Ремонт Стены Уход

Психологический тест: «Потерпевшие кораблекрушение. Деловая игра по теории управления (кораблекрушение)

Игра «Потерпевшие кораблекрушение»

Цель. В этом упражнении исследуются процессы принятия решения группой. Оно учит эффективному поведению в процессе поисков консенсуса в группах. Кроме того, это упражнение позволяет получить информацию о коммуникативных процессах в группе и о существующих в ней отношениях доминирования и руководительства, а также может способствовать сплочению ее участников.

Материалы. Копии инструкции, листы бумаги и карандаши.

Процедура. Каждый участник получает указание за 15 минут выполнить задание в соответствии со следующими ниже инструкциями.

«Вы дрейфуете на некоей частной яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и находящегося на ней груза уничтожена.

Теперь яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно, потому что навигационные приборы испорчены. По самым благоприятным оценкам, вы находитесь примерно в тысяче миль к юго-западу от ближайшего берега.

Ниже приведен список пятнадцати предметов, которые не пострадали от пожара. Кроме того, у вас осталась резиновая спасательная шлюпка с веслами, достаточно большая, чтобы вместить вас, остальной экипаж и все перечисленные ниже предметы. Плюс к тому в карманах у всех выживших в сумме набирается пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять долларовых банкнот.

Ваша задача - расставить все предметы из списка по их важности для выживания. Самый важный предмет получает номер 1, следующий - номер 2 и так далее до номера 15, который наименее важен.

  • - Секстант.
  • - Зеркальце для бритья.
  • - Пятигаллоновый бочонок воды.
  • - Противомоскитная сетка.
  • - Одна коробка с армейским рационом питания.
  • - Карты Тихого океана.
  • - Подушка сиденья (одобрена как плавсредство службой спасения на водах).
  • - Двухгаллоновый баллон дизельного топлива.
  • - Транзисторный приемник.
  • - Репеллент для отпугивания акул.
  • - Двадцать квадратных футов светонепроницаемого пластика.
  • - Одна кварта пуэрто-риканского рома.
  • - Пятнадцать футов нейлоновой веревки.
  • - Две коробки шоколада.
  • - Набор рыболовных принадлежностей.

После того как каждый закончил работу над своим списком, группа получает 45 минут для выполнения следующей задачи.

Надо выработать общее для всей группы решение, руководствуясь специальным методом достижения консенсуса. Он предусматривает достижение согласия всех членов группы относительно позиции каждого предмета в списке. Выработать единое мнение трудно. Не каждая оценка важности предмета из списка будет соответствовать мнению всех участников. Будучи единой группой, постарайтесь, чтобы с каждой оценкой все согласились хотя бы отчасти. Ниже даны некоторые подсказки по достижению консенсуса:

  • 1. Не ставьте свое мнение превыше всего. Подходите к каждому вопросу с позиций логики.
  • 2. Не отказывайтесь от своего мнения на том лишь основании, что это необходимо для достижения согласия и предотвращения конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.
  • 3. Избегайте таких способов борьбы с конфликтами, как голосование, усреднение или торг.
  • 4. Относитесь к расхождениям во мнениях как к фактору, который способствует принятию решения, а не препятствует ему.

После того как группа завершит свою работу над списком, посмотрите, каким должен быть правильный порядок. Можно сравнить результаты работы каждого участника с результатом, который был получен группой в целом. Можно потратить некоторое время на обсуждение процесса принятия решения. Какие стили поведения способствовали или препятствовали достижению согласия? Какие отношения лидерства и подчинения выявились в процессе принятия общего решения? Кто участвовал в выработке консенсуса, а кто нет? Кто оказывал на этот процесс наибольшее влияние? Почему? Какой была атмосфера в группе во время обсуждения? Удалось ли использовать возможности группы оптимальным образом? Какие скрытые формы давления применяли члены группы, чтобы проталкивать свое мнение? Как можно улучшить процесс принятия общего решения?

В качестве варианта можно предложить одному или нескольким членам группы, чтобы они не принимали участия в самом упражнении, а вместо этого наблюдали за тем, как его выполняют другие, комментировали их действия и таким образом осуществляли обратную связь.

Главная > Документ

ПОТЕРПЕВШИЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ Цель игры: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.Время проведения: около 1 часа.Порядок проведения:

"Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара яхта тонет. Точные координаты яхты

определить не удается из-за поломки навигационных приборов. Примерное местонахождение – около тысячи миль к юго-

западу от ближайшей земли.

Экипаж сумел спустить на воду прочный надувной плот с веслами. На плоту оказались лишь 15 предметов:

2. Попросите каждого из них самостоятельно проранжировать указанные предметы с точки зрения их важности для выживания (поставьте цифру 1 у самого важного для вас предмета, цифру 2 - у второго по значению и т.д., цифра 15 будет соответствовать наименее полезному предмету).На этом этапе игры дискуссии между участниками запрещены. Отметьте среднее индивидуальное время выполнения задания.3. Разбейте группу на подгруппы примерно по 6 человек. Одного участника из каждой подгруппы попросите быть экспертом.Предложите каждой подгруппе составить общее для группы ранжирование предметов по степени их важности (так же, как они это сделали по отдельности).На этом этапе допускается дискуссия по поводу выработки решения.Отметьте среднее время выполнения задания для каждой подгруппы.4. Оцените результаты дискуссии в каждой подгруппе.Для этого:а) выслушайте мнение экспертов о ходе дискуссии и о том, как принималось групповое решение, первоначальные версии, использование веских доводов, аргументов и т. д.;б) зачитайте правильный список ответов, предложенный экспертами ЮНЕСКО (приложение ╧ 2). Предложите сравнить правильный ответ, собственный результат и результат группы: для каждого предмета списка надо вычислить разность между номером, который присвоил ему индивидуально каждый участник, группа и номером, присвоенным этому предмету экспертами. Сложите абсолютные значения этих разностей для всех предметов.Если сумма больше 30, то участник или подгруппа утонули;в) сравните результаты группового и индивидуального решения. Явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решениями отдельных людей?Комментарий к проведению игры.

    Это упражнение дает возможность количественно оценить эффективность группового решения.

    В группе возникает большее количество вариантов решения и лучшего качества, чем у работающих в одиночку.

    Решение проблем в условиях группы обычно занимает больше времени, чем решение тех же проблем отдельным индивидом.

    Решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем индивидуальные решения.

    Индивид, обладающий особыми умениями (способности, знания, информация), связанными с групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в выработку группового решения.

Представьте себе: вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара бóльшая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли.Ниже дан список из 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот.Сектант.Зеркало для бритья.Канистра с 25 литрами воды.Противомоскитная сетка.Одна коробка с армейским рационом.Карты Тихого океана.Надувная плавательная подушка.Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.Маленький транзисторный радиоприемник.Репеллент, отпугивающий акул.Два квадратных метра непрозрачной пленки.Один литр рома крепостью 80%.450 метров нейлонового каната.Две коробки шоколада.Рыболовная снасть. Ответы экспертов ЮНЕСКО для игры Потерпевшие кораблекрушение■ Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточное количество воды или пищи для жизни в течение этого периода. Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.Информация, которая дается ниже, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.1. Зеркало для бритья важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.2. Канистра с нефтегазовой смесью важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотом и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание.3. Канистра с водой необходима для утоления жажды.4. Коробка с армейским рационом обеспечит основную пищу.5. Непрозрачная пленка используется для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.6. Коробка шоколада резервный запас пищи.7. Рыболовная снасть оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации синица в руках лучше журавля в небе. Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.8. Нейлоновый канат можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.9. Плавательная подушка спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.10. Репеллент, отпугивающий акул назначение очевидно.11. Ром, крепостью 80 % содержит алкоголя достаточно для использования в качестве антисептика, в других случаях имеет малую ценность, поскольку его употребление может вызвать обезвоживание.12. Радиоприемник имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.13. Карты Тихого океана бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.14. Противомоскитная сетка в Тихом океане нет москитов.15. Сектант без таблиц и хронометра относительно бесполезен.Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержки жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.ВТОРОЙ ВАРИАНТ ИГРЫ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ Задачи: - развитие навыков эффективного общения, умений действовать сообща; - выявить статус членов группы, личностные качества. Оборудование: карта полушарий, магнитофон, бумага, ручки, карандаши, фломастеры, списки предметов/ Ход игры.

1 этап игры. Вводная беседа.

Представьте себе, что мы оказались на большом океанском корабле, совершающим рейс через Атлантику /музыка/. Путешествие было приятным и интересным. Но в тропических широтах корабль попал в шторм ужасающей силы. Наше положение было осложнено тем, что в трюме вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся по всему кораблю. Началась паника. /Изобразите ее/ К счастью, со шлюпками проблем на корабле не было, поэтому одна часть пассажиров оказалась в одной шлюпке, вторая – в другой, некоторые попали в третью шлюпку. /Деление на микрогруппы/ - Встаньте те, кто довольно неплохо умеет плавать. /Вы попадаете в 1-ю шлюпку/. - Те, кто может держаться на воде, вам достается 2-я шлюпка. - Те, кто не умеет плавать, панически боится воды, сразу же тонет. Вы попадаете в 3-ю шлюпку 2-й этап игры. 1. В каждой шлюпке находился набор предметов, необходимый для выживания /задания на карточках/. Карточки микрогруппам. Ваша задача – распределить предметы в списке в соответствии с их значимостью для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, 2 – у следующего и т. д. Аргументируйте свой выбор (устно). Зеркало для бритья Канистра с водой Рыболовная снасть Карты тихого океана Надувная подушка Небольшая канистра солярки Транзисторный приемник Прибор, отпугивающий акул 5 квадратных метров непрозрачной пластиковой пленки Бутылка спирта 5 метров нейлоновой веревки 2 коробки шоколадаАргументируйте свой выбор значимости предметов с точки зрения выживания /Выступления от микрогрупп/.Люди и весь груз в шлюпки не помещались, поэтому, от чего- то нужно было избавиться: либо от каких- то вещей, предметов, либо от 1 человека /раненого/- Как вы поступите? /Человека отправите за борт или некоторые предметы, предназначенные для выживания/.- Решайте! 1 минута! /Ответы микрогрупп/- Какие 3 предмета вы обязательно оставите в шлюпке? /Ответы микрогрупп/Итак, пока пассажиры каждой шлюпки принимали решение, штормовые волны разметали шлюпки в разные стороны от места кораблекрушения.Еще сутки не прекращался ураган, а когда он наконец утих, измученные люди на /2 – 3 шлюпках/ увидели на горизонте землю. Их чувствам не было предела. Они кричали, обнимались, целовались.2. Обрадованные, они устремились к берегу, не подозревая о двух вещах: во-первых, о том, что перед ними не материк, а остров, во-вторых, о скрытых под водой рифах. Почти у самого берега все шлюпки разлетелись в щепки от ударов о каменные рифы, но до берега можно было добраться собственными ногами. Через некоторое время команды ступили на твердую почву необитаемых островов. Увы, разных.Так случилось, что вы оказались в неизвестном для вас месте, потеряв плавательные средства и не имея ничего, кроме того, что в данный момент находится в ваших карманах. Целые сутки вы обследовали остров. Как он выглядит…..Вам дается 15 минут для того, чтобы решить, что делать в такой ситуации? Как вы проведете на этих островах ближайшую неделю /музыка/Через 15 минут предоставляется слово каждой команде/3. Ну что же, ваши острова оказались весьма комфортными.Однако проходит день за днем, а на морском горизонте не видно ни одного корабля и в небе не появляются ни самолет, ни вертолет. Прошел месяц. Похоже, пребывание на острове может затянуться и оказаться гораздо более долгим, чем предполагали. Надо как-то обустраиваться. Что же вы придумаете? /5 минут/.Через 5 минут вам нужно рассказать о своем житье-бытье.- Как вы строите отношения друг с другом?- Есть ли у вас лидер? Кто он?- Как вы решаете сложные вопросы вашей жизни?- Как происходит разделение труда, обязанностей?- Кто за это отвечает? /слово командам/4. И так, вы вполне обжились на острове, наладили свой быт. А между тем прошло 2 года.И однажды волны прибоя вынесли на берег острова небольшую яхту. Вероятно, она пострадала во время шторма, потому что оказалась разбита настолько, что восстановлению не подлежала. Но в ней чудом сохранился отсек, где лежали плотницкие инструменты – топоры, пилы, гвозди, и прочее, кроме того, вы обнаружили на яхте пустую бутылку. Последняя находка породила у вас идею отправить письмо, доверить его волнам и сообщить людям о том, что вы живы и здоровы.Пожалуйста, напишите письмо, которое вы положите в бутылку. /Напоминаю, координат всего острова вы не знаете/ - 5 минут.- Через 5 минут попрошу зачитать письмо. /Слово командам/- Письмо отправлено. Но у вас появились плотницкие инструменты.- Что вы будете с ними делать?- Воспользуетесь ли этим подарком судьбы?- Что будет дальше?Вы поплывете на изготовленном плоту /или лодке/, который встретит большой океанский корабль. Вы спасены! 3-й этап игры.Подведение итогов игры.- Как вы думаете, каковы задачи игры? /отдых, развлечение, развитие ума и навыков/О чем заставила задуматься игра? Что вы чувствовали во время игры? Какая атмосфера царила во время игры в микрогруппах? Кто оказал более сильное влияние на вас? Какие качества вы проявили в игре? /Обмен впечатлениями, анализ хода игры/.

ИГРА «КАТАСТРОФА В ПУСТЫНЕ»

Задачи : отработать навыки поведения в дискуссии, умения вести диспут, быть убедительным, изучить на конкретном материале динамику группового спора, открыть для себя традиционные ошибки, совершаемые людьми в полемике, потренировать способности выделять главное и отсеивать «шелуху», видеть существенные признаки предметов, научиться осознавать стратегические цели и именно им подчинять тактические шаги и т.д. Ведущему следует акцентировать внимание при обсуждении результатов на таких аспектах, как получение обратной связи участниками друг о друге (в силу своей эмоциональной насыщенности игра позволяет хотя бы на какое-то время «отключить» механизм психологической защиты и стать самим собой – именно поэтому она эффективна на первых этапах групповой работы). Время : не менее полутора часов. Каждый участник получает специальный бланк (или чертит его по указаниям ведущего). Ведущий дает группе следующую инструкцию : - С этого момента все вы – пассажиры авиалайнера, совершавшего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров. Под обломками самолета вам удалось обнаружить пятнадцать предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы. Ваша задача – проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значимости и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас. Заполняйте номерами первую колонку бланка. Каждый работает самостоятельно в течение пятнадцати минут. Список предметов :
    Охотничий нож. Карманный фонарь. Летная карта окрестностей. Полиэтиленовый плащ. Магнитный компас. Переносная газовая плита с баллоном. Охотничье ружье с боеприпасами. Парашют красно-белого цвета. Пачка соли. Полтора литра воды на каждого. Определитель съедобных животных и растений. Солнечные очки на каждого. Литр водки на всех. Легкое полупальто на каждого. Карманное зеркало.
После завершения индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разбиться на пары и проранжировать эти же предметы снова в течение десяти минут уже совместно с партнером (при этом номерами заполняется второй столбик в бланке со списком предметов). Следующий этап игры – общегрупповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее тридцати минут. Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень сформированности умений организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто разворачивающиеся жаркие споры-баталии, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения. По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры. Первым вопросом, на который ведущий просит ответить всех участников но кругу, является следующий: «Удовлетворен ли ты лично результатами прошедшего обсуждения? Объясни почему». Ответы участников с необходимостью сопровождаются рефлексией, цель которой – в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности. Возникшая в результате дискуссия подогревается ведущим, задающим уточняющие вопросы примерно такого типа:
    Что вызвало твою удовлетворенность (неудовлетворенность)? Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия или нет? Была ли выработана общая стратегия спасения? Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении? Ты не согласен с принятым решением? Почему тебе не удалось отстоять свое мнение? Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения, то есть по сути дела оказался лидером, сумевшим повести за собой группу? Что именно в поведении лидера позволило ему заставить прислушаться к себе? На какой стадии появился лидер? Какими способами другие участники добивались согласия с их мнениями? Какие способы поведения оказались наименее результативными? Какие только мешали общей работе?
Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников? Обсуждение итогов игры должно подвести группу к тому, чтобы самостоятельно разобраться в вопросе, как наилучшим способом организовывать дискуссии, как избежать грубых столкновений в споре и расположить других к принятию своего мнения. Как правило, в процессе обсуждения затрагивается очень широкий спектр проблем: фазы, через которые проходит практически любая дискуссия, лидер и его качества, навыки эффективного общения, умения самопрезентации и т.д. При необходимости ведущий только помогает более четко сформулировать найденные участниками закономерности. Очень большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы. От ведущего зависит, чтобы эта обратная связь не превратилась в серию взаимных обвинений, а носила бы конструктивный характер и была принята участниками. Практически всегда возникает вопрос о «правильном» ответе на проблему дискуссии. Такой ответ дается ведущим, но с оговоркой, что это мнение зарубежных экспертов, с которым мы вправе не соглашаться, но вынуждены учесть важность выбора стратегии спасения для ранжирования предметов: либо двигаться по пустыне к людям, либо ждать помощи от спасателей. Если в группе при обсуждении практически не поднимался вопрос о стратегии, то на этом этапе обнаруживается, что часть участников молчаливо подразумевала первый вариант, в то время как другая часть имела в виду второй. Этим выявляется еще одна причина взаимного непонимания. Итак, ответы: Вариант «Ждать спасателей» (кстати, по мнению экспертов, предпочтительный).
    Полтора литра воды на каждого. В пустыне необходима для утоления жажды. Карманное зеркало. Важно для сигнализации воздушным спасателям. Легкое полупальто на каждого. Прикроет от палящего солнца днем и от ночной прохлады. Карманный фонарь. Также средство сигнализации летчикам ночью. Парашют красно-белого цвета. И средство прикрытия от солнца, и сигнал спасателям. Охотничий нож. Оружие для добычи пропитания. Полиэтиленовый плащ. Средство для сбора дождевой воды и росы. Охотничье ружье с боеприпасами. Может использоваться для охоты и для подачи звукового сигнала. Солнечные очки на каждого. Помогут защитить глаза от блеска песка и солнечных лучей. Переносная газовая плита с баллоном. Поскольку двигаться не придется, может пригодиться для приготовления пищи. Магнитный компас. Большого значения не имеет, так как нет необходимости определять направление движения. Летная карта окрестностей. Не нужна, так как куда важнее знать, где находятся спасатели, чем определять свое местонахождение. Определитель съедобных животных и растений. В пустыне нет большого разнообразия животного и растительного мира. Литр водки на всех. Допустимо использовать в качестве антисептика для обеззараживания при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку при употреблении внутрь может вызвать обезвоживание организма. Пачка соли. Значимости практически не имеет.
Вариант «Двигаться к людям». Распределение по значимости будет иметь несколько иной вид:
    Полтора литра воды на каждого. Пачка соли. Магнитный компас. Летная карта окрестностей. Легкое полупальто на каждого. Солнечные очки на каждого. Литр водки на всех. Карманный фонарь. Полиэтиленовый плащ. Охотничий нож. Охотничье ружье с боеприпасами. Карманное зеркало. Определитель съедобных животных и растений. Парашют красно-белого цвета. Переносная газовая плита с баллоном.
Иногда прояснение взаимных впечатлений и открытый обмен обратной связью на первых этапах тренинга затруднены, и хотя эта игра остается полезной и эффективной, она не способна полностью снять психологические защиты участников. Для ослабления напряжения на этой стадии используются психогимнастические игры с релаксационной направленностью.

Игра способствует более глубокому знакомству друг с другом, расширению представлений друг о друге и о себе, создает условия для развития наблюдательности, внима-ния, памяти, дает участникам возможность саморазвиться и самопроявиться.Размещение произвольное, за партами в классе. У доски должно быть место для 3 человек. Во время игры участники могут находиться в более или менее активной пози-ции. Самая активная позиция - у водящего. Им чаще всего становится тот из участни-ков, кто хочет проверить свою слуховую память, внимание, наблюдательность. Другой тип активности - "эхо". Эту роль исполняют те из ребят, которые хотят, чтобы их услышали.Продолжительность игры 20-25 минут.ИЛЬЯ МУРОМЕЦ Сначала выбирается водящий. Он становится спиной к группе. В это время ведущий по желанию детей указывает на одного игрока, который должен один раз повторить фразу «Я говорю». Водящий должен повернуться к классу лицом и узнать говорящего. За правильный ответ водящий получает 1 балл.Затем из класса выбираются уже два человека, которые говорят «Мы говорим че-тыре слова». Если водящий ответил верно, он получает еще 2 балла. Когда из класса выбираются три человека, то водящий может заработать еще 3 балла. Общий самый вы-сокий результат – 6 баллов.Особенностью игры является то, что очень мнение ребята могут побывать в активной роли, кроме того, они сами оценивают свою наблюдательность, память, внима-ние, они учатся слушать и слышать друг друга.Описание. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одного участника, который будет играть роль Ильи Муромца.
Тренер рассказывает группе свой вариант русской сказки, в которой Илья Муромец видит на распутье камень, на котором написано: «налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – голову потеряешь, прямо пойдешь – женатым будешь». В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить Илью Муромца, что следует пойти именно в ее направлении. Первая команда будет уговаривать Муромца поехать налево, вторая – направо, а третья – прямо. У каждого направления есть свои преимущества, ведь даже в варианте «голову потеряешь» можно вспомнить о тех приключениях, которые ждали в сказке богатыря, выбравшего этот путь, или объяснить, что на самом деле он потеряет голову от любви. Командам нужно показать именно их направление в максимально выгодном свете.Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы выступает перед Ильей Муромцем. Муромец решает, куда он поедет, и дает обратную связь о том, что ему понравилось, а что не понравилось в каждом выступлении.Вариант. Можно снять выступление на видеокамеру и сделать разбор того, какие приемы убеждения использованы.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Упражнение помогает участникам задуматься о мерах по улучшению деятельности своей команды.Время: 20-30 минут.Размер группы: 12-20 человек.Описание.
    Тренер рисует на доске или флипчарте круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится. После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие задания:

    Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы эмоциональная атмосфера всегда была позитивной, а команда сплоченной.

    Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в команде всегда были порядок и структура.

    Любители треугольников обычно хорошие знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задачей.

    Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как команде стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.

3. Мини-группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.
    Квадрат – что помогает поддерживать порядок и структуру.

    Треугольник – что помогает достигать результатов.

    Круг – что помогает команде поддерживать хорошие человеческие отношения. Спираль – что помогает быть творческим и создавать новые идеи.

    ДА-НЕТ-НЕ ЗНАЮ

    В разных частях помещения на стенах висят утверждения ДА-НЕТ-НЕ ЗНАЮ. Ребята в зависимости от своего выбора, группируются к нужному ответу и отстаивают свою точку зрения.

      Лидерству невозможно научиться, лидером нужно родиться

      Лидер должен быть жестким

      Лидер должен быть самым умным

      Внешний вид для лидера не имеет значения

      Лидер это тот, кто обычно много говорит…

    ГОВОРИ-ГОВОРИ

    Участники делятся на пары и интервьюируют друг друга по какой либо теме, например, лидерство (Кто для тебя является лидером? Какими качествами должен обладать лидер? Расскажи о ситуации, когда ты вел себя как лидер?). Затем ведущий просит сесть пары друг к другу спиной и ответить письменно на вопросы: Какого цвета глаза у моего партнера, волосы, какого цвета свитер, носки, есть ли часы на руке и т.д.

    Книга
  • На эти и другие вопросы вы найдете ответы в книге "Язык и межкультурная коммуникация" (3)

    Книга

    Книга написана легко, насыщена живыми примерами, поэтому без сомнения заинтересует не только филологов и лингвистов, но и всех, кто соприкасается с проблемами межнациональной, межкультурной коммуникации, - дипломатов, социологов,

  • Документ

    Чтобы получить по почте оба номера нашего журнала в 1998 году нужно перевести на 40 рублей (если Вы живете в России) или 52 рубля (если Вы живете в других странах) по адресу: 191123, Санкт-Петербург, а/я 135.

  • Потерпевшие кораблекрушение Цель: Упражнение используется для исследования процесса принятия решения группой; учит эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи; предоставляет информацию относительно паттернов коммуникации, руководства и доминирования в группе и может внести вклад в сплоченность членов группы (Pfeiffor & Jones, 1975, р). Необходимое время: 1,5 часа. Материалы: Копии инструкций, большие бумажные листы и карандаши. Подготовка: Руководитель должен иметь навыки исследования группового процесса. Процедура: Каждому члену группы дают следующую инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 минут.


    Потерпевшие кораблекрушение Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара на борту большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи миль к юго- западу от ближайшей земли.


    При взаимодействии людей в сложных условиях совместной деятельности возникает необходимость перейти от индивидуального мышления к групповому. Сравнение результатов группового и индивидуального мышления не всегда бывает в пользу группового, хотя, казалось бы, увеличение количества умственных усилий должно привести к соответствующему повышению. Имеющиеся экспериментальные результаты показали, что разные формы интеллектуальной деятельности, особенно сложной, ухудшаются даже в случаях простого присутствия других людей. Очевидно, в группах начинают действовать социально-психологические законы типа конформизма, адаптации к принятым в группе эталонам, уменьшения индивидуального вклада каждого в общий результат деятельности при увеличении численности группы (закон Рингельмана). Однако коллективные умственные действия это реальность, и при свободном обсуждении результатов, отсутствии страха наказания и напряженности, равноправном положении всех участников дискуссии возможно не только повышение групповых результатов по сравнению с индивидуальными (вспомните русскую пословицу Ум хорошо, а два лучше), но и формулирование новых гипотез и принципов решения различных задач. Метод мозгового штурма основан на соблюдении именно этих условий, и он активно используется в современных бизнестехнологиях. В предлагаемой методике Кораблекрушение (Кьелл Рудестам, 1994) испытуемые должны оценить преимущества индивидуального или группового мышления при решении одной и той же задачи и проанализировать собственное поведение, например степень активности при отстаивании своей точки зрения, эмоциональные реакции, скорость решения.



    Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не поврежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот... Ваша задача - классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 - у второго по значению и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас.


    Секстан Зеркало для бритья Канистра с водой Противомоскитная сетка Одна коробка с армейским рационом Карта Тихого океана. Надувная подушка (плавательное средство). Двухгалонная (ок. 9 литров) канистра нефтегазовой смеси. Маленький транзисторный радиоприемник Репеллент, отпугивающий акул Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика Одна бутылка рома крепостью 80 градусов. Пятнадцать метров нейлонового каната Две коробки шоколада Рыболовная сеть


    После того как завершена индивидуальная классификация, группе дается 45 минут для выполнения общего задания. Это упражнение на групповое принятие решений. Ваша группа, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из пятнадцати предметов, прежде чем оно станет частью группового решения. Достичь согласия трудно, поэтому не каждая оценка будет получать полное одобрение всех участников. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти. Используйте следующие рекомендации для достижения согласия:


    1. Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически. 2. Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти. 3. Избегайте таких методов "уменьшения конфликта", как голосование, компромиссные решения с целью достижения согласия при решении групповой задачи. 4. Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху при принятии решений.


    Согласно экспертам, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода. Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.














    7. Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации "синица в руке лучше журавля в небе". Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.














    При сравнении этих списков с правильными контрольными ответами каждый испытуемый определяет степень своих ошибочных действий. Для этого подсчитывается разница между номером предмета в индивидуальном или групповом списке и номером контрольного списка. Чем больше разница, тем больше цена ошибки. Например, если испытуемый ставит для карт Тихого океана цифру 5, считая их достаточно необходимыми, а в контрольном списке они стоят на цифре 13, цена ошибки составляет 13-5=8 баллов. Подсчитывается также общая сумма баллов по обоим спискам. Если сумма оказывается больше 60 баллов, испытуемым угрожает неудачное плавание.


    Каждый испытуемый оценивает преимущество индивидуального или группового мышления, а также с помощью метода самонаблюдения свое поведение при проведении дискуссии. Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия? Какие появились паттерны лидерства? Кто участвовал, а кто нет? Кто оказывал влияние? Почему? Какова была атмосфера в группе во время дискуссии? Оптимально ли использовались возможности группы? Какие действия предпринимали участники группы для "протаскивания" своих мнений? Как улучшить принятие решения группой? В качестве варианта один или несколько наблюдателей, не принимающих участия в групповом процессе, могут предоставить после выполнения задачи обратную связь о групповом или индивидуальном поведении.

    Это упражнение широко известно и часто применяется на тренингах командообразования. Существует целый ряд его разновидностей, например «Необитаемый остров», «Катастрофа в пустыне», «Полет на Луну» и другие. Несколько вариантов упражнения описаны в книге Олега Владимировича Евтихова «Практика психологического тренинга»11. Иногда при описании этих процедур они обозначаются как «Игры НАСА».

    В вариациях предлагаемого упражнениях меняются условия задачи, но смысл задания и цель упражнения одинаковы во всех модификациях. Суть упражнения заключается в следующем: команда терпит бедствие (оказывается в открытом море, в бескрайней пустыне или даже на безжизненной Луне). У игроков есть список из пятнадцати предметов, которые могут оказаться полезными для выхода из создавшейся ситуации. Участникам нужно сначала самостоятельно проран- жировать предметы по степени их важности для спасения, а затем прийти к общему решению всей командой. Остановимся более подробно на варианте с кораблекрушением. Участникам дается примерно следующая инструкция: «Представьте, что вы совершали кругосветное путешествие на небезызвестной яхте “Победа”, которая потерпела кораблекрушение где-то в водах Тихого океана и теперь медленно тонет. У вас есть большой плот с веслами, который может выдержать всю команду и какую-то часть вещей с яхты. Яхта неотвратимо идет ко дну, и поэтому вам нужно как можно быстрее принять решение, какие же предметы вам понадобятся на плоту в первую очередь. Все, что вы можете быстро забрать с яхты, отражено в списке, который состоит из пятнадцати предметов.

    Список предметов следующий: ?

    секстант; ?

    зеркало для бритья; ?

    пятилитровая канистра с водой; ?

    противомоскитная сетка; ?

    одна коробка с армейским рационом; ?

    карты Тихого океана; ?

    подушка (плавательное средство, санкционированное береговой охраной); ?

    двухлитровая канистра нефтегазовой смеси; ?

    маленький транзисторный радиоприемник; ? средство, отпугивающее акул; ?

    двадцать квадратных метров непрозрачного пластика; ?

    пять бутылок питьевого спирта; ?

    девять метров нейлонового каната; ?

    две коробки шоколада; ?

    рыболовная снасть».

    Далее участникам предлагается в течение 15 минут самостоятельно выбрать наиболее важные для выживания и спасения предметы, присвоив наиболее значимому номер один, чуть менее важному - номер два и так далее. Наименее нужный предмет получает, соответственно, номер пятнадцать. Далее команда должна объединиться и прийти к общему решению. Всего на выполнение этого задания дается 45 минут. Ведущий подчеркивает, что группа обязательно должна найти такой вариант, с которым каждый участник будет согласен хотя бы отчасти.

    После составления командой общего списка ведущий может предложить сравнить его с индивидуальными бланками, обсудить, насколько выражены и насколько принципиальны различия.

    Также можно сравнить и те и другие списки с результатами экспертной оценки данной ситуации.

    * Эксперты считают, что проранжированный по значимости для спасения список вещей выглядит следующим образом12: ?

    Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям. ?

    Двухлитровая канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена (естественно, вне плота) и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей. ?

    Пятилитровая канистра с водой. Необходима для утоления жажды. ?

    Одна коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу. ?

    Двадцать квадратных метров непрозрачного полиэтилена. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии. ?

    Две коробки шоколада Резервный запас пищи. ?

    Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица в руке лучше журавля в небе». Нет уверенности, что поймаете рыбу. ?

    Девять метров нейлонового каната. Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не уплыло за борт. ?

    Плавательная подушка. Если кто-то упадет за борт, она может послужить спасательным средством. ?

    Средство, отпугивающее акул. Назначение очевидно. ?

    Пять бутылок питьевого спирта. Можно использовать для растирания тела при охлаждении и в качестве антисептика при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание. ?

    Маленький транзисторный приемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика. ?

    Карты Тихого океана. Они бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать не то, где вы находитесь, а где находятся спасатели. ?

    Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов. ?

    Секстант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен».

    Важной составляющей упражнения является процедура обсуждения проделанной работы. Основные вопросы, которые нужно проговорить с участниками, таковы:

    Каково общее впечатление от командной работы? ?

    Что помогало и мешало прийти к согласию? ?

    Возникали ли конфликтные ситуации? ?

    Чувствует ли кто-то, что остался неуслышанным, непонятым? ?

    Выделялся ли явный лидер в процессе принятия решения? ?

    Были ли игроки, которые практически не принимали участия в обсуждении, легко соглашались с предлагаемыми вариантами? Если да, то как эти участники воспринимали все происходящее, что побуждало их не высказывать или не настаивать на своем мнении? ?

    Что можно было бы сделать, чтобы прийти к общему решению было легче?

    Дополнительной информацией для обсуждения может быть видеозапись групповой работы. Роль видеокамеры может играть и кто-то из участников, который будет наблюдать за процессом и сможет потом рассказать о подмеченных им особенностях поведения как команды в целом, так и отдельных ее членов.

    Коммуникативный тренинг-игра «Кораблекрушение».

    Цель данного тренинга: развитие навыков успешной межличностной коммуникации.

    Задача: обучение в тренинговом взаимодействии наиболее эффективным методам разрешения сложных, конфликтных эмоциональных ситуаций; освоение умения эффективного слушания собеседника; создание безопасной атмосферы на тренинге; развитие творческих способностей.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    1. Вступление

    Ведущий представляется, в нескольких словах рассказывает о себе, о предстоящем тренинге, регламенте, целях и задачах тренинга.

    2. Знакомство

    Цели: знакомство со всеми участниками игры, включение всех участников в работу группы, установ­ления контакта, создание работоспособности.

    Упражнения: 1. «Назови свое имя и прилагательное, которым можно тебя охарактеризовать»;

    2. «Пересядьте те, кто…»

    «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в цент­ре круга (для начала им буду я) предлагает поме­няться местами (пересесть) всем тем, кто об­ладает каким-то общим признаком. Этот при­знак он называет. Например, я скажу: „Пересядь­те все те, у кого есть сестры", - и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, про­должит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге».

    Упражнение позво­ляет снизить напряженность, поднимает настроение, акти­визирует внимание и мышление.

    3. Игра «Кораблекрушение».

    - «Все мы собрались на одном большом корабле чтобы… (совместное фантазирование). Но вот неожиданно налетел шторм. Наш корабль пошел ко дну. К счастью у нас есть несколько шлюпок».

    Для того чтобы распределиться по шлюпкам, ребята вытягивали листок с названием шлюпки («Ветер», «Чайка», «Победа», «Удача»).

    «Вы вытянули карточки, на которых написано название вашей шлюпки. Названия повторяются на нескольких карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано „машина", знайте, что у кого-то есть карточка, на кото­рой также написано „машина"».

    «Прочитайте, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого - найти свою группу. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить. Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

    Когда вы найдете свою группу, останьтесь ря­дом, но продолжайте молчать, не переговаривай­тесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

    Цель: повышение настроения, снижение усталости, дальнейшее раскрепощение участников, развитие вы­разительного поведения; побуждать участников, быть внимательными к действиям других, а также искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

    Задание «Ладони»

    «Теперь у нас 4 группы. Каждая группа должна представить себя, свои лучшие качества, для того, чтобы лучше познакомить нас с каждым членом команды. Для этого нарисуйте на листе бумаги свои ладони и запишите качества, которые выгодно отличают вас от других членов команды, те качества, которые могут пригодиться вам в вашем нелегком путешествии».

    После выполнения задания один из участников представляет членов своей команды.

    Цели: развитие интереса к себе и другим, формирование первичных навыков самоанализа; формирование умения говорить и думать о себе.

    - «Через некоторое время команды ступили на твердую почву необитаемых островов. Увы, разных! Так случилось, что вы оказались в неизвестном для вас месте, потеряв плавательные средства и не имея ничего, кроме того, что в данный момент находится в ваших карманах. Вам дается пятнадцать минут, чтобы решить, что делать в такой ситуации и как вы проведете на этих островах ближайшие сутки. Размеры острова, ландшафт, климат, растительный и животный мир и прочие обстоятельства вы можете задать сами».

    Через пятнадцать минут представители каждой команды сообщают о результатах обсуждения.

    Цели: развитие умения вести дискуссию, слушать собеседника, развитие воображения.

    Упражнение «Вавилонская башня»

    «Ваши острова находятся не так далеко друг от друга, поэтому у вас есть возможность подавать друг другу сигналы. Для этого вам необходимо построить высокую башню».

    Каждой команде выдается пачка старых газет и дается задание построить из этих материалов максимально высокую башню. Разрешается использование любых подручных материалов.

    Цели: повышение групповой сплоченности, развитие способности выдвигать и отстаивать свои идеи.

    Задание «Передай сигнал».

    «Теперь, имея высокие башни, вы можете передавать друзьям с других островов информацию».

    Каждой команде выдается листок с текстом, который нужно передать другой команде с помощью жестов («У нас закончилась питьевая вода», «Мы построили плот», «Мы вчера ходили на охоту», «У нас все хорошо»).

    Цель: развитие невербального общения, развитие креативности, выразительности.

    Упражнение «Переправа».

    «Жители двух островов приняли решение перебраться со своих островов на соседние. Для этого они отправились в опасное путешествие. Но на пути их ждут отмели и рифы. Как преодолеть препятствия?»

    Членам двух команд дается задание преодолеть все препятствия (стулья, расставленные в беспорядке) и прибыть на соседний остров (при этом у каждого участника завязаны глаза). Жители других двух островов становятся «компасами» и указывают дорогу.

    В итоге происходит объединение, и в игре уже участвуют не 4, а две команды.

    Цель: повышение работоспособности, снижение напряженности, усталости, активизирует внимание, мышление.

    Упражнение «Плот».

    «Члены одной из команд построили плот. Они встали на него и поплыли за своими товарищами по несчастью на другой остров. Все вместе они отправятся домой».

    Участникам дается несколько газет, которые имитируют плот. Необходимо поместиться всем ребятам с первого острова. Затем нужно поместиться на этом острове с жителями второго острова.

    «Но, к сожалению, нередко бывает, что сильный порыв ветра разрушает плоты. Вот так случилось и у нас. Порыв ветра оторвал несколько бревен от нашего плота (убирается несколько газет). Может быть кого-то оставим на острове?»

    Задача поместиться всем участником на постепенно уменьшающемся плоту.

    Цель: сплочение группы, снижение напряженности.

    4. Заключение игры.

    «Ну, вот мы все благополучно добрались до суши. Давайте сейчас вспомним, какие мы были, все лучшие качества, которые мы проявили в этом путешествии, и создадим групповой коллаж на тему «Моя команда».

    Участники получают листы ватмана, цветную бумагу, клей, старые журналы, свои фотографии. Их задача – выполнение творческой композиции на заданную тему.

    Цели: развитие эмпатии, умения координировать совместные действия, навыков невербального общения, развитие креативности, творческого потенциала.

    5. Заключение

    Рефлексия игры.

    «Что понравилось? Что не понравилось? Что показалось трудным? Какие задания хотелось бы повторить?»

    Упражнение «Пожелание группе»

    «Закончим нашу работу тем, что каждый по очереди выскажет пожелание группе на сего­дняшний день».

    Литература:

      Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: «Речь», Институт тренинга, 2000. – 256 с.

      Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 271 с.