Еткс справочник рабочих профессий сварщик. Электросварщик ручной сварки
Организация методического процесса: свободная индивидуальная методическая деятельность педагогов; интерактивные формы методического обучения; сочетание индивидуальной, групповой и коллективной методической деятельности; управленческое консультирование.
Взаимодействие педагога и администрации школы: совместные тренинги; делегирование управленческих полномочий педагогам-мастерам; гуманистическая позиция руководителей всех уровней и др.
При планировании научно-методической работы школы педагогический коллектив должен отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Формы научно-методической работы:
1. Тематические педагогические советы.
2. Научно-методические советы.
3. Методическая работа на кафедрах.
4. Работа учителей над темами самообразования.
5. Открытые уроки, их анализ и самоанализ учителя.
6. Взаимоотношение и анализ уроков.
7. Работа психолого-педагогического семинара.
8. Диагностическая лаборатория кафедр.
9. Индивидуальные беседы по организации и проведению урока.
10. Организация и контроль курсовой подготовки учителей.
11. Аттестация.
12. Внеклассная работа на кафедрах.
Методические формы повышения квалификации
Таблица 3. Методические формы повышения квалификации
Индивидуальные | Групповые | Фронтальные |
– Индивидуальное шефство – Наставничество – Консультации методиста, психолога – Самообразование (самовоспитание) – Моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого педагога | – Проблемные консультации – Творческие микрогруппы – Тематические семинары –Психологический тренинг – Школа педагогического мастерства – Организационно- деятельностные, ролевые игры – Коллоквиумы –Психолого-педагогический практикум – Школа молодого специалиста – АКС (анализ конкретных ситуаций) – Взаимопосещение уроков – Творческие мастерские | – Педсовет –НМС, КЭС –Психолого-педагогические семинары – «Круглый стол» – Теоретические, методические и практические конференции |
С несколько иных позиций можно рассматривать научно-методическую работу в школе, если определять её как целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства учителя и воспитателя, на развитие творческого потенциала школы, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ методической работы представляют собой три группы:
1.Общешкольные :
Единые методические темы;
Психолого-педагогические семинары;
Практикумы;
Научно-практические конференции и педагогические чтения;
Читательские и зрительские конференции;
Методические выставки;
Стенгазеты.
2.Групповые :
Методические объединения;
Творческие микрогруппы учителей;
Школы передового опыта;
Взаимопосещения уроков и внеклассных мероприятий.
3.Индивидуальные :
Стажировка;
Индивидуальные консультации;
Собеседования;
Наставничество;
Работа над личной творческой темой;
Самообразование.
РАБОТА НАД ЕДИНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ выступает фактором сплочения коллектива. Актуальность ее зависит от уровня деятельности коллектива, интересов учителей. Тема охватывает учебную и внеурочную воспитательную работу. Работа над темой требует подведения промежуточных итогов, корректировки.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ проводятся раз в четверть. Требуют высокой квалификации организаторов и прямых связей с учеными. Положительная тенденция - взаимосвязь теории
и практики. Результатом деятельности семинара становятся не только знания, но и практические умения и навыки.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ способствуют обогащению интересов и духовных потребностей учителей. Примером нетрадиционного проведения конференции являются короткие выступления с последующей дискуссией.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ нацелены на освоение каждым учителем содержания, основных требований и идей новых учебных программ. Виды деятельности: открытые уроки, педагогические консилиумы, творческие отчеты и т.д.
МИКРОГРУППЫ формируются для освоения нового опыта, методики по принципу психологической совместимости, состоят из 3-6 человек. Каждый член группы сначала самостоятельно изучает теорию, затем обсуждает ее с коллегами и реализует изучаемую идею
в своей практике.
ОТКРЫТЫЕ УРОКИ имеют следующее назначение:
а) распространение прогрессивного опыта имеющего высокий конечный результат;
б) экспериментальное подтверждение теории, экспертная оценка ее
коллегами.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ методработы осуществляется с помощью:
Методических выставок;
Бюллетеней;
Стенгазет;
Оборудования методкабинетов (монографии, методические пособия, вырезки из журналов и газет, картотеки педагогической литературы, методические разработки лучших уроков и внеклассных мероприятий и т.д.)
ПЛАНИРОВАНИЕ
Общешкольный план методической работы входит составной частью в план учебно-воспитательной работы школы в раздел "Работа с кадрами". Работу планирует и организует методический совет, основываясь на диагностировании уровня ЗУН и компетенций учащихся и учете затруднений учителей.
Планируется тема работы коллектива, проблематика педагогических советов, тема учительской конференции и т.д.
Практика работы показала, что существует и иной взгляд на методическую работу. Согласно исследованиям, основной формой методической работы (самой массовой) педагоги традиционно считают школьные методические объединения (кафедры) учителей. В то же время, работа методических объединений не может (по содержанию
и функциям) полностью удовлетворить потребности педагогов и требований администрации к методической работе. Будучи организационной формой, она должна определять направления и формы взаимной и индивидуальной педагогической деятельности. Все формы методических занятий делятся на две большие группы: индивидуальные и групповые (коллективные). Индивидуальная работа позволяет учителю самостоятельно и объективно определить свои слабые стороны, спланировать работу по личному графику, оперативно отслеживать
и корректировать процесс обучения. Групповые формы, не являясь такими мобильными, охватывают гораздо больший объем знаний, знакомят с передовым опытом в концентрированном виде, способствуют объединению педагогов в коллектив, нахождению оптимальных решений педагогических проблем.
К индивидуальным формам относятся:
Самообразование;
Изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;
Рефлексия и анализ собственной деятельности;
Накопление и обработка материала по сопутствующим педагогике дисциплинам (наукам): психологии, валеологии, методике преподавания;
Создание собственной папки достижений (портфолио);
Создание методической копилки;
Разработка собственных средств наглядности;
Работа над собственной методической темой, имеющей интерес для педагога;
Разработка собственных диагностических материалов, ведение мониторинга по определенной проблеме;
Подготовка выступления на педсовете по проблеме;
Посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;
Персональные консультации;
Собеседование у администрации;
Индивидуальная работа с наставником (наставничество);
Выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя методического объединения.
Формы коллективной методической работы:
Работа над единой методической темой;
Педагогическая мастерская;
Теоретические семинары (доклады, сообщения)
Диспуты, дискуссии;
Методические недели;
Конкурсы педагогического мастерства;
Творческие отчеты;
Деловые игры, ролевые игры;
Обсуждение передового педагогического опыта
Тематический педсовет;
Педагогические чтения;
Выставки передового педагогического опыта;
Подбор форм, соответствующих поставленным задачам, - вот одна из целей управления методической работой. Однако для своевременной и точной реализации всех выбранных форм необходимо правильно определить структуру инновационно-методической работы в школе.
Интернет-сайт: http://old.iro.yar.ru/conferences/metod/kuricina.html
Вопросы и задания
1. Заполните таблицу «Основные направления научно – методической работы»:
2. Подготовьте сообщение на тему: «Формы повышения квалификации».
3. Подготовьте сообщение по вопросам содержания и форм организации методической работы в школе
Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности выполняемым педагогами учреждений профессионального образования, Н.Е. Эрганова относит :
Анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
Методический анализ учебного материала;
Планирование системы уроков теоретического и практического обучения;
Моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;
Конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;
Разработку методики обучения по предмету;
Разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;
Управление и оценку деятельности учащихся на уроке;
Рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.
Основные формы методической работы педагога в профессиональном учебном заведении показаны в приложении 1 .
Различают две взаимодополняющие формы методической работы в учебных заведениях системы профессионального образования - коллективную и индивидуальную. Каждая из них имеет свое четко определенное функциональное назначение и ясно выраженные цели.
Коллективная методическая работа, прежде всею, выражается в активном участии членов педагогического коллектива в работе педагогического совета - высшего органа учебного заведения. К коллективным видам методической деятельности относится также участие в работе методических комиссий, в инструкционно-методических совещаниях, педагогических чтениях, научно-практических конференциях, семинарах-практикумах.
Педагогический совет по Уставу учебного заведения вправе решать все вопросы жизни училища, но - применительно к методической деятельности - это, прежде всего, вопросы, связанные с постановкой учебно-воспитательного процесса . Конечной целью всей деятельности педсовета является повышение роста педагогического мастерства: и улучшение эффективности педагогической деятельности.
Это же цели посвящены и вопросы, рассматриваемые на объединениях преподавателей и мастеров, которые традиционно называются, методическими комиссиями. Занимаясь частными проблемами, связанными с разработкой конкретной деятельности мастеров и преподавателей, методическая комиссия в основном охватывает все направления в своей работе :
1) изучение и разработка учебно-методической документации;
2) повышение качества учебно-воспитательной работы;
З) повышение педагогической квалификации мастеров и преподавателей.
Первое направление охватывает:
· изучение новой учебно-программной документации и коррективы действующей рабочей программы (при необходимости);
· обсуждение перечней учебно-производственных работ по профессиям;
· обсуждение перечней проверочных и квалификационных работ;
· обсуждение учебно-дидактического обеспечения и учебно-технологической документации, критериев оценок типичных работ, величины ученических норм и др.;
· обсуждение детальных программ производственной практики и т.п.
Второе направление включает:
· проведение и анализ открытых уроков;
· организацию взаимопосещения занятий членами комиссии;
· обмен опытом (доклады опытных мастеров) учебно-воспитательной работы в группе;
· коллективное обсуждение отдельных направлений совершенствования процесса производственного обучения;
· рассмотрение паспортов комплексного методического оснащения специализированных и типовых учебных мастерских и кабинетов;
· анализ итогов производственного обучения и разработка мер по повышению его качества;
· обсуждение хода подготовки и проведения итоговых выпускных экзаменов и т.д.
Третье направление деятельности методической комиссии преследует организацию систематического повышения уровня квалификации ее членов. Это предполагает мероприятия такого рода:
· обзоры новых изданий педагогической и методической литературы;
· обсуждение конкретных публикаций по вопросам инновационных технологий, путей совершенствования производственного обучения, актуальных проблем взаимосвязи теории и практики и др.;
· организация смотров-конкурсов учебных мастерских, конкурсов профессионального мастерства, выставок рационализаторских предложений сотрудников и учащихся, смотров технического творчества в группах и т. п.;
· обсуждение рефератов и докладов, подготовленных на педагогические чтения, конференции инженерно-педагогических работников и т.п.;
· заслушивание обзоров научно-технической информации и др.
Таким образом, методическая работа в образовательном учреждении представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, включая управление их самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием.
Также к формам коллективной методической работы Л.П. Ильенко относит :
Работа над единой методической темой;
Педагогическая мастерская;
Теоретические семинары (доклады, сообщения)
Диспуты, дискуссии;
Методические недели;
Конкурсы педагогического мастерства;
Творческие отчеты;
Деловые игры, ролевые игры;
Обсуждение передового педагогического опыта
Тематический педсовет;
Педагогические чтения;
Выставки передового педагогического опыта;
Индивидуальная работа позволяет учителю самостоятельно и объективно определить свои слабые стороны, спланировать работу по личному графику, оперативно отслеживать и корректировать процесс обучения. Групповые формы, не являясь такими мобильными, охватывают гораздо больший объем знаний, знакомят с передовым опытом в концентрированном виде, способствуют объединению педагогов в коллектив, нахождению оптимальных решений педагогических проблем.
К индивидуальным формам относятся :
Самообразование;
Изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;
Рефлексия и анализ собственной деятельности;
Накопление и обработка материала по сопутствующим педагогике дисциплинам (наукам): психологии, валеологии, методике преподавания;
Создание собственной папки достижений (портфолио);
Создание методической копилки;
Разработка собственных средств наглядности;
Работа над собственной методической темой, имеющей интерес для педагога;
Разработка собственных диагностических материалов, ведение мониторинга по определенной проблеме;
Подготовка выступления на педсовете по проблеме;
Посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;
Персональные консультации;
Собеседование у администрации;
Индивидуальная работа с наставником (наставничество);
Выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя методического объединения.
К активным формам организации методической работы относятся:
1) дискуссия. Цель дискуссии - вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между житейскими представлениями и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности;
2) методический ринг. Цель - совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции. Форма проведения - групповая работа (оппоненты, группы поддержки оппонентов и группа анализа). Например, методический ринг по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках» предполагает соревнование следующих методических идей:
· применение игровых заданий;
· использование активных форм обучения;
· организация группового взаимодействия учащихся;
· повышение роли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения и т. п.;
3) методические посиделки. Цель - формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей. Форма проведения - круглый стол;
4) методический диалог. Цель - обсуждение определенной проблемы, выработка плана совместных действий. Форма проведения - круглый стол. Методический диалог ведется между руководителем и слушателями или между группами слушателей по определенной проблеме;
5) деловая игра. Цель - отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий;
6) тренинг. Цель - отработка определенных профессиональных навыков и умений. Тренинг (англ.) - специальный, тренировочный режим, тренировка, может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара;
7) педагогический КВН. Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата;
8) методический мост. Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания;
9) мозговой штурм. Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме;
10) решение педагогических задач. Цель - познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности учителя и учащихся, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий поможет научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное. Мастерство учителя проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности;
11) методический фестиваль. Данная форма методической работы, используемая методистами города, района, руководителями школы, предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок. На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.
Таким образом, методическая работа в учреждении профессионального образования во всем многообразии её видов и форм, представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, включая управление их самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием.
инновационный экономический колледж преподаватель
размер шрифта
ПИСЬМО Минобразования РФ от 09-03-2004 03-51-48ин42-03 (2019) Актуально в 2018 году
2. Основные направления деятельности Методической службы
К основным направлениям деятельности Методической службы относятся:
2.1. Аналитическая деятельность:
Мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников системы образования;
Создание базы данных о педагогических работниках образовательных учреждений района (города округа);
Изучение и анализ состояния и результатов методической работы в образовательных учреждениях, определение направлений ее совершенствования;
Выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;
Сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы образовательных учреждений района (города, округа);
Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
2.2. Информационная деятельность:
Формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
Ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
Ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов;
Информирование педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии дошкольного, общего, специального образования и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
Создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности.
2.3. Организационно-методическая деятельность:
Изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;
Прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
Организация работы районных, городских методических объединений педагогических работников образовательных учреждений;
Организация сети методических объединений педагогических работников образовательных учреждений;
Участие в разработке содержания регионального (национально-регионального) компонента, компонента образовательного учреждения образовательных стандартов, элективных курсов для предпрофильной подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений;
Участие в разработке программ развития образовательных учреждений;
Организация методического сопровождения профильного обучения в общеобразовательных учреждениях;
Методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;
Обеспечение комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы образовательных учреждений;
Определение опорных (базовых) школ, дошкольных учреждений, школ педагогического опыта для проведения семинаров-практикумов и других мероприятий с руководящими и педагогическими работниками образовательных учреждений;
Подготовка и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства работников образовательных учреждений;
Организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся образовательных учреждений;
Взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования.
2.4. Консультационная деятельность:
Организация консультационной работы для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений;
Организация консультационной работы для педагогических работников, ведущих в сельских общеобразовательных учреждениях преподавание двух-трех и более предметов;
Организация консультационной работы для педагогических и руководящих работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
Популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований;
Консультирование педагогических работников образовательных учреждений и родителей по вопросам обучения и воспитания детей.