Ремонт Стены Уход

Литавры музыкальный инструмент. Значение слова литавры

Цикл статей о музыкальных инструментах см. в № 9, 16, 24/2008

Если смотреть из зрительного зала на сцену, где разместился современный большой симфонический оркестр, то в дальнем левом углу мы увидим интересную картину: большое количество разнообразных ударных инструментов и музыканта (или нескольких музыкантов), играющего на них, производящего при этом разнообразнейшие действия, напоминающие порой некое шаманство. Одни из этих инструментов издают звуки с фиксируемой высотой, у других высота звучания не может быть определена точно. К первой группе относятся литавры, ксилофон, виброфон, оркестровые колокола, колокольчики. Ко второй - различные барабаны, так называемые тарелки, тамтам. Роль группы ударных в звучании оркестра весьма велика. Только о некоторых из этих инструментов мы сможем рассказать в этом очерке.

Литавры

Литавра или литавры (итал. - timpani , нем. - Pauken , фр. - timbales ) - ударный инструмент, состоящий из металлического полушария (котла) и металлического обруча с кожей, которая, с помощью винтов, растягивается в большей или меньшей степени. Чем более кожа натянута, тем звук выше, и наоборот. По коже ударяют палочками с наконечником из дерева, буйволовой кожи, пробки, губки или войлока. Литавры, покрытые полотном или сукном, дают глухой звук (timpani coperti ).

Литавры - инструмент очень древнего происхождения. В Европе они стали распространяться в Средние века. Сохранилось упоминание об использовании их в качестве звукового оформления процессии, которую прислал венгерский король во Францию в XV веке, желая взять в жены дочь французского короля. Это были «барабаны, похожие на огромные котлы, которые везли на лошадях».

Барабанщик запорожцев. Конец XVIII в.

Главным отличием литавр от других разновидностей ударных уже тогда являлось то, что они могли издавать звуки определенной частоты. «Котел» литавры изготавливался из меди, к нему с помощью винтов крепилась тщательно отделанная кожа, причем среди мастеров почему-то было принято использовать обычно ослиную кожу.

В оркестр литавры были введены при Жане Батисте Люлли (во второй половине XVII столетия). С тех пор они составляют необходимую принадлежность каждого симфонического оркестра; применяются и в военных оркестрах, преимущественно кавалерийских.

Конструкция литавры
1. Котел; 2. Гайка; 3. Обруч; 4. Натяжной винт;
5. Кожа (перепонка или мембрана); 6. Подставка

В оркестре применяются, как правило, две литавры - большая и малая. Каждая литавра, настроенная в известном тоне, может издавать при ударе только один звук. Звуки литавры обозначаются нотами в басовом ключе. Вследствие различных степеней натяжения кожи на большой литавре она может издавать звуки хроматической гаммы от фа в большой октаве до до в малой, а на малой литавре - от си-бемоль в большой октаве до фа включительно в малой октаве. В больших оркестрах используются три литавры: две малые и одна большая, реже - одна малая и две большие. У Мейербера в опере «Роберт-Дьявол», во втором действии, применены четыре литавры: две большие в две малые. Большим количеством литавр пользовался в своих сочинениях Берлиоз.

Литавра с педальным механизмом

По двум литаврам ударяют большей частью попеременно, гораздо реже - одновременно. Перестраивание литавр в настоящее время облегчено вследствие замены винтов механизмом, перестраивающим литавру моментально. Скорость переменных ударов на литавре может быть весьма большая (tremolo ). Оттенки, от самых сильных до самых слабых, вполне доступны. Чем звук ниже, тем он полновеснее и продолжительнее, чем выше, тем короче и легче.

Труба с занавесью. Из «Книги турниров» короля Рене. XV в.

Поскольку в музыкальном отношении - так сложилось исторически и художественно - литавры сопряжены с медными духовыми инструментами (на протяжении столетий литавры и трубы составляли единую замкнутую группу, в которой литавры служили басом для труб; в музыке примеров этого сочетания огромное число; в паре их можно найти на картинах и гравюрах старых европейских мастеров), в оркестровой партитуре их партии размещаются непосредственно под группой медных духовых инструментов.

Литавры с занавесями австрийского кирасирского полка.
Ок. 1750 г. Императорский и королевский музей армии в Вене

Едва ли найдется кульминация в классической симфонии, где композитор обошелся бы без литавр. Своим грозным нарастающим тремоло литавры могут перекрыть звучание целого оркестра. Музыкальные кульминации с литаврами создают впечатление разбушевавшихся сил стихии. Гайдн изобразил с помощью литавр громовые раскаты в оратории «Времена года». В Шестой симфонии («Пасторальной») Бетховена литавры вступают лишь в четвертой части, и часть эта - «Гроза, буря». Звук литавры, начинающийся на pianissimo, усиливается до fortissimo , предваряя слова «Содрогнись, земля» в бетховенской оратории «Христос на Масличной горе».

Солонка в виде полковых литавр, с ложечками

Любопытно, что даже малейшее проявление самостоятельности литавр в оркестровой ткани произведения привлекает к себе внимание слушателя. Более того, некоторые произведения получили свои названия по таким моментам яркого звучания литавр. Одна из симфоний Гайдна - №94 - называется «Симфония с ударом литавр» (другое ее название - «Сюрприз», но оно тоже порождено этим самым ударом литавр). Другая симфония - №103 - «Симфония с тремоло литавр». Еще у Гайдна есть «Messa in Tempore Belli » («Месса с литаврами времен войны»: первая из шести месс, созданная в 1796 году. Она была написана, когда Наполеон, продвигаясь к австрийской границе, вторгся на север Италии. Литавры, барабаны и трубы должны были вызывать ассоциации с войной). Шостакович в Девятой симфонии заставляет литавры имитировать орудийную канонаду.

Музыкант группы ударных инструментов

Но литавры могут звучать и очень тихо, и в таком случае это также необычайно захватывает слушателя. Хор заключенных в конце первого действия оперы Бетховена «Фиделио» сопровождается звуками литавр. Перед самым окончанием действия литавры умолкают. Но последний такт остается за ними, играющими тремоло в самой тишайшей звучности. Это подлинный мотив судьбы. Бетховен любил применять такие мотивы в многообразных, но всегда легко распознаваемых и впечатляющих формах.

Большие серебряные литавры, переданные Войску
верных казаков по повелению императрицы Екатерины II в 1788 г.

На литаврах, как, вероятно, на каждом инструменте, есть некоторые необычные способы игры. Например, прием игры на так называемых «закрытых литаврах»: это своего рода сурдина. Сурдина на литаврах представляет собою кусок мягкой, не очень тяжелой ткани - чаще всего фланели. В зависимости от необходимости ее набрасывают на кожу литавры ближе к обручу или ближе к середине. В первом случае звук литавры заглушается меньше, во втором - больше. По самой ткани никогда не играют. Искусственное заглушение звучания литавры производит порой чарующее впечатление. Этот прием особенно широко использовал А. Бородин в Половецких плясках в опере «Князь Игорь».

Барабан

Барабан - очень древний ударный инструмент. Известно о существовании барабанов в древнем Шумере. При раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов, сделанные в виде маленьких цилиндров, происхождение которых датируется третьим тысячелетием до нашей эры. С древнейших времен барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов. В современную Европу барабаны попали с Ближнего Востока. Прототип малого (военного) барабана был заимствован у арабов в Испании и Палестине.

Индонезийский барабан

Музыковеды обычно выделяют четыре класса барабанов: 1) рамочные барабаны, 2) в форме кубка, 3) цилиндрические и 4) котлообразные (или литавры). Но внутри этих основных классов имеется великое множество разновидностей, получивших распространение на разных континентах, в разных странах и в разное время. Мы будем говорить о барабанах, использующихся в классическом симфоническом оркестре.

Барабан армейский с рельефным орнаментом:
св. Георгий Победоносец и двуглавый орел

Барабан (итал. tamburo, cassa ; фран. tambour , caisse ; англ. drum ; нем. Trommel ) - общеизвестный ударный инструмент, состоящий из деревянного или металлического цилиндра, оба отверстия которого затянуты телячьей кожей, закрепленной посредством двух деревянных обручей. Оба обруча соединены между собой шнуром, натянутым в виде зигзага. Натягивая сильнее шнур при помощи петель, можно сделать тон барабана более светлым.

Ю. Пятков, С. Коровяковский. Ротный барабанщик
лейб-гвардии Семеновского полка. 1812 г.

Колотушечка, палочка, щетка

По одной стороне барабана ударяют палочками (для игры на большом барабане употребляют палочки, обтянутые кожей); на другой стороне туго натянута жильная струна. Вибрация одной стороны передается другой, причем от постоянного трения последней о жильную струну звук делается трескучим; без струны звук получается короткий и глухой. Барабан не имеет строя и потому, как и у остальных ударных инструментов (кроме литавры), партия его нотируется только ритмически. Барабанная дробь обозначается, так же как и у литавры, в виде трели.

Большой барабан

Малый барабан

Табор (провансальский барабан) – средневековый инструмент, на котором играли во время танцев. Часто бывало, что музыкант в одной руке держал барабанную палочку, а в другой – свирель

Из употребительных в симфоническом оркестре первым должен быть назван большой барабан (еще его называют турецким барабаном). Он двухсторонний, реже односторонний. На нем играют массивной колотушкой с мягким наконечником; звук его сильный, глухой и низкий. Кроме колотушки, иногда используют палочки, метелочки и др. Главное назначение большого барабана - одиночные удары (от pianissimo до подобного громовым разрядам fortissimo ). Европейскими композиторами большой барабан сначала применялся в военном оркестре; с начала XVIII века - в оперном. Предшественник большого - турецкий барабан, применявшийся в «янычарской музыке». Большой барабан зачастую используется для ее имитации, например в опере Моцарта «Похищение из сераля». Кстати, Моцарт для финала своей фортепианной сонаты ля мажор написал «Рондо в турецком стиле» (другое его распространенное название - «Турецкий марш»). Нарочито резкие аккорды в левой руке исполняются в нем особым образом - арпеджированно. Это сделано специально, чтобы средствами фортепиано имитировать звучание такого турецкого барабана.

Дарабука – египетский барабан-бокал

Малый барабан - с двумя кожаными мембранами, натянутыми на низкий цилиндр. Вдоль нижней мембраны натянуты струны (4–10 в концертном и до 18 - в джазовом барабане), которые придают звуку сухой, рокочущий, раскатисто-дребезжащий оттенок. При отключении струн специальным рычажком этот характерный треск исчезает. Основной прием игры - дробь, быстрое тремоло. Играют на нем двумя деревянными палочками с утолщениями на концах.

Мастер Дистин сконструировал большой барабан
для симфонического оркестра

В оперный и симфонический оркестры малый барабан введен в XIX веке; часто используется в военных сценах. Его дробь очень хорошо подчеркивает ритм музыки, иногда оживляет ее, а иногда и вносит тревогу. Шостакович ввел в первую часть своей Седьмой симфонии целых три малых барабана: они однообразно и зловеще звучат в эпизоде фашистского нашествия, а в Одиннадцатой симфонии дробь малого барабана изображает картину расстрела 9 января 1905 года.

Каленго – барабан из Нигерии. По перепонке ударяют пальцами или изогнутой палочкой. Нажимая на бечевки, можно менять силу натяжения перепонок и, следовательно, высоту звука

При всей важности разных ударных инструментов в симфонической музыке едва ли найдется другой, помимо малого барабана, инструмент, который мог бы похвастаться большим, а главное, гениальным сольным произведением в своем репертуаре. Малый барабан имеет такой шедевр - это «Болеро» М. Равеля. Здесь он непрерывно звучит на протяжении всего произведения, четко отбивая ритм испанского танца. Обычно при исполнении этого произведения ударник занимает место на авансцене рядом с дирижером. Именно как солист.

Цудзуми – двусторонний японский барабан
с узкой средней частью корпуса

Звучание барабана столь характерное, что породило ряд пословиц. Их можно найти в словаре В.Даля: Зайца на барабан не выманишь. Иному гром - не гром, а страшен барабан. Отдать под барабан (то есть в солдаты). За богатым черти в барабаны бьют .

Колокола (оркестровые)

С древних времен колокольный звон созывал людей на культовые церемонии и на праздники, а также возвещал о несчастьях. С развитием оперы, с появлением в ней исторических и патриотических сюжетов композиторы стали вводить колокола в оперный театр. Особенно богато представлены звучания колоколов в русской опере: торжественный звон в «Иване Сусанине», «Сказке о царе Салтане», «Псковитянке» и «Борисе Годунове» (в сцене коронации), тревожный набат в «Князе Игоре», погребальный перезвон в «Борисе Годунове». Во всех этих операх звучали настоящие церковные колокола, которые в крупных оперных театрах помещаются за сценой. Однако далеко не каждый оперный театр мог позволить себе иметь собственную звонницу, поэтому композиторы лишь изредка вводили в оркестр небольшие колокола - как это сделал Чайковский в увертюре «1812 год».

Колокола

Большие церковные колокола заслуживают, конечно, отдельного рассказа. Но в данном случае речь пойдет о так называемых оркестровых колоколах , то есть об инструменте, который имитирует звучание настоящих колоколов. Они конструируются в виде набора стальных труб, сделанных из латуни (никелированных) или стали (хромированных), подвешенных к раме (ее высота около двух метров). Обычно в таком наборе от 12 до 18 труб-цилиндров, настроенных по хроматической гамме. Таким образом, колокола относятся к разряду ударных инструментов с фиксированной высотой звука.

Звук извлекается путем удара по трубе молотка в виде колотушки с бочкообразной головкой, обтянутой кожей. Эти трубы висят свободно, не соприкасаясь друг с другом, поскольку при ударе по ним молотка они должны иметь возможность вибрировать; как и настоящие колокола, они звучат, только пока трубы вибрируют от удара. Но по этой же причине у инструмента имеется так называемое демпферное устройство, с помощью которого звучание труб может быть остановлено.

Дело в том, что применение настоящих колоколов в музыкальных произведениях может быть осложнено слишком долгим их звучанием, если не иметь возможности его искусственным способом остановить: большие колокола в силу своей большой массы долго сохраняют инерцию колебаний. Эта продолжительность звучания (то есть долго длящийся, пусть и очень богатый обертонами, но один тон) может входить в противоречие с более быстро меняющейся гармонией данного музыкального эпизода и тем самым создавать нежелательные диссонансы.

Естественно, что в уже названных оркестровых произведениях при отсутствии настоящих колоколов используется набор оркестровых колоколов. Они звучат также в опере Дж.Пуччини «Тоска», в опере Р.Вагнера «Парсифаль», в «Поэме экстаза» А.Скрябина, в вокально-симфонической поэме С.Рахманинова «Колокола», в оратории С.Прокофьева «Александр Невский». С.Прокофьев заменил трубы длинными металлическими брусками.

Колокольчики

Колокольчики (итал. - campanell , фр. - jeu de timbres , нем. - Glockenspiel ), иногда их на немецкий манер называют глокеншпилями - ударный музыкальный инструмент с определенной высотой звучания. Инструмент обладает светлозвенящим тембром в piano , блестящим и ярким - в forte . Колокольчики существуют в двух разновидностях: простые и клавишные.

Колокольчики

Простые колокольчики представляют собой набор настроенных по хроматической гамме металлических пластинок, размещенных в два ряда на деревянной раме трапециевидной формы. Расположение пластинок на них аналогично расположению белых и черных клавиш фортепиано. Применяемый диапазон колокольчиков - от до третьей октавы до до пятой. Играют на обычных колокольчиках двумя маленькими металлическими молоточками или деревянными палочками.

Ручные колокольчики, издающие звуки разной высоты,
известны с XII в.

В клавишных колокольчиках пластинки заключены в корпус, наподобие маленького пианино, где имеется несложный механизм молоточков, передающий удары от клавиш к пластинкам (этот механизм схож с механизмом челесты). Однако эта цепь механизмов не очень хорошо отражается на их звуке: он не так ярок и звонок, как на обычных колокольчиках. Тем не менее, уступая молоточковым колокольчикам в красоте звука, клавишные превосходят их в техническом отношении. Благодаря фортепианной клавиатуре на них возможны довольно быстрые пассажи и многозвучные аккорды.

Бо-чжун – китайский колокольчик, считался символом плодородия.
Звук из него извлекали специальной палочкой.
Колокольчик подвешивали на цепочке.
Украшения в виде острых выступов

С XIX века колокольчики часто применяются в симфоническом оркестре. Ноты для колокольчиков пишутся на две октавы ниже их действительного звучания; в партитуре их партия пишется под партией колоколов, над партией ксилофона.

Царь Давид, играющий на колоколах с помощью молоточков.
Миниатюра из Библии ХIII в.

Тембр колокольчиков - серебристый, нежный и звонкий. Они звучат в «Волшебной флейте» В.А.Моцарта при выходах Папагено, в арии с колокольчиками в опере «Лакме» Л.Делиба, в «Снегурочке» Н.Римского-Корсакова, когда Мизгирь, преследующий Снегурочку, видит огоньки светлячков, в «Золотом петушке» при выходе Звездочета. Чайковский применил колокольчики в «Итальянском каприччио». И хотя колокольчики, кажется, не вяжутся с нашим стремительным и мускулистым веком, их использовали и С. Прокофьев в своем Первом концерте для фортепиано с оркестром, и П.Хиндемит в Концерте для кларнета с оркестром.

Тарелки

Обычно считается, что тарелки пришли в европейскую музыку из Турции. Это мнение основано на ряде исторических свидетельств, подтверждающих необычайную популярность этого ударного инструмента в военном обиходе Турции.

Однако, справедливости ради, приоритет в использовании этого очень эффектного ударного инструмента нужно отдать Древнему миру. В частности, тарелки были известны ассиро-вавилонянам. Есть предположение, что они применялись уже в Древнем Египте. Греки времен Эллады верили, что звук, издаваемый тарелками, лишал злых духов их чудодейственных чар. В Древнем Риме в тарелки били на празднествах, посвященных Персефоне. Эти празднества отличались мрачностью и суровостью. Можно было бы рассказать и об использовании тарелок на Востоке.

Может показаться неожиданным, но и в Европе тарелки были известны задолго до того, как они заняли важное место в симфонической музыке: о тарелках было известно еще до XV века, но затем они были преданы забвению. Это продолжалось вплоть до XVII века, когда возникли войны с османами. Именно с этого времени тарелки стали прочно ассоциироваться с музыкой янычар, то есть стали символом «турецкой музыки». В этой связи необходимо назвать имя Михала Клеофаса Огиньского, автора знаменитого полонеза «Прощание» (широко известного как «Полонез Огиньского»).

;

Дело в том, что некоторое время он жил в Константинополе и написал оперу «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире», открывающуюся увертюрой («Азиатская увертюра»), требующей необычного оркестра - в его состав входят тарелки под их турецким названием, написанным по-французски: zyle (зиль). Чтобы не быть превратно понятым, композитор дал точное описание этого инструмента и способа игры на нем: «зиль является турецким инструментом в виде плоской тарелки из звонкой латуни, которой ударяют в такт одной о другую».

Уже сам способ игры на тарелках впечатляет и приковывает к себе внимание: играть на них необходимо стоя, поскольку тарелки хорошо и ярко звучат, когда после удара они оказываются широко разнесенными в разные стороны (на вытянутых руках ударника). В таком случае яркий звук тарелок разливается над всем оркестром и в кульминациях производит необычайно возбуждающее впечатление. В симфонической музыке это встречается очень часто и, по удачному определению крупнейшего знатока инструментовки Д. Рогаль-Левицкого, «производит очень нарядное впечатление».

Этот способ употребления тарелок главный. Однако, как и у других инструментов, имеются и другие особенности звукоизвлечения на тарелках, в частности игра палочками. Но в таком случае сами тарелки исполняют обязанности «звукообразователя». Иногда свободно висящую тарелку можно возбудить ударом мягкой палочки от литавр. Получается чарующий эффект, особенно в piano . В соединении с другими ударными инструментами, например барабаном, бубном и треугольником, звучание тарелки, производимое подобным образом, становится почти незаметным. Совершенно изумительно использовал этот прием К. Дебюсси в своих симфонических эскизах «Море». Здесь тарелка, оставленная без сопровождения (редкий случай соло этого инструмента), производит впечатление повисшего в воздухе облачка золотистой пыли…

Тулумбас, инструмент, нугула, нагара, диплипито, нагора, тимпан, тавляк Словарь русских синонимов. литавра сущ., кол во синонимов: 8 диплипито (2) … Словарь синонимов

- (литавры) (от греческого polytaurea), ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с одной мембраной. Распространен с древнейших времен. В состав симфонического оркестра входит с 17 в.; обычно употребляются 2 и более литавр … Современная энциклопедия

- (литавры) (от греч. polytaurea; итал. мн. ч. timpani нем. Pauken), ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с мембраной, часто парный (нагара и др.). Распространен с древнейших времен. В состав симфонического оркестра входит с 17 в.,… … Большой Энциклопедический словарь

Жен. род музыкального барабана; медный котлища полушаром, затянутый кожей (ослиною, козлиною, телячьею) с винтами или невольками для строя: употребляется попарно. Служил он конного полку пегой (пешей) кобылой под литаврами. Литаврные ноты,… … Толковый словарь Даля

Араб. el thabI, барабан. Род музыкального инструмента. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. литавра (гр. (ро)1у много + taurea барабан) ударный муз. инструмент… … Словарь иностранных слов русского языка

Литавра, литавры (timpani ит., Pauken нем., timbales фр.) ударный инструмент, состоящий из металлического полушария иметаллического обруча с кожей, которая, с помощью винтов, растягиваетсяв большей или меньшей степени. Чем более кожа натянута,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

литавра - ы, мн. лита/вры, лита/вр, ж. Ударный мембранный музыкальный инструмент, состоящий из двух полушарий, обтянутых кожей. Она любила конный строй, и бранный звон литавр, и клики пред бунчуком и булавой Малороссийского владыки (Пушкин). Этимология:… … Популярный словарь русского языка

- (литавры) (от греч. polytauréa; итал. мн. ч. timpani, нем. Pauken), ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с мембраной, часто парный (нагара и др.). Распространён с древнейших времён. В состав симфонического оркестра входит с XVII в … Энциклопедический словарь

Литавра - Литавры. ЛИТАВРА (литавры) (от греческого polytaurea), ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с одной мембраной. Распространен с древнейших времен. В состав симфонического оркестра входит с 17 в.; обычно употребляются 2 и более литавр … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (вероятно, от позднегреч. polytauréa, от греч. poly много и tauréa барабан) ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. С 17 в. входит в состав оркестров. Котлообразный корпус Л. (из меди, латуни или алюминия) покрыт сверху… … Большая советская энциклопедия

Литавры (timpani ит., Pauken нем., timbales фр.) ударный инструмент, состоящий из металлического полушария и металлического обруча с кожей, которая с помощью винтов растягивается в большей или меньшей степени. Чем более кожа натянута, тем звук… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Литавры (от греческого polytaurea) – один из древнейших ударных музыкальных инструментов. Так называют обычно парные, большие котлообразные барабаны с одной мембраной. С 17 века музыкальный инструмент входит в состав симфонического оркестра. Звучание современных литавр можно подстраивать при помощи специальных винтов или ножной педали. Звучание литавр можно услышать не только в классической музыке, но и в других музыкальных жанрах: эстрадных, джазовых, этнических.

Палочки для этого ударного инструмента могут быть деревянными, тростниковыми или металлическими с круглыми наконечниками, которые обтягиваются специальным материалом фильцем. Звучание литавр во многом зависит от того, как выполнены наконечники. Они могут обтягиваться кожей, войлоком или вовсе быть деревянными.

В старину литавры или их прообраз также называли тимпанами. Считается, что это название произошло от греческого «тупто», означавшего «бить», «выбивать», «ударять». Однако подобные ударные инструменты появились ещё до возникновения цивилизации древних греков. Конечно, за много веков они значительно изменились и усовершенствовались, но, когда человек впервые натянул кожу на выдолбленный ствол дерева и стал использовать в качестве примитивного барабана, теперь уже не сможет сказать никто. Аналоги литавр существовали практически у всех народов ещё в древности и невозможно сказать, кто именно является их изобретателем.

Сама форма литавр с античных времён практически не изменилась. Изменениям в основном подвергались материалы, из которых производился инструмент, и способ извлечения из него звуков. Даже в наше время у разных этнических групп используется подобный более примитивный и маленький ударный инструмент, по которому музыкант бьёт ладонями.

Существовали литавры обычно в двух видах: маленькие и лёгкие – переносные и большие и тяжёлые - стационарные. Обычно этот музыкальный инструмент использовали во время праздников или других радостных событий. Отсюда пошло выражение «бить в тимпаны», означавшее выражение бурной радости, ликования и веселья. Легкий тимпан в последствии преобразовался в современный бубен, а тяжёлый - в литавру.

В Европе литавры стали распространяться в средние века. Сохранилось упоминание об использовании их в качестве звукового оформления процессии, которую прислал венгерский король во Францию в XVвеке, желая взять в жёны дочь французского короля. Это были «барабаны, похожие на огромные котлы, которые везли на лошадях».

Главным отличием литавр от других разновидностей ударных уже тогда являлось то, что они могли издавать звуки определённой частоты. «Котёл» литавры изготавливался из меди, к которому с помощью винтов крепилась тщательно отделанная кожа, причём среди мастеров почему-то было принято использовать обычно ослиную кожу.

Ноты для этого музыкального инструмента обычно пишут в ключе Fa в их действительном значении. Так стали поступать ещё со времён Бетховена. С тех времён практически ничего не изменилось, добавились лишь чистые и уменьшенные квинты, малой секстой и чистой октавой, образуемой из двух крайних ступеней звукоряда, которые приняты для литавр в оркестре. Композитору же в современных условиях необходимо в начале каждого музыкального отрывка указать звуки, которые он хочет отвести литаврам.

Как уже было сказано, звучание литавр может настраиваться при помощи винтов – такие литавры называют винтовыми - и при помощи педали или рычага – это механические литавры. Всё дело в том, что время, отведённое музыканту для перенастройки инструмента, обычно очень ограничено, и делать это при помощи винтов, изменяющих натяжение мембраны, было не очень удобно. В механических литаврах это делается при помощи педали или рычага, что позволяет ускорить процесс настройки, а при использовании педали ещё и освободить руки, что является большим преимуществом таких инструментов перед другими.

В основном классические большие литавры применяются в симфоническом оркестре. Иногда в его состав их даже входит несколько штук, каждая из которых может быть настроена под разное звучание. Небольшие литавры используются как на эстраде, так в этнической музыке.

Музыкальный инструмент: Литавры

Вот дирижер взмахнул палочкой и послышались грозные раскаты грома. Это звучит один из древнейших ударных музыкальных инструментов – литавры. Не надо путать с барабанами, ведь общего у них мало. Литавры имеют более сложную конструкцию и представляют собой корпус из металла в виде котла с натянутым пластиком или кожей, в днище имеется резонаторное отверстие. Причем обычно это система из двух и более котлов.

Еще одно важное отличие литавр от барабанов – это то, что они имеют звуковысотность, то есть на них можно сыграть ноты. Раньше высота звука менялась при помощи винтового механизма, а современные инструменты оснащены педалями, что значительно упрощает процесс настройки. На таких литаврах можно даже исполнить глиссандо.

Историю литавр и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Тембровая окраска у инструмента необычайно широкая – от грозного звучания до еле слышного шороха. При этом влиять на нее можно при помощи палочек, достаточно использовать наконечники разного размера и материала: кожи, дерева, войлока.

Фото :





Интересные факты :

  • Не только флейты бывают пикколо, но и литавры. В отличие от обычных инструментов с диаметром около 74 см, литавры-пикколо меньше 30 см. и исполнитель может играть на них в скрипичном ключе, а не в басовом.
  • Раньше в Европе литавристы и барабанщики имели определенный авторитет, они всегда выступали в начале войска, поэтому должны были отличаться отвагой и мужеством. Для врагов главными трофеями были знамя и литавры, поэтому музыкант шел на все, чтобы не попасться к ним со своим инструментом.
  • К самым древним литаврам можно отнести и огромный бронзовый барабан "Луна Педженга" , которому около 2300 лет, а высота и диаметр 186 см. и 160см. соответственно.


  • Ударники настраивают литавры без палочек, хватает легкого постукивания пальцем, чтоб услышать высоту звука.
  • Инструменты обычно изготовляются из меди, но так же существуют алюминиевые и углепластиковые модели.
  • В оркестровых произведениях используются 2-4 котла, но есть и исключения. Например при исполнении произведения Х.К. Грубера "Charivari" было задействовано 16 литавр.
  • В оркестрах применяются два способа расстановки литавр, немецкий, когда самый большой котел располагается справа, и американский, с противоположной постановкой.
  • Один котел вместе с педалью может весить до 60 кг .

Популярные произведения:

Эллиот Картер - 8 пьес для 4х литавр "Канарские острова"

Франсис Пуленк - Концерт для органа, литавр и струнных

Георг Друшецки - Концерт для шести литавр

История

Первое задокументированное использование литавр было в войсках древних греков и на религиозных ритуалах евреев. Так же известно, что в древней Месопотамии использовали барабаны в форме котлов.

В 1188 году кембро-нормандский летописец Джеральд Уэльский написал "Ирландия пользуется и восхищается только двумя музыкальными инструментами, а именно арфой и литаврами".


Аравийские нагары, прямые предки современных литавр, привезены в континентальная Европу крестоносцами и сарацинами в XIII веке. Эти барабаны были маленькими, с диаметром приблизительно 20-22 см, подвешивались к поясу игрока, и использовались прежде всего для военных церемоний.

В Европе средних веков литавры и трубы стали неотъемлемой частью конницы и в дальнейшем эти музыкальные инструменты вместе развивались и одновременно вошли в состав классического оркестра с 17го века.


Видео: слушать литавры

Представляют обширное семейство барабанов. Это, пожалуй, наиболее известный и распространенный инструмент по всему миру. Еще в детстве мы били в барабан, купленный родителями в игрушечном магазине. Но этот инструмент играет гораздо более важную роль, нежели просто развлечение. Это неизменный атрибут любого оркестра, каким бы маленьким он ни был. Кроме того барабан может даже выступать и как самостоятельный инструмент, предупреждая людей о грозящей им опасности. Его громкий и отрывистый звук слышен отовсюду и поэтому привлекает внимание. Семейство барабанов включает в себя множество представителей. Гатам, дьямба, дарбукка, конга, кика… И это далеко не полный список членов этого семейства. Каких-то представителей мы хорошо знаем, а каких-то впервые встречаем. Литавры, пожалуй, не относятся к незнакомым инструментам. Однако многого мы о них не знаем. Давайте восполним этот пробел вместе с Андреем Пивоваровым.

– это латиноамериканские барабаны. На них всегда играют в паре, поэтому чаще всего их называют не просто литавры, а сдвоенные литавры, что вполне оправданно.

Каждый из двух барабанов имеет каркас и обода. Каркас барабана неглубокий и сделан, как правило, из медных сплавов. Края обода находятся чуть выше ударной поверхности и в этом заключается особенность литавр. Винты, находящиеся на ободах, регулируют степень натяжения перепонки, от чего, как известно, зависит качество звучания. По ударной поверхности литавр принято стучать специальными палочками. Они тонкие и легкие, что порождает такой же легкий звук.

Соединены литавры с помощью стойки. На верхнем конце стойки находятся рупорные колокольчики, которые также принимают участие в порождении звука. Стойка может регулироваться по высоте, подстраиваясь по конкретного музыканта. В этом заключается исключительное удобство этого инструмента.

Литавры отличаются довольно компактными размерами, что значительно облегчает их транспортировку. Это тот инструмент, который сравнительно легко переносить на любые расстояния. Диаметр каждого из барабанов не превышает сорока сантиметров, а глубина не больше двадцати сантиметров. Литавры относятся к группе мембранофонов. Это означает, что инструмент производит звуки благодаря натянутой коже. Музыкант бьет по поверхности палочками, в результате чего получается звук. Высоту и характер звука можно менять, изменяя место нанесения удара по барабанам. Считается, что литавры появились на Кубе, где они чрезвычайно популярны и в наши дни. Это аккомпанирующий инструмент, который используется в танцевальной музыке. Однако история литавр не ограничивается только Латинской Америкой.

В Европе литавры, близкие по своей форме к современным, но с постоянным строем, стали известны в пятнадцатом веке, а с семнадцатого века литавры входят в состав оркестров. Впоследствии появился механизм натяжных винтов, давший возможность перестройки литавр. В военном деле применялись в тяжёлой кавалерии, где использовались в качестве передачи сигналов боевого управления, в частности, для управления строем кавалеристов. Современные литавры могут быть настроены на определённую высоту звучания с помощью специальной педали. Игра на литаврах состоит из двух основных приёмов исполнения: одиночных ударов и тремоло. Из одиночных ударов складываются любые самые сложные ритмические построения, с использованием как одной, так и нескольких литавр. Тремоло, которое может достичь огромной частоты и напоминает раскаты грома, также может быть исполнено как на одном, так и на двух инструментах.

На литаврах возможно достичь огромных градаций звука - от едва слышного пианиссимо до оглушительного фортиссимо. Среди особых эффектов - приглушённое звучание литавр, покрытых кусками мягкого сукна.
Характерное звучание литавр можно услышать в различных музыкальных жанрах: классической музыке, эстраде, джазе.