Ремонт Стены Уход

Кто похоронен в петропавловской крепости список. Архангельский собор Московского Кремля: описание, история и интересные факты

Петропавловский собор

Петропавловский собор, золоченый шпиль которого стал одним из символов Санкт-Петербурга, широко известен как выдающийся памятник архитектуры первой половины XVIII века. Гораздо меньше освещена его история как усыпальницы Российского Императорского Дома.

Между тем современниками Петропавловский собор воспринимался прежде всего как некрополь Дома Романовых, и этому же, в значительной степени, были посвящены и его церковные службы. В печальном оформлении собора для траурных церемоний принимали участие многие ведущие архитекторы и художники города - Д. Трезиии, А. Вист, Дж. Кваренги, О. Монферран и другие. К сожалению, видеть все это могли лишь современники событий, так как после похорон траурное убранство разбиралось, и собор принимал свой обычный облик.

Собор во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербургской крепости, именующийся с 1858 года „Петропавловский", был построен в 1712-1733 годах по проекту архитектора Доменико Трезини.

Освященный 29 июня 1733 года, собор является одним из интереснейших памятников архитектуры эпохи барокко. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание, над восточной частью которого высится барабан, увенчанный куполом, а над западной - колокольня с позолоченным шпилем. Последняя и поныне остается самым высоким (122,5 метра) архитектурным сооружением города.

Петропавловский собор занимал особое место среди храмов Санкт-Петербурга. Будучи кафедральным, он одновременно был и усыпальницей Императорского Дома Романовых.

Обычай хоронить членов правившей династии в храмах, основывавшийся на древнейшем представлении о божественном происхождении их власти, был широко распространен во всем христианском мире. В допетровской Руси таким храмом был Архангельский собор Московского Кремля. С переносом в 1712 году столицы из Москвы в Петербург его функции перешли к Петропавловскому собору. Создание усыпальницы в Петербурге должно было служить одним из многочисленных доказательств начатой Петром I новой эры русской истории.

<...>Петропавловский собор вобрал в себя характерные для той культуры черты - активную европеизацию с одновременным сохранением основ православия. Этими особенностями объясняются и многочисленные связи собора с другими памятниками отечественной и мировой истории.



Картина „Явление ангела мироносицам у гроба Спасителя"
Картина „Моление Христа о Чаше"

В событиях отечественной истории он занял место Архангельского собора. По этому поводу один из первых историков собора писал: „...Архангельский собор в Москве весьма справедливо называют «Святилищем Истории Российской», как заключающий в себе останки наших Великих Князей от Калиты... до царя Иоанна Алексеевича. Это название, столь же справедливо, принадлежит собору Петропавловскому - как служащему усыпальницею Августейших Особ нашего Императорского Дома со времен основания Санкт-Петербурга..." В событиях мировой - Петр I, превратив Петропавловский собор в усыпальницу, как бы продолжил традицию первого
христианского императора Константина, построившего в IV веке в новой столице своей империи Константинополе церковь Святых Апостолов с намерением превратить ее в свой мавзолей и усыпальницу всей династии. В VI веке король франков Хлодвиг на левом берегу Сены построил базилику Апостолов Петра и Павла, также ставшую его усыпальницей.

На протяжении двух столетий под сводами собора были похоронены почти все российские императоры от Петра I до Николая II (исключение составили лишь императоры Петр II и Иоанн VI Антонович) и многие члены императорской фамилии.

Первой в церкви Апостолов Петра и Павла была похоронена полуторагодовалая дочь Петра I Екатерина, скончавшаяся в 1708 году. (Впоследствии деревянную церковь, построенную в 1703-1704 годах, разобрали в связи с начавшимся в 1712 году строительством на этом месте каменного храма.)



Лепнина на парусе собора
Фрагменты росписей сводов собора

К моменту смерти Петра I собор еще не был достроен. Поэтому внутри него, по проекту Доменико Трезини, была сделана временная деревянная церковь. Туда, 10 марта 1725 года, с подобающей пышной церемонией, перенесли тела Петра I и его дочери Натальи, скончавшейся 4 марта. Оба гроба были установлены на катафалке под балдахином, обитом золотой тканью.

В 1727 году там же поставили и гроб с телом его жены, императрицы Екатерины I. В мае 1731 года императрица Анна Иоанновна повелела предать земле прах Петра I и его супруги. Погребение, по словам „Ведомостей" того времени, „происходило с особенно учрежденной церемонией 29 мая в субботу, в одиннадцатом часу утра. При этом присутствовали господа от генералитета и адмиралтейства и многие коллежские чины. Во время поставления гробов в приготовленное нарочно к тому Императорское кладбище, с крепости произведен пятьдесят один выстрел". Точная дата предания земле праха его дочери неизвестна.

После пожара 1756 года, в результате которого сгорели деревянный купол и шпиль собора и пострадало его внутреннее убранство, возникла идея превращения собора в своеобразный мавзолей Петра Великого. В объявленном конкурсе победу одержал проект, представленный академиком М. В. Ломоносовым. Однако проект этот по ряду причин осуществить не удалось.



В течение XVIII -первой трети XIX веков Петропавловский собор был местом захоронения, как правило, коронованных особ. Остальных членов императорской
семьи хоронили в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры и других местах. С 1831 года, по повелению Николая I, в соборе стали хоронить также великих князей, княгинь и княжон.

В первой половине XVIII века над местами захоронений ставили надгробия, сделанные из белого алебастрового камня, а в 70-е годы, когда собор реставрировался и перестраивался, их заменили на новые, сделанные из серого карельского мрамора. Надгробия покрывались золотой парчой, обложенной горностаем, и имели поверху нашитые гербы. В обычные дни на них клались чехлы из темно-зеленого или черного сукна, обложенные сверху и снизу золотым позументом и имеющие вензелевое изображение имени покоящегося. В 40-50-е годы XIX века появляются первые надгробия, сделанные из белого итальянского (каррарского) мрамора.



Могила Петра I. Современный вид

В марте 1865 года Александр II, посетив собор, обратил внимание на неприглядный вид покровов на надгробиях. Сохранность самих надгробий также оказалась плохой. Он повелел, чтобы все надгробия, „кои пришли в ветхость или сделаны не из мрамора, сделать из белого, по образцу последне исполненных". По проекту архитектора А. А. Пуаро были сделаны пятнадцать надгробий из белого итальянского мрамора. Их ус-
тановили на могилах Петра I, Екатерины I, Анны Петровны, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II, Павла I, Марии Федоровны, Александра I, Елизаветы Алексеевны, Константина Павловича, Александры Максимилиановны, Александры Михайловны и Анны Михайловны. Очищены и вновь отполированы были надгробия великого князя Михаила Павловича и великих княгинь Александры Николаевны и МарииМихайловны.

Надгробия имеют форму четырехугольной призмы, на верхней крышке которой лежит большой бронзовый крест, вызолоченный червонным золотом. В головах, на боковой стенке, прикреплены бронзовые доски с обозначением имени погребенного, титула, даты и места рождения и смерти, даты погребения. На надгробиях императоров и императриц, помимо креста, по углам помещены еще четыре бронзовых герба Российской империи.

На доске писалась также и дата вступления на престол. Тексты надписей на бронзовых досках были составлены русским историком Н. Г. Устряловым. После установления надгробий в 1867 году последовал указ об отмене всех покровов на них.
<...>
В 1887 году Александр III повелел заменить беломраморные надгробия на могилах своих родителей - Александра II и Марии Александровны - на более богатые и
нарядные. Для этого были использованы монолиты зеленой алтайской яшмы (для Александра II) и розового уральского родонита - орлеца (для Марии Александровны).



Могилы Александра II и императрицы
Марии Александровны. Современный вид

Изготовление надгробий (по эскизам архитектора А. Л. Гуна) шло на Петергоф-
ской гранильной фабрике в течение восемнадцати лет. Установлены в соборе они были в феврале 1906 года.

К концу XIX века в Петропавловском соборе было сорок шесть захоронений и практически уже не оставалось места для новых погребений. Поэтому в 1896 году рядом с собором было начато строительство Великокняжеской усыпальницы, официально именовавшейся Усыпальницей членов императорской фамилии, или Новой усыпальницей, при Петропавловском соборе. Строилась она с 1896 по 1908 год по проекту архитектора Д. И. Гримма при участии А. О. Томишко и Л. Н. Бенуа. 5 ноября 1908 года только что построенное здание Усыпальницы было освящено. Вначале освятили престол в алтаре в честь святого князя Александра Невского, считавшегося
покровителем Петербурга, а затем и само здание. Через три дня после этой
церемонии состоялось первое захоронение - у южной алтарной части был погребен сын Александра III, великий князь Алексей Александрович.



Делегация петербургских старшин направляется в Петропавловский собор для возложения медали на могилу Петра I. 1903

В 1909-1912 годах в Усыпальницу из собора был перенесен прах нескольких членов семьи. При этом перезахоронение занимало несколько дней, так как склепы в Усыпальнице были меньше переносимых из собора ковчегов.

В 1916 году здесь насчитывалось тринадцать захоронений, восемь из которых были перенесены из Петропавловского собора. В отличие от собора, в Усыпальнице не было надгробий. Могила закрывалась вровень с полом беломраморной плитой, на которой были выбиты титул, имя, места и даты рождения и смерти, дата погребения. В 1859 году Петропавловский собор из ведения епархии был передан в придворную строительную контору Министерства императорского двора, а в 1883 году его вместе с причтом причислили к Придворному духовному ведомству.



Делегация города Гатчины с венком на могилу Александра III. 1912

Особое положение Петропавловского собора вносило существенные коррективы в его церковную деятельность. Здесь никогда не совершались такие христианские таинства, как крещение и венчание. Обряд отпевания совершался только над усопшими членами императорской фамилии, и лишь в отдельных случаях делались исключения для комендантов крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище у соборной стены.

К 1917 году в Петропавловском соборе на стенах, колоннах и у могил находилось более тысячи венков. Например, у могилы Александра III их было 674. Практически на каждой могиле и около нее стояли иконы и лампады. На надгробиях Петра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат.



Германский император Вильгельм II у южного входа в Петропавловский собор. Фотограф К. Булла. 1906

В сентябре-октябре 1917 года по распоряжению Временного правительства все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных соборных ценностей пока неизвестна.

14 мая 1919 года по распоряжению коменданта Петропавловской крепости собор и усыпальница были закрыты и опечатаны. 21 апреля 1922 года было произведено изъятие остатков церковных ценностей для помощи голодающим. Оно происходило в присутствии коменданта крепости, ктитора собора, заведующего его имуществом и представителя Главмузея.

В 1926 году собор перешел в ведение Музея революции.



Герцог Коннаутский у входа в Петропавловский собор. Фотограф К. Булла. Начало XX в.

В 1939 году вскрывалась могила великой княгини Александры Георгиевны, супруги великого князя Павла Александровича (он был расстрелян в 1919 году). Она была урожденной принцессой Греческой, и ее прах, по просьбе греческого правительства, был перевезен на родину.

Судьба Великокняжеской усыпальницы сложилась иначе. В декабре 1926 года комиссия, обследовавшая здание, пришла к выводу, что „все бронзовые украшения, а также решетки алтарной части, как не представляющие исторической и художественной ценности, подлежат переплавке". Украшения были сняты, и дальнейшая судьба их неизвестна.



Итальянский король Виктор-Эммануил III у Петропавловского собора. Фотограф К. Булла. 1902

В начале 1930-х годов Усыпальница была передана в ведение Ленинградского отделения Центральной книжной палаты и использовалась для хранения изъятых при обысках книг. После Великой Отечественной войны в здании некоторое время распо-
лагался склад бумажной фабрики.

В 1954 году Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница были переданы Государственному музею истории Ленинграда. В 1960-е годы, после проведения ремонтно-реставрационных работ, в здании Усыпальницы открылась экспозиция „История строительства Петропавловской крепости". Ее демонтировали в мае 1992 года в связи с захоронением правнука Александра II, великого князя Владимира Кирилловича, и началом реставрационных работ. После их завершения зданию будет возвращен его первоначальный облик.



Прибытие болгарского царя Фердинанда в Великокняжескую усыпальницу. 1909

По словам одного историка, „каждый Русский считает своим священным долгом посещать Усыпальницу нашего Царского Дома; иноземцы, прибывшие в Санкт-Петербург, также спешат поклониться гробницам Высоких Усопших".

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР
Петропавловский собор. Усыпальница императорского дома Романовых

Испокон веков русские князья считали Архистратига Михаила, победившего сатану и охраняющего врата Эдемского сада, покровителем своих дружин. Каждый раз, отправляясь в поход, они служили ему молебен. Именно поэтому в середине XIII века в столице появился посвященный ему деревянный храм, ставший предшественником нынешнего Архангельского собора Московского Кремля, превратившегося в период XIV-XVIII вв. в царскую и великокняжескую усыпальницу. Обратимся к его истории.

Деревянная предшественница будущего собора

По мнению историков, деревянная церковь в честь Архангела Михаила появилась на Соборной площади Кремля около 1248 года, в период правления брата Александра Невского - Великого князя Михаила Хоробрита, и не предназначалась для захоронения правителей государства. Об этом свидетельствует тот факт, что прах самого князя Михаила, погибшего во время литовского похода, был погребен не в Москве, а во Владимире. Лишь два представителя великокняжеского рода были захоронены в этой церкви. Ими стали племянник Хоробрита Великий князь Даниил и его сын Юрий.

Храм, возведенный по обету

Эта самая ранняя церковь простояла чуть меньше ста лет, и в 30-х годах следующего века уступила место первому каменному собору. Он был возведен в 1333 году по указу Великого князя Владимирского и Московского Ивана Калиты, давшего обет построить его на территории Кремля, если Господь убережет Русь от голода, вызванного неурожаем хлебов.

Сейчас трудно судить о том, как выглядело это сооружение, поскольку его изображений не сохранилось. Но описание Архангельского собора Московского Кремля той поры, дошедшее до нас среди прочих исторических документов, говорит, что он был небольшой и, судя по всему, четырехстолпный. Впоследствии к нему добавили два новых придела.

Храм, ставший жертвой молнии

Несмотря на то что этот храм построили из камня, его век также оказался недолгим. В середине XV века во время страшной грозы в него попала молния, и хоть начавшийся пожар удалось своевременно загасить, стены получили серьезные повреждения. Образовавшиеся в них трещины со временем увеличивались, и к концу столетия этот второй Архангельский собор Московского Кремля грозил в любой момент обвалиться. Чтобы предотвратить несчастье, правивший в те годы Великий князь Московский Иван III - дед будущего царя Ивана Грозного - повелел разобрать аварийное сооружение и на его месте строить новый собор.

Кто построил Архангельский собор Московского Кремля?

Надо заметить, что момент для возведения храма был весьма подходящий. В ту пору Москва, активно разрастаясь, украшалась новыми церквями, монастырями и что вызвало в нее приток зарубежных строителей и архитекторов, выписываемых главным образом из Италии. Их памятником могут служить зубцы выполненные в виде «ласточкиных хвостов» и являющиеся ярким образцом ломбардского стиля.

Вот и для сооружения Архангельского собора Московского Кремля, фото которого представлены в статье, был приглашен из Милана зодчий, вошедший в российскую историю под именем Алевиз Фрязин Новый. Не следует удивляться тому, что у итальянского архитектора была русская фамилия. На самом деле слово Фрязин являлось прозвищем, обозначавшим на жаргоне того времени наемных мастеров, выписываемых князьями из-за границы. Характерно, что именно так итальянец был зарегистрирован в расчетных книгах, по которым получал жалование.

Решение сложной архитектурной задачи

Известно, что еще до начала работ по возведению Архангельского собора Московского Кремля Алевиз создал проекты нескольких светских построек, весьма понравившихся заказчикам. Но одно дело строить жилое или общественное здание, и совсем другое - культовое сооружение, в котором необходимо строго придерживаться установленных канонов. Сложность же заключалась в том, что Иван III желал, чтобы храм отвечал требованиям европейской моды и в то же время не выходил за рамки православной традиции.

К чести мастера Алевиза следует сказать, что он блестяще справился со столь трудной задачей. Его детище как нельзя лучше сочетает в себе строгую геометрию итальянского Возрождения с характерными элементами русской храмовой архитектуры. Возведенный им пятиглавый собор имеет в планировке традиционную крестово-купольную систему и полуциркулярные своды, что роднит его с теремным стилем древнерусских храмов.

Кроме того, в соответствии с требованиями канона, внутри была сооружена двухъярусная паперть и хоры, с которых за ходом службы могли наблюдать представительницы княжеской семьи. В остальном же архитектура Архангельского собора Московского Кремля соответствует стилю, получившему тогда распространение в Западной Европе и ставшему отличительной чертой эпохи Возрождения.

Под патронажем Василия III

Началу строительных работ предшествовала полная (а по некоторым данным - частичная) разборка прежнего храма, возведенного еще Иваном Калитой. По ее завершении в октябре 1505 года Иван III собственноручно заложил первый камень в основание будущего сооружения, и по роковому стечению обстоятельств через несколько дней скончался, передав княжение своему сыну, вошедшему в отечественную историю под титулом Великого князя Московского Василия III и ставшего отцом первого русского царя Ивана Грозного. Он и контролировал весь ход строительных работ, продолжавшихся четыре года.

Именно Василию III принадлежит идея сделать Архангельский собор Московского Кремля усыпальницей российских царей. Соответствующий указ он издал в 1508 году, когда строительство подходило к своему завершению. Характерно, что вплоть до двадцатого столетия в соборе хоронили только мужчин, тогда как представительницы царского рода находили вечное упокоение в стенах кремлевской церкви Вознесения Богоматери. Лишь после того, как она была взорвана большевиками, все женские останки перенесли в Архангельский собор.

Собор, ставший гробницей царей

Сегодня под сенью Архангельского собора Московского Кремля размещены 54 мужских захоронения. До того как в 1712 году столицей России стал Санкт-Петербург, возле каждого из них в годовщину успения совершались архиерейские панихиды. За небольшим исключением, здесь нашли вечный покой все российские правители от Ивана Калиты до родного брата и соправителя Петра I царя Алексеевича. Сюда же в 1730 году поместили прах скончавшегося от оспы 15-летнего царя Петра II. Несмотря на то что к тому времени местом захоронения царей стал Петропавловский собор новой столицы, для него сделали исключение, опасаясь распространения инфекции.

Среди российских правителей тех веков, чьи останки не вошли в число захоронений Архангельского собора, можно назвать лишь двух - это Великий князь Московский Даниил Александрович (1261-1303), похороненный в Даниловом монастыре, и царь Борис Годунов (1552-1605). Его прах был выброшен из собора Лжедмитрием, а в дальнейшем перезахоронен в Троице-Сергиевой Лавре.

Тайна смерти Ивана Грозного

К числу наиболее прославленных исторических лиц, связанных с историей Архангельского собора Московского Кремля, относится и царь Иван Грозный. При жизни он многократно оделял его богатыми дарами, а на исходе дней пожелал себе и двум своим сыновьям выделить особые места для погребения. Выполняя волю государя, после кончины его тело поместили в южной части алтаря - так называемом дьяконнике, где принято держать священные предметы, такие как Евангелие, кресты, дарохранительницы и т. д.

К числу интересных фактов об Архангельском соборе Московского Кремля следует отнести исследования выдающегося советского ученого-антрополога М.М. Герасимова, в 1963 году вскрывшего могилу Ивана Грозного и на основании изучения черепа сумевшего воссоздать портрет умершего монарха. Любопытно, что в костях царя и его супруги Марфы, чьи останки также находятся в соборе, он обнаружил высокое содержание ртути, свидетельствующей о том, что их систематически травили, и царь-кровопийца умер отнюдь не своей смертью. Такая гипотеза выдвигалась и ранее, но в данном случае ей было дано научное подтверждение.

Восстановительные и реставрационные работы, проводившиеся в XIX веке

За последние два столетия Архангельский собор неоднократно ремонтировался и подлежал реставрации. Обычно это происходило из-за его естественного износа, являющегося неизбежным следствием прошедших веков, но порой причиной становились и чрезвычайные обстоятельства. Так, в 1812 году захватившие Москву французы устроили в алтаре собора военную кухню. От дыма костров и пара, поднимавшегося из котлов, серьезно пострадал иконостас и часть росписи стен. После изгнания этих европейских варваров пришлось проводить масштабные восстановительные работы. Тогда же была заменена часть колонн, входивших в убранство нижнего яруса, и восстановлена уникальная резьба иконостаса.

Что принес собору XX век?

Большой объем работ по благоустройству и реставрации собора провели в 1913 году, когда отмечалось трехсотлетие Царствующего Дома Романовых. К торжествам, организованным по случаю столь знаменательной даты, была сооружена мраморная сень над гробницей основателя династии - царя Михаила Федоровича. Ее выполнили по эскизам, сделанным собственноручно великим князем Петром Николаевичем - внуком императора Николая I.

Очередной раз значительные повреждения были нанесены собору в 1917 году, когда после октябрьского вооруженного переворота он оказался под огнем артиллерии, обстреливавшей Кремль. Вскоре после этого богослужения в нем прекратились, и длительное время двери храма оставались запертыми. Лишь в 1929 году их отворили, чтобы внести в подклеть (нижний этаж) гробницы с останками женщин, принадлежавших к династиям Рюриковичей и Романовых. Как уже говорилось выше, это случилось после того, как была взорвана церковь Вознесения Богородицы, где они до той поры находились.

Возрождение из небытия

В 1955 году в помещении собора, где давно уже не проводились богослужения, открыли музей, благодаря чему появилась возможность провести некоторые реставрационные работы, и уберечь его от дальнейшего разрушения. Этот статус за ним сохранялся вплоть до падения коммунистического режима, положившего начало возвращению Церкви незаконно отнятого у нее имущества.

Среди прочих святынь в ее лоно вернулся и Архангельский собор Московского Кремля, адрес которого предельно прост и известен всем жителям столицы. Он состоит всего из двух слов: С этих пор в нем возобновилась духовная жизнь, прерванная почти в течение восьми столетий.


1. Петропавловский собор построен в 1712-1733 годах по проекту Доменико Трезини на месте деревянной церкви, стоявшей на этом месте в 1703-1704 годах.Колокольня собора увенчана шпилем и имеет общую высоту 122 метра, что позволяло ей до 2012 года быть самым высоким зданием Петербурга.

2. С самого начала собор являлся местом захоронения Романовых и их родственников. В 1896 году рядом было возведено здание усыпальницы для великих князей императорской фамилии и светлейших князей Романовских. Сюда из Петропавловского собора были перенесены восемь захоронений.

3. Великокняжеская усыпальница сильно пострадала в годы советской власти, много лет ремонтируется и до сих пор закрыта для посещения.

4. С собором её связывает белый коридор. Как видно, здесь всё уже готово, но проход пока закрыт.

5. Осмотрим интерьер трёхнефного собора.

6. Главный вход в храм со стороны Соборной площади.

7. Потолок украшен картинами на евангельские сюжеты.

8. К сводам подвешены пышные люстры.

9. Кафедра проповедника, украшенная золочёной скульптурой.

10. Позолоченный резной иконостас собора изготовили в Москве по рисункам Трезини.

11. Перед иконостасом находятся захоронения императоров и императриц XVIII века.

12. Слева в первом ряду - захоронение Петра I, увенчанное бюстом царя. Рядом с ним - Екатерина I (Марта Скавронская), его жена. Слева - Елизавета Петровна, их дочь, предусмотрительно озаглавленная табличкой «Елизавета I» на случай, если бы среди императриц появилась бы другая Елизавета. За Петром I лежит его племянница Анна Иоановна, дочь царя Ивана V. Слева во втором ряду - Екатерина II и Пётр III, перенесённый после смерти жены из Александро-Невской лавры. На их надгробиях стоит одна и та же дата погребения, что создаёт иллюзию, будто бы они жили вместе и умерли в один день.

13. Пётр Великий подписан как «Отец Отечества». Когда он умер в 1725 году, стены собора едва поднялись на человеческий рост, и его тело до 1731 года пролежало во временной деревянной часовне.

14. По другую сторону от царских врат так же в два ряда находятся надгробные плиты Павла I и Марии Фёдоровны, Александра I и Елизаветы Алексеевны, Николая I и Александры Фёдоровны, а также дочери Петра I, великой княжны Анны.

15. Все надгробия огорожены чёрными оградами, увенчанными набалдашниками в виде ваз, накрытых траурной тканью. Надгробия супругов очерчены единой оградой.

16. Все надгробия были в 1865 году заменены на мраморные, существующие и ныне, но два саркофага отличаются от остальных. Они были изготовлены в 1887-1906 годах из зелёной яшмы и розового орлеца для императора Александра II и его супруги Марии Александровны.

17. Все мраморные надгробия накрыты золочёными крестами, императорские по углам украшены изображениями двуглавых орлов. Одно из надгробий явно свежее других.

18. Оно поставлено над захоронением императрицы Марии Фёдоровны (принцессы Дагмары), жены Александра III. Умершая в 1928 году императрица была похоронена рядом с родителями в усыпальнице собора датского города Роскилле. В 2006 году её прах на корабле доставили в Петербург и захоронили рядом с мужем.

19. А в 1998 году в Екатерининском приделе собора упокоились останки последнего императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны и их дочерей Татьяны, Ольги и Анастасии.

20. Но самые первые захоронения в соборе можно увидеть лишь на экскурсии на колокольню собора, которую успели построить при жизни Петра Великого. Здесь, под лестницей, находятся могилы царевны Марии Алексеевны, сестры Петра I, и его сына Алексея Петровича рядом с женой, принцессой Шарлоттой-Христиной Софией Брауншвейг-Вольфенбюттельской.

21. По стёртым ступеням поднимемся на нижний уровень колокольни, находящийся вровень с крышей собора.

22. Здесь во время блокады находился пост противовоздушной обороны.

23. Здесь можно посмотреть на первоначальный вид храма. Собор был окрашен в розовой гамме, ангел на шпиле был совершенно другим.

24. Вход был украшен пышным крыльцом со скульптурами.

25. Напоминаю, как собор выглядит сегодня (фото с Гранд-макета).

26. Здесь же представлен каркас фигуры ангела, находившегося на шпиле с 1858 года.

29. Каркас ангела заменили в конце XX века на современный.

27. Медная фигура, находившаяся на шпиле до 1858 года, находится в музее истории крепости. Её заменили при перестройке шпиля собора в металле, ведь до 1858 года шпиль был деревянным.

28. Нынешняя фигура-флюгер была отремонтирована и заново позолочена в 1995 году.

30. С этого яруса начинается сама колокольня. Внизу собраны старые грузы механизма башенных часов-курантов.

31. А также вот эта старинная лебёдка.

32. Запорный механизм на дверях, ведущих на открытую площадку собора.

33. По каменным ступеням поднимемся выше.

34. На балках-опорах установлен карильон собора.

35. Карильон - это внушительных размеров многоголосый колокольный музыкальный инструмент, родом из Бельгии. Кстати, «малиновый звон» назван так не за сладость звучания, а в честь бельгийского города Malines.

36. Первоначально карильон был привезён и установлен в Петропавловском соборе Петром I, но позже сгорел при пожаре, а восстановлен был уже в наши дни.

37. Инструмент состоит из множества неподвижных колоколов разного размера.

38. Языками колоколов можно управлять при помощи стальных тросов.

39. Играть на карильоне нужно вот с этого пульта. Преподаватель игры на инструменте, несмотря на «бородатость», на русском говорит с сильным акцентом, он явно откуда-то из Бельгии.

На видео можно послушать, как своеобразно звучит этот инструмент:

40. Над карильоном находится нижняя звонница, традиционная для православных храмов.

41.

42.

43. Самый большой колокол, диаметром больше метра.

44.

45. Звонят в эти колокола вполне традиционно - при помощи системы верёвок, привязанных к языкам.

46. Здесь же висят грузы расположенных ярусом выше часов-курантов.

47. Экскурсия не рассчитана на подъём выше нижней звонницы, поэтому под конец два кадра с сорокаметровой высоты.

48.

Полвека назад из-за этих споров даже вскрыли гробницы царя и его сына.

«АиФ» решил вспомнить, что из этого вышло и какие ещё известные гробницы вскрывали.

Иван Грозный и его сын Иван покоятся в Архангельском соборе Московского Кремля — усыпальнице русских царей. Решения о вскрытии могил в 1963 г. добился известный учёный Михаил Герасимов .

Отравили ли Грозного?

В официальном протоколе сказано, что, когда с саркофага царя начали сдвигать тяжёлую плиту, она «словно кусок льда, разломилась надвое». Случай напоминал тот, что произошёл, когда Герасимов в июне 1941 г. участвовал в раскопках могилы Тамерлана в Самарканде. Утром 21 июня 1941 г. с захоронения Тамерлана начали снимать массивную плиту, но она вдруг раскололась, а в мавзолее погасли установленные там осветительные приборы. Якобы в день вскрытия могилы Тамерлана учёным передали слова местных старейшин, что делать этого нельзя — начнётся война. Война и вправду началась на следующий день, 22 июня. Справедливости ради заметим: о пророчестве заговорили задним числом, спустя десятилетия после вскрытия гробницы.

Скульптурное воспроизведение головы царя Ивана Грозного. Реконструкция по черепу из захоронения в Архангельском соборе Московского Кремля. Скульптор М.М. Герасимов. Фото: www.globallookpress.com

Экспедиция учёных в Самарканд широко освещалась в прессе. Чего нельзя сказать о вскрытии гробниц в Архангельском соборе. Герасимов особо обговорил с коллегами: «Работа не должна быть помпезной и шумной». Когда же учёных всё-таки приехало снимать телевидение, то из этого ничего не вышло (см. «Листая подшивки «АиФ»).

Вскрытие могилы Тамерлана. 1941 г. Фото: Public Domain

Внутри гробница царя Ивана Грозного оказалась простым монашеским погребением — незадолго до кончины государь принял великую схиму с именем Иона . Проведение химико-токсикологических исследований останков показало в костях Ивана Васильевича и его сына Ивана многократное превышение ртути, в то время как у другого сына царя — Фёдора , чью могилу также вскрыли, ртуть не превышала естественный уровень. Эксперты не исключили, что царь и его старший сын Иван могли быть отравлены. А вот версия, что Грозный убил сына ударом посоха в голову, доказана не была.

Белокаменные саркофаги царевича Иоанна Иоанновича и царя всея Руси и великого князя московского Федора Иоанновича. Архангельский собор Московского Кремля. Фото: РИА Новости / Г. Щербаков

Результаты работы в царской усыпальнице Архангельского собора были строго запротоколированы. А подробности произошедшего в Петропавловском соборе Петербурга теперь приходится восстанавливать по крупицам. Этот собор — ещё одна усыпальница русских государей, где захоронения начались с Петра I . В 20-х гг. ХХ в. во время кампании по изъятию церковных ценностей вскрывались и они. Вот что писал профессор В. Касурский : «Не так давно производилось вскрытие царских гробниц. Особенно сильное впечатление произвело вскрытие гробницы Петра I. Тело Петра хорошо сохранилось... На груди у него был большой золотой крест, весивший очень много. Производилось изъятие из гробниц... Гробница Александра I пуста». Член Академии художеств Граббе , присутствовавший при вскрытии царских могил в 1921 г., рассказывал: «Пётр I лежал в гробу как живой. Красноармеец, который помогал при вскрытии, в ужасе отшатнулся. Гробница Александра I оказалась пустой».

Возможную сохранность останков Петра I эксперты объясняют тем, что император после кончины был забальзамирован и похоронен только через шесть лет после кончины — когда был возведён Петропавловский собор.

Император стал старцем?

А то, что могила императора Александра I оказалась пустой, говорит в пользу версии о том, что самодержец инсценировал свою смерть. Скоропостижная кончина царя-освободителя Александра I в 1825 г. сразу породила волну недоверия. Императору было 48 лет, он отличался отменным здоровьем. Александр I заболел, возвращаясь из Крыма. По прибытии в Таганрог слёг с лихорадкой. А вскоре сообщили, что государь скончался. Удивительный факт — императрица не была на панихиде по почившему супругу в таганрогском соборе. Она также не сопровождала траурную процессию в Москву, а затем в Петербург на похороны.

Почвой для разного рода предположений стал и тот факт, что тело императора народу не показали. В Москве из-за опасений народных волнений к Кремлю, где гроб для прощания установили в Архангельском соборе, стянули войска. Однако прощание не было всенародным. Гроб был открыт ночью лишь для самых близких — тех, кто был посвящён в тайну императора. Считается, что он мог принять решение покинуть престол из-за угрызений совести, связанных с гибелью своего отца Павла I. Напрямую Александр I его не убивал, но, зная о готовящемся перевороте, не предотвратил кровавого исхода. Как расплату за тяжкий грех он воспринял и кончину двух своих малолетних дочерей. Он решил «умереть» для мира и посвятить себя Богу. Есть масса доказательств того, что Александр I — старец Фёдор Кузьмич, который появился в Сибири после мнимой кончины императора. Уже в наше время РПЦ канонизировала старца как праведного Феодора Томского в составе Собора Сибирских святых. Последним аргументом в пользу того, что император и старец — одно лицо, могло бы стать теперь уже официальное вскрытие могилы Александра I, но пока об этом речи не идёт.

Зато в 2015 г. произошло вскрытие захоронения Александра III в Петропавловском соборе с целью проведения генетической экспертизы. Останки из царской гробницы планировалось сравнить с теми, что найдены в Свердловской области и приписываются его сыну — императору Николаю II. Пока об итогах расследования не сообщалось.

Листая подшивки «АиФ»

Галина Лебединская много лет возглавляла лабораторию пластической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН. В 1999 г. она рассказала нашему журналисту о странностях, которые творились в лаборатории, когда ей пришлось восстанавливать облик Ивана Грозного по его черепу.

Галина Лебединская. Фото: / Эдуард Кудрявицкий

Могилу царя и его сыновей вскрыли в 1963 г. Иван Грозный был погребён в монашеском одеянии, скелет его сохранился хорошо, а вот череп сына Ивана буквально на глазах рассыпался в крошку. Поэтому не удалось ответить на вопрос: действительно ли царевич был убит ударом посоха в висок?

Когда начали восстанавливать облик царя, в лабораторию приехали кинодокументалисты. С этого момента начали происходить какие-то малообъяснимые вещи. Сначала у киношников взорвался юпитер, затем загорелась плёнка. Фотограф попросил попозировать с черепом царя — перегорела фотовспышка.

Через несколько дней в лаборатории неожиданно погас свет. Сотрудники зажгли свечу и ради шутки (тогда все были атеистами) стали вызывать дух великого царя всея Руси. Вдруг свеча упала, затухла и одновременно громко хлопнула входная дверь. Как будто душа потревоженного царя вырвалась наружу. Все очень испугались.

Казнь стрельцов


Пётр Первый приказал, чтобы стрельцов судили, как воров и убийц, и чтобы они были наказаны как таковые. Так и было сделано. Их вывели из различных тюрем, куда их посадили по прибытии в Москву, собрали в количестве 7 тысяч человек в одном месте, окруженном частоколом, и прочитали приговор. Две тысячи из них были приговорены к повешению, а другие 5 тысяч к отсечению головы. Это было выполнено в один день следующим образом.

Их выводили по 10 человек из огороженного места, о котором только что говорилось, на площадь, где были установлены виселицы, чтобы повесить там 2 тысячи человек. Они были связаны по 10 человек в присутствии царя, который их считал, и в присутствии всех придворных, которым он приказал быть свидетелями этой казни. Царь хотел, чтобы во время казни солдаты его гвардии показали, как они несут свою службу.

После казни этих 2 тысяч стрельцов приступили к расправе с теми 5-ю тысячами, которым следовало отрубить головы. Их выводили так же по 10 человек из огороженного места и приводили на площадь. Здесь между виселицами положили большое количество брусьев, которые служили плахой для 5 тысяч осужденных. По мере того как они прибывали, их заставляли ложиться в ряд во всю длину и класть шею на плаху, сразу по 50 человек. Затем отрубали головы сразу всему ряду.

Царь не удовлетворился лишь услугами солдат своей гвардии для выполнения этой экзекуции. Взяв топор, он начал собственной рукой рубить головы. Он зарубил около 100 этих несчастных, после чего роздал топоры всем своим вельможам и офицерам своей свиты и приказал последовать его примеру.

Никто из этих вельмож, а среди них были такие, как известный адмирал Апраксин, великий канцлер, князь Меншиков, Долгорукий и другие, не осмелился ослушаться, слишком хорошо зная характер царя и понимая, что малейшее непослушание поставит под угрозу их собственную жизнь и что они сами могут оказаться на месте мятежников.

Головы всех казненных были перевезены на двухколесных телегах в город, насажены на железные колья, вделанные в бойницы кремлевских стен, где они оставались выставленными, пока был жив царь.

Что касается главарей стрельцов, то они были повешены на городских стенах напротив и на высоте окна с решеткой, за которым сидела в тюрьме царевна Софья. И это зрелище она всегда имела перед своими глазами в течение тех пяти или шести лет, на которые она пережила этих несчастных.

Известные случаи, когда Царь зимой наблюдал казни солдат посаженных на кол и не уезжал по 15 часов, при этом Пётр Первый требовал как можно дольше продлить казнь, чтобы посаженные на кол не замёрз и не умер быстрее, Царь снимал свою шубу, шапку, сапоги и укрывал солдата седящего на коле, а сам наблюдал за мукой с тёплой кареты.

Голова для любимой жены


Свидетельства гласят, что Петр I незадолго до кончины заподозрил в неверности свою жену Екатерину, в которой до этого души не чаял и которой намеревался в случае своей смерти передать престол. Когда Петр собрал достаточные, на его взгляд, улики о неверности жены, он приказал казнить Монса. А чтобы не выставлять себя "рогатым" супругом перед иностранными дворами и собственными подданными, "пришил" Монсу экономические преступления, которые при желании нетрудно было отыскать почти у каждого чиновника тех времен (да и не только тех). Говорят, перед казнью Монс не мог оторвать взгляда от шеста, на котором через несколько минут должна была красоваться его голова. Екатерина изо всех сил делала вид, что равнодушна к судьбе Монса. Когда он шел на плаху, она с дочерьми разучивала новые танцы. После казни Петр посадил царицу в сани и повез ее к голове любовника. Екатерина выдержала испытание — она спокойно улыбалась. Потом заспиртованную в стеклянном сосуде голову Монса поставили в ее покоях.

Взаимоотношение с детьми


А вот пример отношения Петра к своим дочкам от Екатерины — Анне и Елисавете. Очевидцы указывают, что Петр был сильно взбешен показаниями Монса, и из-за этого приступы его гнева стали опасны для всех, попадавшихся ему на пути. В таком состоянии он едва не убил собственных дочерей. Лицо царя то и дело сводила судорога, порой он доставал свой охотничий нож и в присутствии дочерей бил им в стол и в стену, стучал ногами и размахивал руками. Уходя, он так хлопнул дверью, что она рассыпалась.

Понятно, что и первый сын царской семейки Алексей Петрович, выросший среди таких страстей, воспылать особой любовью к своему суровому отцу не мог, не мог простить ему заточения матери в монастырь, за что и поплатился жизнью.

Существовала версия, что Вейде присоветовал Петру отравить 27 летнего царевича. Петр согласился, и Вейде заказал аптекарю очень сильный яд. Но тот отказался вручать отраву генералу, а согласился передать ее только самому царю. Вейде привел аптекаря к Петру, и они вместе отнесли яд Алексею, но царевич наотрез отказался принимать снадобье. Тогда они повалили Алексея на пол, оторвали половицу, чтобы кровь могла стекать в подпол, и топором обезглавили его, упавшего в обморок, истощенного мучениями и страхом.

И все же трагедия на этом не окончилась: на авансцене истории появился еще один персонаж - Анна Ивановна Крамер, которой Петр доверял не меньше, чем генералу Вейде.

Анна была в особом «кредите» у Петра. Он доверял ей то, чего не мог доверить никому другому. Именно Анна Крамер приехала вместе с Петром и Вейде в Петропавловскую крепость, где одела тело царевича в приличествующий случаю камзол, штаны и башмаки и затем ловко пришила к туловищу его отрубленную голову, искусно замаскировав страшную линию большим галстуком.

Желая показать, что смерть Алексея для него ровно ничего не значит, Петр на следующий же день после казни сына пышно отпраздновал девятую годовщину победы под Полтавой.

Отношения Петра к любимой женщине

Добавим к этому незавидную судьбу любовницы Петра — Марии Гамильтон, казненной в 1719 году. Петр сам заботливо проводил разнаряженную красавицу к плахе, и она до последней минуты надеялась на помилование, вспоминая слова любовника, что рука палача не коснется ее. Рука не коснулась… коснулся топор. Петр поднял голову любовницы и начал читать присутствующим лекцию по анатомии, показывая кровеносные сосуды и позвонки. Он не упускал ни единой возможности для просвещения своего "темного" народа. Потом перекрестился, поцеловал побледневшие губы и бросил голову в грязь… Заспиртованная голова Марии Гамильтон еще долго хранилась в Кунсткамере вместе с головой незадачливого Монса. Захоронить головы велела Екатерина II.

Пётр Первый не брезговал даже родной племянницей

Племянница Царя, Екатерина Ивановна была маленького роста, очень пухленькая, с необыкновенно черными глазами и волосами цвета воронова крыла. Она отличалась чрезмерной болтливостью, громким и частым смехом и великим легкомыслием. К тому же с юных лет знали ее как особу ветреную, склонную к любовным утехам с кем попало: лишь бы был ее герой хорош собой и силен, как мужчина. Ей было все равно: князь ли перед ней, паж или слуга.

Камер-юнкер Фридрих-Вильгельм Бергольц, уроженец Голштинии, называл ее «женщиной чрезвычайно веселой, которая говорит все, что взбредет ей в голову».

Когда Екатерине Ивановне исполнилось 24 года, ее дядя - царь Петр - решил выдать ее замуж за Мекленбург-Шверинского герцога Карла-Леопольда.

Молодых обвенчал православный архиерей - духовник Екатерины Ивановны, приплывший с нею в Данциг, и оттуда все, кто был при венчании, пошли во дворец герцога, тоже оказавшийся совсем неподалеку.

Свадебное пиршество было довольно скромным и малолюдным.

Сохранилось свидетельство обер-маршала герцога Эйхгольца, что Карл-Леопольд среди ночи ушел из спальни, почувствовав, что не может выполнить своего супружеского долга.

Едва завидев свою миловидную молодую племянницу, Петр бросился к ней и, не обращая внимания ни на герцога Карла, ни на сопровождавших его особ, обхватил Екатерину Ивановну за талию и увлек в спальню. «Там, - пишет осведомленный двумя очевидцами этого происшествия барон Пельниц, - положив ее на диван, не запирая дверей, поступил с нею так, как будто ничто не препятствовало его страсти». Едва ли подобное могло случиться, если бы дядя и племянница не были до того в любовной кровосмесительной связи…

Царев гнев


«Не было ни дня, когда бы он не выпил вина», - утверждал барон Пёльниц. Любое счастливое событие - именины, празднование победы, спуск на воду корабля - служило предлогом для непрекращающегося застолья. Многие из его пиров продолжались по несколько дней и ночей. А так как он хорошо переносил алкоголь, царь требовал такой же способности от своих гостей. Когда кому-то оказывалась честь сидеть за одним столом с государем, приходилось так же часто опустошать бокал, как и он. Дипломаты приходили в ужас от этой необходимости, и не только они. Большая часть приглашенных с недоумением смотрела на группу из шести гренадеров, которые на носилках вносили в зал огромное ведро, до краев наполненное водкой. От этого напитка по всему залу распространялся сильный запах. Каждый должен был выпить столько этой жидкости, сколько укажет царь. Те же, кто хотел уклониться, наказывались штрафной дозой. Если же гости протестовали, доказывая, что уже приняли свою порцию, их заставляли дыхнуть, чтобы удостовериться, что в их дыхании чувствуется алкоголь. Не делали исключения из этого правила даже для женщин. Дочь вице-канцлера Шафирова, крещеного еврея, отказалась один раз выпить большую кружку водки. Тогда Петр закричал на нее: «Проклятое еврейское отродье, я научу тебя слушаться!» И перед всеми отвесил ей две громкие пощечины. Часовые не позволяли участникам собрания покинуть зал, пока царь не закроет банкет. Но он знал свою «меру» и никогда не принимал важных решений в состоянии опьянения.

Привыкнув с молодых лет к полной свободе действий, Петр не допускал никаких обстоятельств, ограничивающих его волю. Его самые экстравагантные капризы казались ему совершенно обоснованными, если он загорался какой-либо идеей. И если он чего-то хотел, никто не мог его переубедить. Чтобы развеселить гостей, он заставлял восьмидесятилетних людей танцевать, пока те не падали с ног, подражая молодым, а молодые люди должны были танцевать, подобно старикам, волоча ноги по полу. Екатерина вступилась за супругу маршала Олсуфьева, которая ждала ребенка, чтобы царь разрешил ей не присутствовать на очередной попойке. Петр возмутился подобной просьбе, потребовал присутствия несчастной на банкете и не испытал никаких угрызений совести, узнав, что вследствие этого у нее родился мертвый ребенок. Министр Федор Головин отказался во время одного из обедов от салата, потому что не переносил уксуса. Разъяренный царь схватил опешившего гостя и стал лить ему в рот уксус до тех пор, пока у того не пошла кровь изо рта. Другой Головин, старший представитель знатной семьи, должен был по приказу царя участвовать в маскараде, вырядившись в костюм дьявола. Когда он отказался от этой затеи, ссылаясь на свой возраст и положение, Петр заставил его раздеться, напялить шапку с рогами и сесть голым на льду Невы. В таком положении на сильном ветру он пробыл час. Вернувшись к себе, он слег с высокой температурой и умер. А Петр вовсе не видел за собой никакой вины.

В 1721 году во время свадебного пира, когда князь Трубецкой, человек в возрасте, женился на молоденькой двадцатилетней девушке, к столу подали желе из фруктов, излюбленное лакомство молодожена. Тут же Петр силой открыл ему рот и стал заталкивать это кушанье, проталкивая куски своими пальцами все дальше в горло. В это же время по приказу императрицы другие приглашенные щекотали брата девушки, который корчился и кричал, если верить словам Бергхольца, «как теленок на скотобойне».

В Копенгагене Петр увидел мумию, которая ему понравилась, и захотел ее забрать. Но так как это был единственный в своем роде экземпляр, король Дании ответил вежливым отказом на просьбы своего высокого гостя. Царь вернулся в музей, вырвал мумии нос и, повредив ее, сказал изумленному хранителю: «Теперь вы можете ее охранять».

Утром 11 июля 1705 года, посетив монастырь в Полоцке, Петр остановился перед статуей прославленного мученика ордена, блаженного Иосафата, который был изображен с топором, вонзенным ему в голову. Царь, еще окончательно не протрезвев, спросил: «Кто замучил этого святого?» - «Схизматики», - ответил настоятель, пастор Козиковский. Этого слова, которым католик назвал православных, было достаточно, чтобы вывести царя из себя. Он проткнул шпагой пастора Козиковского и убил его; офицеры из его свиты набросились на остальных монахов. Трое также были заколоты насмерть, а два других, смертельно раненных, умерли через несколько дней; монастырь был отдан на разграбление, а в разоренной церкви сделали кладовую для царских войск. В тот же вечер секретарь царя Макаров написал в «Журнале» Его Величества: «11 июля был в униатской церкви в Полоцке и убил пять униатов, обозвавших наших генералов еретиками». Известие об этом, немедленно посланное из Полоцка в Рим, наделало много шуму в униатских церквях, инцидент обрастал все новыми ужасными и возмутительными подробностями. Царь якобы приказывал отрезать груди у женщин, которые были виноваты лишь в том, что присутствовали при резне и были не в силах скрыть своего волнения. В слухах была известная доля преувеличения.

Спустя пять лет, во время празднования победы под Полтавой, в Москве, царь подошел к солдату, который нес шведское знамя, и, искаженный яростью, ударил его плашмя своей шпагой, не заботясь о том, что стало с его жертвой. В 1721 году в Риге, увидев другого солдата, несущего фрагменты меди, упавшие с крыши церкви Святого Петра после удара молнии, он убил его, ударив своей дубиной. Ромодановский и Зотов пытались успокоить царя во время одного из приступов ярости, тогда Петр обнажил свою шпагу, сделал несколько взмахов лезвием и наполовину отрезал пальцы одному и ранил в голову другого. Некоторое время спустя, увидев среди бала, что Меншиков танцует со шпагой на боку, он дал ему такую сильную пощечину, что у фаворита пошла носом кровь.

Смерть и похороны Петра Первого

Особенно же поразил всех больной император, когда 6 января, в мороз, прошел во главе Преображенского полка маршем по берегу Невы, затем спустился на лед и стоял в течение всей церковной службы, пока святили Иордань, прорубь, вырубленную во льду Все это привело к тому, что Петр сильно простудился, слег в постель и с 17 января стал испытывать страшные мучения. Эта болезнь оказалась последней в его жизни.

О диагнозе смертельной болезни Петра существует несколько версий. Французский посол в России Кампредон сообщал в Париж: царь «призвал к себе одного итальянского доктора, приятеля моего (доктора Азарити - В. Б.), с которым пожелал посоветоваться наедине». Далее Кампредон писал, что, со слов Азарити, «задержание мочи является следствием застарелой венерической болезни, от которой в мочевом канале образовалось несколько небольших язв».

Лечившие Петра врачи-немцы братья Блюментросты были против хирургического вмешательства, а когда хирург-англичанин Горн операцию все же провел, то было уже поздно и у Петра вскоре начался «антонов огонь», как в то время на Руси называли гангрену. Последовали судороги, сменявшиеся бредом и глубокими обмороками. Последние десять суток если больной и приходил в сознание, то страшно кричал, ибо мучения его были ужасными.

В краткие минуты облегчения Петр готовился к смерти и за последнюю неделю трижды причащался. Он велел выпустить из тюрьмы всех должников и покрыть их долги из своих сумм, приказал выпустить всех заключенных, кроме убийц и государственных преступников, и просил служить молебны о нем во всех церквах, не исключая и иноверческих храмов.

Екатерина сидела у его постели, не покидая умирающего ни на минуту. Петр умер 28 января 1725 года в начале шестого утра. Екатерина сама закрыта ему рот и глаза и, сделав это, вышла из маленькой комнатки-кабинета, или «конторки», как ее называли, в соседний зал, где ее ждали, чтобы провозгласить преемницей Петра.

Петр I умер, не оставив завещания. Наследниками престола могли считаться: во-первых, сын казненного Алексея - Петр, во-вторых, дочери Петра I и Екатерины - Анна и Елизавета, в-третьих, - племянницы Петра I, дочери его старшего брата Ивана Алексеевича - Анна, Екатерина и Прасковья. Анна занимала в это время герцогский трон в Курляндии, Екатерина была герцогиней в Мекленбурге, а Прасковья жила в Москве, не будучи замужем. В-четвертых, - венчанная императорской короной Екатерина Алексеевна.

Три недели Пётр лежал на постели и ежедневно всем людям был открыт доступ к покойному Императору. В итоге труп позеленел и сильно смердил. Тогда было решено его забальзамировать, переложить во гроб и выставить в зале до Пасхи. В тесную конторку, где умер Петр, с трудом протиснули огромный гроб размером в косую сажень (русская мера длины - косая сажень - равнялась 216 см), разворачивая и наклоняя его во все стороны. Сорок дней прощался с забальзамированным телом императора весь Петербург, сановники, духовенство и купцы из Москвы и ближних к новой столице городов.

А через три недели после смерти Петра, 22 февраля, умерла младшая из его дочерей - шестилетняя Наталья, и в Зимнем дворце стало еще одним гробом больше.

При подготовке церемонии похорон выяснилось, что гроб с телом императора не проходит в дверь, и тогда по приказу главного распорядителя похорон генерал-фельдцейх-мейстера, сенатора и кавалера, графа Якова Брюса в дверь превратили одно из окон, а к окну снизу возвели просторный помост, с обеих сторон которого шли широкие лестницы, задрапированные черным сукном. До Пасхи не дотянули, труп стремительно разлогался и на сороковой день было принято решение похоронить через два дня, а по России объявить годовой траур.

…В полдень 10 марта 1725 года три пушечных выстрела известили о начале похорон императора. Мимо выстроившихся вдоль берега Невы полков гроб Петра снесли по лестнице на набережную, и восьмерка лошадей, покрытых попонами из черного бархата, провезла гроб к причалам главной пристани, а оттуда на специально сооруженный на льду Невы деревянный помост, ведущий к Петропавловской крепости.

За гробом несли более тридцати знамен. И первыми из них были: желтый штандарт Российского флота, черное с золотым двуглавым орлом императорское знамя и белый флаг Петра с изображенной на нем эмблемой - стальным резцом скульптора, вырубающим из камня еще не завершенную статую.

А перед этой знаменной группой шли члены семьи покойного и два «первейших сенатора». Порядок, в каком следовали они за гробом, о многом говорил и сановникам, и иностранным дипломатам, ибо он, этот порядок, точно отражал расстановку сил и значение каждого из этих людей при дворе.

Первой шла теперь уже вдовствующая императрица Екатерина Алексеевна. С обеих сторон ее поддерживали фельдмаршал и Светлейший князь Меншиков и Великий канцлер, граф Головкин.

Следом за ними шли дочери Петра и Екатерины - семнадцатилетняя Анна и пятнадцатилетняя Елизавета, затем племянницы Петра - царевна Прасковья Ивановна и Мекленбургская герцогиня Екатерина Ивановна, а за ними - родственники по матери покойного - Нарышкины. Вместе с ними шел девятилетний внук покойного, сын казненного Алексея - Петр и жених Анны Петровны, Голштинский герцог Карл-Фридрих. По тому, что герцог был в этой процессии, следует полагать, что его считали членом царской семьи, хотя свадьбы пока еще не было.

…Не пройдет и десяти лет, как почти все эти люди умрут. Долгожителями окажутся лишь Великий канцлер Головкин и дочь Петра I - Елизавета…

Гроб Петра поставили в Петропавловском соборе, который тогда еще строили, и он стоял там непогребенным шесть лет. И только после этого гроб с телом покойного предали земле…


PS Кроме болезней почек он страдал астмой, эпилепсией и алкоголизмом.