Ремонт Стены Уход

Тотальная мобилизация. Эрнст Юнгер: Тотальная мобилизация

Кто помогал Гитлеру? Европа в войне против Советского Союза Кирсанов Николай Андреевич

Тотальная мобилизация в Германии

Беспрецедентные масштабы потерь на советско-германском фронте, понесенные летом и осенью 1942 года и особенно под Сталинградом с ноября 1942 года по февраль 1943-го, освободили часть немецкого народа и часть людей в союзных, оккупированных и нейтральных странах от иллюзий быстрой и легкой победы над Советским Союзом. Угроза поражения и его последствия все больше проникали в сознание народов. Но они еще не дошли до понимания того, что с их жизненными интересами несовместимо прямое или косвенное участие в гитлеровской агрессии.

Потери на советско-германском фронте и общая неблагоприятная обстановка на других театрах военных действий заставили руководство Германии искать новые пути пополнения вермахта и развития военного производства в целях «окончательной победы».

Чтобы устоять в затянувшейся войне и добиться решающих стратегических успехов летом 1943 года, 13 января 1943 года Гитлер ввел тотальную мобилизацию всех немцев. Она означала новое напряжение сил, чтобы в определенной мере восполнить потери и удовлетворить потребности вермахта.

Это была система чрезвычайных мероприятий по обеспечению полного переключения ресурсов Германии, союзных и оккупированных стран для продолжения войны. Требования к экономике пересматривались. Была выдвинута программа мобилизации всех людских и материальных сил. Руководство Германии старалось приучить немцев к мысли, что война будет длительной и жестокой «битвой за существование», требующей новых жертв и усилий. Предполагалось сформирование новых дивизий взамен уничтоженных под Сталинградом, мобилизация в вооруженные силы сотен тысяч человек, включая изъятых из военных предприятий. На замену им направлялись люди из невоенных отраслей хозяйства, мужчины в возрасте от 16 до 65 и женщины от 17 до 45 лет, пригодные для использования на работах военного назначения. В вермахт были призваны немцы, проживавшие в оккупированных странах Европы. Однако к лету 1943 года полностью восполнить потери и обеспечить возросшие потребности вермахта в людях и технике не удалось.

В целях увеличения трудовых ресурсов в 1943 году из оккупированных стран на работы в Германию были насильственно пригнаны миллионы мужчин и женщин, оказавшихся на положении рабов. Вместе с военнопленными они составляли более одной пятой всей рабочей силы в экономике Германии. Их труд применялся на самых тяжелых работах в производстве основных видов сырья и материалов, в машиностроении и металлообрабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве.

Тотальная мобилизация людских ресурсов позволила увеличить военное производство в Германии и по выпуску основных видов промышленной продукции даже превзойти уровень 1942 года. На высоком уровне оставалась металлургическая промышленность. Значительно увеличился ввоз меди, свинца, цинка, никеля, магния из оккупированных и так называемых нейтральных стран, хотя поступление хрома, кадмия, вольфрама сократилось.

Используя ресурсы и промышленный потенциал стран континентальной Европы, военная экономика Германии не испытывала сколько-нибудь значительных трудностей в обеспечении основными видами сырья и материалов. Производство вооружения и боеприпасов обеспечивалось за счет машиностроения, станков специального назначения и кузнечно-прессового оборудования самой Германии, союзных, оккупированных и нейтральных стран. В 1943 году Германия была в состоянии обеспечить военное производство в крупных масштабах.

С января по июнь 1943 года германское производство основных видов вооружения, боевой техники и боеприпасов значительно превзошло уровень второго полугодия 1942 года. Во второй половине 1943 года производство бронетанковой и авиационной техники, артиллерийского и стрелкового вооружения еще более возросло и достигло максимальных значений за все время войны. И все же потребности вермахта из-за больших потерь полностью не удовлетворялись.

В огромных масштабах в Германию поступили экономические ресурсы из оккупированных и зависимых стран. В 1943 году, по данным седьмого тома 12-томной «Истории Второй мировой войны 1939–1945», они поставили 12,1 миллиона тонн чугуна и 13,9 миллиона тонн стали. В одной только Франции 14 тысяч предприятий выполняли немецкие военные заказы. На Третий рейх работало более 70 процентов всех производственных мощностей Голландии. Чехословакия поставляла Германии в значительных количествах танки. Нужды Рейха обеспечивала экономика Бельгии, Дании, Норвегии, Югославии, Греции.

Огромные экономические ресурсы перекачивались в военную промышленность Германии из союзных стран. Румыния, Венгрия, Болгария, Финляндия, Италия и Словакия в 1943 году дали 92 процента германского импорта нефти и нефтепродуктов, 64,5 процента бокситов, 58,7 процента свинцовой, 36,7 процента хромовой и 26,7 процента медной руды, 34 процента общего импорта продовольствия. Наряду с сырьем от них поступали полуфабрикаты и готовая промышленная продукция.

Прирост добычи угля обеспечивали в первую очередь Австрия, Судетская область, французская Лотарингия и польская Силезия. Рост производства металла шел за счет оккупированных стран и областей, в том числе Австрии, Судетской области, западных земель Польши, французской Лотарингии, Люксембурга, протектората Чехии и Моравии и Польского генерал-губернаторства. Значительное количество готовой военной продукции вермахт получал из Франции, Бельгии, Голландии, Дании, Норвегии, Сербии, Хорватии, Греции, Чехословакии и Польского генерал-губернаторства. Из стран Юго-восточной Азии, оккупированных Японией, и нейтральных государств Германия получила в течение 1942 года 34,8 тысячи тонн натурального каучука. Этот импорт вместе с собственным производством синтетического каучука существенно превысил потребности страны в каучуке.

В 1943 году важное место в военной экономике Германии по-прежнему занимал импорт из «нейтральных» стран. На долю Швеции, Швейцарии, Испании, Португалии и Турции приходилось более 52 процентов ввоза в Германию железной, 39 процентов цинковой, 24,6 процента свинцовой и 13,9 процента хромовой руды, 29,8 процента олова, 18 процентов алюминия и около 7 процентов меди. Швеция поставляла железную и цинковую руду, а также готовую промышленную продукцию. Из Швейцарии поступали некоторые виды вооружения, боеприпасов, автомашины и другая продукция. Из Испании Германия получала продовольствие, легированные металлы и продукцию обрабатывающей промышленности, из Португалии - вольфрамовый концентрат, из Турции - хромовую руду, продовольствие. В 1943 году большое количество сырья и продовольствия в Германию поступило из Аргентины и Парагвая.

Готовясь к летней кампании 1943 года, гитлеровцы стремились получить из оккупированных стран, в том числе областей Советского Союза, максимальное количество продовольствия, пищевых полуфабрикатов, предметов бытового и личного пользования. В этих целях вводились принудительные поставки зерна, мяса, молока, масла, яиц, картофеля, овощей и других продуктов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Великая Отечественная альтернатива автора Исаев Алексей Валерьевич

Перманентная мобилизация Недооценка численности Красной армии германским командованием существенно повлияла на результаты летней кампании 1941 г. Однако этот промах был усугублен сильным ответным ходом советского руководства, сделанным на том же поприще строительства

Из книги Элементы обороны: заметки о российском оружии автора Коновалов Иван Павлович

Тотальная замена Германские 110-мм системы реактивной артиллерии LARS-2 (36 реактивных снарядов, максимальная дальность стрельбы - 25 км) производились с 1980 по 1983 год, всего выпущено 200 машин. В настоящий момент бундесвер полностью снял их с вооружения, заменив на РСЗО MARS -

Из книги Отто Скорцени - диверсант №1. Взлет и падение гитлеровского спецназа автора Мадер Юлиус

«Тотальная война» объявлена - час Скорцени пробил Человек со шрамами получает задание «Совершенно секретно» Берлин, февраль 1943 года. «Вы хотите тотальной войны?» - театрально потрясая вытянутой вперед правой рукой, выкрикнул колченогий Геббельс, и специально

Из книги «Умылись кровью»? Ложь и правда о потерях в Великой Отечественной войне автора Земсков Виктор Николаевич

2. Комплектование Вооружённых сил СССР. Ресурсы личного состава. Мобилизация после начала войны Рассмотрим особенности комплектования армии и флота в СССР в 1939–1941 гг. Благодаря введению в действие Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 г.

Из книги 1941. Совсем другая война [сборник] автора Коллектив авторов

Владислав Савин. Тотальная война в 1941-м-единственный шанс Германии В качестве одного из объяснений поражений Красной Армии летом 1941 года обычно приводится превосходство экономических возможностей Германии. Например, в мемуарах Г.К. Жукова находим:«Накануне войны

Из книги Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) автора Краснова Марина Алексеевна

14. ПИСЬМО ПОСЛА ГЕРМАНИИ В СССР Ф. ФОН ШУЛЕНБУРГА В МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ГЕРМАНИИ 10 августа 1939 г.Содержание: позиция Польши в отношении англо-франкосоветских переговоров о заключении пакта.Здешний польский посол Гжибовский в начале августа возвратился из

Из книги Первый блицкриг. Август 1914 [сост. С. Переслегин] автора Такман Барбара

Из книги Миф «Ледокола»: Накануне войны автора Городецкий Габриэль

«Мобилизация - это война!» Поток разведывательных данных не прекращался, и нарастала напряженность в Москве. В последние десять дней, остававшихся до начала войны, окончательные приготовления немцев скрыть уже было невозможно. В Москве НКВД подготовил весьма

Из книги Кто помогал Гитлеру? Европа в войне против Советского Союза автора Кирсанов Николай Андреевич

Тотальная мобилизация в Италии Ситуацию в Италии обострил разгром на Дону и беспорядочное отступление на запад 8-й итальянской армии. Ее бесславный конец в Сталинградской битве правительство Муссолини скрывало от населения, а газеты трубили о военных успехах

Из книги Падение Порт-Артура автора Широкорад Александр Борисович

Из книги Россия в Первой мировой войне автора Головин Николай Николаевич

МОБИЛИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Мобилизация промышленности как общественное движение зародилась на состоявшемся 8–11 июня 1915 г. в Петрограде IX очередном съезде представителей промышленности и торговли. На этом съезде была вынесена по обсуждении доклада «Промышленность и

Из книги Большая война России: Социальный порядок, публичная коммуникация и насилие на рубеже царской и советской эпох автора Коллектив авторов

МОБИЛИЗАЦИЯ В одной из предыдущих глав мы привели выдержку из монографии члена Государственной думы Б.А. Энгельгардта, в которой он оспаривает, «что патриотический подъем, который проявило население столицы при объявлении войны», являлся «действительным показателем

Из книги Донское казачество в войнах начала XX века автора Рыжкова Наталья Васильевна

Патриотическая мобилизация и репрезентация царской семьи Во время Первой мировой войны представительницы различных европейских правящих династий облачались в форму сестер милосердия с красным крестом. Это привлекало немалое общественное внимание. О новых образах

Из книги Стратегия «большого рывка» автора Глазьев Сергей Юрьевич

МОБИЛИЗАЦИЯ И БОЕВОЕ РАЗВЕРТЫВАНИЕ ДОНСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ Казачьи воинские части формально относились к иррегулярным войскам русской армии и отличались от регулярных армейских формирований исторически сложившейся системой комплектования, порядком прохождения

Из книги Разделяй и властвуй. Нацистская оккупационная политика автора Синицын Федор Леонидович

6. Духовная мобилизация в сфере медиа В условиях, когда нашей стране, как и другим странам и цивилизациям, открыто объявлена информационно-психологическая война, государственные СМИ должны стать рубежом обороны, а должностные лица, занятые в этой сфере, нести личную

Из книги автора

§ 4. «ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ» МОБИЛИЗАЦИЯ: Национальный фактор в военном коллаборационизме - РОА и «легионы» К началу 1943 г. численность подразделений «Вермахта», набранных из представителей народов СССР, которые с августа 1942 г. получили наименование «восточные

1 Искать образ войны на том уровне, где все может определяться человеческим действием, противоречит героическому духу. Но, пожалуй, в разнообразных сменах декораций и масок, которые сопровождают чистый гештальт войны в череде человеческих времен и пространств, этому духу предстает пленительное зрелище. Это зрелище напоминает вулканы, в которых прорывается наружу всегда один и тот же внутренний огонь земли, но которые действуют все-таки в очень разных ландшафтах. Так, участвовавший в войне в чем-то подобен тому, кто побывал в эпицентре одной из этих огнедышащих гор, - но существует разница между исландской Геклой и Везувием в Неаполитанском заливе. Конечно, можно сказать, что различие ландшафтов будет исчезать по мере приближения к пылающему жерлу кратера, и что там, где прорывается собственно страсть, - то есть прежде всего в голой, непосредственной борьбе не на жизнь, а на смерть, - играет второстепенную роль, в каком столетии ведется сражение, за какие идеи и каким оружием; однако в дальнейшем речь будет идти не о том. Мы, скорее, постараемся собрать некоторые данные, отличающие последнюю войну, нашу войну, величайшее и действеннейшее переживание этого времени, от иных войн, история которых дошла до нас.

2 О своеобразии этой великой катастрофы лучше всего, по-видимому, говорит такая фраза: гений войны был пронизан в ней духом прогресса. Это имеет силу не только для борьбы стран между собой; это имеет силу также и для гражданской войны, во многих из этих стран собравшей второй богатый урожай. Оба эти явления - мировая война и мировая революция - сплетены друг с другом более тесно, чем то покажется на первый взгляд; они суть две стороны одного события космического характера, они зависят друг от друга во многих отношениях, - как в том, что касается их возникновения, так и в том, что касается их начала. По всей вероятности, нашей мысли еще предстоят редкостные открытия, связанные с сущностью, скрывающейся за туманным и отливающим многими красками понятием “прогресс”. Без сомнения, слишком жалкой оказывается привычная для нас нынче манера потешаться над ним. И хотя, говоря об этой неприязни, мы можем ссылаться на тот поистине значительный дух XIX столетия, однако при всей брезгливости перед пошлостью и монотонностью возникающих перед нами образований все же зарождается подозрение: не является ли намного более значительной та основа, на которой возникают эти образования? В конце концов, даже деятельность пищеварения зависит от сил удивительной и необъяснимой жизни. Сегодня, разумеется, можно утверждать с полным основанием, что прогресс не является прогрессом ; однако, вероятно, важнее, чем эта констатация, такой вопрос: не затаено ли его подлинное значение более глубоко, не является ли оно иным, успешно скрываясь под якобы столь ясной маской разума? Именно та уверенность, с которой типично прогрессивные движения приводят к результатам, противоречащим их собственным тенденциям, позволяет догадаться, что здесь - как и повсюду в жизни - эти тенденции решают в меньшей степени, нежели иные, скрытые импульсы. По праву дух многократно услаждался презрением к деревянным марионеткам прогресса, - однако невидимы остаются тонкие нити, осуществляющие их движения. Если мы пожелаем узнать о структуре марионеток, то нельзя будет найти более удачного руководства, чем роман Флобера “Бувар и Пекюше”. А если мы пожелаем заняться возможностями более таинственного движения, всегда в большей степени предчувствуемого, нежели доказуемого, то множество показательных мест мы обнаружим уже у Паскаля и Гамана. “В то же время и наши фантазии, иллюзии, fallaciae opticae и ложные заключения находятся в ведении Бога”. Такого рода предложения рассыпаны у Гамана повсюду; они выражают тот образ мысли, который стремится включить усилия химии в область ведения алхимии. Оставим открытым вопрос, в какой области ведения духа находится оптический обман прогресса, ибо мы имеем дело с эссе, предназначенным для читателя XX века, а не с демонологией. Но пока известно, что лишь одна сила культового свойства, лишь вера могла осмелиться распространить перспективу целесообразности до бесконечности. И кому придет в голову сомневаться, что прогресс - это большая народная церковь XIX столетия, - единственная церковь, которая пользуется действительным авторитетом и некритичной верой?

3 В войне, разразившейся в такой атмосфере, решающую роль должно было играть отношение, в котором находились к прогрессу отдельные ее участники. И в самом деле, здесь следует искать собственно моральный фактор этого времени, тонкое, неуловимое воздействие которого превосходило даже самые сильные армии, оснащенные последними орудиями уничтожения машинной эпохи, и который, более того, мог набирать себе войска даже в военных лагерях противника. Чтобы наглядно представить данный процесс, введем понятие Тотальной мобилизации : Давно уже минули те времена, когда было достаточно послать на поле битвы под надежным руководством сто тысяч навербованных субъектов, как то изображено, к примеру, в вольтеровском “Кандиде”; те времена, когда после поражения Его Величества в баталии спокойствие было первым долгом бюргера. Однако еще во второй половине XIX столетия консервативные кабинеты были способны подготавливать, вести и выигрывать войны, к которым народные представительства относились с равнодушием или даже с неприятием. Разумеется, это предполагало тесные отношения между армией и короной, отношения, которые претерпели лишь поверхностное изменение благодаря новой системе Всеобщей воинской повинности и в своей сущности еще принадлежали патриархальному миру. Это, далее, предполагало известную исчисляемость вооружения и расходов, вследствие которой растраты наличных сил и средств, вызванные войной, представлялись хотя и чрезвычайными, однако никоим образом не безмерными. В этом смысле мобилизации был присущ характер частичного мероприятия. Это ограничение соответствует не только скромному объему средств, но одновременно и своеобразному государственному интересу. Монарх обладает природным инстинктом, который предостерегает его не выходить за пределы применения домашней власти. Переплавка своей казны кажется для него более верным средством, нежели кредит, отпускаемый народным представительством, а для решающего мгновения битвы он с большей охотой оставляет у себя в резерве свою гвардию, нежели добровольческий контингент. Этот инстинкт еще сохранялся у пруссаков вплоть до самого XIX века. Он в том числе проступает в ожесточенной борьбе за трехлетнее время службы - отслужившие долгую службу войска для домашней власти более надежны, в то время как короткое время службы является признаком добровольческих войск. Зачастую мы даже сталкиваемся с почти непонятным для нас, современных людей, отказом от прогресса и усовершенствования военного оснащения, но и у этих опасений имеется своя подоплека. Так, в каждом улучшении огнестрельного оружия, в частности в повышении дальнобойности, тайно готовится непрямое нападение на формы абсолютной монархии. Каждое из этих улучшений способствует тому, что снаряд направляется в цель индивидуально, в то время как залп олицетворяет замкнутую командную власть. Еще для Вильгельма I энтузиазм был неприятен. Он происходит из того источника, который, словно мешок Эола, скрывает в себе не только бури аплодисментов. Подлинным пробным камнем господства является не степень окружающего его ликования, а проигранная война. Итак, частичная мобилизация происходит из сущности монархии, которая преодолевает свою меру в том же отношении, в каком она вынуждена задействовать в вооружении абстрактные формы духа, денег, “народа”, короче, силы нарастающей национал-демократии. Оглядываясь назад, мы сегодня вправе сказать, что полный отказ от задействования этих сил, пожалуй, был невозможен. Манера их привлечения представляет собой подлинное ядро искусства государственного управления XIX века. Исходя из этой особенной ситуации, обретает ясность и высказывание Бисмарка о политике как “искусстве возможного”. Теперь попробуем проследить, как растущее превращение жизни в энергию, содержание всех связей, в целях подвижности постоянно становящееся все легче и легче, придает все более резкий характер акту мобилизации, распоряжаться которой во многих странах еще в самом начале войны было исключительным правом короны, не зависящим ни от какой контрассигнации. Причиной для этого служат многие явления. Так, со стиранием сословий и урезанием привилегий одновременно исчезает и понятие касты воинов; представлять свою страну оружием не является отныне обязанностью и преимуществом одних только профессиональных солдат - это становится задачей вообще всех способных носить оружие. Так, непомерное увеличение расходов делает невозможным оплачивать ведение войны из устойчивой военной казны; скорее, чтобы не дать остановиться этой машинерии, здесь необходимо использование всех кредитов, необходим учет самых последних сбережений. Так, образ войны как вооруженного действия тоже все полнее перетекает в более широкий образ гигантского процесса работы. Наряду с армиями, встречающимися на полях сражений, возникают нового рода армии транспорта, снабжения, оборонной индустрии, - армия работы вообще. В последнюю, уже обозначившуюся к концу этой войны фазу уже не производится никакого движения, - пусть это будет даже движением надомницы за ее швейной машиной, - результат которого, по меньшей мере косвенно, не имел бы военного характера. В этом абсолютном охвате потенциальной энергии, преобразуемой воюющими индустриальными державами в вулканических кузнях, наверное, наиболее очевидно проглядывает наступление эпохи работы - он обращает мировую войну в историческое явление, которое превосходит по значению Французскую революцию. Для разворачивания энергий в таком масштабе отныне недостаточно вооружиться только мечом, - для этого нужно вооружаться вплоть до самых костей, вплоть до тончайших жизненных нервов. Задачу осуществления этого принимает на себя Тотальная мобилизация, тот акт, через который широко разветвленная и многократно дифференцированная электрическая сеть современной жизни одним щелчком на распределителе подводится к большому потоку военной энергии. К началу войны человеческий рассудок еще никак не рассчитывал на мобилизацию в таком масштабе. И тем не менее, она сказывалась в некоторых мероприятиях уже в самые первые дни войны, например, в мощном участии добровольцев и резервистов, в запретах на экспорт, в цензорских предписаниях, в изменениях валюты. В течение войны этот процесс усилился. Приведем только в качестве примеров плановое распределение сырьевых запасов и продовольствия, переведение из рабочего в военный режим, обязанность гражданской службы, вооружение торговых судов, неожиданное расширение полномочий генеральных штабов, “программу Гинденбурга” и борьбу Людендорфа за совмещение военного и политического руководства. Несмотря на столь же грандиозные, сколь и ужасные картины поздних битв военной техники, в которых организационный талант людей праздновал свой кровавый триумф, последние возможности все же не были еще достигнуты. Достичь их - даже если ограничиться рассмотрением чисто технической стороны этого процесса - можно лишь тогда, когда образ военного события уже вписан в порядок мирного положения вещей. Так, мы видим, как во многих государствах послевоенного времени новые методы вооружения уже приспособлены к Тотальной мобилизации. Это можно проиллюстрировать такими явлениями, как возрастающее урезание индивидуальной свободы - притязания, на самом деле издавна вызывавшего сомнения. Эту атаку, смысл которой в уничтожении всего, что не может быть понято как функция государства, мы видим сначала в России и в Италии, а затем у нас, и можно предвидеть, что все страны, где живы притязания мирового масштаба, должны провести ее, с тем чтобы соответствовать новым вырвавшимся на свободу силам. Затем, сюда относится возникшая во Франции оценка соотношений власти под углом зрения e nergie potentielle, а также наметившееся уже и в мирное время сотрудничество генеральных штабов и индустрии, образцом которого служила Америка. Внутренний смысл вооружения затрагивается в тех постановках вопроса, которыми немецкая военная литература принуждала общественное сознание к якобы второстепенным, но на самом деле ориентированным на будущее суждениям о войне. Русская “пятилетка” впервые явила миру попытку объединения в едином русле совокупных усилий великой империи. Поучительно видеть, как захлебывается экономическое мышление. “Плановая экономика” как один из последних результатов демократии перерастает самое себя, вообще сменяясь развертыванием власти. Это превращение можно наблюдать во многих явлениях нашего времени; большое давление масс вызывает кристаллизацию. Однако не только атака, но и оборона порождает чрезвычайное напряжение, и здесь принуждение мира становится, быть может, еще отчетливей. Как в каждой жизни уже коренится смерть, так и появление больших масс заключает в себе некую демократию смерти. И снова эпоха нацеленного выстрела уже позади нас. Командующий эскадрильей, дающий в ночной высоте приказ к воздушной атаке, не знает более разницы между воинами и не-воинами, и смертельное газовое облако, как стихия, простирается над всем живым. Возможность подобной угрозы, однако, предполагает не частичную и не всеобщую мобилизацию, она предполагает Тотальную мобилизацию, которая достигает даже дитя в его колыбели. Оно находится под угрозой как и все остальные, и даже под еще большей угрозой. Назвать можно было бы еще многое, -достаточно только окинуть взором саму нашу жизнь с ее совершенной нескованностью и ее безжалостной дисциплиной, жизнь с ее дымными и раскаленными районами, с физикой и метафизикой ее движения, с ее моторами, самолетами и миллионными городами, - чтобы, исполнившись чувства удивления, понять: здесь не существует ни одного атома, который бы не находился в работе, да и сами мы в сущности отданы во власть этому бешеному процессу. Тотальная мобилизация намного меньше осуществляема, чем она осуществляет самое себя; в военное и мирное время она есть выражение тайного и нудящего требования, которому подчиняет нас эта жизнь в эпоху масс и машин. Так происходит, что каждая единичная жизнь все однозначнее становится жизнью рабочего и что за войнами рыцарей, королей и бюргеров следуют войны рабочих , - войны с рациональной структурой и беспощадностью, представление о которых мы получили уже в первом большом столкновении XX столетия.

4 Мы коснулись технической стороны Тотальной мобилизации. Ее осуществление можно проследить начиная с первых наборов правительства Конвента и реорганизации армии, проведенной Шарнхорстом, вплоть до динамических программ вооружения последних лет мировой войны, когда страны превращались в гигантские фабрики, производили на конвейере армии, чтобы днем и ночью посылать их на поля сражений, где роль потребителя брал на себя такой же механизированный кровавый расход. Как бы мучительно ни впивалась в героический дух монотонность этого зрелища, напоминающего выверенную работу питаемой кровью турбины, все же не может оставаться никакого сомнения в присутствии здесь свойственного ему символического содержания. Тут обнаруживается строгая последовательность, жесткий оттиск времени на воске войны. Техническая сторона Тотальной мобилизации, между тем, не является решающей. Ее предпосылки, как и предпосылки любой техники, расположены гораздо глубже: назовем их здесь готовностью к мобилизации. Эта готовность имелась во всех странах; мировая война была одной из самых народных войн, которые знала история. Таковой она была уже потому, что пришлась на время, заставившее с самого начала исключить все прочие войны из разряда народных. Кроме того, народы довольно долго наслаждались мирным периодом, если отвлечься, конечно, от мелких захватнических и колониальных войн. В начале этого исследования мы пообещали прежде всего не изображать тот элементарный слой, ту смесь диких и возвышенных страстей, которая свойственна человеку и во все времена делает его открытым военному призыву. Мы хотим, скорее, попробовать разобраться в многоголосии разнообразных сигналов, ознаменовавших начало этого особого столкновения и сопровождавших его на всем его протяжении. Там, где мы встречаем столь значительные усилия, находят ли они свое выражение в могучих строениях, таких как пирамиды и соборы, или же в войнах, заставляющих трепетать последние жизненные нервы, - усилия, отмеченные особенным признаком бесцельности, - там нам будет далеко не достаточно объяснений экономическими причинами, пусть даже они будут совершенно прозрачны. Это одна из причин, по которой школа Исторического материализма способна затронуть лишь то, что лежит на поверхности военного события. Ввиду подобного рода усилий, наше первое подозрение должно пасть, скорее, на явление культового ранга. Сделав замечание относительно прогресса как народной церкви XIX века, мы уже указали слой, где ощутима действенность того призыва, с чьей помощью стало возможным осуществить решающий, а именно связанный с верой момент Тотальной мобилизации в грандиозных массах, которые необходимо было привлечь к участию в последней войне. Возможность уклониться представлялась этим массам тем менее реальной, чем более эксплуатировалось их убеждение, то есть чем более явным становилось прогрессивное содержание громких лозунгов, благодаря которым они и приводились в движение. В какие бы грубые и резкие цвета ни были окрашены эти лозунги, в действенности их сомневаться нельзя; они напоминают пестрые тряпки, которые во время облавной охоты направляют дичь прямо на ружья. Даже от внимания первого, поверхностного наблюдателя, предпринимающего чисто географическое разделение сил участников на победителей и побежденных, не может ускользнуть преимущество “прогрессивных” стран, - преимущество, в случае которого, похоже, господствует своего рода автоматизм в смысле дарвиновской теории отбора “сильнейших”. Особенно нагляден этот автоматизм при рассмотрении одного явления, суть которого в том, что даже такие относящиеся к группе победителей страны, как Россия и Италия, не избежали всеобъемлющего разрушения своей государственной структуры. В этом свете война предстает как неподкупный судия, дающий оценки по собственным строгим законам, - как землетрясение, испытывающее на прочность основания всех зданий. Далее выясняется, что в поздний период веры во всеобщие права человека, монархические образования оказываются особенно неустойчивыми перед лицом разрушений войны. Наряду с бесчисленными незначительными коронами повергаются в прах короны немецкие, прусские, русские, австрийские и турецкие. Государство, в котором мир средневековых форм, будто на островке, принадлежащем минувшему периоду в истории земли, влачит схематичное существование, разлетается на куски, как взорванный дом. Последняя, абсолютная в старом смысле слова европейская власть - власть царская - падает жертвой гражданской войны, которая пожирает ее, словно чума, сопровождаемая ужасающими симптомами. С другой стороны, бросается в глаза непредвиденная способность к сопротивлению, присущая прогрессивной структуре даже в состоянии ее большого физического недуга. Так, подавление чрезвычайно опасного мятежа 1917 года во французской армии представляет собой второе, моральное марнское чудо, явившееся намного более симптоматичным, нежели чисто военное чудо 1914 года. Так, в Соединенных Штатах, в стране с демократичной конституцией, мобилизация проводилась с такой остротой в мерах, какая была невозможна в милитаристском прусском государстве, в стране с цензовым избирательным правом. И кто станет сомневаться, что подлинным победителем из войны вышла Америка, страна без “заброшенных замков, сооружений из базальта, без историй о рыцарях, разбойниках и привидениях”? Уже в этой войне было не важно, в какой степени государство являлось милитаристским, или в какой оно таковым не являлось. Было важно, в какой степени оно было способно к Тотальной мобилизации. Германия же должна была проиграть войну, даже в том случае, если бы выиграла сражение на Марне и подводную войну, потому что при всей ответственности, с какой ею подготавливалась частичная мобилизация, она лишила Тотальную мобилизацию значительной части энергии, и потому что именно по этой причине она оказалась способной - из-за чисто внутреннего характера своего вооружения - завоевать, сохранить и, прежде всего, использовать только частичный, но не тотальный успех. Чтобы возносить его на наших штыках, для этого нужна была подготовка к другим, не менее значительным Каннам, чем те, которым было посвящено дело всей жизни Шлиффена. Однако прежде чем сделать выводы из этого положения, мы, для иллюстрации отношения между прогрессом и Тотальной мобилизацией, попробуем обратить внимание еще на некоторые подробности.

5 Для того, кто старается понять слово прогресс в его переливающихся оттенках, станет сразу же очевидным, что политическое убийство княжеской персоны в эпоху, когда под ужасающими пытками публично казнили как исчадий ада какого-нибудь Равальяка или даже Дамьена, должно было затрагивать более сильный, более глубокий слой веры, нежели похожее убийство в столетии, следующим за казнью Людовика XVI. Он обнаружит, что в иерархии прогресса князь причисляется к тому роду людей, который совсем не пользуется никакой особой популярностью. Представим себе на мгновение гротескную сцену. Какой-то рекламный шеф получил заказ на изготовление пропаганд-плакатов для современной войны. В распоряжении у него находились бы два средства для того, чтобы вызвать начальную волну возбуждения, а именно: либо убийство в Сараево, либо нарушение нейтралитета Бельгии. Нет никаких сомнений в том, какое из двух оказало бы наибольшее воздействие. Внешнему поводу к началу войны, каким бы он ни казался случайным, присуще символическое значение, поскольку в лице виновников убийства в Сараево и их жертвы, наследника габсбургской короны, столкнулись два начала: национальное и династическое - современное “Право на самоопределение народов” и принцип легитимности, с трудом реставрированный на Венском конгрессе с помощью политического искусства старого стиля. Естественно, хорошее дело - быть по-правому несовременным и разворачивать мощную деятельность в том духе, который желает сохранить традицию. Однако условием этого является вера. Об идеологии центральных держав, тем не менее, позволительно утверждать, что она не была ни современной, ни несовременной, ни превосходящей время. Своевременность и несвоевременность объединились здесь вместе, и результат не мог быть иным, чем смесью ложной романтики и неполноценного либерализма. Так, от наблюдателя не может ускользнуть известная слабость к применению устаревшего реквизита, к позднеромантическому стилю, в частности стилю вагнеровских опер. Сюда относятся и слова о верности Нибелунгам, и чаяния, возлагавшиеся на успех провозглашения священной войны ислама. Понятно, что речь здесь идет о технических вопросах, о вопросах правления - о мобилизации субстанции, а не о самой субстанции. Но как раз в промахах этого рода и обозначилось отсутствие отношения руководящего слоя как к массам, так и к глубинным силам. Подобно тому знаменитая и непреднамеренная гениальная фраза о “клочке бумаги” страдает тем, что произнесли ее с запозданием в 150 лет, и притом в таком духе, который был бы, наверное, адекватным романтике пруссачества, но никак не являлся прусским в своей основе. Говорить так и потешаться над пожелтевшими истрепанными книжками имел бы право Фридрих Великий, но Бетман Гольвег обязан был знать, что кусочек бумаги, к примеру, с написанной на нем конституцией, может значить сегодня примерно столько же, сколько для католического мира - священная облатка, и что хотя абсолютизму приличествует разрывать договоры, сила либерализма, однако, состоит в том, чтобы интерпретировать их. Стоит только внимательно изучить обмен нотами, предшествовавший вступлению в войну Америки, чтобы натолкнуться в нем на принцип “свободы морей” - хороший пример того, каким образом в такое время собственному интересу придается ранг гуманного постулата, всеобщего вопроса, затрагивающего все человечество. Немецкая социал-демократия, одна из несущих опор прогресса в Германии, схватила диалектический момент своей роли: она приравняла смысл войны к разрушению царистского, антипрогрессивного режима. Но что все это может значить по сравнению с теми возможностями, которыми располагал для проведения Тотальной мобилизации Запад. Кто захочет оспаривать тот факт, что “civilisation” намного больше обязана прогрессу, чем “культура”, что в больших городах она способна говорить на своем родном языке, оперируя средствами и понятиями, безразличными или враждебными для культуры. Культуру не удается использовать в пропагандистских целях. Даже та позиция, которая стремится извлечь из нее такого рода выгоду, оказывается ей чуждой, - как мы становимся равнодушны или, более того, печальны, когда с почтовых марок или банкнот, растиражированных миллионами экземпляров, на нас смотрят лица великих немецких умов. И несмотря на это мы далеки от того, чтобы сетовать на неизбежное. Мы только констатируем, что Германии так и не удалось в этой борьбе убеждением склонить в свою пользу дух времени, каким бы тот ни был сам по себе. Равным образом, ей не удалось поставить перед своим или мировым сознанием значимость какого-нибудь превосходящего этот дух принципа. Мы видим, как отчасти в романтическом и идеалистическом, отчасти в рационалистическом и материалистическом пространствах ищутся знаки и образы, которые стремится поднять на своих знаменах борющийся человек. Но той значимости, которая пропитывает эти сферы, частично принадлежащие прошлому, частично - жизненному кругу, чуждому для немецкого гения, - недостаточно для того, чтобы полностью уверовать в боевое использование людей и машин, что требовалось страшному вооруженному походу против всего мира. Поэтому мы тем более должны стремиться узнать, каким образом элементарный материал, первобытная сила народа остается незатронутой этим. В начале этого крестового похода разума, к которому призываются народы мира, зачарованные столь прозрачной, столь очевидной догматикой, мы с удивлением видим, как немецкое юношество начинает требовать оружия, - так пылко, так восхищенно, с такой жаждой смерти, как оно не делало этого, пожалуй, никогда за всю нашу историю. Если бы пришлось спросить кого-нибудь из них, для чего он идет на поле битвы, то, разумеется, можно было бы рассчитывать лишь на весьма расплывчатый ответ. Вы едва ли услышали бы, что речь идет о борьбе против варварства и реакции, или за цивилизацию, освобождение Бельгии или свободу морей, - но вам, вероятно, дали бы ответ: “за Германию”, - и это было тем словом, с которым полки добровольцев шли в атаку. И все же этого глухого огня, пылавшего за неясную и невидимую Германию, достаточно было для напряжения, которое пронизывало народы дрожью до самых костей. Что было бы в том случае, если бы он обладал направлением, сознанием, гештальтом ?

7 Ликование, которым приветствовали крах тайная армия и тайный генеральный штаб, имевшиеся у прогресса в Германии, в то время как последние воины еще стояли против врага, - было похоже на ликование по случаю выигранной битвы. Оно, как троянский конь, было лучшим союзником западных армий, которым вскоре предстояло перейти Рейн. В том слабом возгласе протеста, с которым существующие авторитеты поспешно освобождали свои места, сказалось признание так называемого нового духа. Между противниками не существовало никакой существенной разницы. В том числе, это является причиной, по которой переворот произошел в Германии в относительно безобидных формах. Так, министры социал-демократы кайзеровского рейха во время решающих дней могли еще подумывать о том, не сохранить ли им корону. Чем же все это могло быть, как не видимостью фасада? Здание уже давно было до такой степени перегружено прогрессистскими ипотеками, что относительно действительного владельца не оставалось более никакого сомнения. Но причиной, по которой поворот произошел в Германии не так резко, как, например, в России, является не только то, что его подготовили сами авторитеты. Мы видели, что значительная часть сил прогресса уже была задействована в войне. Степень затраченного там движения не могла быть более достигнута во внутреннем столкновении. И если говорить о личностях, то большая разница - приходят ли к кормилу власти прежние министры, или же революционная аристократия, сформировавшаяся в сибирском изгнании. Германия проиграла войну, выиграв более сильную связь с пространством Запада, выиграв цивилизацию, свободу и мир в барбюсовском духе. Однако как можно было ждать иного результата, если мы сами торжественно поклялись быть причастными этим ценностям и ни за что не отважились бы вести борьбу за пределами той “стены, которая опоясывает Европу”. Это предполагало бы более глубокое освоение собственных ценностей, иные идеи и иных союзников. Раздуть огонь субстанции можно было бы вместе с оптимизмом прогресса и посредством него, как это намечается в России.

8 Посмотрим на мир, вышедший из великой катастрофы, - какое единство воздействия, сколько строгой исторической последовательности! Действительно, если бы собрали на одном тесном пространстве все чуждые цивилизации духовные и материальные образования, сохранившиеся к концу XIX века и проникшие в наше время, а затем открыли бы по ним огонь из всех орудий мира, то успех этого не мог бы быть более однозначным. Старый звон колоколов Кремля перестроился на мелодию интернационала. В Константинополе вместо старых арабесок Корана дети выводят латинские буквы. В Неаполе и Палермо фашистские полицейские организуют оживленную южную жизнь по правилам современной дисциплины движения. В отдаленнейших и почти все еще сказочных землях торжественно открываются здания парламента. Абстрактность, также как и жестокость человеческих отношений, возрастает день за днем. На смену патриотизму приходит новый, проникнутый сильными сознательными элементами национализм. В фашизме, в большевизме, в американизме, в сионизме, в движениях цветных народов прогресс переходит в прежде немыслимое наступление; он как бы делает кувырок, дабы после описанного им круга искусственой диалектики снова продолжить свое движение на самой простой плоскости. Он начинает подчинять себе народы в формах, уже мало чем отличающихся от форм абсолютного режима, если не принимать во внимание гораздо меньшую степень свободы и комфорта. Во многих местах маска гуманности почти сорвана. Вместо нее выступает наполовину гротескный, наполовину варварский фетишизм машины, наивный культ техники, - и именно в тех местах, где отсутствует непосредственное, продуктивное отношение к динамическим энергиям, и дальнобойные орудия вместе с боевыми эскадрильями, вооруженными бомбами, суть лишь военное выражение их разрушительного победоносного похода. Одновременно возрастает ценность масс; доля согласия, доля публичности становятся решающими факторами политики. Капитализм и социализм, в частности, являются двумя большими жерновами, меж которых прогресс размалывает остатки старого мира, а в конце концов и самого себя. На протяжении более чем столетнего периода времени “правые” и “левые” играли в мяч, перебрасывая друг другу ослепленные оптическим обманом избирательного права массы; постоянно казалось, будто у одного из противников еще можно было найти прибежище от притязаний другого. Сегодня во всех странах все однозначнее обнажается факт их тождества, и, словно под железными зубцами клещей, исчезает даже сон свободы. Великолепное и ужасающее зрелище представляют собой движения все более однообразных по своей форме масс, на пути которых мировой дух раскидывает свои сети. Каждое из этих движений способствует тому, что они захватывают еще надежнее и безжалостнее, и здесь действуют такие виды принуждения, которые сильнее, чем пытки: они настолько сильны, что человек приветствует их ликованием. За каждым выходом, ознаменованным символами счастья, его подстерегают боль и смерть. Пусть радуется тот, кто во всеоружии вступает в эти места.

Взгляд назад

23 Августа, 1980 г.
Долгие занятия другими вопросами побудили меня теперь уже окончательно пересмотреть это сочинение, со времени появления которого прошло почти пятьдесят лет. В течение десятилетий я делал это много раз, ибо печаталось оно часто. Это испытание должно было освободить субстанциальное ядро от акцидентальных обстоятельств. От непредвзятого читателя не укроется, что это ядро действительно как и прежде и будет, пожалуй, оставаться таковым еще долгое время. Процесс вооружения мировых держав приобрел планетарные масштабы; этому соответствует их потенциал. Маленькие государства, такие как недавняя Эфиопия, находясь в тяжелом положении, также угрожают Тотальной мобилизацией. Это понятие вошло в политику: как в ведущуюся там полемику, так и в реальность. Каждый вооружается, и каждый упрекает в этом другого. Это одновременно ощущается как заколдованный круг и празднуется на парадах. Очевидно, тогда было увидено нечто принципиальное. Освобождение ядра от шелухи должно открыть эту перспективу. В противоположность этому, особенность положения между двумя мировыми войнами отступает на второй план, в частности, положение юного немца после четырех лет смертельного напряжения и Версальского договора. Это никак не меняет его исторического значения; для него остается действительной первая редакция.

Перевод А. Михайловского

Впервые эссе было опубликовано в сборнике "Война и воин" в 1930 г. (Ernst Junger. Die totale Mobilmachung. In: Krieg und Krieger (hrsg. v. Ernst Junger). Berlin 1930. S. 10-30). Отдельным изданием текст вышел в Берлине в 1931 г. В основе данного перевода лежит переработанный вариант, опубликованный в Полном собрании сочинений (Samtliche Werke. Bd. 7. Stuttgart 1980. S. 119-142).
Ситуация с этим текстом, вызвавшим в свое время большую реакцию в разных кругах читающей публики, обстоит очень сложно. Не только в филологическом, но и существенном плане. На протяжении ряда редакций текст претерпел настолько серьезные изменения, что в каком-то отношении оправданной кажется даже речь о том, что от целого сочинения осталось одно только броское название. Разницу между современными изданиями и окончательным вариантом можно сформулировать приблизительно так: в первых основной план организует понятие нации, ярко выделяется националистический подход, тогда как в последнем устраняется то, что было актуальным в политической ситуации того времени. Вот что по этому поводу писал сам автор в 1980 г.: "Очевидно, тогда было увидено нечто принципиальное. Освобождение ядра от шелухи должно открыть этот вид. В противоположность этому особенность положения между двумя мировыми войнами отступает на второй план, в частности, положение юного немца после четырех лет смертельного напряжения и Версальского договора. Это никак не меняет его исторического значения; для него остается действительной первая редакция". Исходя из этого, лучше иметь в виду сразу обе перспективы, не отбрасывая ни одной из них.

В споре приверженцев буржуазной демократии и либерализма с представителями консервативного направления значительную роль играет немецкий мыслитель Эрнст Юнгер.

Интересно проанализировать одну из его известных статей "Тотальная мобилизация" (Die Total Mobilimachung, 1930), которая вошла в сборник "Война и воин" (Krieg und Krieger). Статья эта была создана на основе размышлений о сущности современного общества, характере тех сил, которые определяют его структуру, трансформационные процессы и место человека относительно их . Примечательно, что, при всей критической настроенности по отношению к буржуазному либерализму, Юнгер в данной статье предлагает неоднозначную трактовку тота-

литарной экспансии. Исследователи творчества Юнгера неоднократно замечали, что воздействие его работ на духовную культуру Германии и европейского общества в целом скорее скрытое, чем явное. Идеи Юнгера далеко не всегда поддаются однозначной трактовке и пониманию. В значительной мере это касается произведения "Рабочий", а в статье "Тотальная мобилизация" пафос автора относительно масштабов описываемого процесса воспринимается скорее как предостережение.

233 Там же. С. 49.

Известно, что статья "Тотальная мобилизация" претерпела множество редакций. В течение многих лет Юнгер пересматривал содержание статьи, корректируя его согласно веяниям времени. Поэтому (или по иным причинам) статья, написанная 70 лет назад, воспринимается необычайно современно. По времени написания и основным содержательным планам она, безусловно, отражает особенности того этапа социального кризиса, который был обозначен нами как антропологический. И вместе с тем она резко вырывается из общей массы работ, посвященных этой проблематике. Введя понятие "тотальной мобилизации", Юнгер обозначил наступление эпохи "всемирного объединения" или, как сегодня принято говорить, эпохи глобализации.

Отметим, что статья Юнгера написана не столько о социальном кризисе и кризисном мировосприятии, сопровождающем последний, сколько о социальных трансформациях, кардинальным образом повлиявших на состояние общественного сознания в современном мире и создавших почву для последующей эволюции кризисного сознания.

Как большинство философов, обращавшихся к осмыслению причин, природы, характера кризисных явлений в обществе, Юнгер ставит безжалостный диагноз своему времени. Отправная точка рассуждений - Первая мировая война.

Задумываясь о роли Первой мировой войны в истории и судьбе современного человечества, квалифицируя ее как великую катастрофу, Юнгер приходит к заключению, что своеобразие войны лучше всего выразить, сказав, что гений войны был пронизан в ней духом прогресса: "Это относится не только к борь-


бе стран между собой; это справедливо также и для гражданской войны, во многих из этих стран собравшей второй, не менее богатый урожай. Оба эти явления - мировая война и мировая революция - сплетены друг с другом более тесно, чем кажется на первый взгляд; это две стороны одного и того же космического события, они во многом зависимы друг от друга - и в том, как они подготавливались, и в том, как они разразились" .

Юнгер придает особое значение теме прогресса. Само это понятие он определяет как туманное и переливающееся многими красками. Существует множество теорий и трактовок прогресса. Юнгер вкладывает в это понятие несколько нетрадиционный, в чем-то потусторонний, мистический смысл. По мнению философа, сегодня можно с полным основанием утверждать, что прогресс не стал прогрессом, что типично прогрессивные движения обычно приводят к результатам, противоречащим их собственным тенденциям. Это все, как, впрочем, и многое другое, наводит на размышления, что определяющее значение в истории имеют скорее не очевидные, рациональные, прогрессивные линии, а некие скрытые импульсы.

Так или иначе, XIX в. прошел под знаком прогресса. Юнгер с неизбежностью констатирует, что идея прогресса стала великой народной церковью XIX столетия, - единственной, которая пользовалась действительным авторитетом и не допускала критики верой . Согласно Юнгеру, решающую роль в войне должно было сыграть отношение ее участников к прогрессу. Здесь следует искать собственный моральный стимул этого времени, тонкое, неуловимое воздействие которого превосходило мощь даже наиболее сильных армий, оснащенных новейшими средствами уничтожения эпохи машин, и который, кроме того, мог набирать себе войска даже в военных лагерях противника.

234 Юнгер Э. Тотальная мобилизация // Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт. М., 2000. С. 444.

235 Там же. С. 446.

Чтобы представить этот процесс наглядно, Юнгер вводит понятие тотальной мобилизации. "Давно уже минули те времена, когда достаточно было под надежным руководством послать на поле битвы сотню тысяч завербованных вояк, - пишет философ. - Однако еще во второй половине XIX столетия консервативные кабинеты были способны подготовить, вести и выиграть войну, к которой народные представители относились с равнодушием и даже с неприязнью. Разумеется, это предполагало тесные отношения между армией и короной, отношения, которые претерпели лишь поверхностные изменения после введения всеобщей воинской повинности и по сути своей еще принадлежали патриархальному миру. Это предполагало также известную возможность вести учет вооружениям и затратам, вследствие чего вызванный войной расход наличных сил и средств представлялся хотя и чрезвычайным, однако никоим образом не безмерным. В этом смысле мобилизации был присущ характер частичного мероприятия" .

Таким образом, по мысли Юнгера, частичная мобилизация вытекает из сущности монархии. Монарх обладает природным инстинктом и потому остерегается выходить за пределы власти над своими домочадцами: "Он скорее согласится пустить не переплавку свои сокровища, чем станет испрашивать кредит у народного представительства, и в решающий момент битвы с большей охотой сохранит для себя гвардию, нежели добровольческий контингент" .

236 Там же. С. 447.

Одновременно со стиранием сословных различий и урезанием привилегий в обществе исчезает и понятие касты воинов; защищать свою страну с оружием в руках уже не составляет обязанность и преимущество одних только профессиональных солдат, а становится задачей каждого, кто вообще способен носить оружие;

Непомерное увеличение расходов делает невозможным оплачивать ведение войны из стабильной военной казны; скорее, чтобы не дать остановиться этой машине, здесь необходимо использовать все кредиты;

Картина войны как некоего вооруженного действа тоже все полнее вливается в более обширную картину грандиозного процесса работы. Наряду с армиями, бьющимися на полях сражений, возникают новые армии в сфере транспорта, продовольственного снабжения, индустрии вооружений - в сфере работы как таковой.

Итак, "на последней, к концу этой войны уже наметившейся стадии этого процесса нет уже ни одного движения, - указывает Юнгер, - будь то движение домработницы за швейной машиной, - которое, по крайней мере, косвенно не имело бы отношения к военным действиям. В этом абсолютном использовании потенциальной энергии, превращающем воюющие индустриальные державы в некие вулканические кузни, быть может, всего очевиднее угадывается наступление эпохи работы, - оно делает мировую войну историческим событием, по значению превосходящим французскую революцию" .

Тотальная мобилизация осуществилась не мгновенно, потребовалось определенное время, и определенные условия для ее подготовки. Еще в начале века трудно было предположить наступление столь масштабных социальных трансформаций и столь быстрого их развертывания. Однако, считает Юнгер, "тотальная мобилизация проявляла себя уже в самые первые дни войны - например, в повсеместном призыве добровольцев и резервистов, в запретах на экспорт, в цензурных предписаниях, в изменениях золотого содержания валют. В ходе войны этот процесс усилился. В качестве примеров можно назвать плановое распределение сырьевых запасов и продовольствия, переход от рабочего режима к военному, обязательную гражданскую повинность, оснащение оружием торговых судов, небывалое расширение полномочий генеральных штабов" .

238 Юнгер Э. Указ. соч. С. 450.

239 Там же.

Захватывая самые разнообразные стороны политики, управления, экономики, тотальная мобилизация распространяла свое влияние и на содержание внутреннего мира человека, структуру его мировосприятия, стандарты поведения. Так, Юнгер отмечает, что утверждающаяся тотальная мобилизация сопровождалась такими явлениями, как, например, урезание индивидуальной свободы и другими посягательствами на автономность человеческой личности: "Это вмешательство, смысл которого состоит в уничтожении всего, что не может быть понято как функция государства, мы встречаем сначала в России и в Италии, а затем и у нас дома (в Германии. - Т.С.), и можно предвидеть, что все страны, в которых живы еще притязания мирового масштаба, должны предпринять его, с тем чтобы соответствовать новым, вырвавшимся на свободу силам" .

240 Там же. С. 451.

Юнгер описывает масштабы тотальной мобилизации, отмечая, что процесс мобилизации захватил всю жизнь общества. Во всей ее раскованности и безжалостной дисциплине, с ее дымящимися и пылающими районами, с физикой и метафизикой ее движения, с ее моторами, самолетами и миллионными городами нет ни одного атома, который бы не находился в работе, да и сами люди отданы во власть процессу тотальной мобилизации.

В своем рассуждении философ приходит к мысли о некоем самостоятельном существовании этого нового социального процесса, охватившего современное общество и с невероятной быстротой распространяющегося от страны к стране, от континента к континенту. "Тотальную мобилизацию не осуществляют люди, - пишет философ, - скорее, она осуществляется сама; в военное и мирное время она является выражением скрытого и повелительного требования, которому подчиняет нас эта жизнь в эпоху масс и машин. Поэтому каждая отдельная жизнь все однозначнее становится жизнью рабочего и за войнами рыцарей, королей и бюргеров следуют войны рабочих, - войны, отличающиеся рациональной структурой и беспощадностью, представление о которых мы получили уже в первом большом столкновении XX века" .

Конечно, самостоятельность процесса тотальной мобилизации - это всего лишь образ. Однако этот образ характерен именно для XX в. Тенденции тоталитарного захвата общества, становящегося массовым, общества цивилизации, но не культуры, со всей очевидностью проявились уже в 1920-1930-е гг.

Статью "Тотальная мобилизация" Юнгер пишет в 1930 г., "в канун" тотальной технологической экспансии - с перспективами всесилия техники и тревогой перед ее всемогуществом.

Все это Юнгер называет технической стороной тотальной мобилизации. Для философа эта сторона не является решающей, она лишь фиксирует готовность к мобилизации. Очевидно, эта "готовность имелась во всех странах, мировая война была одной из самых народных войн, которые знала история. Таковой она уже была потому, что пришлась на время, заставившее с самого начала исключить все прочие войны из разряда народных. Кроме того, народы довольно долго наслаждались мирным периодом, если отвлечься, конечно, от мелких захватнических и колониальных войн" .

241 Юнгер Э. Указ. соч. С. 453.

242 Интересно сопоставление Юнгером этих двух центральных для понимания эволюции кризисного сознания понятий: культура и цивилизация. Юнгер пишет, что именно на Западе сложились оптимальные условия для проведения тотальной мобилизации: "Кто захочет оспаривать тот факт, что "цивилизация" намного больше обязана прогрессу, чем "культура", что в больших городах она способна говорить на своем родном языке, оперируя средствами и понятиями, безразличными или враждебными для культуры. Культуру не удается использовать в пропагандистских целях. Даже та позиция, которая стремиться извлечь из нее такого рода выгоду, оказывается ей чуждой, - как мы становимся равнодушны или, более того, печальны, когда с почтовых марок или банкнот, растиражированных миллионами экземпляров, на нас смотрят лица великих немецких умов" (Там же. С 460).

243 Там же. С. 454.

Понять природу тотальной мобилизации нельзя, ограничившись уяснением экономических причин. Простых четких рационалистических усилий и объяснений явно недостаточно, согласно Юнгеру. Мы уже отмечали его предположение о мистическом, культовом содержании феномена тотальной мобилизации, и не только в современном ее воплощении. Та же рационалистическая необъяснимость, например, имеет место при попытке понять строителей гигантских пирамид и соборов.

Процесс тотальной мобилизации, в объяснении философа, в какой-то степени связан с верой, неким моральным призывом. В той мере, в какой прогресс можно рассматривать как народную церковь XIX в., в понимании Юнгера, тотальная мобилизация как непреодолимый гигантский действенный призыв обрушилась на европейские массы, которые необходимо было привлечь к участию в последней войне. "Возможность уклониться от него, - пишет Юнгер, - представлялась этим массам тем менее реальной, чем больше речь заходила об их убежденности, то есть чем более явным становилось прогрессивное содержание громких лозунгов, благодаря которым они и приводились в движение" .

Юнгер рассматривает тотальную мобилизацию шире, нежели систему организации общества, меру организаторской мысли, технологию управления, даже новый культовый механизм. Юнгер ощущает наступление иной, высшей мобилизации, которую, по его словам, проводит с нами время и на которую лишь указывает тотальная мобилизация: "Этой высшей мобилизации присуща собственная закономерность, и человеческий закон, если только он хочет иметь силу, должен соответствовать ей" .

244 Там же. С. 455.

245 Там же. С 462

В завершение работы Юнгер подводит итоги, предлагая посмотреть, каким стал мир, вышедший из великой катастрофы, каковой философ называет Первую мировую войну. Юнгер с иронией смотрит на новый мир, построенный на обломках старой европейской культуры. "Посмотрите, какое единство воздействия, сколько строгой исторической последовательности!" - восклицает он. Мир стремится к унификации, тотальной и мобилизующей: "Старый звон колоколов Кремля перестроился на

мелодию Интернационала. В Константинополе вместо старых арабесок Корана дети выводят латинские буквы. В Неаполе и Палермо фашистские полицейские организуют оживленную южную жизнь по правилам современной дисциплины движения. В отдаленнейших и почти все еще сказочных землях торжественно открываются здания парламента. Абстрактность, так же как и жестокость человеческих отношений, возрастает день за днем. На смену патриотизму приходит новый, проникнутый сильными сознательными элементами национализм. В фашизме, в большевизме, в американизме, в сионизме, в движениях цветных народов прогресс переходит в прежде немыслимое наступление" .

Начинается триумфальное шествие прогресса, облекшегося в форму тоталитаризма и технократии. Юнгер предельно ярко описывает, как прогресс начинает подчинять себе народы в формах, уже мало чем отличающихся от форм абсолютистского режима, если не принимать во внимание гораздо меньшую степень свободы и комфорта.

Сегодня почти во всех странах исчезает даже сон свободы, пишет философ. Движения однообразных масс наступают, сменяя друг друга, следуя друг за другом, совпадая, расходясь. На пути этих масс мировой дух - дух тоталитаризма - раскидывает свои сети. Каждое из этих движений способствует тому, что они захватывают еще надежнее и безжалостнее, и здесь действуют такие виды принуждения, которые сильнее, чем пытки. Человек приветствует их с ликованием, не подозревая, что со временем призраки счастья сменит боль и смерть.

Согласно Юнгеру, современное человечество уже не прячется под маску гуманности: "Вместо нее выступает наполовину гротескный, наполовину варварский фетишизм машины, наивный культ техники, - и именно в тех местах, где отсутствует непосредственное, продуктивное отношение к динамическим энергиям, и дальнобойные орудия вместе с боевыми эскадрильями, вооруженными бомбами, суть лишь военное выражение их разрушительного победоносного похода. Одновременно возра-246 Юнгер Э. Указ. соч. С. 467.

стает ценность масс; доля согласия, доля публичности становятся решающими факторами политики. Капитализм и социализм, в частности, являются двумя большими жерновами, меж которых прогресс размалывает остатки старого мира, а в конце концов и самого себя" .


1

Искать образ войны на том уровне, где все может определяться человеческим действием, противно героическому духу. Но, пожалуй, многократная смена облачений и разнообразные превращения, которые чистый гештальт войны претерпевает в череде человеческих времен и пространств, предлагают этому духу завораживающее зрелище.


Это зрелище напоминает вид вулканов, в которых прорывается наружу внутренний огонь земли, остающийся всегда одним и тем же, хотя расположены они в очень разных ландшафтах. Так участник войны в чем-то подобен тому, кто побывал в эпицентре одной из этих огнедышащих гор, - но существует разница между исландской Геклой и Везувием в Неаполитанском заливе. Конечно, можно сказать, что различие ландшафтов будет исчезать по мере приближения к пылающему жерлу кратера, и что там, где прорывается подлинная страстность, - то есть прежде всего в голой, непосредственной борьбе не на жизнь, а на смерть, - не столь важно, в каком именно столетии, за какие идеи и каким оружием ведется сражение; однако в дальнейшем речь пойдет не об этом.


Мы, скорее, постараемся собрать некоторые данные, отличающие последнюю войну, нашу войну, величайшее и действеннейшее переживание этого времени, от иных войн, история которых дошла до нас.

2

Своеобразие этой великой катастрофы лучше всего, по-видимому, можно выразить, сказав, что гений войны был пронизан в ней духом прогресса Это относится не только к борьбе стран мел собой; это справедливо также и для гражданской войны, во многих из этих стран собравшей второй, не менее богатый урожай. Оба эти явления - мировая война и мировая революция - сплетены друг другом более тесно, чем кажется на первый взгляд; это две стороны одного и того же космического события, они во многом зависимы друг от друга и в том, как они подготавливались, и в том, как они разразились.


По всей вероятности, нашему мышлению еще предстоят редкостные открытия, связанные с существом того, что скрывается за туманным и переливающимся многими красками понятием «прогресса» Без сомнения, слишком жалкой оказывается привычная для нас ныне манера потешаться над ним. И хотя, говоря об этой неприязни, мы можем сослаться на любой из подлинно значительных умов XIX столетия, однако при всем отвращении к пошлости и монотонности возникающих перед нами явлений зарождается все же подозрение - не намного ли более значительна та основа, на которой эти явления возникают? В конце концов, даже деятельность пищеварения обусловлена удивительными и необъяснимыми силами жизни. Сегодня, разумеется, можно с полным основанием утверждать, что прогресс не стал прогрессом ; однако, вместо того чтобы просто констатировать это, важнее, вероятно, задать вопрос: не скрывается ли под будто бы столь хорошо знакомой маской разума, как под великолепным прикрытием, его подлинное, более глубокое значение и не состоит ли оно в чем-то ином?


Именно та неизбежность, с которой типично прогрессивные движения приводят к результатам, противоречащим их собственным тенденциям, позволяет догадаться, что здесь - как и повсюду в жизни - эти тенденции в меньшей степени имеют определяющее значение, нежели иные, скрытые импульсы. Дух с полным на то правом многократно услаждал себя презрением к деревянным марионеткам прогресса, - однако приводящие их в движение тонкие нити остаются для нас невидимы.


Если мы пожелаем узнать, как устроены эти марионетки, то нельзя будет найти более удачного руководства, чем роман Флобера «Бувар и Пекюше». А если мы пожелаем заняться возможностями более таинственного движения, которое всегда больше предчувствуется, нежели может быть доказано, то множество характерных мест обнаружим уже у Паскаля и Гамана.


«Между тем, наши фантазии, иллюзии, fallaciae opticae и ложные заключения тоже находятся в ведении Бога». Такого рода фразы рассыпаны у Гамана повсюду; они свидетельствуют о том образе мысли, который устремления химии стремится вовлечь в алхимическую область. Оставим открытым вопрос, ведению какой области духа принадлежит связанный с прогрессом оптический обман, ибо мы работаем над очерком, предназначенным для читателя XX века, а не над трактатом по демонологии. Несомненно пока лишь то, что только сила культа, только вера могла осмелиться протянуть перспективу целесообразности до бесконечности.


Да и кто стал бы сомневаться в том, что идея прогресса стала великой народной церковью XIX столетия, - единственной, которая пользуется действительным авторитетом и не допускающей критики верой?

3

В войне, разразившейся в.такой атмосфере, решающую роль должно было играть то отношение, в каком отдельные ее участники находились к прогрессу. И в самом деле, в этом следует искать собственный моральный стимул этого времени, тонкое, неуловимое воздействие которого превосходило мощь даже наиболее сильных армий, оснащенных новейшими средствами уничтожения эпохи машин, и который, кроме того, мог набирать себе войска даже в военных лагерях противника.


Чтобы представить этот процесс наглядно, введем понятие тотальной мобилизации : давно уже минули те времена, когда достаточно было под надежным руководством послать на поле битвы сотню тысяч завербованных вояк, как это изображено, к примеру, в вольтеровском «Кандиде», времена, когда после проигранной Его Величеством баталии сохранение спокойствия оказывалось первым долгом бюргера. Однако еще во второй половине XIX столетия консервативные кабинеты были способны подготовить, вести и выиграть войну, к которой народные представительства относились с равнодушием или даже с неприязнью. Разумеется, это предполагало тесные отношения между армией и короной, отношения, которые претерпели лишь поверхностное изменение после введения всеобщей воинской повинности и по сути своей еще принадлежали патриархальному миру. Это предполагало также известную возможность вести учет вооружениям и затратам, вследствие чего вызванный войной расход наличных сил и средств представлялся хотя и чрезвычайным, однако никоим образом не безмерным. В этом смысле мобилизации был присущ характер частичного мероприятия.


Это ограничение отвечает не только скромному объему средств, но в то же время и своеобразному государственному интересу. Монарх обладает природным инстинктом и потому остерегается выходить за пределы власти над своими домочадцами. Он скорее согласится пустить на переплавку свои сокровища, чем станет испрашивать кредит у народного представительства, и в решающий момент битвы с большей охотой сохранит для себя свою гвардию, нежели добровольческий контингент. Этот инстинкт до хранился у пруссаков еще и в XIX веке. В частности, он проступает в ожесточенной борьбе за введение трехлетнего срока службы, - долго послужившие войска более надежны для домашней власти как краткое время службы характерно для добровольческих отрядов. Зачастую мы даже сталкиваемся с едва ли понятным нам, современным людям отказом от прогресса и усовершенствования военного оснащения, но и у этих соображений имеется своя подоплека. Ведь любое усовершенствование огнестрельного оружия, в частности; повышение его дальнобойности, скрывает в себе косвенное посягновение на формы абсолютной монархии. Каждое из этих улучшений помогает направлять снаряды отдельному индивиду, в то время как залп олицетворяет замкнутую командную власть. Еще Вильгельму I энтузиазм был неприятен. Он проистекает из того источника, который, словно мешок Эола, скрывает в себе не только бури аплодисментов. Подлинным пробным камнем господства является не мера окружающего его ликования, а проигранная им война.

Эрнст Юнгер.

Тотальная мобилизация


Искать образ войны на том уровне, где все может определяться человеческим действием, противно героическому духу. Но, пожалуй, многократная смена облачений и разнообразные превращения, которые чистый гештальт войны претерпевает в череде человеческих времен и пространств, предлагают этому духу завораживающее зрелище.


Это зрелище напоминает вид вулканов, в которых прорывается наружу внутренний огонь земли, остающийся всегда одним и тем же, хотя расположены они в очень разных ландшафтах. Так участник войны в чем-то подобен тому, кто побывал в эпицентре одной из этих огнедышащих гор, - но существует разница между исландской Геклой и Везувием в Неаполитанском заливе. Конечно, можно сказать, что различие ландшафтов будет исчезать по мере приближения к пылающему жерлу кратера, и что там, где прорывается подлинная страстность, - то есть прежде всего в голой, непосредственной борьбе не на жизнь, а на смерть, - не столь важно, в каком именно столетии, за какие идеи и каким оружием ведется сражение; однако в дальнейшем речь пойдет не об этом.


Мы, скорее, постараемся собрать некоторые данные, отличающие последнюю войну, нашу войну, величайшее и действеннейшее переживание этого времени, от иных войн, история которых дошла до нас.

Своеобразие этой великой катастрофы лучше всего, по-видимому, можно выразить, сказав, что гений войны был пронизан в ней духом прогресса Это относится не только к борьбе стран мел собой; это справедливо также и для гражданской войны, во многих из этих стран собравшей второй, не менее богатый урожай. Оба эти явления - мировая война и мировая революция - сплетены друг другом более тесно, чем кажется на первый взгляд; это две стороны одного и того же космического события, они во многом зависимы друг от друга и в том, как они подготавливались, и в том, как они разразились.


По всей вероятности, нашему мышлению еще предстоят редкостные открытия, связанные с существом того, что скрывается за туманным и переливающимся многими красками понятием «прогресса» Без сомнения, слишком жалкой оказывается привычная для нас ныне манера потешаться над ним. И хотя, говоря об этой неприязни, мы можем сослаться на любой из подлинно значительных умов XIX столетия, однако при всем отвращении к пошлости и монотонности возникающих перед нами явлений зарождается все же подозрение - не намного ли более значительна та основа, на которой эти явления возникают? В конце концов, даже деятельность пищеварения обусловлена удивительными и необъяснимыми силами жизни. Сегодня, разумеется, можно с полным основанием утверждать, что прогресс не стал прогрессом ; однако, вместо того чтобы просто констатировать это, важнее, вероятно, задать вопрос: не скрывается ли под будто бы столь хорошо знакомой маской разума, как под великолепным прикрытием, его подлинное, более глубокое значение и не состоит ли оно в чем-то ином?


Именно та неизбежность, с которой типично прогрессивные движения приводят к результатам, противоречащим их собственным тенденциям, позволяет догадаться, что здесь - как и повсюду в жизни - эти тенденции в меньшей степени имеют определяющее значение, нежели иные, скрытые импульсы. Дух с полным на то правом многократно услаждал себя презрением к деревянным марионеткам прогресса, - однако приводящие их в движение тонкие нити остаются для нас невидимы.


Если мы пожелаем узнать, как устроены эти марионетки, то нельзя будет найти более удачного руководства, чем роман Флобера «Бувар и Пекюше». А если мы пожелаем заняться возможностями более таинственного движения, которое всегда больше предчувствуется, нежели может быть доказано, то множество характерных мест обнаружим уже у Паскаля и Гамана.


«Между тем, наши фантазии, иллюзии, fallaciae opticae и ложные заключения тоже находятся в ведении Бога». Такого рода фразы рассыпаны у Гамана повсюду; они свидетельствуют о том образе мысли, который устремления химии стремится вовлечь в алхимическую область. Оставим открытым вопрос, ведению какой области духа принадлежит связанный с прогрессом оптический обман, ибо мы работаем над очерком, предназначенным для читателя XX века, а не над трактатом по демонологии. Несомненно пока лишь то, что только сила культа, только вера могла осмелиться протянуть перспективу целесообразности до бесконечности.