Ремонт Стены Уход

Деревья и их символы в разных культурах. Мифологическая энциклопедия: Растения в мифологии: Береза

Береза на Руси всегда была почитаемым деревом. Русское название березы связывают со словом «беречь». Это обусловлено тем, что славяне считали это дерево даром богов, который оберегал человека .

В ряде культур и традиций береза является символом света, чистоты и непорочности. Этом дереву издревле приписывали множество магических и лечебных свойств, его использовали в ритуалах и обрядах. Как же можно использовать березу в наше время? И что могут дать нам ее полезные свойства?

Береза для сохранения красоты и здоровья

Существует большое количество рецептов красоты и здоровья на основе березы. Самый простой и эффективный из них — березовый настой . Сорвите несколько веточек без помощи ножа и поставьте их в вазу у себя дома. Пусть березовый аромат распространится на все жилое пространство. Из этого букета возьмите пару веток, мелко разломайте их, положите в кастрюлю и залейте кипятком. Настой должен стоять не менее трех часов. По желанию можно добавить цедру апельсина или лимона. Перед тем, как использовать настой, нужно помыться. Пропаренное тело следует протереть полотенцем, намоченным в этом настое. Не забудьте про лицо — нет ничего полезнее и эффективнее для красоты и молодости кожи, чем натуральные средства.

Береза для избавления от негативных эмоций, усталости и стресса

Был сложный день? Или вас одолевает тревога и отрицательные эмоции? Отправляйтесь на прогулку в березовую рощу. Если рядом с домом растет березка, то побудьте рядом с ней несколько минут. Прикоснитесь к ней, поговорите о своих проблемах. Дерево заберет все ваши отрицательные эмоции. Считается, что пик активности березовой энергетики приходится с 6 до 9 утра.

Береза для защиты от сглаза, порчи и болезней

Березка широко применялась как оберег от окружающего негатива. Для этого дома украшали березовыми ветками, в доме летом всегда стояли букеты березовых веточек, а в банях непременно использовали березовые веники. Ими хлестались не только для телесной очистки, но и для энергетической. А если посадить березку рядом с домом, то она надолго станет вашим оберегом и не позволит злу и неудачам постучаться в дом.

Березовые ветки для привлечение изобилия, счастья и благополучия

Раньше наши предки втыкали березовые веточки в огороде , когда наступала посевная пора, так как считали, что это дерево наделяет плодородностью землю. Молодоженов хлестали ветками березы, чтобы те жили в гармонии и согласии. При первом выгоне скота брали именно ветки этого дерева, хлестали животных, чтобы те были здоровыми и приносили хороший приплод.

Береза привлекает удачу и исполняет желания

Один из известных ритуалов, связанных с березой, заключается в сжигании веток этого дерева. Срежьте пару веток, обязательно поблагодарите березу за ее щедрость. Ветки бросьте в огонь. Полученный пепел развейте по ветру со словами заговора: «Как легка березовая пыль, так и жизнь моя будет легка».

Существует еще один известный ритуал на исполнение желания. Как правило, он проводиться на Троицу, но совершить его можно и в любой другой день, главное, чтобы дерево было молодое, с зелеными листочками. Возьмите красный лоскуток или ленту. Можно взять отрезок из своей одежды (так в ритуале будет задействована ваша личная энергетика). Подойдите к самой красивой и ровной березке и повяжите на одну из ее веточек красный лоскут, загадав при этом желание .

Используйте силу природы себе во благо! Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

07.05.2015 09:04

Известная яснознающая Фатима Хадуева поделилась своими знаниями в области фэн-шуй. Ее рекомендации помогут подобрать идеально...

Деревья - высший природный символ динамичного роста, сезонного умирания и регенерации.

В различных культурах многие деревья считались священными или магическими. Почтительное отношение к волшебной силе деревьев основано на примитивных верованиях, что в них живут боги и духи.

Символизм одушевленных деревьев сохранился в европейском фольклоре в образах человека-дерева или зеленого человечка. В волшебных сказках деревья могут как защищать и исполнять желания, так и чинить препятствия и быть пугающими и даже демоническими созданиями.

АКАЦИЯ

Символ бессмертия, особенно в иудейской и христианской традициях. Акации использовались при сооружении рак и дарохранительниц в храмах. Некоторые полагают, что именно из акации был сплетен колючий венец Иисуса Христа. Красные и белые цветы акации символизируют двуединство жизни и смерти. Суковатая палка из акации применялась масонами в церемониях посвящения и в качестве траурного атрибута.

БАНЬЯН

Священное дерево Индии; возможно, именно баньян стал исходной моделью для “перевернутого” Космического Дерева индусов и буддистов. Через обнаженные “воздушные корни” баньяна, по их представлению, собирается и концентрируется трансцендентный дух вселенной. Иногда среди многочисленных “воздушных корней” устраиваются храмы.

БЕРЕЗА

Исцеляющее, защищающее дерево на севере Европы и у азиатских народов, священное дерево германских богов Тора и Фрейи, а на востоке основной элемент шаманских обрядов, в которых она выполняет роль Космич.Дерева, соединяющего земной и духовный уровни мироздания. Из березы изготавливали центральный шест круглых азиатских шатров (юрт), что сделало ее священным деревом в ритуалах инициации, символом духовного восхождения человека по жизни, а также космической энергии.
В России береза символизирует весну и девичество, является эмблемой молодых женщин; ее высаживают около домов, чтобы призывать добрых духов. Приписываемая березе способность изгонять злых духов, вероятно, стала причиной того, что ведьм секли березовыми розгами во время ритуалов изгнания беса. Береза является официальным национальным деревом Эстонии.

БОЯРЫШНИК

В Европе с античных времен дерево и его цветы наделяли магическими свойствами и связывали с именем бога брака Гименея. Цветы использовали для свадебных венков, древесину для свадебных факелов.

Ассоциация между его весенним цветением и девственностью привела к народному поверью, что он защищает целомудрие. Для других слабый рыбный запах его цветов предвещал смерть, если внести их в дом.

БУЗИНА (САМБУК)

В Северной Европе, особенно в Дании, считалась магическим деревом. Там полагали, что изготавливать мебель из его древесины - дурной знак.

ВЕТВЬ (СУК)

Ветви несли символику того дерева, с которого они были срезаны, что широко применялось в весенних обрядах в честь богов плодородия. Размахивание веткой пальмы или оливы считалось знаком триумфа во время процессий.

Ветки белой омелы - широко распространенный символ возрождения, особенно в кельтских регионах. Цветущий сук являлся аллегорией логики в западной средневековой иконографии.

ВИШНЯ

Эмблема самураев, возможно связанная со структурой этого плода - твердая косточка под кроваво-красной кожицей и мякотью. В Китае вишневое дерево является символом удачи, весны и девственности; вульву называют “весенней вишней”. В христ.иконографии вишня иногда изображается вместо яблока как плод с Древа Познания добра и зла; иногда Христос изображается с вишнями в руке.

ГИНКГО

Священное дерево в Китае; росшее около храмов, символизировало бессмертие - благодаря своей древней истории и долговечности. Гинкго особенно ассоциировалось с Японией, где оно было символом преданности - по легенде, гинкго готово умереть за своего хозяина. Так как говорили, что гинкго помогает появлению молока у женщин, оно также считалось счастливым деревом для кормящих матерей.

ГРЕЦКИЙ ОРЕХ

Подобно другим приносящим орехи деревьям, символизирует плодородие и мудрость или пророчество - знание, спрятанное внутри твердой внешней оболочки. Грецкие орехи были традиционным угощением на празднике декабрьского солнцестояния и эмблемой плодовитости на древнеримских свадьбах. В Китае их связывали с ухаживанием.

ГРУША

Символ любви и материнства. Символизм произошел, вероятно, от формы груши, напоминающей тазобедренную часть женского тела или грудь. В античн.времена она считалась атрибутом древнегреческих богинь Геры (в римской мифологии Юноны) и Афродиты (Венеры). В Китае этот фрукт является символом долголетия по той причине, что грушевые деревья живут и плодоносят долгое время. Поскольку белый цвет в Китае считался траурным, цветущая груша была похоронным атрибутом.

ДЕРЕВО

По мере развития мифологии идея о могучем дереве, которое образует центральную ось потока божественной энергии, связывающего сверхъестественный и естественный миры, превратилась в символический образ Древа Жизни или Космического Древа. Корни его погружены в воды загробного мира, и, проходя через землю, оно достигает небес. Этот символ встречается практически у всех народов. Древо Жизни часто становилось метафорой для сотворения мира.

Во многих традициях оно растет на священной горе или в раю. Источник духовной энергии может вытекать из-под его корней. Змея, обвившая его ствол, представляет движущуюся по спирали энергию, идущую из земли, или служит символом разрушения. Гнезда птиц в кроне дерева - эмблемы душ и небесных посланников. С помощью Древа Жизни человечество поднимается от низшего уровня развития к духовному просветлению, спасению или освобождению из круга бытия.

Средневековые изображения Христа, распятого на дереве, а не на кресте, имеют отношение именно к этому, более древнему, чем христианский, символизму. Второзаконие говорит, что судьба проклятого человека - быть повешенным на дереве. Таким образом, распятие на дереве усиливает символизм спасения через распятие Христа, принявшего на себя все грехи мира. Этот образ объединяет Древо Познания (грехопадения) с Древом Жизни.

По самой своей форме дерево - символ развития, его ветви, представляющие разнообразие, отходят от ствола, что является символом единства. В индийской иконографии дерево, проросшее из космического яйца, представляет Брахму, создающего материальный мир. Напротив, перевернутое Космическое Древо, чьи корни питаются духовной энергией неба и распространяют ее во внешний мир и вниз, - любимый образ в каббалистике и других формах мистицизма и магии. Перевернутое дерево также часто используется в генеалогических схемах.

Во многих традициях на Древе Жизни изображают звезды, огни, глобусы или плоды, символизирующие планеты или циклы солнца и луны. Обычен и лунный символизм деревьев - луна притягивает воду подобно тому, как соки поднимаются вверх по дереву. Плод Древа Жизни может также символизировать бессмертие. В Китае, например, это персик. Многие другие плодоносящие деревья представлены как Древо Жизни - сикамора в Египте; миндаль - в Иране; маслина, пальма или гранат - в других регионах Средней Азии и в семитской традиции. Этот космический символизм, видимо, происходит из более примитивных культов, в которых деревья были воплощениями плодородной Матери-Земли. По этой причине, несмотря на свою фаллическую вертикальность, деревья несут женский символизм. Так, в египетской иконографии священную фигу отождествляли с богиней Хатор, которую изображали в виде дерева, дающего еду и воду.

Обряды заклинания плодородия Матери-Земли обычно были связаны с лиственными деревьями, опадающими осенью, их голые ветки зимой и расцвет весной - подходящий символ сезонных циклов смерти и возрождения. Исключение составляло поклонение Аттису в Малой Азии и позднее в греко-римском мире. Деревом-эмблемой Аттиса была сосна, основной символ бессмертия. Смерть Аттиса (от кастрации) и возрождение праздновали, обрывая иголки у сосны и обматывая ее шерстью. Вероятно, отсюда происходит традиция украшения майского дерева - обряда заклинания изобилия. Дуализм в символике дерева обычно представлен сдвоенными деревьями или деревом с расщепленным стволом. В легенде о Тристане и Изольде из их могилы выросли переплетенные деревья. На Ближнем Востоке преобладает дуалистический символизм дерева - Древо Жизни растет рядом с Древом Смерти. Это библейское Древо Познания добра и зла, чей запретный плод, отведанный Евой в саду Эдема, принес человечеству проклятие смертности.

ДЕРЕВО БУДДЫ

Священная смоковница (дерево Бодхисатвы), под которой Гаутама Будда занимался медитацией, пока не достиг просветления; это буддийский символ созерцания, обучения и духовного совершенства.

ДЕРЕВО ЖОЖОБА

В даосизме - символ чистой жизни/а его фрукты - плоды, дающие бессмертие. Это дерево “встречается в исламской рае как символ самых дальних пределов времени и пространства. В народных суевериях его колючие отростки имели защитную силу.

ДРЕВЕСИНА

Защита - символ, основанный на древних культах благотворных духов деревьев и на универсальной традиции, в соответствии с которой дерево - воплощение материнской заботы и жизненной силы. Суеверное прикосновение к дереву происходит от предполагаемых волшебных сил, заключенных в нем. В индийской традиции древесина - первичное вещество, формирующее все вещи, - Брахма. В Китае это эмблема весны и востока.

ДУБ

Мощь, выносливость, долголетие, благородство. Дуб посвящен богам грома в Греции, Скандинавии, Германии и славянских странах, возможно, потому, что считалось, что дуб способен выдержать удар молнии.

В верованиях друидов дуб символизировал ось мира, был природным храмом, под которым проводили ритуалы, и ассоциировался с мужской силой и мудростью. Хотя дуб считается в основном мужским атрибутом (кельты сравнивали желудь с мужским членом), Кибела, Юнона, другие богини-матери были связаны с дубом, а дриады были нимфами дуба. По греческой легенде, у Гекракла была дубовая палица; согласно некоторым поверьям, Христа распяли на дубовом кресте. Дубовые листья используют как военные знаки различия во многих странах.

ЖЕЛУДЬ

Плодородие, процветание; символ духовной энергии, произрастающей из зерна истины. Являясь частью древнескандин. культа дуба, желудь был подношением богу грозы Тору. Желудь, предположительно, имеет фаллич.значение на некоторых кельтских резных изделиях.

ЖЕНЬШЕНЬ

На Востоке символ мужества. Это его значение основано, видимо, на фаллических очертаниях, которые иногда принимают его корни. В течение столетий лекарства из женьшеня, использовались в Китае как признанные афродизиаки. Говорили, что они обладают “божественной” способностью обеспечивать физич. и психич. равновесие.

ИВА

Для евреев - дерево плача, но на Востоке - символ расцвета сексуальной любви, женского изящества, светлой грусти разлуки, способности быстро восстанавливать душевные силы и бессмертия.

Как лунный и женский символ, ива - один из наиболее знаменитых мотивов в китайской живописи и декоративно-прикладном искусстве. Она была даосской метафорой терпения и уступчивости. По тибетской традиции, ива - Древо Жизни. В Японии айны считали, что ива - позвоночник первого человека. Обезболивающие снадобья, изготавливаемые из ее коры, и, возможно, змеиный символизм, который усматривали в ее гибких ветвях, могут объяснить ее ассоциацию со здоровьем, легкими родами и другими медицинскими и магическими благами как в азиатской, так и в западной традициях.

КЕДР

Древо Жизни у шумеров, символ могущества и бессмертия. Аромат, долговечность, впечатляющая высота этого хвойного дерева сделали его библейской эмблемой величия и долголетия, а его древо - символом Христа. Кедр использовался при строительстве Соломонова Храма, для создания греческих и римских бюстов богов и родоначальников. Его долговечность, возможно, учитывалась кельтскими мастерами бальзамирования, применявшими в своем ремесле смолу кедра.

КИПАРИС

На Западе - мистич.символ смерти и траура. В Азии кипарис - эмблема долголетия и бессмертия, как и другие вечнозеленые деревья-долгожители. В Финикии он считался Древом Жизни. В Греции кипарис имел двойственную репутацию: он был символом мрачного бога подземного царства Гадеса и более жизнерадостных богов Зевса, Аполлона, Афродиты и Гермеса. Такая противоречивость может объяснить, почему он стал символом возрождения и жизни после смерти в траурных церемониях.

ЛАВР

Победа, мир, очищение, защита, божественность, тайные знания, бессмертие. Ароматные разновидности лавра были коронационной эмблемой в. Греции и Риме не только для воинов, но и для поэтов (что связывалось с богом Аполлоном). Считали, что он очистил себя в лавровых рощах Темпейской долины Фессалии после убийства Пифона (чудовищного змея) в Дельфах; прорицательница Пифия жевала листья лавра перед тем, как предсказывать будущее.

Лавр, как полагали, мог защитить от эпидемий и молнии; в это верил и император Тиберий, который хватался за свой лавровый венок во время грозы. Нимфа Дафна превратилась в лавр, чтобы спастись от домогательств Аполлона. Лавр ассоциировался со многими богами, включая Диониса (Бахуса), Зевса (Юпитера), Геру (Юнону) и Артемиду (Диану); он был эмблемой мира. и триумфа. Лавр считается талисманом в Северной Африке, а в Китае воспринимается как дерево, сидя под которым, лунный заяц готовит эликсир бессмертия. Лавр также христианский символ вечной жизни.

ЛЕС

У Карла Юнга - символ бессознательного и его опасностей, но в некоторых традициях, особенно в буддийской, - образ убежища.
В европейском фольклоре и волшебных сказках лес - место тайн, опасностей, испытаний или посвящений. Заблудиться в лесу или найти дорогу через него - соответственно, метафоры отсутствия опыта или достижения знания о мире взрослых или о себе самом. Для оседлых сообществ лес - неизученное, неуправляемое место обитания второстепенных богов и духов, некоторые из них ужасны, как славянский лесной дух леший.

Лесная сырость, землистость, подобная лону темнота связывались в древнем мире с идеей произрастания и женским началом. Для друидов лес был женским партнером солнца. Понимание леса, его растений и животных было знаком шаманского дара, особенно в Ц.Америке. В соответствии с азиатской традицией, лес - аналогия дикой пустыни ближневосточных отшельников, убежище от мира, где можно погрузиться в созерцание и духовное совершенствование.

ЛИПА

Дерево дружбы и сотрудничества, символизирующее возвращение в золотой век античности, но имеет также отношение к символике деревенской жизни, чаще в Германии, где липа особенно распространена в сельской местности (как и в некоторых районах Франции). Как дерево-медонос липа ассоциируется с мягкостью и целебными свойствами.


ЛИСТ

Китайская эмблема счастья. Листья часто символизируют множественность человеческих жизней и их краткость. Опавшие осенние листья - древняя метафора смертности всего живого - в кинематографе XX в. стали клише для изображения проходящего времени.

http://gt-art.com

БЕРЕЗА (Betula) . Есть несколько вариантов происхождения латинского названия. От кельтского betu - берёза, или от видоизменённого лат. batula - бить, сечь. В прошлом ленивых школяров и студентов секли розгами, чаще всего березовыми. Отсюда выражение «отведать березовой каши».

Русское слово «береза» восходит к древнему корню «bhe» – «белизна» «белый». Лингвисты связывают ее название с глаголом беречь: славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.

Народные названия – береза глухая, березина, белотелая, навье дерево. Есть «мужские» и «женские» деревья – береза и березун. У березы листья распускаются в стороны, у березуна – вверх.

Но, пожалуй, самые удивительные легенды связаны с черной березой, которая встречается и у нас, и в других странах. А в Белоруссии растет самая крупная в мире роща берез с корой черного с красноватым оттенком цвета. И, конечно же, об этом необычном природном чуде сложено множество мифов и легенд.

В одном белорусском селе жила женщина, у которой было две дочери: светленькая и чернявая. Когда сестры подросли, то одновременно полюбили одного парня из соседней деревни. Каждой из них он отвечал взаимностью, но никак не мог решить, какая же из девушек нравится ему больше. Однажды он назначил свидание сразу двум сестрам в одном и том же месте, но в разное время. Но так сложилось, что они пришли на свидание в условленное место одновременно. Когда обман раскрылся, то от горя девушки превратились в березы: одна – в белую, а другая – в черную.

В Ульяновской области в селе Троицкий Сунгур растет береза с бархатно-черным стволом. В одном из местных преданий говорится о том, что в давние времена жили на этой земле лесные люди, которые никогда не видели белоствольных деревьев. Жили трудно и голодно: ни хлеба не знали, ни картошки. Пришел к ним из дальних мест добрый человек, посадил он в землю пшеничное зернышко. Как только заколосился первый хлебный стебелек, сразу посветлела кора на одной из черных берез. На другой год колосков стало сразу двадцать, и забелела берестой целая роща. Так и повелось с тех пор: как только в селе радость – урожай хороший уродится или свадьба – сразу черная кора на березах белой становится. За многие годы в Сунгуре столько радости было, что только одно дерево черным осталось. Говорят, березы сами попросили свою темную подругу оставаться такой, чтобы берегли люди свое счастье.

Есть и другая легенда. Собрались десять девушек в деревне замуж выходить, да напал на землю русскую враг, ушли добры молодцы свой край защищать и не все вернулись. На веселых свадьбах гулял народ в девяти домах, у одной же невесты жених погиб, сражаясь в бою. Девушка дала обет всю жизнь оплакивать своего любимого и никогда не примерять свадебного наряда. Облачилась она в черные одежды и уж не снимала их. А когда умерла, душа девушки переселилась в березу, которая приняла ее страдания и печальный образ.

По сложившейся традиции к удивительной березе часто приезжают молодожены. Считается, что пара, поклонившаяся этому дереву, никогда не будет знать разлуки. Среди ученых нет единого мнения о природе черных берез. Одни считают их предками современных берез, стволы которых прибрели белую кору гораздо позже. Другие полагают, что это – или мутация, или природная аномалия.

В Древней Руси существовало множество обычаев, связанных с березой, некоторые из которых живы и по сей день. Наши предки почитали ее за то, что она, по поверьям, могла исполнять самые сокровенные желания. Нередко девушки приносили березе угощения, обращались к ней с просьбой исполнить заветную мечту. Они украшали березы своими лентами, вынутыми из косы, плели венки из березы, шли к речке и, встав спиной к воде, сбрасывали их с головы. Если венок шел ко дну, то по поверью это значило, что либо девушка умрет в этом году, либо то, о чем она мечтала, не сбудется. А если венок приставал к другому берегу, это означало, что любовь девичья "пристанет" к сердцу парня.

Беременные женщины просили у березы силы и помощи, чтобы роды были легкими и удачными, а ребенок рос здоровым и счастливым. А когда он рождался, сажали у дома молодую березку. По поверьям, это сделает его счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградит от напастей. Из березового дерева (практически во всех странах Европы) делали колыбели для новорожденных.

Ей посвящался праздник Зелёные Святки (конец мая, начало июня), календарный рубеж весны и пролетья, праздник молодой листвы, первых цветов. Наступившее лето олицетворяла береза, которая, как верили наши предки, приносит счастье и радость в любой дом. На Троицын день пастухи на пастбище плели из березы венки, один набрасывали корове на рога, в нем она ходила весь день. Второй венок пастух вечером отдавал хозяйке. Первый венок она скармливала корове, чтобы та больше молока давала, а второй берегла на случай, если та заболеет. Тогда в корм добавляли ветки из него.

У всех славян считалось, что оставленные на чердаке березовые ветки защищают дом от молнии, грома и града, а воткнутые в поле, отгоняют от посевов грызунов и птиц и обеспечивают хороший урожай.

В старину березу называли деревом четырех дел. «Первое дело - мир освещать». На протяжении столетий крестьянские избы России освещала березовая лучина: она горела долго и почти без копоти и искр.

«Второе дело - крик утишать». В старину березовым дегтем смазывали колеса телег и карет, чтоб не скрипели. А младенцев «от крику», чтобы ночью спали спокойно, а днем не капризничали, поили отваром из березовых почек.

«Третье дело - больных исцелять». Целебными свойствами обладают практически все части березы. По поверью береза могла взять на себя любые болезни, отведя их от человека. Кpестьяне, обpащаясь к березе с пpосьбой об исцелении, скpyчивали над больным беpезовые ветки, yгpожая не отпyскать до тех поp, пока болезнь не отстyпит. Верили – если под корни березы вылить воду, в которой купался больной человек, то недуг уйдет в землю.

«Четвертое дело - чистоту соблюдать». Берёзовыми вениками и мётлами наводили чистоту. На Троицу дом украшали ветками березы, которые, по старинным поверьям, оберегали его от нечистой силы, а значит – помогали держать в чистоте.

Не менее почитаема была береза и у других народов нашей страны. Так, якуты верили, что в старых берёзах обитает мудрая пожилая женщина – Хозяйка земли. Весной они украшали эти березы яркими ленточками, обращались с просьбами. Никому бы и в голову не пришло причинить хоть малейший вред такому дереву: каждый твердо знал: если сломать ветку, умрет кто-то из родичей, если же срубить ствол - погибнет все племя.

Является священным деревом береза и для хакасов. Они верили, что если повязать на нее «чаламу» – лоскутную ленточку – и загадать желание, например, здоровья, благополучия и т.п., то оно обязательно сбудется. Традиционно ленточки должны быть следующих цветов: белый – цвет чистоты, синий – неба и мира, красный – огня и солнца, зеленый – цвет леса.

Вместе с тем, известны и другие народные поверья, где берёза упоминалась как проклятое Богом дерево, как атрибут нечистой силы: в ветках ее жили русалки и черти, а сама береза олицетворяла собой души умерших родственников. В русском фольклоре существует такое понятие, как «стать березой», т.е. умереть, отправиться в небытие.

Ходили легенды о том, что ведьма могла надоить молока из веток берёзы, что она летала по ночам не только на метле, но и на берёзовой палке. На Русском Севере, место, где когда-то росли березы, не использовали для постройки дома. Верили, что кривые березы, это белые кони, подаренные человеку чертом, а поданный чертом хлеб превращается в березовую кору. Согласно карпатским поверьям, если женатый мужчина посадит у себя во дворе березу, вскоре кто-нибудь из членов его семьи умрет, а в Полесье верили в то, что берёза, посаженная близко к жилому дому, вызывает женские болезни. Нельзя прикасаться к дереву с наростами, считалось, что наросты на березе - результат злого колдовства. Наши предки старались избегать одиноко растущих берез, так как под такой березой покоится душа невинно убитого человека. Березовый сок из ствола такой березы старались не пить – вместо него, согласно поверью, струится кровь покойника.

Как видим, одни считали, что береза – символ печали и смерти, другие – символ начала жизни и оберег. Такое двоякое отношение довольно типично для народного сознания. Так же трактуются, к примеру, и верба , и яблоня , и рябина и другие деревья.

Фэн-Шуй и Значение цветов.

Фэн-Шуй и цвет: Белый

Белый цвет - символ чистоты и совершенства. Он включает в себя все цвета спектра и ассоциируется с добродетелью и божественностью. Он оказывает очищающее влияние на энергетику человека.
Люди, которые выбирают белый своим цветом, обычно, аккуратные, честные и искренние. Но иногда могут быть очень требовательными.
Позитивные "белые" ключевые слова: нетронутость, полнота, самоотдача, открытость, единство, легкость, многогранность, выявление скрытого и ложного.
Негативные "белые" ключевые слова: изоляция, бесплодность, окоченение, разочарование, чопорность, скука.
Вешать зеркало напротив входной двери или непосредственно против постели. В первом случае энергия сразу же направляется обратно в дверь, во втором она разрушает брак или (что тоже плохо) вызывает появление на горизонте соперника.
Белый цвет оживляет и освещает темные помещения. Он дает ощущение чистоты и свежести.
Используйте белый цвет в одежде, когда вам нужно создать образ невинности, порядочности и чистоты.

Фэн-Шуй и цвет: Красный

Красный - цвет жизненной энергии. Это очень стимулирующий и возбуждающий цвет, усиливающий человеческие страсти. В природе красный цвет используется для привлечения противоположного пола. Он согревает и активизирует, притягивает взгляд и сообщает об опасности. Его можно использовать для повышения температуры тела и усиления кровообращения.
Люди, отдающие предпочтение этому цвету, смелы и мужественны, но могут быть мстительными. Часто это - оптимисты. Но этот цвет присущ и вспыльчивым, общительным типам.
Позитивные "красные" ключевые слова: лидер, упорство, борьба за свои права, созидание, динамичность, настойчивость, признательность, умножение, возрождение, благодарность, первопроходец.
Негативные "красные" ключевые слова: физическое насилие, похоть, нетерпимость, жестокость, разрушение, разжигание войны, хулиганство, упрямство, бесстыдство, стыд, вина.
Красный цвет следует использовать в помещениях, где необходима активность и энергичность.
Одевайтесь в красное, когда хотите выглядеть смело, экстравагантно и сексуально.

Фэн-Шуй и цвет: Оранжевый

Оранжевый - цвет созидания. Цвет оптимизма, свободы и побуждения к действию. Он проявляет скрытые возможности человека, помогает освободиться от страхов и депрессии. Символизирует добродушие и стимулирует общительность.
Люди, одевающие оранжевый, горды, независимы, оказывают сильное влияние на других людей и стремятся завоевать популярность.
Позитивные "оранжевые" ключевые слова: сила, милосердие, великодушие, терпимость, волнение, неиссякаемая энергия, бесстрашие, общительность, справедливость, свободолюбие.
Негативные "оранжевые" ключевые слова: гордыня, пессимизм, всепрощение, нарочитость, склонность брать и не отдавать долги, самооправдание, обман.
Хорошо использовать оранжевый в комнатах, предназначенных для общения. Люди будут доброжелательны и открыты.
Используйте оранжевый в одежде, когда хотите выглядеть весело, молодо, забавно и раскованно.

Фэн-Шуй и цвет: Желтый

Желтый цвет стимулирует умственные способности и помогает усвоению информации. Полезен при неуверенности и застенчивости. Приносит смех и радость. Как и оранжевый, помогает возродить любовь к жизни
Цвет энергичных людей, возможно, болтунов или артистичных, творческих личностей.
Позитивные "желтые" ключевые слова: ловкость, сообразительность, радостное восприятие жизни, оригинальность, усердие, восприимчивость, терпимость, честность, справедливость, уверенность в себе.
Негативные "желтые" ключевые слова: язвительность, сарказм, вероломство, рассеянность, невежество, любовь к болтовне, критичность, нетерпимость, склонность к обсуждению других, рассеянность, глупость.
Желтый можно применять в комнатах, где нужна сосредоточенность и активная умственная деятельность.
Желтый цвет в одежде действует также как и оранжевый.

Фэн-Шуй и цвет: Зеленый

Самый гармоничный и уравновешенный. Цвет эмоциональных отношений, располагает к любви. Помогает избавиться от негативных чувств и ослабляет возбуждение. Успокаивающе влияет на нервную систему. Это свежий, природный цвет, символизирующий жизнь и гармонию.
Люди, предпочитающие зеленый, обычно, сострадательны и сентиментальны, любят дружеское общение. Они постоянны и доверчивы.
Позитивные "зеленые" ключевые слова: проницательность, такт, практичность, стабильность, работоспособность, великодушие, развитое воображение, прогресс, реформы, обязательность, общительность.
Негативные "зеленые" ключевые слова: ревность, обидчивость, забывчивость, эгоизм, жадность, отсутствие воображения, неустроенность, разочарование, ипохондрия, дефицит.
Зеленый можно использовать в любой комнате.
В одежде приемлем почти всегда. Вы будете заметны, но без агрессии.

Фэн-Шуй и цвет: Голубой

Голубой - охлаждающий и успокаивающий цвет. Он символизирует мир, спокойствие, мудрость и уравновешенность. Располагает к отдыху и расслаблению. Вселяет уверенность в лучшее завтра.
Голубой предпочитают люди, стремящиеся к духовным достижениям. Не эгоисты, но иногда могут быть бесхарактерными.
Позитивные "голубые" ключевые слова: мудрость, терпение, истина, достижения разума, духовность, философия, созерцательность, спокойствие, исцеление, честность, преданность.
Негативные "голубые" ключевые слова: слабость, эмоциональная неуравновешенность, злоба, суеверие, самодовольство, сентиментальная влюбленность, холодность, лживость, злопамятство.
Голубой подойдет для комнат отдыха, спален, везде, где вы хотите испытывать чувство покоя.
Цвет, который желательно употреблять, когда вы хотите выглядеть наивно, нерешительно и простодушно.

Фэн-Шуй и цвет: Синий

Способствует вдохновению и осуществлению желаний. Цвет преданности и справедливости.
Синий цвет указывает на преданность и дружелюбие, но также и независимость.
Позитивные "синие" ключевые слова: восприимчивость, организованность, соблюдение правил, идеализм, сила духа, очищение, непреклонность, послушание.
Негативные "синие" ключевые слова: фанатизм, фашизм, подчинение, ритуальность, уверенность в собственной непогрешимости, лживость, пристрастие.
Если вы хотите выглядеть серьезно и недоступно, то отдайте предпочтение синему цвету.

Фэн-Шуй и цвет: Фиолетовый

Цвет высшей доброты, любви и мудрости. Это мощный цвет, являющийся спутником лидеров. Обостряет зрения и чувства. Помогает сбалансировать физическую и духовную энергию.
Возможно, люди, предпочитающие фиолетовый цвет, несколько склонны к важности. У них, вероятно, хорошо выражено чувство собственного достоинства. Но они могут не осознавать собственных недостатков. Творческие личности, склонные к мистике.
Позитивные "фиолетовые" ключевые слова: управление, самоотдача, достоинство, гуманность, изобретательность, ораторские способности, творческие склад ума, неограниченность, способности медиума, вера, тайное руководство.
Негативные "фиолетовые" ключевые слова: мошенничество, жестокость, самонадеянность, напыщенность, продажность, карьеризм, мания величия.
Фиолетовый хорошо использовать в комнатах для медитации.
Для того чтобы кого-нибудь заинтриговать, создать впечатление непостижимого и интеллектуального человека, хорошо применять этот цвет.

Фэн-Шуй и цвет: Черный

Черный - загадочный и таинственный цвет. Символизирует непознанное и скрытое.
Черный предпочитают спокойные, сильные люди, обладающие достоинством. Но также черный может выступать в качестве отрицания всего и символизировать неуверенность и мрачное восприятие жизни.
Позитивные "черные" ключевые слова: мотивированное применение силы, созидание, обучение, способности к предвидению, содержательность, скрытые сокровища.
Негативные "черные" ключевые слова: разрушительность, использование силы как проявление слабости и эгоизма, подавление, депрессия, пустота, воздержание, ограничения.
Цвет для проявления независимости, изысканности и авторитетности в одежде.

Вся вышеприведенная информация основана на данных психологии и современной Интуитивной Школы Фен-Шуй.

Классический же Фен-Шуй построен по несколько другим законам. Основную роль в нем играют соотношение Инь-Ян и взаимодействие пяти видов энергий, которые для упрощения называют 5 элементами. Ими являются Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода. Они вступают между собой в определенные взаимоотношения. Наиболее важным для употребления цветов (на начальном уровне применения Фен-Шуй) является Круг Порождения. В этом Круге элементы благоприятно взаимодействуют, поочередно усиливая друг друга.
Вода порождает Дерево (питает его).
Дерево порождает Огонь (дерево, сгорая, дает силу огню).
Огонь порождает Землю (пепел, остающийся после огня, становится землей).
Земля порождает Металл (металл добывают из земли).
Металл порождает Воду (когда металл плавят, он становится жидким как вода).
К стихии Воды относятся черный и синий цвета (цвета воды).
К стихии Дерева - зеленый (цвета растений).
К стихии Огня - красный, розовый, оранжевый (цвета огня).
К стихии Металла - белый, золотой, серебряный (цвета металла).
К стихии Земли - коричневый и желтый (цвета земли).

Теперь рассмотрим распределение 5 энергий по сторонам света. На севере находится Вода, на востоке и юго-востоке - Дерево, на западе и северо-западе - Металл, на юго-западе и северо-востоке - Земля. Центр помещения также принадлежит Земле. На юге - Огонь.

Для того чтобы правильно употреблять цвета в помещении, необходимо следовать следующему правилу: цвет размещаем в тот сектор, который или относится к тому же элементу, что и цвет, или элемент которого будет "порождаться" этим цветом.
На севере приемлемы цвета Воды и Металла. Это сектор Воды, а Металл усиливает Воду.
На северо-востоке - цвета Земли и Огня. Сектор Земли, которая порождается Огнем.
На востоке - цвета Дерева и Воды. Сектор Дерева, питающегося Водой.
На юго-востоке - цвета Дерева и Воды.
На юге - цвета Огня и Дерева. Сектор Огня, который усиливается Деревом.
На юго-западе - цвета Земли и Огня (как северо-восток).
На западе - цвета Металла и Земли. Сектор Металла, порожденного Землей.
На северо-западе - цвета Металла и Земли (как запад).

Ключевые слова: белый ,


. Береза – Родовое название – от кельтского «btu» – береза и латинского pendulis – повислый.
Латинское наименование дерева Betula. В основе его лежит слово, batula, от глагола batuere, переводимого как «бить» или «сечь» з напоминание о горькой судьбе не очень радивых школьниках в прошлом, которым случалось отведывать «березовой каши». В европейских языках большинство названий березы идет от индоевропейского «bhe» - светлый, сверкающий.
Русское название березы лингвисты связывают с глаголом беречь. Это обусловлено тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека. Берёза в ряде традиций символизирует свет, сияние, чистоту, неясность, женственность и т. п. В друидической традиции берёза - дерево начала, символ первого месяца года (24 декабря - 21 января). В Риме атрибуты из берёзы использовались при вступлении консула в правление. В Шотландии берёза связывалась с представлениями о покойниках.
Обычи древних славян, связанные с березой повествуют, что по случаю рождения ребенка необходимо сажать у дома молодую березку. Этот обряд должен был сделать дитя счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградить от напастей. С помощью ветвей березы девушки гадали на суженого. Во многих народных легендах береза выступала как благословенное дерево. Вместе с тем, существовали поверья, что береза - проклятое Богом дерево. Согласно карпатским обычаям, если женатый мужчина посадит у себя во дворе березу, вскоре кто-нибудь из членов его семьи умрет.
В восточнославянской мифологии Береза священное дерево. Береза почиталась как женский символ во время весеннего праздника Семика («семицкая Береза»), когда в селение вносили распустившееся дерево и девушки надевали на голову венки из зелени, в чём виден след мифологического уподобления девушки мировому дереву (Береза как символ ритуальной чистоты известна также в германской, балтийской, центральноазиатской традициях). Береза, как перевёрнутое корнями вверх древо мировое, фигурирует в русских заговорах: «На море на Океяне, на острове Кургане стоит белая берёза, вниз ветвями, вверх кореньями». Как след культа Березы можно рассматривать и восточнославянское имя Берёза. Использование Березы для изготовления обрядовых символов (как у толка «берёзовщиков» - старообрядцев в Пермской области) имело архаические истоки. Во 2-й половине 19 в. на берёсте писали прошения к лешим, которые приколачивали к деревьям. Сходная обрядовая роль руны со значением «берёза» известна у древних германцев, главный бог которых - Один - пригвоздил себя к мировому дереву, с тем чтобы обрести знание рун. Вероятно существование у восточных славян в древности особого духа Березы, подобного прусскому Бирзулису . Так же циркулирует сюжет о превращении русалки или обиженной родственниками девушки в березу. Одна из них повествует о прекрасной русалке , которая жила в лесном озере. Ночами она выходила из воды и резвилась под луной. Однако как только появлялись первые лучи солнца, русалка тотчас ныряла в свое прохладное жилище. Однажды она заигралась и не заметила, как юный бог солнца Хорс появился на небе на своей солнечной колеснице. Он увидал красавицу и влюбился в нее без памяти. Русалка хотела скрыться в озере, однако златокудрый бог не отпустил ее. Так и осталась она навеки стоять, превратившись в белоствольную красавицу березу.
Белая береза - поэтический женский символ, лирический образ весны, света, девственной чистоты у славян, прибалтов, германских и многочисленных угро-финских племен. На Руси стройная «зе-ленокосая» березка всегда ассоциировалась со скромной девушкой-красавицей, да и саму Россию, освещенную белыми березовыми рощами, великий певец природной красоты Сергей Есенин недаром называл «страной березового ситца».
В мифологии славян береза предстает в виде Мирового Древа. Среди бушующих волн сказочного моря-океана лежит райский остров Березань - там и растет солнечная береза, вниз ветвями, вверх корнями. Образ Космического Древа береза принимает и у сибирских шаманов, символизируя нисхождение энергии космоса и восхождение человеческого духа.
В языческой религии северных народов «древо света» окружено благоговейной любовью. Береза - священное дерево скандинавского громовержца Тора , исландской богини красоты Фрейи, верховных богов-демиургов народов Сибири (Нумиторума - у обских угров, Кылчина - у удмуртов, «Земной Матери-у манси и т.д.).
В азиатской части нашей страны культ березы был широко распространен. Люди верили, что в священном дереве обитает добрый дух - покровитель данной территории и местного населения. Якуты, например, выбирали объектом поклонения могучую, старую березу, стоящую отдельно на кургане или на опушке леса. Они обращались к заступнице с просьбами, украшали ее яркими ленточками, тщательно оберегали от чужаков. Никому бы и в голову не пришло причинить хоть малейший вред такому дереву, ибо каждый твердо знал: если сломать ветку, умрет кто-то из родичей, если же срубить ствол - погибнет все племя.
У восточных и западных славян священная береза считалась лучшим природным оберегом. Существует предположение, что и само название благословенного дерева происходит от глагола «беречь». Сажая березку под окном, наш предок рассчитывал, что она отпугнет от дома духов зла, не подпустит к нему ведьм и колдунов, защитит от ударов молнии.
Другая группа магических свойств березы имела непосредственную связь с плодородием и изобилием: для получения обильного урожая зерновых в пашню втыкали березовую веточку; для обеспечения достатка в доме ее укрепляли под крышей; для приумножения скота березовую чурку закапывали под порогом хлева и т.д. Кроме того, славяне верили в целительную силу священного дерева. Правда, береза, как женский талисман, помогала только больным девочкам и девушкам, поэтому их водили или носили в березовую рощу, а мальчиков - в дубраву .
Многочисленные факты свидетельствуют о том, что в обрядовой практике славян береза являлась эмблемой незамужней девушки. В лирических и свадебных песнях береза всегда иносказательно указывала на девушку. В белорусских похоронных плачах умерших девушек называли «белыми березами». В четверг перед Троицей взрослые девушки проводили в роще обряд «завивания березки», испрашивая у своей покро-вительницы пригожего жениха. Во время сватовства родители жениха, обращаясь к родителям невесты, начинали свою речь с метафор: «У вас есть березка, а у нас - дубок...»
Не все деревья хороши. Некоторые из берез фантазия славян населила демоническими существами женского пола. Белорусы считали, что в плакучей березе, чьи ветви печально опустились до самой земли, томится душа трагически погибшей невинной девушки. Суеверные поляки страшились уродливо искривленных берез, уверяя, что под таким проклятым деревом непременно лежит труп, а вместо березового сока в его стволе циркулирует человеческая кровь.
У страха глаза велики. Иной видел, как в призрачном свете луны на ветвях кривой березы, словно в гамаке, томно раска-чивалась русалка, терпеливо поджидающая одинокого путника, чтобы навязать ему свои омерзительные ласки; другой божился, что местная ведьма надоила с ветвей березы столько молока, сколько и не снилось розовощекой ударнице-доярке с ее буренкой-рекордсменкой.
Все эти и подобные им россказни, относящиеся по большей части к деревьям странной или уродливой формы, нисколько не повредили репутации белоствольной красавицы. С утверждением христианства, когда многие языческие традиции славянского мира были отринуты и забыты, отношение к березе не изменилось. Напротив, возникли новые легенды и поверья, прославляющие это замечательное дерево. Польское предание гласит, что береза однажды приютила Богородицу с младенцем - Христом, укрыв Святое семейство от проливного дождя, а русское поверье утверждало, что в ветвях березы пряталась от нечистого святая Параскева-Пятница .
В древнерусской истории береза вполне могла бы претендовать на роль эмблемы народного просвещения. В ту эпоху, когда бумаги еще не знали, простые русские люди, не имевшие возможности приобрести дорогостоящий пергамент, использовали для письма бересту. Археологические находки позволяют сделать вывод о массовом применении берестяных грамот на Руси. На бересте писали письма, вели хозяйственные записи, а детям она служила в качестве учебной тетради. Например, знаменитая берестяная «тетрадь» новгородского мальчика Онфима, сплошь изрисованная каракулями и смешными рожицами, дает нам ценнейшую информацию относительно того, что и в древности хватало двоечников и лоботрясов.
В славянском народном календаре березе отведено самое почетное место. В те отдаленные времена год начинался не 1 января, а 1 марта, и этот первый весенний месяц, когда береза начинала давать сок, носил имя «березень».
В геральдике береза является «говорящей» эмблемой. В гербах чешских средневековых городов была популярна эмблема зеленого березового листа натуральной формы. В германской геральдике изображалось само дерево с зеленой кроной и серебряным стволом. Русскую геральдическую березу отличает кудрявая зеленая крона, но встречается эта эмблема нечасто. Для примера можно указать герб города Березова Тюменской области с тремя березками в серебряном поле, и фамильный герб дворян Березниковых, отмеченный одной березой в красном поле.
В современной эмблематике береза служит национальным символом Эстонии, а зеленый березовый лист использует в качестве эмблемы немецкая партия «зеленых».