Ремонт Стены Уход

Древняя. Древняя Греция

Солнце - зто бог Гелиос, Луна - богиня Селена, ее сестра Эос - богиня зари. Созвездия, погружаясь временами в Океан, омываются в нем и обновляют свой блеск. Подземелье состоит из Эреба, Аида и Тартара. Вход в Эреб находится за Океаном. В гомеровском эпосе почти все природное и многое из социального имеет свою сверхъестественную антропоморфную ипостась. Сверхъестественные мифологические личности находятся между собой в отношениях кровного родства. Например, бог сна Гипнос - брат-близнец бога смерти Танатоса, бог ужаса Фобос - сын бога войны Ареса. Земля, вода и небо (воздух и эфир) олицетворяются братьями Аидом, Посейдоном и Зевсом .

Медицина представлена богом Пеаном, безумие - Атой, мщение - Эриниями, раздор - Эридой и т. п. Боги могут принимать образ птиц, Гера представляется "волоокой", в древнейшем пласте "Одиссеи" сохраняются образы фантастических существ, сочетающих черты человека и животного. Человекоподобие богов касается и их нравственных качеств. Моральный уровень богов низок. Боги телесны, их можно ранить, они испытывают боль. Однако боги отличаются от людей вечной молодостью и бессмертием. У них особая кровь. Они питаются нектаром и амврозией, передвигаются со скоростью мысли. Боги не творцы мироздания ни в целом, ни в его частях. Они лишь сверхъестественные двойники естественных процессов и явлений.

Скульптор Фидий был очень горд своим творением - «чудом света», статуей Зевса Олимпийского. Однажды его спросили, сам ли к нему спустился Зевс или мастер поднялся на небо, что бы лицезреть кумира? Фидий скромно отвечал, что изобразил Зевса согласно описанию Гомера в первой книге «Илиады».

Это официальная религия древнегреческих полисов. Название происходит от горы Олимп (в Фессалии), на которой, по представлениям древних греков , обитали боги. Уходящая в облака снежная вершина Олимпа была древним грекам так же недоступна, как и небо. Главных олимпийских богов было двенадцать. Это Зевс , его брат Посейдон (другой брат Зевса Аид - бог подземного царства - на Олимпе не бывал, а потому и не входил в число олимпийцев), сестры Зевса - богиня домашнего очага Гестия, богиня земного плодородия Деметра, сестра-жена Зевса Гера, дети Зевса : Афина, Афродита , Аполлон , Гефест, Гермес, Арес, Геба.

Троя была разграблена и сожжена - так же, как и многие другие города, ставшие добычей завоевателей. Судьба была неблагосклонна и к победителям - на обратном пути их флот попал в бурю, и немногие уцелевшие корабли унесло к неведомым берегам. Один из ахейских вождей, Одиссей, десять лет странствовал по морям прежде, чем добрался до родины; он побывал на острове людоедов, в опасном проливе между скалами Сциллой и Харибдой, был в плену у одноглазых великанов-циклопов и претерпел много сказочных приключений - обо всем этом рассказывает Гомер в «Одиссее».

«Илиада» и «Одиссея» оставили для нас картину далекого мира II тысячелетия до нашей эры - мира, в котором зло соседствовало с добром, богатство - с нищетой и любовь - с ненавистью, но зла и ненависти было больше, чем любви и добра. В те времена было принято выкалывать глаза рабам, игравшим на лире для ублажения своих господ, - и Гомер был тоже слепым.

Слепые музыканты сочиняли песни, прославлявшие благородных героев; со временем полузабытые песни превращались в легенды, и покрытая дымкой времени история приобретала фантастические очертания: «Из древка копья создал Зевс людей - страшных и могучих. Возлюбили люди Медного Века гордость и войну, обильную стонами... Зевс дал им громадный рост и неукротимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы руки. Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиями работали они. Не знали еще в те времена тёмного железа. Своими собственными руками уничтожали друг друга люди Медного Века».

Эллада, значит Лада. Славянская Лада, называлась также, Небесной Богородицей. Эл - это просто артикль, как: -эль, -аль,т.е. Эл Лада. Лада - славянская страна, поэтому так и названа, а не Грецией, которая возникла значительно позже на этом месте, а именно, после распада Славяно-арийской Империи, когда и появились на этих землях греки, с которыми славяне воевали. Греки взяли, только часть славянской азбуки и сделали свой алфавит. Культура Эллады вся была славянской, поэтому после исчезновения Эл Лады и появления Греции, культура без славян, стала истощаться и исчезла.
29.09.17 Mikhail

Гре`ция Дре`вняя (Эллада, греч. Ἑλλάς) - исторически сложившееся название первой из двух античных цивилизаций (вторая - Древний), а также региона, в котором эта цивилизация сформировалась. Г. Д. внесла колоссальный вклад в историческое развитие человечества, стала, по сути, фундаментом всех по­следующих западных цивилизаций. Основной территорией Г. Д. была южная часть Балканского п-ова (Балкан­ская Греция), омываемая с юга Средиземным, с запада Ионийским и с востока Эгейским морями, а на севере ограниченная горными цепями. В географическом отношении Балканская Греция делится на три больших региона: Сев. Грецию, Среднюю Грецию и Южн. Грецию (Пелопоннес). Неотъемлемой частью Г. Д. являлись, кроме того, многочисленные острова Эгейского моря (Архипелаг), а также западное побережье Малой Азии. Наиболее приемлемой представляется следующая периодизация истории Г. Д.: 1) (здесь не рассматривается, поскольку принадлежит к периоду до появления цивилизаций); 2) эгейские культуры III тысячелетия до н. э.; 3) крито-микенская цивилизация II тысячелетия до н. э.; 4) начало железного века («темные века», «гомеровский период», XI-IX вв. до н. э.); 5) архаическая эпоха (VIII-VII вв. до н. э.); 6) классическая эпоха (V-IV вв. до н. э.); 7) эллинистическая эпоха (конец IV - I в. до н. э.); 8) Греция под римским владычеством (I в. до н. э. - V в. н. э.). Природные условия и . Уникальность географического положения Г. Д. обусловлена огромной ролью моря. Сильно изрезанная береговая линия, обилие полуостровов, заливов, удобных гаваней (особенно на восточном побережье), протянувшиеся по Эгейскому морю цепи островов, служивших удобными ориентирами и местами промежуточных стоянок, - выступили факторами высочайшего развития мореходства, раннего освоения греками новых земель. Греция - очень гористая страна. Горы, занимающие около 80 % ее территории, в основном невысокие (высочайшая вершина - Олимп, 2918 м), однако крутые и труднопроходимые; они хорошо защищали страну от внешних вторжений, но в то же время в течение всей ее истории способствовали политической раздробленности греков. Из полезных ископаемых и других природных богатств в Г. Д. добывали железо (Лаконика), медь (Эвбея), серебро (Аттика), мрамор (о. Парос, Аттика), строевой лес (Сев. Греция), ценные сорта глины (практически повсеместно); практически отсутствовало. Пресными водами Греция бедна: реки за незначительным исключением (Ахелой, Пенфей) маловодны, летом часто пересыхают, немного и озер (крупнейшее - Копаидское озеро в Беотии). Климат - сухие средиземноморские субтропики, почвы каменисты, малоплодородны и трудны для возделывания. Выращивание зерновых давало достаточные результаты лишь в отдельных регионах (Беотия, Лаконика, Мессения); более эффективным было виноградарство и оливководство. Присутствие человека зафиксировано на территории Греции уже в период палеолита, затем неолита. Однако более или менее ясной ситуация в регионе становится лишь в III тысячелетии до н. э. С рубежа III-II тысячелетий до н. э. в Грецию начинают вторгаться греки (эллины) - индоевропейского происхождения, ранее обитавший в Придунайской низменности. Во II тысячелетии до н. э. зафиксировано разделение греков на несколько племенных групп (субэтносов), говоривших на различных диалектах древнегреческого языка. В этот период ведущую роль среди них играла племенная группа ахейцев, расселившаяся в основном на Пелопоннесе. Поэтому в поэмах Гомера название «ахейцы» (а также «данайцы») часто употребляется по отношению ко всем грекам. Другими важными племенными группами этого времени были и эолийцы. Во II тысячелетии до н. э. греки освоили острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Конец II тысячелетия до н. э. стал временем переселения в Грецию последней волны греческих племен: с севера Балканского п-ова в нее вторглись . В результате этих событий сложилась этническая карта Греции, которая оставалась практически неизменной на протяжении всей античной эпохи. заселили бо`льшую часть Пелопоннеса, Крит, острова южной части Эгейского моря и крайнюю юго-восточную оконечность Малой Азии. Местами обитания ионийцев были Аттика, острова центральной части Эгейского моря и Иония на малоазийском побережье. Племена эолийской группы жили в Беотии, Фессалии, на северных островах Эгейского моря и в малоазийской Эолиде. Остатки ахейского населения были оттеснены в гористые области центрального Пелопоннеса (Аркадия), а также на Кипр. Западные области Пелопоннеса, Средней и Северной Греции занимали более мелкие племенные группы, стоявшие ближе всего к дорийцам. Уже ко времени Гомера возникло, несмотря на политическую раздробленность, об этнической и культурной общности всех греков. Постепенно вошло в употребление общее самоназвание «эллины», первоначально прилагавшееся лишь к одному северогреческому племени. Эгейские культуры III тысячелетия до н. э. «Эгейские культуры» - упо­требляющееся в науке общее название комплекса догреческих цивилизаций (точнее, протоцивилизаций), существовавших в III тысячелетии до н. э. в бассейне Эгейского моря. Важнейшие из них: кикладская культура (на о-вах Кикладах в центральной части Эгейского моря), ранняя культура Трои (Троя II), культура островов северо-восточной части Эгейского моря (Лемноса, Лесбоса, Хиоса), раннеэлладская культура Балканской Греции (Лерна и др.) и раннеминойская культура Крита. Весь этот круг культур был создан догреческим населением Эгеиды (точную этническую принадлежность в большинстве случаев определить невозможно, но несомненно, в частности, что в формировании культурных очагов Балканской Греции принимали участие пеласги). Для развития эгейских культур в III тысячелетии до н. э. характерны появление важных навыков и приемов ремесленного производства (изготовление керамики на гончарном круге, строительство домов и крепостных стен из кирпича-сырца и камня, судостроение, металлообработка), переход от монокультурного к поликультурному земледелию, быстрый рост численности населения, появление имущественной дифференциации общества, активизация торговых контактов как внутри региона, так и за его пределами, возникновение протогородов, высокий уровень некоторых видов искусства. Кикладская культура (ок. 2700 - 2200 до н. э.) особенно выразительна. Не достигнув крупных успехов в монументальном строительстве (небольшие неукрепленные поселения со скромными каменными постройками прямоугольной или закругленной в плане формы), кикладцы в то же время опередили прочие культуры тогдашней Эгеиды во многих других отношениях. Они обладали высокоразвитым ремесленным производством ( , ювелирное , обработка камня, судостроение), совершали плавания по всему Эгейскому морю, а возможно и за его пределами. Исключительно оригинально кикладское искусство, наиболее известными произведениями которого являются мраморные статуи и статуэтки различного размера (кикладские идолы), а также орнаментированные керамические сосуды. Кикладская цивилизация прекратила существование при неясных обстоятельствах (в силу, скорее, внутренних, чем внешних причин); она оказала влияние на складывание крито-микенской . К концу III тысячелетия до н. э. прекратили существование почти все культуры Эгейского бассейна при недостаточно выясненных обстоятельствах (насколько можно судить, как внутреннего, так и внешнего характера; определенную роль, в част­ности, должен был сыграть в Грецию первой волны греков), не оказав значительного влияния на дальнейшие исторические судьбы региона и практически не оставив следов в античной традиции. Только раннеминойская культура Крита уцелела и легла в основу бронзового века, сложившейся в бассейне Эгейского моря во II тысячелетии до н. э. Крито-микенская цивилизация II тысячелетия до н. э. Данная цивилизация, непосредственно предшествовавшая греческой I тысячелетия до н. э. и в ряде отношений повлиявшая на становление последней (хотя еще не имевшая античного в собственном смысле слова, т. е. полисного, характера), четко делится на два этапа. В сущности, резоннее даже говорить о двух цивилизациях, хотя и связанных друг с другом: критской (догреческой) и микенской, или ахейской (греческой). Критская (или минойская, по имени легендарного критского царя Миноса) цивилизация была создана до­греческим населением о. Крит, так называемыми минойцами. Память об этой отразилась в цикле греческих мифов о Миносе, Лабиринте и Минотавре, а сама она была открыта на рубеже XIX-XX вв. А. Эвансом, проводившим раскопки дворца в Кноссе - крупнейшем центре Крита. Впоследствии археологи обнаружили ряд дворцов и в других частях острова (в Фесте, Маллии, Като-Закро). Удобное положение Крита на пересечении морских путей, соединявших Грецию с Малой Азией, Сирией и Сев. Африкой, стало одной из причин того, что на нем раньше, чем в материковой Греции, сформировался полноценной , испытавшей сильное влияние цивилизаций древнего Ближнего Востока и эгейских культур. Уже в III тысячелетии до н. э. было освоено производство меди, а затем и бронзы, основой земледелия стала «средиземноморская триада» (зерновые, виноград, олива), появились гончарный круг, искусство корабле­строения и мореплавания; на рубеже III-II тысячелетий до н. э. возникли первые государства. Это были так называемые дворцовые царства: административными и религиозными центрами, а также складами продовольствия были дворцы - колоссальные комплексы с десятками и сотнями хаотично расположенных помещений, вмещавшие, возможно, тысячи жителей. Рядовое жило в сельской округе; оно по­ставляло во дворцы продукты своего труда, а также выполняло различные повинности. О государ­ственном устройстве критских царств известно мало. По мнению многих ученых, они были теократиями: являлся одновременно светским и духовным властителем, верховным жрецом, возможно, его даже обожествляли. С XVII-XVI вв. до н. э. Крит стал единым государством со столицей в Кноссе. К этому времени относится «талассократия» (морское владычество) Крита: создав мощный флот, критяне господствовали над побережьями и островами Эгейского моря, взыскивая дань с их жителей. Полная безопасность от внешних вторжений обусловила тот уникальный для древности факт, что крит­ские дворцы не имели укреплений. Очень высокого уровня достигла критская культура. Существовала - в начале иероглифическая, а затем слоговая (линейное А). Выдающихся успехов достигло искусство: (дворцовые комплексы), скульптура (изящные фаянсовые статуэтки богов и богинь) и особенно (фрески на стенах внутренних покоев дворцов, росписи сосудов). В XV в. до н. э. критская цивилизация неожиданно и при не вполне выясненных обстоятельствах прекратила существование. Согласно наиболее вероятной гипотезе, главную роль при этом сыграла грандиозная природная катастрофа - извержение гигантского вулкана на о. Фера (совр. Санторини). Микенская (ахейская) цивилизация - первая цивилизация, созданная греками. Она сложилась в результате прихода на Балканский п-ов с севера первой волны греческих племен (рубеж III-II тысячелетий до н. э.), ведущую роль среди которых играла племенная группа ахейцев. Местное догреческое было ассимилировано. После длившегося несколько столетий застоя, вызванного вторжением и войнами, с XVI в. до н. э. в Г. Д. начался экономический и культурный подъем (появление гончарного круга; в военном деле - введение боевых колесниц; появление аристократической прослойки - вождей и жрецов). Сложился ряд государственных образований, принявших форму дворцовых царств ( , являвшийся административным и культурным центром, а также складом продовольствия, и сельская округа). Крупнейшими греческими государствами этой эпохи были Микены, Тиринф, Пилос и др. на Пелопоннесе, Афины, Фивы, Орхомен в Средней Греции, Иолк в Сев. Греции. В эпоху своего расцвета микенская цивилизация охватывала бо`льшую часть территории Балканской Греции и многие острова Эгейского моря. В начале своей истории она испытала сильное влияние развитой Крита, откуда были заимствованы многие элементы культуры (ряд религиозных культов, фресковая , фасоны одежды и т. п.). В XV в. до н. э., после упадка критской , греки-ахейцы захватили и обжили Крит, а затем основали ряд городов на западном побережье Малой Азии. Они безраздельно господствовали в Эгейском море, плавали по всему Средиземному морю (микенские поселения существовали на Кипре, в Сирии, Южн. Италии, на Сицилии), поддерживали контакты с крупными центрами Древнего Востока (в наибольшей степени - с Хеттской державой). Пиком ахейской экспансии стала Троянская война (начало XII в. до н. э.). Дворцовые царства Микенской Греции вели независимое существование, часто вступая в войны друг с другом, и лишь изредка, для крупных совместных военных предприятий, объединялись в союзы, как правило, под главенством Микен. Во главе каждого государства стоял (анакт); важную роль играла военная и жреческая знать. Ахейские царства характеризовались наличием разветвленного бюро­кратического аппарата (наместники округов, низшие чиновники на местах - басилеи и др.), ведавшего функционированием дворцового хозяйства. Крестьяне и ремесленники под контролем чиновников вносили подати и выполняли различные повинности в пользу дворца. В хозяй­стве дворцов в довольно значительных масштабах применялся труд рабов (в основном женщин и детей). Наличие централизованных дворцовых хозяйств роднит микенскую цивилизацию с обществами Древнего Востока. Высокого уровня достигла культура Микенской Греции. На основе крит­ской письменности (линейного письма А) была создана на греческом языке (линейное B). Образцами мастерства ахейских зодчих и инженеров являются дворцы в греческих городах II тысячелетия до н. э., более упорядоченные по планировке, чем критские (в них, как правило, присутствует ), имеющие мощнейшую систему укреплений, а также монументальные купольные гробницы царей. Настенная фресковая и микенских греков более суха, строга, статично-монументальна, чем критская. В микенскую эпоху возникли многие греческие мифы, начал складываться эпос. Прообразами многих греческих мифологических персонажей стали реальные правители ахейских царств. К концу XII в. до н. э. микенская цивилизация пришла в упадок, что привело к утрате государственности, основных производственных навыков и технических приспособлений. Крушение микенской принято связывать с вторжением дорийцев, разрушивших ахейские царства; однако в действительности следует говорить о сложном комплексе причин разного характера (массовые передвижения народов в Вост. Средиземноморье, конфликты между микенскими государствами, приведшие к их истощению, природные катаклизмы, внутренняя непрочность дворцовых царств, породившая системный кризис). Начало железного века. XI-IX вв. до н. э. в древнегреческой истории западная часто определяет как «темные века» (из-за общего регресса, характерного для этого времени, а также из-за отсутствия современных эпохе письменных источников); в отечественном антиковедении он чаще фигурирует как «гомеровский период» (в силу того, что основные сведения о нем приходится черпать из поэм Гомера, хотя они обрели окончательную форму позже). Впрочем, упадок, судя по данным исследований последних десятилетий, отнюдь не был безусловным и тотальным. В частности, именно в это время в Г. Д. проникла техника добычи и обработки железа, что по­степенно подняло на принципиально новый уровень развитие экономики (сельского хозяйства, ремесел) и военного дела. Железо сменило бронзу не сразу, это был долгий, постепенный процесс. Вначале из нового металла начали изготовлять , позже - орудия труда. Строго говоря, бронза до конца Античности не вышла из употребления полностью. Из нее, в частности, делали статуи. Да и в военном деле, хотя наступательное (мечи, наконечники копий) со временем стали железными, (шлемы, панцири, поножи) оставались бронзовыми. И все же освоение железа значительно изменило экономическую ситуацию в Г. Д. Тому было несколько причин. Во-первых, железо - распространенный металл; месторождений железной руды в мире гораздо больше, чем медной. Так обстояло и в Г. Д. Поэтому с освоением железа металл гораздо шире, чем прежде, внедрился во все стороны жизни. Во-вторых, для хорошей бронзы необходимо олово, а оно в Г. Д. не добывалось, его приходилось ввозить через посредников из отдаленных стран (даже из Британии). С железом таких проблем не возникало. Его производство обходилось дешевле, чем производство бронзы. В-третьих (и это самое важное), железо - металл гораздо более твердый и прочный, чем бронза. И железный , и железные детали плуга служили дольше, надежнее и эффективнее, нежели бронзовые. Это позволило, помимо прочего, сделать вспашку полей более глубокой, более эффективной. Производительность труда в сельском хозяйстве начала расти, урожаи повысились, стало лучше питаться, а это повлекло за собой быстрый демографический рост, появление излишков продуктов, возникли ресурсы свободного времени, которое раньше приходилось тратить на борьбу за существование, а теперь можно было посвятить, например, политической жизни или культурному досугу. Таким образом, освоение производства и обработки железа стало одной из важных материальных предпосылок «греческого чуда», хотя сводить все только к этому фактору, разумеется, нельзя. Не стала полной, как считалось ранее, изоляция страны от основного мира; так, мореходы о. Эвбеи продолжали поддерживать связи с цивилизациями Ближнего Востока. В наиболее развитых регионах Г. Д. (Эвбея, Иония и др.) намечаются первые шаги к становлению полис­ного строя, появляются протополисы. Важные данные об этом дают археологические раскопки в Аттике и на Эвбее; на последней особенно показательно селение Левканди (название современное), необычайно богатое по меркам «темных веков». Слоговая с концом ахейской (микенской) исчезла практически повсеместно (за исключением Кипра). Однако, судя по всему, уже в конце IX в. до н. э. греки вновь обрели , на сей раз алфавитную. Греческий , который лег в основу всех и поныне существующих европейских алфавитов, сложился под влиянием финикийского прото­алфавитного письма. В силу отсутствия письменности в данный период древнегреческой истории не существовало и литературы. Однако все более богатым становился фольклор; в нем продолжалось формирование эпоса, позже завершившееся появлением гомеровских поэм в их окончательном виде. и скульптура в целом находились в упадке; в то же время, для искусства вазописи характерна динамика: субмикенский стиль сменился протогео­метрическим, а этот последний - геометрическим, первым из великих античных вазописных стилей. Этот период наиболее правомерно было бы обозначить как переходный. Именно в это время в Г. Д. кардинально изменился «вектор» исторического развития: на смену обществу, типологически однородному с древневосточными, начала приходить цивилизация совершенно иного облика, ставшая первой цивилизацией западного типа. Архаическая эпоха (VIII-VI вв. до н. э.) стала одним из важнейших периодов истории Г. Д., временем наиболее интенсивного развития древнегреческой . Совокупность масштабных и радикальных перемен во всех областях жизни этой эпохи часто называют «архаической революцией». Среди новых явлений, характерных для архаического периода, - резкий рост численности населения, приведший в некоторых областях (Истм, Эвбея, Иония) к перенаселению и земельному голоду. Последнее стало одной из важнейших причин уникального феномена Великой греческой колонизации, в ходе которой греки покрыли сетью своих городов и поселений бо`льшую часть средиземноморского и все черноморское побережье, резко расширив рамки своего этнического и культурного ареала. В экономической области решающие сдвиги произошли в развитии ремесел (значительное улучшение качества металлообработки, открытие сварки и спайки железа, изготовления стали; исключительно высокий уровень строительства и кораблестроения) и торговли, в том числе внешней. Эти нововведения повели к преодолению замкнутости греческих общин, к восстановлению в полном объеме связей с цивилизациями Древнего Востока, к выходу Г. Д. из культурной изоляции XI-IX вв. до н. э. Развитие торговли и товарных отношений обусловило также возникновение денег в виде чеканной монеты. Ремесло и торговля отделились от сельского хозяй­ства, сложилась особая прослойка профессиональных ремесленников и купцов. В Г. Д. архаического периода впервые появились города античного типа, выполнявшие одновременно функции административно-религиозного и торгово-ремесленного центра прилежавшей к ним сельской округи и обладавшие двумя наиболее значимыми пунктами - акрополем и агорой. Важные сдвиги произошли в военном и военно-морском деле (изобретение доспеха и вооружения гоплита, создание фаланги, постройка первых триер). Венцом совершавшихся в Г. Д. VIII-VI вв. до н. э. перемен стало повторное (после эпохи крито-микенской ) складывание государства, но на этот раз не в форме дворцовых царств, а в форме полисов. Именно архаическая эпоха стала временем рождения полисной , обусловившей специфику и неповторимый облик древнегреческой истории. В начале архаической эпохи ведущую роль в греческом обществе безраздельно играла , которой принадлежали все рычаги власти. Рядовые граждане полисов () находились в различной степени зависимости от аристократов. Однако постепенно знать стала утрачивать свои позиции. После отмены в большинстве полисов долговой кабалы начала формироваться система классического античного рабства. Эпоха архаики была временем жестоких внутриполисных конфликтов, зачастую выливавшихся в продолжительные гражданские войны. Для прекращения смут многие полисы были вынуждены избирать посредников-примирителей, которые на определенный срок облекались властью и осуществляли реформы, приводя все слои населения к компромиссу, восстанавливая и стабильность в гражданской общине. Важнейшим результатом деятельности примирителей стало появление в ряде передовых полисов первых сводов письменных законов, заменивших действовавшее до того устное . В то же время гражданские конфликты привели во многих полисах к установлению режимов единоличной власти - тираний, которые, впрочем, к концу архаической эпохи были почти по­всеместно ликвидированы. Некоторые полисы из числа наиболее высокоразвитых (в частности, Афины) закономерно пришли в самом конце архаической эпохи к радикальным политическим реформам, знаменовавшим появление демократии. В тот же период приняло окончательную форму военизированное, в чем-то тоталитарное государственное устройство Спарты. Очень сложные и имевшие важнейшие последствия процессы шли в течение архаического периода в сфере культуры. В греческом менталитете этих веков складывалась полисная система ценностей с ее коллективизмом и локальным патриотизмом, но одновременно нарастали индивидуалистические тенденции, увеличивалась значимость личности. Архаическая религия характеризовалась, с одной стороны, огромным авторитетом святилища Аполлона в Дельфах, которого проповедовало идеалы умеренности и самоограничения, с другой - появлением ряда мистических культов и течений (почитание Диониса, Элевсинские , деятельность кружков орфиков и пифагорейцев). К архаической эпохе относится возникновение в Г. Д. - впервые в истории человечества - философии как самостоятельного, независимого от религии культурного явления. Широко распространилась алфавитная письменность; в области литературы на смену эпосу ( , Гесиод) пришла лирика (в этом жанре работал целый ряд выдающихся поэтов - Архилох, ­Солон, Алкей, Сапфо и др.), появились первые произведения в прозе. Бурно развивалось искусство: в архитектуре сложилась ордерная система, сформировались дорический и ионический ордеры, в качестве основного типа храма был принят , по всему греческому миру создавались культовые постройки, в том числе огромного размера (некоторые храмы Ионии и Великой Греции в длину превышали 100 м); в круглой скульптуре практиковались два основных типа статуй ( и ), более разнообразным было скульптурное украшение храмов (в основном рельефы); в вазописи в начале архаической эпохи господствовал , в VII в. до н. э. ему на смену пришли ориентализирующие стили, VI в. до н. э. стал временем рождения чернофигурного стиля, а затем - краснофигурного, ставшего высшим достижением античного вазописного искусства. В эпоху архаики Г. догнала и обогнала в своем развитии страны Древнего Востока, оказалась на первом месте среди цивилизаций тогдашнего мира. Классическая эпоха (V-IV вв. до н. э.) – время наивысшего расцвета древнегреческой , максимального развития полисного строя. Начало этой эпохи знаменуется Греко-персидскими войнами, продолжавшимися около полувека (500-449 до н. э.) и завершившимися победой греческих полисов над мощью державы Ахеменидов. Эта стала началом грандиозного политического и культурного подъема Г. Д., создала крупнейшим полисам (прежде всего Афинам и Спарте) заслуженную репутацию держав мирового значения. В ходе Греко-персидских войн был создан (в 478 до н. э.) Первый , переродившийся около 454 до н. э. в Афинскую архэ - военно-политическое объединение нового для Г. Д. типа. Середина V в. до н. э. прошла под знаком обостряющегося соперничества между Афинской архэ и Пелопоннесским союзом, а по сути, между их лидерами - Афинами и Спартой - за гегемонию в Г. Д. Для политического развития этого времени характерно становление и развитие в ряде наиболее передовых полисов демократической формы правления; наиболее ярким примером чему является классическая афинская в эпоху Перикла. Экономический рост выражался в по­ступательной интенсификации ремесленного производства и торговли, в том числе внешней, в увеличении роли классического рабства. Менталитет греков V в. до н. э. отличался историческим оптимизмом, полисным коллективизмом и патриотизмом, простой и сильной религиозностью. В области культуры был создан ряд шедевров мирового значения: высшего развития достиг греческий театр (Эсхил, Софокл, Еврипид), процветали (выработка концепции регулярного города Гипподамом, создание ансамбля Афинского акрополя), скульптура (Мирон, Поликлет, Фидий), (Полигнот, ). Философия, как и в архаическую эпоху, занималась преимущественно проблемами происхождения мира и законов, управляющих им (Анаксагор, Демокрит и др.); из отдельных наук высокого уровня достигли (Геродот), медицина (Гиппократ и его школа). В целом греческая культура V в. до н. э. отличалась стремлением к целостности, синтезу, созданию грандиозных образных систем с помощью различных средств выразительности, что с максимальной силой воплотилось в трагедии этого времени. Пелопоннесская война (431-404 до н. э.), ставшая закономерным результатом афино-спартанского противостояния, протекавшая с переменным успехом, но в итоге завершившаяся победой Спарты и разгромом Афин, положила начало общему кризису классического греческого полиса и системы межполисных взаимоотношений, продолжавшемуся в течение всего IV в. до н. э. и подготовившему предпосылки эпохи эллинизма. На внешнеполитическом уровне кризис выразился в общем ослаблении большинства полисов, сопровождавшемся частыми дипломатическими вмешательствами Персии в греческие дела (Коринфская война 395-387 до н. э., Анталкидов 387 до н. э.), почти постоянных междоусобных войнах, безуспешной борьбе Спарты, Афин, Фив за гегемонию (до 371 до н. э. гегемоном Г. Д. являлась , после битвы при Левктрах этот статус перехватили Фивы, но после гибели «

Ы, жен. Заимств.; разг. Элла, ы.Производные: Эладка; Эллочка; Эла (Эля); Лада.Происхождение: (От греч. Hellas (род. п. Hellados) Эллада, Греция.) Словарь личных имён. Эллада Эллада, ы, жен. заимств. разг … Словарь личных имен

- (Hellas), название Греции на греческом языке … Современная энциклопедия

Большой Энциклопедический словарь

Название Греции на греческом языке … Исторический словарь

Сущ., кол во синонимов: 1 греция (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Греция Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

Эллада - (Hellas), название Греции на греческом языке. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (гр. hellas (hellados)) Греция; др. Греция. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. эллада [гр. Hellas (Hellados)] – название Греции Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

Название Греции на греческом языке. * * * ЭЛЛАДА ЭЛЛАДА, название Греции на греческом языке … Энциклопедический словарь

- Έλλάς, город во Фтиотиде (Фессалии), по преданию, построенный Гелленом, принадлежал к области Ахиллея; вся область этого города, между реками Епинеем и Асопом, носила это название. Ноm. Il. 2, 683. 9, 395. Ноm. Od. 11, 496. Эллада и … Реальный словарь классических древностей

Книги

  • Эллада. Очерки и картины древней Греции , Вегнер Вильгельм. Издание Товарищества М. О. Вольф, 1900 год, Москва - Санкт-Петербург. С одной хромолитографией, 9 отдельными картинами и 401 рисунком в тексте. Новодельный профессиональный переплёт. Кожаный…
  • Эллада. Картины Древней Греции, её религия, могущество и просвещение , Й.В. Вегнер. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Популярное изложение греческой истории V-IV веков до н. э. Воспроизведено в оригинальной авторской…

04.06.2015

Под общим названием – Древняя Греция или Эллада – объединены многочисленные государства, существовавшие на юге Балкан, Эгейских островах, Фракийском побережье, западной береговой линии Азии в период от 3-2 тысячелетия по 100 гг. до н.э.

Общественный строй Греции в течение этого большого периода претерпел разнообразные изменения – начиная от простых родоплеменных взаимоотношений и заканчивая формированием обширных полисов, владеющих колониями, с развитой культурой и искусством, торговыми взаимоотношениями, наукой, политикой и особыми религиозными верованиями. Этнический состав стран постоянно менялся. Так в Элладе 3000-х гг. до н.э. преобладали лелеги и пеласги, но их постепенно вытеснили протогреческие племена ионийцев и ахейцев. Позднее развитые ахейские и ионийские государства распались после вторжения дорийцев.

Государственный строй Эллады

К 6 столетию до н.э. Древнюю Грецию населяли три могущественных этноса – эолийцы на северных территориях, дорийцы – в центре, ионийцы – в Аттике и на многочисленных Эгейских островах. Формировались города-полисы, и именно в них возникли и усовершенствовались социальные принципы, ставшие основой для будущей европейской цивилизации.

Всего за 200 с небольшим лет – с 8 до 6 вв. до н.э.– Эллада стала авангардом культуры, науки, искусств для всего мира.

Центром Древней Греции считались Афины с преобладанием демократических течений в государственном устройстве. Известны и другие полисы, такие как Спарта или Лаконика, где общественный строй возглавлялся олигархами, а среди населения был внедрен полувоенный режим с культом физически совершенного тела. В Афинах, Коринфе, Фивах широкое распространение получило рабовладение, которое тогда было признаком высокого экономического статуса городов-полисов.

Между полисами постоянно возникали противоречия, основанные на конкуренции в торговых отношениях и власти. Это регулярно приводило к военным конфликтам, причем стычки происходили, в основном, между Афинами и другими городами. Кроме внутренних столкновений древнегреческие полисы постоянно оборонялись от внешних врагов. 5-6 вв. до н.э. характеризуются войнами с Персией – древнегреческие государства объединились в Делосский союз , главой которого были избраны Афины.

В 400гг. высокого расцвета достигла Македония. Отец будущего легендарного полководца – царь Филипп II – подчинил себе страну после победы при Херонее, когда были разбиты войска коалиции греческих полисов. Александр Македонский впоследствии создал огромное государство, увеличившееся за счет многочисленных колоний на территории покоренной Персии, Египта, однако его власть была недолгой. Обширная империя быстро распалась после смерти царя, но именно тогда из Древней Греции распространились науки, искусство и передовые политические идеи в развитые государства той эпохи.

Древний Рим, его законодательство, культура были основаны на древнегреческих принципах общественных отношений, продолжил и развил традиции, получившие начало в Афинах — главном полисе Эллады. В 30-х гг. 1 века до н.э. Эллада стала регионом Римской Империи, почти 5 столетий спустя Греция образовала ядро восточной части Рима – Византию .

Культура Древней Эллады

Античное искусство возникло и сформировалось в древнегреческих полисах, когда остальная часть Европы была под властью варварских племен. Древнегреческим мастерам были доступны различные ремесла, которые постепенно развились в наивысшие формы искусства – это скульптура, архитектура, живопись, музыка, театр и хореография, риторика, философия и поэзия.

Культура Греции была далеко не однородной на всей обширной территории Эллады. Ремесла и культура, мировоззрение и философские течения формировались под влиянием идей из Египта, Финикии и Ассирии , и все же древние греки создали свойственное только им направление, которое невозможно спутать с иными течениями. Для ремесленников и художников Эллады характерен особый взгляд на жизнь и мир, философская направленность творчества. Сама техника древнегреческих архитекторов, скульпторов и живописцев является предметом подражания и изучения современных мастеров, основой многих шедевральных произведений, появившихся столетия спустя после распада Древней Эллады.

Религиозные взгляды древних греков, несомненно, заслуживают особого внимания. Именно их верования отражают мировоззрение всего общества того времени, склонность к символизму, который помогал строить взаимоотношения человека с природой и со всем миром. Древнегреческие символы, обозначения, сюжеты, имена глубоко укоренились в сознании современных людей – эти знания считаются сейчас элементарными, и без них невозможно проникнуть и изучить новую и новейшую историю и культуру, прочесть произведения классических мастеров , понять истоки творчества множества художников, композиторов, поэтов.

Исторические личности Эллады

Древнегреческие философы, историки, скульпторы и художники, а также полководцы, стратеги и ораторы заложили основы современных наук, искусств, политики, социальных взаимоотношений. Трудно переоценить деятельность исторических личностей того времени. Ведь без их идей и их воплощения современный мир, несомненно, выглядел бы совершенно иначе.

Плутарх и Овидий , Демосфен и Гомер, Ликург и Солон – их труды интересны и сегодня, вызывают восхищение и часто становятся основой для новых взглядов. Работы известных философов того времени входят в обязательный список образовательной программы влиятельных университетов, в которых обучаются будущие государственные деятели, политики. Законодательства большинства стран базируются на демократических принципах, которые впервые возникли в Элладе.

«Золотой век» Эллады – эпоха выдающегося политика, стратега, оратора Перикла – ознаменовала возникновение демократии. Именно тогда были учреждены основы налогообложения, учитывающие доходы различных слоев населения, возможность выделения беднякам материального вспомоществования, обучения их ремеслам, искусствам и знаниям того времени. Свободные граждане участвовали в выборах правителей и имели право контролировать работу государственной администрации. Общество развитой демократии дало толчок к появлению таких знаменитейших личностей, как Геродот, Фидий, Эсхил .

Величайший полководец Александр Македонский способствовал еще большему обогащению греческой культуры за счет достижений покоренных народов. Будучи высокоразвитой личностью, прошедшим школу Аристотеля , Александр Великий распространил эллинское мировоззрение на обширных территориях далеко за пределами Балканского полуострова, создал новые полисы с философскими и художественными школами, библиотеками.

Даже римские завоевател и, подчинившие греческие территории и ставшие причиной фактического конца Эллады, с особым трепетом и уважением относились к трудам греческих ученых.

Немало выдающихся философов, художников и деятелей науки пользовались великим почетом и трудились уже при дворе римских императоров, продолжая проповедовать передовые взгляды и формируя знаменитые школы, совершенствуя и оттачивая свое мастерство уже на территории Древнего Рима.

В это время происходил рост городов, которым морское могущество Крита позволяло обходиться без крепостных стен. Расположенные в узких долинах, на холмах и склонах гор, эти города имели нерегулярную планировку, стихийную застройку, террасные дома. Однако города о. Крит, а точнее, археологические раскопки на их месте, на данный момент не включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Выгодный тур в Грецию от Туроператора САН-ТУР, отель Cavo Olympo Luxury Resort & Spa 5*

Отель расположен вдоль побережья Олимпийской Ривьеры, с видом на залив Термаикос и гору Олимп.К вашим услугам имеется спа-центр,тренажерный зал,множество развлечений.Раскошные просторные номера,отличное обслуживание,первокласный сервис.Идеальное место для пляжного отдыха.

Центры крупнейших городов Крита Кносс и Фест образованы дворцами правителей. Многочисленные постройки с плоскими крышами сконцентрированы вокруг большого прямоугольного дворцового двора. Оштукатуренные стены зданий критских дворцов украшались резным и штампованным рельефом, фресками, изображающими растения и животных, акробатические игры, праздники, сбор урожая. В XV в. до н.э., после разрушительного землетрясения, Крит захватили балканские племена ахейцев - предков греков. После падения критской цивилизации господство в восточной части Средиземного моря перешло к государству на юге Балканского полуострова с центром в городе Микены (полуостров Пелопоннес), столице ахейского военно-политического союза. В микенских поселениях дворцы правителей вместе с храмами образовывали священный участок - акрополь («верхний город»). Мощные стены акрополей возводились из крупных аккуратно вытесанных каменных блоков и живописным контуром охватывали холм цитадели. Длина стен Микен составляет 900 м, а толщина - 6-10 м, они сложены из каменных глыб весом 5-6 т. Такая кладка называется циклопической, т.к. древние греки верили, что огромные каменные блоки переносили мифические персонажи - циклопы (одноглазые великаны). Вход в Микенский акрополь преграждают Львиные ворота (над их пролетом плита с рельефным изображением львов - самым древним в Европе).

Сохранились руины дворца и гробницы ахейских царей. Одна из них - знаменитая «сокровищница Атрея», к которой ведет открытая галерея длиной 36 м и шириной 6 м. Над самой гробницей, представляющей собой огромную шлемовидную камеру, был насыпан земляной курган. Гомер называл Микены «златообильным» городом. И действительно, в ходе раскопок археологами обнаружены выполненные из золота маски царей, украшения, оружие и сосуды. Вторым крупным городом микенской культуры был Тиринф, акрополь которого был укреплен в XIII в. до н.э. из-за вторжения с севера дорийцев. К акрополю был пристроен «нижний» город, возведена сложная система входов. Центр Тиринфского акрополя занимал крупный мегарон - вытянутое прямоугольное сооружение, окруженное стройными колоннами. Микенский период античной эпохи длился с XIV по XII вв. до н.э. Распад микенского государства и упадок его культуры были ускорены нашествием с севера дорийских племен. Несмотря на гибель критомикенской цивилизации, она послужила важной ступенью в формировании античной культуры Восточного Средиземноморья.

С XII по VI вв. до н.э. продолжались гомеровский и архаический периоды развития греческой культуры. К этому временному интервалу можно отнести археологические памятники близ города Вергина (Македония). Здесь была обнаружена столица древней Македонии Эгес, в центре которой располагался монументальный дворец с внутренним двором, окруженном колоннами. В окрестностях найдено более 300 погребальных камер (тумули), наиболее ранние из которых относятся к XI в. до н.э. К числу поздних погребений относится гробница царя Филиппа II, отца Александра Македонского. В архаический период происходит становление греческих городовполисов. Тогда же складываются основные типы греческих храмов и две ордерные системы, служившие для соединения колонн с балочным перекрытием. Более распространенным был строгий дорический ордер, воплотивший художественные идеалы суровых и воинственных дорийских племен. В период расцвета греческих колоний в Средиземноморье складывается ионический ордер. Свое название этот более изящный стиль получил в честь племен ионийцев, вытесненных дорийцами с Балканского полуострова, и обосновавшихся на побережье Малой Азии и островах Эгейского моря. Самос - остров архипелага Спорады в восточной части Эгейского моря около Ионического побережья Малой Азии.

Во времена античности остров был центром ионийской культуры и родиной многих великих деятелей Эллады: философа и математика Пифагора, мыслителя Эпикура, астронома Аристарха. Со времен расцвета на острове сохранились руины ионического храма Геры, построенного в архаическую эпоху, - одного из крупнейших в Греции. В настоящее время античный город Самос переименован в Пифагорею. Период V-IV вв. до н.э. носит название классического. Это был период греко-персидских войн и одновременно расцвета греческой культуры. Большинство античных памятников Греции относится именно к этому периоду. Наиболее выдающиеся образцы классической древнегреческой архитектуры сконцентрированы в античных городах-музеях Дельфы, Олимпия и Эпидавр, острове-музее Делос и греческой столице Афины. Самый замечательный из классических ансамблей - Афинский Акрополь (Аттика) - господствует над городом и его окрестностями. Акрополь расположен на высокой скале Пиргос, имеющей длину 300 м и ширину до 150 м. Здесь находятся четыре величайших шедевра древнегреческого искусства, созданные из белоснежного мрамора, - Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон и храм Ники Аптерос. Постройка Акрополя выполнялась в V в. до н.э. под руководством Фидия при Перикле, провозгласившем объединение Греции под главенством Афин.

Центральной доминантой ансамбля является Парфенон - храм богини Афины, соединяющий черты дорического и ионического ордеров, что демонстрировало единство греческих полисов. В прошлом в храме находилась статуя Афины, выполненная из слоновой кости и золота, а также сокровищница Морского союза греческих городов, во главе которых стояли Афины. Ансамбль Акрополя открывают Пропилеи (ворота) с пятью проходами, выполненные в дорическом и ионическом ордерах. При входе находится небольшой ионический храм Ники Аптерос («Бескрылой победы»). За Пропилеями ранее возвышалась величественная статуя АфиныВоительницы. Еще один ионический храм - Эрехтейон - был построен в той части Акрополя, где, по преданию, произошел спор Афины и Посейдона, и посвящен этим богам. В одном из портиков храма место колонн занимают кариотиды (фигуры женщин). Дельфы - античный город у подножия горы Парнас (Фокида, центральная часть Греции), известный благодаря оракулу, определявшему многие решения в политической и религиозной сферах древней Эллады. К дельфийскому оракулу, находящемуся в сокровенной части дорического храма Аполлона, имели доступ только жрицы-пифии. Также в храме находился священный камень - омфал («пуп земли»). С VI в до н.э. в Дельфах проводились Пифийские игры - соревнования поэтов, музыкантов и спортсменов.

Сохранились также развалины многочисленных сокровищниц, театра, стадиона. К началу V в. город фактически прекратил свое существование, благодаря чему руины в законсервированном виде сохранились до наших дней. Олимпия (северо-запад полуострова Пелопоннес), вероятно, самый известный античный город Греции. С Х в. до н.э. город стал местом поклонения Зевсу и Гере, а в V в. до н.э. здесь был построен знаменитый храм Зевса - образец архитектуры ранней классики. В честь Зевса были учреждены Олимпийские игры - символ единства греческих полисов, по которым, начиная с 776 г. до н.э., греки вели летосчисление. Олимпия представляет собой огромный античный музей под открытым небом, здесь обнаружено большое количество мраморных статуй. В середине V в. до н.э. был построен храм Аполлона Эпикурейского в Бассах (Аркадия, запад полуострова Пелопоннес). Этот храм бога солнца и здоровья был посвящен избавлению от чумы жителей города Фигалия. В храме находилась 4-метровая статуя Аполлона. В оформлении храма использовался коринфский ордер, но сейчас это можно определить только по руинам. Художественный образ этого наиболее пышного декоративного ордера, по легенде, заимствован от корзины, сквозь которую проросли листья кустарника аканта.

Эпидавр (восток полуострова Пелопоннес) - античный город, где был популярен культ бога врачевания Асклепия (Эскулапа). В IV в. до н.э. здесь был создан замечательный ансамбль, включающий храм, стадион, гимнасий и театр. Наиболее известен театр Эпидавра, построенный с учетом рельефа местности и обладающий великолепной акустикой. На каменных ступенях театра помещалось 10 тысяч зрителей, и каждый из них мог слышать любой звук, издававшийся на сцене (точнее, орхестре). Делос (греч. «являю») - малообитаемый остров архипелага Киклады в западной части Эгейского моря. Согласно древнегреческим мифам, остров возник по воле Зевса, здесь произошло рождение Аполлона и Артемиды. Делос служил местом поклонения Аполлону, которому здесь были посвящены святилища. Греки собирались здесь четыре раза в год, устраивая в честь бога различные состязания. Позднее остров получил известность как крупнейший в Средиземноморье рынок рабов. Сейчас Делос является своеобразным музеем античности, здесь обнаружены руины трех храмов Аполлона, храма Артемиды, храма Геры, «Аллеи львов» и многих других святилищ.