Ремонт Стены Уход

Сообщение на тему что такое именины. Что такое именины? День Ангела: история праздника

Из истории праздника именины

Первые упоминания о праздновании именин на Руси относят к XVII веку. Раньше накануне именин в семье именинника пекли пироги, караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь на молебен, ставил свечи к иконе своего святого. Вечером устраивался ужин для родных и друзей. Всех богаче отмечались царские именины, которые считались государственным праздником — Днём тезоименитства. В этот день устраивался пир для бояр и придворных. От имени царя раздавались пироги и калачи народу. Позже появились традиции устраивать в этот день фейерверки и парады.

Именины — календарный день, которому соответствуют одно или несколько имён из церковного календаря. Этот день имеет религиозное происхождение: день памяти какого-нибудь святого, праздник для человека, который при крещении назван по имени этого святого. Само значение слова «именины» идёт от древнерусского слова «тезоименитство», что означает «имеющий такое же имя»

В России до революции именины считались более важным праздником, чем день рождения. Именины — это не светский праздник, а духовный, так как прежде всего он связан с крещением и со святыми, в честь которых человек получил своё имя. Православная традиция считает, что при крещении, когда человек приобретает церковное имя, вместе с ним он получает небесного покровителя — святого, по имени которого его назвали, своего ангела-хранителя. День памяти данного святого и является датой именин. Раньше день рождения и именины часто совпадали, потому что наши предки старались давать имена своим детям по Святцам. Святцы — список святых, чтимых православной церковью.

В последние годы утратилась традиция давать имена новорождённым по Святцам. Родители дают имена детям по своему вкусу. Как же определить день своих именин? В Святцах есть много одноимённых святых, поэтому при определении дня именин выбирается святой, чья память ближе всего следует за датой рождения человека.

Как отметить именины и что подарить в этот день имениннику? Давно известно, что для любого человека нет сочетания звуков приятнее, чем его имя. Поэтому лучший подарок на именины тот, что содержит это самое имя.

Самым приятным и удачным подарком в такой день будет конечно же история происхождения имени и его значение. Если ты хочешь сделать такой подарок другу или кому-то из своих близких, попроси взрослых помочь тебе в этом. Информацию об именах можно найти в книгах или в Интернете. Перепиши всё, что ты найдёшь о нужном имени, на красивый лист бумаги. Его можно оригинально оформить в виде старинного свитка, вставить в рамку или изготовить в виде «послания в бутылке».

Можно преподнести имениннику самостоятельно сделанный амулет. Для этого понадобится речная или морская галька или ракушка, привезённая из отпуска. На гальке или ракушке надо краской аккуратно написать имя именинника, а затем покрыть бесцветным лаком. Подарить такой амулет можно в матерчатом мешочке, самостоятельно сшитом из красивого лоскута ткани или ленты.

Конечно, на именинах никак не обойтись без ангелочков! Если тебе родители дают деньги на карманные расходы, ты можешь подобрать такой сувенир в магазине или в церковной лавке. Но помни, что это никакой не талисман, не оберег, а просто сувенир и память об именинах.

Можно подчеркнуть значимость имени, изобразив его на торте. Для этого подойдёт готовый покупной торт. Желательно, чтобы на нём было минимум украшений. Надпись можно сделать густым повидлом или варёной сгущёнкой, положив небольшое количество в угол простого полиэтиленового пакетика. Затем в уголочке надо сделать небольшую дырочку и написать имя именинника на торте, выдавливая содержимое через дырочку. Чтобы не испортить торт, сначала можно потренироваться на листе бумаги. Наши имена сопровождают нас с самого рождения до конца жизни. Они считаются частью человека, поэтому к выбору имени необходимо подходить очень ответственно. При крещении человека (в православии) ему даётся имя святого покровителя, и в любую трудную минуту человек может обратиться к нему за помощью молитвой: «Ангеле, хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя... просвети отличать доброе от злого... направь на дорогу, ведущую к спасению».

Именины — семейный, домашний праздник. Не всегда именины приходятся на выходной день. Поэтому и отметить именины можно обычным семейным ужином. А как же праздник?! Перед тем как приступить к чаепитию, все домашние дарят имениннику свои подарки. Затем торжественно выносится торт, именинный пирог, а лучше всего — каравай. Помните песенку: «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай...»? А вот как про именины сказал гениальный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин:

ИМЕНИНЫ

Умножайте шум и радость;

Пойте песни в добрый час:

Дружба, Грация и Младость

Именинницы у нас.

Между тем дитя крылато,

Вас приветствуя, друзья,

Втайне думает: когда-то

Именинник буду я!

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников

В православной традиции принято нарекать христианина в честь какого-либо святого. Имя выбирается из списка святых (православных святцев) или по церковному календарю, где каждый день посвящен тем или иным святым. Имя присваивается после обряда крещения. Этот день впоследствии становится праздником для новообращенного в христианство и называется именинами, Днем тезоименитства или Днем Ангела.

Как определить День Ангела

Если человеку хочется знать, когда День Ангела, ему покровительствующего, но имени святого он не помнит или не знает, то именем святого считается то, которое было дано человеку при рождении. Чтобы определить свой день тезоименитства, нужно посмотреть в календарь Дней Ангела и найти там свое имя - так вы определите день памяти вашего святого покровителя, а значит, и свой День Ангела.

Если крещеный с детства человек рос в религиозном окружении, то он обычно помнит имя своего покровителя, данное ему при крещении. Но люди нерелигиозные по прошествии лет забывают имя своего Ангела. Да и святые с одинаковыми именами в церковном календаре встречаются довольно часто: например, святых Александров в нем около тридцати, а Иоаннов - около восьмидесяти. Еще один святой может иметь не один день памяти, а несколько. Все это создает сложности при определении своего Дня Ангела, однако люди выработали традиционное решение такой проблемы.

Если вас зовут Александр, Иван или у вас другое популярное имя, не отчаивайтесь: вашим Днем Ангела будет считаться тот, который в календаре идет первым после вашего Дня рождения, или тот, который соответствует вашему Дню рождения. Так сложилась церковная практика определения именин: если у вашего святого покровителя в течение года множество дней памяти, то следующий после вашего Дня рождения - ваши именины, а остальные - малые именины.

День Ангела: история праздника

Отмечать именины в России начали в XVII веке, и вплоть до революции этот праздник считался важнее и значимее Дня рождения. В День Ангела было принято ходить в церковь, молиться покровителю и причащаться, заказывать молебен, а к вечеру устраивать праздничный ужин. Царские именины имели статус общегосударственного праздника и справлялись особенно пышно. Царь давал боярам именинные пироги, а народу на улицах раздавали калачи.

Часто имя выбирали в День рождения ребенка по церковному календарю, и тогда День Ангела совпадал с Днем рождения. Если имя выбирали до рождения ребенка заранее в честь определенного святого, которому молились до рождения ребенка, тогда День Ангела становился более важным праздником для человека, чем День рождения.

В православной традиции каждый христианин должен был знать жизнь своего святого покровителя и всячески подражать ему в подвигах и достижениях. "По имени и житие твое да будет" - писал преподобный Амвросий Оптинский.

С приходом же к власти большевиков и ростом антирелигиозных настроений этот праздник предали забвению. Более того, в 20-е и 30-е годы празднование именин подвергалось официальному гонению со стороны государства. В наше время День Ангела имеет значение только в религиозных кругах и уступает в популярности Дню рождения.

Именины и день ангела - праздники, которые в современной России не принято широко отмечать из-за утерянной когда-то традиции. Они потеряли значимость, вследствие путаницы понятий. Многие связывают эти праздники с днем рождения человека. Для того чтобы понять, что такое именины и день ангела, необходимо обратить внимание на собственное имя, дату появления на свет, а также историю христианства.

Что такое именины?

День рождения - момент физического появления на свет нового человека, но факт этот не имеет ничего общего с именинами. Последние обретают свое таинственное значение и силу лишь после того, как новорожденного нарекут во время крещения в церкви. Поэтому именины считаются днем духовного рождения, когда ребенку дают имя определенного святого. Он становится небесным покровителем человека на всю жизнь.

На Руси, чтобы узнать, как зовут человека, спрашивали: «Как ваше святое имя?» После того как младенца крестят, у него появляется не только но и ангел-хранитель. Принято считать, что именины и день ангела - одно и тоже. Именины празднуют в день Святого, в честь которого наречен человек. Часто случается, что этот праздник совпадает с днем рождения или же их отделяет небольшой промежуток времени. Это объясняется тем, что родившегося ребенка называли в честь великомученика. В современном обществе детям дают имена, которых нет в святцах (православный календарь). Тогда священник при крещении выбирает ему второе имя, соответствующее дню крестин.

День ангела

Этот праздник строго индивидуальный. Так повелось, что отмечает его крещеный человек, названный в честь святого во время таинства. Например, если младенец (девочка) получила а родилась она двадцатого ноября, то ее святым покровителем будет Персидская. В этом случае день ангела по церковному календарю следует отмечать третьего декабря. Случается, что религиозные родители заранее выбирают имя любимого святого и называют в его честь ребенка.

В день ангела принято посещать церкви и храмы, причащаться, исповедоваться, а детям - прививать знания о необходимости чтить своего небесного покровителя. Это особый православный праздник, который не получится отметить в точности, как день рождения. Если человек религиозен, то день ангела желательно встретить не только застольем, например, в кругу семьи или друзей, но и причащением, походом в церковь, совершением благих дел. Если праздник пришелся на время Великого поста в будни, следует перенести трапезу на субботу или воскресение.

Что такое именины и день ангела для верующих людей? Это чтение молитв святому покровителю. Обязательно во время встречи дня ангела проявление искренности, желание получить прощение, истинное раскаяние в грехах. Отсутствие корысти, смирение и покаяние, доброта к окружающим и самим себе - вот что значит находиться под покровительством высших сил и получать от них помощь.

Как праздновали именины на Руси?

Многих интересует вопрос: "Что такое именины и как их праздновать?" Традиция отмечать этот день появилась еще в семнадцатом веке. На Руси готовились к именинам заранее. Дома варили пиво, делали пироги по особым рецептам, калачи, караваи. На именины вся семья в обязательном порядке посещала церковь, причащалась, заказывала и читала молитвы святому покровителю за здравие, ставила свечи. Вечером устраивали для именинника праздничную вечерю, на которую также приглашались почетные гости - крестные родители. Украшением стола служил без свечек. Перед уходом гостей именинник раздавал всем выпечку: калачи и пироги с особой начинкой (капуста, картофель и другое), которая обозначала характерные черты родственников.

День ангела и именины - в чем разница этих праздников? А её на Руси не было, так как именинник одинаково почтительно относился к покровителю и принимал подарки. У церковных служащих и царских особ именины величались тезоименитствами, которые широко праздновались.

Именины в 21 веке

В современном мире именины и день ангела постепенно начали утрачивать общие черты. Сначала новорожденному дают имя, которое больше всего нравится родителям. Через некоторое время младенца крестят по христианским обычаям (или же вообще пропускают эту процедуру, если родители атеисты - в таком случае имя, данное при рождении, не изменяется). Случается так, что день крещения и именины не совпадают, тогда два праздника теряют взаимосвязь.

Сегодня что такое именины и день ангела, многие не знают, поэтому никак не отмечают их. Принято больше внимания уделять собственному дню рождения и значению имени, данному при появлении на свет. Некоторые родители и взрослые устраивают небольшие праздники в честь своих именин. Это правильно, если человек крещеный и наречен в честь святого.

Разница между именинами и Днем ангела

В христианстве День ангела и именины являются синонимами. Однако небольшие различия все же имеются. Когда младенец появляется на свет, согласно современным церковным правилам, через сорок дней его следует принести в храм для совершения обряда крещения. Ранее к выбору имени подходили очень серьезно и заглядывали в православный календарь. Если ребенок родился в день определенного святого, такое имя ему и давали. Родители считали, что это угодно Богу.

День ангела и именины - в чем разница между этими праздниками? Для христиан разницы никакой нет, поскольку особого значения она не имела. Главное то, что в процессе крещения между ребенком и святым покровителем устанавливалась духовная связь. Получалось, что крестины малыша и именины совпадали, и грань между этими понятиями постепенно стиралась. Крещенская вода в купели очищает новорожденного, а Господь дарует человеку в этот момент ангела-хранителя. Именно поэтому процедуру крещения называют еще и покровительством свыше.

Значение именин в христианстве

Что такое именины у христиан? В религиозных православных семьях они считались более важным праздником, чем день появления на свет ребенка. Причина - наречение младенца именем святого человека, которое дает право малышу обрести духовную и физическую помощь, поддержку, заступничество со стороны покровителя. Попутно новорожденный получает ангела-хранителя, которым является все тот же святой. Считалось, что отмечать именины раз в году и чтить своего ангела - обязанность крещеного человека.

Обряд крещения на Руси принято было проводить спустя семь дней после рождения (в нынешнее время через 40 дней). Цифра 7 имеет сакральное значение для христиан. В течение этого времени продолжалось сотворение мира. В каждой православной семье именины отмечали широко и отдавали дань святому покровителю. До возникновения христианства имя ребенку давали, учитывая обстоятельства его рождения, внешнего облика, цвета глаз и волос, характера.

Определяем дату именин и дня ангела

Сегодня известно более двух тысяч христианских имен святых людей, которые были канонизированы. Именины в октябре, как и в остальные месяцы года, играют важную роль в религиозном смысле. Перед тем как выбрать имя для малыша (для обряда крещения), обратите внимание на следующий момент: многие святые имеют различные даты чествования, но одинаковые имена. Чтобы правильно определить день именин, выберите самую близкую дату в православном календаре, которая отмечается как день памяти святого. Она должна следовать за днем рождения малыша. Что такое именины и день ангела для современного человека, если он не знает ничего об этих праздниках? На этот вопрос можно ответить самостоятельно, если велико желание отдать дань памяти своему ангелу-хранителю.

Именины в октябре

Узнать о своем дне ангела довольно просто. Для этого достаточно заглянуть в православный календарь. Именины в октябре отмечают все, кто носит канонизированные церковью имена святых. Мужские: Алексей, Александр, Андрей, Аркадий, Анатолий, Борис, Богдан, Владимир, Вениамин, Вячеслав, Григорий, Гавриил, Владислав, Валентин. Среди женщин празднуют именины в октябре Софья, Ульяна, Алина, Анна, Вероника, Вера, Таисия, Ирина, Зинаида, Татьяна.

Светлана Румянцева

Справлять именины – давняя традиция. Сегодня она почти забыта. И даже среди верующих православных людей не каждый вспомнит о Дне Ангела. Откуда пришла эта традиция? Почему имеет такое название? Когда и в честь кого отмечают именины? Читайте дальше и все узнаете.

История появления понятия «именины»

В России активно праздновать именины стали в 17 веке, но история традиции уходит в далекое прошлое. Когда князь Владимир Ясное Солнышко крестил Русь, из православной Византии в нашу страну пришли новые традиции. Христианские православные верования смешивались с традиционными культами, складывалась новая картина мира. Вместе с верой в святых, на Руси закрепилось убеждение, что каждый день проходит под покровительством небесного угодника.

Изначально на Руси человеку давали два имени. Одно использовалось в миру, в соответствии с древними традициями, второе дети и взрослые получали во время крещения. Православное имя не использовалось для обращения к человеку, а указывало на его небесного покровителя. Ярослав Мудрый во время крещения получил второе имя – Юрий. То же случалось со всеми носителя исконно русских имен: Святослав, Святополк, Изяслав, Тихомир, Ярополк.

Спустя две сотни лет появилась новая традиция: когда младенец появлялся на свет, его покровителем становился святой, в чей день сучилось рождение нового человека. Соблюдать этот обряд было необязательно, но люди часто нарекали детей именем небесного покровителя, надеясь, что он станет хранителем человека на земле. Со временем традиция изменилась. Ребенку давали понравившееся имя, принадлежащее любому святому, и праздновали именины отдельно от Дня рождения, которому в то время не уделяли особого внимания.

Если имя не «святое»?

Имена святых перечислены в специальной церковной книге – святцах. Но сегодня в моде называть ребенка нестандартно и креативно. Кто при таком подходе смотрит в церковные книги? Иногда ребенок получает имя, согласно семейной традиции. Некоторые люди приходят в православие из других религий и при крещении приобретают новое наречение.

По какому принципу происходит получение церковного имени? Единого правила нет. Обычно выбирают вариант, близкий по звучанию. Анжелика становится Ангелиной, Оксана — Ксенией, Ричард – Романом. Но ничто не мешает Диане выбрать в покровительницы Ольгу или Екатерину.

Для некоторых имен существуют свои неглавные традиции. Викторию крестят Никой, используя аналогию значения, Светлану – Фотинией.

А что будет, если человек крестится, используя имя, не указанное в святцах? У него не будет небесного покровителя. Насколько это правильно и соответствует христианским традициям — каждый решает для себя сам.

В честь кого нарекли?

Дети, выросшие в православных традициях, своего святого покровителя знают с малых лет, как и день именин. Но для человек, проведшего основную часть жизни вне церковных традиций, узнать День Ангела – непростая задача. На сегодняшний день в православном российском месяцеслове насчитывают 5008 святых. Часть из них носит одинаковые имена: Александр, Иоанн, Андрей, Екатерина. Некоторые имеют несколько дней памяти.

Крещеный человек в покровители имеет право выбрать любого святого, носящего одно с ним имя. К примеру, Александр может поминать Александра Невского, Александра Иерусалимского или Александра Константинопольского. Обычно выбирают того святого, поклонение которому носит массовый характер. Важную роль играет наличие икон и храмов, посвященных покровителю.

Но существует и еще одна традиция: определение Дня Ангела по церковному календарю. В таком случае именины отмечаются в первый день поминания святого, чье имя досталось человеку при крещении.

Какие святые существуют в православной культуре?

  • Пророки – святые, согласно библии, жившие до пришествия Христа. Они предсказали появление мессии, его смерть и воскрешение.
  • Апостолы – 12 учеников Христа, которые распространяли учение его по всему свету. Перт и Павел за труды свои получили статус первоверховных апостолов. Есть и равноапостольные святые. В разные времена они распространяли веру в Христа и единого Бога. К ним относятся византийский император Константин и его жена Елена, креститель Руси – князь Владимир, просветители Кирилл и Мефодий.
  • Мученики – святые, подвергшиеся тяжелым испытаниям во славу Христову. Среди них выделяют исповедников – святых, перенесших мучения, но умерших при других обстоятельствах в мирной жизни. Еще одна категория – великомученики. Они перенесли особенно тяжелые страдания. К ним относятся святая Екатерина, Георгий Победоносец.
  • Святители – это угодные Богу епископы, чья жизнь особенно послужила вере Христовой. Самые известные и почитаемые: Николай Чудотворец, Иоанн Златоуст.
  • Преподобные – праведники, вставшие на путь монашества с полным отказом от мирских соблазнов: Сергий Радонежский, Серафим Саровский.
  • Праведные – это святые, прославившиеся богоугодными делами в мирской жизни. Первыми праведными святыми принято считать Адама, Ноя, Авраама.
  • Бессребреники – целители болезней тела и духа. Помогали людям, не требуя ничего взамен, без всякого корыстного умысла.
  • Юродивые (блаженные) – люди, чьи поступки казались окружающим безумными. Но в действиях этих святых была скрыта особая духовная сила и мудрость.

Когда отмечают именины?

Чтобы определить день именин, нужно заглянуть в церковный календарь. Самый простой вариант – совпадение именин и Дня рождения. В ином случае именинами станет, ближайший день, в который поминается святой с вашим именем.

В 2000 году прошел Архиерейский собор, во время которого пополнились списки мучеников. Дети, рожденные после 2000 года, отмечают именины по новому памятному календарю. Остальные – согласно старым спискам.

Отдельные правила касаются високосных лет. С 29 по 13 марта именины празднуют на день раньше. 365-е сутки года добавляются по православному обычаю в Касьянов день 13 марта.

Можно ли изменить имя?

В редких случаях церковь допускает изменение православного имени, которое происходит во время таинства причастия. Обычно, этот ритуал используют, если крещеный человек не помнит своего церковного имени. Изменение записи в паспорте и прочих «мирских» документах на крестильное имя не влияет.

Полученное при крещении имя при желании верующего изменяют, если оно не присутствует в святках. Еще одна причина – получение церковного имени, несоответствующего полу.

Традиции

Православный человек, зная имя своего покровителя, первым делом должен прикоснуться к его истории и жизненному пути, познакомиться с писанием. В день именин верующий идет в храм, причащается, молится своему святому, а после зовет друзей и близких на празднование.

Традиция эта зародилась через пару веков после крещения Руси, когда новая религия полностью прижилась среди русских людей. Именинник с самого утра шел в храм, чтобы помолиться и причаститься. В этом и заключалось все празднование: поминание святого покровителя, чтение молитвы и поцелуй иконы с ликом своего хранителя.

Со временем к ритуалу добавились и домашние празднества с поздравлением именинника. Первая храмовая часть ритуала оставалась неизменной. А вот ко второй готовились заранее с вечера. Ближайшие родственники вместе с именинником варили пиво и пекли угощения. По традиции, ими становились калачи и караваи. Отсюда и шутливая детская песенка пошла: «…испекли мы каравай…»

Пока именинник исполнял утреннюю молитву и причащался, родственники в храме заказывали молебен за здравие. А после начинался обряд приглашений. Вместо пригласительных использовали пироги. Они разносились по домам будущих гостей. Чем больше угощение, тем важнее приглашенный. Особенное уважение в виде большого сладкого пирога оказывали крестному отцу и крестной матери.

Вечером наступала третья часть празднования. Гости приходили в дом именинника, начинались песни, пляски и пир горой. Главным угощением становился пирог с изюмом. Но есть его сразу строго возбранялось. По традиции, угощение разламывали над головой именинника. Изюм, который сыпался на виновника торжества, был символом богатства.

С особым размахом праздновала именины царская и императорская семья. День Ангела члена правящего семейства становился народным праздником и отмечался шумными гуляниями. От лица именинника простому люду разносили угощения, а затем проводили пышные парады.

До 1917 года в России не праздновали День рождения. Люди отмечали именины. Со сменой власти изменились традиции. Борьба с религией привела к появлению похожего, но отличного от именин праздника. – это именины на новый лад. Убрали традиционный поход в храм и поминание святого покровителя, зато оставили праздничную часть с гуляниями и подарками. С распадом СССР в Россию возвращаются старые традиции. Теперь люди не выбирают один из двух праздников, а отмечают оба: отдельно именины, отдельно День рождения.

Что дарить на именины?

Традиционно подарок имениннику имеет духовный подтекст:

Именная иконка. Этот подарок придется как никогда кстати. Даже если у именинника уже есть икона с изображением своего святого, этот вариант не утрачивает актуальности. Особенно ценным подарок окажется, если хранитель не входит в число массово почитаемых. Иконки с такими святыми пишут в мастерских на заказ. Маленьким детям по старому обычаю можно подарить мерную икону – изображение святого размером с самого малыша в день рождения.

Крестики. Золотые, серебряные, медные. Это одновременно и дорогой, и духовный подарок. Православный человек носит с собой крестик 24 часа в сутки. Возможны и иные варианты украшений: или .

Библия. Это главная священная книга христианства. Но много ли верующих ее читали? Библию для подарка выбирайте нарядную, с удобным для чтения шрифтом и оформлением. Для детей подойдет иллюстрированный и упрощенный вариант священной книги.

Духовные издания. Подобные книги найдутся в церковных лавках. Хорошо, если найдется подарок, рассказывающий о пути святого, чьим именем нарекли человека. Так именинник познакомится ближе со своим хранителем, узнает его историю.

Игрушки для детей. Хорошим подарком для малыша станет игрушка в виде ангела. Преподнести можно и книгу-игрушку с объемными листами–картинками. Такая вещь запомнится малышу и останется с ним надолго.

На именины не дарят деньги, сотовые телефоны, ноутбуки и прочие дары общества потребления. Это духовный праздник. Подарок на именины – это проводник к и развитию. Откажитесь от сервизов для распития спиртных напитков, портсигаров, наборов азартных настольных игр.

Празднование именин – увлекательная традиция прошлого. Сегодня она выглядит иначе, чем двести-триста лет назад, но духовная ценность ее по-прежнему высока.

27 января 2014, 10:26