Ремонт Стены Уход

Как бороться с наркоманией среди подростков? Исламова А.А. Проблемы подростковой наркомании

Подростковая наркомания – это формирование зависимости от психотропных препаратов у несовершеннолетних лиц (12–18 лет). Наркологи и психологи утверждают, что молодежь по природе предрасположена испытывать интерес к запрещенным веществам, а проблемы в семье или дурная компания являются лишь катализаторами. Употребление наркотиков подростками имеет свои особенности – быстрее развивается привыкание, слишком высок риск передозировки, возникают необратимые последствия, в том числе замедление развития и формирование психопатологических заболеваний.

Статистика

По данным опроса Госкомстата, в России на конец 2017 года регулярно употребляют наркотические средства 13,5 % молодых людей. Это более чем 54 миллиона человек. Специалисты уверяют, что это еще не самая худшая статистика, так как 10 лет назад показатели были еще выше (так же, как с алкоголизмом и желанием курить сигареты).

Количество подростков*

С алкогольной зависимостью

С табачной зависимостью

С наркотической зависимостью

* все три зависимости взаимосвязаны: 76% подростков одновременно злоупотребляют наркотиками, алкоголем и сигаретами.

Несмотря на то что общее число юных наркоманов постепенно уменьшается, есть две большие проблемы, связанные с употреблением психотропных препаратов в подростковом возрасте. Во-первых, снижается средний возраст, когда молодые люди пробуют наркотик: в 1993 году это был рубеж в 18 лет. Сейчас же молодые наркоманы в среднем начинают употреблять в 13–14 лет.

Вторая печальная тенденция: учащаются случаи употребления детьми тяжелых наркотиков (в том числе героина). Это влияет на увеличение смертности среди подростков из-за передозировки.

Конечно, наркозависимость у молодежи – это проблема не только нашей страны. Самая плохая ситуация в Индонезии, Индии, на Ближнем Востоке, где различные психоактивные препараты употребляет более 40 % людей в возрасте от 12 до 18 лет. В США количество малолетних наркоманов – 19 % от общего числа подростков.

Что побуждает подростков принимать наркотики

Юноши и девушки по природе склонны проявлять интерес к наркотическим средствам. Как объясняют детские психологи, причина этого феномена кроется в следующем:

  • Природное любопытство: всех детей привлекает возможность попробовать то, что им запрещают.
  • Наркотики ассоциируются с взрослением, поэтому подростки пробуют их из желания доказать, что они уже состоявшиеся личности и имеют право на свободный выбор.
  • У детей не развито чувство самосохранения, они не думают о будущем, а живут сиюминутными ощущениями. Употребляют наркоту, не понимая опасности.

Влияние перечисленных психологических факторов относится и к неблагополучным детям, и к молодежи, растущей в обеспеченных и счастливых семьях. Это лишь побуждает впервые принять наркоту и узнать на собственном примере, как она действует. А вот для того чтобы подросток стал регулярно употреблять психотропные средства, должны еще действовать внешние предпосылки:

  • Подростки начинают принимать наркоту в компании, где это считается нормальным. Так они стремятся обрести друзей.
  • Наркотики используются как способ уйти от проблем (наркомания находит распространение среди молодежи, растущей в проблемных семьях или конфликтующей со сверстниками).
  • Подростка подсаживают родители-наркоманы (в том числе неосознанно).
  • Отсутствует профилактическая воспитательная работа с ребенком, он не в курсе, какие последствия его ждут от такой дурной привычки.

«76% подростков с наркотической зависимостью растут в девиантной среде – там, где преступность считается нормой, а материальная обеспеченность семьи ниже средней. Отсутствие средств на воспитание детей и деградация родителей приводят к тому, что мальчики и девочки оказываются «выброшенными на улицу». Среди беспризорников наркоманы встречаются в 84% случаев».

Николенко И. В, представитель комиссии по делам несовершеннолетних

Признаки

Выявить наркоманию трудно из-за скрытности подростков, ведь ни один юноша или девушка не станет делиться с родителями тем, что пробует психоактивные вещества. Задача родителей – внимательно следить за изменениями в поведении и внешнем виде своего ребенка. Вот первые признаки употребления наркотиков:

  • Перепады настроения, беспричинные и резкие – от агрессии до чрезмерного жизнелюбия.
  • Нетипичная для данного подростка активность или, наоборот, «уход в себя».
  • В состоянии наркотического опьянения зрачки глаз неестественно широкие или узкие, взгляд пустой.
  • Искаженные речь, походка, координация. Появляется странная жестикуляция (слишком нервная или, наоборот, заторможенная).
  • Ухудшается внешний вид, лицо и тело покрываются язвами, выпадают волосы, портятся зубы.
  • Нарушается режим сна (бессонница чередуется с сонливостью) и питания (аппетит то зверский, то полностью пропадает).

При введении инъекций на коже будут ранки от уколов. При вдыхании порошка следы препарата остаются на носу. Из-за использования шпака губы, десны покрываются язвами.

Кроме внешних симптомов распознать наркоманию помогает изменение образа жизни подростков. У зависимых детей всегда ухудшается успеваемость в школе, интерес к учебе и прежним хобби исчезает. Опасным признаком является девиантное поведение (ворует деньги из семейного бюджета, ввязывается в драки). Характерно появление материальных проблем (денежные растраты, которые ребенок не может объяснить).

Внимание: только по перечисленным признакам определить наркоманию со 100% точностью невозможно. Аналогичные симптомы могут указывать на различные заболевания (например, гормональные нарушения или психические расстройства). Прежде чем нападать на ребенка, стоит попробовать дружелюбно поговорить с ним и уговорить его на осмотр у врача.

Стадии подростковой наркозависимости

Привыкание к наркотикам у юных граждан происходит по той же схеме, что и у взрослых. На первом этапе ребенок просто принимает препарат «за компанию» – из любопытства или из-за давления в подростковой среде (пресловутое «а тебе слабо?»). Зависимость после первых доз возникает не всегда.

Вторая стадия – в голове ребенка начинают закрепляться положительные установки, связанные с наркотиками («меня приняли в компанию», «мне стало хорошо», «я забыл о проблемах»). Это признак развития психологической зависимости. Создается ощущение, что улучшить настроение или общаться со сверстниками без допинга больше не получится. Третья стадия – физическое привыкание. Прием наркоты удовольствия уже не приносит, но без новой дозы возникают мучительные симптомы.

Особенность наркомании у подростков в том, что дети не ощущают опасности от препаратов. Она склонны принимать без надобности наркотик по многу раз в сутки (не чувствуют нормы), что ведет к ускоренному развитию зависимости.

Популярные наркотики у подростков

У молодежи выбор наркотиков основывается не на том, что «модно» и не на осознании вреда. Выбираются препараты в 90% случаев по принципу «что получится достать».
Самым популярным среди детей веществом является каннабис (марихуана, конопля) – согласно данным Госкомстата, от него зависимы 59,8 % юных наркоманов. Более 14% сидит на солях (курительных смесях, миксах). Опиаты (в том числе героин) употребляет 11,2 %. Среди других психотропных таблеток и порошков, распространенных у наркозависимых детей, стоит выделить: ингалянты (клей и пр.) – 5,7%; кокаин – 3,2%; галлюциногены – 3,1%.

В последние годы среди подростков получают распространение «грязные наркотики» вроде шпака. Их делают из извести, птичьего помета и табака. Средства ужасно пахнут, сильно разъедают кожу и слизистые, но популярны среди несовершеннолетних наркоманов из-за низкой цены (себестоимость одной дозы меньше 30 рублей).

Лечение: что делать, если подросток принимает наркотики

Первое, что надо сделать родителям, заметившим признаки употребления – попытаться спокойно поговорить (без угроз, обвинений, шантажа). Надо объяснить, какие последствия несет вредная привычка. Даже если ребенок прислушается к близким, согласится бороться со своей зависимостью, лучше не заниматься лечением дома, а обратиться за помощью к специалистам с большим опытом работы с несовершеннолетними. В клинике будут проведены:

  • Диагностика – врач выяснит, какие вещества принимались, какие последствия для организма это принесло.
  • Детоксикация и прием симптоматических лекарств для снятия ломки.
  • Психологическая терапия для выявления причин обращения к наркотикам, поиск способов выхода из трудной ситуации.
  • Лечение заболеваний внутренних органов, спровоцированных употреблением токсичных веществ.
  • Социальная реабилитация, учащая ребенка нормальному общению со сверстниками, побуждающая к учебе, хобби.

В курс лечения входят не только работа с самим подростком, но и беседы с его родственниками. Психологи учат родителей осознавать и исправлять существующие проблемы, объясняют, как надо общаться с ребенком, чтобы он не вернулся к наркотикам.

Последствия

Вред от наркоты наносится организму человека любого возраста, но для детей и подростков психотропные вещества представляют опасность еще потому, что не дают до конца сформироваться телу и психике. Это может иметь отложенные последствия применения даже после завершения лечения.

Специфика молодых наркоманов в формировании таких осложнений, как замедленный рост, низкое интеллектуальное развитие, гормональные сбои. Если есть предрасположенность к психическим болезням, то они проявляются уже в первые годы злоупотребления дурманящими препаратами.

Стоит отметить, что прогноз полного выздоровления у подростков в два раза ниже, чем у взрослых. Для сравнения вот статистика: более 42% совершеннолетних наркоманов со 2-й и 3-й стадией зависимости не употребляют наркотики в течение 5 лет после лечения и реабилитации. У несовершеннолетних наркоманов этот показатель составляет всего 26 %.

Еще один важный аспект: под влиянием наркотиков подростки склонны к суицидам (половина всех самоубийств у несовершеннолетних совершается в состоянии наркотического опьянения). Увы, но после завершения лечения такая проблема сохраняется, так как первые годы после реабилитации юный наркоман подвержен депрессиям (из-за гормональной нестабильности, выражающейся в повышенной ранимости и эмоциональности).

Профилактика

Лучший способ избежать подростковой наркомании – принимать профилактические меры. Это касается и правоохранительных органов, и педагогов, и родителей. Чтобы предупредить потребление запрещенных средств, ребенок должен быть окружен вниманием и заботой в семье, его время должно быть максимально организованным (по статистике, чем больше у юного человека хобби, тем меньше вероятность его вовлечения к употреблению наркоты).

Большое влияние оказывает информатизация о пользе здорового образа жизни и о вреде психотропных средств (без лишней драматизации, поучений и агрессии). Кроме пропаганды полезно предлагать подросткам анонимную помощь (наподобие «горячих линий» и «служб доверия»), чтобы дети могли обсудить отношения с семьей и со сверстниками. Это снизит влияние факторов, которые часто подталкивают несовершеннолетнего человека к наркотикам.

Напоследок отметим, что ругать подростка, пойманного за употреблением наркотика, нельзя (это спровоцирует агрессию), но и закрывать глаза на проблему запрещено. Юношеская наркомания не лечится по принципу «перебесится и сам бросит» – ценой упущенного времени может стать жизнь ребенка!

студентка 6 курса специальности «Психолого-педагогическое образование».

Научный руководитель:
Гришко Ирина Вильямовна

РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)

Аннотация. Статья посвящена проблеме наркомании среди подростков в современном мире, а также формированию неотразимо привлекательной для молодежи наркотической субкультуры.

Ключевые слова. Наркомания, наркотические вещества, девиантное поведение, зависимость, окружение, взаимосвязь, профилактика, образ жизни, социально-педагогический подход, деятельность, среда, подход,

Annatation. Article deals with the problem of drug abuse among teenagers in the modern world, as well as the formation of irresistibly attractive to youth drug subculture.

Key Words . Addiction, drugs, deviant behavior, dependence, environment, relationship, prevention, lifestyle, socio-pedagogical approach, the activities, the environment, an approach.

Введение. Актуальность проблемы профилактики наркомании определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков, что создало предпосылки к угрозе эпидемии наркозависимости среди молодежи. Распространение наркомании за последнее десятилетие приняло угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Установлено, что чем раньше произошло приобщение к психоактивным веществам, тем быстрее формируется наркозависимость , тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления наркотиков (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний.

Формулировка цели статьи. В настоящее время в профилактической помощи нуждается значительная группа детей и подростков, которые в силу особенностей своего поведения, школьной и социальной дезадаптации выпадают из общего числа более благополучных сверстников, и, следовательно, не охвачены программами первичной профилактики. Увеличение числа наркозависимых подростков и недооценка обществом серьезности этой ситуации; отсутствие эффективных моделей антинаркотического воспитания, с одной стороны и потребность в адекватных разработках профилактики наркомании, просветительской работы среди населения, с другой, требует поиска новых форм социально-педагогической деятельности .

Теоретические основы исследования составили: по проблемам наркомании среди подростков (Курек Н.С., Мудрик А. В., Шульга Т.И. и др.); по факторам и причинам наркомании среди подростков (Волков Б.С., Еникеева Д.Д., Ковалев С.В. и др.); по социально-педагогической деятельности по профилактике наркомании среди подростков (Галагузова М.А., Сирота Н.А., Шакурова М.В. и др.).

Изложение основного материала статьи. Термин «наркомания» происходит от греческих слов narke – оцепенение, онемение и mania – безумие, страсть, влечение, пристрастие к употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям физических и психических функций.

Наркомания – группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приёму в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической или физической зависимости от них. К наркомании относится пристрастие к веществам, которые согласно списку постоянного комитета по контролю наркотиков, утвержденному Минздравом РФ, отнесены к наркотическим веществам.

Наркотическими средства признаются только в тех случаях, если отвечают трем критериям, а именно:

1. Медицинскому, если специфическое действие данного средства является причиной его немедицинского потребления;

2. Социальному, если это немедицинское потребление принимает такие масштабы, что приобретает социальную значимость;

3. Юридическому, если, исходя из этих двух предпосылок, соответствующая инстанция (Министерство здравоохранения и социального развития РФ) официально признала это средство наркотическим и включила его в особый список..

Вопросы формирования наркотической зависимости в подростковом возрасте привлекают к себе пристальное внимание специалистов различных областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию, возрастает с каждым годом.

Употребление наркотических веществ стало серьезной молодежной проблемой, а в течение последнего десятилетия ее относят к числу детских и подростковых проблем, которая характеризуется:

Массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами среди детей и подростков;

- «омоложением» контингента лиц, употребляющих наркотические средства, до возраста 13 лет;

Переходом от «легко доступных» психоактивных веществ, какими являлись в 80-х годах транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, к таким дорогостоящим и престижным наркотикам, как кокаин, героин, «экстази», наносящим более разрушительное действие на организм подростков, вызывающим быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации личности, хотя есть и определенная группа подростков, которые из-за нехватки средств употребляют дешевые, «грязные* наркотики . Но и в том, и в другом случае, в отличие от взрослых, молодежь стремится к наркотическим веществам сильного действия, когда наркотическое опьянение не расслабляет, а имеет двигательную активную окраску;

Распространением более опасных форм употребления наркотических веществ (например, внутривенные инъекции) в группе; симптомом наркотической зависимости подростка становится прием наркотического вещества в одиночку;

Удовлетворением любопытства подростка относительно действия наркотического вещества; познанием приносящего удовольствие, нового, волнующего и таящего опасность опыта, достижением чувства полного расслабления, а иногда «ясности мышления» и «творческого вдохновения». Применение наркотиков взрослыми редко диктуется любопытством, здесь выступают другие мотивы - стремление добиться спокойствия, легкости, душевного равновесия. Возникновение чувства любопытства по отношению к наркотикам говорит о широчайшем распространении в России «наркокультуры»;

Изменением социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические препараты. Если раньше это были дети из неблагополучных семей, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким уровнем жизни. Существующая в этих семьях финансовая свобода подростка и изобилие денежных средств приводят к формированию особой молодежной субкультуры, в которой ведущей ценностью становится свободное времяпрепровождение, а наркотики выступают атрибутом определенного стиля жизни.

К социальным факторам мы отнесем две причины: мода (престижность приема наркотиков или других психоактивных веществ) и влияние референтной группы, которая имеет решающее значение из всех вышеперечисленных факторов .

По мнению ученых, наиболее склонны к употреблению наркотиков следующие типы подростковых групп:

Территориальные группы, которые сформировались из сверстников по месту учебы или жительства;

Делинквентные и криминальные группы. Эти группы жестко регламентированы и крепко сбиты. В них очень высока роль лидера, четко представлена иерархическая структура.

Криминальные последствия наркомании обусловлены биологическими и социально-психологическими последствиями. Механизм этой взаимосвязи может быть представлен в следующем виде. Наркоман, чтобы удовлетворить свое влечение, вынужден сначала пропускать, а затем совсем оставить работу или учебу, поскольку полностью занят поисками наркотика. Поскольку средств на постоянную покупку наркотика не хватает, наркоман вынужден искать противозаконные пути их приобретения (кражи, ограбления и разбойные нападения-основные пути быстрого дохода).

Следует отметить, что в разные периоды подросткового возраста происходит изменение отношения к наркотикам. В разных возрастных группах происходит накопление знаний о наркотиках и формируется отношение к ним:

10-12 лет. Интересует все, что связано с наркотиками – их действие, способ употребления. О последствии употребления если и слышали, то всерьез не воспринимают.

12-14 лет. Основной интерес вызывает возможности употребления «легких» наркотиков – марихуана за наркотик не признается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркотик немногие – из любопытства.Опасность употребления наркотиков сильно недооценивается. Говорят о проблеме между собой.

14-16 лет. По отношению к наркотикам формируются 3 группы:

1. Употребляющие и сочувствующие – интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении без наличия зависимости. Употребление наркотиков считается признаком независимости.

2. Радикальные противники – «сам никогда не буду и не дам погибнуть другу». Многие из членов этой группы считают потребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.

3. Не определившие своего отношения к наркотикам. Значительная их часть может начать употребление ПАВ под влиянием друзей.

16-18 лет. Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными .

Данную возрастную периодизацию следует учитывать при подборе средств и приемов при проведении профилактической работы. Например, в возрасте 12-14 лет, когда подростки интересуются каким способом можно потреблять наркотики, не рекомендуется использовать видеоматериалы и документальные фильмы, особенно если на них запечатлен какой-либо из способов употребления наркотических средств.

Таким образом, можно выделить биологические, психологические, социальные, социально-педагогические, социально- культурные факторы.

К биологическим факторам относятся: степень изначальной толерантности к наркотику; природа наркотического вещества и потребности в его принятии.

К психологическим факторам относятся: привлекательность на психологическом уровне возникающих отношений; стремление к самоутверждению; отсутствие устойчивых социальных интересов и особенности личной акцентуации подростка.

К социальным факторам относятся: мода и влияние референтной группы.

К социально-педагогическим факторам относятся: воспитание ребенка в семье и адаптация в школьном коллективе.

И к социально- культурным факторам относят: влияние субкультуры на подростка; развал идеологических и общественных институтов; доступность наркотиков.

Система профилактики наркомании и токсикомании включает в себя: первичную, вторичную, третичную профилактику.

Первичная профилактика включает:

Антинаркотическую пропаганду и пропаганду здорового образа жизни;

Выявление на ранней стадии лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные или токсические вещества на ранней и проведение с ними профилактической работы;

Антинаркотическое воспитание граждан и обучение их навыкам противодействия потреблению наркотических средств, психотропных и токсических веществ;

Достоверное и систематическое информирование граждан о текущей ситуации с распространением наркомании и токсикомании, их причинах и негативных медицинских и социальных последствиях;

Профилактическую работу с лицами, входящими в группу риска;

Организацию досуга молодежи.

Вторичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ, и предполагает работу с людьми, употребляющим наркотические средства, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни. Иными словами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости .

Третичная профилактика проводится в отношении лиц, прошедших курс лечения от наркомании или токсикомании в виде реабилитационных мероприятий, и направлена на восстановление личного и социального статуса больного наркоманией или токсикоманией.

Выводы. Наркомания – это заболевание, которое проявляется в влечении к постоянному приему наркотических средств, неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием его всевозможными средствами, стремлением к постоянному повышению доз, что приводит к физической и моральной деградации личности и вредным для общества социальным последствиям. Это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности. Основными направлениями профилактики девиантного поведения являются: медико-биологический подход, социально- педагогический подход, информационный, социально- профилактический и применение санкций. По классификации профилактику можно разделить на первичную, вторличную, третичную профилактику. В целом, изучив основные направления деятельности по профилактике наркомании в подростковой среде, можно сделать вывод, что в профилактической работе нужно использовать комплексный подход, работать не только с подростками, но и с их близким окружением.

Литература:

1. Ахмерова С. Г. Теоретико-методические основы профилактики наркомании в образовательных учреждениях. - Уфа, 2005.

2. Волков Б.С. Психология ранней юности. - М., 2001.

3. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2003.

4. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика.- М.-Воронеж, 2002.

5. Медико-социальные и педагогические проблемы наркомании и токсикомании у молодежи. - Уфа, 1999.

7. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 1.

References:

1. Akhmerova SG Theoretical and methodological basis of drug prevention in educational institutions. - Ufa, 2005.

2. Volkov BS Psychology of early adolescence. - M., 2001.

3. Galaguzova MA Social pedagogy: a course of lectures. - M., 2003.

4. AV Gogoleva Addictive behavior and its profilaktika.- M.-Voronezh, 2002.

5. Medical and social and pedagogical problems of substance abuse among young people. - Ufa, 1999.

6. Addiction. Guidelines for overcoming narkozvisimosti / Ed. AN Garanskogo. - M. - SPb., 2000.

7. Assessment of the drug situation among children, adolescents and young adults: a report of the Ministry of Education // Education. - 2004. - № 1.

Нет человека, который был бы застрахован от патологических зависимостей. В группу риска входят несовершеннолетние, люди с ослабленной психикой. Подростковая наркомания развивается из-за негативного влияния социальных, психологических и биологических факторов. У пациентов, которые не достигли совершеннолетия, при наркотической зависимости возникают сбои в работе жизненно важных органов.

Среди отличительных особенностей социального и медицинского недуга выделяют:

  • прогрессирование психопатологических нарушений;
  • серьезные проблемы с адаптацией к самостоятельной жизни;
  • резкое изменение личности.

По статистике больше половины мальчиков в возрасте от 12 до 18 лет хотя бы раз принимали наркотические вещества. Среди девочек этот показатель ниже.

Необходимо отметить, что данные сведения были получены в ходе анализа информации, предоставленной специализированными учреждениями. Далеко не все больные обращаются к врачу, поэтому реальные цифры гораздо выше.

От подростковой наркомании страдает множество молодых людей. В результате они лишаются возможности построить нормальные отношения и закончить учебу. Наркомания представляет собой болезненное пристрастие к соединениям синтетического или натурального происхождения.

Большое значение имеет мода на вещества, вызывающие зависимость. Прием наркотиков стал способом, посредством которого подросток доказывает свою самостоятельность перед друзьями.

Особенности подростковой наркомании


Наркотики оказывают на организм возбуждающее действие. В головном мозге имеются зоны, которые отвечают за запоминание факторов, способных вызвать удовольствие. При продолжительном приеме вредных веществ развивается зависимость, из-за которой отказаться от новых привычек без помощи узкопрофильного врача практически невозможно.

Отсутствие очередной дозы ведет к появлению излишней раздраженности, опустошенности и апатии. Подростки наркоманы теряют способность получать удовольствие от удовлетворения естественных потребностей методами, которые не несут опасности.

Ощущение радости, которое возникало при употреблении привычной нормы, пропадает.

Больной вынужден увеличивать количество наркотика. О появлении зависимости свидетельствует тот факт, что тело не может нормально функционировать без ежедневной дозы.

Наркомания в подростковой среде – серьезная проблема, меры по избавлению от которой принимают сразу после обнаружения недуга. То же можно сказать про алкоголизм и токсикоманию. Все начинается с ликвидации источника наркотических веществ, последним этапом становится профилактика рецидива.

Осуждение взрослых контрастирует с одобрением сверстников. Подросток не обращает внимания на слова родителей, школьного психолога и преподавателей. Ребенок отстраняется от общества. Несмотря на видимую независимость у больного возникает страх перед одиночеством. Это провоцирует ухудшение самочувствия и усугубление развившегося недуга.

Наркоман ощущает дискомфорт, находясь дома и в образовательном учреждении. Положительные эмоции у подростка появляются только при его общении с друзьями, которые разделяют его интересы и пристрастия. В результате формируется отдельная субкультура, характеризующаяся своими принципами, ценностями, идеологией, мифами, речью и атрибутикой.

Наркомания является причиной, вызывающей деградацию социума. Это ведет к резкому снижению численности населения, потере перспективной молодежи.

Причины наркомании


Факторы, провоцирующие наркозависимость, причисляют к одной из трех категорий.

В перечне биологических причин присутствует:

  • компульсивное влечение;
  • психоз;
  • стремительное привыкание к наркотическому воздействию;
  • психическая травма;
  • психопатия;
  • биполярное расстройство;
  • повышенная интенсивность индивидуальных черт характера;
  • олигофрения.

К психологическим факторам относят тягу к опасным удовольствиям, незрелость нервной системы, слабую силу воли, отсутствие жизненных ориентиров, эмоциональные особенности переходного возраста. Процесс превращения ребенка во взрослого сопровождается необходимостью в острых впечатлениях, построением новых контактов.

Среди социальных причин выделяют:

  • желание быстрее повзрослеть;
  • отсутствие контроля со стороны взрослых;
  • общение с наркозависимыми;
  • сниженная самооценка.

Риск возникновения тяжелой подростковой зависимости повышается при одновременном воздействии нескольких факторов.

Иногда недуг развивается из-за любопытства. Весомым поводом для беспокойства может стать отсутствие открытого общения, наличие доступа к алкоголю, наркотикам и сигаретам. Одна пагубная зависимость может привести к другой. Организм каждого человека реагирует на принятые вещества по-разному. Один подросток может испытать удовольствие, другой – отвращение.

От характера реакции зависят последующие действия несовершеннолетнего.

Существует несколько разновидностей подростковой наркомании. Определяющим критерием является само наркотическое вещество. Чтобы получить удовольствие, часто используют опиаты (героин), марихуану и кокаин. В отдельную категорию относят аптечную наркоманию. Опасные лекарственные средства можно приобрести через интернет.

В списке популярных наркотиков находятся амфетамины, курительные смеси, барбитураты, галлюциногены, ингалянты. Его дополняют транквилизаторами, нитритами бутила и стероидами.

Стадии


Наркомания среди подростков развивается на протяжении четырех стадий.

После первого приема у несовершеннолетнего возникает желание вновь употребить наркотик. Это происходит «за компанию» со сверстниками или подростками более старшего возраста. Зависимость не выражена. На данной стадии снимается психологический барьер. Ребенок перестает считать наркотики чем-то запретным.

На втором этапе появляется эйфория. Подросток ощущает ее при токсическом поражении организма. Наркотическая зависимость не проявляется. Необходимость в принятии наркотика обусловлена потребностью в установлении социального контакта и возможностью получить удовольствие.

Во время третьей стадии формируется психическая зависимость. Подросток не способен расслабиться посредством безопасных способов, так как страдает от излишней раздражительности, необоснованного беспокойства и тревоги. Эйфория сменяется дискомфортом, для снятия которого требуется очередная доза.

При переходе в четвертую фазу развивается физическая зависимость. Отказ от приема наркотика провоцирует синдром отмены. Данное состояние называют ломкой. Характер клинических проявлений зависит от психоактивного состава.

Возможные симптомы


О наркотической зависимости свидетельствует появление следующих признаков:

  • снижение успеваемости;
  • резкое изменение поведенческих реакций;
  • ухудшение отношений с близкими людьми;
  • игнорирование прямых указаний;
  • нарушение координации;
  • приступы неадекватного веселья, сменяющие агрессией, заторможенностью, безразличием и пассивностью;
  • использование специфических форм;
  • неряшливый внешний вид.

Ухудшается общее самочувствие. Возникает отечность слизистых оболочек и кожных покровов, уменьшается масса тела, обостряются хронические заболевания.

Наркотики, как и алкоголь, доводят организм до критического состояния.

Вероятные последствия


Влияние наркотиков на организм подростка может быть только негативным. Нарушается процесс формирования репродуктивной системы. Это чревато сбоями в менструальном цикле (у наркозависимых девушек), бесплодием.

Фиксируют появление патологических изменений в опорно-двигательном аппарате, из-за дисбаланса белков и углеводов замедляется рост мышечной ткани. В клинической картине также присутствуют симптомы неврологических заболеваний, частичной дисфункции паренхиматозных органов.

При наркотической зависимости страдает эмоциональная и волевая сферы. Повышается криминогенная активность. Подросток уже не считает воровство, проституцию, торговлю наркотиками непозволительными действиями. Принципы, которые раньше удерживали его от опрометчивых поступков, исчезают. Асоциальный образ жизни оборачивается серьезными последствиями: инфекционными патологиями и нежелательной беременностью.

Меры диагностики


Проверить ребенка на наркозависимость можно посредством специфического тестирования. К вспомогательным диагностическим методикам причисляют сбор анамнеза и внешний осмотр.

При осуществлении последнего особое внимание обращают на те места, куда ставят инъекции, и слизистые оболочки носа. Сами подростки не всегда понимают и принимают то, что они зависимы. Поэтому их слова вполне обоснованно подвергают сомнению.

Методы лечения


Терапевтическую схему подбирают, учитывая разновидность наркотического вещества, тяжесть интоксикации и индивидуальные особенности пациента. Госпитализация необходима, если у пациента выявили третью или четвертую стадию болезни.

В домашних условиях остаются подростки, у которых наркотическая зависимость еще не развилась. Продолжительность курса лечения определяют, ориентируясь на самочувствие больного. Сначала проводят детоксикацию. После очищения организма назначают коррекционную и восстановительную терапию.

Прогноз зависит от стадии наркотической зависимости и характера психопатологических изменений.

Профилактика наркомании среди подростков


Наркомания – глобальная проблема общества. В перечне профилактических мер находятся мероприятия физкультурно-оздоровительной, политической, медико-педагогический и социальной направленности.

Подростки и наркотики несовместимы.

При своевременном выявлении пациентов, входящих в группу риска, можно предотвратить распространение вредных веществ среди молодежи. В борьбу вступают родители, педагоги и узкопрофильные специалисты.

Наркомания - болезнь молодого поколения. По статистике, более 70% наркоманов нашей страны — это дети и молодые люди от 14 до 28 лет. Из-за доступности современных наркотиков подростковая наркомания «молодеет» с каждым годом. 50% мальчиков и 20% девочек получают свой первый опыт употребления уже в школе. К счастью, в наших силах выявить болезнь на раннем этапе развития и избежать тяжелых последствий.

Чем опасна подростковая наркомания?

Организм и психика подростка не сформированы полностью, поэтому употребление ПАВ в подростковом возрасте имеет ряд особенностей:

  • Ускоренное привыкание. В отличие от взрослого, организм подростка переживает глобальные изменения и более уязвим для наркотиков. Привыкание к ним наступает значительно быстрее.
  • Неразборчивость. Чтобы почувствовать наркотический эффект, подростки используют аптечные и бытовые средства. Например, популярный у молодежи наркотик Крокодил - Дезоморфин - готовят из кодеиносодержащих таблеток, бензина и бытовых растворителей. Он мучительно убивает человека всего за 1-2 года.
  • «Вирусная» природа. Наркотики - важная часть подростковой субкультуры, их прием вызывает уважение сверстников. В таких условиях зависимость превращается в эпидемию - дети быстро знакомят друг друга с запрещенными веществами.
  • Доступность. Сегодня любой школьник может позволить себе недорогой синтетический наркотик, просто сэкономив на обедах. А темный интернет и системы автошопов позволяют получить дозу практически мгновенно.
  • Высокая смертность. Передозировки, самоубийства, драки, смерть от патологий внутренних органов - наркомания выступает одной из главных причин подростковой смертности в России. По статистике, 50% наркоманов погибают уже после полугода регулярного употребления.

Последствия для здоровья

Главная опасность подростковой наркомании — угроза здоровью и жизни детей, ведь у них появляются серьезные патологии:

В репродуктивной системе У трети зависимых девочек прекращаются менструации, у всех остальных менструальный цикл серьезно нарушается. У обоих полов наблюдаются патологии половых органов, которые приводят к бесплодию.

В опорно-двигательной системе В период максимально бурного роста наркотики нарушают белковый обмен, который отвечает за рост и развитие мышц. Появляются заболевания опорно-двигательного аппарата, замедляется или останавливается рост.

В печени и почках Отравления сильными токсинами вызывают сбои в работе этих органов, и через некоторое время возникает хроническая почечная и печеночная недостаточность.

В иммунной системе Регулярная интоксикация и острая нехватка витаминов разрушают иммунитет. К тому же, подростки редко заботятся о своей безопасности — у них высок риск заражения ВИЧ, СПИД и гепатитами.

Раннее употребление наркотиков сказывается и на психике. Развивается асоциальное расстройство — подросток становится импульсивным и агрессивным, отрицает моральные нормы общества, идет на преступления: грабежи, убийства, продажу наркотиков, проституцию. После продолжительного приема появляется депрессия с навязчивыми мыслями о суициде.

Факторы детской наркомании

Генетика

Тяга к психостимуляторам может передаваться по наследству: генетические особенности работы нейромедиаторов мозга приводят к сильному влечению и ускоренному привыканию к наркотикам.

Аллергия и гормональный фон

Больной аллергией отличается от здорового тем, что реагирует на аллерген иначе. Для большинства людей наркотики — это яд, и попробовав один раз, они почувствует симптомы отравления. Но существуют люди с нарушениями гормонального фона. Для них наркотик — источник радости и удовлетворения, которых им так не хватает в трезвости. Вместо того, чтобы отвергать яд, их организм запоминает его как быстрый способ стать счастливым и требует все больше.

Нарушения психики

Риск стать наркоманом выше у детей с акцентуацией характера (чрезмерной выраженностью всех черт характера), шизофренией и маниакально-депрессивным синдромом, а также психопатией (чрезмерно импульсивное, агрессивное поведение и отказ от общественных норм).

Инфантильность

Подросток еще не сформировался как личность - он ищет себя, примеряет разные модели поведения, легко поддается влиянию. По этой причине дети часто не умеют говорить «нет», действовать осознанно и уважать свой выбор.

Безразличие к будущему

В погоне за минутным удовольствием подросток ведет себя слишком беспечно и не может оценить последствий своих поступков.

Отсутствие целей в жизни

Зависимость чаще появляется у детей, которым некуда деть свое время и энергию.

Низкая самооценка

Многие подростки не могут построить общение с ровесниками, ведут себя зажато, в результате чего терпят издевательства и травлю. Наркотики для них - способ сбежать от реальности или стать более уверенным.

Семейная атмосфера

Физическое, сексуальное и моральное насилие, конфликтная обстановка в доме побуждают человека искать утешения в наркотиках. А если у родственников есть вредные привычки, такой пример расширяет границы допустимого.

Воспитание

Излишняя строгость и тотальный домашний контроль заставляют подростка пробовать запрещенные вещества в знак протеста.

В молодежной среде наркотики считаются атрибутом смелого, стильного и популярного человека. Это способ поднять авторитет, произвести впечатление на ровесников или просто не выделяться из толпы.

Чаще всего на формирование зависимости влияет целый комплекс таких факторов, поэтому невозможно быстро выделить и устранить одну причину.

Кто в зоне риска?

В случае с подростковой наркоманией очень сложно определить, кто находится в зоне риска. Дети из неблагополучных семей пытаются сбежать от домашних проблем. В состоятельных семьях подростки приходят к наркотикам от чувства вседозволенности и жажды новых ощущений. Школьники с низкой успеваемостью могут попасть в компанию злоупотребляющих старшеклассников. А прилежные ученики выбирают путь наркомана в попытке расслабиться, избавиться от стресса и почувствовать себя на месте более «свободных» и популярных ровесников. Сколько детей, столько и мотивов. От наркозависимости не застрахован ни один ребенок, потому важно уделять время воспитанию и профилактике.

У подростка зависимость от наркотиков?Начните лечение в ближайшее время! Не откладывайте.

  • -- выбрать -- Время звонка - Сейчас 8:00 - 10:00 10:00 - 12:00 12:00 - 14:00 14:00 - 16:00 16:00 - 18:00 18:00 - 20:00 20:00 - 22:00 22:00 - 00:00
  • Заявка

Как понять, что ребенок стал наркоманом?

Внешние признаки

Покрасневшие глаза с неестественно расширенными или суженными зрачками

Чрезмерно жирная или сухая кожа нездорового цвета, с неестественными для подростка высыпаниями

Тошнота, диарея, расстройство аппетита

Постоянная жажда и повышенное потоотделение

Хронический насморк и кашель из-за раздражения слизистых

Неопрятный внешний вид

Одежда с длинными рукавами в любую погоду

Запахи медикаментов, благовоний и паленой травы от волос и одежды

Расстройство сна

Нарушенная координация движений, необычная речь и мимика

Изменения в поведении и характере:

  • Резкие перепады настроения, вспыльчивость, агрессия.
  • Прогулы учебы, снижение успеваемости.
  • Депрессия и апатия, склонность к суициду.
  • Стремление скрыть личную жизнь и новых друзей.
  • Неуважение к родным, пренебрежение домашними обязанностями, ложь.
  • Немотивированные финансовые траты.

Атрибуты подростковой зависимости:

Для курения: странные трубки и колбы, прожженные пластиковые бутылки, подозрительные травы и порошки, обожженные листы бумаги и купюры.

Для инъекций: шприцы, пипетки, закопченные погнутые ложки, жгуты для вен, ампулы.

Медикаменты: обезболивающие, антидепрессанты, успокоительные, снотворные средства.

Стадии подростковой наркозависимости

Обычно употребление начинается в компании. Друзья предлагают просто попробовать, а подросток, как правило, соглашается — в этот момент он не видит связи между собой и опустившимися наркоманами, которые умирают в притонах. Он уверен, что сможет остановиться в любой момент. Но никто не предупреждает его, что наркозависимость развивается уже с первой дозы:

Если первый опыт подарил много незабываемых ощущений, подросток обязательно захочет повторить его.

За первой дозой следуют другие. Употребляя некоторое время, подросток замечает, что испытывает дискомфорт без наркотика. На этой стадии он принимает вещества не только из-за приятных ощущений, но и как «лекарство» от депрессии.

После длительного приема появляется стойкая зависимость. Чувство эйфории ослабевает и сокращается, а ломка сопровождается сильнейшими фантомными болями, поносом, рвотой, тяжелой депрессией с мыслями о суициде. Чтобы нормально функционировать, не чувствовать постоянной боли и подавленности, организм наркомана требует повышения дозы. Наркотик полностью встраивается в обмен веществ, и зависимый уже не способен на позитивные эмоции без допинга. На этом этапе наступают необратимые изменения в организме: разрушаются печень и почки, а иммунитет уже не способен защитить от простейших инфекций.

Так подросток приближается к последней стадии наркомании - смерти от передозировки , тяжелых заболеваний или самоубийства. Без помощи профессионалов остановить развитие болезни можно только на раннем этапе, когда у подростка еще не сформировалась стойкая психологическая зависимость.

Наркомания и токсикомания

Детская токсикомания распространена в России. По статистике, подростки начинают принимать ингалянты уже с 8-14 лет.

К счастью, признаки токсикомании легко заметить:

  • От одежды и волос пахнет краской, клеем, горючим.
  • Кожа сухая, с землистым оттенком.
  • Резко пропадает аппетит, падает вес.
  • Нарушается координация движений, речь становится невнятной.
  • Появляются слуховые, зрительные, тактильные галлюцинации.
  • Ребенка мучает тошнота, рвота и диарея.

Ингалянты - наиболее доступные наркотики. Дети с легкостью находят клей, ацетон, бензин, краску и бытовые растворители дома или в магазине. Такие ингалянты сжигают слизистую, вызывают патологии печени и почек, приводят к мучительной смерти от интоксикации. Поэтому при первых подозрениях стоит отвести ребенка к наркологу.

Как лечить подростковую наркоманию

Близкие могут повлиять на подростка только на первой стадии зависимости. Для лечения подростковой наркомании второй и третьей стадии необходима комплексная реабилитация в стационаре под наблюдением опытных наркологов и психотерапевтов. Курс реабилитации должен включать следующие этапы:

Детоксикация

Избавиться от физиологической зависимости помогает детоксикация - очищение организма от токсинов.

Реабилитация в стационаре

Когда подростка больше не беспокоит ломка, можно начинать лечение психологической зависимости в условиях стационара. При помощи методов групповой и индивидуальной психотерапии подросток учится осознавать и контролировать эмоции, принимать ответственность за свои поступки, справляться с переживаниями без помощи психотропных веществ.

Групповые занятия с психотерапевтом — один из самых эффективных методов на этом этапе. Работа в группе помогает подростку завязать новые знакомства, избавиться от одиночества и легче воспринимать процесс лечения.

Амбулаторное лечение

Подросток возвращается к жизни в обществе, но регулярно посещает психотерапевта и нарколога, чтобы закрепить результаты лечения в стационаре и предотвратить возможные срывы.

Ресоциализация

На этом этапе подросток восстанавливает отношения с родственниками и друзьями, учится проводить досуг в трезвости, строит планы на будущее.

Грамотная реабилитация также предполагает послелечебное сопровождение выпускников и бесплатную работу с родственниками.

Как защитить ребенка. Профилактика наркомании

Зависимость развивается, когда ребенок не чувствует себя счастливым и защищенным, пытается сбежать от школьных и семейных проблем. Чтобы уберечь его, родителям нужно как можно раньше начать профилактику в семье:

  • Отказаться от морального и физического насилия. Упреки, скандалы, угрозы, требования, телесные наказания - все это травмирует ребенка и отдаляет его от вас. А он должен видеть в вас друга и чувствовать себя рядом с вами в безопасности.
  • Создать комфортную атмосферу в доме. Избегайте бытовых ссор и резкой критики, учитесь спокойно решать конфликты и поддерживать родных.
  • Научить наслаждаться жизнью без наркотиков. Интересные хобби, совместные поездки, веселые семейные мероприятия помогают ребенку чувствовать себя любимым, а главное - учат получать удовольствие от трезвого досуга.
  • Показывать пример. Родители должны работать над собой: быть успешными и интересными людьми без зависимостей, иметь хобби, заниматься любимым делом - так они на личном примере докажут ребенку, что жизнь может быть полноценной и яркой без допинга.

Какие бы хорошие условия вы не создавали для ребенка, самым важным всегда будет ваша любовь и внимание. Проводите вместе с ним время, общайтесь, стройте доверительные отношения и дарите приятные эмоции. Тогда даже опыт первого употребления не вызовет в нем интереса, он итак будет чувствовать себя счастливым.

Наркомания: как действует болезнь и что необходимо для выздоровления?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие наркомании, виды наркотических веществ. Социальные и культурные факторы возникновения наркомании у молодежи. Медико-психические особенности алкоголизма, механизмы развития зависимости. Характерологические черты больных ранним алкоголизмом.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2011

    Классификация наркотиков, их воздействие на организм и сознание человека. Качества зависимой личности, способствующие наркотизации. Особенности подростковой наркомании, причины и тенденции. Система профилактической работы в общеобразовательном учреждении.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2011

    Сведения о количестве потребителей наркотических и одурманивающих средств в молодежной среде. Наркология как область психиатрии. Виды наркотических веществ. Формирование абстинентного синдрома, психической и физической зависимости от наркотиков.

    реферат , добавлен 27.04.2010

    Феноменология суицидального поведения, его специфика в подростковой среде. Подходы к организации диагностики, требования к данному процессу и анализ полученных результатов. Диагностика суицидального поведения подростков в условиях современной школы.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2015

    Понятие наркомании, первые реакции организма подростка на одурманивающие средства. Краткий анализ употребления наркотиков в Украине. Симптомы и изменения в поведении подростков, характерны при употреблении наркотиков. Роль родителей в воспитании ребенка.

    доклад , добавлен 01.06.2010

    Проблемы наркомании среди молодёжи. Профилактика химической зависимости. Наркотики и закон. Легализация наркотиков. Доводы (за и против). Обучающие программы ППХЗ (первичная профилактика химической зависимости) среди подростков и молодёжи.

    дипломная работа , добавлен 04.01.2006

    Особенности возрастного развития в подростковом возрасте. Понятие и специфика делинквентного поведения. Исследование особенностей делинквентного поведения у подростков. Основные причины подростковой преступности. Тест А. Ассингера, шкала Кука-Медлей.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2016