Ремонт Стены Уход

Что открыл Васко да Гама: морской путь путешественника. Мореплаватель васко да гама и его трудный путь в индию

После открытия испанскими «Западной Индии» португальцам нужно было спешить, чтобы закрепить за собой «права» на Восточную Индию. В 1497 г. была снаряжена эскадра для разведки морского пути из - вокруг - в Индию.

8 июля 1497 г. флотилия пол командованием вышла из и прошла, вероятно, до . Оттуда Гама по совету бывалых мореходов, чтобы избежать противных ветров и течений у берегов Экваториальной и Южной Африки, двинулся на юго-запад, а за экватором повернул на юго-восток. Более точных данных о пути Гамы в Атлантике нет, а предположения, будто он подходил к берегу , основаны на маршрутах позднейших мореплавателей. После почти четырех месяцев плавания 1 ноября португальцы усмотрели на востоке землю, а через три дня вошли в широкую бухту, которой дали имя Святой Елены (Сент-Хелина), и открыли устье реки Сантьягу (теперь Грейт-Берг). Обогнув южную оконечность Африки, суда стали на якорь в «Гавани пастухов». Моряки вели себя мирно, открыли «немой торг» и за красные шапки и бубенцы получили от пастухов быка и браслеты из слоновой кости.

К концу декабря 1497 г. к религиозному празднику Рождества португальские суда, шедшие на северо-восток, находились приблизительно против высокого берега, названного Гамой Натал («Рождество»), 11 января 1498 г. флотилия остановилась в устье какой-то реки. Когда моряки высадились на берег, к ним подошла толпа людей, резко отличавшихся от тех, которых они встречали на побережье Африки. Моряк, живший раньше в стране и говоривший на местном языке банту, обратился с речью к подошедшим, и те его поняли (все языки семьи банту сходны). Страна была густо населена земледельцами, обрабатывающими железо и цветные металлы: моряки видели у них железные наконечники на стрелах и копьях, кинжалы, медные браслеты и другие украшения. Португальцев они встретили очень дружелюбно, и Гама назвал эту землю «Страной добрых людей».

Продвигаясь на север, суда 25 января вошли в лиман, куда впадало несколько рек. Жители и здесь хорошо приняли чужеземцев. На берегу появились два вождя, носившие шелковые головные уборы. Они предлагали морякам набивные ткани с узорами, а сопровождавший их африканец сообщил, что он видел уже корабли, похожие на португальские. Его рассказ и наличие товаров, несомненно, азиатского происхождения, убедили Гаму в том, что он приближается к Индии. Он назвал лиман «Рекой добрых предзнаменований» и поставил на берегу падран - каменный гербовый столб с надписями, который ставился с 80-х гг. XV в. португальцами на африканском побережье в важнейших пунктах. С запада в лиман впадает Кваква - северный рукав дельты Замбези.

Месяц португальцы стояли в устье Кваквы, ремонтируя суда. 24 февраля флотилия вышла из лимана, достигла порта и далее пошла на север. Через неделю флотилия подошла к портовому городу Момбаса. Выйдя из Момбасы, Гама задержал в море арабское доу, разграбил его и захватил 19 человек. 14 апреля он стал на якорь в гавани Малинди. Местный шейх дружелюбно встретил Гаму, так как сам враждовал с Момбасой. Он заключил с португальцами союз против общего врага и дал им надежного старика лоцмана Ибн Маджида, который должен был довести их до Юго-Западной Индии. С ним португальцы вышли 24 апреля из Малинди. Ибн Маджид взял курс на северо-восток и, пользуясь попутным муссоном, довел суда до Индии, берег которой показался 17 мая. Увидев индийскую землю, Ибн Маджид отошел подальше от опасного берега и повернул на юг. Через три дня показался высокий мыс, вероятно, гора Дели. Тогда лоцман подошел к адмиралу со словами: «Вот она страна, к которой вы стремились». К вечеру 20 мая 1498 г. португальские суда, продвинувшись к югу около 100 км, остановились на рейде против города Каликут (ныне Кожикоде).

Экспедиция Гамы не была убыточной для короны, несмотря на потерю двух судов: в Каликуте удалось приобрести пряности и драгоценности в обмен на казенные товары и личные вещи моряков, немалый доход принесли пиратские операции Гамы в Аравийском море. Но, конечно, не это вызвало ликование в Лиссабоне среди правящих кругов. Экспедиция выяснила, какие огромные выгоды может принести для них непосредственная морская торговля с при надлежащей экономической, политической и военной организации дела. Открытие для европейцев морского пути в Индию было одним из величайших событий в истории мировой торговли. С этого момента и до прорытия Суэцкого канала (1869) основная коммерция Европы со странами и с шла не через Средиземное море, а через - мимо мыса Доброй Надежды. Португалия же, державшая в своих руках «ключ к восточному мореходству», стала в XVI в. сильнейшей морской державой, захватила монополию торговли с и удерживала ее 90 лет - до разгрома Непобедимой армады (1588).

Библиотека компании «Россиянка». Whatsapp .: (+91) 98-90-39-1997

Все статьи и фото сайта зарегистрированы в Google и Yandex как первоисточник.
Публикация разрешена только с прямой ссылкой на .

Посетить место резиденции Васко да Гамы в Индии и Старый Гоа (Old Goa) - столицу всех португальских владений на Востоке в 16 веке можно в ходе нашей экскурсии: Поездка по северному Гоа

Кликните на любую картинку и она увеличится

Кто и почему в Испании и Португалии был заинтересован в открытии новых земель в XV в.

Португалия и Испания первыми среди европейских стран предприняли поиски морских путей в Африку и в Индию. В этом были заинтересованы дворяне, купцы, духовенство и королевская власть этих стран. Попытаемся разобраться, какие цели каждая из групп преследовала.

Дворяне. С окончанием реконкисты, а в Португалии она окончилась в середине XIII в., в Испании - в конце XV в., масса мелкопоместных дворян - идальго, для которых война с маврами была единственным занятием, осталась без дела. Эти дворяне презирали все виды деятельности кроме войны и, когда увеличилась их нужда в деньгах, в следствии развития товарно-денежных отношений, многие из них очень скоро оказались в долгу у ростовщиков. Поэтому идея разбогатеть в Африке или и восточных странах представлялась этим рыцарям реконкисты увлекательной. Умение воевать, приобретённое ими в войнах с маврами, любовь к приключениям, жажда военной добычи и славы вполне годились для нового трудного и опасного дела - открытия и завоевания неизвестных торговых путей, стран и земель. Именно из среды небогатых португальских и испанских дворян вышли в XV-XVI вв. смелые мореплаватели, жестокие завоеватели-конкистадоры, уничтожившие государства ацтеков и инков, алчные колониальные чиновники. «Они шли с крестом в руках и с ненасытной жаждой золота в сердце», - пишет об испанских конкистадорах один современник.

Богатые горожане и купцы Португалии и Испании охотно давали деньги на морские экспедиции, которые сулили им обладание важнейшими торговыми путями, быстрое обогащение и главенствующее положение в торговле.

Католическое духовенство освящало религиозным знаменем кровавые дела конкистадоров, ведь благодаря последним, оно приобретало новую паству за счёт новообращённых в католичество народов и, как следствие, увеличивало свои земельные владения и доходы.

Наконец, королевская власть была очень заинтересована в открытии новых стран и торговых путей. Испытывавшее тяжёлый феодальный гнёт нищее крестьянство и малоразвитые города не могли дать королям достаточно денег, чтобы покрыть те расходы, которых требовал их режим. Кроме того, многочисленные воинственные дворяне, оставшиеся без дела после реконкисты, представляли опасность для короля и городов, так как их могли легко использовать крупные феодалы в борьбе против королевской власти. Короли Португалии и Испании призывали дворян к открытию и завоеванию новых стран и торговых путей.

Почему португальцы выбрали экспансию именно на восток

Морской путь, связывавший итальянские торговые города со странами Северо-Западной Европы, проходил через Гибралтарский пролив и огибал Пиренейский полуостров. С развитием морской торговли в XIV-XV вв. повысилось значение прибрежных португальских и испанских городов. Но этого им было мало - Португалия и Испания сами хотели развивать флот и торговлю.

Однако экспансия Португалии и Испании была возможна только в сторону неведомого Атлантического океана, потому что торговля по Средиземному морю уже ранее была захвачена могущественными морскими городами-республиками Италии, такими как Генуя и Венеция, а торговля по Северному и Балтийскому морям - союзом немецких городов Ганзой. Географическое положение Пиренейского полуострова, выдвинутого далеко на запад в Атлантический океан, благоприятствовало такому направлению экспансии. Когда в XV в. в Европе усилилась необходимость искать новые морские пути на Восток, менее всего в этих поисках была заинтересована монополизировавшая в своих руках всю торговлю между странами Северо-Западной Европы Ганза, как впрочем и Венеция, которой хватало и средиземноморской торговли. К тому же, а рабские государства в Северо-Западной Африке были сильны и не позволяли португальцам осуществить экспансию на восток, вдоль средиземноморского побережья Африки. Кроме того, в этой части Средиземного моря бесчинствовали арабские пираты. Португальцам и испанцам не оставалось ничего другого, как стать пионерами в поисках новых морских путей через Атлантический океан.

Генрих Мореплаватель и успехи первой половины XV века

После завоевания португальскими войсками в 1415 г. марокканского порта Сеуты - крепости мавританских пиратов, расположенной на южном берегу Гибралтарского пролива, началось продвижение португальцев на юг, вдоль западного побережья Африки к Западному Судану. Отсюда по суше на север привозились золотой песок, рабы и слоновая кость. Португальцы стремились проникнуть далее на юг от Сеуты в «море мрака», как тогда называли неизвестную европейцам южную часть Атлантического океана.

Первым, кто организовал экспедицию португальцев в первой половине XV в. вдоль западного африканского побережья был португальский принц Энрико (Генрих Мореплаватель). На юго-западном берегу Португалии, на каменистом мысе в Сагрише, далеко выступающем в океан, были построены обсерватория и верфи для строительства кораблей, а также основана мореходная школа. Сагриш стал для Португалии морской академией. В нём португальские рыбаки и матросы под руководством итальянских и каталонских моряков проходили обучение морскому делу, там занимались усовершенствованием кораблей и навигационных приборов, вычерчивались по сведениям, привозимым португальскими мореходами, морские карты и разрабатывались планы новых экспедиций. Со времён реконкисты португальцы были знакомы с арабской математикой, географией, навигацией, картографией и астрономией. Средства на подготовку путешествий Генрих черпал из доходов возглавляемого им духовно-рыцарского ордена Иисуса, а также получал путём организации ряда торговых компаний на паях у богатых дворян и купцов, рассчитывавших увеличить свои доходы посредством заморской торговли. Принц Генрих Мореплаватель сначала был против работорговли, но потом начал ее поощрять, так как она приносила ему сказочные богатства. В Западную Африку стали регулярно отправляться его корабли для ловли невольников и приобретения золотого песка, слоновой кости и пряностей, обмениваемых у негров на безделушки. Надежда на ограбление всего африканского побережья несколько ускорила португальское продвижение на юг.

Но трудности с набором смельчаков, которые отправились бы в неведомые моря, оставались. Положение значительно улучшилось после того, как в 1419 г. португальцы обогнули мыс Ном и открыли о. Мадейра, в 1432 г. овладели Азорскими островами, а в 1434 г. Жил Эанниш обогнул мыс Бохадор, южнее которого жизнь считалась в средние века невозможной. Нуньо Тристан достиг Сенегала, привез местных жителей и выгодно продал. Торговля африканскими рабами уже вовсю процветала, и оправдывала расходы на мореплавание. В середине 40-х годов португальцы обогнули Зелёный Мыс и достигли побережья между реками Сенегал и Гамбия, густозаселённого и богатого золотым песком, слоновой костью и пряностями. В 60-70-х годах португальские моряки достигли побережья Гвинейского залива и пересекли экватор. Были присоединены к португальской короне Гвинея и Конго, поставлявшие рабов и золото. К 1482 г. они достигли устья реки Конго, где и основали главную базу на пути освоения всего африканского побережья. На португальских картах Африки появились названия новых земель: «Перечный берег», «Берег слоновой кости», «Невольничий берег», «Золотой берег».В 1486 г. экспедиция Диого Кана достигла мыса Кросс. Мореходы приблизились к южной оконечности Африканского континента. Но для королей Португалии это были второстепенные открытия - их манил путь к «островам пряностей».

Пряности на вес золота

Пряности использовали для улучшения вкуса пищи, хранения и обеззараживания продуктов. Монополию на торговлю пряностями сохраняли арабы, которые покупали перец, корицу и другие приправы в индийских портах: Каликуте, Кочине, Канануре, а затем на небольших кораблях доставляли в порт Джидду недалеко от Мекки. Затем караваны по пустыне привозили груз в Каир, где его сплавляли на баржах по Нилу до Александрии. А там пряности продавали итальянским купцам из Венеции и Генуи. Те, в свою очередь, распространяли товар по всей Европе. Разумеется, на каждом этапе цена специй возрастала, а в конечных пунктах становилась заоблачной. Португалия жаждала открытия морского пути в Индию. Сохранился документ, подтверждающий, что солдаты в Генуе получали часть зарплаты в золотых монетах, а часть в пряностях на вес этих монет.

Бартоломеу Диаш и первая попытка достичь «страны специй» в 1487 г.

3 февраля 1488 г., через 5 месяцев плавания, суда великого адмирала той эпохи Бартоломеу Диаша обогнули мыс Доброй Надежды - южной точки Африки. Далее, из-за двухнедельного тяжелейшего шторма и отказа команды, страдавшей от голода, плыть вперед, адмиралу пришлось вернуться в Лиссабон. У реки Рио до Инфанте (река Принцев) он поставил падран - каменный столб с королевским гербом, подтверждающий португальский суверенитет над новыми землями. Адмирал утверждал, что от Южной Африки можно пройти морем до берегов Индии. Это же подтвердил и Педро Ковельяно, посланный в 1487 г. португальским королём на поиски кратчайшего пути в Индию через страны Северной Африки и Красное море и побывавший на малабарском побережье Индии, в городах Восточной Африки и на Мадагаскаре. В своём донесении королю, посланном из Каира, он сообщал, что «португальские каравеллы, которые ведут торговлю в Гвинее, плавая от одной страны к другой курсом на о. Мадагаскар и порт Софала, легко смогут пройти в эти восточные моря и подойти к Каликуту, ибо, здесь всюду находится море». Через 10 лет Васко да Гаме предстояло сделать то, что не удалось Бартоломеу Диашу. Да, такой командор, как да Гама, не позволил бы команде тогда взбунтоваться.

Почему продолжить дело Бартоломеу Диаша доверили Васко да Гаме

Васко да Гама родился примерно в 1460-1469 гг в португальском городке Синиш и происходил из старинного дворянского рода. Отец, Иштеван да Гама был главным управителем и судьей городов Синиш и Сильвиш. В 1480-х вместе с братьями он вступил в орден Сантьяго. Образование и искусство навигации получил в Эворе. Васко с молодых лет участвовал в морских сражениях. Когда в 1492 г. французские корсары захватили португальскую каравеллу с золотом, шедшую из Гвинеи в Португалию, король поручил ему пройти вдоль французского побережья и захватить все французские суда на рейдах. После этого королю Франции пришлось вернуть захваченное судно. Тогда впервые о Васко да Гаме узнали. Современники будущего великого мореплавателя говорили о нем, что он не боялся ответственности, был фанатичен в достижении честолюбивых целей, а это ценилось в Европе в ту эпоху. Кроме того, он часто срывался на гнев, был жадным и деспотичным. У него напрочь отсутствовали дипломатические качества, впрочем в те годы это не ценилось высоко.

Не удивительно, что именно такому опытному мореходу король Мануэль I (1495-1521 гг) поручил необычное дело - открыть морской путь в Индию, который до этого пытался сделать Колумб, и, как известно, 12 октября 1492 г. вместо Индии открыл Америку. Технически португальцы были готовы к далеким путешествия: к концу XV столетия они уже активно использовали в плаваниях астролябию, квадрант и угломерную линейку, а по полуденному солнцу и таблицам склонения научились определять долготу.

Подготовка к историческому путешествию к берегам Индии 1497-98 гг

Она началась в 1495 г. Васко да Гама разрабатывал теоретическую часть, изучая карты и навигацию, а под руководством Бартоломеу Диаша в это время строились корабли с учетом всех достижений тех времен. Косые паруса были изменены на прямоугольные, что повысило устойчивость судов, снизив их осадку. На случай столкновений с арабскими пиратами на палубах разместили по 12 пушек. Водоизмещение было увеличено до 100-120 тонн для больших запасов пищи и пресной водой, а также всего необходимого из расчета на трехгодичное плавание. Рыбу предполагалось ловить по ходу, а за водой через многомесячные промежутки причаливать к портам. Вот как выглядел дневной паек моряка, отправлявшегося в Индию: полфунта сухарей, фунт солонины, 2.5 пинты воды (1.6 л), 1/12 пинты уксуса и 1/24 пинты оливкового масла. В пост мясо заменяли на 0.5 фунта риса или сыра. От вина португальцы не в силах были отказаться и в море, поэтому каждому в день выдавали 0.7 л вина. Еще корабли везли бобы, муку, чечевицу, чернослив, лук, чеснок и сахар. В трюмы не забыли положить товары для торговли с африканскими аборигенами: полосатые и ярко-красные ткани, кораллы, колокольчики, ножи, ножницы, дешевые оловянные украшения для обмена на золото и слоновую кость.

Известно, что так и не удалось изобрести, что-либо существенное, чтобы в трюмы плоскодонных португальских кораблей с высоким носом по ходу плавания не просачивалась вода. Часть продуктов попросту подвергалась гниению и через какое-то время плавала на поверхности вместе с крысами. Другая проблема, где и как спать экипажу также в те времена еще не была решена. Знаменитые индейские гамаки «от Колумба» в широкое употребление еще не вошли. Команде приходилось спать, где попало. А о санитарных условиях на кораблях можно легко догадаться.

Капитаном флагмана «Сан-Габриэль» был поставлен опытный Гонсалу Алвариш. Второй корабль «Сан-Рафаэль» да Гама доверил брату Пауло. Кроме того, в экспедиции участвовали еще «Сан-Мигель» (другое название «Берриу») - старое легкое судно с косыми парусами под командованием Николау Коэльо и безымянное грузовое судно под началом капитана Гонсалу Нуньеша. Средняя скорость флотилии при благоприятном ветре могла составить 6,5-8 узлов.

Костяк команды из 168 человек составили те, кто плавал с Бартоломеу Диашем. 10 человек из команды были преступниками, выпущенными из тюрьмы специально для экспедиции. Их не жалко было высаживать для разведки в особо опасных районах Африки.

Отплытие в неизвестность

Жарким днем 8 июля 1497 г. во время молебна всем путешественникам по традиции отпустили грехи (такую традицию выпросил когда-то Генрих Мореплаватель у папы Мартина V). На борт взошли Васко да Гама и Бартоломеу Диаш. Раздался пушечный залп и 4 судна вышли из порта Лиссабона.

Через неделю корабли достигли Канарских о-ов. Суда потерялись в тумане и встретились вновь у о-ов Зеленого Мыса. Здесь пополнили запасы пресной воды и провизии. А Диаш высадился, чтобы с другими кораблями плыть дальше, в новую крепость Сан Жоржи да Мина на гвинейском побережье - он был назначен губернатором Гвинеи.

Далее корабли попали в полосу сильных восточных ветров, которые не позволили идти вперед известным путем вдоль Африки. Где-то в районе 10° северной широты да Гама впервые проявил себя решительно - приказал повернуть на юго-запад, чтобы попытаться в открытом океане обойти ветры. Он сделал дугу по Атлантическому океану, почти дойдя до берегов тогда еще неизвестной Бразилии. Каравеллы удалились от Африки на расстояние в 800 морских миль. Три месяца суда не встречали на горизонте какой-либо земли. Пища на экваториальной жаре портилась, а вода стала негодной. Пришлось пить морскую воду. Питались несвежим соленым мясом, заготовленным впрок. Здоровье команды было существенно подорвано. Зато был открыт удобный путь с попутными воздушными потоками к мысу Доброй Надежды. Корабли также избегали попадания в зону полного штиля, когда они подолгу могли простоять на месте, а это грозило медленной смертью всего экипажа. И сегодня редкие парусные суда ходят именно по этому маршруту. После экватора корабли, наконец, не теряя нужного им ветра, смогли повернуть на восток.

Компания "Россиянка" уже 16-й год занимается экскурсиями в Гоа. Наш сайт: . Телефон в Гоа: +91 860-551-5934, WhatsApp: +91 989-039-1997 или +380 982 314-158.

У берегов южной Африки

27 октября моряки увидели китов, потом птиц и водоросли - суша была рядом. Представьте, как моряки восприняли долгожданный возглас вахтенного: «Земля!» Это было африканское побережье у бухты Святой Елены. Здесь да Гама планировал задержаться: помимо пополнения запасов необходимо было подвергнуть корабли кренгованию, то есть вытащить их на берег и очистить днище от ракушек и моллюсков, которые серьезно замедляли ход и разрушали древесину. Однако да Гама был надменен и жесток по отношению ко всем язычникам и, как следствие, у португальцев возник конфликт с местными жителями - низкорослыми воинственными бушменами. После того как командир экспедиции был ранен в ногу, пришлось срочно отчаливать.

Через 93 дня плавания от берегов Португалии, моряки достигли мыса Доброй Надежды. Снова, как и в случае с Бартоломеу Диашем, после невероятной по силе бури, сговорившиеся матросы, потребовали повернуть назад. Тогда да Гама на глазах у всех выбросил навигационные приборы в море. «Посмотрите!» - крикнул он. - «Мне не нужно другого путеводителя, кроме Господа. Если я не достигну цели, Португалия никогда меня больше не увидит!».

22 ноября 1497 г. эскадра обогнула мыс Доброй Надежды. В это время был затоплен один поврежденный корабль. Через три дня оставшиеся корабли зашли в бухту Святого Бласа (Сан Браш - ныне Мосселбай в ЮАР). Каравеллы были отремонтированы: залатали обшивку, подшили разорванные паруса и снасти, закрепили расшатанные мачты. Вышедших из джунглей готтентотов, припугнули выстрелами из бомбард. Здесь же установили столб - падран.

16 декабря добралась до последнего пункта, достигнутого Б. Диашем - Рио до Инфанте. Далее первооткрывателем становился Васко де Гама. После четырёх месяцев плавания и пройденных 4400 км, португальцы остановились в бухте Святой Елены на отдых. В Рождественские дни да Гама, обогнул мыс Игольный и проплыл вдоль южного побережья сегодняшней ЮАР. Этот высокий берег он обозначил на карте как «Наталь», что значит Рождество.

Далее предстоял путь на север. В январе экспедиция миновала устье рек Лимпопо и Замбези (позже эта территория стала португальской колонией Мозамбик). Корабли опять начали разрушаться. От однообразной пищи у половины экипажа проявилась цинга - гноились и кровоточили десны, распухли колени и голени, многие не могли даже ходить. Несколько десятков человек умерли. Европейские моряки столкнулись и с другими доселе неизвестными проблемами: течениями невиданной силы, идущими вдоль мелей и рифов, а также с многонедельным безветрием. В мозамбикском порту Келимане португальцы простояли больше месяца, и только потом поплыли вверх по Мозамбикскому проливу, разделяющему Африку и о. Мадагаскар. Пролив является самым длинным проливом на Земле - около 1760 км, наименьшая ширина - 422 км, наименьшая глубина - 117 м. Идти на этом этапе пришлось очень осторожно и только днем - легко было налететь на один из сотен маленьких островов. Было очевидно, что не имея карт и лоцмана, путешествие почти обречено на смерть.

2 марта корабли подплыли к арабскому порту Мозамбик (на севере сегодняшнего государства Мозамбик). Жители города поначалу приняли португальцев за своих единоверцев, так как одежда мореплавателей истрепалась и потеряла национальные признаки. Местный правитель даже подарил Васко да Гаме в знак дружбы четки. Но высокомерный и заносчивый капитан, который никогда не имел дипломатического дара, посчитал горожан дикарями и попытался предложить эмиру в подарок красный колпак. Разумеется, местный правитель с негодованием отверг такой подарок. Атмосфера накалялась.

Эмир еще до разрыва отношений успел предоставить в распоряжение флотилии двух знатоков морского дела, но один из них тут же сбежал, а второй, был ненадежен: вскоре после отплытия, он пытался выдать какие-то встреченные острова за материк. Разъяренный командир велел привязать лгуна к мачте и лично жестоко высек. Остров, где это случилось занесли на карту под именем Исла до Асоутаду (Высеченного).

Земли «диких» черных племен в Мозамбике заканчивались и дальше начиналась зона арабского морского торгового союза, а на берегах стояли мусульманские порты. В свою очередь, арабы активно колонизировали восточную Африку, скупая в глубине материка амбру, металлы и слоновую кость. Конкуренты им были не нужны.

7 апреля португальцы подошли к еще одному крупному порту на пути - Момбасе (ныне город Кении), где арабы силой пытались захватить каравеллы. Едва удалось спастись. Здесь впервые португальцы столкнулись с враждебностью местных арабов и применили артиллерию. Снабжение провизией и водой стало затруднительным.

Наконец, удача! 14 апреля моряки были радушно приняты в порту Малинди, всего 120 км севернее Момбасы. Здесь Васко де Гама увидел 4 корабля из Индии. Тогда он понял, что Индия может быть достигнута. Местный эмир был противником шейха Момбасы, и хотел приобрести новых союзников, тем более вооруженных огнестрельным оружием, которого арабы не имели.

Шейх предоставил им самого знаменитого лоцмана индийских морей, Ахмеда ибн Маджида из Омана. Ахмед ходил по морям, применяя астролябию, еще до рождения Васко. Он оставил после себя руководства по мореходству, часть которых сохранилась и находится в музее в Париже. В то время арабы значительно превосходили португальцев как в области морской навигации, так и астрономии. Поднявшись на борт «Сан-Габриэль», лоцман деловито развернул перед изумленным капитаном точные карты западного побережья Индии со всеми азимутами и параллелями. Теперь можно было идти четко по курсу. В конце апреля красные паруса португальских каравелл поймали попутный муссон и двинулись на северо-восток. Всего через 23 дня моряки увидели чаек с индийского берега.

Долгожданная Индия

20 мая 1498 г. капитан со своего капитанского мостика на «Сан-Габриэль» увидел бурый берег Индии в районе города Каликут (ныне город Кожикоде в индийском штате Керала). Так, благодаря мастерству опытного араба, был открыт морской путь из Европы в Индию вокруг Африки. Он занял десять с половиной месяцев; было пройдено более 20 тыс. км. Каликут был одним из крупнейших торговых центров Азии, «пристанью всего Индийского моря», как назвал этот порт русский купец Афанасий Никитин, побывавший в Индии во второй половине XV в. Сюда доставляли те самые предметы роскоши, о которых мечтали богачи в Европе. На базарах Каликута продавалось все. В воздухе стоял терпкий запах перца, корицы, гвоздики, мускатного ореха. Лекари предлагали лекарства: алоэ, камфару, кардамон, асафетиду, валериану. В изобилии имелись ароматные миро и сандал, синие краски (индиго), кокосовое волокно, слоновая кость. Поставщики фруктов раскинули свой яркий и сочный товар: апельсины, лимоны, дыни, манго. Кое-что европейцы увидели впервые, например, такое большое количество слонов.

Васко попросил, чтобы на аудиенцию к правителю его несли в богатом паланкине (носилки-шатер), в окружении трубачей и знаменосцев. Местный принц (заморин), по праву считая себя «властителем моря», встретил да Гаму и его ближайшего помощника офицера Фернана Мартина радушно. Заморин восседал на троне из слоновой кости, на зеленом бархате, одетый в златотканую одежду. На пальцах его рук сверкали перстни с драгоценными камнями - арабская Индия привыкла к роскоши. И, представьте, такому правителю да Гама подарил дешевую андалусскую полосатую материю, те же красные колпаки и ящик сахара, что и вождям африканских племен! Разумеется, заморин подарки отверг, как когда-то и властитель Мозамбика.

Вскоре раджа услышал о бесчинствах португальцев в Африке. В аско да Гама заверил раджу, что он проделал длительный путь во имя Иисуса и просит теперь правителя дать разрешение на основание фактории в Каликуте. Но заморин ответил отказом и разрешил пришельцам

Только продать свои товары и удалиться. Товары с трудом были сбыты только через 2 месяца. На вырученные деньги были закуплены специи, медь, ртуть, янтарь и драгоценности. Арабские купцы, почуяв конкуренцию со стороны высокомерных португальцев, подговаривали заморина к сожжению их кораблей. А масла в огонь подлил сам да Гама. Прежде чем отправиться в обратный путь, он предложил заморину сделать подарок португальскому королю, а именно, погрузить около полутонны корицы и гвоздики. Заморина это так оскорбило, что он приказал да Гаме оставаться на берегу под домашним арестом, а также сдать все парусное снаряжение и корабельные рули; также потребовал большую пошлину за уже купленные пряности. А пока пошлина не будет заплачена, оставшиеся на берегу португальцы, берутся в плен. Тогда Гама взял в плен знатных лиц, в это время осматривавших корабли и приобретавших португальские товары. Корабли немедленно развернулись, готовые отплыть. Парламентер принес письмо португальцев с угрозой: все пленники будут навсегда увезены за море, если индусы немедленно не снимут арест с уже купленных предметов и не освободят офицера Диего Диаша, который застрял на берегу с некоторыми товарами. Заморин уступил - произошел обмен заложниками. Португальцев доставили на корабли, однако, да Гама освободил лишь 6 высокопоставленных заложников из 10, обещав отпустить остальных после возврата задержанных товаров. Но товары не были возвращены. Экспедиция покинула Каликут с заложниками на борту. Идея была показать арабской знати могущество Лиссабона и со следующей экспедицией вернуть их назад. Португальцы легко ушли от преследовавших их индийских лодок и даже напали на несколько торговых судов.

Побег из Индии

Путь обратно к Африке оказался в 4 раза дольше. В безвыходной ситуации да Гама был вынужден покинуть Индию раньше, чем задул попутный северо-восточный муссон, которым всегда пользовались арабы. Теперь дорога до Африки заняла целых три месяца - с начала октября 1498 г. по 2 января 1499 г. Цинга и лихорадка унесли еще 30 человек из и без того небольшого экипажа, так что теперь на каждом из кораблей оставалось буквально по 7-8 работоспособных матросов вместо 42 по штату, что явно было недостаточно для эффективного управления судами.

7 января удача опять улыбнулась отважным морякам, когда их силы были уже на исходе - они добрались до дружественного Малинди. Снова удалось загрузить продукты и воду. Из трех судов хуже всех дела обстояли с каравеллой «Сан-Рафаэль». Сил на ремонт не было, да и плыть на ней стало бы некому. Остатки команды с грузами из трюмов перешли на флагман, а «Сан-Рафаэль» сожгли.

28 января миновали о. Занзибар, а 1 февраля сделали остановку на о. Сан Жоржи у Мозамбика. 20 марта обогнули мыс Доброй Надежды. А потом всего 27 дней шли с попутным ветром до Зеленого Мыса, куда 2 судна прибыли 16 апреля. Там они попали в мертвый штиль, а потом сразу в шторм.

Возвращение домой

Первым, с вестью об успехе экспедиции 10 июля 1499 г. в Лиссабон прибыл корабль «Сан-Мигель» под командованием Коэльо. Сам командор задержался на Азорских о-вах из-за болезни брата Пауло. Возможно, первый и последний раз капитан проявил сострадание и действительно тяжело пережил смерть брата. Он уже не думал о триумфальном возвращении и поручил руководить каравеллой «Сан-Габриэль» Жоану да Са. Только через несколько недель, 18 сентября 1499 г. Васко да Гама торжественно вернулся в Лиссабон.

Цена величайшего географического открытия в истории человечества была такова: 8 июля 1497 г. к берегам Индии отправились 168 человек на 4 кораблях, а в сентябре 1499 г. в Лиссабон вернулись только 55 моряков на двух судах. За два с лишним года они проплыли 40 тыс. км. На португальские карты впервые было нанесено более 4 тыс. км восточного побережья Африки от устья реки Грейт Фиш до порта Малинди. Тогда казалось, что Васко де Гама открыл более богатую землю, чем Колумб. Мореплаватель доказал, что моря вокруг Индостана не являются внутренними.

Вернувшись в Португалию, капитан был встречен с большим почётом, наделен титулом «дон» и пенсией в 1000 крузаду, правом вечного беспошлинного вывоза любых товаров из новооткрытой Индии. Впрочем, самому награжденному этого показалось мало, и он попросил дать ему в личное владение родной город Синиш. Но город принадлежал тогда ордену Святого Иакова, великим магистром которого числился герцог Коимбрский, незаконный сын покойного короля Жоана II. Король грамоту адмиралу подписал, но якобиты категорически отказались отдавать свою собственность. Монарху чтобы выйти из ситуации, пришлось присвоить Васко да Гаме титул "Адмирала Индийского океана" со всеми почестями и привилегиями.

Вскоре мореплаватель женился на донье Катарине де Атаиде, дочери весьма влиятельного сановника. Супруга родила ему пятерых детей: Франсишку, Эштеван (1505-1576, губернатор Индии), Пауло, Криштован, Педро. Есть предположение, что было еще 2 дочери. Но любил ли их отец? После смерти брата, гуманные черты в характере Васко да Гамы больше не появлялись. Наоборот, у современников этот человек внушал страх. Вместе с тем, Васко де Гаму очень почитали за его подвиги. Выжившие моряки также стали героями, и гордо рассказывали страшные истории о бедствиях, через которые их провели воля и мужество их предводителя

Вы читаете статью из библиотеки компании "Россиянка" . Отдых в Гоа: мини-отели, дома и виллы в аренду, экскурсии, авиабилеты, такси.

Экспедиция под руководством адмирала Кабрала в 1500 г .

Для Португалии необходимо было решительно продолжать начатое дело, чтобы никому не дать обойти себя в Индии. На следующий год по проторенному пути отправилась эскадра в 13 судов и 1.5 тыс. человек. Флот возглавил знатный дон Педру Алвареш Кабрал, которому повезло открыть по пути Бразилию и Мадагаскар. В Каликуте его тоже ждал успех - внушительный вид флотилии быстро настроил индусов на мирный лад. Португальские мореплаватели и сам адмирал занялись мелким разбоем в бухте Каликута, а португальские купцы требовали, чтобы им отдавали все лучшие товары рынка. Разразилось восстание и пятьдесят португальцев были перебиты. В ответ Кабрал сжег и потопил не только все мусульманские, но и все индийские корабли в бухте Каликута, а затем обстрелял сам город, но захватить важный для торговли порт ему не удалось. Он закупил груз пряностей в Кочине и вернулся в Лиссабон. Португальцы получили баснословные прибыли.

1. Портрет первооткрывателя Бразилии Педру Алвареша Кабрала.

2. Карта плавания да Гамы (зеленая линия) и адмирала Кабрала (розовая линия).

Вторая экспедиция Васко да Гама 1502 г.

10 февраля 1502 г., чтобы основать в Индии укрепления и подчинить страну, король Мануэль I послал эскадру из 10 кораблей снова во главе с доном Васко да Гамой. Во втором путешествии к берегам Индии адмирала сопровождали еще 10 кораблей. Пять быстроходных военных каравелл находились под командованием дяди адмирала - дона Висенти Судре. Они должны были препятствовать арабской морской торговле в Индийском океане, курсируя между Индией и Египтом, нападая на их корабли. А еще пять - под командой племянника адмирала, Иштвана да Гама и предназначались для охраны факторий в Индии.

По пути, у о-ов Зеленого Мыса адмирал показал индийским послам, возвращавшимся на родину, груженную золотом каравеллу. Послы были поражены, впервые увидев столько драгоценного металла. Васко да Гама проплыл какое-то время вдоль побережья Бразилии, которую он запросто мог бы открыть во время своего первого плавания. Но, как сказано выше, адмирал Кабрал, следуя путем Васко да Гамы, сделал это раньше.

Попутно, Васко да Гама основал форты и фактории в Софале и Мозамбике. Сюда везли золото и зубы бегемотов, которые, будучи более твердыми и белыми, ценились тогда даже больше, чем знаменитая слоновая кость. Также во время своего второго плавания командор покорил арабского эмира Килвы и наложил на него дань. Адмирал разгромил посланный против него арабский флот из 29 кораблей. На островах, неподалеку от о. Занзибар, португальцы обложили налогом местного эмира Ибрагима и заставили его признать владычество короля Мануэля I. У о. Анджидива в районе Гоа, желая отомстить за убиенных португальцев и вселить страх в местных жителей, да Гама сжег арабское судно «Мери», заперев в трюме триста мусульманских паломников с женами и детьми.

30 апреля 1502 г. Васко да Гама добрался до основной своей цели - Каликута. Местные жители увидели под его руководством уже не три корабля с умирающими матросами, а целую флотилию, вооруженную до зубов. Заморин перепугался и незамедлительно отправил послов с предложением мира и возмещения нанесенного ранее ущерба. Но адмирал заломил слишком высокую цену за спокойную жизнь индийского города. Он потребовал изгнать из Каликута всех арабов. Раджа отказался. Португалец реагировал опять же в своем духе - повесил 38 захваченных на берегу индусов и начал планомерный обстрел города. Каликут обстреливали из пушек до тех пор, пока в расшатавшихся от орудийной отдачи корпусах кораблей не открылась течь. Заморин направил послов в Кочин, чтобы открыть глаза союзнику португальцев на их зверства, но лодку перехватили, а посланникам отрезали уши и носы и, пришив на их место собачьи, вернули послов обратно. Дон Васко, оставив семь кораблей для блокады Каликута под командованием Висенти Судре, уплыл в Кочин торговать

Факторию и форт пришлось основать в Канануре. Португальцы взяли порт под полный таможенный контроль, и топили любые суда, входившие без разрешения в гавань. В порту Кочин были оставлены пять кораблей. Так возникли первые европейские военные базы за океаном. Так началась невеселая история для индийского населения, проживающего на берегу Аравийского моря.

3 января 1503 г. в Кочин прибыл дипломат от заморина с предложением мира. К послу применили пытки, и тот признался, что против португальцев арабы собирают большой флот, а пока просто усыпляют их бдительность. Дон Васко немедленно отплыл снова в Каликут и уничтожил суда противника. Часть их расстреляли из мощных пушек, часть взяли на абордаж. На захваченных кораблях нашли много золота, а на одном - целый гарем молодых индианок. Самых красивых отобрали в подарок королеве, остальных раздали матросам.

20 февраля 1503 г. адмирал отправился домой. Во время плавания были открыты Амирантские о-ва (сейчас входят в состав Республики Сейшельские о-ва), о. Вознесения и о. Св. Елены, находящиеся в самом центре Атлантического океана (позже на о. Св. Елены томился в заточении Наполеон).

Васко переехал жить в португальский город Эвору, где он когда-то учился. Он построил себе великолепный дворец, стены которого были украшены изображениями пальм, индусов и тигров. Там адмирал провел 12 лет.


Португальская почтовая марка с изображением Васко да Гамы

Захват Гоа, Малакки и Макао

Тем временем, 25 ноября 1510 г. вице-король португальской Индии Альфонсо де Альбукерке овладел крепостью Гоа на западном побережье Индии. Схватка с султаном Биджапура Юсуф ом Адиль Ханом была кровопролитной. Медные бомбарды обратили в руины старую столицу. Битва закончилась традиционным для португальцев уничтожением всех мусульман, включая женщин и детей. Вице-король вспомнил, что в этот день славной победы чествуют Святую Екатерину . У ворот, через которые португальские солдаты вошли в Гоа, он повелел построить храм в ее честь - первую христианскую церковь в Гоа (сейчас собор Св. Екатерины - самый большой католический собор в Азии). Эта благословенная земля стала форпостом для захвата новых территорий и пиратского могущества на море. Крепость в Гоа превратилась в столицу вице-королей Португалии.

В 1510 г. был также захвачен иранский порт Ормуз. А в 1511 г. де Альбукерке взял Малакку (сейчас город Малайзии), богатый торговый город в Малаккском проливе, запирающий вход в Индийский океан с востока. Со взятием Малакки португальцы перерезали главный путь, связывающий страны Передней Азии с основным поставщиком пряностей - Молуккскими островами (сейчас Индонезия) и вышли в Тихий океан. Ещё через несколько лет они захватывают эти острова полностью и завязывают морскую торговлю с Южным Китаем. В 1513 г. португальцы добрались до Макао и острова, на котором сейчас расположен Гонконг. В 1535 г. они получили разрешение швартовать в Макао свои корабли и торговать с них. Через 18 лет они добились строительства складов для привезенной из Европы продукции, а в 1553 г. уже основали тут постоянное поселение с укреплениями и активно начали торговать на ярмарке в китайском г. Гуанджоу. Территория Макао была взята у Китая в аренду за 185 кг серебра ежегодно .

Последняя экспедиция Васко да Гамы

Васко де Гаму тяготило затворничество в своем дворце. Раз король не назначает его командовать экспедициями португальцев, он стал просить у суверена позволения предложить свои услуги какой-нибудь другой державе. Это было нормальной практикой в ту эпоху. Например, так же поступил Магеллан, а Колумб прославил испанскую корону, будучи итальянцем. В 1519 г. Мануэль I подарил своему верному слуге во владения города Видигейра и Вила дос Фрадес и присвоил титул графа Видигейры, однако, не пожелал отпустить национального героя служить другим государствам.

А вот новый король Жуан III (1521-1557 гг), получавший все меньше прибыли, решил назначить пятым вице-королем 64-летнего сурового и неподкупного Васко да Гаму. Еще в 1505 г. король Мануэль I по совету Васко да Гамы, учредил должность вице-короля Индии. Сменявшие друг друга, Франсишку де Алмейда и Аффонсо де Албукерки жестокими мерами укрепляли власть Португалии на земле Индии и в Индийском океане. Однако, после смерти де Альбукерки в 1515 г. его приемники оказались алчными и неспособными.

Уже седой мореплаватель в третий раз ступил на борт корабля, идущего в «страну пряностей» 9 апреля 1524 г. в составе 14 судов. Легенда гласит, у Дабула, что на 17° северной широты, флот попал в зону подводного землетрясения. Экипаж пришел в суеверный ужас, и только уверенный в себе адмирал обрадовался: «Смотрите, даже море трепещет перед нами!».

Сразу же по прибытии в Индию, Васко да Гама принял твердые меры против злоупотреблений колониальной администрации. Он пресек самые вопиющие злоупотребления вроде продажи пушек арабам и арестовал нескольких самых продажных чиновников (в том числе бывшего главу индийских колоний Португалии дона Дуарти ди Минезиша). Для успешной борьбы с легкими арабскими судами он построил несколько судов такого же типа, запретил частным лицам вести торговлю без королевского разрешения и льготами старался привлечь как можно больше людей на морскую службу. Вице-король устроил себе роскошный двор и набрал двести человек личной гвардии из туземцев.

Но вдруг, посреди этой бурной деятельности, никогда не страдавший болезнями крепкий человек стремительно занемог. Начались сильные боли в голове. Рождественским днем 24 декабря 1524 г. в 15 часов в городе Кочине адмирал да Гама умер. Сначала он был похоронен в соборе Гоа. Через 15 лет его останки перевезли на родину и захоронили в небольшой церкви Кинта ду Карму в Алентежу, а в 1880 г. их перенесли в монастырь в Лиссабоне. На той могиле начертано: «Здесь покоится великий аргонавт дон Васко да Гама, Первый граф Видигейры, адмирал Восточной Индии и ее знаменитый открыватель».

1. Монастырь dos Jerónimos в Лиссабоне, где покоится Васко да Гама.
2. Гробница Васко да Гама в монастыре.
3 . Белемская башня в честь мореплавателя (1515-21 гг), Лиссабон.

Новые открытия и успехи Португалии

На фото . Памятник да Гаме в его родном городе Синиш.

Через 18 лет после смерти великого мореплавателя португальские корабли достигли берегов далёкой Японии и основали там первую европейскую факторию. С открытием морского пути из Западной Европы в Индию и в Восточную Азию, была создана огромная колониальная империя Португалии, простиравшаяся от Гибралтара до Малаккского пролива. Португальскому вице-королю Индии, находившемуся в Гоа, подчинялись пять губернаторов, управляющих Мозамбиком, Ормузом, Маскатом, Цейлоном и Малаккой. Португальцы подчинили своему влиянию также крупнейшие порты Восточной Африки. Пик португальского владычества пришелся на начало XVI века, когда Португалия приобрела своего главного и самого щедрого покупателя и продавца - Виджаянагарскую империю . Красивая столица богатейшего индуистского государства - Хампи (Виджаянагара) с 500 тыс. населением, был сплошным базаром. Португальцы привозили сюда арабских лошадей, китайский фарфор, шафран из Кашмира, дерево, бархат, дамастную ткань, сатин, ярко красные ткани, изысканные вещи из Бенгалии, драгоценные камни. Для отправки в свою страну загружали себе на борт железо, специи, алмазы, жемчуг, готовые ювелирные изделия, рис, лекарства, мироболан и другие лекарства, а также масла и благовония. Их интенсивная торговля шла через порт Гоа, достигшего наивысшего развития в этот период.

Причины утраты португальского господства в XVI веке

Важнейшее в истории человечества открытие морского пути, связавшего Европу с Азией, было использовано феодальной Португалией для собственного обогащения, для грабежа и угнетения народов Африки и Азии. Пришельцы, на которых Папа Римский возложил миссию обращать язычников в христианскую веру, разрушали храмы и возводили свои церкви. В колониях сжигались еретики, царили разврат и подстрекание солдат брать в наложницы индианок. Пиратство стало одним из инструментов колониальной политики Португалии, а офицеры флота Его Величества стали пиратами. Вице-короли были алчными и сменялись один за другим, рано умирая от ран и болезней. Такая политика привела к постепенной потере Португалии завоеванных Васко да Гамой позиций. Все португальские колонии перешли в руки других морских держав: Англии, Франции, Голландии, Дании. В Индии только Гоа, Даман и Диу, вплоть до 1961 г. оставались португальскими колониями. В них продолжались бесчинства - только в 1812 г. в Гоа была отменена инквизиция.

Герои эпохи Великих географических открытий

Колумб, Магеллан и Васко да Гама стали главными знаменитостями эпохи Великих географических открытий. Интересно, что первые двое искали, то что нашел в конце концов именно да Гама - богатые пряностями земли Индии.

О Васко да Гама помнили, его боготворили. Правнук мореплавателя, который был вице-королем Португалии в 1597- 1600 гг., воздвиг в честь своего великого предка Арку вице-королей, через которую сейчас проходит дорога к реке Мандови, набережной и причалам. Помнят его и сегодня. В 1988 г. весь мир отмечал 500-летие первого путешествия Васко да Гама. В устье Тежу (Лиссабон) был торжественно открыт самый длинный в Европе мост, названный в честь великого мореплавателя, первого пирата Индийского океана, открывателя и разрушителя.

В истории человечества открытие морского пути из Европы в Индию было выдающимся событием. Вплоть до открытия Суэцкого канала в 60-х годах XIX в. морской путь вокруг Южной Африки был главной морской дорогой, по которой велась торговля между странами Европы и Азии и происходило проникновение европейцев в бассейны Индийского и Тихого океанов.

1. Карта плавания Васко да Гамы и Фернана Магеллана (синия линия).
2. Карта плавания Магеллана в 1519-22 гг.

4-5. Карты плавания Колумба в 1492-1502 гг.

Город Васко да Гама в Гоа

Сегодня город является конечным пунктом железнодорожной линии, ведущей в Гоа . В 1703 г. в связи с очередной эпидемией чумы, поразившей Гоа, маленький городок ненадолго стал столицей Гоа. Морской порт Мармагао у города Васко да Гама сейчас один из важнейших в Индии. Причалы здесь существовали уже в XVI в. Сейчас жизнь в этом портовом городке стала очень тихой. А раньше улицы Васко да Гама заполняли искатели приключений - подвыпившие моряки и разгоряченные путешественники. Их местом отдыха на протяжении веков была улица «красных фонарей». Сейчас рядом с ней находится аэропорт Даболим. А несколько лет тому назад указом правительства этот «народный промысел» был запрещен.
Базилика Бом Иисус в Гоа
Франциск Ксаверий - покровитель Гоа
Церкви Старого Гоа и Панаджи
В чем разница: православие, католичество, протестантизм
Что такое буддизм
Фото Гоа

Публикация всех статей и фотографий с этого сайта разрешается только с прямой ссылкой на .
Звоните в Гоа: +91 98-90-39-1997, в России: +7 921 6363 986

Васко да Гама родился в 1469 году в городе Синиш, в благородной семье солдата, который верно служил королю Португалии Жуану II. Карьера исследователя у Васко да Гамы началась, после того как умер его отец, возглавлявший экспедицию планирующаяся для открытия морского пути в Азию.

флагманское судно «Сан-Габриель»

Васко да Гама принял команду из 170 человек и отправился из Лиссабона 7 июля 1497 года в составе трех судов «Сан-Габриэль », «Беррио » и флагманским кораблем « Сан-Рафаэль» . Его задачей было отыскать морской путь в Индию для установления торговых отношений, которые обеспечат Португалию дешевыми товарами. На то время товары из Азии поступали на европейский рынок, благодаря купцам из Венеции, Каира и Александрии по сухопутным путям, которые оказывались дорогими. Португалии нужен был свой собственный путь.

судно «Батавия»

судно «Сан-Рафаэль»

Плавание до мыса Доброй Надежды было благополучным. Море было спокойным, а ветер дул в нужном морякам направлении. Но как только обогнули Зеленый мыс, обрушился ураганный ветер с дождем. Лишь на короткое время буря стихала, и затем начиналась вновь. Всё это усложняло продвижение экспедиции. Заканчивались запасы провизии и питьевой воды. Несколько матросов умерло от истощения. Экипаж начал требовать развернуть корабли и взять курс на Португалию. Обессиленная, но обозленная команда подняла мятеж. Моряки хотели заковать Васко да Гаму в цепи, но ему удалось вырваться и успокоить бунтарей.

путешественник Васко да Гама

Корабли сделали стоянку у берегов Восточной Африки недалеко от Мозамбика для починки такелажа и парусов. Там у команды завязались первые торговые отношения с местными жителями. Но это продлилось не долго, так как из-за враждебного настроя туземцев, появились попытки захвата кораблей. В связи с этим экспедиция вынуждена была покинуть побережье. Вскоре 20 мая 1498 года Васко да Гама наконец прибыл в порт Каликут (сейчас Калькутта). Это город на восточном побережье Индии, где была сосредоточена торговля купцов с двух материков - Африки и Индостана. Васко да Гама проявил дипломатические способности во время проведения переговоров с индийским правителем Заторином. После вручения подарков вождю, постепенно начали меняться отношения к путешественникам. Кроме этого товары, закупленные в Африке, практически не имели никакой ценности у местных жителей. Вскоре к начали проявлять враждебность. Васко да Гама был заключен в тюрьму как пират. Едва избежав смертной казни, он смог собрать богатый груз, состоящий из драгоценных камней, золота и кораллов. Окончательно договорился вести торговые отношения между народом Заморина и португальцами (правителю очень понравились специи). После корабли отошли от берегов Индии и взяли курс на Португалию вдоль берегов Африки. Мореплаватель постепенно наносил на карту очертания материка.

возвращение мореплавателей домой

В сентябре 1499 года экспедиция в составе двух кораблей и 55 человек обессиленной команды прибыли в порт Лиссабон. Их встречали как героев. И действительно, ведь кроме ценностей, которые принесли большой доход экономике государства, Васко да Гама нанес на мировую карту более 4000 км побережья Африки от устья реки Грейт-Фиш до порта Малинди, вписав свое имя в мировую историю как первооткрывателя проложившего морской торговый путь из Европы в Индию.

После этого Васко да Гама получил статус лорда. Он совершил еще два похода в Индию, но они были больше враждебными, чем торговыми. Его визиты несли месть за португальских торговцев, которых убили местные жители в 1502 году. А третья экспедиция сделала Васко да Гаму вице-королем Индии в 1524 году. По возвращению из походов он привозил всё больше и больше пряностей и драгоценностей. Это очень радовало короля, и вскоре великий мореплаватель стал адмиралом. Умер Васко да Гама во время третьего путешествия от какой-то болезни, находясь на территории Индии. Его прах в 1538 году был перевезен на родину.

портрет «Васко да Гама»

Васко да Гама внес большой вклад в развитие экономики своей страны и всей Европы, совершил революцию в торговле и положил конец развитию мусульманского превосходства торговли в Индийском океане.

карта походов Васко да Гамы

Васко да Гама открыл морской путь в Индию вокруг Африки (1497-99)

́ско да Га ́ма (Vasco da Gama , 1460-1524) - известный португальский мореплаватель эпохи Великих Географических Открытий. Первым открыл морской путь в Индию (1497-99) вокруг Африки. Занимал должности губернатора и вице-короля Португальской Индии.

Строго говоря, Васко да Гама не был мореплавателем и первооткрывателем в чистом виде, какими были, например, Кан, Диаш или Магеллан. Ему не пришлось убеждать сильных мира сего в целесообразности и выгодности своего проекта, как Христофору Колумбу. Васко да Гама просто «назначили открывателем морского пути в Индию». Руководство Португалии в лице короля Мануэла I создало для да Гамы такие условия, что ему было просто грех не открыть дорогу в Индию.

Васко да Гама / краткая биографическая справка/

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Родился

1460 (69) в городе Синиш, Португалия

Крестился

Монумент Васко да Гама возле церкви, в которой его крестили

Родители

Отец: португальский рыцарь Эштева да Гама. Мать: Изабель Содре. Помимо Васко в семье было 5 братьев и одна сестра.

Происхождение

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Род Гама, судя по приставке «да» был дворянским. Как утверждают историки, может и не самым знатным в Португалии, но все же довольно древним и имевшим заслуги перед отечеством. Алвару Анниш да Гама служил еще при короле Афонсу III , отличился в сражениях против мавром, за что был возведен в рыцари.

Образование

Точных данных нет, но по косвенным свидетельствам он получил образование по математике, навигации и астрономии в Эворе. Видимо, по португальским понятиям образованным считался человек, владеющий именно этими науками, а не тот, который «по-французски и на фортепьянах».

Род занятий

Происхождение не давало особого выбора португальским дворянам. Раз дворянин и рыцарь – должен быть военным. А в Португалии рыцарство имело свой оттенок – все рыцари были морские офицеры.

Чем прославился Васко да Гама до своего путешествия в Индию

В 1492 году французские корсары () захватили каравеллу с золотом, шедшую из Гвинеи в Португалию. Португальский король поручил Васко да Гама пройти вдоль французского побережья и захватить все суда на рейдах французских портов. Молодой рыцарь выполнил поручение быстро и эффективно, после чего французскому королю Карлу VIII ничего не оставалось, как вернуть захваченное судно законным владельцам. Благодаря этому рейду по французским тылам Васко да Гама стал «фигурой, приближенной к императору». Р ешительно сть и организаторские способности открывали перед ним хорошие перспективы .

Пришедший на смену Жуану II в 1495 Мануэл I продолжил дело заморской экспансии Португалии и стал готовить большую и серьезную экспедицию для открытия морской дороги в Индию. По всем заслугам возглавлять такую экспедицию должен был бы, конечно, . Но в новой экспедиции нужен был не столько мореход, сколько организатор и военный. Выбор короля пал на Васко да Гаму.

Сухопутный путь в Индию

Параллельно с поисками морского пути в Индию еще Жуан II пытался найти туда сухопутную дорогу. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Север Африки был в руках неприятеля – мавров. Южнее была пустыня Сахара. А вот южнее пустыни можно было попытаться проникнуть на Восток и добраться до Индии. В 1487 году была организована экспедиция под руководством Перу да Ковильяна и Афонсу ди Пайву. Ковильяну удалось достичь Индии и, как пишут историки, передать на родину отчет о том, что Индию возможно достичь морским путем вкруг Африки. Это подтверждали мавританские купцы, которые вели торговлю в районах северо-восточной Африки, Мадагаскара, Аравийского полуострова, Цейлона и Индии.

В 1488 году Бартоломео Диаш обошел южную оконечность Африки.

С такими козырями дорога в Индию была уже почти в руках короля Жуана II.

Но судьба распорядилась по-своему. Король из-за гибели наследника почти потерял интерес к политике проиндийской экспансии. Подготовка экспедиции застопорилась, но корабли были уже спроектированы и заложены. Строились они под руководством и с учетом мнения Бартоломео Диаша.

Жуан II скончался в 1495. Н аследовавший ему Мануэл I не сразу сконцентрировал свое внимание на броске в Индию. Но жизнь, как говорится, заставила и подготовка к экспедиции продолжилась.

Подготовка первой экспедиции Васко да Гамы

Корабли

Специально для этой экспедиции в Индию были построены четыре корабля. «Сан-Габриэл» (флагманский корабль), «Сан-Рафаэл» под командованием брата Васко да Гамы, Паулу, представлявшие собой так называемые «нао» - крупные трёхмачтовые корабли водоизмещением 120-150 тонн с прямоугольными парусами; «Берриу» лёгкая и маневренная каравелла с косыми парусами и с капитаном Николау Коэльо. И транспорт «Безымянный» - судно (название которого история не сохранила), которое служило для перевозки припасов, запчастей и товаров для обменной торговли.

Навигация

В распоряжении экспедиции были лучшие по тем временам карты и навигационные приборы. Обер-штурманом был назначен Перу Аленкер - выдающийся моряк, ранее плававший к мысу Доброй Надежды с Диашем. Кроме основного плавсостава на борту были священник, писарь, астроном, а также несколько переводчиков, знающих арабский и туземные языки экваториальной Африки. Общая численность экипажа, по разным оценкам, составляла от 100 до 170 человек.

Такая вот традиция

Забавно, что во все экспедиции организаторы брали на борт осужденных преступников. Для выполнения особо опасных поручений. Этакий корабельный штраф-бат. Если бог даст, и вернешься живым из плавания - отпустят на свободу.

Питание и жалование

Еще со времени экспедиции Диаша наличие складского судна в экспедиции показало свою эффективность. На «складе» хранились не только запчасти, дрова и такелаж, товары для коммерческого обмена, но и провизия. Кормили команду обычно сухарями, кашей, солониной, и выдавали немного вина. Рыба, зелень, пресная вода, свежее мясо добывались по пути на стоянках.

Матросы и офицеры в экспедиции получали денежное жалование. Никто не плавал «за туманом» или из любви к приключениям.

Вооружение

К концу 15 столетия корабельная артиллерия была уже достаточно совершенна и суда строили с учетом размещения орудий. Два «нао» имели на борту по 20 орудий, на каравелле было 12 пушек. Моряки были вооружены разнообразным холодным оружием, алебардами и арбалетами, имели защитные кожаные панцири и металлические кирасы. Эффективного и удобного личного огнестрельного оружия на то время еще не существовало, поэтому о нем ничего не упоминают историки.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Шли обычным путем на юг вдоль Африки, только у берегов Съерра-Леоне, по совету Бартоломео Диаша, повернули на юго-запад, чтобы избежать встречных ветров. (Сам Диаш, на отдельном корабле отделился от экспедиции и направился к крепости Сан-Жоржи-да-Мина, комендантом которой его назначил Мануэл I .) Сделав огромный крюк в Атланике, португальцы вскоре снова увидели африканскую землю.

4 ноября 1497 корабли бросили якорь в бухте, которой дали имя Святой Елены. Здесь Васко да Гама приказал остановиться для ремонта. Однако команда вскоре вступила в конфликт с местными жителями и произошло вооружённое столкновение. Серьёзных потерь хорошо вооружённые моряки не понесли, однако стрелой в ногу был ранен сам Васко да Гама.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> В конце ноября 1497 флотилия, после многодневного шторма, с большим трудом обогнула мыс Бурь (он же ), после чего пришлось остановиться для ремонта в бухте Моссел Бей . Грузовое судно было повреждено так сильно, что было решено его сжечь. Члены экипажа судна перегрузили припасы и сами перешли на другие суда. Здесь же, встретив туземцев, португальцы смогли приобрести у них провиант и украшения из слоновой кости в обмен на взятые с собой товары. Затем флотилия двинулась дальше на северо-восток вдоль африканского побережья.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> 16 декабря 1497 экспедиция миновала последний падран , поставленный Диашем в 1488. Дальше в течение почти месяца плавание продолжалось без происшествий. Теперь корабли шли вдоль восточного берега Африки на северо-северо-восток. Скажем сразу, что это были вовсе не дикие или необитаемые края. Восточный берег Африки с древних времен был сферой влияния и торговли арабских купцов, так, что о существовании европейцев местные султаны и паши знали (в отличие от аборигенов Центральной Америки, встретивших Колумба и товарищей как посланцев с неба).

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Экспедиция тормознула сделала остановку в Мозамбике, но не нашла общего языка с местной администрацией. Арабы сразу почуяли в португальцах конкурентов и стали ставить палки в колеса. Васко обстрелял негостеприимный берег из бомбард и отправился дальше. К концу февраля экспедиция подошла к торговому порту Момбаса , затем к Малинди . Местный шейх, воевавший с Момбасой, встретил португальцев как союзников хлебом и солью. Он заключил с португальцами союз против общего врага. В Малинди португальцы впервые встретили индийских купцов. С большим трудом за хорошие бабки нашли лоцмана. Он то и довел корабли да Гамы до индийских берегов.

Первым индийским городом, в который ступила нога португальцев, оказался Каликут (нынешний Кожикоде). ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Заморин (видимо - градоначальник? ) Каликута встретил португальцев весьма торжественно. Но мусульманские торговцы, почуяв неладное для своего бизнеса, стали плести козни против португальцев. Дела у португальцев шли поэтому плохо, товарообмен был неважный, заморин повел себя крайне негостеприимно. С ним у Васко Да Гамы вышел серьезный конфликт. Но как бы там ни было, португальцы таки наторговали в свою пользу массу пряностей и сколько-то драгоценностей. Несколько обескураженный таким приемом и скудным коммерческим профитом, Васко да Гама обстрелял город из пушек, захватил заложников и отплыл из Каликута. Пройдя немного на север, он попытался основать в Гоа торговую факторию, но и это ему не удалось.

Не солоно хлебавши, Васко да Гама повернул свою флотилию по направлению к дому. Его миссия, в принципе, была выполнена – морской путь в Индию открыт. Впереди была большая работа по закреплению португальского влияния на новых территориях, чем впоследствии и занялись его последователи и сам Васко да Гама в том числе.

Обратное плавание проходило с не меньшими приключениями. Экспедиции пришлось отбиваться от сомалийских пиратов () . Стояла невыносимая жара. Люди слабли и гибли от эпидемий. 2 января 1499 года корабли да Гамы подошли к городу Могадишо, который для отстрастки обстреляли из бомбард.

7 января 1499 они снова зашли вставший почти родным Малинди, где немного отдохнули и пришли в себя. За пять дней, благодаря хорошей пище и фруктам, предоставленным шейхом, моряки пришли в себя и корабли пошли дальше. 13 января на стоянке южнее Момбасы пришлось сжечь одно из судов. 28 января миновали остров Занзибар. 1 февраля сделали остановку у острова Сан-Жоржи возле Мозамбика. 20 марта обогнули мыс Доброй Надежды. 16 апреля попутный ветер донес суда до островов Зелёного мыса. Здесь португальцы были, считай дома.

С островов Зеленого Мыса Васко да Гама послал вперёд один корабль, который 10 июля доставил в Португалию весть об успехе экспедиции. Сам капитан-командир задержался из-за болезни своего брата Паулу. И только в августе (или в сентябре) 1499 года Васко да Гама торжественно прибыл в Лиссабон.

Домой вернулись лишь два судна и 55 человек экипажа. Тем не менее, с финансовой точки зрения, экспедиция Васко да Гама была необычайно успешной - выручка от продажи привезённых из Индии товаров в 60 раз превысила затраты на саму экспедицию.

Заслуги Васко да Гама Мануэл I отметил по-королевски. Первооткрыватель дороги в Индию получил титул дон, земельные наделы и существенную пенсию.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">

Так закончилось еще одно великое плавание эпохи Великих Географических Открытий. Наш герой получил славу и материальные блага. Стал советником короля. Еще не раз плавал в Индию, где занимал важные посты и продвигал португальские интересы. Скончался Васко да Гама там же, на благословенной земле Индии в конце 1524 года. Кстати, основанная им португальская колония в Гоа, на западном берегу Индии, оставалась португальской территорией до второй половины двадцатого века.

Португальцы чтут память своего легендарного соотечественника, и в его честь назвали самый длинный в Европе мост через устье реки Тежу в Лиссабоне.

Падран

Так португальцы называли столбы, которые они устанавливали на вновь открытых землях, чтобы "застолбить" территорию за собой. На падранах писали. кто и когда открыл это место. Падраны чаще всего делали из камней, чтобы показать. что Португалия пришла в это место всерьёз и надолго

Очень обяжете , п оделившись этим материалом в социальных сетях

Путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Русские путешественники и первопроходцы

Васко да Гама был мореплавателем, который открыл путь в Индию. Он родился в 1469 году в небольшом португальском городе Синиш, но о его ранних годах существует не очень много информации. Он получил неплохие знания в математике, астрономии и навигации. Его отец был моряком. Васко был с ранних лет привязан к морю и часто участвовал в сражениях на воде. Его жизнь была насыщенной, и в своём докладе я расскажу о биографии известного первооткрывателя.

Первая поездка

Правительство Португалии решило всерьез заняться налаживанием торгового сообщения с Индией, но для этого было необходимо найти туда морской путь. Колумб уже пробовал отыскать его, но его открытие оказалось ложным. Индией для Колумба ошибочно стала Бразилия.

Васко да Гама отправился на поиски пути в Индию с командой на четырёх кораблях.

Сначала его корабли отнесло течением к Бразилии, однако Васко не повторил ошибки и нашёл верный курс.

Экспедиция заняла много времени. Корабли были в пути несколько месяцев. Судна пересекли экватор. Они шли по направлению к южному полюсу вдоль берегов Африки и обогнули её через мыс Доброй Надежды.

Оказавшись в водах Индийского океана, корабли, спустя некоторое время, сделали остановку в африканской стране Мозамбике. Здесь Васко решил взять с собой проводника. Им стал арабский путешественник, который хорошо ориентировался в близлежащих водах и территориях. Он-то и помог экспедиции закончить путешествие и привел её прямо к полуострову Индостан. Капитан остановил корабли в Каликут (сейчас он называется Кожикоде).

Сначала мореплавателей встретили с почётом и приняли ко двору. Васко да Гама договорился с правителями о налаживании торговли в их городе. Но другие торговцы, приближённые ко двору заявили, что не испытывают доверия к португальцам. Товары, привезённые экспедицией, продавались очень плохо. Это привело к возникновению споров между моряками и правительством города. В итоге корабли Васко отплыли обратно на родину.

Дорога домой

Обратный путь оказался трудным для всего экипажа. Морякам пришлось несколько раз сражаться с пиратами, защищая себя и товар. Они везли домой пряности, медь, ртуть, драгоценности, янтарь. Многие люди из корабельных команд начали болеть и умирали. Потребовалось сделать небольшую остановку в Малинди, портовом городе, расположенном в Кении. Путешественники смогли отдохнуть и набраться сил. Да Гама был очень благодарен местному шейху, который тепло принял их и оказал помощь. Дорога домой заняла более 8 месяцев. За это время была потеряна часть команды и одно судно. Его решили сжечь его, потому что оставшиеся моряки не справлялась с управлением и просто пересели на другие корабли.

Несмотря на то, что торговля не задалась, экспедиция окупила себя выручкой, полученной в Индии. Поездка считалась успешной, за что руководитель экспедиции получил почётный титул и денежную награду.

Открытие морского пути в Индию предоставило возможность постоянно отправлять туда суда с товарами, чем и стали регулярно заниматься португальцы.

Последующие визиты в Индию

Спустя некоторое время португальские власти решили отправить в Индию несколько кораблей, чтобы подчинить себе страну. В составе команды был и Васко да Гама. Португальцы напали на несколько индийских городов на берегу океана: Онор, Мири и Каликут. Такую реакцию повлекло несогласие властей Каликута на создание фактории. Факториями назывались торговые поселения, основанные иностранными торговцами в каком-либо городе. Команда жестоко обошлась с местными жителями и захватила большую добычу.

В третий раз Васко отправился в Индию, чтобы разобраться с администрацией португальских колоний в Африке и Индии. Были подозрения, что управляющий состав злоупотреблял своим положением. Но эта поездка оказалась менее удачной для мореплавателя. Он заболел малярией и умер. Его тело было привезено на родину. Он похоронен в Лиссабоне.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя