Ремонт Стены Уход

Оптимальный режим труда и отдыха презентация. Рациональный режим труда и отдыха – основа безопасного труда


У медуз есть родственники – кораллы Секрет кораллов в том, что мы видим чаще всего целый коралловый дом, точнее, их общий скелет. А в этом общем скелете, как в квартирках и живут крохотные прозрачные многочисленные кораллы. Кораллы похожи на медуз: такие же прозрачные и с ядовитыми щупальцами. прозрачные и с ядовитыми щупальцами. Ты их увидишь на следующем слайде. Оленерогий коралл












Губки - не хищницы. Они пропускают, прокачивают через себя воду и находят в ней всё, что можно скушать: кусочки водорослей, остатки чужой пищи и так далее. И всё, что можно скушать, оставляют себе, а остальное из губок выходит вместе с водой. Это похоже на фильтр для воды (хотя настоящий фильтр никого не ест, конечно). Губок за такое питание называют фильтраторами.


Самый известный червь – дождевой червь. Он живёт в почве и выползает из своих норок после дождя. Дождевой червь очень полезен. Он улучшает почву. С его помощью почва становится плодороднее, то есть на ней лучше растут растения и мы получаем больше урожай!












Моллюски бывают не только брюхоногими, как улитки или слизни. Моллюски бывают двустворчатыми! Такие моллюски помещаются в раковинах из двух половинок – из двух створок. За раковину из двух створок их и назвали двустворчатыми. Двустворчатые – это устрицы и их родственники. Двустворки – фильтраторы, то есть питаются также, как и губки. фильтраторы




Издавна двустворки очень ценились за жемчужины, которые они иногда делают в своей раковине. Да и без жемчужин раковины двустворчатых моллюсков переливаются перламутром. Из жемчуга и перламутра делают украшения. На фотографии – галиотис, строитель очень красивой перламутровой раковины


Кто это плывёт? Да это же осьминог! Осьминоги и их родственники – тоже моллюски. Только их зовут головоногими. А родственники у осьминогов – кальмары и каракатицы. Все они хорошие охотники. Головоногие моллюски очень быстры, сильны и умны! Больших осьминогов называют спрутами.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МКОУ Васильевская ООШ Сафоновского района Тема урока: «Беспозвоночные животные» Учитель биологии: Беркунова Елена Анатольевна 2016 г.

Цель урока: познакомить учащихся с подцарством Многоклеточные и беспозвоночными животными; Формировать у учащихся интерес к изучению животного мира.

В начале XIX века французский учёный Жан Батист Ламарк разделил животный мир на две основные группы – беспозвоночных и позвоночных животных. Беспозвоночные – многочисленная группа животных, не имеющих внутреннего скелета, основой которого является позвоночник. Беспозвоночные составляют примерно 95% всех видов современных животных. Они имеют различное строение. Многие из них хорошо приспосабливаются к изменению условий обитания.

Губки Губки – преимущественно морские животные, прикреплённые ко дну и подводным предметам. Тело губок напоминает бокал, пронизанный порами. На свободном конце тела находится выводное отверстие – устье.

Кишечнополостные Кишечнополостные – хищные водные, преимущественно морские с мешковидным телом. На переднем конце тела расположено ротовое отверстие, окружённое щупальцами. медуза гидра Коралловые полипы

Иглокожие Иглокожие – обитатели морей, способные к медленному передвижению. Размеры иглокожих составляют от несколько миллиметров до 1 м. голотурия м орские ежи м орская звезда

Моллюски Моллюски – наземные и водные животные с мягким нечленистым телом, покрытым кожной складкой – мантией. Тело моллюсков состоит из головы, туловища и ноги. У большинства моллюсков есть раковина. мидии каракатица кальмар осьминог улитка устрицы

Членистоногие Членистоногие – самая большая группа животных, н аселяющих нашу планету. Снаружи их тело покрыто твёрдой кутикулой. Она состоит в основном из органического вещества хитина и образует панцирь, который защищает тело и выполняет функцию наружного скелета. К членистоногим относятся ракообразные, паукообразные и насекомые.

Ракообразные Ракообразные – в основном водные животные. Их тело состоит из головы, груди и брюшка. Органы дыхания жабры. краб креветка лангуст

Паукообразные Паукообразные – это в основном сухопутные членистоногие, которые имеют восемь ног. Тело паукообразных состоит из голово – груди и брюшка. клещ сенокосец скорпион

Насекомые Насекомые – это членистоногие, которые имеют шесть ног и органы воздушного дыхания –трахеи. Тело насекомых состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка. У большинства видов насекомых развиты крылья. Наиболее разнообразен мир насекомых в тропиках.

Отгадай Самое полезное животное в мире. червяк Самый крупный морской рак. омар У кого из животных уши на ногах? у кузнечика Крупная редкая бабочка. махаон Главный враг тли. божья коровка Каких моллюсков едят живыми? устриц Кто из насекомых является настоящим виртуозом в п олёте? стрекоза Как называется личинка бабочки? гусеница

Благодарю за внимание


1 слайд

2 слайд

ЖИВОТНЫЕ ДИКИЕ ДОМАШНИЕ Живут в лесах, водоемах, на лугах, в полях. Сами заботятся о потомстве. Сами добывают еду. Сами строят жильё. Живут с человеком, человек ухаживает за ним. Человек строит жилье, кормит его. Человек выводит новые породы, заботится о потомстве. Домашние животные приносят человеку пользу.

3 слайд

ЖИВОТНЫЕ БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ ПОЗВОНОЧНЫЕ рыбы пресмыкающиеся млекопитающие птицы земноводные пауки раки иглокожие моллюски черви насекомые Особенностью этих животных является полное отсутствие внутреннего скелета, либо имеется только наружный скелет, представленный в виде панциря Особенностью этих животных является наличие настоящего костного или хрящевого скелета, основой которого является позвоночный столб

4 слайд

БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ: ЧЕРВИ ДОЖДЕВЫЕ ЧЕРВИ Семейство дождевых червей состоит почти из 170 видов, и относятся к типу кольчатых червей. Все дождевые черви сходны по образу жизни. Они живут во влажных местах роя ходы под землей, в холод и засуху уходят глубоко в землю. После сильных дождей из-за недостатка воздуха дождевые черви вынуждены подниматься на поверхность. Питаются разлагающимися растительными остатками и почвенными микроорганизмами. Особенно много дождевых червей в земле садов, огородов и иных почвах, где их численность может достигать 400 штук на 1 м земли. Размер от 8 до 30см.

5 слайд

6 слайд

11 слайд

12 слайд

Моллюски освоили практически все среды обитания: морские и пресноводные водоёмы, сушу.. Среди моллюсков - осьминоги, кальмары, водные и наземные улитки и многие другие. БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ: МОЛЛЮСКИ

13 слайд

ГОЛОВОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ осьминоги, каракатицы и кальмары К классу головоногих моллюсков принадлежит 600 видов животных. Это моллюски с явно обособлённой головой и венцом из восьми или десяти щупалец, окружающих рот. Все головоногие моллюски - хищники. Основная пища – рыбы, крабы, а также мелкие моллюски. БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ: МОЛЛЮСКИ

14 слайд

ГОЛОВОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ осьминоги, каракатицы и кальмары У головоногих моллюсков не одно, а три сердца: одно головное, а два жаберных. И кровь у них необычная – голубая! Тёмно-голубая, когда насыщена кислородом, и бледная – с углекислым газом. БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ: МОЛЛЮСКИ Головоногий моллюск передвигается, всасывая воду (она же снабжает его кислородом) и с силой выталкивая ее через воронку. Активная работа естественного реактивного двигателя позволяет им развивать скорость более 30 км в час. Мясо кальмаров, осьминогов - продукт питания человека. Их промысел особенно развит в Японии, Китае и Корее

15 слайд

БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ: МОЛЛЮСКИ КАЛЬМАРЫ – десятиногие моллюски Спасаясь от врага, кальмар выпускает чернильную “дымовую завесу”. Вместе с замечательной способностью кальмара менять окраску она отвлекает противника достаточно долго, чтобы кальмар мог уйти.

16 слайд

КАРАКАТИЦЫ - десятиногие моллюски БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ: МОЛЛЮСКИ Головоногий моллюск передвигается, всасывая воду (она же снабжает его кислородом) и с силой выталкивая ее через воронку. Активная работа естественного реактивного двигателя позволяет кальмару развивать скорость более 30 км в час.

17 слайд

КАРАКАТИЦЫ - десятиногие моллюски БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ: МОЛЛЮСКИ Существует около ста видов каракатиц. Самые маленькие – не больше 1см 8мм, а самая большая – гигантская австралийская каракатица – может вырасти до размера почти человеческого.

18 слайд

Живут осьминоги не долго. Большинство видов доживают только до 2-х лет. Осьминоги прекращают питаться после спаривания, и обходятся без еды несколько месяцев. Осьминоги не имеют ни каких костей или защитных корпусов. Единственная твёрдая часть тела – клюв, похожий на попугаичий. Всё тело необычайно мягкое, гибкое и эластичное. Оно позволяет осьминогу проникать в самые узкие щели и отверстия в скалах. Единственным ограничением является клюв. Одной из наиболее интересных особенностей осьминогов является его способность менять окраску тела, позволяющая мгновенно копировать цвета окружающих предметов. ОСЬМИНОГИ - восьминогие моллюски БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ: МОЛЛЮСКИ

19 слайд

20 слайд

БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ: МОЛЛЮСКИ БРЮХОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ или УЛИТКИ Раковины брюхоногих моллюсков закручены в спираль и отличаются большим разнообразием формы.

21 слайд

22 слайд

БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ: МОЛЛЮСКИ ДВУСТВОРЧАТЫЕ МОЛЛЮСКИ Двустворчатые - исключительно водная группа, живут как в солёных, так и в пресных водах. Человек использует некоторые виды двустворчатых в пищу (мидии и устрицы), как источник материала для украшений (перламутр и жемчуг), в качестве сувениров или даже денег. Тело этих моллюсков покрыто твердой двустворчатой раковиной. Она раскрывается при помощи упругой связки, которая соединяет створки на спинной стороне. Закрываются створки с помощью двух замыкательных мышц, идущих поперек тела на переднем и заднем концах. К классу двустворчатых относится около 20 000 видов моллюсков.

23 слайд

24 слайд

БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ: ЧЛЕНИСТОНОГИЕ Тело членистоногих сегментировано и разделено на голову, грудь и брюшко. Полностью или частично покрыто хитином. Растут только во время линьки. Конечности членистые; выполняют функции передвижения, дыхания, защиты, захвата и пр. Голова и грудь у некоторых сливается в головогрудь. ракообразные, пауки, насекомые

25 слайд

БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ: ЧЛЕНИСТОНОГИЕ РАКООБРАЗНЫЕ Преимущественно водные обитатели, населяющие пресные и морские воды. Некоторые группы адаптировались к наземной жизни: сухопутные крабы и раки-отшельники, мокрицы. крабы, речные раки, раки-отшельники, омары, креветки, мокрицы

Понятие рабочего времени
Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами
внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять
трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ,
другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации относятся к рабочему времени. (ст. 91 ТК РФ)
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в
неделю.
Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается (ст. 92 ТК РФ):
для работников в возрасте до шестнадцати лет - не более 24 часов в неделю;
для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю;
для работников, являющихся инвалидами I или II группы, - не более 35 часов в неделю;
для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий
труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36
часов в неделю.
Неполное рабочее время (ст. 93 ТК РФ):
Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную
рабочую неделю:
по просьбе беременной женщины,
одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет
(ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет),
а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским
заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.

Понятие рабочего времени
При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится
пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема
работ.
Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо
ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления
трудового стажа и других трудовых прав.
Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать (ст. 94 ТК РФ):
для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - 5 часов, в возрасте от
шестнадцати до восемнадцати лет - 7 часов;
для обучающихся по основным общеобразовательным программам и образовательным
программам среднего профессионального образования, совмещающих в течение
учебного года получение образования с работой, в возрасте от четырнадцати до
шестнадцати лет - 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 4 часа;
для инвалидов - в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке,
установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где
установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая
продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: при 36-часовой
рабочей неделе - 8 часов, при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов.

Понятие рабочего времени
Работа в ночное время (ст. 96 ТК РФ):
Ночное время - время с 22 часов до 6 часов.
Продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час без
последующей отработки.
Не сокращается продолжительность работы (смены) в ночное время для работников,
которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а также для
работников, принятых специально для работы в ночное время, если иное не предусмотрено
коллективным договором.
К работе в ночное время не допускаются:
беременные женщины;
работники, не достигшие возраста восемнадцати лет, за исключением лиц, участвующих в
создании и (или) исполнении художественных произведений, и других категорий
работников в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет,
инвалиды,
работники, имеющие детей-инвалидов,
а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии
с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а
также опекуны детей указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время
только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по
состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.
При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим
правом отказаться от работы в ночное время.

Понятие рабочего времени

Сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за
пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной
работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа
рабочих часов за учетный период.
Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его
письменного согласия в следующих случаях:
1) при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие
непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена
(закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени,
если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель
имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя,
если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества),
государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью
людей;
2) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или
сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения
работы для значительного числа работников;
3) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает
перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене
сменщика другим работником.

Понятие рабочего времени
Сверхурочная работа (ст. 99 ТК РФ):
Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия
допускается в следующих случаях:
1) при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы,
производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной
аварии или стихийного бедствия;
2) при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных
обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование централизованных систем
горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, систем
газоснабжения, теплоснабжения, освещения, транспорта, связи;
3) при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного
или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных
обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод,
землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или
нормальные жизненные условия всего населения или его части.
Не допускается привлечение к сверхурочной работе:
беременных женщин,
работников в возрасте до восемнадцати лет,
других категорий работников в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.
Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4
часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Понятие рабочего времени
Режим рабочего времени (ст. 100 ТК РФ):
Режим рабочего времени должен предусматривать:
продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями,
шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных
дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя),
работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников,
продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня
(смены),
время начала и окончания работы,
время перерывов в работе,
число смен в сутки,
чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами
внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права,
коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени
которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым
договором.

Понятие рабочего времени
Сменная работа (ст. 103 ТК РФ):
Сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда
длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность
ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования,
увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.
При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение
установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.
При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного
органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных
нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к
коллективному договору.
Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до
введения их в действие.
Работа в течение двух смен подряд запрещается.

Понятие времени отдыха
Время отдыха (ст. 106 ТК РФ) - время, в течение которого работник свободен от
исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Видами времени отдыха являются:
перерывы в течение рабочего дня (смены);
ежедневный (междусменный) отдых;
выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
нерабочие праздничные дни;
отпуска.
Перерывы для отдыха и питания (ст.108 ТК РФ):
В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха
и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее
время не включается.
Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.
При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в
неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день.
Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной
рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего
трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.

Понятие времени отдыха
Отпуска
Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности)
и среднего заработка.
Ежегодный
основной
оплачиваемый
продолжительностью 28 календарных дней.
отпуск
предоставляется
работникам
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных
дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с
настоящим ТК РФ и иными федеральными законами.
Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам:
занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда *,
работникам, имеющим особый характер работы,
работникам с ненормированным рабочим днем,
работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными
федеральными законами.
* Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия
труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда
отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска
работникам составляет 7 календарных дней.

Режимы труда и отдыха – это регламентированная продолжительность и чередование периодов работы и отдыха в течение смены, суток, недели, устанавливаемые в зависимости от особенностей трудовых процессов и обеспечивающие поддержание высокой работоспособности и здоровья работающих. Различают следующие режимы труда и отдыха: внутрисменный, суточный, недельный, годовой.


Внутрисменный режим устанавливают с учетом фазного изменения работоспособности в течение дня и характера работы. Задача установления рационального режима труда и отдыха состоит в том, чтобы обеспечить быструю врабатываемость работников, максимально увеличить период устойчивой высокой работоспособности, сократить фазу утомления.



Количественным показателем рациональности внутрисменного режима труда и отдыха является удельный вес периода высокой работоспособности в рабочем периоде. Оптимальная величина в первой половине смены – 75%, во второй – 65%. Частный показатель, отражающий уровень работоспособности, – частота и тяжесть производственного травматизма.


Годовой режим труда и отдыха определяет чередование рабочих периодов с периодами длительного отдыха, связанного с очередными ежегодными отпусками, которые необходимы для сохранения здоровья, обеспечения высокой работоспособности и трудового долголетия. Большими возможностями для совершенствования режимов труда и отдыха обладают режимы гибкого рабочего времени, сочетающие периоды гибкого и фиксированного времени.


Труд и отдых являются необходимым состоянием человека для жизни. Сохранить работоспособность и крепкое здоровье можно только при правильном сочетании умственного и физического труда, а также активного отдыха и сна. Режим труда является основой высокой работоспособности. Он определяется характером и целеустремленностью работника. Ритм работы должен быть умеренным и правильно подобранным. Иначе…



Труд должен приносить удовлетворение, а не чувство подавленности. На общее психическое состояние работника также влияет общий климат на рабочем месте и отношение в коллективе. Идеальная работа это обстановка, в которой сочетаются деловой подход, хорошие отношения, творчество и инициатива.



Сон является одним из видов отдыха. Недостаточный отдых, как и бессонница, ведет к переутомлению и снижает защитные силы организма. Сон – наиболее полный вид отдыха, во время которого осуществляется интенсивное восстановление организма. Особенно в клетках головного мозга.бессонница



Существует даже термин трудовая терапия, с помощью которого специалисты проводят лечение многие болезни и психические расстройства, включая и бессонницу. Как говорится, без труда и отдых не сладок.психические расстройства Правильный режим труда и отдыха позволяет сохранить крепкое здоровье и высокую работоспособность на длительное время. В режиме труда и отдыха особое место занимает чередование отдыха и работы. При выборе режима труда и отдыха важное место занимает общее состояние здоровья человека, его возраст, климатические условия, рацион питания и др. факторы.



Установление общественно необходимой продолжительности рабочего времени и распределение его по календарным периодам на предприятии достигаются при разработке правил, в которых предусматривается порядок чередования и продолжительность периода работы и отдыха. Этот порядок принято называть режимом труда и отдыха. Один из основных вопросов установления рациональных режимов труда и отдыха - это выявление принципов их разработки. Таких принципов три: удовлетворение потребности производства; обеспечение наибольшей работоспособности человека; сочетание общественных и личных интересов.


Внутрисменный режим труда и отдыха - порядок чередования времени работы и отдыха в течение рабочей смены. Основой для разработки любого внутрисменного режима труда и отдыха является динамика работоспособности. При разработке внутрисменного режима работы с учетом условий производства и особенностей каждого конкретного вида работ определяется общая величина времени на отдых, распределение этого времени на протяжении смены (перерывы в работе и их продолжительность), характер отдыха.


Отдых может быть активным и пассивным. Пассивный отдых (в положении сидя, лежа) необходим при тяжелых физических работах, связанных с постоянными переходами или выполняемых стоя, особенно при неблагоприятных условиях внешней среды. Активный отдых рекомендуется на работах, протекающих в благоприятных условиях труда. Наиболее эффективной формой активного отдыха является производственная гимнастика, то есть выполнение специального комплекса гимнастических упражнений. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим, органом, восстанавливается быстрее.



В XXI веке требования общества к учителю гораздо выше, чем в предыдущее столетие. Но эти требования не могут быть выполнимы, если не будут созданы благоприятные условия для учебно-воспитательной работы в школе. Личность учителя имеет немаловажное значение для решения образовательных и воспитательных задач в учебных заведениях. Качество учебных занятий во многом зависит не только от профессиональности педагога, но и его внутреннего состояния - от физического и психического здоровья. Как известно, здоровье ребенка находится в прямой зависимости от здоровья учителя. Личность учителя и его жизнь должны быть образцом пути здоровья, а, следовательно, и нравственности, и мудрости детей и подростков.


В последние годы стали активно разрабатываться программы, направленные на сохранение и поддержание здоровья школьников. Однако, очень редко речь заходит о здоровье самого учителя, который ежедневно находится в тех же условиях, что и учащиеся, но из-за специфики своей работы более подвержен возрастающим факторам социальной напряженности общества. Труд учителя - постоянная отдача душевных сил и постоянная, часто резкая, смена ситуаций. Статистика показывает, что в последнее время среди преподавателей разных учебных заведений возросло число заболеваний нервной системы, голосоречевых органов, опорно- двигательного аппарата, сосудистой системы. В связи с этим нам показaлась интересной тема исследования здоровья учителя.


В выяснении вопросов, касающихся специфики труда педагога, много ценной информации дает изучение и сравнение профессиональной деятельности сельских и городских учителей. Известно, что основными факторами риска труда учителя являются: - повышенное психо-эмоциональное напряжение; - значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей; - преобладание в процессе трудовой деятельности статической нагрузки при незначительной общей мышечной и двигательной нагрузке; - большой объем интенсивной зрительной работы; - высокая плотность эпидемических контактов. Каждый из этих основных факторов риска педагогического труда может способствовать возникновению профессионально обусловленных видов патологии нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем






Если не начать работать над собой, не научиться восстанавливать свои жизненные силы и снимать стрессовое напряжение, то можно скоро перейти из группы со средней степенью угрозы срыва в следующую группу. У 17°/о педагогов имеет место истощение жизненных сил, высокий уровень срыва защитных механизмов.



Из 30 опрошенных учителей только один придерживается режима питания, а остальные не соблюдают его, иногда даже обходятся без завтрака и обеда. Такое отношение к режиму питания связано с большой загруженностью на работе. И в этом проявляется отношение к своему здоровью. Также выяснено, что учителя (77%)не делают зарядку. Только (10%) учителей из опрошенных по возможности выделяют время для физкультуры и спорта в выходной день. Достаточно хорошую память имеют все опрошенные учителя.


Часты жалобы учителей на то, что им трудно выдерживать большую голосовую нагрузку: голос устает, перехватывает дыхание. Большинство этих недостатков связано с отсутствием у них навыков правильного речевого дыхания. В связи с этим администрации школы необходимо предусмотреть выполнение гигиенических профилактических мероприятий по сохранению голоса и предупреждению заболеваний верхних дыхательных путей. Например, правильно планировать учебную нагрузку для каждого преподавателя в течение дня и в течение недели; улучшать акустические способности классных комнат; поддерживать нормы показателей микроклимата помещений; создавать благоприятные условия для отдыха учителей во время перемен и т.д.




Из собственных исследований можно сделать вывод: учителя с большим педагогическим стажем (20-25 лет) более подвержены профессиональным заболеваниям, чем педагоги с меньшим стажем работы. Начиная с 15-ти лет стажа, сельские и городские педагоги уже имеют хронические заболевания разных систем организма. Главной задачей психогигиены и психопрофилактики в труде учителя является нормализация морально-психологического климата в коллективе, межличностных отношениях, нейтрализация факторов повышения психоэмоционального напряжения. Весьма полезно учителю овладеть техникой аутогенной тренировки, которая является высоко эффективным методом, позволяющим снять усталость, избежать переутомления, улучшить самочувствие, управлять эмоциональным состоянием.