Ремонт Стены Уход

Мировоззрение: сущность, уровни, структура, исторические типы, истор. хар-р

Мировоззрение - это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Система принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Мировоззрение имеет сложную структуру, включает противоречивое единство знаний и ценностей, интеллектуального и эмоционального, разума и веры, убеждений и сомнений, личного и общественно значимого.

Мировоззрение=система.

Система – некая целостность, включающая в себя элементы, которые в свою очередь могут представлять самостоятельную сущность.

Элементы системы связанны образующими связями.

Можно выделить следующие структурные компоненты мировоззрения:

Во-первых, это устойчивая картина мира, которая включает в себя конкретно-исторические представления о мире;

Во-вторых, оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов;

В-третьих, целеполагающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей. Таким образом, суть философского мировоззрения составляет мир, состоящий как бы из трех "царств": действительности,

ценности и смысла.

Черты мировоззрения:

    Системность (статичность)

    Процессуальность. (постоянное нахождение в динамике изменений)

2. Системность мировоззрения

Из этого определения можно выделить следующие аспекты: системность и процессуальность мировоззрения. Для того, чтобы образно представить системность в каком-то процессе можно сравнить с фотографией, которая фиксирует только момент. Но рассматривая фото мы можем судить о феномене в целом. Рассматривая мировоззрение как систему, в статике, будем использовать понятие мировоззренческое поле. Оно многокомпонентно, кроме перечисленных в определении, можно называть еще множество других. Сами компоненты в свою очередь представляют собой сложные многокомпонентные системы. Компонентами можно считать и миф, и религиозные взгляды, профессиональный, социальный и другие групповые компоненты. Так же отдельным компонентом мировоззренческого поля можно считать то, что по сути процессуально - историческое, национальное (этническое и тому подобное). Как и любая система, компоненты в мировоззренческом поле соединены системообразующим, доминирующим компонентам. Доминирование того или иного компонента зависит от точки рассмотрения (гносеологический аспект), во-первых, и от субъекта, во-вторых.

3.Виды, типы, формы, уровни мировоззрения.

В зависимости от доминанты можно выделить виды и типы мировоззрения, а также и формы. Дело в том, что мировоззрение это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Это ядро общественного и индивидуального сознания.

Формы:

  • философия

Само название «формы» говорит о их значении. Они придают форму, оформляют мировоззренческое поле. Исторический компонент образуют первобытное, античное(или древнее), средневековое мировоззрение, мировоззрение нового времени, современное, переходные виды мировоззрения. По своей сущности мировоззрение - общественно исторический феномен, возникший с появлением человеческого общества, сформированный материальной жизнью общества, общественным бытием.

    житейское (повседневно-практическое)

    теоретическое.

Житейское - основано на здравом смысле, многообразном человеческом опыте, имеет специфическую системность и обоснованность. Часто житейский уровень сравнивают с мифологическим мировоззрением. Это сравнение справедливо в части специфичности систем этих мировоззрений и их обоснованности, но сводить их друг к другу нельзя. Теоретическое формируется целенаправленно, отличается научной обоснованностью и системностью, опирается на результаты научного знания, доводы разума.

По типам мировоззрение различают индивидуальное и групповое, сциентистское и антисциентистское, и т.п.. В науке существуют и другие классификации. Все они по сути связаны с гносеологической позицией авторов. То есть, с тем, что они выбрали для своего исследования в качестве доминантного компонента и субъекта мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и принципов, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение в повседневной жизни.

Мировоззрение – это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение, это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода схема мира и места человека в нем. Мировоззрение – это единство знаний и убеждений, разума и веры, эмоционального и интеллектуального, оценок и норм, мироощущения, мировосприятия и миропонимания, индивидуального и общественного. Мировоззрение находит свое выражение как в сознании отдельного человека (индивидуальное сознание), так и в сознании больших масс людей (общественное сознание).

Структура мировоззрения: знания; убеждения и верования; ценности и нормы; эмоционально-волевой компонент.

Можно включить и практическую деятельность, поскольку она частично входит в структуру мировоззрения и связана с духовностью человека. Сами по себе отдельные компоненты не обеспечивают целостного мировоззрения, но только в совокупности всех составляющих структуры мировоззрения.

Различают понятия “мировоззрение”, “общая картина мира”, ”мироощущение”, ”мировосприятие”, ”миросозерцание”, ”миропонимание”.

Между всеми этими понятиями существует тесная связь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия.

Общая картина мира, или картина мира – это синтез знаний людей о природе, социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественнонаучную картину мира, а общественных – социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира – задача всех областей знания. Выделяют также чувственно-пространственную картину мира, духовно-культурную, метафизическую, физическую, биологическую, философскую, причинно-механическую картины мира (последняя сложилась в эпоху Просвещения). Для мировоззрения характерна еще более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру. Мировоззрение выполняет регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть мировоззрение, хотя каждая из них с необходимостью содержит в себе мировоззренческое начало.

Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущений, мировосприятие и миросозерцание . Первичные формы освоения человеком объективного мира – мироощущение и мировосприятие – связаны, прежде всего, с его эмоционально-чувственной сферой. Мироощущение возникает в силу тех или иных переживаний, определенного эмоционального настроя. Возникающие у человека различные мироощущения становятся основой для формирования в его сознании наглядных образов. Здесь речь идет уже о мировосприятии . Однако мироощущение и мировосприятие не дают возможности человеку разобраться в сути событий, понять их причины, оценить последствия своих действий. Такая возможность появляется на базе миропонимания, представляющего собой сплав разума и веры человека, его убеждений и ценностей, который складывается в процессе объяснения и практического освоения реальной действительности. Миропонимание представляет собой понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения.

Понятие “мировоззрение” соотносится с понятием “идеология”, но они не совпадают по своему содержанию: мировоззрение шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая ориентирована на социальные явления.

Мировоззрение в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку. Поэтому можно говорить о разных сторонах мировоззрения, подчеркивающих его единую неделимую цельность. Аналитический подход позволяет дифференцировать стороны (подсистемы) мировоззрения:

познавательную , в том числе а) познание природы, космоса, в целом универсума, природной сущности человека (натуралистический аспект) и б) познание социальной природы общества и человека (гуманитарный аспект);

аксиологическую (ценностная), в том числе предметные и субъектные ценности. К предметным ценностям относится та или иная оценка предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений. Субъектная ценность выступает в качестве нормативных представлений, установок и оценок в общественном сознании и ориентиров деятельности человека;

праксеологическую (направленную на духовно-практическая деятельность человека). Включает регулятивы, принципы, нормы поведения и общения и, главным образом, убеждения (вера человека в правоту усвоенных знаний и идей). Совокупность убеждений человека иногда определяют как мировоззрение. Реализация убеждений возможна через волевой компонент, практическую деятельность.

Уровни мировоззрения: жизненно-практический (“т.н. “жизненная философия”); художественно-образный, поэтически-духовный; теоретический (понятийно-рациональный).

В жизненно-практическом (обыденном) мировоззрении преобладает психологический элемент; в ней нередко нарушается логика, отсутствует последовательность, доказательность, систематичность. На теоретическом уровне мировоззрения доминируют наука и философия. Теоретический уровень мировоззрения отличается от жизненно-практического тем, что здесь вырабатывается свой специфический язык (категориальный аппарат), отличающийся строгостью и высоким уровнем абстрагирования. На базе художественно-образного духовного освоения действительности формируется мифологическое и религиозное мировоззрение. Уровни мировоззрения неразрывно связаны между собой. Без жизненно-практического опыта невозможно было бы достичь художественно-образного и теоретического уровней мировоззрения. В свою очередь, мировоззрение на его теоретическом и художественно-образном уровнях оказывает значительное влияние на обыденные взгляды людей, особенно в настоящее время через СМИ, систему Интернет. Мировоззрение – противоречивое духовное образование. Оно может существовать на житейско-практическом и теоретическом уровнях одновременно. Ибо человек не в состоянии выработать научно-теоретические представления на все случаи жизни. Многие его представления, умения и навыки формируются на основе здравого смысла, житейского опыта.

Мировоззренческие знания служат базой и для убеждений , под которыми принято понимать уверенность в истинности знаний и готовность им следовать. Убеждения образуют своего рода мост между знаниями и практическими действиями. Они складываются и утверждаются как свойство мотива . Формирование мотива как внутреннего побуждения к действию связано с интеграцией познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности.

К исторически типам мировоззрения обычно относят: мифологическое; религиозное; научное (натуралистическое); философское.

Философия и мифология. Мифологическое мировоззрение формируется в духовной жизни первобытного человека. В нем в едином, универсальном, нерасчлененном (синкретическом) виде были представлены знания о мире и человеке, верования, этические и эстетические взгляды и т.п.

Типичным для мифологии было следующее:

очеловечивание природы, или явный и неявный антропоморфизм (при явном – свойства и облик человека приписываются предметам природы, при неявном – одни свойства, действия человека, его мотивы приписываются природным явлениям, а облик при этом дается нечеловеческий (зверь, чудовище));

социоморфизм , или уподобление отношений между вымышленными существами отношениям между людьми в обществе;

символизация природы (согласно Шеллингу);

недостаточно четкое разделение субъекта и объекта, пространственных и временных отношений, вещи и слова, предмета и знака, существа и его имени, происхождения и сущности, природного и сверхприродного, исторического и вечного, вещественное и духовное, эмоционального и рационального;

безразличие к противоречию;

сближение объектов по вторичным чувственным качествам, на границе пространства и времени, использование объектов в качестве знаков других предметов и т.п.

Отличия мифологического мировоззрения от научных подходов:

научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении;

мифологии свойственно резкое разграничение мифологического, раннего (сакрального) и текущего, последующего (профанного) времени:

все происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывается специфической функцией мифа;

если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифологических существ, имеющая семантически-ценностное значение;

то, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части.

Предпосылками мифологического мировоззрения служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, не отделившегося от эмоциональной сферы. Это были еще неразвитые и специфические формы мышления, сравнимые с детской психологией, для которых характерны такие черты, как конкретность, телесность, эмоциональность, проекция человеческих качеств на предметы окружающего мира.

Функции мифологического мировоззрения:

обобщающая, в отличие от философского и научного обобщения базируется на чувственных представлений и лишено опосредований; объясняющая; моделирующая; регулирующая, утверждающая принятую в данном обществе систему ценностей, норм поведения.

Формой проявления мифологии были мифы (от греч. mythos – предание, сказание, слово). Миф - это самая древняя форма мировоззрения на уровне мироощущения и миропонимания, которая характеризуется символическим, фантастическим, фантастическо-образным, целостным представлением о природе, обществе и человеке.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего или будущего). Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реальным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный, “надежный” опыт осмысления действительности множеством поколений, который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения.

Хорошо известны мифы Древней Греции и Древнего Рима о природе, происхождении человека и его достижениях. Миф о Сфинксе олицетворяет тайну природы, которая никогда не раскрывается человеку полностью; миф о кентаврах символизирует происхождение человека от животного; миф о Прометее раскрывает историю происхождения огня; миф об Икаре воплощает стремление человека подняться в небо; миф о Сизифе является попыткой выяснить, в чем смысл жизни.

Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах и т.п.). Миф и обряд в древних культурах составляли известное единство – мировоззренческое, функциональное, структурное, являя собой как бы два аспекта первобытной культуры – словесный и действенный, “теоретический” и ”практический”.

Уже на ранних стадиях развития мифология связывается с религиозно-мифическими обрядами и входит существенной частью в состав религиозных верований. В качестве нерасчлененного синтетического единства мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических теорий, различных форм искусства, поэтому столь сложна задача размежевания мифологии и близких к ней по жанру и времени возникновения форм словесного творчества: сказки, героического эпоса, легенды, исторического предания. Мифологическая подпочва сохраняется и в более позднем, “классическом” эпосе. Через сказку и героический эпос с мифологией оказывается связанной и литература, в том числе повествовательная.

В философии появление мифов нередко связывается с формированием язычества с его родовым сознанием и культовой практикой, и они оцениваются чаще всего отрицательно как по существу чуждые истине , как помрачающие и порабощающие дух человека. Философия содействовала становлению личностного самосознания и освобождению мышления от власти мифов в целях свободного поиска истины (Логос против мифа). Неоплатонизм, однако, интерпретировал миф как символ высшей истины и примирил древнюю философию с языческим жизнепониманием. Это было отвергнуто ранним христианством.

Языком мифологии пользуются различные формы общественного сознания, расширяя и по-новому толкуя мифологические символы. В частности, в 20 в. наблюдается также сознательное обращение некоторых направлений литературы к мифологии (Дж.Джойс, Ф.Кафка, Т.Манн, Г.Маркес, Ж.Жироду, Ж.Кокто, Ж.Ануй, А.Камю, Ч.Айтматов и др.), причем имеет место как переосмысление различных традиционных мифов, так и мифотворчество – создание собственных поэтических символов.

В XX в. миф понимается как способ мышления, необязательно связанный с язычеством. “Миф есть воспоминание о мистическом событии, о космическом таинстве” (В.Иванов). В мифе находят причастность бытию и религиозную веру. Присутствие мифа обнаружено на высших этапах культурного развития; признано, что образно-мифологическая форма изложения того, что открывается в духовном опыте человека, имеет ряд преимуществ перед рационально-философской. Но социальные мифы XX в. стали основным средством порабощения личного и общественного сознания, они не имеют ничего общего с духовным призванием человека и должны быть отвергнуты.

Некоторые особенности мифологического мышления могут сохраняться в массовом сознании наряду с элементами философского и научного знания, строго научной логикой. При некоторых условиях массовое сознание может служить почвой для распространения “социального”, или “политического” мифа (например, немецкий нацизм возрождал и использовал древнегерманскую языческую мифологию, а также сам создавал разнообразные мифы – расовый и др.), но в целом мифология как ступень сознания исторически изжила себя. В развитом цивилизованном обществе мифология может сохраняться только фрагментарно, спорадически на некоторых уровнях.

Философия и религия. Религиозное мировоззрение. В первобытном обществе существовала тесная связь между мифологическим и религиозным мировоззрением. Религия возникла на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Возникновение религиозного мировоззрения связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности: общее понятие отделяется от обозначаемого предмета, превращается в особый предмет веры. Главный признак религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественное. Первоначально возникают племенные, затем национальные (например, существующие и ныне конфуцианство, синтоизм, иудаизм, индуизм) и мировые или наднациональные – буддизм (YI-Y вв. д.н.э.), христианство (I в.) и ислам (YII в.).

Сущность религиозного мировоззрения в том, что в нем ядром является религиозная вера, религиозные чувства, религиозный опыт, система убеждений и ценностей. Религия предполагает соответствующее поведение, образ жизни, специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование сверхъестественного, священного.

На основе мифологического, религиозного мировоззрения, зачатков накапливаемых знаний складываются предпосылки философского мышления.


План

1. Мировоззрение, его структура и уровни
1.1 Мировоззрение
1.2 Структура мировоззрения
1.3 Уровни мировоззрения
2. Античная философия, ее космоцентрический характер. Учение о бытии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит)
2.1 Античная философия, ее космоцентрический характер
2.2 Фалес
2.3 Анаксимандр
2.4 Анаксимен
2.5 Демокрит
3. Предмет социальной философии. Развитие социальной философии и ее основные исторические этапы. Функции социальной философии
3.1 Предмет социальной философии
3.2 Развитие социальной философии и ее основные исторические этапы
3.3 Функции социальной философии
4. Задание №4
5. Задание №5
6. Задание №6
Список литературы


1.Мировоззрение, его структура и уровни

1.1.Мировоззрение

Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человека смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов.
Философия есть теоретическая рефлексия над мировоззрением и культурой определенного исторического типа.
Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Мировоззрение же отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.
Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения).
Философия выступает как размышление над мировоззрением и культурой, которые стремятся объяснить, понять, определить тип культуры и мировоззрения как стремление обосновать их. Философия стремится показать каково значение для человека вот такого осознания, понимания, обоснования, каким образом это влияет на самосознание личности.
Поскольку предметом философии выступает мировоззрение и культура, постольку проблемы, с которыми имеет дело философия, являются смысложизненными. Таких проблем много и все они выступают как стороны аспекты, проблемы человека. Проблема человека – центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон человека проблема сознания и самосознание человека проблема познавательных возможностей, и методов познания, проблема отношения человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи.
Мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания.

      Структура мировоззрения
В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента :
    Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях - повседневных, профессиональных, научных и т. д. он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.
    Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия, и т. д. Ценность – это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п., регулирующие повседневную жизнь, как отдельного человека, так и всего общества. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением.
    Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать.
    Практический компонент. Без практической составляющей мировоззрения носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения.
Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
      Уровни мировоззрения
По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения.
    Жизненно-практический уровень. Этот уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразным повседневным опытом. Жизненно-практический уровень мировоззрения нередко называют жизненной философией. Жизненно-практическое мировоззрение крайне неоднородно, так как неоднородны по характеру образования и воспитания его носители. На формирования этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образования. Интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и многое другое.
Жизненно-практическое мировоззрение включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Вместе с тем, следует отметить, что этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.
    Теоретический уровень. Недостатки жизненно-практического уровня преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический характер. К этому уровню решения мировоззренческих проблем, наряду с наукой, принадлежит и философия. Философия претендует на теоретическую обоснованность, как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.
Соотношение жизненно-практического и теоретического уровней мировоззрения в определенной мере можно выстроить и в исторической последовательности. В этом случае, можно сказать, что жизненно-практическое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии. А это значит, что мифологию и религию можно рассматривать как предшественников философии.


2. Античная философия, ее космоцентрический характер. Учение о бытии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит)

2.1 Античная философия, ее космоцентрический характер

Европейская и значительная часть современной мировой цивилизации прямо или косвенно является продуктом древнегреческой культуры, важнейшей частью которой является философия. О периодизации античной философии пишут многие видные философы.
Смирнов И.Н. отмечает, что при анализе греческой философии в ней выделяют три периода: первый – от Фалеса до Аристотеля; второй – греческую философию в римском мире и, наконец, третий – неоплатоновскую философию.
История греческой философии представляет собой общий и, вместе с тем, живой индивидуальный образ духовного развития вообще. Этот период по преобладающим в нем интересам можно назвать космологическим, этико-политическим и этико-религиозно философским.
Абсолютно все ученые-философы отмечают, что первый период развития античной философии был периодом натурфилософии. Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых впоследствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В 6 и 5 вв. до н.э. философия еще не существовало отдельно от познания природы, а знания о природе – отдельно от философии. Космологическое умозрение 7 и 6 столетий поднимает вопрос о последнем основании вещей. Таким образом, появляется понятие мирового единства, которое противостоит множеству явлений и через которое пытаются объяснить связь этого множества и многообразия, а также закономерность, проявляющуюся, прежде всего в самых общих космических процессах, в смене дня и ночи, в движении звезд.
Простейшая форма есть понятие единого мирового вещества, из которого в вечном движении происходят вещи и в которое они опять превращаются. Ионийская философия была представлена в основном Милетской школой и философом одиночкой Гераклитом.
Идея мирового единства мыслилась как единый закон вещей, как мировое вещество, как мировой порядок, что имело макрокосмический характер. Взгляд данных мыслителей (Фалеса, Парменида, Гераклита…) направлялся на мир, как целое, отдельное же явление имело для них значение только в связи с целым.
Однако уже в 5 веке в самой Греции появляются мыслители, которые пытаются понять не отдельное явление из целого, но, наоборот, целое из отдельных вещей, явлений: место макрокосмического занимает микрокосмическое исследование. Это явление представлено атомистической школой Левкиппа и Демокрита и позднейшей школой ионийских физиков Эмпедокла и Анаксагора.
Так Эмпедокл из Агригента установил четыре независимых качественно различных элемента: огонь, воздух, воду и землю, которое, позднее, благодаря Аристотелю, на многие века заняли господствующее положение среди других элементов.
Второй период греческой философии (5 – 6 в. до Р.Х.) в противоположность одностороннему космоцентрическому направлению предшествующей философии, начинается также односторонне, а именно постановкой антропологических проблем. Натурфилософское мышление достигло границ, за которое оно в то время не могло выйти. Данный период представлен софистами и Сократом и сократиками. Различие Сократа от софистов в том, какими мотивами определяется решение, что полезно и что вредно.
Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый этап, связанный с деятельностью Платона и Аристотеля.
Платон далеко переступает за границы сократовского духа. Платон – сознательный и последовательный идеалист. Платон первым среди философов поставил основной вопрос философии, вопрос о соотношении духа и материи.
Аристотеля отличают энциклопедические познания, он подвел итог развитию философской мысли от начала Древней Греции и до Платона.
Третий период философии: век эллинизма (с 3 века до Р.Х. по 3 век после Р.Х.). сюда относятся стоики, эпикурейцы, скептики. Неоплатонизмом заканчивается развитие греческой философии.

2.2 Фалес

Первым древнегреческим философом принято считать Фалеса (ок. 625 - 547 гг. до н. э.), основателя Милетской школы. Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или первоначалу), в качестве которой он рассматривал “влажную природу”, или воду . Фалес считал, что все возникает из воды и в нее же возвращается. Он наделяет первоначало, а в более широком понимании весь мир одушевленностью и божественностью, что находит свое подтверждение в его изречении: “мир одушевлен и полон богов”. При этом божественное Фалес, по существу, отождествляет с первоначалом - водой, т. е. материальным. Фалес, согласно утверждениям Аристотеля, устойчивость земли объяснял тем, что она находится над водой и обладает, подобно куску дерева, спокойствием и плавучестью. Этому мыслителю принадлежат многочисленные изречения, в которых были высказаны интересные мысли. Среди них и общеизвестное: “познай самого себя”.


2.3 Анаксимандр

После смерти Фалеса во главе Милетской школы стал Анаксимандр (ок. 610 - 546 гг. до н. э.). О его жизни практически не сохранилось никаких сведений. Считается, что ему принадлежит работа “О природе”, о содержании которой известно из сочинений последующих древнегреческих мыслителей, среди них - Аристотель, Цицерон, Плутарх. Взгляды Анаксимандра можно квалифицировать как стихийно-материалистические. В качестве первоначала всего сущего Анаксимандр считает апейрон (беспредельное). В его интерпретации апейрон не является ни водой, ни воздухом, ни огнем. “Апейрон есть не что иное, как материя”, которая находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего. Можно, по-видимому, считать, что Анаксимандр в определенной степени отходит от натурфилософского обоснования первоначала и дает более глубокое его толкование, полагая в качестве первоначала не какой-либо конкретный элемент (например, воду), а признавая таковым апейрон - материю, рассматриваемую как обобщенное абстрактное первоначало, приближающееся по своей сущности к понятию и включающее в себя существенные свойства природных элементов. Представляют интерес наивно-материалистические идеи Анаксимандра о происхождении жизни на Земле и происхождении человека. По его мнению, первые живые существа возникли во влажном месте. Они были покрыты чешуей и шипами. Выйдя на землю, они изменили свой образ жизни и приобрели другой вид. Человек произошел от животных, в частности, от рыб. Человек потому сохранился, что с самого начала был не таким, как ныне.

2.4 Анаксимен

Последним известным представителем Милетской школы былАнаксимен (ок. 588 - ок. 525 гг. до н. э.). О его жизни и деятельности также стало известно благодаря свидетельствам позднейших мыслителей. Как и его предшественники, Анаксимен придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым, по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все возвращается. Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того, что он обладает такими свойствами, которых нет (а если есть, то недостаточно) у воды . Прежде всего, в отличие от воды, воздух имеет неограниченное распространение. Второй аргумент сводится к тому, что мир как живое существо, которое рождается и умирает, требует для своего существования воздуха. Эти идеи находят подтверждение в следующем высказывании греческого мыслителя: “Наша душа, будучи воздухом, является для каждого из нас принципом объединения. Точно также дыхание и воздух объемлют все мироздание”. Оригинальность Анаксимена не в более убедительном обосновании единства материи, а в том, что возникновение новых вещей и явлений, их разнообразие объясняются им различными степенями сгущения воздуха, благодаря чему образуются вода, земля, камни и т. п., а из-за его разрежения формируется, например, огонь.
Как и его предшественники, Анаксимен признавал бесчисленность миров, считая, что все они произошли из воздуха. Анаксимена можно рассматривать как основателя античной астрономии, или учения о небе и звездах. Он считал, что все небесные светила - Солнце, Луна, звезды, другие тела ведут свое происхождение от Земли. Так, образование звезд он объясняет возрастающим разрежением воздуха и степенью его удаления от Земли. Близкие звезды производят тепло, которое падает на землю. Далекие звезды не производят тепло и находятся в неподвижном состоянии. Анаксимену принадлежит гипотеза, объясняющая затмение Солнца и Луны. Подводя итог, следует сказать, что философы Милетской школы заложили хороший фундамент для дальнейшего развития античной философии. Свидетельством этого служат как их идеи, так и тот факт, что все или почти все последующие древнегреческие мыслители в большей или меньшей степени обращались к их творчеству. Существенным будет и то, что, несмотря на присутствие в их мышлении мифологических элементов, его следует квалифицировать как философское. Они сделали уверенные шаги по преодолению мифологизма и заложили серьезные предпосылки для нового мышления. Развитие философии в итоге шло по восходящей линии, что создавало необходимые условия для расширения философской проблематики и углубления философского мышления.

2.5 Демокрит

Итогом развития материалистических представлений о мире стало атомистическое учение Демокрита (ок. 460 - 370 гг. до н. э.). Продолжая линию своих предшественников - Левкиппа, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрит создал учение об атомистическом строении материи. Он считал, что объективно существуют атомы и пустота. Бесконечное число атомов наполняет бесконечное пространство - пустоту. Атомы неизменны, постоянны, вечны. Они движутся в пустоте, соединяются между собой и образуют бесконечное число миров. Атомы отличаются друг от друга по форме, величине, порядку и положению. Развитие мира, по Демокриту, совершается закономерно и причинно обусловлено. Однако, отстаивая идею естественной причинности и необходимости, Демокрит отрицал случайность. Случайным он называл то, причину чего мы не знаем.
Демокрит заложил основы материалистической теории познания. Он считал, что познание возможно лишь благодаря органам чувств. Данные органов чувств, по Демокриту, перерабатываются разумом.
В воззрениях на общество Демокрит был сторонником рабовладельческой демократии. Он считал, что лучше пребывать в бедности при народовластии, чем в богатстве при властителях. Он не осуждал стремление к богатству, но осуждал приобретение его бесчестным путем.
Идеи Демокрита оказали чрезвычайно большое влияние на дальнейшее развитие материалистической философии. Его даже рассматривают как одного из основоположников материалистической линии в философии.
Значительную роль в развитии философии сыграли древнегреческие учителя философии - софисты, среди которых были и оригинальные мыслители: Протагор из Абдер, Горгий Леонтийский, Гиппий из Элиды. Софисты интенсивно вводили в философию новую проблематику. Особое значение они придавали осмыслению взаимосвязи человека и общества.


3. Предмет социальной философии. Развитие социальной философии и ее основные исторические этапы. Функции социальной философии

3.1 Предмет социальной философии

Объект социальной философии социальная жизнь и социальные процессы. Однако сам термин «социальный» употребляется в литературе в разных смыслах. Поэтому следует определить, что имеется в виду под этим термином, когда мы говорим о социальной философии. Прежде всего отметим, что из понятия социального исключаются, с одной стороны, природные, а с другой стороны, - индивидуальные, личностные явления. То есть социальные явления - это всегда общественные явления. Однако под понятие «общественные явления» подходят и экономические, и политические, и национальные, и множество других явлений.
Известный русско-американский социолог П. Сорокин дает следующее, характерное для его общей философской концепции определение социального явления: Социальное явление есть мир понятий, мир логического (научного - в строгом смысле этого слова) бытия, получающийся в процессе взаимодействия (коллективный опыт) человеческих индивидов.
Основным субъектом социального действия и социальных отношений является общественная группа (социальная общность) или общество в целом. Характерный момент социальной жизни - ее организованность и структурированность в рамках определенной социальной системы. Различного рода взаимодействия между элементами социальной системы образуют ее структуру. Сами же элементы этой системы носят разнообразный характер. Она включает в себя различные способы ее функционирования, многообразные социальные институты, обеспечивающие реализацию общественных отношений. И, конечно, такими элементами выступают основные субъекты социальной жизни - социальные общности и индивиды, организованные в социальные группы.
На основе изложенного можно дать следующее определение:
социальная философия - это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни.
Социальная философия изучает общество и социальную жизнь не только в структурно-функциональном плане, но и в ее историческом развитии. Безусловно, что предметом ее рассмотрения является и сам человек, взятый, однако, не «сам по себе», не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т. е. в системе его социальных связей.
«Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе». Здесь верно названы те законы, которые призвана изучать социальная философия. Нельзя забывать, что социальная философия исследует всю систему общественных отношений, взаимодействие всех сторон общественной жизни, закономерности и тенденции развития общества. Кроме того, она изучает особенности познания общественных явлений на социально-философском уровне обобщений. Другими словами, социальная философия анализирует целостный процесс изменения социальной жизни и развития социальных систем.

3.2 Развитие социальной философии и ее основные исторические этапы

Позитивистская социальная философия и ее проблематика. Социальная философия как теоретически выраженная система философских воззрений на существование и развитие общества ведет свое начало с 20-40-х годов XIX века. В то время ее обширная проблематика была представлена, прежде всего, в работах французского философа Огюста Конта, а затем и его последователя Герберта Спенсера. Параллельно развивалось и другое направление социальной философии со своей проблематикой. Оно было представлено в трудах немецких мыслителей Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
Огюст Конт (1798-1857) ввел в науку термин «социология», образованный из сочетания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение) и означающий «учение об обществе». Именно его нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. Эту науку он называл еще социальной философией.О. Конт выступил против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые многими мыслителями до него рассматривались как своего рода «социальные атомы», существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу. Согласно такому пониманию развитие от дельных людей как бы предшествует развитию общества. Чем более развиты отдельные индивиды с точки зрения их способностей к производительной, духовной и иной деятельности, их нравственных, политических и других качеств, тем, следовательно, совершеннее будет общество. Так рассуждали, в частности, представители немецкого и французского Просвещения Гердер, Лессинг, Вольтер, Руссо.
В своем учении о социальной динамике Конт характеризует развитие общества как закономерное и прогрессивное. Он указывает на большую роль в этом процессе общественного разделения труда. Особое значение он придавал политической деятельности людей, исследованию которой он посвятил свой труд «Система позитивной политики».
Важное место в социальной философии Конта занимает решение проблем гармонизации в развитии общества и достижения его стабильности, которые и по сей день не потеряли своей актуальности.
Спенсер рассматривал общество как единую систему взаимозависимых природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Он считал, что только в рамках целостного социально-природного организма проявляется подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.
Марксистская социальная философия и ее проблематика
Параллельно с позитивистским развивалось направление социальной философии, представленное в трудах Карла Маркса (1818-1883), Фридриха Энгельса (1820-1895) и их последователей. Главной его особенностью стал переход от идеалистического к материалистическому пониманию развития общества и в целом исторического процесса.Как подчеркивали основоположники марксизма, предпосылки, с которых они начинали исследовать развитие общества, - это живые люди с их потребностями и интересами, находящиеся между собой во взаимном общении и взаимодействии. Совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов образует то или иное общество. Через систему присущих ему общественных отношений, условий материального производства, политических и других социальных институтов общество в решающей степени определяет содержание и направленность деятельности людей, воздействует на формирование и развитие каждого человека.
Одна из самых фундаментальных проблем в марксизме - проблема взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Общественное сознание людей истолковывается как отражение их общественного бытия в ходе общественной практики, различных видов их социальной деятельности. В таком плане объясняются природа, сущность и содержание общественного сознания, показывается его объективная материальная основа, каковой выступает общественное бытие людей как «реальный процесс их жизни».
Осознавая объективные законы развития общества, люди могут действовать с учетом данных законов и в соответствии с ними. Тем самым делается решающий шаг от стихийности к сознательности в развитии общества. В этом заключается один из важных аспектов решения проблемы взаимодействия объективных условий и субъективного фактора в историческом процессе.
Проблематика марксистской социальной философии частично отразилась в других направлениях социально-философской мысли XIX-XX столетий, хотя проблемы жизни и развития общества решаются в них на иной теоретической и методологической основе.
Психологическое направление
Большое влияние на развитие социальной философии оказало ее психологическое правление, представленное, прежде всего в трудах Л. Уорда, Г. Тарда, В. Парето и некоторых других мыслителей. Лестер Уорд (1841-1913) - американский социолог, которого нередко называют отцом социологии в США. В целом положительно восприняв идеи эволюционного развития общества, обоснованные в трудах О. Конта и Г. Спенсера, Л. Уорд перенес центр тяжести с биологических моментов на психологические. В трудах «Динамическая социология», «Психологические факторы цивилизации», «Очерки социологии» и других он пытался раскрыть психологические причины деятельности и поведения людей и тем самым обосновать психологические механизмы развития общества. « Социальные силы суть силы психологические и заключаются в умственной природе индивидуальных членов общества», - писал Уорд.
Проблема причин и движущих сил деятельности людей - одна из центральных в социальной философии Уорда. По его мнению, в качестве изначальной причины деятельности
и т.д.................

Современное общество существует в эпоху, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле.

Можно, конечно, попытаться укрыться от этих мучительных проблем по принципу, «моя хата с краю»... Но достойно ли это человека?

А поиск ответов на все новые масштабные вопросы, выдвигаемые жизнью, – проблемы человека и природы, человека и общества, техносферы и биосферы, многие вопросы взаимоотношений между социальными системами и государствами и т.д. – требует умения самоопределяться, выяснять пути решения этих и многих других вопросов, а главное – находить свое место и роль в этих сложных процессах. Но для этого нужна такая предпосылка, как умение мыслить, достаточно широкий взгляд на вещи в качестве условия осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности.

Однако способность к разумному мышлению не является врожденной, ее необходимо формировать и развивать, и один из лучших путей к этому – усвоение достижений философской культуры. Философия вовсе не является чем-то витающим в облаках чистой мысли. Напротив, ее главное назначение связано с решением коренных вопросов самой жизни. Ведь в конечном счете в центре философии стоит вопрос о человеке и его месте в мире, его месте в обществе, о смысле его жизни. И главное назначение философии – помочь человеку ориентироваться в бесконечных сложностях жизни, в решении тех уравнений с множеством неизвестных, которые постоянно возникают на жизненном пути.

Изучение философии – это школа, которая помогает воспитывать культуру разумного мышления, умение свободно руководить движением мысли, доказывать и опровергать. Понятно, что наука мыслить не может быть взята напрокат, овладение ею требует усилий, напряжения интеллектуальных способностей. Конечно, это совсем непросто и предполагает, в частности, знакомство с историей философии, чтобы шаг за шагом проследить, как решались "вечные проблемы" на протяжении многих столетий, а главное, чтобы подготовить себя к пониманию путей их решения в современной философии, в том числе и в философии диалектико-материалистической.

Роль философии в наши дни велика и в реализации гуманистических идеалов, ибо только через призму гуманизма может обрести нужную ориентацию научно-технический прогресс, могут быть решены в интересах человека и человечества глобальные проблемы – от снятия угрозы термоядерной войны до ликвидации угрозы генетическим основам и психике человека. При этом философия не должна искусственно отгораживаться от философского процесса в других странах, ибо никто не является обладателем истины в последней инстанции по любому вопросу. Здесь необходимы обмен и систематическое знакомство с достижениями современной мировой философской мысли. Центральной задачей философии является решение целого комплекса мировоззренческих проблем, выработка с позиций разума системы обобщенных взглядов на мир в целом. Что это за проблемы, которые с полным правом можно назвать вечными?



Что образует основу мира? Как устроен мир, как соотнесены в нем духовное и материальное? Имел ли мир начало во времени или он существует вечно? Есть ли в мире известная упорядоченность или все в нем хаотично? Развивается ли мир или он постоянно вращается в одном неизменном круге? Можно ли познать мир?

Случайно ли встают перед человеком и человечеством эти вопросы? Нет, не случайно. Они возникают из потребности в общей ориентации в мире.

Решая их так или иначе, человек как бы набрасывает координатную сетку, в рамках которой будет развертываться и его деятельность, и работа его мысли. В теоретически обоснованном решении этих и иных мировоззренческих проблем и состоит назначение философии, а вместе с тем и значение ее освоения.

Мировоззрение – это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Оно выступает как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя, своего места в нем. Оно есть у каждого. Но его уровень, его содержание, форма различны. Следует отметить, во-первых, что мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Во-вторых, общество в каждую эпоху социально неоднородно, оно делится на различные группы и общности со своими интересами. К тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему развитию, своим устремлениям и т.д. Иными словами, мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов. К тому же мировоззрение как система включает в себя ряд компонентов. Прежде всего, это знания, имеющие своей опорой истину, а наряду с этим и ценности, наиболее ярко выраженные в нравственных и эстетических составляющих мировоззрения, имеющих своей базой добро и красоту.

В выработке мировоззрения участвуют не только разум, но и чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза – интеллектуальный и эмоциональный. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная – миропониманием.

Естественно, что соотношение этих сторон различно на различных уровнях мировоззрения, неодинакова их представленность в мировоззрении в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в мировоззрении разных людей. Больше того, разной может быть и сама эмоциональная окраска мировоззрения, выражаемая в чувствах, настроениях и т.п., – от радостных, оптимистических тонов до тонов мрачных, пессимистических.

Второй уровень мировоззрения – миропонимание, опирающееся прежде всего на знания, хотя миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради которой человек порой способен на многое. Сила убеждений – в доверии человека их сути и смыслу. А это значит, что мировоззрение включает в свою структуру уверенность, следовательно, и веру (это может быть и религиозная вера, и вера в привидения и чудеса, и вера в науку и т.д.). Разумная вера не исключает сомнения, но чужда как догматизма, так и безбрежного скептицизма, полностью лишающего человека опорных пунктов и в познании, и в деятельности.

Следует выделить два уровня мировоззрения: жизненно-повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности. Это мировоззрение широких слоев общества. Данный уровень мировоззрения важен, его нужно учитывать, хотя он и отличается: 1) недостаточной широтой; 2) своеобразным переплетением трезвых положений и установок с примитивными, мистическими, обывательскими представлениями и предрассудками; 3) большой эмоциональной нагрузкой.

Эти минусы преодолеваются на теоретическом уровне миропонимания и мировоззрения. Это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.

Если подходить исторически, то философии как особому типу мировоззрения предшествовали мифологический и религиозный типы мировоззрения. Миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусства.

Переплетение в мифе элементов знаний о мире с религиозной и художественной фантазией находит свое выражение в том, что в рамках мифа мысль еще не обрела полной самостоятельности и чаще всего облекалась в художественно-поэтические формы, что отчетливо просматривается в "Мифах Древней Греции", "Илиаде", "Одиссее", национальном фольклоре и т.д. И в то же время в мифах уже рисовалась картина мира в целом в виде теософии, шел поиск путей утверждения единства природы и общества, мира и человека, прошлого и настоящего, решались в своеобразной форме мировоззренческие проблемы.

Дальнейшее развитие миропонимания пошло по двум линиям – по линии религии и по линии философии.

Религия – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной, естественный и потусторонний, сверхъестественный, небесный. При этом в отличие от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. К тому же сама религиозная вера – это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах; в религии же вера реализуется в культе и через культ.

Причина религии – зависимость людей от неподконтрольных им естественных, природных и социальных сил. Она выступает как иллюзорное восполнение слабости человека перед ними. Долгая эволюция религии привела к идее бога как распорядителя дел земных и небесных. Религия в свое время играла положительную роль как средство социальной регуляции, формирования осознания единства человеческого рода, общечеловеческих ценностей.

Общее, что роднит религию и философию – это решение мировоззренческих проблем. Но характер подхода к этим проблемам в их рамках, равно как и само их решение, глубоко различно. В противовес религии с ее ставкой на веру философия всегда опиралась на знания, разум. Уже первый шаг философии состоял в поиске единого во всем, в поиске первоосновы мира не за его пределами, а в нем самом.

1.2. Философское мировоззрение и его ключевые проблемы: