Ремонт Стены Уход

Основные черты культуры нового времени. Культура Нового времени: характерные черты

С начала XIX в. происходит резкое изменение среды обитания человека – городской образ жизни начинает превалировать над сельским. В XIX в. начинается бурный процесс. Изменяется мышление человека.

2. Наука и техника

Переход от мануфактуры к фабричному производству, изобретение парового двигателя совершили переворот в промышленности. Изготовление машин требовало все больше и больше металла. Железную руду теперь плавили не на древесном, а на каменном угле. Для ускорения плавки в печь нагнетали горячий воздух. Английский инженер Бессемер изобрел для выплавки вращающуюся печь – конвертер. Машиностроительные заводы оснащались разнообразными станками. Появилась химическая промышленность, вырабатывавшая:

1) серную кислоту;

3) красители и др.

В 1846 г. Хау изобрел первую швейную машину, усовершенствованную в 1851 г. Зингером. Развивалось печатное дело. Из древесной массы научились делать дешевые сорта бумаги. Появление механических станков позволило поставить типографское производство на поток. Произошел переворот в средствах транспорта и связи. В XVIII в. из города в город путешествовали дилижансы, – многоместные закрытые экипажи, запряженные лошадьми. В XIX в. в жизнь людей входит железнодорожный транспорт. Первая железная дорога была построена Георгом Стефенсоном в Англии в 1825 г. Совершенствовались локомотивы, росла скорость движения, американец Вестингауз изобрел тормоза, приводимые в движение сжатым воздухом. Паровые двигатели появились и на флоте. На 17 августа 1807 г. была назначена «испытательная поездка» парохода Фултона «Клермон». Морское плавание перестало зависеть от ветра. Пароход, пересекавший в 1819 г. Атлантический океан, тратил на дорогу 26 дней (Христофор Колумб преодолел ее за 70 дней).

В 1803–1804 гг. американский инженер Эванс прокатил по улицам Филадельфии первый паровой автомобиль. В 1803 г. в Лондоне было уже 26 паровых автомобилей, а во всей Англии число их доходило до 100. Появление новых видов транспорта вызвало необходимость совершенствования дорог. При строительстве шоссейных дорог с успехом применялись паровые дорожные катки.

Паровые машины нашли свое применение и в сельском хозяйстве. В 40-е гг. XIX в. в Англии на полях появились легко передвигающиеся машины – локомобили. На энергии, вырабатываемой их двигателями, работали молотилки. К 1870 г. в Англии имелись уже паровые плуги.

Бурное развитие морского транспорта и торговли вызвало строительство каналов. Крупнейшим из них стал Суэцкий канал, строительство которого в 1859 г. осуществил француз Ф. Лессепс.

Всеобщее распространение получил созданный в США изобретателем Морзе телеграфный аппарат. В 1826 гг. был построен первый железнодорожный висячий мост. В 1783 г. братья Монгольфье (Франция) создали летающий аппарат, который был легче вытесняемого им воздуха. В начале XIX в. был изобретен велосипед. Его прототипом стал обыкновенный самокат. Француз Дине слегка изменил модель и назвал свою машину велосипедом, т. е. «быстроногим». Практическое применение «беговые машины» нашли в Англии – сельские почтальоны доставляли на них корреспонденцию. В быт человека входили и другие новшества. Миграция населения увеличила объем переписки. Англичанин Р. Хилл упростил процесс отправки корреспонденции – ввел единый тариф на оплату почтовых отправлений независимо от расстояния. Он же ввел в употребление первые почтовые марки, которые клеились на конверт.

3. Духовная жизнь человека

С развитием цивилизации изменялась духовная жизнь человека, увеличивался интерес к истории своей семьи, своего рода. Но заказывать живописные портреты могли только богатые люди. В это время появляется фотография. В 1839 г. Луи Дагерр, парижский художник и физик, создал первый способ фотографирования.

Технический прогресс внес существенные изменения в военную технику. Широко стало применяться огнестрельное оружие. В 1803 г. английский генерал X. Шрапнель создал вид разрывного снаряда, получившего одноименное название «шрапнель». В 1862 г. швед Альфред Нобель наладил производство динамита.

Одной из черт индустриальной цивилизации стало резкое возрастание интереса человека к окружающему миру. Фундамент для мощного подъема науки в начале нового времени был заложен двумя великими учеными – англичанином И. Ньютоном (1642–1727) и немцем Г. Лейбницем (1646–1716). Переворот в науке произвела книга английского ученого Ч. Дарвина (1809–1882) о происхождении человека. Способ длительного хранения продуктов изобрел Л. Пастер (пастеризация).

4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода

Человек перестал быть мерой всех вещей, как это было в эпоху Просвещения. Активно развивалось движение за равноправие полов. Ослабло влияние религии на человека.

Стремясь распространить католицизм, церковь начинает миссионерскую деятельность в Европе, отправляет своих представителей в дальние страны для проповеди христианства среди языческих народов. Основное внимание миссионерской деятельности было направлено на:

1) Африку;

2) Ост-Индию;

3) Переднюю Азию;

4) Америку.

Революции в Западной Европе и Америке способствовали оформлению в XIX в. основных идеологических направлений:

1) консерватизма;

2) либерализма;

3) социализма.

Великая Французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения. Писатели, художники, музыканты, поэты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей Равенства, Братства, Свободы. Но наступила пора разочарования. В философии и искусстве зазвучали трагические ноты сомнения в возможности преобразования мира на принципах разума. Попытки уйти от действительности и в то же время ее осмыслить вызвали появление новой мировоззренческой системы – романтизма.

В 30-е гг. XIX в. серьезные изменения в обществе создадут условия для возникновения другого творческого направления – критического реализма.

Романтизм принес в искусство не только новые темы и новых героев, изменяются и музыкальные формы. Всемирную славу снискали талантливые композиторы: австриец Ф. Шуберт (1797–1828), поляк Ф. Шопен (1810–1849). Дальнейшее развитие романтические музыкальные традиции получили в творчестве Джузеппе Верди (1813–1901): оперы «Дон Карлос», «Травиата», «Аида», «Риголетто» принесли ему мировую славу.

Изменилась и мода. Серьезно повлияла на нее Великая Французская революция. Элегантная Франция начала носить деревянные башмаки сабо и подтяжки. В 1792 г. красный колпак стал символом якобинцев. Платья шили из легких тканей, по покрою они напоминали расширенную книзу рубашку с большим декольте и короткими рукавами. В середине XIX в. в женскую моду входят кринолины (присборенная клинообразная юбка, форма которой поддерживалась тонкими стальными обручами).

5. Живопись, архитектура и скульптура

В изобразительном искусстве распространяются идеи романтизма и критического реализма. В тяжелой атмосфере Испании рубежа XVIII–XIX вв. сформировалось творчество Франсиско Гойи (1746–1828). Интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям проявляли Теодор Жерико (1791–1824), Эжен Делакруа и Оноре Домье (1808–1879).

Реалистические традиции в изобразительном искусстве прочно связаны с именем Гюстава Курбе (1819–1877).

Произошли изменения и в градостроительстве, строительной технике – широко применяются металл, стекло, бетон. Дома становятся выше, улицы прямее и шире. Для обогрева домов используются камины – печи с широким устьем и прямой трубой. Топили камины углем или дровами. В конце XVIII в. в быт вошла масляная лампа со стеклом, которую с середины XIX в. сменила керосиновая. С конца 50-х гг. XIX в. в употребление вошло газовое освещение.

Строятся новые фабрики, банки, многоквартирные дома, вокзалы, библиотеки, выставочные залы. В середине XIX в. в оформлении фасадов и интерьеров часто применялись классические архитектурные формы рококо и классицизма.

Классицизм получил развитие в начале века в период наполеоновской империи. Для него характерны классические архитектурные формы: колонны, фронтоны. Композиции классицизма обязательно симметричны. Во Франции классицизм назывался «стилем империи», так как он лаконичен и монументален.

Новым временем называется период развития европейских государств с 17-го по 18-й век. Иногда учёные относят сюда и эпоху Возрождения, кроме того, некоторые включают и 19-е столетие. Двадцатый век всегда рассматривается отдельно, и определяется как «современность».

Периодизация

Эпоха Нового времени базируется на буржуазии и духовных ориентирах, составляя из них единое целое. Так как к данному периоду относятся целых три века, каждый из них имеет своё историческое «лицо» и культурные особенности. Это:

  • XVII век - век эпохи зарождения и становления рационализма;
  • XVIII век - век Просвещения и «третьего сословия»;
  • XIX век - век классики, расцвета буржуазии и одновременно её кризиса.

Новое время охватывает два этапа. В 17-м веке прогрессировало господство Франции и Испании, нескончаемые революции буржуазии в Англии. Это - начало формирования современной картины мира и философии.

Завершилась стадия становления мануфактур, сформировалась свободная экономика и либеральная политическая система. Кроме того, люди стали стремиться к свободе и праву выбора идеологии. Всё это способствовало развитию идеологии Просвещения.

Характерные черты

Эпоха Нового времени - это период противоречий, так как людям было необходимо сменить старый уклад на более актуальный, переосмыслить ценности, принять технологический прогресс и стать его частью. Для него характерны следующие особенности:

  • Главную роль стала играть отдельная личность. Всё внимание было направлено на духовность человека, пробуждалось чувство обострённости собственного «я», что способствовало открытию самосознания как другой реальности.
  • Личность стала тянуться к элитарному гуманизму, который воспевал свободу творчества. Главной его особенностью была универсальность, то есть каждый человек получал право на свободу, жизнь, богатство и т. д.
  • Стало формироваться сознание людей, которое направлялось на развитие технического прогресса, на изменение повседневного уклада жизни и на становление экономического порядка.
  • Борьба церкви и государства стала более напряжённой, но завершилась тем, что власть не смогла подчинить религию.

С одной стороны, человек, благодаря постоянному давлению материального состояния, превращался в экономическое орудие. Но с другой - вступал в противоборство с тотальной техногенной и экономической зависимостью.

Периодизация Нового времени крайне интересна и своеобразна, нельзя это не отметить. Ведь в ней совмещаются и развиваются сразу две эпохи - Новая и Просвещения. Во второй главенствует равенство и справедливость конца 17-го - 18-го века.

В это время появилось больше стилистических жанров искусства, чем в любые другие. В конце 19-го века появился и стал развиваться кинематограф. А ещё в период 17-19-го столетий впервые построили метро и подземные туннели.

Социальный аспект

Если говорить про культуру Нового времени, то нельзя не отметить, что это был период, когда общество проснулось и решило сменить свою не слишком приятную среду обитания, дабы увидеть самих себя и окружающий мир свежим взглядом.

Учёные окрестили этот период истории «Новым» потому, что он действительно стал таковым. Тем более если сравнивать со Средневековьем. Впервые самой значимой фигурой стал отдельный человек и его личность, начало складываться правовое общежитие. Кроме того, исчезло давление в области культуры и науки.

Были созданы условия для обеспечения свободы и освобождения от рабства. В результате всего вышесказанного у человека развилось понятие и осознание собственного «я».

Благодаря этому произошла смена консервативных общественных отношений на быстрое и стремительное буржуазное общежитие, в котором устанавливались суровые рыночные отношения в условиях огромной конкуренции.

Пока буржуазия пыталась наладить экономику, сознание человека начало стремиться понять природу и духовность человека. В это время очень резко повысился интерес к философии, естествознанию.

Так как протестантство распространилось в северной и центральной частях Европы, резко повысился уровень образования. Этому способствовало знакомство с Библией. Но также её чтение повлияло на развитие религиозного фанатизма. Можно сказать, что произошло переосмысление и переоценка роли человека, люди пришли к пониманию, что длительное время были ограничены в образовании, то есть они лишались и культурного, творческого, научного просвещения. Эпоха стала предзнаменованием счастья, люди начали понимать, что можно делать, а что нет.

В Новое время произошло становление буржуазии и индустриального общества. Но также оно принесло и множество революций: Нидерландскую (1566-1609), Английскую (1640-1688), Великую Французскую (1789-1794). В перечисленные события были вовлечены широкие массы населения, всё это усугублялось культурой и открытиями.

Научный прогресс

Из-за развития производства возникла острая необходимость в исследованиях. Лидером стала механика и её открытия в сфере движения тел. Научная культура Нового времени развивалась стремительно. Огромную роль сыграли математические достижения. Вселенную стали рассматривать уже не как живое существо, а как безликий феномен, управляющий естественными законами, которые можно изучить и понять. А религия начала рассматриваться, как второстепенный или даже несуществующий фактор.

Основные черты культуры

Возвращаясь к периодизации Нового времени, нужно отметить, что доминация науки началась с научной революции, которая связывается с гелиоцентрической теорией Коперника. Она вызвала протест в религиозной среде. Фанатики связали её с теорией Джордано Бруно, который был осуждён инквизицией. Только в 20-м веке католики признали их правоту. А Кеплер доказал, что движение планет происходит по непрерывному эллипсу.

Галилео Галилей изобрёл телескоп и с его помощью смог доказать, что планеты однородны. После этих открытий в науке сформировалось разделение естественных и гуманитарных наук.

В новое время Бог стал восприниматься как архитектор и математик, который однажды запустил механизм движения планеты, но в её существование не вмешивается. Это значимый момент в истории культуры Нового времени, ведь именно так произошло формирование философии - деизм. Рационализм стал основным инструментом для изучения Вселенной.

Философия практически всегда опережает науку в развитии, и иногда превращается в механизм её движения. Проблема становления науки заключалась в том, что общество разделилось на два противоположных лагеря. Одни были за рациональность, другие - сенсуалисты. Вторые утверждали, что чувственный и эмпирический путь познания самый достоверный. Первые же считали, что у человека недостаточно чувств для познания. Единственное, чем можно понять окружающий мир - это разум.

Во времена формирования культуры Нового времени возрос интерес к половым различиям, появился и развился культ тела женщины. А в 19-м веке дамы стали бороться за свободу слова и социальное освобождение. Буржуазия начала считать дом крепостью. А любовь стала первостепенной причиной заключения брака. Возраст в его вступление для мужчин составил 30 лет, а для девушек - 25. Дети стали воспитываться с учётом их поведения и стремлений. Образование распространилось на всё общество, а мальчиков и девочек стали учить раздельно.

Искусство

Это неотделимая часть культуры Нового времени. В искусстве одним из основных стилей стал барокко, характеризующийся динамикой и экспрессией. Он возник в Италии, и в эту эпоху стал называться «новым искусством». Если перевести название стиля на русский, то оно примет значение "причудливый".

Барокко стал проявляться во всех сферах жизни, как в одежде, так и в архитектуре. Женские платья в этом стиле вытеснили все зауженные кружевные французские одежды. Архитектура пыталась уравновесить формы, то есть лёгкие и воздушные сочетать с массивными элементами. Больше всего заметно влияние этого стиля в убранстве французских строений. В Англии стиль стал более консервативным и приобрёл черты классицизма.

Но позже барокко во Франции стал сменять классицизм. Его главной особенностью является преобладание античных форм. В нем сочетается строгость и лаконичность. Стиль основан на рационализме, он несёт в себе символику личностных интересов, центральной власти и объединение под ней.

Музыка в классицизме проявилась в творчестве Моцарта, Бетховена, Глюка, Сальери.

В Новую эпоху сформировался ещё один стиль - рокко. Некоторые принимают его за разновидность барокко, и его возникновение обычно связывают со стремлением человека уйти из привычного мира и окунуться в мир иллюзий и фантазий. Стиль рокко ориентирован то, чтобы создать что-то новое, изящное и воздушное. В нем можно увидеть этнические элементы Востока, особенно в художественной культуре. В литературе появилось направление "сентиментализм".

Великие деятели

Их тоже следует отметить вниманием, рассказывая про особенности культуры Нового времени. В эту эпоху наука развивалась очень активно. Именно в данный период были заложены основные принципы естествознания. Все сведения, которые были приобретены врачами, целителями, алхимиками, приобрели структурированную форму. Благодаря этому образовались новые нормы и идеалы строения науки. Они связывались с математикой и экспериментальной проверкой не только естественных процессов, но и религиозных догматов.

Главным отличием Новой эпохи стало резкое падение авторитета церкви и возвышение науки. Галилей начал изучать методологию науки, а Ньютон осваивал механику и её принципы. Благодаря стараниям Бэкона, Гоббса, Спинозы философия была освобождена от схоластики. И её основой стала не вера, а разум. Общество все больше приобретало независимость от религии.

Это век рождения людей с новыми поступками и мыслями. Наука формировалась не от знания одной определённой личности, а основываясь на фактах и проверке.

Открытия

Эпоха Нового времени символизируется не только большими переменами в искусстве и науке, но и географическими открытиями. Нельзя не отметить прогресс в области математики, медицины, философии, астрономии.

Это период реформации, когда полностью поменялось отношение к религии и вере как таковой. В ней произошёл просто огромный переворот в культуре.

Новое время было основано на принципе гуманизма и человеческого творчества и развития. Образ человека, который создал себя сам, стал идеалом эпохи.

В конце 16-го - начале 17-го века были сделаны большие географические открытия, и совершены путешествия, которые раньше были невозможны. Деятели культуры Нового времени дали толчок невероятному прогрессу. В большей мере это произошло из-за нужды капиталистов в расширении своего благосостояния. И они решили, что пора найти мифическую страну - Индию. Две самые могущественные на тот момент морские державы (Испания и Португалия) отправились на поиски.

В 1492 г. испанский мореплаватель Х. Колумб отчалил от родных берегов, и по истечении ровно 33 дней он уткнулся в Колумбийские берега, приняв их за Индию. Он погиб, так и не узнав, что была открыта Америка. Но позднее А. Веспуччи было доказано открытие новой стороны света.

Путь в Индию был открыт в 1498 г. другим мореплавателем - Васко да Гамой. Это открытие предоставляло новые торговые возможности со странами побережья Индийского океана.

Магелланом было совершено первое кругосветное путешествие, длившееся 1081 день. Но, к сожалению, из всей команды выжило только 18 человек, поэтому люди долго не решались повторить его подвиг.

Культура и наука Нового времени развивались очень стремительно, были переосмыслены все взгляды на эти сферы в принципе. Коперник изучал не только астрономию и математику, но и большое внимание уделял медицине и правовому образованию.

Революционером стал Д. Бруно, но ему пришлось проститься с жизнью, доказывая, что в мире существует множество планет. А ещё что Солнце - это звезда, и, кроме неё, их ещё миллионы. Но Г. Галилей, сделав телескоп, доказал теорию Бруно и Коперника.

И. Гутенберг изобрёл книгопечатанье, что поспособствовало росту образованности. А эталоном стал считаться интеллектуально развитый человек, ставший в дальнейшем образцом культуры Нового времени.

Однако это не всё. Если говорить про литературно-художественную культуру, то поэт Ф. Петрарка читаем почти семь сотен лет, а итальянец Д. Боккаччо написал сборник, в котором говорилось, что человек имеет право на радость. М. де Сервантесом был написан известный роман «Дон Кихот», им были высказаны идеи, которые актуальны и на сегодняшний день. Вершиной литературы стала драматургия У. Шекспира.

Особенности

Ещё немного стоит поговорить про черты культуры Нового времени. Вот чем она отличается:

  • идеалами гуманности и равенством людей перед законом, независимо от сословия и рода;
  • развитием рационального мышления и отказом от метафизики;
  • развитием естествознания, используемого для развития и прогресса.

Эта идеология стала основой преобразования, которые произошли в процессе революций.

Становление русской культуры

Об этом напоследок. 17-й век стал переломным не только в Европе, но и в России. Петербург становится столицей, и в результате реформ начинается формирование бюрократического государства. Происходит расширение территории, страна получает выход к Балтийскому и Чёрному морям, это способствует налаживанию связей с Европой.

Пётр I активно взялся за развитие и становление государства и отход от средневековья. Как следствие стало происходить становление русской национальной культуры Нового времени.

Экономика и социальная жизнь начали динамично развиваться. Это сказывается и на культуре. Религия вновь оказывается под политической властью, а при попытке дать оценку действием Петра быстро искореняется.

Интенсивно возводятся новые города с довольно развитой инфраструктурой, а образование выносится на первый план.

В середине 18-го века монархия расцветает, в это время растёт общественное мышление и самосознание. Его центром становится свобода, которая способствует образованию нового слоя общества - интеллигенции.

Вторая половина века самая значимая в развитии искусства. Происходит освоение всех возможных жанров и видов, а процесс творчества ничем не ограничивается. Вперёд выходит красота и благородство, а также патриотизм.


Культура нового времени

1) Назовите даты культуры Нового времени. Почему эпоха получила название «Новое время»?

2) Согласны ли вы, что…

В культуре Нового времени расширилось пространство индивидуальной свободы человека;

В Новое время произошла секуляризация духовного пространства;

Большое влияние на духовную жизнь Европы оказал протестантизм;

Новое время произошли значительные изменения во всех сферах культуры;

В 17 веке формируется классическая буржуазная мораль, основанная на протестантской этике;

В 19 веке европейская культура приобретает светские и демократические черты.

3) Раскройте смысл понятий:

Сциентизм.

Рационализм.

Европоцентризм.

4) Составьте кроссворд по теме контрольной работы (минимум – 12 слов).

5) Новое время – это эпоха интенсивного развития европейской философской мысли. Кратко расскажите о жизни и взглядах одного из философов.

6) Ответьте, почему?

Наука 19 века выступает как классическая система знания;

Европейская культура в Новое время заняла лидирующую позицию в мире.

7) Вставьте пропущенные слова:

1. В 17 веке произошла … революция в Англии.

2. … трудовая этика поощряла производство и накопление.

3. Ф. Бэкон провозгласил, что единственным источником знания может быть научный … .

4. Эпоха Нового времен – вера в мощь человеческого … .

5. В эпоху Нового времени во всех странах утверждается … система хозяйствования.

8) Назовите основные стили художественного искусства Нового времени. Кратко охарактеризуйте их. Приведите примеры.

9) Приведите примеры:

Научных открытий культуры Нового времени;

Технических достижений культуры Нового времени.

10) Каковы главные характеристики культуры Нового времени? Как вы оцениваете данную эпоху? На какие мысли вас натолкнуло выполнение данной контрольной работы?

1) Назовите даты культуры Нового времени. Почему эпоха получила название «Новое время»?

Культура Нового времени охватывает период 17 – 19 века, разделяющий Средневековье и Новейшее время. Точные даты выделить достаточно трудно, так как историки разных школ расходятся во мнениях. С точки зрения российских историков, начало Нового времени приходится на середину 17 века. В это же время разворачивается Английская революция. Завершается же период Первой мировой войной (1914 – 1918), с современной точки зрения. Эту периодизацию следует считать условной, несмотря на то, что она принята в исторических кругах, потому что не все народы вступили в этот период одновременно.

Своё название «Новое время» эпоха с 17 – 19 века получила за то, что на этот период приходится все нововведения: в духовной культуре, образовании, промышленности и сельском хозяйстве, а, главным образом, происходит расцвет науки, технический прогресс, развитие новых отношений. Это время открытий. У людей меняется представление о мироздании. Недаром эта эпоха имеет пограничный характер, так как стоит между Средневековьем и Новейшим временем, следуя из чего, довольна противоречивая. Именно в это время закладывается революционное направление на становление новой цивилизации.

2) Согласны ли вы, что …

- в культуре Нового времени расширилось пространство индивидуальной свободы человека.

Я не совсем согласна с утверждением, что в культуре Нового времени расширилось пространство индивидуальной свободы человека, потому что эпоха Нового времени – это начало развития массовой культуры, в которой нет места индивидуальности, духовной свободы. Научно-технический прогресс приносит не только пользу человеку: упрощает и ускоряет работу, но и привносит изменения в человеческие ценности. Вырабатываются жизненные стандарты, которым следует человек, находясь перед выбором между старыми и новыми устоями. Человека, подобно машине, стандартизируют, измеряют, оценивают, выдают среднюю производительность труда. Р. Гарцинии так говорил об изменениях, происшедших в культуре к началу 20 века – «негуманный человек», «неестественная природа», «нехристианская культура». А Эмерсон предупреждает, что технические достижения не всегда приносят пользу человеку: «Вещи оседлали человечество и гонят его вперед». Я согласна с мнениями этих современников.

Согласны ли вы, что …

- в Новое время произошла секуляризация духовного пространства.

Я согласна с данным утверждением, что в Новое время произошла секуляризация духовного пространства, то есть снижение роли религии в сознании людей и жизни общества. В связи с научными открытиями, затрагивающими основы мироздания, например, эволюционная теория Дарвина, основанная на принципах естественного отбора, наследственности и изменчивости, меняется общественное сознание. Оно исключило веру в сверхъестественное, божественное создание мира и человека. Со стороны ученых разных областей наук начались нападки христианскую церковь, вплоть до обвинений в негуманной природе. Религиозная жизнь людей сводилась лишь к соблюдению обрядов. Даже ввелся запрет на участие духовенства в обучении начальных школ, преподавания, политической агитации, ведение регистраций гражданских браков, рождений и смертей. Пошатнулась сама мораль, с которой долгое время жили люди. Ницше признал религию обманом.

Таким образом, из истории Нового времени ясно, что общество быстрыми темпами вслед за научной революцией стало религиозной традицией в светской модели общественного устройства, в которой не было места Богу.

Согласны ли вы, что …

- большое влияние на духовную жизнь Европы оказал протестантизм.

Роль протестантизма в духовной жизни Европы огромна, и в ряде случаев приоритетна. Протестантизм – переходный этап между католитической формой традиционного общества и новым политическим устройством Нового времени. В эпохе Нового времени развивается антикатолицизм – главная идея протестантов. Её последователи работают в направлении уменьшения власти католической церкви и её традиций.

Согласны ли вы, что …

- в Новое время произошли значительные изменения во всех сферах культуры.

Да, действительно, в эпоху Нового времени во всех сферах культуры произошли значительные изменения. Это подтверждают исторические факты. Например, в государственной и политической сфере стал закрепляться принцип разделения властей: законодательная, федеративная, исполнительная власти. А так же на это время пришелся расцвет абсолютной монархии во Франции.

Духовная культура также претерпела изменения. Религия постепенно стала уступать позиции в общественной жизни людей научно-техническому прогрессу. Раньше человек ставил себя наравне с Богом, теперь же для Бога не осталось места в душе человека. Источником знания в новом мире стал Разум.

Мода выступала в контраст рационалистическому 17 веку. Это был век крайне непрактичной, противоестественной мужской моды.

Появились новые стили в искусстве – экспрессивный, грациозный барокко и разумный, гармоничный классицизм.

В материальной культуре тоже произошел ряд изменений. Буржуазная революция привела к механизации труда, появлению мануфактур, затем, фабрик, повысился уровень благосостояния и качества жизни в городах. Появились новые транспортные средства, фотография, паровое и водоснабжение и так далее.

Согласны ли вы, что …

- в 17 веке формируется буржуазная мораль, основанная на протестантской этике.

Я согласна, что в 17 веке формируется классическая буржуазная мораль, основанная на протестантской этике. Так как в ходе буржуазной революции в Англии и других европейских странах на первый план выходит развитие мировой торговли, институтов предпринимательства и наемного труда. Так же появляется протестантская религия после Реформации, то есть раскола христианской веры на два течения: католицизм и протестантизм. Протестантизм, в отличие от католицизма, который призывает к самоотречению, смысл которого – служение Богу, включает такие принципы: следует быть добродетельным, чтобы быть счастливым, и главные богатства – материальные. Поэтому протестантская этика, приветствующая трудолюбие, рационализацию труда, стремление к прибыли, заботу о качестве товара и честность перед покупателем, как нельзя лучше подходит к становлению буржуазной морали.

Согласны ли вы, что …

- в 19 веке европейская культура приобретает светские и демократические черты.

Действительно, в 19 веке европейская культура приобретает светские и демократические черты, но еще и утилитарные. Например, в этикете происходят существенные изменения: всё больше предпочтения даётся обращению на «ты», чем обращению на «вы», снимать головной убор разрешается только на публичных выступлениях и так далее. Основоположником утилитаризма является Джереми Бентам, который считал пользой максимальное превосходство удовольствия над страданием.

Демократизация культуры 19 века характеризуется возросшей доступностью культурной и научной жизни. Раньше это была привилегия элиты, а наукой могли заниматься только в ограниченном кругу лиц. Открывались художественные галереи, музеи, зверинцы, доступные общественному ознакомлению. Строились публичные театры и концертные залы. В продажу вошла научная литература. Проводились различные реформы в сфере образования.

Следовательно, культура 19 века характеризуется свободным доступом людей к искусству и науке.

3) Раскройте смысл понятий:

Сциентизм.

Сциентизм (от латинского scienta – знание, наука) – мировоззренческая позиция, система убеждений, в основе которой лежит представление о научном знании как о высшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Сциентизм ставит науку в главенствующее положение в идейной и культурной жизни общества. Идеалом для сциентизма выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучного познания. Потому что представители сциентизма считают, что именно этот тип знания несёт в себе наиболее значимые достижения для всей культуры, что он достаточен для обоснования и оценки всех фундаментальных проблем человечества. Сциентисты отвергают всякую философию, а «образцовые» для них науки – математика и физика. Хотя начал он сформировываться, как философское течение в конце 19 – в начале 20 веков, когда с развитием науки был поставлен вопрос о её роли и месте в культуре. Сциентические взгляды можно обнаружить в трудах Ф.Бэкона «Новая Атлантида», Э.Резерфорда, Галилея, Ньютона. При этом сциентизм не является строго оформленной системой взглядов, он представляет собой идейную ориентацию и проявляется по-разному.

Интересно, что одновременно со сциентизмом развивается противоположное ему направление антисциентизм. Он выступает против научного решения проблем, выказывая недоверие к научным достижениям. Антисциентисты считают, что от науки исходит опасность уничтожения всего человечества. Доказательством для их аргументов являются факты. Например, изготовление оружия, вызывающего огромные разрушения. Приверженцы этого течения: Ж.-Ж. Руссо, Н.П.Огарев, С.Франк, Н.Бердяев.

Так же существует относительные взгляды на проблему сциентизма. Например, Н.Бердяев не отрицает важность науки, но предлагает относиться к ней с сомнением.

Рационализм.

Рационализм (от латинского rationalis – разумный) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Это уверенность в мощи и способности разума (особенно разума просвещенного, руководимого правильным методом) постигнуть тайны природы, познать окружающий мир и самого человека, с помощью здравого смысла решать жизненные практические задачи, построить общество на разумных началах. С помощью разума постигать Бога. Научное (то есть объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума – одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм – один из философских источников идеологии Просвещения.

Некоторые из числа представителей рационализма – Р.Декарт, Б.Спиноза, Н.Мальбранш, Г.Лейбниц.

Рационализм – советский авангардистский метод (стиль, направление) в архитектуре, получивший развитие в 1920 – начале 1930 годов. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом.

Европоцентризм.

Европоцентризм (евроцентризм) – культурно-философская и мировоззренческая установка, согласно которой Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры и цивилизации.

Одним из первых ярких демонстраций влияния и распространения подобных идей стали межгосударственные и межрегиональные столкновения сторонников различных мировых религий. Наибольшую активность в отстаивании идеалов европоцентризма проявила католическая церковь. Она инициировала вооруженную борьбу с мусульманским миром.

Время великих географических открытий позволила европейцам обнаружить другие ещё более древние народы. Местное население было в рабстве и колониях европейцев. Дальнейшие археологические раскопки на Востоке, в Индии, Китае говорили о ещё более древних цивилизациях, но факты, представленные европейскому сознанию, говорили об очевидном отставании в развитии неевропейских народов. И это никак не меняло точку зрения приверженцев европоцентризма. Европоцентризм и по сей день встречается в идеологии расистов.

4) Составьте кроссворд по теме контрольной работы (минимум – 12 слов).

1. Какая форма капиталистического промышленного производства, основанная на разделении труда и ручной ремесленной технике, предшествует крупной машинной индустрии?

(Мануфактура)

(Буржуазия)

3. Радикальные изменения, скачок в развитии общества называется?

(Революция)

4. Какой способ нормативной регуляции действий человека в обществе охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, проводя грань между добром и злом?

5.Власть, регулирующая отношения с другими странами?

(Федеративная)

6. Ученый-изобретатель микроскопа?

(Левенгук)

7. Массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI - начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

(Реформация)

8. При какой форме правления верховная государственная власть принадлежит одному человеку?

(Монархия)

9. Какой стилевой метод в искусстве и литературе показывает предметы видимого мира, существующие независимо от человеческого восприятия и познания?

(Реализм)

10. Какое философское учение говорит о том, что человек является центром Вселенной и целью совершенствования всего в мире?

(Антропоцентризм)

11. Как называется глобальный и всемирно-исторический процесс восхождения человеческого общества от примитивных состояний к вершинам цивилизационного состояния во всех сферах жизнедеятельности?

(Прогресс)

12. Какой ученый-натуралист написал труды, опровергшие христианские учения о происхождении мира и человека?

13. Страна-законодательница мод в конце эпохи Нового времени?

(Франция)

5) Новое время – эпоха интенсивного развития европейской философской мысли. Кратко расскажите о жизни и взглядах одного из философов.

Одним из великих философов Нового времени был Фрэнсис Бэкон. Это английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма. Главной идеей которого было познание окружающего мира с помощью опыта, эксперимента. Историческим примером того была популярная в то время алхимия. Например, природа создана для того, чтобы служить человеку, а наука – средством возвышения над природой, которое делает его могущественным и сильным. Философ Бэкон создал научный метод, основанный на индукции и эксперименте.

Таким образом, основная мысль Ф.Бэкона говорит о том, что истинное знание вытекает из опыта.

6) Ответьте, почему:

- наука 19 века выступает как классическая система знания?

Я считаю, что наука 19 века выступает как классическая система знаний, потому что именно в этот век сделана масса технических открытий, а именно 8527, которые не забыты, а имеют место в нашей сегодняшней жизни. На 19 век пришелся научно-технический прогресс. По некоторым подсчетам, только в 19 веке было сделано 8527 открытий. Вот лишь некоторые из них: теория относительности Эйнштейна, планетарные теории строения атома Э.Резерфорда и Н.Бора, теория генетической наследственности Г.Менделя, теория условных рефлексов высшей нервной деятельности И.П.Павлова, работы о происхождении человека Ч.Дарвина, а также другие открытия в области медицины, сельском хозяйстве, средствах связи и коммуникации, транспорта, гуманитарных наук.

Таким образом, по своему значению 19 век был важным периодом в развитии человечества. В нем заложились основы жизни современного общества.

- европейская культура в Новое время заняла лидирующую позицию в мире?

Европейская культура Нового времени заняла лидирующую позицию в мире из-за более раннего развития европейских стран, многочисленных и густонаселенных народов, чем отдаленный Восток с еще ранее сформировавшимися цивилизациями.

В эпоху Нового времени увеличился интерес к восточным странам.

7) Вставьте пропущенные слова:

1) В 17 веке произошла буржуазная революция в Англии.

2) Протестантская трудовая этика поощряла производство и накопление.

3) Ф.Бэкон провозгласил, что единственным источником знания может быть научный подход.

4) Эпоха Нового времени – вера в мощь человеческого разума.

5) В эпоху Нового времени во всех странах утверждается капиталистическая система хозяйствования.

8) Назовите основные стили художественного искусства Нового времени. Кратко охарактеризуйте их. Приведите примеры.

В эпоху Нового времени сменяли друг друга и существовали одновременно несколько художественных стилей. Например: стиль барокко был распространен в 17 веке в католических странах. Довольно противоречивый, потому что соединял в себе черты роскоши, богатства, грациозности, чувственности, деловитости, трезвости, рассудительности, солидности, и в то же время был динамичным, фантастичным и мистическим. Центром развития был город Рим, а основатели – зодчий Борромини и скульптор и архитектор Дж.А.Бернини. Например в барочном стиле выполнена колоннада собора Св.Петра в Риме.

Классицизм (от лат. classicus – образцовый), был распространен в абсолютистской Франции, Италии, Германии, Англии. Это стиль монархов. Он привлекателен своим разумным видом, образцовостью, гражданской направленностью, покоем, уравновешенностью. В нем исполнены архитектурный ансамбль Версаля, картины Пуссена.

Еще одно направление 17 века – реализм – стиль возвышения и одухотворения вещей, обыденной красоты. Мастером реализма является Рембрант (1606- 1669) с картинами на библейские и мифологические сюжеты («Блудный сын»), групповые и индивидуальные портреты Ф.Халса (1580 – 1666), картины бытового жанра Я.Стэна и другие.

Маньеризм – испанское направление художества. Выдающийся представитель того века испанский художник Веласкес (1599- 1660), чье творчество многожанровое: парадные портреты, групповые, мифологического жанра. он первый в испанском искусстве изобразил обнаженное женское тело.

Затем в 18 веке, когда законодательницей мод стала Франция, родился художественный стиль рококо (от французского «рокайль раковина»). Это смесь гедонистических настроений и ухода в идиализированый и иллюзорный мир. картинам этого стиля присущи особенная утонченность, тонкие переливы цвета, образ человека, утрачивая самостоятельное значение, превращался в деталь орнаментального убранства. представители – Антуан Ватто, Жан Батист, У.Патер, Джованни Пелегрини и другие.

Параллельно рококо развивается новый стиль – революционный классицизм , который стал отражением политической борьбы, культа античности и идеалами Просвещения. Ж.Л.Давид (1748 – 1825) – первый мастер предреволюционной французской живописи. В его творчестве находят отражение жизнь, идеологическая направленность третьего сословия.

Так же в 18 веке начал складываться особый стиль – сентиментализм , который выражался как протест сухости и строгости классицизма. В этом он схож со стилем рококо. Большое внимание уделялось переживаниям и чувствам человека, например, в творчестве французского художника Ж.-Ж.Руссо, англичанина Т.Гейнсборо, в литературе Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и «Путешествие Гулливера», Дж.Свифт рисует типаж английского буржуа.

В 19 веке искусство характеризуется разноплановостью, появляется множество стилистических направлений, порой противоречащих друг другу.

В период правления императора Наполеона I, опять же, во французской архитектуре и декоративно- прикладном искусстве сложился стиль ампир (от французского empire – империя) – подстиль позднего классицизма, преисполненный пафоса, торжественности, богатства убранства, элементы античности. Все показывало величие и могущество державы, созданной императором Бонапартом.

Романтизм – стиль, образовавшийся в ответ бунтарским настроениям, связанным с буржуазной революцией, национально- освободительским движением во Франции. Наиболее проявлялся в живописи, графике, музыке, литературе, меньше – в архитектуре. Чертой романтизма были свобода самовыражения, построения идеального представления мира, и его недостижимости, а также уход от реальности, уход в себя. Особое внимание уделяется естественности человека, индивидуальным чертам, искренности, вдохновение и эмоциональная выраженность. Отвергались практицизм и рационализм Просвещения. Произведения Тернера, Жерико и Делакруа основывались на динамичности, объеме фигур, светотени, насыщенном колорите.

В 40-е годы 19 века в культуре утверждается критический реализм . Этот стиль соединяет в себе лучшие черты предшествующих стилей. В нем выражается разочарование в итогах революции и буржуазной действительности. Его цель – решение не глобальных проблем, а типичных жизненных отдельных ситуаций, сложившихся в социуме. Представители во Франции – Бальзак, Флобер, Мопассан; В Англии – Гарди, Стендаль, Диккенс; в России – И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой. В изобразительном искусстве – Т.Руссо, О.Делье.

Господствующим стилем в Западной Европе в конце 50-ых годов становится декаданс (французское – упадок). Искусство обращается в сторону пессимизма, безнадежности. Выражается в подавлении грубой реальностью, критических явлений.

Подвид декаданса натурализм стиль, тоскующий по идеалу. Время фатализма и пессимизма.

Импрессионизм (французское – впечатление) – стиль, в котором видны наблюдения за реальностью. Участниками этого уникального процесса были Ренуар, Дега, Сезанн, Моне. Это воплощение демократических мотивов, живой достоверности изображений, пытались уловить «впечатление от того, что глаз увидит в конкретный момент».

Постимпрессионизм (от латинского post – после и импрессионизм) - условное собирательное обозначение осовных направлений французской живописи конца 19 – начала 20 веков. Мастера импрессионизма пытаются найти новые избирательные средства. Нашли отражение символизм, мистицизм, субъективизм в отображении действительности.

Изображение экзотических стран, собственного внутреннего мира из-за невозможности и неспособности художественными средствами отобразить социальные конфликты и проблемы. (П.Сезанн, Ван Гог, П.Гоген, Тулуз-Лотрен).

Эти же черты проявились в символизме (от греческого symbolon, от французского symbolisme – знак, опознавательная примета). Это эстетическое, идейное течение, сложившееся во Франции в конце 19 века.

Многослойное представление символа, мифологические, религиозные, философско-эстетическое представления о сверхреальности, непостижимые в своем существе. Опирались на идеи Канта, Шопенгауэра, Ницше.

Символизм во Франции проявился в живописи Т.Моро, О.Роден, М.Дени, в музыке Дебюсси, Равель, театре, но больше всего в лирике.

Эстетизм – европейское течение в изобразительном и декоративном искусстве, литературе, интерьерном дизайне. Выражается в преобладании эстетического над этическими ценностями, социальными проблемами. Главный лозунг «Искусство ради искусства». Эстетизм берет истоки из европейского декаданса и романтизма и предвосхищает модернизм.

Таким образом, в ходе истории прослеживается изменение искусственной направленности, по ней можно судить и делать выводы как шла переоценка ценностей человека.

9) Приведите примеры:

-научных открытий культуры Нового времени.

Польский астроном Николай Коперник (1473- 1543) – автор гелиоцентрической теории строения мира. Он создал работу «Об обращениях небесных сфер», в которой Коперник исключает Землю из центра Вселенной. Он доказал, что центром Вселенной является Солнце и все планеты системы движутся вокруг него.

Иоганн Кеплер (1571-1630) значительно подправил теорию Коперника, впервые введя понятие не круговых, а эллиптических орбит.

Собственный метод мыслителя Нового времени - Фрэнсис Бэкон (1561-1626) опирается на его концепцию новой индукции, которая выступает средством, в частности, для познания формы. Познание форм образует, собственно, предмет метафизики, тогда как исследование движущей и материальной причины, так же как скрытого процесса и скрытой структуры, образует предмет физики.

Эйнштейн разработал теорию относительности.

А.Беккерель, П.Кюри, М.Склодовская-Кюри изучили явление радиоактивности и вывели закон сохранения энергии.

Дж.Дальтон раскрыл сложную структуру атома.

Э.Резерфорд вывел планетарные теории атома после обнаружения Дж.Томпсоном первой элементарной частицы электрона.

Д.И.Менделеев установил зависимость между атомными весами элементов. И систематизировал их в периодическом законе химических элементов.

Г.Мендель создал теорию генетической наследственности.

Т.Шван – теорию клеточного строения всех организмов.

Ученый-натуралист Ч.Дарвин написал книги «Происхождение видов», «Происхождение человека», которые опровергали христианские учения о происхождении мира и человека.

У.Гарвей открыл секрет кровообращения и роль сердца.

Немецкий микробиолог Р.Кох и его ученики открыли возбудителей туберкулеза, брюшного тифа, дифтерита и других болезней, и нашли против них лекарства.

Французский бактериолог Л.Паскаль разработал метод вакцинации против бешенства и других заболеваний, а также механизм стерилизации и пастеризации различных продуктов. Заложил учение об иммунитете.

Врачи того времени начали использовать аспирин и пирамидон.

Были открыты рентгеновские лучи, изобретен стетоскоп, что облегчило врачевание и диагностику.

Открывались школы, изучающие гуманитарные науки. Появилось множество философских течений – прагматизм, позитивизм, интуитивизм, неокантианство и другие.

- технических достижений культуры Нового времени.

Левенгук изобрел микроскоп, который позволил изучать строение живых организмов вплоть до мельчайших частиц.

Дж. Уатт изобрел паровой двигатель в 1784 году. А в 1803 появился первый автомобиль, пробный, с паровым двигателем. Далее паровой двигатель использовался во множестве других механизмов: пароход, подъемные механизмы, плуг, каток.

Прокладываются железные дороги с изобретением паровозов.

Выпускаются механические прялки.

В 1903 году запущен первый самолет.

Вслед за изобретением электричества появляется электрический телеграф, телефон, фонограф, радиоприемники.

Развивается кинематограф и фотография.

Технические открытия, сделанные в период Нового времени, можно перечислять бесконечно. Их так много и они так важны, что дали толчок к развитию многих отраслей промышленности, сельского хозяйства, торговли, улучшили условия проживания людей. Человечество и по сей день благодарно за труд ученым, умельцам.

10) Каковы главные характеристики культуры Нового времени? Как вы оцениваете данную эпоху? На какие мысли вас натолкнуло выполнение данной контрольной работы?

В эпоху Нового времени утвердилось представление о законе как исходной управляющей и контролирующей силе в обществе и природе. Признать, упорядочить и объяснить законы природы призвана наука. Наука - общественный институт, развивающий и формирующий представления, знания о мире в целом. Эпоха Нового времени характеризуется освобождением искусства от религиозного давления. Искусство стало независимым и самостоятельным, а также стало средством воспитания в людях моральных норм. В эпоху Нового времени формируется система образования и воспитания, государственное управление, а также вырабатывается представление о человеке как о самостоятельном деятеле, свобода которого ограничена лишь моралью и законом. Конечно, приходя к этому, не обходилось без жертв, например, науке, религии. И то состояние, которое наблюдается в эпоху Нового времени нельзя назвать идеальным, но все же движение, развитие сделано немалое.

Новое время – великое время выдающихся достижений в областях науки. Это время прогресса человечества. На мой взгляд, все события и явления и их итоги имеют несравнимое значение в истории культуры. И, исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что человечество в Новое время сделало большой рывок к успеху, процветанию, вышло на свет и стало реально смотреть и оценивать мир и свои возможности.

Список литературы:

1. Быстрова, А. Н. Мир культуры. (Основы культурологи): учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.; Новосибирск, 2002.

2. Горелов, А. А. Культурология: учеб. пособие. М., 2002.

3. Демин, Л. М. Взаимодействие культур и проблема взаимных культурных влияний: учеб. пособие. М., 1999.

4. Культурология. История мировой культуры: учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998.

5. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. М., 1998.

6. Культурология: учеб. пособие для студентов вузов. Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Культуры Культура 18 века России (2)Реферат >> История

Переход от средневековья к культуре нового времени , все сферы жизни общества... Ломоносова и Радищева. В новый период вступает и русская культура , пережившая на рубеже XVII ... развития светской культуры , век решительной победы нового , рационалистического взгляда...

С XVII до начала XX века -- оформление западноевропейской культуры.¦ Формирование нового, индустриального типа общества.

¦ Ослабление влияния религии на все сферы жизни, культура становится светской.¦ Повышение авторитета философии¦ Признание ценности образования.¦ Научная революция XVII--XVIII века -- формирование основ современной науки. XIX век -- век классической науки ¦ Многонационалыюсть и многоязычность европейской культуры, взаимодействие национальных культур.¦ Развитие машинной индустрии, ускорение темпов научно-технического прогресса.

Название «Новое время» в истории культуры Европы обычно употребляется по отношению к трем векам - XVII, XVIII и XIX. Эти века наполнены событиями политическими, экономическими, философскими, художественными. Не все просто и с временными границами этой эпохи. Оказывается, что ее начало неразрывно связано с Возрождением и Реформацией, и провести между ними какую-то четкую границу невозможно. Закончилось ли Новое время тоже не совсем понятно

XVII век

XVII век в этот век начинается сведение основ новоевропейской культуры, развивающееся на основе процессов, происходивших в Возрождение. Но в это время европейская культура еще не осознает себя в качестве новой культурной системы. В это время человек стал ощущать себя царем природы, он надеется в первую очередь на собственные силы. Общеизвестны примеры деятельности титанов Возрождения - Леонардо, Микеланджело. впервые появляется светская «реалистическая» живопись: впервые художники доверились своему глазу, впервые картина, видимая именно человеческим зрением, стала считаться истинной. Картины на религиозные сюжеты становятся именно картинами и перестают быть иконами. наука рванулась вперед. Были сделаны величайшие открытия в естественнонаучной области. Появляется экспериментальная наука, Главным критерием истины становится разум. Его основателем, а следовательно, “отцом науки и философии” Нового времени является французский философ, математик, физик Рене Декарт. Создавая “рационалистический метод”, Декарт стремился к тому, чтобы дать человеческому разуму точные критерии истины. В средневековье лишь Бог владел прерогативой на истину. Если говорить об искусстве XVII века , то здесь мы увидим формирование двух крупных общеевропейских стилей: классицизма и барокко. Первый явился эстетическим выражением идей абсолютизма и основное развитие получил во Франции. Среди представителей выделим скульптора Лоренцо Бернини и художника Питера Пауля Рубенса. Существовало и так называемое реалистическое направление, развивавшееся прежде всего в Голландии, первой бюргерской стране. Здесь мы видим интимную, камерную живопись на бытовые сюжеты, нашедшие выражение в творчестве “малых голландцев”.

Европейская культура Нового времени охватывает XVII-XIX вв. Она базируется на буржуазном способе производства, имеет единый духовный ориентир - развитие личности, общие черты, такие как гуманизм, антропоцентризм, европоцентризм, сциентизм и рационализм.

Вместе с тем каждый век имеет свое историческое лицо, свою специфику:

XVII в . - век «революционной критики» феодализма в Нидерландах и Англии и рационалистической критики - схоластики - во Франции и других странах.

XIX в. - «полнота времен», эпоха расцвета буржуазной культуры и вместе с тем начала ее кризиса через обнаружение тупиков рационализма в его крайнем выражении - техницизме.

Каждое время решает свои вопросы, но есть коренные мировоззренческие вопросы, решением которых человечество озабочено всегда Ответы на них составляют суть, смысловое ядро любой культуры. Нововременная культурная парадигма такова: мир существует как природа, как личность-субъект и как культура. Место человека в мире является центральным.

Подобно тому как в средневековой культуре утверждалось величие Бога и его отличие от сотворенного им мира, теперь провозглашается величие человека и его отличие от всей остальной природы. В культуре Нового времени человек - познающий субъект - противопоставлен природе как объекту. Предназначением человека стало повелевать природой, извлекать из нее пользу. Польза - идол Нового времени.

XVII в. не без основания называют «веком гениев», что указывает на необыкновенный взлет научной и философской мысли, и вследствие этого колоссальные изменения в обществе. XVII в. - начальный период в становлении буржуазного способа производства. Это крайне сложная и противоречивая эпоха в жизни европейских государств.

Начало Нового времени связывают с буржуазными революциями и периодом становления буржуазных отношений в европейских странах - XVI-XVII вв., что в свою очередь обусловило развитие науки и появление новой мировоззренческой ориентации. Ранние буржуазные революции произошли в Нидерландах - 1566-1609 гг., в Англии - 1640-1688 гг. Во Франции наблюдается расцвет абсолютистской монархии . Это время научной революции и завершающий этап контрреформации; эпоха грандиозного, экспрессивного барокко и сухого, рассудочного классицизма.

В XVII в. в Европе развивается промышленность, появляются мануфактуры. Это были более крупные в сравнении с ремесленными мастерскими и более производительные предприятия. Совершенствовались технические изобретения: в книгопечатании и изготовлении монет, например, стал применяться винтовой пресс. Развивалось горнорудное производство, военная техника, возрастала роль механизмов.


Начиная с XVI в. бурно стало развиваться естествознание. Потребности мореходства определяют развитие астрономии; развиваются математика и механика. Новая наука опирается, прежде всего, на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и Металлургической промышленности.

Вместе с тем, система колониальных грабежей приобрела такие масштабы, что стала предметом соперничества государств и привела к торговым войнам XVII-XVIII вв. Начавшийся в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества в XVII в. расширяется и углубляется. Но главное было сделано: к власти впервые пришел новый класс - буржуазия.

Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, оно меняет сознание людей. С XVII в. начинается организационное становление науки как самостоятельного института, наука приобретает современные черты и формы. В период Нового времени в самостоятельные отрасли выделяются обществоведческие дисциплины - экономика социология, политология. Законы, открытые естественными науками переносятся и на исследование общества.

Для этого периода характерны такие черты, как механицизм - абсолютизация законов механики перенесение их на все виды движения, в том числе и на развитие общества. Эти представления легли в основу новой физической картины мира, важнейшими предпосылками которой стали астрономические открытия Г. Галилея и И. Кеплера ,а также открытые И. Ньютоном законы классической механики.

Следует признать, что роль религии в мировоззрении нововременной эпохи неуклонно падает. С одной стороны, постоянные религиозные войны, раскол западного христианства в результате Реформации, преследования инакомыслящих - свидетельствовали о неспособности церкви обеспечить общественный мир. С другой - христианская церковь была органично включена в общественно-политические феодальные структуры с их идейно-смысловым центром «Бог - Папа Римский - Король».

Но прогресс науки, опытного знания постепенно и неуклонно убеждал в истинности научной картины мироздания. Развитие буржуазного способа производства порождало острую потребность в прикладных науках. Уже начиная с эпохи Возрождения ведущее место в естествознании заняла механика, которая, опираясь на математические разработки, добилась крупнейших успехов.

В борьбе против религиозных догматов, авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Для мировоззрения Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая, прежде всего, из опыта естествознания. Крупными мыслителями Европы XVII в. являются: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк - Англия; Р. Декарт - Франция; Б. Спиноза - Голландия; Г. Лейбниц, Б. Паскаль - Германия.

Социальные и научные изменения в обществе находят свое отражение в искусстве. Стиль барокко (от итал. barocco - грубый, неуклюжий, фальшивый) - в XVIII в. термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное. в искусстве с особой остротой выражает кризис гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни, бесцельных порывов к неведомому. Центром развития искусства барокко на рубеже XVI-XVII вв. был Рим.

Искусство барокко стало художественным отражением противоречий раннебуржуазного периода европейской культуры. Подчеркивая сложную атмосферу времени, барокко соединило в себе, казалось бы, несоединимые элементы. Основные черты барокко отразили его дуализм. Черты мистики, фантастичности, повышенной экспрессии, декоративность удивительно уживаются в нем с трезвостью и рассудочностью, с истинно бюргерской деловитостью.

Стиль барокко легко узнается в очертаниях архитектурных сооружений, в изысканной вычурности линий в скульптуре и живописи, в пышности, декоративности, аллегоричности фасадов и интерьеров зданий, в напыщенности языка прозы и поэзии. Совмещая иллюзорное и реальное, барокко является в целом стилем, который отражал преимущественно систему ценностей, идеалов и вкусов дворянства, в первую очередь той его части, которая сохраняла еще известные прогрессивные тенденции. Поэтому этот стиль развивался прежде всего в тех странах, где сохраняли свои позиции феодальные отношения и католическая церковь.

Церковное искусство, собственно и было типичным "барокко" в узком смысле этого термина. Зародившись на рубеже XVI-XVII вв. в Италии барокко распространяется затем в Испании, Португалии, Фландрии, а позднее в Австрии, Англии, Германии, Скандинавии, Новом Свете и России.

Динамизм барочной скульптуры , противостоящей спокойствию и мощи скульптуры Ренессанса, вызывает чувство восхищения своей легкостью. Для искусства барокко важно было не столько тело как таковое, сколько его движение. Если у скульпторов классической Греции и у художников Возрождения боги, пусть идеализированные, изображались как люди, то у мастеров барокко боги оставались богами ("Аполлон и Дафна", "Экстаз св. Терезы" Л.Бернини).

В архитектуре барокко сохранялась масштабность и гармоничность сооружений, характерных для искусства Возрождения, но в то же время мастера барокко порывают со многими художественными традициями Ренессанса, с его гармоничностью и уравновешенными объемами. Более пышным становится архитектурный декор, усиливается пластическая выразительность.

В парадных интерьерах архитектура сливается с многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а плафонная живопись создает иллюзию разверзшихся сводов. Фасады зданий приобретают роскошную, причудливую пластику. Барокко тяготеет к ансамблю, к организации пространства: городские площади, дворцы, лестницы, фонтаны, парковые террасы, бассейны, городские и загородные резиденции строятся на принципе синтеза архитектуры и скульптуры, подчиняясь общему декоративному оформлению и архитектурному замыслу, придавая им пышный, парадный и изысканный вид. Таковы ансамбли Верхний Бельведер в Вене, лестницы на пл. Испании в Риме.

В живописи преобладают виртуозные, декоративные композиции на религиозные, мифологические или аллегорические сюжеты и парадные портреты. Натюрморт и пейзаж, как самостоятельные жанры, равно как и жанр анималистический, дополняют картину развития изобразительных искусств эпохи. Барокко предпочитает живописное пятно, массу, светотеневые контрасты, с помощью которых и создается форма. Барочный стиль нарушает принципы линейной перспективы, разработке которого отдали столько сил и энергии художники раннего Возрождения, чтобы усилить глубинность, иллюзию ухода в бесконечность.

Идеализация образов, безудержные гиперболы сочетаются в живописи барокко с бурной динамикой, оптическими эффектами, реальность - с фантазией, религиозная страсть - с подчеркнутой чувственностью. В Италии творили братья Карраччи, Л. Бернини, А. Маньяско, Дж. Б. Тьеполо, М. Караваджо , в Испании расцвет живописи барокко связан с именами Эль Греко и Б. Мурильо , некоторые черты барокко проступали в реалистической живописи X. де Риберы и Ф. Сурбарана . Во Фландрии рожденное революцией миропонимание внесло реалистические начала в творчество П.П. Рубенса, А. Ван Дейка, Я. Йорданса . В Голландии реализм проступал сквозь барокко в творчестве Ф. Хальса, Рембрандта Х. ван Рейна.

В литературе искусство барокко вдохновлялось идеей разума, продолжая в этом направлении ренессансные традиции, но оно уже не верило в силу, в закономерность прогресса. Человек - песчинка в вихре истории, его жизнь полна трагических случайностей. Такова ведущая нить, в частности испанской барочной литературы, нашедшая выражение в лирике Л. Гонгоры , пьесах П. Кальдерона , итальянца Дж. Марино . Барочная литература построена на контрасте. Появляются реалистические произведения, описывающие новый "мир денег" ("Буржуазный роман" А.Фюретьера). Получает развитие жанр литературной сказки (Ш. Перро) . Возрождается басня (Ж.де Лафонтен).

В музыке барокко гораздо рельефнее и непосредственнее, чем в других видах искусства, сказывалось переплетение различных по своим истокам идейно-художественных принципов. Этот стиль в музыке отличается, с одной стороны, стремлением к глубокому отображению внутреннего мира человека, к драматизму и синтезу искусств (опера, оратория, кантата), с другой - к освобождению от союза со словом (развитие инструментальных жанров). В русле барокко зародился оперный жанр. Как и в литературе, барочный стиль в музыке отличается своей манерностью, "капризностью", витиеватостью (А. Вивальди) . Он особенно ярко проявился в итальянской музыке (Дж. Габриели, М.А. Чести, Дж. Фрескобальди).

Время барокко - время взаимодействия различных видов искусства, когда "поэзия понималась как говорящая живопись, а живопись как немая поэзия". Это было время театрализованных церемоний, высокопарных од, витиеватых речей, аллегорий и гипербол, эмблем и метафор. Во всем жило иносказание. Осознание несовершенства действительности, стремление противопоставить ей идеальный образ мира, соответствующий современным представлениям о разумном мироустройстве, вызвали к жизни рождение второй стилевой системы - классицизма.

Другой влиятельнейший стиль характеризуемой эпохи - классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Претендующее на «разумность» государство стремилось к тому, чтобы в нем видели уравновешивающее, объединяющее, героически возвышенное начало.

В противовес барокко классицизм выражал стремление к разумному гармоничному строю жизни, а эти стремления были присущи не только монархам, но и народному сознанию с его идеалами мира, покоя, сплочения страны. Помимо того привлекательной стороной классицизма выступал его нравственный пафос, гражданская направленность. Классицизм получил широкое распространение в абсолютистской Франции, а также в ряде других стран (Италия, Германия, Англия).

Классицизм был сложным и неоднозначным по своему социальному и политическому содержанию явлением. Возникший в ХVII в., в период становления абсолютизма (абсолютизм - форма феодалъного государства, при котором монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации), классицизм пережил глубокие перемены и наполнился в XVIII в. новым содержанием, хотя и сохранил некоторые свои стилистические особенности.

Даже самый "классический" французский классицизм ХУ11 в. предстает перед нами сложным и противоречивым творческим методом, в котором переплелись идейно-художественные принципы, соответствовавшие переходной эпохе, когда утверждавшийся абсолютизм искал опору не только в среде дворянства, но и в широких народных массах. Писателей и художников вдохновляли идеал совершенного общественного устройства, основанного на законах разума, образ гармоничного человека, идеал которого они искали в античности, античном классическом искусстве (отсюда - термин "классицизм"). Классицизм - новое "возрождение" античности, но внутренне он от нее весьма далек, еще более далек чем Возрождение .

Если гуманисты Возрождения видели высшую ценность свободно проявляющей себя естественной природе человека, то основоположникам классицизма страсти представлялись силой разрушительной, анархической, порожденной эгоизмом. Продолжая некоторые традиции Возрождения: преклонения перед древними, веру в разум, идеал гармонии и меры - классицизм складывался и развивался в борьбе с идейно-художественной системой барокко. В определенном смысле классицизм был антиподом барокко.

Официальная эстетика классицизма получила в определенной степени законченное выражение в философии Р. Декарта , в драматургии П. Корнеля, Ж. Расина, Мольера, поэтике Н. Буало. Классическая доктрина культивировала возвышенное и героическое, понимаемое как торжество чувства долга над остальными человеческими чувствами. Она определяла взгляд на художественное произведение как на создание искусственное - сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное по незыблемым правилам, почерпнутым из античности.

Идея долга в классицизме не случайно соседствует с понятиями "правильности" и "разумности". Стремясь контролировать художественно-эстетическую жизнь общества, абсолютизм создает, начиная с 1634 г., академии литературы, живописи и скульптуры архитектуры, а в 1666 г. учреждает Академию наук. В них господствовал классицизм как официальный стиль абсолютистского государства, признававшийся властями как единственно "правильный".

Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на ведущие ("высокие") и второстепенные ("низкие"). Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки. Не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного. К ведущим жанрам в литературе относились трагедия, эпопея, ода; в живописи - исторические, мифологические, библейские сюжеты.

Героями этих жанров были монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники. Второстепенными жанрами в литературе считались комедия, сатира, басня; в живописи - пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр. Однако реалии не укладывались в эти правила. Такие большие художники слова, как П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ж. де Лафонтен, мастера живописи и скульптуры, как Н. Пуссен, К. Лоррен, Э. Фальконе, Б. Гудон, Ж.Жирардон и другие наполняли дыханием жизни строгую схему этого метода.

В архитектуре классицизм внес в творчество создателей крупных ансамблей не столько конкретные "правила", сколько принцип рациональности в расположении отдельных сооружений, логической обоснованности художественных решений, гармоничной соразмерности деталей. Версальский дворец с парком и множеством входящих в ансамбль сооружений стал классическим образцом классицистской архитектуры, не избежав при этом влияния барокко в пышности, помпезности отделки внутренних интерьеров.

Версаль стал символом новой дворянской культуры, здесь во второй половине XVII в. "королем-солнцем" Людовиком XIV вершились судьбы Франции. Двор Людовика XIV с его театрализованным бытом, строжайшим этикетом, тягой к блеску и великолепию стал привлекать к себе выдающихся писателей и художников. Это время было названо Вольтером "великим" - за пышность церемониала. Дух строгой регламентации, дисциплины становились руководящими принципами эстетики классицизма.

Конец XVII - начало XVIII в. ознаменованы кризисом абсолютизма, длительное время определявшего жизнь и культуру европейских стран. Новая эпоха формирует новую культуру. Это эпоха интенсивной духовной жизни Европы, когда во Франции творили Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро; в Англии - Г. Кавендиш, Дж. Уатт, Г. Филдинг; в России - М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев; в Германии - Г.Э. Лессинг, Г. Гете, Ф. Шиллер и И. Кант.

XVIII в. в Европе - завершающий этап длительного перехода от феодализма к капитализму. Происходит гигантская ломка всех общественных устоев, идет борьба за освобождение от религиозно-феодального миросозерцания. Эта эпоха получает название Просвещение. Разум и просвещение превратились в основные лозунги эпохи. Просветители были убеждены в том, что развитие разума и, прежде всего прогресс науки и просвещение народа могут изменить общественную жизнь в соответствии с законами природы.

Эпоха Просвещения занимает исключительное место в истории культуры. Хронологические рамки данной эпохи определены немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии (1689) и Великой французской революцией (1789). Необходимо отметить приоритет Англии в формировании идеологии и культуры европейского Просвещения, причем не следует забывать о специфике воплощения идей Просвещения в культуре разных государств.

Европейское Просвещение - вполне конкретный комплекс идей, породивший определенную систему культуры. Здесь уже можно говорить об изменениях в сознании огромной массы людей, которые, по словам И. Канта, вышли "из состояния своего несовершеннолетия" и были захвачены потоком новых идей, что и привело к рождению нового типа культуры.

Культура Просвещения имеет ряд специфических черт:

Для нее характерен деизм (религиозно-философская доктрина, которая признаёт бога как творца природы, но отрицает дальнейшее вмешательство бога в самодвижение природы и не допускает иных путей познания бога, кроме разума). Деизм давал возможность выступать против религиозного фанатизма, за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки. Представители деизма (Вольтер и Руссо во Франции, Дж. Локк в Англии и др.) противопоставляли вере разум. В эпоху Просвещения христианская идея теряет свою силу, проявляется стремление освободить религию от слепой веры, вывести ее из естественного знания.

Поклонение просветителей природе привело к космополитизму , что выражалось в осуждении всякого национализма и признании равных возможностей всех наций. Вместе с тем распространение космополитизма привело к падению чувства патриотизма, что наиболее ярко видно на примере Франции. "С самого начала французская революция отличалась космополитизмом, ее трудно назвать собственно французской... тогда идеалом считался скорее абстрактный "человек", но отнюдь не Родина" (Э. Фагэ). Всё чаще высказывается мысль о единстве человечества и культуры.

На протяжении XVIII в. в Европе в целом необычайно возрастает интерес к жизни, обычаям и культуре стран Востока. Так, во Франции еще в конце XVII в. появилось многотомное издание "Восточная библиотека". В начале XVIII в. появляются переводы с арабского, персидского и других восточных языков. Особый успех имеет издание "Сказок тысячи и одной ночи", вызвавшее множество подражаний.

Однако еще более важное значение имели попытки теоретически осмыслить культуру разных народов, исходя из идеи единства человеческой природы и универсальности разума. Итальянский просветитель Вико говорил: "В природе существует один умственный язык, общий для всех народов". Немецкий учёный И.Г. Гердер внимательно изучал фольклор разных стран и опубликовал сборник "Голоса народов в их песнях". Разумеется, охватить все богатство культуры мира было невозможно. Но он мечтал об этом, восторженно восклицая: "Какой бы это был труд о роде людском, о человеческом духе, мировой культуре!".

Культуре эпохи Просвещения присуща "научность". К началу XVIII в,
естествознание переживало истинное возрождение. Ученые середины
XVIII в. стремились объяснять все явления природы исключительно
естественными причинами. "Это вовсе не были эмпирики с философской точки зрения, это были служители науки, - подчеркивает В.И. Вернадский , - окончательно вошедшей в жизнь человечества на равноправном положении с философией и религией".

То, что раньше было уделом немногих, теперь стало общим достоянием, примером чего служит знаменитая французская Энциклопедия. На историческую арену впервые выступило самостоятельное и цельное научное мировоззрение. В эпоху Просвещения завершилось формирование современной науки с ее идеалами и нормами, определившими последующее развитие техногенной цивилизации.

Идеологи Просвещения верили, что именно с помощью разума будет найдена истина о человеке и окружающей природе. Недаром Просвещение называют веком разума. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики: человек может и должен действовать разумно; общество может и должно быть устроено рационально. Культ разума в XVIII в. стал главной доктриной культуре Вольтер называл свой век веком разума, распространившимся по Европе - от Петербурга до Кадиса.

Определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса , которая тесно переплетается с идеей разумности. Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция "вера в прогресс через разум", определившая надолго развитие европейской цивилизации и принесшая целый ряд разрушительных последствий.

Для культуры просветителей характерна абсолютизация значения образования в формировании нового человека. Деятелям эпохи казалось, что достаточно создать условия для воспитания детей - и в течение одного-двух поколений все несчастья будут искоренены. Была сделана ставка на нового человека, свободного от наследия той или иной философской, религиозной или литературной традиции. Декарт разработал рационалистический метод познания и выдвинул концепцию о "врожденных идеях". В противовес ему Локк утверждал, что не существует "врожденных идей", а поэтому нет и людей "голубой крови", претендующих на особые права и преимущества.

"Опыт о человеческом разуме" - философский трактат Джона Локка - стал своего рода манифестом эпохи Просвещения. Содержащиеся в нём идеи о воспитании человеческой личности и роли социальной среды в этом процессе легли в основу теорий большинства просветителей. Все были почти единодушны в том, что если человека формирует опыт, то это должен быть разумный опыт, ибо разум - главный критерий истины и справедливости.

Французское Просвещение, направленное в целом против феодализма и абсолютизма, состояло из различных по политической и философской радикальности учений. Представители старшего поколения - Ш.Л. Монтескье и Вольтер - тяготели больше к постепенному реформированию феодального общества" по образцу Англии, где установилась конституционная монархия - форма государственного устройства, при которой власть монарха ограничивается рамками конституции и сильного парламента. Они рассчитывали на "разумное сочетание" интересов буржуа и аристократов.

Д. Дидро, Ж.О. Ламетри, К.А. Гельвеций, П.А. Гольбах в принципе отрицали феодальную собственность и феодальные привилегии, отвергали монархическую власть, выступая при этом за "просвещённую монархию", воплощение идеалистической веры в возможность улучшить монархическую власть через активное просвещение монархов в духе новых идей времени как компромиссный промежуточный вариант.

Издание "Великой Энциклопедии" собрало все разрозненные знания и стремления просветителей в одно целое. Энциклопедия сплотила вокруг себя умнейших людей Франции. В Париже образовался кружок философов-энциклопедистов, который заявил о себе в начале 50-х годов как об общественной партии. Энциклопедисты -французские просветители, принявшие участие во главе с Дени Дидро в создании 35-томной "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" - провозгласили целью многотомного издания -подвести итоги познаний человечества в различных отраслях. Энциклопедия стала кодексом французского Просвещения.

Искусство XVIII в. становится преимущественно светским, «обмирщение» происходит и в живописи, и в скульптуре. Складываются два основных направления. Одно выражает идеалы и настроения придворных кругов. Это культура рококо. Другое направление формируется исподволь, вызревает в ту же эпоху, достигая зрелости к 40-м гг. XVIII в., но отстаивает смысложизненные ценности третьего сословия. Это линия буржуазного просветительства.

Она достигает вершинных проявлений в философских и литературных трудах энциклопедистов и художников, разделявших их принципы. Нетрудно увидеть, что разрешение духовного кризиса в эпоху рококо (от франц. rococo) - стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале XVIII в. и распространившийся по всей Европе. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером) было чисто внешним: за праздниками, маскарадами, разгулом скрывались все те же опустошенность и безразличие.

Европейский мир как бы изживал в культуре эпохи рококо свои последние сословно-патриархальные иллюзии.

Культура XVIII в. унаследовала основные черты культуры предшествующего столетия, такие как антропоцентризм, рационализм, сциентизм и др. Вместе с тем она привносит ряд новых моментов, иначе расставляет акценты в решении основных мировоззренческих проблем. В культуре Просвещения над декартовским миром количества и протяженности берут верх качественные характеристики. Понимание природы первопричины и первотворца все чаще наделяется высшим ценностным смыслом.

«Естественный человек», «естественный разум», «естественное состояние», «естественные законы», «естественное право» - выступают как синонимы истинного, добродетельного и прекрасного. От лица Природы ведется критика изживших себя общественных отношений и нравов. В целом можно говорить об изменении образа мира - в общественном сознании образ мира-механизма вытесняется образом мира-организма.

Признание природы первичной реальностью повлекло за собой вывод об отсутствии каких бы то ни было оснований для сословных привилегий, социального неравенства: ведь все люди «скроены» из одного природного материала. Человек объявлен частью природы, продуктом природы. Человек осознал себя господином своей судьбы, присвоил себе функции творца и, в конечном счете, убедился в ненужности Бога. Важнейшим результатом собственно человеческого творчества уступает мир культуры.

В нем важное место принадлежит государству и системам законов, воспитания и морали. И хотя порой плоды человеческого творчества оцениваются негативно (Руссо), в целом в культуре XVIII столетия доминирует нравственно-оптимистический настрой. Просветители непоколебимо верят в общественный прогресс. Моментом, объединяющим мыслителей различных направлений, была апелляция к Разуму и Природе. В ходе последующих буржуазных революций эти идеалы получили практическую проверку.

Система мировоззрения просветителей включала в себя не только социальные, но и материалистические, и атеистические идеи. Последующее развитие показало, что некоторые положения материалистического мировоззрения просветителей (отрицание бытия Бога, сведение разума к чувствам) являются такими же принимаемыми на веру догматами, как и отвергавшиеся ими положения христианства.

Значение эпохи Просвещения выражается в следующем:

Проповедуются идеалы гуманности, равенство всех людей перед законом;

Идеи Просвещения содействуют развитию рационализма и выступают против метафизики;

Происходит развитие естествознания, достижения которого часто используются для доказательства научной правомерности взглядов и веры в прогресс.

Идеология Просвещения легла в основу общественных преобразований, свершившихся в ходе буржуазных революций XVIII-XIX вв. Однако уже в конце XVIII в. Фихте указал на отрицательные стороны Просвещения, а в конце XIX в. возвращение к метафизике привело к частичному отходу от философии Просвещения.