Ремонт Стены Уход

Творческое развитие личности. Развитие творческой личности ребенка

Думаем, исследуем, творим.

Творческое развитие учащихся как фактор успешной социализации личности учащихся.

«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу».

Ш.Амонашвили.

Современное общество испытывает потребность в творческой , самостоятельной,активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества.Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся ,которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализациии успешной социализации.

В соответствии собщественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального вниманияявляется развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.

В основемоейработы с учащимися по развитию творческих способностей лежитСократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить», котороепредставлено виде авторскогопедагогического кредо:

«Как научить ребенка мир любить?

Как показать, что жизнь крылата?

Попробуй научить детей творить –

И крылья обретут ребята!»

Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности.

Поэтому большая роль отводится творческому развитию личности.

Для начала важно было определить, что такое творчество и творческая личность: Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделатьпо-новому, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, атворчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением. Новизна может быть объективн о значимаили же субъективно значима. Последнее имеет большую личную значимость.

В чем проявляет себя творческая личность?

ü Чувствительна к проблемам: распознает проблемы как таковые, ставит привычное под сомнение, разведывает новые возможности

ü Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор.

ü Оригинальна, комбинирует различные находки.

ü Работа приносит ей удовольствие.

ü Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом.

ü Уверена в своих оценках. Фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения.

С целью раскрытия творческих способностей учащихся использую технологию творческого развития(творчества) , взяв за основусистему развивающего обученияс направленностью на развитиетворческих качеств личности(идею общественного творчества И. П. Иванова, технологию развитию критического мышления) .Данную технологию использую в учебно-воспитательном процессе. Считаю, что каждый ребенок талантлив, только нужно вовремя заметить и развить его задатки и способности.

Цель применения технологии : воспитание общественно-активнойтворческой личности, способной приумножить общественную культур, сделать вклад в построениеправового демократического общества.

Задачи :

Ø формирование творческого потенциала личности посредством использования различныхвидовдеятельности в рамках программы «Творческая мастерская».,

Ø поддержка и развитие творчества учащихся в разнообразных его проявлениях.

Предполагаемый результат.

  • развитиеиндивидуальныхособенностейкаждогоребёнка;
  • повышениекоммуникативнойкомпетентностиучащихся;
  • развитиесамоуваженияиформированиеадекватнойсамооценки;
  • формированиепотребностивтворческойсамореализацииличности;

· формированиеуважительногоотношениякличностидругихлюдей.

Развитие творчестваосуществляется посредством

  1. игровых форм работы, КТД,
  2. педагогических проб,
  3. интерактивных экспедиций,
  4. творческих презентаций,
  5. проектной и исследовательской деятельности,
  6. техник креативности.

Всегда стараюсь творчески подходить к организациипроектной деятельности, активно использую интегрированныепроекты, применяю информационные технологии. Считаю, чтопродукт деятельности учащихся будет выполнен на высоком уровне только тогда, когда он интересен и детям, и учителю. Ученикиразрабатываютмультимедийные фильмы, проводят публичные презентации проектов с использованием ИКТ, участвуют в дистанционномФестивале исследовательских и творческих работ учащихся«Портфолио» (опубликованы на сайте http://portfolio.1september.ru/work.php?id=556957).

Проекты, выполненные при моем сопровождении,отмечены на Всероссийском уровне:Сборник эссе «Жизнь как подвиг опубликован на сайте «Интерне-педсовета», на сайте газеты «Благовест».

В 2008-2009 на финальном туре Олимпиады мои учащиеся. работали над Всероссийским проектом «Московский приход» (выпуск газеты о Храме мученицы Татианы при Университете: статьи,заметки). Журнал опубликован на сайте: http://pravolimp.ru/pages/21

За последние три года моими учащимися было подготовлено более 170 творческих работ. Из них 67 были представлены для участия в творческих конкурсах на Всероссийском уровне.

Современныеформы обучения позволяют учащимся делать маленькие открытия, развивать творческие и интеллектуальные способности. Эффективными формами организации совместной деятельности педагога и учащихся, способствующими развитию их творческой активности, являются научно-практические конференции , участие в мероприятиях научной направленности .

Учащиеся принимают участие в научных конференциях, становятся победителями, работы учащихся публикуются на страницах газет, журналов, сборников научных конференций.

Статья

Публикация

Федотова Ю. «Православный подтекст поэтики «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Севастьянова А. «Фразеологизмы библейского происхождения»

Публикация в журнале«Русский язык»// Издательский дом «Первое сентября»,№ 15, 2009

Гладкая Н. «Особенности лирической прозаической миниатюры В.П. Астафьева»

Яблочкина А.«Образы благочестивыхсупругов в житиях святых»

Потапов Н. «Язык компьютерных игр»

Сборник Материалов VII городской молодежной научно-практической конференции «Научный потенциал города-XXI веку»

Развить творческие способности позволяюттехнологии (техники)креативности:

Метод смыслового видения.

Синквейн.

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии . В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Кроме того. Синквейн - это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке, средство творческого самовыражения, позволяет каждому ребенку почувствовать себя творцом.

Синквейн – пишется в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное, как правило, синоним 1 строки.

Метод символического видения

Ментальные карты

*Майндмэппинг (mindmapping , ментальные карты) является эффективной техникойвизуализации мышления. Ее используютв процессе выработкиновых идей и их фиксации, анализа и упорядочения информации.

В центре карты (лист ватмана) записывается ключевое понятие (СКАЗКА), ученики записывают в процессе урокавозникающие у них мысли и чувства.

Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие.

Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Правила проведения:

ü Критика запрещена.

ü Придумывайте как можно больше идей

ü Подхватывайте и развивайте идеи других.

Шесть шляп мышления

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) -один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно . Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной умственную работу, как личную, так и коллективную.

Белая шляпа : информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Красная шляпа: чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у учащихся появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса.

Черная шляпа: критика. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и

подводные камни.

Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа: креативность. Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.

Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы.

Правила использования шляп

1. Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.

2. Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.

3. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею

Мыслительные стулья Диснея.

Стратегия метода трёх мыслительных стульев, заключается в том, что нужно последовательно исходить из различных позиций.

Стул мечтателя

Что должен делать человек, который стал мечтателем? Он должен придумать самые фантастические вещи, играть разнообразными возможностями, а лучше всего какими-то не возможностями, что-то из области того, что на сегодняшний день малореальное.

Стул реалиста.

На этом месте человек, должен включить свой здравый смысл. Но обязательно, развить, понять, идеи мечтателя и тем самым попытаться найти новые рациональные решения. Для этого желательно выбрать короткий и целесообразный путь. Человек, сидящий на стуле реалиста должен быть прагматичным.

Стул критика .

В обязанности человека, ставшего критиком, входит подвергать все ранее высказанные идеи беспощадной критике. Задавая себе разного рода вопросы. А есть ли вообще что-то в этих идеях? А можно ли их использовать с учётом сегодняшнего дня?

Развитие творческого потенциала, формирование творческой личности учащихся возможно только при условии творческого подхода самого преподавателя к процессу обучения. Речь идет о совместном поиске, сотворчестве. В совместной деятельности творческиеспособности и возможности участников деятельности (партнеров) реализуютсянаиболее полно: дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития. В результате систематической и целенаправленной работыу учащихся формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, мышление, появляется положительная мотивационная направленность на поиск нового, нестандартного, оригинального.

Поскольку решать изобретательские задачи предстоит человеку, Г. С. Альтшуллер разработал не только алгоритм и методику, способствующие этому, но и должное внимание в ТРИЗ уделил вопросам усовершенствования способностей к творчеству.

Развитие творческого потенциала, воображения и креативности личности и коллектива является отдельным направлением, которое исследуется в рамках Теории решения изобретательских задач. В целом эта проблема рассматривается нашим сайтом в отдельном тренинге «Творческое мышление». В данном же уроке приводится описание только ТРИЗ-технологий развития творческого потенциала личности, групп, детей, учащихся и учителей.

Педагогика ТРИЗ

Г. С. Альтшуллер призывал «учить творчеству». Задание ТРИЗ педагогики он видел не только в обучении узкого круга специалистов, которым это нужно в первую очередь, но и в создании новой педагогической концепции. Согласно ей, начиная с детского сада, нужно воспитывать творческую личность, способную в будущем решать сложные изобретательские задачи. Современные цели ТРИЗ педагогики более конкретны:

  • Развитие потребности в познании окружающего мира;
  • Формирование системного диалектического мышления;
  • Воспитание качеств творческой личности на основе теории развития творческой личности (ТРТЛ);
  • Способствование выработке навыков самостоятельного получения информации и работы с ней.

В то же время, очевидно, что общая концепция развития креативности и воспитания человека, подготовленного к решению открытых (творческих, эвристических, жизненных) задач, сохраняется.

Как научное направление ТРИЗ педагогика сформировалась в конце 80-х гг. прошлого века, но методические поиски и разработка продолжаются и по сей день. Если же говорить о старте направления, то он был дан фантастическим рассказом Г. С. Альтшуллера «Третье тысячелетие», в котором представлено, как будет проводиться обучение в недалеком будущем. Тезисное изложение принципов, вмещенных в этом произведении, мы приводили, когда говорили о сферах использования ТРИЗ.

Изначально ТРИЗ педагогика всецело зависела от нужд преподавания самой теории. Но со временем она выделилась в самостоятельную область, которая сегодня является одной из наиболее развивающихся. С 1998 г. в Челябинске ежегодно проходят конференции посвященные ТРИЗ-педагогике, где представляются последние разработки в отрасли, а учителя и все интересующиеся делятся опытом. Издавался печатный сборник «Педагогика+ТРИЗ», позже материалы стали публиковаться на профильных сайтах в Интернете. Сегодня в помощь педагогам и всем желающим научиться ТРИЗ собраны специальные материалы, организованные как картотеки и сборники задач. Применить их в своей практике может каждый, поскольку диапазон тем варьируется от физики до искусства.

Интеграция методов ТРИЗ в образовательный процесс чаще всего идет путем объединения с классическими методами. В некоторых учебных заведениях развитие творческого воображения (РТВ) преподается детям дошкольного и младшего школьного возраста как отдельный предмет. Методы и алгоритмы ТРИЗ изучаются учащимися старших возрастов как факультативные курсы. В целом, если говорить о воспитании творческой личности на основе ТРИЗ можно выделить 2 направления:

  • Теория развития творческой личности (ТРТЛ) была разработана Г. С. Альтшуллером и И. М. Верткиным. Включает в себя анализ основных концепций развития творческой личности, выработки жизненной стратегии (ЖСТЛ-3) и идеальной творческой стратегии («максимального движения вверх»), а также комплекс практических материалов (деловые игры, задачники, картотеки) для воспитания качеств, необходимых креативному человеку.
  • Теория развития творческих коллективов разработана Б. Злотиным, А. Зусман и Л. Капланом. Они выявили этапы и циклы развития творческих коллективов, закономерности их функционирования, механизмы торможения и развития коллективов, и на основе этого выделили принципы предотвращения застойных явлений в коллективе.

Детальнее о них читайте ниже.

Методы развития творческого воображения

«По второй своей специальности я - писатель-фантаст. Может быть, это обстоятельство и помогло когда-то «замахнуться» на разработку курса РТВ». В 1966 г. в Институте математики СО АН СССР Г. С. Альтшуллер, знакомя слушателей с ТРИЗ, впервые включил в семинар краткий курс по развитию творческого воображения. Спустя 20 лет, на семинаре в Новосибирске, этой теме была отведена уже треть времени.

Совместно с Альтшуллером над РТВ работал П. Амнуэль, физик и писатель-фантаст. Началось все, как и в случае с ТРИЗ, с выявления закономерностей научно-фантастических идей. В частности, было замечено, что развитие НФ-идей подчинено объективно существующим законам; можно выявить эти законы и использовать их для сознательного генерирования новых идей. Это послужило почвой для дальнейшей разработки темы развития воображения изобретателя.

Дальнейшая работа, открытие других методов и приемов значительно разнообразили РТВ и она заняла важное место в системе ТРИЗ. Генрих Саулович писал: «Пояснить роль и значение курса РТВ при обучении техническому творчеству можно простой аналогией: курс РТВ - как гимнастика для спортсмена. При любой спортивной специализации гимнастика абсолютно необходима всем спортсменам. Точно так же решение любых творческих задач - научных, технических, художественных, организационных - во многом зависит от умения «работать фантазией».

Сегодня методы развития творческого воображения, как набор приемов и специальных методов фантазирования, призваны снизить психологическую инерцию, которая возникает при решении творческих задач. Основные из них:

  • Использование научно-фантастической литературы (НФЛ) в развитии творческого воображения. Прогностические функции научно-фантастической литературы;
  • Оператор РВС (параметрический оператор);
  • Метод моделирования «маленькими человечками» (ММЧ);
  • Фантограммы;
  • Метод золотой рыбки (метод разложения и синтеза фантастических идей);
  • Ступенчатое конструирование;
  • Метод ассоциаций;
  • Метод тенденций;
  • Метод скрытых свойств объекта;
  • Взгляд со стороны;
  • Изменение системы ценностей;
  • Ситуационные задания;
  • Приемы фантазирования (приемы генерирования фантастических идей);
  • Шкала оценки НФ-идей «Фантазия-2»;
  • Система упражнений по развитию творческого воображения (РТВ).

Подробнее расскажем о некоторых из этих методов.

Метод фокальных объектов (МФО) - перенесение свойств одного или нескольких объектов на другой. Другое определение МФО - метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце, а модернизирован американцем Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Полученные модификации развивают ассоциациями, что активизирует ассоциативное мышление творца. На основе полученных оригинальных решений исходный объект улучшается. Применяется во многих сферах: педагогике, менеджменте, маркетинге и др.

Алгоритм работы по МФО (согласно Н. Козыревой):

  1. Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…).
  2. Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 интересных слов - прилагательных, деепричастий, глаголов).
  3. Выбирается фокальный объект - на нем фокусируется мысль.
  4. Признаки случайных объектов поочередно присоединяются к фокальному объекту и записываются.
  5. Все полученные сочетания развиваются путем свободных ассоциаций.
  6. Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения.

При внешней простоте и универсальности метода его слабыми сторонами являются непригодность для решения сложных задач и отсутствие четкости при выборе критериев оценки получаемых идей.

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) - моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами. Является одним из методов решения простейших противоречий. Известен еще по применению в своей практике британским физиком Дж. Максвеллом.

Метод основывается на наблюдении, что решение многих задач легче, если представлять их в виде модели. В этом заключается суть ММЧ: исследуемый объект изображается в виде множества взаимодействующих маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (неделимость человеческого организма). Техника применения метода сводится к следующим операциям:

  • Необходимо выделить часть объекта, которая не может выполнять требования задачи и представить эту часть в виде маленьких человечков.
  • Разделить человечков на группы, действующие (перемещающиеся) по условиям задачи.
  • Полученную модель надо рассмотреть и перестроить так, чтобы выполнялись конфликтующие действия.

Детальнее о методе читайте здесь.

Оператор РВС - инструмент управления психологическими факторами. Разрабатывался Альтшуллером с 50-х гг. Суть данного метода в уходе от привычного, шаблонного мышления. Данная техника не предназначена для окончательного решения задачи. Цель применения РВС, если говорить современным языком, заключается в избавлении от стереотипов, выходе за привычные рамки.

Под аббревиатурой РВС скрываются три параметра: размер, время, стоимость. Алгоритм работы по данному методу выглядит так:

  1. Выбирается исходный объект.
  2. Выделяются три его количественных характеристики (параметра): размер, время и стоимость.
  3. Определяются исходные значения этих параметров.
  4. Анализируются изменения значений выбранных параметров по каждому Р, В, С:
  • 1) Р - (∞): увеличение размеров объекта до бесконечности;
  • 2) Р - 0: уменьшение размеров объекта до нуля;
  • 3) В - (∞): увеличение времени действия объекта или на объект до бесконечности;
  • 4) В - 0: уменьшение времени действия до нуля;
  • 5) С - (∞): увеличение стоимости объекта до бесконечности;
  • 6) С - 0: уменьшение стоимости объекта до нуля.

Проведение указанной процедуры позволяет по-новому взглянуть на исходную проблемную ситуацию и настроить себя на выход на неочевидное, эффективное решение. Подробное описание метода в источнике.

Рассмотрение остальных методик и теорий выходит за рамки данного урока. Развитию творческих способностей посвящен самостоятельный раздел нашего сайта: «Творческое мышление». А в рамках данного курса рекомендуем вам пройти специальное упражнение на тренировку воображения:

Теория развития творческой личности

Метод как инструмент не работает сам по себе, он лишь помогает работать человеку. ТРИЗ предлагает исследователю целый набор таких инструментов, но насколько успешно он будет применен, зависит только от свойств и качеств изобретателя. В этом вопросе нельзя полагаться на природные таланты и уж тем более на волю случая. Поэтому в рамках теории решения изобретательских задач и существует отдельный раздел - теория развития творческой личности (ТРТЛ), задача которой - подготовить самого творца.

ТРТЛ стала последней крупной работой Г. С. Альтшуллера, написанная совместно с его учеником И. М. Верткиным. Чтобы оформить теорию, они проанализировали огромный массив информации, изучив биографии большого количества известных деятелей. На основе этого родилась ЖСТЛ - жизненная стратегия творческой личности, ведь авторы были уверены, что работать над совершенствованием своих творческих навыков нужно всю жизнь. ЖСТЛ-1 и ЖСТЛ-2, появившиеся в 1985 и 1986 годах соответственно, были незавершенными, а вот модификацию 1988 г. - ЖСТЛ-3 - уже можно считать самостоятельной теорией.

ЖСТЛ-3 раскрывается через Игру - человек, стремящийся к развитию, вынужден играть, вступать в борьбу с противниками - внешними и внутренними факторами. Стратегия дает направление и описывает типичные шаги в этой Игре, позволяющие выиграть. Описание этих шагов, а их 88, достаточно объемно, чтобы приводить его в этом уроке, поэтому всем, кто заинтересовался стратегией развития творческой личности, рекомендуем прочитать книгу «Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности» на внешнем ресурсе.

А вот на 6 качествах необходимых творческому человеку остановимся подробнее. Их определил И. М. Верткин:

  1. Достойная цель. Не достигнутая другими, значительная, полезная. Лишь осознание того, что ваш путь уникальный и приведет к чему-то новому, толкает и мотивирует работать в заданном направлении.
  2. Планы. Нужно сформулировать комплекс реальных рабочих планов по достижению цели и регулярно контролировать их выполнение, чтобы понимать за счет чего и как она будет достигнута. Об одном из вариантов составления подобного плана мы писали раньше.
  3. Работоспособность. Чтобы достичь цели и выполнить намеченный план нужно много работать. Вспомните Т. Эдисона, который спал по 4 часа, а остальное время уделял работе. Еще один отличный пример - Ж. Верн, который в качестве эпистолярного наследия оставил, помимо своих произведений, 30 тыс. тетрадок с записями энциклопедического характера. Сбор научной информации был и его хобби, и подспорьем в писательстве. Неудивительно, что многие из его фантастических идей позже были воплощены в жизнь.
  4. Техника решения задач. У каждого изобретателя она своя. Альтшуллер систематизировал опыт и предложил ТРИЗ, но ведь и до него многие ученые успешно справлялись с противоречиями.
  5. Умение «держать удар». Ценнейший навык, который учит не сдаваться на пути к цели. Т. Форд до глубокой ночи работал над своим первым автомобилем после того, как возвращался с работы на заводе. Тот же Т. Эдисон провел около 10 тыс. экспериментов пока получил рабочий прототип электрической лампочки.
  6. Результативность. Если предыдущие качества присутствуют, то уже на промежуточных этапах человек должен видеть результат. Если же его нет, концепцию нужно пересмотреть - может быть, что цель выбрана неправильно, или план не позволяет ее достичь.

Теория развития творческих коллективов

Последователи Альтшуллера заинтересовались развитием не только творческой личности, но и объединений людей - групп и коллективов. Применительно к ним была разработана теория развития творческих коллективов. В трудах, которые легли в ее основу, чаще всего встречается понятие «научный коллектив», хотя авторы - Б. Л. Злотин и А. В. Зусман утверждают, что проанализировали разные коллективы - от семьи до социума.

Детально принципы теории развития творческих коллективов изложены в книгах «Основы теории развития коллективов» и «Решение исследовательских задач». Используя материалы последней, мы лишь коротко разберем некоторые важные моменты.

Научные коллективы проходят определенные этапы развития:

Этап 1. Возникновение идеи. Развитие любого коллектива идет от создания идеи, открытия. Постепенно вокруг автора собирается небольшой коллектив единомышленников, подстегиваемых энтузиазмом. На данном этапе задача, стоящая перед коллективом, заключается в донесении своих взглядов до научного общества и принятия их. Этот процесс не всегда происходит легко, ведь новые идеи могут идти вразрез с уже принятыми идеями, и, как следствие, задевать интересы других, более сильных коллективов. В такой период коллектив держится на неофициальных, личных связях и авторитете лидера.

Этап 2. Признание. Когда идея получает официальное признание и поддержку общества начинается второй этап развития коллектива. Создается формальная структура - лаборатория, кафедра, научное объединение. Есть официальный руководитель и штатное расписание. Работа получает финансирование, и с этого момента включается мощный фактор развития - положительная обратная связь; увеличение финансирования - увеличение количества людей - рост отдачи - увеличение финансирования и т.п. Появляется конкуренция, возникают первые факторы торможения, связанные с трудностями быстрой мобилизации ресурсов, подготовки людей.

Этап 3. Замедление развития. Коллектив продолжает расти, идут публикации, пишутся отчеты, выпускается научная продукция, защищаются диссертации, но все это требует все больше и больше средств при все более скромных результатах. Фактор развития остался прежний - растущая потребность общества, а фактор торможения - исчерпание ресурсов развития данной теории, концепции, парадигмы. Это - объективное явление. Главное противоречие третьего этапа: интересы коллектива и общества расходятся, но, в противоположность первому этапу, теперь цели общества прогрессивны - ему нужно развитие, пусть даже ценой полной реорганизации или расформирования данного коллектива, а цели коллектива реакционны - он стремится затормозить опасное для себя развитие.

Механизмы торможения

Анализ третьего этапа развития коллективов позволяет выявить конкретные механизмы торможения, что очень важно так, как может помочь в борьбе с ними. Вот некоторые из них:

  • Культ иерархических пирамид. Ученый, специалист из свободного мыслителя превращается в нижнее звено многоступенчатой иерархической пирамиды.
  • Стабилизация иерархии. Введение «стажных» почестей. Большой стаж работы на одном месте превращается в наилучшую характеристику члена коллектива. Введение ограничений на приток молодежи, на занятие определенных постов в иерархии молодыми.
  • Делегирование полномочий «вверх». Право принятия решений переводится с естественного уровня (той ступени, где возникла проблема) на одну-две ступени иерархии вверх. Это обеспечивает усиление аппарата, но приводит к его перегрузке мелкими проблемами, решить которые один руководитель не может физически.
  • Создание иллюзии всемогущества аппарата. Многолетняя ложь, искусственные оценочные критерии создают иллюзию успешности всех начинаний аппарата. Вырабатывается волюнтаристский стиль управления, пренебрежение экономикой, серьезным изучением вопросов, поиском альтернативных путей.
  • Наказуемость инициативы. Наказание за ошибку становится велико, а за бездействие не наказывают. Любое действие становится намного опаснее бездействия, поэтому тормозится. Методы «непринятия решений» известны: перепасовка в разные службы, волокита и т.д.

Механизмы антиторможения

Несмотря на нежелание структуры меняться, история показывает, что рано или поздно дальнейшая эволюция приходит на смену застою. Чтобы преодолеть негативные факторы (торможение), принимаются следующие меры:

  1. Принятие решений на естественном уровне - там, где проблема возникла.
  2. Разукрупнение подразделений до уровня, когда каждый член коллектива может увидеть свой вклад в конечный результат.
  3. Соблюдение принципа оплаты по результатам труда.
  4. Постановка перед коллективом единой большой общественно-полезной цели, с которой увязаны личные интересы каждого члена коллектива.
  5. Воспитание у каждого члена коллектива чувства значимости, создание атмосферы дружбы и творчества.

В данном занятии представлены теоретические аспекты методов развития творческой личности, разработанные и органично вписанные в структуру ТРИЗ. Для получения ощутимого результата нужно практиковаться в их применении, в частности, решая открытые, творческие задачи. Ссылки на соответствующие материалы вы сможете найти в следующем уроке. Также полезным для выработки навыков креативности будет прохождение специального тренинга на нашем сайте.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Развитие творческой личности ребенка



Введение

Творчество и творческая личность

Проблемы развития творческой личности ребенка

Заключение

Список литературы


Введение


Творчество - это созидающая деятельность человека, в какой бы области эта деятельность не осуществлялась. Это не удел единиц, элементы творчества присутствуют не только в деятельности художника, писателя, режиссера, ученого, но и в каждодневном труде инженера, учителя, программиста, родителя, тренера, менеджера, психолога, дизайнера и так далее. Великий советский психолог Л.С. Выготский говорил, что «в окружающей нас действительности творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть толика нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

В современных условиях, когда культура переживает расцвет, творческая личность все более и более востребована обществом во всех областях от искусства и науки до рекламной индустрии и шоу-бизнеса. Постоянно ускоряющийся ритм жизни требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым новшествам, главным образом осваивать новые знания, огромные потоки информации с пользой для себя и общества. Для того чтобы находиться на высоте в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно реагировать на них, современный человек обязан постоянно использовать свой творческий потенциал.

Современные исследования проблем творчества, и в том числе формирования и развития творческих задатков, сложились к началу 50-х годов прошлого века, а во второй половине ХХ века уже получили серьезный импульс вследствие бурного развития различных отраслей техники, связи, авиации и космонавтики, информатики, ядерной энергетики, массовой культуры. Воспитание творческой личности стало одной из основных задач современной школы.

Творческая личность формируется, безусловно, в детстве, причем чем раньше выявлены задатки и начато их развитие тем лучше. Переоценить роль в формировании творческой личности педагогов, школы, родителей невозможно. Среди исследователей творчества существуют две точки зрения. Представители одной полагают, что обучить творчеству невозможно, представители другой утверждают, что творчеству можно научиться. Как бы то ни было, ясно одно, творческие задатки того или иного уровня, таланты - это потенциал личности, который нужно раскрыть, точнее сказать, создать условия для их раскрытия.

В настоящее время большинство учащихся не раскрывает в полной мере своих способностей. Вследствие этого взрослыми людьми они часто испытывают трудности в самореализации и остаются на нижних ступенях социальной лестницы, с которыми в последнее время все более ясно коррелируют нетворческие, рутинные профессии, профессии тяжелого физического, монотонного, «конвейерного» труда. Поэтому создание педагогических условий для выявления творческих качеств личности является одной из приоритетных задач педагогической практики и всего процесса воспитания. Воспитать творческую личность возможно, но возникает вопрос: как? На этот вопрос универсального ответа нет. Формирование творческой личности процесс творческий.


1. Творчество и творческая личность


Творчество - процесс человеческой деятельности, результатом которого являются качественно новые уникальные материальные и духовные ценности или решения. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме автора, да и то не всегда, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Так как, в процессе творчества автор вкладывает в материал несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате многие аспекты (вкладывает душу) своей уникальной личности. Именно это обстоятельство придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами серийного производства.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, создание нового, ценного, притом не только для творца, но и для других людей.

Неразрывно с понятием творчества связано понятие творческая личность. Очевидно, что, имея цель воспитания творческой личности, учителя и родители должны иметь представление о том, что же это такое «творческая личность», знать о ее особенностях и закономерностях.

Прежде всего, говоря о творческих характеристиках человека, выделяют следующие: творческая инициатива, критичность, открытость опыту, чувство нового, способность видеть и ставить проблемы, оригинальность, энергичность, независимость, работоспособность, внутренняя зрелость, высокая самооценка.

Кроме того, важно присутствие в личности для того, чтобы ее можно было назвать творческой таких качеств, как возвышенность, сдержанность, устойчивость, целеустремленность, свободолюбие, чувство успешности, самостоятельность, саморегуляция, креативное самопроявление. Иными словами, творческая личность должна обладать с одной стороны такими качествами, как устойчивость, высокий уровень нравственного развития, независимость суждений, ответственность, сила воли, кругозор, с другой стороны - гибкость, лабильность, способность к созданию нового, критичность, воображение, эмоциональность, чувство юмора.

Американский исследователь Гилфорд выделяет четыре основных параметра креативности (творческой способности).

1.Оригинальность - способность продуцировать необычные ответы.

2.Продуктивность - способность к генерированию большого числа идей.

.Гибкость - способность к легкой переключаемости и выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта.

.Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

Кроме того, креативности присуща способность к обнаружению и постановке проблем, способность к анализу и синтезу.

В тоже время некоторые авторы отмечают, что обширные знания и эрудиция иногда мешают видеть явление в иной, творческой перспективе. В этом случае неспособность к творчеству связано с тем, что сознание логично и ограничено строго упорядоченными понятиями, что подавляет фантазию и воображение.

Для развития высокого уровня творческих способностей (креативности) необходим такой уровень умственного развития, который был бы несколько выше среднего. Без определенного объема знаний, без хорошей интеллектуальной основы высокая креативность развиваться не может. Однако, после достижения определенного уровня развития интеллекта, дальнейшее его возрастание никак не сказывается на развитии творческих способностей. Известно, что люди энциклопедических знаний редко обладают высоким творческим потенциалом. Возможно, это связано со склонностью к упорядочиванию и накоплению знаний, готовых фактов. А для спонтанного творчества иногда важно абстрагироваться оттого, что уже известно.

Современная педагогика опирается на тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Задача педагогов - раскрыть эти способности, развить их.


. Проблемы развития творческой личности ребенка

творческий креативность воображение ребенок

Развитие (воспитание) творческой личности ребенка - это процесс, организованное взаимодействие авторитетной личности (воспитателя, родителей, учителей, и вообще взрослых, вступающих в достаточно длительный контакт с ребенком) и ребенка. Конечной целью данного процесса является формирование творческой личности.

Из характеристик творческой личности следуют способы формирования творческой личности. Основным способом является включение ребенка в разнообразные виды творческой деятельности.

В творчестве, перед творческой личностью всегда стоит проблема выбора из нескольких возможностей. Важнейшим условием выбора, а значит и условием развития творческого потенциала ребенка является свобода личности. Обладая свободой выбора цели, средств и способов деятельности, личность получает возможность многообразно взаимодействовать с объектами внешнего мира, что влечёт за собой создание множества образов и их комбинаций. Ребенку следует предоставлять возможность выбора, учить осознанному выбору, помогать, но не навязывать, учить его, прислушиваясь, идти от себя. И очень важным здесь является воображение ребенка, которому необходим свободный выход.

Воображение - психический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта, в создании образов, которые соответствуют описанию объекта. Важнейшая задача воображения заключается в том, чтобы представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Для воспитания воображения важную роль играют художественное, научное и изобретательское, техническое творчество, а равно спорт, который развивает воображение в процессе представления результата единоборства, важны также самообразование и общественно-полезная работа. Все виды творчества реализуются в процессе деятельности.

Также очень значимым для воспитания творческой личности является воспитание мышления. Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Достижение цели подразумевает ее предвосхищение, а нахождение способа достижения цели предполагает умение мыслить. Поэтому для действия механизма сдвига мотива на цель, нужно вообразить цель, осмыслить способы ее достижения, иметь определенное эмоциональное напряжение. То есть, для воспитания мотивов творчества надо использовать средства обучения, направленные на воспитание воображения, мышления, эмоций.

В деятельности, как мышления, так и воображения огромную роль играет эмоциональная сфера психики. Эмоции играют важную роль в мотивации творческой деятельности. Они представляют собой механизм превращения внешних раздражителей в мотивы, направляющие познание в преобразование окружающей действительности. Из этого следует, что для воспитания личности, способной к созиданию не только внешнего, но и своего внутреннего мира, необходимо целенаправленное воспитание умения чувствовать, переживать, управлять эмоциями и направлять их на пользу себе и людям.

Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации. Лучше получается то, что делать хочется, что делать интересно. Необходимо выделить мотив, т. е. ради чего совершается деятельность. Учитель, не умеющий проникнуть в мотивы деятельности ребенка, работает по существу вслепую. Мотив - основа формирования необходимых качеств личности.

Одним из главных мотивирующих средств является игра. В мотивах игры проявляется потребность человека преобразовывать мир. В игре развивается воображение, мышление, так как участник находится в воображаемых ситуациях перед выбором вариантов действия, вынужден просчитывать свои и чужие ходы. Существенными являются и переживания, которые сопровождают процессы мышления и воображения в игровых ситуациях, т.е. чувства. Поэтому игра является незаменимым средством воспитания мышления, воображения, чувств.

Доказано, что на развитие творческих способностей ребенка, усиливая мотив деятельности и дисциплинируя, значительное влияние оказывает коллективная творческая деятельность.

Основным фактором воспитания является пример, среда. Поэтому сложно переоценить роль окружения ребенка, роль значимых других. Это, прежде всего учитель (воспитатель в детском саду, классный руководитель в школе), как организатор и руководитель педагогического процесса. Нет сомнений, что огромную роль в воспитании творческой личности ребенка играет творческий потенциал педагога и условия организации его работы. Воспитание творческой личности предполагает и наличие педагогического творчества. Творческую личность может вырастить только творческий педагог. То есть необходимо создать специальные условия, которые способствовали бы полноценному развитию творческой личности ребенка. Для этого нужно в педагогической практике применять методы и приемы, которые мотивируют учащихся на творчество, развивают у них мышление, воображение, эмоции.

Особая роль в формировании творческой личности ребёнка у семьи, а равно у среды, в которой находится сама семья. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя - привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказывается на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает. Семья имеет огромное значение в овладении человеком социальными нормами, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Важнейшее значение поэтому играет эмоциональная ситуация в семье, уровень ее сплоченности и качество внутрисемейных связей. Важное место в воспитании творческой личности ребенка играют благоприятные условия для саморазвития.

Таким образом, очевидно, что основными условиями воспитания творческой личности являются:

·ориентация образовательного процесса на воспитание творческой личности;

·раннее выявление творческих способностей и их направленности;

·формирование мотивации к творческой деятельности;

·нравственная и творческая целенаправленность воспитательного процесса;

·наличие демократичных взаимоотношений учителя и ребенка;

·учет индивидуальных психологических особенностей;

·ориентация учебно-воспитательного процесса на самовоспитание учащихся (самопознание, самоорганизацию, самореализацию);

·создание благоприятного творческого микроклимата в семье, школе;

·организация разнообразных форм стимулирования творческой деятельности учащихся (проведение олимпиад, организация исследований) и др.

Также очевидно, что эффективное формирование творческой личности невозможно без:

·включения ребенка в разнообразную творческую деятельность и ее «проживание», что достигается специально подобранными видами творческой работы. Это объясняется тем, что творческая личность проявляется, прежде всего, в деятельности, направленной на созидание материальных и духовных ценностей;

·работы над совершенствованием умений, позволяющих учащимся быстро усваивать и присваивать новые виды деятельности, отличающиеся личностной ценностью;

·организации творческих объединений, позволяющих воспитывать необходимые личностные качества, способствовать формированию нравственных ценностей, учить общению и сотрудничеству.


Заключение


Воспитание творческой личности? насущное требование современного мира. Решая ее, необходимо отталкиваться, прежде всего, от индивидуальности учащегося. Это значит, что заказчиком должны выступать не государство, не система образования, а сама личность школьника.

Задачи воспитания должны ставиться не в категориях конечного результата, а как задачи развития мотивов ребенка с учетом его возраста, а средства воспитания должны подбираться с точки зрения эффективного их воздействия как на память, так и на мышление, воображение, эмоции.

На выходе из школы ребенок должен обладать собственно творческими качествами, в первую очередь? общечеловеческими, которые в не меньшей степени характеризуют творческую личность. А именно.

Нравственными качествами: честность, социальная активность, коллективизм и т.д., обеспечивающими отношение человека к окружающему миру, обществу, людям, себе. Иначе говоря, успешная социализация.

Интеллектуальными качествами: рациональность, логичность, остроумие, эрудированность (с учетом вышесказанного), ведущими к осмыслению и систематизации информации, на основе которой формируется мировоззрение, сознание и самосознание, осмысление жизненных целей.

Волевыми качествами: целеустремленность, самообладание, самостоятельность, независимость, направленными на психическую саморегуляцию поведения, на изменение деятельности в связи с изменившимися обстоятельствами, связь между внутренним состоянием и средой.

Эмоциональными качествами: человеколюбие, оптимизм, способствующими обогащению внутреннего мира человека, открытость.

Совокупность, указанных качеств, их единство ведет к образованию целостности, имя которой Творческая Личность.

Список литературы


1.Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во Казан. университета, 1988 г. - 238 с.

2.Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. Пособие для педагогов. - М.: Школьная пресса, 2003 - 144 с.

.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991 г. - 93 с.

.Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В. В. - М.: АСТ, 2008 г. - 671 с.

.Жуганов А. В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации / А. В. Жуганов. - 2-е изд., доп. - Л.: Наука, 1991 г. - 141 с. Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Обычно творчество ассоциируется с художниками, писателями, актёрами. Однако для того, чтобы увеличить продуктивность и прибыльность бизнеса, его владелец просто обязан быть творческой личностью. Прежде всего вы должны осознавать, что собираетесь внести в своё дело творческий подход. Однако в процессе развития вы можете столкнуться с тем, что у вас закончатся идеи.

Существует 46 простых способов, :

  1. Подбивайте свои счета без помощи калькулятора.
  2. Добейтесь одинакового владения обеими руками. Заставляйте себя делать письменные заметки, набирать номер телефона, резать мясо недоминирующей рукой.
  3. Прочтите первых десять страниц бульварного романа. Завершите эту историю сами.
  4. Раскладывая на обеденный стол салфетки, сворачивайте их в причудливые формы.
  5. Сидя в транспорте, замечайте номерные знаки соседних автомобилей, без бумажки суммируйте Цифры, результат возводите в квадрат, а потом делите на семь.
  6. Смотрите телевизор с выключенным звуком и пытайтесь понять, что происходит на экране. Сочините свою историю.
  7. Направляясь в магазин за покупками, не делайте список требуемого.
  8. В следующий раз, когда сядете играть в бридж или покер, следите за сданными картами, не перекладывая свои по мастям.
  9. Вырежьте из журналов несколько фотографий: рисунки отдельно, подписи к ним отдельно. Перемешайте всё и распределите подписи к карикатурам наугад. Получилось что-нибудь интересное? Не наталкивает на мысли о новой подписи или новой карикатуре?
  10. Делайте перечни подпроблем, на которые можно разделить сложные проблемы.
  11. Каждый день открывайте наугад словарь и прочитывайте страницу целиком, с примерами.
  12. В следующий раз, когда доведется попасть в незнакомый город, не берите с собой карту. Читайте дорожные знаки и указатели. Попробуйте определить, у какого местного жителя можно спросить дорогу.
  13. Придумайте новое блюдо из остатков, которые можно собрать в холодильнике, и припасов, застрявших в укромных уголках кухонных шкафчиков.
  14. Прочитайте что-нибудь из выученного наизусть, но с конца.
  15. Всюду носите с собой карандаш (или ручку) и бумагу. Сидя в метро, в приемной своего врача и т.д., зарисовывайте всё, что видите. Не обязательно работать на персональную выставку в Эрмитаже. Зарисуйте, например, кофейник, поставленный на корешок депозитного чека. Нарисуйте стул на полях журнала. Попробуйте изобразить все его четыре ножки в пространственной перспективе.
  16. В следующий раз, когда сломается какой-то предмет кухонного или садового инвентаря, не торопитесь покупать новый. Почините его или сымпровизируйте какую-нибудь замену.
  17. Удовлетворяйте свое любопытство. Если вы чем-то заинтересуетесь, посмотрите в справочниках, позвоните кому-нибудь, спросите.
  18. Придумайте хотя бы десять способов использования треснутых чашек.
  19. Начните изучать иностранный язык.
  20. Будьте смелы в любом деле. Добавьте, например, макароны в консервированную фасоль.
  21. В каждом четвертом походе в гастроном кладите в свою тележку только те продукты, которых до сих пор не покупали.
  22. Делайте анаграммы из слов, увиденных на дорожных знаках.
  23. Вспомните и перечислите письменно все предметы одежды, которые висят в вашем шкафу в спальне.
  24. Рассмотрите какое-нибудь рекламное объявление в журнале или газете. Подумайте, что бы вы улучшили в его графическом оформлении? Придумайте новый рекламный лозунг для этой продукции. Предложите лучшее се коммерческое название.
  25. По меньшей мере раз в день усиливайте приток крови к мозгу, стоя на руках, свесив голову с края кровати или долго завязывая шнурки в наклоне, не сгибая коленей.
  26. Практикуйтесь в измерениях объема и веса на глаз, когда готовите пищу.
  27. Если ваше домашнее животное незатейливо зовут Тузик, Мурка или Жучка, постарайтесь придумать новое имя, более подходящее ему по характеру. Попробуйте экспериментировать с прилагательными или глаголами. Если осмелитесь, то переименуйте и своих детей.
  28. Перечислите как можно больше слов, оканчивающихся буквами «ция».
  29. Сделайте краткий конспект рассказа из какого-нибудь литературно-художественного журнала.
  30. Приучите себя просматривать содержание и указатели каждой научной, научно-популярной или учебной книги. Примечайте также имя автора.
  31. Наметьте цели и составьте план действий на следующие пять лет в отношении чего-то серьезного: служебной карьеры, воспитания ребенка, выращивания сада или сортировки старья в подвале.
  32. Даже если вам поначалу не понравится, заставьте себя разгадывать кроссворды, анаграммы и прочие головоломки в какой-нибудь газете. Проверяйте свои ответы, они печатаются в этом же или следующем номере газеты.
  33. Разбейте какую-то повседневную процедуру (например, процесс одевания или путь на работу) на составные элементы.
  34. Научитесь играть в игры, требующие разработки стратегии, например, бридж, шахматы, покер на деньги.
  35. Подпевайте включенному радио в машине. Старайтесь петь в унисон. Если не знаете, что это такое, подумайте об уроках музыкальной грамоты.
  36. Когда вы с друзьями отправляетесь в бар выпить, то в перерывах между тостами попытайтесь играть в фамилии. Например: «Если Элла Фицджеральд выйдет замуж за Филиппа Киркорова, то ее фамилия будет…» (а те, кто не умеет играть в эту игру, будут, конечно, завидовать.)
  37. Возвратитесь нынче с работы домой по новому маршруту. Замерьте время. Сравните со временем, которое затрачивали на старом пути.
  38. Каждую вторую ночь ложитесь спать, повернувшись ногами к изголовью кровати.
  39. Сколько различных способов применения вы найдете для зубной щетки? (Например, вылавливать носки из раковины умывальника, щекотать друзей, причесывать кошку. А две зубных щетки можно использовать в качестве китайских палочек для еды.) Оставайтесь без сладкого на ночь, если сможете сказать только: «Для чистки зубов».
  40. Если сможете выдержать, освойте какую-нибудь видеоигру.
  41. Если не можете послушать радиопьесы по радио, то установите яркость экрана своего телевизора на минимум и попытайтесь только по звуку понять, что происходит.
  42. Попробуйте написать текст, в котором каждое новое слово начинается с последующей буквы алфавита (например: «Арбузы Бывают Всякие…»).
  43. Откройте словарь и выберите наугад какое-то слово. Попробуйте придумать с ним каламбур. Или анаграмму. Или ключевую фразу (изюминку) для юмористического рассказа.
  44. Возьмите за правило раз в неделю по десять минут ходить между шкафами со справочной литературой в книжном магазине или библиотеке. Смотрите на эти книги.
  45. Нарисуйте план своего дома. Оцените на глаз размеры всех укромных уголков и закоулков.
  46. Если сможете отыскать какой-нибудь старый учебник латинского языка, пропустите грамматический материал по спряжению глаголов и т. п. и заучите лексику к урокам - ваш русский тоже значительно улучшится. Люди имеют склонность судить о вас по тому, как вы говорите. Если они будут думать, что вы умны, то они и отвечать вам будут, как умному. А вы неизбежно постараетесь подтянуться.

В бонусе читайте пять простых способов развить творческие способности, если вы предприниматель:

1. Разработайте список своих действий

Посидите в каком-нибудь тихом месте, зафиксируйте и оцените свои деловые операции. Не нужно сосредотачиваться на тех моментах, которые не работают. Без лишних размышлений запишите то, что бы вам хотелось сделать в своём бизнесе. Например, это может быть совещание по телефону, телеконференция или интерактивный семинар. Получат ли от этого выгоду ваши потенциальные клиенты? Увеличится ли ваш доход? Если вы сможете ответить «да» на эти вопросы, значит следует проводить как можно больше подобных деловых операций и постоянно искать творческие пути повышения продуктивности бизнеса .

2. Сделайте попытку совершить что-нибудь неожиданное

Если вы практикуете общение со своими клиентами исключительно по почте, можете внести в это некоторые изменения. Просто возьмите трубку, скажите: «Привет!» и пообщайтесь с кем-нибудь из клиентов. Такое общение может породить новые взаимовыгодные идеи.

3. Обучайтесь и самосовершенствуйтесь

Приучите себя ежедневно, хотя бы по 15 минут, читать то, что может помочь вам в вашей предпринимательской деятельности. Постарайтесь узнать что-то новое, а затем применить эту информацию для развития своего бизнеса.

4. Скажите критике «нет»

Наверняка, часто бывает так, что перед тем, как записать новую идею, вы сначала оцениваете её и отбрасываете. Не стоит идти на поводу у самокритики! Записывайте все ваши творческие фантазии и идеи, а затем думайте над принятием мер, необходимых для их реализации. После того, как вы определитесь с тем, что вам нужно сделать, следует определиться и с тем, как это реализовать на практике.

5. Контролируйте своё сознание, дух и тело

Возьмите за правило употреблять только здоровую пищу, спать по ночам, делать утреннюю зарядку и медитировать. Конечно, это основы, но многие бизнесмены склонны игнорировать данный аспект. Это ведёт к тому, что они получают разочарование и потерю мотивации к открытию своего дела.

Раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, с использованием только гуманных методов и приемов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мировоздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
До 3 лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения.
В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
В 6-7 лет воображение носит активный характер.
Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества, для развития которых необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение со взрослыми, предметно-манипулятивные занятия, разные виды деятельности.
Обучение ребенка должно обогащать и уточнять восприятие и представление его об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Важно формировать у детей познавательные интересы.
Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приёмов.

Каков внутренний мир человека, таковы и его поступки. И чем раньше раскрыть этот мир, чем раньше ребёнок научится удивляться и радоваться, понимать язык окружающего мира и передавать всё увиденное людям, тем ярче, богаче и чище он будет.
Развивать любознательность, наблюдательность, воображение, фантазию, изобретательность и художественное творчество – ещё одна немаловажная задача.
Доказано, что чем больше развита сфера чувств ребёнка, тем он одарённее. Вот почему особое внимание надо уделять чувственному познанию мира ребёнком, а в связи с этим детскому экспериментированию, изобретательности, игре с изобразительными материалами, используя систему разнообразных занимательных творческих игр-экспериментов, что позволяет активизировать чувственное восприятие детей.
И, наконец, формирование эстетического восприятия и вкуса – эта задача играет немаловажную роль в развитии личности ребёнка.
Как добиться того, чтобы ребёнок, говоря языком В.А.Сухомлинского, «не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом»?
Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант, поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- совершенствовать художественно-творческие способности детей;
- способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;
- развивать умение создавать художественные образы;
- развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Поэтому надо использовать систему творческих игр, игр-фантазий, которые позволяют быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной для детей форме развивать «лёгкость», «память», «точность», «смелость» руки, отработать изобразительные и конструктивные навыки и одновременно развивать у детей изобретательность, коммуникабельность, речь, чувства, умение размышлять.
Одна из ведущих потребностей дошкольника – стремление узнавать. Дети, словно губка, впитывают новые впечатления. Любознательность становится качеством личности. Поэтому большое внимание надо уделять познанию в процессе специально организованной деятельности. Содержанием этой деятельности является окружающий ребёнка многообразный мир людей, предметов, вещей, явлений.
Вопросы, просьбы, действия, опыты, эксперименты, наблюдения возникают у детей часто спонтанно, по их желанию, как бы изнутри. Важно поддерживать эти проявления. Знания, впечатления, полученные таким путём, запоминаются надолго, если не на всю жизнь.
Однако стихийный путь познания не способствует формированию системы знаний, он очень индивидуален. Опираясь только на опыт ребёнка, можно пропустить те возможности развития, которые в дальнейшем ничем не восстановить.
Должное внимание уделяется занимательным играм и упражнениям, играм-экспериментам с материалами и инструментами, а также игровым заданиям, которые проводятся во всех формах организации продуктивной деятельности и, конечно в любое свободное время в разных режимных моментах.

Также одним из условий является организация развивающей среды, т.е. пространства, открытого для действия личности, в котором педагоги могут отвечать на активность детей собственной активностью, развивая, таким образом, творческую личность дошкольника.

Анализ и изучение опыта деятельности дошкольных образовательных учреждений показывают, что для эффективного протекания процесса развития творческой личности дошкольника необходимо соответствующее руководство со стороны педагога, готового целенаправленно и целостно осуществлять данную деятельность, что возможно только при реализации следующих педагогических функций:

Информационная, включающая умения пользоваться речевой выразительностью, точно и образно излагать материал, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе творческой деятельности;

Организаторская, включающая в себя умения планировать развивающий воспитательно-образовательный процесс, подбирать материал, методы, приемы и средства для содержательной творческой деятельности дошкольников;

Диагностическая, включающая умения определять особенности творческих способностей детей и учитывать это в организации творческой деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности развивающей работы в целом, видеть связи развития творческой личности ребенка с использованием различных методов творческой и познавательной деятельности;

Коммуникативная, которая требует от педагога навыков межличностного взаимодействия с детьми в процессе их совместной творческой деятельности, проявляющихся в умении быть всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым;

Побудительная, направленная на умение возбуждать творческий интерес и фантазию детей, побуждать их к активности и преобразованию.

Таким образом, развитие творческой личности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения возможно благодаря созданию развивающей среды, способствующей превращению спонтанной и непосредственной активности ребенка в творческую деятельность и готовности педагога, проявляющейся в обеспечении условий для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества и поиске новых, творческих решений.