (21) лет
  • сокращение срока службы:

сухопутные 15 лет (6+9), флот 10 лет (7+3)

  • Отмена телесных наказаний
  • Улучшение быта
  • Перевооружение армии
  • Изменена система боевой подготовки

Реформы в области народного образования 1863-1864 гг.

образование

образование

Начальное

образование

«Университетский

устав» 1863 г.

«Положение гимназий и

прогимназий»

«Положение о начальных

народных училищах»

Прогимназии

Учебные заведения

(4 года обучения)

могли открывать земства,

общественные организации,

частные лица

Автономия

(выборность ректоров,

проректоров, деканов,

профессоров;

создание советов

университетов)

Гимназии

Реальные

Готовили к поступлению

в высшие технические

учебные заведения

Классические

Готовили к поступлению

в университет

гимназии

Образование стало более доступным для представителей различных сословий


Домашнее задание

Параграф 21-22

Вопросы – устно

Задания к документу 2-4 - письменно

Крестьянская реформа 1861 г. привела к изменениям в экономической структуре общества, что вызвало необходимость трансформации политической системы. Новые буржуазные реформы, вырванные у правительства в период демократического подъема, явились побочным продуктом революционной борьбы.

Реформы в России были не причиной, а следствием развития социально-экономических процессов. В то же время, после реализации, реформы объективно оказывали обратное влияние на эти процессы. Проводимые преобразования имели противоречивый характер – царизм пытался приспособить старую политическую систему самодержавия к новым условиям, не изменяя ее классовой сущности. Реформы (1863-1874) отличались половинчатостью, непоследовательностью и незавершенным характером. Они проектировались в годы революционной ситуации, а проводились некоторые из них через 10-15 лет в обстановке спада революционной волны. Задачи организации местного самоуправления должны были решить земская и городская реформы. В соответствии с «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» (1864) в уездах и губерниях вводились выборные органы местного управления – земства. Формально земские Учреждения состояли из представителей всех сословий, но избирательное право обусловливалось имущественным цензом. Члены земских собраний (гласные) избирались по трем куриям: землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ (по последней курии выборы были многостепенными). Председателем собраний являлся предводитель дворянства. Создавались также исполнительные органы – губернские и уездные земские управы. Земства не имели политических функций и не обладали исполнительной властью, решали в основном хозяйственные вопросы, но и в этих пределах они контролировались губернаторами и МВД. Вводились земства постепенно (до 1879 г.) и не во всех районах империи. Уже в это время их компетенция все более и более ограничивалась правительством. Однако, несмотря на ограничения, земства в России сыграли заметную роль в решении вопросов как хозяйственного, так и культурного плана (просвещение, медицина, земская статистика и т.д.). Новая система учреждений городского самоуправления (городские думы и управы), созданная на основании «Городового положения».(1870), была основана на буржуазном принципе единого имущественного ценза. Выборы происходили по куриям, соадаваемым в соответствии с размерами уплачиваемого налога. Подавляющее большинство жителей, не имеющих установленного имущественного ценза, оказалось отстраненным от выборов. В результате реформы органов местного самоуправления господствующее положение в земствах (особенно на губернском уровне) заняло дворянство, а в городских думах – представители крупной буржуазии. Органы городского самоуправления также находились под неослабным контролем правительства и в основном решали вопросы, связанные с ведением городского хозяйства.

Наиболее архаичной в середине XIX в, оставалась система российского судопроизводства.

Суд носил сословный характер, заседания имели келейный характер и не освещались в печати. Судьи полностью зависели от администрации, а подсудимые не имели защитников. Наиболее рельефно буржуазное начало проявилось в новых судебных уставах 1864 г., в основу которых были положены главные принципы буржуазного права: бессословность суда, состязательный характер процесса, гласность и независимость судей. Результатом судебной реформы стало введение в России двух систем: коронного и мирового судов. Коронный суд имел две инстанции: окружной суд и судебную палату. В ходе судебного заседания обвинение выдвигал прокурор, а защиту вели адвокаты (присяжные поверенные). Решение о виновности обвиняемого принимали выборные присяжные заседатели. Меру наказания устанавливали судья и два члена суда. Мировые суды рассматривали мелкие преступления, судопроизводство здесь вели мировые судьи, избираемые земскими собраниями или городскими думами. Однако и на новой системе судопроизводства лежал отпечаток старых феодальных пережитков. Так, были сохранены специальные суды для отдельных категорий населения (например, волостные суды для крестьян). Ограниченными оказались и гласность судопроизводства и независимость судей от администрации. Военные реформы. Необходимость повышения боеспособности русской армии, ставшая очевидной уже в ходе Крымской войны н явно заявившая о себе во время европейских событий 60-70-х годов, когда продемонстрировала свою боеспособность прусская армия (объединение Германии под главенством Пруссии, франко-прусская война 1870 г.), требовала осуществления коренных военных реформ. Эти реформы были проведены под руководством военного министра Д.А.Милютина. В 1864 г. он ввел систему военных округов, несколько позднее осуществил централизацию военного управления. Была реформирована система военных учебных заведений, приняты новые военные уставы. Проводилось перевооружение армии. В 1874 г. в России была введена всесословная воинская повинность с ограниченным сроком воинской службы. Воинская служба вместо 25 лет устанавливалась сроком 6 лет (на действительной службе) и 9 лет в запасе. На флоте служили 7 лет и 3 года в запасе. Эти сроки существенно сокращались для лиц, имевших образование. Таким образом в стране была создана массовая армия буржуазного типа, имеющая ограниченный кадровый состав в мирное время и крупные людские ресурсы на случай войны. Однако по-прежнему кадровый офицерский состав русской армии состоял преимущественно из дворян, солдаты же – выходцы из крестьянской массы – были бесправны.

Земская реформа. После принятие Крестьянской реформы, появилась необходимость преобразовать органы местного самоуправления. В 1864 году в Российской Империи начала вводиться земская реформа. В уездах и губерниях были сформированы земские учреждения, которые представляли собой выборные органы. Земства не обладали политическими функциями, преимущественно в их компетенцию входило решение проблем местного значения регулирование работы школ и больниц, строительство дорог, контроль над торговлей и мелкими промышленными объектами. Земства были подконтрольны местным и центральным властям, которые имели право опровергнуть решения этих органов или приостановить их деятельность. В городах создавались городские думы, которые имели те же полномочия, что и земства. Главенствующая роль в земствах и городских думах принадлежала представителям буржуазного сословия. Несмотря на то, что реформы имели весьма узкую структуру и фактически не решали проблем социално экономической жизни, они стали первым шагом на пути внедрения в Российской Империи либеральной демократии. Дальнейшее введение реформ полностью остановила смерть императора. Его сын Александр II видел для России совершенно другой путь развития. Финансовые реформы. Развитие капиталистических отношений привело к реорганизации финансовой системы империи, сильно расстроенной в годы войны. Среди важнейших мероприятий по упорядочению финансов было создание Государственного банка (1860), упорядочение процесса формирования государственного бюджета, преобразование государствепиого контроля. Следствием «трезвенного» движения стала отмена винных откупов. Несмотря на то что финансовые преобразования носили буржуазный характер, они не изменили сословного характера системы налогообложения, при котором вся тяжесть налогов падала на податное население. Реформы в области просвещения и печати. Потребности экономической и политической жизни страны делали необходимыми изменения в организации народного образования. В 1864 г. было опубликовано «Положение о начальных народных училищах», которое расширило сеть начальных учебных заведений. По «Положению» начальные училища разрешалось открывать общественным учреждениям и даже частным лицам, однако все они находились под контролем училищных советов. Преподавали в начальной школе письмо, чтение, правила арифметики, закон божий и церковное пение. Большинство начальных школ было земскими (создавались земствами), церковно-приходскими и «министерскими» (учрежденные Министерством народного просвещения). В 1864 г. был введен новый устав гимназий, которые стали разделяться на классические (ориентированные на дворянских и чиновничьих детей) и реальные (в основном для детей буржуазии). Учились в гимназиях 7 лет. В классических гимназиях делался упор на тщательное изучение древних языков (латыни и греческого), в реальных вместо «классических» языков читались расширенные курсы естественных наук. Выпускники классических гимназий могли без экзаменов поступать в университеты, «реалистю», в основном, шли в технические высшие учебные заведения. Количество начальных и средних учебных заведений в России в пореформенный период быстро возрастало. В конце 50-х годов их было около 8 тысяч, в начале 80-х годов – свыше 22 тыс., а к середине 90-х годов свыше 78 тыс. Однако и к концу XIX в. Россия оставалась страной неграмотных, их было почти 80%. В 1863 г. вступил в действие новый университетский устав, который восстанавливал и расширял автономию университетов. В стране открывались новые высшие учебные заведения, в том числе технические, а также женские курсы в Москве, Петербурге, Киеве. В ходе преобразований правительство было вынуждено пойти на ряд уступок в области цензуры. «Временные правила для печати» (1865) частично отменяли предварительную цензуру в столицах, но вместе с тем устанавливали судебную ответственность для лиц, нарушивших законодательство в этой области. Таким образом, несмотря на противодействия консервативных кругов, в России в 60-70-е годы был реализован целый комплекс буржуазных реформ. Многие из них были противоречивыми и непоследовательными, однако в целом они были шагом вперед по пути превращения русской феодальной монархии в монархию буржуазную, способствовали развитию в стране капиталистических отношений, росту экономики и культуры, подняли престиж России в сфере международных отношений. Революционная ситуация в стране не переросла в революцию. Реформировав политическую надстройку общества, самодержавие сумело сохранить за собой основные позиции, это создавало предпосылки для возможного поворота, движения вспять, которое проявилось в период реакции и контрреформ 80-90-х годов XIX в. Развитие капитализма и формирование промышленного пролетариата в России в 60-х – середине 90-х годов XIX в. После отмены крепостного права развитие капитализма в стране пошло невиданными ранее темпами. Капиталистические отношения охватывали все сферы экономики, способствовали ускорению темпов развития народного хозяйства России. На период 60-90-х годов XIX в. приходятся такие важнейшие явления в экономике страны, как завершение промышленного переворота и быстрое развитие ряда важнейших отраслей, постепенная перестройка на новый капиталистический лад аграрного сектора, формирование пролетариата и русской промышленной буржуазии.

Крестьянская реформа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1

Либеральные реформы 60-70гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

Учреждение земств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

Самоуправление в городах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Судебная реформа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Военная реформа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

Реформы в области просвещения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....10

Церковь в период реформ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . .13

Крестьянская реформа .

Россия накануне отмены крепостного права . Поражение в Крымской войне свидетельствовало о серьезном военно-техническом отставании России от ведущих европейских государств. Возникла угроза скатывания страны в разряд второстепенных держав. Этого власть допустить не могла. Вместе с поражением пришло понимание, что главной причиной экономической отсталости России являлось крепостное право.

Громадные расходы на войну серьезно подорвали денежную систему государства. Рекрутские наборы, изъятия скота и фуража, рост повинностей разоряли население. И хотя крестьяне не ответили на тяготы войны массовыми восстаниями, они находились в состоянии напряженного ожидания царского решения об отмене крепостного права.

В апреле 1854 г. был издан указ о формировании резервной гребной флотилии («морского ополчения»). В нее с согласия помещика и с письменным обязательством возвратиться к хозяину могли записываться и крепостные. Указ ограничивал район формирования флотилии четырьмя губерниями. Однако он всколыхнул почти всю крестьянскую Россию. В деревнях разнеслась молва о том, что император призывает добровольцев на военную службу и за это навсегда освобождает их от крепостного состояния. Самовольная запись в ополчение вылилась в массовое бегство крестьян от помещиков. Еще более широкий характер это явление приняло в связи с манифестом 29 января 1855 г. о наборе ратников в сухопутное ополчение, охватив десятки губерний.

Изменилась и атмосфера в «просвещенном» обществе. По образному выражению историка В. О. Ключевского, Севастополь ударил по застоявшимся умам. «Теперь вопрос об освобождении крепостных во всех устах, - писал историк К. Д. Кавелин, - об этом говорят громко, об нем думают даже те, при которых прежде нельзя было намекнуть на погрешительность крепостного права, не произведя в них нервических припадков». За проведение преобразований выступали даже родственники царя - его тетка, великая княгиня Елена Павловна, и младший брат Константин.

Подготовка крестьянской реформы . Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил 30 марта 1856 г. представителям московского дворянства. При этом он, зная настроение большинства помещиков, подчеркнул, что гораздо лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу.

3 января 1857 г. Александр II образовал Секретный комитет для обсуждения вопроса об отмене крепостного права. Однако многие его члены, бывшие николаевские сановники, были ярыми противниками освобождения крестьян. Они всячески тормозили работу комитета. И тогда император решил предпринять более действенные меры. В конце октября 1857 г. в Петербург прибыл виленский генерал-губернатор В. Н. Назимов, бывший в молодости личным адъютантом Александра. Он привез императору обращение дворян Виленской, Ковенской и Гродненской губерний. Они просили разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землей. Александр воспользовался этой просьбой и направил 20 ноября 1857 г. Назимову рескрипт об учреждении из числа помещиков губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы. 5 декабря 1857 г. аналогичный документ получил петербургский генерал-губернатор П. И. Игнатьев. Вскоре текст посланного Назимову рескрипта появился в официальной прессе. Таким образом, подготовка крестьянской реформы стала гласной.

В течение 1858 г. в 46 губерниях были учреждены «комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян» (чиновники боялись включать в официальные документы слово «освобождение»). В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет. Его председателем стал великий князь Константин Николаевич. В марте 1859 г. при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии. Их члены занимались рассмотрением материалов, поступавших из губерний, и составлением на их основе общего проекта закона об освобождении крестьян. Председателем комиссий был назначен генерал Я. И. Ростовцев, пользовавшийся особым доверием императора. Он привлек к своей работе сторонников проведения реформ из числа либеральных чиновников и помещиков - Н. А. Милютина, Ю. Ф. Самарина, В. А. Черкасского, Я. А. Соловьева, П. П. Семенова, названных современниками «красными бюрократами». Они выступали за освобождение крестьян с земельным наделом за выкуп и превращение их в мелких земельных собственников, помещичье землевладение при этом сохранялось. Эти идеи коренным образом отличались от тех, что высказывали дворяне в губернских комитетах. Они полагали, что уж если и освобождать крестьян, то без земли. В октябре 1860 г. Редакционные комиссии закончили свою работу. Окончательная подготовка документов реформы была перенесена в Главный комитет, затем их утвердил Государственный Совет.

Основные положения крестьянской реформы. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест «О даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта», а также «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Согласно этим документам крестьяне, ранее принадлежавшие помещикам, были объявлены юридически свободными и получали общегражданские права. При освобождении они наделялись землей, но в ограниченном размере и.за выкуп на особых условиях. Земельный надел, который помещик предоставлял крестьянину, не мог быть выше установленной законом нормы. Ее размер составлял в различных частях империи от 3 до 12 десятин. Если к моменту освобождения в крестьянском пользовании находилось больше земли, то помещик имел право отрезать излишек, при этом у крестьян отбирались земли лучшего качества. Согласно реформе крестьяне должны были выкупить землю у помещиков. Они могли получить ее и бесплатно, но лишь четверть определенного законом надела. До выкупа своих земельных наделов крестьяне оказывались в положении временнообязанных. Они должны были платить оброк или отбывать барщину в пользу помещиков.

Размеры наделов, оброка и барщины должны были определяться соглашением между помещиком и крестьянами - Уставными грамотами. Временнообязанное состояние могло продолжаться в течение 9 лет. В это время крестьянин не мог отказаться от своего надела.

Следить за осуществлением реформы на местах должны были мировые посредники, а также губернские присутствия по крестьянским делам в составе губернатора, правительственного чиновника, прокурора и представителей местных помещиков.

Реформа 1861 года ликвидировала крепостничество. Крестьяне стали свободными людьми. Однако реформа сохранила в деревне крепостнические пережитки, прежде всего - помещичье землевладение. К тому же крестьяне не получили землю в полную собственность, а значит, не имели возможности перестроить свое хозяйство на капиталистический лад.

Либеральные реформы 60-70-х годов

Учреждение земств . После отмены крепостного правапотребовалось проведение целого ряда других преобразований. К началу 60-х гг. прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Деятельность руководивших губерниями и уездами чиновников, назначенных в столице, и отстраненность населения от принятия любых решений довели хозяйственную жизнь, здравоохранение, просвещение до крайнего расстройства. Отмена крепостного права позволяла привлечь к решению местных проблем все слои населения. В то же время, учреждая новые органы управления, правительство не могло не считаться с настроениями дворян, многие из которых были недовольны отменой крепостного права.

1 января 1864 г. императорским указом вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое предусматривало создание в уездах и губерниях выборных земств. Правом голоса при выборах этих органов пользовались только мужчины. Избиратели делились на три курии (разряда): землевладельцев, городских избирателей и выборных от крестьянских обществ. Быть избирателем по землевладельческой курии могли владельцы не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества на сумму не менее 15 тыс. рублей, а также владельцы промышленных и торговых предприятий, приносящих доход не менее 6 тыс. рублей в год. Мелкие землевладельцы, объединяясь, выдвигали на выборах лишь уполномоченных.

Избирателями городской курии были купцы, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не менее б тыс. рублей, а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 600 рублей (в небольших городах) до 3,6 тыс. рублей (в крупных городах).

Выборы но крестьянской курии были многоступенчатыми: сначала сельские сходы выбирали представителей на волостные сходы. На волостных сходах избирали сначала выборщиков, которые затем выдвигали представителей в уездные органы самоуправления. На уездных собраниях избирались представители от крестьян в губернские органы самоуправления.

Земские учреждения делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы - земские собрания - состояли из гласных всех сословий. Как в уездах, так и в губерниях гласные избирались сроком на три года. Земские собрания выбирали исполнительные органы - земские управы, которые также работали три года. Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был ограничен местными делами: строительство и содержание школ, больниц, развитие местной торговли и промышленности и т.д. За законностью их деятельности следил губернатор. Материальной основой существования земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, фабрично-заводские предприятия и торговые заведения.

Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Новые органы самоуправления подняли уровень образования и народного здравоохранения, улучшили дорожную сеть и расширили агрономическую помощь крестьянам в таком масштабе, на который государственная власть была неспособна. Несмотря на то, что в земствах преобладали представители дворянства, их деятельность была направлена на улучшение положения широких народных масс.

Земская реформа не проводилась в Архангельской, Астраханской и Оренбургской губерниях, в Сибири, в Средней Азии - там, где дворянское землевладение отсутствовало или было незначительным. Не получили органов местного самоуправления и Польша, Литва, Белоруссия, Правобережная Украина, Кавказ, так как там среди помещиков было мало русских.

Самоуправление в городах. В 1870 г. по примеру земской была проведена городская реформа. Она вводила всесословные органы самоуправления - городские думы, избираемые на четыре года. Гласные дум избирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы - городские управы, а также городского голову, который являлся руководителем как думы, так и управы.

Правом выбора в новые органы управления пользовались мужчины, достигшие возраста 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии. Первую составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносящие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая из них избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней крупных собственников.

Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение городской думы. Для контроля за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган - губернское по городским делам присутствие.

Городские органы самоуправления появились в 1870 г. сначала в 509 русских городах. В 1874 г. реформа была введена в городах Закавказья, в 1875 г. - Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, в 1877 г. - в Прибалтике. Она не распространялась на города Средней Азии, Польши и Финляндии. При всей ограниченности городская реформа раскрепощения российского общества, как и земская, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления. Это служило предпосылкой для формированиям в России гражданского общества и правового государства.

Судебная реформа . Самым последовательным преобразованием Александра II явилась судебная реформа, проведенная в ноябре 1864 года. В соответствии с ней новый суд строился на принципах буржуазного права: равенства всех сословий перед законом; гласности суда"; независимости судей; состязательности обвинения и защиты; несменяемости судей и следователей; выборности некоторых судебных органов.

По новым судебным уставам были созданы две системы судов - мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи вершили правосудие единолично. Они выбирались земскими собраниями и городскими думами. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз. При этом они получали довольно высокую заработную плату - от 2200 до 9 тыс, рублей в год.

Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты. Члены окружного суда назначались императором по представлению министра юстиции и рассматривали уголовные и сложные гражданские дела. Рассмотрение уголовных дел происходило с участием двенадцати присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25до 70 лет с безупречной репутацией, проживающий в данной местности не менее двух лет и владевший недвижимостью на сумму от 2 тыс. рублей. Списки присяжных утверждались губернатором. Апелляции по поводу решения окружного суда подавались в судебную палату. Причем апелляция по поводу приговора, допускалась. Судебная палата рассматривала также дела о должностных преступлениях чиновников. Такие дела приравнивались к государственным преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат. Реформа устанавливала гласность судебных процессов. Они проходили открыто, в присутствии публики; отчеты о процессах, представлявших общественный интерес, печатали газеты. Состязательность сторон обеспечивалась присутствием на судебном разбирательстве прокурора - представителя обвинения и адвоката, защищающего интересы обвиняемого. В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности. На этом поприще прославились выдающиеся юристы Ф. Н. Плевако, А. И. Урусов, В. Д. Спасович, К. К. Арсеньев, заложившие основы русской школы адвокатов-ораторов. Новая судебная система сохраняла ряд сословных пережитков. К ним относились волостные суды для крестьян, особые суды для духовенства, военных и высших чиновников. В некоторых национальных районах претворение в жизнь судебной реформы затянулось на десятилетия. В так называемом Западном крае (Виленская, Витебская, Волынская, Гродненская, Киевская, Ковенская, Минская, Могилевская и Подольская губернии) она началась только в 1872 г. с создания мировых судов. Мировые судьи не избирались, а назначались на три года. Окружные суды стали создаваться лишь в 1877 году. При этом католикам запрещалось занимать судебные должности. В Прибалтике реформа стала претворяться в жизнь только в 1889 году.

Лишь в конце XIX в. судебная реформа была проведена в Архангельской губернии и Сибири (в 1896 г.), а также в Средней Азии и Казахстане (в 1898 г.). Здесь тоже происходило назначение мировых судей, которые одновременно выполняли функции следователей, не был введен суд присяжных.

Военные реформы. Либеральные преобразования в обществе, стремление правительства преодолеть отсталость в военной области, а также сократить военные расходы вызвали необходимость проведения коренных реформ в армии. Они проводились под руководством военного министра Д. А. Милютина. В 1863-1864 гг. началось реформирование военно-учебных заведений. Общее образование отделялось от специального: общеобразовательную подготовку будущие офицеры получали в военных гимназиях, а профессиональную - в военных училищах. В этих учебных заведениях обучались преимущественно дети дворян. Для лиц, не имевших среднего образования, создавались юнкерские училища, куда принимали представителей всех сословий. В 1868 г. для пополнения юнкерских училищ были созданы военные прогимназии.

В 1867 г. была открыта Военно-юридическая академия, в 1877 г. Морская академия. Вместо рекрутских наборов вводилась всесословная воинская повинность Согласно утвержденному 1 января 1874 г. уставу, призыву подлежали лица всех сословий с 20-ти лет (позднее - с 21 года). Общий срок службы для сухопутных войск устанавливался в 15 лет, из них 6 лет - действительной службы, 9 лет - в запасе. На флоте - 10 лет: 7 - действительной, 3 - в запасе. Для лиц, получивших образование, срок действительной службы сокращался от 4 лет (для окончивших начальные училища) до б месяцев (для получивших высшее образование).

В результате реформ Россия получила массовую армию, соответствующую требованиям времени. Значительно усилилась боеспособность войск. Переход ко всеобщей военской повинности был серьёзным ударом по сословной организации общества.

Реформы в области просвещения. Значительной перестройке подверглась и система образования. В июне 1864 г. Было утверждено "Положение о начальных народных училищах", согласно которому такие учебные заведения могли открывать общественные учреждения и частные лица. Это привело к созданию начальных школ различных типов - государственных, земских, церковноприходских, воскресных и т. д. Срок обучения в них не превышал, как правило трёх лет.

С ноября 1864 г. Основным типом учебного заведения стали гимназии. Они разделялись на классические и реальные. В классических большое место отводилось древнем языкам - латинскому и греческому. Срок обучения в них сначала был семилетним, а с 1871 г. - восьмилетним. Выпускники классических гимназий имели возможность поступить в университеты. Шестилетние реальные гимназии были призваны готовить "к занятиям различными отраслями промышленности и торговли".

Основное внимание в них уделялось изучению математики, естествознания, технических предметов. Доступ в университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт, они продолжали учебу в технических институтах. Было положено начало женскому среднему образованию - появились женские гимназии. Но объем знаний даваемых в них, уступал тому, чему обучали в мужских гимназиях. В гимназии принимали детей «всех сословий, без различия звания и вероисповедания», правда, при этом устанавливалась высокая плата за обучение. В июне 1864 г. был утвержден новый устав для университетов, восстановивший автономию этих учебных заведений. Непосредственное руководство университетом поручалось совету профессоров, который избирал ректора и деканов, утверждал учебные планы, решал финансовые и кадровые вопросы. Начало развиваться высшее женское образование. Поскольку выпускницы гимназий не имели права поступать в университеты, для них были открыты высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. Женщин стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.

Православная церковь в период реформ. Либеральные преобразования затронули и православную церковь. Прежде всего правительство попыталось улучшить материальное положение священнослужителей. В 1862 г. было создано Особое присутствие по изысканию способов улучшения быта духовенства, в которое вошли члены Синода и высшие должностные лица государства. К решению этой проблемы были привлечены и общественные силы. В 1864 г. возникли приходские попечительства, состоявшие из прихожан, которые не только Основное внимание в них уделялось изучению математики, естествознания, технических предметов. Доступ в университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт, они продолжали учебу в технических институтах.

Было положено начало женскому среднему образованию - появились женские гимназии. Но объем знаний даваемых в них, уступал тому, чему обучали в мужских гимназиях. В гимназии принимали детей «всех сословий, без различия звания и вероисповедания», правда, при этом устанавливалась высокая плата за обучение.

В июне 1864 г. был утвержден новый устав для университетов, восстановивший автономию этих учебных заведений. Непосредственное руководство университетом поручалось совету профессоров, который избирал ректора и деканов, утверждал учебные планы, решал финансовые и кадровые вопросы. Начало развиваться высшее женское образование. Поскольку выпускницы гимназий не имели права поступать в университеты, для них были открыты высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. Женщин стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.

Православная церковь в период реформ. Либеральные преобразования затронули и православную церковь. Прежде всего правительство попыталось улучшить материальное положение священнослужителей. В 1862 г. было создано Особое присутствие по изысканию способов улучшения быта духовенства, в которое вошли члены Синода и высшие должностные лица государства. К решению этой проблемы были привлечены и общественные силы. В 1864 г. возникли приходские попечительства, состоявшие из прихожан, которые не только заведовали делами прихода, но и должны были содействовать улучшению материального положения духовных лиц. В 1869-79 гг. доходы приходских священников значительно увеличились за счет упразднения мелких приходов и установления годового жалованья, которое составляло от 240 до 400 рублей. Для священнослужителей были введены пенсии по старости.

Либеральный дух реформ, проводимых в сфере про- свещения, коснулся и церковных учебных заведений. В 1863 г. выпускники духовных семинарий получили право поступать в университеты. В 1864 г. детям духовенства было разрешено поступать в гимназии, а в 1866 г. - в военные училища. В 1867 г. Синод принял решения о ликвидации наследственности приходов и о праве поступления в семинарии всех без исключения православных. Эти меры разрушали сословные перегородки, способствовали демократическому обновлению духовенства. В то же время они привели к уходу из этой среды множества молодых, одаренных людей, пополнивших ряды интеллигенции. При Александре II произошло юридическое признание старообрядцев: им разрешили регистрировать свои браки и крещения в гражданских учреждениях; они могли теперь занимать некоторые общественные должности, свободно выезжать за границу. В то же время во всех официальных документах приверженцы старообрядчества по-прежнему именовались раскольниками, им было запрещено занимать государственные должности.

Вывод: В период правления Александра II в России были проведены либеральные реформы, затронувшие все стороны общественной жизни. Благодаря реформам первоначальные навыки управления и общественной работы получили значительные слои населения. Реформы закладывали традиции, пусть весьма робкие, гражданского общества и правового государства. Вместе с тем они сохраняли сословные преимущества дворян, а также имели ограничения для национальных районов страны, где свободная народная воля определяет не только закон, но и личность правителей, в такой стране политическое убийство как средство борьбы есть проявление того же духа деспотизма, уничтожение которого в России мы ставим своей задачей. Деспотизм личности и деспотизм партии одинаково предосудительны, и насилие имеет оправдание только тогда, когда оно направляется против насилия», Прокомментируйте данный документ.

Освобождение крестьян в 1861 году и последовавшие вслед за ним реформы 60-70-х годов стали переломным моментом в русской истории. Этот период был назван либеральными деятелями эпохой «великих реформ». Их следствием стало создание необходимых условий для развития капитализма в России, позволившее ей пойти общеевропейским путем.

В стране резко возросли темпы экономического развития, начался переход к рыночной экономике. Под воздействием этих процессов формировались новые слои населения - промышленная буржуазия и пролетариат. Крестьянские и помещичьи хозяйства все больше втягивались в товарно-денежные отношения.

Появление земств, городского самоуправления, демократические преобразования в судебной и образовательной системах свидетельствовали о неуклонном, хотя и не столь быстром, движении России к основам гражданского общества и правового государства.

Однако почти все реформы носили непоследовательный и незавершенный характер. Они сохраняли сословные преимущества дворянства и контроль государства над обществом. На национальных окраинах реформы претворялись в жизнь в неполном объеме. В неизменном виде остался принцип самодержавной власти монарха.

Внешняя политика правительства Александра II почти на всех главных направлениях носила активный характер. Дипломатическим и военным путем Российскому государству удалось решить стоявшие перед ним внешнеполитические задачи, восстановить свое положение великой державы. За счет среднеазиатских территорий расширились рубежи империи.

Эпоха «великих реформ» стала временем превращения общественных движений в силу, способную влиять на власть или противостоять ей. Колебания правительственного курса и противоречивость реформ привели к росту радикализма в стране. Революционные организации встали на путь террора, стремясь за счет убийства царя и высших чиновников поднять крестьян на революцию.