Ремонт Стены Уход

Тема поэзии в лирике. «Тема поэта и поэзии в русской литературе XIX века

Всякий крупный поэт в тот или иной период своей творческой судьбы терзает себя вопросами о значимости поэзии и собственного поэтического творчества. В стихотворениях А.С.Пушкина «Поэт», «Пророк», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг…», «Поэт и толпа» и других звучат мотивы поэта-избранника, поэта-жертвы, служителя, пророка, мессии, который не должен ориентироваться на восприятие его стихов людьми, «ждать ответа» или наград и похвал. В лирике М.Ю.Лермонтова поэт-пророк осмеян, «Каменья», брошенные в него за его откровения, стали для него трагедией бесполезности, бессилия и одиночества.

В 50-е годы и Некрасов часто обращается к этой теме. В этих стихах поэт продолжает свой излюбленный лексический ряд: муза, лира, народ, толпа, поэт, гражданин, любовь, ненависть…

В стихотворении 1855 года «Праздник жизни – молодости годы…» лирический герой называет «баловнем судьбы, другом лени», очевидно, поэта «чистого искусства». Некрасовские строки были болезненной реакцией на позицию теоретиков «чистого искусства», причислявшего Пушкина к своему стану, а любая болезненная реакция – это тоже крайность. Свой стих поэт сознательно и честно характеризует такими эпитетами, как «Суровый, неуклюжий». Он пишет на злобу дня, им движет только собственная боль, украшение жизни не входит в его задачу. Некрасов горд своей судьбой, но одновременно завидует «поэзии свободной», красоте и лёгкости слога «Баловней свободы». И всё же лирический герой Некрасова отстаивает свою правоту в этом поэтическом противостоянии:

Нет в тебе творящего искусства…

Но кипит в тебе живая кровь.

В последних строках стихотворения звучит мотив бессилия и беззащитности. Он вновь сближает понятия любви и ненависти:

…Торжествует мстительное чувство,

Догорая, теплится любовь…

Любовь, по Некрасову, выполняет две, казалось бы, взаимоисключающие функции: «добрых прославляет» и «клеймит злодея и глупца».

Ещё более резко разведены два типа поэтов и одновременно сделан поэтический выбор в стихотворении «Блажен незлобивый поэт…», написанном тремя годами раньше, после смерти Н.В.Гоголя. Блаженным Некрасов всегда называет благополучного, довольного собой, не обиженного судьбой. «Незлобивый» никому не вредит, никого не трогает, он безобиден, у него нет врагов.

«Толпа» у Некрасова далеко не то же самое, что «народ». Эти понятия в его поэзии разведены. В «Элегии» он в одной строке напишет: «…Толпе напоминать, что бедствует народ…». Толпа бездушна и погружена в массовое блаженство. Её не трогают, и она в ответ носит поэта на руках. Ей не нужно, чтобы кто-то стал пророком или «глаголом жёг сердца людей». Настоящий поэт должен стать «обличителем толпы, её страстей и заблуждений», ибо если не он, то кто же растормошит, взбудоражит, встряхнёт толпу? Наслаждение поэт видит в вере, что хотя бы после смерти его «поймут» и будет результат, и тогда его сегодняшняя жертва собственным благополучием будет оправдана.

«Поэт и гражданин»

Наиболее полно и противоречиво тема поэта и поэзии разрешается в большом стихотворении 1855 года «Поэт и гражданин», написанном в традиционной форме диалога.

И Поэт, и Гражданин у Некрасова – фигуры трагические. Это стихотворение – диалог с самим собой, болезненное раздвоение личности, попытка разрешить мучительные сомнения. Некрасов развивает лермонтовскую тему непонятого, осмеянного пророка. Поэт «сложил смиренно руки» лишь после того, как не увидел понимания и поддержки и осознал бессмысленность жертв. Он считает блаженным «безмолвного гражданина», так как от его гражданственности нет толку, если он молчит, не пишет. Гражданин, в свою очередь, называет «гражданина безгласного» не блаженным, а жалким, а блажен для него, наоборот, «болтающий поэт».

Поэт понимает ценность позиции Гражданина, более того – в его душе жив Гражданин: «…тот роковой, напрасный пламень / Доныне сожигает грудь». Поэт страдает от своей трусости, так как, довольствуясь малым, он потерял вдохновение, «Муза… отвернулась» от него:

Угрюм и полон озлобленья

У двери гроба я стою…

Это стихотворение – своего рода подстёгивание, поддержка самого себя и подобных, упрёк тем, кто не отдаёт свой поэтический дар служению истине, но и не меньший упрёк толпе, которая, «послышав звуки, сочла их полной клеветой», забросала пытавшегося говорить правду поэта каменьями. Поэт отказался от своего предназначения не просто и не сразу, а лишь после того, как увидел, что бессмысленно бороться, жертвуя собой ради тех, кто сам ничего не хочет и не ценит.

Стихотворение кончается многоточием после слов не Гражданина, а именно Поэта. В этих словах звучат сомнения и горечь от неосуществимости смысла жизни и творчества. Выбор слишком мал: либо быть гражданином, но не поэтом (безгласным гражданином), либо, будучи истинным поэтом-гражданином, погибнуть в бессмысленной борьбе.

В развитие традиционной для европейской литературы темы поэта и поэзии Пушкин внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество. Уже первое изданное стихотворение "К другу стихотворцу" содержало в себе размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку:

Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрипя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать…

Обращение к теме поэта и поэзии в самом начале творческого пути свидетельствует о серьезности подхода Пушкина к сочинительству. С первых шагов он ощущал ответственность за то, что ему хотелось сказать читателям. В раннем стихотворении "К Галичу" Пушкин критикует угрюмых придворных поэтов, а в стихотворении "Моему Аристарху" - "скучных проповедников". Сам он мечтает о роли обличителя пороков, о чем и пишет в оде "Вольность":

Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок…

Молодой Пушкин был уверен, что сможет стихами влиять на общество и даже на поведение монархов. Стихи этого периода оптимистичны и полны энергии. В стихотворении "К Чаадаеву" поэт страстно мечтает посвятить родине "души прекрасные порывы", быть полезным ей. "Самовластье" царей противно его свободолюбивой натуре, автор уверен, что несправедливая власть скоро рухнет. Надежду на скорое освобождение крестьян от "рабства дикого" поэт выражает в стихотворении "Деревня".

По мере взросления взгляды Пушкина на роль поэта и поэзии существенно менялись. Новое отношение к поэзии звучит в стихотворении "Разговор книгопродавца с поэтом". Это стихотворение построено в форме диалога продавца книг с поэтом. Поэт хочет свободно творить, получать "пламенный восторг" от процесса создания стихов, но продавец охлаждает его порывы, заявляя: "…в сей век железный / Без денег и свободы нет". Да, поэт - творец, но он живой человек. Поэт соглашается с утверждением продавца: "Не продаётся вдохновенье, / Но можно рукопись продать". Поэзия - это тяжелый труд и может рассматриваться как средство к существованию. Проблема в том, что творить поэт может только в условиях личной свободы. Только свобода души дает человеку независимость.

В стихотворении "Пророк" Пушкин утверждает, что обществу нужен поэт-пророк, сильный и мудрый, который мог бы "глаголом жечь сердца людей". В этом стихотворении звучит мотив избранничества поэта. Мирный поэт, дающий советы властям, теперь не нужен. Необходим пламенный борец. "Шестикрылый серафим" чудесным образом изменяет поэта, превратив его сердце в "угль, пылающий огнем", а язык - в "жало мудрыя змеи". Став пророком, поэт должен исполнять волю Бога.

По мнению Пушкина, поэт должен, как жрец, служить своему искусству. Талант - от Бога. Поэт не должен обращать внимание на суждения толпы, которая не понимает ценности стихов. В стихотворении "Поэт" Пушкин снова указывает на богоизбранность настоящего поэта, которому чужды суета и духовная пустота дворян высшего общества. На первый взгляд поэт такой же, как все, но умение писать стихи возвышает его над толпой.

Разговор об отношениях с толпой продолжается в стихотворениях "Поэту" и "Поэт и толпа". "Светская чернь", бездушные люди, понимающие только выгоду, говорят поэту, что от его стихов пользы нет никакой, строки его поэзии - лишь ветер. В раздражении поэт восклицает:

Подите прочь - какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!

Пушкин призывает поэтов "не дорожить любовию народной". Шум похвал пройдет, а ответственность за свое творчество останется. Главное - не изменять идеалам свободы и красоты.

В стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…" Пушкин ставит поэзию на самую высокую ступень. Он считает, что искусство выше власти царей, поскольку талант и вдохновение дает Бог. Поэт уверен, что поэзия бессмертна, а значит, его имя переживет его и сохранится в веках.

Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (Третий вариант) уже в твоих закладках.

Дополнительные сочинения по данной теме
  • Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева
    Талантливый русский поэт Ф. Тютчев был человеком, умевшим глубоко, страстно и преданно любить. В понимании Тютчева, любовь - это "поединок роковой": и слияние душ, и их противостояние. Стихотворения о любви у поэта полны драматизма: О, как убийственно мы любим,Как в буйной слепоте страстейМы то всего вернее губим,Что сердцу нашему милей! У Тютчева в стихах - буря чувств, он описывает любовь во всем разнообразии ее проявлений. Поэт верил, что к истинной любви
  • Тема Родины, патриотизм и гражданственность поэзии А. А. Ахматовой
    На время жизни Анны Ахматовой пришлись величайшие войны в истории человечества. Когда началась Первая мировая война, ее муж, Н. Гумилев, добровольцем ушел на фронт. Ахматова понимала весь ужас войны, поэтому ее поэзия в те годы имеет антивоенный характер. Стихотворения "Утешение" и "Молитва" свидетельствуют об этом. Женщинам оставалось только молиться: Дай мне горькие годы недуга,Задыханья, бессонницу, жар,Отыми и ребенка, и друга,И таинственный песенный дар -Так молюсь за твоей литургиейПосле стольких томительных
  • Темы любви, искусства, религии в поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах»
    Поводом для создания поэмы "Облако в штанах" стали трагические переживания личного характера. Смысл и основную мысль своего произведения Маяковский определил в предисловии к первому изданию книги (1918 год). Поэт в свойственной ему манере выражает суть содержания четырех частей поэмы следующим образом: "Долой вашу любовь!", "Долой ваше искусство!", "Долой ваш строй!", "Долой вашу религию!". В первой части поэмы нашли воплощение многие темы лирики раннего Маяковского. Это и противопоставление поэта психологии "жирных", и лирический
  • Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина
    Пушкину довелось жить в эпоху, когда после победы над армией Наполеона в России возникали новые, свободолюбивые веяния. Прогрессивные люди считали, что в стране-победительнице, освободившей мир от захватчиков, рабства быть не должно. Идеи свободы Пушкин горячо воспринял еще в лицее. Чтение трудов французских просветителей XVIII века, произведений Радищева только укрепило идейные позиции будущего поэта. Лицейские стихи Пушкина были насыщены пафосом свободы. В стихотворении "Лицинию" поэт восклицает: "Свободой Рим возрос, а рабством
  • Тема родины в поэзии Ф. И. Тютчева
    Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли "настоящим европейцем". С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе. Тютчев за долгую жизнь был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и
  • Мотивы трагического одиночества В. В. Маяковского
    Владимира Маяковского часто называют "поэтом-трибуном". Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. С самых первых стихотворений ("От усталости", цикл "Я" и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире: Земля!Дай исцелую твою лысеющую головуЛохмотьями губ моих в пятнах чужих
  • Тема родины в поэзии С. Есенина (Второй вариант)
    Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве". Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX

Популярные эссе

    Креативне опрацювання та впровадження технологій тестування в курсі географії 8 клас

8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

Особистісно-орієнтований підхід в навчанні історії

Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

Виступ екологічної агітбригади

На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

Любимый день недели (Второй вариант)

Мой любимый день недели, как это ни странно, - четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.

Новые сочинения

Экзаменационные сочинения

    Сила любви в художественном мире Ф. И. Тютчева

Каждый поэт, писатель создаёт в своём творчестве особый мир, в рамках которого пытается образно переосмыслить волнующие его проблемы, найти их

Я люблю Україну Пізнавально-розважальний захід Ведуча: Здоровенькі були, любі друзі! Доброго вам здоров"я Правда, чудові ці фрази? Вони нас зближують

Концепция внедрения медиаобразования в Украине

КОНЦЕПЦІЯ ВПРОВАДЖЕННЯ МЕДІА-ОСВІТИ В УКРАЇНІ Схвалено постановою Президії Національної академії Педагогічних наук України 20 травня 2010 року, Протокол № 1-7/6-150

1 Ахматова писала о Пастернаке так: Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была

Статистика

© Лучшие сочинения всех времен и народов, которые включенные во все школьные и вузовские программы, сочинения по произведениям русских и зарубежных писателей, "краеугольных" шедевров русской и мировой литературы. Все материалы доступны для скачивания бесплатно.

Тема предназначения поэта и поэзии традиционна для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Не стало исключением и творчество Н.А. Некрасова: он много писал о предназначении поэта и поэзии, их роли в жизни общества.

Первым в русской поэзии связь поэзии и пророчества показал Кюхельбекер. Некрасов предлагает иной взгляд на поэта по сравнению со своими предшественниками. Поэт Некрасова - это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали». Призвание такого пророка -идти с карающей лирой в руках, негодуя и обличая. Он понимает, что любить такого поэта люди не будут: «Его преследуют хулы: он ловит звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья». Но Некрасов не меняет своей позиции: «Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной». Эта позиция - позиция поэта-гражданина.

Наиболее четко эта позиция показана в стихотворении «Поэт и гражданин» (1856 г.), написанном в форме диалога. В нем Некрасов спорит с теми, кто считает поэзию изящным искусством, чуждым земным народным страданиям. Главная мысль, которая утверждается Некрасовым в этом споре, звучит как лозунг, как призыв: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Эта же тема повторяется и в стихотворении «Элегия», которое прямо начинается строками:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая страдания народа

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши, не стареет она.

В стихотворении «Сеятелям» Некрасов призывает сеять «разумное, доброе, вечное», ведь эти семена просвещения обязательно дадут всходы, за которые «спасибо вам скажет сердечное русский народ».

В произведениях Некрасова очень часто встречается образ Музы, которая вдохновляла его творчество («Муза», «Вчерашний день, часу в шестом», «О, Муза! Я у двери гроба» и др). Муза Некрасова - это не прекрасная женщина, богиня, а страдающая крестьянка:

Вчерашний день, часу в шестом

Зашел я на Сенную.

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни слова из ее груди,

Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Н. А. Некрасов не исключение. Если у Кюхельбекера, Пушкина поэт - «пророк» находится над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, идет к людям «глаголом жечь сердца», то у Лермонтова пророк уже другой: он бежит от людей в пустыню. Видя их пороки, он не находит в себе сил для борьбы. Поэту Некрасова - это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали», его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно:

Его преследуют хулы:

Он ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья.

…………………………………..

Со всех сторон его клянут,

И, только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он - ненавидя!

Но его позиция - это позиция поэта-гражданина, сына своей Родины:

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной.

Поэтическим манифестом поэта стало стихотворение «Поэт и гражданин» (1856), написанное в форме диалога поэта с читателем - гражданином, демократом по своим убеждениям, который предъявляет поэту требования от имени лучших людей страны - эти требования отвечают духу времени, духу самой жизни:

Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила,

меткость,

Тому теперь не должно спать...

………………………………………..

Проснись: громи пороки смело...

………………………………………..

Не время в шахматы играть,

Не время песни распевать!

………………………………………..

Будь гражданин! Служи искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей любви...

Перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

………………………………………..

Он, как свои, на теле носит

Все язвы родины своей.

И в поэзию XIX века входит Муза Некрасова - сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...


И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Муза - «печальная спутница печальных бедняков», «плачущая, скорбящая», «униженно просящая» за судьбу народа, прошла вместе с поэтом через всю его жизнь:

Чрез бездны темные Насилия и Зла,

Труда и Голода она меня вела -

Почувствовать свои страданья научила

И свету возвестить о них благословила...

В конце жизни поэт, обращаясь к своей Музе, говорит:

О Муза! наша песня спета.

Приди, закрой глаза поэта

На вечный сон небытия,

Сестра народа - и моя!

Поэт уверен, что его Муза не даст «порваться долго» «живому, кровному союзу» между ним «и честными сердцами» даже после его смерти. В стихотворении «Элегия» поэт размышляет о самых острых вопросах современности, о молодежи, о своей судьбе и судьбе народной. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Именно этой тревожной мыслью проникнуто все стихотворение. Но народ, о котором думает, пишет поэт, безмолвствует:

Природа внемлет мне,

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Кому посвящены мечтания поэта -

Увы! не внемлет он - и не дает ответа...

Стихотворение «Элегия» - поэтическое завещание поэта-гражданина, выполнившего свой долг:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

Пушкин - первый русский поэт, посвятивший себя целиком искусству, более того, первый, кто отказался от всякой государственной службы ради права быть поэтом. Всем своим творчеством стремился он ответить на вопрос "что есть поэзия?". Тема назначения поэзии и миссии поэта имеет два аспекта: социальный и философский. С лицейской скамьи отстаивая свое право на занятия литературой и только ею, Пушкин шел на открытый конфликт о обществом. Общество так и не смирилось с этим: ярким тому примером служит присвоение Пушкину Николаем I звания камер-юнкера - приличного для молодого человека и недостойного взрослого мужчины. Царь стремился "втиснуть" вольного поэта в определенную социальную ячейку, давая понять, что не признает за писателем никакого социального статуса. В достаточной степени нежелание государственной системы "признать" литературу вызывалось страхом перед ее воздействием на умы и сыграло роль в формировании в России особого от ношения к творцам. Действительно, ни одна литература мира так не осознавала своей пророческой миссии, как русская. И здесь смыкаются социальный и философский аспекты проблемы назначения поэзии. Юный Пушкин под влиянием идей Просветителей, которые проповедовал в Лицее профессор Куницин, под влиянием бесед с Чаадаевым, с будущими декабристами видит назначение поэзии в служении общему делу - делу освобождения России от устаревшей государственной системы. В оде "Вольность" он определяет это так:

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

С михайловского периода открывается в творчестве Пушкина цикл поэтических деклараций, утверждающих в сознании русских читателей новый, еще не виданный в России высокий общественный статус поэта и поэзии.

Второе изгнание Пушкин переносил тяжело и мучительно. Поэт не только устоял, но и поднялся на новую ступень в своем творческом развитии. От гибели поэта спасла близость к народной жизни, вера в свои творческие силы, в великое значение художественного слова.

Поэзия, как ангел-утешитель,

Спасла меня, и я воскрес душой, -

Писал он позднее в черновике стихотворения "Вновь я посетил…". Тема творчества привлекала многих поэтов. Она занимает значительное место в лирике Пушкина. О высоком предназначении поэзии, её особой роли говорит он не в одном стихотворении. Поэзия - трудное и ответственное дело, считает Пушкин. А поэт отличается от простых смертных тем, что ему дано видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенный человек.

Своим даром поэт воздействует на него. Его влияние на людей столь велико, что поэт сам должен быть примером гражданского поведения, проявляя стойкость, непримиримость к общественной несправедливости, быть строгим и взыскательным судьей по отношению к себе. Истинная поэзия, по мнению Пушкина, должна быть человечной, жизнеутверждающей, пробуждать добрые гуманные чувства. В своих стихотворениях "Поэт и толпа", "Поэту", "Эхо", "Пророк", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта и власти, поэта и народа.

Г. Краснухин считает, что "поэт у Пушкина выступает не проповедником, которому благоговейно внимают слушатели, но их оппонентом, защищающим от них собственную суверенность, не признающим за ними право на так называемый "социальный заказ". Наконец, поэт подобен эху, которое хотя и откликается "на всякий звук", но само не знает отклика - ему "нет отзыва".

Поэт не должен восхищать или удивлять толпу ни гневными инвективами в её адрес, ни чудовищными её разоблачениями. Пушкин сравнивал это с фиглярством, с фокусничаньем, понимая, какое любопытство вызывает у толпы каждый подобный наставник морали и как легко насыщается такое любопытство. Фиглярством со стороны поэта будет здесь облечение всего этого в художественную форму, которая может поразить воображение необычной рифмой, невиданным тропом, волнующим перифразом. Потому и отказывается Пушкин от "социального заказа" толпы, что такой заказ не имеет никакого отношения к нравственной природе поэзии.

В своих стихотворениях о долге поэта Пушкин писал о трех заповедях искусства, составляющих нравственное триединство: пробуждать в душах чувства добрые, утверждать свободу как главную человеческую ценность и призывать к милосердию.

Пушкин писал: "Поэт! не дорожи любовию народной", но это значило только: не позволяй делать из себя кумира и помни, что такая любовь преходяща. Не обольщайся восторгами, лестью, экзальтированным внимаем толпы: "Ты сам свой высший суд", вот и суди себя по вечным законам искусства! Гроссман Л., «Записки Д"Аршиака: Петербургская хроника 1836 года». М., «ТЕРРА», 1997, с.20-25.

Стихотворение "Пророк" было написано в 1826 году. Содержание стихотворения было навеяно событиями 14 декабря 1825 года и скорбью Пушкина о гибели "братьев, друзей, товарищей". Это стихотворение сюжетное, в нем изображен процесс постепенного перерождения в мудрого пророка. Текст насыщен славянизмами, придающими речи торжественный, приподнятый тон, который органически связан с библейской темой. Но христианский миф, библейский колорит - это лишь одеяние, художественный прием. За аллегорией и символикой отчетливо проступает сама реальность, мысли Пушкина о высоком назначении поэта. Всё то житейское содержание, что наполняет сердца и умы занятых людей, весь их мир должен стать для истинного поэта пустынею мрачной… Он жаждет духовного удовлетворения и влачится к нему. С его стороны больше ничего и не требуется: алчущие и жаждущие насытятся…

Поэт-пророк изощренным вниманием проник в жизнь природы высшей и низшей, созерцал и слышал все, что совершается, о прямого полета ангелов до извилистого хода гадов, от круговращения небес до прозябания растения. Что же дальше? Кто прозрел, чтобы видеть красоту мироздания, тот тем мучительнее ощущает безобразие человеческой действительности. Он будет бороться с нею. Его действие и оружие - слово правды. Но для того, чтобы слово правды, исходящее из жала мудрости, не язвило только, а жгло сердца людей, нужно, чтобы само это жало было разожжено огнем любви.

Как видим Пушкин придает исключительное значение мировоззрению поэта-пророка. Без ясных взглядов на жизнь, на творчество поэт не может нести истину людям, пробуждать в них "чувства добрые", влиять на их нравственность.

В стихотворении особую значимость приобретает заключительное четверостишье, где каждое слово полно глубокого значения. В этих строках содержится объяснение того, что произошло с пророком. "Вещие зеницы" ему даны для того, чтобы видеть весь многообразный, красочный мир; чуткий слух нужен для того, чтобы слышать пульс жизни, в каких бы формах она не проявлялась, и в равной мере воспевать как "возвышенные", так и "низкие" предметы.

Мысль о гражданственности творчества с особенной силой высказана в строках: "Глаголом жги сердца людей".

Много спорят о том, кто скрывается за главным героем стихотворения - поэт или пророк. По-видимому, все таки и то, и другое. Пушкин впервые ощутил в зрелой русской литературе особое её на Руси предназначение, унаследованное от литературы допетровской, - быть Словом, объединяющим в себе художественный образ и дар пророчества.

Поэт, который является верным слугою Бога, - эхо русского народа, ибо он носитель народной святыни. Но в момент творчества поэт должен быть неподкупным. "Истинный поэт не есть что-то отдельное от народа; он его собственный орган, его слух, глаз и глас", - справедливо говорит В.С. Непомнящий. И "Памятник" Пушкину не акт осознания художником своих "заслуг", но акт утверждения великой миссии поэта, что он, поэт, подвластен лишь веленью Божию. Литература. Учебник-хрестоматия. М., "Просвещение" 2005, с. 142-146.

Стихотворение "Странник" написано в 1835 году. по своему замыслу оно примыкает к таким стихам, как "Поэту" и "Эхо", по своей образной системе и аллегорической форме оно близко "Пророку", а в целом тесно связанно с поздней лирикой Пушкина, в которой он утверждал идеальную свободу художника и его право на независимое творчество, подчеркивало особое место творца в обществе. Проблема непонятого современниками гения часто разрабатывалась поэтом и нашла художественное воплощение в "Страннике".

От других стихотворений "Странник" отличается тем, что в нем поэт прибегает к повествовательной форме, которая помогает более полно отразить действительность, окружающий мир.

В основу "Странника" положен сюжет книги английского писателя пуританина Джона Беньяна (1628-1688)"Странствие паломника". Пушкин далеко отступил от подлинника, сохранив лишь аллегорическую форму повествования. Его странник - это "духовный труженик", другими словами, творец, мыслитель. Тема стихотворения - размышление о судьбе творца. Судьба его нелегка, ему трудно выбрать "верный путь" в окружающем его мире. Кто поможет страннику в выборе пути? Только он вам в состоянии сделать свой выбор. И он его делает. Это и есть идея стихотворения.

Странниками на Руси называли людей, совершающих паломничество на богомолье. Иначе говоря, странник - человек, близкий к Богу, предпочитающий духовную жизнь всему мирскому, суетному. У Пушкина он еще назван "духовным тружеником". Та внутренняя работа, которая не позволяет страннику жить спокойно, так, как живут все остальные, сближает его с героями стихотворений "Поэт", "Эхо", "Пророк".

Страдания странника объясняются не только осознанием неизбежности смерти и кратковременности человеческого бытия, но и тем непониманием, которое возникает между "духовным тружеником" и окружающими его людьми.

Подробное описание душевных мучений героя передает не только степень безысходности и отчаяния, но и ту огромную внутреннюю работу, происходит в душе:

Внезапно был объят я скорбию великой

И тяжким бременем подавлен и согбен,

Потупя голову, в тоске ломая руки,

Я в воплях изливал души пронзенной муки

И горько повторял, метаясь как больной:

"Что делать буду я? Что станется со мной?"

Даже утешения близких, "сна целительный покой", не уменьшали отчаянья странника:

Но скорбь час от часу стесняла боле;

Моя душа полна

Тоской и ужасом; мучительное бремя

Тягчит меня.

Я лег, но во всю ночь все плакал и вздыхал

И ни на миг очей тяжелых не смыкал.

Все плакал и вздыхал унынием тесним.

Дважды повторяющееся "все плакал и вздыхал" призвано подчеркнуть безнадежность положения "духовного труженика". Страх перед смертью давит "тяжким бременем", "мучительным бременем". Слово "уныние" использовано поэтом три раза: "уныние мое", "унынием тесным", и, наконец "уныньем изнывая". Последнее словосочетание не воспринимается как тавтологическое, потому что его назначение - обратить наше внимание на душевное состояние странника. Скорбь ("скорбь великая", "скорбь час от часу стесняла боле"), тоска, ужас - вот гамма чувств, которые испытывает странник. Он уже не "странствует", а бродит.

Пошел я вновь бродить…

О чем, бродя один, так горько плачу я?

Существительное "странник" образовано от глагола "странствовать", от глагола "бродить" образуется другое существительное - "бродяга" у Ожегова "бродяга" - обнищавший, бездомный человек, скитающийся без определенных занятий. Превращение странника в бродягу происходит буквально на наших глазах: человек, потерявший жизненные ориентиры, неспособен к полноценной духовной жизни, горестные, удручающие мысли и чувства владеют им.

Сравнения ("как раб, замысливший отчаянный побег", "путник, до дождя спешащий на ночлег"), используемые поэтом, также снижают, уже на лексическом уровне, представление о высокой миссии прежнего странника. Страдания сравниваются с "веригой", и это подтверждает нашу мысль о том, что образ странника, конечно же, аллегорический, что Пушкин в своем стихотворении утверждает право творца на свободу и независимость.

Пушкин часто обращается в своих произведениях к теме свободы и независимости. Для него в тридцатые годы этот вопрос стал особенно важным. В это время поэтом овладело чувство отчуждения от окружающей среды, непреодолимое стремление вырваться из неё. Из враждебной атмосферы был лишь один путь освобождения - бегство. Это было невозможно, но Пушкин мечтал об этом. Он писал жене: "Дай Бог тебя увидеть здоровою, детей целых и живых! Да плюнуть на Петербург, да подать в отставку, да удрать в Болдино, да жить барином". Понятно, почему тема одиночества прозвучала в целом ряде стихотворных произведениях Пушкина в тридцатые годы.

Тему одиночества можно проследить в "Страннике". Непонимание проявляют не только те люди, окружающие странника, но и те, кого он считает самыми близкими. Они не понимают его до конца, не видят "верный путь", избранный героем стихотворения:

И дети и жена кричали мне с порогу,

Чтоб воротился я скорее. Крики их

На площадь привлекли приятелей моих;

Один бранил меня, другой моей супруге

Советы подавал, иной жалел о друге,

Кто поносил меня, кто на смех подымал,

Кто силой воротить соседям предлагал;

Иные уж за мной гнались…

Бранил, жалел, поносил, на смех подымал, предлагал воротить силой… Никто не остался равнодушным к поступку странника. Но среди этих сильных человеческих страстей нет только одного - понимания.

поэт поэзия пушкин творчество

В стихотворении присутствует еще один образ - юноша с книгой. Образ - символический. Книга - символ мудрости и всеведения. Именно юноша дает страннику совет покинуть чуждый ему мир и тем самым обрести бессмертие. Но "врата спасения" названы "тесными". Символический путь едва-едва освещен, "тесные врата спасения" явно не могут принять толпу, эту путь избранных. Странник должен решить сам, пойдет ли по этому пути, несмотря на то, что его все отговаривают, считают безумным, не собираются следовать за ним. И он делает свой выбор:

…но я тем боле

Спешил перебежать городовое поле,

Дабы скорей узреть - оставя те места,

Спасенья верный путь и тесные врата.

Прибегая к аллегорической форме и аллегорическим образам Пушкин размышлял и над своей собственной судьбой, и над судьбой поэта вообще в России.

Пушкин в стихотворении часто прибегает к архаизмам. Значимость поднятой темы требовала высокого стиля, поэтому поэт обращается к архаичной, торжественной лексике: скорбию, согбен, тягчит, почли, внемля, взор, влача, вопросил, познай, перст, узреть и др. В то же время странник плоть от плоти тех людей, среди которых ему суждено жить. Потому словам высокого стиля явно противопоставлены разговорные слова и просторечные обороты: уличен, потупя голову, ломая руки, вопли, ужас, коль, махнув рукой, крушусь, отселе, бельма, ступай, поносил, воротить силой.

Судьбу пророка ("Пророк") и судьбу странника можно сопоставить. В "Страннике" поэт продолжает размышлять о судьбе гения, гонимого и непонятого современниками (" Поэт", "Поэту", "Эхо"). Эти размышления, несмотря на аллегорическую форму, избранную Пушкиным, тесно связаны с реальной действительностью и свидетельствуют о творческой зрелости поэта, о реалистической направленности. Литература. Учебник-хрестоматия. М., "Просвещение" 2005, с. 147-154.

Стихотворение "Поэт", написанное в 1827 году, - квинтэссенция пушкинских размышлений о сущности поэта. Поэт предстаёт в стихотворении сложным существом, отмеченным Богом, наделенным частью его творящей силой, но в то же время обычным, земным человеком. Автор вполне допускает даже то, что поэт может быть "всех ничтожней" среди "детей ничтожных мира". Перемены начинаются в нем лишь тогда, когда Бог посылает ему вдохновение.

Поэт преображается - это уже не один из многих людей, втянутых в повседневную суету, а человек необыкновенный: его слух становится чутким, он способен услышать "божественный глагол". Прежнюю жизнь он оценивает как "забавы мира", людская молва его угнетает - он готовится произнести новые слова о мире. Это уже не молва, а слова поэта, в котором нет ничего обыденного, пошлого. Просыпается душа поэта:

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

Он становится гордым, "диким и суровым", то есть погружается в себя, в свои творческие думы. Поэт не может творить, находясь среди обычных людей, в мирской суете. Вдохновение требует одиночества, свободы от повседневности. Вспомним замечательные слова из стихотворения "19 октября", написанного в 1825 году:

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво…

Поэт бежит от мирской суеты "на берега пустынных волн, /В широко-шумные дубравы…". Конечно, берега и дубравы, куда устремлен поэт, - поэтическая условность. Эти "географические" точки - символы покоя и уединения. Поэт бежит от суеты, чтобы стал "звучнее голос лирный, / Живее творческие сны". Услышать мир и выразить его в слове можно только вдали от людского шума и мелких житейских забот.

Пушкин как бы "останавливает мгновенье" - перед поэт, запечатленный в момент вдохновения: он "и звуков и смятенья полн".

Здесь нет зрительного образа. Его заменяют психологические детали, передающие начало творческого процесса, когда в душе поэта, охваченной "смятеньем" мыслей и чувств, теснятся хаотичные, нестройные звуки. Литература. Учебник-хрестоматия. М., "Просвещение" 2005, с. 154-156.

Одно из последних стихотворений Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный", было написано в 21 августа 1836 года.

В.Ф. Ходасевич считал, что это стихотворение запоздалый ответ на лицейское стихотворение Дельвига "Два Александра", где Дельвиг предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Пушкин - как величайший поэт.

Однако начало XIX века впоследствии будет называться пушкинской эпохой, а не эпохой Александра I. Дельвиг умер в 1831 году, Александр I - в 1825 году.

Ведущая тема в стихотворении - тема поэта и поэзии. В нем выдвигается проблема поэтической славы, поэтического бессмертия и преодоление смерти через славу.

Жанровая специфика стихотворения продиктована традицией: стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина "Памятник", которое, в свою очередь, и является переделкой оды Горация "К Мельпомене", известной русскому читателю по переводу Ломоносова.

Эпиграф к своему стихотворению Пушкин заимствовал у Горация: "Exegi monumentum" ("Я воздвиг памятник…").

Гораций (перевод Ломоносова):

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди.

Что бурный Аквилон согреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру, но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид,

Где Давнус царствовал в простом народе,

Отечество моё молчать не будет.

Что мне беззнатный род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи эольски

И первому звенеть Алцейской лирой.

Взгордился праведной заслугой, муза

И увенчай главу дельфийским лавром.

Державин:

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид,

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Так! - весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселена будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как в безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

О, Муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертие венчай.

("Памятник", 1795) А.С. Пушкин. Избранные сочинения. М., "Художественная литература" 1978, Т. - 1, с. 283-285.

Пушкин, продолжая традицию, пытается показать, в чем его заслуги перед Россией:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Но в понимании Пушкина, поэт не одописатель в честь вельмож и царей, он - "эхо русского народа". "Свободная гордость", "скромная, благородная лира", стремление служить своей поэзией одной лишь свободе, отказ воспевать царей, сознание глубокой связи с народом - все это оставалось неизменным во взглядах Пушкина в течение всей его творческой жизни. Литература. Учебник-хрестоматия. М., "Просвещение" 2005, с. 156-159.

Во многих стихотворениях Пушкина мы видим противопоставление поэта светскому обществу, среди которого он живет. Он называет это общество презрительно и гневно: "толпа", и "чернь", то есть от невежественных гонителей поэта, от светского общества, от "гордых невежд" и "знатных глупцов".

Во времена Пушкина не только почти все лицеисты писали стихи, но и высокообразованный слой дворянства был достаточно силен в литературе, поэзия была почитаема в салонах; неумение писать стихи считалось дурным тоном.

В 1826-1836 годах Пушкин создает ряд стихотворений на тему поэта и поэзии, в которых автор развивает свои взгляды на задачи поэта: свобода творчества, следование своему пути, определенному высоким призванием, независимость от служения светской толпе.

Кроме того, сквозь все творчество проходит идея о трагической участи поэта в жизни. Когда-то эту же тему развивал Жуковский. Он был талантлив, но тем не менее, поэтов раньше держали при "дворе" в качестве лакеев и шутов. Пушкин избежал участи своего кумира детства. Уже ранняя поэзия Пушкина по богатству мыслей, по художественному уровню почти ничем не отличалась от произведений признанных тогда мастеров русской поэзии. Вбирая в свою поэзию достижения современной ему литературы, Пушкин уже в лицее стремится идти "своим путем". Пушкин требует от поэзии истины и выражения чувств, он далек от классицизма Жуковского, он не согласен со своим учителем Державиным, который считал, что поэзия должна "парить" над миром, Пушкин - поэт действительности. Он силен во всех жанрах поэзии: ода, дружеское послание, элегия, сатира, эпиграмма - везде Пушкин смел, его поэтический стиль нельзя спутать с другими поэтами.

В творчестве каждого поэта рано или поздно начинается перелом, когда он должен осмыслить - для чего он пишет стихи? Перед Пушкиным такого выбора не стояло, он знал, что поэзия нужна всем, чтобы нести свет и свободу в этот мир. Позднее, сто лет спустя, Маяковский очень точно оценил труд поэта, заявив: "Поэзия - та же добыча радия, в грамм - добыча, в год - труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды". Гроссман Л., "Записки Д"Аршиака: Петербургская хроника 1836 года". М., "ТЕРРА", 1997, с. 48-51.