Ремонт Стены Уход

Обзор литературы 2 половины 19 века презентация. Презентация "Русские поэты второй половины XIX века"



  • Познакомиться с разными способами питания животных.
  • Разделить животных по группам, относительно способов питания.
  • Определить место животного в цепи питания.
  • Воспитывать у учащихся любовь к животным. .

  • 1.На основе знаний о животных рассказать о пище, которой питаются животные.
  • 2. Разделить животных на группы по способам питания.
  • 3. Научиться составлять цепь питания.
  • 4. Воспитывать в детях любовь к животным.

Учеными США из университета Юты были представлены останки нового вида травоядного динозавра. По словам исследователей, они были удивлены, увидев, что череп животного великолепно сохранился. У этого вида динозавров было по

800 зубов , ученые назвали его "грипозаурус", от латинского "загнутый клюв ", так как форма строения черепа животного очень необычна, она загибается кверху. Исследователи утверждают, что новое открытие позволит пролить свет на то, какой была жизнь в этом регионе Америки за миллионы лет до того, как исчезли динозавры.


Ответ: 800 зубов.

Скажите, а зачем нужны зубы?


ОТВЕТ:

1. Зубы помогают убить жертву .(хищники)

2.Зубы помогают удержать добычу.

3.Чтобы пережёвывать пищу.

4.Чтобы ввести яд (змеи).

5. Красиво улыбаться (человек)




Зубы бывают.

  • Резцы
  • Клыки
  • Коренные зубы.
  • Молочные зубы

Постоянные зубы

  • Постоянные зубы
  • Постоянные зубы
  • Постоянные зубы
  • Постоянные зубы

Это интересно…

  • Щенок рождается беззубым: первые резцы, а затем и клыки появляются в возрасте 3-4 недель, сначала в верхней, а затем в нижней челюсти. В возрасте 2-4 месяца вырастают молочные резцы. По мере того как увеличиваются межчелюстные кости и кости нижней челюсти, между молочными резцами появляется просвет. Молочные резцы меняются с двухмесячного возраста. Молочные клыки сменяются постоянными в возрасте 4,5-6 месяцев. У 6-7 месячных щенков нередко видны одновременно молочные и постоянные клыки. Таким образом, у восьмимесячного щенка уже имеются все постоянные зубы.

характерная зубная формула собаки:

42 зуба:

12 резцов, 4 клыка, 2 ложнокоренных и

24 коренных.



Начертите в тетради таблицу.


По разнообразию кормов, которые поедает медведь, его можно причислить к всеядным животным, хотя по строению зубов это типичный хищник. Животный корм в жизни медведя имеет второстепенное значение. В основном же он питается растительными продуктами, охотно ест различные лесные ягоды: чернику, бруснику, клюкву, малину.

Проверим вашу работу

Плотоядные

Хищники

Травоядные

Всеядные

1 медведь

2 китовые вши


Что получают все живые организмы с пищей?

Ответ: Питательные, органические вещества.

Человек и животные получают с пищей готовые органические вещества, которые усваиваются организмом.



Проверим ещё раз вашу работу

Плотоядные

Хищники

Травоядные

Всеядные

1 медведь

2 человек

2 китовые вши


Собери в тетради схему пищеварения

Усвоение питательных

веществ организмом

Пища

Удаление непереварившихся

остатков


Пища

Усвоение питательных

веществ организмом

Удаление непереварившихся

остатков





  • 1. Какие группы животных по способу питания вы знаете?
  • 2. Есть ли животные которым нужна ваша забота, охрана.
  • 3.Что необходимо животным для жизни?
  • 4. Чем связаны животные и растения в природе?

  • § 17.
  • Стр. 88 выполни задание в тетради.

Презентация на тему "Как питаются разные животные" по биологии в формате powerpoint. В данной презентации для школьников 5 касса приводятся различные примеры приспособлений животных к типам пищи, к ее поимке, лучшему ее усваиванию. Работа хорошо иллюстрирована. Автор презентации: Боровик В.С., учитель биологии.

Фрагменты из презентации

  1. В природе существует огромное множество приспособлений животных к типам пищи к ее поимке, лучшему ее усваиванию.
  2. Все они сформировались в результате эволюции. Если бы их не было, животным было бы гораздо сложнее выжить в мире жестокой конкуренции за пищевые ресурсы.
  3. Пауки впрыскивают секрет (особое вещество) в жертву. Ее ткани размягчаются и только потом паук поедает ее, высасывая готовый «бульон». Такой тип питания называется внешним пищеварением.
  4. Некоторые насекомые тоже питаются жидкой пищей, поэтому их ротовой аппарат преобразовался в хоботок.
  5. У улитки на языке имеется терка – редула – с помощью нее она соскабливает верхний слой клеток растения. Таким образом она питается.
  6. Пресноводные гидры, уже знакомые нам, и медузы имеют особые стрекательные клетки, они находятся на их щупальцах. Эти животные выстреливают ими в жертву и обездвиживают ее, не оставляя шансов на спасение.
  7. Все ракообразные имеют мощные клешни. С их помощью они ловят мелких рыбешек, разделываются с уже умершими животными, отрывают кусочки пищи и отправляют их в рот.
  8. У хищных птиц помощь в питании оказывают острые когти и сильный клюв.
  9. Синий кит – самое большое животное на земле. Питается он мелкими ракообразными (крилем), процеживая воду через щетинистые выросты на верхней губе – китовый ус.
  10. Существует еще очень много примеров приспособлений животных к «качественному» питанию. Все они очень разные, но их объединяет одна общая черта – все животные питаются уже готовыми органическими веществами.

РУССКИЕ ПОЭТЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX века Ф. Глинка, А. Хомяков, К. Павлова, А. Кольцов, Н. Огарев.

«Стихи – всегда исповедь…»

Геращенко Марина Владимировна,

учитель русского языка и литературы МБОУ лицей № 90

г. Краснодар


ФЕДОР НикОЛАЕВИЧ ГлинкА

День рождения: 19.06.1786 года

Место рождения: с. Сутоки, Смоленская губерния, Россия

Дата смерти: 23.02.1880 года

Место смерти: Тверь, Россия

Федор Николаевич Глинка принадлежит к старшему поколению поэтов-декабристов. Завершив обучение в 1-м кадетском корпусе, он принимал участие в войнах с Наполеоном, сражался под Аустерлицем, участвовал в Бородинской битве 1812 года, в заграничных походах русской армии; окончил войну в чине полковника и был награжден золотым оружием за храбрость.


  • И вот: два я во мне, как тигр со львом,
  • Проснулися и бьются друг со другом;
  • И я в борьбе расслаб, отяжелел,
  • И плоть моя сгустилася во мне...
  • Я тяжесть тела слышу на себе,
  • И чувствую, что я хожу под ношей,
  • И чувствую... Земля влечет меня,
  • Сося в себя, как змей, свою добычу:
  • Я, с каждым днем, врастаю больше в землю,
  • Пока совсем зароюся землей...
  • И слышно мне: вкушенья острый яд,
  • Как тонкое начало разрушенья,
  • Из кости в кость, из жилы в жилу ходит
  • И изменяет весь состав мой прежний.
  • Нетленья сын, я обрастаю тленьем:
  • Чувствительность под чувственностью стонет,
  • И на живом ношу я мертвеца!!.
  • 1840-1850-е

АЛЕКСЕЙ СТЕПаНОВИЧ ХОМЯКОВ

День рождения: 13.05.1804 года

Место рождения: Москва, Россия

Дата смерти: 23.09.1860 года

Место смерти: с.Ивановское, Россия

Хомяков – не из пушкинской плеяды, но из пушкинской эпохи. Из пушкинского окружения и, что еще важнее, – из той же дворянской культуры русского «золотого века». Что это подразумевает? Родовитость, образованность, отвагу, свободу.


«Ударил час, прощайте, други...»

Быть может, не венец лавровый,

Кровавый мне готовится венец,

Но над тобою, рок суровый,

И там, как здесь, возносится певец, -

И там, как здесь, в последнее мгновенье

Спокойно улыбнулся я.

Мне явятся веселые виденья,

Мне явятся далекие друзья.

А вы!.. забудете ль поэта?

В роскошной, южной стороне,

В столице шумной, в вихре света,

Друзья! вздохнете ль обо мне?

[Конец апреля 1828]

Ударил час, прощайте, други!

Мне предстоит далекий путь.

С кем мне теперь делить мои досуги?

При ком свободно мне вздохнуть?

Пусть весел светлый край Дуная

И веселы кровавые бои;

Но верьте мне, там образ рая,

Где с вами я, друзья мои!

Надолго я расстанусь с вами;

Но под рущукскими стенами,

На поле битвы роковой,

Под ставкою, под знаменами,

В мечтах вы будете со мной.


КАРОЛИНА КАРЛОВНА ПАВЛОВА

День рождения: 10.07.1807 года

Место рождения: Ярославль, Россия

Дата смерти: 1893 год

Русская поэтесса, переводчица, жена писателя Н. Ф. Павлова. Урожденная Яниш (1810 - 94). Дочь профессора, Павлова получила блестящее домашнее воспитание и рано обратила на себя внимание литературного мира.


Сфинкс

  • Эдипа сфинкс, увы! он пилигрима
  • И ныне ждет на жизненном пути,
  • Ему в глаза глядит неумолимо
  • И никому он не дает пройти.
  • Как в старину, и нам, потомкам поздним,
  • Он, пагубный, является теперь,
  • Сфинкс бытия, с одним вопросом грозным,
  • Полукрасавица и полузверь.
  • И кто из нас, в себя напрасно веря,
  • Не разрешил загадки роковой,
  • Кто духом пал, того ждут когти зверя
  • Наместо уст богини молодой.
  • И путь кругом облит людскою кровью,
  • Костями вся усеяна страна...
  • И к сфинксу вновь, с таинственной любовью,
  • Уже идут другие племена.

Алексей Васильевич Кольцов

День рождения: 03.10.1809 года

Место рождения: Воронеж, Россия

Дата смерти: 29.10.1842 года

Знаменитый народный поэт. Родился в зажиточной мещанской семье города Воронежа. Кольцов воспроизвел народный быт и внутренний мир простого человека в формах самой народной поэзии.


Молитва

На крест, на могилу,

На небо, на землю,

На точку начала

И цели творений

Творец всемогущий

Накинул завесу,

Наложил печать -

Печать та навеки,

Ее не расторгнут

Миры, разрушаясь,

Огонь не растопит,

Не смоет вода!..

Прости ж мне, спаситель!

Слезу моей грешной

Вечерней молитвы:

Во тьме она светит

Любовью к тебе...

1836, степь гр. Орловой

Спаситель, спаситель!

Чиста моя вера,

Как пламя молитвы!

Но, боже, и вере

Могила темна!

Что слух мой заменит?

Потухшие очи?

Глубокое чувство

Остывшего сердца?

Что будет жизнь духа

Без этого сердца?


НИКолай платонович огарев

День рождения: 24.11.1813 года

Место рождения: Санкт-Петербург, Россия

Дата смерти: 31.05.1877 года

Место смерти: Лондон, Россия

На местном материале написаны поэмы «Юмор», «Зимний путь», «Господин», стихотворения «Деревня», «Кабак», «Деревенский сторож», «Дорога». В Пензенской губернии проходит и действие антикрепостнической повести «Гулевой». Полиция по-прежнему следила за каждым шагом опального поэта.


Проклясть бы мог свою судьбу,…

Проклясть бы мог свою судьбу,

Кто весь свой век, как жалкий нищий,

Вел бесконечную борьбу

Из-за куска вседневной пищи;

Кто в ветхом рубище встречал

Зимы суровые морозы,

Кто в отупеньи забывал

Пролить над милым прахом слезы.

Не слушал томно при луне

Ни шум ручья, ни звук свирели,

А ждал в печальной тишине

Пустого дня под свист метели;

Кто ликований и пиров

Не знал на жизненном просторе,

Не ведал сладкой грусти снов,

А знал одно сухое горе.

Но много сносит человек

Средь жажды жить неутолимой,

И как бы жалок ни был век -

Страшит конец неотразимый!..


Задания для самостоятельной работы.

1. Перечислите всех известных вам русских поэтов второй половины XIX века.

2. Определите основные особенности русской поэзии, перечислите круг тем и проблем, к которым они обращались.

3. Кого из поэтов второй половины XIX века вы можете назвать богоискателями и почему?

4. Попробуйте, используя цитаты из стихотворений разных поэтов, описать мир русской поэзии середины – конца XIX века.


Задания для самостоятельной работы

4. Согласны ли вы с определение поэзии Каролины Павловой как «мотыльковой»?

5. Гармоничен или дисгармоничен в своей основе мир героев Алексея Кольцова?

6. Почему Николая Огарева называют продолжателем традиций Лермонтова? Согласны ли вы с этим определением?

7. В чём необычность лирики Федора Глинки?

8. Идеалы славянофильства в стихотворениях Федора Хомякова.

«Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!»

Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков.

19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.

Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.

А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов.

Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта.
А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор».
Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского обществахарактерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века.

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране.
Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ урока литературы по теме «Русская литература второй половины XIX века». Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 5» г. Оренбурга НАСЫРОВА Э.С.

Слайд 2

Русская литература второй половины XIX века. «ПОРВАЛАСЬ ЦЕПЬ ВЕЛИКАЯ…»

Слайд 3

Историческая ситуация. РЕФОРМЫ 60-70-ых годов:

крестьянская реформа 1861 г земская реформа 1864 г. судебная реформа 1864г. цензурная реформа 1865г. городская реформа 1870г. военные реформы 1860-70-х гг. морские реформы 1850-60-х гг. финансовые реформы 1860-х гг. университетская реформа 1863г. Проведены самодержавием в условиях обострения социального кризиса. Способствовали развитию капитализма.

Слайд 4

Историческая ситуация. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС:

абсолютное падение производства недогрузка производственных мощностей рост безработицы нарушения в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах

Слайд 5

КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856 гг (Восточная война)

Война Российской империи против коалиции Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинского королевства за преобладание на Черном море и в зоне Черноморских проливов. Военная и экономическая отсталость России от западных держав обусловила ее поражение. Потери России в Крымской войне - 500 000 человек.

Слайд 6

КРЫМСКАЯ ВОЙНА

Слайд 7

Историческая ситуация. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:

Основная цель: споры о путях развития России.

Слайд 8

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: ЗАПАДНИКИ

Сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество. Выдвигали проекты освобождения крестьян с землей. Главные представители: П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др. Сотрудничали в журналах «Отечественные записки», «Современник», Русский вестник».

Слайд 9

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: СЛАВЯНОФИЛЫ

Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати. Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др. Близки к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и др.

Слайд 10

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: НАРОДНИКИ

Народническая идеология, представлявшая собой разновидность утопического социализма.

Слайд 11

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: ПОЧВЕННИКИ

Проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно-этической основе. Сотрудничали в журналах «Время», «Эпоха».

Слайд 12

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: ТОЛСТОВЦЫ

Проповедовали на основе учения Л. Н. Толстого «всеобщую любовь», непротивление злу насилием, религиозное и нравственное самосовершенствование как средство преобразования общества.

Слайд 13

Философия Западной Европы

ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур немецкий философ-иррационалист. В главном сочинении «Мир как воля и представление» сущность мира и человека предстает как бессознательная «воля к жизни». «Освобождение» от мира - через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм - достигается в состоянии, близком буддийской нирване. НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих немецкий философ, представитель философии жизни. В сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры. В мифе о «сверхчеловеке» индивидуалистический культ сильной личности сочетался у Ницше с романтическим идеалом «человека будущего».

Слайд 14

Литературно – художественные направления

Вторая половина XIX века: РЕАЛИЗМ Объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; Воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); Преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».

Слайд 15

Конец века: - кризис позитивистского миропонимания; -утрата веры в общественный прогресс; -интерес к подсознательному; НАТУРАЛИЗМ 1) стремление к «объективному» бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному. 2) копирование отталкивающих (нередко низменных) сторон жизни, повышенный интерес к физиологическим, преимущественно сексуальным, проявлениям человеческой природы. ИМПРЕССИОНИЗМ Стремление наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.