Ремонт Стены Уход

Профессиональная культура инженера. Духовно-нравственная подготовка инженера в вузе

Вопрос: Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, хочет присвоить водителям автомобилей 1-й и 2-й классы и установить надбавку за классность. На основании какого документа работодатель вправе это сделать? Какие требования должны предъявляться к водителям и какова процедура присвоения классов? Ответ: Порядок присвоения водителям классов работодатель может предусмотреть в локальном нормативном акте организации. Работодатель также вправе устанавливать водителям надбавки к заработной плате в зависимости от классности, порядок выплаты которых должен быть прописан в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте. Обоснование: В настоящее время документом, в котором предусмотрены классы водителей в зависимости от квалификации, является Квалификационный справочник, который действует в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ, на основании ст. 423 ТК РФ.

Об утверждении положения о порядке присвоения водителям классности

ТК РФ единственное исключение — когда с работой по соответствующей должности связано предоставление работнику каких-либо компенсаций, предусмотренных законодательством, в этом случае наименования этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующим положениям профессиональных стандартов. Если работодатель решит установить классы по должности водителя, то он вправе руководствоваться Квалификационным справочником, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102 (далее — Квалификационный справочник).

При этом порядок присвоения работникам классов и требования к ним необходимо будет закрепить в локальном нормативном акте организации.

Как оформить приказ о присвоении 1 класса водителю?

Для этого нужно создать квалификационную комиссию и обеспечить ее функционирование, а также разработать положение о начислении надбавки за классность водителям и положение о присвоении классности водителям - эти условия необходимы для выплаты надбавки.Для решения вопросов о присвоении (снижении) уровня квалификации (классности) на автотранспортном предприятии создается квалификационная комиссия под председательством руководителя организации (владельца лицензии) или иного лица, назначенного соответствующим приказом. Состав и полномочия комиссии могут быть утверждены приказом или распоряжением руководителя организации.


Инфо

Приведем пример. Общество с ограниченной ответственностью «Автопарк-М» Приказ N 28о создании квалификационной комиссии г. Коломна 03 августа 2009 года В целях присвоения квалификационного класса водителям приказываю:1.

О присвоении классности водителям

Внимание

В частности, 3-й класс присваивали всем водителям, прошедшим обучение и получившим водительское удостоверение с разрешенными категориями «B», «C» или только «D», 2-й класс — «B», «C», «E» или только «D» («D» или «E»), а 1-й класс — «B», «C», «D» и «E» <1. Причем 2-й класс присваивается при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном транспортном предприятии, а 1-й класс — при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя 2-го класса.


<1 О категориях транспортных средств см. п. 4 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396 (в ред.
от 14.02.2009). Присвоение классности водителям позволяет устанавливать различные доплаты стимулирующего характера к заработной плате. По нормам ст.

Ipc-zvezda.ru

Парфенов,│ │диспетчер Р.Т. Старостина. │ │ │ │ Повестка дня: │ │ 1. Обсуждение итогов проведенной квалификационной аттестации водителя│ │3-го класса Парамонова Евгения Романовича.

Заслушали: │ │ Представление начальника автобусного парка и аттестационные материалы│ │на Парамонова Евгения Романовича на присвоение 2-го класса. │ │ │ │ Постановили: │ │ Признать Парамонова Евгения Романовича соответствующим всем│ │требованиям для присвоения второго класса. │ │ │ │ Председатель комиссии Зуев /Н.В. Зуев/│ │ │ │ Секретарь комиссии Антипова /А.П. Антипова/│ │ │ │ Члены комиссии Каманина /Е.И.

Каманина/│ │ Гамов /А.Г. Гамов/│ │ Чужайкин /М.А. Чужайкин/│ │ │ │ С протоколом заседания квалификационной комиссии ознакомлен. │ │ Парамонов, 06.11.2009 /Е.Р.

Нюансы присвоения классности водителям

В частности, водителями 3-го класса становились все водители, которые прошли обучение и получили водительское удостоверение с разрешенными категориями В или С или только Д, водителями 2-го класса - В, С, Е или только Д (Д или Е), а водителем 1-го класса - В, С, Д и Е. Причем квалификация 2-го класса присваивается при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном транспортном предприятии, а 1-й класс присваивают при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя 2-го класса на данном предприятии.Присвоение классности водителям позволяет устанавливать к заработной плате различные доплаты стимулирующего характера.
В соответствии с нормами ст.

Доплаты за ненормированный трудовой день водителя Ненормированный рабочий день у машинистов легковых автомобилей – это время, когда работодатель может потребовать выйти на работу после отработанных трудовых часов. Если с водителем ТС заключен трудовой договор, в котором указана возможность ненормированного графика работы, то переработка после условленных часов не будет считаться сверхурочной, а значит начальство не обязано компенсировать ее денежными выплатами. Согласно ст. 119 ТК работнику за это полагается лишь компенсация в виде внеочередного оплачиваемого отпуска. Разъездной характер работы Разъездная работа подразумевает отличные от нормальных условия труда. Все из-за того, что водитель большую часть своего трудового времени находится в дороге.

Доплата за классность водителям и ее особенности

Вопрос о снижении классности водителя рассматривается квалификационной комиссией на основании ходатайства непосредственного руководителя водителя. К ходатайству прилагаются: 1) копии документов о наложении дисциплинарных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей; 2) копии документов о нарушении правил технической эксплуатации автомобиля, правил охраны труда и иных регламентирующих актов в области дорожного движения и безопасности работы водителя автомобиля; 3) копии документов о нарушении Правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или лишение водительского удостоверения. 3. Рассмотрение материалов по снижению (снятию) водителю классности проводится не позднее чем через две недели после дня подачи ходатайства непосредственного руководителя водителя.

Доплата за классность водителям

Вопрос: Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, хочет присвоить водителям автомобилей 1-й и 2-й классы и установить надбавку за классность. На основании какого документа работодатель вправе это сделать? Какие требования должны предъявляться к водителям и какова процедура присвоения классов? Ответ: Порядок присвоения водителям классов работодатель может предусмотреть в локальном нормативном акте организации. Работодатель также вправе устанавливать водителям надбавки к заработной плате в зависимости от классности, порядок выплаты которых должен быть прописан в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте.
Обоснование: В настоящее время документом, в котором предусмотрены классы водителей в зависимости от квалификации, является Квалификационный справочник, который действует в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ, на основании ст. 423 ТК РФ.

Приказ о присвоении классности водителю

Внимание

Протокол заседания квалификационной комиссией представляется работодателю не позднее чем через три рабочих дня после ее проведения. 7. На основании протокола квалификационной комиссии работодатель издает распоряжение о снижении (снятии) водителю классности. 8. Водитель, которому была снижена (снята) классность, имеет право на ее восстановление не ранее чем через шесть месяцев после издания работодателем распоряжения о снижении (снятии) водителю классности.


5. Условия выплаты ежемесячной надбавки за классность 1. Ежемесячная надбавка за классность устанавливается с даты присвоения водителю соответствующей классности, указанной в распоряжении. 2. Ежемесячная надбавка за классность устанавливается на период действия соответствующей классности (до присвоения более высокого класса, снижения или снятия установленной классности).
3.

Нюансы присвоения классности водителям

Главная/Заработная плата/Доплата за классность водителям Профессия водителя подразумевает особую специфику работы, связанную с определенными трудностями: ненормированный трудовой режим, опасности во время движения, возможные проблемы со здоровьем. Внимание Количество проработанных лет в качестве водителя транспортного средства отражается на формировании выплат. Стаж влияет на классность, которая присваивается сотрудникам.

Важно

Однако, этот показатель «нестабилен». Его легко можно потерять, а также утратить при смене места работы. И все же, дает ли классность какие-либо доплаты водителю от начальства? Далее, речь пойдет о классности и о том, идет ли за нее доплата лицам, работающим на ТС. Обязательны ли выплаты за классность? Разряд сотрудникам присуждается на рабочем месте, после аттестации.


Навыки вождения служащего оцениваются квалифицированной комиссией.

Оплата труда водителей грузовых и обычных автомобилей

Условия и порядок оплаты труда:

  • основные условия материального вознаграждения.
  • порядок установления и размеры минимальных тарифных ставок в соответствии с водительскими категориями и личностными навыками работы;
  • порядок, условия и размеры повышающих коэффициентов к минимальным тарифам на основании классности, режима работы, т.п..
  • Условия, порядок и объем выплат водителям, компенсирующих определенные условия труда.

3. Условия, порядок и объем премиальных выплат, стимулирующих работу исполнителей в разрезе их категорий:

  • по результатам работы работников (за отчетный период);
  • за качество и сервис производимых транспортных работ;
  • за качественное и своевременное выполнение особо важных и срочных поручений;
  • за интенсивную производительность и добросовестное отношение к работе.

Верховажского муниципального района

Сдельная оплата труда утверждается работодателем и соответствует нормативам коллективного договора, трудового соглашения или договора. Данный вид заработка требует организации достоверного учета фактических показателей выработки ТС. Рассчитывается сдельная оплата водителей следующим образом: Выработка может исчисляться в:

  1. Пройденном расстоянии – километрах. Свойственно для работы легковых ТС, перевозящих пассажиров на длительные расстояния, когда транспорт работает без простоев. Единица измерения выработки: км;
  2. Пассажирообороте – транспортное производство исчисляется в перевезенном объеме пассажиров на определенное расстояние. Единица измерения выработки: Vп или Vп*км= Vпкм
  3. Тоннаже – производство ТС исчисляется в перевезенных тоннах. Единица измерения выработки: т.
  4. Тонно-километрах.

В соответствии с Квалификационным справочником основным признаком, на основании которого должности водителя присваивается класс, является стаж работы, а также добросовестное исполнение работником своих обязанностей (п. 3 раздела «Автомототранспорт и городской электротранспорт»). Для присвоения работникам-водителям соответствующего класса работодателю следует создать квалификационную комиссию. Порядок присвоения класса должности водителя законодательством не установлен, поэтому работодатель вправе сам определить данный порядок, например делать это исключительно по формальному признаку в зависимости от стажа работника либо организовать проверку знаний работника и присваивать класс в зависимости от результата.

Для того, чтобы оценить умения работника ТС и, как следствие, присвоить ему определенный разряд за вождение, на предприятии созывается особая комиссия во главе с руководителем. Помимо него в комиссию входят:

  1. Главный инженер на предприятии и его зам. Они являются председательствующим составом;
  2. Член профсоюзного комитета выступает заместителем председателей комиссии;
  3. Руководитель отдела или инженер по устройству и подготовке штата на производстве;
  4. Управляющий отдела организации труда и заработного оклада;
  5. Инженер, отвечающий за охрану труда и технику безопасности;
  6. Начальник цеха (отдела), участка, где работает тестируемый сотрудник;
  7. Председатель общества бригадиров или представитель совета бригадиров.

Состав, а также деятельность комиссии определяется руководителем на основе составленного приказа.

Приказ об установлении доплаты за классность водителю образец

Ваш бесплатный вопрос юристам онлайн Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11, юрист Вам поможет Срочная консультация юриста бесплатно 8 800 505-91-11

  • Здравствуйте, Маргарита! Установление работнику различных выплат и надбавок стимулирующего и компенсационного характера (в том числе за классность) предусматривается при заключении трудового договора. При этом обязательность установления дополнительных компенсационных выплат или стимулирующих надбавок предусматривается работникам государственных учреждений, например общеустановленные размеры надбавки за классность водителей (от 10 до 25 процентов) предусмотрены для выплаты в министерствах и ведомствах, в которых законодательством предусмотрена военная или иная специальная служба.

Юридическая помощь!

г. Москва и обл.

г. Санкт-Петербург и обл.

Федеральный номер

1

В статье проведен анализ теоретических аспектов развития инженерной культуры обучающихся на основе культурологического подхода. Значимость культурологического подхода, ориентированного на становление человека культуры, возрастает в современных условиях подготовки будущих инженеров, что обусловлено спецификой профессии инженера, направленностью инженерной мысли на научно-технический прогресс, результатом которого являются не только технологические достижения, но и негативные последствия, как для жизнедеятельности человека, так и социо-природной систем. Проведенное исследование позволяет авторам определить, что инженерная культура обучающихся - это качества специалиста, характеризующие его готовность к рациональному осуществлению инженерной деятельности, обеспечивающей оптимальное соотношение между технико-технологическими издержками и возможностями устойчивой жизнедеятельности человека, природы и социума. Выделены личностно-профессиональные качества, обеспечивающие развитие инженерной культуры обучающихся. Раскрыты принципы развития инженерной культуры обучающихся: нормированности, гуманизации, целостности образования, инновационного развития образовательного процесса, взаимозависимости, осознанности. Представлено новое видение содержания профессионального обучения будущих инженеров через гармонизацию общетеоретической, специально-технической и социально-гуманитарной подготовки. Сделан акцент на создании единого культурного пространства профессионально-образовательной деятельности, составными элементами которого являются: культура преподавателя и культура преподавания. Показана роль рефлексии в развитии инженерной культуры обучающихся.

инженерная культура

культурологический подход

принципы

единое культурное пространство

рефлексия

1. Алешин В.И. Научно-инженерное сообщество в социальной культуре России: дис... докт. социол. наук. – М., 2011. – 264 с.

2. Багдасарян Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения. – М.: Изд-во ИГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. – 247 с.

3. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – М. – Ростов-н/Д., 1999. – 560 с.

4. Борисова К.В. Формирование профессиональной инженерной культуры у студентов в системе высшего технического образования: автореф. дис. ... канд. педаг. наук. – Ульяновск, 2013. – 27 с.

5. Грачев H.H. Психология инженерного труда: учебн. пособие. – М.: Высшая школа, 1998. – 333 с.

6. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Изд-во «Институт практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 400 с.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996. – 309 с.

8. Орешников И.М. Философия техники и инженерной деятельности: учеб. пособие. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008. – 109 с.

9. Половинкин А. И. Основы инженерного творчества. – М.: Машиностроение, 1988. – 368 с.

10. Эсаулов А. Ф. Диалектика технической мысли (закономерность технического творчества). – Красноярск: Изд. Красноярского университета, 1989. – 164 с.

Современные изменения в социально-экономическом устройстве России обуславливают реформирование системы образования и предполагают коренные изменения в образовательной системе. Смена целевых ориентиров связана с обеспечением социальной функции образования как важного фактора социальной стабильности и направлена, прежде всего, на формирование общечеловеческих ценностей и формирование культуры личности.

Процесс освоения культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности, способной принимать ответственные решения в ситуациях морального выбора, обеспечивать устойчивое развитие, гармоничное соединение человека и природы, человека и техники, их «сотворчество».

Видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимания как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной, образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей, по мнению Е.В. Бондаревской, отражает сущность культурологического подхода в образовании .

Культурологический подход развивается и в профессиональном инженерном образовании, что отражено в исследованиях в области философии, социологии, культурологи, эргономики, профессиональной педагогики. В целом, анализ научных исследований показывает, что инженерное образование имеет высокий культурологический потенциал, поскольку находится на стыке естественно-научных, общественных и технических дисциплин.

Инженерная культура рассматривается с позиции философии и историко-социального развития общества и личности, как совокупность факторов: технико-технологической оптимизации и понимания социокультурных смыслов использования техники и технологии в обществе. Исследуются различные составляющие инженерной культуры: инженерное творчество, инженерная этика, развитие профессиональной деятельности (В.И. Алешин, Н.Г. Багдасарян, К.В. Борисова, В.Г. Горохов, Н. Н. Грачев, Е.А. Климов, А.К. Маркова, И.М. Орешников, А.И. Половинкин, А.Т. Шумилин, А. Ф. Эсаулов и др.).

Культура инженерной деятельности определяется, главным образом, уровнем общей культуры человека, его опытом и индивидуальными способностями, в которых и проявляется культурное/не культурное отношение к профессиональной деятельности. Поэтому, культура инженерной деятельности является важнейшей составляющей общечеловеческой культуры и профессиональной компетентности будущего специалиста и состоит в том, чтобы способы профессиональной деятельности и ее результаты соответствовали нормам и стандартам, соотносились с требованиями взаимозависимости и взаимообусловленности системы «человек - техника - природа - общество». Продукты инженерно-профессиональной деятельности, инженерные «открытия» должны быть не просто востребованными человеком и обществом, но, прежде всего, значимыми и безопасными для жизни и здоровья, основанными на принципах бережливого производства.

Значимость культурологического подхода, ориентированного на становление человека культуры, возрастает в современных условиях подготовки будущих инженеров, что

обусловлено спецификой профессии инженера, направленностью инженерной мысли на научно-технический прогресс, результатом которого являются не только технологические достижения, но и негативные последствия, как для жизнедеятельности человека, так и социо-природной систем.

В нашем исследовании мы понимаем под инженерной культурой обучающихся качества специалиста, характеризующие его готовность к рациональному осуществлению инженерной деятельности, обеспечивающей оптимальное соотношение между технико-технологическими издержками и возможностями устойчивой жизнедеятельности человека, природы и социума. Инженерная культура будущих специалистов обеспечивается личностными и профессиональными качествами, свойствами и характеристиками обучающихся, степенью овладения профессионально-инженерной компетентностью.

Само понятие «инженер» свидетельствует, что это человек изобретающий, создающий, способный к научной, управленческой и технической деятельности, в результате чего и происходят инженерные преобразования (инструментальные, технологические, организационные, экологические, социальные и др.). Поэтому для будущего инженера особое значение имеет профессиональный склад мышления, целостное видение постоянно меняющейся профессиональной ситуации, способность к осознанному нравственному выбору, к творческим решениям, самостоятельность. Освоение инженерной культуры в качестве ключевой составляющей личностно-профессионального развития акцентирует овладение обучающимися качеств ответственности, этичности, нравственности, самоконтроля, самоуправления, а также развитие гибкости, критичности и подвижности мышления, профессиональной мобильности, способности к рефлексии, анализу, проектированию и др.

Главным результатом инженерной культуры у будущих специалистов мы считаем осознание обучающимися необходимости развития культуры достоинства, а не просто культуры полезности инженерных преобразований.

Развитие инженерной культуры обучающихся должно основываться на принципах, среди которых мы выделяем, прежде всего: принцип нормированности, гуманизации, целостности образования, инновационного развития образовательного процесса, взаимозависимости, осознанности.

Принцип нормированности предполагает осознание нормы как культурной ценности, что обеспечивает рациональность, точность, порядок осуществления профессиональной деятельности, правила поведения и характер взаимоотношений в системах «человек-техника», «человек-человек», «человек-техника-природа».

Принцип гуманизации способствует формированию общечеловеческого приоритета сохранения жизни, личных интересов, становления гражданской ответственности обучающихся, уважения прав и направлен на самоактуализацию, самоосознание личности, поиск собственного пути самореализации в обществе, освоение профессионально значимых и общекультурных ценностей.

Принцип целостности образования понимается как обобщенная, качественная и динамичная характеристика объекта исследования, вследствие чего обеспечивается надежность системы в меняющихся условиях внешней среды и предполагает непрерывное, системное овладение мирового опыта социокультурной и инженерной деятельности в соответствии с изменениями общественного сознания.

Принцип инновационного развития образовательного процесса отражает современные тенденции в методологии науки. Инновационные способы организации образовательной деятельности обучающихся обеспечиваются интерактивными, дискуссионными, информационно-коммуникативными, проблемными и другими технологиями обучения, направленными на развитие логичности суждений, критического мышления, принятия ответственных решений и формирующих способность определять стратегию, планировать профессиональную деятельность с учетом интересов будущих поколений, что в результате способствует развитию инженерной культуры обучающихся.

Принцип взаимозависимости предполагает, что свойства системы формируются и проявляются в процессе взаимодействия со средой, в результате чего образуются внешние и внутренние связи, делающие систему устойчивой и адаптированной к условиям среды. В нашем исследовании к реальным условиям профессионально-образовательной деятельности, под которыми мы понимаем создание единого культурного пространства профессионально-образовательной деятельности. Составными элементами этого пространства являются: культура преподавателя, предполагающая образованность и профессиональную компетентность преподавателя в различных сферах профессиональной деятельности и культура преподавания, основывающаяся на субъект-субъектных отношениях взаимопонимания и взаимного доверия, уважения права обучающегося на собственный путь развития, стимулирования познавательно-творческой деятельности обучающихся.

Принцип осознанности предполагает развитие рефлексивных способностей обучаемых и основывается на признании человека высшей ценностью, утверждением роли самосознания личности в ее развитии. Данный принцип направлен на осмысление человеческой культуры в целом и инженерной культуры как ее составляющей, на развитие продуктивной практической и творческой преобразовательной деятельности через исследование конкретных профессиональных действий и поступков, размышлений об их нормах и значении.

Способность к рефлексии и, как следствие, формирование инженерной культуры обучаемых, необходимо целенаправленно организовывать как в процессе обучающих занятий, так и при самостоятельной деятельности студентов. Это позволяет преподавателю организовывать непрерывное самоисследование обучающихся, осуществлять конструктивное взаимодействие на основе культурных норм познания.

Через осознание себя и реальности, в которой живет каждый человек, обучающиеся развивают личностно-профессиональные качества, обеспечивающие их инженерную культуру, что находит выражение в том, что обучаемые:

  • осознают себя, свои личностно-профессиональные качества, важные для выполнения образовательной (профессиональной) деятельности;
  • осознают собственную деятельность во взаимосвязи с другими участниками образовательного процесса;
  • целенаправленно анализирует информацию, ситуации (обучающие и профессиональные), делая объективные выводы, необходимые для достижения желаемого результата в соответствие с нравственными нормами;
  • понимают причинно-следственные связи и зависимости в системе «человек-производство-природа-общество» для сохранения условий жизни;
  • проявляют этико-познавательное отношение к профессии инженера, стремление к непрерывному самообразованию в изучении новых направлений и перспектив инженерной деятельности, связанных с вопросами экологизации техники и технологии;
  • принимают самостоятельные решения, проявляя ответственность и творческий подход.

Новое видение содержания профессионального обучения будущих инженеров обеспечивается через гармонизацию общетеоретической, специально-технической и социально-гуманитарной подготовки.

Общетеоретическая подготовка направлена на интеллектуально-техническое познание всего богатства общекультурной и инженерно-профессиональной культуры, позволяет оценить место и возможные последствия технического прогресса в более широком социокультурном контексте. Специально-техническая подготовка отражает актуальные тенденции развития инженерной мысли, обеспечивает практико-созидательное познание, внутреннюю потребность и устойчивую мотивацию к профессиональной деятельности. Социально-гуманитарная подготовка актуализирует проблемы культурных смыслов техники и инженерной деятельности, способствует развитию мировоззрения, ценностных ориентаций в соответствии с культурно-историческими традициями, общественными тенденциями и ценностями инженерных открытий для жизнедеятельности человека на основе приоритета нравственных норм.

Именно целостность и единство профессионально-образовательного содержания побуждают культурное развитие личности обучаемого, формируют не просто систему знаний, адекватную научной картине мира, но и самостоятельность во мнениях и поступках, открытость к диалогу и обмену смыслами, продуктивность творчества и способность к культурному саморазвитию.

Таким образом, развитие инженерной культуры является важнейшим инструментом знаний о человеке в неразрывной взаимосвязи компонентов целостной системы «человек - природа - техника - общество» на основе общечеловеческих принципах бытия, а не просто отдельных знаний о тех или иных объектах мира.

Развитие инженерной культуры предполагает воспитание убежденности и готовности действовать в направлении рационального природопользования и устойчивой жизнедеятельности человека.

Многоплановость задач, решаемых преподавателями, требует не просто нового качества структурирования содержания учебного материала, но и инновационных способов организации процесса их усвоения.

Подготовка будущих инженеров нового типа, обладающих необходимыми качествами инженерной культуры, должна стать непрерывным процессом самопознания, самоощущения, самообновления себя как природного существа, способного понимать универсальную ценность природы и активно влиять на социокультурную среду.

Рецензенты:

Папуткова Г.А., д.п.н., профессор, проректор по учебно-методической деятельности, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород;

Толстенева А.А д.п.н., профессор, заведующий кафедрой технологий сервиса и технологического образования, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.

Библиографическая ссылка

Бичева И.Б., Китов А.Г. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18692 (дата обращения: 17.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Как было отмечено выше, инженерная деятельность занимает одно из центральных мест в современном обществе. Действительно, всё, что вошло в сферу человеческого бытия в качестве вещественного существования, было бы невозможно без её достижений. Важнейшим же показателем уровня деятельности инженера является степень развития его профессиональной культуры.

Как известно, в целом культура связана с существованием и деятельностью человека. Она является неотъемлемой частью человеческой жизни. Иначе говоря, культура – это созданный человеком мир смыслов, который объединяет людей по разным принципам. Эти принципы определяют способы и результаты человеческой деятельности, а также единство и многообразие форм этой деятельности, одной из которой является инженерная деятельность. С другой стороны, культура есть не только способ и результат человеческой деятельности, но и мера саморазвития самого человека, развитие его творческих способностей, т.е. личностная форма существования культуры. Важнейшей составляющей этой формы является профессиональная культура: уровень социально-профессионального развития в том или ином виде деятельности, мера и способ реализации творческого потенциала, который отражается в результатах деятельности.

13 Акопян К. Российская высшая школа: размышления о главных действующих лицах // Вестник высшей школы. 1999, № 7.

Что касается профессиональной культуры инженера любой специализации, то она включает в себя, прежде всего необходимые профессиональные знания, умения, навыки и профессиональный опыт, который во многом помогает применению наиболее рациональных приёмов, обеспечения тем самым эффективность деятельности и её результатов.

В данном контексте ценности профессиональной культуры реализуются в творчестве, когда инженер становится разработчиком новой техники как конструктор или технолог, а также организатором производства. Наряду с этим любая профессиональная культура, в том числе и инженера, включает в себя гуманитарный аспект14. По мнению исследователей, гуманитарная составляющая личности – это степень его духовного развития, т.е. степень развития наиболее общих родовых черт.

Традиционно в инженерной деятельности наблюдались признаки технократизма. С этих позиций человек рассматривался как обучаемый, программируемый компонент определённой системы, объект разнообразных манипуляций, а не как целостная личность. Техника пытается включить в себя науку о человеке, рассматривая его как компонент более или менее широкой и сложной социотехнической системы, а не как субъекта сознательной деятельности.

Однако, как субъект профессиональной деятельности человек имеет определённую совокупность ценностных ориентиров, которые необходимы для общения, поддержания и нормального функционирования в профессиональной сфере. Осознанные общие нормы человеческих отношений становятся предпосылкой свободного выбора наиболее целесообразного с точки зрения общественного мнения поведения в профессиональной среде.

Нравственный фактор в профессиональной культуре – это, прежде всего, такие нравственные убеждения, когда долг,

готовность честно и добросовестно трудиться, определяет участие работника в любых общественно необходимых видах труда, не деля их на «престижные» и «непрестижные». Высокий уровень профессиональной культуры, прежде всего инженера как руководителя, способствует созданию морально здоровой атмосферы в коллективе, которая в конечном итоге благоприятно сказывается на производительности труда, поддерживает позитивный эмоциональный настрой всех членов коллектива, предупреждает возникновение конфликтных ситуаций, а при их возникновении обеспечивает оптимальный вариант разрешения.

Наряду с нравственным фактором большое значение имеет эстетический фактор. Это не только восприятие и понимание красоты, но и её созидание, т.е. умение создавать предметы или оформлять среду своего обитания по «законам красоты».15 Эстетическая культура неотъемлема от эстетических чувств и оценочных суждений, которые усиливают эмоциональную реакцию человека на всё положительное и отрицательное, углубляет осознанное восприятие и усвоение нравственных норм и принципов, а, в конечном счёте, активизирует человеческую деятельность, способствует формированию активного, творческого отношения к жизни.

Таким образом, гуманитарный аспект профессиональной культуры инженера – это своеобразная конструкция, которая во многом определяет устойчивость и расширяет возможности реализации его профессиональных качеств и позволяет найти интегративную основу взаимосвязи и взаимовлияния компетентностного и культурологического подходов в системе профессионального образования в контексте его сегодняшних приоритетов и прогнозных направлений развития.

Как нами выделено выше, одной из основных тенденций общественного развития является развитие рыночных отношений. «Современный этап предполагает достижения такого положения человека в процессе труда, которое подчиняет логику развития технических устройств цели развития самого человека» (Астафьева Н.Е.). Изменение мотивов и стимулов образования и самообразования становится объектом пристального научного изучения и в обобщённом виде рассматривается как идея развития личностного потенциала специалиста.

Структура личностного потенциала в обобщённом виде включает в себя: профессиональную компетентность; профессиональную мобильность; интеллектуальные познавательные способности; творческий потенциал (креативные способности); ценностно-мотивационную сферу, интегрированных в понятии профессиональной культуры.

Критерием качества профессионального обучения, отражающим, с одной стороны, систему ценностных ориентации, знаний, умений и навыков, необходимых инженеру для успешной профессиональной деятельности, так и для обеспечения оптимальной жизнедеятельности в обществе, комфортности субъектов труда и общения, а также для развития личности в целом, а с другой стороны – свойство личности инженера, выражающееся в высоком качестве выполнения им трудовых функций, культуре труда и межличностных коммуникаций, умении инициативно и творчески решать профессиональные проблемы, готовности к принятию управленческих решений и предприимчивости, готовности к новым условиям деятельности, выступает сформированность заданного уровня профессиональной культуры.

Новые целевые установки в обществе, в соответствии с которыми определяется приоритет личности, актуализируют проблему формирования профессиональной культуры специалиста.16

Профессиональная деятельность не может рассматриваться в отрыве от социокультурного, интеллектуального и нравственного потенциала личности, объединённых понятиями общей и профессиональной культуры. Выступая субъектом

культуры, современный инженер является её носителем. Эффективность деятельности современного инженера может быть обеспечена, благодаря должному вниманию вопросам повышения уровня общей и профессиональной культуры в процессе подготовки к профессиональной деятельности. Кроме того, взаимоотношения в производственном коллективе определяются, по нашему мнению, уровнем профессиональной культуры инженерно-технических работников.

Вопросами изучения профессиональной культуры специалиста занимались многие учёные. Вопросы профессиональной культуры педагога рассматриваются А.В. Барабанщиковой, Е.В. Бондаревской, И.Ф. Исаевым, В.А. Сластениным, В.В.

Краевским и др. В отдельных работах затрагиваются аспекты формирования нравственно-эстетической культуры (Э.А.

14 Свешникова Ю.Б. Гуманитарный аспект профессиональной культуры инженера // Гуманитарный вестник: сборник / РГОТУПС;

ред. И.А. Климов. М., 2005. № 1. 62 с.

15 Свешникова Ю.Б. Гуманитарный аспект профессиональной культуры инженера. Гуманитарный вестник: сборник / РГОТУПС; ред.

И.А. Климов. М., 2005. № 1. 62 с.

16 Молоткова Н.В. Методология проектирования системы профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса: дис. … д-ра пед. наук. Тамбов, 2003.

Гришин, Д.С. Яковлева), коммуникативной культуры (А.В. Мудрик, О.О. Киселева, Г.Н. Левашова), технологической культуры (М.М. Левина, Н.Е. Шуркова, В.Д. Симоненко), духовной культуры (Е.Н. Шиянов) и др.

Вопросы структурирования профессиональной культуры инженера и построение процессов формирования в системе высшего профессионального образования, её элементов рассматривались в трудах многих исследователей. (П.Р. Атутов, О.А. Кожина, В.П. Овечкина, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева. Е.И. Муратова, Т.А. Молибог, С.В. Осина, А.О. Хренников и др.).

На основе обобщения результатов педагогических исследований профессиональная культура инженера рассматривается нами как компонент общей культуры, проявляющийся в системе профессионально значимых качеств и специфике профессиональной деятельности специалиста.

С целью более чёткого определения профессиональной культуры необходимо рассмотреть её структуру и содержание. Исследования и опыт практической работы показали, что качество профессиональной деятельности инженера зависит от уровня сформированности его профессиональной культуры, на который оказывает влияние система решаемых

профессиональных задач.

Опыт практической работы показывает, что на процесс формирования профессиональной культуры инженера оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Профессиональная деятельность и условия, в которых она протекает, влияют на процессы профессионального становления личности.

Результаты исследования позволяют нам в качестве основы объективной оценки уровня сформированности профессиональной культуры инженера рассматривать ряд характеристик, отражающих особенности профессионального мышления, знаний и умений, профессиональных качеств специалиста.

Для определения понятия «профессиональное мышление» необходимо рассмотреть процесс развития мышления. Как и любой процесс развития, мышлению свойственно стадиальное возрастание дифференциации частей и их последующая интеграция в рамках целого. Старые структуры, подготавливая появление новых, более сложных структур, не утрачивают своей специфичности, а продолжают вести независимое существование в рамках новой целостности. Таким образом, мышление переходит от каких-то неупорядоченных состояний к более дифференцированным и интегрированным формам, т.е. развивается по спирали.

Анализируя процесс развития профессионального мышления инженера в условиях профессиональной подготовки в вузе, мы опираемся на выделенные Ж. Пиаже характеристики этапов умственного развития индивида, с историческими этапами развития мышления: от наглядного к образному, а затем к понятийному мышлению.

Одним из факторов формирования личности, Ж. Пиаже считает фактор саморегуляции, который проявляется в том, что деятельность человека в процессе развития переходит от одной стадии, более простой в структурном и функциональном отношении, к другой, более сложной, причём каждая новая стадия обеспечивает лучшую адаптацию организма к среде. Как отмечает автор, саморегуляция и развитие способностей собственного сознания выступает в качестве цели личности.

В учебном процессе, в условиях высшей школы, приходится рассматривать вопросы поведения студентов в той или иной ситуации, вероятности такого ожидания, в какой связи она находится с его способностями, характером и другими психологическими свойствами.

Любое предвидение, оценка состояния учебного процесса, анализ вопросов усвоения и понимания изучаемых предметов – всё это связано с психологией. Психология позволяет более глубоко изучать существо учебной и научной деятельности студентов, анализировать разнообразные противоречивые данные обучения, находить объяснения различным фактам учебной и обучающей действительности. Предвидения действий и поступков студентов в различных ситуациях также требует психологического обоснования. Психологический подход позволяет типизировать факты, оценивать их, находить объяснение рассматриваемым явлениям и направлять учебную деятельность и поведение студентов в сторону оптимального функционирования 17.

Изучением вопросов психологии профессиональной деятельности занимались Ю.А. Самарин, А.В. Брушлинский, Д.Н. Узнадзе, Й. Лингарт, И.И. Зинченко, Л.Б. Ительсон, К.Г. Макварт, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, В.П. Зинченко, В.М. Гордон, И. Хофман, И.В. Грошев и др. К числу общепризнанных научных результатов в этой области следует отнести работы Б.Г. Ананьева, Е.И.Степановой, Н.В.Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, В.А. Якунина и др. Таким образом, значение воспитания с годами не утрачивается. Перед системой образования ставится задача составления представления о том, какое образование необходимо сегодняшнему обществу для того, чтобы создать обновлённое будущее общество.

Как уже было сказано, современные условия развития общества ставят новые задачи перед высшим образованием – готовить специалиста, отвечающего изменившимся запросам общества. Молодые специалисты должны обладать большей, чем ранее, профессиональной мобильностью, что обусловлено особенностями новых социально-экономических условий и интенсификацией научно-технического прогресса.

Обучение в вузе призвано, прежде всего, оказывать существенное влияние на общее развитие студентов. Исследования, проводимые Л.В. Меньшиковой, показали, что обучение в техническом вузе способствует развитию вербальных структур интеллекта, значительно менее затрагивая глубинные, образные его основы, играющие важнейшую роль при овладении технической профессией.18

Личность способна к саморазвитию и весьма отзывчива на индуцирующие его формы воздействия: обучение и

воспитание. Обучение и воспитание в техническом вузе специфичны, поскольку они направлены на процесс образования специалиста-инженера.

Исследование подтвердило вывод о том, что инженер-специалист, имеющий высшее техническое образование, должен сочетать специальные знания с социально-психологической компетентностью и интеллектуальной культурой. Подготовка специалистов в техническом вузе строится с учётом специфики инженерных функций (рациональное и эффективное использование существующей техники и технологий, разработка новых технологий, конструирование новой техники), поэтому обучение в техническом вузе учитывает основные изменения, происходящие в науке, технике, экономике и организации

17 Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.

18 Меньшикова Л.В. Интеллектуальное развитие в вузе. М.: Педагогика, 1996.

производства. Оно направлено на подготовку специалиста к творческой, самостоятельной деятельности, умению непрерывно повышать своё образование, быть компетентным в достижениях научно-технического прогресса.19

Обучение в высшей технической школе связано и с известным своеобразием традиционных форм организации учебного процесса: способ построения лекции, семинарских и практических занятий, учебно-исследовательской работы студентов, производственной и преддипломной практики.

В новых условиях развития образования вопрос об усилении гуманитарной подготовки приобретает особую

актуальность, так как никакие точные науки не могут сравниться с гуманитарной подготовкой по значимости и эффективности в формировании культуры человека, его нравственного образования.

Наряду с технической и гуманитарной подготовкой высшее образование должно ставить своей задачей формирование

стремления личности к самореализации, не только ориентируя студентов на подготовку к работе в условиях современных технологий, но и способствуя их выходу на новый уровень культуры, соответствующей этим технологиям.

От выпускников высшей школы требуется, чтобы они не только квалифицированно разбирались в специальной и научной областях, но и умели ставить и защищать, прежде всего, свои идеи и предложения.

Признавая, что главная цель высшей технической школы – подготовка специалиста-профессионала, нельзя забывать о

том, что высшее образование выступает как основной механизм трансляции культуры в обществе.

Аналогичную точку зрения высказывает Ю.Г. Фокин (профессор кафедры физического воспитания и спорта Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова): «Несмотря на осваиваемую специальность технического профиля, выпускник вуза ХХI в. должен быть, прежде всего, субъектом культуры, носителем высокой нравственности и социальной активности».20

Проанализировав ряд научных работ по исследуемой проблеме, можно говорить, что специфика обучения и воспитания в техническом вузе заключается в решении следующих задач:

формирование уважения у студентов к своей будущей профессиональной деятельности, ответственности за дальнейшее развитие научно-технического прогресса;

становление личности специалиста-инженера с высокими общечеловеческими, нравственными, эстетическими, профессиональными качествами, широкими коммуникативными и адаптационными возможностями за счёт повышения значимости гуманитарной и социально-экономической подготовки;

постоянная корректировка поведенческих установок студенчества с учётом особенностей социальноэкономического развития и национального менталитета.21

Реализация профессиональных функций приводит к образованию трёх основных подструктур личности инженера:

профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально-важных качеств личности.

Профессиональная направленность – это интегральное качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. К качествам, характеризующим направленность личности, следует отнести: профессиональную позицию, профессионально-ценностные ориентации, мотивы, призвание к инженерно-педагогической деятельности. А также общественную активность, доминантность, социальный оптимизм и др.

Профессиональная компетентность – это уровень осведомленности, авторитетности инженера, позволяющий ему

продуктивно решать задачи, возникающие в процессе подготовки квалифицированного специалиста, формирования личности другого человека. В структуру профессиональной компетентности входят: общественно-политическая осведомлённость, психолого-педагогическая эрудиция, инженерно-техническая подготовка, педагогическая техника, умения и навыки по рабочей профессии широкого профиля и др. Психологической основой компетенции является готовность к постоянному повышению своей квалификации, мобильность профессиональных функций.

Профессионально важные качества – это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности.

Гармоничное сочетание интеллекта, физических и духовных сил высоко ценилось человеком на протяжении его развития и совершенствования.

Все виды профессиональной культуры находятся в тесном взаимодействии, образуя целостную, динамическую систему профессионально-педагогической культуры. Структурно-функциональный анализ, проведённый на основе исследований В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И Мищенко, Е.Н. Шиянова, Н.В. Молотковой и др., дал возможность более обоснованно сгруппировать культурные факты, явления, целенаправленно раскрыть специфику конкретных видов профессиональной культуры.

По мере углубления, развития возрастает объём культуры; её части, элемента становятся более независимыми, и в таком случае определенные группы ценностей, технологий обособляются, становятся относительно самостоятельными частями большого целого – культуры нравственной, эстетической, физической и др.

Отметим также, что каждый отдельно взятый вид профессиональной культуры обладает своими структурными и функциональными компонентами, заданными общей структурой профессиональной культуры.

Вывод о том, что профессиональная культура, выступая универсальной характеристикой деятельности, определяет её направленность, ценностные и типологические особенности, результаты, наиболее приоритетные виды деятельности и способы её реализации, находит своё подтверждение в работах ряда исследователей (К.А. Абульханова-Славская, А.Г.

Асмолов, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, И.Ф. Исаев, М.С. Каган, Э.С. Маркарян, Н.В. Молоткова, В.Д. Шадриков и др.).

Структурно профессиональная культура специалиста включает аксиологический, технологический и личностнотворческий компоненты.22

19 Голубев И.П. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. М., 1982.

20 Фокин Ю.Г. Воспитание профессионала. Белгород: БелГТУ, 1999.

21 Хомутов Г.А. Физическая культура в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения: дис. ... канд. пед. наук.

22 Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М., 1993.

Аксиологический компонент профессиональной культуры образован совокупностью профессиональных ценностей, созданных человечеством и своеобразно включённых в целостный процесс организации профессиональной деятельности. Ценности и достижения профессиональной культуры инженера осваиваются и создаются в процессе деятельности, развития профессиональной сферы, что подтверждает факт неразрывной связи культуры и деятельности.

Технологический компонент профессиональной культуры включает в себя способы и приёмы практической деятельности специалиста. Как показывает анализ профессиональной деятельности инженера, она обладает значительной технологичностью, поскольку именно технологии организации деятельности предопределяют суть профессиональной культуры специалиста инженерного профиля, раскрывают исторически меняющиеся способы и приёмы решения профессиональных задач, объясняют направленность деятельности в зависимости от складывающихся в обществе отношений. В данном контексте профессиональная культура способна выполнять функции регулирования, сохранения и воспроизведения, развития профессиональной деятельности, в целом, и прикладных профессиональных областей, в частности.

Личностно-творческий компонент профессиональной культуры, как отмечает И.Ф. Исаев, раскрывает механизм её овладения и воплощения как творческий акт. Соглашаясь с авторской трактовкой данного компонента профессиональной культуры, в работе подчёркивается, что, осваивая ценности профессиональной культуры, инженер способен не только к их прямому восприятию, но и ориентирован на преобразование, интерпретацию социально-значимого опыта. Данный процесс по своей сути является творческим, причём на него значительное влияние оказывает личностная система ценностей, сформированность индивидуального профессионального стиля деятельности, способность к творчеству, сформированность потребности к созиданию, саморазвитию, самосовершенствованию в профессии, к внедрению инноваций в профессиональную сферу. Таким образом, профессиональная культура инженера проявляется в способности к созданию новых профессиональных ценностей.

Выделяя в структуре профессиональной культуры инженера данные компоненты, можно говорить о проявлении в их составляющих методологической, нравственной, правовой, физической, экологической и других видов культур (рис. 1.2.1). Совокупность структурных и функциональных компонентов раскрывает специфику того или иного вида профессиональной культуры.

В процессе профессиональной деятельности человек овладевает идеями и концепциями, приобретает знания и умения, осваивает и развивает профессиональную деятельность и по мере этого становится мастером своего дела, профессионалом. Профессиональная культура инженера – это процесс постоянной оценки, переосмысления, установления ценностей, переноса известных идей в новые условия. Умение в старом, давно известном увидеть новое, по достоинству его оценить и составляет один из главных компонентов профессиональной культуры специалиста инженерного профиля.

Основываясь на результатах исследований, приведённых в работах А.Л. Денисовой, Е.А. Драгуновой, У.К. Байчорова, и публикациях по теме инженерного образования в России, можно сделать вывод, что растущая роль инженера связана со следующими факторами:

Физическое воспитание влияет на:

степень развития физических сил;

уровень развития двигательных навыков;

уровень жизнедеятельности и жизнеспособности;

состояние здоровья;

потенциальные возможности физической деятельности

Личностно-творческий компонент ПК инженера включает:

высокую работоспособность;

стремление реализовать намеченные планы; результативность проф. деятельности; настойчивость и целеустремлённость; уверенность в себе;

умение «держать удар», выдержку и самообладание;

готовность к риску;

развитое внимание;

умение работать в коллективе;

заботу о здоровье и физической выносливости, гармонию с внешним и внутренним миром

Проявляется в: социальной сфере; профессиональной области;

результатах содержательного творческого труда;

личных дарованиях

Рис. 1.2.1. Влияние физического воспитания на формирование личностно-творческого компонента профессиональной культуры инженера

обострение конкурентной борьбы за первенство в области науки, образования и технологии;

сохранение экономической независимости;

удержание прочных позиций на мировом рынке; высокая концентрация производительных сил;

быстрое и эффективное развитие малого и среднего бизнеса;

изменение профессионально-квалификационного состава занятых специалистов и др.

Из этого становится понятно, насколько высока потребность общества в квалифицированных кадрах на производстве. Разнообразные качества необходимы специалисту для выполнения всех видов инженерной деятельности, в том числе и физические (выносливость, сила, ловкость, быстрота и др.). Рассмотрим особенности профессиональной деятельности современного инженера.

Молодой специалист. Инженер, поступающий в проектную организацию сразу после окончания вуза, занимается преимущественно репродуктивно-исполнительской деятельностью. Его работа носит в основном оформительский характер

– выполнение чертежей и текстовой технической документации, что требует высокого уровня развития пространственных представлений, графических навыков, умения работать с источниками технической информации. Знания по специальности – необходимое условие для решения даже элементарных технических задач. Среди профессиональных качеств личности инженера на этом должностном уровне следует выделить трудолюбие, дисциплинированность, а также характеристики, необходимые для адаптации молодого специалиста в производственном коллективе: честность, порядочность, скромность, требовательность и др.

Рядовой специалист. Профессиональному росту способствуют творческое отношение к работе, инициативность,

системность и др.

Ведущий специалист. На ведущих инженеров ложится выполнение функции, непосредственного руководства малыми производственными группами. Поэтому требования к ведущему инженеру включают качества, необходимые для эффективной организации не только собственной работы, но и работы других специалистов. Среди характерологических качеств наиболее важны наблюдательность, оперативность, самостоятельность, деловитость, коллективизм, требовательность, уверенность в себе.

Профессиональная деятельность инженера по своей природе технологична. Совокупность аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-инфор-мационных задач, приёмы и способы их решения и составляют технология профессиональной культуры специалиста инженерного профиля.

Личностно-творческий компонент профессиональной культуры инженера раскрывает механизм её овладения и воплощения как творческий акт. Осваивая ценности профессиональной культуры, личность способна преобразовывать, интерпретировать их, что определяется как личностными способностями специалиста, так и характером его деятельности. Именно в творческой профессиональной деятельности обнаруживаются и разрешаются противоречия творческой самореализации личности. Таким образом, профессиональное творчество выступает одним из проявлений профессиональной культуры в качестве процесса создания новых профессиональных ценностей, с другой стороны, профессиональное творчество – это вид жизнедеятельности человека, универсальной характеристикой которого является профессиональная культура.

Профессиональное творчество требует от специалиста наличия адекватной потребности, особых способностей,

индивидуальной свободы, самостоятельности и ответственности личности.

В контексте исследования нами проанализировано содержательное наполнение выделенных компонентов с акцентом на

особенности проявления личностно-творческого компонента профессиональной культуры инженера. Рассматривая возможности различных образовательных областей в структуре профессиональной подготовки специалиста инженерного профиля, становится очевидным, что физическая культура является сферой творческого приложения и реализации профессиональных способностей личности. Отмечено, что в ходе систематических занятий физической культурой личность опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических и других отношений, т.е. личность, воздействуя на других, творит себя, определяет своё собственное развитие, реализуя себя в профессиональной деятельности.

Выделенные и кратко охарактеризованные структурные компоненты преломляются в функционально-воспитательном аспекте. В своём взаимодействии структурные и функциональные компоненты образуют систему профессиональной культуры инженера. Таким образом, физическая культура, являясь личностной характеристикой специалиста, предстаёт как способ его профессиональной деятельности в единстве целей, средств и результатов.

Многообразные виды профессиональной деятельности, образуя функциональную структуру культуры, имеют общую предметность, как результирующую её форму в виде решения специфических задач. Решение задач предполагает реализацию индивидуальных и коллективных возможностей, а её процесс образует технологию профессиональной деятельности, раскрывающей профессионально важные качества как элементы личностно-творческого компонента профессиональной культуры инженера. Наличие профессиональных эталонов, норм, правил, которым должна удовлетворять культурная сторона личности делает возможным измерение культуры. В теории и практике профессионального образования существуют общие требования к выделению и обоснованию критериев, которые сводятся к тому, что критерии должны отражать основные закономерности формирования личности; с помощью критериев должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемой системы.

Принимая во внимание указанные требования как основные, необходимо дополнить их требованиями, отражающими специфику профессиональной культуры. Во-первых, критерии должны быть раскрыты через ряд качественных признаков (показателей), по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия. Во-вторых, критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени и культурно-педагогическом пространстве; в-третьих, критерии должны по возможности охватывать основные виды педагогической деятельности.

Как считает И.Ф. Исаев, в случае установления или проявления трёх и более признаков можно говорить о полном проявлении данного критерия; если же установлен один показатель или вообще не обнаружено ни одного, то можно считать, что данный критерий не зафиксирован. Ценностное отношение к профессиональной реальности проявляется через совокупность таких показателей, как понимание и оценка целей и задач профессиональной деятельности, как осознание ценности профессиональных знаний, как признание ценности субъект-субъект-ных отношений, как удовлетворённость профессиональным трудом. Технологическая готовность предполагает знание, приятие и умение использовать приёмы решения аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочноинформационных и коррекционно-регулирующих профессиональных задач. Творческая активность проявляется в

интеллектуальной активности, в проявлении интуиции и импровизации, возрастающей динамике творческой активности. Интегративность видов профессиональной культуры отражает уровень сформированности основных видов профессиональной культуры и их взаимосвязь. Степень развития профессионального мышления как критерий профессиональной культуры содержит в себе следующие показатели: сформированность профессиональных качеств, отношение к профессии, проблемно-поисковый характер деятельности, гибкость и вариативность мышления, самостоятельность в принятии решений. Стремление к профессиональному самосовершенствованию: установка на профессиональное самосовершенствование, отношение к собственному опыту, его оценка, отношение к опыту своих коллег.23

Обобщение материала позволяет описать четыре уровня сформированности профессиональной культуры.

Адаптивный (низкий) уровень характеризуется неустойчивым отношением к профессиональной реальности: система знаний и готовность к их использованию отсутствует; творчество практически не проявляется.

Репродуктивный (средний) уровень отличается проявлением тенденции к устойчивому ценностному отношению к профессиональной реальности: проявляется стремление к установлению субъект-субъек-тных отношений, отмечается более высокий индекс удовлетворённости профессиональной деятельностью, творческая активность по-прежнему проявляется в рамках воспроизводящей деятельности, но с элементами поиска новых решений в нестандартных ситуациях.

Эвристический уровень характеризуется в общем виде большей направленностью, устойчивостью, гуманистической

направленностью, осознанностью путей и способов профессиональной деятельности. Деятельность отличается постоянным поиском, внедрением новых технологий. Креативный (высокий) уровень отличается высокой степенью результативности профессиональной деятельности, мобильностью психолого-педагогических знаний, все компоненты технологической готовности между собой тесно коррелируют. Проявляется творческая активность, интуиция, импровизация, воображение, высокий уровень творческой деятельности.

В данном контексте особое значение приобретает формирование личностно-творческого компонента профессиональной культуры инженера, проявляющегося в устойчивости внимания, восприятия, памяти и т.п., их сосредоточении и переключении в условиях дефицита времени, умственного утомления, нервно-эмоционального напряжения, стресса; возможности оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления; повышении эффективности учебной и, в дальнейшем, профессиональной деятельности с помощью адекватных приёмов, мер и средств воздействия, специфических для физического воспитания. В этой связи необходимо определить роль средств физического воспитания в системе подготовки специалистов данного профиля. Отмечая, что физическая культура – это часть общей культуры, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей, делается вывод о том, что в данной области социальной деятельности формируется и реализуется социальная активность людей, отражается состояние общества в целом, проявляются его социальная, политическая и моральная структуры.

Исходя из этого, значимость образовательной области «Физическая культура» в структуре профессиональной подготовки инженера определяется тем, что физическое воспитание предоставляет возможность развития личности с позиций физических, нравственных, волевых и психических качеств. Физическое воспитание студентов должно осуществляться с учётом условий и характера их предстоящей профессиональной деятельности с позиций использования всех доступных средств и методов с целью повышения устойчивости организма к воздействию внешней среды и адаптации выпускника вуза к условиям среды профессиональной.