Ремонт Стены Уход

Смысл и бессмысленность предстоящих выборов. Понятие и виды выборов

Как известно, все мы в настоящее время живем в правовом государстве. А правовое государство — это форма организации государственной власти, которая наиболее полно обеспечивает права и свободы человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строится на основе норм права.

Человеку дается удивительное право — право участвовать в выборах! Выборы в правовом государстве представляют собой одну из безусловных базовых ценностей современной российской государственности, незыблемых основ конституционного строя России.

Провозгласив свободные выборы наряду с референдумом высшим непосредственным выражением власти народа, Конституция РФ возвела их в ранг необходимого условия сосуществования и функционирования механизма демократии в нашей стране.

Участие в выборах говорит о наличии настоящей, а не декларативной, гражданской позиции, о том, что происходящее и в стране, и в родном городе, не безразлично. Гражданин, использующий свой голос, а не выбрасывающий его на все четыре стороны, достоин уважения.

Ваш голос может быть решающим! Именно народ формирует органы государственной власти. От этого зависит не только Ваше будущее, не только будущее населенного пункта, в котором Вы проживаете, но и будущее Российской Федерации в целом! Выборы должны быть легитимные и честные

Максимальная явка избирателей – это залог честных выборов

Волеизъявление – это ответственность. Только избиратели несут ответственность за все происходящее в стране/городе/районе.

И, наконец, участие в выборах снижает риск фальсификаций. Чем больше народу пришло на избирательный участок (т.н. явка избирателей), тем сложнее подделать результаты голосования.

Ученица 11 б класса МАОУ СОШ№27 г. Балаково Абушаевой Софии

В соответствии с конституционным законодательством выборы занимают особое место в системе современного народовластия в РФ. Часть 3 статья 3 Конституции РФ гасит, что референдум и свободные выборы провозглашаются как высшее непосредственное выражение власти народа. Данная работа была представлена на региональный конкурс по политологии, получила вычокую оценку. По результатам конференции заняла первое место.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Творческая работа

Роль выборов в политической жизни современной России

Работу выполнила:

ученица 11 б класса

МАОУ СОШ № 27 г. Балаково

Абушаева София

Руководитель:

учитель истории

Варфоломеева Татьяна

Федоровна

Балаково

2014

Введение 2

  1. Выборы и их сущность в современной Российской Федерации. 4
  2. Функции выборов в условиях демократии. 7
  3. Принципы избирательного права в современной России. 8
  4. Выборы и избирательное право в истории России и СССР. 11
  5. Заключение 17
  6. Список литературы 18

Введение

Выборы важнейшая составляющая современной политики, существенный признак демократии. Выборы представляют собой способ формирования органов власти на основе выражения политической воли граждан.

Конституция РФ статья 3 гласит: « Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы». Статья 32 Конституции Российской Федерации «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».

Конституция 1993 года законодательно закрепила право граждан избирать и быть избранными, политическое устройство страны с сильной представительной властью, заложила основы демократической избирательной системы. Наша страна заявила о желании поддерживать демократические международные стандарты в этой сфере.

Выборы представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. В условиях современной демократии выборы являются главной формой проявления суверенитета народа, его политической воли как источника власти. С помощью выборов граждане оказывают влияние на формирование органов государственной власти. Они являются важным инструментом, с помощью которого в органах власти представляются интересы различных общественных групп. На институт выборов ложится особая ответственность, так как выборы, своего рода альтернатива, укоренившемуся тоталитарному сознанию граждан. Плюрализм мнений, который присущ гражданскому обществу, не дает возможность добиться добровольно от граждан выполнять законы, поэтому важно создание органов государственной власти на выборной основе при участии граждан. Выборы – универсальный политический институт, который выполняет интегративную функцию в политическом процессе России. Участие граждан в выборах - это не только исполнение гражданского долга, но и возможность повлиять на политическую обстановку в стране, защитить свои права на ближайшее будущее. Выборы напрямую связаны с политическими партиями и политической элитой. А от позиции участников выборов, от их активности зависит многое. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Выборы дают возможность гражданам переизбирать правительство и депутатов, которые по тем или иным причинам не устраивают граждан, заменять их людьми, пользующимися доверием.

Выборы позволяют представлять интересы различных социальных групп населения, достигать соответствия между политикой органов власти и потребностями различных социальных групп населения. Они обеспечивают демократическим путем разрешать противоречия в обществе между интересами граждан и деятельностью власти. Выборы в условиях современной демократии – главный инструмент проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти.

Тема «Роль выборов в политической жизни современной России» актуальна, так как необходимо совершенствовать правовую грамотность населения страны и в особенности молодежи – будущего нашей страны, в условиях формирования демократического государства формировать гражданскую ответственность, воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине.

Цель данной работы – показать особенности системы выборов в органы власти.

Задачи:

Выявить сущность понятия выборы;

Отразить исторический аспект выборов в России;

Раскрыть принципы выборов в соответствии с Конституцией РФ.

Метод : анализ источников, периодических изданий, исследовательских статей.

1. Выборы и их сущность в современной Российской Федерации.

Сущность выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, вручает им право на осуществление власти. Выборы всегда связаны с голосованием, это закрепленный в Конституции и других законах относительно регулярный, переодичный процесс избрания состава органов власти.

Выборы бывают прямые и косвенные. При прямых выборах вопрос об избрании решают сами граждане, а при косвенных – избранные ими лица. Выборы могут быть всеобщими и частичными. Во время проведения всеобщих выборов в них участвуют все избиратели страны (например, выборы Президента), а частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов. Выборы бывают общероссийскими, федеральными и местными. Если в первом туре результат не выявляется, то проводится второй тур, что называется повторным голосованием.

Для того чтобы выборы признавались легитимными, необходимо, чтобы выборы были свободными, справедливыми и подлинными. Давно доказано, что легитимности выборов может сыграть важную роль в переходе государств к демократическому политическому режиму. В нашей стране эта проблема особенно острая. Это связано с тем, что в сознании людей укоренилось представление о сильной власти. Перед Российской политической элитой поставлены ответы вопросы, связанные перспективами развития страны, отразить удар международного терроризма. Эти события повлияли на функционирование политических институтов, в том числе и на выборы.

Свободными признаются выборы, характеризующиеся отсутствием давления и запугивания избирателей и соблюдением всех основных прав человека. Важнейшей гарантией свободных выборов служит независимая судебная власть. В Российской Федерации свободные выборы являются конституционной нормой.

Справедливый характер выборов вырастает, прежде всего, из демократического избирательного права, в котором прочно гарантированы всеобщие и тайные выборы при тайном голосовании. Для обеспечения справедливости выборов необходима эффективная защита выборов – как в ходе их проведения, так и в ходе подсчёта голосов – от мошенничества и злоупотреблений (присутствие наблюдателей, доступ СМИ и т.д.).

Подлинные выборы предполагают реализацию гражданами совокупность избирательных и других прав. Подлинные выборы обеспечивают избирателям реальный выбор, т.е. на основе политического плюрализма. Однако в законах и на практике Российской Федерации это требование пока не предусмотрено.

В России можно выделить пять подсистем, которые устанавливают порядок избрания:

· Президента РФ;

· Депутатов Государственной Думы;

· Глав администраций субъектов РФ;

· Депутатов законодательных органов субъектов РФ;

· Органов местного самоуправления.

Важной чертой российского избирательного права является то, что избрание Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией и федеральными законами, без регулирования со стороны субъектов Федерации. Особенностью России является и то, что в её Конституции нет специального раздела об избирательном праве. Только в самой общей форме избирательное право закреплено в ст. 32 Конституции Российской Федерации, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ. Принципы и нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права, закреплены в главах, посвящённых основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной власти .

Согласно Конституции Российской Федерации избирательное законодательство относится к современному ведению Российской Федерации и субъектов. Это означает, что при выборах в свои органы государственной власти субъекты Федерации обязаны соблюдать федеральное законодательство о выборах и, в то же время, самостоятельно принимать такие законы. Такое решение вопроса, с одной стороны, обеспечивает известное единообразие избирательных систем Федерации и субъектов, а с другой – порождает различия в избирательных системах субъектов Федерации.

Выборы в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления проводятся в соответствии с конституциями и уставами, законами о выборах, принимаемыми законодательными органами субъектов Федерации. Если же такой закон отсутствует, то выборы органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления проводятся на основе федерального закона .

Кроме того, организация проведения выборов регулируется не только Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ, но и иным рядом других законодательных актов, значительная часть которых входит в систему государственного права и непосредственно посвящена регулированию избирательных отношений.

2. Функции выборов в условиях демократии.

Для многих и большинства выборы являются единственной формой участия граждан в политике. В условиях современной демократии выборы являются главной формой проявления суверенитета народа, его политической воли как источника власти. Выборы выполняют различные функции в обществе. Представляют разнообразные интересы населения.

В период выборов граждане могут включать свои интересы в избирательные программы партий и отдельных депутатов.

  1. Осуществляют контроль за институтами власти (институт контроля за правительством – парламент, оформляется оппозиция, которая следит за соблюдением Конституции и закона).
  2. Выборы дают возможность переизбирать неугодное правительство, заменять их людьми пользующимися доверием.
  3. Расширение коммуникаций (В ходе избирательной компании кандидаты встречаются с гражданами, выслушивают их мнения, вносят коррективы в свои избирательные программы).
  4. Регулируют отношения, т.к. открыто показывают возникающие противоречия, переводят их в русло мирного урегулирования.
  5. Мобилизуют на решение актуальных общественных задач, т.к. в ходе избирательной компании депутаты разъясняют гражданам собственные программы. И мобилизуют массы на решение важных для страны задач.
  6. Развивается политическое сознание и политическое участие населения.
  7. В процессе выборов формируется политическая элита. В результате выборов обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменяется соотношение партий и их представителей

8 Выборы позволяют искать оптимальные пути развития, сопровождаются конкурентной борьбой мнений, программ деятельности, что способствует

утверждению жизнеспособных идей.

Главное в выборах - служение демократии, но названные функции выборы выполняют только при условии их демократической организации.

3. Принципы избирательного права в современной России.

Под принципами избирательного права понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международных правовых актах, Конституции РФ, законах. Конституция РФ в ст. 32 и 81 закрепляет принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 2002 г. добавляет ещё добровольность .

Всеобщим п ризнаётся такое избирательное право, при котором все взрослые граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеют право на участие в выборах. В РФ активное избирательное право предоставляется гражданам, достигшим 18 лет. Предоставление гражданам активного избирательного права (право избирать) не означает принуждения их к участию в выборах. Нередко в субъектах Федерации наблюдается массовое неучастие избирателей в выборах, это может иметь значение политического решения, но чаще всего выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры. Поэтому Российское законодательство, устанавливает определённый процент избирателей, ниже которого выборы признаются недействительными. Например, при выборах Президента РФ это 50%, а при выборах Государственной Думы – 25%.

В Российской Федерации активное избирательное право предоставляется федеральными законами гражданам, достигшим 18 лет. Поскольку эта форма не является конституционно - установленной, в Государственной Думе уже обсуждалось предложение о внесении поправки в Федеральный закон о выборах Президента РФ, снижающей возраст для участия в выборах с 18 до 16 лет. Следует отметить, что такой низкий возрастной ценз установлен только в нескольких странах мира, в то время как в большинстве стран он равен 18 годам или даже превышает 18 лет (до 21 года). Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане Российской Федерации, проживающие за ее пределами.

Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах (обязательный вотум). Гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах, чем достигается добровольность участия граждан в выборах. В то же время,несмотря на основную массу людей активно участвующих в выборах, за последние годы процент избирателей значительно снизился. Это явление в конституционном праве обозначается термином “абсентеизм” (от англ. слова, означающего отсутствие). Люди не понимают, что участие в выборах - это гражданский долг, но главное, что своими голосами люди имеют возможность повлиять на политические и экономические процессы в стране, возможность защитить свои права. Это объясняется непониманием, что от их позиции и активности зависит многое. Объясняется неучастие в выборах и отсутствием политической культуры.

Пассивное избирательное право (право избираться) ограничивается рядом дополнительных условий, установленных Конституцией, Федеральными законами и законами субъектов Федерации. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе 35 лет, имеющий гражданство России и проживающий в ней не менее 10 лет, это обусловлено совершенно оправданной необходимостью для будущего главы государства, знать и понимать специфику условий жизни в стране. При выборах главы местного самоуправления минимальный возраст кандидата, установленный Федеральным законом 21 год, такой же возраст установлен и для кандидатов в депутаты Государственной Думы, а для главы исполнительного органа Государственной власти (Президента) субъектов Федерации установлен минимальный возраст 30 лет.

Избирательные права граждан законодательно защищены от любого вмешательства. Федеральным законом установлено одно общее ограничение активного и пассивного избирательного права. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом не дееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Эти ограничения являются временными, после отмены решения суда о признании недееспособным или отбытия срока наказания, гражданин вправе избирать и быть избранным в полном объёме.

Принцип равного избирательного права предполагает, что все граждане имеют равные права и обязанности, равную для каждого возможность воздействовать на результаты выборов.

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно, что позволяет гражданам выбирать того кому они доверяют. Тем самым устанавливается непосредственная связь между избирателями и избираемыми. Это является своего рода гарантией от искажения воли избирателей.

Обязательное условием демократической системы выборов является - тайное голосование. Никто не имеет права контролировать волеизъявление гражданина. Избиратель вправе сохранять тайну о своем выборе. В Российской истории тайное голосование появилось с принятием Конституции СССР 1936 г., а до этого депутатов избирали на собраниях избирателей открытым голосованием . Для гарантированности тайны волеизъявления избирателя на избирательных участках создаются специально оборудованные кабинки для заполнения бюллетеней, в которых не допускается присутствие иных лиц.

Принцип добровольности заключается в том, что гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах. В РФ свободные выборы являются конституционной нормой. Статья 3. Конституции РФ гласит: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не помет присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

4. Выборы и избирательное право в истории России и СССР.

Выборы как механизм власти народа в истории нашей страны имеют глубокие корни. Традицию народного правления как формы демократии можно проследить в славянских землях. Византийский исследователь Прокопий Кесарийский в VI веке писал: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве. И потому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом» . Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV в/в . В Новгороде Великом впервые сформировались выборные институты. Высшая власть – общегородское вече, хотя это была боярская аристократическая республика, все решения принимались не одним человеком, посредством выборного принципа: присутствующим предлагалось высказаться «за» или «против» предложений, сформулированных исполнительной властью. Выборными были и главные должностные лица Новгорода - посадник, тысяцкий, архиепископ. При этом, деятельность всех выборных лиц находилась под контролем, за нарушении смещались с постов, вплоть до того, что приглашенного князя могли изгнать за нарушение общинных обычаев.

Юридическое оформление выборы и избирательные процедуры в Русском государстве получают в процессе формирования единого Московского государства. В 1497 г. был принят Судебник Ивана III. Создается система местного самоуправления. Особая роль отводилась Земским соборам, которые являлись сословно – представительными органами, они имели право избирать царей, объявлять войну или заключать мир, утверждать налоги, назначать должностных лиц.

Наиболее значимые реформы в области избирательного права были проведены в 60 – 70 годы XIX века. Они коснулись в основном местного самоуправления (земская реформа 1864 года, городская реформа 1870 года). В основы выборов была положена сословная принадлежность. Не могли участвовать в выборах иностранцы и лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом. При этом деятельность земств ограничивалась только хозяйственными вопросами, участия в решении политических вопросов земства не принимали.

По городской реформе учреждалась всесословная система городского самоуправления. Выборные органы - городские Думы - получали значительные права в решении многих вопросов городской жизни, как и земства не участвовали в решении политических вопросов. Важным моментом был имущественный ценз, т.е. кто не имел недвижимости, лишался избирательных прав. Начало XX вв. ознаменовалось значительными переменами в государственном устройстве, вызванные революцией 1905 – 1907 годов. Впервые в истории России был создан общегосударственный правительственный орган - Государственная Дума. Население получило политические права. Все это привело к изменениям в избирательном праве: сложилась система избирательного законодательства, определившая порядок формирования Государственной Думы и Государственного Совета. 17 октября 1905 г. был обнародован манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором провозглашались политические свободы .

Вслед за Манифестом были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности государственной Думы: Указ «Об изменении положения о выборах в Государственную думу» (11 октября 1905 г.), Манифест «Об изменении Учреждения Государственного Совета» и пересмотре «Учреждения Государственного Совета» и пересмотре «Учреждения Государственной Думы» (20 февраля 1906 г.), а также новое «Учреждение Государственной Думы» (Указ от 20 февраля 1906 г.).

Избирательная система, устанавливаемая Указом от 11 декабря 1905 г., была наиболее прогрессивной в российской истории до 1917 г. Но, все же, она была ограниченной. В российском избирательном праве отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. В избирательных компаниях могли участвовать только мужчины с 25 лет. Не получили права военнослужащие,студенты, малые народы, ведущие кочевой образ жизни, осужденные и находящиеся под следствием. Февральская революция 1917 г. положила начало новому этапу в истории российского избирательного права. Отменялись сословные и имущественные ограничения. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием. Активным избирательным правом наделялись российские граждане «обоего пола всех национальностей и вероисповеданий», достигшие 20 лет.

2 октября 1917 г. Временное правительство утвердило «Положение о выборах в Учредительное собрание». Впервые в истории России отменялся имущественный ценз, оседлость, ограничения по национальному и религиозному признаку. Новый закон соответствовал уровню передовых избирательных законов своего времени. Предусматривалось введение системы выборов по спискам выдвигавшихся политических партий. Впервые в России были отменены цензы: имущественный, грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам. Расширялся состав избирателей - право голоса было предоставлено женщинам, военнослужащим. Минимальный возраст для участия в выборах устанавливался в 20 лет. Права участия в выборах лишались глухонемые, умалишенные, находившиеся под опекой, осужденные судом, несостоятельные должники, военнослужащие-дезертиры, члены царской семьи. Однако с приходом к власти большевиков демократические принципы были утрачены. В стране установился тоталитарный режим, однопартийная система, единая идеология, которые не допускали свободных выборов. Хотя говорилось о демократических принципах на выборах, на деле они находились под контролем власти.

Сталинская Конституция 1936 года установила всеобщее избирательное право с 18 летнего возраста. Глава XI Конституции СССР 1936г. была посвящена избирательной системе СССР . Право выдвижения кандидатов в депутаты давалось общественным организациям. Каждый депутат обязан был отчитаться о проделанной работе, и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей.

Депутатом Верховного Совета СССР по Конституции Советского Союза мог быть избран каждый советский гражданин, достигший 23 лет. Депутатом Верховных Советов союзных и автономных республик, по конституциям этих республик, мог быть избран каждый советский гражданин, достигший 21 года, а депутатом местных Советов мог быть избран каждый гражданин, достигший 18 лет. Женщины пользовались такими же избирательными правами, как и мужчины. Избирательное право предоставлялось всем гражданам независимо от пола, расовой, национальной принадлежности и вероисповедания. Лишались избирательных прав недееспособные, по приговору суда.

В выборах депутатов в Советы принимали участие почти все сто процентов избирателей. Например, в выборах депутатов Верховного Совета СССР 12 марта 1950 года участвовало 99,98 процента избирателей. Значит, из каждых 10.000 избирателей не участвовало в выборах всего лишь 2 человека. Следует отметить, что первым кандидатом в депутаты во всех советских республиках выставлялась кандидатура советского вождя - товарища Сталина .

Конституция 1936 года устанавливала прямые выборы во все органы государственной власти. Как на местном уровне, так и в Верховные Советы. Сталинская Конституция установила тайное голосование по выборам во все Советы. Правом выдвигать кандидатов в депутаты Советов пользовались все общественные организации и общества трудящихся: коммунистические партийные организации, профессиональные союзы рабочих и служащих, кооперативные организации, молодёжные организации, культурные общества. Право выставлять кандидатов имеют также общие собрания рабочих и служащих по предприятиям; общие собрания крестьян – по колхозам, сёлам и волостям; рабочих и служащих совхозов – по совхозам; военнослужащих – по воинским частям.

Таким образом, кандидаты в депутаты Советов выдвигались самим народом. При этом избиратели давали наказ своему кандидату по работе в Совете. Сам же народ в лице своих представителей участвовал в организации и контроле за проведением выборов.

Советские избиратели могли следить за работой своих депутатов, контролировать их работу. Конституция предоставляла избирателям право отозвать депутата, не оправдавшего доверия народа, до истечения срока его полномочий и избрать на его место другого.

Конституция СССР 1977г гласит о том, что выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы депутатов являлись всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет , имели право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными и содержащимися по приговору суда в местах лишения свободы. Депутатом Верховного Совета СССР мог быть избран гражданин СССР, достигший 21 года.

Выборы депутатов являлись равными: каждый избиратель имел один голос; все избиратели участвовали в выборах на равных основаниях.

Выборы депутатов являлись прямыми: депутаты всех Советов народных депутатов избирались гражданами непосредственно .

Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативным и другим общественным организациям, трудовым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям.

Выборы депутатов в Советы народных депутатов производились по избирательным округам. Проведение выборов в Советы обеспечивались избирательными комиссиями, которые образовывались из представителей от общественных организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям. Депутат обязан отчитаться о своей работе и работе Совета перед избирателями, а также перед коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.

Заключение.

Выборы - важнейший компонент современных политических систем, формирующий легитимную власть. Выборы не что иное, как политический институт, с использованием которого осуществляется закрепленный в Конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избрания состава органов государственной власти. Свободные выборы – непосредственное выражение власти народа. Каждый гражданин сам вправе решать участвовать ему в выборах или нет. В РФ идет сложный процесс реформирования социально – политической жизни страны, обновление государственности, формирование партнерских отношений между государством и гражданами. Мы хотим быстрых изменений в обществе, но чтобы добиться желаемого результата нельзя оставаться пассивными. Участие в выборах - проявление социальной ответственности за судьбу своей страны. Однако следует отметить, что падает активность электората. Наблюдается негативное отношение молодежи к выборам, некоторые заявляют о том, что никому не верят. Такое поведение может быть связано с низкой политической культурой, с тем, что политика им неинтересна. Недоверие и неверие молодого поколения может быть связано и с тем, что нередко молодежью манипулируют. Бывают случаи, когда во время выборов или в период предвыборной кампании устраивают молодежное шоу, создавая эмоциональную обстановку. Но проходит время и о молодежи забывают. Старшее поколение перестало доверять. Электорат перестал видеть силы, которые бы не только обещали, но и гарантировали выполнить свои программы. В СМИ появляются публикации о том, чтобы ужесточить наказания тех, кто не участвует в выборах, предлагается ввести штрафы. Но это будет противоречить свободе выбора, демократии.

В Конституции РФ 1993 года заложен демократический потенциал, поэтому развитие демократических институтов выборов по силам РФ. Наша молодежь, а это будущее страны не должна оставаться равнодушной. В целях повышения политической активности молодого поколения необходимо вести пропаганду правовых знаний, использовать систему практикумов, тренингов, которые помогут сформировать в сознании молодых граждан потребность личного участия в политических событиях. Должны активно работать СМИ, проводится встречи с членами избирательных комиссий, с политическими лидерами.

Источники и литература:

  1. Конституция РФ. 1993г.
  2. Конституция СССР 1936г.
  3. Конституция СССР 1977г.
  4. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» с изменениями и дополнениями. Слайд 2

    Выборы важнейшая составляющая современной политики, существенный признак демократии. Выборы представляют собой способ формирования органов власти на основе выражения политической воли граждан.

    Конституция РФ статья 3 гласит: « Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы».

    Цель данной работы – показать особенности системы выборов в органы власти. Задачи: - выявить сущность понятия выборы; - отразить исторический аспект выборов в России; - раскрыть принципы выборов в соответствии с Конституцией РФ. Метод: анализ источников, периодических изданий, исследовательских статей.

    Выборы в современной РФ Для того, чтобы выборы признавались легитимными, необходимо, чтобы выборы были свободными, справедливыми и подлинными. Подлинные выборы - реальный выбор на основе политического плюрализма

    Функции выборов условиях демократии Осуществляют контроль за институтами власти. Выборы дают возможность переизбирать неугодное правительство, заменять их людьми пользующимися доверием. Расширение коммуникаций. Регулируют отношения. Мобилизуют на решение актуальных общественных задач. Развивается политическое сознание и политическое участие населения. В процессе выборов формируется политическая элита. Выборы способствуют утверждению жизнеспособных идей.

    Принципы избирательного права Принцип всеобщего избирательного права Принцип равного избирательного права Принцип прямого избирательного права Принцип добровольного участия в выборах Принцип тайного голосования

    Решающим фактором стабильности общества является политическая воля гражданского общества. Необходимо обязательно участвовать в выборах, от этого будет зависеть наша жизнь.

    Выборы и избирательное право в СССР

    Источники и литература: Конституция РФ. 1993г. Конституция СССР 1936г. Конституция СССР 1977г. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» с изменениями и дополнениями. Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы. М.: Аспект Пресс, 2005. – 333 с. Курс политологии: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2005. Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. - М., 2007 http://art.ioso.ru/seminar/2009/projects11/election/1-5.html gumer.invo / bibliotek_Buks / Polit / Pugach http:www.grandars.ru/college/ soziologiya

Выборы - это избрание чиновников населением. Данная процедура является важнейшей формой гражданского участия в политической и общественной жизни страны. Сегодня в большинстве государств мира есть те или иные выборы, благодаря которым формируется и меняется легитимная власть.

Понятие выборов

Избирательное право - ключевой подвид конституционных прав, закрепленных в главном законе - Конституции. Без него невозможно представить свободное гражданское общество. Голосование - осуществление жителей страны власть чиновникам).

По своей сути понятие выборов неразрывно связано с В каждой стране регулярные голосования проводятся согласно устоявшемуся законодательству.

Избирательное законодательство РФ

В современной России на выборах избираются депутаты всеобщего и местных парламентов, президент, мэры городов и главы субъектов Федерации. Имеется несколько источников избирательного права страны. Это нормативные акты (законы), которые регулируют порядок проведения голосования.

Понятие выборов и их место в жизни страны определяются Конституцией Российской Федерации, уставами областей, краев, городов, а также конституциями республик, состоящих в Федерации. Это законодательство на протяжении всего периода современной истории РФ остается основой ее избирательной системы.

Существуют и специализированные нормативные акты. В первую очередь это Федеральный закон, принятый в 2002 году. Ключевое его назначение - гарантия гражданам Российской Федерации сохранения их избирательных прав. В этом Федеральном законе описываются процедуры голосования, а также принципы проведения агитационных кампаний. За годы своего существования документ переживал несколько редакций и правок. Тем не менее, несмотря на все видоизменения, основная его сущность осталась прежней.

Изменение избирательного законодательства носит циклический характер. Оно редактируется в качестве ответа на меняющуюся политическую конъюнктуру. Например, в 2004 году были отменены выборы губернаторов, а уже через несколько лет их вернули. Единичные правки могут вноситься специальными распоряжениями и Российской Федерации. Некоторые детали избирательного законодательства находятся в компетенции Центральной избирательной комиссии и Государственной Думы. Поэтому выборы зависят еще и от их постановлений и решений.

Прямые и косвенные выборы

В большинстве государств приняты прямые и демократические выборы. Это означает, что чиновников определяет непосредственно гражданин. Для проведения голосования работают избирательные участки. Житель страны фиксирует свой выбор в бюллетене. Волеизъявление народа определяется по сумме этих бумаг.

Помимо прямых, есть еще и противоположные им косвенные выборы. Самым известным примером подобной системы являются США. В случае косвенных выборов избиратель делегирует свои полномочия выборщикам (а те позже транслируют волю своих избирателей и заканчивают выборы). Это довольно сложная и запутанная система, принятая в разных странах во многом из-за приверженности к традициям. Например, в США президента страны избирают не граждане, а Точно так же двухстепенно формируется верхняя палата индийского парламента.

Альтернативные и безальтернативные выборы

Две системы выборов (альтернативная и безальтернативная) определяют характер всей избирательной системы, вне зависимости от ее остальных особенностей. В чем их сущность и разница? Альтернативность предполагает, что у человека есть выбор между несколькими кандидатами. При этом граждане отдают предпочтение диаметрально противоположным программам и политическим идеям.

Безальтернативные выборы сводятся к единственной партии (или фамилии) в бюллетене. Сегодня подобная система практически исчезла из повсеместной практики. Тем не менее безальтернативные выборы сохраняются в странах с однопартийной системой, где власть может быть авторитарной или тоталитарной.

Мажоритарная избирательная система

В мире сегодня существуют самые разные виды выборов. Хотя в каждой стране сложилась своя уникальная практика, можно выделить несколько ключевых тенденций. Например, одна из самых распространенных избирательных систем - мажоритарная. При подобных выборах территория страны делится на округа, и в каждом из них проводится свое голосование (с уникальными списками кандидатов).

Особенно мажоритарная система эффективна при избрании парламента. Благодаря ней в попадают депутаты, которые представляют интересы всех без исключения регионов страны. Как правило, кандидат баллотируется от округа, уроженцем которого он сам и является. Оказавшись в парламенте, такие депутаты будут иметь четкое и ясное представление об интересах людей, проголосовавших за них. Именно так в наилучшей форме выполняется представительная функция. Важно соответствие принципу о том, что на самом деле в парламенте голосует не депутат, а избравшие его и делегировавшие ему полномочия граждане.

Виды мажоритарной системы

Мажоритарная система делится на три подвида. Первый - принцип абсолютного большинства. В этом случае для того, чтобы победить, кандидату необходимо набрать больше половины голосов. Если с первого раза такого кандидата определить не получается, то назначаются дополнительные выборы. В них участвуют два человека, в активе которых наибольшее количество голосов. Такая система чаще всего характерна для муниципальных выборов.

Второй принцип касается относительного большинства. Согласно нему, кандидату для победы достаточно любого математического преимущества над противниками, даже если эта цифра не преодолевает порог 50%. Гораздо реже встречается третий принцип, касающийся В этом случае устанавливается конкретное необходимое для победы количество голосов.

Пропорциональная избирательная система

Распространенные виды выборов основываются на партийном представительстве. Согласно этому принципу, функционирует пропорциональная избирательная система. Она формирует выборные органы власти посредством партийных списков. Избираясь в округе, кандидат также может представлять интересы (например, коммунистов или либералов), однако в первую очередь он предлагает гражданам свою собственную программу.

В случае с партийными списками и пропорциональной системой дело обстоит иначе. Такое голосование на выборах ориентируется на политические движения и организации, а не на отдельную личность политика. Накануне выборов партии составляют свои списки кандидатов. Затем после голосования каждое движение получает в парламенте количество мест, пропорциональное отданным голосам. В представительный орган попадают кандидаты, занесенные в списки. При этом предпочтение отдается первым номерам: широко известным в стране политикам, общественным деятелям, популярным ораторам и т. д. Основные виды выборов можно охарактеризовать и иначе. Мажоритарные - индивидуальны, пропорциональные - коллективны.

Открытые и закрытые партийные списки

У пропорциональной системы (как и у мажоритарной) есть свои разновидности. В число двух основных подвидов входит голосование по открытым партийным спискам (Бразилия, Финляндия, Нидерланды). Такие прямые выборы - это возможность для избирателя не только выбрать партийный список, но и поддержать конкретного члена партии (в некоторых странах поддержать можно двоих и больше). Так складывается рейтинг предпочтения кандидатов. В подобной системе партия не может единолично решать, какой состав ей выдвинуть в парламент.

Закрытые списки используются в России, Израиле, Европейском союзе и ЮАР. В данном случае гражданин имеет право проголосовать только за понравившуюся партию. Конкретные люди, которые попадут в парламент, определяются самой политической организацией. Избиратель в первую очередь голосует за общую программу.

Плюсы и минусы пропорциональной системы

Все виды выборов обладают своими преимуществами и недостатками. Пропорциональная система положительно отличается тем, что голоса граждан не пропадают просто так. Они идут в общую копилку партии и влияют на политическую повестку дня. Есть в этом правиле и важное обстоятельство. В каждой стране принят определенный порог. Партии, не прошедшие эту отметку, в парламент не попадают. Поэтому наиболее справедливыми в данном случае считаются выборы в Израиле, где минимальный порог составляет всего лишь 1% (в России 5%).

Недостатком пропорциональной системы считается частичное искажение принципа народовластия. Списочные избранники неизбежно теряют связь со своими избирателями. Если кандидатов определяет партия, им не нужно доказывать людям собственную компетенцию. Многими специалистами закрытые списки критикуются за подверженность всевозможным политтехнологиям. Например, существует «принцип паровоза». Используя его, партии ставят впереди своих закрытых списков узнаваемых в народе людей (звезд кино, эстрады и спорта). После выборов эти «паровозы» отказываются от своих мандатов в пользу малоизвестных партийных функционеров. Истории известно множество случаев, когда закрытость партий приводила к диктатуре внутри организации и засилью бюрократии.

Смешанные выборы

Избирательная система может совмещать два основных принципа (мажоритарный и пропорциональный). При этой конфигурации она будет считаться смешанной. В России при избрании парламента сегодня действуют именно такие прямые всеобщие выборы. Половина депутатов определяется по спискам, другая половина - по одномандатным округам. Смешанная избирательная система будет применена на 18 сентября 2016 года (до этого она использовалась на выборах в Госдуму до 2003 года включительно). В 2007-ом и 2011-ом действовал пропорциональный принцип с закрытыми партийными списками.

Смешанной системой называют и другие форматы избирательной системы. Например, в Австралии одну палату парламента избирают по партийным спискам, а другую - по одномандатным округам. Также существует смешанная связанная система. Согласно ее правилам, места в парламенте распределяются по одномандатному мажоритарному принципу, но голосование проходит по спискам.

Преимущества и недостатки смешанного принципа

Любая смешанная система отличается гибкостью и демократичностью. Она постоянно меняется и предлагает стране несколько способов сформировать состав представительных органов. Избирательные участки в этом случае могут стать местом сразу нескольких выборов, проходящих по разным принципам. Например, в России голосование на муниципальном уровне городов все чаще проводится именно в таком формате.

Смешанные прямые выборы - это важный фактор размельчения политической системы. Поэтому специалисты считают ее серьезным испытанием для стран с молодой несостоявшейся демократией. Раздробленные политические организации вынуждены создавать коалиции. Партийное большинство в парламенте в таком случае практически не достижимо. С одной стороны, это мешает принятию решений, с другой стороны, подобная картина - наглядный образец разносторонности общества, в котором есть множество групп с разными интересами. Смешанность избирательной системы и большое количество мелких партий были характерны для России и Украины 1990-х гг.

Выборы — важнейший компонент современной .

Представляют собой способ формирования органов власти на основе выражения политической воли граждан.

В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются как для формирования органов государственной власти, так и в других демократических организациях: , профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах и т.д.

Выборы — довольно частое в общественной жизни явление, поскольку они распространяются на различные институты и уровни правления: парламент, президент, представительные, а часто и исполнительные органы субъектов федерации, местные органы власти. Этот перечень дополняют выборы в партиях, профсоюзах и многочисленных добровольных ассоциациях. Такое многообразие открывает перед гражданами широкие возможности для проявления и влияния на государственные и общественные дела.

Выбор и голосование

Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей близости этих понятий между ними есть существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избрания состава органов власти . Голосование же не всегда связано с выборами. Оно используется и в различных формах прямой демократии: в референдумах, опросах, принятии коллективных решений на собраниях и т.и.

Выборы и демократия

Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут отпечаток ее различных форм и играют в ее различных моделях неравноценную роль. Сравнительно низка значимость выборов в , базирующихся на прямых формах демократии , непосредственном участии граждан в подготовке и принятии важнейших государственных решений. В таких случаях властные полномочия избираемых гражданами руководителей государства сильно ограничены, что снижает и политическую значимость самих выборов. Примером такого рода государств являлась древнегреческая Афинская республика в периоды непосредственного правления большинства, решения плебсом на площадях вопросов размера налогов, войны и мира, смены судей и военачальников и проч.

В условиях современных демократий выборы — это стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого . Для многих людей, а в некоторых странах и для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в соответствующих организаций.

Сегодня выборы следует рассматривать как процедуру государственно-правового значения, установленную действующим на территории Российской Федерации законом, во время которой физические лица (граждане отдельной местности) отдают собственные голоса за кандидата или партию. В результате столь несложных действий формируется представительный (выборный) орган власти или же занимает свой пост (избирается) определенное должностное лицо, будь то судья или президент. В Российской Федерации актуальными являются три разновидности представленной категории: региональные, федеральные и муниципальные выборы. Целесообразным будет рассмотреть их подробнее.

Понятие и значение выборов

Развивая разговор по поводу содержания, актуальных особенностей и предназначения избирательного права, невозможно не вспомнить о вопросе понятия и классификации выборов в Российской Федерации, потому что именно регулирование отношений, которые тесным образом связаны с их предварительной подготовкой и последующим проведением, представляет основной смысл нормативов, образующих рассматриваемую отрасль конституционного права. Отправной точкой в уяснении понятия выборов, а также их политико-правового характера считаются положения актуальной Конституции РФ. Так, в строгом соответствии с ними выборы являются:

  • Во-первых, высшим непосредственным выражением общественной власти в соответствии со статьей третьей действующей Конституции.
  • Во-вторых, понятие выборов подразумевает метод принятия участия со стороны физических лиц (граждан отдельных регионов или страны в целом) в управлении государственными делами, который реализуется через право граждан быть избранными и избирать органы власти государственного значения, а также местного самоуправления. Данное положение обусловлено статьей 32 действующей Конституции.
  • В-третьих, закон «О выборах» предполагает, что соответствующая категория представляет собой порядок императивного плана в отношении замещения должности Президента России, а также создания Государственной думы Федерального собрания РФ.
  • В-четвертых, это необходимое средство реализации местного самоуправления, которое предполагает обязательное участие в общественной жизни выборных структур местного самоуправления. Данное положение аргументировано законом «О выборах», а также статьей 130 Конституции РФ.

Определение по Федеральному закону

Важно знать, что официальное определение рассматриваемой категории включено в статью вторую Федерального закона «По поводу основных гарантий права на принятие участия в референдуме граждан РФ и избирательных прав». В соответствии с ним утверждаются гарантии избирательных прав граждан. Помимо этого, приведенная трактовка предполагает, что выборы - не что иное, как форма прямого волеизъявления физических лиц, которое осуществляется строго по Конституции РФ, федеральным законам, уставам (конституциям) субъектов Федерации, законам субъектов РФ, уставам образований муниципального типа в целях создания структуры государственной власти, структуры местного самоуправления или же наделения должностного лица определенными полномочиями.

Для того чтобы полноценным образом уяснить понятие выборов, сегодня немаловажной является юридическая позиция Конституционного суда, которая была сформулирована посредством постановления от 10.06.1998 в соответствии с делом по поводу проверки определенных положений Конституции (пункта шестого статьи четвертой, пунктов третьего и четвёртого статьи тринадцатой, пункта третьего статьи девятнадцатой), а также пункта второго статьи 58 Федерального закона от 19.09.1997 «По поводу гарантий права на принятие участия в референдуме граждан РФ и избирательных прав».

Важно отметить, что трактовка проведения выборов, которая содержится в представленном постановлении так или иначе характеризует их в качестве способа изъявления общественной воли, а также создания соответствующих структур государственной власти легитимного значения и структур местного самоуправления, от его имени реализующих власть публичной природы. Для того чтобы в полной мере достигнуть указанных целей, выборы должны основываться на приоритете воли большего процента избирателей, которые приняли участие в голосовании.

Классификация выборов

В данной и последующих главах целесообразным будет полноценно рассмотреть классификацию видов выборов. Важно отметить, что действующее российское законодательство избирательной природы не включает в себя исчерпывающего перечня разновидностей выборов, которые проводятся на территории Российской Федерации. Так, классификация обусловлена наличием определенных критериев.

В соответствии с уровнем процедуры, который определяется непосредственной территорией ее проведения, сегодня выделяют следующие виды выборов:

  • Выборы в структуры Союзного государства. Важно знать, что проведение их обусловлено Договором Республики Беларусь и Российской Федерации от 08.12.1999. Так, по статье 39 представленного Договора, в России принято избирать 75 депутатов в Палату представителей.
  • Выборы в органы федерального значения (выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания, выборы президента).
  • Выборы законодательных структур субъектов России.
  • Выборы в государственные органы местного уровня. Среди них важно отметить выборы структур контрольного значения, выборы глав образований муниципального типа, а также выборы депутатов структур муниципальных образований представительного плана.

Избираемый орган как критерий классификации

В соответствии с таким критерием, как должностное лицо или избирательный орган, принято выделять следующие виды выборов:

  • Выборы должностных лиц высшего значения соответствующей степени власти. Сюда целесообразным будет отнести руководителей муниципальных формирований, а также Президента РФ.
  • Выборы органов представительной власти (выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания, выборы представительных структур муниципальных формирований, выборы парламентов субъектов РФ).
  • Выборы других органов. Сюда необходимо включить в первую очередь определенных должностных лиц, к примеру мировых судей. Помимо этого, речь идет о выборе политических партий, а также контрольных структур образований муниципального типа.

Причины выборов как критерий

В соответствии с таким критерием, как причина (основание) назначения процедуры, на сегодняшний день выделяют следующие виды выборов:

  • Очередные выборы.
  • Досрочные выборы.
  • Дополнительные выборы.
  • Повторные выборы.

Целесообразным будет рассмотреть их подробнее, а также проанализировать примеры выборов.

Очередные, досрочные и дополнительные выборы

Важно отметить, что очередные выборы реализуются по причине истечения сроков полномочий должностных лиц и выборных структур, установленных законодательством. Досрочные же выборы относятся к досрочному прекращению полномочий определенных должностных лиц, а также к досрочному прекращению депутатских полномочий. Необходимо дополнить, что такого рода прекращение так или иначе влечет за собой неправомочность представительного (законодательного) органа власти государственного значения субъекта Российской Федерации или же представительной структуры муниципального формирования. Интересно знать, что досрочная остановка полномочий представительного (законодательного) органа власти государственной направленности субъекта РФ, представительной структуры местного управления или депутатов, если она говорит о прекращении полномочий соответствующей структуры, является основанием для осуществления дополнительных выборов.

Повторные и совмещенные выборы

Необходимо знать, что общественное участие в выборах повторного типа актуально тогда, когда все рассмотренные в предыдущей главе процедуры не привели к избранию структуры, депутата или должностного лица в соответствии с причиной признания данных выборов недействительными или несостоявшимися. Кроме того, в законодательстве специально оговаривается, что дополнительные и повторные выборы не назначаются и, соответственно, не проводятся, когда по результатам их тот или иной депутат не может избираться сроком, превышающим один год.

Необходимо также отметить совмещенные выборы, которые отличаются назначением на один и тот же день. Важно дополнить, что проводится представленная процедура в отношении нескольких должностных лиц, структур государственного типа власти или самоуправления местного значения. Логично, что совмещению выборов объективным образом способствует определение в законе двух дат их реализации, которые считаются возможными, благодаря чему так или иначе имеет место экономия материальных ресурсов, в частности денежных средств, применяемых для нужд избирательного процесса. Помимо этого, в данном случае существенно повышается уровень заинтересованности граждан в плане участия в выборной кампании.

Актуальные ограничения

Важно заметить, что в действующем законодательстве содержатся некоторые ограничения, касающиеся такого вида выборов, как совмещенные. Во-первых, это исключение допущения совмещения дня голосования в отношении выборов в органы государственной власти федерального значения с днем произведения аналогичной операции на референдуме РФ.

Во-вторых, в Законе федерального значения «По поводу основных гарантий права на принятие участия в референдуме граждан РФ и избирательных прав» специально оговариваются случаи, в соответствии с которыми нельзя допустить совмещения дней голосования на разных выборах, по итогам которых избиратель получает возможность одновременно проголосовать более чем по 4 бюллетеням избирательной формы, которые выдаются на выборах досрочного, повторного и дополнительного плана.

Юридическое значение как критерий

В соответствии с юридической направленностью рассматриваемой процедуры, в качестве методики формирования руководящих структур государственного значения, а также местного самоуправления сегодня выделяют следующие разновидности выборов:

  • Императивные выборы, которые являются исключительным методом наделения общества властными публичными полномочиями.
  • Выборы, которые используются на альтернативной основе с иными методами замещения выборных должностей и депутатских мандатов.

В первую группу включаются выборы следующих категорий лиц:

  • Президента Российской Федерации.
  • Депутатов представительной (законодательной) структуры власти субъектов РФ государственного значения.
  • Депутатов Гос. думы.
  • Депутатов законодательной структуры городского округа или поселения сельского типа.

Вторую группировку формируют выборы:

  • Руководства муниципальных формирований (муниципальные выборы).
  • Судей мирового значения.
  • Депутатов законодательных структур районов муниципального значения.
  • Контрольных структур муниципальных формирований.

Заключение

Целесообразным будет отдельно отметить косвенный (непрямой) вид выборов. Он представляет собой выборную систему, в соответствии с которой кандидата на ту или иную должность избирают не физические лица, а структура власти или выборщики, заранее избранные определенными должностными лицами. Важно отметить, что представленная разновидность выборов может осуществляться в две и более ступени. Ярким примером в данном случае может послужить избрание Президента Соединенных Штатов Америки.

Важно отметить, что рассмотренные в материалах данной статьи выборы служат не в единственном плане возможными методиками формирования определенных структур (эти органы четко указаны в конкретных главах). Стоит подчеркнуть, что при этом именно другие способы, которые никаким образом не связаны с выборами, на сегодняшний день зачастую наделяются предпочтительным закреплением в законодательных актах субъектов Российской Федерации, а также актуальных уставах муниципальных формирований.

Интересно заметить, что особенно наглядно данная картина проявляется в процессе выбора судей мирового значения. Хотя Закон федерального уровня «По поводу мировых судей в Российской Федерации» в соответствии с его восьмой статьей предполагает, что, несмотря на наличие возможности замещения должности судьи мировой направленности или через назначение представительным (иными словами, законодательным) органом власти государственного значения субъекта Российской Федерации, или посредством избрания через усилия населения, а также отдельных его представителей соответствующей судебной местности, законодательство абсолютно всех субъектов России игнорирует выборы в качестве методики замещения указанных выше должностей.