Ремонт Стены Уход

Кто предоставляет политическое убежище. Признание беженцем и предоставление временного убежища в рф

Одним из факторов, характеризующих новейшую историю Российской Федерации в контексте международных отношений, является постоянное расширение международных контактов как между институтами государственной власти, общественно-политическими объединениями, так и непосредственно между гражданами России и гражданами различных государств, а также лицами без гражданства. Рост данных связей обусловлен потребностями внешней политики государств, развитием партнерских отношений в коммерческой, научной, образовательной, культурной и других социальных сферах.

В этой связи за последние годы существенно возросли потоки граждан Российской Федерации и иностранцев, выезжающих за рубеж и въезжающих на территорию России, как по служебной необходимости, так и по частным делам. В данных условиях постоянным актуальным вопросом был и остается вопрос регулирования правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, одним из элементов которого является институт права иностранцев и лиц без гражданства на получение в Российской Федерации политического убежища. На фоне имеющихся в некоторых государствах мира политических режимов, преследующих граждан по политическим мотивам, а также действия международных соглашений в сфере защиты прав и свобод человека, необходимость и важность четкого правового регулирования данного института, на мой взгляд, является непременным условием полноценного функционирования развитой правовой системы любого государства. В данной курсовой работе автором предпринята попытка систематизировать действующие законодательные нормы, регламентирующие порядок предоставления политического убежища в Российской Федерации.

Понятие политического убежища. Основные юридические нормы, регламентирующие право политического убежища в Российской Федерации и порядок его реализации.

Политическое убежище - предоставление возможности укрыться и получить защиту лицу, преследуемому своим государством или государством обычного местожительства за политические или религиозные убеждения, а также за действия, не квалифицируемые в международном и национальном праве демократических государств как правонарушение; право на въезд и пребывание на территории другого государства. В отличие от всех иных политических прав такая возможность предоставляется только гражданам других государств или лицам без гражданства (апатридам).

Право иностранцев искать в другом государстве убежище от преследования за политическую деятельность и убеждения ("право убежища") восходит ко времени Великой французской революции, провозгласившей в Конституции 1793 г. предоставление "убежища иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы". За прошедшее с тех пор время право убежища было закреплено в конституциях большинства демократических государств и в XX столетии стало одним из общепризнанных положений международного права.

Основными законодательными актами, регламентирующими порядок реализации иностранцами и лицами без гражданства права на получение политического убежище в Российской Федерации, являются:

Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища";

Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации".

Отдельные нормы, затрагивающие реализацию права на политическое убежище, содержатся в:

Законе Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации";

Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации определяет общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации как составную частью правовой системы нашего государства. Статьей 63 Конституции Российской Федерации закреплено положение, согласно которому Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. 8

На основе этого можно также сказать, что правовой механизм предоставления политического убежища в Российской Федерации опирается на такие международные правовые акты, как:

Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.);

Женевская конвенция о беженцах (принята 28 июня 1951 г. в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций ООН от 14 декабря 1950 г.);

Декларация о территориальном убежище, принятая резолюцией 2312 (ХХII) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 14 декабря 1967 г.;

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.).

Важным аспектом обеспечения в Российской Федерации права иностранцев и апатридов на получение политического убежища является статья 64 Конституции РФ, которой закреплено, что положения главы 2 Конституции РФ "Права и свободы человека и гражданина" составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном Конституцией РФ.

Положения статьи 63 Конституции РФ полностью соответствуют ст. 14 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года), провозглашающей право каждого человека искать убежище от преследования в других странах, и Декларации о территориальном убежище [принята 14 декабря 1967 года Резолюцией 2312 (XXII) Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций], которая в свою очередь исходит из того, что предоставление любым государством убежища лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, является мирным и гуманным актом и поэтому не может рассматриваться никаким другим государством как недружественный акт.

Сформулированные и признанные государствами договоренности в сфере предоставления политического убежища не являются общепризнанными принципами и нормами международного права. 9 Положения Декларации о территориальном убежище по своей юридической природе носят рекомендательный характер. Поэтому Декларация подчеркивает, что предоставление политического убежища является актом осуществления государственного суверенитета. В соответствии с этим просьба иностранного гражданина или лица без гражданства, поданная в порядке, установленном российскими нормативными актами, не обязывает уполномоченные государственные органы (см. ниже) автоматически удовлетворять подобные обращения. Россия вправе определять перечень лиц и условия (см. ниже), на которых она предоставляет или не предоставляет политическое убежище, сообразуясь, однако, с действующими нормами международного права.

Таким образом, суверенитет Российской Федерации в вопросах предоставления политического убежища позволяет реализовать данное право иностранцам и лицам без гражданства только в случаях, когда это соответствует государственным интересам России. Данная норма закреплена

в Положении о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

Порядок рассмотрения вопроса и принятия решения о предоставлении политического убежища в Российской Федерации.

Согласно статье 2 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденного Указом Президента РФ от 21 июля 1997 года, Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Таким образом, российские правила предполагают предоставление политического убежища и защиту не просто за политическую деятельность и убеждения, а - что очень важно - за деятельность и убеждения, не противоречащие демократическим принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права. 10

Под политически преследуемым лицом Женевская конвенция о беженцах, принятая 28 июня 1951 г. в соответствии с резолюцией 429 (V) ГА ООН от 14 декабря 1950 г., понимает каждого, кто по причине своей расовой, религиозной, национальной, социальной принадлежности или за политические убеждения подвергается преследованию с угрозой для жизни или ограничению личной свободы либо с достаточными основаниями опасается такого преследования.

Этому корреспондирует определение беженца, зафиксированное в статье 1 Федерального закона "О беженцах" № 4528-1 от 19 февраля 1993 года: беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Собственно, механизм представления и рассмотрения ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища четко регламентирован статьями 8-12 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденного Указом Президента РФ от 21 июля 1997 года (далее - Положение).

В частности, лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания с письменным ходатайством.

В обязательном порядке в ходатайстве на имя Президента Российской Федерации о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о мотивах подобного обращения, то есть о наличии причин для реализации лицом права политического убежища в Российской Федерации, изложенных в ст. 2 Положения (см. выше), а также необходимые автобиографические сведения. Кроме того, при подаче ходатайства заявитель вправе также представлять любые документы в обоснование своего ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища. 11

Федеральная миграционная служба рассматривает поступившие ходатайства в порядке, утвержденном приказом ФМС РФ от 5 декабря 2007 г. № 451 "Об утверждении административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства".

В частности, сотрудник территориального органа ФМС России, ответственный за прием ходатайства, принимает документы, удостоверяющие личность заявителя, делает их ксерокопию, проверяет тождественность личности предъявителя с лицом, изображенным на фотографии в документе.

После заполнения ходатайства сотрудником территориального органа ФМС России, ответственным за прием ходатайства, проводится опрос заявителя с заполнением анкеты, которая является составной частью ходатайства. На первую страницу анкеты наклеивается фотография заявителя.

Анкета заполняется на русском языке сотрудником территориального органа ФМС России со слов заявителя. Каждая страница анкеты подписывается заявителем.

После заполнения анкеты и пятнадцатиминутного перерыва с заявителем проводится индивидуальное собеседование. Все задаваемые заявителю вопросы и ответы на них фиксируются в опросном листе, который является составной частью ходатайства.

Вопросы должны касаться мотивов обращения заявителя за предоставлением Российской Федерацией политического убежища.

Каждая страница опросного листа подписывается заявителем.

Ходатайство, анкета, опросные листы и другие документы, представленные заявителем в обоснование ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, формируются в личное дело заявителя.

Личному делу присваивается номер, который соответствует порядковому номеру обращения с ходатайством о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.

Сведения об иностранных гражданах и лицах без гражданства, подавших ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, заносятся в государственную информационную систему миграционного учета. Каждое обращение с ходатайством о предоставлении Российской Федерацией политического убежища регистрируется в Книге учета обращений с ходатайством о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.

После подачи ходатайства заявитель подлежит обязательной дактилоскопической регистрации в порядке, предусмотренном п. "и" статьи 9 Федерального закона от 25 июля 1998 года № 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации". Обязательную дактилоскопическую регистрацию заявителя проводит уполномоченный сотрудник территориального органа ФМС России по месту подачи заявителем ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища. 12

После индивидуального собеседования с заявителем, заполнения анкеты и опросного листа ответственный за прием ходатайства сотрудник территориального органа ФМС России устанавливает наличие (или отсутствие) оснований, при которых ходатайство о предоставлении Российской Федерацией политического убежища не принимается к рассмотрению.

К таким основаниям статья 5 Положения относит следующие:

Лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

Лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;

Лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

Лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

Лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ (например, из Республики Беларусь или Республики Казахстан), без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации "О беженцах";

Лицо представило заведомо ложные сведения;

Лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;

Лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

После анализа и оценки полученной информации ответственный сотрудник представляет руководителю территориального органа ФМС России соответствующее мотивированное заключение.

В заключении отражаются основные биографические данные заявителя, его доводы в обоснование ходатайства, информация о внутриполитическом положении в стране происхождения заявителя, а также выводы и предложения о возможности принятия ходатайства к рассмотрению.

Руководитель территориального органа ФМС России рассматривает заключение и принимает решение о целесообразности направления ходатайства для рассмотрения в ФМС России либо о наличии оснований для отказа в приеме ходатайства к рассмотрению. При наличии оснований для отказа в рассмотрении ходатайства заявителю в течение пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства вручается или направляется уведомление с указанием причин отказа в приеме к рассмотрению ходатайства.

В случае принятия ходатайства к рассмотрению заявителю на период рассмотрения ходатайства выдается Справка о законном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.

Справка наряду с документами, удостоверяющими личность заявителя, является подтверждением его законного пребывания на территории Российской Федерации. Выдача справок регистрируется в Книге учета обращений с ходатайством о предоставлении Российской Федерацией политического убежища. Выдаваемой справке присваивается соответствующий порядковый номер, под которым она зарегистрирована.

Справка оформляется на бланке территориального органа ФМС России, в верхнем левом углу которого расположен угловой штамп с реквизитами территориального органа ФМС России. Там же проставляется дата выдачи и порядковый номер справки.

В реквизите "Настоящая справка выдана" указывается фамилия, имя (имена), отчество заявителя в дательном падеже.

В реквизите "Гражданство" указывается гражданская принадлежность заявителя, подтвержденная паспортом иностранного гражданина либо иным документом, установленным федеральным законом или признаваемым в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

В справке также проставляются: дата принятия к рассмотрению ходатайства, наименование и номер контактного телефона территориального органа ФМС России, принявшего ходатайство к рассмотрению, номер личного дела заявителя.

В реквизите "Документ, удостоверяющий личность" указывается наименование документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, и его реквизиты (кем выдан, номер, дата выдачи, срок действия).

На оборотной стороне справки в реквизите "С ним находятся" перечисляются члены семьи заявителя, пребывающие с ним в Российской Федерации [фамилия, имя (имена), отчество; дата рождения; степень родства; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность члена семьи (его реквизиты)].

Далее проставляются дата выдачи справки и срок ее действия. Указывается должность и специальное звание руководителя территориального органа ФМС России, проставляется подпись руководителя и делается ее расшифровка (имя, отчество, фамилия).

Подпись руководителя территориального органа ФМС России заверяется печатью территориального органа ФМС России.

Как правило, срок действия справки определяется из расчета предполагаемого времени рассмотрения ходатайства заявителя о предоставлении политического убежища. При необходимости срок действия справки может быть продлен, о чем делается соответствующая запись, которая заверяется подписью руководителя территориального органа ФМС России и печатью территориального органа ФМС России. После принятия решения по ходатайству справка изымается органом, ее выдавшим.

Как указано выше, при наличии достаточных оснований для рассмотрения ходатайство направляется в центральный аппарат ФМС России для его рассмотрения. К ходатайству приобщаются заключение территориального органа ФМС России о целесообразности направления ходатайства для рассмотрения в ФМС России и материалы личного дела заявителя.

Днем принятия к рассмотрению ходатайства считается день поступления в ФМС России всех необходимых для его рассмотрения материалов.

Федеральная миграционная служба России рассматривает поступившее ходатайство и приложенные к нему материалы, после чего запрашивает заключения МИД России, МВД России и ФСБ России. С этой целью в данные инстанции направляются копии ходатайства и материалов личного дела заявителя. Срок рассмотрения ходатайств в Федеральной миграционной службе, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов. 13

На основании статьи 89 Конституции Российской Федерации решение вопросов предоставления политического убежища возложены на Президента Российской Федерации. В этой связи после рассмотрения ходатайства и получения заключений МИД России и ФСБ России все материалы со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления заявителю политического убежища Российской Федерацией ФМС РФ направляет в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Данная Комиссия рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства территориальный орган ФМС России вручает или направляет лицу уведомление о том, что его дальнейшее пребывание на территории Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится Указом Президента Российской Федерации, который вступает в силу со дня его подписания.

Федеральная миграционная служба РФ в 7-дневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.

Лицу, получившему политическое убежище, а также членам его семьи территориальным органом ФМС России по месту обращения лица с ходатайством выдается Свидетельство о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства Российской Федерацией политического убежища.

Выдаваемому свидетельству присваивается порядковый номер, под которым он зарегистрирован в Книге учета обращений иностранных граждан и лиц без гражданства с ходатайством о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.

В реквизите "Настоящее свидетельство выдано" указывается фамилия, имя (имена), отчество заявителя в дательном падеже.

В реквизите "Гражданство" указывается гражданская принадлежность владельца, подтвержденная паспортом иностранного гражданина либо иным документом, установленным федеральным законом или признаваемым в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

При наличии у заявителя документа, выданного иностранным государством и признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, либо разрешения на временное проживание или вида на жительство, выданных на территории Российской Федерации, в реквизите "Гражданство" указывается "Лицо без гражданства".

В свидетельстве указываются дата и номер указа Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.

В реквизите "Паспорт (иной документ, удостоверяющий личность)" указываются наименование документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, и его реквизиты (кем выдан, номер, дата выдачи, срок действия).

В реквизите "Свидетельство выдано" указывается наименование территориального органа ФМС России. Далее проставляется дата выдачи свидетельства. Указывается должность и специальное звание руководителя территориального органа ФМС России, проставляется подпись руководителя и делается ее расшифровка (имя, отчество, фамилия). Подпись руководителя территориального органа ФМС России заверяется печатью территориального органа ФМС России.

При выдаче свидетельства справка о законном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища изымается выдавшим ее территориальным органом ФМС России. 14

Лицу, получившему политическое убежище, и членам его семьи территориальным органом ФМС России оформляется вид на жительство в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. № 794 "Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство".

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Что касается юридических последствий получения политического убежища, то лица, его получившие, обретают возможность пользоваться на территории России правами и свободами и нести обязанности наравне с российскими гражданами, кроме установленных федеральными законами или международными договорами ограничений.

Вместе с тем, законодателем предусмотрены и основания, по которым лицо может быть лишено политического убежища в Российской Федерации. Так, лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:

Возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

Выезда на жительство в третью страну;

Добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;

Приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению Федеральной миграционной службы РФ на основании заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

Лицо также может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища (лишение политического убежища производится указом Президента Российской Федерации) по соображениям государственной безопасности (см. один из принципов принятия суверенного решения о предоставлении политического убежища - соответствие данного решения интересам государства), а также, если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

В данной норме нашла свое преломление резолюция 3074 (ХХVIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1973 г., которая предполагает, что никакое государство, в том числе, Российская Федерация, не должны принимать никаких законодательных или иных мер, которые могли бы нанести ущерб принятым ею на себя международным обязательствам в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества, а также ратифицированные в порядке Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международные договоры Российской Федерации (многосторонние и двусторонние). К примеру, основания и порядок выдачи преступников - граждан третьих государств - предусмотрены Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам государств-членов Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г. (Содружество: Информационный вестник. 1993. № 1. С. 45-67).

Рассматривая право политического убежища, полагаю необходимым отметить одну из особенностей реализации данного правового института. Политическое убежище предоставляется исключительно на территории России. В этой связи помещения дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территориях иностранных государств, пользующиеся экстерриториальностью, не могут в контексте данного вопроса рассматриваться как российская территория. В этом случае следует различать политическое убежище на территории Российской Федерации и в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации (так называемое дипломатическое убежище).

Данная трактовка основана на положениях статьи 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях (1961 г.), недвусмысленно запрещающей использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с функциями данных представительства (см. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. - М.: Фонд "Правовая культура", 1996.).

Заканчивая рассмотрение вопроса о праве человека на политическое убежище и механизме его реализации в Российской Федерации, полагаю необходимым упомянуть также о наличии в иных государствах собственных конституционных норм, действующих в сфере применения данного правового института.

Так, в конституциях Азербайджана, Албании, Болгарии, Венгрии, Германии, Грузии, Испании, Италии, Македонии, Молдовы, Польши, Португалии, Румынии, Словакии, Словении, Украины, Франции, Хорватии, Чехии это право четко закреплено. В частности, согласно Конституции Венгрии "... в Венгерской Республике - в соответствии с условиями, определенными в законе, - обеспечивается право убежища тем иностранным гражданам, равно как и лицам без гражданства, которые в стране их пребывания преследуются по расовым, религиозным, национальным, языковым или политическим причинам, или их опасения относительно преследований являются обоснованными - если ни страна их происхождения, ни какая-либо иная страна не обеспечивают их защиту" (абз. 1 § 65).

Путем толкования соответствующих норм конституций Греции и Мальты можно прийти к выводу, что такое право предусмотрено и в них. Так, в конституции Греции записано, что "запрещается выдача иностранца, преследуемого за свою деятельность во имя свободы..." (абз. 2 ст. 5), а в конституции Мальты - "никакое лицо не должно быть выдано за преступление политического характера" (абз. 2 ст. 43).

Вместе с тем некоторые конституции четко предусматривают и возможности ограничения этого права. Согласно ст. 16а Основного Закона ФРГ это касается лиц, прибывших из государств-членов ЕС или иных государств, в которых обеспечено действие Конвенции о статусе беженцев и Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Специальный закон должен определить список государств, в которых нет политических преследований, бесчеловечных либо унизительных наказаний или обращения и т.д. А в конституции Испании однозначно установлено, что "...террористические акты не являются политическими преступлениями" (абз. 3 ст. 13).

Таким образом, право политического убежища, как одна из составляющих международного права в области защиты прав человека, введено в законодательства значительного числа государств и в той или иной мере реализуется ими сообразно международным соглашениям.

Нестабильная ситуация в собственном государстве побуждает многих иностранцев бросать дом и искать крышу над головой в чужой стране. Такие люди становятся самой незащищенной частью населения, поскольку у них нет практически ничего, что нужно для нормальной жизни, и обеспечить их всем необходимым становится задачей принимающего государства.

Приезжая в Россию, иностранцы могут выбрать один из вариантов легализации своего нахождения в стране:

  • Получить временное убежище в России и пользоваться всеми социальными правами наравне с россиянами.
  • Стать обладателем статуса беженца, который выдается на 3 года и позволяет пользоваться многими льготами, включая получение материальной помощи и пенсии.
  • Получить политическое убежище.
  • в течение 3 месяцев - именно столько могут оставаться в России иностранцы.
  • Подать заявление на , а в дальнейшем стать обладателем .
  • Присоединиться к программе переселения и в последствии вступить в .
  • Получить или , позволяющие легально трудоустроиться в РФ.

Подробно остановимся на первых трех вариантах. Об остальных информация доступна в соответствующих материалах.

Временное убежище

Этот статус впервые введен еще в 1993 году и его появление никак не связано с событиями на Украине, вопреки распространенному мнению. Раньше правом на получение этого статуса пользовались гораздо меньше иностранцев, это были преимущественно вынужденные переселенцы из зон боевых действий различных стран.

Временное убежище (ВУ) - право иностранцев на временное нахождение в России, которое можно получить в двух случаях:

  1. Иностранец имеет основания для получения статуса беженца, но предпочитает ходатайствовать о предоставлении ВУ.
  2. У иностранца отсутствует право на получение статуса беженца, но его депортация за пределы РФ по гуманным причинам не производится. Такими причинами считаются:
    • тяжелое состояние здоровья заявителя и невозможность оказания помощи в стране его проживания. Стоит иметь в виду, что поводом для предоставления ВУ является не наличие у заявителя тяжелой формы какого-либо заболевания, а именно невозможность получить медицинскую помощь в своей стране.
    • в стране проживания заявителя существует реальная угроза для его жизни: военные конфликты, голод, эпидемии.

Например, к гуманным побуждениям можно отнести предоставление ВУ всем, кто уклоняется от мобилизации, не желая сражаться на стороне ВС Украины.

Чтобы получить убежище, иностранец должен обратиться в ФМС (с апреля 2016 года — ГУВМ МВД) и предоставить документы:

  1. Заполненное заявление о предоставлении ВУ (шаблон заполнения можно или найти на сайте gosuslugi.ru ). Указываются все члены семьи, прибывшие вместе с заявителем.
  2. Национальный паспорт.
  3. Дактилоскопическая карта.
  4. Документ, подтверждающий родственные связи (при въезде в РФ с семьей).
  5. 4 стандартные фотографии.

На время рассмотрения заявления выдается справка, которая подтверждает права иностранца и его семьи на нахождение в РФ. Само заявление рассматривается не дольше 3 месяцев. После подачи документов в течение 10 дней иностранец и члены его семьи обязаны пройти медицинское освидетельствование, по результатам которого выдается сертификат (2 экземпляра). Один экземпляр остается в медицинском учреждении, второй - передается на руки иностранцу. Сертификат действует один год со дня выдачи.

По результатам проверки ФМС выносит заключение. При положительном решении иностранец получает свидетельство о предоставлении временного убежища, которое становится его удостоверением личности в РФ. Этот документ можно предъявлять при устройстве на работу или, например, в ЗАГС для регистрации брака.

Национальный паспорт иностранца передается на хранение органам ФМС. Именно этот факт вызывает наибольшие сложности и заставляет некоторых иностранцев отказываться от получения статуса. Ведь выезд из РФ становится невозможным, более того, если иностранец все-таки пересечет границу РФ хотя бы на один день, он лишится права на ВУ - таковы миграционные правила.

Трудоустройство

Иностранец, получивший ВУ, вправе трудоустроиться в РФ без получения разрешения на работу и патента. Вместо паспорта предъявляется выданное свидетельство о ВУ, трудовая книжка, диплом об образовании, СНИЛС, ИНН. При приеме на работу в компании, деятельность которых связана со сферой образования, воспитания и развития детей, организации их отдыха, оздоровления и лечения, будущий сотрудник должен предоставить справку об отсутствии судимости. За этим документом следует обращаться в органы внутренних дел.

Права иностранцев, получивших ВУ

На иностранцев и членов их семей, получивших ВУ, распространяются права, установленные ФЗ «О беженцах» (base.garant.ru/10105682/ ), кроме предоставления единовременного пособия:

  • Иностранец, получивший ВУ, имеет право на получение услуг переводчика;
  • Вправе рассчитывать на помощь в приобретении проездных билетов и компенсацию провоза багажа;
  • Пользоваться бесплатными медуслугами по полису обязательного медицинского страхования;
  • Проходить обучение в образовательных учреждениях;
  • Рассчитывать на содействие в профессиональном обучении или трудоустройстве.

Существует и материальная помощь, но ее размер устанавливается индивидуально каждым регионом. Так, к примеру,в Хабаровском крае, эта сумма составляет 5000 рублей на каждого члена семьи. Для получения материальной помощи иностранцы должны обратиться с соответствующим прошением в органы социальной защиты.

В целом, иностранцы имеют социальные гарантии наравне с россиянами: на легальных основаниях они становятся обладателями медицинских полисов и могут посещать поликлиники, получают возможность устраивать детей в детские сады и школы, а также трудиться в российских компаниях без оформления дополнительных документов.

Срок предоставления ВУ и его продление

ВУ предоставляется на один год. В дальнейшем этот срок может продлеваться еще на 12 месяцев до тех пор, пока сохраняется причина предоставления ВУ. К примеру, украинцы, получившие этот статус, должны будут покинуть пределы РФ после окончания войны в их стране.

Для продления ВУ подается письменное заявление в ФМС не позже чем за 1 месяц до окончания срока действия уже выданного свидетельства.

Утрата и лишение права на ВУ

  1. Если иностранец хотя бы на один день покинет пределы России, то он лишится права на ВУ. По возвращению в РФ всю процедуру придется начинать сначала.
  2. Права на ВУ утрачивается иностранцами, получившими РВП в РФ или гражданство другой страны.
  3. Право на ВУ теряется после устранения обстоятельств, которые послужили поводом для предоставления ВУ.

Иностранец лишается права на ВУ, если совершит в РФ преступление, за которое будет осужден. Также ему придется покинуть пределы России, если он сообщил недостоверную информацию и предоставил фальшивые документы.

Предоставление ВУ гражданам Украины

В связи со сложной политической ситуацией на Украине, прошения граждан этой страны рассматривается по упрощенному порядку - в течение 3 дней. Для лиц из других стран этот срок составляет 3 месяца. Украинцы подают письменное заявление установленной формы, куда вписывают прибывших в ними родственников. Подле подачи заявления проходят дактилоскопию. Также органы ФМС обязаны направить заявителя на медосвидетельствование, по результатам которого выдается сертификат. Этот документ в дальнейшем заявитель передает в ФМС.

После принятия положительного решения в течение одного рабочего дня выдается свидетельство о предоставлении ВУ.

Что касается именно граждан Украины, то с августа 2015 года отменен льготный период пребывания украинцев в РФ. Раньше украинцы могли оставаться в РФ в течение 90 дней, причем каждый 3 месяца этот срок продлевался. Сейчас у граждан Украины есть всего 90 дней, чтобы легализовать свое нахождение в России. Это значит, что в течение указанного времени необходимо подать прошение на предоставление ВУ, если был выбран именно это вариант.

Статус беженца

Беженец - индивидуальный миграционный статус, присваиваемый иностранцу, который подвергается личным преследованиям и не может оставаться в своей стране. Распространено ошибочное представление, что беженцы - это люди, которые бегут от войны. Но эта категория граждан юридически не является беженцами, так как в данном случае отсутствует личностное преследование.

Поводом для получения статуса может стать и тот факт, что украинец принимал участие в военных действиях, сражаясь на стороне ополчения, и в данный момент существует угроза его личного преследования со стороны украинских властей. И напротив, как в случае с временным убежищем для украинцев: имеется угроза жизни иностранца, но отсутствуют факты именно личного преследования. Это, к примеру, все украинцы, которые в массовом порядке выезжают с территории своей страны. Угроза жизни есть - но отсутствуют личные преследования. Такие лица не смогут получить статус беженца, но вправе ходатайствовать о предоставлении ВУ (описано выше).

Чтобы оформить статус беженца, иностранец должен обратиться в ФМС и предоставить документы:

  • Прошение о признании беженцем, где указывается причина, по которой заявителю пришлось покинуть свою страну, и прикладываются документы, подтверждающие этот факт;
  • Стандартная фотография;
  • Национальный паспорт;
  • Опросный лист (заполняется при личном собеседовании с сотрудником ФМС);
  • Анкета;
  • Дактилоскопическая карта.

Если выносится положительное решение по ходатайству, то иностранцу присваивается статус беженца, который действует три года, и выдается удостоверение беженца. Национальный паспорт остается на хранении в ФМС.

Беженцы вправе рассчитывать на единовременное пособие и ряд социальный гарантий:

  1. Получение места в детском саду и школах вне очереди;
  2. Право на получение бесплатных медуслуг по полису обязательного медицинского страхования;
  3. Возможность трудоустройства без получения дополнительных разрешительных документов.

Видео: статус беженца или ВУ для украинцев?

Политическое убежище

Политическое убежище (ПУ) дает право иностранцам на проживание в России. Такого рода право могут получить лица, которые ищут спасения от реальной угрозы их жизни и здоровью за общественно-политическую деятельность в своей стране.

Для получения статуса иностранцы должны обратиться в ФМС и предоставить:

  • Ходатайство о предоставлении ПУ (шаблон заполнения можно скачать );
  • Две стандартные фотографии;
  • Национальный паспорт.

Ходатайство подается лично иностранцем в течение 7 дней после въезда в РФ или после наступления обстоятельств, не позволяющих ему вернуться на родину. Заявитель вправе предоставить любые документы, подтверждающие обоснованность его ходатайства.

После приема документов с иностранцем проводится индивидуальное собеседование и заполняется анкета, в которой излагаются обстоятельства, свидетельствующие о необходимости предоставления ПУ, а также биографические данные заявителя. После подачи документов заявитель в обязательном порядке проходит процедуру дактилоскопии.

После приема ходатайства заявитель получает справку, которая становится основным документом, подтверждающим законность нахождения иностранца в РФ.

Ходатайство рассматривается не дольше одного месяца. В случае подписания Президентом РФ прошения заявитель получает свидетельство о предоставлении политического убежища и ему в установленном порядке оформляется ВНЖ.

  1. Иностранцам прибывшим из стран, с которыми у РФ установлен безвизовый режим;
  2. Лицам с судимостью;
  3. Иностранцам, прибывших из третьей страны или имеющих гражданство третьей страны, где они не подвергаются преследованиям;
  4. Иностранцам, сообщившие ложные сведения.

Право на ПУ будет утрачено, если иностранец покинет Россию, получит российский паспорт или подданство другой страны.

Видео: репортаж о получении временного убежища в России

(Пока оценок нет)

    Анатолий Сказал(а):

    подал документы на ВУ.дали СПРАВКУ.на работу по ней устроится не могу.патент взять тоже не имею права,т.к. в миграционной карте указана цель визита-частный. ВОПРОС: ЗА ЧТО 3 МЕСЯЦА ЖИТЬ???

    Мария Сказал(а):

    Всем привет.Читаю ваши коменты и в шоке…Мы с семьей приехали в 14 году,сразу сделали рвп,благо проблем с регистрацией не было,от бабушки осталась квартира в г.Оренбурге.Пришли в январе 17 года сдавать документы на внж,нам сказали,что уже времени не хватает,нужно ровно за 6 месяцев,до окончания рвп,а у нас не хватало 9 дней…но не переживайте мы обязательно что нибудь придумаем,это нам сказала начальник отдела фмс по мигрантам-милейшая женщина,спасибо ей огромное.Она говорит,что у них есть негласный приказ,украинцев(речь идет о Донецкой и Луганской об)нельзя даже предлогать выезжать за пределы РФ.Через месяц позвонили сказали придти,предложили сдать документы на ву,что мы и сделали,кстати все сделали за два дня,ждали медицину дольше 10 дней.Сказали что ву будет через 3 месяца,я спрасила,может ли быть такое,что нам откажут,инспектор сказала что нет,украинцам не отказываем-вы же наши….через 5 недель позвонили,пригласили получить ву.Регистрацию с рвп перенесли там же в фмсв паспорт ву.Так что все быстро,без проблем,криков и очередей.Все милые,добрые и отзывчивые,и все нам повторяют-ВЫ НАШИ….

    Инна Сказал(а):

    Живу в Брянской обл. Временное убежище оканчивается 05.07.2017г (3 года как я в РФ,с малолетней дочкой,она пошла здесь в школу)работу официально так и не нашла,как быть с РВП,если документы не принимают без трудоустройства? Я сама родилась и окончила школу в РФ (Брянской обл),хочу РВП оформить не получается,помогите,кто столкнулся с такой же проблемой!

    Юра Сказал(а):

    Деньги-то деньгами так знать бы кому и куда.. ведь деньги есть а тебе гоняют как мальчика, ведь тоже предложили выехать из страны а дома украинские войска, есть вероятность что не вернусь, да и съездить это как ведь живу в Магадане а это 10500 км в одну сторону а это финансы и время и никому нет дела до тебя в ФМС никто ничего не объясняет а что бы попасть в кабинет надо пару дней от сидеть в очереди с братским народом Узбекистана вот так вот начал суетится еще до нового года потом руки опустил и все ужасно устал от этих документов а еще надо жить работать и уведомить о своих доходах только когда всем этим заниматься 🙂

    Катя Сказал(а):

    Подскажите, в каком регионе в 2017 году все еще можно получить временное убежище? Хотела ехать в Краснодар к дальним родственникам, но там, я так понимаю, уже не дают ВУ(

Право на предоставление убежища - одно из наиболее старых прав человека, связанных с гражданством и защитой человека от преследования по религиозным, политическим, идеологическим мотивам. Под убежищем можно понимать два института: институт временного убежища, предоставляемого в России на основании положений Федерального закона "О беженцах" и институт политического убежища, регулируемый Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденного Указом Президента РФ от 21.07.1997 № 746.

Временное убежище предоставляется по просьбе иностранного гражданина или лица без гражданства, если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом "О беженцах", но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Условием для предоставления временного убежища является прохождение медицинского освидетельствования и положительное решение Федеральной Миграционной Службы России. Право на временное убежище удостоверяет свидетельство. Лицо, получившее убежище сдает свои документы - паспорт, иные удостоверения личности в ФМС России на хранение. Закон не устанавливает срок предоставления права на временное проживание на территории РФ.

Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства). В дальнейшем оно может получить статус беженца или претендовать на получение гражданства РФ.

Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Убежище предоставляется по ходатайствую ищущего убежище лица и производится указом Президента РФ.

Ходатайство подается в Федеральную Миграционную Службу России в семидневный срок с момента прибытия в Россию или с момента возникновения невозможности вернуться в страну, гражданином которой является ходатайствующее лицо. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения. На время рассмотрения ходатайства лицо получает от ФМС России справку о законном пребывании лица на территории Российской Федерации.

Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если

1. Лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

2. Лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;

3. Лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

4. Лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека (список таких стран ежегодно формирует МИД России);

5. Лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации "О беженцах";

6. Лицо представило заведомо ложные сведения;

7. Лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;

8. Лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При положительном решении вопроса о предоставлении политического убежища лицу выдается соответствующее свидетельство.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных законом для иностранных граждан и лиц без гражданства.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Политическое убежище предоставляется бессрочно.

Нормативные правовые акты, регулирующие процедуру предоставления права на убежище:

1. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 22.12.2014) "О беженцах";

2. Указ Президента РФ от 21.07.1997 № 746 (ред. от 12.07.2012) "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища";

3. Приказ ФМС РФ от 05.12.2007 № 451 (ред. от 22.01.2010) "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.02.2008 N 11245).

Российская Федерация предусматривает для обездоленных три вида убежища: политическое, временное и статус беженца. Если последние два понятия знакомы нашим соотечественникам, то убежище политическое вызывает лишь смутные представления. К кому применяется эта процедура?

Особенности статуса

Политическое убежище - это право на въезд и пребывание иностранца или апатрида в определенной стране. Получить этот статус может лицо, обратившееся с прошением к государственным властям.

Порядок предоставления политического убежища в РФ утверждается Положением, подписанным президентом России 21.07.1997 № 746. Власти РФ готовы предоставить убежище и защиту тем, кто лично стал жертвой или кому грозит преследование в стране гражданской принадлежности или места жительства за свои убеждения и общественно политическую инициативу. Важное условие: действия ходатая не должны идти вразрез с предписаниями международного права и принципы демократии, принятые мировым сообществом.

Предоставление политического убежища в РФ - довольно редкое явление. Согласно данным миграционной службы, этот статус получают считанные единицы.

Как правило, нуждающиеся в защите или временное убежище.

Требования к соискателю

Как получить политическое убежище в России? Если обстоятельства вынуждают человека искать защиты, он должен лично явиться в местное подразделение ГУВМ МВД (бывшая ФМС) и подать письменное ходатайство. Эти действия следует предпринять в семидневный срок, который отсчитывается с момента:

  • прибытия на территорию РФ;
  • возникновения факторов, не позволяющих человеку вернуться в страну, жителем которой он является, или в государство своего проживания.

Миграционная служба не принимает ходатайства в электронном виде. Кроме заявления, иностранец может предоставить любые документы, позволяющие обосновать причину подачи прошения о предоставлении убежища.

Действия сотрудника миграционной службы

Согласно регламенту ГУВМ МВД России, сотрудник местного подразделения должен:

  1. Принять документы.
  2. Сделать их ксерокопию.
  3. Убедиться в подлинности документов.
  4. Провести собеседование с заявителем, внося данные в графы опросного листа.
  5. Сформировать пакет документов в личное дело.
  6. Провести дактилоскопическую регистрацию заявителя.
  7. Установить наличие/отсутствие оснований, по которым ходатайство не принимается;
  8. Мотивировать заключение перед главой территориального органа.

Заявитель имеет право в установленном порядке обжаловать действия или бездействие сотрудников миграционной службы у руководителя или в суде.

Легализация положения

Если должностное лицо ГУВМ приняло ходатайство, заявитель получит справку установленного образца. Наряду с удостоверением личности эта справка служит подтверждением законности его пребывания на территории России в период рассмотрения прошения.

После рассмотрения ходатайства миграционный орган направляет дело в МИД и ФСБ. Получив заключение этих служб, материалы дела передаются Комиссии по вопросам гражданства при президенте РФ.

Если президент России принимает благоприятное решение и подписывает соответствующий указ, в течение 7 дней заявитель получает уведомление от миграционной службы.

Политическое убежище предоставляется также членам семьи ходатая. Все они получают документ, который называется «Свидетельство о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства Российской Федерацией политического убежища». Те, кому Российская Федерация предоставляет политическое убежище, могут начинать процедуру получения ВНЖ.

Территориальный орган ГУВМ уведомляет ходатая и об отказе президента. С этого времени его положение в России регулируют законы, определяющие порядок пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

Главные ограничения

Убежище можно получить только в исключительных случаях и лишь на время, необходимое для обеспечения защиты просителя. Кому не предоставляется право политического убежища, определено п. 5 Положения; в перечне основными причинами можно назвать то, что мигрант:

  • подлежит уголовной ответственности или иной ответственности за преступления, согласно законам РФ или нормам ООН;
  • прибыл из безвизовой для РФ страны и имеет основания для получения статуса беженца;
  • предоставил ложные сведения;
  • имеет гражданство третьей страны, в которой его не преследуют (или прибыл в РФ) из такой страны).

Право на предоставление убежища можно утратить.

Основные причины утраты:

  • возврат в государство гражданской принадлежности / места жительства;
  • выезда на проживание в третью страну;
  • отказ от статуса;
  • получение гражданства РФ или другой страны.

Решение о лишении статуса выносит та же Комиссия по вопросам гражданства после рассмотрения оснований, представленных миграционными органами, и заключений МИД, МВД и ФСБ РФ.

Предоставление временного убежища: видео

С каждым годом политическая ситуация в мире всё больше накаляется, поэтому всё больше людей интересуется, как получить политическое убежище. Среди них есть и россияне, и украинцы, и белорусы, и выходцы из среднеазиатских республик. Процесс этот непростой и часто длительный. Он, как правило, требует многих документов и их легализации. Однако даже идеальное оформление документации не может стать гарантией успеха, так как по тем или иным причинам большой процент прошений ежегодно отклоняется. Поэтому очень важно трезво оценить свои шансы на получение желаемого статуса и тщательно изучить особенности его оформления.

Что такое политическое убежище и зачем оно нужно

Институт современного международного и внутригосударственного права определяет политическое убежище как некое право человека, не являющегося гражданином определённой страны, находиться длительное время на её территории и пользоваться защитой её законодательства.

Кто может попросить о политическом убежище

Согласно Всеобщей декларации прав человека, а также Женевской конвенции 1951 года, политическое убежище предоставляется гражданину другого государства в случае его преследования на территории страны, в которой человек проживал ранее. Убежище служит способом защиты физического лица от разного рода гонений на родине по некоторым причинам:

  • по религиозной принадлежности;
  • по ориентации;
  • по политическим взглядам;
  • по признакам расы и национальности;
  • по социальной позиции.

Однако процедуры в разных странах могут несколько отличаться. К слову, некоторые государства вообще не выделяют политических беженцев как отдельную категорию вынужденных переселенцев (например, Германия).

Обратите внимание, что для предоставления заявителю политического убежища порой мало свидетельств ущемления его прав со стороны отдельных местных органов власти. Заинтересованное лицо должно иметь доказательства того, что он преследуется властью или общественностью в целом и не может избежать притеснений и опасностей на территории родного государства.

Видео: политическая эмиграция из России, история и современность

Права беженца

Получение убежища даёт право заявителю получать финансовую и гуманитарную помощь от государства в виде еды и одежды, а также какое-то время проживать в специально созданных лагерях на его территории. Политическое убежище спустя определённый срок позволяет подавать заявление на получение вида на жительство, даёт право заявителю официально трудоустраиваться и получать помощь от государства, принявшего беженца, в виде всевозможных пенсий и пособий (если такие предусмотрены государством). Как правило, заявитель также имеет право привезти в страну своих родственников, то есть супруга/супругу и детей, которые не достигли совершеннолетия.

Политическое убежище не даётся пожизненно. Как правило, оно предоставляется на пять-десять лет, а при необходимости и при наличии на то причин продлевается. Важно, что человек может быть лишён статуса беженца и ранее, чем через пять-десять лет после получения убежища. К примеру, когда он получил статус на основании политических гонений, а в течение какого-то периода времени политическая ситуация в его родной стране изменилась в лучшую для беженца сторону, то есть причина для опасений жить на родине утратит свою актуальность.

Видео: лекция о статусе беженцев

Процедура предоставления убежища

Просить об убежище можно при пересечении границы или уже по прибытии в страну назначения. Чем раньше, тем лучше. Если человек уже провёл определённое время за рубежом, а затем попросил о политическом убежище, это заставит власти подозревать, что угроза на родине является мнимой, а заявитель хочет иммигрировать по другим причинам. Важный момент: перелёт/переезд в страну назначения должен происходить напрямую из страны, на территории которой проживал заявитель. Возможность приезда через транзитные государства допускают лишь немногие. Большинство же ссылается на правило, согласно которому убежище должно быть запрошено в первой стране, безопасной для проживания просителя.

Одна из главных составляющих процедуры в любой стране мира - предоставление государству убедительных свидетельств того, что на родине заявителю и его семье действительно угрожала реальная опасность. Обычно именно от этих документов зависит решение миграционных служб о принятии или отклонении заявления заинтересованного лица.

Документы, подтверждающие причину заявления

Документами, доказывающими преследование по политическим мотивам, могут быть:

  1. Вызовы в правоохранительные органы, документы решений суда, вызовы в прокуратуру, документы из налоговой - всё, что может свидетельствовать об ущемлении прав человека со стороны властей. Этот пункт имеет место, если в истории заявителя фигурирует преследование его по причине непринятия политических взглядов или социальной позиции, вследствие чего в отношении заявителя были совершены неправомерные действия со стороны органов власти.
  2. Медицинские справки о нанесении ущерба здоровью и справки от психолога, если такие имеются. Данные документы служат подтверждением того, что жизни и здоровью действительно представляется опасность и был нанесён ущерб.
  3. Показания свидетелей. Если есть люди, которые стали очевидцами неправомерных действий по отношению к вам и могут подтвердить подлинность причины вашей просьбы о политическом убежище, их заявление также прилагается к основным документам. Заявление свидетеля пишется в свободной форме, оно заверяется личной подписью очевидца и копией его документа, подтверждающего личность (паспорта).
  4. Фото и видео, подтверждающие вашу принадлежность к каким-либо политическим организациям или общественным движениям, участие в митингах и многое другое. Сюда же можно отнести фотографии, на которых запечатлены телесные повреждения, нанесённые вам, порча имущества, угрозы. На фотографии целесообразно с обратной стороны оставить подпись с датой съёмки и изображённого на ней действия.
  5. Материалы из газет или любых других местных изданий. Это могут быть вырезки отдельных статей, в которых освещается ваша ситуация или которые каким-либо образом затрагивают тему вашего бегства из страны.

Важно, что документы, прилагаемые в качестве свидетельства причины, должны быть переведены на язык той страны, где вы намереваетесь получить политическое убежище.

Подтверждением преследования могут послужить фотографии, на которых изображено неправомерное задержание или побои со стороны силовиков

Рассмотрим на примере . Предположим, что в какой-то коррумпированной стране живёт и работает журналист, который однажды решает проблему коррупции активно изучить и донести её масштабы до общественности. Однако власти всячески препятствуют его действиям и прозрачно намекают на то, чтобы он прекращал работу в этом направлении. Журналисту начинают поступать угрозы, а в один прекрасный день на него нападают неизвестные и наносят телесные повреждения. Стараясь уберечь себя и свою семью от опасности, журналист иммигрирует в другую страну, где просит политическое убежище для себя и своих близких. Для подтверждения факта реальной угрозы он может предоставить свои статьи, из-за которых, собственно, и началось преследование, аудиозаписи, видео, фотографии разного рода угроз с подписью на обороте (если их, конечно, удалось зафиксировать на камеру), медицинские справки и выписки о состоянии здоровья и свои фотографии в изувеченном виде. Сюда же можно прикрепить различные фотографии корреспондента с места расследования, которое он проводил, дабы засвидетельствовать факт, за что его начали преследовать, и многое другое. Также он даёт подробное описание своих действий, где излагает ход событий с момента появления угрозы до момента приезда на территорию второго государства. Если журналист попытается доказать, что власть его преследует, прилагая лишь свидетельства угрозы ему только со стороны одного отдельного чиновника, о коррумпированности действий которого, предположим, собирался данный материал, то, скорее всего, заявление будет отклонено. Но если он преследовался всеми органами власти и был в опасности в любом уголке родной страны, его шансы получить политическое убежище будут намного выше.

Журналист и общественный деятель Андрей Некрасов получил политическое убежище в Литве после угроз расправы и попытки ареста

Андрей Некрасов вёл расследования коррупции и казнокрадства чиновниками республики Удмуртия. Кроме того, он основал общественное движение «Свой Дом», которое протестовало против сноса домов и насильственного выселения жителей Ижевска близкими к власти девелоперами, и вместе с товарищами создал независимый профсоюз работников завода «Ижмаш» (Консорциум «Калашников»), который боролся за повышение зарплаты. Он неоднократно получал угрозы в свой адрес. За попытку создания в Ижевске регионального подразделения «Объединённого гражданского фронта» власти обвинили журналиста в мошенничестве и приговорили к трём годам условного заключения.

Издание «Настоящее время»

https://www.currenttime.tv/a/27186884.html

Интервью для получения политического убежища

Сам процесс проведения интервью может немного отличаться в разных странах, однако всегда его сутью остаётся беседа с заявителем для выяснения обстоятельств его прибытия в страну и субъективного мнения человека о том, что заставило его покинуть родину. Может происходить как в присутствии свидетелей, так и лично с ответственным лицом, представляющим государственный орган. Если заинтересованное лицо языком страны не владеет на высоком уровне, ему желательно явиться на собеседование с переводчиком.

Дата проведения объявляется заявителю за несколько дней. Претендент обязуется явиться вовремя на процедуру и при необходимости привести с собой членов семьи.

Инспектор задаёт заявителю ряд вопросов о причинах отъезда, заставивших человека покинуть государство; задачей заявителя является как можно чётче и детальнее отвечать на вопросы. В этой процедуре очень важна честность в ответах, ведь если где-то в показаниях будет выявлено несоответствие данных, заявление может быть отклонено.

Перед началом интервью постарайтесь сформулировать основные моменты вашей истории: откуда вы, почему и с кем приехали, что собираетесь делать дальше и так далее. Помните, что общаться вам предстоит с живым человеком, поэтому нужно сделать ваш рассказ максимально понятным и правдоподобным для инспектора.

Не стоит ждать результаты интервью сразу после его проведения, ведь они, как правило, становятся известными через несколько дней или даже недель.

Биометрические данные

Прохождение процедуры биометрии является одним из условий получения политического убежища в ряде стран, например, в Соединённых Штатах Америки.

Биометрией называют процесс получения уникальных данных о физиологических особенностях человека, которые фиксируются с целью идентификации его личности. Обычно от заявителей на получение политического убежища требуется сдача отпечатков пальцев.

Процедура проходит довольно быстро, однако если на пальцах заявителя есть какие-то раны или повреждения, то процедуру следует перенести до их полного заживления. Если отсутствует один или несколько пальцев, пометка об этом оставляется в личном деле заявителя.

Кроме отпечатков, во время прохождения процедуры вас могут попросить сфотографироваться с разных ракурсов. Данные фотографии также станут частью вашего личного дела, передаваемого на рассмотрение государственным органам и миграционным службам.

Страны, предоставляющие политическое убежище

Многие особенности процедуры варьируются в зависимости от страны, в которой оформляется политическое убежище. Однако принципы похожи.

Политическое и временное убежище в России

Процесс получения иностранцами политического убежища в России регулируется указом президента РФ №746 от 21 июля 1997 года. Было утверждено положение, в котором говорится, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище физическим лицам, а также их семьям, если установлено, что они нуждаются в защите государства от реально существующей угрозы (конкретные причины уже были упомянуты выше).

В первую очередь заявителю нужно подать прошение в местные территориальные органы ГУВМ МВД РФ в течение одной недели с момента приезда на территорию страны или с момента возникновения обстоятельств, служащих причиной прошения о политическом убежище. Заявление подаётся в письменном виде, к нему прилагается ряд соответствующих документов:

  1. Паспорт заявителя или любой другой документ, подтверждающий личность человека. Важно учесть, что отсутствие документов, подтверждающих личность, не может быть расценено сотрудниками ГУВМ МВД РФ как повод для отклонения заявления.
  2. Две цветные или чёрно-белые фотографии претендента, на которых чётко видно лицо. Он не может быть изображён в головном уборе или очках.
  3. Документы, подтверждающие факт преследования или угрозы заявителю и его родным на территории страны, откуда тот приехал. Это могут быть разного рода справки, вырезки из газет, заявление о розыске и другие документы. Все они должны быть переведены на русский язык и, если это возможно, нотариально заверены.

После заполнения заявления иностранец в обязательном порядке проходит специальный опрос и заполняет соответствующую анкету, которая после прилагается к заявлению и считается его составной частью. При необходимости сотрудники МВД также могут предложить заявителю прохождение индивидуального собеседования.

После подачи прошения иностранец обязуется пройти дактилоскопическую регистрацию.

Эдвард Сноуден из-за преследований в США запросил политическое убежище в России, но получил только временное

Все документы, приложенные заявителем, а также само заявление, собираются в отдельную папку, которой позже присваивается номер. Эта папка направляется в Комиссию по вопросам получения гражданства при Президенте РФ, которая в течение одного месяца должна принять решение об отклонении или одобрении заявления.

Стоит сказать, что шансы на получение политического убежища в России чрезвычайно малы. Но если Комиссия отказала в этом статусе, можно попробовать запросить временное убежище на три года, а в случае успеха легализоваться в стране, оформив вид на жительство, а затем (при желании) - гражданство.

США

В наше время тема получения политического убежища в Штатах стала очень обсуждаема. Всё больше людей планирует переехать в Америку таким путём.

Видео: вопросы и ответы по поводу получения политического убежища в США

Ничего нового в списке оснований для этого нет. США, как и другие страны, предоставляют возможность получения политического убежища по причине расовых дискриминаций, религиозный и политических преследований и т. д. Однако свои особенности у местной процедуры всё-таки есть:

  1. Заявитель не должен находиться на территории Америки более одного года на момент подачи ходатайства. Если это всё же произошло, необходимо предоставить государству документальное подтверждение уважительной причины, почему заявление не было передано ранее.
  2. В Америке пакет документов, которые будут необходимы при подаче заявления на политическое убежище, называется кейсом. Заявитель предварительно должен собрать все необходимые документы и обязательно оформить их надлежащим образом, иначе прошение будет отклонено. Отличительной чертой американского кейса является обязательное оглавление, включающее все приложенные документы.

Кейс должен быть отправлен по почте в Службу по иммиграции и гражданству США. После принятия готового пакета документов заинтересованное лицо вызывается для прохождения биометрии, где у него будут взяты отпечатки пальцев. Явиться туда ему следует в течение двух недель, в противном случае его ходатайство будет аннулировано.

Процесс предоставления политического убежища в США может проходить по-разному, в зависимости от обстоятельств прибытия и подачи запроса

Последним шагом на пути к получению политического убежища в США становится прохождение анкетирования (интервью). Эта процедура происходит при личном общении заявителя и представителя Службы иммиграции. Точно установленной даты проведения процедуры нет, человек вызывается на беседу с государственным служащим в течение нескольких дней или недель. Когда дата будет назначена, важно побеспокоиться о наличии на процедуре переводчика, особенно если заявитель не владеет устным английским языком на довольно высоком уровне. Решение по данному делу не принимается сразу. В течение нескольких дней после беседы государственные работники изучают документы заявителя и анализируют его историю. Положительный или отрицательный ответ сообщается по почте либо путём его вызова в соответствующие инстанции.

Не нужно надеяться на чрезмерную снисходительность американских властей. Обычно три человека из четырёх получают отказ на предоставление политического убежища в этой стране.

Видео: как получить политическое убежище в Америке

Евросоюз

В целом порядок процедуры в разных странах ЕС довольно похож. Однако перед тем как выбирать страну для получения политического убежища, стоит всё же уточнить отдельные моменты. К примеру, некоторые государства строго относятся к порядку пересечения границы, то есть требуют от иностранцев исключительно легального въезда в государство (например, Германия). Нередко допускается приезд только непосредственно из родной страны, без пересечения территории транзитных государств (Германия, Америка). Но иногда власти не только не ставят условия прямого приезда, но и допускают нелегальное пересечение границ государства, если обстоятельства не предоставляли иммигрантам иной возможности (например, Швейцария).

Видео: как получить политическое убежище в Германии

Отличаться может пакет документов, которые заявителю следует предоставить властям и порядок их оформления. Эти особенности должны сообщаться местными ответственными органами, в которые обращается заявитель.

В разных странах рассмотрением дел о получении иностранцами политического убежища занимаются разные органы. К примеру, в Великобритании за это отвечает Национальная служба поддержки беженцев, в Германии - Федеральное ведомство по вопросам предоставления статуса беженца иностранным гражданам, в Швейцарии - Федеральный совет по делам беженцев и так далее.

Если вы не знаете, куда обращаться, вы всегда можете уточнить это сразу по приезде в государство, обратившись к пограничникам.

Видео: как стать беженцем в Испании

Почему могут отказать и можно ли подать заявление повторно

Важно понимать, что не всегда и не все прошения одобряются. Существует ряд объективных причин и отдельные категории граждан, заявления которых не будут приняты к рассмотрению. Также существуют факторы, в силу которых оно может быть отклонено. Итак, ходатайство не принимается или отклоняется, если:

  • заявитель уезжает из страны своей гражданской принадлежности или прошлого проживания с целью укрыться от наказания за действие, которое считается преступлением в стране, где человек подаёт заявление на убежище, а также если он является обвиняемым по какому-либо криминальному делу;
  • человек приехал в страну из третьего государства, в котором неправомерных действий в отношении него совершено не было;
  • заявитель приехал из страны, имеющей достаточно развитые и устоявшиеся институты защиты прав людей, в которой он может оставаться в безопасности;
  • лицо является гражданином третьей страны, на территории которой угрозы его жизни и деятельности нет;
  • человек иммигрирует с целью изменения своего материального положения;
  • иммигрант не желает возвращаться в родную страну по причине чрезвычайных пришествий (техногенные катастрофы, стихийные бедствия), а также голода, военных действий, вспышек эпидемии и так далее;
  • информация, описанная в документах, была неверной;
  • причины, указанные в заявлении, утратили свою актуальность (к примеру, если политическая ситуация изменяется в более благоприятную для заявителя сторону).

Если заявление отклонили, некоторые страны предоставляют право его обжалования. Также есть возможность повторной подачи документов. Но только в том случае, когда обстоятельства существенно изменились. Как правило, если миграционные службы сочли причину запроса убежища неубедительной, настаивать на своём смысла не имеет.

Если по заявлению отказано окончательно, принимающую страну придётся покинуть, иначе иностранцу может грозить принудительная депортация

Причины лишения статуса

Утратить политическое убежище заинтересованное лицо может как добровольно, так и в принудительном порядке. Осознанно потерять статус можно, если человек:

  • покидает страну и возвращается на родину;
  • получает гражданство страны, в которой находится, либо любого другого государства;
  • покинул страну и получил разрешение на проживание в другом государстве;
  • самостоятельно добровольно отказывается от политического убежища в ходе соответствующей юридической процедуры.

Государство принимает решение о лишении человека политического убежища принудительно, если он:

  • представляет угрозу государственной безопасности;
  • совершает действия, противоречащие принципам ООН;
  • совершает преступления и всячески нарушает законы принявшей его страны.

Человек получил убежище, что дальше?

Когда цель достигнута, у многих людей возникает вопрос о том, что им делать дальше. В первую очередь нужно определиться с источником дохода. Как правило, принимающая сторона выплачивает беженцам пособие. К примеру, Америка выделяет им ежемесячно около 400 долларов, а также даёт медицинскую страховку и возможность бесплатного обучения для дальнейшей работы на некоторых должностях (например, кассир или медсестра). Однако не во всех странах помощь государства будет так ощутима. Словом, первым делом после получения убежища нужно искать работу, дабы даже в чужой стране иметь возможность снимать жилье и обеспечивать себя хотя бы самым необходимым.

Очень важно после получения статуса беженца следовать законам страны, на территории которой находитесь: в случае неуважения традиций, культуры и законодательства вы можете лишиться всего, что было предоставлено принимающим государством

Спустя некоторое время жизни беженцев в стране с данным статусом у них появляется возможность получить временный вид на жительство, право на постоянное проживание или даже гражданство. Все зависит от законодательства принимающей стороны. Поэтому, немного обосновавшись в новой стране и приняв решение связать свою дальнейшую жизнь именно с этим государством, самое время проконсультироваться с юристами и узнать особенности процедур получения ВНЖ, ПМЖ и гражданства. И, если есть возможность и желание, можно начинать собирать документы для получения нового статуса.

Итак, следует вывод, что получение политического убежища может стать не только непростым, но и длительным процессом. На рассмотрение заявлений порой уходит несколько месяцев, а иногда и несколько лет. Однако достижение этой цели всё же вполне реально, если приложить максимум усилий и следовать всем требованиям государства. Часто специалисты также советуют обращаться за помощью к адвокатам и профессиональным переводчикам, чтобы увеличить свои шансы на успех. Также важно изучить все тонкости законодательства страны, в которую вы собираетесь иммигрировать, чтобы непосредственно во время процесса оформления не растеряться, если возникнут трудности. Не стоит забывать о том, что после отрицательного ответа властей вы можете подать апелляцию и добиться того, чтобы ваше заявление было снова рассмотрено. Словом, нам остаётся лишь пожелать удачи и терпения тем, кто планирует получить политическое убежище. Верьте в себя, и тогда у вас всё обязательно получится!