Ремонт Стены Уход

Легальность и легитимность политической власти. Легитимность политической власти и ее легальность

Термин "легитимность" возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело и другой смысл – признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола и охлократии.

В настоящее время в политической науке принято более конкретно подходить к понятию легитимности. В качестве основных источников легитимности , как правило, рассматриваются три субъекта: 1) население , 2) правительство, 3) внешнеполитические структуры.

1. Легитимность, которая означает поддержку власти со стороны широких слоев населения , является самой заветной целью всех политических режимов. Именно она в первую очередь обеспечивает стабильность и устойчивость власти.

2. Легитимность может инициироваться и формироваться не населением, а самим государством (правительством) и политическими структурами (проправительственными партиями), побуждающими массовое сознание положительно оценивать деятельность правящего режима. Такая легитимность непосредственно зависит от способности властей, элитарных структур создавать и поддерживать убеждения людей в справедливости и оптимальности сложившихся политических институтов и проводимой ими линии поведения.

Для формирования такой легитимности громадное значение приобретают институциональные и коммуникативные ресурсы государства. Зачастую подобные формы легитимности нередко оборачиваются излишней юридизацией , позволяющей в конечном счете считать любое законодательно оформленное правление узаконенным правом властей на применение принуждения. Таким образом, легитимность по сути отождествляется с легальностью, законностью, юридической обоснованностью государственной власти.

3. Легитимность может формироваться и внешними политическими центрами - дружественными государствами, международными организациями. Такая разновидность политической поддержки часто используется при выборах руководителей государства, в условиях международных конфликтов.

Категория легитимности применима и для характеристики самих политиков, различных институтов, норм и отдельных органов государства. Например, институт президента в Югославии пользовался широкой поддержкой внутри страны, но решительно осуждался на международной арене, где многие страны признавали Милошевича военным преступником. Или наоборот, отдельные политики или партии на родине могут подвергаться остракизму, а за рубежом пользоваться поддержкой как представители демократического движения.

Таким образом, в целом- легитимностьозначает признание населением данной власти, её права управлять . Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что её поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.

Легальность властиюридическое обоснование, юридическое существование власти, её законность, соответствие правовым нормам . Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, – легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.

Типология легитимности , пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: а) традиция, б) харизма, в) легальность. В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них.

1. Традиционная легитимность. Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Обычаи выступают основой управления и послушания в обществе, ибо так принято, так было всегда. Власть традиций такова, что если традицию нарушают лидеры, вожди, то они теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти.

Традиционная власть была характерна для древних восточных империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай), для средневековой Европы. Традиционная легитимность присутствует и в современных политических системах. М.Вебер считал, что полезно сохранять наследственную монархию и в условиях демократии, чтобы подкреплять авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

2. Харизматическая легитимность. В модернизирующемся обществе, еще не освоившем демократический тип управления, распространен харизматический тип властвования . Харизма означает особый дар, призвание, которым обладает лидер, по сути, это сверхчеловек с особыми качествами (Будда, Христос, Магомет, Соломон, Александр Македонский, Цезарь и др.). Элементы харизмы были у Ленина, Сталина, Мао дзе Дуна, Де Голля, Гитлера, Тито, Троцкого, Рузвельта, Черчилля, Неру. Исторически харизматическая власть существовала в самых разных политических системах. Это Римская империя при Юлии Цезаре, режим Наполеона, гитлеровский нацизм, фашизм Муссолини, социализм Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна.

Харизматический тип властвования развивается в условиях, где нет свободы, в революционных условиях. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Он зависит не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения перед ним. Для возникновения харизматической легитимности важно не столько само обладание какими-то особыми качествами вождя, сколько признание её со стороны последователей. Харизматическая власть является относительно нестабильной по сравнению с традиционной и легальной, ибо лидеру, чтобы ее удерживать, необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность, решать новые задачи.

В современных условиях харизматическое лидерство переродилось в организованный культ возвеличивания лидера. Разновидностью харизматического типа легитимности является вождизм , характерный для нединамичных, авторитарных и тоталитарных обществ. Общим для всех видов вождизма является то, что требуется личная преданность нижестоящих вышестоящим и всех вместе – главе клана. Для таких обществ характерна тотальная идеологизация, гражданский конформизм, продвижение по социальной иерархии на основе личных связей.

3. Легальная или рационально-правовая легитимность. Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений, для чего имеются установленные законом процедуры. сферы деятельности государства.

Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Она предполагает строгое соблюдение законов всеми структурами общества, в том числе и государственными органами, доступ к политическим институтам всем слоям населения, доверие граждан к устройству государства, а не к отдельным лидерам, подчинение законам, а не личности руководителя.

Современная белорусская государственность является режимом харизматического типа. Нечеткое разграничение компетенции между государственными органами и ветвями власти, пренебрежение существующими правовыми нормами, половинчатый характер законов и их игнорирование – все это свидетельствует о том, что рационально-правовой способ легитимации власти только формируется.

Помимо указанных способов поддержки власти ряд ученых выделяют и другие, придавая легитимности более универсальный и динамичный характер.

· Возможно появление этнической легитимности , то есть формирование властных структур по национальному признаку. Этническая легитимность развивается при высокой активности лиц коренной национальности, манипуляции идеей национального государства, становления этнократии.

· «согласие под угрозой насилия» , когда люди поддерживают власть, опасаясь угроз с ее стороны вплоть до угрозы их безопасности;

· легитимность, основанная на апатии населения, свидетельствующей о его безразличии к сложившемуся стилю и формам правления;

· прагматическая поддержка, при которой оказываемое властям доверие осуществляется в обмен на данные ею обещания тех или иных социальных благ;

· нормативная поддержка, предполагающая совпадение политических принципов, разделяемых населением и властью;

· идеологический тип легитимности, провоцирующий поддержку властей со стороны общественного мнения в результате активных агитационно-пропагандистских мероприятий, осуществляемых правящими кругами.

· патриотический тип легитимности, при котором высшим критерием поддержки властей признается гордость человека за свою страну, за проводимую ею внутреннюю и внешнюю политику.

Качество взаимоотношений власти и подвластных выражают понятия легитимность и легальность.

Политическая легитимность – это общественное признание власти и ее права на управление. Легальность власти – это ее нормативно-правовая закрепленность, узаконенность в соответствующих государственных документах. Первое понятие носит более оценочный, этический характер, второе – юридический.

Легитимность и легальность власти чаще всего сопутствуют друг другу в периоды стабильного функционирования общества, когда плодотворно работают институты государства и гражданского общества, политика осуществляется с учетом общественного мнения, интересы групп согласовываются путем достижения компромиссов.

В периоды глубоких общественных преобразований, затрагивающих интересы широких социальных слоев, легитимность и легальность не всегда сочетаются между собой. Формирование новых общественных отношений и социальной структуры сопровождается ломкой законодательной системы, дезорганизацией институтов власти.

Легитимность как определенная степень совместимости власти и граждан, как мера доверия к ней – величина переменная. Она во многом зависит от наличия или отсутствия у власти реального авторитета. Любые изменения авторитета ведут к уменьшению или увеличению легитимности.

Легитимность имеет свои степени и никогда не доходит до единодушия граждан в одобрении режима. В мире нет ни одной страны, где все граждане воспринимают существующий в ней режим как абсолютно легитимный. В любом обществе есть оппоненты режима, протестные субкультуры, аполитичные слои и большинство граждан, в той или иной степени убежденных в легитимности власти.

Понятие легитимность было введено в политическую науку М.Вебером. Он предложил различать три «идеальных типа» легитимности и признавал смешанную легитимность.

Первый тип легитимности, по М.Веберу,– традиционная легитимность , которая основывается на вере в обычаи и традиции, нередко освящается авторитетом патриархальных устоев.

Второй тип – харизматическая легитимность . Слово «харизма» в переводе с греческого языка означает «божественный дар». Этот тип легитимности основан на популярности политического деятеля, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением.

Третий тип легитимности – рациональная легитимность . Она опирается на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Первые два типа легитимности политической власти – традиционный и харизматический – характерны для государств с неразвитой политической системой. В этих государствах и уровень экономического развития невысок. Процветание некоторых из них обусловлено главным образом природными богатствами. Так, Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт богаты нефтью, экспорт которой позволяет обеспечить благополучие части общества. Рациональная легитимность характерна для государств с высокоразвитой политической системой и эффективной экономикой.


Традиционный и рациональный типы легитимности относительно долговременны. Наследование власти монархами может продолжаться столетиями. Можно прогнозировать продолжительность рационально легитимной власти, опирающейся на законы и здравый смысл. Она присуща государствам с демократическими режимами, высоким уровнем политической и экономической стабильности.

Харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза длительности ее существования.

Во-первых, власть, основывающаяся на настроениях и эмоциональных реакциях, то есть на иррациональных комплексах, по самой своей природе не может быть стабильной.

Во-вторых, после ухода из жизни или отстранения от власти харизматического лидера многое меняется.

В-третьих, этот тип легитимности связан с периодами глубоких общественных перемен – революций, крупномасштабных социальных реформ. В такие периоды необходима мобилизация больших масс людей, преодоление общественной инерции. Для ломки отживших общественных порядков необходимы люди, не обладающие высокой политической культурой, слепо верящие лидерам.

Наконец, в-четвертых, относительная кратковременность харизматической власти определяется и средствами господства, которые она использует. Стремление лидера к единоличной власти сопровождается пресечением демократических форм развития общества, поиском противников и нередко репрессиями против инакомыслящих. Рано или поздно ограниченность харизматической легитимности осознается народом, что и приводит к исчерпыванию ее возможностей.

Управление обществом на основе законов власть осуществляет с помощью своего аппарата бюрократии. В разработанной М.Вебером классической теории бюрократии сформулированы основные требования к чиновничеству, актуальные и сегодня.

Согласно М.Веберу, чиновник должен: 1) быть отделен от собственности на средства управления и должности, подчиняться только служебному долгу; 2) действовать в рамках устойчивой служебной иерархии; 3) иметь четко определенную сферу компетенции и власти; 4) работать в силу контракта (на основе свободного выбора); 5) работать в соответствии со специальной квалификацией; 6) вознаграждаться постоянными денежными окладами; 7) рассматривать свою службу как единственную или главную профессию; 8) предвидеть свою карьеру; 9) руководствоваться принципом безличности, то есть системой правил, рекомендаций и инструкций, сохранять полнейшую беспристрастность; 10) подчиняться единой служебной дисциплине и контролироваться служебной иерархией.

Бюрократию, отвечающую перечисленным параметрам, М.Вебер называл «рациональной», в отличие от «иррациональной» бюрократии традиционных обществ. Чтобы избежать превращения бюрократии в замкнутую касту, стоящую над обществом и неспособную к инновациям, он предлагал осуществлять регулярную ротацию управленцев и обеспечивать контроль над ними со стороны политических институтов.

Легитимность власти не ограничивается этими тремя классическими типами. Существуют и другие типы легитимности, в частности идеологическая и националистическая.

Суть идеологической легитимности состоит в обосновании власти с помощью идеологии. Так, преимущественно идеологический характер носила легитимность власти КПСС, которой, согласно марксизму, принадлежала руководящая роль в построении коммунизма. Во второй половине XX века лидеры освободившихся стран в попытках получить поддержку населения часто апеллировали к национализму . Этот вид легитимации в большей или меньшей степени используется элитами развитых государств.

В современных условиях четкая классификация легитимности многих режимов трудноосуществима, поскольку власть все в большей степени основывается на многоэлементной, смешанной легитимности. Например, демократия в странах Запада базируется не только на конституциях, но и во многом на традициях. Даже традиционным режимам свойственна определенная рационально-легальная легитимность, поскольку они соблюдают определенные нормы и правила игры.

В так называемом «третьем мире», преимущественно в Африке, немало стран, где не существует ни признания, ни непризнания власть предержащих. Нищета воспринимается населением как воля богов, а тиранические формы правления – как неизбежность, судьба. Применительно к таким режимам проблема легитимности вообще лишена смысла.

Понятие легитимность имеет три измерения: 1) народная легитимность , или признание обществом правомочности правящей элиты; она может основываться на традициях, идеологии, конституции, выборах; 2) «внешняя» легитимность , или признание режима и его правящих групп со стороны других государств, международных организаций и влиятельных кругов, формирующих общественное мнение; 3) «легитимность для себя» , то есть круг представлений, которыми правители оправдывают свою власть и действия по ее удержанию.

Важное место в функционировании власти занимают проблемы ее делегитимации, то есть утраты доверия к власти, лишения ее общественной поддержки. Легитимность власти ослабевает вследствие ее неэффективности, неспособности оградить общество от преступности, коррумпированности, приверженности силовым методам разрешения противоречий, давлению на средства массовой информации, бюрократизации и других факторов.

Другая характеристика политической власти – легальность – предполагает способность власти действовать в рамках установленных ею норм. Отказ власти от этих норм нарушает упорядоченность социально-политических отношений, предопределяет ее неэффективность. Такая власть может становиться просто опасной для общества.

Наряду с легальной, государственной властью возможны различные формы нелегальной власти преступных кланов. Если легальная власть опирается на писаные, известные всем обязательные нормы, то нелегальная руководствуется правилами поведения, известными узкому кругу лиц. Власть нелегальную отличает жесткость санкций. Если легальная власть стабилизирует общество, нелегальная его разрушает.

Политическая власть в обществе распределена неравномерно. Большинство граждан не принимают непосредственного систематического участия в политике и управлении государством. Даже в условиях демократии, основывающейся на признании народа источником власти, реальными ее носителями являются политические элиты и лидеры

3. Власть в гражданском и политическом обществе

Сущность и содержание власти можно правильно истолковать, если власть рассматривать на фоне взаимодействия гражданского и политического общества. Гражданское общество - это совокупность естественных форм общественной и личной жизнедеятельности индивидов, призванных главным образом негосударственными неполитическими методами обеспечивать удовлетворение их потребностей и интересов. Исходя из приведенного определения, можно выделить и наиболее существенные признаки гражданского общества.

Прежде всего следует отметить, что гражданское общество - это саморегулирующееся общество, в котором интересы и потребности групп и индивидов реализуются через такие институты, как политические партии, социальные движения, профессиональные и творческие объединения, территориальные и национальные сообщества, семья, церковь и т.д. В гражданском обществе преобладают отношения солидарности и конкуренции свободных и равноправных партнеров.

Экономической базой гражданского общества являются рыночные отношения, самостоятельность субъектов хозяйствования. Социальную основу гражданского общества составляет многообразие групп и слоев при преобладании среднего класса, который включает наиболее активную часть населения. Для духовной сферы гражданского общества характерны идеологический плюрализм, свобода слова.

Важный признак гражданского общества проявляется также в том, что оно апеллирует к естественным, неотчуждаемым правам человека. Оно создает необходимые условия для наиболее полного удовлетворения потребностей личности, социальных групп и классов, для надежной и эффективной защиты их интересов. Подлинная суть развитого гражданского общества выражается в том, что оно возвращает человеку его собственный человеческий мир, его собственные человеческие отношения. В свою очередь, сам человек как член гражданского общества рассматривает себя в качестве основного субъекта утверждения этого человеческого мира и соответствующих ему человеческих отношений.

С учетом сказанного и власть в гражданском обществе имеет особый характер. Специфика этой власти состоит в следующем. Во-первых, она выражает волю самих индивидов, а не их коллективных суррогатов. Во-вторых, наиболее адекватной формой выражения данной воли служит непосредственная, а не представительная демократия, воплощенная в системе многочисленных объединений, организаций и ассоциаций, действующих в различных сферах общественной жизни. В-третьих, поскольку механизм распределения власти в гражданском обществе и контроль за ее осуществлением основываются на личной и общественной инициативе индивидов, на их поддержке и доверии, постольку сама по себе эта власть не нуждается в публичных и материально-технических атрибутах, свойственных политическому обществу. В-четвертых, она не выделяется из гражданского общества, а имманентно присуща ему, являясь неотъемлемой компонентой. В-пятых, власть в гражданском обществе выступает не как власть силы, а как власть авторитета, подкрепленного общечеловеческими принципами. И, в-шестых, специфическими являются функции власти в гражданском обществе. Их основное назначение состоит в том, чтобы защитить социальные права и интересы индивидов, создать необходимые условия для самореализации личности.

Что касается политического общества, то оно представляет собой совокупность не естественных, а искусственных форм общественной и личной жизнедеятельности людей, призванных главным образом государственными и политическими методами побуждать индивидов выполнять соответствующие роли в нем. Рассмотрим его основные аспекты.

1. Политическое общество - это управляющее общество. Ведущую роль в нем играют институты и учреждения политической власти. На первом месте среди них стоит государство, потому что именно оно претендует прежде всего на официальное выражение гражданского общества. Сказанное объясняется тем, что государство объединяет всех людей, проживающих на его территории. Оно выступает в качестве той формы, в которой составляющие общество индивиды выражают себя как некое коллективное целое. Для осуществления своих функций государство как своеобразный коллективный орган располагает не только особым аппаратом управления, но и особой системой социальных норм - правовых норм, имеющих общеобязательное значение. Важная роль в политическом обществе принадлежит также политическим партиям, которые, выступая от имени тех или иных слоев и социальных групп гражданского общества, ведут борьбу за обладание государственной властью, стремясь таким путем сделать свои интересы всеобщими.

2. Поскольку в политическом обществе индивидуальному разуму и индивидуальному сознанию обязательно противостоят как внешняя сила коллективный разум и коллективное сознание в виде государства, политических партий и других искусственных формирований, постольку суверенитет личности, социальной группы, класса, нации и этнического образования в нем носит ограниченный характер. Другими словами, политическое общество - это такое общество, в котором неизбежно сохраняется определенная степень несвободы; неравенства и несправедливости. Причем степень несвободы, неравенства и несправедливости может быть тем большей, чем более огосударствленной становится сама общественная жизнь.

3. В политическом обществе человек теряет свои естественные качества, превращаясь в искусственного человека, юридическое лицо. Сказанное объясняется тем, что политическое общество есть не что иное, как официальное выражение гражданского общества. Политическое общество - это та оболочка, которая прикрывает подлинный характер человеческих связей, тот образ, который лишь приближенно отражает реальную жизнь индивидов, их взаимоотношения между собой и окружающим миром в целом.

4. В политическом обществе в отличие от гражданского общества своеобразный характер приобретает и сама власть. Отличительными признаками этой власти являются:

Публичность (всеобщность), т.е. способность проникать в различные сферы общества, а также обращаться от имени всего общества ко всем членам общества;

Верховенство, т.е. обязательность ее решений для всякой иной власти, в том числе экономической, социальной и духовно-идеологической;

Узаконенное право на возможность использования самых разных, в том числе принудительно-силовых, средств в процессе осуществления своей деятельности на территории всей страны;

Моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. На уровне высшей власти этот центр включает в себя парламент, правительство и президента, Конституционный и Верховный суды. Соответственно этому на региональном уровне такого рода центр представляет собой единую систему представительных, исполнительных и судебных органов местного значения;

Многообразие ресурсов, т.е. тех средств, с помощью которых эта власть обеспечивает свое влияние на объект. Указанные ресурсы подразделяются на утилитарные, принудительные и нормативные. Под утилитарными ресурсами понимаются материальные и другие общественные блага, которые используются как для поощрения, так и для наказания людей. Принудительные ресурсы - это меры административного и судебного наказания, которые используются тогда, когда не срабатывают утилитарные ресурсы. Что касается нормативных ресурсов, то они включают в себя средства нравственно-правового и политико-психологического воздействия на внутренний мир человека, его ценностные ориентации и нормы поведения.

Особыми являются и функции политической власти, к которым относятся следующие: 1) осуществление политического господства в обществе ведущих социальных сил, классов и групп на основе выражения, согласия и реализации их интересов; 2) распределение ценностей в обществе и контроль за этим распределением со стороны политических структур; 3) управление экономическими, социальными, политическими и духовно-идеологическими процессами на общенациональном, региональном и местном уровнях; 4) поддержание стабильности и порядка, единства и целостности общества; 5) защита прав и свобод граждан, зафиксированных как в конституции данной страны, так и в международных документах; 6) представление и зашита национальных интересов страны на международном уровне.

4 . Власть и оппозиция

Политика в силу самой своей природы предполагает различие мнений, позиций и интересов ее субъектов. Это обстоятельство порождает проблему взаимоотношений между силами, находящимися у власти, и теми, кто стремится овладеть властью. Применительно к последним используется термин «оппозиция».

Проблема оппозиции в отечественном обществоведении пока малоисследованна. Это объясняется тем, что монополия КПСС на власть сопровождалась подавлением всякого инакомыслия, или так называемого диссидентства. В официальной пропаганде семидесятых-восьмидесятых годов одним из центральных был тезис об идейном и морально-политическом единстве советского народа. Оппоненты власти третировались как отщепенцы, противопоставляющие себя обществу.

В обстановке углубляющегося кризиса коммунистического режима оппозиция, прежде всего правозащитники, подвергались репрессиям, но тем не менее оставалась существенным фактором общественной жизни. Социологические исследования свидетельствуют о том, что взгляды диссидентов в той или иной мере разделяла значительная часть общества. Преследование же оппозиции властями делало невозможным исследование этого феномена.

В настоящее время в стране узаконена деятельность многих партий, организаций, общественных движений. Оппозиция является частью демократического процесса. Поэтому закономерно внимание исследователей к феномену оппозиции, появление публикаций.

Можно предложить следующее определение оппозиции. Это – противостояние различных субъектов общества государственной власти, не учитывающей их интересы во внутренней и внешней политике. Такими субъектами могут быть классы, слои, социальные группы, партии, движения, отдельные индивиды.

Оппозиция представляет собой объективное явление общественной жизни, порождаемое разделением труда, социальной структурой, уровнем жизни различных групп населения, дифференциацией их потребностей, интересов и целей.

Чем выше уровень поддержки власти со стороны населения, чем она легитимнее, тем ограниченнее масштабы и влияние оппозиции. Наличие в демократических странах многочисленного «среднего класса», заинтересованного в стабильности, делает невозможным возникновение массовой оппозиции.

Оппозиционные действия активизируются, как правило, в периоды войн. экономических кризисов, глубоких общественных преобразований. Экономические потрясения, массовое обнищание стимулируют недовольство населения, питают его оппозиционность.

Взаимоотношения между властью и оппозицией зависят от характера политической системы. В тоталитарной и авторитарной политических системах они антагонистичны. И власть и оппозиция не признают право друг друга на существование. Власть подавляет и преследует оппозицию. А оппозиция стремится свергнуть существующую власть. В этом случае политика становится сферой жесткого противостояния власти и оппозиции.

В демократических политических системах существует возможность конструктивного взаимодействия политических сил, находящихся у власти, и противостоящих им сил. Оппозиция может использовать различные формы влияния на власть.

Существуют разные критерии для классификации оппозиции.

По характеру требований к власти различаются оппозиция умеренная и радикальная . Умеренная оппозиция функционирует в рамках существующей системы, а радикальная стремится ее ликвидировать, заменив иной, отвечающей ее собственным представлениям.

В зависимости от содержания политического курса оппозиция может быть конструктивной и деструктивной. Первая формулирует содержательные, деловые предложения, отвечающие национальным интересам. Действия второй носят разрушительный для общества характер.

В зависимости от условий функционирования различают оппозицию легальную, нелегальную и полулегальную .

Легальная оппозиция соблюдает основные законы и принципы существующей политической системы, считает неприемлемым использование силы для прихода к власти. Ее представители открыто и активно участвуют в политической жизни общества. Формы такого участия многообразны: избирательная деятельность, критика правительственного курса, влияние на принятие политических решений, участие при определенных обстоятельствах в деятельности властных структур. Власть и оппозиция, несмотря на наличие очевидных противоречий, проявляют лояльность друг к другу, готовность к сотрудничеству и диалогу, особенно в кризисных ситуациях.

Нелегальная оппозиция действует вне рамок существующей политической системы, ее права и притязания не признаются властными структурами. По собственной инициативе или реагируя на репрессии со стороны власти, она использует насильственные средства борьбы.

Наконец, полулегальная оппозиция включает политические силы, которые воздерживаются от прямого противостояния власти, но в то же время и не

сотрудничают с ней.

Проблема взаимоотношений власти и оппозиции остроактуальна для посттоталитарных государств. В этих государствах власти противостоят силы реставраторской направленности и демократические оппоненты проводимому курса. В отношении каждого из этих видов оппозиции власть должна избрать оптимальную линию поведения, которая обеспечила бы гражданское согласие с целью успешного осуществления реформ и интеграции модернизируемых структур в сообщество демократических государств.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «власть». Охарактеризуйте основные интерпретации власти в политической науке.

2. Сформулируйте определение понятия «политическая власть». Назовите отличительные признаки политической власти.

3. Что представляет собой структура власти и каковы ее основные компоненты?

4. Обоснуйте необходимость разделения властей.

5. Назовите органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации.

6. Какие типологии власти вам известны?

7. Назовите основные критерии эффективности власти. Охарактеризуйте власть в России.

8. Раскройте содержание мотиваций политического подчинения и их влияние на функционирование политической власти.

9. Какие тенденции характерны для политической власти в современных условиях?

10. Дайте определение понятий «легитимность» и «легальность» власти.

11. Охарактеризуйте основные типы легитимности власти.

12. Какие измерения имеет легитимность власти?

13. В чем сущность проблемы делегитимации власти?

14. Сформулируйте определение оппозиции.

15. Как влияет характер режима на взаимоотношения власти и оппозиции?

16.Раскройте содержание основных классификаций оппозиции.

17.В чем актуальность проблемы взаимоотношений власти и оппозиции для посттоталитарных государств?

Интерпретация тех или иных терминов, понятий, концепций в СМИ и беседах с людьми могут значить больше, чем реально происходящие события. Ведь общество таково, что в своей деятельности руководствуется не объективной реальностью, а своими представлениями о ней. Конечно, представления о вещах никогда не будут полностью соответствовать вещам, однако к этому нужно стремиться. Кстати, Гегель определяет истину как понятие, соответствующее предмету. А Конфуций учил о необходимости давать правильные имена вещам и говорить о них на всех базарах. Этим и займемся на конкретном примере. В связи с последними событиями на Украине — это особо актуально. Представители майдана называют президента Украины — Януковича, а так же референдум в Крыму нелегитимным, нелегальным, а их оппоненты считают майдан и хунту нелегитимной, вместе со всеми их решениями. Итак, какой же смысл скрывается под понятиями «легитимность» и «легальность». В последнее время ни одно сообщение СМИ, пост блогеров, разговор на политическую тему не обходится без этих слов.

Для начала необходимо отметить, что легитимность и легальность - понятия не тождественные друг другу, казалось бы, очевидная вещь, но зачастую люди уже и здесь путаются, поэтому определим термины. Легальность — это соответствие действий, решений закону. Легитимность же — это одобрение, принятие народом действий и решений политической власти. Отметим важный аспект: легитимность и легальность по отношению к одному и тому же решению могут не совпадать. Лично я считаю, что легитимность имеет приоритет над легальностью, так как легитимность — прямое выражение отношения народа, а легальность — косвенное (выраженное через законы, принятые депутатами, которых избрал народ). Конечно, этот тезис можно оспорить, но ведь любой закон создан для людей, а не ради самого закона. Можно представить легальность и легитимность как две перпендикулярные оси.

Соответственно любое политическое действие подпадает под одну из четырех четвертей. Разберем все варианты.

I — Легитимность и легальность.

Политическая сила, пришедшая во власть законным путем, является легальной. Например, через выборы президента при демократии или наследие престола при монархии. Если у большинства народа нет претензий к власти и они её принимают, то налицо наличие легитимности. Кстати, цветные революции в основном пытаются доказать, что власть нелегитимна, а не то, что она нелегальна. Через организацию больших митингов пытаются показать, что народ не принимает политическую силу, значит, не даёт мандат легитимности. Во многих случаях это лишь картинка, а не соответствие реальности, её можно разрушить митингом большей численности либо в поддержку выборов, либо против попытки цветной революции. Однако, даже при отсутствии альтернативного митинга нельзя говорить об очевидной нелегитимности власти, т. к. большинство сделало свой выбор на голосовании и не считает нужным выходить на улицу. Избирателей в любом случае больше, чем протестующих.

В 2011-2012 гг. пытались реализовать такой сценарий в России (болотная, сахарова) — не получилось. И перешли к критике выборов как нелегальных. Однако если оппозиция не способна даже организовать наблюдателей, собрать протоколы с УИКов, то о каком политическом руководстве может идти речь? Естественно, нарушения на выборах были (как и на любых других), но они не все зафиксированы необходимым и законным методом, а значит, их критика как нелегальных несостоятельна.

II — Легитимность и нелегальность.

Данный сценарий чаще всего встречается в революционную эпоху, при смене общественно-экономической формации. Например, революционеры при поддержке народных масс свергают монархию и устанавливают буржуазно-демократическое общество. Понятно, что революционеры-демократы нарушают законы монархии, однако за ними одобрение масс. Новый общественный порядок в таком случае легитимен, но нелегален до отмены старых порядков (законов и проч.) и установления новой конституции, парламента и других органов власти. Легализация такого строя осуществляется через принятие и соглашение с новыми законами и конституцией. В истории примеров такого сценария немало, однако они непродолжительны и являются переходящим этапом, либо до легатимизации нового, либо до поражения и возврата к старому.

III — Нелегитимность и легальность.

Такое соотношение часто совпадает со вторым сценарием, но уже по отношению не к революционным силам, а к существующим. Наследник монархии получает власть таким же законным образом, как и все монархи до него, однако, народные массы уже недовольны порядком вещей и готовы бороться за его изменение. Во время той же буржуазно-демократической революции монарх остается в рамках легальности, но теряет мандат от народа. Конечно, при монархии нет демократических выборов, но принятие народом существует, так как нельзя управлять теми, кто не хочет быть управляемыми. Соглашение народа на власть монарха обосновывается не через демократические процедуры, а, например, через религиозные устои. Для легитимности важно не то, благодаря чему политическая сила принимается народом, а согласен ли с этим народ.

IV — Нелегитимность и нелегальность.

Такой пример мы наблюдаем на Украине сегодня. Нынешняя хунта пришла к власти не благодаря выборам, а благодаря государственному перевороту, что, естественно, нарушает закон Украины и международные законодательные нормы. Одновременно с этим хунта является нелегитимной, так как огромные массы народа против разворачивающегося у нас на глазах порядка вещей — Юго-Восток Украины нам это показывает. Из-за всего этого разрушается так называемый «общественный договор», Украину как единое государство не удерживает ни закон, ни одобрение политических сил народом Украины.

В качестве заметки на полях рассмотрим референдум в Автономной Республике Крым, которая вошла в состав РФ, с точки зрения легальности и легитимности. Общественный договор на Украине был нарушен еще до референдума, а значит кто-кто, а действующая политическая власть точно не может определять законность и легитимность этого референдума, ибо сама не подпадает под этим критерии.

Референдум состоялся — это неотменяемый факт, но что это значит? Во-первых, референдум — есть прямое волеизлияние народа, то есть его результаты - это одобрение или неодобрение поставленных на голосование предложений. Референдум по определению не может быть нелегитимным, иначе это не референдум. Народ Крыма одобрил вхождение в состав РФ, а одобрение и есть легитимность. Теперь к вопросу о легальности. И.о. президента Украины, как и хунта — нелегальна, соответственно, центральной власти как таковой нет. Конечно, есть Янукович, но он пропал с политического олимпа, да и на днях сам призвал к проведению референдума во всех субъектах Украины. В отсутствии центральной власти решения принимают нижестоящие органы власти, а в данном случае это парламент АКР - что он и сделал. В международном праве зафиксировано право народа на самоопределение — ну так народ Крыма самоопределился. Референдум есть не только воплощение легитимности, но и легальности. На референдуме определяется конституция, по которой определяются законы, иерархия тут очевидна. В большинстве конституций демократических стран установлено, что решение принятое народом на референдуме является обязательным, как непосредственное правотворчество народа.

В итоге референдум в АКР — легитимен и легален, остальные трактовки от лукавого, то есть являются манипуляцией фактами и терминами.

В последнее время в СМИ то и дело звучат рассуждения на тему законности и легитимности Киевской директории. При этом люди, изображающие из себя известных профессиа́налов-политологов, зачастую путают понятия, блуждают в элементарных вещах, о которых мне, к слову, рассказывали ещё в средней школе на уроках обществоведения. Тем, кто не воспринимает большое количество букв, рекомендую сразу читать последний абзац.

Власть - это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей.

Легитимность (от лат. legitimus) - согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения.

Легальность (от лат. legalis) - законность, сообразность с законом.

Управление людьми с помощью легитимности
Проще всего рассмотреть механизм управления людьми с помощью легитимности на примере Крыма.

Давайте для начала разберем факты.
Россия оккупировала Крым, введя туда свои войска.
После этого парламент Крыма проголосовал за присоединение полуострова к России на правах субъекта.

Вот, казалось бы, зачем при этом проводить ещё и референдум?
Предположим, люди на референдуме проголосовали бы за то, чтобы остаться в составе Украины, и что?
Что, "вежливые люди" спокойно ушли бы в Россию, а парламент Крыма в полном составе добровольно отправился бы в киевские застенки на расправу Правого Сектора?

Задумайтесь: по факту, решение о присоединении Крыма к России принималось в Кремле, причём достаточно давно.
Для этого нужно было - просчитать варианты, подготовить армию, переодеть солдат, снять российские нашивки у "самообороны Крыма".
В конце-концов, завезти в Крым достаточное количество "вежливых людей", обеспечить их транспортом, питанием, горючим, оружием, поставить задачу - какие украинские военные части будут блокироваться, как они будут блокироваться, как маскировать переброску войск от наших злейших друзей из НАТО и т.д. и т.п.

Мало того, парламент Крыма проголосовал до проведения референдума, о присоединении к Россией. Уже даже они ничего не решали, поскольку российская армия в этот момент УЖЕ находилась в Крыму и уходить явно не собиралась. Но, тем не менее, власти провели общекрымский референдум, на котором за вхождение Крыма в состав России проголосовало 97,47% принявших в нём участие. Причём ещё ДО проведения референдума власти Крыма честно говорили, что референдум ничего не решает, поскольку решение УЖЕ принято, но, дескать, если люди не поддержат парламент, то парламент Крыма уйдёт в отставку. То есть, по факту, референдум был не о присоединении к России, а о том, распускать ли крымский парламент.

Но спросите сейчас любого человека в Крыму - он вам с пеной у рта будет говорить о том, что именно ОНИ решили войти в состав России, что это ИХ воля и ИХ желание. Хотя совсем недавно их реальным желанием было - избавиться от коррумпированной власти Януковича, плюс - была усталость от безумных западенцев в Киеве и страх перед Правым Сектором. И вот эти чаянья народа и трансформировали в желание присоединения к России, дав людям надежду решить все их проблемы махом.

Вот пример вам из серии
"Чудеса мироздания",
Где первична материя,
А вторично сознание. ©

Введение

За всю историю существования человеческого общества были созданы тысячи разнообразных государства, а государственная власть составляет самый существенный, неотъемлемый признак государства. Политическая власть - способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.

Актуальность темы объясняется тем, что базовым элементом существования и функционирования политической власти, а также закрепления её в обществе, является легитимность и легальность власти. Власть, являющаяся легитимной и легальной, будет самой правильной для общества.

Легитимность и легальность политической власти чаще всего сопутствуют друг другу в периоды стабильного функционирования общества, когда плодотворно работают институты государства и гражданского общества, политика осуществляется с учетом общественного мнения, интересы групп согласовываются путем достижения компромиссов.

Целью данной работы является изучение легальности и легитимности политической власти.

Поставленная цель определяет решение следующих задач:

Определить сущность политической власти

Рассмотреть легальность политической власти;

Проанализировать легитимность политической власти;

Изучить соотношение легальности и легитимности.

1. Сущность политической власти

Столетиями человечество пыталось разгадать таинство политической власти - самой мощной общественной силы, способной изменить облик страны, привести в движение широкие социальные слои, потрясти судьбы человека и мира. Политическая власть является центральной категорией политологии. По сути дела, все проблемы, изучаемые политической наукой, представляют собой различные аспекты политической власти, внешнее формообразование, механизмы ее функционирования и развития.

Власть можно определить, как отношение между людьми, при котором один из них (субъект власти), обладающий определенным потенциалом (воля, интеллект, сила, богатство, авторитет, общественное признание и т.д.), в силу того, что он этим обладает, вынуждает другого человека выполнять его желания, которые бы тот никогда не выполнил по своей воле. Таким образом, власть представляет собой способность индивида или группы людей навязывать свою волю другим людям, распоряжаться ими и управлять их действиями с помощью насильственных или ненасильственных средств и методов.

Большинство ученых подчеркивают естественный характер власти. Одни видят это в изначальном стремлении человека к власти. Хотя есть люди, которые всегда стремятся к власти, а другие - подчиняться. Большинство людей в одних ситуациях легче подчиняются, в других - командуют. Есть тип людей, которые вообще избегают властных отношений. Другие исследователи власти отмечают, что она является выражением объективной необходимости в организации, саморегуляции и сохранении целостности любой социальной системы, так как в ней всегда существуют разные интересы. Возникает потребность в соподчинении этих интересов для обеспечения общих интересов в социальной общности.

Сущность властных отношений - отношения субординации, приказа - подчинения. Воля, навязывание воли выступают в качестве передаточного механизма в осуществлении власти. Использование воли как ключевого понятия в определении власти характерно для немецкой политической власти. По классическому определению М.Вебера власть представляет собой «любую возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая возможность основывается».

Политическая власть - это особый вид властных отношений в обществе, выражающихся в способности тех или иных классов, социальных групп, организаций или отдельных индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели насильственными или ненасильственными средствами.

Суть и социальную природу политической власти обосновал Макиавелли. Политическая власть - реальная способность правительства управлять своими подданными, а цель государства, политики - увеличение власти любыми средствами.

Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:

определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;

обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;

регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;

осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т.е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.

В структуре власти всегда выделяют субъект и объект, источники власти, основания власти и ресурсы власти.

В качестве субъектов власти могут выступать государство и его отдельные институты, политические элиты и лидеры. Объектами власти становятся как индивиды, так и социальные группы, а также большие массы людей - население той или иной территории или целого государства.

Источниками власти могут быть закон, сила, авторитет, престиж, богатство, интерес, тайна, харизма, знания, идеи и т.д.

Основания власти и ресурсы власти понятия близкие, но не совпадающие полностью. Под основаниями власти понимают тот фундамент, на котором базируются источники власти. Ресурсы власти - это конкретные средства, с помощью которых субъект власти воздействует на объект для достижения своих целей. Известны несколько типологий ресурсов власти. Широко распространена типология ресурсов, основанная на сферном принципе. Отдельные виды ресурсов классифицируют по сферам их применения: экономические, социальные, культурно-информационные, правовые, силовые и др. Следовательно, политическая власть в государстве держится не только принуждением, но и тем, что имеет в своем распоряжении эти ресурсы.

. Легальность политической власти

Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений с помощью установленных законом процедур.

Легальная власть - это политическая власть, носящая правовой характер.

Она называется еще разумно узаконенной, поскольку господство связано с верой в правильность юридических норм и необходимость их выполнения.

Легальность власти координируется Конституцией РФ и законодательством, которые определяют пути формирования власти (например, законы об избрании президента, Государственной Думы, акты об исследовании престола и т.д.).

Легальность предполагает способность власти действовать в рамках установленных ею норм. Отказ власти от этих норм нарушает упорядоченность социально-политических отношений, предопределяет ее неэффективность. Такая власть может становиться просто опасной для общества.

Легальность соответствует понятию «законность», носит чисто юридический характер и означает формальное соответствие власти закону, ее юридическую правомерность.

Государственная власть и законность - это нерасторжимые и взаимообусловленные явления и понятия, но их соотношение почти не изучено. В самом общем виде законность можно охарактеризовать как требование строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения законов всеми, как последовательное проведение законов в жизнь, в поведение людей, в деятельность государственных и негосударственных органов и организаций. В понятие законности включается также требование высокого качества самих законов. Законность можно рассматривать и в качестве важнейшего метода осуществления государственной власти, состоящего в подготовке и издании законов, а затем в строгом и неуклонном проведении их в жизнь в целях достижения организованности и порядка в обществе.

Государственная власть нуждается в легализации, узаконивании. Легализация (от корня латинских слов «закон», «законный») государственной власти - это признание правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности. Обоснование властных полномочий коренится в юридических актах и процедурах, в правовых отношениях. Однако бывают так называемые конституционные законы, легализующие антинародную, антидемократическую, террористическую государственную власть. Таковы были, например, правовые акты гитлеровской Германии. Поэтому, определяя легальность или нелегальность государственной власти, меру ее легализации, важно установить, насколько правовые акты, осуществляющие легализацию, соответствуют общепринятым принципам права, в том числе международного права.

Наряду с легальной, государственной властью возможны различные формы нелегальной власти преступных кланов. Если легальная власть опирается на писаные, известные всем обязательные нормы, то нелегальная руководствуется правилами поведения, известными узкому кругу лиц. Власть нелегальную отличает жесткость санкций. Если легальная власть стабилизирует общество, нелегальная его разрушает.

По мнению В.Н. Протасова, «политическая власть в обществе (и прежде всего это касается государственной власти) может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной). Носителями последней могут быть неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др.».

Политическая власть в обществе распределена неравномерно. Большинство граждан не принимают непосредственного систематического участия в политике и управлении государством. Даже в условиях демократии, основывающейся на признании народа источником власти, реальными ее носителями являются политические элиты и лидеры.

Легитимность политической власти

Важное значение для политической стабильности и поддержки лидеров имеет концепция легитимности законности власти. Законность власти можно определить как степень естественного признания населением страны системы, к которой она принадлежит.

Политическая легитимность - это общественное признание власти и ее права на управление.

Легитимность как определенная степень совместимости власти и граждан, как мера доверия к ней - величина переменная. Она во многом зависит от наличия или отсутствия у власти реального авторитета. Любые изменения авторитета ведут к уменьшению или увеличению легитимности.

Легитимность имеет свои степени и никогда не доходит до единодушия граждан в одобрении режима. В мире нет ни одной страны, где все граждане воспринимают существующий в ней режим как абсолютно легитимный. В любом обществе есть оппоненты режима, протестные субкультуры, аполитичные слои и большинство граждан, в той или иной степени убежденных в легитимности власти.

Государство может быть легитимным, если граждане чувствуют, что оно оправдывает их надежды. Власть обретает законность тремя способами:

) благодаря традиции, иначе говоря, благодаря тому, что она всегда обладала законностью. Правооснование власти в монархическом обществе принадлежит к этому типу, в силу признания правомерности системы законов, в условиях которой субъекты пришли к власти и отправляют свои обязанности;

) на базе харизмы, веры в руководителя, которому приписывают выдающиеся личные достоинства, возможен элемент обожествления. Такая вера может возникнуть в результате появления лидеров, имеющих исключительный талант;

) на принципе рациональности, с помощью которого устанавливается политическая власть.

Для поддержки властей и режима очень важно утвердить в обществе сознание законности власти, ее носителей. Именно вера в законность режима обеспечивает стабильность политической системы, всех властных отношений.

Объектами легитимности выступают политические элиты, административный персонал, нормы и структуры режима. Источниками легитимности являются основополагающие идеологические принципы, приверженность структуре и нормам режима, преданность конкретным авторитетам. Показателями легитимности являются уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь наличие попыток свержения правительства или лидера сила проявления гражданского неповиновения, а также результаты выборов, референдумов, массовость демонстраций в поддержку власти оппозиции. Политические отношения на определенных этапах развития могут привести к кризису легитимности, корни которого следует искать в характере изменений в обществе.

Понятие легитимность было введено в политическую науку М.Вебером. Он предложил различать три «идеальных типа» легитимности и признавал смешанную легитимность.

Первый тип легитимности, по М.Веберу,- традиционная легитимность, которая основывается на вере в обычаи и традиции, нередко освящается авторитетом патриархальных устоев.

Второй тип - харизматическая легитимность. Слово «харизма» в переводе с греческого языка означает «божественный дар». Этот тип легитимности основан на популярности политического деятеля, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением.

Третий тип легитимности - рациональная легитимность. Она опирается на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Первые два типа легитимности политической власти - традиционный и харизматический - характерны для государств с неразвитой политической системой. В этих государствах и уровень экономического развития невысок.

Процветание некоторых из них обусловлено, главным образом, природными богатствами. Так, Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт богаты нефтью, экспорт которой позволяет обеспечить благополучие части общества. Рациональная легитимность характерна для государств с высокоразвитой политической системой и эффективной экономикой.

Традиционный и рациональный типы легитимности относительно долговременны. Наследование власти монархами может продолжаться столетиями. Можно прогнозировать продолжительность рационально легитимной власти, опирающейся на законы и здравый смысл. Она присуща государствам с демократическими режимами, высоким уровнем политической и экономической стабильности.

Харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза длительности ее существования.

Во-первых, власть, основывающаяся на настроениях и эмоциональных реакциях, то есть на иррациональных комплексах, по самой своей природе не может быть стабильной.

Во-вторых, после ухода из жизни или отстранения от власти харизматического лидера многое меняется.

В-третьих, этот тип легитимности связан с периодами глубоких общественных перемен - революций, крупномасштабных социальных реформ. В такие периоды необходима мобилизация больших масс людей, преодоление общественной инерции. Для ломки отживших общественных порядков необходимы люди, не обладающие высокой политической культурой, слепо верящие лидерам.

Наконец, в-четвертых, относительная кратковременность харизматической власти определяется и средствами господства, которые она использует. Стремление лидера к единоличной власти сопровождается пресечением демократических форм развития общества, поиском противников и нередко репрессиями против инакомыслящих. Рано или поздно ограниченность харизматической легитимности осознается народом, что и приводит к исчерпыванию ее возможностей.

Управление обществом на основе законов власть осуществляет с помощью своего аппарата бюрократии. В разработанной М.Вебером классической теории бюрократии сформулированы основные требования к чиновничеству, актуальные и сегодня.

Согласно М.Веберу, чиновник должен:

1) быть отделен от собственности на средства управления и должности, подчиняться только служебному долгу;

2) действовать в рамках устойчивой служебной иерархии;

3) иметь четко определенную сферу компетенции и власти;

4) работать в силу контракта (на основе свободного выбора);

5) работать в соответствии со специальной квалификацией;

6) вознаграждаться постоянными денежными окладами;

7) рассматривать свою службу как единственную или главную профессию;

9) руководствоваться принципом безличности, то есть системой правил, рекомендаций и инструкций, сохранять полнейшую беспристрастность;

10) подчиняться единой служебной дисциплине и контролироваться служебной иерархией.

Бюрократию, отвечающую перечисленным параметрам, М.Вебер называл «рациональной», в отличие от «иррациональной» бюрократии традиционных обществ. Чтобы избежать превращения бюрократии в замкнутую касту, стоящую над обществом и неспособную к инновациям, он предлагал осуществлять регулярную ротацию управленцев и обеспечивать контроль над ними со стороны политических институтов.

Легитимность власти не ограничивается этими тремя классическими типами. Существуют и другие типы легитимности, в частности идеологическая и националистическая.

Суть идеологической легитимности состоит в обосновании власти с помощью идеологии. Так, преимущественно идеологический характер носила легитимность власти КПСС, которой, согласно марксизму, принадлежала руководящая роль в построении коммунизма. Во второй половине XX века лидеры освободившихся стран в попытках получить поддержку населения часто апеллировали к национализму. Этот вид легитимации в большей или меньшей степени используется элитами развитых государств.

В современных условиях четкая классификация легитимности многих режимов трудноосуществима, поскольку власть все в большей степени основывается на многоэлементной, смешанной легитимности. Например, демократия в странах Запада базируется не только на конституциях, но и во многом на традициях. Даже традиционным режимам свойственна определенная рационально-легальная легитимность, поскольку они соблюдают определенные нормы и правила игры.

В так называемом «третьем мире», преимущественно в Африке, немало стран, где не существует ни признания, ни непризнания власть предержащих. Нищета воспринимается населением как воля богов, а тиранические формы правления - как неизбежность, судьба. Применительно к таким режимам проблема легитимности вообще лишена смысла.

Понятие легитимность имеет три измерения:

1) народная легитимность, или признание обществом правомочности правящей элиты; она может основываться на традициях, идеологии, конституции, выборах;

2) «внешняя» легитимность, или признание режима и его правящих групп со стороны других государств, международных организаций и влиятельных кругов, формирующих общественное мнение;

3) «легитимность для себя», то есть круг представлений, которыми правители оправдывают свою власть и действия по ее удержанию.

Важное место в функционировании власти занимают проблемы ее делегитимации, то есть утраты доверия к власти, лишения ее общественной поддержки. Легитимность власти ослабевает вследствие ее неэффективности, неспособности оградить общество от преступности, коррумпированности, приверженности силовым методам разрешения противоречий, давлению на средства массовой информации, бюрократизации и других факторов.

Кризис легитимности чаще всего возникает тогда, когда статусу основных социальных институтов грозит опасность, когда прогрессивные требования основных групп общества не воспринимаются политической системой. Кризис может возникнуть и в обновленной общественной структуре, если системе в течение длительного времени не удается оправдать надежды широких общественных слоев.

Для поддержания законности власти используются различные средства и методы изменение законодательства и государственного управления создание такой политической системы, законность которой основана на традициях харизматические лидеры успешное осуществление государственной политики и программ поддержание законности и правопорядка в стране. Функционирование политических систем свидетельствует о том, что все они сталкиваются с проблемами законности, успешное решение которых укрепляет жизнеспособность политических институтов, обеспечивает стабильность и эффективность их функционирования.

Очевидно, некоторые государства исчезли с политической карты мира потому, что им не удалось справиться с проблемами легитимности.

Легитимность политической власти сочетается с противоположным ей явлением делегитимации - утраты доверия, лишения политики и власти общественного кредита. Разочарование в идеалах, концепциях политики, в её целях и методах, людях, которые её представляют, - один из аспектов политической жизни общества, такая же движущая сила развития политики, как и сама легитимация. Делегитимация может происходить вследствие следующих причин:

Противоречие между ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты, результатом чего является отсутствие поддержки власти народом;

Противоречие между демократией и социально-политической практикой, когда многие проблемы решаются не демократическим, а силовым путем, нажимом на средства массовой информации, ограничением прав и свобод граждан;

Растущее социальное неравенство, массовое обнищание большинства населения, в результате чего формируется оппозиция власти (как правило, из интеллектуалов);

Рост бюрократизации и коррумпированности при нулевом контроле процесса «снизу» и чрезвычайно слабом «сверху»;

В многонациональном государстве - национализм, этнический сепаратизм, когда местные власти отвергают правомочность федеральной власти.

Соотношение легальности и легитимности

Легальность и легитимность власти - однопорядковые, но не тождественные понятия.

Власть, имеющая законные основания на господство в обществе, в результате своей неэффективной политики может утратить доверие граждан и стать нелегитимной. Так, законно избранный в 1996г. Президент России Б.Ельцин в конце 1999г. пользовался доверием не более 10% российских граждан, т.е. полностью утратил свою легитимность. И напротив, власть, не имеющая законных оснований, в результате эффективной политики может обрести доверие народа и стать легитимной. Например, пришедший к власти в Чили в результате военного переворота в 1973г. генерал А.Пиночет в результате эффективной экономической политики впоследствии стал вполне легитимным и законным президентом страны.

Легитимная, но не легальная власть как бы получает карт-бланш (полномочия) от народа на то, чтобы сделать жизнь людей лучше, а уже потом установить законные основания власти. Законная, но не легитимная власть лишается поддержки своего народа и в дальнейшем может прибегнуть к незаконным средствам в политике.

Любая политическая власть (даже самая реакционная) стремится выглядеть в глазах своего народа и мирового сообщества как эффективная и легитимная. Поэтому процесс легитимизации власти является предметом особой заботы правящей элиты. Одним из самых распространенных приемов в этом процессе является замалчивание негативных результатов своей политики и всяческое «выпячивание» реальных и мнимых успехов. Нередко помехой в такой подмене негативных факторов на позитивные становятся независимые средства массовой информации. Поэтому неэффективная и нелегитимная власть всеми способами стремится ограничить их деятельность и/или поставить под свой контроль.

Другой прием заключается в том, что власть на словах признает ценности, желания и чаяния своих граждан, декларирует свои намерения бороться с коррупцией, наркоманией, преступностью и д.р., а на деле преследуют свои корпоративные цели, нередко «покрывая» преступность в собственных рядах.

Иногда люди, наделенные властью или стремящиеся к власти, искренне верят в то, что они являются основными выразителями общественных интересов и что граждане одобряют и поддерживают их политическую деятельность, хотя это не соответствует действительности. Такое самомнение политиков называется легитимным самозванством.

Заключение

власть политический правовой легитимность

Легальность и легитимность власти отражают разные аспекты ее положения в обществе.

Легальность означает осуществление власти в рамках закона, т.е. законность власти. Это сугубо правовая категория, означающая юридическое оформление власти, закрепление в нормативно-правовых актах ее происхождения, полномочий и методов осуществления. Легальность устанавливается и гарантируется государством.

Легитимность политической власти - это согласие народа с системой правления, когда он на добровольной основе предоставляет ей право принимать решения, требующие обязательного выполнения. Если уровень легитимности падает, начинают использоваться принудительные методы воздействия.

Дееспособность власти во многом зависит от степени ее легитимности. Этот показатель является одной из важных характеристик эффективной работы политической власти. Во многом это понятие совпадает с авторитетностью власти. В нем отражается отношение граждан к существующему порядку в стране.

Легитимная власть может восприниматься гражданами как законная даже тогда, когда она нарушает закон. Легитимность означает доверие к власти, признание справедливости ее целей и средств. В силу этого легитимная власть минимально нуждается в применении силы для реализации своих решений, поскольку граждане подчиняются ей добровольно даже тогда, когда отдельные ее решения не соответствуют их интересам. Наличие в обществе легитимной власти возможно при условии достижения обществом определенной степени согласия о том, какой она должна быть.

Список использованной литературы

1.Баранов Н.А. Легитимность власти: политический опыт России / Н.А. Баранов // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 1. - С. 18-29.

2.Баранов П.П. Конституционная легитимность государственной власти в России / П.П. Баранов, А.И. Овчинников // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 7. - С. 3-8.

3.Василенко И.А. Политология: Учебник для бакалавров / И.А. Василенко; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2015. - 423 с.

4.Волков Ю.Г. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский. - М.: Альфа, 2013. - 224 c.

5.Иванченко Ю.А. Базовые правовые формы легитимации государственной власти в современном обществе / Ю.А. Иванченко // Конституционное и муниципальное право: научно-практический журнал. - 2013. - № 6. - C. 4-6.

6.Коротец И.Д. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / И.Д. Коротец, Т.Г. Тальнишних. - М.: Академцентр, 2013. - 256 c.

7.Козырев Г.И. Основы социологии и политологии: Учебник / Г.И. Козырев. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 272 c.

8.Коротец И.Д. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / И.Д. Коротец, Т.Г. Тальнишних. - М.: Академцентр, 2013. - 256 c.

9.Шалак А.В. Политология / А.В. Шалак. - М.: Новое знание, 2011. - 327 с.

10.Шульженко Н.В. Политология в схемах и тезисах (альбом схем): учебно-методическое пособие для студентов всех форм и направлений (специальностей) обучения / авт.-сост. Н.В. Шульженко. - Хабаровск: Российский университет кооперации. Дальневосточный филиал, 2015. - 110 с.